Унитарные предприятия обладают правом хозяйственного ведения. Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения и оперативного управления

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения - это предприятие, которое создается по решению государственного органа или органа местного самоуправления.

Отличительной чертой хозяйственного ведения и права оперативного управления является то, что они могут возникнуть на основании односторонних действий субъекта «вышестоящего» вещного права (вещное право учредителя). Так, по общему правилу, субъект права оперативного управления или права хозяйственного ведения может быть создан и собственником имущества, и другим субъектом права хозяйственного ведения или оперативного управления.

В Гражданском кодексе определение унитарного предприятия указаны два основных признака:

Первый признак: унитарное предприятие - это коммерческая организация, т. е. основной целью данного юридического лица закладывается извлечение прибыли. Унитарное предприятие является субъектом гражданского права, и в этом оно принципиально отличается от понятия предприятия как имущественного комплекса (ст. 152 ГК), являющегося объектом права. Предприятие как имущественный комплекс продолжает свое существование и при создании унитарного предприятия. Но в этом случае оно одновременно становится объектом двух вещных прав: права собственности субъекта, создавшего унитарное предприятие, и производного от него вещного права, принадлежащего самому унитарному предприятию. Юридическая грань, отделяющая государственное или муниципальное унитарное предприятие как субъект, от предприятия как объекта гражданского права, весьма трудно определима. Это обусловлено тем, что предприятие как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, само является действующим "организмом", самостоятельно участвующим в экономических отношениях, несущим собственные права и обязанности, предполагающим наличие коллектива работников.

Второй признак: унитарное предприятие не является собственником закрепленного за ним имущества. Собственником такового остается субъект, создавший унитарное предприятие. И в этом состоит отличие унитарного предприятия от иных хозяйствующих субъектов. Так, муниципальное унитарное предприятие представляет собой сложный имущественный комплекс. Сложность заключается в том, что муниципальное предприятие не обладает правом собственника в отношении имущества, закрепленного за ним, но обладает правом хозяйственного ведения в отношении муниципального имущества. В этом случае предприятие, выступающее в гражданских правоотношениях, наделяется муниципалитетом полномочиями собственника в отношении переданного имущества.

Обеспечение стабильного, долговременного исполнения унитарными предприятиями и учреждениями функций, возложенных собственником, достигается посредством следующего кардинального отличия права хозяйственного ведения и права оперативного управления от других вещных прав. Они предоставляют для своих субъектов, как право собственности для собственника, максимально возможный для данного субъекта объем правомочий на конкретный объект права. Возможность быть носителем указанных прав, как и права собственности, является в соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ неотъемлемым элементом правосубъектности юридического лица. Следует признать, что фактически (с экономической точки зрения) хозяйственное ведение и оперативное управление - это собственность соответствующих лиц, так как данные институты есть вещные права на собственное имущество организации.

Устав унитарного предприятия должен также содержать сведения о размере его уставного фонда (если таковой подлежит созданию), о порядке и источниках его формирования, о направлениях использования прибыли, получаемой унитарным предприятием, и иные предусмотренные законом сведения. Как и для хозяйственных обществ, для унитарных предприятий установлено правило о том, что при уменьшении стоимости чистых активов ниже размера его уставного фонда собственник должен принять решение о соответствующем уменьшении уставного фонда. Если же их стоимость окажется ниже минимального размера уставного фонда, установленного законом, учредитель должен ликвидировать предприятие. При уменьшении уставного фонда учредитель обязан письменно уведомить об этом кредиторов предприятия. Права кредиторов, как и в хозяйственных товариществах и обществах, обеспечены возможностью требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения убытков. ГК и Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях предусмотрена возможность создания унитарных предприятий двух видов. В зависимости от того, на каком вещном праве за унитарным предприятием закрепляется имущество собственника, выделяют предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и предприятия, основанные на праве оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, в соответствии с содержанием этого права самостоятельно распоряжается произведенной им продукцией, а также движимым имуществом, находящимся в его хозяйственном ведении, если иное не установлено законодательством. Недвижимым имуществом предприятие может распоряжаться лишь с согласия собственника. При этом сделки по распоряжению закрепленным за предприятием имуществом не должны лишать его возможности осуществлять уставную деятельность. Собственник имущества такого предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, переданного предприятию в хозяйственное ведение. Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. Исключением является субсидиарная ответственность собственника в случае несостоятельности (банкротства) унитарного предприятия, наступившей вследствие выполнения указаний собственника. Минимальный размер уставного фонда таких унитарных предприятий определен Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. К моменту государственной регистрации унитарного предприятия его уставный фонд должен быть полностью оплачен учредителем.

Государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Уставом государственного или муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Также унитарное предприятие не имеет права без согласия собственника заключать договоры простого товарищества.

В последнем абзаце пункта 4 статьи 18 Закона об унитарных предприятиях говорится о том, что перечень сделок, совершение которых без согласия собственника имущества прямо запрещено законодательством, может быть расширен посредством включения дополнительных условий в устав государственного или муниципального предприятия. Закон об унитарных предприятиях никак не ограничивает виды этих сделок и их размер. Не установлены и какие-либо обстоятельства, при наступлении которых в устав унитарного предприятия могут быть включены дополнительные условия. На практике это, по-видимому, будет означать, что контроль за осуществлением сделок с имуществом будет ужесточен в отношении тех унитарных предприятий, деятельность которых является недостаточно эффективной. Причем, условия будут жестче там, где руководство предприятия проявляет некомпетентность или создает условия для того, чтобы у собственника имущества создалось мнение о личной заинтересованности руководства предприятия в ухудшении финансовых показателей его деятельности.

Унитарные предприятия, а также учреждения в силу ст. 299 ГК РФ могут устанавливать и прекращать соответствующие их организационно-правовой форме права обособления собственного имущества теми же способами, что и субъекты права собственности. В связи с этим должна быть обеспечена законодательная возможность для учреждений и унитарных предприятий выступать в качестве покупателей государственного и муниципального имущества в процессе приватизации.

Унитарные предприятия и учреждения, так же как и собственник, действуют по своему усмотрению и в своих интересах (п. 2 ст. 1, ст. 9, ст. 209 ГК), но, в отличие от собственника, ограничены не только законом, правами и интересами других лиц, но и волей самого собственника в пределах, указанных в законе.


1. Решение о создании, реорганизации в форме разделения, выделения федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и преобразования их в федеральные государственные учреждения, а также об изменении вида указанных предприятий на федеральные казенные предприятия принимается Правительством РФ. Правительство может делегировать полномочия федеральному органу исполнительной власти.
Реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в форме слияния и присоединения, а также их ликвидация осуществляются по решению Федерального агентства по управлению государственным имуществом на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующее предприятие.
Ликвидация и реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утв. Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 (СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3313), осуществляются Правительством РФ на основании решения Президента РФ (см. постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" (СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 5074)).
2. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения, указанные в п. 2 ст. 52 ГК, а также иные положения, как то: сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия; наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор); порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора с ним в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами; структура совещательных органов (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и др.), их состав и компетенция; перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием (в частности, резервный фонд), размеры, порядок формирования и использования этих фондов; дополнительные ограничения в отношении видов сделок, которые предприятие может совершать без согласия собственника, и др. (Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утв. приказом Минэкономразвития России от 25 августа 2005 г. N 205 (РГ. 2005. N 225)).
Устав государственного или муниципального предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, должен также содержать сведения о размере уставного фонда, порядке и источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли. В казенных предприятиях уставный фонд не формируется.
Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть чистой прибыли в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются компетентным органом публичного образования - собственника имущества (см. Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утв. постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. N 228 (СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1440)).
Примерный устав федерального государственного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утвержден распоряжением Минэкономразвития России от 25 августа 2005 г. N 205 "Об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения" (РГ. 2005. N 225). Утверждение уставов федеральных государственных унитарных предприятий осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находится предприятие.
3. Полное фирменное наименование унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, должно содержать слова "федеральное государственное предприятие", "государственное предприятие" или "муниципальное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъекта РФ или муниципальное образование.
4. Уставный фонд предприятия выражается в рублях и определяет минимальный размер его имущества, гарантирующий интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд формируется в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия. Взнос учредителя может состоять из денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Уставный фонд должен составлять не менее 5000 МРОТ - для государственных предприятий и 1000 МРОТ - для муниципального предприятия. Стоимость имущества, передаваемого предприятию при его учреждении, указывается в решении собственника о создании предприятия, однако не может превышать стоимость взноса учредителя, определяемую в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
5. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, вправе распоряжаться недвижимым имуществом только с согласия собственника. Закон об унитарных предприятиях устанавливает дополнительные ограничения: согласие собственника имущества требуется также для совершения сделок, связанных с обременениями имущества (передача имущества в аренду, залог имущества), с уступкой требования, переводом долга, осуществлением заимствований, предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, участием в простом товариществе (договоре о совместной деятельности), а также иных сделок (см. коммент . к ст. 113 ГК).
6. Закон об унитарных предприятиях уточняет п. 5 коммент. ст., указывая, что решение об уменьшении размера уставного фонда государственного или муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, принимается собственником имущества такого предприятия. Собственник обязан также произвести государственную регистрацию этих изменений, причем в регистрации может быть отказано, если предприятие не представит доказательств уведомления кредиторов о таком уменьшении размера уставного фонда.
Такое уведомление должно быть сделано государственным или муниципальным предприятием в течение 30 дней путем письменного уведомления, а также публикации в органе печати, в котором размещаются данные о государственной регистрации юридических лиц.
Право кредитора требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков прекращается по истечении 30 дней с даты такого уведомления и (или) публикации (ст. 15 Закона об унитарных предприятиях).
Право требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков возникает у кредиторов предприятия и в том случае, если собственник в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решения об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда либо о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия.
7. Закон определяет, что минимальный размер уставного фонда определяется исходя из законодательства, действующего на дату государственной регистрации такого предприятия, и в дальнейшем остается неизменным. В случае если стоимость чистых активов такого предприятия по итогам финансового года оказывается меньше этой суммы, собственнику имущества предоставляется трехмесячный срок для восстановления стоимости чистых активов до указанного минимального размера, после чего предприятие может быть ликвидировано в судебном порядке или по решению собственника.
Стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
8. В случаях, когда несостоятельность (банкротство) предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, вызвана действиями собственника имущества предприятия, последний несет перед кредиторами предприятия субсидиарную ответственность при условии, что их требования не могут быть удовлетворены за счет активов самого предприятия. Вопрос о субсидиарной ответственности должен решаться в процессе конкурсного производства.
9. Под дочерним предприятием, которое упоминается в п. 7 коммент. ст., следует понимать не любую коммерческую организацию, а лишь дочернее унитарное предприятие. Данная норма во многим утратила свое значение, так как с момента вступления в силу Закона об унитарных предприятиях не допускается создание цепочек унитарных предприятий, т.е. учреждение дочерних унитарных предприятий. Что же касается тех дочерних предприятий, которые были созданы до вступления Закона в силу, то они подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям.
Если унитарное предприятие участвует в организациях иных организационно-правовых форм, то основания и порядок ответственности унитарного предприятия по обязательствам таких лиц определяются соответствующими специальными нормами (в частности, Законом об обществах с ограниченной ответственностью, Законом об акционерных обществах).

Учредителем унитарного предприятия может являться Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Решение об учреждении государственного предприятия субъекта РФ или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов.

В муниципальных образованиях установление порядка принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий, а также установлении тарифов на их услуги является исключительной компетенцией представительных муниципальных органов. По смыслу этого закона принятие решения о создании муниципальных предприятий входит в компетенцию местной администрации.

В соответствии с Законом об унитарных предприятиях государственные и муниципальные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются, а те из них, которые возникли до принятия этого закона, действуют в целях выполнения функций, прямо перечисленных в законе, например, таких, как:

Использование имущества, приватизация которого запрещена и которое необходимо для обеспечения безопасности РФ;

Осуществление деятельности для решения социальных задач (в том числе реализация товаров и услуг по минимальным ценам, а также организация и проведение закупочных и товарных интервенции для обеспечения продовольственной безопасности страны).

По отношению к предприятиям, предмет деятельности которых не подпадает под указанный в Законе круг задач, продолжается политика приватизации, создания на базе их имущества казенных предприятий, ликвидации предприятий.

В муниципальных образованиях принятие решения о создании предприятия и утверждение его устава, как правило, являются компетенцией одного органа - местной администрации.

В субъектах РФ принятие решения о создании муниципального предприятия может относиться к компетенции одного органа государственной власти (правительства), а утверждение устава возложено на другой - соответствующий отраслевой департамент (управление). Уставы федеральных предприятий утверждаются отраслевыми федеральными агентствами и агентствами, руководство которыми осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ.

Уставный фонд предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяет минимальный размер имущества предприятия, гарантирующего интересы его кредиторов. Он может быть сколь угодно большим. Закон об унитарных предприятиях содержит указание лишь на минимальный размер уставного фонда: для государственного предприятия - не менее чем 5000 МРОТ, установленных Федеральным законом на дату государственной регистрации предприятия, а для муниципальных - не менее 1000 МРОТ.

До принятия Закона об унитарных предприятиях минимальный размер уставного фонда был одинаковым для всех предприятий и составлял 1000 МРОТ. Порядок формирования уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяется Законом об унитарных предприятиях, который устанавливает, что уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи предприятию в полном объеме имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения.

В качестве вклада в уставный фонд собственник может внести деньги, ценные бумаги, объекты недвижимости, другие вещи, имущественные права и другие права, имеющие денежную оценку. Например, вкладом может быть право на использование изобретения, исключительное право на которое принадлежит государству. Формирование уставного фонда федеральных предприятий осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

Уставный фонд казенного предприятия не формируется. Интересы кредиторов такого предприятия обеспечиваются субсидиарной ответственностью собственника его имущества.

Чистые активы предприятия должны быть по сумме не меньшими, чем уставный фонд предприятия. Они определяются по данным бухгалтерской отчетности, поступающей в органы управления государственным и муниципальным имуществом. Если по результатам любого финансового (календарного) года будет установлено, что чистые активы предприятия меньше размера его уставного фонда, орган управления имуществом должен подготовить проект решения об уменьшении уставного фонда до размера, не превышающего чистые активы предприятия. Решение же принимает орган, уполномоченный создавать предприятия.

Если же стоимость чистых активов предприятия по окончании финансового года (31 декабря) становится меньше, чем установленный законом минимальный размер уставного фонда, закон допускает возможность ликвидации предприятия в судебном порядке.

Закон об унитарных предприятиях предоставляет право предприятию и собственнику в течение трех месяцев после окончания финансового года (отчетного), т.е. до 1 апреля следующего за отчетным года, восстановить имущественное положение предприятия, чтобы чистые активы превысили минимальный размер уставного фонда. Если это не будет сделано, собственник обязан принять решение о ликвидации или реорганизации предприятия (п. 2 ст. 15 названного Закона).

Государственное и муниципальное предприятия - коммерческие организации, которые самостоятельно отвечают перед своими кредиторами по обязательствам. Государство, муниципальные образования, создавшие предприятия, не отвечают по их обязательствам. Как и другие коммерческие организации - хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы, предприятия подлежат банкротству. Но если банкротство предприятия вызвано собственником его имущества, на собственника в случае недостаточности имущества предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия. Такая ответственность наступает при следующих условиях:

Собственник имеет право давать обязательные для предприятия указания;

Собственник имеет возможность иным образом определять действия предприятия;

В результате, по сути, неквалифицированного управленческого воздействия на предприятие, ограничивающего его инициативу и самостоятельность, собственник доводит предприятие до банкротства.

Закон об унитарных предприятиях, хотя и сузил имущественную самостоятельность предприятия (резко увеличилось число сделок, для совершения которых требуется согласие собственника), в целом не ограничил основных прав его как коммерческой организации: свободы в выборе партнеров по обязательствам, в определении содержания договоров, включая условия о ценах, взаимовыгодных для сторон сделки, и др.

Исходя из общих начал гражданского законодательства о виновной ответственности, думаю, что в суде сложно будет доказать, что собственники (органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления) виновны в доведении своего предприятия до банкротства. К тому же у государства, муниципального образования есть различные возможности избежать такой ответственности, не допустить самой процедуры банкротства, например, своевременно реорганизовать предприятие путем присоединения к другому, более успешно работающему предприятию, продать вместе с долгами в процессе приватизации, уволить руководителя, изыскать возможность оказать предприятию финансовую помощь.

Унитарное предприятие - коммерческая организация, не на­деленная правом собственности на закрепленное за ним собст­венником имущество. Различают унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управ­ления, К числу унитарных предприятий относятся государст­венные и муниципальные предприятия./1,статья 113/

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

До государственной регистрации предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

Кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие).

Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 Гражданского Кодекса РФ. Это правило также применяется к ответственности предприятия, учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Собственник вправе:

а) создавать и ликвидировать предприятия, определять предмет и цели его деятельности. В соответствии с п.15 постановления Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 и постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. N 96 "О делегировании полномочий Правительства РФ по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности" (СА РФ, 1994, N 8, ст.593) решения о создании и ликвидации федеральных предприятий принимаются Правительством РФ по совместному представлению ГКИ РФ, Минэкономики РФ и федерального органа исполнительной власти (министерства, ведомства), на который возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). В процессе создания предприятия одновременно решается вопрос о предмете и цели его деятельности. Решения о создании и ликвидации федеральных предприятий согласовываются с органами исполнительной власти субъектов РФ, если этого требует законодательство.

Решения о создании и ликвидации УП субъектов РФ и муниципальных УП принимают органы, предусмотренные в ст.125 ГК. Так, в соответствии с п.1.2 Временного положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий г.Москвы, государственных учреждений г.Москвы и коммерческих организаций с участием г.Москвы от 31 октября 1995 г. N 908 учредителем вновь создаваемого УП является правительство г.Москвы. По его поручению Москомимущество выпускает соответствующее распоряжение и утверждает по согласованию с отраслевым департаментом, префектурой и Департаментом экономической политики и развития Москвы устав вновь создаваемого УП;

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения – это предприятие, которое создается по решению государственного органа или органа местного самоуправления.

Особенности унитарного предприятия:

Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, который утверждается собственниками предприятия.

Имущество, переданное унитарному предприятию, зачисляется на его баланс, и собственник не имеет в отношении этого имущества прав владения и пользования.

Движимое имущество (оборудование, готовая продукция) находятся в полном распоряжении унитарного предприятия.

Действия, которые должен совершить собственник-учредитель

Назначить директора;

Утвердить устав унитарного предприятия;

Реорганизовать или ликвидировать унитарное предприятие в случае его убыточной деятельности;

Осуществлять контроль за использованием и сохранностью имущества;

Получать часть прибыли от использования переданного унитарному предприятию имущества.

Действия, которые унитарное предприятие не вправе совершать без согласия собственника-учредителя:

Продавать недвижимое имущество;

Сдавать его в аренду;

Вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный капитал других обществ и товариществ.

Унитарное предприятие на праве оперативного управления

Унитарное предприятие на праве оперативного управления – это федеральное казенное предприятие, которое создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

Особенности унитарного предприятии на праве оперативного управления:

Учредительный документ – устав, утверждаемый Правительством РФ;

Собственник-учредитель вправе изъять излишнее имущество, неиспользуемое имущество, а также имущество, используемое не по назначению;

Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника;

Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления (состоят в содержании и объеме полномочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущества):

Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, то есть предприятие функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении, чем предприятие, основанное на праве оперативного управления;

Учредители унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не отвечают по обязательствам предприятия, за исключением случаев, когда в банкротстве предприятия виноват сам учредитель. При несостоятельности казенных предприятий Правительство РФ несет субсидарную ответственность по обязательствам этого предприятия при недостаточности его имущества. Из этого вытекает, что унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, в принципе не может быть банкротом.

Также выделяют некоммерческие организационно-правовые формы предприятий:

Потребительские кооперативы;

Общественные и религиозные организации;

Учреждения;

Ассоциации.

Наименование предприятия Особенность формы Ответственность по обязательствам
Потребительский кооператив Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами и имущественных паевых взносов. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах внесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.
Общественные и религиозные организации (объединения) Общественные и религиозные организации - добровольные объединения граждан, объединяющихся на основе общественности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Члены этих организаций не отвечают по обязательствам общественных и религиозных, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.
Фонды Это некоммерческие организации, учрежденные гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующих социальные, благотворительные, культурные, образовательные и или иные общественно-полезные цели. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Может заниматься предпринимательской деятельностью, для достижения общественно полезных целей.
Учреждения Организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера, финансируемые им полностью или частично. Учредители отвечают по своим обязательствам находящимся в их распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по их обязательствам несет собственник.
Общественные и некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организации Они сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам а размере и порядке, предусмотренным учредительными документами ассоциации.

Объединения предприятий

В современной экономике превалируют такие формы корпоративных отношений, как холдинговые компании, концерны, синдикаты, ассоциации, финансово-промышленные группы, консорциумы. Каждая из названных форм имеет как общие черты, свойственные всякому объединению, так и свои особенности. Все они направлены на использование преимуществ крупного капитала, но отличаются друг от друга:

Конкретными стратегическими целями и текущими задачами, которые ставятся объединением;

Структурой участников;

Существующими имущественными и правовыми отношениями.

Процесс объединения предприятий на временной или постоянной основе принимает форму кооперации или концентрации.

Кооперация предполагает принятие предприятиями совместных решений для достижения совместных целей, без создания при этом общего органа управления. Обычно этот процесс проходит на договорной основе без потери предприятиями своей хозяйственной и юридической самостоятельности. Объединение предприятий на основе кооперации может быть представлено в виде различных организационных форм, таких как картели, синдикаты, пулы, холдинги.

Интеграция предприятий на основе концентрации проводится на основе централизации и концентрации их хозяйственных средств или капиталов. Этот процесс связан с отказом предприятий частично или полностью от своей финансово-хозяйственной самостоятельности в пользу другого предприятия или вновь создаваемого общего органа управления.

На основе принципа концентрации образуются такие объединения, как синдикаты, тресты, концерны и другие разновидности.

Ассоциации и союзы предприятий

В экономической деятельности, то есть объединения предприятий разного вида в ассоциации (союзы).

Ассоциации или союзы создаются на договорной основе для координации предпринимательской деятельности, а также в целях представительства и качестве основной цели своей деятельности извлечения прибыли. Поэтому ассоциации (союзы) не являются коммерческими организациями. Если же у участников возникает решение возложить на ассоциацию ведение какой-либо хозяйственной деятельности, у них существуют следующие альтернативы:

§ Преобразовать ассоциацию в хозяйственное общество или товарищество;

§ Создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Ассоциации и союзы разного вида, создаются на договорной основе. Главный принцип их образования - добровольность вложения предприятий. Предприятия при этом сохраняют права юридических лиц и могут по своему желанию выходить из ассоциации (союза) на условиях, предусмотренных уставом. При этом сохраняется их ответственность по обязательствам перед партнерами по ранее заключенным договорам.

Цель создания ассоциативных структур состоит в осуществлении совместных дорогостоящих инвестиционных проектов, взаимном обслуживании участников ассоциации.

Хозяйственные ассоциации могут включать предприятия не только одной, но и нескольких разных отраслей промышленности, иметь региональное или местное значение.

Значительное место в функционировании хозяйственных ассоциаций занимают разработка общей политики развития, отстаивание общих позиций и интересов членов ассоциаций в законодательных и исполнительных органах власти всех уровней, подготовка кадров, организация конференции и выставок, конкурсов. По желанию участников хозяйственные ассоциации могут представлять их интересы в отношениях с государственными и местными органами, министерствами ведомствами, другими организациями и учреждениями.

Имущество ассоциации является совместным для её членов. В целях образования ассоциативного объединения более чем двух предприятий, организаций, решивших создать ассоциацию, формирует учредительную комиссию. Она рассматривает заявки юридических лиц, желающих вступить в ассоциацию, готовит проекты устава ассоциации и учредительного договора. Устав такого объединения предприятий утверждается её учредителями.

В рыночной капиталистической экономике укоренились различные виды ассоциативных организационных структур (Рис.2.1.)

Рис.2.1. Виды ассоциативных организаций.

Предприятия могут объединяться в консорциум во имя осуществления заманчивого, сулящего высокую прибыль проекта, но требующего для своей реализации крупных капиталовложений, отвлекаемых на длительный срок при высокой степени риска.

Предполагающее создание синдиката позволяет устранить конкуренцию между участниками в области закупок сырья и сбыта товаров. Для осуществления перечисленных управленческих функций создается (в форме, например, общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества) специальный орган в качестве дирекции синдиката. Другой вариант организации синдиката предполагает передачу этих функций одному из участников договорного объединения.

Орган, производящий сбыт и закупки, собирает все заказы на продукцию предприятий синдиката и распределяет их в соответствии с квотами, зафиксированными в договоре. Коммерческая самостоятельность членов синдиката утрачивается полностью, а производственная - частично. Предприятия синдиката юридически самостоятельны. Участниками синдиката могут быть не только предприятия, но и объединения, концерны, тресты.

Следует отметить, что классическое определение треста не соответствует сложившейся практике использования этой организационно-хозяйственной формы в нашей стране, например строительные тресты.

Концерн как форма обычно монопольного типа, позволяющая использовать возможности крупномасштабного производства, комбинирования, кооперирования. В нашей стране концерны чаще всего создаются на базе крупных государственных предприятий и

объединений.

Эти организационно-хозяйственные структуры благодаря масштабам концентрации капитала, производственным мощностям, широким возможностям диверсификации производства в принципе способны выгодно перераспределять инвестиционные ресурсы, концентрировать их в наиболее рентабельных, окупаемых направлениях.

Итак, в определении концерна основополагающими являются две черты:

1. Концерн включает несколько юридически самостоятельных предприятий.

2. Предприятия объединяются под общим руководством.

Отдельные общества, входящие в концерн, несмотря на их юридическую самостоятельность в рамках концерна, проводят единую хозяйственную политику, исходящую от руководства концерна. Хотя юридическое единство отсутствует, достигается экономическое единство.

Виды концернов

По направленности слияния предприятий можно различать горизонтальные, вертикальные и конгломеративные концерны. При горизонтальном слиянии происходит объединение предприятий, специализирующихся на одной и той же стадии производства или сбыта (например, объединяются две пивоварни). При вертикальном слиянии объединяются предприятия, специализирующихся на предшествующих и последующих стадиях (например, сеть ресторанов приобретает пивоварню). Если слияние охватывает предприятия разных сфер и отраслей, то говорят о конгламеративном слиянии (например, банк приобретает пивоварню).

По отношению к предприятиям, входящим в концерн, различают следующие виды концернов (рис.2.2.)

Рис.2.2. Виды концернов.

1. Концерны подчинения. В этом случае ведущее и одно или несколько зависимых предприятий объединяются под общим руководством ведущего предприятия.

2. Координирующие концерны. В этом случае под общим руководством находятся несколько юридических самостоятельных предприятий, так что каждое предприятие не зависимо от других. Единое руководство при этом выражается в том, что независимые предприятия в целях соблюдения общих интересов подчиняются совместному органу.

3. Концерны подчинения на практике встречаются значительно чаще, чем координирующие концерны. Организационный вид концерна подчинения может привести к возникновению их различных вариантов.

· Концерн присоединения. Главенствующие и зависимые предприятия экономически полностью интегрированы, но юридическая самостоятельность зависимого предприятия при этом не утрачивается.

· Договорный концерн. Он возникает в силу заключения договора о фактическом владении одного предприятия другим. Этот договор регулирует организационные отношения между головной компанией и дочерним обществом, таким образом, что в нем определяются полномочия руководства головного предприятия. По договору дочернее общество обязуется делать отчисления из своей прибыли головному предприятию.

· Фактический концерн. Он образуется в результате фактического главенствования в делах другого предприятия. Договорных отношений не существует, однако имеется единое руководство, которое осуществляется благодаря тому, что руководство концерна проводит свои интересы через личное участие в наблюдательном совете и правлении дочернего предприятия.

Долевое участие в паевом капитале является основным инструментом основания концерна подчинения. Участие в паевом капитале имеет место в том случае, если, например, какое-либо общество имеет долю в основном капитале акционерного общества.

Объединения в СССР и в России

В СССР в 70-х годах была проведена реформа управления в промышленности, в результате стали по решению правительства создаваться производственные и научно-производственные объединения.

Предполагалось, что они станут основой ускоренного научно-технического развития. Эти производственные объединения представляли собой единый производственно-хозяйственный комплекс, в состав которого входили предприятия, научно-исследовательские, конструкторские, технологические организации и другие производственные объединения, имеющие технологическую общность процессов производства и территориальную близость. Целью таких объединений являлось повышение общей эффективности производства всех подразделений.

Практически каждое такое объединение было монополистом в своей сфере. Предприятия, вошедшие в объединение, в одних случаях теряла свою самостоятельность, в других - сохраняла.

При переходе России к рынку многие объединения распались, произошла ликвидация частей монополий, разделение их на ряд самостоятельных предприятий. Но во второй половине 90-х годов в промышленности стали возникать новые крупные рыночные организации - добровольные объединения в форме концернов. Создавались они преимущественно "сверху", т.е. включение в состав концерна предприятий, полностью охватывающих целые отрасли, например, в газовой промышленности ("Газпром"), энергетическом машиностроении ("Энергомаш"), химическом машиностроении ("Технохим") и т.д.

Современные формы финансово-промышленной интеграции.

На Западе финансово-промышленная интеграция развивалась в течении

всего ХХ века. Это объяснялось ростом концентрации и централизации производства, необходимостью постоянного осуществления крупных капиталовложений в науку и технические преобразования предприятий, потребностью усиления рыночных позиций и устойчивости при циклических колебаниях. С другой стороны, банки, накапливая значительные финансовые средства, нуждались в усилении взаимосвязей с промышленными компаниями для снижения риска в предоставлении своих кредитов.

В России в ходе приватизации было прекращено государственное финансирование предприятий. Своих финансовых ресурсов у предприятий не хватало, поэтому они первыми ощутили острую потребность в объединении усилий производственных и финансовых структур.

Финансово-промышленные объединения получали возможность расширять производство, осуществлять научно-технические программы, обновлять номенклатуру выпускаемой продукции, снизить вероятность банкротства, усилить позиции на международном рынке. Объединение промышленного и финансового капитала является насущной проблемой России, так как при переходе к рынку проявилось негативная тенденция обособления оборота финансового капитала от производственного, широкого распространения бартерного обмена. Это затрудняло переход к росту промышленности, ослабляло денежный капитал, банки.

В мировой практике объединения финансового и промышленного капиталов происходит в форме конгломератов.

Конгломерат - разновидность концерна, возникшая в результате поглощения большого количества компаний, организационно не связанных между собой. От обычного концерна конгломерат отличается большими масштабами диверсификации производства и большим объемом финансовых операций. Диверсификация (разнообразие) - проникновение специализированных фирм в другие отрасли производства, сферу услуг и т.п., в результатах чего возникают многоотраслевые комплексы.

В состав конгломерата входят промышленные, страховые, инвестиционные компании и крупные банки, которые осуществляют покупку контрольных пакетов акций промышленных компаний. В качестве материнской компании конгломерата могут выступать концерн, банк или холдинговая компания.

Холдинг - держательная компания (hold-держать), владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления.

Контрольный пакет акций - основная форма участия в капитале предприятия, обеспечивающая безусловное право принятия или отклонение определенных решений на общем собрании акционеров, пайщиков и органов управления. Контрольный пакет акций дает холдинговой компании преимущественное право голоса. Благодаря этому она получает возможность проводить единую политику и осуществлять единый контроль за соблюдением интересов больших конгломератов.

Холдинговая компания - это вершина пирамиды, состоящая из дочерних компаний (их контрольные пакеты акций входят в состав холдинговой компании). Дочерние компании являются юридически самостоятельными.

Существует два типа холдингов: финансовый и управленческий.

1. Финансовый холдинг.

Политика участия финансовой холдинговой компании в делах другого предприятия имеет характер помещения капитала и служит в первую очередь для финансирования дочерних обществ. Доля участия в паевом капитале других предприятий не играет роли. Решающим является скорее то, что основное общество предоставляет юридически самостоятельным участникам существенную автономию в отношении принятия предпринимательских решений. Дополнительными функциями холдинговой компании является административная деятельность и контроль.

2. Холдинг управления.

В этом случае холдинговая компания дополнительно к вышеописанным задачам берет на себя единое руководство юридически самостоятельными предприятиями, входящими в конгломерат. Руководство осуществляет основное общество. Заключается договор о фактическом владении главенствующей организации другими предприятиями и договор об отчислениях из прибыли.

Холдинги могут быть рассмотрены и с точки зрения их состава. Тогда выделяют чистые и смешанные холдинги. Чистый холдинг состоит из головной компании и дочерних предприятий, контрольные пакеты акций которых сосредоточены у руководства головной компании. Смешанный холдинг в головной системе может иметь крупный банк, промышленную и инвестиционную компании, которые занимаются не только финансовыми функциями, но и предпринимательской деятельностью.

Финансово-промышленные группы (ФПГ).

В экономике стран с развитым рыночным механизмом эти группы активно образовались с середины хх в. Они представляют собой совокупность крупных банков, промышленных компаний, страховых обществ и других организаций, охватывающих своим влиянием значительные сферы хозяйственной деятельности. ФПГ может включать в свой состав несколько концернов, которые имеют взаимные экономические интересы. Обычно такая группа компаний образуется вокруг мощного банка, который сосредоточивает в своих руках пакеты акций различных компаний. Последние также владеют пакетами акций друг друга и банков, возникает перекрестное владение акциями.

В США, например, существуют также ФПГ, как Морчановская, Рокфеллеровская, Меллоновская и др., в Японии - "Мицубиси", "Мицун", "Сумитомо", и т.д., в Германии - группа Флика и др.

Благодаря соглашениям о разделении труда и сфер деятельности, кооперации усилий в отраслях хозяйства, кредитованию обмена, приобретению акций члены ФПГ экономически и финансово взаимосвязаны. Нахождение в составе группы не является препятствием для самостоятельного развития компаний, что и является основой для возникновения конкурентных отношений между ними. Таким образом, взаимоотношения участников даже наиболее централизованных и консолидированных групп характеризуются как сотрудничество плюс конкуренция.

Гигантские масштабы деятельности ФПГ не позволяют применять внутри них централизованные методы регулирования. Участники ФПГ координируют свои действия с целью ограничения конкуренции между ними, добиваются надежности поставок и сбыта, стремятся к эффективному использованию капитала. Важное место в деятельности групп занимает взаимопомощь. Эталоном в этой области являются японские фирмы "Мицубиси" и Сумитомо". За последние десятилетия ни одна из основных компаний, входящих в эти объединения, не потерпела банкротства.

В России в соответствии с законом о ФПГ, введенным 30 ноября 1995г под ФПГ понимается совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора об организации группы в целях технологической или экономической интеграции для повышения эффективности производства создания новых рабочих мест.

Насущная необходимость создания ФПГ в России заключается в следующем.

1. В период приватизации и акционирования предприятий были разработаны многие производственные объединения и разрушены взаимосвязи между предприятиями.

2. Резко ослабел инновационный и инвестиционный процесс на предприятий в силу нехватки капитала.

3. Снизились возможности получения банковского кредита для развития производства.

Создание ФПГ позволяет ускорить научно-технический прогресс на предприятиях; замедлить рост цен на продукцию, уменьшить инфляционные ожидания предприятий; обеспечить предприятиям возможность перехода к оптимальной схеме кредитования по всей технологической цепочке. Создание ФПГ выгодно и финансовым кругом. Длительное время финансовые организации, прежде всего коммерческие банки, функционировали на основе краткосрочных кредитов (коротких денег). Снижение темпов инфляции и доходности краткосрочных операций заставляет банки более внимательно рассматривать перспективу долгосрочного сотрудничества с промышленными предприятиями.

На современном этапе возможны следующие направления формирования ФПГ:

1. Приобретение банками крупных пакетов акций предприятий.

2. Предоставление банками долгосрочных кредитов предприятиям.

3. Покупка долгов предприятий финансовыми организациями.

4. Передача акций предприятий в трастовое управление банкам. Это выгодно предприятиям в том случае, если оно испытывает затруднения в привлечении инвестиций, но не решается или не желает продать свои акции, но перекладывает ответственность за привлечение инвестиций на банк. Передача акций в управление банку создает предпосылки для льготного кредитования предприятия, так как переданные в управление акции могут рассматриваться банком как залоговое обеспечение кредита.

Получение акций в трастовое управление выгодно и банку, так как сфера контроля над предприятием расширяется и одновременно увеличивается гарантия возвратности кредитов, полученных предприятием.

В настоящее время в экономике России действует ряд ФПГ, такие, как "Интеррос", "Магнитогорская сталь", "Нижегородские автомобили", "Уральские заводы", "Еврозолото", "Газпром", "Каскол".

Например, группа компаний "Каскол", владеющая акциями авиастроительного завода "Сокол" (производитель самолетов МиГ), завода "Росвертол" (транспортные вертолеты Ми 26), нижегородского завода "Гидромаш", единственного в России производителя шасси для авиационной техники, в 1999г приобрела также имущество Дукатского ГОКа, а в 2000г - акции ульяновской компании "Волга-Днепр", крупнейшего в мире авиа перевозчика сверхтяжелых и крупногабаритных грузов. Кроме того, что группа получила в управлении 80% акций Северо-западного морского пароходства и разрабатывает и разрабатывает программу строительства 12 танкеров для российских нефтяных компаний.

К 1999г в стране было зарегистрировано 75 ФПГ, включающих 1212 компаний, более 160 финансово-кредитных учреждений, занято 4 млн. человек из 13 млн. человек, работающих в промышленности, произведено было 10% ВВП. В дополнение к зарегистрированным возникло множество неформальных ФПГ, которые базируются на перекрестном владении акций. Зарегистрированные группы строятся на координации производственной деятельности и долгосрочных контактах.

Создание ФПГ в России оказало положительное влияние на рост производства, позволило выжить предприятиям в сложных условиях экономического и финансового кризиса. Прежде всего это происходило благодаря большей доступности кредитных ресурсов по более низким, чем рыночные, ценам, кроме того, в рамках ФПГ действовала достаточно эффективная контрактная система хозяйствования.

Однако надежды, возлагавшиеся на ФПГ, оправдались не полностью. Во-первых, государство рассматривало ФПГ в роли "двойных коров", используя их финансы в качестве источника поступлений в государственный бюджет за счет покупки ими ГКО и налогов. Во-вторых, ФПГ, формировавшиеся вокруг крупнейших банков, оказались крайне уязвимы от финансового кризиса.

Российские ФПГ имеют функциональную структуру, включающие три уровня:

I. - управляющая материнская компания - "мозговой", контролирующий и координирующий центр ФПГ, где определяется стратегия развития, финансовая и бюджетная политика группы;

II. - компании, образующие финансовую инфраструктуру группы, которая необходима для реализации выбранной стратегии и финансовой политики ФПГ, для аккумуляции и распределения в заданном направлении финансовых средств компаний, входящих в группу.

III. - производственные предприятия торговли материальная база любой ФПГ, где создаются основные материальные ценности.

В качестве управляющей материнской компании может выступать банк, концерн, холдинговая компания, производственное предприятие.

Если в качестве таковой выступает банк, то он обычно концентрирует акции деловых компаний, образуя контрольный пакет акций, контролирует их финансовые потоки, т.к. расчетные счета компаний находятся в данном банке. Если управляющая компания - производственное предприятие, то владение контрольным пакетом акций недостаточно для управления финансовыми потоками. Необходимо для этого использовать подконтрольный концерну банк или финансовую компанию.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Предприятие – основное звено рыночной экономики. Виды, организационно – правовые формы организаций предприятий

Предприятие самостоятельный хозяйственный субъект экономики производящий продукцию выполняющий работы и..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: