Единое экономическое пространство рынок капитала. Таможенный союз и единое экономическое пространство


I . Единое экономическое пространство

· Единое экономическое пространство обрело форму 3-4

· Постсоветское пространство снова объединяется 4-7

· Перспективы участия Белоруссии в Едином экономическом пространстве 7-12

· Эволюция евразийской интеграции 12-15

II . Мнение экспертов

· "Негатив по поводу ТС создается из-за незнания 15-19

· Казахстанские предприниматели отстают от российских 19-23

во многих секторах экономики

· Увеличение казахстанского содержания - процесс не механический 23-29

III .Таможенный Союз. Новости.

· О 34-м заседании Комиссии Таможенного союза 29-30

· Таможенные службы Белоруссии, России и Казахстана 30

Евразийская экономическая комиссия создается с целью обеспечения функционирования и развития Таможенного союза, и Единого экономического пространства. Она станет преемницей комиссии Таможенного союза, деятельность которой будет прекращена 1 июля 2012 г., и будет осуществлять свои функции на основе принципов обеспечения взаимной выгоды, равноправия и учета национальных интересов сторон, экономической обоснованности принимаемых решений, открытости, гласности и объективности. В связи с расширением и усложнением функций комиссии договором предусматривается создание двухуровневого органа в составе Совета комиссии и Коллегии комиссии, функции и полномочия которых разграничиваются.


Откроется доступ на рынок услуг для юридических и физических лиц стран-участниц, будут обеспечены взаимное признание лицензий в лицензируемых видах деятельности и гармонизация национальных законодательств в этой сфере.

Государства – члены ЕЭП намерены обеспечить унификацию железнодорожных тарифов на перевозки грузов, а впоследствии и доступ к услугам железнодорожной инфраструктуры для перевозчиков. Компании получат равный доступ к услугам естественных монополий и государ­ственным (муниципальным) закупкам.

Что не менее важно, будут сняты ограничения для трудовой миграции. Граждане каждой из стран смогут находиться на территории другого государства-участника до 30 суток без регистрации в уполномоченных органах, смогут пользоваться определенными социальными гарантиями , их права будут защищены.

Впервые в истории постсоветского простран­ства создана наднациональная структура, призванная регулировать интеграционные процессы в рамках ЕЭП и Таможенного союза, – Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Решение о ее учреждении принято в ноябре, и уже к концу прошлого года на декабрьском заседании Высшего евразийского экономического совета орган окончательно сформирован: утверждены руководство, состав, бюджет. Предельная численность штата сотрудников составляет 1 071 человек. На содержание аппарата предусмотрено долевое финансирование в пропорциях: от России – 87,97%, от Казахстана – 7,33%, от Беларуси – 4,5%.

Евразийская экономическая комиссия также начала свою работу с 01 января 2012 года. В течение пяти лет ей планируется передать 175 национальных полномочий. Но это не значит, что какая-либо из сторон потеряет часть суверенитета. Механизм принятия решений в рамках комиссии исключает доминирование какого-либо государства. Она будет строиться на принципах консенсуса.

Схема руководства ЕЭП и Таможенным союзом отныне такова: общее политическое управление осуществляет высший Евразийский экономический совет – орган, состоящий из глав государств и правительств. Руководители стран «тройки» в данном формате собирались уже дважды в ноябре и декабре 2011 года.

За практическое воплощение воли глав государств отвечает, собственно, комиссия. Ее дея­тельность строится на двух уровнях – Совета комиссии и Коллегии. Совет состоит из вице-премьеров правительств и осуществляет общее регулирование интеграционными процессами. Коллегия – основной рабочий орган, сформированный на принципах равного представительства членов от каждой стороны. Она наделена полномочиями по контролю за выполнением международных соглашений в рамках ЕЭП и ТС. Коллегию комиссии по решению глав государств возглавил руководитель минпромторга РФ Виктор Христенко.

Местом дислокации штаб-квартиры комиссии определена Москва. В перспективе с выходом на более высокий уровень интеграции – создание Евразийского союза – орган управления инте­грационными процессами, вероятнее всего, будет расквартирован в Астане.

Можете ли вы опровергнуть или, напротив, подтвердить опасения относительно того, что в рамках Таможенного союза российская экономика подомнет под себя казахстанскую?

Казахстанская экономика давно является открытой. В стране были созданы условия для привлечения иностранных инвестиций. Тот же российский бизнес активно представлен в отраслях ТЭК, финансовой сфере. Об открытости казахстанской экономики также свидетельствует тот факт, что до вступления Казахстана в ТС у нас действовал довольно низкий уровень внешнего таможенного тарифа. В частности, средний его уровень в РК составлял 6,2%. Для сравнения: в РФ данный показатель был равен 10,6%.

В течение 2011 года наблюдался дрейф российских промышленных предприятий в Казахстан ввиду более мягкого налогового режима и более низкого уровня тарифов на услуги естественных монополий в нашей республике. Только за I квартал прошлого года в Казахстане было зарегистрировано около 300 российских предприятий. Как свидетельствуют данные ОАО “Зарубеж-Экспо”, в целом по республике зарегистрировано около 5 тысяч российско-казахстанских СП, из которых действуют 2,5 тысячи. По мнению многих экспертов, если ситуация не изменится, то процесс переноса производств в Казахстан будет набирать обороты. А это повлечет за собой создание дополнительных рабочих мест, возможности для промышленного роста республики, модернизации экономики страны. Восстанавливаются утраченные связи, промышленные цепочки. И эти тенденции, на мой взгляд, следует рассматривать как равноправное партнерство, а не как поглощение российским бизнесом казахстанского.

Чего, на ваш взгляд, в создании ТС больше – экономической необходимости или политической целесообразности?

Создание ТС – это, прежде всего, экономический проект, конечной целью которого является формирование Единого экономического пространства. В декабре 2010 года на межгосударственном уровне были приняты важнейшие соглашения по свободному движению товаров, капитала, услуг, рабочей силы. Реализация указанных нормативно-правовых документов будет способствовать созданию общего рынка товаров и услуг в рамках ЕЭП, активизации торгово-экономических связей между государствами-участниками, развитию экспортного потенциала наших стран. Поэтому в создании ЕЭП больше экономической необходимости, чем политической целесообразности.

- И что реально выиграла экономика Казахстана от вступления в ТС?

Во-первых, с упрощением таможенных процедур расширились возможности для ускорения товародвижения, что стало важным фактором увеличения объема взаимного товарооборота Казахстана с партнерами по ТС. Повторюсь, по итогам 10 месяцев 2011-го экспорт из Казахстана в страны ТС увеличился на 51% по сравнению с соответствующим периодом 2010-го, импорт – на 39,8%.

Во-вторых, с введением Единого таможенного тарифа созданы реальные условия для защиты внутреннего рынка стран ТС, в том числе и от “серого” импорта, что является важным фактором развития обрабатывающей промышленности РК.

В-третьих, в соответствии с Соглашением о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов в рамках Таможенного союза ОАО “АК “Транснефть” унифицировало тарифы на услуги по транспортировке нефти из Казахстана по российской системе магистральных трубопроводов. И с 1 января 2012-го казахстанские грузоотправители платят тариф, который установлен для российских компаний. Безусловно, такие подвижки в тарифной политике позитивно скажутся на объемах экспортных поставок Казахстаном углеводородов и эффективном использовании транзитного потенциала стран ТС.

Следует также отметить, что до 1 января 2013 года будет завершена унификация тарифов на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом , в результате чего казахстанские грузоотправители на территории России и Беларуси будут оплачивать стоимость перевозки по единому тарифу. Как известно, в настоящее время тарифы делятся на экспортный, импортный, внутригосударственный и транзитный. Под унификацией подразумевается объединение этих тарифов в один, что существенно снизит тарифную нагрузку для наших грузоотправителей и будет способствовать повышению предпринимательской активности при расширении рынка сбыта своей продукции, увеличению объема грузоперевозок, повышению конкурентоспособности экономики за счет открытия доступа к железнодорожной инфраструктуре.

Как может сказаться на деятельности ТС членство России во Всемирной торговой организации? Какие вы здесь видите плюсы и минусы для нашей республики? И как обстоит дело со вступлением Казахстана в ВТО?

Таможенный союз и Единое экономическое пространство формировались в соответствии с нормами ВТО. Обязательства РФ перед ВТО, безусловно, найдут отражение в правовой базе ЕЭП. Казахстан тоже готовится стать членом ВТО. В частности, в 2011 году были завершены двухсторонние переговоры с США по вступлению нашей страны в ВТО. Казахстан планирует стать членом этой международной организации в следующем году.

В качестве плюса от вступления России в ВТО можно отметить изобилие качественных импортных потребительских товаров. Кроме того, появились возможности расширения инвестиционного сотрудничества с государствами – членами ВТО, решения торговых споров.

Основным же минусом могут стать низкая конкурентоспособность отечественного товаропроизводителя и угроза закрытия производств. Поэтому важнейшей задачей казахстанского бизнеса является развитие конкурентных преимуществ. И Единое экономическое пространство может стать генеральной репетицией перед вступлением стран ЕЭП в ВТО.

А вообще, как стыкуется членство в двух этих объединениях (ВТО и ТС)? Не будет ли здесь какого-то противоречия?

Нет, противоречия не будет, поскольку нормы ВТО, как уже говорилось, закладываются в ЕЭП.

- Какими вам видятся дальнейшие перспективы Таможенного союза?

На мой взгляд, созданы все условия для дальнейшего развития региональной интеграции в рамках ТС. С 1 января 2012-го начало работу ЕЭП. А к 1 января 2015 -го в соответствии с Декларацией о Евразийской экономической интеграции стороны должны завершить кодификацию международных договоров и на этой основе создать Евразийский экономический союз – как самый высокий уровень интеграции стран.
- Насколько реально создание такого союза? И что изменится после его появления?

Создание Евразийского экономического союза будет зависеть от того, как продвигается интеграция в ЕЭП и как решаются задачи по достижению сбалансированной макроэкономической, бюджетной и конкурентной политики; как проходят структурные реформы рынков труда, капиталов, товаров и услуг; от создания евразийских сетей в сфере энергетики, транспорта и телекоммуникаций. Это наиболее высокий уровень интеграции, предполагающий установление высоких стандартов жизни. В рамках такого экономического союза государства-участники могут выйти на единую валютно-финансовую политику , что является основой для формирования валютного союза.

Казахстанские предприниматели отстают от российских во многих секторах экономики

Единое экономическое пространство - это лишь возможности завтрашнего дня. При этом конкурентные преимущества казахстанского бизнеса на внешних рынках в основном обеспечиваются продукцией сырьевых отраслей. О перспективах деятельности отечественных товаропроизводителей несырьевой направленности в рамках нового интеграционного объединения и о существующих ныне проблемах в интервью КазТАГ рассказывает заместитель директора института мировой экономики и политики (ИМЭП) при фонде первого президента РК – лидера нации Куралай Джангабаева.

Куралай Аширбековна, как известно, с 1 января 2012 года начало свое существование Единое экономическое пространство трех государств (ЕЭП) – Казахстана, Белоруссии и России. Предполагается, что от созданного общего рынка товаров в рамках нынешнего Таможенного союза мы перейдем к общему рынку услуг, капитала и труда в рамках ЕЭП. С каким, так сказать, багажом Казахстан подошел к этой временной отметке?

К новой временной отметке Казахстан пришел с определенными ресурсными возможностями и стратегическими планами, которые направлены на увеличение благосостояния экономики страны в условиях роста конкуренции на рынке общего пространства. Это наличие: экспортоориентированных отраслей экономики, как сырьевых, так и обрабатывающих производств; соответствующей системы социального развития , прежде всего, рост вклада в систему современного образования и здравоохранения. Главный багаж - это наличие стратегических планов всесторонней модернизации экономики и общества, что уже сегодня позволяет определить перспективу устойчивого роста, место и роль Казахстана на мировых рынках.

Тем не менее, в Казахстане существуют весьма серьезные опасения по поводу выдавливания казахстанского бизнеса российскими предпринимателями, что может происходить разными путями, в том числе путем поглощения. Эти опасения небеспочвенны?

Выдавливание происходит там, где нет альтернативы более жизнеспособному бизнесу, или, если у предпринимателей с казахстанской стороны, продукция не соответствует по качеству техническим требованиям. При правильном регулировании со стороны государства на предмет соблюдения антимонопольного законодательства и законодательства о конкуренции причин для “выдавливания” эффективно действующего бизнеса не может быть. Но все же, можно согласиться с тем, что во многих секторах экономики предприниматели Казахстана отстают от соседней России. Это ниша – рынок товаров народного потребления (ТНП), в которой российские производители больше преуспели, они сегодня заполняют наш товарный рынок своей продукцией. Касательно поглощения бизнеса – это закономерный процесс в рыночной экономике. Все зависит от устойчивости бизнеса, правильно выбранной стратегии развития и роста.

А что в свою очередь мы можем предложить соседям? Чем мы можем их “завоевать”? И какие, собственно, преимущества имеются у казахстанского бизнеса на внешних рынках?

Хороший вопрос. Перед казахстанским бизнесом поставлена стратегическая задача увеличить долю продукции в ВВП страны до 40%. Конкурентные преимущества казахстанского бизнеса на внешних рынках в основном обеспечиваются продукцией сырьевых отраслей. В последнее время заметно расширился перечень экспортной продукции сферы агропромышленного комплекса (АПК) - преимущественно муки, крупы, макаронных изделий. Существует спрос и на продукцию пищевой отраслей. Например, масла растительные, продукцию масложировой отрасли.

Основными статьями казахстанского экспорта являются: минеральные продукты (преобладает сырая нефть) - 75% от всего экспорта товаров Казахстана; металлы и изделия из них - 13,3%; продукты животного и растительного происхождения, готовые продовольственные товары - 3,4%. Однако этого недостаточно. Необходимо увеличить вклад бизнеса в сферу инновационного развития, для того чтобы обеспечить продвижение собственной продукции на рынке соседних государств – стран-участниц Таможенного союза (ТС) и ЕЭП. Во многих случаях тот бизнес, который вложил в производство и инновации, становится выигрышным относительно тех, кто занят торговлей и реэкспортом товаров из других стран.

Но в Казахстане при том же производстве ТНП для населения, к примеру, мало учитывается емкость внутреннего рынка. И это в лучшем случае, потому как есть большие сомнения в том, что такие данные вообще существуют. Как Вы полагаете?

Вообще, проблема емкости внутреннего рынка и эффективного регулирования ввоза и вывоза ТНП и услуг, на мой взгляд, существует. Ведь мы все время говорим об импортной зависимости. При наличии ресурсных возможностей, теперь уже и в рамках общего рынка, задача наполнения внутреннего рынка - это общий вопрос. Но при этом нельзя забывать и о безопасности развития страны. То есть предельные нормы ввоза и вывоза достаточно слабо изучены - и с точки зрения потребности рынка, и с позиций безопасности развития.

Я думаю, что это пробел в регулировании развития экономики. Рыночной саморегуляции в данном случае недостаточно, ведь есть ниши, которые должны наполняться только собственными товарами и услугами, а объем зависит от рыночного спроса. Данная проблема требует активного участия и научного сообщества, выработки методологии изучения и предложений по критериям и механизмам регулирования внутреннего рынка и безопасного его развития.

По мнению ряда экспертов, структура казахстанской экономики, товарооборота деформирована. Отмечается, что мы ввозим до 90% необходимых товаров, а экспортируем, и ваши слова тому подтверждение, преимущественно сырье. Ввиду этого есть опасения, что, ЕЭП не даст возможности нам кардинальным образом изменить ситуацию, то есть перестроить экономику и начать замещать импортную продукцию своими…

Структура экономики, к большому сожалению, деформирована, и в этом нет вины производителей. Скорость продвижения вперед зависит не только от показателей экспорта продукции, но и от той стратегии, которой будут придерживаться представители крупного, среднего и малого бизнеса - производить больше качественных товаров для внутреннего рынка. Только тогда произойдет реальное импортозамещение . Пока наша страна все еще ввозит готовую продукцию лучшего качества с мировых рынков.

Если казахстанские банки и кредитуют сегодня экономику, реальный ее сектор, то на минимальном уровне. С другой стороны ощущается острейшая нехватка тех заемщиков (юридических лиц), которые были бы способны взять займы и вернуть, как полагается. Можно ли говорить о стопоре в развитии реальных секторов экономики сегодня?

Не думаю, что это стопор в развитии экономики. Проблема в том, что большинство заемщиков не имеют хорошей кредитной истории. На самом деле ситуация в банковской сфере такова, что накопились значительные средства без движения и это не совсем хорошо. Помимо влияния ситуации на внешних рынках, это еще и проблема на внутреннем рынке. Для того чтобы занимать и развиваться, бизнесу необходимо грамотно вкладывать средства. При острой нехватке инвестиций все же кредитование реального сектора слабое. Частный капитал не активен. Очевидно, что есть причины либо недоверия к заемщику, или же все же опасения ухудшить собственные показатели стабильности у банков.

Как правило, частный инвестор ищет способ вложить средства в высоколиквидные проекты, которых, к сожалению, не так уж много. Нужно привыкать инвестировать в будущее с тем, чтобы гарантировано вернуть в долгосрочном периоде. К тому же у нас не вся инфраструктура финансовых и фондовых рынков функционирует, что, естественно, ограничивает динамику развития банковско-финансовой сферы. Я имею в виду ограниченность инструментов вложения средств и их оборот.

А как же отток частного капитала из страны? Люди вытаскивают деньги туда, куда их можно реально вложить в дело - в те же Арабские Эмираты, куда угодно, но только не в нашу экономику. Выходит, говорить о том, что у нас сейчас складывается хорошие инвестиционные условия очень сложно, потому что размеры прямых иностранных инвестиций (ПИИ) сокращаются, тогда как мы остро нуждаемся в инвестициях…

Из других примеров ярким представляется опыт Бразилии, сумевшей увеличить местное содержание в госзакупках за период с 2003 по 2008 год с 57% до 75%, за это время в экономику страны было вложено около 9,3 млрд. долларов и создано 430 тыс. рабочих мест. И все это благодаря политике властей в сфере поддержки отечественного бизнеса: основным критерием выбора концессионера является местное содержание, к этому прибавляются ощутимые штрафные санкции за неисполнение данного пункта…

В крупных нефтегазовых проектах в Казахстане задействованы известные транснациональные компании. Конечно, главной целью их деятельности в нашей стране является вовсе не социальная ответственность…

- …а извлечение прибыли, то есть наращивание добычи с наших месторождений. И представьте при этом, что за два десятка лет, или у кого-то меньший период, каждая такая компания израсходовала и в последующем еще планирует потратить сотни миллионов долларов на сервисные услуги, строительство инфраструктуры, геологоразведочные работы, бурение скважин… И плохо, что при этом зарубежные недропользователи редко прибегают к услугам казахстанских подрядчиков-компаний.

Усилия, предпринятые нашей страной по вопросу казахстанского содержания, конечно, изменили прежнюю ситуацию. Здесь еще очень «своевременно» случилась волна мирового кризиса годов, когда сами недропользователи были вынуждены ограничить свои производственные бюджеты, а потому более охотно приобретали недорогую казахстанскую продукцию. Но в последнее время мировые цены на сырье забрались опять высоко, что обеспечивает зарубежным нефтяным компаниям комфортную прибыль. И, соответственно, опять стала проявляться тенденция большего закупа неказахстанских ТРУ, которая объясняется тем, что нефтяники стремятся качественно обеспечить процесс добычи, оснащая его более высокотехнологичной продукцией.

Увы, но этот довод сложно оспорить, поскольку здесь проявляется одно из наших слабых мест. Прежде всего это неготовность наших предприятий работать наравне с зарубежными конкурентами. Более того, были даже случаи, когда, даже выиграв заказ у нефтяников, отечественные компании срывали поставки. Не случайно при сравнении намеченных вышеуказанной Программой показателей с фактическими итогами первого полугодия-2011 в закупках нефтегазовой отрасли явно проявлялось некоторое отставание по закупкам казахстанских товаров и работ. Возможно, к концу года, хочется верить, индикативные параметры все-таки были выполнены в полном объеме, но практика показывает, что обычно большая часть закупок производится в первой половине года…

- Что нужно сделать, чтобы закон о казахстанском содержании заработал в полную силу?

Для того чтобы не было подвоха или подмены, государство прописало четкие правила определения страны происхождения и стало сертифицировать казахстанские товары. Но нужно признать, что это лишь инструменты для объективного измерения, с их помощью невозможно механически добиться повышения казахстанского содержания. Видимо, следует продумать контрольный механизм, сочетающий в себе рыночные стимулы и карательные санкции для зарубежного инвестора. Первая его цель - в оперативном режиме точно определять уровень казахстанского содержания в целом по стране и, например, в нефтегазовой отрасли. Владея такой информацией, мы будем иметь полное и четкое представление о том, насколько казахстанская промышленность задействована в удовлетворении потребностей собственного рынка.
Вторая цель - определить, какие товары, материалы и услуги и в какой степени реально производятся или могут производиться в Казахстане? Логично предположить, что если отечественными поставщиками сегодня не производится определенное оборудование, в котором нуждается нефтегазовая отрасль, необходимо исправить ситуацию. К примеру, путем создания совместного предприятия опять же с известным мировым производителем.

Известно, что положения закона о казахстанском содержании не распространяются на проекты, заключенные по принципу Соглашения о разделе продукции (СРП). Каким вам видится выход из этого положения?

Да, к сожалению, вновь вводимые изменения в текущее законодательство не распространяются на проекты СРП в связи с их иммунитетом к более поздним правовым изменениям. Но здесь есть такой важный момент, что в контрактах СРП иностранные компании уже на начальной стадии закладывают сотрудничество со своими проверенными подрядчиками. Таким образом, для равноправной конкуренции казахстанские компании должны иметь возможность войти в проекты еще на стадии проектирования, а значит, уже должны быть полностью пройдены все сложные процедуры сертификации для участия в тендерах.

Для повышения конкурентоспособности своей продукции казахстанским заводам необходимо привлекать зарубежных партнеров, которые помогут внедрить новые технологии и передовой опыт управления. Эта задача тем более актуальна, что мы сейчас окажемся в условиях жесткой конкуренции, учитывая создание Таможенного союза и Единого экономического пространства, вхождения в Евразийский союз и предстоящего вступления в ВТО.

Думаю, еще не совсем. Пока большинство недропользователей воспринимает требования по развитию местного содержания как императивное обязательство, невыполнение которого грозит штрафными санкциями, варьирующимися от 120 МРП до полного расторжения контракта на недропользование. Но тут нужно помнить, что и компании нефтегазового сектора подчас бывают сильно зависимы от позиции местных партнеров. Так некоторые казахстанские производители ТРУ, занимающие монопольные позиции в поставке какой-либо продукции, не всегда торопятся получить сертификаты, что заметно снижает показатели казсодержания в отчетах недропользователей. Можно также отметить, что не все поставщики добросовестно выполняют свои обязательства, но при этом их ответственность регулируется стандартными договорными условиями. Поэтому, на мой взгляд, надо ввести более строгие обязательства для недропользователей по развитию казахстанского содержания вкупе с рыночными стимулами, а для отечественных производителей и поставщиков ТРУ - дополнительные стимулы, чтобы они сами стремились соответствовать требуемым параметрам.

Новости. Таможенный Союз.

О 34-м заседании Комиссии Таможенного союза

В конце прошлого года Всемирный банк завершил исследование таможенного законодательства ТС и пришел к выводу, что оно в полной мере соответствует международному. Тем не менее, по словам руководителя Аналитического управления ФТС, работа над оптимизацией Таможенного кодекса ТС продолжается. Свои предложения высказывают коллеги из Белоруссии и Казахстана, поступают вопросы от представителей бизнеса о необходимости дальнейшего упрощения таможенных процедур и создания условий для ускорения движения товаров. Трехсторонней рабочей группой рассмотрено почти полтысячи предложений по улучшению кодекса, которые в самое ближайшее время начнут предметно обсуждаться, после чего будут вынесены на рассмотрение Комиссии Таможенного союза (КТС).

При этом, отметил Владимир Ивин, структура кодекса не изменится, но вот те недочеты, которые выявились за полтора с лишним года его "эксплуатации", будут устранены. Поставлена задача сделать ТК ТС документом прямого действия, то есть уменьшить в нем количество отсылочных норм к национальным законодательствам стран-участников. "Необходимо, чтобы и таможенники, и участники ВЭД руководствовались им в своей работе, а не лазили по всей нормативной базе, Интернету и т. д.", - сказал Владимир Ивин.

Наименее унифицированным в ТК ТС сейчас является платежный блок, напрямую связанный с удобством работы для участников ВЭД, депонированием их средств, отвлеченных от деятельности. В частности, много недовольства представителей бизнеса вызвало отсутствие в ТК ТС (и российском законе о таможенном регулировании) статьи о возможности внесения авансовых платежей в счет уплаты ввозных пошлин .

Как объяснила "РБГ" старший специалист по методологии таможенных операций компании "Национальный таможенный брокер" Валентина Ионичева, сейчас участники ВЭД используют авансовые платежи для уплаты вывозной пошлины , сборов и налогов. Ввозная пошлина оплачивается отдельным платежным поручением на единый счет уполномоченного органа посредством предоплаты. На первый взгляд суть одна и та же, однако различия в терминологии влекут за собой разные правовые последствия, поскольку пошлина относится к таможенным платежам, авансовый же платеж является имуществом плательщика, который вправе им распоряжаться в предусмотренном законом порядке.

Причем ТК РФ в свое время разрешал использовать аванс в счет уплаты ввозных пошлин. Действует такая норма и в национальном таможенном законодательстве Казахстана. Сейчас планируется пополнить этой статьей ТК ТС.

Также станет возможным использование денежных средств , внесенных в качестве обеспечения, для уплаты таможенных платежей при выпуске товаров. Срок для обращения участников ВЭД о возврате сумм, полученных от реализации задержанных товаров, будет продлен с 3 месяцев до 3 лет. Станет реальной подача таможенной декларации при предварительном декларировании до завершения таможенной процедуры таможенного транзита.

Для улучшения условий ведения предпринимательской деятельности и частных инвестпроектов планируется отменить обязательное представление декларантом документов, на основании которых была заполнена ГТД, в пользу выборочных проверок на основе системы оценки рисков. Также участник ВЭД скоро сможет завершить транзит и выпуск товаров по предварительному декларированию без их предъявления таможне, если последняя не намерена проводить таможенный контроль таких товаров. В обновленном наднациональном законодательстве также появится статья, предусматривающая ответственность сотрудников таможни за нарушение сроков регистрации деклараций и выпуска товаров.

После того как будут внесены изменения в ТК ТС во всех странах - участниках ТС продолжится унификация национальных таможенных законодательств для создания единых принципов таможенного администрирования. Например, российский закон о таможенном регулировании оперирует термином "специальная таможенная процедура", при которой отдельные категории товаров ввозятся или вывозятся из РФ с полным освобождением от пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. А в белорусском законодательстве такого понятия нет, из-за чего возникают проблемы.

Документ принят в целях выравнивания условий налогообложения легковых автомобилей на едином рынке стран Таможенного союза и выполнения условий выделения Беларуси стабилизационного кредита из средств Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества.

В связи с этим из указа от 01.01.01 года № 000 "О некоторых вопросах налогообложения транспортных средств" исключаются льготы по налогу на добавленную стоимость при ввозе и при реализации ввезенных транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в коммерческих целях (будет применяться стандартная ставка НДС в размере 20%).

При этом сохраняется действующее освобождение от акцизов автомобилей, ввозимых организациями и индивидуальными предпринимателями для коммерческих целей.

Отменяется порядок взимания НДС с использованием в качестве налоговой базы разницы между ценой приобретения и ценой реализации автомобиля через дилерские сети (налоговой базой для исчисления НДС будет являться вся стоимость автомобиля).

При этом порядок взимания НДС с использованием в качестве налоговой базы разницы между ценой приобретения и ценой реализации автомобиля (по аналогии с действующим в Российской Федерации) сохраняется при приобретении транспортных средств у физических лиц. В результате при приобретении дилерами легковых автомобилей у граждан на территории Республики Беларусь для последующей перепродажи налог будет исчисляться и уплачиваться с разницы между ценой покупки и ценой продажи автомобиля, что не повлияет на ценовые предложения рынка подержанных автомобилей.

В целях создания равных условий налогообложения ввозимых и производимых на территории Беларуси легковых автомобилей изданным документом внесены изменения в указ от 4 апреля 2009 года № 000 "О мерах по развитию производства легковых автомобилей" в части отмены льготы по НДС в отношении транспортных средств, произведенных юридическими лицами и реализованных на территории Беларуси.

Такая отмена не приведет к ухудшению инвестиционных условий для организации производства автомобилей на территории Беларуси, поскольку при экспорте применяется нулевая ставка НДС.

При этом сохраняются льготы по НДС в отношении ввозимого технологического оборудования и автокомпонентов.

Как пояснили в пресс-службе, это будет стимулировать инвесторов к открытию производства автомобилей на территории Беларуси с последующей их реализацией на рынке Таможенного союза .

Деловой совет ЕврАзЭС подготовил предложения по поправкам в Таможенный кодекс Таможенного союза.

Евразийский Деловой совет подготовил второй пакет поправок в Таможенный кодекс Таможенного союза на основе предложений бизнес - сообщества государств Таможенного союза и ЕЭП. Об этом сообщила Исполнительный директор НП "Евразийский Деловой Совет" Татьяна Ровенская

«Предложения по внесению изменений и дополнений в Таможенный кодекс ТС направлены Генеральному секретарю ЕврАзЭС, в правительства стран ЕЭП, а также Руководителю ФТС России, Руководителю Рабочей группы по подготовке изменений и дополнений в Таможенный кодекс Таможенного Бельянинову, для рассмотрения Рабочей группой, образованной Решением Комиссии Таможенного союза.

Предлагаемые поправки подготовлены профильными комитетами ЕДС на основе предложений деловых кругов Беларуси, Казахстана и России, обсуждавшихся на мероприятиях различных уровней, в первую очередь, на площадке Евразийского Делового совета в гг., и в интернет – пространстве. Поправки основаны на повседневной правоприменительной практике и аналитических материалах. Предполагается, что они позволят обеспечить унификацию положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в определенной мере, связанных с процессами вступления Российской Федерации в ВТО, реализацию правовых предписаний п.1 ст. 368 Таможенного Кодекса, обеспечивающих подлинно благоприятные условия деятельности субъектов хозяйствования государств – членов Таможенного союза в Едином экономическом пространстве, будут направлены на сокращение административных барьеров во внешнеторговой деятельности и применение инновационных решений в области таможенного администрирования с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли ТС»,-сообщает источник.

С началом работы ЕЭП для предпринимателей Северного Казахстана открываются новые перспективы

Интеграционные процессы, начало которым положил Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси, в 2012 году с началом работы Единого экономического пространства переходят в новую стадию и открывают для предпринимателей Северного Казахстана новые перспективы.

По информации областного управления предпринимательства и промышленности, создание Единого экономического пространства означает общий рынок товаров, услуг, трудовых ресурсов и капитала. Социально-экономические связи между странами Таможенного союза имеют традиционно дружеский и партнерский характер.

Со многими регионами России и Беларуси Северо-Казахстанская область взаимодействует в рамках заключенных соглашений о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и иных сферах.

Так, ТОО «Блок» осуществляет экспортные поставки электроизоляционных материалов в страны Таможенного союза. АО «Казнефтегазмаш» сотрудничает с «Корвет» (г. Курган) по поставкам комплектующих изделий и совместному производству оборудования устья скважин и трубопроводной арматуры для транспортировки нефти и газа, с «Реком» (г. Санкт-Петербург) и (г. Тюмень) - по поставкам трубопроводной арматуры.

В соглашениях определены основные подходы, принципы, сроки и соответствующие требования к участникам. Соглашения создают основу для обеспечения равных условий функционирования субъектов хозяйствования трех стран на единых товарных рынках, позволяют устранить имеющиеся барьеры и ограничения в продвижении продукции. Таким образом, открываются дополнительные возможности для роста экономик Беларуси, Казахстана и России, повышения их конкурентоспособности.

Накануне вступления в Единое экономическое пространство три страны подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции. В соответствии с ней ЕЭП основывается на принципах соблюдения общепризнанных норм международного права, включая уважение суверенитета и равенство государств, утверждаются основополагающие права и свободы человека, правового государства и рыночной экономики. В своем практическом сотрудничестве государства ЕЭП намерены руководствоваться нормами и правилами Всемирной торговой организации. В документе учтено предложение Беларуси о возможном создании совместных транснациональных корпораций для углубления производственной кооперации. В декларацию включено также предложение белорусской стороны о стремлении к дальнейшему укреплению всестороннего взаимовыгодного и равноправного сотрудничества Таможенного союза и ЕЭП с другими странами, международными интеграционными объединениями, включая Европейский союз, с выходом на создание общего экономического пространства.

Кроме того, для обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства стороны учредили Евразийскую экономическую комиссию, деятельность которой будет осуществляться в интересах всего интеграционного сообщества и носить высокопрофессиональный характер. Соответствующий договор о Евразийской экономической комиссии подписали президенты трех стран 18 октября 2011 года. Эта комиссия станет преемницей Комиссии Таможенного союза и будет первым на постсоветском пространстве наднациональным органом. Объем его полномочий будет постепенно расширяться.

Комиссия будет осуществлять свою деятельность на основе принципов обеспечения взаимной выгоды, равноправия и учета национальных интересов сторон, экономической обоснованности принимаемых решений, открытости, гласности и объективности. В связи с расширением и усложнением функций комиссии договором предусматривается создание двухуровневого органа в составе Совета комиссии и Коллегии комиссии, функции и полномочия которых разграничиваются. Таким образом создаются необходимые условия для обеспечения учета интересов Беларуси в процессе принятия решений , поскольку предусмотрена возможность вынесения чувствительных вопросов на более высокий уровень, вплоть до Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств, где решения принимаются консенсусом. Белорусский парламент ратифицировал договор о Евразийской экономической комиссии.

Источники информации:

· "Российская газета"

· ИТАР-ТАСС

· ИА Новости-Казахстан

· Комиссия таможенного союза www. *****

· Таможенный Союз – независимое обозрение w ww.

· http://www. *****

· http://www. *****/

· "КоммерсантЪ"

· "*****"

·

· www. ibc. kg

· ИА «Новости - Казахстан»

· www. *****

· "BizavNews"

· *****

· ИА REX

· "*****"

· " Порта L"

· " Прайм "

· www. *****

Информация подготовлена Региональным представительством

ТПП России в Центральной Азии.

исп. О. Хмельницкая. тел 45,

1.3 Единое экономическое пространство страны

Понятие экономического пространства тесно связано с теорией размещения производства и, прежде всего классическими штандортными теориями, разработанными немецкими экономистами XIX - начала XX веков. Именно в теории размещения производства впервые экономика стала рассматриваться не как «точечная», а как «пространственная» категория. Необходимо отметить, что классические штандортные теории (основоположники: И.Тюнен, В.Лаунхардт, А.Вебер) предполагают однородность экономического пространства. Исследования зарубежных ученых в теории экономического пространства обобщены и развиты в работах российских ученых А.Я. Якобсона и В.Н.Высоцкого.

Интерес к проблемам экономического пространства в работах отечественных и зарубежных ученых позволяет констатировать, что к настоящему времени сложилось несколько направлений развития теоретических и методологических аспектов этой теории, что свидетельствует об актуальности проблемы. С другой стороны, еще не выработаны единые основы, позволяющие интегрировать уже разработанные положения теории экономического пространства в целостную и стройную логическую схему. Например, отсутствует единообразное понимание категории «единое экономическое пространство». Мы попытались восполнить этот пробел и посчитали необходимым дать собственное определение этого основополагающего понятия.

Под единым экономическим пространством страны (ЕЭП) в работе понимается определенный территориальный континуум в границах национального хозяйства, характеризуемый общностью условий осуществления (протекания) в нем экономических процессов и явлений. В рамках ЕЭП осуществляются единые по форме и содержанию экономические отношения, то есть существуют: общая для всего пространства валюта, система экономических отношений, общие правовые нормы, регулирующие экономическую деятельность; единые на всем пространстве органы власти и фискальные органы; имеется общий внутренний рынок со свободным не ограниченным ничем движением товаров и услуг, перетоком капитала и свободным переливом рабочей силы по территории.

Экономическое пространство России представляет собой многорегиональный организм, что обусловливает направленность экономической политики на сочетание регионального многообразия с единством экономического пространства.

Сохранение и укрепление России как федеративного государства с единым экономическим пространством неразрывно связано с преодолением сложившихся негативных тенденций территориального развития, системным использованием свойств и характеристик экономического пространства, их региональных особенностей для достижения общих стратегических целей социально-экономического развития страны и ее регионов.

Основным свойством экономического пространства является свойство неоднородности, вытекающее, с одной стороны, из нелинейности процессов, происходящих в экономическом пространстве, с другой - из отношения процессов между собой. Различный уровень синхронизации экономического времени в основных, вспомогательных и обслуживающих процессах, различный уровень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, задействованных в этих процессах, а также их индивидуальное восприятие институциональной среды обусловливают неоднородность экономического пространства, выражающуюся в различной степени его концентрации.

Существование единого экономического пространства оказывает решающее влияние на общий уровень хозяйственного развития государства, способствует динамичному экономическому росту, увеличению ВВП, что ведет к усилению экономической мощи и повышению промышленных возможностей страны.

Необходимыми признаками (и условиями) единого экономического пространства являются общее экономическое (федеральное) законодательство, единство денежно-кредитной системы, единство таможенной территории и функционирование общих инфраструктурных систем (энергетики, транспорта, связи). Все это невозможно без соответствующей роли государственных институтов, поддерживающих указанное единство.

В работе выявлены и описаны интеграционные институты (организационно и законодательно оформленные) призванные способствовать развитию единого экономического пространства в России. Анализируя их эффективность, автор пришел к выводу, что до настоящего времени в стране не создано достаточно действенного института, способного регулировать межрегиональные экономические взаимодействия в интересах всех экономических агентов. В связи с этим автором обоснована необходимость создания государственного института, в чьей компетенции должны находиться проблемы регулирования пространственной экономической интеграции.

Предлагаемая в работе интеграционная стратегия включает два направления: 1) концепцию снятия интеграционных барьеров (барьеров, препятствующих свободному перемещению товаров, услуг, капитала между регионами страны); 2) концепцию стимулирования межрегиональной интеграции.

Концепция снятия барьеров рассматривается как необходимое звено государственной интеграционной политики, а концепция стимулирования интеграционных взаимодействий - желательной. В то же время для государств с обширной территорией и неразвитой транспортной инфраструктурой стимулирование межрегиональной интеграции становится столь же необходимой частью интеграционной стратегии, как и снятие барьеров.

Бухарин: диалектика взглядов на развитие экономики России

В корне изменилась и вся проблематика рынка. Рынок эпохи классического нэпа имел своей самой глубокой основой мелкое индивидуальное крестьянское хозяйство, раздробленный труд, крестьянский двор...

Великая депрессия 1929-1933 гг. - уроки для XXI века

Президент США считал своей заслугой мораторий по долгам. Но этот шаг был использован европейскими должниками против Америки...

Вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию: проблемы, последствия и перспективы

Экономические выгоды Повышение доходов. Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли...

Понятие и субъекты мировой экономики

Типичные представители этой группы: Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР (Южно-Африканская республика). Все эти страны были основаны переселенцами из Европы: Канада - французами и англичанами, Австралия и Новая Зеландия - англичанами...

Проблемы развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге

Правительство Российской Федерации считает помощь малому бизнесу одним из приоритетных направлений развития экономики нашей страны. В настоящее время малый бизнес в экономике России занимает довольно скромное место...

Современное экономическое положение страны и состояние инвестиционной деятельности в Кыргызской Республике

Современный рынок информационных услуг

Современный информационный рынок по характеру данных можно разделить на несколько основных секторов: 1. Сектор ДЕЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ представлен такими видами и источниками, как: 1.1...

Теневая экономика в России

Оценка современными экономистами влияния теневой экономики на социально- экономическое развитие страны носит неоднозначный характер. И хотя большинство экономистов делает упор на негативных последствиях теневой экономической деятельности...

Экономическая мысль на этапе формирования централизованного Русского государства (13-16 вв.)


Белоруссия Белоруссия
Казахстан Казахстан
Россия Россия
Киргизия Киргизия

Еди́ное экономи́ческое простра́нство - общий рынок , созданный 1 января 2012 года . В общий рынок входят Белоруссия , Казахстан и Россия , которые ранее, 1 июля 2010 года , создали таможенный союз .

ЕЭП представляет собой одну из форм межгосударственной интеграции, целью которой является либерализация внешнеэкономических отношений внутри объединения и осуществление коллективного протекционизма за его пределами. Задачей ЕЭП является обеспечение так называемых «четырёх свобод» между государствами-участниками: движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, а также обеспечение начал координации экономической политики государств-участников в отношении макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропромышленного комплексов и пр. .

Государства-члены

17 базовых соглашений

  1. Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции - Определяет общие подходы к антимонопольному регулированию, вводит конкретные нормы, ограничивающие возможность государственного вмешательства в хозяйственную деятельность.
  2. Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства - Устанавливает правила предоставления государственной поддержки производителям сельскохозяйственной продукции. Предельный уровень поддержки не может превышать 10 % валовой стоимости сельскохозяйственной продукции.
  3. Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий - Устанавливает единые правила предоставления субсидий в отношении промышленных товаров.
  4. Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики - Устанавливает принципы доступа перевозчиков стран Таможенного союза к услугам инфраструктуры, в том числе принципы равенства требований к перевозчикам и единой тарифной политике. Исключительные тарифы на услуги железнодорожного транспорта как мера субсидирования конкретного товаропроизводителя могут применяться только в случае невозможности осуществления поддержки в иной форме.
  5. Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках Единого экономического пространства - Предоставляет национальный режим и режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле услугами при условии сохранения отдельных изъятий.
  6. Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности - Предусматривает введение в странах ЕЭП национального режима в сфере охраны прав интеллектуальной собственности, создание единой международно-договорной базы, в основу которой был взят перечень международных соглашений в сфере интеллектуальной собственности, участницей которых является Россия.
  7. Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации - Предусматривает проведение согласованной политики по обеспечению обращения продукции, соответствующей техническим регламентам Таможенного союза. Единая политика обеспечивается, в частности, Единым перечнем продукции, к которой применяются технические требования. При этом не допускается установление в национальном законодательстве государств- членов ЕЭП обязательных требований в отношении продукции, не включённой в Единый перечень. Право утверждать технические регламенты передано Комиссии.
  8. Соглашение о государственных (муниципальных) закупках - Устанавливает национальный режим и режим наибольшего благоприятствования для поставщиков стран Таможенного союза при государственных и муниципальных закупках, а также устанавливает принципы транспарентной организации и проведения закупок.
  9. Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей - Предусматривает снятие ограничений в части допуска граждан на рынок труда стран-участников ЕЭК, отмену квотирования, отмену обязательных разрешений на работу трудовым мигрантам, более либеральный порядок миграционного учёта.
  10. Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств - Соглашение определяет общие направления противодействия нелегальной трудовой миграции.
  11. Соглашение о согласованной макроэкономической политике - Предусматривает введение странами-участниками ЕЭП с 1 января 2013 года количественных макроэкономических параметров, в том числе предельных значений годового дефицита государственного бюджета, государственного долга и уровня инфляции.
  12. Соглашение о согласованных принципах валютной политики - Является «дорожной картой», определяющей направления дальнейшей гармонизации валютного законодательства. В частности, предусматривает постепенное устранение ограничений в отношении валютных операций и открытия или ведения счетов в банках государств ЕЭП, унификацию порядка ввоза и вывоза наличных денежных средств в рамках ЕЭП, гармонизацию требований по репатриации валютной выручки.
  13. Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала - Предусматривает организацию обмена информацией между уполномоченными органами сторон в банковской сфере, на валютном рынке, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования. До 31 декабря 2013 года предусматривает гармонизацию законодательства сторон в банковской сфере, на валютном рынке, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования с учётом международных правил и стандартов.
  14. Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий - Определяет общие правовые подходы к регулированию деятельности субъектов естественных монополий с целью создания правовых основ для формирования единых принципов и общих правил регулирования деятельности естественных монополий.
  15. Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики - Предусматривает принцип обеспечения доступа к энергосистемам сопредельных стран-участников ЕЭП. Доступ предоставляется в пределах технических возможностей при условии обеспечения приоритета передачи энергии для удовлетворения внутренних потребностей стран. Соглашение также формулирует другие принципы межгосударственной передачи электрической энергии между странами-участниками ЕЭП, включая основы ценообразования и тарифной политики.
  16. Соглашение о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики - Предусматривает принцип взаимного обеспечения доступа к газотранспортным системам стран-участников ЕЭП после выполнения комплекса мер, в том числе после перехода на равнодоходные цены на газ. Доступ к газотранспортным системам предоставляется в пределах технических возможностей, с учётом согласованного сторонами индикативного баланса и на основании заключённых хозяйствующими субъектами гражданских договоров. Условия доступа, включая тарифы на транспортировку газа, для хозяйствующих субъектов сторон будут равными по сравнению с хозяйствующими субъектами, не являющимися собственниками газотранспортной системы.
  17. Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - Предусматривает неприменение государствами-членами ЕЭП во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин в отношении нефти и нефтепродуктов. При этом порядок уплаты таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты при вывозе с единой таможенной территории Таможенного союза определяется отдельными двусторонними соглашениями стран-участников. Соглашение также определяет условия доступа к услугам по транспортировке нефти, предусматривает унификацию норм и стандартов на нефть, информационный обмен сведениями о добыче, импорте, экспорте и внутреннем потреблении нефти.

Руководящие органы

После подписания 18 ноября 2011 года лидерами России, Белоруссии и Казахстана декларации о Евразийской интеграции, была создана Евразийская экономическая комиссия , контролирующая около 170 функций экономического союза.

ЕЭК состоит из совета и коллегии, в совет войдёт по одному вице-премьеру от правительства каждой страны, в состав коллегии - по три представителя каждой стороны. Также ЕЭК предусмотрены полномочия по созданию департаментов, которые будут готовить решения и заниматься мониторингом в подведомственных отраслях, и консультативных органов. Полномочия ведомства будут существенно расширены, а численность увеличится со 150 до 1200 международных служащих.

История создания ЕЭП

Концепция Единого экономического пространства

  • Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
  • Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров , услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников.
  • Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов , формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых , компенсационных, специальных защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий .
  • ЕЭП формируется постепенно, путём повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства

С целью оптимизации экономического сотрудничества, как заявили руководители Украины,. России,. Казахстана и. Беларуси, появилась необходимость создания. Единого экономического пространства (23 февраля 2003 p), первой ступенькой ю которого предполагается свободная экономическая зона. Для реализации проекта дальнейшего развития. ЕЭП была создана. Группа высокого уровня (ГВУ), состоящий из вице-премьеров правительств стран-участниц, министров ключевых министерств и их заместителей. На очередном заседании. Группы высокого уровня по формированию. Единого экономического пространства 25 июля 2003 г (Москва) участники обсудили ход выполнения интеграционных ийнои карты, которая, в частности, предусматривает необходимость заключения между государствами соглашений и договоров. Обсуждался вопрос о пунктах контроля макроэкономическими и институциональными показателями в странах формирующих. Единое экономическое пространство. Работа по созданию. ЕЭП находится под постоянным контролем российской сторонторони.

Основной целью будущей интеграции в рамках. ЕЭП, как предполагалось, должно было стать достижение. Россией,. Беларусью, Украиной и. Казахстаном так называемых четырех свобод (по примеру. Европейского. Союза): свободных ьного перемещения товаров, свободного перемещения капиталов, свободного перемещения трудовых ресурсов и услуг, проведения унификации ставок таможенного тарифа. Достижение этих параметров станет основой для обра ние зоны свободной торговли. Для первого этапа интеграции, по убеждению сторон, есть все предпосылки. Россия,. Беларусь, Украина и. Казахстан вместе обеспечивают до 94% общего. ВВП стран. СНГ и 88% ихньог в товарооборота высокий товарооборот происходит между. Россией и Украиной: 2002 г он составлял 12 млрд долларов, в 2004 г - 17,6 млрд долларов, между. Россией и. Беларусью - 9896000000 долларов, а между. Россией и. Ка захстан - 4,36 млрд долларовд. доларів.

По убеждению российских руководителей, конечным этапом экономического сотрудничества будет введении на территории. ЕЭП единой валюты - российского рубля, что означает окончательное присоединение Украины к просто ору стратегического влияния. Российской. Федерации в сентябре 2004 г в казахстанской столице. Астане был проведен саммит стран. СНГ, где рассматривались вопросы. Единого экономического пространства. Главы государств приня ли два документа:"Решение"и"Заявление", в которых говорилось о будущем стран-участниц нового образования. Инерционные тенденции сказывались, но. Россия интенсивно продвигала проект до его конечной цели. Перев и шаг к созданию. ЕЭП было сделано 20 апреля 2004 p, когда украинский парламент окончательно ратифицировал соглашение о создании. ЕЭП в пакете с другими стратегическими соглашениями с. Россией (в том числе о уста становления сухопутной границылення сухопутного кордону).

Каждую из сторон-участниц проект. ЕЭП чем-то привлекает. Для. России важнейшим является свобода перемещения капитала: крупный российский бизнес осваивает пространство. СНГ, где и экономическую среду знакомо, и предпр приятия стоят не более четверти своей настоящей цены (это связано с тотальной недооценкой компаний стран. СНГ из-за их низкой капитализации). Особенно заметно крупные российские корпорации проявляют себя в Украине ("Русал"владеет. Николаевским глиноземным заводом,. АвтоВАЗ контролирует. Запорожский алюминиевый комбинат и. Луцкий автозавод и др.). В. Казахстане российский капитал представлен"Газпроме м","Рос-нефтью", PAT. ЕЭС. России и другими компаниями. Казахстан заинтересован в плотной интеграции учитывая крепкий взаимосвязь с рынком. Содружества: 70% экспортируемых казахстанских товаров потра пляе в страны. СНГ. Для Украины выгодно беспошлинный режим с участниками. ЕЭП, особенно с. Россией. Однако. Россия ограничивает поставки украинских труб, арматуры, оцинкованного проката, крахмала и сахара, повышает цены на энергоносители, а Украина квотирует импорт российских автомобилей, цемента, удобрений и др.. Известно, что 80% товаров и услуг, которые вывозятся из Украины, можно бессрочно сбывать только на рынке. СНГ. Би лорусь довольно тесно сотрудничает с. Россией, но нерыночная экономика республики, бесспорно, создавать препятствия для успешной реализации проекта. ЕЕоди для успішної реалізації проекту ЄЕП.

Очевидно, что теоретически создан. ЕЭП должно быть выгодным для всех четырех государств в условиях паритетности их участия в этом формировании. Это обусловлено тем, что в ближайшее время членам. ЕЭП придется испытать бы многих неудобств, в частности противостояния российскому капиталу, дешевым конкурентоспособным товарам российского производства, неурегулированности позиций национальных естественных монополий, перспективу введении российского рубля в качестве единой валюты, а также необходимости внесения значительных поправок в законодательство стран-участниц. ЕЭП. При таких условиях особенно важно для каждой страны сохранить национальное вы робництво. Ведь известно, что агрессивный крупный капитал часто просто покупает конкурента с целью его устраненияння.

Заинтересованность российской стороны в привлечении Украины к. ЕЭП косвенно подтверждена руководством. России, которое перед ратификацией. Соглашения по созданию. ЕЭП выразило готовность сделать определенные уступки ки в снижении цены на нефть для Украины и приближении ее к уровню внутрироссийских эти.

Вполне возможно, что следующим шагом участников. ЕЭП может стать объединение проектов в рамках. ЕврАзЭС с зоной свободной торговли. ЕЭП. Используя благоприятную политическую конъюнктуру, Украина имеет возможность решить вопрос реализации выгодного для себя сценария формирования свободной экономической зоны в рамках проекта. Одним из конкретных достижений. ЕЭП стала консенсусная договоренность о создании транснацион альной ракетно-космической корпорации Украины предложила ввести в состав корпорации. Днепропетровское конструкторское бюро"Южное"им. М. К. Янгеля и. ПО"Южмаш";. Казахстан - предоставить космодром. Байк. Онур, а. Беларусь - свои возможности в области оптики. Россия пригласила украинских специалистов совместно работать над созданием модифицированного лабораторного модуля для. Международной космической станции на ба с блока. ФГБ-2 (Центр им. М. В. Хруничева), а также к разработке многоразового пилотируемого космического корабля"Клиппер"- проекта ракетно-космической корпорации"Энергия"им. С. П. Королева. Хотя переговоры были сложными (конкуренция между сторонами относительно использования ракет-носителей, выбора ракетно-космических комплексов, расчетов за использование космодрома. Байконур и др.), однако названа корпорация - реальное задачи, реализация которого может вывести ведущие страны. СНГ на мировой космический риноивести провідні країни. СНД на світовий космічний ринок.

24 января 2005 г во время пребывания в. Москве. Президент Украины. В. Ющенко заявил о том, что Украина не отказывается от. ЕЭП, но в продвижении любых проектов руководствоваться национальными интересами. Принципы. ЕЭП не должны блокировать путь Украины к овладению других рынков время Украина достаточно активно сотрудничает в формате. ЕЭП"С 1", а по отдельным соглашениям, имеющих для украинской экономики в собливий интерес, работа происходит в формате"четырех"Украинская сторона согласовала пакет из 20 различных соглашений. ЕЭП. Это и упрощение передвижения, и унификация определенных норм относительно экономического сотрудничеств а с членами. ЕЭП т.д.. Достигнуты также договоренности о ликвидации изъятий из двусторонней торговли Украины и. России, реализовываться 2009 г. Таким образом Украина выбирает один вариант сотруд тва по. ЕЭП - создание зоны свободной торговли, что не будет препятствовать движению Украины в. Европейский. Союз и вступления в. ВТО. Об участии в. ЕЭП. Президент Украины поручил различным ведомствам проанализировать базовых ный пакет из 93 проектов международно-правовых документов по вопросам формирования. ЕЭП шодо их соответствия. Конституции Украины, нормам и принципам. ВТО, требованиям, вытекающим из интеграции Украины в. Европейской ского. Союза, и внести предложения относительно участия украинской стороны в указанных документаторони в зазначених документах.

Для Украины важно выработать критерии своего участия в проектах. СНГ, получить гарантии равных условий сотрудничества, приемлемых для всех участников сообщества, пытаться изменить в свою пользу или некоторые инни нормы в его рамках (такие, как право вето, право председательствующего т.п.). На государственном уровне специалисты и эксперты международного права, юристы, экономисты, учитывая современное состояние украинских е кономикы, разрабатывают четкую аргументацию, которая даст Украине обоснованные выводы о возможных последствиях ее участия в проектах. СНД.

Формирование Единого экономического пространства (ЕЭП) - это обеспечение так называемых «четырех свобод»: движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства. Следовательно, главные задачи экономической интеграции на этапе «строительства» ЕЭП - создание условий для реализации принципа свободы движения услуг, капитала и рабочей силы, а также устранение оставшихся изъятий в целях достижения свободы движения товаров. Важным направлением работы на этапе формирования Единого экономического пространства также стала кодификация международных договоров, формирующих ТС и ЕЭП, в целях реализации интеграционных процессов, намеченных на ближайшую перспективу, в частности подготовки к подписанию Президентами государств - членов проекта Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами — участниками преобразований в экономике, совместные меры по проведению согласованной экономической политики, через гармонизацию и унификацию законодательства в сферах экономики, торговли и по другим направлениям, с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта лучших мировых законодательных практик.

19 декабря 2010 года решением высшего органа Таможенного союза принят План действий по формированию Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России, в соответствии с которым был подписан пакет соответствующих международных договоров. Ровно через год решением Высшего Евразийского экономического совета были введены в действие с 1 января 2012 года 17 базовых международных соглашений, формирующих Единое экономическое пространство. В 2013 году было подписано еще одно соглашение.

Объемная работа по обеспечению беспрепятственного движения товаров была проделана на этапе создания Таможенного союза и логично продолжена в ходе формирования ЕЭП. В частности, была продолжена продиктованная экономической логикой интеграции работа по совершенствованию таможенного законодательства и упрощению таможенных операций, совершенствованию таможенного декларирования, в том числе электронного декларирования и внедрения принципа приоритета электронной информации над бумажными носителями, по развитию системы «единого окна».

Проводилась сложная системная работа по выявлению и устранению изъятий из режима свободной торговли, начатая Евразийской экономической комиссией в 2013 году по поручению Глав государств -членов ТС и ЕЭП.

Было продолжено снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-членами методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Для проведения целенаправленной торговой политики, способствующей устойчивому экономическому развитию стран ТС и ЕЭП (ЕАЭС), были разработаны Основные направления внешнеторговой политики Таможенного союза и Единого экономического пространства (Евразийского экономического союза) на период до 2020 года.

Документ будет также способствовать согласованию общеэкономической и внешнеторговой политики государств - членов ТС и ЕЭП (ЕАЭС), созданию благоприятной среды для развития деловой активности. Последовательно и системно велась деятельность в сфере технического регулирования, санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер по разработке и принятию технических регламентов и межгосударственных стандартов. К концу 2012 года было принято 24 технических регламента. А к 1 января 2015 года в список принятых технических регламентов ТС вошло уже 35 документов, 32 из которых вступили в силу. К этому же времени число стандартов, содержащихся в перечнях стандартов к техрегламентам ТС, приблизилось к 8 000.

Притом что на этапе формирования ЕЭП продолжилась преобладавшая на этапе ТС работа в рамках направлений таможни, торговли и технического регулирования, была также расширена область взаимодействия государств - членов интеграционного проекта по вопросам обеспечения полноформатной свободы движения услуг, капитала и рабочей силы.

В связи с этим стартовало формирование согласованных (скоординированных) политик в важнейших сферах экономики: макроэкономической, транспортной, энергетической, агропромышленной, валютной, миграционной, а также политик в таких сферах экономики, как финансовые рынки, охрана и защита интеллектуальной собственности.

Так, в сфере макроэкономической политики был одобрен лидерами Беларуси,

Казахстана и России первый программный документ - Основные ориентиры макроэкономической политики стран Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2013–2014 годы. Документ подготовлен на основе анализа социально-экономического развития государств -членов ТС и ЕЭП, основных внешних рисков и внутренних ограничений устойчивого развития экономик. Он определяет ключевые ориентиры макроэкономической политики государств - членов интеграционного объединения на краткосрочный период, а именно: поддержание макроэкономической устойчивости, создание условий для стабильного экономического роста через углубление сотрудничества в реальном секторе экономики и развитие кредитно-финансовой системы. Реализация каждого из ориентиров включает направления, раскрывающие потенциал евразийской экономической интеграции, лучшие практики, применяемые в государствах - членах ТС и ЕЭП, а также передовой международный опыт в указанных областях.

Разработаны проект Программы транспортной политики Единого экономического пространства на период до 2020 года, проект Концепции общего рынка электроэнергии, проект методологии формирования индикативных балансов энергоресурсов государств - членов ТС и ЕЭП. Так, формирование скоординированной (согласованной) транспортной политики государств - членов ТС и ЕЭП (ЕАЭС) позволит реализовать транспортно-логистический потенциал Беларуси, Казахстана и России. Проведение скоординированной (согласованной) энергетической политики позволит обеспечить устойчивый рост национальных экономик и энергетической безопасности государств, защитить интересы потребителей и производителей энергоресурсов, повысить экономическую эффективность и надежность энергетического комплекса, оптимизировать использование первичных энергоресурсов и расширить несырьевой экспортный потенциал.

Аналогичная работа проведена в сфере промышленной политики - в мае 2013 года Высший Евразийский экономический совет на уровне глав правительств принял Решение «Об основных направлениях координации национальных промышленных политик Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». Этим документом выстроена концепция промышленной политики в рамках ЕЭП, определены основные направления промышленного сотрудничества государств-членов, а также треки по взаимодействию с Белорусско-Казахстанско-Российским Бизнес-диалогом и представителями бизнес-сообществ Сторон. Также был определен перечень секторов экономики, приоритетных для промышленного взаимодействия в рамках ТС и ЕЭП (ЕАЭС).

Результатом проведения согласованной (скоординированной) агропромышленной политики должны стать: формирование транспарентных условий взаимной торговли, повышение самообеспеченности общего рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия на основе скоординированного развития его национальных сегментов, а также усиление экспортного потенциала агропромышленного комплекса. Наднациональная координация, осуществляемая Комиссией на основе взаимодействия с уполномоченными органами государств- членов ТС и ЕЭП, способствует на этом этапе стимулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции на основе поддержания равных конкурентных условий при производстве и торговле аграрно-продовольственными товарами, использовании ресурсов для сельскохозяйственного производства с целью повышения доходов товаропроизводителей, экономической доступности продовольствия потребителям.

Евразийская экономическая комиссия в тесном диалоге с представителями бизнеса и экспертным сообществом трех государств - членов интеграционного объединения вела деятельность по развитию предпринимательства стран ТС и ЕЭП и созданию полноценного внутреннего рынка финансовых услуг в банковской, страховой сфере и на рынке ценных бумаг. Проводилась работа по либерализации отношений в рамках евразийского проекта в сфере инвестиций и по формированию единого рынка услуг - это те сферы экономики, которые к настоящему моменту интегрированы в наименьшей степени. В том числе в целях достижения свободы движения услуг, капитала и рабочей силы был выработан ряд базовых соглашений в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности и трудовой миграции. К маю 2014 года - дате подписания Договора о создании Евразийского экономического союза - в развитие вступивших в силу соглашений подписаны и приняты десятки соглашений и решений в данных областях, в том числе прямого действия.

На этой стадии интеграции в соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета Комиссия была наделена компетенцией по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях Таможенного союза и Единого экономического пространства с 1 января 2014 года. Передача этих полномочий основывается на принятии в октябре 2013 года Президентами государств - членов Модельного закона «О конкуренции». Он, в свою очередь, определяет единые подходы к основным положениям национального законодательства в сфере конкурентной политики государств

Членов интеграционного проекта, являясь ориентиром в законотворческой

работе в области конкурентной политики Беларуси, Казахстана и России.

Работа по углублению интеграции между участниками евразийского экономического проекта, проделанная на этапе формирования Единого экономического пространства, позволила государствам-членам ТС и ЕЭП сформировать условия для создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который начал функционировать с 1 января 2015 года.