Финансы коммерческих организаций, их характеристика. Принципы организации финансов коммерческих предприятий (организаций)

Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает выручка от реализации продукции (работ, услуг), за счет которой образуются доход и прибыль, а также амортизационные отчисления, резервный и иные денежные фонды.

К основным принципам организации финансов коммерческих предприятий (организаций) относятся: хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, материальной заинтересованности, материальной ответственности, обеспечения финансовых ресурсов, контроля за финансово-хозяйственной деятельностью.

Принцип хозяйственной самостоятельностиобеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств в целях извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы. Организация самостоятельно разрабатывает ценовую политику.

Самофинансирование - принцип осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия, при не только текущие расходы, но и капитальные вложения, а также финансирование социально-экономического развития предприятия и расходы будущих периодов обеспечиваются из собственных источников финансирования.

Самофинансирование предполагает, что распределяемая прибыль предприятия после платежей в бюджет и во внебюджетные централизованные фонды освобождается от государственной регламентации. Прибыль коммерческого предприятия, амортизационные отчисления и иные фонды денежных средств становятся главными источниками финансирования экономического и социального развития. Кредиты банков и иных кредитных учреждений погашаются самим предприятием из собственных источников (главным образом из полученной прибыли и амортизационного фонда).

В условиях рыночной экономики обеспечение принципасамофинансирования достигается путем использования акционерного капитала, дивидендов, прибыли от финансовых операций.

Принцип материальной заинтересованности в результатах коммерческой деятельности на предприятии проявляется в получении прибыли как источника материального поощрения за достигнутые положительные результаты деятельности предприятия и его коллектива. Интересы государства и работников предприятий могут быть соблюдены рентабельной деятельностью предприятия.

Принцип материальной ответственности предприятий определяется установленной в законодательном порядке системой финансовых санкций за невыполнение обязательств перед бюджетом, целевыми фондами и другими предприятиями, банками. Особые формы ответственности предусматриваются для налогоплательщиков, нарушающих налоговое законода-тельство. Предприятия несут ответственность по своим обязательствам собственным имуществом.


Экономическая ответственность предприятий усиливает-ся системой страхования предпринимательских рисков и повышением роли страховых возмещений, поступающих от страховых компаний, в финансовых ресурсах предприятий.

Рациональная организация финансов сферы материаль-ного производства достигается при рациональном выборе финансовых ресурсов, оптимальном сочетании собственных и заемных средств.

Принцип обеспечения финансовых резервов диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенным риском невозврата вложенных в бизнес средств. Формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов способно укрепить финансовое положение организации в критические моменты хозяйствования.

Принцип контроля за финансово-хозяйственной деятельностью проявляется через анализ финансовых показателей и меры воздействия различного содержания. Способствует выявлению отрицательных тенденций, определению факторов, оказывающих влияние на ее финансовое состояние, разработке мер воздействия. Контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет, целевым расходованием финансовых ресурсов способствует повышению эффективности хозяйственной деятельности.

Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения, возникающие между гражданами, между гражданами и розничной торговлей (даже в условиях регулирования государством розничных цен), нельзя отнести к финансам, так как государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является равноположение субъектов (равенство в их правах и обязанностях), объединенных данными отношениями.

Таким образом, финансы - это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение - всегда финансовое отношение, Исходя из вышесказанного, можно сформулировать общее определение финансов. .

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач,

Каковы предпосылки возникновения финансов? Ведь человечество задолго до этого имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство. Почему только в средние века возникли данное явление и термин, отражающий его?

Первая предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное - произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств -бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы расходной части бюджета практически не изменялись в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды. В России последнее направление возникло в конце XIX в. Там, где сохранились монархические режимы, часть средств направлялась на содержание двора. Например, в середине XIX в. на эти цели выделялось в бюджете Англии 1,05%, Франции - 2,01, Пруссии - 3,9, России - 2,7% общего объема государственных рас-

ходов. Интересен и тот факт, что практически до сих пор неизменной (11-13%) остается доля расходов на управление в бюджетах разных стран в различные периоды.

Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения - часть экономических отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение -формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы вместе с тем - и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития, т.е. изменяются во времени.

Можно выделить два основных этапа развития финансов.

Первый этап - неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводительный характер, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Кроме того, этому этапу свойственна узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.

В настоящее время повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того или иного государства, финансы вступили в новый этап своего развития - второй этап. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этом этапе финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

В зависимости от конкретных экономических и политических условий, природы и роли государства финансы, обладая практически одинаковыми институтами, часто имеют качественно различное содержание. Например, до недавнего времени в мире существовали две политические и экономические системы. Все финансовые отношения капиталистических стран были направлены на воспроизводство рыночных экономических отношений, а социалистических стран - на воспроизводство авторитарного режима и соответственно централизованного управления экономикой.

Рассмотрим подробнее этапы развития финансов в СССР и России. Ранее было отмечено, что финансовые отношения организует государство исходя из задач, стоящих перед ним на том или ином этапе развития общества с учетом реально сложившихся условий.

Строительство социалистических финансов началось только после окончания гражданской войны. Экономические условия в это время были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Крупные предприятия промышленности и торговли национализированы, но йсе еще велика доля частника, особенно в оптовой и розничной торговле. Так, удельный вес"частного сектора в 1923-1924 гг. в розничном товарообороте достигал 57,7%. Эти годы характеризовались неупорядоченным снабжением, стихийными ценами, непредсказуемыми результатами хозяйственной деятельности, отсутствием условий для планирования таких показателей, как доход, прибыль, себестоимость.

Основными задачами в это время были, с одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства даже с помощью частника и кулачества, с другой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частника,

Экономические и политические условия диктовали необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, а задачи подъема экономики требовали заинтересованности товаропроизводителей. Следовательно, система конкретных финансовых отношений должна была соответствовать этим требованиям.

В связи с этим государство создает три основных общегосударственных фонда денежных средств и, следовательно, три группы денежных отношений, связанных с их формированием и использованием.

Финансы занимаются распределением созданной стоимости в денежном выражении. В зависимости от того, как мы распределим будет зависеть процесс воспроизводства. Необходимы определенные пропорции, а главная пропорция зависит от того как мы поделим национальный доход.

финансы и цена:

цена – основа стоимостного распределения совокупного общественного продукта по элементам, т е с помощью цены происходит первичный процесс формирования стоимости общественного продукта. Распределительные отношения в сфере ценообразования вкл. в себя: 1) отношения между юр. лицами по поводу определения цены на товар, 2) между юр. и физ. Лицами по поводу определения тарифных ставок, 3) между гос-вом и юр. лицами по поводу регулирования цен для монополистов, 4) между бюджетом и физ. лицами.

Взаимосвязь состоит в том, что:

цена является основой финансового распределения стоимости,

финансы корректируют пропорции установленные ценами в условиях экономического развития общества.

Отличие в том, что цена осуществляет формирование стоимости на стадии производства, а с помощью финансов происходит превращение скрытых форм собственности в денежные средства.

финансы и кредиты:

кредит – распределительные отношения по поводу распределения временно свободных денежных средств для покрытия определенных потребностей

Появление временно свободных средств обусловлено следующими причинами: 1) наличное кол-во денежных средств превышает потребность в ресурсах, 2) наличных средств недостаточно для удовлетворения определенных целевых потребностей и эти ресурсы должны накапливаться, 3) несовпадение срока платежа и срока получения денежных средств.

Отношения могут быть: 1) между юр. лицами по поводу вексельного кредита, 2) между банком и юр. лицом по поводу кредита, 3) между банком и физ. лицом по поводу ссуды на стр-во, 4) между юр. и физ. лицами по поводу потребительского кредита, 5) между гос-вом и юр. лицом по поводу выдачи казначейских ссуд, 6) между бюджетными фондами, 7) между физ. лицами по поводу векселей под проценты, 8) между банками по поводу межбанковского кредита.

Взаимосвязь:

комплексное использование финансовых и кредитных ресурсов, при недостатке финансовых средств предприятие берет кредит, а при их излишке хранит на депозитных счетах,

сочетание финансовых и кредитных методов обеспечения ресурсами расширенного воспроизводства.

Отличия: 1) объектом распределения финансов является национальный доход ВНП, объектом распределения кредита – только часть ВНП (временно свободные средства), 2) принципы финансирования основаны на безвозмездности, бессрочности, безвозвратности, но на целевой основе и не требуют никокого обеспечения, а принципы кредитования основаны на принципах срочности, возвратности, платности и обеспечения, 3) назначение финансов – формирование доходов, накопление и использование этих средств по целевому назначению, а основное назначение кредита – аккумулирование денежных средств и их использование на неотложные нужды в виде ссуд, 4) финансы имеют только одностороннее движение стоимости, а кредит – разорванное во времени движение стоимости, 5) перераспределение кредитных ресурсов происходит только между субъектами распределительных отношений, а финансовое распределение охватывает не только субъектов, но и распределяет еще в рамках каждого субъекте по целевому назначению, 6) кредитные ресурсы тесно связаны с денежным оборотом и с их помощью осуществляется регулирование объема денежных средств, финансы такой тесной связи не имеют.

финансы и зарплата:

зарплата – распределительные отношения по поводу распределения и перераспределения вновь созданной стоимости для создания индивидуальных доходов в соответствии с условиями труда, кол-вом и качеством затраченного труда, то есть зарплата – мера стоимости труда

Зарплата включает в себя систему отношений:

между юр. и физ. лицами по поводу установления дохода,

между бюджетом и юр. лицами по поводу формирования ФОТ,

между бюджетом и физ. лицами по поводу пособий и льгот.

Взаимосвязь: 1) с помощью финансов формируется ФОТ и отделяются от других временно свободные средства, а с другой стороны ФОТ выступает устойчивым источником финансовых ресурсов для формирования оборотных средств, покрытия потребностей запасов, 2) в результате распределения ФОТ формируется финансовыми методами, а распределение полученных доходов осуществляется через механизм оплаты труда.

Роль финансов в разгосударствлении собственности. Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий. В процессах разгосударствления и приватизации финансы играют важную роль. С одной стороны, от продажи объектов республиканской и коммунальной собственности в республиканский и местные бюджеты поступают доходы. С другой стороны, приватизация предполагает проведение инвентаризации объекта, подлежащего приватизации с целью определения его рыночной стоимости.

В результате приватизации меняется не только собственник, но и организационно-правовой статус субъекта хозяйствования. Это в свою очередь обусловливает организацию их финансов: источники и порядок формирования уставного фонда, систему распределения прибыли (дохода), взаимоотношения с бюджетом, финансовую отчетность. Как показывает опыт Республики Беларусь, преимущественной формой разгосударствления приватизации стали акционерные общества открытого и закрытого типа. На организацию финансов предприятий влияют не только организационно-правовые формы хозяйствования, но и сфера и характер деятельности субъекта. От этого зависит в первую очередь скорость оборота авансируемого капитала, система распределения прибыли, состав формируемых и используемых денежных фондов, взаимоотношения с бюджетом.

Финансы предприятий (организаций) - это относительно самостоятельная сфера финансов, которая охватывает широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота средств организаций, выраженных в виде различных денежных потоков, возникающих с внешними контрагентами и организациями.

Именно в сфере финансов формируется основная часть доходов, которые в последующем по различным каналам распределяются и перераспределяются в экономике и служат основным источником экономического роста и социального развития общества.

Финансы предприятий (корпораций) - это область практической деятельности, которая как самостоятельный раздел финансовой науки сформировалась относительно недавно - в начале 50-х гг. XX в., как в бывшем СССР, так и в индустриальных странах. Основой для этого послужили достижения целого ряда таких научных дисциплин, как "Экономическая теория", "Теория финансов", "Бухгалтерский учет и аудит", "Экономический анализ" и др.

При формировании и использовании всех источников средств, вовлекаемых в хозяйственный оборот, возникает широкий спектр денежных отношений, которые и выражают экономическое содержание финансов предприятий и одновременно являются объектом непосредственного финансового управления.

Что же входит в эту сферу финансовых отношений? Здесь следует обратить внимание, что традиционная для бывшего СССР система данных отношений (связей) значительно изменилась в настоящее время.

В условиях рыночной экономики финансовые отношения возникают между:

■ предприятием и его инвесторами (акционерами, участниками, собственниками) по поводу формирования и эффективного использования собственного капитала, а также выплаты дивидендов и процентов;

■ предприятием, поставщиками и покупателями по поводу форм, способов и сроков расчетов, а также способов обеспечения исполнения обязательств (уплаты неустойки, передачи залога);

■ предприятием-инвестором и другими предприятиями и организациями по поводу его кратко- и долгосрочных финансовых инвестиций и выплаты по ним дивидендов и процентов;

■ предприятием, финансовыми (кредитными) институтами и другими предприятиями по поводу привлечения и размещения свободных денежных средств (получения и погашения кредитов, займов, страховых платежей и страховых возмещений, обеспечения финансирования под уступку денежного требования, платежей в негосударственные пенсионные фонды и т. п.);

■ предприятиями (дочерними и материнскими) по поводу внутрикорпоративного перераспределения средств;

■ предприятиями и учредителями доверительного управления имуществом, а также выгодоприобретениями по поводу имущества, полученного в доверительное управление, и передачи прибыли от такого управления;

■ предприятиями и другими членами простого товарищества по поводу вкладов в соответствии с договорами и распределения прибыли, полученной членами товарищества в результате их совместной деятельности;

■ предприятиями и правообладателями по поводу выплаты вознаграждения по договору коммерческой концессии;

■ предприятием и его наемными работниками по поводу оплаты труда и выплат из фонда потребления;

■ предприятием и государством по поводу формирования налогооблагаемой базы для начисления налогов, сборов и осуществления этих платежей;

■ предприятиями и его работниками при удержании налога на доходы физических лиц, а также других удержаний и вычетов;

■ предприятием и государством при уплате налогов и сборов в бюджетную систему и взносов во внебюджетные фонды;

■ государством и предприятиями при финансировании из бюджета и внебюджетных фондов на цели, предусмотренные действующим законодательством.

Нетрудно заметить, что все эти отношения в той или иной степени регламентированы государством и охватывают процесс распределения и перераспределения ВВП. При этом последние три группы выражают перераспределительные отношения и входят в сферу финансов как предприятий, так и государства.

В условиях рынка появляются и принципиально новые группы финансовых отношений:

■ связанных с несостоятельностью (банкротством) предприятий, возникающей в связи с приостановлением его текущих платежей. Эта специфическая сфера отношений жестко регламентируется государством и требует специфических форм антикризисного управления финансами предприятий;

■ возникающих при слиянии, поглощении и разделении предприятий (корпораций).

Финансовые отношения формируются в процессе кругооборота средств предприятия и опосредуются соответствующими денежными потоками по различным видам его деятельности (текущей, инвестиционный, финансовой). Таким образом, вся совокупность финансовых отношений предприятий может быть сгруппирована по трем основным денежным потокам и иметь четкие стоимостные характеристики.

Движение средств этих денежных потоков влияет на всю структуру бухгалтерского баланса предприятия, его активы и пассивы, изменение величины всех денежных фондов и обязательств. "Отток" части денежного потока предприятия в форме платежей в бюджеты и внебюджетные фонды означает безэквивалентное изъятие средств из его индивидуального кругооборота. Эти средства проходят фазу перераспределения и принимают форму уже не денежного, а финансового потока.

Финансовый поток - это перераспределенная часть денежных потоков (первичных доходов предприятий и домашних хозяйств), аккумулированных в бюджете или внебюджетных (централизованных) фондах, т. е. в сфере государственных финансов. Синоним понятия "финансовый поток" - "финансовые средства". Это часть денежных потоков, прошедших процесс аккумуляции в различных централизованных фондах государства (в бюджетной системе и внебюджетных фондах), направляемых на целевое финансирование. Таким образом, финансовые средства - это уже всегда перераспределенные средства.

Изложенное позволяет сделать несколько важных для определения содержания финансов предприятий выводов:

■ финансы предприятий всегда связаны с реальным оборотом его денежных средств, денежными потоками, возникающими при осуществлении хозяйственной деятельности и хозяйственных операций;

■ порядок ведения этих операций в той или иной степени регламентирован государством;

■ в результате движения денежных и финансовых потоков формируются и используются различные денежные фонды (доходы) предприятия (уставный и рабочий капитал, фонды специального назначения, прочие денежные фонды), которые в статическом состоянии принимают форму финансовых ресурсов и могут вкладываться (высвобождаться) в оборотные и внеоборотные активы предприятия.

Финансовые ресурсы предприятия - это все источники денежных средств, аккумулируемых предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов и накоплений, так и за счет различных видов поступлений.

Отсюда можно дать и общее определение экономического содержания финансов предприятий как совокупности денежных отношений, регламентированных государством, связанных с реальным денежным оборотом средств предприятия, его денежными потоками, формированием и использованием капитала, доходов и денежных фондов.

Финансы населения являются структурным элементом частных (децентрализованных) финансов, в состав которых входят:

финансы домашнего хозяйства, включающие финансы семьи (если это расширенное домашнее хозяйство, в состав которого входят несколько семей);

финансы семьи, если в составе домашнего хозяйства представлена одна семья;

личные финансы каждого из членов семьи.

Среди исследователей, занимающихся домохозяйственной тематикой, наблюдается широкое разнообразие взглядов на понятия «семья» и «домашнее хозяйство». Плюрализм в объяснении существования, роли и места финансов населения и характера взаимоотношений с другими элементами финансовой системы объясняется возрастающей ролью домашних хозяйств в процессе распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Под организацией финансов предприятий понимается состав денежных фондов предприятий, порядок их образования и использования, соотношение между размерами фондов предприятий, взаимоотношения предприятий с финансово-кредитной системой.

На организацию финансов прежде всего влияет организационно-правовая форма хозяйствования. Это находит отражение и в содержании финансовых отношений: в характере формируемых денежных фондов и направлениях их использования, в системе распределения прибыли, взаимоотношениях с различными звеньями общегосударственных финансов.

Предприятия каждой из форм собственности имеют свою специфику формирования собственного капитала (Уставного фонда) и распределения дохода. Наиболее часто встречаются такие формы организации бизнеса как общество с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерное общество (АО). Общество с ограниченной ответственностью образуется на основе собственности нескольких участников. Сумма взносов всех участников образует Уставный фонд. Участник может продать свою долю третьим лицам лишь с согласия других участников, поэтому рынка для этого типа прав собственности не существует.

2. Управление финансами. Финансовая политика.

Сущность и органы управления финансами. Финансовое планирование и прогнозирование на уровне: государства и его субъектов; хозяйствующего субъекта. Финансовый контроль: сущность, формы и методы. Финансовая политика: содержание и значение. Роль финансового механизма в реализации финансовой политики.

1.Финансовая политика

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решения главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Финансовая политика – составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально – экономических процессов.

В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики – кредитной, ценовой, денежной. Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

2. Цели финансовой политики

Несмотря на все особенности формирования финансовой политики, можно выделить два целевых направления ее проведения: фискальное и регулирующее. Любая финансовая политика в первую очередь предполагает решение фискальных задач государства, которые связаны с балансированием доходов и расходов государства. Оптимальной в этом случае является ситуация, при которой все расходы государства покрываются за счет его текущих обязательных доходов. Достичь такого равновесия очень трудно, так как потребности в осуществлении расходов более динамичны и, как правило, превышают возможности по сбору доходов. Поэтому государству постоянно приходится искать пути сокращения расходов или увеличения доходов. И то и другое направление является сложным с точки зрения его практического осуществления.

Кроме фискальных целей финансовая политика предполагает проведение регулирования экономических процессов. Государство располагает определенными инструментами, которые оказывают влияние на интересы экономических субъектов (налоги, государственный кредит, бюджетные ассигнования, различные нормы и нормативы) и при помощи которых регулируются финансовые отношения.

К регулируемым экономическим процессам относятся: экономический рост, занятость, уровень инфляции, состояние валютного курса, развитие отдельных территорий, отраслей и предприятий. Регулирование может осуществляться государством стихийно или сознательно. Если государство не ставит перед собой специальных целей регулирования и основной задачей финансовой политики является фискальная, то в током случае регулирование осуществляется стихийно. Однако движение финансовых ресурсов всегда оказывает влияние на интересы экономических субъектов. Положительный или отрицательный результат такого регулирования определяется случайными факторами совпадения интересов государства и экономических субъектов. В настоящее время регулирование является обязательным элементом финансовой политики любого государства и сознательно используются для достижения целей экономического развития. Существуют два механизма финансового регулирования: стимулирующий и рестрикционный. Стимулирующий механизм направлен на увеличение финансовых ресурсов экономических субъектов посредством снижения налоговых платежей и увеличения бюджетных расходов для обеспечения экономического роста и занятости населения. Рестрикционный механизм, наоборот, связан с сокращением денежных средств в экономике, которое достигается за счет усиления налоговой нагрузки и уменьшения бюджетного финансирования, в целях сдерживания деловой активности и стабилизации денежного обращения.

Финансовое планирование – это деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов. Пропорциональность – рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и его величиной после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам рФ. Через увеличение или уменьшение этого соотношения государство может стимулировать либо ограничивать их развитие. Финансовое планирование – составная часть планирования экономики.

Движение финансовых ресурсов отражается в соответствующих финансовых планах, состоящих из доходной и расходной частей. Важную роль в обеспечении пропорциональности и сбалансированности развития экономики играют балансы финансовых ресурсов (финансовые балансы). Финансовый баланс представляет собой свод всех доходов и расходов бюджета и государственных внебюджетных фондов, в него включается также прибыль организаций, остающаяся в их распоряжении, и амортизация. Финансовый баланс построен на основе сопоставления доходов с расходами. Превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса.

Финансовый баланс является основным аналитическим инструментом при проектировании бюджета Российской Федерации и прогнозировании источников капитальных вложений, формирующихся на территории субъекта РФ. Он составляется на основе отчетного финансового баланса за предыдущий год, ожидаемых в текущем году итогов и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Важнейшей составной частью финансового планирования является бюджетное планирование. В процессе бюджетного планирования определяются направления распределения и перераспределения бюджетных ресурсов в соответствии с целями и задачами, поставленными в Бюджетном послании Президента РФ и конкретизированными в бюджетной политике. Как часть финансового планирования бюджетное планирование является одним из важнейших инструментов регулирования экономики и подчинено требованиям финансовой политики государства.

Под финансовым прогнозированием понимают предвидение возможного финансового положения государства, обоснование перспективных показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует финансовому планированию и основано на концепции развития финансовой политики страны на среднесрочный, долгосрочный периоды. Цель финансового прогнозирования – определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования на долгосрочный период. Финансовые прогнозы позволяют наметить и проанализировать разные варианты финансового обеспечения развития страны и ее регионов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов: построение экономет-рических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих экономические процессы; корреляционно-регрессивный анализ; метод непосредственной экспертной оценки.

Финансовый контроль – это совокупность мероприятий по проверке соответствия фактического состояния финансовой системы плановому или отчетному.

Значение финансового контроля заключается в:

1. Деятельности специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2. Управлении финансами и денежными потоками на макро– и микроуровне.

Финансовый контроль разделяют на два различных аспекта:

1. Государственный финансовый контроль – это комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства.

2. Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

Главная цель государственного контроля – максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного (главным образом, внутрифирменного) – напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал.

Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:

Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона (налоговые проверки, контроль за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательное аудиторское подтверждение данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т.д.).

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов.

Объекты контроля:

Бюджетный контроль; контроль за внебюджетными фондами; налоговый контроль; валютный контроль; кредитный контроль; страховой контроль; инвестиционный контроль; контроль за денежной массой.

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также ее отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т. п.

1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют:

1) стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны;

2) осуществление государством выбора текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.

Управление финансами предполагает деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами.

Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства; определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования; разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать:

1) специфику внутренней и международной обстановки;

2) реальные экономические нефинансовые возможности страны.

Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства.

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИДля реализации финансовой политики используется финансовый механизм, который представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, при этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его интересов, что является залогом эффективности финансовой политики.

Структура финансового механизма достаточно сложна. К элементам финансового механизма относятся финансовые ресурсы, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг. Сочетание элементов финансового механизма образует конструкцию финансового механизма, которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого элемента.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений – агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль.

Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Лекция 6.Финансы коммерческих предприятий

Финансы предприятий – это относительно самостоятельная сфера системы финансов государства. Именно в этой сфере формируется основная часть финансовых инструментов. В лекции рассматриваются проблемы организации финансовой деятельности на предприятии .

План лекции

1. Сущность и принципы организации финансов предприятия

2. Факторы, влияющие на организацию финансовой деятельности предприятия

3. Финансовые ресурсы предприятия: источники формирования и направления использования

Сущность и принципы организации финансов предприятия

Финансы предприятий являются основным звеном финансовой системы, они функционируют в сфере материального производства, где в основном создается национальный продукт и национальный доход.

Финансы предприятия - это финансовые отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.

По экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений можно сгруппировать по следующим направлениям:

1) между учредителями в момент создания предприятия, связанные с формированием собственного капитала;

2) между предприятиями и организациями, возникающие в процессе производства и реализации продукции. Это финансовые отношения между поставщиками и покупателями средств производства, готовой продукции, отношения со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, транспортными организациямипри перевозке грузов, с предприятиями связи и т.д.;

3) между предприятиями и его подразделениями (филиалами, цехами, бригадами) – по поводу финансирования расходов, распределения и использования оборотных средств и прибыли;

4) между предприятием и его работниками – при распределении и использовании доходов, выплате процентов, дивидендов;

5) между предприятием и вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является предприятие. Эта группа отношений связана, как правило, с внутриотраслевым перераспределением денежных средств и направлена на поддержку и развитие предприятия. Финансовые отношения в этом случае возникают при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и резервов, финансировании целевых программ, проведения маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ и т.п.;

6) между коммерческими организациями и предприятиями, возникающие в процессе эмиссии и размещения ценных бумаг, взаимного кредитования, долевого участия в создании совместных предприятий;

7) между предприятием и финансовой системой государства – при уплате налогов и осуществление других платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, предоставлении налоговых льгот, применения штрафных санкций, финансировании из бюджета;

8) между предприятиями и банковской системой - при хранении денег в коммерческих банках, получениипогашении банковских ссуд уплаты процентов за банковский кредит, покупки и продажи валюты, оказании других банковских услуг;

9) между предприятиями и страховыми компаниями – при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и финансовых рисков;

10) между предприятиями и инвестиционными институтами – в ходе размещения инвестиций, приватизации и др.

Каждая из перечисленных групп отношений имеет свои особенности и сферу применения. Однако, все они носят двусторонний характер и их основой является движение финансовых ресурсов.

Финансовые отношения коммерческих предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности. Среди них в качестве основных выделяют следующие принципы: хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, материальной заинтересованности, материальной ответственности, обеспечения финансовыми резервами.

Принцип хозяйственной самостоятельности Развитие рыночных отношений существенно расширило самостоятельность предприятий. Коммерческие предприятия независимо от форм собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли. Хотя государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, коммерческие предприятия всех форм собственности в соответствии с законодательством уплачивают необходимые налоги, участвуют в формировании внебюджетных фондов. Начисление амортизации происходит по нормам, которые также устанавливаются законодательно.

Принцип самофинансирования . Реализация этого принципа – одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование и развитие производства.

Принцип материальной заинтересованности . Объективная необходимость подобного принципа диктуется основной целью предпринимательской деятельности – максимизацией прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща коллективам предприятий в целом и отдельным работникам. Реализация этого принципа обеспечивается достойной оплатой труда, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на потребление и накопление.

Принцип материальной заинтересованности. Этот принцип предполагает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для руководителей коммерческих предприятий принцип материальной ответственности реализуется через систему штрафов в случае нарушения договорных обязательств, несвоевременности возврата ссуд, погашения векселей, нарушения налогового законодательства. В случае неэффективной деятельности к данному предприятиюможет быть применена процедура банкротства

Принцип обеспечения финансовых резервов. Необходимость формирования финансовых резервов связана с риском, который всегда сопровождает предпринимательскую деятельность.

Законодательно этот принцип реализуется в открытых и закрытых акционерных обществах.

Финансовые резервы могут образовывать и хозяйствующие субъекты других форм собственности по своему усмотрению.

Факторы, влияющие на организацию финансовой деятельности предприятия

На организацию финансовой деятельности на предприятии оказывают влияние два фактора:

организационно-правовая форма хозяйствования;

отраслевые технико-экономические особенности.

Организационно-правовая форма хозяйствования определяется Гражданским Кодексом РФ. Коммерческие предприятия могут создаваться в форме хозяйственных организаций и обществ, производственных кооперативов, унитарных (государственных и муниципальных) предприятий.

Особенности организации финансовой деятельности коммерческих предприятий проявляются в следующем:

1. В формировании уставного капитала . Образование капитала коммерческих предприятий основано на принципах корпоративности. Участники полного товарищества и общества с ограниченной ответственностьюсоздают уставный капитал за счет вкладов участников, т.е. по существу - это складочный капитал. Имущество производственного кооператива состоит из паевых взносов его членов в соответствии с уставом кооператива. Открытое и закрытое акционерное общество формируют уставный (акционерный) капитал исходя из номинальной стоимости акций общества. Открытое акционерное общество имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и осуществлять их свободную продажу на фондовых рынках. Акции закрытого акционерного общества распространяются только среди его учредителей. Имущество унитарных предприятий формируется на базе государственной и муниципальной собственности.

2. В распределении прибыли. Прибыль коммерческих предприятий, остающаяся после уплаты налогов, распределяется между ее участникамина принципах корпоративности. В акционерных компанияхчасть чистой прибыли выплачивается в виде дивидендов по привилегированным и обычным акциям, а другая часть направляется на развитие производства. Прибыль унитарных предприятий после уплаты налогов и других обязательных платежей остается в распоряжении предприятияи используетсяна производственное и социальное развитие.

3. В определении издержек . В акционерных обществах наряду с традиционными затратами, связанными с развитием производства, относятся затраты на эмиссию и размещение ценных бумаг.

4. В источниках привлечения средств. Для акционерных обществ предусмотрена такая форма привлечения денежных средств, как эмиссия собственных ценных бумаг.

5. В порядке образования резервных фондов. Акционерные общества создают резервные фонды в обязательном порядке из валовой прибыли. Величина резервного фонда регламентирована и не может быть менее 15% величины оплаченного акционерного капитала и более 50% налогооблагаемой прибыли. Предприятия с другими формами хозяйствования могут создавать резервные фонды из чистой прибыли, т.е. после уплаты налогов.

6. В предоставлении финансовой отчетности. Для акционерных компаний обязательна публичная форма отчетности. Они обязаныопубликовывать свои ежегодные Балансовые отчеты и Отчеты о прибылях и убытках.

Отраслевые технико-экономические особенности влияют на состав и структуру производственных фондов, длительность операционного цикла. Отраслевая специфика также связана с преобладанием той или иной формы собственности, особенностями учетной политики.

Существует определенная специфика организации финансовой деятельности в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в торговле и т.д.

Финансовые ресурсы предприятия: источники формирования

и направления использования

Для осуществления хозяйственной деятельности предприятие должно располагать основным и оборотным капиталом. Деление капитала на основной и оборотный связано с характером их кругооборота и формой участия в создании готовой продукции.

Основной капитал – это часть активов предприятия, вложенная в основные средства, незавершенные долгосрочные инвестиции, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения. Основной капитал участвует в процессе производства в течение длительного времени (как правило, срока превышающего один год) и постепенно, частями переносит свою стоимость на стоимость готовой продукции.

Основные средства – это средства, вложенные в основные производственные фонды, материально-вещественные ценности, относящиеся к орудиям труда и используемые в процессе производства в течение периода, превышающего один год, или имеющие стоимость на дату приобретения свыше стократно установленного законом размера минимальной месячной оплаты трудаза единицу независимо от срока полезного использования. По материальному составу основные средства представляют собой здания, сооружения, станки, оборудование, землю и т.п. Кругооборот основных средств включает: износ основных средств, начисление амортизации (за исключением земли), накопление средств для полного восстановления, замену основных средств путем прямых инвестиций.

Незавершенные долгосрочные инвестиции – затратына приобретение оборудования и вложения в незавершенное строительство, которые еще не могут быть использованы в хозяйственной деятельности и на которые еще не начисляется амортизация.

Нематериальные активы –это активы, не имеющие физической формы. К ним относятся, например, деловая репутация фирмы, торговая марка, торговый знак, патенты, затраты на НИОКР. Их приобретение связано с долгосрочными вложениями, поэтому их кругооборот аналогичен кругообороту основных средств.

Долгосрочные финансовые вложения – затраты на долевое участие в уставном капитале других предприятий, вложения в ценные бумаги разного вида на долгосрочной основе, стоимость имущества, переданного в аренду на праве финансового лизинга.

Источники финансирования основного капитала : подразделяются на собственные средства хозяйствующего субъекта и заемные.

Собственные средства (капитал) предприятия включает в себявзносы учредителей и часть денежных средств, полученных в результате финансово-хозяйственной деятельности предприятия. К последним относятся амортизационные отчисления и прибыль. Амортизационные отчисления представляют собой денежную форму перенесенной на готовый продукт части стоимости основных средств. Эти отчисления формируют амортизационный фонд. Его средства являются основным источником долгосрочных инвестиций для предприятий в РФ. Прибыль, остающаяся у предприятия, также может быть направлена на финансирование инвестиций. В РФ доля прибыли предприятий в источниках долгосрочного финансирования незначительна из-за кризисного состояния экономики в целом.

Заемные средства предприятие может формировать за счет долгосрочных банковских ссуд, эмиссии долгосрочных, долговых ценных бумаг (облигаций), приобретения основных средств на основе финансового лизинга, инвестиционного налогового кредита. Для финансирования нематериальных активов может использоваться фрэнчайзинг.

В России в качестве долгосрочных инвестиций используются средства иностранных инвесторов и средства федеральных и местных бюджетов.

Оборотный капитал (оборотные средства) – это капитал предприятия, предназначенный для обеспечения текущей деятельности предприятия, непрерывного процесса производства и реализации продукции. Часть оборотного капитала авансирована в сферу производства и формирует оборотные производственные фонды, другая его часть находится в сфере обращения и образует фонды обращения.

Оборотные производственные фонды по вещественному содержанию представляют собой предметы труда (сырье, материала и пр.). Они обслуживают сфру производства и полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции, изменяя первоначальную форму в течение производственного цикла.

Фонды обращения хотя и не участвуют в процессе производства, но необходимы для обеспечения единства производства и обращения. К ним относятся готовая продукция на складе, товары отгруженные, денежные средства в кассе предприятия и на счетах в коммерческих банках, дебиторская задолженность, средства в расчетах.

Одинаковый характер движения оборотных производственных фондов и фондов обращения, позволяет объединить их в единое понятие – оборотные средства.

Источниками финансирования оборотных средств предприятияявляются прибыль, собственные оборотные средства, эмиссия краткосрочных долговых обязательств (векселей), минимальная кредиторская задолженность, краткосрочные банковские кредиты, факторинг, коммерческий кредит.

В РФ процент за пользование банковским и коммерческим кредитами включается заемщиком в себестоимость продукции в пределах ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, увеличенной на три пункта (процента). В остальной части он уплачивается из чистой прибыли предприятия.

62. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ

Функционирование каждого субъекта хозяйствования той или иной формы собственности связана с и особенностями в организации финансов. Они проявляются в формировании уставного фонда (капитала), распределении прибыли, формировании и использовании фондов денежных средств, взаимоотношениях с бюджетом и т.д.
В большей степени особенности организации финансов у предприятий разных форм собственности проявляются при формировании их финансовых ресурсов. Так, если на предприятиях государственной формы собственности финансовые ресурсы формируются в основном за счет бюджетных средств, то на предприятиях негосударственной формы собственности – преимущественно за счет частичных (паевых) взносов учредителей – юридических и физических лиц.

Вместе с тем в условиях рынка для предприятий даже государственной формы собственности в значительной мере сокращаются бюджетные ассигнования на различные цели. Вместе с тем у многих предприятий появляются такие источники финансовых ресурсов, как дивиденды и проценты по ценным бумагам, доход от участия в деятельности других предприятий и от проведения операций с валютой и валютными ценностями и т.д.

Отличительной чертой финансов предприятий является зависимость от правовой формы их организации.

Организационно-правовые формы хозяйствования предопределяют различные особенности организации финансов предприятий: источники и порядок формирования уставного фонда, систему распределения прибыли (дохода), взаимоотношения с бюджетом и др.

Финансы коммерческих организаций - это система отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов коммерческих организаций с целью обеспечения их деятельности и решения вопросов социального характера.

Можно выделить следующие принципы организации финансов в сфере коммерческой деятельности:

    получение и максимизация прибыли предприятия;

    оптимизация источников формирования финансовых ресурсов;

    обеспечение финансовой устойчивости коммерческих организаций, в том числе использование различных механизмов защиты от предпринимательских рисков (страхование, хеджирование, создание финансовых резервов);

    создание инвестиционной привлекательности;

    ответственность за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности.

    Указанные принципы определены основной целью деятельности коммерческой организации - получением прибыли, а также стремлением любого хозяйствующего субъекта не только сохранить, но и расширить свое участие на рынке.
    Коммерческие организации действуют в разных сферах: материальное производство, торгово-сбытовая деятельность, оказание услуг, в том числе информационных и финансовых. В современных условиях с целью снижения предпринимательских рисков организации диверсифицируют направления своей деятельности, в рамках интеграционных процессов происходят межотраслевые слияния, но влияние отраслевого фактора на финансы коммерческих организаций в Российской Федерации остается. Это связано с тем, что по российскому законодательству некоторые виды коммерческой деятельности запрещено совмещать с другими видами деятельности: например, страховые компании не могут оказывать банковские услуги, осуществлять производственно-торговые операции и т.п.; в ряде случаев специализация на одном виде деятельности может дать наибольший эффект.

    Отраслевыми факторами, влияющими на особенность организации финансов, являются сезонность производства, длительность производственного цикла, особенность оборота производственных фондов, степень риска предпринимательской деятельности и др. Например, для сельского хозяйства (особенно растениеводства) характерно влияние природно-климатических факторов на процесс производства, что определяет его сезонный характер, высокую потребность в страховой защите. В этих условиях большую роль играют привлечение заемных средств для формирования финансовых ресурсов, создание резервных фондов и страхование. Для строительства, как и для некоторых отраслей промышленности, имеющих длительный производственный цикл (например, судостроение), характерно наличие больших объемов незавершенного производства, что также определяет необходимость формирования финансовых ресурсов за счет заемных средств.

    Природно-климатические факторы могут предопределять получение рентного дохода в относительно благоприятных условиях предпринимательской деятельности (добывающие отрасли). Как правило, в этих условиях во многих странах выравнивание доходов внутри одной отрасли осуществляется на основе рентных платежей в бюджет.

    Отрасли с относительно низким уровнем рентабельности (сельское, жилищно-коммунальное хозяйство) имеют ограниченные возможности в расширении источников финансовых ресурсов, в том числе за счет выпуска ценных бумаг.
    Для отраслей с высокой степенью профессионального риска работающих (угольная, химическая, газовая промышленность и др.) предусмотрены более высокие тарифы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Наконец, высокая степень риска присуща и деятельности финансовых посредников (страховых компаний, кредитных организаций), что определяет более высокие требования к размеру собственного капитала, создание специфических финансовых резервов и использование других механизмов обеспечения финансовой устойчивости (например, для страховых компаний - перестрахование).

    Отраслевые факторы обусловливают также размер коммерческой организации. Так, сталелитейная промышленность, машиностроение и другие отрасли тяжелой промышленности обычно предполагают крупные масштабы предприятия, а торгов¬ля, бытовое обслуживание, инновационная деятельность, как правило, осуществляются через средний и малый бизнес. Таким образом, отраслевые особенности могут предопределять организационно-правовую форму коммерческой организации, а это, в свою очередь, еще один фактор, влияющий на финансовый механизм организации.

    Организационно-правовая форма юридического лица устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 4). В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Различные организационно-правовые формы определяют особенности формирования финансовых ресурсов в момент создания организации, распределения прибыли, финансовой ответственности учредителей и участников.

    Так, финансовые ресурсы в момент создания акционерных обществ формируются за счет средств, поступивших от размещения акций; товариществ и кооперативов - от размещения паев; унитарных предприятий - за счет бюджетных средств. Для хозяйственных обществ предусмотрена возможность привлечения финансовых ресурсов за счет размещения долговых ценных бумаг.

    Организационно-правовая форма влияет на особенности распределения прибыли: у акционерных обществ часть прибыли распределяется в форме дивидендов между акционерами; прибыль унитарных предприятий может поступать в бюджет не только в виде налоговых, но и неналоговых платежей (если собственником не принято иное решение); в производственных кооперативах между членами распределяется часть предпринимательского дохода (прибыли). Все коммерческие организации, как правило, формируют резервы за счет отчислений от прибыли, но для акционерных обществ законодательно установлен минимальный размер резервов (не менее 15% размера уставного капитала), размер отчислений в резервный фонд (не менее 5% чистой прибыли) и направления его использования (покрытие убытков, погашение облигаций общества и выкуп акций при отсутствии других источников). Производственные кооперативы отчисляют часть предпринимательского дохода в неделимый фонд.

    В целом финансам коммерческих организаций как звену финансовой системы независимо от организационно-правовых и отраслевых особенностей присущи следующие черты:

    финансовые ресурсы находятся в собственности коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий);

    управление финансами коммерческой организации ориентировано на реализацию ее основной цели - получение прибыли;

    ограниченное по сравнению с другими звеньями финансовой системы государственное регулирование финансов коммерческих организаций. Государственная регламентация формирования и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций связана с определением налоговых обязательств, а также обязательств, вытекающих из возможного использования бюджетных средств (субсидии, субвенции, государственный и муниципальный заказ, бюджетные инвестиции, бюджетные кредиты).

    Основной формой хозяйствования в рыночной экономике является акционерное общество.

    Акционерное общество – это организационно-правовая форма объединения, образованная на основе добровольного согласия юридических и физических лиц, которые объединили свои финансовые и материальные ресурсы и выпустили в обращение акции с целью получения прибыли.

    Акционерное общество является юридическим лицом, имеет собственное название, устав, печать и баланс. Согласно уставу оно может осуществлять любые виды деятельности, которые не противоречат действующему законодательству. В уставе помимо видов деятельности должны быть указаны виды акций, которые выпускаются, их номинальная стоимость, количество акций, приобретаемых учредителями, а также ответственность за несвоевременный выпуск акций.

    Каждое акционерное общество имеет полную хозяйственную самостоятельность в решении учредительных вопросов, а именно в производстве и распределении продукции, оплате труда своих работников, установлении цен, распределении и использовании чистой прибыли и других результатов предпринимательской деятельности. Акционерное общество несет ответственность по своим обязательствам всем имуществом, но не отвечает по обязательствам акционеров. Вместе с тем акционеры отвечают по обязательствам общества в пределах личного вклада в капитал.

    Акционерные общества могут быть открытого и закрытого типов. Различие между ними состоит в том, что акционерные общества закрытого типа могут создавать ограниченное количество акционеров, а количество и состав акционеров общества открытого типа не ограничены.

    Уставный капитал акционерного общества открытого типа формируется путем продажи акций в форме открытой подписки, а в акционерных обществах закрытого типа – только за счет взносов учредителей, так как в открытую подписку на акции не поступают. Кроме того, акционер общества открытого типа может самостоятельно распоряжаться своими акциями, то есть продавать их, передавать другим лицам, закладывать под залог без согласия других акционеров своего общества. Член акционерного общества закрытого типа не может продавать свой пай без согласия других акционеров, имеющих преимущественное право на приобретение этих акций.

    Создания и функционирования акционерных обществ опосредствованное финансовыми отношениями, которые охватывают денежные отношения с учредителями общества и их трудовыми коллективами, поставщиками и покупателями, бюджетом и внебюджетными фондами, страховыми компаниями и банками, а также денежные отношения, связанные с получением и распределением собственных доходов и накоплений, формированием и использованием соответствующих фондов денежных средств. Эти денежные отношения практически выражают сущность финансов акционерных обществ, которые принимают активное участие в формировании доходов и накоплений, их распределении и контроле за использованием.

    С образованием акционерного общества формируется его уставный капитал, который представляет собой общую сумму средств, отражены в его уставе. Размер уставного капитала акционерного общества открытого типа составляет не менее 1250 минимальных заработных плат, а общества с ограниченной ответственностью – не менее 625 минимальных заработных плат.

    За счет созданного уставного капитала в акционерных обществах формируются основные фонды и оборотные активы – материальная основа процесса производства.
    В процессе деятельности акционерное общество осуществляет определенные расходы, получает выручку и прибыль. Прибыль рассчитывается так же, как и на предприятиях других форм собственности и составляет разницу между выручкой от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) за вычетом акцизов, НДС и затрат на производство и продажу этой продукции (выполнения работ, оказания услуг). Если расходы превышают выручка (без соответствующих налогов), общество понесет убытки.
    Полученный общий доход используется прежде всего на уплату процентов банка по кредитам, установленных налогов и платежей в бюджет. Прибыль, оставшийся считается чистым и распределяется по усмотрению акционерного общества. Часть чистой прибыли может направляться на производственное и социальное развитие общества, выплату процентов по облигациям и в резервный фонд. Чистая прибыль, который остался, используется для выплаты дивидендов акционерам. Размеры отчислений от чистой прибыли по указанным направлениям устанавливаются общим собранием акционеров общества. Порядок формирования и использования резервного фонда определяется уставом общества. Средства фонда используются на покрытие непредвиденных убытков акционерного общества. За счет этого фонда в случае нехватки чистой прибыли могут выплачиваться проценты по облигациям и дивиденды по привилегированным акциям, а также искупаться акции у акционеров за отсутствия других средств.

    При распределении чистой прибыли по соответствующим направлениям учитывают финансовое состояние акционерного общества.

    Одним из показателей, характеризующих финансовое состояние акционерного общества и влияют на распределение чистой прибыли, является доля (величина) прибыли, приходящаяся на одну акцию.

    С помощью этого показателя можно реально оценить эффективность деятельности акционерного общества, его финансовое состояние.

    Величину чистой прибыли на одну акцию можно рассчитать по формуле
    В случае уменьшения отдачи акционерного капитала может встать вопрос о прекращении деятельности общества.

    Прекращение деятельности общества осуществляется путем его реорганизации или ликвидации. Решение о реорганизации общества принимают общие собрания акционеров, а в случаях, предусмотренных законодательством, – антимонопольный комитет или суд.
    Реорганизация общества может быть осуществлена путем его слияния и присоединения, разделения и выделения других самостоятельных обществ, преобразование в другую организационно-правовую форму.

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ

Финансы коммерческих организаций - это экономическая категория, которая выражает отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов организаций для осуществления их хозяйственной деятельности. Финансы коммерческих организаций являются составной частью финансовой системы государства, занимая определяющее положение в структуре финансовой системы, так как именно на их уровне формируется преобладающая масса финансовых ресурсов страны и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости.

Роль финансов коммерческих организаций в обеспечении эффективного экономического и социального развития страны состоит в следующем:

  1. Финансовые ресурсы, которые концентрируются государством и используются им для финансирования различных общественных потребностей, формируются в основном за счет финансов коммерческих организаций.
  2. Финансы коммерческих организаций формируют финансовую основу обеспечения непрерывности производственного процесса, направленного на удовлетворение спроса на товары и услуги.
  3. Часть финансовых ресурсов, сформированных коммерческими организациями, непосредственно направляется на цели потребление, способствуя тем самым решению социальных задач, стоящих перед обществом.
  4. Финансы коммерческих организаций могут служить инструментом государственного регулирования экономики, с их помощью определяются потребности расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и на накопление, а также регулирование отраслевых пропорций в народном хозяйстве.

Без четкой и слаженной работы финансового механизма коммерческих организаций рыночная экономика не может эффективно функционировать. Задача государства состоит в том, чтобы найти оптимальное сочетание самостоятельности предприятий с их государственным регулированием.

В процессе хозяйственной деятельности коммерческие организации вступают в многообразные финансовые отношения. По своему экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений можно сгруппировать по следующим направлениям:

  • финансовые отношения между коммерческими организациями и их учредителями. Они возникают в момент создания организации и связаны с формированием собственного капитала организации, а в процессе деятельности - в связи с получением от них безвозмездно средств, а также в связи с распределением прибыли;
  • финансовые отношения между отдельными коммерческими организациями, связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. К ним относятся отношения между поставщиками и покупателями сырья, материалов, готовой продукции и т. п. , финансовые отношения со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, с транспортными организациями при перевозке грузов, с предприятиями связи, а также отношения по поводу финансовых санкций за нарушение договорных обязательств. От этих отношений во многом зависит конечный финансовый результат коммерческой деятельности организаций;
  • финансовые отношения между коммерческими организациями, связанные с привлечением средств на долевых и долговых началах (эмиссия и размещение ценных бумаг, выпуск облигаций, получение займов, участие в совместной деятельности и пр.). От этих отношений зависит возможность привлечения дополнительных источников финансирования предпринимательской деятельности;
  • финансовые отношения между коммерческими организациями внутри финансово-промышленных групп, холдингов, союзов, ассоциаций (а также с вышестоящими организациями внутри таких объединений), связанные с формированием, распределением и использованием централизованных целевых денежных фондов и резервов на финансирование отраслевых программ, научно-исследовательских работ и т. д. Эта группа отношений оказывает влияние на отраслевое перераспределение денежных средств и оптимизацию их использования;
  • финансовые отношения между коммерческими организациями и банковской системой, связанные с расчетно-кассовым обслуживанием в коммерческих банках, получением и погашением ссуд, уплатой процентов за кредит, оказанием других банковских услуг;
  • финансовые отношения между коммерческими организациями и страховыми организациями, связанные со страхованием имущества, отдельных работников, предпринимательских рисков;
  • финансовые отношения между коммерческими организациями и бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, связанные с перечислением налогов, сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
  • финансовые отношения внутри коммерческой организации между организацией и ее работниками, связанные с распределением прибыли, выплатой процентов по займам, полученным от работников, предоставлением ссуд на приобретение жилья, товаров длительного пользования и др., взысканием штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержанием налога на доходы физических лиц и т. д.

Каждая из перечисленных групп финансовых отношений имеет свои особенности, однако конечным итогом такого взаимодействия является взаимное обеспечение финансовыми ресурсами, предоставляющее каждому сектору экономики возможность реализации своих функций.

Наиболее полно сущность финансов коммерческих организаций проявляется в их функциях. В настоящее время в экономической литературе наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой основными функциями финансов коммерческих организаций являются распределительная и контрольная.

Распределительная функция связана с осуществлением организацией своей деятельности в процессе распределения общественного продукта, национального дохода и национального богатства. Распределительная функция основана на том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, другими коммерческими организациями, физическими лицами. При первичном распределении, когда предприятие получает выручку от реализации продукции, происходит использование полученных денежных средств для возмещения потребленных средств производства, чтобы обеспечить непрерывность самого процесса производства. В результате данного распределения остается прибыль , которая, в свою очередь , подвергается вторичному перераспределению.

Контрольная функция финансов коммерческих организаций осуществляется путем внешнего и внутреннего контроля.

Внешний контроль за финансами коммерческих организаций осуществляется со стороны государственных и негосударственных органов (Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ, коммерческих банков при выдаче кредитов, независимых аудиторских фирм при проведении аудиторских проверок и др.), а также со стороны акционеров.

Внутренний контроль осуществляется финансовыми службами предприятия, внутренними аудиторами. Внутренний контроль предполагает осуществление финансового контроля за результатами производственно-хозяйственной деятельности организации, а также за процессом формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с текущими и оперативными планами. Таким образом, контрольная функция является производной от распределительной.

Для реализации контрольной функции в организации разрабатываются нормативы и финансовые показатели. Главным финансовым показателем является стабильное наличие средств у организации. К другим финансовым показателям относятся: задолженность поставщикам, банку, бюджету, работникам, обеспеченность оборотных средств соответствующими источниками, убытки, ликвидность , платежеспособность и др.

Организация финансов коммерческих организаций строится на соблюдении ряда принципов:

  • полная самостоятельность . Этот принцип предполагает самостоятельность в использовании собственных и приравненных к ним средств, что позволяет хозяйствующим субъектам самостоятельно определять сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств в целях извлечения прибыли;
  • самоокупаемость . Данный принцип означает, что организация должна покрывать все свои расходы за счет собственной производственной деятельности, тем самым обеспечивая возобновляемость производства и кругооборот ресурсов организации;
  • ответственность за результаты хозяйственной деятельности . Этот принцип означает ответственность организации по поводу всех рисков, которые оно на себя принимает в условиях рыночной экономики;
  • финансовое планирование . Принцип определяет направление денежных потоков на ближайшее будущее и на перспективу, с помощью данного принципа обеспечивается планирование финансового результата;
  • обеспечение финансовых резервов . Реализация указанного принципа предполагает формирование финансовых резервов для любой организации. Финансовые резервы обеспечивают устойчивую производственную деятельность в условиях возможного колебания рыночной конъюнктуры, рисков и т. д.;
  • финансовая дисциплина . В соответствии с этим принципом организация своевременно и полно выполняет свои обязательства перед партнерами, государством, своими работниками;
  • деление средств, участвующих в производстве, на собственные и заемные;
  • разграничение обычной и инвестиционной деятельности организации.

Коммерческих предприятий представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования производственных фондов производства и реализации продукции, образования собственных ресурсов, привлечения внешних источников финансирования, их распределения и использование.

Такие экономические отношения часто называют денежными или финансовыми, они возникают лишь при движении денежных средств и сопровождаются формированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Функции

Финансами коммерческих организаций и предприятий присущи те же функции, что и общегосударственным финансам - распределительная и контрольная.

Посредством распределительной функции происходят формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, создание пропорций в распределении доходов и .

Объективная основа контрольной функции стоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции (выполнение работ и оказание услуг) и формирование доходов и денежных фондов.

Финансы как распределительные отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводственный процесс и тем самым связывают воедино все фазы воспроизводственного процесса: производство, обмен, потребление.

Распределительные отношения затрачивают интересы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, их работников, акционеров, кредитных и страховых институтов.

Контроль

Принцип обеспечения финансовыми резервами . Законодательно этот принцип реализуется в открытых и закрытых акционерных обществах. Величина резервного фонда регламентирована и не может быть менее 15% величина оплаченного уставного капитала, но не более 50% налогооблагаемой прибыли.

Финансовые резервы могут образовывать и хозяйственные субъекты других организаций правовых форм собственности.

Денежные средства, направленные на в финансовые резервы, целесообразно хранить на депозитных счетах в банке либо в другой ликвидной форме.

Факторы, влияющие на организацию финансов предприятия

На организацию финансов хозяйствующих субъектов оказывают влияние 2 фактора:

  • Организационно-правовая форма хозяйствования;
  • Отраслевые технико-экономические особенности.

Первоначально при организации хозяйствующих субъектов источником приобретения производственных фондов, нематериальных активов (НМА), необходимых для осуществления хозяйственной деятельности является уставный капитал. Он может формироваться как в денежном, так и в натуральном выражении и состоит из долей, принадлежащих каждому учредителю данного предприятия.

Выручка от реализации ТРУ, является основным источником финансовых ресурсов предприятия. Своевременное ее поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств и воспроизводственного процесса. Использование выручки характеризует начальную стадию распределительных процессов. Из нее возмещаются затраты на производство и реализацию продукции. Она служит источником формирования амортизационного фонда для воспроизводства основных фондов и нематериальных активов, выплаты заработной платы, отчисления в бюджет и внебюджетные фонды. Оставшаяся часть представляет собой прибыль предприятия. Направления ее использования величина, направляемая на инвестирование, определятся самостоятельно.
Особое место среди источников занимает собственный капитал – разница между суммой активов и суммой внешних обязательств предприятия. Рассчитывается на основе данных баланса. Собственный капитал делится на постоянный (уставный капитал) и переменный. Переменная часть зависит от финансовых результатов деятельности предприятия. За счет него формируется резервный капитал (из чистой прибыли) и добавочный капитал (в результате переоценки отдельных статей необоротных активов и за счет эмиссионного дохода).

Помимо этих источников предприятие использует:

  • Привлеченные средства финансовые средства - денежные средства, полученные от размещения акций, взносов работников, юридических и физических лиц;
  • Заемные средства - долгосрочные ссуды коммерческих банков, приобретение основных средств на основе финансового лизинга, средства иностранных инвесторов, бюджетные средства и т.д.