Доклад на тему: «методы и приемы используемые по фэмп. Консультация по математике (старшая, подготовительная группа) на тему: «использование игровых технологий на занятиях по фэмп в старших группах» (из опыта работы)




Тезаурус Математическое мышление – если человек умеет построить какую – либо модель изучаемого понятия и описать ее математическим языком, следовательно он обладает тем, что мы называем математическим мышлением. Интеллектуальная (математическая) готовность – достижение достаточного для начала систематического обучения уровня зрелости познавательных процессов (память, восприятие, мышление, воображение, речь), овладение ребенком определенного багажа знаний в объеме программы.


Нестандартные средства - это такие средства, задачи, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения. Нестандартное средство, задача выступает в роли проблемной. Нетрадиционные средства – это задачи, алгоритм решения которых неизвестен (Фридман)


Занимательный математический материал – это средство комплексного воздействия на развитие детей, с помощью которого осуществляется умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении. Это одно из д\средств, способствующих развитию МП у детей. Это средство развития приемов умственной деятельности. Занимательность – это синоним интересного, способного привлечь внимание.


Математические игры – та, в которой используются математические методы или аналогичные доматематические (Б.А.Кордемский) Математические средства – это потенциальные модели тех математических понятий и отношений, с которыми знакомится дошкольник. Математическая модель – это описание явления или процесса, имеющего место в действительности, с помощью математических структур (числа, уравнения)


Педагогические требования к занимательному математическому материалу Разнообразие Использоваться в системе, предполагающей постепенное усложнение Сочетание методов прямого обучения с созданием условий для самостоятельного поиска решения Отвечать разным уровням общего и математического развития ребенка Сочетание с другими дидактическими средствами по ФЭМП


Средства обучения при ФЭМП у детей дошкольного возраста разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами; обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б. П. Никитиным; шашки, шахматы; занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи- шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов (например, для игры «Танграм» требуются образцы, расчлененные и нерасчлененные, контурные), наглядных инструкций и т. д.; отдельные дидактические средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки), палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях), кубики с цифрами и знаками, детские вычислительные машины и многое другое; книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.


Занимательный математический материал в работе с дошкольниками геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу; логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил; задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходства фигур (например, «Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?», «Какая фигура здесь лишняя?»); задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребенок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место; лабиринты упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки (например, «Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»); занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке; занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей и т. д.); задачи-смекалки геометрического характера с палочками от самых простых на воспроизведение по образцу узора и до составления предметных картинок, на трансфигурацию (изменить фигуру путем перекладывания указанного количества палочек); загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения; стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами; задачи в стихотворной форме; задачи-шутки и т. д.


Нетрадиционные математические средства Математические игры («Крестики-нолики», «Пять в ряд», «Ним», «Кегли» (игра Витхоффа), «Звездный ним») Математические головоломки (кубик Рубика, «Волшебные кольца», «Игры с дыркой» (пятнашки), плоскостные фигуры – силуэты из геометрических фигур, старинные головоломки, арифметические и т.п.) Комбинаторные задачи («Игра 15», «Кубик Рубика», задачи на маневрирование, перестановкой шашек, «Ханойская башня») Арифметические ребусы, игры – головоломки со спичками, топологические головоломки Оригами в ФЭМП у дошкольников


Комбинаторика - раздел математики, в которой изучается вопрос о том, сколько разных комбинаций подчиненные тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов. Моделирование – построение копий, моделей, явлений и процессов, используемых для систематизации изображений.








Сколькими способами Петю, Васю, Галю, Свету и Марину можно посадить так, чтобы Петя был в середине? (24) Сколькими способами Петю, Васю, Галю, Свету и Марину можно посадить так, чтобы Петя и Вася не были рядом? (72) Сколькими способами Петю, Васю, Галю, Свету и Марину можно посадить так, чтобы Света не была второй слева? (96)



Развивающие игры Б.П.Никитина Каждая развивающая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора-механика и т.д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.




Логические блоки Дьенеша Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а)четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); б)трех цветов (красные, синие и желтые фигуры); в)двух размеров (большие и маленькие фигуры); г)двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).


Как можно играть с блоками Дьенеша? Игры с блоками Дьенеша для самых маленьких Предложите малышу начать с самых простых игр: 1) Попробуйте найти все фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине). 2) Найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету). 3) Угости Мишку красными «конфетками» большими, квадратными, толстыми, треугольными, маленькими и т.д. 4) Положите перед ребенком три детали. Предложите малышу закрыть глазки и уберите одну из них. Какую «конфетку» съел Мишка? 5) Как и в предыдущей игре, выкладываем три блока. Ребенок закрывает глаза, а мы меняем детали местами. Что изменилось? 6) Игра – что лишнее. Разложите три фигуры – 2 общие по какому-то принципу, одна нет. Спросите малыша, что здесь лишнее? 7) Составляем пары (мама и малыш, например). Большой ищем маленькую деталь, красному кругу – красную деталь. 8) Складываем блоки в непрозрачный мешочек и ищем нужную фигурку на ощупь.


Играем с детми постарше Игра «Поиск» Усложняя задание, предложите ребенку найти фигуры такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера. Игра «Змейка» Положите любую фигуру. От нее выстраивайте длинный ряд, словно змейку. Варианты построений могут быть такие: Строим, чтобы соседние фигуры не повторялись (по цвету, размеру, толщине). Соседние фигуры не должны повторяться по двум признакам – цвету и размеру, например. Соседние блоки должны быть одинакового размера и цвета, но разной формы. Игра «Этажи» Выкладываем в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы). Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета). Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру. Игра «Домино» В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры. Как ходить? Фигурами другого размера (цвета, формы). Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы. Фигурами другого размера и формы (цвета и размера). Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера. Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.


В.Воскобович и его «Сказочные лабиринты» По решаемым образовательным задачам все игры Воскобовича можно условно разделить на 3 группы: - игры, направленные на логико-математическое развитие. Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями - манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов. - игры с буквами, звуками, слогами и словами. В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством. - универсальные игровые обучающие средства. Они могут быть материалом для игр и дидактическими пособиями. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям.




"Квадрат Воскобовича 2-х цветный" Складывая «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. Вариантов сложения Можете проверить. Рекомендуемый возраст 2-5 лет Состав На квадратную основу из ткани (140х140 мм) на некотором расстоянии друг от друга наклеены треугольники из плотного картона. Одна сторона «Квадрата» - красного цвета, другая – зеленого. Цветные пооперационные схемы сложения 19 фигур Что развивает - умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях; - умение конструировать плоскостные и объемные фигуры, пользуясь пооперационной схемой или собственным замыслом; - внимание, память, пространственное и логическое мышление; - воображение, творческие способности; - мелкую моторику рук. Описание Складывая «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. Вариантов сложения




Примеры игр с палочками Кюизенера 1. Перемешайте палочки на столе. Попросите показать по очереди оранжевую, красную, голубую и т.п. 2.Назвать цвет самой короткой и самой длинной палочки. 3. Показать не синюю и не оранжевую. 4. Собрать палочки одного цвета, построить из них домик. 5. Соединить вместе короткую и длинную палочку, спросить какая из них длинная, какая короткая. 6. Найти палочки равные по длине. 7. Выставить палочки по возрастанию – от самой короткой дл самой длинной и наоборот. 8. Угадай-ка. Выставить палочки в ряд. Ребенок загадывает одну палочку. Вы задаете вопросы: эта палочка короче красной? Она длиннее желтой? Методом исключения можно догадаться, о какой палочке идет речь. 9.Составить одну палочку из синей и красной чтобы синяя была слева (справа). 10.Построить башню из палочек. Какая палочка ниже оранжевой, выше красной? 11.Белая палочка – это единица. Придвиньте к ней еще одну, чтобы они составили одно целое. Нужно найти такую палочку, которая равнялась бы длине двух составленных. 12.Вы называете число, ребенок находит палочку. 13. Покажите, как можно складывать – прибавлять одну палочку к другой.Отнимать – из двух одну забрать. 14. Из каких палочек можно составить оранжевую? 15. Какие три нужно, чтобы получилась черная. 16. Получится ли составить оранжевую из четырех? 17. Из каких палочек можно составить число 10? 18. Выложите две дорожки, желтую и красную - какая дорожка длиннее? короче? 19.Найди все короче фиолетовой. 20.Выложите один поезд из синей палочки, второй из черной. Какие две палочки нужно присоединить к короткому поезду, что бы он стал такой длины как длинный поезд. 21. Оранжевая и желтая – один поезд красная и фиолетовая – другой, как уравнять поезда? 22. Составляйте из палочек геометрические фигуры.



Козлова Людмила Николаевна
Обобщение педагогического опыта «Игровые технологии в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Обобщение педагогического опыта работы

Представил :

Воспитатель МАДОУ

«Детский сад № 13 г. Сосногорска»

Козлова Л. Н.

г. Сосногорск, 2018г.

1.Aктуальность

Считaю, что рaзвитие - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника . В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования , существенным отличием является - исключение из образовательного процесса учебной деятельности, кaк не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства . Поэтому перед нaми, педагогами дошкольного учреждения , становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми. Сущность изменения касается и модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.

Изучив, педагогические технологии , я отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм обучения на занятиях. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника . В своей работе большое место я отвожу дидактическим играм. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов , учатся классифицировать, обобщать , сравнивать. Использование дидактических игр, как средство обучения, повышает интерес детей к образовательной деятельности, обеспечивает лучшее усвоение программы.

2. Теоретическое обоснование опыта

Наиболее важной и актуальной задачей подготовки детей к школе, является их успешное обучение в начальной школе, которое зависит от уровня развития ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Поэтому основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарно математическим представлениям максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребенком максимально доступным ему объемом знаний и стимулировать его интеллектуальное развитие.

Занятия, организованные в игровой форме способствуют тому , что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, также такие занятия способствуют формированию у ребенка творческих способностей, которые необходимы для его гармоничного развития. Разрабатывая содержание игровых занятий , и применяя их в своей работе, я пришла к выводу, что использование игровых ситуаций в обучающем процессе не должно быть случайным. Каждое использование игровой ситуации имеет свое место и время : определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой практический опыт , знания, умения. На занятиях в игровой форме дети усваивали определенные знания , умения, навыки и одновременно обогащались эстетически, эмоционально, помогали друг другу, учились преодолевать трудности сообща, оценивали себя и других, делали выводы и заключения. В этих занятиях сочетались игровые ситуации , дидактические игры, наглядный материал и действия с ним . Они побуждали ребенка применить имеющиеся у него знания в практической деятельности, использовать известные ему способы и изобретать новые для решения нестандартных заданий, рассматривать заданные условия с нескольких точек зрения, выдвигать разные пути их решения, рассуждать теоретически и действовать практически.

Игровая мотивировка помогала поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия, создавала положительный эмоциональный настрой. В ходе этих занятий у детей возникало чувство удовлетворения и от совместной деятельности, и от правильного решения игровой ситуации . Особую роль в обучении детей отводилось таким занятиям, как занятия – развлечения или занятия – праздники.

Я рассматривала развлечения и праздники не только как форму отдыха , но и как мощное средство опосредованного воспитания и образования. В них отражаются интерес, потребности, эмоции, характер и в равной степени культивируются личностные и интеллектуальные качества ребенка. Это не случайно. Радостное переживание поднимало жизненный тонус ребенка, сплачивало детей, создавало бодрое настроение. занятия я строила на интеллектуальном развлекательном содержании и использовала в вариативной образовательной работе с детьми. Следует назвать виды этих занятий : занятия – развлечения, математические праздники , игры – соревнования, игры – шоу, математические многоборья , театрализованные постановки, игры – драматизации (на математическом материале , викторины.

Каждый из названных видов строились на совместной неформальной деятельности детей и взрослых, имели свои особенности в организации и методические требования к стимулированию интеллектуальной активности детей, дифференцированному и гуманному использованию поощрений, созданию условий для самостоятельной созидательной и дискуссионной деятельности детей, «деликатному» использованию соревновательных моментов, предварительную подготовку детей к усвоению познавательного содержания.

Исходя из сказанного, я сделала вывод, что проведение занятий в игровой форме , с использованием дидактических игр и занятий – развлечений помогает детям легче усваивать материал , закреплять полученные ранее знания и умения. Значение этих занятий состоит в том, что они выполняют различные функции : выявление, закрепление знаний и умений, способов действий, сообщение новых знаний и помогают детям более легко усвоить сложный математический материал .

Большое значение также имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу . Для этого использовала разнообразные формы работы с родителями . Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия, показывала фрагменты занятий на интерактивной доске, делала выступления на родительских собраниях, знакомила родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения, напоминала, чтобы играли с детьми, учили их последовательным действиям, успешно планировали в уме, приучали детей к умственному труду. Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал , организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку , рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками : «Составь узор» , «Какая фигура лишняя?» , «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Родителям детей старших и подготовительных групп рекомендовала заниматься с детьми с использованием специальной литературы. Чтобы родителям было легче определить в какие игры и как играть с детьми, оформляла стенд «Занимательная математика » и папки-передвижки, в которых была отражена тематика игр по разделам Программы воспитания и обучения детей и возрастам с содержанием игр.

Организовывала с детьми математические праздники , вечера досуга, приглашала на них родителей, чтобы они сами могли увидеть и оценить знания и умения детей.

Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества , изобретательности, повышению их педагогической культуры . Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру , будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.

3. Результативность педагогического опыта работы

С целью обобщения передового педагогического опыта по теме : «Игровые технологии в формировании элементарно- математических представлений у дошкольников » мною с марта 2016 по май 2018 года в МАДОУ «Детский сад № 13 г. Сосногорска» с воспитанниками группы № 3 осуществлялся ряд занятий и развлечений по ФЭМП в игровой форме . В ходе работы были поставлены цели, и задачи обучения, воспитания и развития детей. Анализируя состояние обучения дошкольников , я пришла к выводу, что дидактическая игра, наряду с получившей широкое распространение функций закрепления и повторения знаний, может выступать и как функция формирования новых знаний , представлений и способов познавательной деятельности. Следует отметить, что не все занятия можно провести полностью в игровой форме , так как в Программе воспитания и обучения в детском саду есть такой материал , который требует более серьезного отношения при знакомстве с ним, и который можно только закрепить в игровой форме . Например, знакомство с составом числа из двух меньших чисел, знакомство со структурой задачи, обучение образованию чисел второго десятка и некоторых других задач. Вот поэтому, для поддержания интереса детей к таким обучающим занятиям, я включала в них дидактические игры, но игра идет как часть занятия, ее место в структуре занятия определяются целью , назначением и содержанием занятия. В этих играх были, как закрепляющие навыки и умения, так и носили обучающий характер, они помогали детям лучше усвоить тот или иной материал и привлекали их интерес к занятию. Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников , способствует математическому развитию , повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности : порядок чередования фигур по цвету, форме , размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

Также необходимым условием, обеспечивающем успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм : варьирование игровых действий и вопросов , индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или усложнением. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду, в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.

Эффективная организация детской деятельности с целью прочного и глубокого усвоения дошкольниками программного материала по формированию элементарно- математическому познанию будет осуществлена при выполнении определенных требований :

1. В процессе детей математики следует сочетать традиционные и нестандартные формы обучения .

2. Большое значение при обучении детей математике через игру имеют дидактические игры математического содержания , проводимые вне учебной деятельности, с целью закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков, полученных на занятии.

3. Необходимо организовать уголки занимательной математики в группах , начиная со среднего дошкольного возраста , так как они оказывают целенаправленное формирование интереса к элементарной математической деятельности , воспитывают у детей потребность заниматься в свободное время интеллектуальными играми.

4. Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке их к обучению в школе, если будет активно вестись работа с родителями по организации в домашних условиях занимательных математических игр .

3. Библиографический список :

1. Арапова-Пискарева Н. А. Развитие элементарных математических представлений . - М.: Мозайка-Синтез,2005.

2. Агафонов В. «Твой друг компьютер» , Москва, «Детская литература» 1996 г. (информатика от 4 до 9 ) .

3. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. 2000.

4. ВолинаВ. В. Праздник числа (Занимательная математика для детей ) -М.: Знание,1993.

5. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. – М.: Знание, 1984.

6. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М.:ТЦ Сфера, 2008.

7. Юзбекова. Е. А. Ступеньки творчества. - М. ,ЛИНКА-ПРЕСС., 2006.

8. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения . - М., 2003.

9. Метлина Л. С. Математика в детском саду . - М., 1984.

10. Михайлова. З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников : М Просвящение,1990.

11. Попова Г. П., В. И. Усачева Занимательная математика . – Волгоград : Учитель, 2006.

12. Петрова. М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного возраста . –М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

Формирование элементарных математических представлений с помощью нетрадиционных форм работы с детьми дошкольного возраста.

    Формы работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

    Нетрадиционные формы работы в непосредственной образовательной деятельности по математике с детьми дошкольного возраста.

1.Формы работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Математическое развитие осуществляется во всех структурах педагогического процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми (организованная образовательная деятельность и режимные моменты), самостоятельной детской деятельности, в индивидуальной работе с детьми и при проведении кружковой работы, тем самым, детям предоставляется возможность анализировать, сравнивать, обобщать. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома.

Занятия являются основной формой развития элементарных ма­тематических представлений в детском саду. На них возлагает­ся ведущая роль в решении задач общего умственного и математи­ческого развития ребенка и подготовки его к школе. На занятиях реа­лизуются практически все программные требования; осуществление образовательных, воспитательных и развивающих задач происходит комплексно; математические представления формируются и разви­ваются в определенной системе.

Занятия по формированию элементарных математических пред­ставлений у детей строят­ся с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, ин­дивидуального подхода к детям и др.

Формы организации занятий разнообразны. Наряду с традици­онным занятием, где происходит знакомство с новым материалом и способами обследовательской, счетной, измерительной, вычис­лительной, поисковой деятельности, используются игры-занятия, беседы-занятия, путешествие-занятие, проблемно-поисковые ситу­ации, занятия-инсценировки, игротека.

Особая роль отводится дидактическим играм. Они имеют непре­ходящее значение для познавательного развития дошкольника. С их помощью уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.

Чтобы математика вошла в жизнь дошкольников как способ знакомства с интересными явлениями окружающего мира необходимо использовать наряду с традиционными нетрадиционные формы работы. Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности. Процесс формирования элементарных математических представлений у детей становится более эффективным и интересным, если педагог использует игровые методы и приемы. Умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели в образовательной деятельности и повседневной жизни.

Важную роль в развитии познавательного интереса дошкольников к математике играет специально организованная педагогами деятельность. Большой интерес вызывают занятия в нетрадиционной форме: по мотивам сказок, в форме игр-путешествий, расследований, экспериментов, экскурсий, викторин, сюжетно- ролевых игр, КВН, «Поля-чудес», занятия с использованием ИКТ и др.

2.Нетрадиционные формы работы в непосредственной образовательной деятельности по математике с детьми дошкольного возраста.

Что сделает занятия по математике эффективными?

Нетрадиционная форма.

Учет индивидуальных, возрастных и психологических

особенностей детей.

Задания развивающего, проблемно-поискового характера.

Игровая мотивация.

Благоприятная психологическая атмосфера и эмоциональный настрой.

Интеграция разных видов деятельности (игровой, музыкальной,

двигательной, изобразительной, конструктивной и др.)

на основе математического содержания.

Чередование видов деятельности.

К нетрадиционным формам занятий относятся:

Занятия-соревнования. Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д. Математические КВН. Предполагают разделение детей на 2 подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина.

Театрализованые занятия. Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию. Занятие-консультации. Когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка.

Занятия-взаимообучения. Ребёнок-«консультант» обучает других детей.

Занятия-аукционы . Проводятся как настольная игра «менеджер».

Занятия-сомнения (поиска истины). Исследовательская деятельность детей типа «тает-не тает, летает-не летает».

Бинарные занятия. Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.

Занятия-концерты . Отдельные концертные номера несущие познавательную информацию.

Занятия -диалоги . Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной.

Занятия типа «Следствие ведут знатоки». Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией.

Занятия типа «Поле чудес». Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей. Занятие «Интеллектуальное казино». Проводится как игра «Интеллектуальное казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда. Экспериментирование и опыты . Одним из современных методов обучения математике являются элементарные опыты. Детям предлагается, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар), чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в кучке близко друг к другу), чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают.

Экскурсии и наблюдения . Для формирования элементарных представлений дошкольников об окружающем мире и элементарных математических знаний огромное значение имеет опыт детей, который они получает во время экскурсий и наблюдений. Такие экскурсии и наблюдения могут быть организованы как в условиях дошкольного учреждения, так и во время семейных прогулок. Все любые прогулки с детьми, даже дорога до детского сада, могут стать ценнейшим источником развивающей информации. В ходе экскурсий и наблюдений дошкольники знакомятся:

С трехмерным пространством окружающего мира (формой и величиной реальных объектов);

С количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на участке детского сада и за территорией, то есть в окружающем ребенка мире;

С временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих тому или иному времени года, части суток и т.п.

Экскурсии могут быть ознакомительными, уточняющими ранее полученные представления, закрепляющими, то есть итоговыми. Количество их определяется необходимостью расширения и обогащения элементарного математического опыта детей. В зависимости от целей и задач математического обучения, экскурсии можно проводить до начала занятия по ознакомлению детей с какими-либо математическими свойствами и отношениями, существующими в реальном природном и социальном мире, а также по мере освоения математического материала. На экскурсиях дети знакомятся с деятельностью людей, включающей элементы математического содержания в естественных условиях. Например, они наблюдают следующие ситуации: покупатели приобретают продукты и платят деньги (количественные представления); школьники идут в школу (временные представления); пешеходы переходят улицу (пространственные представления); строители строят дом, и на стройке работают различные по высоте краны (представления о величине) и т.п. В ходе экскурсий внимание детей обращается на особенности жизни людей, животных и растений в разное время года и суток.

Использование художественной литературы в играх и упражнениях.

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений. Воздействие художественной литературы на умственное, речевое и эстетическое развитие детей дошкольного возраста общеизвестно. Неоценимо его значение и в процессе формирования элементарных математических представлений и профилактики нарушений счетной деятельности. Литературное произведение как средство математического развития детей необходимо рассматривать в единстве содержания и художественной формы. При выборе литературных произведений для занятий с математическим содержанием необходимо учитывать состояние связной речи и сформированность элементарных математических представлений у дошкольников. Если внимательно прочитать произведения для детей, то можно заметить, что практически каждое из них с помощью образного слова передает определенное математическое содержание. Тем не менее рекомендуется использовать для чтения и занятий прежде всего такие художественные тексты, которые формируют представления детей о временах года, времени суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках, количественные представления. Художественные произведения, прежде всего стихотворные, педагог может использовать на занятиях, во время прогулок, гигиенических процедур, обучения навыкам самообслуживания, трудовым навыкам и т.п. литературные произведения включаются в театрализованные и сюжетно- дидактические игры, подвижные игры, то есть игры с правилами. Одно и тоже произведение можно использовать в разных игровых ситуациях. Таким образом, оно как бы проходит через жизненный и игровой опыт ребенка. Для математического развития детей дошкольного возраста рекомендуется, прежде всего, произведения народного творчества (потешки, загадки, песенки, сказки, пословицы, поговорки, стихи), так и авторские стихи, сказки и другие произведения. При формировании временных представлений у детей рекомендуются стихотворения «Часы» (Г.Сапгир), «Машенька» (А.Барто), «Пастушок» (Г.Демченко), «Зазвонил будильник» (Г.Ладонщиков). У С.Маршака есть целый цикл стихотворений, посвященных временам года. Он называется «Круглый год». Ему же принадлежит в полном смысле математическое стихотворение «Веселый счет». Таким образом, умение отбирать лексические средства, наиболее точно раскрывающие математический смысл, проявляется как в контексте формирования математических представлений, так и в контексте обучения произвольности построения связного высказывания. Например: сказка «Теремок» - поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единичку. Прискакал зайка, и стало и трое. Прибежала лисица, и стало их четверо. Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой? Сказка «Три медведя» - это математическая супер - сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками. В «Красной шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий». Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или игрушечная машинка. В сказке «Про козлёнка, который умел считать до десяти» - дети вместе с козлёнком пересчитывают героев сказки, легко запоминают количественный счёт до 10 и т.д.

Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование : оно способствует усвоению специфических, предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети использовали модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (покупали в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировали фишками, так как поставлено условие - кукол в магазин брать нельзя); воспроизводили такую же величину (строили дом такой же высоты, как образец; для этого брали палочку такой же величины, как высота дома-образца, и делали свою постройку такой же высоты, как величина палочки). При измерении величины условной меркой дети фиксировали отношение мерки ко всей величине либо предметными заместителями (предметы), либо словесными (словами-числительными).

Занятия с использованием новых информационных технологий.

Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным и доступным для восприятия детей. В практике используют мультимедийные презентации и обучающие программы, поскольку учебный материал, представленный различным информационными средами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками. Использование мультимедийных технологий активизирует познавательную деятельность детей, повышает их мотивацию, совершенствует формы и методы организации математических занятий. Они ориентируют детей на их творческое и продуктивное использование в своём обучении.

Включение мультимедийных технологий дополняет традиционную программу для дошкольных учреждений по формированию счетной деятельности дошкольников. Используя мультимедийные технологии в дошкольном математическом образовании, можно создать эффективные педагогические условия для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Проектная деятельность Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на “саморазвивающуюся систему”, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей.

Одна из таких технологий – проектная деятельность. Проектируя деятельность, воспитатель совместно с детьми создает план. Все сюжетно-дидактические игры объединяются в один проект по теме. Предлагаемый сюжет должен у дошкольников вызвать положительные эмоции, стремление включиться в процесс сюжетно-дидактической игры. Надо, чтоб ребенку было комфортно от выполнения различных действий, мотивированных логикой развития сюжета. Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным методом обучения практически всем естественнонаучным дисциплинам, к числу которых относится и математика. Главная цель организации проектной деятельности - развитие у детей глубоких, устойчивых интересов к предмету математики, на основе широкой познавательной активности и любознательности Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. В основе технологии лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении ребятам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. В курсе математики метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких занятий. Осуществляя эту работу, дети могут составлять задачи с различными героями. Это могут быть сказочные задачи, «мультяшные» задачи, задачи из жизни группы, познавательные задачи и так далее. Проект – это система постепенно усложняющихся практических заданий. Таким образом, у ребёнка происходит накопление собственного опыта, углубление его знаний и совершенствование умений. У дошкольника развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др., что прописано в Федеральных государственных образовательных стандартах, в Целевых ориентирах ДО - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО.

Вывод :

Использование непосредственно образовательной деятельности в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех детей.

Можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль.

Нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи дошкольников.

НОД способствует развитию умения работать самостоятельно.

В группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры).

Ребята с удовольствием ждут таких игр.

Список литературы

1. Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей //Дошкольное воспитание. 2002 г. № 2 с. 69-79

2. Березина Р.Л., Михайлова З.А., Непомнящий Р.Л., Рихтерман Т.Д., Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Москва, изд-во "Просвещение", 1990.

3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение 1989 г.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 112 с.

5. Колесникова Е. В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. М; «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998 с. 128.

6. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М; Просвещение, 1974

Государственное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа 5 города Сызрани структурное подразделение реализующее программы дошкольного образования «Детский сад»
Зимняя методическая неделя
Тема выступления: «Современные технологии в формировании элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте»
Составил: воспитатель ГБОУ СОШ№5 СП ДОУ№29 Горшунова Галина Михайловна
Сызрань, 2013
Введение государственного стандартного образования открывает возможность грамотно и творчески использовать различные образовательные программы. В нашем детском саду используют программу «Игралочка» Л.Г.. Петерсон Е.Е. Кочемасова.
Многолетний опыт работы показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и
привычку думать, стремление узнать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность и т.д. По-этому основными задачами математического развития дошкольников в программе «Игралочка.» являются:
Задачи:
1) Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2) Увеличение объема внимания и памяти.
3) Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
4) Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
5) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6) Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7) Формирование обще учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).
Эти задачи решаю в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Новое зздание не даю детям в готовом виде, оно постигается
ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. Подвожу детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Так, например, детям предлагаю прокатить через ворота два предмета. В результате собственных предметных действий они устанавливают, что шар катится, потому что он «круглый», без углов, а кубу мешают катиться углы.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия по сути являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO... Вся система организации занятий должна восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Насыщенность учебного материала игровыми заданиями и определила название пособия - «Игралочка».
Большое внимание в программе уделяю развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаются задания, допускающие различные варианты решения. В дошкольном возрасте
эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации образовательной области с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.
Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим, темпом. Механизмом решения задачи разноуровневого обучения является подход, сформировавшийся в дидактике на основе идей Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка.
Известно, что в любом возрасте у каждого малыша существует круг дел, с которыми он может справиться сам. Например, он сам моет руки, убирает игрушки. За пределами этого круга - дела, доступные для него только при участии взрослого или недоступные вообще. Л.С. Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослыми. Другими словами, завтра малыш будет делать сам то, что сегодня он делал вместе с воспитателем, с мамой, с бабушкой...
Поэтому работа с детьми в данном курсе веду на высоком уровне трудности (то есть в зоне их «ближайшего развития», или «максимума»): им предлагаю, наряду с заданиями, которые они могут выполнить самостоятельно, и такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Решение их формирует у детей желание и умение преодолевать трудности. В
итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего продвижения «минимум», но при этом не тормозится развитие более способных детей.
Таким образом, основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система дидактических принципов:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
- обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации
развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.
Программа «Игралочка» методически обеспечена пособиями:
1) Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников 3 - 4 и 4 - 5 лет (методические рекомендации). -М.,Ювента2010.
2) Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. Тетради «Игралочка», ч. 1-2. Дополнительный материал к практическому курсу «Игралочка».-М.Ювента 2010.
Практический курс «Игралочка» содержит методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации занятий с детьми. Их объем и содержание могут корректироваться в соответствии с конкретными условиями работы, уровнем подготовки детей, особенностями их развития.
Следует подчеркнуть, что формирование математических представлений не ограничивается одной областью образования, а включается в
контекст всех других видов деятельности: игры, рисования, аппликация, конструирования, и т.д.
При знакомстве с цифрами использую стихи Маршака «Цифры».Для закрепления прямого и обратного счета использую сказки В. Катаева «Цветик -семицветик», «Белоснежка и семь гномов», различные игры например: «Прогулка в лес». (Дети с помощью треугольников изображают (зеленым и белым, елка и береза) считают, сравнивают, устанавливают равенство. Создаю затруднения в игровой ситуации: в лесу жила болтливая сорока, она не верила,что елок и березок поровну. Дети раскладывают квадратики (сороки) над елками и березками.
При представлении о цвете и оттенках использую игры « Рисуем рассказ» (разложить картинку с помощью разноцветных кружков), « Нарядим елку»(соотносят елки и игрушки), «Компот», (использую две банки, в одной банки светло-красный компот, а другой темно- красный). Подвожу детей
к самостоятельному открытию, предлагаю самим сварить компот.
Для закрепления понятия «длинный», «короткий» создаю мотивационную ситуацию, игра «Магазин». В магазине перепутались ленточки, нужно их разложить по длине от самой длинной до самой короткой.
Для знакомства с пространственными понятиями (на-над-под, выше-ниже,слева-справа, вверху-внизу, шире-уже,шире-уже, внутри-снаружи)): провожу такие игры: «Подарок зайцу» (взять в правую руку большую морковку, а в левую маленькую, подарить зайчику), «Сказка « Репка» (закрепление понятия «впереди», «сзади», « Одеяла» (подобрать одеяло зайке и мишке, познакомить с понятием широкий-узкий), «Белочка» (дети собирают грибы, ягоды, по сигналу «ночь» встают в обруч (внутрь).
Для формирования понятия ритм использую времена года (последовательность), игры «Художники»(выкладывают квадраты чередуя по цвету), « В разном ритме» (двигаются под музыку в определенном ритме).
Для знакомства детей с понятием «Пара» использую игру «Собираемся на каток» (дети перечисляют, что нужно одеть и взять парами), дети делают вывод, есть вещи которые используются только вместе.
Также знакомлю детей с геометрическими фигурами: квадрат, круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник;
геометрическими телами: куб, цилиндр, конус, призма, пирамида.
Для этого применяю игровую ситуацию «Магазин» (находят предметы геометрических форм), «Прямоугольник и квадрат», «Необычный детский сад» (знакомство с конусом), «Найди паспорт» (подбирают к карточке геометрические тела).
Для индивидуальной работы удобно использовать ситуации одевания, прогулки, приготовления к обеду. Например, можно спросить у ребенка, сколько пуговиц на его рубашке, какой из двух шарфов длиннее (шире),
чего больше на тарелке - яблок или груш, где правая варежка, а где левая и т.д.
В своей работе использую физкультминутки: « Отдых в лесу» (дети лежат на ковре рассматривают различных жучков), «Дикие и домашние животные» (изображают движениями и голосом различных животных, « Велосипед»(лежа на спине имитируют движения езды на велосипеде), и т.д. тематически связанные с заданиями.
Это позволяет переключать активность детей (умственную, двигательную, речевую), не выходя из учебной ситуации. Веселые стихи и считалочки для физкультминуток желательно разучивать заранее. Их можно использовать также во время прогулок, в течение дня в группе для снятия напряжения и переключения на другой вид деятельности.
Тетради «Игралочка» представляют собой дополнительный материал для индивидуальной работы с детьми. В образовательной деятельности их использование не предполагается - они предназначены для совместной работы детей с родителями, или в индивидуальной работе, которая проводится в течение недели.
Тетради яркие, с интересными картинками, поэтому, однажды попав к малышу в руки, они рискуют быть закрашенными и просмотренными от начала до конца.
Работу по тетради следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!
Сначала надо рассмотреть с ним картинку, попросить назвать известные ему предметы и явления, рассказать о неизвестных. Ни в коем случае не следует торопить или останавливать малыша - каждый ребенок должен работать в своем темпе.
Нельзя сразу же объяснять малышу, что и как он должен делать. Он должен пробовать сам! Своим невмешательством взрослый как бы говорит ребенку: «У тебя все в порядке! Ты справишься!».
Надо набраться терпения и выслушивать даже самые, на первый взгляд, абсурдные предложения малыша: у него своя логика, нужно выслушать до конца все его мысли.
Не следует настаивать на том, чтобы ребенок сделал все задания на листе за один раз. Если у малыша пропал интерес - надо прерваться. Но уже начатое задание лучше довести до конца, мотивируя это значимым для ребенка образом. Например: «Петушок расстроится, если у него не будет раскрашено одно крыло, ведь над ним будут смеяться» и т.п.
Методическое пособие по развитию математических представлений
Тетради «Игралочка», части 1-2 являются дополнительным пособием к курсу «Игралочка» для детей 3-4 и 4-5 лет.
В них представлен материал, позволяющий закрепить и расширить знания по программе «Игралочка» в индивидуальной работе детей с родителями или воспитателями.
Учебно – методические пособия «Игралочка» по развитию математических представлений детей 3-4 и 4-5, соответственно является начальным звеном непрерывного курса математики «Школа 2000…». Содержат краткое описание концепции, программы и проведения занятий с детьми в соответствии с новыми требованиями к организации образовательной области « Познание» по дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…».

Одна из основных задач дошкольного образования - это математическое развитие ребенка. Оно не свидетельствует о том, что на данном этапе ребенок конкретно должен овладеть какими-либо определенными знаниями. Математическое развитие дошкольнику должно дать возможность нестандартно мыслить, открывать новые зависимые связи. Особая роль в этом виде деятельности отводится технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС.
Игра - это ведущая форма НОД в дошкольных учреждениях. Игры с применением технологи ТРИЗ увлекают ребенка в мир знаний, незаметно для него развивают мышление, умение находить нестандартные решения, смекалку.
Широко используются следующие игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений:
- «Какое число потерялось?»
- «Где встречаем в жизни это число?»
- «Где встречаем эти линии?»
- «Где спрятались геометрические фигуры?»
- «Игры головоломки»
Игры с применением игрового материала:
(счетные палочки)
- «Измерить длину предмета»;
- «Выложить узор»;
- «Построение объектов по заданию»;
- (кубики)
- «Сравнение объектов по количеству кубиков…»;
- «строительство объектов».
Благодаря таким играм происходит тренировка ребенка в запоминании цвета, развитие сообразительности, установки дружеских отношений в коллективе. Постепенное усложнение заданий позволяет каждому ребенку продвигаться вперед своим индивидуальным маршрутом.
Применение игр по технологии ТРИЗ развивают пространственные представления, воображение, мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических задач, способствуют успешной подготовки детей к школе. Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий, и подчинение правилам, возможность проявлять творчество и фантазию.
Используя в своей работе на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников игр по технологии ТРИЗ можно сделать вывод, что дошкольник, овладев умениями понимать задание, быстро ориентируется в них, умеет принимать самостоятельное решение, успешно справляется с массой творческих задач, легко адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности, хорошо развита речь, ярко выраженные творческие способности, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться.
Представляю свой опыт по составлению конспекта занятия, используя структуру креативного урока:
Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз).
Блок 2. Содержательная часть занятия (1).
Блок 3. Психологическая разгрузка.
Блок 4. Головоломка.
Блок 5. Интеллектуальная разминка.
Блок 6. Содержательная часть занятия (2).
Блок 7. Резюме.

НОД по ФЭМП в подготовительной группе с применением технологий ТРИЗ
Автор занятия: С. М. Овчинникова, воспитатель ДОУ Фомичевский детский сад

Конспект занятия разработан по программе «Детский сад 2100»
Тема: «Играем и считаем»
Тип занятия: применение математических знаний в направленной игровой деятельности
Оборудование : цифры и модель числа, модели грибов: мухоморов и маслят, игрушки домашних и диких животных, геометрические фигуры и тела.
Программное содержание:
- способствовать развитию творческих способностей, аналитического, ассоциативного мышления, воображения, навыков позитивного общения;
- продолжать учить детей порядковому и количественному счету в пределах 10, учить ориентироваться в ряде чисел до 10;
- классифицировать предметы по трем признакам (цвет, форма, величина), выполнять практические действия в делении целого на части и фиксировать в математических карточках;
- адекватно оценивать себя и товарищей; - воспитывать желание помогать друг другу, вместе преодолевать трудности.

Ход занятия

Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз)
Дети входят в группу и приветствуют воспитателя и друг друга. Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнемся, настроение у нас хорошее, приготовимся к путешествию в страну Математику. В этой стране живут умные, грамотные, эрудированные люди. Значит, нам нужно взять с собой ум, смекалку, находчивость и дружбу, чтобы помогать друзьям в трудностях, а так же цифры, геометрические фигуры, математические карточки.
Куда мы отправимся, нам подскажет загадка:
Он большой, густой, зеленый,
Представляет целый дом
В нем найдут приют и птицы
Зайки, волки и куницы. (Лес)
Да, в страну математику можно пройти через лес, преодолевая препятствия. В путь!
- Ой! Но что случилось? Ребята, у нас переполох, цифры все исчезли, геометрические фигуры и тела спрятались, математические карточки все убежали. Их укрыл в своих владениях лесной царь.
- Что нам делать?
- Надо отправиться в путешествие.
Во время путешествия по лесу мы должны вернуть все, что принадлежит математике, что похитил лесной царь. А чтобы справиться со всеми трудностями, мы с вами должны быть дружными, отзывчивыми, внимательными. Я очень надеюсь, что мы будем честными, справедливыми к себе и к товарищам. О наших заслугах в путешествии будут говорить фишки (красного цвета - все получилось, синего - встретились небольшие трудности, но удалось их преодолеть, желтого - «т меня не получилось, прошу помочь»). Я очень надеюсь, что мы будем честными, справедливыми к себе и к товарищам.
Блок 2. Содержательная часть
Воспитатель: Сначала мы пойдем в дремучий лес. Ну что здесь?
Посмотрите, здесь настоящий «ералаш». Похищенные цифры потеряли свое место, и кричат, и пищат, помогите им стать в строй по порядку.
Групповая работа: 1-я подгруппа - дети на магнитной доске выставляют в один ряд цифры, 2-я подгруппа - в другой ряд модель числа по порядку от 1 до 7 и замечают, что не хватает числа и цифры 4.
- Что вы заметили? (нет модели числа 4, цифры 4)
- Лесной царь отдаст эту цифру, если вы ему расскажите, где в жизни встречается число 4? (4 ножки у стола, стула, 4 угла, 4 ноги у животных)
- Счет прямой и обратный
- Назовите все числа больше 5.
- Назовите все числа меньше 6.
- Какое число стоит между 3 и 5.
- Какое число правее 3.
- Какое число левее 7.
- Кто соседи у 4.
- Что происходит с числами при движении вправо по числовой дорожке?
- Что с ними происходит при движении влево?
Вы успешно справились с заданием № 1 лесного царя и вернули цифры.
Коллективно оцените фишкой работу каждого участника путешествия и начните накапливать фишки.
Блок 3. Психологическая разгрузка. Справились? Готовы отправиться дальше в путешествие? Тогда возьмём за плечи друг друга, почувствуем тепло, дружбу, силу, поддержку друг друга. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Ну, вот настроились пора снова в путь. Поехали. Физминутка: Мы едем, едем, едем. В далекие края, Хорошие соседи, счастливые друзья, Нам весело живется, Мы песенки поем, а в песенке поется
О том, как мы живем.
Блок 4. Головоломка
Воспитатель: Ребята, продолжим путешествие. Наши испытания не закончились. Отправляемся дальше во владение Лесного Царя. Он спрятал в своих владениях жителей страны геометрии. Попытаемся их вернуть в математику. (На лесной поляне геометрические фигуры, тела и предметы, в которых можно рассмотреть геометрические фигуры и тела). Вы должны составить цепочку таки образом, которая состоит из предмета, геометрической фигуры, которую можно рассмотреть в предмете и тела, которое в нем встречается (например: барабан - цилиндр, круг, дом - треугольник, прямоугольник, пирамида).
- Сколько всего здесь геометрических фигур и тел?
- 5.
- Когда они вместе, как их назовем? (целое)
- Можно ли это целое поделить на части?
Дети делят целое на части: геометрические фигуры и тела.
- Что можно рассказать? (целое 5 состоит из частей - з тела и 2 геометрические фигуры)
- Можно ли эти фигуры и тела еще поделить на части?
- Да, можно, по размеру.1 - большая и 4 - маленьких.
- Теперь Лесной Царь возвращает вам геометрические фигуры и тела. Вы успешно справились с этим испытанием и вернули геометрических обитателей в страну Математику.
Индивидуально оцените фишками результат своей работы.
Блок 5. Интеллектуальная разминка. Воспитатель: Вот мы прибыли в царство животного мира. На поляне (дорожке) домашние и дикие животные (среди них - рыба).
- Кого мы встретили? (обитателей природы)
- Найдите ответ на мои вопросы среди этих обитателей и объясните ответ.
- Кто здесь лишний? Почему?
- Рыба, потому что она живет в воде, а остальные на суше.
- Сколько ног у всех диких животных, присутствующих здесь?
- 8 (коза, медведь)
- Сколько всего обитателей?
- 6.
- Сколько у них хвостов?
- 6.
- Сколько у них ушей?
- 10, так как у рыбы ушей нет.
- Сколько ног?
- Чтобы вернуть их в математику, мы должны выстроить их друг за другом по размеру, начиная от большого и заканчивая маленьким (конь, коза, теленок, заяц, собака, рыба).
- Кто идет третьим?
- Каким по счету лошадь?...
- Сколько животных прибудет в математику?
- Спасибо.
Зачем в математике животные? (чтобы составлять про них математические рассказы и решать задачи)
- Можно ли этих животных поделить на части? (дикие и домашние)
Составьте математический рассказ со словами «было», «убежали», «осталось».
Заполним математическую карточку:
- Что известно? (часть, целое)
- Чем являются животные, которые убежали?(частью)
- Что нужно узнать? (часть)
- Как находим неизвестную часть? (Чтобы найти неизвестную часть нужно из целого убрать известную часть)
- Сколько животных осталось? (4)
Блок 6. Содержательная часть занятия
- Отправляемся в чащу леса, где растут, угадайте что?
Загадка:
Он стоит среди травы
В шляпе, но без головы.
У него одна нога,
Да и та без сапога. (Гриб)
- Какие грибы растут в чаще леса? (маслята и мухоморы)
- Какие из них можно есть?
- Для чего можно использовать мухомор? (в медицинских целях, для борьбы с мухами и насекомыми)
- Соберем мальчики маслята, а девочки мухоморы.
- Сравните количество маслят и количество мухоморов?
- Что нужно сделать, чтобы сравнить количества предметов? (составить пару).
- Что можно сказать о грибах? (мухоморов больше на 1, потому что 1 мухомору пары не хватило).
- Как их сделать поровну?
- Вернем математике правило, которое помогает сравнить предметы, проговорим его.
- Спасибо!
Блок 7. Резюме
- Какие хорошие поступки мы совершали на занятии?
- Чему учились во время путешествия? - Все ли у нас получилось?
- Посмотрите на заработанные фишки и проанализируйте свою работу на занятии.
- Ребята, благодаря нашей упорной работе удалось вернуть в страну Математики ее жителей? (цифры и модель числа, порядковый и количественный счет, геометрические тела и фигуры, правило на сравнение двух чисел, задачи).
- А Лесной Царь вас благодарит за хорошую работу, настойчивость, дружбу и предлагает вытянуть сюрприз из волшебной коробочки.

  1. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: учебное пособие. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с.
  2. Ребенок в детском саду: иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. - 2013. - № 2.