Роль производственной практики в процессе обучения. Роль практики в подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности

Выходные данные сборника:

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Вильданова Алия Рустамовна

зав. педагогической практикой ГАОУ СПО «Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж», г. Лениногорск

В современных условиях информатизации общества и развития новых технологий перед системой образования стоит задача обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов. В решении данной проблемы огромную роль играют учителя, от которых зависит подготовка образованных, воспитанных выпускников, которые будут развивать, дополнять и преумножать основы, заложенные учителем, какую бы профессию они ни выбрали. В связи с этим качественная подготовка учителя является одной из приоритетных задач системы педагогического профессионального образования .

В системе подготовки будущих учителей педагогическая практика является одной из основных форм их профессионального становления, которая позволяет синтезировать теоретические знания и практический опыт.К.Д. Ушинский писал: «Метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой» . Овладение педагогической деятельностью и формирование готовности к ней возможны только при взаимопроникновении и взаимообусловленности теоретической и практической подготовки будущего педагога: ни один компонент профессиональных умений и навыков нельзя сформировать лишь в аудиториях.

Во время прохождения педагогической практики студент может определиться, насколько правильно он выбрал для себя сферу деятельности, выяснить степень соотнесенности личностных качеств с будущей профессией. Именно в процессе деятельной и долго­временной практики выявляются противоречия между имеющимся и необходимым запасом знаний, что выступает побуждающим фактором непрерывного образования. На практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на фоне живых впечатлений и наблюдений. Практика помогает реально формировать в условиях естественного педагогического процесса методическую рефлексию, когда для учителя предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия педагогических решений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления.

Основная цель педагогической практики - закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение необходимых умений и навыков практической работы по изучаемой специальности. Педагогическая практика выполняет адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую функции. Продумывая организацию педагогической практики, нужно ориентироваться не только на выполнение программы практики, но, прежде всего, подходить к каждому студенту как к уникальной личности, бережно и осторожно, целенаправленно и последовательно раскрывая в нем сильные личностные и профес­сиональные стороны, помогая компенсировать слабые. Обеспечение личностно-ориентированного, комплексного, усложняющегося, непрерывного и творческого характера подготовки каждого студента с разным уровнем сформированности профессиональных умений и навыков отразится на повышении качества профессиональной подготовки студентов .

Длительный и непрерывной характер практики в Лениногорском музыкально-художественном педагогическом колледже обеспечивает основу для формирования профессиональных педагогических умений и навыков у будущих педагогов. Для успешного проведения всех видов практик в колледже имеется соответствующее методическое обеспечение: методические кабинеты, музыкальный кабинет, библиотека и т. д. Руководство практическим обучением ведется преподавателями колледжа, музыкальными руководителями и учителями музыки, изобразительного искусства и черчения, которые осуществляют выполнение программы с учетом повышения эффективности подготовки будущих педагогов. Ежегодно идет подбор соответствующих баз для прохождения педагогической практики.

Педагогическая практика проводится в определенной системе. В нее входят: психолого-педагогическая практика по воспитательной работе, внеклассная практика, летняя практика, практика пробных уроков и занятий, преддипломная практика.

Педагогическая практика по воспитательной и внеклассной работе является важным звеном в подготовке будущих педагогов к воспитанию детей. В период прохождения практики студенты выступают в роли помощника классного руководителя, а также организовывают кружки по своей специальности. Внеурочно-воспитательная работа включает в себя овладение будущего учителя методикой воспитательной работы во всем ее многообразии, сложности и обучение студентов психолого-педагогическому наблюдению, анализу. Основной задачей же внеклассной работы является формирование практических умений осуществления внеурочной деятельности по предмету. Этот вид практики развивает у студентов организаторские, коммуникативные, перцептивные и экспрессивные способности и помогает в дальнейшем успешно проводить пробные уроки и занятия.

Летняя практика проводится в пришкольных, загородных и городских оздоровительных лагерях в разных районах и городах республик Татарстан и Башкортостан. Этот первый самостоятельный вид практики, и он требует от студентов активности, творчества, организационно-педагогических навыков работы в условиях летнего труда и отдыха.

В целях усиления практической направленности летняя практика студентов III х курсов начинается с предварительного обучения - практикума по подготовке к летней практике, где рассматриваются вопросы организации досуговой деятельности детей, ведение и оформление отчетной документации, психолого-педагогического практикума, а также инструктивные материалы по охране труда в работе с детьми и т. д. Практикум ведется в форме тренингов, деловых игр, моделирования проблемных ситуаций. Отправляясь в лагерь, студенты имеют богатый материал для работы: папки с разработками игр, сценарии, образцы дневников и инструктивной документации и т. д.

Хорошая подготовка дает эффективные результаты по итогам практики, отражающиеся в благодарственных письмах, грамотах и отличных характеристиках на студентов. Показательно, что на протя­жении многих лет наши студенты принимают активное участие в мероприятиях, проводимых в лагерной смене внутри и между другими лагерями, доказывая свое профессиональное мастерство.

Практика пробных уроков и занятий является основой профессиональной подготовки будущего специалиста, она направлена на развитие высокого уровня овладения педагогической деятель­ностью. Проводя пробные уроки и занятия, студенты учатся творческому применению на практике полученных знаний за все годы обучения, развивают навыки исследовательской деятельности и методологическую культуру.

Преддипломная практиказавершает цикл всех видов педагоги­ческой практики и дает возможность студентам аккумулировать все полученные знания, навыки и умения в педагогической деятельности. Студенты распределятся в школы г. Лениногорска, республик Татарстан и Башкортостан, Самарской области по месту их будущей работы. Такое обширное поле деятельности наших студентов на широком географическом пространстве позволяет убедиться в важности нашей кропотливой работы со студентами. Студенты отмечают большое значение преддипломной практики в обогащении педагогического опыта, ее влияние на становление личности студента как будущего специалиста-профессионала.

В нашем колледже стало традицией проведение научно-практических конференций по итогам всех видов педагогической практики. Конференция является не только формой подведения итогов работы по тому или иному виду практики, но и способствует профессиональному росту путем обобщения своего опыта и опыта других практикантов. В ходе конференции студенты приобретают навык публичного выступления, учатся интегрировать теоретический и практический материал. Сообщения студентов сочетаются с рекомендациями педагогов по тому или иному вопросу. Подводя итоги летней и преддипломной практики, традиционно практиканты зачитывают выдержки из характеристик, демонстрируют лучшие дневники, что стимулирует студентов к дальнейшим успехам в педагогической деятельности. Рассказывая о прохождении практики, они используют видеоматериалы, презентации, методическую копилку, показывают номера художественной самодеятельности. На всех конференциях присутствуют студенты младших курсов, что помогает воспитанию у них интереса и любви к будущей профессии.

Таким образом, педагогическая практика играет важную роль в профессиональном становлении будущих педагогов. В процессе практики углубляются, расширяются и укрепляются теоретические знания студентов, формируются их педагогические умения и навыки и профессионально-личностные качества, развиваются педагогическое мышление, творческая активность и самостоятельность. Перед преподавателями и студентами стоит задача максимального использования возможностей педагогической практики в деле совершенствования подготовки будущих педагогов к самостоятельной педагогической деятельности.

Список литературы:

  1. Педагогическая практика в начальной школе / Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 272 с.
  2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г.г. [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:

АННОТАЦИЯ

Обучение в вузе ориентировано на развитие качеств и способностей, необходимых для саморазвития, что ведет к увеличению доли и роли исследовательской работы студентов, а также форм деятельности, направленных на достижение этого результата. Прохождение студентами практики является важным звеном в системе высшего педагогического образования. В данной статье рассматривается вопрос о роли практики в подготовке студентов к научно-исследовательской деятельности, а также формировании соответствующих профессиональных компетенций.

ANNOTATION

Education at the University is focused on the development of qualities and abilities necessary for self-development, which leads to an increase in the share and role of students " research work, as well as forms of activities aimed at achieving this result. Practical training of students is an important link in the system of higher pedagogical education. This article discusses the role of practice in preparing students for research activities, as well as the formation of appropriate professional competencies.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, практика, профессиональные компетенции, исследовательская работа.

Keywords: research activity, practice, professional competence, research work.

В условиях интенсивного реформирования процесса образования, пересмотра содержания программ к педагогам при осуществлении профессиональной деятельности предъявляются повышенные требования, одним из которых является готовность к научным исследованиям, направленным для решения многообразных теоретико-методических проблем. В связи с этим выпускникам вузов необходимо знание основ научно-исследовательской деятельности, являющееся составляющей высокой квалификации, развитого образовательного потенциала, сформированной профессиональной культуры. Это прямая ориентация на исследовательскую деятельность одного из четырех видов профессиональной деятельности с соответствующим перечнем профессиональных компетенций (далее – ПК), представленному в ФГОС ВО по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», и которыми должен обладать выпускник.

Научно-исследовательская работа в вузе является неотъемлемой частью подготовки квалифицированных кадров, с помощью которой повышается интерес к изучаемым дисциплинам, формируются навыки ведения экспериментов, развивается самостоятельность и избирательная активность студентов, осуществляется подготовка выпускника к исследовательской работе в вузе . Совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов способствует выполнение ими различных работ исследовательского характера, углубляющих и закрепляющих имеющиеся теоретические знания изучаемых дисциплин; развивающих практические умения в проведении экспериментов, анализе полученных результатов и выработке рекомендаций по совершенствованию того или иного вида деятельности. Также результативным способом подготовки студентов к исследовательской деятельности является прохождение практики на всех этапах обучения.

Составной частью образовательного процесса в вузе выступает практика, входящая в структуру программы обучения, и являющаяся мощным инструментом в формировании ПК и подготовки к исследовательской деятельности. Блок «Практики» включают учебную и производственную, в том числе преддипломную. Так к типам учебной практики относят: по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. Производственная: по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности; педагогическая, выступают как процесс накопления опыта работы, и как одно из важных условий формирования и развития общих и профессиональных компетенций .

В качестве общих задач практики можно выделить обеспечение готовности выпускников к выполнению основных функций в соответствии с квалификационными требованиями, расширение, углубление, закрепление круга формируемых ЗУН, обеспечение неразрывной связи практического и теоретического обучения, обладание профессиональной культурой. Более конкретные задачи – формирование навыков наблюдения и анализа образовательной деятельности с учащимися; апробация на практике различных технологий и методов обучения и воспитания; проведение учебно-воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников; проведение разнообразных типов уроков и форм внеклассной работы в соответствии с планом; работа со школьной документацией .

Рабочая программа практики разрабатывается в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Содержание практики должно отвечать профилю подготовки в вузе будущих учителей и выступать как показатель качества теоретической и научной подготовки студента. Также ее рассматривают как среду подготовки бакалавров, способной обеспечивать освоение исследовательских компетенций. В соответствии с этим возникает ориентированность на формирование личности, способной совершенствовать свою профессиональную и социальную деятельности, самостоятельно и творчески подходить к решению проблемных ситуаций и задач.

Непременным условием преддипломной производственной практики на последних курсах обучения является проведение научного исследования в рамках педагогического эксперимента сообразно плану курсовой или дипломной работы, направленное на совершенствование учебного процесса, методических умений и навыков. В период прохождения практики студент должен собрать необходимый материал для проведения научно-исследовательской работы. Преподавателями кафедр предлагается студентам тематика работы и индивидуальные задания по сбору материала. У них появляется возможность погружения в научно-исследовательскую деятельность, результатом которой должно стать создание теоретической и эмпирической основы выпускной квалификационной работы. Важной составляющей содержания практики являются сбор информации, обработка полученного фактического материала и статических данных, библиографическая работа с привлечением информационных технологий, использование разнообразных методов и методик исследования – наблюдения, моделирования, эксперимента, анкетирования, интервьюирование. Составляется программа и план эмпирического исследования, ставится гипотеза и формулируются задачи, определяется объект, выбирается методика, обрабатываются данные, обобщаются и подготавливаются результаты исследования. В ходе практики приобретается опыт самостоятельного ведения научно-исследовательской деятельности, целенаправленного решения выдвигаемых задач. Данная работа позволит выступить с докладами на заседаниях кружка научных сообществ и студенческих конференциях, подготовить статьи для публикации в научных сборниках вуза и т.д.

Таким образом, в результате выполнения заданий и в ходе прохождения практики у студентов закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, закреплять и превращать их в компетенции. Практика является важным звеном в системе высшего образования и предоставляет возможность овладения студентами способами решения поставленных научно-исследовательских задач в области начального образования, проверки собственного потенциала в ведении самостоятельного научного поиска. Прохождение практики способствует формированию готовности проектировать и осуществлять в своей работе новое содержание учебных программ, реализовывать современные образовательные технологии, самостоятельно формулировать и осуществлять поиск решения задач, возникающих в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности. В конечном счете обеспечивается становление научно-исследовательского, инновационного мышления и творческого потенциала студентов, появления у них конкретного представления об основных профессиональных задачах. Организация практик на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами широкого спектра видов профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника, в том числе к научно-исследовательской деятельности.

Список литературы:
1. Дзидзоева С.М. Педагогическая практика как условие развития исследовательских компетенций студентов: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Дзидзоева София Муратовна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2009.- 148 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/2100
2. Елагина В.С., Немудрая Е.Ю., Балакина Л.Л. Формирование профессионально-педагогической компетент-ности студентов педагогического вуза в условиях реализации образовательных стандартов третьего поко-ления // Фундаментальные исследования. 2011. № 3. – С. 110-113.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf

РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ.

Полевой Сергей Александрович,

мастер производственного обучения.

ГБПОУ "Себряковский технологический техникум"

г.Михайловка

Условия интенсивно развивающегося производства, постоянной смены технологий обусловливают необходимость достижения рабочим-строителем высокой квалификации, развитого образовательного потенциала и сформированной профессиональной культуры для того, чтобы быть востребованным на рынке труда. Технологический аспект сформированной профессиональной культуры составляют технологические знания, умения и навыки. При этом ведущая роль здесь принадлежит профессиональным умениям, так как квалификация работника, прежде всего, определяется именно ими – важно не только то, что работник знает, а то, что он умеет.

При подготовке специалистов среднего профессионального образования в состав профессиональных модулей обучения входят: междисциплинарный курс, учебная и производственная практики.

Учебная практика играет важную роль, как составной части образовательного процесса в техникуме. Практика направлена на комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы.

Задачами учебной практики являются: обеспечение готовности выпускников к выполнению основных профессиональных функций в соответствии с квалификационными требованиями; расширение круга формируемых умений и навыков; обеспечение неразрывной связи практического и теоретического обучения, обладание профессиональной культурой.

Цель учебной практики: приобретение первичных умений и профессиональных навыков.

Рабочая программа учебной практики разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования

В результате прохождения практики по профессии обучающийся должен приобрести, общие и профессиональные компетенции по профессии, сформировать представление о культуре труда, потребность бережного отношения к рабочему времени, качественного выполнения заданий.

Итоговая часть учебной практики -это выполнение индивидуального задания и подготовленный продукт в соответствии с программой обучения.

Учебная практика по профессии 08.01.05 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ проводится в столярной мастерской, применяется групповая форма проведения. Для проведения урока группа делится на две подгруппы с целью улучшения усвоения знаний и умений. В начале урока проводится вводный инструктаж в виде беседы, объяснения, демонстрации приемов. Даются указания по выполнению заданий. Во время вводного инструктажа проводится проверка по теоретическому курсу, что позволяет мастеру производственного обучения отследить уровень подготовки обучающихся по темам. Перед обучающимися ставится цель занятия, объясняется значимость выполняемой операции и правильного применения инструмента в процессе работы. Новая тема отрабатывается путем показа приемов и способов выполнения работ с их последовательностью и соблюдением техники безопасности. В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности обучающихся. Для полного усвоения приемов операций, показ ведется в определенной последовательности, используются операционно-технологические карты.

При показе приемов работ следует обратить внимание:

а) Как держать инструмент;

б) Правильная поза;

в) Координация движения с инструментом.

Особое внимание уделяется технике безопасности. Эффективность показа зависит от осознания обучающимся практической значимости и важности изучаемых трудовых действий, необходимости правильного применения приемов в процессе работы.

В ходе текущего инструктажа акцентирую внимание всей учебной группы на наиболее эффективных приемах и способах выполнения изучаемой операции, оказываю помощь слабо подготовленным к выполнению задания обучающимся и они с первого курса привыкают к культуре труда. Появляется процесс соревнования между всеми участниками, который способствует проявлению интереса выполнять любую работу. Причем они знают, что важным критерием оценки является в первую очередь качество, а затем количество выполненной работы.

По ходу текущего инструктажа комментирую работу обучающихся. В заключительном инструктаже даю объективную оценку результатов коллективного и индивидуального труда в группе. Выявляю наиболее лучше работы с обязательным словесным их поощрением. Указываю на допущенные ошибки, индивидуальные про­счеты, пути их устранения.

Практическая подготовка выпускника современного уровня требует, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он смог выбрать рациональный способ и обосновать своё решение.

Специфика формирования ключевых компетенций у обучающихся заключается в том, что усваиваются не "готовые знания", кем-то предложенные к усвоению, а когда он сам найдёт эти знания, сформирует понятия, необходимые для решения задач.

Для подготовки специалистов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения - аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы обучающиеся были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи. В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности мною широко используются анализ и решение производственных ситуационных задач, деловые игры.

При отборе содержания практических работ по учебной практике необходимо руководствоваться перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у будущего специалиста. Основой для определения полного перечня работ являются квалификационные требования к специалисту.

Выполнение обучающимися индивидуальных заданий в ходе прохождения учебной практики - один из самых активных, и наиболее часто используемых методов обучения.

Таким образом, в ходе практики у обучающихся закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к профессии, сочетание процесса теоретического обучения с практикой и потребности в специалистах на рынке труда позволят выпускникам техникума успешно трудоустраиваться по полученной специальности.

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ КАК АКТИВНОГО МЕТОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Рязанцева Маргарита Васильевна 1 , Субочева Алла Олеговна 2
1 Финансовый университет при Правительстве РФ, кандидат технических наук, доцент кафедры "Управление персоналом"
2 Финансовый университет при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, зам. зав. кафедрой "Управление персоналом"


Аннотация
В настоящее время в рамках образовательного процесса ВУЗа используются разнообразные средства, направленные на профессиональное самоопределение и профессиональный выбор студентов. По мнению авторов статьи, одним из важных инструментов, влияющим на профессиональное самоопределение студентов оказывает и учебная практика. В данной статье представлены результаты социологического исследования влияния учебной практики на профессиональное самоопределение и профессиональный выбор в двух московских ВУЗах.

THE STUDY OF THE ROLE OF EDUCATIONAL PRACTICE AS AN ACTIVE METHOD OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Ryazantseva Margarita Vasilevna 1 , Subocheva Alla Olegovna 2
1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Ph.D., Associate Professor of Department "Personnel Management"
2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Ph.D., Associate Professor, Deputy head of Department "Personnel Management"


Abstract
Currently, within the educational process of the University uses a variety of tools aimed at professional identity and professional students" choice. According to the authors, educational practice an important tool that affect professional self-determination of students and provides. This article presents the results of a sociological study of the effect of training practices on professional identity and professional choice in two Moscow Universities.

Библиографическая ссылка на статью:
Рязанцева М.В., Субочева А.О. Исследование роли учебной практики как активного метода профессионального самоопределения // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10. Ч. 2 [Электронный ресурс]..03.2019).

В современном образовании понятие профессиональное самоопределения студента является одним из основополагающих и оказывает влияние на стратегию развития современного ВУЗа, на содержание и направленность профессиональных программ, подбор преподавателей, содержание внеаудиторной и научной работы. Но в большей степени конечно профессиональное самоопределение важно для самого студента как будущего специалиста.

Говоря о профессиональном самоопределении важно разделять понятия «профессиональный выбор» и «профессиональное самоопределение». Профессиональный выбор представляет собой решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу человека, которое может быть осуществлено даже и без учета его отдаленных последствий. В этом случае выбор профессии (как достаточно конкретный жизненный план) не будет опосредован отдаленными жизненными целями .

Выбор будущей профессии является одним из самых главных моментов в жизни молодежи. Этот выбор индивидуален. Являясь частью личностного самоопределения, он имеет большое значение для будущего специалиста как в социальном, так и в личностном плане. Выбор профессии – это главная социальная задача юношеского возраста.

Профессиональное самоопределение ряд исследователей рассматривают как процесс, который охватывает практически весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности .

В динамике развития профессионального самоопределения, связанной с возрастными периодами, многими исследователями выделяются различные этапы: 1) дошкольного и школьного развития, выбора профессии (проектирования профессионального старта и жизненного пути); 2) период профессиональной подготовки и период дальнейшего становления профессионала.

Первый этап по профессиональному самоопределению человека начинается ещё в школе, когда перед учащимся старших классов встает выбор продолжения обучения: в школе, затем – в высшем учебном заведении или в среднем специальном учебном заведении, одновременно получая среднее и профессиональное образование. Процесс выбора профессии – сложный процесс, который подвержен влиянию множества факторов, таких как интересы человека, родители, учебное заведение, СМИ и др. По мнению ряда исследователей, решающее воздействие на принятие решения в данной сфере оказывает социальная среда. Существующие в данной области исследования свидетельствуют, что около 52% опрашиваемых школьников отвечают, что на их выбор повлияли родители и родственники, около 14% – «советы друзей», 11% – профориентация в школе .

Способствовать выбору профессии в настоящее время может новый просветительско-образовательный проект Департамента образования г. Москвы «Университетские субботы» для школьников, студентов и взрослых, который начался в Москве в сентябре 2013 года. В его рамках заявлено более 300 мероприятий, проводимых вузами, музеями, историко-культурными комплексами Москвы (лекции, семинары и мастер-классы, экскурсии, которые проводятся не только по субботам, но и в будние дни), каждое из направлено на оказание помощи молодежи в выборе будущей профессии. В проекте есть программы, рассчитанные на дошкольников и учащихся младших классов, предусмотрены разные формы посещения: индивидуальные, групповые и семейные. Общедоступный характер проекта, заключающийся в том, что учащиеся школ, колледжей, вузов могут посетить все организуемые мероприятия, будет способствовать широкому охвату аудитории .

Второй этап профессионального самоопределения происходит уже в процессе обучения в учебном заведении высшего или среднего профессионального образования. В этот период происходит усвоение обучающимся системы основных концептуальных и ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность, овладение профессиональными компетенциями, необходимыми и важными для будущей профессиональной деятельности, развиваются профессионально важные личные качества, оценивается профессиональная пригодность. Именно в этот период молодые люди оценивают правильность собственного профессионального самоопределения. Здесь уже многое зависит от политики, проводимой в отношении будущей профессии и дальнейшего трудоустройства выпускника того или иного направления подготовки (специальности). Для студентов старших курсов (особенно – для выпускного курса) в этот период остро встает вопрос о выборе конкретного места работы, оценки своей специальности не столько с позиций своих личных склонностей, способностей и интересов, а и с точки зрения ее актуальности и востребованности на рынке труда.

Однако в образовательной политике вуза и в организации учебного процесса не всегда учитывается необходимость подготовки выпускников к трудоустройству после обучения. После 1993 г. обязательное распределение выпускников вузами России не осуществляется. Тем не менее, во многих вузах созданы подразделения, отвечающие за трудоустройство своих выпускников.

По нашему мнению, в учебных заведениях очень важно использовать активные методы профессионального самоопределения , такие как научно-практические студенческие конференции, «Дни карьеры», учебные практики и др. Под учебными практиками в данной статье понимаются все виды практик, проводимые вузом в процессе обучения студентов, в том числе производственная и преддипломная. Учебная практика играет значимую роль в профессиональном становлении будущего молодого специалиста. Каждый вид учебной практики направлен на обогащение знаний студентов профессиональным опытом; способствует формированию самостоятельной творческой личности, сознательно стремящейся к профессиональному самосовершенствованию, видящей смысл и общественную значимость результативности своей деятельности. В процессе учебной практики от студента требуется профессиональная мобильность, т. е. быстрая социально-психологическая и информационная адаптация к новым для него условиям и развитие его способности к самообучению (адаптация на рабочем месте). Помимо саморазвития студентов на новом рабочем месте на их профессиональное самоопределение влияет база практики – организация-работодатель в лице ее руководителей и линейного персонала, занятых в процессе прохождения практики студентами-практикантами. Важно, чтобы цели практики, поставленные перед студентом-практикантом, совпадали с целями руководителей практики от организации.

Проблема влияния прохождения учебной практики на профессиональное самоопределение студентов является недостаточно изученной, но в условиях модернизации системы профессионального образования и новой ее стратегии является очень актуальной.

Основные вопросы, которые мы хотели прояснить в ходе исследования, заключались в следующем.

  1. Каким образом студенты оценивают полезность практического опыта, получаемого ими в процессе прохождения учебной практики?
  2. Оказывает ли прохождение практики существенное влияние на изменение профессионального выбора студентов?
  3. Насколько сформировалось чувство профессиональной принадлежности у студентов, прошедших практику?

Исследование проводилось методом анкетного опроса. В опросе приняли участие 124 студента двух московских ВУЗов: Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет) и Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК). Профиль респондентов более подробно представлен в таблице 1. Результаты опроса обрабатывались с помощью программы SPPS.

Таблица 1 – Профиль респондентов (n=108 чел.)

Была изучена структура мест прохождения практики: 96,7% из опрошенных студентов проходили практику, причем только 30,6% опрошенных проходили практику в коммерческих организациях, 67,7% – в бюджетных организациях и на госслужбе. Вместе с тем, в будущем 56% студентов хотели бы проходить практику в коммерческих организациях.Абсолютное большинство студентов указали на самостоятельность выбора будущей профессии (79%) при поступлении в ВУЗ.

85,2% указали на положительную роль прохождения практики в процессе профессионального самоопределения (или оценили полезность прохождения практики).

В ходе исследования было изучено мнение студентов об уровне организации и содержании практики: 77% студентов положительно оценили уровень организации практики, понравилось содержание практики 67,2% опрошенных.

Как показало исследование, более половины опрошенных студентов (58%) в процессе прохождения практики не изменили своего отношения к выбранной профессии. Анализ показал низкий уровень корреляции между изменением отношения к выбранной профессии после прохождения практики с уровнем организации практики (значение коэффициента Спирмена – 0,278) и содержанием практики (значение коэффициента Спирмана – 0,264) (таблица 2).

Таблица 2 – Непараметрическая матрица корреляции изменения отношения к выбранной профессии с уровнем организации и содержанием практики

Показатель

Изменение отношения к выбранной профессии

Отношение к уровню организации практики

Отношение к содержанию практики

1 Изменение отношения к выбранной профессии
2 Отношение к уровню организации практики
3 Отношение к содержанию практики

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что профессиональный выбор формируется в основном до поступления в ВУЗ. Именно по этой причине прохождение практики не оказывает решающего фактора на изменение отношения к выбранной профессии.

Одной из позитивных тенденций, выявленной в ходе опроса, является желание большинства студентов (60,7%) работать после окончания ВУЗа по выбранной специальности и их стремление стать профессионалами в своей области, причем 54,7% опрошенных хотели бы работать в коммерческой организации, а 21,3% – планируют открыть собственное дело.

Вместе с тем 13,1% опрошенных студентов работать по полученной специальности в будущем не собираются, а 26,2% – пока находятся процессе самоопределения.

16,7% опрошенных студентов совмещают учебу с работой, что является одной из часто встречающейся причиной пропуска учебных занятий.

В целом можно отметить положительное влияние учебной практики на профессиональное самоопределение студентов, но не решающее, поскольку свой профессиональный выбор был ими сделан до поступления в учебное заведение. Большинство студентов, прошедших учебную практику в организации, положительно оценивают полученный производственный опыт, что влияет на их мотивацию в дальнейшем освоении профессиональных основ. Многие студенты отмечают полезность учебной практики с точки зрения получения и развития профессиональных навыков. Кроме этого, учебная практика положительно влияет на информированность студентов о будущей профессиональной деятельности, формирует чувство принадлежности к профессиональному сообществу, способствует осознанию трудностей будущей профессиональной деятельности, развивает профессиональные компетенции.

Количество просмотров публикации: Please wait

Роль учебной и производственной практики в формировании профессиональных компетенций

Шиндиной Виктории

студентка ГБОУ СПО Тольяттинского социально-педагогического колледжа,1 курс

Научный руководитель – Сухенко А. А., преподаватель педагогических дисциплин

В современной системе образования компетенциям педагога отводится важная роль. Теория компетенций была разработана американскими психологами как ответ на вопросы: почему сотрудники, имеющие престижные дипломы, шикарный послужной список, прошедшие отборочные тесты на уровень, зачастую так неэффективно выполняют свою работу? На основе чего можно спрогнозировать эффективное выполнение работы сотрудником?

После многолетних исследований психологи сделали следующий вывод: ни опыт работы, ни дипломы, ни рекомендации коллег на самом деле не могут гарантировать, что сотрудник будет достаточно хорошо выполнять ту или иную работу. Оказалось, что возможность наиболее точно спрогнозировать качество выполнения работы сотрудником, дают его компетенции. Так что же такое компетенция?

Компетенция, по данным Википедии - это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области.

В области профессионального образования в процессе обучения студенты формируют общие и профессиональные компетенции.

Общими или универсальными называют базовые компетенции широкого спектра использования, то есть, компетенции многофункциональные , надпредметные и междисциплинарные . К ним относят способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, способность организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования, работать в команде, ставить цели, задачи и строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм.

По мнению Лебедева О . Е . , Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности. Профессиональные к омпетенции различаются по профессиональным уровням :

Профессиональные - компетенции, которые поддерживают провозглашенную миссию и ценности коллектива. Включают в себя профессиональные и личностные качества, которые должны быть присущи каждому учителю.

Управленческие - компетенции, применяемые в отношении руководящих должностей всех уровней управления. Включают в себя способности и личностные качества, составляющие совокупность умений и навыков, необходимых учителю для успешного достижения высоких достижений профессионального уровня.

В соответствии с современными тенденциями образования к педагогическим компетентностям относят способность:

  • самостоятельно учиться;
  • оценивать ситуацию и свои возможности;
  • принимать решения и нести за них ответственность;
  • адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
  • вырабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их оптимизации;
  • определять цели и задачи, планировать свою деятельность;
  • осуществлять контроль, оценивать процесс и результаты своей деятельности;
  • повышать свою квалификацию или «переквалификацию».

Для повышения профессионального уровня существует несколько направлений деятельности:

1. Углубление научных знаний. Научная мысль непрерывно развивается, и учитель независимо от своего стажа чаще всего вынужден самостоятельно осваивать новое содержание обучения, не дожидаясь, корректив свыше. Надо мотивировать и стимулировать такую деятельность специалиста.

2. Повышение психолого-педагогического уровня. Знание психологии и педагогики, как и основ других наук, составляет содержание учебных предметов.

3. Повышение научно-методического уровня. Это направление будет востребовано даже в том случае, если все студентов закончат учебное заведение с «красным дипломом».

4. Развитие способностей работать в коллективе. Это умение приобретает особое значение. Эффективность учебного процесса зависит здесь от того, насколько педагог заинтересован в результативности труда партнеров, от умения принимать решения коллектива как свои личностные, участвовать в деятельности профессиональных организаций.

5. Освоение методиками научно-исследовательской деятельности. Новые методики и технологии требуют от учителя умения находить, анализировать и обобщать научную информацию, экспериментально проверять эффективность нововведений.

Формирование профессиональных компетенций может быть осуществлено путем углубления теоретических знаний, увеличения самостоятельности, формирования целеполагания и применения полученных знаний на практике.

Практика по мнению Ожегова – это одна из форм обучения: применение и закрепление на деле знаний, полученных теоретическим путем.

В процессе обучения осуществляются различные виды практик. В ГБОУ СПО ТСПК по стандарту нового поколения, на I курсе обучения было осуществлено проведение учебной и профессиональной практики по профессиональному модулю «Организация внеурочной деятельности младших школьников».

Организация учебной и производственной практики направлена на:

  • выполнение федеральных государственных образовательных стандартов в соответствии с получаемой специальностью и присваиваемой квалификацией;
  • непрерывность и последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с программой практики.

В процессе осуществления практики решались следующие задачи:

  1. Овладение студентами общими и профессиональными компетенциями, позволяющими решать задачи организации внеурочной деятельности и общения младших школьников.
  2. Становление целостных представлений студента о своеобразии внеучебной деятельности и общения младших школьников в условиях образовательного учреждения.
  3. Развитие умений осуществлять анализ результатов деятельности в условиях учебной и производственной (по профилю специальности) практики.

С целью овладения профессиональной деятельностью и профессиональными компетенциями студент в ходе практики должен был сформировать практический опыт и сформировать профессиональные умения.

Практический опыт состоит:

  • в анализе планов и организации внеурочной работы в научно- познавательной деятельности;
  • в определении целей и задач, планировании, проведении внеурочной работы в избранной области деятельности;
  • в наблюдении, анализе и самоанализе внеурочных мероприятий и занятий, обсуждении отдельных мероприятий и занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями;
  • в разработке предложений по их совершенствованию и коррекции наблюдения за детьми и педагогической диагностики познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся;
  • в ведении документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы по научно-познавательной деятельности.

Профессиональные умения заключаются в способности:

  • находить методическую литературу и другие источники информации, необходимые для подготовки и проведения внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности;
  • использовать методическую литературу, необходимую для подготовки и проведения внеурочной работы в области научно-познавательной деятельности;
  • определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся;
  • составлять планы внеурочных занятий с учетом особенностей избранной области деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
  • использовать различные методы и формы организации внеурочной работы, строить их с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
  • устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
  • планировать ситуации, стимулирующие общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности, использовать вербальные и невербальные средства педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в общении;
  • подбирать и использовать на занятии дидактические материалы;
  • использовать различные методы и приемы обучения;
  • осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении внеурочных занятий;
  • выявлять, развивать и поддерживать творческие способности обучающихся;
  • анализировать организацию внеурочной работы в избранной области деятельности.

Основные проблемы прохождения практики заключались в заполнении дневника (15%), составлении конспектов (12%) и написании отчётов (23%), так как это для студентов являлось новым видом деятельности. 11% студентов отмечают недостаточность знаний, точнее компетентностей перед началом практики. У остальных 39% студентов практика не вызвала затруднений. Эффективность и успешность, заключались в качественной организации и чуткому сопровождению каждого студента своим руководителем.

В результате прохождения практики студенты овладели методом наблюдения, некоторыми приёмами и средствами проведения занятий, навыками руководства познавательной деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

К концу практики большинству студентов удается решить текущие проблемы, и по данным опроса практика в школе закрепляет у 94% студентов интерес к профессии.

Представленный в данной статье краткий обзор формирования профессиональных компетенций позволяет сделать вывод о необходимости активизировать работу в осуществлении учебной и производственной практики, особенно в поиске эффективных способов ее реализации.