Основы менеджмента. Учебное пособие

1. Голубев, К.И. История менеджмента: Тенденция гуманизации.

В работе исследованы особенности формирования и эволюции основных подходов к теории менеджмента. Автор концентрирует внимание на связь развития концепций менеджмента и процессов гуманизации социальных отношений. Рассматриваются перспективы развития гуманистического направления менеджмента. Наряду с западными теориями менеджмента автор обращается к работам отечественных ученых.

2. История менеджмента: Под ред.Э.М. Короткова.

Пособие написано в форме вопросов и кратких ответов на них, что позволяет систематизировать знания в области управления, начиная с пятого тысячелетия до новой эры и заканчивая новейшими концепциями управления начала XXI в.

3. Классики менеджмента: Энциклопедия / Под ред. М. Уорнера

В книге изложена всемирная история возникновения и становления менеджмента. Многие из тех, чьи биографии представлены в книге, сами или вместе со своими коллегами стояли у истоков науки управления, другие развивали идеи своих предшественников, но в любом случае без работ этих ученых невозможно представить современный менеджмент. Собранные вместе, эти материалы дают широкую историческую картину развития идей и реальных практических методов управления, способствовавших формированию наших нынешних представлений о бизнесе.

4. Макашов И.Н., Овчинникова Н.В. Всемирная история управленческой мысли.

В пособии по управлению изложены идеи, взгляды и концепции в области менеджмента и управления. Представлен процесс формирования и развития управленческих знаний, и собственно управления, на которых базируются современные теории управления, менеджмента и практическая управленческая деятельность. Материалы систематизированы в хронологической последовательности древнейших времен до наших дней.

5. Маршев В.И. История управленческой мысли

В книге отражается процесс генезиса, становления и развития многовековой всемирной истории управленческой мысли. В учебнике представлены как истоки управленческой мысли, относящиеся к пятому тысячелетию до новой эры, так и новейшие концепции и парадигмы управления начала XXI в. Излагается не только история науки управления, но и история управленческих идей, взглядов, теорий, возникавших с целью решения реальных управленческих задач.

Реферирование теоретических источников

Основоположником науки управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856 - 1915). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала "организационную революцию" в сфере производства и управления им.

Впервые свои взгляды он изложил в статье "Система кусочных расценок (1895). Затем они были расширены в книге "Цеховое управление" (1903) и получили развитие в "Основах научного менеджмента" (1911).

Основы системы Ф. Тейлора:

Умение анализировать работу, изучать последовательность ее выполнения;

Подбор рабочих (работников) для выполнения данного вида;

Обучение и тренировка рабочих;

Сотрудничество администрации и рабочих.

Важная характеристика системы - ее практическая реализация с помощью определенных средств, или "техника системы". Применительно к разработкам Ф. Тейлора она включала:

Определение, точный учет рабочего времени и решение в этой связи проблемы нормирования труда;

Подбор функциональных мастеров - по проектированию работы; движениями; нормированию и заработной плате; ремонту оборудования; планово - распределительным работам; разрешению конфликтов и дисциплине;

Введение инструкционных карт;

Дифференциальная оплата труда (прогрессивная оплата)

Калькуляция затрат на производство.

Резюмируя, можно сказать, что главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.

Научное управление по Тейлору сосредотачивалось на работе, выполняемой на самом нижнем уровне организации. Тейлор и его последователи проанализировали взаимосвязь между физической сущностью работы и психологической сущностью работающих для установления рабочих дефиниций. И следовательно, оно не могло предложить решение проблем деления организации на отделы, сферы и диапазоны контроля и поручения полномочий.

Другим представителем американской модели менеджмента, точнее ее "организационной школы" является Г. Форд (1863 - 1947), названный в свое время "автомобильным королем". Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г. Форд совершил "революцию в цехе". Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые "вписывали" человека.

Основные идеи Г. Форда изложены в работах "Моя жизнь, мой труд" (1922), "Сегодня, завтра" (1926), "Движение вперед" (1930), "Эдисон, каким я его знал" (1930).

Основные принципы системы Г. Форда:

Массовое изготовление стандартной продукции на конвейере;

Непрерывность и подвижность процесса производства;

Максимальный темп работы;

Новая технология на основе поточного производства;

Точность как стандарт и качество продукции;

Определяющая роль технико-технологической системы;

Экономический эффект системы;

Не быть зависимым от человека, его слабостей.

Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом. В 20-30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины "человеческих отношений" обычно связывают с именами американский ученых Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.

Основоположником этой американской школы стал Элтон Мэйо (1880 - 1949), считавший, что управление должно основываться не на интуитивных представлениях о человеке, а на достижениях научной психологии.

Для доказательства своих идей Э. Мэйо в 1927 - 1932 гг. проводит ставший впоследствии знаменитым Хоторнский эксперимент (г. Хоторн близ Чикаго). Объектом исследования были шесть работниц, составлявших бригаду по сборке телефонных реле. Тринадцать раз в течении пяти лет проводились изменения в режимах работы, оплате, организации питания. Работницам внушали, что их труд имеет большое значение для общества, науки. Когда при двенадцатом по счету изменения в условиях труда все ранее предоставленные бригаде улучшения и льготы были отменены, обнаружилось, что достигнутый уровень увеличения выработки не только не снизился, но и продолжал возрастать. По мнению Э. Мэйо и его коллег, важную роль в этом сыграли моральные и психологические факторы - личные и групповые.

Данная школа положила начало развитию идей о "человеке в организации", роли "человеческого фактора" в ней.

Представители этой школы разработали свой инструментарий управления, который в настоящее время широко используется на практике: человеческие отношения; условия работы; отношения "руководитель - подчиненный"; стиль руководства; мотивация труда; психологический климат в коллективе и его улучшение.

Один из важнейших выводов в рамках "школы человеческих отношений" состоит в том, что руководителю необходимо иметь профессиональную подготовку, которая включает наряду с другими и "человековедческие" дисциплины - психологию управления, социальную психологию, социологию менеджмента, деловой этикет и др.

Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера. Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях.

менеджмент американская модель управленческий

Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIX в.

Большое влияние на формирование теории корпорации оказала книга "Современная корпорация и частная собственность", опубликованная А. Берли и М. Минз в 1932 г. Корпорации получили статус юридического лица, а их акционеры приобрели, право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих.

По мнению теоретиков менеджмента, создание корпораций повлекло за собой отделение собственности от контроля над распоряжением ею, т.е. от власти. Американский профессор отмечал возникновение "новой управленческой элиты, чья мощь основывается уже не на собственности, а скорее на контроле над процессом в целом". Реальная власть по управлению корпорацией перешла к ее правлению и менеджерам (специалистам в области организации и управления производством). В модели американского менеджмента и в настоящее время корпорация является основной структурной единицей.

Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60-70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.

Слово "стратегия" произошло от греческого strategos, "искусство генерала". В общем виде стратегия - это способ использования средств и ресурсов, направленных на достижение поставленных целей. Стратегию можно определить как генеральную программу действий, выявляющую приоритеты проблем и ресурсов для достижения главной цели корпорации. Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что корпорация получает единое направление действий. Появление новых целей, как правило, требует поиска и выработки новых стратегий.

Содержание стратегического управления заключается, во-первых, в разработке долгосрочной стратегии, необходимой для победы в конкурентной борьбе, и, во-вторых, в осуществлении управления в реальном масштабе времени. Разработанная стратегия корпораций, впоследствии превращается в текущие производственно-хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике.

Концепция стратегического управления основана на системном и ситуационном подходах к управлению. Предприятие рассматривается как "открытая" система.

Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды.

Стратегическое управление требует создания организационной стратегической структуры, в состав которой входит отдел стратегического развития на высшем уровне управления и стратегические хозяйственные центры (СХЦ). Каждый СХЦ объединяет несколько производственных подразделений фирмы, выпускающих однотипную продукцию, требующую идентичных ресурсов и технологий и имеющую общих конкурентов. Количество СХЦ в фирме, как правило, значительно меньше количества производственных подразделений. При создании СХЦ большое значение имеет правильный выбор области деятельности. СХЦ отвечают за своевременную разработку конкурентоспособной продукции и ее сбыт, формирование производственной программы выпуска продукции по номенклатуре.

Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование сдерживает стремление руководителей к получению максимальной текущей прибыли в ущерб решению долгосрочных задач, а также ориентирует руководителей на предвидение будущих изменений внешней среды. Стратегическое планирование позволяет руководству корпорации установить обоснованные приоритеты распределения, как правило, всегда ограниченных ресурсов. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений.

В 60-е гг. XX века все настойчивее стали требования работников корпораций по улучшению их социально-экономического положения. Параллельно с этим многие теоретики менеджмента пришли к убеждению, что целый ряд организаций не достигает своих целей по причине игнорирования противоречий быстро меняющейся социальной среды. Следствием сложившегося положения было появление доктрины "производственной демократии" ("демократии на рабочих местах"), связанной с вовлечением в управление непрофессионалов, как самого предприятия, так и потребителей товаров и услуг, посредник ков и т.д., т.е. Внешней по отношению к предприятию среды.

Первая революция, по их мнению, связана с отделением управления от производства и с выделением его в особый вид управленческой деятельности. Вторая революция характеризуется появлением менеджеров, т.е. людей особой профессии. "Производственная демократия" (или партисипативное управление) стала рассматриваться как форма соучастия всех работников организации в принятии решений, затрагивающих их интересы.

Авторами идеи "производственной демократии" принято считать социологов Дж. Коула и А. Горца, которые предлагали управление корпорациями осуществлять по­средством производственных советов, контролируемых рабочими. Благодаря участию в работе этих советов, рабочие постепенно научились бы контролировать весь процесс производства сначала в рамках одной корпорации, а затем и в целом по промышленности.

Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком в организации. Целью партисипативного управления является совершенствование использования всего человеческого потенциала организации.

Партисипативное управление предполагает расширение привлечения работников к управлению по следующим направлениям:

предоставление работникам права самостоятельного принятия решений;

привлечение работников к процессу принятия решений (сбор необходимой информации для принятия решения, определение приемов и способов выполнения принятого решения, организация работ и т.п.);

предоставление работникам права контроля над качеством и количеством выполненной ими работы;

участие работников в совершенствовании деятельности, как в целом всей организации, так и отдельных ее подразделений;

предоставление работникам права создавать рабочие группы по интересам, привязанностям и пр. с целью более эффективного выполнения решений. В настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению:

1. Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха.

2. Создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих.

3. Разработка систем участия в прибыли.

4. Привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.

В 60-е гг. в США получили широкое распространение бригадные методы организации труда и кружки контроля качества, идея создания которых принадлежит американским специалистам по прикладной статистике У. Демингу и Дж. Джурану. Однако впервые кружки контроля качества стали широко применяться в Японии. И только во второй половине 70-х гг. они получили распространение в американских корпорациях.

Привлечение рабочих к участию в высших органах управления корпорацией - советах директоров - на Практике встречается крайне редко.

Для снижения сопротивления рабочих организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения "качества трудовой жизни", с помощью которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.

Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Так, Э. Петер-сон и Э. Плоумен. авторы известной книги "Организация бизнеса и менеджмент" выделяют шесть основных видов менеджмента:

1. Правительство (его деятельность соответствует общему понятию менеджмента, хотя слово "менеджмент" не применяется к деятельности правительства).

2. Государственный менеджмент.

3. Военный менеджмент (особый вид государственного менеджмента).

4. Ассоциационный (клубный) менеджмент.

5. Бизнес-менеджмент (особый вид менеджмента, отличающийся от правительственного и государственного).

6. Менеджмент в государственной собственности

Развивая теорию управления, Петерсон и Плоумен дают определение понятию менеджмент "как психологический процесс осуществления руководства подчиненными, посредством которого удовлетворяются главные человеческие стремления". Видный представитель американского менеджмента Питер Ф. Друкер выступает против расширительного толкования понятия менеджмент, считая, что его следует относить только к предприятию, выпускающему продукцию или оказывающему различные виды услуг. Друкер сформулировал основные принципы современного менеджмента:

2. В центре внимания менеджмента находится человек, который должен направлять свои усилия на повышение эффективности своей деятельности с целью достижения эффективности работы всего предприятия.

3. Задачей менеджмента является направление действий всех работников на выполнение общих целей предприятия.

4. Задачей менеджмента является постоянное развитие способностей, потребностей всех работников предприятии и возможностей их удовлетворения.

5. Каждый работник должен нести ответственность за порученную ему работу. Связь между работниками осуществляется посредством коммуникаций.

6. В конечном счете, деятельность предприятия оценивается большим количеством разнообразных способов и средств.

7. Оценка и результаты деятельности предприятия находят свое выражение не внутри предприятия, а вне его.

Друкер сформулировал ряд общих, обязательных функций, которые присущи труду любого менеджера:

определение целей предприятия и путей их достижения;

организация работы персонала предприятия (определение объема работ и распределение его между работниками, создание организационной структуры и т.д.);

создание системы мотивации и координация деятельности работников;

анализ деятельности организации и контроль над работой персонала;

обеспечение роста людей в организации.

Менеджер не может быть "универсальным гением". Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста. Американский менеджмент внес значительный вклад в разработку менеджмента как учебной дисциплины.

Доклад

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления.

Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил в сферу менеджмента. Создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой - использования его лучших достижений в своей деятельности. Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной "управленческой цивилизацией". Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии.

Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико. Тем не менее, нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо.

Этим и объясняется актуальность проблемы изучения истории американской модели менеджмента.

Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менеджмент был и остается наиболее мощной "управленческой цивилизацией". Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики, а тем более обучения управлению наиболее велико. Нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо.

В качестве вывода наиболее предпочтительным является выделение двух основных школ: школа "научного менеджмента", основоположником которой был Ф. Тейлор, и школа "человеческих отношений", возникновение которой связано с именами Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера. Полемика между этими двумя доминирующими концепциями, так же как и попытки синтезировать выдвигаемые ими принципы, способствовали возникновению и развитию новых течений. Школа "научного менеджмента" явилась исторически первым направлением развития американской теории управления и именуется как "классическая" или "традиционная" школа, о возникновении которой говорилось чуть ранее.

Именно в американской модели менеджмента возникает идея стратегического управления и планирования в организации, не менее важная мысль о привлечении работников к управлению - партисипативный менеджмент, именно в США впервые появляются крупные корпорации с наемными менеджерами, возникает и сама наука управления.

Американская модель менеджмента существует и совершенствуется и до сих пор, используется не только в Соединенных Штатах, но и в Европе и Японии. Богатый опыт американского менеджмента может быть учтен и использован и в российском менеджменте.

Список литературы

1. Голубев, К.И. История менеджмента: Тенденция гуманизации - СПб.: Юридический центр Пресс, 2003

2. История менеджмента: Учеб. пособие/ Под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 240с.

3. Классики менеджмента: Энциклопедия / Под ред. М. Уорнера; Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2001. - 1168 с.

4. Макашов И.Н., Овчинникова Н.В. Всемирная история управленческой мысли: Краткий курс.: М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2007. - 672с.

10. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник. - М.: ИНФРА-М 2005 - 731 с.

АСУ - автоматизированная система управления; АСУПП - автоматизированная система управления проектным производством;

ВПО - высшее профессиональное образование;

ГК - Гражданский кодекс;

ГОС - государственный образовательный стандарт;

ОУ - объект управления;

ОЭФ - общественно-экономическая формация;

ПС - производственная система;

ПСД - проектно-сметная документация;

ПХД - производственно-хозяйственная деятельность;

САПР - система автоматизированного проектирования;

СДО - система дистанционного образования;

СУ - система управления;

СЭС - социально-экономическая система;

УМО - учебно-методическое объединение;

ФЛ - физическое лицо;

ЮЛ - юридическое лицо.

Библиографический список

  • 1. Ананькина ЕЛ. и др. Контроллинг как инструмент управления пред- приятием/Под ред. Н.Г. Данилочкиной, - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
  • 2. Антикризисное управление. Учебник под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2001.
  • 3. Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организации.: Учебник/Под ред. д.э.н., проф. Короткова Э.М. - М.: ИНФРА-М, 2000.
  • 4. Булатов Н.С. Экономика: учебник - М.: БЕК, 1994.
  • 5. Бункина М.К. Экономика. - М.: 1994.
  • 6. Введение в рыночную экономику. Под редакцией Лившица А.Я. - М.: Высшая школа, 1994.
  • 7. Ворст Й., Ровентлоу П. Экономика фирмы. Учебник. - М.: Высшая школа, 1994.
  • 8. Герчикова И.Н. «Менеджмент». Учебник. - М.: ЮНИТИ, 1995.
  • 9. Голуб А.А., Струков Е.Б. Экономика природопользования. - М.: Аспект Пресс, 1995.

№. Государственное управление. Словарь-справочник. - СПб.:, 2001.

  • 11. Гражданский кодекс РФ, ч. 1, 2. - М., «Инфра-М-норма», 1996.
  • 12. Гречихин А.А., Древе ЮХ. Вузовская учебная книга. Типология, стандартизация, компьютеризация: Учебно-методическое пособие в помощь автору и редактору. - М.: Логос: Московский государственный университет печати, 2000.

ХЗ.Дворицын М.Д., Юсим В.И. Технодинамика. - М.: ДИКСИ, 1993.

ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

ХЪ.Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, 1997.

  • 19. Кибанов А.Я. и др. Этика деловых отношений. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002.
  • 20. Коротков Э.М. Исследование систем управления. Учебник. - М.: ДЕКА, 2000.

И.Коротков Э.М. Концепция менеджмента. - М.: Дело, 1996.

  • 22. Менеджмент: итоговая аттестация студентов, преддипломная практика и дипломное проектирование.: Уч. пособие/Под. общ. ред. Э.М. Короткова и СД. Резника. - Пенза: ПГСА, 1999.
  • 23. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер.с англ. - М.: Дело, 1993.
  • 24. Мильнер Б.З. «Теория организации». Учебник для вузов. - М.: Ин- фра-М, 2003.
  • 25. Морозова Т.Г. и др. Региональная экономика. - М.: ЮНИТИ, 1995.
  • 26. Основы логистики.: Уч. Пособие / Под ред. Миротина Л.Б. и Сергеева В.И. - М.: ИНФРА-М, 1999.
  • 27. Производственный менеджмент.: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, А.В. Бандурин, Г.Л. Горбовцев и др.;/Под. ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  • 2%. Пудин В. С. Системное развитие менеджмента как науки. ГУУ, - М.: ТЕИС, 2001.
  • 29. Развитие транспортной сети России. Проект РАН, Финансовые известия, № 2 от 17.01.95.
  • 30. Райзберг Б.А. Курс управления экономикой. - СПб.: Питер, 2003.
  • 31. Роббинс С.И , Коултер М. Менеджмент. 6-е издание.: пер. с англ. - М.: Изд. Дом «Вильямс», 2002.
  • 32. Румянцева З.П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы. 17-Модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации», модуль 3. - М.: ИНФРА-М, 1999.
  • 33. Социальные технологии. Толковый словарь / Под ред. Дятчен- ко Л.Я., Иванова В.Н., Изд. второе. - М.: Луч, 1995.
  • 34. Социология. Основы общей теории. Учебник / Под ред. Г.В. Осипова и Л.Н. Москвичева. - М.: Норма, ИНФРА-М, 2002.
  • 35. Теория системного менеджмента. Учебное пособие для вузов / Под ред. П.В. Журавлева и др. - М.: Экзамен, 2002.
  • 36. Управление качеством. Учебник / Под ред. Ильенковой С.Д. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  • 37. Управление организацией / Под ред. Поршнева А.Г. 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 1997.
  • 38. Управление организацией: энциклопедический словарь. - М.: Изд.дом ИНФРА-М, 2001.
  • 39. Управление персоналом организации. Практикум.: Уч. пособие/Под. ред. д.э.н., проф. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1999.
  • 40. Фатхутдинов Р.Л. Организация производства. Учебник. - М.: Ин- фра-М, 2002.
  • 41 .Хейне Пол. Экономический образ мышления. Пер. с англ. - М.: Каталаксия, 1997.
  • 42.Шмидхейни С. Смена курса. - М.: Геликон, 1994.
  • 43.Экономика переходного периода. Под ред. Радаева В.В., Бузгали- на А.В., МГУ, 1995.
  • 44.Экономическая информатика. Учебник/Под ред. П.В. Конюховского и Д.Н. Колесова. - СПб.: Питер, 2001.
  • 45. Энергосберегающие технологии в электроснабжении. - М.: Высшая школа, 1989.

TTr ТЛЛОЖЧмЖЯ

В учебнике рассматриваются необходимость, актуальность антикризисного управления, его предмет, функции и принципы. Отмечается роль кризисов в развитии и функционировании социально-экономических систем, анализируются методологические проблемы разработки, применения методов и средств антикризисного управления. Большое внимание уделяется прогнозированию и оценке кризисов в процессах управления, разработке стратегии антикризисного управления. Приводятся анализ процедур банкротства предприятий, зарубежный опыт антикризисного управления.
Для студентов заочного обучения управленческих специальностей, слушателей бизнес-школ, предпринимателей. Книга может быть полезной для лиц, самостоятельно изучающих проблемы антикризисного менеджмента.

Многие активные участники реформирования социальных, экономических и политических структур России не предполагали, что результатом реформ станет кризис. Его появление вызвало потребность во всестороннем осмыслении и определении путей и методов выхода из кризисного состояния, в разработке концепции эффективного управления экономикой, социально-политической жизнью на макро- и микроуровне.

Перед практическими управленцами и исследователями встала задача определения причин возникновения кризисов и возможности их предотвращения и преодоления. При более тщательном рассмотрении оказалось, что кризисы в социальных, экономических и политических системах - явление объективное. Это подтверждается циклическим развитием природных и социально-экономических явлений и процессов.

Исторический опыт показывает, что кризисы возможно прогнозировать, предотвращать, отдалять, минимизировать и в отдельных случаях провоцировать. Но опасность кризисов существует всегда. Наступление кризиса определяется реальными тенденциями развития производства, экономики и общества в целом, потребностью в их периодической реконструкции.

ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов 3
Раздел I Кризисы в тенденциях макро- и микроразвития 4
Глава 1. Антикризисное управление как научная и учебная дисциплина 5

1.1. Необходимость и актуальность антикризисного управления 5
1.2. Антикризисное управление как особый тип управления 8
Глава 2. Роль кризисов в развитии социально-экономических систем 15
2.1. Понятие «кризис» в развитии социально-экономических систем 15
2.2. Причины и типология кризисов 17
2.3. Человеческий фактор и кризисы 21
Глава 3. Социально-политические кризисы 24
3.1. Сущность и содержание социально-политического кризиса 24
3.2. Стадии развития социально-политического кризиса 25
Глава 4. Кризисы и безопасность развития 30
4.1. Экономическая составляющая в структуре национальной безопасности 30
4.2. Показатели (индикаторы) экономической безопасности применительно к производственному предприятию 34
4.3. Основные направления совершенствования управления экономической безопасностью страны 36
Глава 5. Кризисы в развитии организации 41
5.1. Организация как структурный элемент общественной системы 41
5.2. Возникновение и распознавание кризисов организации 43
5.3. Этапы циклического развития организации 46
Раздел II Формирование и проявления антикризисного управления 51
Глава 6. Основные проблемы разработки и применения средств антикризисного управления 52

6.1. Методологические проблемы разработки, применения методов и средств антикризисного управления 52
6.2. Организационно-управленческие проблемы предотвращения и преодоления кризиса 54
Глава 7. Основные факторы повышения эффективности антикризисного управления 57
7.1. Понятие и критерии эффективности антикризисного управления 57
7.2. Пути и факторы повышения эффективности антикризисного управления 58
Глава 8. Прогнозирование и оценка кризисов в процессе управления 63
8.1. Прогнозирование и классификация прогнозов 63
8.2. Этапы прогнозирования кризисных ситуаций 67
8.3. Принципы и методы прогнозирования кризисов 70
Глава 9. Реструктуризация организаций как антикризисная мера 75
9.1. Понятие и виды реструктуризации 75
9.2. Реструктуризация систем управления организацией 78
Глава 10. Стратегия антикризисного управления 82
10.1. Методологические подходы к определению стратегии управления 82
10.2. Разработка стратегии антикризисного управления 84
Глава 11. Процедуры банкротства 92
11.1. Банкротство и его основные признаки 92
11.2. Основные процедуры банкротства 95
11.3. Банкротство градообразующих и сельскохозяйственных организаций 104
Раздел III Механизм антикризисного управления 109
Глава 12. Инновации в антикризисном управлении 110

12.1. Понятие «антикризисные инновации» 110
12.2. Определение инновационных приоритетов со средой окружения фирмы 113
12.3. Процессные антикризисные инновации 116
12.4. Инновации в управлении персоналом 118
12.5. Антикризисные инновации в организации работы с заказчиками и поставщиками 122
12.6. Продуктовые инновации 126
Глава 13. Совершенствование организационных структур в антикризисном управлении 132
13.1. Тенденции развития организационных структур 132
13.2. Формы организационного оздоровления предприятий в процессе антикризисного управления 137
Глава 14. Антикризисное управление в условиях риска 149
14.1. Антикризисное управление и риски 149
14.2. Классификация рисков в процессах антикризисного управления 152
14.3. Способы минимизации потерь и убытков в процессах антикризисного управления 156
Глава 15. Контроллинг как система предупреждения и профилактики кризисов в организации 164
15.1. Становление системы контроллинга 164
15.2. Принципы контроллинга 166
15.3. Специфические функции контроллинга 168
15.4. Служба контроллинга в системе управления организацией 172
Раздел IV Человеческий фактор сотрудничества в антикризисном управлении 177
Глава 16. Человеческий капитал антикризисного управления 178

16.1. Научное содержание понятия «человеческий капитал» 178
16.2. Человеческий капитал и управление социально-экономическими процессами 184
16.3. Роль человеческого капитала в системе антикризисного управления 190
16.4. Управление развитием человеческого капитала как фактор антикризисного развития организации 192
Глава 17. Арбитражный управляющий: требования, обязанности, права и ответственность 196
17.1. Профессиональные и социально-нравственные требования к арбитражному управляющему 196
17.2. Основные права, обязанности и ответственность арбитражного управляющего 198
17.3. Требования к профессиональным способностям арбитражных управляющих 205
Глава 18. Корпоративное управление как фактор устойчивого развития организации 208
18.1. Корпорация как объект управления 208
18.2. Основные условия эффективного корпоративного управления 213
18.3. Корпоративная культура как потребность антикризисного управления 217
18.4. Факторы проявления и изменения корпоративной культуры 219
18.5. Принципы формирования корпоративной культуры 222
Раздел V Антикризисное управление и процессы общественного развития 227
Глава 19. Государственное регулирование и антикризисное управление 228

19.1. Социальное государство как субъект регулирования социально-экономических процессов 228
19.2. Государственное регулирование экологических и социальных процессов 231
19.3. Деятельность государства по совершенствованию правовых аспектов антикризисного управления 238
Глава 20. Социальная и нравственная ответственность антикризисного менеджмента 246
20.1. Особенности менеджмента как социально-нравственного института 246
20.2. Понятие «социальная ответственность» менеджмента организации 248
20.3. Нравственная ответственность в антикризисном менеджменте 253
20.4. Пути повышения социальной и нравственной ответственности менеджмента 256
Глава 21. «Новый курс» Ф.Д.Рузвельта - программа вывода американской экономики из кризиса 259
Глава 22. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда 266
Глава 23. Антикризисная экономическая политика Японии в послевоенный период (1945-1952) 271
Глава 24. Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой 284
Глава 25. Опыт эффективного управления в ведущих зарубежных фирмах 291
25.1. Принципы управления, используемые в ИБМ 291
25.2. Деятельность Ли Якокка по созданию антикризисной команды 300

Принцип построения учебного материала заключается в рациональном сочетании фундаментальных положений, дающих глубокие теоретические знания, и практических рекомендаций решения проблем корпоративной социальной ответственности. Учебник содержит комплекс концептуальных положений, раскрывающих содержание одной из важнейших функций современного менеджмента в России корпоративной социальной ответственности. Многие проблемы менеджмента представлены в новом ракурсе. К ним относятся, например, проблемы разнообразия и интеграции типов ответственности, источники, механизмы и последствия реализации ответственности, деловая репутация, этика ответственности и др. Учебник дополнен практикумом, куда вошли ситуационные задания, кейсы и тесты, предназначенные не только для оценки знаний, но и для формирования установок на понимание нюансов в их представлении и видения степени приближения к истине.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
    «Утверждаю »

    Проректор ВолГУ

    по учебной работе

    С.Г.Сидоров

    _____________________

    «____»____________2007г.

    ПРОГРАММА

    Государственного экзамена по специальности

    061100 «Менеджмент организаций»

    для студентов дневного и заочного отделения

    Квалификация – менеджер

    Волгоград – 2007
    Программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 06.11.00 – «Менеджмент организации».

    Программа утверждена на заседании кафедры менеджмента ВолГУ, протокол № 1 от 4 сентября 2007г.

    Заведующий кафедрой менеджмента Мосейко В.О.
    Декан факультета управления

    и региональной экономики Фесенко В.В.

    Раздел 1. История менеджмента
    Генезис управления как особого вида деятельности и исторические тенденции его развития. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. Этапы и школы в истории менеджмента.

    Сущность концепции и основные принципы Ф.У Тейлора. Сущность бюрократической (идеальной) организации М. Вебера. Основные положения “фордизма”. Влияние школы научного управления на формирование современного менеджмента.

    Вклад А. Файоля в развитие административной школы управления. Использование положений, принципов административной школы в современном менеджменте.

    Основные направления и апологеты школы бихевиоризма. Эмпирическая школа.

    Концепция П. Друкера об усложнении управленческой деятельности. Управление по целям. Принципы системного подхода Ч. Барнарда.

    Методологические основы количественной школы науки управления.

    Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский. Формирование русской модели государственного и хозяйственного управления.

    Современное состояние менеджмента. Перспективы развития менеджмента. Основные направления дальнейшего совершенствования системы управления.
    Рекомендуемая литература:


    1. Ансофф И. Стратегическое управление: пер. с англ / И. Ансофф. – М. : Экономика, 1989. – 512 с.

    2. Беляев А. А. Системология организации: учебник / Беляев А. А., Коротков Э. М.; под ред. Э. М. Короткова. – М.: ИНФРА, 2000. – 182 с.

    3. Бойетт Джозеф Г. Путеводитель по царству мудрости – лучшие идеи мастеров управления: пер. с англ. / Бойетт Джозеф Г., Бойетт Джимми Т. – М.: Олимп-Бизнес, 2001. – 416 с.

    4. Бондарь Н. П. Эффективное управление фирмой: современная теория и практика / Бондарь Н. П., Голубев А. А., Подлесных В. И. – СПб.: Бизнес-Пресса, 1999. – 415 с.

    5. Булыгин Ю. Е. Основы теории организации социологического управления: учебное пособие / Булыгин Ю. Е., Волковский В. И.; под ред. Е. С. Кушеля. – М. : ЧеРО, 2000. – 142 с.


    6. Друкер П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры: практика и принципы: пер. с англ. / П. Ф. Друкер. – М.: [б. и.], 1992. – 350 с.

    7. Дункан Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: пер. с англ. / Дж. Дункан. – М.: Дело, 1996. – 272 с.

    8. История менеджмента: учебное пособие / под ред. Д. В. Валового. – М.: Инфра-М, 1997. – 252, с.

    9. Кезин А. В. Методологическая культура: учебное пособие / А. В.Кезин. – М.: Гардарика, 2001. – 269 с.

    10. Классики менеджмента: энциклопедия: пер. с англ / под ред. У. Малькольма, Ю. Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2001. – 1168 с.

    11. Кравченко А. И. Социология менеджмента: учебное пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 366 с.

    12. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий: пер. с англ. / Тоехиро Коно ; общ. ред. и вступ. ст. О. С. Виханского. – М.: Прогресс, 1987. – 383, с.

    13. Култыгин В. П. Классическая социология / В. П. Култыгин. – М.: Наука, 2000. – 526 с.

    14. Курбатов В. И. Современная западная социология: аналитический обзор концепций: учебное пособие / В. И. Курбатов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 416 с.

    15. Мильнер Б. З. Теория организации / Б. З. Мильнер. – 2-изд. – М.: ИНФРА-М. 2001. – 478 с.

    16. Питерес Т. В поисках эффективного управления: (опыт лучших компаний): пер.с англ. / Питерес Т., Уотерман Р. ; под ред. Л. И. Евенко. – М.: Прогресс, 1986. – 418, с.

    17. Социологический менеджмент: учебник для вузов / под ред. Д. В. Валового. – М.: Бизнес-школа: Интел-Синтез, 1999. – 384 с.

    18. Холл Р. Организации: структуры, процесс, результаты / Ричард Холл. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.

    19. Щербина В. В. Особенности менеджмента как направления управленческой деятельности / В. В. Щербина // Социологические исследования. – 2001. – № 10. – С. 48-58.

    РАЗДЕЛ 2. Теория организации
    Понятие об организации. Трехуровневый подход к теории организации. Законы организации и законы для организации. Три формы проявления законов.

    Понятие и закон синергии. Механизм образования эффекта синергии.

    Закон информированности. Информация как мера неоднородности и многообразия. От информированности к компетенции.

    Закон самосохранения. Самосохранение как причина сопротивления внешней среде. Инструменты сохранения организации.

    Закон развития (онтогенеза) – закон индивидуального развития системы. Неравномерность развития, факторы ускорения и торможения. Онтогенез предприятия. Взаимосвязь жизненных циклов в подсистеме предприятия. Учет закона развития в расчетах экономической эффективности.

    Закон единства анализа и синтеза: разделение, специализация, обособление, дифференциация, дезагрегирование, с одной стороны, и объединение, концентрация, диверсификация, укрупнение, интеграция – с другой. Механизм действия и использования закона единства анализа и синтеза.

    Закон пропорциональности: необходимые соотношения между элементами системы, обеспечивающие ее целостность.

    Принципы организации: принципы статической и динамической организации (приоритет соответствия); принципы формирования процесса организации; принципы рациональности. Принципы структуризации как обобщенные правила построения региональных структур. Критерии оценки качества структур. Критерии оценки качества структур. Принципы структуризации в приложении к структурам систем управления. Принципы процессуализации. Классификация процессов. Процесс как реализация поведения системы. Принципы процессуализации как обобщенные правила разработки рациональных процессов.

    Субъекты организаторской деятельности. Организационные задачи и организаторские проблемы. Организаторская деятельность. Субъективное в организаторской деятельности. Субъект управления как субъект организаторской деятельности. Предприниматель как организатор бизнеса.

    Организационные отношения в системе менеджмента: разделение труда, специализация, определение уровня соответствия специализации. Департаментизация. Распределение власти. Делегирование полномочий. Координация.

    Организационные процессы: функционирование и развитие. Формы организационного развития. Реструктуризация. Реинжиниринг.


    1. Акимова Т. А. Теория организации / Т. А. Акимова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 367 с.

    2. Алиев В. Г. Теория организации / В. Г. Алиев. – М.: Экономика, 2005. – 431 с.

    3. Валуев С. А. Организационный менеджмент / С. А. Валуев, А. В. Игнатьев. – М.: Нефть и газ, 1993. – 166, с.

    4. Веснин. В. Р. Основы менеджмента: учебник / В. Р. Веснин. – 2-е изд.– М.: Триада Лтд, 1997. – 384 с.

    5. Доблаев В. Л. Теория организаций / В. Л. Доблаев. – М.: Институт молодежи, 1995. – 172 с.

    6. Керженцев П. М. Принципы организации / П. М. Керженцев. – М., 1986.

    7. Мильнер Б. З. Системный подход к организации управления / Мильнер Б. З., Евенко B. C., Рапопорт Б. С. – М.: Экономика, 1983. – 224 с.

    8. Парахина В. Н. Теория организации: учебное пособие / Парахина В. Н., Федоренко Т. М. – М.: КНОРУС, 2004. – 304 с.

    9. Радугин. А. А. Основы менеджмента: учебное пособие для вузов / А. А. Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432 с.

    10. Радченко Я. В. Теория организаций: (конспект лекций) / Я. В. Радченко. – М.: Изд-во ГАУ, 1998. – Ч. 1. – 378 с.

    11. Смирнов. Э. А. Основы теории организации / Э. А. Смирнов. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 374 с.

    12. Смолкин. А. М. Менеджмент. Основы организации: учебник / А. М. Смолкин. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 248 с.

    13. Франчук В. И. Основы построения организационных систем / В. И. Франчук. – М.: Экономика, 1991. – 112 с.

    РАЗДЕЛ 3. Экономика фирмы
    Фирма (предприятие) как субъект хозяйствования. Понятие о фирме. Основной капитал предприятия. Состав и структура основных фондов. Амортизация и амортизационные отчисления. Ускоренная амортизация и ее значение для технической и экономической политики фирмы. Система показателей эффективного использования основных фондов. Переоценка основных фондов как условие обеспечения нормативного воспроизводства капитала при высоких темпах роста цен.

    Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств. Кругооборот оборотных фондов. Эффективность оборотных средств. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.

    Кадры предприятия, их состав и структура. Производительность труда. Показатели и методы измерения.

    Основные виды сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Первичные и вторичные материальные ресурсы.

    Общая и производственная структура предприятия. Типы производственной структуры. Производство и производственный процесс. Техника, технология и организация производства. Типы организации производства.

    Себестоимость продукции, показатели измерения. Классификация затрат на производство продукции. Технико-экономические факторы снижения себестоимости продукции. Экономическая и социальная эффективность производства. Сущность, критерии и показатели эффективности. Обобщающая и сравнительная эффективность затрат.

    Финансовый результат хозяйственной деятельности. Механизм распределения прибыли. Понятие и виды рентабельности. Взаимосвязь экономических показателей результативности хозяйственной деятельности.
    Рекомендуемая литература:


    1. Амортизация. Износ: нормы амортизированных отчислений по состоянию на 4 квартал 1998 год. – М.: ПРИОР, 1998. – 125 с.

    2. Бляхман Л. С. Экономика фирмы: учеб. пособие для студ. вузов. –СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. – 278 с.

    3. Ворст И. Экономика фирмы: учебник / И. Ворст, П. Ревентлоу. – М.: Высш. шк., 1994. – 268, с.

    4. Грибов В. Д. Организационные и экономические основы бизнеса / В. Д. Грибов. – М.: НЭП, 1995.

    5. Грузинов В. П. Экономика предприятия: учеб. пособие для студ. Вузов / В. П. Грузинов, В. Д. Грибов. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 208 с.

    6. Жиделева В. В. Экономика предприятия: учеб. пособие для студ. вузов / В. В. Жиделева, Ю. Н. Каптейн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 132 с.

    7. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия: учебное пособие / Н. Л. Зайцев. – М.: ИНФРА-М, 1996. –336 с.

    8. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предпри­ятия: практикум: учеб. пособие для вузов / Н. Л. Зайцев. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 191 с.

    9. Кейлер В. А. Экономика предприятия: курс лекций / В. А. Кейлер. – М.; Новосибирск: ИНФРА-М: Сибирское соглашение, 2000. – 132 с.

    10. Крылов Э. И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: учеб. пособие для студ. вузов / Э. И. Крылов, И. В. Журавкова. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.

    11. Лебединский И. Л. Основные производственные фонды промышленности: справ. пособие / И. Л. Лебединский . – 2-е изд., доп. и перераб. – Л.: Лениздат, 1988. – 253, с.

    12. Макконелл К. Р. Экономика: принципы, проблемы и политика: пер. с англ: в 2 т. / К. Р. Макконелл, С. Л. Брю. – М.: Республика, 1992. – 2 т.

    13. Малые предприятия: организация, экономика, учет, налоги: учеб. пособие для вузов / под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. – М. : ЮНИТИ, 2001. – 356 с.

    14. Михайлушкин А. И. Экономика: учебник для студ. техн. вузов / А. И. Михайлушкин. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – 488 с.

    15. Модульная программа для менеджеров: 17 модульная программа «Управление развитие организации». – М.: ИНФРА-М, 2000. – Модуль 1: Как работать с модульной программой. – 123 с.

    16. Петрович И. М. Производственная мощность и экономика предприятия / И. М. Петрович, Р. П. Атаманчук. – М.: Экономика, 1990. – 112с.

    17. Радионов Р. А. Управление сбытовыми запасами и оборотными средствами предприятия: (практика нормирования): учеб. пособие для вузов / Р. А. Радионов, А. Р. Радионов. – М. : Дело и Сервис, 1999. – 397 с.

    18. Смирнов К. А. Планирование и рациональное использование материальных ресурсов / К. А. Смирнов. – М.: Высшая школа, 1990.

    19. Тренев Н. Н. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Тренев. – М.: ПРИОР, 2000. – 238 с.

    20. Экономика и бизнес / под ред. В. Д. Камаева. – М.: МГТУ им. Баумана, 1993. – 462, с.

    21. Экономика предприятия: учебник / под ред. О. И. Волкова. – М.: Инфра-М, 1997. – 520 с.

    22. Экономика предприятия: учебник для вузов / Аврашков Л. Я. [и др.]. – М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998. – 742 с.

    23. Экономика предприятия: учебник для студ. вузов / под ред. О. И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 414 с.

    24. Экономика предприятия: учебник для студ. вузов / под ред. О. И. Волкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 520 с.

    25. Экономика предприятия: учебное пособие: в 2 ч. / Бобков Л. В. [и др.]. – М.: ВЗФЭИ, 1993. – 2 т.

    26. Экономика фирмы: словарь-справочник / под ред. В. К. Скляренко, О. И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 399 с.

    27. Экономика: учебник / под ред. А. С. Булатова. – М.: БЕК, 1994. – 604с.

    РАЗДЕЛ 4. Менеджмент организации
    Сущность и эволюция взглядов на управление. Менеджмент как наука. Методология менеджмента. Объекты и субъекты менеджмента. Цели, функции, методы менеджмента.

    Исторические предпосылки менеджмента. Подходы к менеджменту на основе выделения различных школ. Процессный подход. Системный подход. Ситуационный подход.

    Менеджер в организации. Особенности управленческого труда. Роли менеджера в организации.

    Организация как объект управления. Признаки организации. Внутренняя и внешняя среда организации. Система управления организацией.

    Мотивация деятельности персонала предприятия. Сущность, механизм мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.

    Коммуникации в управлении. Сущность и процесс коммуникации. Коммуникационные сети. Коммуникационные стили. Невербальные коммуникации.

    Принятие управленческих решений (УР). Сущность, классификация УР. Факторы, влияющие на принятие решений. Процесс принятия УР. Модели и методы принятия УР. Количественные методы разработки УР.

    Групповая динамика и лидерство. Управление неформальной группой. Лидерство и власть. Теории лидерства. Управление конфликтами. Управление изменениями. Управление стрессами.

    Проектирование организации. Методология проектирования. Построение дерева целей. Разделение организации по вертикали и горизонтали. Взаимосвязи подразделений. Функции и полномочия. Цикл проектирования.
    Рекомендуемая литература:


    1. Абчук В. А. Менеджмент: учебник / В. А. Абчук. – СПб.: Союз, 2002. – 463 с.

    2. Богданов А. А. Тектология: всеобщая организационная наука: в 2 т. / А. А. Богданов. – М.: Экономика, 1989. – 2 т.

    3. Веснин В. Р. Менеджмент: учебник / В. Р. Веснин. – М.: ТК Велби: Проспект, 2004. – 504 с.

    4. Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник / О. С. Виханский. – М.: Гардарика, 2003. – 252 с.

    5. Виханский О. С. Менеджмент: учебник для вузов / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 4-е изд. – М.: Экономистъ, 2005. – 669 с.

    6. Гвишиани Д. М. Организация и управление / Д. М. Гвишиани. – 3-е изд., перераб. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. – 331 с.

    7. Герчикова И. Н. Менеджмент: учебник для вузов / И. Н. Герчикова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 511с.

    8. Дункан Дж. У. Основополагающие идеи в менеджменте: пер. с англ. / Дж. У. Дункан. – М.: Дело, 1996. – 269, с.

    9. Ладанов И. Д. Практический менеджмент / И. Д. Ладанов. – М.: Ника, 1992. – 254 с.

    10. Майталь Ш. Экономика для менеджеров / Ш. Майталь. – М.: Дело, 1996. – 416 с.

    11. Менеджмент организации / под ред. Румянцевой З. П., Соломатина Н. А. – М.: Инфра-М, 1996. – 429 с.

    12. Мескон М. Х. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2004. – 800 с.

    13. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Г. Минцберг. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.

    14. О’Шоннеси Дж. Принципы организации управления фирмой / Дж. О’Шоннеси. – М.: МТ Пресс, 2001. – 296 с.

    15. Русинов Ф. М. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений / Ф. М. Русинов, Л. Ф. Никулин, Л. Ф. Фаткин. – М.: Высшее образование, 1996. – 350, с.

    16. Управление организацией: учебник / под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Инфра-М, 1998. – 667 с.

    17. Управление – это наука и искусство / Файоль А. [и др.]. – М.: Политиздат, 1992. – 351 с.