Взаимодействие сфер общественной жизни примеры. Взаимосвязь сфер жизни общества

В современном обществе необходимыми и жизненно важными выступают: а) воспроизводство человека; б) создание, хранение, распределение и потребление материальных ценностей; в) определение прав и свобод, социального положения личности и других социальных субъектов в обществе; г) воспроизводство духовных ценностей общества, сознания и мировоззрения людей, удовлетворение их духовных потребностей; д) осуществление политики и властно-правовых отношений.

В соответствии с данными потребностями общества выделяют четыре основные сферы (подсистемы) жизни общества: материально-производственную (экономическую); социальную; политическую и духовную. Понятие «сфера жизни общества» выражает разновидность социальной организации, обладающей особым предназначением, содержанием, закономерностями и объединениями круга людей, способами и средствами функционирования, определенными пределами распространения. Сферы жизни общества трактуются как основные и неосновные, большие и малые. Их наличие и число определяются конкретно-историческими условиями развития общества, другими обстоятельствами

Изучение сфер общественной жизни, анализ их элементов показывает, что данная проблема имеет важное теоретическое и практическое значение. В основе понимания сферы жизни общества находится определенная сторона, часть или область общественной жизни, относительно самостоятельная и структурно оформленная. Категориальный статус сферы жизни общества носит более глубокий характер. Он состоит не только в выделении и анализе той или иной сферы, но и в установлении и раскрытии ее связей с другими сторонами (сферами) общественной жизни, а также между элементами содержания.

Сферы (подсистемы) жизни общества – это необходимые для нормального функционирования общества области деятельности людей (производственная, научная, политическая, семейно-бытовая, педагогическая, религиозная, военная и т.д.), где происходит создание материальных и духовных благ, а также удовлетворение потребностей субъектов. Знание сфер жизни общества, законов их функционирования и развития позволяет увидеть место и роль человека в них, его условия жизни и труда, соотношение интересов личности и общества, их взаимных обязанностей и ответственности, а также ближайшие и более отдаленные перспективы развития как общества, так и отдельной личности.

Зрелость развития основных сфер жизни общества в конечном итоге является показателем состояния всего общества и его возможностей по дальнейшему развитию производства, культуры, политики, военного дела и т.д. Все сферы жизни российского общества так или иначе в своем функционировании связаны с жизнедеятельностью Вооруженных Сил. Знание и учет специфики их функционирования способствуют пониманию этой взаимосвязи, определяют направления воздействия на сознание военнослужащих.



Общество представляет собой динамичную систему, различные подсистемы (сферы) и элементы которой обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Человек принимает участие в разных областях жизни общества, так как определенной стороной своей деятельности он входит в любой из видов структуры общества. Производство материальных благ обусловливает социальный, политический, духовный и другие процессы жизни, которые, в свою очередь, являются относительно самостоятельными областями и воздействуют на материальную жизнь. Структура общества (экономический базис и надстройка, этнические общности, классы, социальные слои и группы, индивиды) служит основанием для выделения ее сфер жизни. Рассмотрим основные сферы.

Подматериально-производственной (экономической ) сферой понимается жизнедеятельность такого общества, в котором воспроизводятся, хранятся, распределяются и потребляются материальные ценности (блага), удовлетворяются материальные потребности людей. Материально-производственная сфера не во всем тождественна материальной жизни как первичному уровню жизни общества. Она соотносится с духовной жизнью как с вторичным уровнем. В материальную жизнь вместе с материально-производственной сферой включается сфера воспроизводства самого человека как процесс реализации законов народонаселения, а также другие виды практики. Материальная жизнь как первичный уровень существования общества есть общественное бытие.

Материальное производство является определяющим, но не единственным фактором общественного развития . Оно порождает необходимость функционирование других сфер, которые также становятся факторами исторического развития. Сущность этого процесса состоит в том, что материальное производство принимает форму других общественных отношений, а данные «неэкономические» отношения в процессе развития приобретают новые черты и законы. Они все более «отдаляются» от материально-экономических отношений, но сохраняют при этом их преобразованную сущность. В наиболее концентрированном виде сущность базисных отношений сохраняет политика, а в наименьшей форме – духовные отношения. Тем самым каждая из сфер жизни общества приобретает относительную самостоятельность, оказывая свое воздействие на материально-производственную сферу, а также друг на друга.

Материально-производственная сфера выступает ведущей причиной, условием и предпосылкой исторического процесса , ибо люди, чтобы жить, должны иметь материальные средства. Она представляет собой проявление необходимости и вместе с тем свободы в обществе, становясь своеобразным вектором для других сфер общественной жизни. Другие сферы жизни общества, возвышающиеся над ней, составляют единство надстроечных видов деятельности и общественных отношений.

Основными критериями данной сферы выступают: развитость орудий трудовой жизнедеятельности; механизация и автоматизация производственных процессов; наличие новых технологий; реализация профессиональной подготовки субъектов в материальном производстве; материальный уровень жизни людей.

Осмыслить процессы, происходящие в данной сфере жизни общества, позволит рассмотрение ее структуры, то есть совокупности элементов сферы и связей между ними. Материально-производственная жизнь общества включает в себя:

– материально-производственную индивидуальную трудовую деятельность;

– жизнедеятельность субъектов промышленности;

– сельское хозяйство;

– жизнедеятельность людей в сфере транспорта, связи и услуг;

– деятельность субъектов в сфере сырьевых и энергетических ресурсов;

– финансовую жизнь общества;

– научно-технический прогресс в данной сфере;

– функционирование экономического сознания людей;

– систему экономических отношений между людьми;

– систему норм материально-производственной жизнедеятельности;

Материально-производственная сфера жизни общества выполняет следующие функции: воспроизводство материальных благ, хозяйственно-организаторскую, функцию интеграции и дифференциации экономической жизни, управленческую, коммуникативную, воспитательно-экономическую, прогностическую, регулятивную и другие. Показатели данной сферы выступают ведущими оценками общего развития государства и определения его места среди других стран.

С материально-производственной непосредственно связана социальная сфера , содержание которой составляет жизнедеятельность людей как членов социальных общностей и субъектов отношений, характеризующая их положение в обществе с позиции социального равенства или неравенства, справедливости или несправедливости, прав и свобод.

Любое общество состоит из множества людей, которые представляют не простое количество отдельных индивидов. В этом множестве образуются определенные социальные группы, отличающиеся одна от другой и находящиеся между собой и всем обществом в разных соотношениях. Человеческое общество в этом плане – сложная совокупность различных групп, их связей и взаимодействий, т.е. оно социально структурировано.

Социальная сфера жизни общества связана с положением (статусом) в обществе и развитием определенных социальных общностей, их взаимодействием, ролью в обществе. В данной сфере отражается, например, состояние и особенности существования этнических общностей, групп (слоев) населения по возрасту, полу, социальному обеспечению, регионам и т.п., взаимодействие друг с другом и с обществом в целом. Она раскрывает также законы социальных отношений, их классификацию и роль в обществе.

Социальная сфера, как никакая другая, актуализирует потребности и интересы граждан и социальных общностей, характер и полноту их удовлетворения. В ней наиболее выпукло проявляется качество реализации прав и свобод человека, его обязанностей и ответственности перед собой и обществом.

В социальной сфере осуществляется воспроизводство населения. Семья как исходная ячейка общества не только обеспечивает сохранение и прирост народонаселения, но и во многом определяет социализацию личности, ее образование и воспитание. Критерием развитости социальной сферы общества выступает прежде всего мера гармоничного совершенствования и самовыражения личности. Другими критериями являются: образ жизни, состояние медицинского и других видов социального обеспечения, образование и воспитание, прирост народонаселения и т.п. Стержень социальных отношений составляет отношения равенства и неравенства по положению личностей в обществе. При недостатке, например, жилья, продуктов питания, одежды или лекарств социальная сфера не выполняет таких главных ролей, как поддержание здоровья людей, обеспечение необходимой продолжительности жизни, восстановление физических сил, затраченных человеком на работу, компенсирование затрат психоэмоциональной и нервной системы и т.д.

Нормально функционирующая сфера социальных отношений в наибольшей мере «продолжает» материально-экономические отношения, так как реализует результаты трудовой деятельности: завершается цикл отношений распределения, продолжается цикл отношений общественного потребления и полностью осуществляется цикл отношений индивидуального потребления. Сама социальная сфера не создает материальных благ. Они создаются в сфере производства. Но социальная сфера, организуя условия и процесс потребления, поддерживает человека в состоянии жизнедеятельности, восстанавливает его как живую производительную общественную и личностную силу.

Определенное положение людей в обществе, основой которого является вид их трудовой деятельности (рабочий, предприниматель, колхозник, фермер, инженер, военнослужащий, поэт, художник), закрепляется конкретными юридическими актами (Конституция, законы, указы, постановления, распоряжения государственной власти). Когда социальные отношения складываются на основе совпадения интересов людей, то они принимают характер сотрудничества . Если же интересы людей, социальных групп не совпадают или они противоположны, то социальные отношения становятся отношениями борьбы . И тогда важнейшим вопросом отношений становится модернизация властного управления, реорганизация общественного строя, изменение положения различных классов, наций, социальных групп в обществе. Социальные отношения в этом аспекте видоизменяются в политические отношения.

Политико-правовая сфера жизни общества связана с деятельностью субъектов по реорганизации властных отношений на основе права. Это подсистема общественных отношений, содержанием которой является осуществление специально созданным институтом (государством) власти в обществе с использованием юридических норм и гарантий, реализацией интересов граждан по отношению к власти. Политическая жизнь общества и деятельность его институтов сегодня неотделимы от права и правовых норм, установленных государством.

Данная сфера возникла на основе осознания различными социальными общностями своих политических интересов и потребностей, связанных с завоеванием власти, использованием властных функций, с законотворческой деятельностью и исполнением законов. Специфика политической сферы проявляется и в том, что потребности социальных общностей и групп, будучи осмысленными, выражаются в политических целях, идеях и программах и обусловливают целеустремленность борьбы социальных сил за коренные интересы. Она включает в себя систему политических институтов: государство, политические партии, другие общественные организации, союзы и движения, а также право как институт общества. Совокупность институтов политической жизни общества образует его политическую организацию. Политическая сфера жизни общества включает в себя также политическое и правовое сознание субъектов, политические и правовые отношения, политико-правовую культуру и политическую деятельность по осуществлению власти в стране.

Основными критериями политико-правовой сферы общества выступают: согласованность политики государства с интересами граждан страны и нормами права; наличие и соблюдение политических и правовых свобод; демократизм; верховенство закона в политической жизни страны и др.

Структуру политико-правовой сферы общества составляют:

– субъекты политико-правовых отношений;

– совокупность политических и правовых институтов государства;

– функционирование политико-правового сознания субъектов;

– политико-правовая деятельность.

К основным функциям политической сферы общества относятся: властная, регулятивно-правовая, идеологическая, обеспечение безопасности общества, личности и государства, коммуникативная, имущественно-распределительная, организаторско-управленческая, контролирующе-принуждающая, правотворческая и др.

По наличию политического режима, характеру и способу взаимодействия власти, личности и общества политические системы могут разделяться на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Основным регулятором общественных отношений наряду с другими выступает право, понимаемое как система общеобязательных норм (правил), установленных и санкционированных государством, обеспеченных к исполнению добровольно или принудительно. Право как общественное явление характеризуется следующими признаками: а) общеобязательность – нормы права регулируют поведение всех членов общества, они обязательны для исполнения всеми, кому адресованы, независимо от отношения к ним тех или иных лиц; б) формальная определенность – нормы права устанавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению, общению и деятельности всех субъектов общества; в) исполнение норм права осуществляется добровольно со стороны субъектов и принудительно – со стороны государства (в необходимых случаях); г) нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев и фактов.

В обществе право выполняет весьма обширные и многообразные функции. Во-первых, оно закрепляет основы существующего строя; во-вторых, способствует развитию позитивных общественных отношений; в-третьих, вносит определенный порядок в общество и деятельность государства, создает предпосылки для их целенаправленного и целесообразного функционирования; в-четвертых, выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и социальных общностей, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка; в-пятых, право играет воспитательную роль, развивая у людей чувства справедливости, законности, добра, гуманности.

Духовная сфера жизни общества тесно связана с воспроизводством индивидуального и общественного сознания, с удовлетворением духовных потребностей субъектов и развитием духовного мира человека. Это подсистема, содержание которой составляет производство, хранение и распределение ценностей общества (наука, образование, воспитание, искусство, мораль) для регулирования деятельности институтов и субъектов духовной жизни.

Основными критериями духовной сферы жизни общества выступают: развитость индивидуального сознания; способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом; гуманистическая направленность общественного мировоззрения; состояние духовных ценностей; степень их согласованности с потребностями и интересами личности и других субъектов общества; состояние образования, воспитания, науки, искусства; практическая реализация свободы совести граждан.

В качестве подсистем духовной сферы жизни общества в философской литературе выделяют: воспроизводство индивидуального и общественного сознания, личностного и общественного мировоззрения; научную жизнь; художественно-эстетическую жизнь; образовательно-воспитательный процесс; духовно-нравственную жизнь; функционирование религии, свободомыслия и атеизма; информационную жизнь общества . Они обеспечивают формирование и развитие личности, сохранение и передачу духовных ценностей. Своеобразным интегральным показателем развития духовной сферы жизни общества и других сфер выступает духовная культура.

Каждая из подсистем духовной сферы жизни общества охватывает собой определенные фрагменты функционирования индивидуального и общественного сознания, личностного и общественного мировоззрения. Но эти подсистемы не сводятся только к функционирующему сознанию. В них представлена и деятельностно-продуктивная сторона духовной жизни, т.е. сама деятельность субъектов по производству, распределению, обращению и потреблению духовных ценностей. Например, наука не просто сумма особых знаний, она есть совокупность научных учреждений, сложнейший процесс духовного производства.

Таким образом , наука, идеология и общественная психология, образование и воспитание, искусство, религия, мораль стали в обществе специализированными видами духовной деятельности . Все они вписываются в общую систему разделения труда, выступая его разновидностями. Это обстоятельство и отличает подсистемы духовной сферы жизни от компонентов общественного сознания. В процессе исторического развития все области духовной сферы взаимодействуют друг с другом, взаимообогащаются.

Основными функциями духовной жизни общества выступают: воспроизводство индивидуального и общественного сознания; создание, хранение, распределение и потребление духовных ценностей; мировоззренческая; методологическая; регулятивная; коммуникативная; научно-познавательная; художественно-эстетическая; образовательно-воспитательная и др.

Сферы жизни общества, выступая целостными образованиями, находятся в тесной взаимосвязи, воздействуют друг на друга, переплетаются, дополняют друг друга, характеризуя единство всего общественного организма. Связи , существующие между сферами, многообразны . К наиболее характерным относятся субординационные. Специфика данных связей заключается в том, что сферы жизни в обществе играют различную роль. Например, известно, что основой всех видов общественной деятельности людей выступает экономическая сфера. Она, в свою очередь, является главным детерминантом других сфер: социальной, политической, духовной. Например, социальная сфера определяет политическую и духовную, а политическая – духовную.

В качестве первого опосредующего звена, где экономические интересы социальных сил соотносятся с другими интересами этих, а также других социальных общностей, выступает социальная сфера общества.

Возникновение и развитие социальной структуры общества детерминировано многими факторами, и прежде всего экономическими . Под влиянием экономической деятельности формируются и изменяются интересы субъектов, их условия труда и быта, здоровье, досуг. Конкретно-историческая система производственных отношений формирует основу экономического положения классов, национальных, профессиональных и других видов социальных групп. Конкретная материальная организация общества обусловливает характер развития социальных общностей, процессы их взаимодействия.

Конкретный социальный потенциал определенного типа общества также выступает условием для решения коренных задач, стоящих перед ним. Но в социальной сфере общества формируются, как правило, лишь предпосылки для превращения социальных общностей и индивидов в субъекты сознательной деятельности. Эти предпосылки создают почву для перехода от социального к политическому бытию социальных групп, где их деятельность связана с властными и правовыми отношениями. Поэтому экономическая и социальная сферы обусловили возникновение политико-правовой сферы общества.

Основным детерминантом политико-правовой сферы общества является политическая власть . Ее сущность состоит в реализации волеизъявления граждан непосредственно или через определенные институты (государство и др.) по поводу управления обществом на основе предоставленных законом полномочий, решения важных задач социального развития, обеспечения целостности и независимости общества (страны). Характер политики конкретных социальных субъектов определяется их экономическим и социальным положением. В классовом обществе политика отражает прежде всего соотношение интересов классов . Через нее реализуются социальные потребности различных категорий граждан.

Как отмечал Г.В. Плеханов, угнетенные классы стремятся «к политическому господству, чтобы помочь себе путем изменения существующих социальных отношений и приспособления общественного строя к условиям своего собственного развития и благосостояния». Именно поэтому политико-правовая сфера общества обусловливается его классовой структурой, классовыми отношениями, а затем и требованиями политической борьбы . Следовательно, политико-правовая сфера жизни общества отличается от других сфер большей активностью субъектов во властных отношениях. В ней осмысливаются, формируются и реализуются коренные интересы и цели народов, этнических общностей, классов и социальных групп, их отношения сотрудничества или борьбы. Политико-правовая сфера – это и взаимоотношение государств, коалиций государств.

Кроме того, политика, отражая экономические и социальные потребности с позиций властных интересов конкретных субъектов, вырабатывает исходные положения духовного производства, характер распространения и потребления духовных ценностей. Политические силы влияют на формирование идеологических воззрений и характер функционирования общественной психологии, на отношения в обществе и отдельных его институтах, в том числе в вооруженных силах.

В условиях общей зависимости от экономики развитие сфер общества осуществляется по своим законам. Каждая из них оказывает обратное влияние: духовная – на политико-правовую, социальную и экономическую; политико-правовая – на социальную, духовную и экономическую; социальная – на экономическую, политико-правовую, духовную. Состояние духовной сферы общества дает информацию политико-правовой сфере, выдвигает перед ней очередные задачи, определяет те политические ценности, которые необходимо развивать в конкретных условиях развития общества. На основе идей, выработанных в духовной сфере общества, усилия людей нацеливаются на выполнение определенных задач и программ. А политико-правовая сфера влияет на характер социальных программ, отношений, на качество реализации социальных потребностей и интересов наций и социальных групп, меру осуществления в обществе принципов социальной справедливости, равенства и гуманности.

Таким образом, социальная сфера общества, выступая активной силой, также влияет на все стороны жизни общества. В зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе у людей формируется различное отношение к собственности, формам распределения материальных благ, правам и свободам, образу и уровню жизни. От гармоничности взаимоотношений классов, этнических общностей и социальных групп зависит состояние жизнедеятельности всего общества, его стабильность и устойчивость в историческом развитии.

Структура общества

Любая структура есть совокупность элементов объеденных формами их взаимодействия . Применительно к обществу это люди + формы их отношений. Эти отношения могут быть представлены в трех измерениях:

Как уровни.

Как социальные группы.

Интегрально с точки зрения норм и ценностей (как культура, но в более узком смысле) .

Уровни : В аспекте уровней общество представлено как совокупность ролей, позиций и функций, которые занимают люди, включаясь в коллективную деятельность всего человечества. Это положение индивида в составе уровня, обращенное как бы вовне:

Ведущим уровнем является социальный . Это взаимное в составе человечества. Включение в разные социальные группы.

Материальный уровень – часть природы, практически включенная в культуру или объект, включенный в субъект. Это вещественная и энергетическая система, существования людей, которая состоит из: орудий труда – скомбинированные человеком предметы природы, с помощью которых он воздействует на остальную природу

То, чем воздействует.

То, на что воздействуют.

Экономический уровень = 1 + 2, т.е. исторически конкретный способ соединения людей с материальными условиями их существования.

Политический уровень – экономический уровень, обращенный в сферу субъекта и представленный как отношение собственности, закрепленное через отношение власти. Политический уровень может быть представлен как сфера управления, на этом уровне и происходит борьба за власть.

Духовный уровень или сфера общественного познания, здесь также выделяется несколько подуровней:

Общественно-психологический подуровень, т.е. сфера массовых чувств и настроений.

Публицистический подуровень общественного сознания, где производится первичное осмысление социокультурной реальности.

Теоретическая сфера, где производится наиболее рациональное и последовательное соединение социокультурной реальности. Эта сфера складывается из науки, искусства, религии и т.д.

Духовная надстройка общества = 4 + 5.

Социальные общности – это группы, в которые объединены люди по наличию общих социально значимых признаков. Если уровни обращены во вне, то принцип выделения общности направлен вовнутрь, т.е. это способ внутреннего взаимодействия людей. Социальные общности чрезвычайно многообразны, ибо существует бесчисленное количество принципов вводящих одних и тех же людей в разные социальные группы. Например: классы, нации, профессиональные группы, семья, пенсионеры, территориальное образование (население), политические образования (электорат), малые группы (группы по интересам).

Этносы (нации). Уникальные социальные группы, которые возникают и развиваются исторически. Но закрепляются генетически, т.е. биологически.

Нация – сложный социальный организм, представляющий собой единство социально-экономических и этнических черт. Это устойчивая историческая общность людей, сложившаяся на базе общности экономической жизни людей в сочетании общностью территории, языка, особенностями культуры, сознания и психологического склада.

Этническая совокупность – одна из характеристик человека, наряду со временем его существования в культуре соотношению к конкретной социальной группе и т.д.

Первичный принцип образования этноса – противопоставление по принципу «мы – они». В дальнейшем по мере развития культуры в этносе определяется 3 группы признаков, которые задают его специфику:

Национальный характер (этническая психология).

Национальное самосознание.

Национальный характер – совокупность идеальных представлений и реальных поведений определенных общностью психологического склада народа.

Национальный характер не наследуется генетически, но формируется социально-исторически, например: немцы, которых сегодня считают аккуратными и пунктуальными людьми, еще в XIXв. рассматривались как нация романтиков и поэтов. Национальный характер современных немцев – результат промышленной революции, то же отличие в характере западных и восточных немцев, которое возникло в течение 50 лет.

Самосознание этноса – способ его выделения среди других. Самосознание проявляется только тогда, когда этнос прошел определенный путь исторического развития. На уровне исторического нуля это не имеет самоназвания и совпадает с понятием люди, чукчи – люди. Важно то, что этнос называет себя сам, например: русский в Турции называет себя сам казак, а в Финляндии – вене. Для продуктивного существования этноса необходим контакт с другими этносами, т.е. обмен коллективным опытом, культурой. Именно благодаря контактам, этнос проходит исторический путь развития – племя, первобытнообщинный строй. Многообразие этноса – условие продуктивного и дальнейшего существования человечества.

Классы – социальная общность, которая выделяется по экономическому принципу. Классы выходят на первое ведущее место в существовании общества только в теории капитализма, когда экономический имущественный принцип становится ведущим. Доминируют национальные и профессиональные группы.

Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства.

Классовая теория выражается в двух версиях:

В марксистской версии главный классовообразовательный принцип – экономические отношения людей в форме отношения людей к средствам производства, которая закрепляется как форма собственности.

Классами называют большие группы людей, которые различаются по их месту, исторически конкретной экономической системе, по их отношению к формам собственности и, по их роли в системе разделения труда и по размерам получения общественного богатства (В.И. Ленин).

Согласно марксистской версии, классы объединяются в противопоставление, антагонистическое в подклассы – рабы, рабовладельцы, крепостные феодалы, наемные работники – капиталисты.

В буржуазно – либеральной версии главным классово образцовым принципом является экономический фактор, но не в виде отношений собственности, а в виде уровня денежных доходов.

Выделяют 3 основных класса 0,25 – 1 % численности населения:

Высший – 20% (в развитых западных странах).

Средний – 60 – 70 % (миллионеры и политическая элита управленцев, государственные служащие, средняя и мелкая буржуазия, которые могут жить за счет своего труда)

Низший – 20 – 30 % (те, чей доход не позволяет подняться выше прожиточного минимума). В России соотношение обратное, некоторые социологи утверждают, что средний класс насчитывает не более 10%.

Культура. Культура – это интегрируемая характеристика общества с точки зрения структры. В данном аспекте в существовании общества выявляются новые компоненты.

Вненаучные общепринятые представления понятия «общество» и «культура» совпадают: это то, что радикально выделяет человека из природы. Общество – это не природа, понятие, которое характеризует радикальное отличие в человеческой жизнедеятельности естественных процессов. В этом случае под обществом как культурой понимаются все изменения, которые происходят в природе под влиянием человека.

Однако есть различие между понятиями общество и культура:

Общество – это социальное взаимодействие людей, которое представлено как реальность текущего дня, т.е. культура в настоящем. Собственно культура – это коллективный опыт человечества в прошлом, настоящем и будущем. Поэтому эти 2 аспекта изучаются в разных науках: общество изучается социологией, а культура философией.

С точки зрения философии человеческая культура представляется двумя важнейшими компонентами:

Орудийная культура, т.е. техника орудия труда, способы человеческого воздействия на природу. Это так называемая материальная, техническая культура или вторая искусственная природа.

Общенческая культура – это способы воздействия людей друг на друга, представленные разными формами общения. Здесь выделяют: естественная речь (язык), образы искусства, наука, управление, право и нравственность.

Если орудийная культура направлена как бы вне, из мира людей в мир природы, то общенческая – вовнутрь в сферу межчеловеческого взаимодействия.

Культура – это специфический человеческий способ бытия в мире. Животные не создают культуру и не излагаются в ней, поскольку, как бы носят орудия труда на себя в виде врожденных приспособлений (зубы, когти, шерсть и т.д.), внешние, искусственно скомбинированные предметы природы, превращенные таким образом в орудия труда. Поэтому осуществлять свою жизнедеятельность люди способны только совместно с другими людьми, коллективно. Однако коллекции животных у людей добавляются в научение т.е. процесс общения, в котором человеческие индивиды усваивают коллективно наработанные способы примечания орудий труда. Поэтому орудийность человека достигает нового по сравнению с животными качественного управления: животные могут использовать искусственные орудия труда, но не способы передавать этот опоит другим

Поэтому общечеловеческий компонент в культуре является ведущим. Культура, т.е. люди, живут в воспроизводстве – т.е. передача коллективного опыта. В процессе истории выработались 3 формы такой передачи:

Древнейшая форма – от зрителя к среднему по формуле «Делай как я».

Передача опыта не прямо, а с помощью принципов предписаний и запретов (традиций), согласно формуле «Делай так».

В виде идеалов, законов и ценностей, согласно формуле «Это истина, добро, правда».

Необходимо различать понятия культура и цивилизация. Большинство современных исследователей соглашается с тем, что цивилизация – это технологическая материальная основа культуры, на которой по своим законам выстраивается культура духовная.

Перед тем как начать рассуждать о сферах общества, стоит определиться с тем, что из себя представляет само общество? Если говорить простым языком, то это любая совместная деятельность людей. Более сложное определение звучит примерно так: это освободившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Сферой общества можно назвать пространство, в котором происходит какой-либо вид общественных действий.

Виды общественных сфер

Всего выделяют четыре сферы общества: социальную, экономическую, духовную и политическую. За каждой из них закреплено несколько институтов, регулирующих общественное поведение. Разберем подробней:

  1. Социальная. Концентрирует в себе систему взаимосвязей различных общественных элементов, начиная от индивидов, заканчивая социальными общностями. В этой сфере устанавливаются межклассовые взаимоотношения, выражаются интересы социума и отдельных личностей, создаются и корректируются формы взаимодействия людей между собой и т. д.
  2. Экономическая. Эта сфера включает в себя товарно-денежные отношения. В ней создаются и совершенствуются способы создания различных материальных благ, начиная от простого товара, заканчивая деньгами. Здесь рассматриваются экономические потребности населения и способы их удовлетворения Обладает куда большим влиянием, нежели другие сферы общества.
  3. Политическая. В этой сфере расположено все, что непосредственно связано с государством: структуры и ветви властей, политические собрания, партии, идеологии, дебаты и т. д. В ней выражаются классовая борьба с политической точки зрения, а также интересы общества, которые напрямую связанные с курсом государства.
  4. Духовная. В ней собраны все виды создания нематериальных благ: культурных, нравственных, политических, религиозных, правовых и т. д. В этой сфере создается и совершенствуется все, что способно удовлетворить духовные потребности человека. Даже сегодня в ней развиваются множество новых течений.

Главенствующая сфера

Бывают и случаи, когда одна сфера играет куда большую роль, нежели другие. Это нередкое явление. Примером взаимодействия сфер общества в истории является Святой Престол. Церкви принадлежала почти половина земель, она пользовалась колоссальным влиянием. Религия, однако, является частью духовной сферы общества. И в сложное для Европы время она сильно вырвалась вперед. Тогда же от слова духовенства зависел исход политических событий, социальные вопросы тоже курировались папством. Таким образом наличие главенствующей сферы, приводит к дисбалансу сил.

Однако здесь тоже не все так однозначно. Если одна из сфер будет краеугольным камнем, это может пойти на пользу. Так, к примеру, благодаря главенству политики как на дрожжах росла мощь СССР в 30-40 годах. Благодаря экономическому лидерству случался небывалый рост производства в США. Главенство социальной сферы позволяет создать правовое государство, стремящееся привести уровень дискриминации и несправедливости к минимуму, хорошим примером являются передовые страны Европы.

Дробление сфер

Каждая сфера, несомненно, подлежит дроблению на более мелкие составляющие, которые, подобно шестеренкам, взаимодействуют и позволяют обществу существовать. При отсутствии одной детали механизм перестанет работать. Сосуществование этих составляющих должно быть, как можно более выгодным.

Примером взаимодействия в социальной сфере общества можно назвать межклассовые взаимоотношения. От того, насколько хорошо различные классы будут ладить между собой, зависит продуктивность всей социальной сферы, конфликты составляющих которой способны сильно затормозить развитие всего общества.

Приоритетное взаимодействие

Общества могут взаимодействовать между собой парами. Так, к примеру, можно рассмотреть сотрудничество государя Российской Империи и Патриарха. Император мог потребовать уступок и помощи в политической сфере общества, а церковь через духовную старалась воспитать в людях нужные качества, порой влезала в политику, поддерживая или критикуя решения власти, других государств, интеллигенции.

Еще одним примером можно назвать взаимодействие экономической и социальной сфер. Адекватный социум является сильным подспорьем для экономики, материальные блага которой будут создавать комфортные условия для жизни, а значит, и создавать адекватный социум.

Все это, конечно же, немного утрировано. В действительности, участие во взаимодействии принимают всегда все четыре сферы, но у некоторых из них, оно иногда скорее косвенное, нежели прямое, поэтому и менее значительно.

Примеры взаимодействия сфер общества между собой

Общество представляет собой единую систему, состоящую из его сфер. Они все сплетены между собой и непременно будут влиять друг на друга. Степень развитости общества зависит от благосостояния всех его составляющих. Так, примером взаимодействия сфер общества можно назвать все, что угодно. Банальное неудовлетворения духовых потребностей в любом их виде влечет за собой нарушение равновесия в социальной и политических областях, которые, в свою очередь, влияют на экономику.

Общество после распада СССР

Очень показательные примеры взаимодействия сфер жизни общества можно увидеть в России эпохи 90-х годов. Изначально пошло нарушение духовной сферы общества, идеологическая составляющая была подорвана, люди не знали во что верить и для чего жить, они были как будто брошены. Это повлекло негативные изменения в политике. К власти пришел олигархат. А так как уже две крупных сферы не функционировали, начинался процесс создания ОПГ, конкурирующих между собой и борющихся за влияние.

Отсутствие развитой духовной и политической сфер, как правило, подрывают социальную составляющую. Происходит миграционный кризис, актуальность института брака падает. Начинаются конфликты на национальной почве. Все это влияет на экономическую сферу, которая не справляется с проблемами. Начинается кризис, страна влезает в долги, население беднеет, его материальные нужды не удовлетворяются, следовательно, о духовности не может быть и речи. Фактически, это порочный круг, выйти из которого не так уж и просто.

Дипломатическое взаимодействие

На сегодняшний день, к счастью, набирает обороты процесс глобализации. Уже сейчас в развитых странах сложно отличить, кто принадлежит к какой нации. До сих пор, однако, существуют государства, отстаивающие интересы своих наций и требующие уважения к их традициям и истории. Для плодотворного взаимодействия между ними необходимы различные договоры, приносящие выгоду.

Государства формально можно рассматривать как разные общества. Для поддержания хороших отношений общественные сферы в этих странах должны совпадать или быть максимально похожими, они должны также и понимать друг друга. Ведь чем больше различий между догмами общественных сфер государства А и В, тем сложнее им будет прийти к консенсусу. Примером взаимодействия разных сфер общества можно назвать всевозможные союзы и договоренности. Здесь роль могут играть сферы сразу нескольких государств в политическом, экономическом плане и т. д.

Пример из первобытного времени

Общественные сферы есть не только в государствах, городах или подобных крупных обществах. Первобытные племена тоже их имели. Но чем меньше общество, тем менее развиты его составляющие. Историческим примером взаимодействия сфер общества первобытного племени можно считать политику экспансии (тогда начинал зарождаться рабовладельческий строй). Общество на тот момент взаимодействовало с дополнительным фактором - рабами. Это побудило развиваться общественные сферы в другом векторе, неэффективном без отсутствия этого самого фактора. Одной из причин распада Римской Империи, кстати, является проблема с поставкой рабов. В обществе произошел кризис, нарушивший стабильность его сфер.

Пример из средних веков

Хорошим примером сбалансированной работы всех четырех общественных сфер можно назвать Византийскую империю в период расцвета. Это было государство, полностью использующее свой потенциал, в котором все сферы стремятся к одной цели - улучшить условия жизни людей. Экономическое развитие, миссионерские движения, военные походы и отсутствие междоусобиц, а также объединение многих народов обеспечило расцвет великой империи.

Пример из нового времени

Объединение немцев под идеей пангерманизма также может послужить примером слаженной работы сфер сразу нескольких обществ. До 1871 года на территории современной Германии было множество королевств, самым могущественным из которых было Прусское. Желая объединения по национальному признаку, имея сплетенную друг с другом экономику, общее прошлое и теплые политические отношения, немецкие княжества смогли создать единое сильное государство.

Пример из новейшей истории

Государства западной и центральной Европы в данный момент состоят в Европейском союзе, тем самым взаимодействуя между собой. Основными идеями на территории Европы являются: гуманизм, капитализм и плюрализм. Благодаря сильному влиянию этих идей в сферах общества можно сказать, что все они трудятся ради одной цели и не имеют никаких противоречий между собой. Это и является залогом процветания европейских государств.

Вывод

Общество, вне всякого сомнения, можно не делить на сферы, а воспринимать его как нечто целостное. Однако это неправильный подход. Все равно, что биологию рассматривать как целостную науку и никак не дробить ее на более мелкие дисциплины. Изучение сфер общества, его аспектов помогает понять принципы его работы, взаимодействовать с ним. Общественные сферы всегда неразрывны между собой, что сделано в одной, то обязательно отразится на другой, различие лишь в том, в какой степени та или иная область принимает различие в n-ом событии.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

Определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);

Социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);

Сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

Социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

Экономическую (производительные силы, производственные отношения)

Политическую (государство, партии, общественно-политические движения)

Духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества — это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

Графически сферы общественной жизни представлены на рис. 1.2. Центральное место человека символично — он вписан во все сферы жизни общества.

Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

Понятие «социальная сфера» имеет различные значения, хотя и связанные между собой. В социальной философии и социологии — это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д. Социальная сфера во втором значении — это не самостоятельная сфера жизни общества, а область на стыке экономической и политической сфер, связанная с перераспределением доходов государства в пользу нуждающихся.

Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д. Наглядно положение индивида в социуме может быть показано в форме анкеты (рис. 1.3).


На примере этой условной анкеты можно кратко описать социальную структуру общества. Пол, возраст, семейное положение определяют демографическую структуру (с такими группами, как мужчины, женщины, молодежь, пенсионеры, холостые, женатые и проч.). Национальность определяет этническую структуру. Место жительства определяет поселенческую структуру (здесь происходит деление на городских и деревенских жителей, жителей Сибири или Италии и т.д.). Профессия и образование составляют собственно профессиональную и образовательную структуры (врачи и экономисты, люди с высшим и средним образованием, студенты и школьники). Социальное происхождение (из рабочих, из служащих и т.д.) и социальное положение (служащий, крестьянин, дворянин и др.) определяют сословно-классовую структуру; сюда же относят касты, сословия, классы и т.д.

Экономическая сфера

Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.

Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с другом и с товаром - производственные отношения.

Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:

Производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;

Производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.

Политическая сфера

Политическая сфера — одна из наиболее важных сфер общественной жизни.

Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

Греческое слово politike (от polis — государство, город), появившись в трудах античных мыслителей, первоначально использовалось для обозначения искусства управления государством. Сохранив это значение в качестве одного из центральных, современный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти.

Элементы политической сферы можно представить таким образом:

Политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

Политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

Политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

Политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Потребности и интересы формируют определенные политические цели социальных групп. На этой целевой основе возникают политические партии, общественные движения, властные государственные институты, осуществляющие конкретную политическую деятельность. Взаимодействие крупных социальных групп друг с другом и институтами власти составляет коммуникативную подсистему политической сферы. Это взаимодействие упорядочивают различные нормы, обычаи и традиции. Отражение и осознание этих отношений формируют культурно-идеологическую подсистему политической сферы.

Духовная сфера жизни общества

Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

Мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

Искусство — художественное освоение мира;

Наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;

Право — совокупность норм, поддерживаемых государством;

Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания — нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

Социальный институт - это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам (семья, армия и т. д.), и совокупность правил для определенных социальных субъектов (например, институт президентства).

Для поддержания собственной жизни люди вынуждены производить, распределять, обменивать и потреблять (использовать) пищу, одежду, жилище и т. д. Эти блага могут быть получены при преобразовании окружающей среды с помощью разнообразных средств, которые также необходимо создавать. Жизненно важные блага создаются людьми в экономической сфере посредством таких социальных институтов, как производственные предприятия (сельскохозяйственные и промышленные), торговые предприятия (магазины, рынки), биржи, банки и т. д.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является семья. Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития духовности определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты образования, науки, религии, морали, права. Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных социальных групп. Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает государство. Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации гражданского общества, в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают политические партии и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.

Устройство общества интересовало людей во все времена. На протяжении многих веков ученые пытались найти модель, образ, с помощью которого можно было воспроизвести человеческое общество. Его представляли в виде пирамиды, часового механизма, ветвистого дерева.

Современные ученые утверждают, что общество представляет собой целостную, естественно функционирующую и развивающуюся систему. Слово «система» греческого происхождения и означает целое, составленное из частей, совокупность. Итак, система - это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, каждый из которых выполняет определенную задачу.

Общество как социальная система - это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения , которые носят устойчивый характер и переходят из поколения в поколение.

В данном случае общество можно сравнить с гигантским организмом, и как живой организм имеет сердце, руки, ноги, мозг, нервную систему, так и в обществе существуют определенные механизмы воздействия на окружающую среду - свой центр управления многообразными процессами и средства связи. И подобно тому, как в живом организме функционируют различные системы жизнеобеспечения, так и в обществе каждый его «орган» выполняет только ему свойственную функцию. Наконец, как в организме можно выделить несколько взаимосвязанных уровней его жизнедеятельности, в зависимости от значения каждого из них для всего организма (нервная система, системы кровообращения и пищеварения, обмена веществ и т. д.), так и в обществе можно вычленить конкретные уровни (в научной литературе чаще - «сферы») его жизнедеятельности - экономический, социальный, политический и духовный.

Экономическая сфера - это область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ. Являясь одной из основных подсистем общества, она также может быть рассмотрена в качестве самостоятельной системы. Элементами экономической сферы являются материальные потребности, экономические блага (товары), удовлетворяющие эти потребности, экономические ресурсы (источники производства благ), хозяйствующие субъекты (отдельные люди или организации). Экономическая сфера - это фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, потоки денег и инвестиций, обороты капиталов и т. п. Иными словами, то, что позволяет обществу запустить в производство имеющиеся в его распоряжении ресурсы (землю, труд, капитал и управление) и создать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворят жизненно важные потребности людей в пище, жилье, досуге и т. п.

В экономической жизни общества прямо участвует 50–60% населения, которых называют экономически активным населением: рабочие, служащие, предприниматели, банкиры и др. Косвенно в ней участвует 100% проживающих на данной территории людей, поскольку все являются потребителями товаров и услуг, созданных непосредственными участниками экономического процесса. Пенсионеры уже вышли из производства, а дети не вошли в него еще. Они не создают материальных ценностей, но их потребляют.

Политическая сфера - это область осуществления между людьми отношений власти и подчинения, область управления обществом. Главными элементами политической системы общества выступают политические организации и институты (государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации), нормы политического поведения и политической культуры, политические идеологии. Основными элементами политической системы современного российского общества являются президент и аппарат президента, правительство и парламент (Федеральное собрание), их аппарат, местные органы власти (губернские, областные), армия, полиция, налоговая и таможенная служба. Все вместе они составляют государство.

В политическую сферу входят и политические партии, не входящие в государство. Основная задача государства - обеспечение социального порядка в обществе, улаживание конфликтов между партнерами, например между рабочими, профсоюзами и работодателями, учреждение новых законов и слежение за их неукоснительным выполнением всеми структурами, недопущение политических переворотов, защита внешних границ и суверенитета страны, сбор налогов и обеспечение деньгами учреждений социальной и культурной сфер и т. д. Основная функция политической сферы - узаконивание способов борьбы за власть и защита таковой. Задача партий - выражать многообразие политических интересов различных, часто противоположных, групп населения через установленные законом каналы.

Социальная сфера - это область возникновения и функционирования взаимосвязей людей друг с другом. Социальная сфера понимается в двух смыслах - широком и узком - и в зависимости от этого охватывает разные объемы социального пространства.

Социальная сфера общества в широком значении - это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. В этом случае сюда включаются магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание (ЖЭКи и химчистки), общественное питание (столовые и рестораны), здравоохранение, связь (телефон, почта, телеграф), а также учреждения досуга и развлечения (парки культуры, стадионы). В этом значении социальная сфера охватывает почти все слои и классы - от богатых и средних до бедных.

Социальная сфера в узком значении подразумевает только социально незащищенные слои населения и учреждения, обслуживающие их: пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, а также органы социальной защиты и социального обеспечения (включая и социальное страхование) как местного, так и федерального подчинения.

Социальная система состоит из социальных групп, социальных связей, социальных институтов, социальных норм, ценностей социальной культуры.

К духовной сфере относятся мораль, религия, наука, образование, культура. Ее составными частями являются школы, музеи, театры, художественные галереи, средства массовой информации, памятники культуры и национальные художественные сокровища, церковь.

Общество состоит из огромного количества элементов и подсистем, которые находятся в постоянном взаимодействии . Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Так, изучение далекого прошлого человечества позволило ученым сделать вывод о том, что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах, т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдавался коллективу, а не отдельному индивиду.

Известно также, что моральные нормы, существовавшие у многих племен в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода - больных детей, стариков, и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен. Необходимость сообща добывать материальные блага, обреченность на скорую гибель человека, оторвавшегося от рода, - в этом следует искать истоки коллективистской морали. Также с позиций борьбы за существование и выживание люди не считали безнравственным освобождаться от тех, кто мог стать обузой для коллектива.

Хорошо прослеживается связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В одном из первых сводов законов Киевской Руси, который называется «Русская Правда», предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в системе иерархических отношений, его принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась в 16 раз дешевле.

Общество находится в непрерывном движении и развитии. Мыслители с древнейших времен задумывались над вопросом, в каком направлении развивается общество? Можно ли его движение уподобить циклическим изменениям в природе?

Направление развития , для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется прогрессом . Соответственно, общественный прогресс - это переход к более высокому уровню материального состояния общества и духовному развитию личности. Важный признак общественного прогресса - тенденция к освобождению человека.

Выделяют следующие критерии общественного прогресса:

1) рост благосостояния и социальной защищенности людей;

2) ослабление конфронтации между людьми;

3) утверждение демократии;

4) рост нравственности и духовности общества;

5) совершенствование человеческих отношений;

6) мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы.

Если сделать попытку графически изобразить развитие общества, то получилась бы не восходящая прямая, а ломаная линия, отражающая подъемы и спады, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад. Речь идет о втором направлении развития - регрессе.

Регресс - развитие по нисходящей линии, переход от высшего к низшему . Например, период фашизма был периодом регресса в мировой истории: погибли миллионы людей, были порабощены различные народы, разрушены многие памятники мировой культуры.

Но дело не только в таких поворотах истории. Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют различные сферы, одновременно происходит множество процессов, развертывается разнообразная деятельность людей. Все эти части одного общественного механизма и все эти процессы, и виды деятельности находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т.е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.

Так, на протяжении истории четко прослеживается прогресс технический - от каменных орудий труда до сложнейших станков с программным управлением, от вьючных животных до автомобилей, поездов и самолетов. В то же время технический прогресс приводит к разрушению природы, к подрыву естественных условий существования человечества, что, безусловно, является регрессом.

Кроме направлений выделяют также формы развития общества .

Самой распространенной формой общественного развития является эволюция - постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходящие естественным образом. Характер эволюции - постепенный, непрерывный, восходящий. Эволюция делится на последовательные стадии или фазы, ни одна из которых не может быть пропущена. Например, эволюция науки и техники.

При определенных условиях, общественные изменения происходят в форме революции - это быстрые, качественные изменения, коренной переворот в жизни общества. Революционные изменения носят радикальный и фундаментальный характер. Революции бывают долго или кратковременные, в одном или нескольких государствах, в одной сфере. Если революция затрагивает все уровни и сферы общества - экономику, политику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь людей, то она называется социальной. Такие революции вызывают сильные эмоции и массовую активность людей. Примером может служить российская революция 1917 г.

Общественные изменения происходят и в форме реформы - это комплекс мероприятий, направленный на преобразование, изменение тех или иных сторон общественной жизни. Например, экономическая реформа, реформа образования.


Похожая информация.


ПЛАН:

1) Понятие общества.

2) Что такое система? Общество и природа как элементы системы.

3) Общество как система.Подсистемы и элементы общества.

4) Общественные отношения.

5) Взаимодействие основных сфер общественной жизни.

1) Понятие общества.

Термин "общество" многозначен.Обычно указывают на следующие значения этого слова:

* общество как группа лиц,объединившихся для современной деятельности

по реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов,об­щество любителей пива,общество трезвости и т.д.).В этом своем значении слово "общество" синонимично словам "организация","союз","объединение". * общество как определенный этап в развитии человечества или страны (первобытное общество,феодальное общество,французское общество эпохи Реставрации,советское общество периода НЭП"а и т.д.).Здесь слово "об­щество" часто употребляется вместе со словами "стадия","этап","период". * общество как характеристика качественного состояния того или иного этапа в развитии человечества или страны ("общество потребления","ин­формационное общество","традиционное общество" и т.д.).В этом случае слову "общество" обязательно предшествует его качественная характерис­тика.

* общество как предельно широкое понятие для обозначения той части ма­териального мира,которая обособилась от природы и определенным образом взаимодействует с нею.В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей как между со­бой,так и с природным окружающим их миром.Это последнее определение и считается философским определением понятия общества.

Прежде чем перейти к характеристике взаимодействия общества и приро­ды,необходимо обратить внимание на то сходство,которое существует меж­ду различными понятиями "общества".Это сходство можно увидеть,если внимательно присмотреться к самому слову: "общество" - от слов "об­щий","общность" (латинское societas также происходит от socius,что оз­начает общий,совместный).

2) Что такое система? Общество и природа как элементы системы.

Если принять во внимание происхождение слова "общество",становится необходимым для его подробной характеристике ввести в употребление по­нятие "системы" и рассмотреть общество с точки зрения системного под­хода.

Система (от греческого "systema") - совокупность или сочетание час­тей и элементов,связанных между собой и определенным образом друг с другом взаимодействующих.

Говорят о Солнечной системе,речной системе,нервной системе.Системой является любая совокупность явлений,которые связаны между собой и вза­имодействуют друг с другом.В этом смысле системой является и то единс­тво,составными частями которого являются общество и природа.

Взаимодействие общества и природы показывает на их неразрывную связь друг с другом.

Общество не может существовать вне природы и без взаимодействия с нею,так как:

* оно возникло в результате развития природного мира,выделившись на

определенном этапе из него (это произошло в длительном и сложном про­цессе становления человека),

* оно берет из окружающей природы средства и ресурсы,необходимые для своего развития (земледелие невозможно без существования плодородных почв,современная промышленность не может существовать без целого ряда природных материалов,жизнь современного общества немыслима без исполь­зования различных природных источников сырья),

* темпы и особенности его развития во многом определяются спецификой природной среды,климатических и географических условий.(Северные наро­ды (эскимосы,эвенки,чукчи) - в местах их проживания суровые климати­ческие условия,поэтому они занимаются оленеводством и охотой.)

(Древние цивилизации Востока (древний Египет,цивилизация древнего Китая) возникают в долинах рек,климат засушливый,необходимы эригацион­ные оросительные системы.Огромные трудозатраты и поэтому всегда силь­ное деспотическое начало.)

Общество вместе с тем оказывает огромное влияние на природу так как: * оно вырабатывает различные средства приспособления,адаптации к окру­жающей природной стихии (человек научился пользоваться огнем,строить дома,шить одежду,создал искусственные материалы,необходимые для жизне­деятельности общества),

* в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты,использу­ет те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития (последствия этого воздействия могут быть как разрушительны­ми,так и благотворными).

Крым-раньше более засушливый климат.занимались в основном рыболовс­твом,после присоединения Крыма к России (1783),привезли экзотические

деревья,изменился климат (климат стал мягче).

В Голландии очень мало было плодородной земли,землю постоянно затап­ливало.Голландцы создали сеть плотин,осушительных каналов,за счет этих сооружений значительно увеличили площадь земель пригодных как для строительства так землепользования.

Было создано искусственное Рыбинское водохранилище,затопили села,де­ревни и пойменные луга.Сейчас там плохая экология и гниет все то,что находится под водой - отрицательное воздействие на природу.

Становится ли общество по мере своего развития более свободным,более независимым от природы? Еще недавно ответ мог быть только положитель­ным - человек рассматривался как существо,способное подчинить,покорить себе природу (по принципу:"Мы не можем ждать милости от природы,взять их у природы - наша задача").Сегодня очевидно,что общество не может быть от природы независимым.В чем-то мы в современном мире зависим от природы больше,чем когда-либо.Имеется в виду то обстоятельство,что общество стоит сегодня перед экологической катастрофой,созданной хищ­ническим,потребительским отношением к природе.Исчерпание природных ре­сурсов,их загрязнение ставит перед человеческим обществом задачу вы­живания,сохранение рода человеческого.В этой связи нужно упомянуть,что ООН в в 1992 году приняла концепцию устойчивого развития, обязательную для всех государств и исходящую из необходимости обеспечить такое раз­витие общества,которое позволило бы сохранить природный мир и обеспе­чить выживание человечества.

3) Общество как система.Подсистемы и элементы общества.

Само общество может быть рассмотрена как определенная система взаи­модействующих подсистем и элементов.

Основные подсистемы общества - сферы общественной жизни.Обычно гово­рят о существовании четырех важнейших социальных (общественных) сфер:

экономическая- | политическая- | социальная- | духовная-

охватывает отно- |охватывает отноше-|охватывает отно- |охватывает от-

шения,возникаю- |ния,связанные с |шения,связанные с|ношения,

щие в процессе |взаимодействием |взаимодействием |связанные с

производства,рас- |государства,партий|классов,социаль- | развитием об-

пределения,обмена |политических орга-|слоев и групп |щественного

и потребления ма- |низаций по поводу | |сознания,науки

териальных благ |власти и управле- | |культуры,

|ния | |исскуства

Данные подсистемы (сферы),в свою очередь,могут быть представлены сово­купностью входящих в них элементов:

* экономическая - производственные учреждения (заводы,фабрики),учреж­дения транспорта,фондовые и товарные биржи,банки и т.п.,

* политическая - государство,партии,профсоюзы,молодежные,женские и пр.организации и т.п.,

* социальная - классы,страты,социальные группы и слои,нации и т.п.,

* духовная - церковь,образовательные учреждения,научные учреждения и т.п.

4) Общественные отношения.

Для характеристике общества как системы недостаточно выделить входя­щие в него подсистемы и элементы.Важно показать,что они находятся во взаимной связи между собой и могут быть представлены как связи между социальными группами,нациями,индивидами,возникающими а процессе эконо­мической,политической,социальной,духовной жизни общества.Для обозначе­ния этих связей используется термин "общественные отношения" .

Виды общественных отношений:

материальные: | духовные:

по поводу поизвод-|политические,

ства,распределения|правовые,

обмена и потребле-|нравственные,

ния материальных |идеологические

благ | и др.

5) Взаимодействие основных сфер общественной жизни.

Общество,таким образом,представляет собой определенную совокупность элементов,взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом.Сферы об­щественной жизни взаимопроницаемы и взаимосвязаны.

Экономические трудности и тем более кризисы (экономическая сфера) порождают социальную неустойчивость и недовольство различных общест­венных сил (социальная сфера) и ведут к обострению политической борьбы и нестабильности (политическая сфера).Все это обычно сопровождается апатией,смятением духа,но и - духовными поисками,интенсивными научными

исследованиями,усилиями деятелей культуры,направленными на осознание

истоков кризиса и путей выхода из него.Таков один из примеров,иллюст­рирующих взаимодействие основных сфер общественной жизни.

Военный переворот (политическая сфера) как следствие экономического кризиса,резкое снижение уровня жизни (экономическая сфера),разногласие в обществе (социальная сфера) и все это отражается на духовной жизни общества.(Пиночет (1973) (военная хунта) пришел к власти в Чили в ре­зультате военно-фашистского переворота,установил режим жесточайшего террора,экономика улучшилась,разногласие в обществе,творческая интел­лигенция ушла в п подполье.

Основные понятия : общество,система,общественные отношения,сферы общественной жизни

Вопросы и задания:

1) Дайте определения перечисленным выше понятиям.Проанализируйте их.

2) Приведите примеры благотворного и негативного воздействия общества на природу.