Унитарные государства с конституционной монархией список стран. Конституционная монархия: понятие, особенности, государства Европы и Азии

КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ

форма правления, при которой монарх хотя и является главой государства, однако, в отличие от абсолютной или неограниченной монархии, власть его ограничена конституцией. К.м. принято подразделять на дуалистическую и парламентарную. В дуалистической(дуализм - двойственность) монархии государственную власть делят монарх и парламент, избираемый всем или определенной частью населения. Парламент осуществляет законодательную власть, монарх - исполнительную. Он назначает правительство, которое ответственно только передним. Парламент не влияет на формирование, состав и деятельность правительства. Законодательные полномочия парламента ограничены, монарх имеет право абсолютного вето (т.е. без его утверждения закон не вступает в силу). Он может издавать свои акты (указы), имеющие силу закона. Монарх вправе назначать членов верхней палаты парламента, распускать парламент, зачастую на неопределенное время, при этом от него зависит, когда состоятся новые выборы, а на соответствующий период он обладает всей полнотой власти. Государствами с дуалистической монархией считаются Иордания, Марокко. В парламентарной монархии парламент занимает главенствующее положение. имеет верховенство по отношению к исполнительной власти. Правительство официально и фактически зависит от парламента. Оно отвечает только перед парламентом. Последний имеет право контроля деятельности правительства;

если парламент выразил недоверие правительству, оно должно уйти в отставку. Такой монарх характеризуется словами "царствует, но не правит". Монарх назначает правительство или главу правительства, однако в зависимости от того, какая партия (или их коалиция) имеет большинство в парламенте. Мо-нарх либо не имеет права вето, либо осуществляет его по указанию ("совету") правительства. Он не может издавать законы. Все исходящие от монарха акты обычно подготовлены правительством, они должны быть скреплены (контрассигнованы) подписью главы правительства или соответствующего министра, без чего не имеют юридической силы. В то же время не следует рассматривать монарха в парламентарной монархии только как декоративную фигуру или пережиток, оставшийся от феодальных времен. Наличие монархии считается одним из факторов внутренней стабильности государственной системы. Монарх стоит надпартийной борьбой и демонстрирует политическую нейтральность, В своих обращениях к парламенту он может ставить важные для государства проблемы, требующие законодательных решений и консолидации общества. Парламентарные монархии - Великобритания, Бельгия, Япония, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Таиланд, Непал и др. \" . Авакьян С.А.

КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ- 1) позитивная ответственность - возложение на субъектов конституционно-правовых отношений обязанности выполнять определенные задачи в интересах рационального развития указанных отношений и отвечать перед другим субъектом за свою деятельность (например, председатель парламента отвечает за организацию его работы, т.е. действует "под свою ответственность"). Правительство может нести ответственность перед президентом страны и (или) парламентом, депутат - перед избирателями и т.д.; 2) негативная ответственность, т.е.за действия.противоречащие закону. Этот вид К.о. выражается в наборе санкций или мер К.о. Поскольку такая ответственность наступает за уже совершенные действия и направлена на то, чтобы исправить ситуацию. ее также называют ретроспективной ответственностью.

Меры К.о.: признание поведения или действий лица, органа противоречащим конституции: отмена одним органом решения другого органа как незаконного;

досрочное переформирование состава органа: отмена решения нижестоящей избирательной комиссии вышестоящей или судом; признание выборов недействительными; отзыв депутата; отзыв или

голосование по утрате доверия должностного лица; прекращение полномочий депутата на основе обвинительного судебного приговора: лишение депутата слова,удаление из зала заседаний и другие процессуальные санкции: отрешение от должности президента: роспуск парламента или его палаты; роспуск вышестоящим органом нижестоящего; упразднение органа;отправление правительства в отставку президентом или парламентом как санкция за его неудовлетворительную работу; закрытие СМИ: ликвидация общественного объединения;

лишение гражданства; отмена решения о приеме в гражданство, если оно было получено на основе заведомо ложных сведений; лишение государственных наград и др.

К.о. наступает за нарушение не конкретной нормы, а общих требований конституционно-правовых предписаний. К.о. включает элементы политической ответственности и наступает в связи с неудовлетворительной работой органа, должностного лица. Кроме того, одни и те же действия могут стать основанием для применения как конституционно-правовой, так и иных видов юридической ответственности. Например, узурпация власти каким-либо должностным лицом, с точки зрения конституционно-правовой. становится основанием для его освобождения от должности, но одновременно может наступить уголовная ответственность за те же действия. Подлог документов членами избирательной комиссии - основание для признания выборов недействительными. Но это не исключает привлечение виновных к уголовной или административной ответственности.

Авакьян С.А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ" в других словарях:

    КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ, (ограниченная монархия) разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха (см. МОНАРХ (глава государства)) ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган парламент и независимые… … Энциклопедический словарь

    Государство, в котором власть главы ограничена конституцией. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ Государство, в котором власть главы… … Словарь иностранных слов русского языка

    конституционная монархия - Монархия, где власть монарха ограничена конституцией, т.е. законодательные функции переданы парламенту, а исполнительные – правительству … Словарь по географии

    КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ - разновидность монархической формы правления, государство, в котором власть монарха значительно ограничена выборным представительным органом (парламентом). Обычно это определяется конституцией, которую монарх не вправе изменить. Как правило, К.м.… … Юридическая энциклопедия

    Конституционная монархия - (англ. constitutional monarchy) государственное устройство, при котором власть монарха (короля, императора и т.д.) ограничена конституцией (законодательные функции переданы парламенту, исполнительные правительству) … Энциклопедия права

    Формы правления, политические режимы и системы Анархия Аристократия Бюрократия Геронтократия Демархия Демократия Имитационная демократия Либеральная демокр … Википедия

    - (ограниченная монархия, парламентская монархия), форма правления, при которой власть пожизненного правителя – монарха – в той или иной мере ограничена одним из политических институтов, в качестве которых выступают конституция, парламент, высшие… … Географическая энциклопедия

    Конституционная монархия - монархия, в которой власть монарха ограничена парламентом (Англия, Бельгия, Швеция) … Популярный политический словарь

    конституционная монархия - см. тж. ограниченная монархия. особая разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган парламент и независимые суды. Впервые возникла в Великобритании в конце… … Большой юридический словарь

    См. в статье Монархия … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Метаморфозы истории России. Том 3. Предкапитализм и конституционная монархия , Л. С. Васильев. Третий том исследовательского проекта посвящен четвертой метаморфозе России. Реформы 1860-х и 1905 года создали социополитический и частноправовой базис, позволившийсделать рывок в сторону…

Революции, две мировые войны и менее значительные события оказали большое влияние на политический строй стран Зарубежной Европы. Современное положение таково, что в этом регионе есть государства с двумя формами правления – республика и монархия.

Государства Зарубежной Европы с республиканской формой правления

Из 39 суверенных государств этого региона мира 27 – республики. То есть из двух форм правления Зарубежной Европы эта является преобладающей. В Восточной Европе и большей части Центральной монархических государств нет вообще – все 14 государств, от Албании до Эстонии, являются унитарными республиками. Вне зависимости от территориального устройства законодательная власть в этих странах принадлежит выборному органу – парламенту. Исполнительная ветка представлена правительством, а главой государства является президент, это также выборная должность.

Рис. 1. Здание албанского парламента.

Остальные республиканские государства располагаются в Западной, Северной и Южной Европе, где также сосредоточены страны с монархической формой правления.

Государства Зарубежной Европы с монархической формой правления

Как уже отмечалось выше, таких государств в этом регионе всего 12, но среди них есть три, которые оказывают значительное влияние на политическую и экономическую ситуацию во всем мире. Это Великобритания, Швеция и Испания. Больше всего монархий – в Северной и Западной Европе. Кроме Бельгии все страны, где главой является монарх – унитарные государства. Среди монархов только три женщины – в Нидерландах, Дании и Великобритании.

Рис. 2. Королева Дании Маргрете Вторая.

Испанская монархия формально была реставрирована еще в 1947 году диктатором Франко. При этом он долго не назначал короля и сам правил страной до 1975 года, когда после его смерти и по его завещанию, составленному в 1969 году, на трон взошел король Хуан Карлос, представляющий династию испанских Бурбонов. Впоследствии он отрекся от трона в пользу своего сына.

В основном формы правления стран Зарубежной Европы с монархическим устройством – это конституционные монархии. Фактически, конституционная монархия – это такая форма правления, при которой король только представляет государство, а управляет им выборный парламент, как и в республиках.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Среди европейских стран есть одно особое государство – это Ватикан. Здесь не только церковная, но и светская власть принадлежит главе римско-католической церкви – папе.

Рис. 3. Правящий Папа Римский Франциск.

Еще одна необычная страна – это Андорра, которая фактически является республикой, но формально остается парламентским княжеством.

Составить общее представление о типах правления в Зарубежной Европе поможет наглядная таблица с полными списками европейских государств.

Если до середины 20 века активное развитие капитализма и усложнение социальных институтов привели к тому, что монархия перестала быть основной формой правления, то после 70-х годов 20 века популярность монархии растет. Примером этого может служить восстановление монархии в Испании.

Что мы узнали?

Общая характеристика государственного строя Зарубежной Европы такова: в регионе есть государства с двумя разными формами правления – это конституционная монархия и республика, а также Ватикан – страна с абсолютной монархией. Большая часть стран являются республиками, а в монархических государствах власть короля номинальна. При этом популярность монархии заметно повышается еще с конца прошлого века. Восточная Европа – та часть региона, где монархических государств нет вообще.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 121.

Конституционная монархия там, где она существует сегодня, является пережитком прошедших эпох, данью национальной традиции. В фундаменте коллективного сознания множества народов еще со времен средневековья и нового времени закладывался образ монархической особы - олицетворения нации, ее главнейшего достоинства. Ярким примером такого отношения к своему правителю
является капитуляция Японии во Второй мировой войне. Единственным условием,

выдвинутым японцами, было сохранение императорской власти в стране. Впрочем, его статус сильно изменился. Император отказался от претензий на божественное происхождение, лишился рычагов государственного управления, оставшись при этом символом нации. Сегодняшняя Япония - это один из классических примеров, где присутствует конституционная монархия. В общем-то, таких стран не так много в мире.

Происхождение конституционных монархий. Исторический аспект

Строго говоря, классическая монархическая форма правления родилась и развилась именно в Европе в средневековые времена. Однако Новое время и век народного Просвещения подарил миру новые идеи о том, как должно управлять государством и что именно принесет счастье людям. Всем нам из курса школьной истории сегодня известны революции, строительство социалистических и либерально-экономических государств, поступательное расширение прав на все новые категории населения. Волна с предоставлением избирательного права началась в Европе и прокатилась по всему миру. Это привело к тому, что королевская особа уже априори не являлась самодержавным элементом. Где-то, как в Германии или России, императоры свергались.

Но в тех странах, которые не переживали крупных революционных потрясений, часто царская династия оказывалась в роли архаичного придатка. Для выхода из этой ситуации и была создана такая концепция, как конституционная монархия. Такой формат правления предполагает, что вся полнота власти в державе передается народу, избирающему парламент, и, прямым или косвенным путем, кабинету министров с его главой. Сегодня страны с конституционной монархией - это Англия (как самый классический пример), Испания, Нидерланды, Люксембург, Дания, ряд стран, пребывающих в нынешнем Британском содружестве, вроде Гренады, Ямайки, Новой Зеландии. К странам с такой формой правления относят и некоторые мусульманские государства, где правят шейхи: Кувейт, Бутан, Марокко.

Особенности конституционных монархий разных регионов

При всем этом полномочия монарха в некоторых случаях весьма различны. Если в Англии и Дании конституционная монархия означает, что династия - лишь достопочтенный символ нации, не принимающий никаких решений относительно

внутренней и внешней политики страны, то полномочия Хуана Карлоса в Испании
весьма серьезны и сопоставимы с полномочиями президента многих европейских государств. Интересно, что Испания - одна из тех стран, которые переживали изгнание короля в тридцатые годы. Однако в результате гражданской войны 1936-39 гг. к власти там пришли реакционные силы, вернувшие королевский трон стране. Впрочем, до падения этой реакции король также был символической фигурой при диктаторе. И уж сравнительно широкими властными полномочиями обладает султан Брунея, являющийся полноправным главой страны.

№ п/п Регион Страна Форма правления
Е В Р О П А Великобритания (Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии) КМ
Испания (Королевство Испания) КМ
Бельгия (Королевство Бельгия) КМ
Нидерланды (Королевство Нидерландов) КМ
Монако (княжество Монако) КМ
Лихтенштейн (Княжество Лихтенштейн) КМ
Швеция (Королевство Швеция) КМ
Норвегия (Королевство Норвегия) КМ
Дания (Королевство Дания) КМ
Люксембург (Великое Герцогство Люксембург) КМ
Андорра (Княжество Андорра) КМ
Ватикан АТМ
А З И Я Бруней (Бруней Даруссалам) АТМ
Саудовская Аравия (Королевство Саудовская Аравия) АТМ
Катар (Государство Катар) АМ
Оман (Султанат Оман) АМ
Кувейт (Государство Кувейт) КМ
Бахрейн (Государство Бахрейн) КМ
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) КМ
Бутан (Королевство Бутан) КМ
Камбоджа (Королевство Камбоджа) КМ
Таиланд (Королевство Таиланд) КМ
Малайзия (Федерация Малайзия) КМ
Япония КМ
Иордания (Иорданское Хашимитское Королевство) КМ
АФРИКА Марокко (Королевство Марокко) КМ
Свазиленд (Королевство Свазиленд) КМ
Лесото (Королевство Лесото) КМ
Океания Тонга (Королевство Тонга) КМ

Примечание: КМ – конституционная монархия;

АМ – абсолютная монархия;

АТМ – абсолютная теократическая монархия.

Республиканская форма правления возникла в древности, но наибольшее распространение получила в периоды новой и новейшей истории. В 1991 г. в мире было 127 республик, но после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140.

При республиканском строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству. При этом различают президентскую, парламентскую и смешанную республики.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной - в руках парламента.

Отличительные черты такой формы правления:

· внепарламентский метод избрания президента (либо населением - Бразилия, Франция, либо коллегией выборщиков - США),



· внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,

· в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике президент, как правило, лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная - президенту, судебная - Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.

Президентские республики распространены в странах Латинской Америки. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики характеризовались исследователями как суперпрезидентские.

Парламентская (парламентарная) республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несёт всю полноту ответственности за свою деятельность.

В такой республике правительство формируется парламентским путём из числа депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

Главной функцией парламента, помимо законодательной, является контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внутренней, внешней и оборонной политики государства.

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Тем не менее, глава государства обладает довольно широкими полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии, победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Необходимо заметить, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

Смешанная республика (также называется полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) - форма правления, которую нельзя считать разновидностью ни президентской, ни парламентарной республики. Из современных к смешанным относятся пятая республика во Франции (после 1962 г.), Португалия, Армения, Литва, Украина и Словакия.

Особая форма государственного правления - социалистическая республика (которая возникла в XX в. в ряде стран в результате победы социалистических революций). Ее разновидности: Советская республика и народно-демократическая республика (бывший СССР, страны Восточной Европы до 1991 г, а также Китай, Вьетнам, КНДР, Куба, которые остаются социалистическими республиками и ныне).

Республиканскую форму правления можно считать наиболее прогрессивной и демократичной. Ее избрали для себя не только экономически развитые государства, но и большинство стран Латинской Америки, освободившиеся от колониальной зависимости еще в прошлом веке, и почти все бывшие колонии в Азии, получившие независимость в середине нашего столетия, а также африканские государства, большая часть которых добилась независимости только в 60-70-е годы XX в. и даже позже.

Вместе с тем надо иметь в виду, что столь прогрессивная форма правления отнюдь не унифицирует республики. Они довольно существенно отличаются друг от друга в политическом, социальном и в иных отношениях.

Следует отметить своеобразную форму правления - межгосударственные объединения: Содружество, возглавляемое Великобританией (Commonwealth) и Содружество Независимых Государств (СНГ, в состав которого входит Россия).

Юридически Британское Содружество наций было оформлено еще в 1931 г. Тогда в него вошли Великобритания и ее доминионы - Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд и Ирландия. После Второй мировой войны и крушения британской колониальной империи в состав Содружества вошло абсолютное большинство бывших владений Британии - около 50 стран с общей территорией более 30 млн. км 2 и населением свыше 1,2 млрд. человек, расположенных во всех частях света.

Члены Содружества имеют безоговорочное право одностороннего выхода из него, когда того пожелают. Им воспользовались Мьянма (Бирма), Ирландия, Пакистан. Все государства, входящие в Содружество, обладают полным суверенитетом в своих внутренних и внешних делах.

В государствах, входящих в Содружество, которые имеют республиканскую форму правления, королева Великобритании провозглашена «главой Содружества... символом свободной ассоциации независимых государств - его членов». Часть членов Содружества - Канада, Австралийский Союз (Австралия), Новая Зеландия, Папуа- Новая Гвинея, Тувалу, Маврикий, Ямайка и некоторые другие - официально именуются как «государства в составе Содружества». Верховная власть в этих странах формально продолжает принадлежать британскому монарху, который представлен в них генерал-губернатором, назначаемым по рекомендации правительства данного государства. Высший орган Содружества- конференции глав-правительств.

В 1991 г., одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР, было принято решение о создании Содружества Независимых Государств (Россия, Украина, Белоруссия). Впоследствии к СНГ присоединились все бывшие республики СССР, кроме трех государств Балтии. Цели: способствовать интеграции стран-членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между народами, государственными институтами стран Содружества. СНГ - открытая организация для присоединения других стран. В разные годы в рамках СНГ возникли субрегиональные объединения: Центрально-Азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, в качестве наблюдателей приняты Россия, Грузия, Турция и Украина) и ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). В 1996 г. был создан Таможенный Союз, объединивший экономическое пространство России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии (впоследствии к ним примкнул Таджикистан. В октябре 2000 г. на базе таможенного союза было образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс). Продолжают формироваться среди стран-членов СНГ и военно-политические объединения (например, Договор о коллективной безопасности). В сентябре 2008 года после конфликта в Южной Осетии Грузия заявила о желании выйти из состава содружества.

Форма государственного устройства (административно-территориальное устройство государств) – важный элемент политической карты мира. Она непосредственно связано с характером политического строя и формой государственного правления, отражает национально-этнический (в некоторых случаях также конфессиональный) состав населения, историко-географические особенности формирования страны.

Различают две главные формы административно-территориального устройства - унитарную и федеративную.

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. В унитарном государстве обычно существует единая законодательная и исполнительная власть, единая система государственных органов, единая конституция. Таких государств в мире - подавляющее большинство.

Федерация - форма устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.

Характерные признаки федерации:

Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (например, штатов - в Австралии, Бразилии, Мексике, Венесуэле, Индии, США; провинций - в Аргентине, Канаде; кантонов - в Швейцарии; земель - в ФРГ и Австрии; республик, а также других административных образований (автономных округов, краев, областей - в России);

Субъекты федерации обычно наделяются правом принятия собственных конституций;

Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией;

Каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы;

В большинстве федераций существует единое союзное гражданство, а также гражданство союзных единиц;

Федерация обычно имеет единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет.

В ряде федераций в союзном парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

Однако во многих современных федеративных государствах роль общефедеральных органов настолько велика, что их по существу можно рассматривать как унитарные, а не федеративные государства. Так, конституции таких федераций, как Аргентина, Канада, США, ФРГ, Швейцария не признают за членами федерации права на выход из нее.

Федерации строятся по территориальному (США, Канада, Австралия и др.) и национальному признакам (Россия, Индия, Нигерия и др.), которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах). Конфедеративные государства недолговечны: они или распадаются, или превращаются в федерации (примеры: Швейцарский союз, Австро-Венгрия, а также США, где из конфедерации, учрежденной в 1781 г., была образована федерация штатов, закрепленная Конституцией США 1787 г.).

Большинство государств мира унитарные. Федерациями являются сегодня только 24 государства (таблица 4).

Она одновременно объединяет в себе монархические и демократические институты. Степень их соотношения, как и уровень реальной власти коронованной особы, в различных странах значительно отличаются. Давайте подробнее выясним, что представляет собой конституционная монархия и в чем заключаются особенности данной формы правления.

Сущность термина

Конституционной монархией является особый тип государственного устройства, в котором монарх хотя и считается формально главой государства, но его права и функции в значительной мере ограничены законодательством страны. В обязательном порядке данное ограничение должно носить не просто юридический характер, но и фактически применяться.

В то же время нужно отметить, что существуют такие страны, в которых коронованная особа имеет довольно высокие полномочия, несмотря на ограничения, и такие государства, где роль монарха чисто номинальная. В отличие от республики, конституционной монархии зачастую присуща наследственная форма передачи власти, хотя реальный её объем может быть сведен к минимуму.

Классификация монархий

Конституционная монархия - лишь один из множества видов, которые может принимать монархическое устройство. Данная форма правления может быть абсолютной, теократической (власть принадлежит религиозному главе), сословно-представительской, раннефеодальной, древневосточной, ненаследственной.

Абсолютная и конституционная монархия отличаются главным образом тем, что в первой из них любое решение правителя имеет силу закона, а во втором воля монарха в значительной мере ограничена внутригосударственными законами и нормами. Поэтому данные формы правления считаются во многом противоположными друг другу.

В то же время и внутри понятия «конституционная монархия» существует деление на две группы: дуалистическая и парламентарная.

Дуалистическая монархия

Такой вид правления, как дуалистическая монархия, подразумевает под собой значительное участие коронованной особы в государственных делах. Зачастую правитель является полноценным главой государства с большинством вытекающих отсюда прав и функций, но они в некоторой мере ограничены законом.

В подобных государствах монарх имеет право лично назначать и смещать правительство страны. Ограничение власти коронованной особы чаще всего выражается в постановлении о том, что все её распоряжения принимают законную силу только после того, как они будут подтверждены министром соответствующего ведомства. Но, учитывая то, что министров назначает сам правитель, эти ограничения в значительной мере являются формальными.

Фактически исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная - парламенту. В то же время правитель может наложить вето на любой закон, принятый парламентом, или вовсе распустить его. Ограничение власти монарха заключается в том, что вышеупомянутый законодательный орган утверждает одобренный коронованной особой бюджет или отклоняет его, но в последнем случае рискует быть распущенным.

Таким образом, в дуалистической монархии правитель является юридическим и фактическим главой государства, но с ограниченными законом правами.

Парламентарная монархия

Наиболее ограниченная конституционная монархия имеет парламентарную форму. Зачастую в стране с таким государственным устройством роль монарха чисто номинальная. Он является символом нации и формальным главой, но фактической власти практически не имеет. Главная функция коронованной особы в таких странах – представительная.

Правительство ответственно не перед монархом, как это принято в дуалистических монархиях, а перед парламентом. Формируется оно законодательным органом при поддержке большинства парламентариев. При этом коронованная особа зачастую не имеет права роспуска парламента, который избирается демократическим путем.

В то же время некоторые формальные функции все-таки остаются за номинальным правителем. Например, зачастую он подписывает указы о назначении министров, выбранных законодательным органом власти. Кроме того, монарх представляет свою страну за рубежом, выполняет церемониальные функции, а в критические для государства моменты может даже взять на себя полноту власти.

Таким образом, при парламентарной форме монаршая особа не обладает ни законодательной, ни исполнительной властью. Первая принадлежит парламенту, а вторая – правительству, которое ответственно перед законодательным органом. Главой правительства является премьер-министр или аналогичный ему по функциям чиновник. Парламентарная монархия чаще всего соответствует демократическому политическому режиму.

Зарождение конституционализма

Давайте проследим, как развивалась данная форма правления на протяжении веков.

Становление конституционной монархии связывают со Славной революцией в Англии в 1688 году. Хотя и до этого периода существовали страны с формами правления, в которых власть короля была существенно ограничена феодальной верхушкой (священная Римская империя, Речь Посполитая и др.), но они не соответствовали современному значению данного термина. Итак, в 1688 году, вследствие государственного переворота, правившая в Англии династия Стюартов была смещена, а королем стал Вильгельм III Оранский. Уже на следующий год он издал «Билль о правах», который существенно ограничивал королевскую власть и наделял парламент очень большими полномочиями. Этот документ положил начало формированию существующей ныне в Великобритании политической системе. Конституционная монархия в Англии окончательно сложилась в XVIII веке.

Дальнейшее развитие

После Революции 1789 года во Франции некоторое время фактически была введена конституционная монархия. Но действовала она недолго, до 1793 года, когда король был низложен и казнен. Настали времена республики, а затем и наполеоновской империи. После этого конституционная монархия существовала во Франции в периоды с 1830 по 1848 год и с 1852 по 1870 год.

Швецию и Норвегию назвали конституционными монархиями в 1818 году, когда там стала править династия Бернадотов, родоначальником которой являлся бывший наполеоновский генерал. Аналогичная форма власти установилась в Нидерландах с 1815 года, в Бельгии - с 1830 года, а в Дании - с 1849-го.

В 1867 году Австрийская империя, до того бывшая опорой абсолютизма, трансформировалась в Австро-Венгерскую империю, которая стала конституционной монархией. В 1871 году образовалась Германская империя, которая также имела подобную форму правления. Но оба государства прекратили существование вследствие поражения в Первой мировой войне.

Одной из самых молодых монархических систем с конституционным укладом является испанская. Она возникла в 1975 году, когда после смерти диктатора Франко на престол взошел король Хуан Карлос I.

Конституционализм в Российской империи

Разговоры о возможности ограничения власти императора конституцией начали вестись среди передовых представителей дворянства ещё в начале XIX века, во времена Александра I. Знаменитое восстание декабристов 1825 года главной своей целью ставило упразднение самодержавия и установление конституционной монархии, но оно было подавлено Николаем I.

При царе-реформаторе Александре II, отменившем крепостное право, начали предприниматься определенные шаги и со стороны власти в направлении ограничения самодержавия и развития конституционных институтов, но с убийством императора в 1881 году все эти начинания были заморожены.

Революция 1905 года показала, что существующий режим в прежней форме изжил себя. Поэтому император Николай II дал добро на формирование парламентского органа – Государственной Думы. Фактически это означало, что с 1905 года была установлена конституционная монархия в России в её дуалистическом виде. Но данная форма государственного устройства просуществовала недолго, так как Февральская и Октябрьская революции 1917 года ознаменовали начало совершенно другого общественно-политического строя.

Современные примеры конституционных монархий

Ярко выраженными дуалистическими монархиями современного мира являются Марокко и Иордания. С оговорками можно добавить к ним европейские карликовые государства Монако и Лихтенштейн. Иногда к данной форме правления причисляют государственное устройство Бахрейна, Кувейта и ОАЭ, но большинство специалистов по политологии считают их все-таки более близкими к абсолютизму.

Наиболее известные примеры парламентской монархии представлены государственным устройством Великобритании и бывших её доминионов (Австралия, Канада, Новая Зеландия), Норвегии, Швеции, Нидерландов, Бельгии, Испании, Японии и других стран. Нужно отметить, что государств, представляющих данную форму правления, гораздо больше, чем дуалистических.

Значение формы правления

Таким образом, можно констатировать факт, что конституционная монархия в различных её видах является довольно распространенной формой правления. Во многих странах её существование насчитывает ни одну сотню лет, а в других она установлена сравнительно недавно. Это означает, что этот вид государственного устройства остается довольно актуальным и сегодня.

Если в парламентской форме формальное главенство монарха связано в большей мере с уважением к истории и традициям, то дуалистический вид является способом ограничить уровень концентрации власти в одних руках. Но, безусловно, в каждой стране имеются свои особенности и нюансы формирования и функционирования данного вида государственного устройства.