Как вырастить вундеркинда. Важные советы родителям

Современные родители спешат дать детям раннее образование, при этом, оказывается, нанося немалый вред их психике.

В последние годы методики раннего развития стали чрезвычайно популярны в нашей стране - уже в люльке детей различными способами учат читать и считать. Но врачи-психотерапевты бьют тревогу - увеличивается число детей с нарушениями психики. Корреспондент еженедельника «Интерфакс ВРЕМЯ» выяснила, чем так называемые методики раннего развития отличаются друг от друга и от традиционных программ дошкольного воспитания.

ЧТО ТАКОЕ РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ?

Вирус под названием «раннее развитие детей» поразил большинство молодых родителей крупных городов. «Моя дочь уже в 3 года читает...» - «А мой сын - считает», - хвастаются мамы малышей друг перед другом. Широкий размах увлечения методиками воспитания вундеркиндов спровоцирован появлением класса молодых неработающих, но образованных мам с нереализованными амбициями.

В этом случае понятие «развитие» употребляется ошибочно, на самом деле оно подразумевает психическое, физическое и интеллектуальное формирование личности. Но в домашних «школах для младенцев» занимаются не столько развитием, сколько досрочным обучением тем предметам, которые ребенок позже изучает в начальной школе. Энтузиазм мам и пап подогревается необходимостью сдачи тестов при поступлении в элитные школы. Им кажется, что с помощью раннего обучения они дадут ребенку «ранний старт», повысив его конкурентоспособность в дальнейшей жизни.

Во всем мире эпидемия раннего развития началась в середине ХХ века с лозунга педагогов-новаторов: «После трех учить уже поздно!» Авторы различных методик исходили из постулата о том, что чем раньше начать обучение, тем гениальнее будет воспитанник. На неопытных родителей это действует неотразимо: оказывается, мой ребенок может запросто стать гением! «Волшебная палочка» для чудесного превращения младенца в вундеркинда берется из богатого набора известных новаторских «брендов»: Монтессори, Никитин, Зайцев, Тюленев. Чем подходы к раннему обучению отличаются друг от друга, что положительного способны они дать ребенку, а чем могут ему навредить?

СИСТЕМА МОНТЕССОРИ

Мария Монтессори, итальянский педагог-дефектолог, занималась проблемой обучения умственно отсталых детей. Она разработала упражнения с картонными рамками, карточками и кубиками, тренирующие у детей мелкую моторику пальцев (на кончиках которых находятся нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга). Умственно отсталые дети не только научились говорить, но и начали читать, писать и считать раньше сверстников из обычной школы. И тогда Монтессори предположила, что те же упражнения могут помочь при обучении здоровых детей. Сегодня в Монтессори-садиках по всей Европе в одной группе занимаются дети разного возраста и уровня знаний, старшие и более опытные своим примером помогают новичкам. Сложение и вычитание познается с помощью разноцветных бусин, нанизанных на нитку в различном порядке, а читать дети учатся по специальным картинкам. Елена Смирнова, заведующая лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО считает, что эта система в ее традиционном варианте «ограничивает речевое взаимодействие детей и их фантазию». Фактически на этих уроках фантазия, воображение, эмоциональные стороны маленькой личности не находят выхода. Человеческая природа такова, что со временем недостаток общения и бедность эмоциональной жизни приводят к расстройствам психики и психосоматическим заболеваниям.

«НУВЭРС» НИКИТИНЫХ

Семье Никитиных принадлежит идея «НУВЭРСа» - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Не дав ребенку до трех лет особых умений, родители, по мысли Никитиных, лишают его возможности в будущем приобретать знания и в конечном счете не дают раскрыться личности маленького человека.

На своих семи детях Никитины опробовали оригинальный метод развития способностей с помощью кубиков, таблиц, логических задач. По системе Никитиных дети должны не только умственно воспринимать знания, но и физически развиваться. Чтобы тело, не перегруженное лишней одеждой, не отягощенное сверхкалорийной пищей, легко и охотно откликалось на решение интеллектуальных задач. Минусом системы Никитиных можно признать то, что в ней акцент сделан на физическое и интеллектуальное развитие, в ущерб эмоциональному.

Сотрудники Института психологии РАН неоднократно предпринимали попытки понять особенности развития детей, воспитанных в семье Никитиных. Но от предложения протестировать детей и дать научную оценку этой методике родители-новаторы отказывались. Интересно, что дети Никитиных крайне неохотно рассказывают о своем раннем развитии, и никто из них не попытался повторить родительские эксперименты на собственных детях. Система Никитиных, казалось бы, нацеленная на воспитание гениев, вырастила из них совершенно обычных, хотя и образованных людей. Так стоило ли так мучиться, если этих результатов можно добиться более «мирным» путем.

СКЛАДОВЫЕ КУБИКИ ЗАЙЦЕВА

Свои авторские кубики питерский педагог Николай Зайцев создал, «увидев» единицу строения языка не в слоге, а в складе. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков.

Кубики отличаются по цвету, размеру и звуку - их наполняют разным содержимым: деревянными палочками (для кубиков с глухими звуками), металлическими крышечками (для «звонких» кубиков), бубенчиками или колокольчиками (для кубиков с гласными звуками). Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими звуками. Кубики Зайцева помогают детям 3-4 лет научиться читать с первых занятий. Конечно, выучиться чтению по традиционным методикам труднее, чем по «кубикам Зайцева». Дело в том, что двухлетний ребенок способен без особых проблем выучить, какие звуки передаются какими буквами, но ничего прочесть он при этом все равно не сумеет, потому что он пока не способен понять, что отдельные звуки надо сливать в слоги и слова. В методике Зайцева «тупость» двухлетнего малыша преодолевается хитрым способом: ребенку предъявляется буквосочетание «МА» как один неделимый символ-склад. Подобных складов оказывается очень много - около двух сотен, однако выучить пару сотен складов малышу все же проще, чем догадаться о том, что склады получаются из отдельных букв. Но впоследствии в традиционной школе маленькому умнику придется фактически переучиваться, чтобы научиться читать традиционным способом. Тогда непонятно, зачем было осваивать «складовое» чтение?

Так называется методика Виктора Тюленева, обосновавшего достижения в педагогике на опыте воспитания собственных дочерей. Он использует для домашнего образования уже знакомые нам карточки с буквами и цифрами, которые следует с самого рождения вешать над кроваткой малыша и показывать ему регулярно. Также стены детской следует украсить географическими картами, таблицей Менделеева, портретами поэтов и писателей. В одной из знакомых семей девочка с помощью методов Тюленева научилась читать в год, а через два месяца цитировала наизусть «Бородино» Лермонтова, печатала на машинке и сама составляла из магнитных букв слова на холодильнике. Правда, маме вундеркинда приходилось скрывать таланты дочери от соседей по песочнице и задумываться о перспективах обучения в средней школе. Чем закончится этот конкретный опыт раннего развития - покажет время, но психолог и медики утверждают, что активные образовательные эксперименты над младенцами не проходят бесследно.

«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» РАННИХ УСПЕХОВ

Психотерапевты приводят в качестве примера жалобы родителей на «ранообучаемых» детей: «Мальчику 3,5 года, после садика водим на музыку и английский язык, при этом он плачет и кричит», «Девочке - 2 года, она не хочет ни рисовать, ни лепить. Быстро «накалякает» и бежит машинки катать!», «Нам 5 лет - читает только из-под палки, только, если ремень видит».

Все программы воспитания гениев построены так, будто конечная цель состоит в том, чтобы ребенок в дошкольном возрасте лишь усвоил материал начальных классов. Конечно, семилетнему грамотею проще учиться в первых классах, но когда приходит время заниматься всерьез информатикой или алгеброй, вдруг выясняется, что преимущества на стороне тех, кто с самого начала привык корпеть над обычными учебниками под присмотром заурядных учителей. После поступления в вуз становится окончательно ясно, что ранний форсированный старт не обеспечил вундеркинду преимуществ по сравнению с однокашниками.

Сторонникам раннего развития часто приходится отбиваться от критиков, которые говорят о том, что детей нельзя лишать детства. Многие методики акцентируются на легкости усвоения знаний, создается обманчивое впечатление, что ребенок учится как бы играючи, безо всякого умственного усилия. После столь активного обучения в младенчестве у подросших вундеркиндов формируется эмоционально ущербная психика, не способная воспринимать в школе все усложняющиеся задания. Такие дети страдают зацикленностью на каких-то идеях, им трудно самостоятельно сконцентрироваться, они постоянно перевозбуждены, требуют к себе повышенного внимания учителя.

Профессор Елена Смирнова считает, что, стремясь обучать 2-3-летнего ребенка чтению и счету, родители подсознательно устраняются от необходимости «опуститься» до его интересов и потребностей. Не всякий взрослый умеет играть с ребенком - встать на колени, ползать за машинами, говорить за зайчика. Очень часто, не наигравшись досыта в раннем детстве, вундеркинды наверстывают упущенное в школе, предпочитая урокам игры под партой.

Представители традиционной психологии и педагогики считают, что раннее развитие - явление нездоровое прежде всего потому, что в его основе лежит совершенно ложная идея о том, что учить годовалого ребенка намного легче, чем шестилетнего. Профессор Елена Смирнова считает, что драма заключается в том, что родители не понимают возрастной психологии, особенности восприятия, мышления, интеллекта ребенка. Никто не спорит, что развивать ребенка необходимо, но все хорошо в свое время. Психологи настаивают на том, что до 5 лет обучать читать и писать - значит, наносить вред детской психике, которая ориентирована на игровые способы познания мира и не способна адекватно «переваривать» информацию, выраженную в символах.

Практикующий психотерапевт Наталья Писаренко предупреждает, что если вовремя не остановиться в чрезмерно активном стремлении воспитать гения, то, возможно, потом придется лечить ребенка от заикания, энуреза, бессонницы, гастрита и других психосоматических заболеваний.

Недавно посмотрела фильм о таких детях и поняла… что ничего не поняла. Если судить по выводам автора, то такие дети – сплошные проблемы. Они и учиться не хотят, непослушны, обидчивы, но зато, безусловно, талантливы и, более того, философичны.

Мне довелось познакомиться с семьей, которая воспитывает такого ребенка. Правда, родители категорически не согласны с таким определением.

– Если на то пошло, то все новорожденные дети – индиго! – громогласно возражает глава семьи. – Но давайте оставим в стороне этот термин, рожденный, кстати говоря, экстрасенсами. Кто в них верит, тот пусть и пользуется этим названием.

Каждый ребенок, если он физически здоров, исключительно талантлив по своему потенциалу с момента своего появления на свет. Если быть еще точнее, родиться неталантливым невозможно. Это мы, взрослые, делаем всё, чтобы загубить в ребенке таланты, превратить его в заурядную, посредственную личность.

Давайте по порядку, предложила я. И вот что услышала.

ОНИ СДЕЛАЛИ НЕЧТО

– Наш сын родился, – говорят родители, – с обычным весом, ростом и воплями, как любой другой ребенок. Единственное, что запомнилось, так это замечание санитарки: «Смотри, какой яйцеголовый, ученым будет!»

Пошел собственными ножками после года, заговорил в два. Другими словами, ничего особенного в нем нет и, как уверяют родители, не было.

И вот однажды папа (мама настаивает, что это была она) показал ему букву «А» и попросил сына повторить. Тот, естественно, отца проигнорировал, но спустя несколько часов, за ужином неожиданно произнес: «А-а». Совпадение это или он на самом деле понял, чего хотят от него его родители, – так и осталось невыясненным, но у родителей (папа считает, что это ему пришло в голову, с чем категорически не согласна мама) родилась идея.

Они стали учить ребенка буквам. Только не поймите это буквально. Учить – не значит, что бедного двухгодовалого малыша усаживали за парту и «втирали» ему в голову новые знания. Совсем нет. Это делалось во время игры. Мы же постоянно играем с нашими детишками, гукаем, сюсюкаем, издаем другие фантастические звуки. Они пытались играть в буквы, без ясной цели, без какой-либо системы, без стремления к конкретному результату. Папа показывал буквы в газетах, а мама на вывесках магазинов. Как бы то ни было, но к трем годам ребенок знал все буквы и умел считать до десяти.

Потом они сделали нечто, заставившее их изрядно потрудиться, при этом не травмируя малыша (эту заслугу они единогласно приписывают маме). Они научили малыша складывать буквы в слоги. Как?

– Как всегда, за ужином, – удивляясь странному вопросу, отвечает мама. – А больше у меня времени нет. Где я его возьму, как-никак три мужика на руках, включая старшего сына.

Потом они неожиданно для себя обнаружили, что буквари и азбуки, книжки с картинками и большими красочными буквами оказались и ко времени, и к месту. Малыш с большим интересом – с помощью, конечно, родителей – взялся за их освоение.

БЫТЬ СОБОЙ ИЛИ КАК ВСЕ?

Далее, как уверяют родители, стечение обстоятельств. Их ребенку неслыханно повезло! Они не стали отдавать его в детское дошкольное учреждение, потому что в доме поселилась родная бабушка малыша. Это величайшее благо для любого ребенка – воспитываться у родной ажешки. В этом родители абсолютно убеждены. Ведь она, сама того не ведая, передает малышу огромный пласт опыта, культуры и, главное, любви. Естественно это должно происходить под присмотром родителей, в противном случае ребенок избаловывается до умопомрачения.

И кроме того, им удалось уберечь ребенка от детского сада.

– Нет-нет, мы не имеем претензий к детским садам, – говорят родители, которым важно быть правильно понятыми. – Мы просто не имеем к ним отношения после того, как измучились с постоянными болезнями нашего старшего. Теперь мы туда ни ногой. Но даже не этом суть. Детский сад приучает детей к коллективизму, к послушанию, к тому, чтобы быть не собой, а как все. Вот этого мы сумели избежать.

Да, коллективизм и дисциплинированность – это хорошо, но потом, позднее, когда мы станем взрослее. Никуда нам от этого не деться. Жизнь, и не только она, научит и заставит. А пока мы хотим предоставить ребенку право на самостоятельное, индивидуальное развитие.

И в этом помогла бабушка. Она, будучи ярой поклонницей сериалов, не позволяла малышу сидеть у телевизора, считая это изобретение цивилизации врагом детских глаз. Малыш изнывал от безделья, пока ему не попалась на глаза книжка… по географии для 7-го класса, забытая пришедшей в гости племянницей.

РАЗВЕ ЗЕМЛЯ МОЖЕТ БЫТЬ КРУГЛОЙ?

Ребенок стал читать и… ничего не понял. Он тыкал пальчиком в книжку и требовал от родителей объяснений. Им надо отдать должное – они не растерялись. Сейчас, к счастью, в книжных магазинах огромный выбор научно-популярной литературы, в том числе и для детей. Папа купил ему книжку по географии – красочную большую и доступно изложенную. Через некоторое время малыш (теперь уже с помощью папы) знал материки и континенты, города и страны. Все это, естественно, обсуждалось вечерами за семейным ужином, а игра «в города» стала главным семейным развлечением.

Казалось бы, на этом исключительные проявления малыша и закончились бы, если бы не родной дядя, усомнившейся (естественно, в шутку) в правоте папы.

– Разве Земля может быть круглой? В таком случае вся вода должна скатиться вниз, то есть стечь. Твой папа что-то напутал.

Замечание дяди сбило с толку малыша. И он обиженный пошел к папе.

– А действительно, – задумался папа. – Почему же она не стекает? Надо покупать детскую энциклопедию по астрономии!

Потом появились книжки по математике, зоологии, химии, анатомии. Стены кухни украсились таблицей Менделеева, картой мира, математическими формулами. К шести годам мальчик стал изучать историю религий, механику и случайно попавший в руки учебник старославянского языка. И уже позднее пошли языки программирования и философия.

Когда пришло время идти в школу, у родителей возникла серьезная дилемма. Они обратились в компетентные органы за советом. Там ребенка проверили, определили коэффициент интеллектуальности на уровне в 150 баллов и порекомендовали идти… в пятый класс, предупредив родителей, что и там ему особенно делать нечего, но слишком уж мал по возрасту ученик.

– Вундеркинд! – сделала заключение я.

– Ни в коем случае! – возразил папа.

Он продолжает настаивать на том, что его ребенок самый, что ни на есть, обычный: «Поймите, каждый ребенок, если он физически здоров, должен и может быть таким. Достаточно соблюдать простейшие правила».

НЕТ НЕТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ!

С позволения папы я излагаю эти правила в собственной редакции.

1. Нет неталантливых детей. Их мозг обладает колоссальными возможностями, о которых мы еще не знаем как следует. Наша задача не учить, не натаскивать, не заставлять ребенка. Создайте ему условия для саморазвития, не мешайте ему познавать мир, станьте ему партнером в этом.

2. Каждый ребенок – индивидуалист, позвольте ему самостоятельно принимать решения, тогда и разовьется в нем жажда к новым знаниям. Любое насилие, пусть даже с благими намерениями, подавляет инициативу ребенка. Детский сад, считают они, приучает ребенка выполнять команды, а следовательно, отучает думать.

Присматривайтесь к нему, прислушивайтесь, помогите ему удовлетворить детское любопытство. Забудьте нашу стандартную фразу: «Ты еще мал это знать!» Если ваш ребенок задает вопрос: «Почему машина едет?» – вы обязаны объяснить ему принцип действия двигателя внутреннего сгорания. Даже если вам покажется, что он вас не понял – не страшно. Главное – в нем появится твердое желание разобраться в этом. В общем, общайтесь с ним на равных (естественно, с некоторой корректировкой на возраст).

3. Научите ребенка читать. Только, пожалуйста, делайте это осторожно. Не отпугните ребенка, наберитесь обычного родительского терпения, не отбейте желание познавать. Делайте это играя, смеясь и радуясь общению, новому достижению.

4. На время оставьте в стороне сказки (естественно, если вы хотите ребенка с научным складом ума). Они дезориентируют. Время сказок придет, наступит день, когда ребенок сам затребует сказки и скажет вам: «В сказках заложена народная мудрость, фольклор, философия. И вы не сумеете доказать обратного!»

Зато покупайте ему научные, красивые и красочные детские, а потом и взрослые книги, энциклопедии. Любое времяпрепровождение, основанное не бездельничанье, наскучивает. Только книга способна занять малыша, если принять во внимание вашу тотальную занятость. Даже трудная для родителей тема «Откуда берутся дети?» была решена с помощью книги – выпущенной специально для детей – просто, доступно и корректно.

5. Ограничьте телевизор, компьютерные игры и то, что деморализует ребенка. Телевизор, как считает папа малыша, дает картинку, информацию, но не разъясняет происходящего (за исключением научно-познавательных каналов).

Телевизор принуждает нас принимать всё на веру, мелькающие картинки не дают возможности осмыслить и обсудить происходящее, он превращает нас в потребителя и не более. То же замечание можно отнести и к компьютеру (подразумеваются компьютерные игры). Интернет допустим и даже полезен, но только под контролем родителей.

6. Конечно, любому родителю надо быть готовым к тому, что такой ребенок не будет «как все». Ему будет нелегко в коллективе, особенно на первых порах. Не будут понимать его, он не будет понимать их. Проблема взаимопонимания будет постоянной, ведь уровень и масштаб мышления у них будет разным.

Проблема уважения, достойного места в школьном коллективе решилась, в принципе, просто: мальчик выкладывал на парте свои тетрадки и позволял списывать «домашку» любому желающему, решал контрольные, подсказывал. Потому что был добрым и потому что был философом – настоящим. Будучи на три года младше одноклассников (родители не рискнули отправлять его сразу в пятый класс), он не мог соперничать с ними в силе. Но никто не смел обидеть его, так как даже отпетые школьные хулиганы его уважали.

– Не все будет гладко в его жизни. Вполне возможно, что ему будет труднее, чем другим, – заключает папа. – Но мы не имели права ограничивать его потребности в знаниях. А что делать дальше – решать ему. Нам остается только помогать чем можем. Ведь он уже давно перерос нас в знаниях, в понимании мира. Осталось научиться с этим жить.

Если вы мне сейчас скажете, что есть такие родители, которые не мечтают, чтобы их деточка выросла вундеркиндом, то я только улыбнусь. Нет таких родителей! Все мы надеемся, что именно наш ребенок самый талантливый, самый умный, самый … В общем — самый-самый! Так ведь? Так! 🙂

Конечно так. Мы мечтаем, втайне или явно — но мечтаем, чтобы наш ребенок стал настоящим вундеркиндом. А вот можно ли помочь деточке стать таким вундеркиндом? Отчасти да. И о том, как это сделать, мы сегодня немного и поговорим.

Кого растим?

По определению, вундеркинд – такой ребенок, у которого уровень интеллектуального развития заметно превосходит уровень развития большинства детей этого же возраста.

Такие дети рано учатся читать и писать, и зачастую приобретают эти навыки самостоятельно, без участия родителей. У них прекрасно развита память, они способны без видимых усилий запоминать большое количество информации. В отличие от обычных детей, вундеркинды обладают способностью глубоко сосредотачиваться на интересующем их вопросе.

А вундеркинд ли?

Существует масса тестов для того, чтобы определить уровень интеллектуальных способностей ребенка.

Конечно, вы можете попытаться сделать это и самостоятельно.

Но не уверен, что вы сможете быть так уж беспристрастны и объективны.

Поэтому будет лучше, чтобы подобные тесты проводил специалист. Даже простой сможет оценить результаты с учетом конкретного возраста и особенностей развития ребенка. Не говоря уже о профильном специалисте. К тому же, такие показатели важно оценивать в динамике с интервалами в полгода — год.

Помимо оценки общего уровня развития, психолог сможет выявить склонности ребенка к определенному виду деятельности и подсказать, в какую область лучше направить родительские усилия.

Популярные и большое количество образованных мам-домохозяек, готовых посвятить все свое время ненаглядному чаду, привели к тому, что читать и считать многие дети умеют уже в три-четыре года.

Вряд ли таких малышей можно назвать одаренными от природы, их навыки – результат труда родителей.

Для всех чудо-детей характерно несимметричное развитие – при сильно развитых способностях к логическому мышлению, умении систематизировать и структурировать полученную информацию, другие психические функции заметно отстают.

Чаще всего «хромают» фантазия, воображение, эмоции. При высоком интеллекте дети часто демонстрируют бытовой и социальный инфантилизм, не дружат с физкультурой. Отставание в двигательном развитии происходит не только потому, что маленький гений не играет в подвижные игры с другими детьми во дворе, мало бегает и прыгает, но и оттого, что природа, щедро одарившая одним, нередко обделяет в другом.

Согласно статистике, среди действительно одаренных детей намного больше мальчиков – таковыми были Моцарт, Эйнштейн, Гюго, Грибоедов, математики Гаусс и Паскаль, физик Ампер, основатель кибернетики Винер. Но все эти бывшие вундеркинды, ставшие впоследствии великими людьми, скорее исключение, чем правило.

Родители детей, проявляющих необычные способности, нередко бросают все к их ногам, отказываясь от собственной карьеры, мать (чаще всего с чудо-детьми занимаются именно матери) все свое время посвящает ребенку, занимаясь развивающими упражнениями, тоннами поглощая специальную литературу.

Не всегда отдавая себе в этом отчет, она ждет от ребенка большой отдачи в будущем – как минимум, Нобелевской премии.

А правда жизни такова, что в большинстве случае вундеркинды вырастают в самых обычных взрослых людей, и те умения и навыки, которые казались экстраординарными в 5 лет, их сверстники постигают в положенное время, выравниваясь в развитии с тем, кого считали маленьким гением.

Более правильно и мудро подходить к одаренному ребенку с другой установкой – радоваться его успехам в шахматах или , но быть готовыми к тому, что ребенок может не стать шахматистом или художником, а выбрать другую стезю и быть счастливым.

Главное, чтобы малыш знал, что вы гордитесь им и любите его таким, какой он есть, вне зависимости от того, как быстро он перемножает числа в уме. Для нас ведь все равно наш ребенок самый лучший в мире. Правда? 🙂

Недавно посмотрела фильм о таких детях и поняла… что ничего не поняла. Если судить по выводам автора, то такие дети – сплошные проблемы. Они и учиться не хотят, непослушны, обидчивы, но зато, безусловно, талантливы и, более того, философичны.

Мне довелось познакомиться с семьей, которая воспитывает такого ребенка. Правда, родители категорически не согласны с таким определением.

– Если на то пошло, то все новорожденные дети – индиго! – громогласно возражает глава семьи. – Но давайте оставим в стороне этот термин, рожденный, кстати говоря, экстрасенсами. Кто в них верит, тот пусть и пользуется этим названием.

Каждый ребенок, если он физически здоров, исключительно талантлив по своему потенциалу с момента своего появления на свет. Если быть еще точнее, родиться неталантливым невозможно. Это мы, взрослые, делаем всё, чтобы загубить в ребенке таланты, превратить его в заурядную, посредственную личность.

Давайте по порядку, предложила я. И вот что услышала.

ОНИ СДЕЛАЛИ НЕЧТО

– Наш сын родился, – говорят родители, – с обычным весом, ростом и воплями, как любой другой ребенок. Единственное, что запомнилось, так это замечание санитарки: «Смотри, какой яйцеголовый, ученым будет!»

Пошел собственными ножками после года, заговорил в два. Другими словами, ничего особенного в нем нет и, как уверяют родители, не было.

И вот однажды папа (мама настаивает, что это была она) показал ему букву «А» и попросил сына повторить. Тот, естественно, отца проигнорировал, но спустя несколько часов, за ужином неожиданно произнес: «А-а». Совпадение это или он на самом деле понял, чего хотят от него его родители, – так и осталось невыясненным, но у родителей (папа считает, что это ему пришло в голову, с чем категорически не согласна мама) родилась идея.

Они стали учить ребенка буквам. Только не поймите это буквально. Учить – не значит, что бедного двухгодовалого малыша усаживали за парту и «втирали» ему в голову новые знания. Совсем нет. Это делалось во время игры. Мы же постоянно играем с нашими детишками, гукаем, сюсюкаем, издаем другие фантастические звуки. Они пытались играть в буквы, без ясной цели, без какой-либо системы, без стремления к конкретному результату. Папа показывал буквы в газетах, а мама на вывесках магазинов. Как бы то ни было, но к трем годам ребенок знал все буквы и умел считать до десяти.

Потом они сделали нечто, заставившее их изрядно потрудиться, при этом не травмируя малыша (эту заслугу они единогласно приписывают маме). Они научили малыша складывать буквы в слоги. Как?

– Как всегда, за ужином, – удивляясь странному вопросу, отвечает мама. – А больше у меня времени нет. Где я его возьму, как-никак три мужика на руках, включая старшего сына.

Потом они неожиданно для себя обнаружили, что буквари и азбуки, книжки с картинками и большими красочными буквами оказались и ко времени, и к месту. Малыш с большим интересом – с помощью, конечно, родителей – взялся за их освоение.

БЫТЬ СОБОЙ ИЛИ КАК ВСЕ?

Далее, как уверяют родители, стечение обстоятельств. Их ребенку неслыханно повезло! Они не стали отдавать его в детское дошкольное учреждение, потому что в доме поселилась родная бабушка малыша. Это величайшее благо для любого ребенка – воспитываться у родной ажешки. В этом родители абсолютно убеждены. Ведь она, сама того не ведая, передает малышу огромный пласт опыта, культуры и, главное, любви. Естественно это должно происходить под присмотром родителей, в противном случае ребенок избаловывается до умопомрачения.

И кроме того, им удалось уберечь ребенка от детского сада.

– Нет-нет, мы не имеем претензий к детским садам, – говорят родители, которым важно быть правильно понятыми. – Мы просто не имеем к ним отношения после того, как измучились с постоянными болезнями нашего старшего. Теперь мы туда ни ногой. Но даже не этом суть. Детский сад приучает детей к коллективизму, к послушанию, к тому, чтобы быть не собой, а как все. Вот этого мы сумели избежать.

Да, коллективизм и дисциплинированность – это хорошо, но потом, позднее, когда мы станем взрослее. Никуда нам от этого не деться. Жизнь, и не только она, научит и заставит. А пока мы хотим предоставить ребенку право на самостоятельное, индивидуальное развитие.

И в этом помогла бабушка. Она, будучи ярой поклонницей сериалов, не позволяла малышу сидеть у телевизора, считая это изобретение цивилизации врагом детских глаз. Малыш изнывал от безделья, пока ему не попалась на глаза книжка… по географии для 7-го класса, забытая пришедшей в гости племянницей.

РАЗВЕ ЗЕМЛЯ МОЖЕТ БЫТЬ КРУГЛОЙ?

Ребенок стал читать и… ничего не понял. Он тыкал пальчиком в книжку и требовал от родителей объяснений. Им надо отдать должное – они не растерялись. Сейчас, к счастью, в книжных магазинах огромный выбор научно-популярной литературы, в том числе и для детей. Папа купил ему книжку по географии – красочную большую и доступно изложенную. Через некоторое время малыш (теперь уже с помощью папы) знал материки и континенты, города и страны. Все это, естественно, обсуждалось вечерами за семейным ужином, а игра «в города» стала главным семейным развлечением.

Казалось бы, на этом исключительные проявления малыша и закончились бы, если бы не родной дядя, усомнившейся (естественно, в шутку) в правоте папы.

– Разве Земля может быть круглой? В таком случае вся вода должна скатиться вниз, то есть стечь. Твой папа что-то напутал.

Замечание дяди сбило с толку малыша. И он обиженный пошел к папе.

– А действительно, – задумался папа. – Почему же она не стекает? Надо покупать детскую энциклопедию по астрономии!

Потом появились книжки по математике, зоологии, химии, анатомии. Стены кухни украсились таблицей Менделеева, картой мира, математическими формулами. К шести годам мальчик стал изучать историю религий, механику и случайно попавший в руки учебник старославянского языка. И уже позднее пошли языки программирования и философия.

Когда пришло время идти в школу, у родителей возникла серьезная дилемма. Они обратились в компетентные органы за советом. Там ребенка проверили, определили коэффициент интеллектуальности на уровне в 150 баллов и порекомендовали идти… в пятый класс, предупредив родителей, что и там ему особенно делать нечего, но слишком уж мал по возрасту ученик.

– Вундеркинд! – сделала заключение я.

– Ни в коем случае! – возразил папа.

Он продолжает настаивать на том, что его ребенок самый, что ни на есть, обычный: «Поймите, каждый ребенок, если он физически здоров, должен и может быть таким. Достаточно соблюдать простейшие правила».

НЕТ НЕТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ!

С позволения папы я излагаю эти правила в собственной редакции.

1. Нет неталантливых детей. Их мозг обладает колоссальными возможностями, о которых мы еще не знаем как следует. Наша задача не учить, не натаскивать, не заставлять ребенка. Создайте ему условия для саморазвития, не мешайте ему познавать мир, станьте ему партнером в этом.

2. Каждый ребенок – индивидуалист, позвольте ему самостоятельно принимать решения, тогда и разовьется в нем жажда к новым знаниям. Любое насилие, пусть даже с благими намерениями, подавляет инициативу ребенка. Детский сад, считают они, приучает ребенка выполнять команды, а следовательно, отучает думать.

Присматривайтесь к нему, прислушивайтесь, помогите ему удовлетворить детское любопытство. Забудьте нашу стандартную фразу: «Ты еще мал это знать!» Если ваш ребенок задает вопрос: «Почему машина едет?» – вы обязаны объяснить ему принцип действия двигателя внутреннего сгорания. Даже если вам покажется, что он вас не понял – не страшно. Главное – в нем появится твердое желание разобраться в этом. В общем, общайтесь с ним на равных (естественно, с некоторой корректировкой на возраст).

3. Научите ребенка читать. Только, пожалуйста, делайте это осторожно. Не отпугните ребенка, наберитесь обычного родительского терпения, не отбейте желание познавать. Делайте это играя, смеясь и радуясь общению, новому достижению.

4. На время оставьте в стороне сказки (естественно, если вы хотите ребенка с научным складом ума). Они дезориентируют. Время сказок придет, наступит день, когда ребенок сам затребует сказки и скажет вам: «В сказках заложена народная мудрость, фольклор, философия. И вы не сумеете доказать обратного!»

Зато покупайте ему научные, красивые и красочные детские, а потом и взрослые книги, энциклопедии. Любое времяпрепровождение, основанное не бездельничанье, наскучивает. Только книга способна занять малыша, если принять во внимание вашу тотальную занятость. Даже трудная для родителей тема «Откуда берутся дети?» была решена с помощью книги – выпущенной специально для детей – просто, доступно и корректно.

5. Ограничьте телевизор, компьютерные игры и то, что деморализует ребенка. Телевизор, как считает папа малыша, дает картинку, информацию, но не разъясняет происходящего (за исключением научно-познавательных каналов).

Телевизор принуждает нас принимать всё на веру, мелькающие картинки не дают возможности осмыслить и обсудить происходящее, он превращает нас в потребителя и не более. То же замечание можно отнести и к компьютеру (подразумеваются компьютерные игры). Интернет допустим и даже полезен, но только под контролем родителей.

6. Конечно, любому родителю надо быть готовым к тому, что такой ребенок не будет «как все». Ему будет нелегко в коллективе, особенно на первых порах. Не будут понимать его, он не будет понимать их. Проблема взаимопонимания будет постоянной, ведь уровень и масштаб мышления у них будет разным.

Проблема уважения, достойного места в школьном коллективе решилась, в принципе, просто: мальчик выкладывал на парте свои тетрадки и позволял списывать «домашку» любому желающему, решал контрольные, подсказывал. Потому что был добрым и потому что был философом – настоящим. Будучи на три года младше одноклассников (родители не рискнули отправлять его сразу в пятый класс), он не мог соперничать с ними в силе. Но никто не смел обидеть его, так как даже отпетые школьные хулиганы его уважали.

– Не все будет гладко в его жизни. Вполне возможно, что ему будет труднее, чем другим, – заключает папа. – Но мы не имели права ограничивать его потребности в знаниях. А что делать дальше – решать ему. Нам остается только помогать чем можем. Ведь он уже давно перерос нас в знаниях, в понимании мира. Осталось научиться с этим жить.

Появление ребенка в семье многое меняет, но вместе с тем это большая радость. В большинстве случаев в своем развитии малыши проходят определенные этапы. Они учатся держать головку, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить, а затем начинают произносить свои первые слова. Однако приблизительно в одном случае на миллион говорить кроха начинает уже в первые месяцы жизни. Если умственно ребенок развивается семимильными шагами, в сотни раз опережая сверстников, то о нем говорят, как о вундеркинде.

Кто такие вундеркинды?

Многие родители стремятся вырастить гения. При этом ими нередко применяются различные методики раннего развития. По мнениям психологов такое развитие опасно для психики ребенка. Если перегрузить мозг, то дети становятся нервными и неуравновешенными. Однако авторы развивающих методик не согласны с подобным утверждением.

Развивать свое чадо родители могут с помощью систем Монтессори, Штайнера, Домана, Никитиных, Зайцева и других.

Создатели этих методик утверждают, что если малыш будет заниматься по ним, то он не только сможет в юном возрасте писать, читать и , но и научится креативно, творчески подходить к решению задач, образно мыслить, у него разовьется способность запоминать.

К примеру, дети из семьи Никитиных, где и применялись впервые разработанные родителями образовательные методы, действительно выросли образованными людьми, но гениями не стали. Причем они не спешат применять эту методику на своих детях.

Есть люди, которые уже в детстве проявляют гениальность, но таких единицы. Их мышление нетипично, они способны уже в раннем возрасте принимать нестандартные и намного более эффективные решения, чем взрослые. Из миллиона детей гениален лишь один , гораздо чаще встречаются одаренные малыши. Теоретически в среднестатистической ячейке общества кроха с необычным даром может появиться в одном случае из нескольких десятков тысяч. Дар - это необычные способности, и лишь упорно работая и совершенствуя их, ребенок сможет развить в себе талант. И только проверенный не одним десятком лет талант, которой склонен к созиданию, можно будет назвать гениальностью.

Полезно знать: существует специальная наука, которая изучает феномен вундеркиндов - евгеника, но на вопрос, почему у одних детей одаренность проявляется ярко, а у других нет, ученые ответить не могут.

С одной стороны, считается, что за проявление одаренности ответственно нарушение соотношения уровня гормонов у детей. И именно в связи с этим ускоряется темп психического развития, а соответственно нервная система созревает раньше, различные навыки осваиваются ускоренными темпами. С другой стороны, существует гипотеза, что талант передается по наследству. То есть в прошлых поколениях семьи должны быть предки с творческими задатками или высоким IQ.

Еще одна теория гласит, что за талант и высокий интеллект отвечает группа генов. Каждый из них соответствует определенному мыслительному процессу. Так, к примеру, существует ген, который отвечает за феноменальную память. То есть дети, обладающие им, способны запоминать намного больше, чем другие, им проще дается изучение иностранных языков, поскольку они могут удерживать в памяти в десятки раз больше слов. Составить генную карту талантов ребенка должен помочь ДНК-тест. Теоретически диагностика выявляет склонности ребенка к музыке, спорту, языку или математике, что в свою очередь помогает родителям определить, как развивать ребенка. Если считать эту теорию верной, то это открытие способно полностью изменить систему образования. Возможно, такие тесты станут общедоступными в недалеком будущем. Однако для того чтобы общество чувствовало себя защищенным нужно большое количество исполнителей, а не лидеров и людей с претензиями, поэтому к одаренным детям относятся с опаской. Можно наблюдать некий конфликт, аналог общественного невроза.

Вундеркиндами называют одаренных детей, уровень интеллектуального развития которых превосходит уровень их сверстников. Дословно с немецкого это слово переводится, как чудесное дитя. Способности таких детей проявляются в различных сферах деятельности, одни могут окончить экстерном школу и уже в 11-12 лет защитить диссертацию, другие пишут картины или оперы, третьи становятся чемпионами по шахматам. Среди вундеркиндов встречаются так называемые саванты (мудрецы). Эти дети могут достичь редко достигаемых другими высот в какой-то узкой сфере, но обычно имеющие проблемы с элементарными умениями. Чаще всего вундеркиндами являются первенцы. Уже в возрасте четырех лет их интеллектуальные способности проявляются на 50%, а в восемь - на 90%.

Как упоминалось, способности у детей-вундеркиндов обнаруживаются, поскольку их умственное и психическое развитие опережает физическое. Разработано множество систем, позволяющих оценить степень одаренности ребенка, но все они базируются на формальных признаках. К примеру, тест IQ . Среднестатистический человек набирает в нем максимум 90 балов, один из шести людей 120 и о таком человеке говорят, как о яркой, просветленной личности. А если коэффициент интеллекта превышает 160, то говорят о наличии экстраординарных способностей. Так, детей, которые набирают от 130 до 145 балов считают умеренно одаренными (количество таких детей 1 на 50 человек), от 145 до 160 - высокоодаренными (1 из 1000), от 160 до 175 - исключительно одаренными (1 из 30 тыс.) и от 175 и более - необычайно одаренными (1 из 3 млн.).

Важно: одаренные дети, проходя классические тесты, зачастую показывают отвратительные результаты. То есть современная система образования способна убить в ребенке гения.

При этом выявление таланта ребенка это еще далеко не его признание. Приблизительно к 10-12 годам, когда физическое развитие догоняет психическое, дети-вундеркинды могут стать вполне обычными. Лишь единицам удается стать гениями. Успеха достигают около 8% сверх одаренных детей, но именно они являются движущей силой человечества к прогрессу.

Известно, что возможности своего мозга человек задействует лишь на 1%, но дети каждого следующего поколения используют их гораздо активнее родителей. Это связано с тем, что с каждым новым десятилетием удваивается количество информации, которую необходимо усвоить. Даже временные рамки, когда прекращается физическое развитие человеческого организма, изменились у девушек с 18-20 лет до 22-25, а у юношей с 23-25 до 27-30. Таким образом, вполне вероятно, что когда-нибудь гениальность станет нормой.

Особенный ребенок в семье

Дети, которые отличались от основной массы сверстников своими способностями, всегда поражают обывателей, ими восхищаются, им завидуют. Но каково это - быть родителем вундеркинда и есть ли сложность у самих детей?

Несомненно, в жизни одаренным детям приходится столкнуться с определенными трудностями. Насколько сложно ребенку будет нести ношу своего дара, во многом зависит от его родителей. У одних из них проявившиеся способности чада вызовут только гордость, они постараются лишь направлять развитие его дарования, но не станут насильно загружать малыша с раннего возраста ненужными сведениями, истязать бесконечными тренировками, другие захотят реализовать свои амбиции, лишая кроху простых детских радостей, а третьи и вовсе постараются извлечь из ситуации выгоду, заработать на своем же малыше.

Полезно знать: несомненно, дети, у которых действительно любящие и чуткие родители, находятся несравнимо в более выгодном положении, они могут достичь необычайных высот, но если их дар угаснет, так и не развившись в талант, то они с легкостью переживут потерю.

Те же дети, родители которых возлагают на них слишком большие надежды, к которым предъявляются завышенные требования, зачастую лишаются детства. Им приходится днями напролет корпеть над учебниками, выводить формулы, играть на скрипке и так далее, они почти не общаются со сверстниками. Из-за психологического давления только трое из ста таких детей добиваются успеха, им удается развить свой талант.

Как правило, одаренных детей не нужно заставлять работать, а напротив, нужно просить сменить занятие . Заботливый родитель постарается отправить чадо на улицу побегать и поиграть с ровесниками. Хотя такие малыши испытывают трудности общения, из-за того, что несоизмеримо высокие показатели умственного развития мешают им найти общий язык со сверстниками, им необходимо учиться общаться. То, что ребенок превзошел ровесников в интеллектуальном развитии, не значит, что он перерос их в эмоционально-чувственном плане. Очень важно, чтобы родители уделяли внимание этому аспекту жизни своего отпрыска, поскольку замечено, что большинство вундеркиндов являются социально неподготовленными, становятся замкнутыми людьми, социопатами.

Зачастую у детей в комплекте с экстраординарными способностями идет плохое здоровье как психическое, так и физическое. Например, среди таких ребятишек много аутистов, для которых характерен дефицит социального взаимодействия, оторванность от реальности, процент тяжелых аллергиков и астматиков среди них несравнимо выше, чем среди обычных малышей, такие дети часто страдают бессонницей, нервными расстройствами.

С другой стороны, среди одаренных детей много гиперактивных. Родители должны быть готовы к тому, что есть несколько особенностей, которые нельзя оставлять без внимания.

С такими малышами сложно совладать, в былые времена им ставили диагноз шизофрения.

Слава маленького вундеркинда бывает весьма недолгой. Как упоминалось ранее, со временем умственное развитие в большинстве случаев начинает соответствовать физическому, а чудо-дети становятся обычными взрослыми, способности которых не сильно выделяются. Это происходит либо по естественным причинам, поскольку исчерпан некий ресурс возможностей, либо под давлением нетерпеливых взрослых, которые, заботясь о своих корыстных интересах и тщеславии, заставляют маленького гения трудиться в режиме повышенных нагрузок, надеясь еще сильнее развить его дарование. Такое отношение губительно для ребенка. Причем как для развития его личности, так и таланта. Каким бы мощным ни был этот талант, он не безграничен.
У каждого конкретного вундеркинда существует предел возможностей , и если их нещадно эксплуатировать, то они исчерпают себя значительно быстрее.

Плохую услугу оказывают своим детям родители, которые превозносят их над другими за счет имеющегося у них таланта. Если он исчезает по описанным причинам и о ребенке, привыкшему к славе и ореолу гениальности, забывают, то он очень сложно это переживает, у него начинаются проблемы со здоровьем, в основном психологического характера. У прежнего вундеркинда неминуемо падает самооценка, сложности с адаптацией в обществе вызывают конфликты с окружающими людьми, такие дети постоянно стараются продемонстрировать свои утраченные способности, постоянно ощущают свою ущербность, на фоне постоянной депрессии даже может развиваться сумасшествие. Такое состояние в психологии даже получило название синдром бывшего вундеркинда . Кроме того, установлено, что продолжительность жизни гениев в среднем на 10-15 лет меньше. Они либо погибают от врожденных или приобретенных заболеваний, либо заканчивают жизнь самоубийством.

Важно: психологи и педагоги едины во мнении, что, прежде всего, родителям нужно своего ребенка любить и воспринимать таким, каким он есть, а все остальное приложится.

Необходимо дать ему возможность вести нормальную жизнь, прожить детство так, как его проживают все обычные дети, со всеми радостями и горестями. Зачастую проблемы у таких детей начинаются со школьной скамьи, поскольку многие родители стараются привести в соответствие школьную программу и интеллектуальное развитие своего ребенка, переводя его в старшие классы. Покидая среду сверстников, ребенок лишается полноценного общения, которое является неотъемлемой и очень важной частью взросления. Никто не знает, каковы будут последствия от учебы в классе, где все мальчишки сильнее, а девочки выше, или поступления в институт для двенадцатилетнего подростка, который еще не прочь играть в игры, а его однокурсники уже курят, пьют пиво и занимаются сексом.

Из сказанного следует, что родителям вундеркинда следует хорошо подумать перед тем, как представить возможности своего чада на суд общественности. Гениальность не терпит суеты, она должна развиться сама. Если ребенку суждено стать гением, то он им станет. Так пусть он распоряжается своими способностями сам, задача родителей лишь направлять, а не заставлять его.

Тяжело ли вырастить гения?

Для того чтобы поспособствовать развитию ребенка-вундеркинда и не загубить его талант родителям полезно придерживаться некоторых правил.

Окружающая среда

В первую очередь для его развития необходима благоприятная среда. Ребенку необходима возможность выбора . В доме в свободном доступе должно быть как можно больше книг, но не романов и детективов, а на соответствующую тематику из разных областей и сфер жизни. Поскольку невозможно предугадать, чем заинтересуется ребенок, то желательно наличие музыкальных инструментов, различных приспособлений для занятий изобразительным искусством, свободного доступа в интернет. Это, конечно, не значит, что малышу можно посещать сайты для взрослых или сутками напролет играть в стрелялки, существуют специальные программы, ограничивающие подобный доступ. Гораздо важнее создать интеллектуальную среду, свободный доступ к информации о различных деятелях, событиях, понятиях.

Также должна способствовать всестороннему развитию ребенка. Стены детской комнаты можно украсить географическими картами, репродукциями или просто снимками картин известных художников.

Свобода движений

Основы интеллекта закладываются до пяти лет, когда мозг наиболее интенсивно растет. В это время основным видом познания ребенка является сенсорно-двигательный. Дети, которым не запрещают бегать, прыгать, брать в руки все, что заинтересует, то есть, позволяют испытать риск, предоставлена свобода исследования мира, возможность приобретать новый опыт, обгоняют в умственном развитии тех малышей, которых постоянно одергивают, боясь, как бы чего ни разбилось, ни образовался очередной синяк или шишка. Конечно, для того чтобы кроха не навредил своему здоровью за его деятельностью нужно следить, не допуская катастрофы.

Общение

Взрослые для маленьких детей являются самым авторитетным источником знаний. Все, что сказано родителями ими воспринимается, как истина, и очень легко запоминается, поэтому они должны много рассказывать своим малышам, отвечать на их вопросы. Любознательность ведет к знаниям, а знания рождают энтузиазм.

Важно: впоследствии можно и нужно будет подталкивать ребенка к принятию самостоятельных решений, а значит, все чаще отвечать вопросом на вопрос, чтобы малыш учился не просто следовать готовым инструкциям, а самостоятельно мыслить.

Когда же он ответит, то обязательно нужно обсудить правильность этого ответа. Также нужно уметь выслушать кроху, даже если он путается и очень долго формулирует то, что пытается сказать. Для ребенка очень важно, чтобы его слышали, прислушивались к его мнению, поэтому можно его привлекать к обсуждению самых простых вещей вроде меню обеда или ужина.


Игра

Игровой деятельности принадлежит ведущая роль в жизни детей дошкольного возраста, она учит решению абстрактных проблем, пониманию мира, развивает творческие способности, а интуиция для гения очень и очень важна.

Полезно знать: игрушки ребенка должны быть красивыми и в определенной степени развивающими. Лучшим выбором будет конструктор, мозаика, головоломка.

Ради развития своего чада не нужно жалеть об изрисованных обоях, хотя на них предварительно можно наклеить ватман. Но как раз игры одаренных детей родители зачастую лишают, заставляя этих маленьких и покорных существ по многу часов совершенствовать свой дар. Мало кто из них задумывается, что принуждение к обучению может вызвать совершенно противоположный эффект, сделать ребенка пассивным, затормозить его развитие, закрыть для восприятия информации. Идеальным вариантом является совмещение игровой и обучающей деятельности.

Прогулки

Развивающийся мозг нуждается не только в полезной и новой информации, но и в кислороде, поэтому так важно гулять с ребенком на свежем воздухе. Можно отправиться в парк, к реке, в лес. Во время таких прогулок происходит знакомство малыша с доселе незнакомыми ему объектами, явлениями или просто удовлетворяется потребность в общении с близкими людьми. Кроме того, на прогулке можно бегать, прыгать, лазать, словом, быть физически активным, а физическая активность, как известно, стимулирует развитие умственных способностей.

Развитое воображение

Это особое качество, которым обладают истинные гении. Они в своем воображении не знают границ, поэтому им на ум приходят совершенно невероятные на первый взгляд вещи, но затем находятся и решения. Ключом к успеху зачастую являются книги и ненасытное желание их читать.

Главное, в жизни родителей вундеркиндов нет места негативизму и рационализму. Основным их качеством должен стать оптимизм. Он поможет видеть в своем ребенке и развивать сильные стороны, не обращая внимания на слабости.

Одаренные дети современности

Большинству людей требуются десятилетия, чтобы стать специалистом в той или иной области, достичь совершенства. Гениальным детям не нужно пять лет учиться в университете, для того чтобы получить специальность. Они могут стать учеными, программистами, художниками, музыкантами и профессионалами в других областях уже в нежном детском возрасте. Среди современных детей к наиболее ярким примерам гениальности можно отнести семилетнего ребенка-хирурга, двухлетнюю художницу, певицу трех лет отроду и других. Их истории и способности удивительны и могут быть интересны читателю.

Ник Д\’Алозио.

Этот парнишка эрудит-самоучка, который в свободное время учится, читая, слушая наблюдая. В свои 16 лет юноша уже заработал свой первый миллион, является генеральным директором компании и разработчиком популярного мобильного приложения Summly, которое позволяет анализировать содержимое интернет-страницы еще до того, как она начнет загружаться и создает что-то вроде ее конспекта. При этом этот материал хотя и краток, но весьма читабелен. Идея создания подобного приложения у него возникла, поскольку из-за постоянной нехватки времени, медленного интернет-соединения и необходимости работать на ходу он не мог себе позволить ожидать полной загрузки страниц. В его арсенале есть и несколько других интересных приложений, но известность принесло Summly.

Бабар Али. В современной Индии очень низкий уровень грамотности, треть населения не умеет ни писать, ни читать, поэтому, будучи девятилетним мальчишкой, Бабар Али решил выступить в роли учителя и организовал волонтерское учебное заведение, начав учить соседских детей. Когда он понял, что его знаний недостаточно, то постарался привлечь других учителей-добровольцев, среди которых были и взрослые, и дети. Так он превратился одновременно в основателя, учителя и ученика в своем учебном заведении. Когда Бабару исполнилось шестнадцать, власти страны предоставили школе официальный статус, а он де-юре стал ее директором, став самым молодым человеком в мире, который занимал подобную должность.

Акрит Ясвал . Прославила Акрита Ясвала проведенная им в семилетнем возрасте хирургическая операция. Мальчик всегда интересовался медициной и проявлял к ней недюжинные способности, среди знакомых его даже считали медицинским гением. Однажды соседский ребенок получил ожоги кисти и не мог пользоваться пальцами, а Акрит помог, проведя операцию и возвратив подвижность пальцам своего маленького пациента. Неудивительно, что после произошедшего он поступил в медицинский институт. В настоящее время целью жизни Акрита является поиск лекарства от рака.

Майкл Кевин Кирни . Ребенок начал разговаривать, когда ему было всего четыре месяца отроду, и уже в шесть месяцев заявил педиатру, что у него ушная инфекция. Удивительно, но диагноз оказался верным. Читать Майкл научился в десятимесячном возрасте, в шесть лет уже окончил школу, а в 10 - колледж. Он с легкостью выиграл в игре «Кто хочет стать миллионером?».

Аэлита Андре . Девочка в свои семь лет является самой юной профессиональной художницей в мире. Ее родители тоже художники, поэтому в доме всегда были кисти и краски. Свою первую картину она нарисовала будучи девятимесячным младенцем. Когда Аэлите было два, папа показал ее работы знакомому директору галереи. Они ему очень понравились, он решил включить их в выставку и был шокирован, когда он узнал, что автор картин двухлетняя девочка, ведь они отличались профессионализмом. Уже в четыре года состоялась персональная выставка художницы. Жанр, в котором рисует Аэлита - абстракция.


Клеопатра Стратан
. Малышка стала певицей в три года. Отец девочки - певец однажды взял ее с собой в студию, где собрался записать песню «Мама». Дочка знала слова и попросила позволить ей тоже спеть. Так открылось юное дарование, а отец серьезно занялся ее музыкальным развитием. Уже записано несколько ее альбомов.

Ким Унг-Йонг . Будучи четырехлетним ребенком он решал дифференциальные уравнения, а в пять уже знал четыре языка. Восьмилетнего мальчишку пригласили учиться в Национальный университет Колорадо, а в 15 он стал доктором физических наук. В настоящее время он является самым умным человеком в мире, IQ которого равняется 210 балам.

Саул Аарон Крипке . Будучи совсем юным мальчиком он создал большое количество работ, которые изменили обычные представления о преподавании формальной логики. Юного философа еще в школьном возрасте пригласили работать в Гарвард, но он отказался, аргументируя это тем, что еще не окончил школу. Однако после ее окончания таки стал преподавателем именно в этом университете.

Онафуджири Ремет . Мальчик в три года стал профессиональным фотографом. Способности его открылись случайно, когда родители подарили ему на день рождения простенькую фотокамеру. После этого им пришлось купить сыну профессиональный аппарат. Уникальный авторский взгляд Онафуджири можно было оценить на его выставке, признанные критики отметили его немалый талант.

Джонатан Лебед . Молодой человек стал компьютерным хакером и самым юным биржевым мошенником в мире. В тринадцать лет парнишка стал успешным торговцем акциями, но затем решил, что цены на низколиквидные акции можно регулировать искусственно, чтобы зарабатывать еще больше. Для этого он писал фальшивые новости, а затем продавал свои активы, заработав более полумиллиона долларов. Его деятельностью заинтересовались правоохранительные органы, но посадить в тюрьму его не удалось. Он организовал себе мощную информационную поддержку, вынудив подписать с ним мировое соглашение. Следствие доказало 11 фактов мошенничества и, согласно подписанному документу, должен был вернуть заработанные на этих сделках деньги, но остальное смог оставить себе.

Выдающимися умами современности также являются:

  • Тейлор Уилсон, который разработал компактный ядерный реактор и изобрел специальное устройство для осуществления реакций ядерного синтеза;
  • Камерон Томсон - юный математический гений, который, несмотря на трудности в учебе, связанные с болезнью Аспергера, в одиннадцатилетнем возрасте в Открытом университете Великобритании уже получил степень по математике;
  • Джейкоб Барнет, которому врачи в два года диагностировали тяжелый аутизм и уверяли, что он даже говорить не сможет. В опровержение этого год спустя он рассказывал алфавит в прямом и обратном порядке, а в 10 лет поступил в Университет Индианы. В настоящее время Барнет работает над диссертацией по квантовой физике;
  • Приянши Сомани, способная производить сложнейшие математические вычисления в уме, мировой рекордсмен в извлечении квадратных корней без помощи вычислительной техники;
  • Аким Камара - мальчик с исключительной способностью к музыке. Он в два года научился виртуозно играть на скрипке, причем освоил эту науку всего за шесть месяцев, а в три года уже давал свой первый концерт;

Одаренные дети минувшей эпохи

Талантливые дети рождались во все времена. Так, всем известна личность музыкального гения Моцарта, который в пять лет уже стал композитором и виртуозно играл на нескольких музыкальных инструментах с трех. Небезызвестны также Грибоедов, который поступил в университет в 11 лет, и Лермонтов, начавший писать стихи в шесть.

Ноша славы для многих одаренных детей оказалась слишком тяжела, а их истории имеют трагический конец.

Павел Коноплев . Мальчик проявил математические способности в три года, а в пять уже научил маму, которая, кстати, была физиком по образованию, вычислять логарифмы. Поскольку его заинтересовала музыкальная грамота, он ее самостоятельно изучил. Ему отказали в поступлении в школу для одаренных детей, поскольку не поверили, что он смог решить сложнейшую физическую задачу и ему пришлось идти в обычную. Он сразу перешел в четвертый класс, что повлекло за собой проблемы в общении, поскольку одноклассники были старше его. Юный вундеркинд уже в 15 лет стал студентом, а в 18 поступил в аспирантуру и был избран депутатом районного Совета. Однако он всю жизнь испытывал недостаток общения, непонимание, что вылилось в душевное заболевание. Павел Коноплев ушел из жизни в 29 лет.

Надя Рушева . Талантливая художница, ушедшая из жизни в свои 17 лет. После себя она оставила более 10 тысяч легких и изящных иллюстраций и рисунков. Она начала рисовать в пятилетнем возрасте, как она говорила просто обводить карандашом то, что проступало на бумаге. Первая персональная выставка Нади прошла, когда ей было 12 лет, а затем их было еще 15 в России, Польше, Чехословакии, Индии, Румынии. Девушка никогда серьезно не болела. Ее жизнь оборвалась из-за необнаруженного врожденного дефекта сосуда головного мозга, в результате разрыва которого произошло кровоизлияние в мозг. Похоронили художницу в артековской форме под музыку “Битлз”, поскольку при жизни ей не нравилось, что во время столь трагического события в жизни каждой семьи, как похороны, играет столь удручающая музыка.

Саша Путря. Еще одна одаренная маленькая художница, для которой рисование было смыслом жизни. Она начала рисовать в три года и не выпускала карандаши и фломастеры из рук практически ни на секунду. Жизнь маленькой девочки унесла болезнь – острый лейкоз. Саша боролась с заболеванием шесть лет, но на двенадцатом году ее жизнь оборвалась. После ее смерти выставки ее работ прошли в десяти странах, а в Австрии даже выпустили почтовый конверт.

Ника Турбина . Поэтесса, талант которой проявился уже в четыре года. Сначала она просила взрослых записывать строчки, которые ей будто кто-то надиктовывал. Творила она в основном, когда ей было больно или страшно. Ее талант стал достоянием общественности, когда Нике было девять. Был издан сборник ее стихов, организованы выступления на поэтических вечерах по всей стране. В 12 лет Турбина стала второй русской поэтессой (после Ахматовой), которая была удостоена престижной премии в области искусства – “Золотой лев”. В юношеском возрасте Нику настиг первый творческий кризис, о ней стали забывать. Не вынеся забвения и страшась одиночества, она несколько раз пыталась покончить жизнь самоубийством, попала в психиатрическую лечебницу. В ее жизни появлялись и исчезали мужчины, но особенно трудно она перенесла разрыв с человеком, которого искренне любила. В 22 года она предприняла очередную попытку самоубийства – спрыгнула с балкона пятого этажа. Она сильно покалечилась, но не погибла. После двенадцати операций и тяжелого восстановительного периода, она заново училась ходить. В это время она ненадолго снова стала популярной, но забвение вернулось, а рядом не оказалось близкого человека, способного поддержать. Как результат в 27 лет она в очередной раз бросилась с балкона. Этот случай оборвал жизнь поэтессы. И даже после смерти она осталась одинокой. Ее тело пролежало в морге неопознанным восемь дней, а затем ее кремировали. На кремации не было ни друзей, ни родственников, только злые, что им приходится выполнять дополнительную работу, рабочие крематория.

Как стало очевидно из приведенных выше примеров, дети-вундеркинды зачастую плохо приспособлены к обычной жизни, но их творения открывают обычным людям новые возможности, дарят эстетическое наслаждение и радость.

Как воспитать ребенка-вундеркинда? Видео

Share