Двойственная природа человека. Двойственный характер природы человека Двойственность человеческой натуры

«Опасное дело - убедить человека, что он во всем подобен животному, не показав одновременно его величия, не менее опасно убедить в величии, умолчав о низменности. Еще опаснее - не раскрыть ему глаза на двойственность человеческой натуры. Благотворно одно - рассказать ему и о той его стороне, и о другой».

Когда начались преследования и избиения евреев. Кстати. Если мы городские жители и люди умственного труда, половина наших знакомых из их числа. И в такие погромные полосы, когда начинаются эти ужасы и мерзости, помимо возмущения, стыда и жалости, нас преследует ощущение тягостной двойственности, что наше сочувствие наполовину головное, с неискренним неприятным осадком.

На пути к истине, естественно, исчезают гнев, эгоизм, ненависть и т. п. Иначе истина была бы недостижима. Человек, который руководствуется страстью, может иметь вполне благие намерения, может быть правдив на словах, но он никогда не познает истины. Истина означает полное освобождение от двойственности, как например, любовь и ненависть, счастье и несчастье.

Его растрепанные волосы зашуршали на подушке, когда он зашевелился, чтобы взглянуть на часы. Два часа утра. Уже два дня как он похоронил ее. Двумя глазами он смотрел на часы, двумя ушами слышал их тиканье, сжав губы - тоже две. Две руки его безвольно лежали на кровати.
Он пытался избавиться от этой навязчивой идеи - но все вокруг упорно распадалось на пары, утверждая всемирный, космический принцип двойственности, все вело на алтарь двоичности.

– То есть у всего, что ни случается на свете, всегда есть своя причина и свое следствие. Нет ничего изолированного, отдельного. Отсюда и двойственность мира: есть правда педагога, заставляющего днем и ночью зубрить заклятия, потому что они потом не раз и не два спасут тебе жизнь. И есть правда дисцития, у которого таких педагогов десяток, и каждый считает свой предмет единственно важным и нужным. И кто прав?
– Мм Оба.
– Вот именно. – Ристания устало прикрыла глаза и потерла виски, словно человек, у которого сильно болит голова. – Здесь и корень всех разногласий на земле. У каждого есть причина считать себя правым. И при столкновении двух правд побеждает
– Тот, чья правда вернее?
– Нет. Тот, кто готов ради этой правды идти на край света. И дальше.

Счастливая, принимала я твои ласки и видела, что твоя страсть не знает разницы между любимой и купленной женщиной, что ты предаешься своим желаниям со всей беспечной расточительностью твоей натуры. Ты был так нежен и чуток со мной, женщиной, приведенной из ночного ресторана, так дружески сердечен и рыцарски почтителен и в то же время так страстен в наслаждении, что я, пьянея от счастья, как десять лет назад, опять со всей силой почувствовала твою неповторимую двойственность высокую одухотворенность в любовной страсти, когда то покорившую меня, полуребенка.

Молчание
(Сонет)
Есть много близких меж собой явлений,
Двуликих свойств (о, где их только нет!).
Жизнь - двойственность таких соединены
Как вещь и тень, материя и свет.
Есть двойственное, цельное молчанье
Души и тела, суши и воды.
В местах, где поросли травой следы,
Оно гнездится, но воспоминанья
И опыт говорят: не жди беды -
Оно - молчанье жизни, нет в нем зла,
Невозвратимым мысль его назвала.
Но если тень молчанья вдруг предстала
И душу в те пределы увела,
Куда нога людская не ступала -
Доверься господу! Пора пришла.
Перевод В. Бетаки

Школа выдвинула мнение, что каждый художник обладает инфантильно-автоэротически ограниченной личностью, то это может иметь силу применительно к художнику как личности, но неприменимо к нему как творцу. Ибо творец ни автоэротичен, ни гетероэротичен, ни как-либо ещё эротичен, но в высочайшей степени объективен, существенен, сверхличен, пожалуй, даже бесчеловечен или сверхчеловечен, ибо в своём качестве художника он есть свой труд, а не человек.

Каждый творчески одарённый человек - это некоторая двойственность или синтез парадоксальных свойств.

С одной стороны, он представляет собой нечто человечески-личное, с другой - это внеличный человеческий процесс. Как человек он может быть здоровым или болезненным; поэтому его личная психология может и должна подвергаться индивидуальному же объяснению. В своём качестве художника он может быть понят единственно из своего творческого деяния. Ведь было бы грубой ошибкой пытаться возвести к личной этиологии манеры английского джентльмена, прусского офицера или кардинала. Джентльмен, офицер и князь церкви суть объективные, внеличные officia (латинский термин - обязанности - Прим. И.Л. Викентьева) с присущей им объективной же психологией. Хотя художник представляет собой противоположность всему официальному, всё же между этими двумя случаями существует потаённая аналогия, коль скоро специфически художническая психология есть вещь коллективная и никак не личная. Ибо искусство прирождено художнику как инстинкт, который им овладевает и делает его своим орудием. То, что в первую очередь оказывается в нём субъектом воли, есть не он как индивид, но его произведение. В качестве индивида он может иметь прихоти, желания, личные цели, но в качестве художника он есть в высшем смысле этого слова «Человек», коллективный человек, носитель и ваятель бессознательно действующей души человечества. В этом его officium бремя, которое нередко до такой степени перевешивает остальное, что его человеческое счастье и всё, что придаёт цену обычной человеческой жизни, закономерно должно быть принесено в жертву.

При этих обстоятельствах менее всего удивительно, что именно художник - рассматриваемый в своей цельности - даёт особенно обильный материал для психологического критического анализа. Его жизнь по необходимости переполнена конфликтами, ибо в нём борются две силы: обычный человек с его законными потребностями в счастье, удовлетворённости и жизненной обеспеченности, с одной стороны, и беспощадная творческая страсть, поневоле втаптывающая в грязь все его личные пожелания, с другой. Отсюда проистекает то обстоятельство, что личная житейская судьба столь многих художников до такой степени неудовлетворительна, даже трагична, и притом не от мрачного сочетания обстоятельств, но по причине неполноценности или недостаточной приспособляемости человечески личного в них.

Очень редко встречается творчески одарённый индивид, которому не пришлось бы дорого оплатить искру божью - свои необычные возможности. Самое сильное в нём, его собственно творческое начало, пожирает большую часть его энергии, если он действительно художник, а для прочего остаётся слишком мало, чтобы из этого остатка могла развиться в придачу ещё какая-либо ценность.

Напротив, человек оказывается обычно настолько обескровленным ради своего творческого начала, что может как-то жить лишь на примитивном или вообще сниженном уровне. Это обычно проявляется как ребячество и бездумность или как бесцеремонный, наивный эгоизм (так называемый «автоэротизм»), как тщеславие и прочие пороки. Подобные несовершенства оправданы постольку, поскольку лишь таким образом Я может сэкономить достаточную жизненную силу. Оно нуждается в подобных низших формах существования, ибо в противном случае погибло бы от полного истощения. Присущий личному облику художников автоэротизм можно сопоставить с автоэротизмом незаконных или вообще заброшенных детей, которые с малолетства должны развивать свои скверные наклонности, чтобы выстоять против разрушительного воздействия своего безлюбого окружения.

Пожалуй, достаточно очевидно, что художник должен быть объяснен из своего творчества, а не из несовершенств своей натуры и не из личных конфликтов, которые представляют собой лишь прискорбные последствия того факта, что он - художник, т.е. такой человек, который несёт более тяжелое бремя, чем простой смертный. Повышенные способности требуют также и повышенной растраты энергии, так что плюс на одной стороне неизбежно должен сопровождаться минусом на другой.

Знает ли сам художник-автор, что его творение в нём зачато и затем растёт и зреет, или он предпочитает воображать, будто по собственному намерению оформляет собственное измышление: это ничего не меняет в том факте, что на деле его творение вырастает из него. Оно относится к нему, как ребёнок к матери. Психология творческого индивида - это, собственно, женская психология, ибо творчество вырастает из бессознательных бездн, в настоящем смысле этого слова из царства Матерей, Если творческое начало перевешивает, то это означает, что бессознательное получает над жизнью и судьбой большую власть, чем сознательная воля, и что сознание захватывается мощным подземным потоком и нередко оказывается бессильным зрителем происходящего. Органически растущий труд есть судьба автора и определяет его психологию. Не Гёте делает «Фауста», но некий психический компонент «Фауст» делает Гёте. Так получает удовлетворение душевная потребность того или иного народа в творении поэта, и поэтому творение означает для поэта поистине больше, чем личная судьба, - безразлично, знает ли это он сам или нет. Автор представляет собой в глубочайшем смысле инструмент и в силу этого подчинён своему творению, по каковой причине мы не должны также, в частности, ждать от него истолкования последнего. Он уже исполнил свою высшую задачу, сотворив образ.

Истолкование образа он должен поручить другим и будущему. Великое произведение искусства подобно сновидению, которое при всей своей наглядности никогда не истолковывает себя само и никогда не имеет однозначного толкования. Ни одно сновидение не говорит: «ты должен», или «такова истина»; оно выявляет образ, как природа выращивает растение, и уже нам предоставлено делать из этого образа свои выводы».

Карл Юнг, Психология и поэтическое творчество, в Сб.: Самосознание европейской культуры ХХ века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе / Сост.: Р.А. Гальцева, М., «Политиздат», 1991 г., с. 116-118.

Как известно, человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле. Как уникальный биологический вид, как Homo sapiens человек возник более 2 млн. лет назад в результате длительного процесса становления общества, который одновременно являлся и периодом формирования человека. Данный процесс получил название антропосоциогенеза.

Человек по своей природе - целостное биосоциальное существо. Социальное не проистекает из биологического и не противостоит биологическому.

Уже от рождения человек получает такую телесную организацию, в которой изначально запрограммированы возможности ее универсального, социально-деятельного развития.

Человек появился с новыми свойствами, отличающими его от животного: осознанием себя как отдельного существа; способностью помнить прошлое, предвидеть будущее и обозначать предметы и действия символами; разумом для достижения и понимания мира; воображением, благодаря которому он выходит далеко за пределы своих ощущений.

Человек, будучи самым беспомощным из живых существ на Земле, приобретает силу, недосягаемую для других представителей животного мира. Следовательно, природа человека изначально двойственна: он часть природы, субъект ее физических законов, неспособный изменить их, и все же он выходит за пределы остальной природы.

Сам динамизм человеческой истории связан с развитием человеческого разума, в ходе которого создается «особый человеческий мир», в котором человек может чувствовать себя в согласии с собой и со своими ближними. Каждая достигнутая стадия человеческого развития рождает новую неудовлетворенность его двойственной природы и является источником дальнейшего развития.

Двойственность, дисгармония человеческого существования порождает потребности, отстоящие далеко от животных, т.е. в той мере, в которой человек тоже животное, потребности в удовлетворении жажды, голода, секса являются обязательными; но в той мере, в которой он очеловечен, – удовлетворения этих первичных потребностей недостаточно. Осмысление человека должно быть основано на анализе потребностей более высокого порядка, вытекающих из условий его существования: потребности общения, созидательности, преодоления, братства, любви, познания и др.

В то время как тело подсказывает человеку, чем питаться и чего избегать, его совесть призвана подсказывать, какие потребности надо формировать, развивать и культивировать.

3. Понятия «индивид» и «личность»

Индивид – это единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

Индивид – это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции. Чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, тем сложнее становятся жизненные проявления индивидов и их организации, тем выраженнее становятся их различия. Индивид индивидуализируется. Как индивиды люди отличаются друг от друга:

Морфологическими особенностями (цвет глаз, волос),

Психологическими свойствами (способности, темперамент, эмоциональность).

Родившейся ребенок – индивид. Но он становится индивидуальностью по мере приобретения самостоятельности своего бытия в обществе.

Человек рождается индивидом, но в процессе общественной жизни приобретает социальные качества и становится личностью.

Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Личность – это человек, взятый в системе его индивидуальных характеристик, которые социально обусловлены и проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являющихся устойчивыми и определяющими нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих (Р.С.Немову).

Личность в психологии – это системные социальные качества, приобретаемые индивидом в предметной деятельности и в общении, которые характеризуют уровень и качество представляемых общих отношений в индивиде (по Петровскому).

Известна формула «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Личность из философского словаря – человек как участник исторического процесса, носитель социальных ролей и обладатель возможности выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы и самого себя.

Личность – качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, воспитанный в обществе.

От качества и масштаба тех ценностей, которые усваивает человек и к которым он приобщается, зависит качество и масштаб его возможностей. «Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее».

Личностные факторы заявляют о себе в потребительском поведении. Каждый из нас воспринимает мир по-разному, используя в качестве исходящего материала ощущения, имеющие своей физиологической основой процессы нервной системы. Люди по-разному себя ведут в ходе принятия потребительских решений.

Деятели рынка широко используют различные личностные факторы для составления профилей потребностей, типичных жизненных стилей т.д., типов потребностей.

При этом они опираются на личностные теории, которые помогают им понять, почему люди такие, какие они есть, и почему они делают и поступают так или иначе.

Весь пост прячу под кат. Потому что если вы - особо-брезгливый человек или чувствительная натура с тонкой душевной организацией, то лучше не заглядывайте, даже из любопытства.

Меня давно уже многое не удивляет. В это многое входят так же всякие призывы к чистоте в общественных уборных. Но вот наткнувшись на оное в душевой фитнес-центра, я всерьез задумалась.
Просьба, надо сказать, была оформлена очень грамотно и очень адресно, почти как плакат времен гражданской войны, ну тот, на котором суровый дядька в буденовке тычет пальцем буквально тебе в грудь и вопрошает: "А ты записался добровольцем?!" И сразу же на уровне инстинктов начинаешь оглядываться в поисках стола, за которым сидит кто-то, кто в эти добровольцы и записывает.
Так вот. В упомянутом выше призыве было буквально следующее: "Милая дама. У меня, как у директора посещаемого и наверняка любимого Вами фитнес-центра, к Вам огромная просьба содержать в чистоте душевые кабины, туалет и индивидуальные шкафчики. Не оставлять в них предметы личной гигиены. К сожалению, вынуждена констатировать факт, что в мужской раздевалке в плане чистоты все гораздо лучше. Пожалуйста, прислушайтесь к моей просьбе, постарайтесь быть аккуратнее".
Первое, что я испытала, был стыд. Стыд за всех нас, тётенек. Которые вылизывают свои квартиры, ногти, лица, волосы...зоны бикини...и все. Остальные зоны пребывания из понятия "чистота" выпадают.
Следом за стыдом включилась память. Что и как я делаю во время переодеваний в этом клубе. Совесть моя в отношении меня успокоилась, я предпочитаю только принять душ, без использования гелей-шампуней, потому как дом недалеко, а мыться я люблю с чувством-толком-расстановкой в собственной ванне где можно разгуляться по всяким маскам-скрабам и даже депиляцию сделать, да-да. В критические дни вообще не посещаю тренировки - не очень это полезно. Да и общее состояние оставляет желать лучшего - теплого пледа, кружки чая и отсутствия физ.нагрузок. Но вот женщин, которые думают, что раздевалка в клубе = их собственная туалетная комната уже видела. Видела таких, которые 20-30 минут бегают на дорожках, а потом часа два наводят марафет от макушки до пят у шкафчиков.
Потом память пошла дальше.
Не так давно в нашем офисном здании был прорыв в женском туалете. И нам всем волей-неволей на 1 день пришлось из мужского сделать общий. Так вот. У мужчин реально чище а кто-то говорил, что только принцессы пукают бабочками и какают радугой. Не затоптаны унитазы. Не валяются бумажки. И даже запаха характерного как-то...меньше.
Вот что это за парадокс такой? Женщины - дома истово, не покладая рук, наводят чистоту-порядок, зато в общественных местах отрываются. Мужчины в общественных местах поддерживают порядок, зато дома а может это просто устойчивый миф, по крайней мере я пока таких не встречала предоставляют женам право подбирать за собой грязные носки, художественно описывают сиденья унитазов и вообще распоясываются максимально.
Вот такой вот у меня вопрос почище теоремы Ферма образовался. Кто-то знает ответ?

Библейская антропология выделяет в человеке две (тело и душа) или три (тело, дух, душа) стороны . Сначала целесообразно будет рассмотреть духовную часть человеческой природы. В Ветхом Завете она состоит из трех компонентов: духа и души, однако к этим двум понятиям мы добавим ещё и сердце, поскольку в религии оно воспринимается не как орган, а скорее как некая духовная субстанция. Итак, нам необходимо понять, какое значение эти три компонента в библейском контексте и в чем их существенное отличие.

«В начале сотворения неба и земли, когда земля была пуста и нестройна, и тьма над бездною, а дух Всесильного парил над водою» (Быт 1:1-2) - такими строчками начинается Ветхий Завет, и с этих строк мы начнем свой анализ. Обратим внимание на слово «дух», нам необходимо определить, что оно означает в данном контексте. В еврейском оригинале это слово звучит как «руах» (шез) и имеет два значения «дух» и «ветер». Здесь, скорее всего, имеется в виду «дух», неощутимое и невидимое присутствие Бога, поддерживающее существование всего сотворенного и определяющее все происходящее.

Венцом творения божьего стал человек. Процесс сотворения человека отличался от всех предыдущих. Если до этого в Библии говорилось «да будет свет», «да будут светила», то сотворение человека звучит как некое сомнение: «И сказал Всесильный: «Создадим человека по образу нашему, по подобию нашему». <…> И сотворил Всесильный человека по образу своему» (Быт 1:26-27). «Множественное число слова «создадим» напоминает созыв совета и в тоже время указывает на сомнения и раздумья говорящего» .

Также и акцентируем внимание на словах «по образу» (бцмое) и «по подобию» (бгоеъе). Говорится, что человек сотворен по образу Бога. Другими словами, внешне человек является повторением Бога, обладает разумом, творческими способностями и в потенциале может обладать свойствами Творца. Таким образом, если человек сотворен по образу Бога, то можно сделать вывод, что в нем есть и дух Бога. «Всевышний сотворил человека бессмертным, чтобы тот, являясь подобием Творца, стал бы отражением его вечности и независимости от времени» (Книга Премудрости Соломона, 2:23). Эти строки ещё раз подтверждают, что в человеке есть нечто божественное, бессмертное, то, что возвышает его над остальным живым миром . Прежде всего, он, в отличие от животных, обладает разумом, то есть способен жить не только в материальном мире, но и в духовном. Духовные и нравственные качества Божественной сущности (любовь, прощение, милосердие, сострадание) как раз являются подобием Бога. Поэтому человек может обуздать свои природные инстинкты и поставить свои желания на службу религиозных и нравственных идеалов . То есть если человек был создан по образу Бога, то подобия с ним он должен достичь сам, ведя праведный образ жизни. Еще и этим объясняется множественное число во фразе «создадим человека» (агн ртщд), то есть не только Бог создает человека, но и он сам должен приложить усилия в сотворении себя по подобию Божию .

«И образовал Бог всесильный человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым» (Быт 2:7). Вчитываясь в эти строки, можно понять, что Господь наделил человека душой. «В иврите слово «душа» (рфщ) имеет более широкое, чем в русском языке, значение; часто этим словом обозначается какое-либо живое существо». . Благодаря душе человек становится «существом живым» или в буквальном переводе «живой душой». Эта душа возвысила его над всем живым и наделила способностью мыслить и говорить, Бог отличил человека от зверей и птиц разумом (Книга Иова 35:11). Так же следует отметить, что процесс создания человека в Библии описывается дважды. Первоначально человек представлял собой только духовную сущность, сочетающую в себе как мужское, так и женское начала - «мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:27). Только после второго сотворения человек обрел физическое тело (бщш) - «образовал Бог Всесильный человека из праха земного» (Быт 2:7).

«Устремился я сердцем к тому, чтобы изучить и разведать мудростью все дела под небом. Они -- тягостная работа, что дал людям Бог на мученье сердцем. <…> Я сказал своему сердцу: «Вот, я превзошел величием и мудростью всех, кто владел Иерусалимом раньше». Много мудрости и знаний обрело мое сердце. И устремился я сердцем к тому, чтобы познать, где мудрость, а где -- безумство и глупость» (Еккл. 1:13,16-17). Какого значение слова «сердце» в данном контексте? В текстах Ветхого Завета «сердце» (на иврите «лев» (мб)) очень часто переводится просто как местоимение «я», однако это очень упрощенный перевод. Так же можно перевести и понятие «душа», что в еврейском оригинале звучит как «руах». Однако все же «душа» (рщод) и «сердце» (мб) - разные понятия, поэтому такой перевод нас не устроит - он не дает возможности определить различие. Конечно, в библейском контексте сердце не имеется в виду как орган. Здесь оно представлено скорее как часть психики человека, наподобие мозга. Оно хранит в себе разум и мудрость, мотивы, определяющие человеческое поведение. Можно даже сказать, что сердцем человек придерживается того или иного образа жизни. Кроме того, сердце является источником чувств, которые по своей природе тоже определяют поведение человека . Это подтверждает следующие цитаты: «И увидел Бог что велико зло человека на земле и что весь образ мыслей сердца его зол во всякое время» (Быт 6:5); «Люби Бога, Всесильного твоего, всем сердцем твоим <…>» (Втор 6:5); «Не питай в сердце твоем ненависти к брату твоему» (Лев 17:19). То есть в Ветхом Завете понятие «сердце» (мб) используется как своеобразное вместилище не только разума и интеллекта, но и эмоций. И то и другое является определяющим в устремлениях человека. Все его действия идут от сердца. Оно принимает решение, как человек будет жить в праведности или в грехе. Оно является источниками добра или зла, как своеобразная внутренняя личность, которая принимает решения и делает нравственный выбор.

Таким образом, структурные компоненты человека существенно отличаются друг от друга функциями и предназначением. «Дух» (шез) - это то, что досталось человеку непосредственно от Бога, то, что делает человека подобием Творца. «Душа» (рфщ) - это то, что наделяет человека жизнью и роднит его с другими живыми существами на земле. Что касается «сердца», оно, как уже говорилось выше, является разумной частью человека, хранилищем его мудрости. Все эти элементы в совокупности составляют внутренний духовный мир человека.