Наука в эпоху эллинизма: основные достижения, имена крупных ученых, общая характеристика уровня и специфики науки. Наука эпохи эллинизма

Введение………………………………………………………………2

    Особенности научной мысли эпохи эллинизма…………….4

    Научные достижения эллинистической эпохи:

А) достижения ученых эллинистической эпохи в математике…..6

Б) достижения эллинистических ученых в области астрономии...9

В) зарождение науки о растениях и развитие медицины…………12

Г) развитие философской мысли в период эллинизма……………16

Заключение…………………………………………………………...17

Список источников…………………………………………………..18

Введение.

Актуальность темы.

Данная тема до сих пор является актуальной, в силу того что до сих пор открывая или изобретая что то новое, человек основывается на опыте предков. Гораздо легче разрабатывать что то, когда видна простота и эффективность предмета, которая стала известна еще задолго до настоящего времени. Именно поэтому ценность исследований в области древних открытий остается актуальной и сегодня.

Историография темы.

В мировом антиковедении эллинизм уже давно характеризуется как целостное и исторически обусловленное культурное явление, как цивилизационное единство, для которого характерен синтез греческих и восточных элементов (работы Ф. Кюмона , В. Тарна и др.).

В отечественной историографии вопросы культурной и религиозной истории эпохи эллинизма рассматривались в работах И. С. Свенцицкой, М. К. Трофимовой и Т. В. Блаватскойи др.

Произведения художественной литературы эпохи эллинизма (будь то поэзия, драма или проза) являются не только шедеврами культуры, но и ценными историческими источниками. Ученые черпают в них важные сведения о специфике политического развития эллинистических государств, менталитете и повседневной жизни их жителей, социально-экономических отношениях.

Целью моей работы является изучение научных открытий в области математики, астрономии, медицины, философии, сделанных в эллинистический период.

Основные задачи:

Выявить основные особенности научной мысли эпохи эллинизма;

Рассмотреть основные научные открытия эллинистического периода в истории;

Определить роль научных открытий эпохи эллинизма в становлении современной цивилизации.

Краткое содержание.

В данной работе определены хронологические рамки эпохи эллинизма. Показаны особенности научной мысли этого исторического периода такие как: повышение практического применения результатов научного исследования в разных областях государственной жизни и выделение науки в самостоятельную сферу человеческой деятельности.

В работе говорится о том, что в этот краткий период истории возникает мощный интеллектуальный всплеск в математических знаниях, гуманитарных исследованиях, в естествознании, наблюдается постепенная дифференциация наук и формирование конкретных предметных областей с собственной лексикой, проблематикой, принципами обоснования истинности, инструментарием. Рождение научной географии, теоретической астрономии, лингвистики, филологии, исторической науки, геометрии и алгебры (как отдельных математических дисциплин) связывают именно с эпохой эллинизма. Определить роль научных открытий эпохи эллинизма в становлении современной цивилизации.

В результате исследования я пришел к выводу , что период эллинистической цивилизации был, пожалуй, наиболее блестящим веком в истории науки вплоть до XVII (17) века. Как пишут в своем фундаментальном исследовании «Западные цивилизации» Р. Лернер, С. Мичэм и Э. Берне, некоторые современные научные достижения немыслимы без открытий ученых Александрии, Пергама и других центров эллинистической культуры и науки.

Особенности научной мысли эпохи эллинизма.

Эпоха эллинизма – время между двумя датами: смертью Александра Македонского (323 г. до н.э.) и падением под натиском Рима династии Селевкидов (31 г. до н.э.).

В этот краткий период истории возникает мощный интеллектуальный всплеск в математических знаниях, гуманитарных исследованиях, в естествознании, наблюдается постепенная дифференциация наук и формирование конкретных предметных областей с собственной лексикой, проблематикой, принципами обоснования истинности, инструментарием. Рождение научной географии, теоретической астрономии, лингвистики, филологии, исторической науки, геометрии и алгебры (как отдельных математических дисциплин) связывают именно с эпохой эллинизма.

Невероятному расцвету всех областей знания способствовали разные факторы, но все они, так или иначе, связаны с последствиями походов Александра Македонского, спровоцировавших глобальное смешение культур. Греки получили доступ к знаниям покоренных соседей, а высокий престиж греческой культуры у местной элиты (правителей и знати) обеспечил материальную поддержку библиотекам и научным центрам.

Бурное развитие как гуманитарных, так и естественных наук является характерной особенностью эллинистической эпохи. Правящие монархи для управления державами, для ведения продолжительных и многочисленных войн нуждались в применении новых эффективных методов и средств и могли их получить, лишь используя результаты научного знания. При дворах эллинистических правителей создаются коллективы ученых, щедро субсидируемые правительством, занятые решением научных проблем.

Естественно, правителей интересовала не столько наука как таковая, сколько возможность ее практического применения в военном деле, строительстве, производстве, мореплавании и др. Поэтому одна из особенностей научной мысли эллинистической эпохи состояла в повышении практического применения результатов научного исследования в различных областях государственного управления и жизни. Бурное развитие науки и практическое применение ее результатов способствовало отделению науки от философии и выделению ее в самостоятельную сферу человеческой деятельности.

Если в классическое время каждый крупный мыслитель (Пифагор, Анаксагор, Демокрит, Платон, Аристотель и др.) занимался собственно философией и многими конкретными науками, то в эллинистическое время наблюдается дифференциация и специализация научных дисциплин. Математика и механика, астрономия и география, медицина и ботаника, филология и история стали рассматриваться как особые научные специальности, имеющие свою специфическую проблематику, свои методы исследования, собственные перспективы развития.


Александр Македонский

Достижения ученых эллинистической эпохи в математике.

Больших успехов достигли математика и астрономия. Эти науки развивались на основе, заложенной в классический период Пифагором и его школой, Анаксагором и Евдоксом. Вместе с тем богатый опыт математических исследований и астрономических наблюдений, проведенных представителями древневосточной науки, в частности вавилонскими и египетскими учеными, способствовал разработке эллинистической математики, астрономии и других научных дисциплин.

Выдающимися математиками (и вместе с тем представителями ряда отраслей физики) были три гиганта эллинистической науки: Эвклид из Александрии (конец IV - начало III вв. до н. э.), Архимед из Сиракуз (287-212 гг. до н. э.) и Аполлоний из Перги в Памфилии (вторая половина III в. до н. э.).

Наиболее известным произведением Эвклида стали его знаменитые «Начала», подлинная математическая энциклопедия своего времени, в которой автор систематизировал и придал формальную законченность многим идеям своих предшественников: Гиппократа Хиосского, Архита из Терента, Теэтета, Евдокса Книдского. Геометрия на плоскости, стереометрия, теория чисел, теория отношений, метод исчерпывания, иррациональные числа, теория правильных многогранников – все это нашло свое отражение в фундаментальном сочинении Евклида, которое стало образцом теории вплоть до середины XIX в., а во многом и до сегодняшнего дня. Вся математическая система Евклида основана на пяти постулатах и пяти аксиомах, принимаемых без доказательств. Изложенные Эвклидом математические знания легли в основу элементарной математики Нового времени и, как таковые, используются в средней школе до сих пор.

Архимед родился в Сиракузах на острове Сицилия, долго учился в Александрии. Он прославился как механик и математик, поразивший не только современников, но и потомков оригинальностью мышления, изобретательностью.Архимед был разносторонним ученым и внес огромный вклад в развитие античной математики и физики: он вычислил значение числа тс (пи) (отношение длины окружности к диаметру), заложил основы исчисления бесконечно малых и больших величин, решил отношение объема шара к объему описывающего его цилиндра, стал основателем гидростатики. Архимед, может быть, больше, чем любой другой ученый эллинизма, сделал для практического применения научных выводов.

Отметим, что в трудах Архимеда, может быть, впервые наука использовалась для решения технических задач. Он заложил основы дифференциального и интегрального исчисления и подошел к механике как к математической дисциплине. Он стал изобретателем планетария, приводившегося в движение водой и изображавшего движение небесных тел, сложного блока (так называемая «барулка») для передвижения тяжестей, бесконечного (так называемого архимедова) винта для откачивания воды из шахт, трюмов кораблей. Ряд его выводов применялся для улучшения конструкции осадных приспособлений и метательных машин.

Архимед был величайшим изобретателем-механиком, причем многие его изобретения использовались в военных целях. Во время второй Пунической войны Архимед возглавлял оборону Сиракуз, осаждаемых римлянами. Он построил для обороны города метательные машины, позволявшие метать стрелы и камни весом до 10 талантов» (500 кг). Другие машины, как пишет Плутарх, «захватывали суда, поднимали их в воздух и затем кормою погружали в воду». Римляне в страхе обращались в бегство. Ворота города открыло предательство, при штурме Архимед был убит.

Крупнейшим вкладом Аполлония из Перги стала разработанная им теория конических сечений, основы геометрической алгебры и классификация иррациональных величин, которые предвосхитили открытия европейских математиков Нового времени. Аполлоний Пергский в "Конических сечениях" дал полное и законченное описание эллипса, параболы и гиперболы как сечений кругового конуса. Именно у Аполлония впервые встречается требование выполнять все геометрические построения с помощью циркуля и линейки. Его сочинение закрыло дверь в геометрическую алгебру.

Достижения эллинистических ученых в области астрономии.

Замечательны достижения эллинистических ученых в области астрономии. Самыми крупными из них были Аристарх Самосский (310-230 гг. до н. э.), Эратосфен Киренский (275-200 гг. до н. э.) и Гиппарх Никейский (ок. 190 - ок. 126 гг. до н. э).

Величайшим достижением эллинистической астрономии была разработка Аристархом гелиоцентрической системы мира, поиск научных доказательств такого устройства Вселенной, которое предполагало огромные размеры Солнца. Вокруг него вращаются все планеты, в том числе и Земля, а звезды - это аналогичные Солнцу тела, находящиеся на громадных расстояниях от Земли и потому кажущиеся неподвижными. Энциклопедически образованным ученым был Эратосфен , которого по разносторонности и глубине знаний можно сравнить с великим Аристотелем. Известны его труды по исторической критике и хронологии, по математике и филологии, но наибольший вклад Эратосфен внес в астрономию и тесно связанную с изучением небесных светил теоретическую географию.

Используя математический аппарат, включая элементы тригонометрических вычислений, наблюдения за небесными телами, Эратосфен измерил окружность земного экватора, определив его в 39 700 тыс. км, что очень близко действительному размеру (около 40 тыс. км), определил длину и ширину обитаемой части Земли - тогдашней ойкумены, наклон плоскости эклиптики.

Исследование поверхности земного шара привело Эратосфена к выводу, что можно достичь Индии, если плыть на запад от Испании. Это наблюдение впоследствии было повторено рядом других ученых, и им руководствовался знаменитый Христофор Колумб, когда отправлялся в свое знаменитое плавание в Индию в конце XV в.

Одним из самых прославленных ученых эллинизма был Гиппарх . Он не принял гелиоцентрическую систему Аристарха Самосского и, использовав идеи своих предшественников, дал наиболее обстоятельную разработку так называемой геоцентрической системы устройства Вселенной, которая была заимствована Клавдием Птолемеем и, освященная авторитетом последнего, стала господствующей системой в средние века, вплоть до Коперника.

Гиппарх сделал целый ряд важных открытий: обнаружил явление прецессии равноденствий, более точно установил продолжительность солнечного года и лунного месяца и тем самым внес уточнения в действующий календарь, точнее определил расстояние от Земли до Луны. Он составил лучший для древности каталог - в него включены более 800 звезд с определением их долготы и широты и разделением их по яркости на три класса. Высокая точность выводов Гиппарха основывалась на более широком, чем у других ученых, использовании тригонометрических соотношений и вычислений.

Зарождение науки о растениях и развитие медицины.

Основателем науки о растениях считается ближайший ученик Аристотеля Феофраст из Лесбоса (372-287 гг. до н. э.), разносторонний ученый, автор многочисленных работ по самым различным специальностям. Однако наибольшее значение для дальнейшего развития науки имели его труды по ботанике, в частности «Исследование растений» и «Происхождение растений». На основе тщательных исследований Феофраста в III-I вв. до н. э. появилось несколько специальных трактатов по сельскому хозяйству и агрономии.

Большие успехи были сделаны в медицине.

Здесь достижения греческих ученых V-IV вв. до н. э., в частности знаменитого Гиппократа, и богатейшие традиции древневосточной медицины дали плодотворные результаты. Крупными светилами эллинистической медицины были Герофил из Халкедона и Эрасистрат из Кеосак, создатели двух влиятельных медицинских школ III в. до н. э.

Им принадлежат такие крупные открытия, как явление кровообращения, наличие нервной системы, установление различия между двигательными и чувствительными центрами и целый ряд других важных наблюдений в области физиологии и анатомии человека, которые были забыты и вновь открыты лишь в Новое время. Асклепиад из Прусы в I в. до н. э. прославился эффективным лечением больных с помощью диеты, прогулок, массажа и холодных ванн и добился таких больших успехов, что даже возникла легенда, будто он воскресил умершего человека.

Анатомия стала в эпоху эллинизма самостоятельной отраслью медицины: ее развитию в Александрии в немалой степени способствовал древнеегипетский обычай бальзамирования, а также разрешение Птолемеев анатомировать тела умерших и производить живосечения на приговоренных к смертной казни. Птолемей II Филадельф (285-246 гг. до н.э.) отдавал ученым для вивисекции осужденных преступников: сначала вскрывали брюшную полость, потом рассекали диафрагму (после чего сразу же наступала смерть), затем открывали грудную клетку и исследовали расположение и строение органов.

Основателем описательной анатомии считается Герофил из Халкпдона в Малой Азии (ок. 335-280 гг. до н.э.), живший при Птолемее и проводивший свои медицинские исследования в александрийском Мусейоне. Его пригласил туда Птолемеи I и он воспользовался в полной мере огромными возможностями и предоставленной ему свободой. Герофил считается первым греком, который вскрывал человеческие трупы в присутствии учеников и ассистентов. Так как только монарх контролировал его исследования, не было никого, кто мог ему мешать в его работе. Благодаря этому Герофил смог создать основы систематической анатомии, став, таким образом, основателем знаменитой александрийской школы медицины. Он много внимания уделял исследованиям мозга, который, вопреки взглядам Аристотеля, считал носителем мысли (Аристотель усматривал его в сердце), изучал желудок, половые органы и глаза. До сих пор употребляются введенные им в анатомию термины, например сетчатка глаза и пр. Герофил первым провел различие между чувствительными и двигательными нервами, жилами и артериями и наблюдал ритм пульса. В свободное время от точных научных исследований занимался терапией, использовал очень много различных лекарств и написал практическое пособие по акушерству.

Преемником Герофила был Эрасистрат (ок. 240 гг. до н.э.). Долгое время Эрасистрат был придворным врачевателем правителя Сирийского царства Селевка I Никатора, а во времена Птолемея II Филадельфа жил и работал в Александрии. Эрасистрат хорошо изучил строение мозга, описал его желудочки и мозговые оболочки, четко разделил нервы на чувствительные и двигательные и показал, что все они исходят из мозга. Мозговые желудочки и мозжечок он определил как вместилище души, а сердце - как центр жизненной пневмы. Эрасистрат так тщательно исследовал строение сердца и его клапанов, которым дал названия, что Гален практически уже ничего не добавил к его описанию. Он придерживался атомистической теории, посредством которой старался выяснить механизм деятельности живого организма. Весьма многим ему обязана и физиология. Эрасистрат весьма близко подошел к открытию тайны кровообращения, остановившись на самом пороге, ибо ему помешало представление, согласно которому, кровь течет только по венам, тогда как артерии переносят из сердца «оживляющее дыхание». При травмах и анатомировании кровь быстро вытекала из крупных артерий, упругие стенки которых не спадались, и эти сосуды оказывались наполненными воздухом. Каждый раз, произнося «артерия», мы воспроизводим эту ошибку античных анатомов, ибоε значит воздух, а ε течь..

Последователей Эрасистрата называли эразисграторами: их учениками были видные врачи древнего Рима - Асклепиад, Диоскорид, Соран, Гален.

Развитие философской мысли в период эллинизма.

Последним крупным философом эпохи эллинизма считается Эпикур (341–270 гг. до н.э.). В своем учении он на новом уровне возрождает идеи атомизма Демокрита. По его представлению возможна случайность движения атомов, отклонение их траектории от прямой линии. На основе атомизма Эпикур пытался объяснить не только природные явления, но и явления социальные и психические. По Эпикуру, ощущения возникают вследствие потока частиц, проникающих в органы чувств. Атомы, находясь в беспрерывном движении, образуют все сущее. Так возникла и Земля, затем от нее отделилось небо, Земля породила жизнь, а все, что не могло приспособиться к жизни на Земле, умирало. Естественным путем на Земле возник животный и растительный мир, а также человек.

Эпикур, как мы видим, не находил места божественному началу земной жизни. Он считал, что боги находятся далеко, в межзвездном пространстве, и в жизнь людей не вмешиваются. В последующие столетия понятие «эпикуреец» было аналогично понятию «безбожник».

Заключение.

В эпоху эллинизма произошел величайший переворот в познании человеком окружающего его мира - впервые собственно научные знания, отделившись от философии, обрели самостоятельность. Было сделано немало великих открытий во всех областях естественных и гуманитарных знаний. Имена Архимеда, Эвклида, Эратосфена стоят в ряду с именами великих современных ученых, открывая историю многих научных дисциплин.

Такова была наука эпохи эллинизма, во многих своих положениях и выводах опровергнутая сегодня, но сыгравшая исключительно важную роль в становлении современной цивилизации. Выделение науки в самостоятельную сферу культуры, пусть еще практически не связанную с материальным производством, было важнейшим шагом в формировании активного, творчески-преобразующего отношения человека к миру.

Список источников

1. В.С. Поликарпов. История науки и техники (учебное пособие). – Ростов-на-Дону: изд-во - 1998г. 352с.

2. История науки и техники. Учебно-методическое пособие. /Под ред. Ткачёва А.В. – СПб.: СПб ГУ ИТМО, 2006г. 143с.

3.Хрестоматия по истории древнего мира: Эллинизм. Рим / Под ред. В.Г. Боруховича, С.Ю. Монахова, В.Н. Парфенова. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1998г. 118с.

4. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2002г. 600 с.

Культура эпохи эллинизма

Эллинистическая наука и философия.

Если в эпоху греческой классики ведущей наукой была философия, то в период эллинизма на первое место вышли точные науки. Естествознание, математика, астрономия, медицина достигли огромных успехов. Центром математики и естественных наук стал знаменитый Мусейон в Александрии. Здесь создал свой труд «Элементы» (ок. 300г. до н.э.) выдающийся математик Евклид. Ему принадлежат также серьезные работы по астрономии и оптике. В Мусейоне существовала обсерватория для наблюдения за небесными светилами. Астроном Гиппарх составил обширный звёздный каталог, географ Эратосфен с удивительной точностью (ошибка всего в 80 км) определил окружность Земли. астроном Аристарх Самосский на основе наблюдений и вычислений предположил, что Земля и планеты вращаются вокруг Солнца.

Крупнейшим учёным той эпохи был Архимед (ок. 287-212 гг. до н. э.), сделавший ряд великих открытий в области математики и физики и заложивший основы теории механики и гидравлики. Интенсивное развитие науки расширило и углубило знания человека о мире, показало ему всю сложность окружающей действительности. Исчезновение городов-полисов, появление монархий с неограниченной властью царя изменили представления человека о его месте в мире. Типичной чертой эллинистического мировоззрения становится индивидуализм, что нашло своё отражение в философии, религии и искусстве эллинистической эпохи.

Философия эллинизма стала идеологией индивидуализма. Наиболее значительным направлением в философии этого периода была материалистическая школа, созданная Эпикуром (341-270гг. до н. э.) ещё в 306 г. до н. э. В основу этого направления легли естественнонаучные взгляды Демокрита (теория атомов). Источником познания философы эпикурейской школы считали чувственное восприятие. Они признавали справедливым стремление человека к физическим и духовным радостям и считали, что человек преодолевая страх перед смертью и Богом, может достичь спокойствия в жизни. Эпикур был также зачинателем этики и гедонизма. Каждый пришедший в сад Эпикура моги рассчитывать на мудрую беседу о смысле жизни, добре и счастье, на лепёшку и кружку разбавленного вина.

Стоики-Зенон (ок. 336332-264262 гг. до н. э.) и его школа, видели основную задачу философии в разработке учения о поведении человека. Стоическая этика, в отличие от эпикурейской, была этикой долга. Эпикурейскому принципу удовольствия стоики противопоставляли принцип добродетели, презирающей удовольствие. Они считали, что потребности заслуживают только презрения, а мудрец должен быть выше всяческих волнений и страданий- он должен жить сообразно природе, безоговорочно принимать свою судьбу и не пытаться противостоять ей.

В это же время развивает свою теорию и школа киников, созданная Антисфеном (450-ок. 360 гг. до н. э.), учеником Сократа. Представители этой школы тоже призывали к пассивности. Они считали, что человеку в результате распада полиса не осталось места в обществе, он должен покинуть несущую гибель цивилизацию и вернуться в лоно природы.

Созданная Пирроном (ок. 360-ок.270 гг. до н. э.) школа скептиков придерживалась мнения, что окружающий мир непостижим и осмыслению не поддаётся. Поэтому подлинный мудрец должен сохранять спокойствие духа и абстрагироваться от воздействия внешнего мира.

Несмотря на некоторые различия в философских направлениях, общность взглядов стоиков и скептиков очевидна. Они сводятся к отстранению человека от треволнений жизни, к проповеди пассивности и конформизма.

Культура эпохи эллинизма внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архи-тектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетель-ством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не толь-ко как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчес-тии являются современными.

На почве эллинистической культуры впервые появилась и стали развивать-ся категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому эллинистическая фило-софия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура эпохи эллинизма явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

Восточный мир без эллинисткой культуры был бы совсем иным, ведь всё дальнейшее развитие художественной культуры в Египте, Сирии, областях Малой Азии, Балканского полуострова стало невозможным благодаря культурному влиянию Греции. Наконец, эллинизм стал в регионе восточного Средиземноморья предтечей византийской культуры, в частности рационального и конструктивного художественного мышления, явившегося основой стиля классицизма в искусстве.

Список используемой литературы:

1. С. Карпушина, В. Карпушин «История мировой культуры (учебник для вузов)». Москва 98г.

2. А. П. Садохин, Т. Г. Грушевская «Мировая художественная культура».

Москва 92 г.

3. Н. В. Шишова, Т. В. Акулич «История и культурология (учебное пособие)». Логос 2000г.

4. А. И. Чернокозов «История мировой культуры». Москва 89г.

5. П. С. Гуревич «Культурология: Учебник 3-е издание». Москва 2001г.

Делись добром;)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Александрийская библиотека

Эллинистическая филология

Эпикуреизм

Стоицизм

Заключение

Список литературы

Введение

В эпоху эллинизма произошел величайший переворот в познании человеком окружающего его мира -- впервые собственно научные знания, отделившись от философии, обрели самостоятельность. Было сделано немало великих открытий во всех областях естественных и гуманитарных знаний. Имена Архимеда, Эвклида, Эратосфена стоят в ряду с именами великих современных ученых, открывая историю многих научных дисциплин. Сосредоточение интеллектуалов в центрах власти не было новым явлением: при дворах тиранов Поликрата и Писистрата жили поэты и мыслители, в распоряжении которых находились библиотеки. Новыми в эллинистическую эпоху были масштаб интеллектуальной деятельности и уровень оказываемой ей государством поддержки. Библиотеки превращались в научные учреждения. С расширением книжной культуры стали возможны систематические исследования и интерпретация достижений прошлого. Поэты превращались в ученых. Вместе с тем политическая мысль и философия эпохи эллинизма носили отпечаток новой общественной и политической ситуации, сложившейся в результате крушения полиса и возникновения системы монархий.

Александрийская библиотека

Египет являлся центром древнейшей культуры ойкумены, носителями которой были египетские жрецы. К ним задолго до завоеваний Александра приезжали учиться выдающиеся люди Греции - Гекатей, Демокрит, Геродот, Платон. Необычайное богатство Египта золотом, зерном и природными ресурсами, эксплуатация трудолюбивого населения позволяли новым правителям Египта Птолемеям содержать ученых и писателей, закупать книги без какого-либо ущерба для роскоши своего двора, без сокращения трат на содержание армии. Да и внутреннее положение Египта, несмотря на прорывающееся порой недовольство населения, было неизмеримо более прочным, чем других эллинистических государств. Ученых селили в храме покровительниц муз Мусейоне. Тут же находилась основанная в 283 г. библиотека, превосходившая числом свитков все известные до того времени книжные собрания. Основатель этой библиотеки царь Птолемей II обложил всех посетающих Александрию небывалой данью -- каждый при вступлении в гавань должен был сдавать все имеющиеся у него книги. При отъезде ему вручали их копии. Кроме того, были скуплены целые книжные собрания.
Естественно, многие рукописи были повреждены, другие не имели названий, иные могли быть подложными, ибо литературной собственности в древности не существовало, и каждый мог переписать чужой труд и пустить его по свету под любым именем. Сначала Птолемей поручил приведение библиотеки в порядок трем ученым, распределившим между собою обязанности таким образом: один взялся описать произведения эпических поэтов, второй -- трагических, третий -- комических. Первым хранителем библиотеки был Зенодот, вторым - Каллимах, поэт и ученый, обладавший столь обширными знаниями, что ему была не чужда ни одна отрасль науки и искусства. При Каллимахе книжное собрание насчитывало 90 000 свитков (впоследствии их количество возросло до 700 000). Каллимаха как хранителя библиотеки и главу александрийской науки сменил Эратосфен, один из наиболее разносторонних ученых древности.

Эллинистическая филология

Первым детищем александрийской библиотеки стала филология. Хотя число сохранившихся материалов по александрийской филологии невелико, все же удается восстановить ее облик по свидетельствам о филологах (их также называли грамматиками) и по заметкам, сохранившимся на полях средневековых рукописей. Установлено главное правило эллинистической филологии: «понять Гомера из Гомера», то есть устранить неясности в тексте, привлекая параллельные произведения и места из того же автора. Другой принцип - всесторонний анализ литературного произведения, включавший выяснение его специфики, истолкование отдельных слов и исторических реалий, привлечение аналогий и эстетическую оценку.

Эллинизм и зарождение александрийской науки

Образование империи Александра Македонского знаменовало собой окончательное крушение греческой общественно-политической формы города-государства и явилось поворотным пунктом и началом новой эры не только в политической, но и культурной истории древнего мира. Эта эра -- эллинизм. Походы Александра далеко раздвинули пределы известного грекам мира и, расширив их кругозор, способствовали утверждению нового мироощущения, не свойственного жителям Эллады классической эпохи. Раньше греки тоже не оставались безвыездно в своих городах: они отправлялись в морские путешествия и основывали колонии на берегах Черного и Средиземного морей. Эти колонии были чисто греческими поселениями в варварском окружении и, за исключением отдельных случаев (Навкратис в Египте), нельзя было говорить о сколько-нибудь существенном влиянии этого окружения на обычаи, представления о мире и культурные интересы греческих поселенцев. Теперь же под властью Александра оказались великие древние цивилизации, во многих аспектах превосходившие греческую, и непосредственный контакт с ними не мог не привести к самым серьезным последствиям для греческой культуры, и в первую очередь для отношения греков к окружающему миру. Присущие грекам классической эпохи черты партикуляризма, национальной гордости и ощущения своей исключительности сменились космополитизмом, ставшим в дальнейшем характерной особенностью всей поздней античности; возникновение Римской мировой державы и победа христианства не погасили, а лишь усилили эти космополитические тенденции. Другой важный момент состоял в потере старой Грецией ее прежней культурной гегемонии. Если Афины еще продолжали оставаться местом пребывания важнейших философских школ, то оформившиеся к этому времени специальные науки нашли более благоприятную почву для своего развития в столицах новых государств, на которые распалась империя Александра после смерти ее создателя. Эти государства были своеобразными конгломератами греческих и местных элементов, причем культурная элита в них почти целиком состояла из греков, а греческий язык стал языком образованных слоев общества и одновременно международным языком новой эпохи. На первое место среди новых столиц быстро выдвинулась Александрия, где уже основатель династии -- Птолемей I Сотер (323--283 гг. до н. э.) -- приютил ученика Феофраста Деметрия Фалерского, который может считаться первым «переносчиком» в Александрию аристотелевских традиций. Несколько позднее в Александрию был приглашен Стратон Лампсакский для участия в воспитании наследника престола, будущего Птолемея II (подобно тому, как Аристотель участвовал в воспитании Александра Македонского). Стратон находился в Александрии вплоть до смерти Феофраста (в 287 г.), после чего вернулся в Афины, чтобы принять на себя руководство школой. При первых правителях династии Птолемеев была основана знаменитая александрийская Библиотека, начало которой положено Деметрием, а также учрежден Мусей (Моизешп) -- научное учреждение, при котором жили крупнейшие ученые и литераторы, получавшие государственное жалованье, достаточное для того, чтобы они могли целиком посвятить себя научным занятиям. Большого развития достигла там же книгоиздательская деятельность, чему в немалой степени способствовала монополия Египта на папирус -- единственный книжный материал, получивший в то время широкое распространение; в результате Александрия вскоре стала крупнейшим центром книжной торговли. Все это привело к тому, что уже в III в. до н. э. александрийская наука достигла расцвета почти во всех оформившихся к тому времени областях знания.

Не только Птолемей Сотер и его преемники, но и другие «диадохи» (так назывались бывшие полководцы Александра Македонского, разделившие между собой его империю) были меценатами наук и искусств. К этому их побуждали соображения престижа, а порой и личный интерес. Так, крупные библиотеки, а при них научные центры возникли в Пелле (Македония), Пергаме (западная Малая Азия), Антиохии (Сирия), а также в городах, не бывших столицами диадохов -- в Родосе (на острове того же названия), Смирне, Эфесе. Интерес к наукам проявляли также сицилийские тираны, с которыми еще в начале IV в. до н. э. неудачно пытался флиртовать Платон. Позднее один из них -- Гиерои,-- захвативший власть в Сиракузах в 269 г. до н. э., стал покровителем Архимеда.

Каковы же были отличительные черты наук, с большим или меньшим успехом развивавшихся в перечисленных научных центрах и пользовавшихся покровительством тамошних царственных властителей? Эти науки уже ничем не напоминали раннюю греческую науку «о природе». Для них были характерны, с одной стороны, резкое отграничение от философии, а с другой -- четкая дифференциация и специализация. Математика и астрономия, механика и оптика, физиология и эмбриология, география и история, наконец, целый ряд гуманитарных дисциплин -- все они развивались самостоятельно, обладая, каждая, специфической проблематикой и присущими данной науке методами исследования. Этому, разумеется, не противоречило то обстоятельство, что некоторые величайшие ученые эпохи эллинизма (Евклид, Архимед, Эрато-сфен) прославили себя достижениями не в одной, а в нескольких областях знания.

В отличие от специальных наук философия эллинистической эпохи не нашла благоприятной почвы в столицах новых государств и продолжала в основном оставаться афинской. Помимо платонизма и перипатетиков, в III в. до н. э. возникли новые философские школы, полемизировавшие друг с другом и боровшиеся за успех и влияние.

С точки зрения истории науки интерес представляют лишь две из этих школ -- эпикурейство и стоицизм.

Эпикурейство

эллинизм наука эпикурейство стоицизм

Основатель первой из них Эпикур (342--270 гг. до н. э.) был сыном афинянина Неокла, проживавшего на острове Самос. Восемнадцати лет от роду он стал учеником Навзифана, придерживавшегося атомистической доктрины Демокрита, и принял основные положения атомистики. Большое влияние на него (особенно в этической части) оказало также учение основателя скептической школы Пиррона, жившего примерно в это же время с немногими учениками в Элиде. Выработав собственную систему, Эпикур в течение нескольких лет учил в Лампсаке и Митилене (на острове Лесбос), а затем, в 306 г., перенес свою школу в Афины, где жил со своими учениками и друзьями в «саду», который и после его смерти продолжал служить местопребыванием эпикурейской школы. Приняв атомистику Демокрита в целом, Эпикур пытался усовершенствовать ее в тех вопросах, которые вызывали наиболее острую критику ее противников. Так, он признавал наличие абсолютной противоположности верха и низа; по его представлениям, в бесконечной бездне пространства бесчисленные множества атомов несутся сверху вниз, увлекаемые силой тяжести. Тяжесть атомов пропорциональна их величине, однако различия в тяжести не влияют на скорость их падения в пустоте; этот тезис выводился Эпикуром из представлений о дискретной структуре пространства (он считал, что из бесконечной делимости пространственных интервалов неизбежно вытекала бы -- в соответствии с аргументами Зенона Элейского -- невозможность всякого движения). Атомы в своем падении с одинаковой скоростью могут отклоняться от строго вертикального направления. Эти отклонения (позднее обозначенные Лукрецием латинским термином сИпатеп) невелики, но произвольны. Отклоняясь, атомы могут сталкиваться друг с другом, сцепляться и образовывать скопления и вихри, приводящие к возникновению миров.

Источником всякого знания, согласно учению Эпикура, являются чувственные восприятия; в этом отношении Эпикур был представителем последовательного сенсуализма в греческой философии. Адекватность восприятий вызывающим их внешним объектам обосновывалась Эпикуром с помощью демокритовской теории истечений и образов. В соответствии с воззрениями творцов атомистики, Эпикур считал душу телесной, состоящей из наиболее легких и подвижных атомов; при этом он делил ее на несколько составных частей, обладающих разными функциями. Единство души обусловлено сдерживающей ее телесной оболочкой; в случае гибели последней душа улетучивается, распадаясь на отдельные атомы. В целом учение о душе было разработано Эпикуром весьма основательно, ибо оно служило фундаментом для его этики, составлявшей ядро и важнейшую часть всей его философской системы. Как и Демокрит, Эпикур признавал существование богов, но отрицал, что они как-либо влияют на ход мирового процесса: обитая в пространствах между мирами, боги пребывают в состоянии вечного блаженства, не нарушаемого никакими заботами или страстями.

От Эпикура дошли до нас лишь немногие тексты: три философских письма (к Пифоклу, Геродоту и Менекею), сборник важнейших эпикурейских максим и ряд фрагментов. Влияние эпикуреизма в позднейшие эпохи определялось не сочинениями самого Эпикура, а поэмой «О природе вещей», написанной последователем Эпикура римским поэтом Лукрецием.

Стоицизм

Если эпикурейство было еще во всех отношениях порождением эллинского духа, то наиболее могучая философская школа этой эпохи -- стоицизм -- вобрала в себя много восточных элементов. Характерно, что почти все ведущие деятели этой школы были так или иначе связаны с Востоком. Ее основатель Зенон (ок. 366--264 гг. до н. э.) был уроженцем финикийской колонии Китион на Кипре. Школа его получила наименование по месту, в котором происходили занятия (згоа -- крытая галлерея с колоннами). Большого влияния школа стоиков достигла в конце III в. до н. э., когда ее руководителем стал выдающийся ученый Хрисипп из Сол (Киликия). Преемником Хрисшша был Диоген из Вавилона, а последний большой мыслитель греческого стоицизма -- Посидоний Родосский (первая половина I в. до н. э.) -- происходил из Сирии.

Философия, по мнению стоиков, распадается на три главных отдела -- логику, физику и этику. В отличие от Аристотеля, признававшего за логикой значение лишь орудия всякого познания, стоики считали логику самостоятельной наукой. Эта наука, по их мнению, изучает и словесные знаки (звуки, слоги, слова, предложения) и обозначаемое ими (понятия, суждения, умозаключения) . Таким образом, стоики относили к логике и грамматику, и философию языка. В рассуждениях стоиков, относящихся к логике, имеется много очень интересных мыслей.

Физико-космологические воззрения стоиков обладают также значительным своеобразием. Стоики признавали элементами всего сущего четыре стихии, но из них они выделяли «высшие» стихии -- огонь и воздух, противопоставляя их низшим -- воде и земле. Сочетание огня и воздуха образует «пневму» -- нечто вроде души, проникающей все вещи и мир в целом; хотя эта душа материальна, она обладает активностью и формообразующей способностью; наоборот, вода и земля пассивны, инертны и получают форму от пневмы. Взаимопроникновение пневмы и материи имеет своеобразный характер; пневма непрерывна и заполняет все пространство, в том числе и те его точки, которые уже заняты материальными вещами. В этом смысле пневму можно сопоставить с эфиром (или полем) физики нового времени. Это сопоставление оказывается тем более уместным, что в силу внутренних движений, в ней происходящих, пневма всегда находится в состоянии известного натяжения (Ъопоз); степенью этого натяжения определяются различные градации форм пневмы. Величина и фигура тел, а также все их качества -- все это является результатом действия пневмы. В мире органической природы пневма обусловливает жизнедеятельность живых существ, причем от тонкости «пневматической» формы зависит степень организации данного класса животных или растений. Космос в целом объединяется пневмой, которая придает ему единство и охватывает все, что в нем содержится. Существует только один космос: он имеет сферическую форму и окружен беспредельным пустым пространством. Космос -- живое разумное существо, проходящее циклический путь развития. Он возникает из первичного огня, проходит стадии, когда в нем раскрывается все многообразие сущего, а затем вновь разрешается в стихию огня в результате всеобщего вспламенения (екругбз1з). Этот процесс необходим и причинно обусловлен -- так же, как причинно обусловлены и все единичные события мирового процесса, включая кажущиеся произвольными Действия живых существ. Эту единую и необходимую причинную связь всего совершающегося стоики называли термином «рок» или «судьба» (пегтагтепё).

Центральное место в философии стоиков занимала этика.

Подобно эпикурейцам (и в полном соответствии с общепринятой в античности точкой зрения), главной целью человеческой жизни стоики считали счастье (еийаипо-ша). Но если эпикурейцы понимали под счастьем наслаждение, то для стоиков высшим счастьем человека считалась жизнь, согласующаяся с его «природой». Это означало, что человек должен стремиться к максимальной степени совершенства, развивая свои естественные задатки и способности. Максимальная же степень совершенства человека тождественна с добродетелью; следовательно, жизнь, согласующаяся с «природой», есть по учению стоиков, не что иное, как добродетельная жизнь. В этом вопросе стоики кардинально отличались от другой современной им школы -- кинической, основателем которой был один из учеников Сократа Антисфен. По мнению киников, согласие с «природой» было эквивалентно отказу от всякого рода человеческих норм и установлений; поэтому киники проповедовали ничем не сдерживаемое следование «естественным» инстинктам и побуждениям (отметим, в связи с этим, что об ученике Аитисфена Диогене Синопском -- наиболее ярком представителе кинической школы -- имеются многочисленные анекдоты).

Таким образом, если киники довели до крайних выводов развивавшуюся софистами доктрину о противоположности «природы» и «закона», то у сторонников понятие «природы» было радикально переосмыслено. Отождествляя «природу» со стремлением к добродетели, стоики по сути дела сняли указанную софистическую противоположность.

Заключение

Такова была античная наука, во многих своих положениях и выводах опровергнутая сегодня, но сыгравшая исключительно важную роль в становлении современной цивилизации. Выделение науки в самостоятельную сферу культуры, пусть еще практически не связанную с материальным производством, было важнейшим шагом в формировании активного, творчески-преобразующего отношения человека к миру.

Список литературы:

Бернал Дж. Наука в истории общества. - М.

Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М., 1991.

Карпинская Р.С., Лисев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. - М., 1995.

Куменецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с польск. - М., 1990.

Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. - М., 1982.
Размещено на www.allbest.

...

Подобные документы

    Культура древнегреческого Полиса, мир глазами древнегреческих философов. Человек в литературе и искусстве Древней Греции. В поисках неземного совершенства. Особенности эпохи эллинизма. Взлет и падение империи. Первые контакты между Востоком и Западом.

    реферат , добавлен 02.12.2009

    Понятие и общая характеристика эллинизма как одного из крупных периодов истории Восточного Средиземноморья, его значение и достижения. Эволюция государственного аппарата Македонской державы. Сравнительная характеристика государств Лагидов и Селевкидов.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2015

    Возрождение интереса к античной культуре. Наука и техника эпохи Возрождения. Новый виток литературы и художественного искусства. Утверждение в Европе веротерпимости, уважения к личности, принципов открытости научного поиска. Корни современной науки.

    реферат , добавлен 10.03.2014

    История завоеваний Александра Македонского. Вавилон - центр многонациональной державы. Суть эллинизма как насильственного объединения древнегреческого и древневосточного мира, его достижения. Государственные образования в составе эллинистического мира.

    презентация , добавлен 29.03.2015

    Причины развития в римском государстве прикладных наук. Система коллективного обучения. Возникновение латинских риторских школ. Практицизм римлян на фоне нынешнего образовательного процесса. Уровень образования рабов. Зарождение филологии, естествознания.

    реферат , добавлен 14.04.2016

    Эпоха Просвещения как одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. Развитие науки и техники. Основные достижения деятелей науки. Историческое значение развития науки и техники.

    реферат , добавлен 14.12.2014

    Начало советского периода развития науки. Условия развития науки в военное время. Особенности формирования науки в период первых довоенных и послевоенных пятилеток. Наука после Сталина: реформа Академии 1954-1961 гг. Советская наука в 70-х годах.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2011

    Падение крепостного права - начало капиталистического периода в истории России. Распространение просвещения, создание народных школ и изменение методов преподавания. Увеличение выпуска печатной продукции, общедоступность музеев. Деятели науки и культуры.

    презентация , добавлен 05.06.2011

    До зарождения науки о разработке нефтяных и газовых месторождений. Зарождение науки о разработке нефтяных и газовых месторождений. Развитие "подземной гидравлики" - главенствующей науки о разработке нефтяных и газовых месторождений.

    реферат , добавлен 18.04.2006

    Возрождение, или Ренессанс как эпоха в истории культуры Европы между Средними веками и Новым временем, примерно с начала XIV века до конца XVI, его общая характеристика и великие представители. Изобретение книгопечатанья и его роль в развитии науки.

Вот что пишет, в частности, известный представитель неокантианства и историк фило­софии Ланге в своей знаменитой работе «История материализма и критика его значения в на­стоящем»(1865):

«Библиотеки и школы Александрии, щедрость её правителей, рвение учителей и уча­щихся пользуются всемирной известностью. Но не это определяет историческое значе­ние Александ­рии. Значение её заключается в том, что здесь впервые выступил жизненный порыв всей науки- м е т о д, выступил в форме, которая явилась решающей для всего последующего времени; притом эти успехи в методологии не ограничиваются пределами той или иной науки, даже не одной Александрией, - они являются общим отличительным признаком всего эллинского ис­следования после завершения умозри­тельной философии. Грамматика , обоснованная в первоначальных своих элементах софистами, в эту эпоху нашла своего представителя в Ари­стархе Самофракийском – прообраз всех критиков, человек, у которого кое-чему учились еще и филологи наших дней.

В истории Полибий начал устанавливать органическую связь между причинами и дей­ствиями. К хронологическим исследованиям Манефона в новейшее время стремился примкнуть великий Скалигер.

Эвклид создал метод геометрии и дал те элементы, которые еще и в наши дни лежат в основе этой науки.

Архимед нашел в теории рычага фундамент для всей статики : механические науки, начиная с него и вплоть до Галилея не подвинулись ни на шаг. (62)

Эллинистическая наука – это есть то, что может быть названо античной наукой. Именно то, что сохранилось от нее дошло до Нового времени, послужило фундамен­том для становления науки Нового времени и является фундаментом и сейчас. Именно в эпоху эллинизма произошло вычленение науки из метафизики, что, например, не произошло в Китае и Индии.

Научная деятельность имела локальный характер и велась в небольшом количестве культурных центров – в Александрии, Пергаме, на о. Родос и некоторых других. Это послужило многим причиной говорить о том, что в эпоху эллинизма развитие науки имело ха­рактер случайный, не определяя общий дух и ментальность эллинистического человека.

Но с другой стороны, можно и удивиться, что при столь немногочисленной «плотности» и ограниченности «пространства» средиземноморской «ойкумены» евро­пейской культуры еще смогли существовать какие-то центры, в которых велись какие-то научные изыскания. Тем бо­лее, кто может сказать, что новоевропейская культура могла похвастаться тем, что с её научными достижениями была знакома основная масса населения, которая в соответствии с этими научными достижениями корректи­ровала свой образ жизни? Этим может похвалиться европейская культура лишь со вто­рой половины XIX века, т.е. только полтора века европейская культура определяется менталитетом, в котором наука имеет лидирующее положение.

Тем не менее влияние эллинистической науки, как бы то не было, велико. В.С. Степин пишет в отношении философии следующее: «Многие выработанные философией идеи транслируются в культуре как своеобразные «дрейфующие гены», которые в определенных условиях социального развития получают свою мировоззренческую ак­туализацию» (Степин В.С. Теоре­тическое знание. 2000. с.284). Я думаю, что это поня­тие «дрейфующего гена» можно применить не только к философии, но и к любой форме вербализированной ментальности. В частности и к науке. В данном случае, можно считать достижения эллинистической науки (александрийской – как ведущей, в особенности) как этот «дрейфующий ген», вернее целое со­звездие «генов», которые, попадая далее в разные периоды истории, рождали ту или иную на­учную традицию: а затем, в XIX веке, окончательно сформировали вряд ли уже преодолимый какой-либо иной альтернативной традицией образ жизни современного человека.

На чем же были основаны причины, пусть и случайные для всей эллинистической культуры, которые обусловили эллинистическую науку?

Прежде всего, это внутренние причины, которые обусловлены самим развитие ментальности эллинистической культуры – пржде всего философией Аристотеля и традицией перипатетизма. Известно, что Аристотель и его друг и соратник Теофраст производили обширные естествен­нонаучные исследования, прежде всего исследования отноящиеся к дескриптивной науке: зоо­логия, ботаника, минералогия.

Наука.

Наука полностью отделилась от философии. При дворце Птолемеев в Александрии был создан Мусейон (место под покровительством муз), где трудилось множество ученых и философов. Развивалась математика, Эвклид создал знаменитые "Начала", лежащие в основе позднейших представлений европейцев о геометрии. Многие ученые того времени были склонны к изобретательству, о чем свидетельствовали чудеса света. Архимед, какое-то время работавший в Мусейоне, заложил основы рациональной механики и гидростатики, изобрел особый тип рычага и знаменитый винт для подъема воды при искусственном орошении. Эратосфен создал научную географию и первым измерил длину земного меридиана. В области астрономии возникли гелиоцентрическая (Аристарх с Самоса) и геоцентрическая (Гиппарх из Никеи) системы. Идея Аристарха о том, что Солнце находится в центре вселенной, а Земля вращается вокруг него, легла в основу теории Коперника.

В Александрии располагалась школа естественных наук, где производилось препарирование трупов, исследовались секреты мумифицирования, имелись зоологический и ботанический сады. Здесь сделала серьезные шаги медицина: были открыты нервная система (Герофил Халкидонский) и система кровообращения, а анатомия и хирургия выделились в отдельные отрасли.

Наука еще была ограничена условиями времени, поскольку не существовало удобных арабских обозначений чисел, точных инструментов наблюдения и т. п. Но расцвет науки стал в то же время и предельной точкой ее развития, поскольку в этой области римляне так и не сравнялись с греками. Европа вплоть до эпохи Возрождения будет жить за счет научного багажа, приобретенного в период эллинизма. "Тот, кто понимает Архимеда и Аполлония, - говорил Лейбниц, - меньше восхищается современными учеными".

Военная техника.

В связи с развитием точных наук, совершенствовалась и военная техника. В эпоху эллинизма возникли новые виды метательного оружия: катапульты и баллисты, стрелявшие большими стрелами и камнями, с дальнобойностью до 350 м. В их конструкции использовался натянутый упругий канат, изготавливавшийся из сухожилий животных. В качестве тяжей для отвода рычагов метательных машин лучшим материалом считались женские волосы, умащенные маслом, которые патриотически настроенные жены сами жертвовали в тяжелых военных ситуациях6. Появились модернизированные виды осадных башен (гелепол). К разработке отдельных типов оборонительных сооружений и машин приложил руку и великий техник древности Архимед.

Религия.

В области религиозной жизни шло постепенное угасание полисной религии: ранее проникнутая духом гражданского коллективизма, теперь она приобрела личностный характер и в этом смысле подготовила почву для распространения христианства.

Людям эллинистического времени был свойственен скептицизм, нашедший выражение в культе богини Тюхе (Случая, Фортуны), воплощавшей в себе полное отрицание божественного провидения: миром руководит безжалостный слепой случай, поэтому у истории нет упорядоченного и целеустремленного движения, подчиненного какой-то системе или усмотрению бога.

Период крушения полиса своим следствием имел обращение людей к царям как к высшим заступникам в земной жизни. "Другие боги далеки, или у них нет ушей, или они не существуют. Тебя, Деметрий, мы видим здесь во плоти, а не каменного или деревянного", как говорилось в одном из панегириков восточному правителю. Так распространялись и укреплялись царские культы - стержень власти правителей, имевших соответствующие эпитеты Сотер (Спаситель), Эвергет (Благодетель), Эпифан (Кто является, как бог).

В эпоху эллинизма происходило смешение традиционных греческих культов с восточными, экзотическими. Например, в Малой Азии, в Пергаме, почиталась великая матерь богов трехголовая Кибела. Ее культ сопровождался характерными для Востока исступленными, неистовыми оргиями. Особенным престижем пользовался у греков Египет, в частности, мистерии Исиды, отождествленной с Деметрой. Такого рода соотнесения египетских божеств с греческими встречались часто: Амон - Зевс, Осирис - Дионис, Тот - Гермес. Обновление культов египетских богов было связано или с активной пропагандой Птолемеев, или с излишним духовным рвением живших в Египте греков.

С Египтом связано возникновение герметизма, новой формы религиозно-философского сознания. Это учение излагалось от имени Гермеса, эллинистического аналога Тота, который согласно легенде являлся творцом мира, изобретателем письменности и распространителем священных наук, поскольку измерил время и записал судьбу. Герметизм - учение тайны, предлагавшее путь духовных озарений, а не рационалистических рассуждений о мире2.

Герметизм дал магическим действиям философскую основу, оправдывавшую распространение оккультных наук. Особой популярностью пользовались астрология и алхимия. Астрология - учение, согласно которому движение планет оказывало влияние на судьбы людей. По мнению астрологов, жизнью управляли знаки Зодиака, поэтому органы человеческих чувств распределены между семью планетами, откуда пошло почитание числа семь как священного: семь чудес света, семь дней в неделе3, седьмое небо и т. д. Астрология по своей популярности в эллинистическую эпоху затмила астрономию и препятствовала серьезному развитию науки.

Алхимики преследовали найти рецепт превращения металлов в золото и серебро. Символом алхимии стала погибающая и возрождающаяся из пепла птица Феникс - прообраз знаменитой идеи философского камня, способного превращать простые металлы в драгоценные. Алхимия, как и астрология, прямого отношения к науке не имела, потому что эмпирические опыты для алхимиков являлись следствием собственного философского учения о мире. Алхимики, как и натурфилософы, еще не ставили перед собой задачи рационалистически исследовать природу.

Появление алхимии и астрологии отражало динамичность и противоречивость эпохи, когда мирно могли соседствовать значительные достижения в науке и наукообразные оккультные учения, одинаково серьезно воспринимавшиеся людьми эллинистического времени.

Появлялось множество малых культовых общин и братств, которые ранее существовали лишь среди неполноправных для компенсации ущемленных гражданских прав, воплощая желание "маленького человека" приблизиться к образу жизни аристократии. Теперь в свете индивидуальных нравственных поисков объединение людей в духовные корпорации, посвященные отдельным божествам, стало вполне естественным.

Философия.

Эллинистическая философия переориентировалась на проблемы этики и морали. Ведущие позиции заняли две крупные школы: стоиков и эпикурейцев. Основателем стоицизма (слово происходит от названия цветного портика в Афинах) считался философ Зенон (ок. 335 - ок. 262). Помимо особенного видения мироздания, учение стоиков касалось проблем внешнего поведения человека. Независимо от социального положения, все люди духовно равны из-за причастности божеству, мировому логосу, поэтому для человека, стремящегося к добродетели, идеал должен состоять в соответствии природе. Путь к счастью преграждают аффекты, человеческие чувства. Избавиться от них можно лишь посредством аскезы, совершенного бесстрастия, апатии. Стоицизм имеет сходство с буддизмом, напоминая путь достижения нирваны. Дух Востока действительно мог оказать влияние на греков4.

Основоположником другого учения стал Эпикур, живший в то же время, что и Зенон, и написавший "Трактат о природе". Позднее произошло искажение понимания его философии, сведенной лишь к учению о наслаждении. По Эпикуру, все живое стремится к удовольствию, но истинное наслаждение есть отсутствие страдания и состоит в овладении внутренними инстинктами, а не в удовлетворении их, и добродетель - средство для достижения счастья. Эпикур предпочитал жизнь созерцательную и аполитичную, уделяя особое внимание преодолению страха перед смертью. И стоики, и эпикурейцы рассматривали земную жизнь как прелюдию к будущей, поскольку смерть для добродетельного человека, по их мнению, не являлась абсолютным концом.