Сми. определение, виды, функции

СМИ, как убеждены многие, это "четвертая власть". Настолько влияние газет, журналов, ТВ, радио и онлайн-источников заметно в современном обществе. Какова роль и функция СМИ? Каким образом осуществляется законодательное регулирование медиа-сферы? Какие новшества нас могут ожидать в этом аспекте?

Определение термина "СМИ"

Согласно популярной трактовке, - это учреждения, которые созданы для публичной трансляции в общество или локальные его группы различных сведений посредством тех или иных технологических каналов. СМИ, как правило, имеют целевую аудиторию и тематическую (отраслевую) направленность. Есть политические средства массовой информации, есть СМИ деловой направленности, научной, развлекательной и т. д.

Технологические каналы, о которых идет речь, сейчас принято подразделять на оффлайновые (именуемые также "традиционными") и онлайновые. К первым относятся печатные газеты и журналы, радио, телевидение. Ко вторым - их аналоги, которые функционируют в Интернете в виде статей на веб-страницах, ТВ- и радиотрансляций в режиме онлайн, а также видео- и аудиороликов, выкладываемых как запись и иных способов представления контента при помощи цифровых технологий (флеш-презентаций, HTML5-скриптов и т. д.).

Возникновение СМИ

Вместе с тем, как считают некоторые эксперты, прообразы СМИ существовали уже в те времена, когда человечество еще не изобрело не то чтобы и алфавита, но даже и полноценного языка. Наскальные рисунки древности, считают некоторые ученые, уже могли выполнять ряд функций, характерных для тех, которые выполняют современные средства массовой информации. Например, посредством них одно кочевое племя могло сообщить (намеренно или случайно) другому, которое приходило на их место, о том, какие ресурсы присутствуют на данной территории - вода, растительность, минералы, дать общие сведения об особенностях климата, (например, нарисовать солнце) или же отобразить элементы теплой одежды на рисунках.

Однако "массовость" СМИ обрели, конечно же, только по факту изобретения носителей информации, предполагавших техническую возможность тиражирования источников в большом количестве копий. Это позднее средневековье - время, когда появились первые газеты. На рубеже 19-20-го веков были изобретены телефон, телеграф, чуть позже - радио и ТВ. К тому моменту сообщества развитых стран начали испытывать ощутимые потребности в коммуникации в силу процессов, отражающих аспекты политического строительства, социально-экономические проблемы, назревавшие по факту интенсификации производства и внедрения новых рыночных механизмов. Власть и бизнес стали активно задействовать доступные технологии для коммуникации с сообществом. Этот тренд быстро приобрел массовый характер, и появились средства массовой информации в том виде, в котором мы знаем их сегодня.

СМИ получили огромную востребованность, прежде всего, в политической среде. Они превратились в ключевой механизм коммуникации между властью и обществом, а также в эффективный инструмент дискуссии между различными политическими организациями. СМИ стали ресурсом, контроль над которым мог гарантировать способность тех или иных заинтересованных групп управлять сознанием людей в масштабе всего общества или отдельных его представителей. Появилась власть

СМИ наделены специфическими функциями. Рассмотрим их.

Функции средств массовой информации

Базовой функцией эксперты называют информационную. Она заключается в ознакомлении сообщества или конкретных групп, его формирующих, со сведениями, отражающими события, прогнозы. Также информационная функция может выражаться в опубликовании теми или иными участниками политического процесса или сведений с целью информирования не только общества, но также и значимых фигур или организаций своего уровня. Это может выражаться, например, в публикации профильных интервью, где предприниматель рассказывает о конкурентных преимуществах своей фирмы - такого рода информация может быть рассчитана на прочтение не столько со стороны целевых клиентов, сколько теми, кто может считаться конкурентами фирмы или же, например, потенциальными инвесторами. При этом формы преподнесения информации могут быть разными. Среди основных можно выделить две - в виде фактов и в виде мнений (или посредством сбалансированного смешивания этих двух моделей).

Ряд экспертов считает, что СМИ выполняют образовательную (и в какой-то мере социализирующую) функцию. Она заключается в передаче целевым группам граждан или обществу в целом знаний, которые помогают повысить уровень вовлеченности в те или иные процессы, начать понимать то, что происходит в политике, в экономике, в обществе. Также образовательная функция СМИ важна с той точки зрения, что целевая аудитория понимает язык читаемых источников, становится постоянной, заинтересованной в получении новых сведений. Влияние средств массовой информации на уровень как таковой образованности, конечно, не столь велик. Этой функцией, в свою очередь, призваны заниматься школы, вузы и иные учебные заведения. Однако СМИ могут гармонично дополнять те знания, которые человек получает в образовательных учреждениях.

Социализирующая функция СМИ может заключаться в содействии людям в приобщении к реалиям общественного окружения. Средства массовой информации могут дать людям ориентиры в выборе тех ценностей, которые будут способствовать скорейшей адаптации к специфике социально-экономического и политического процессов.

Кто кого контролирует?

СМИ, если говорить о демократических режимах, также выполняют функцию контроля над теми или иными явлениями в политике и экономике. При этом субъектом, который его выполняет, призвано быть само общество. Взаимодействуя со СМИ, социум (как правило, в лице отдельных активистов, выражающих интересы определенных групп) формирует соответствующую проблематику, а сами средства массовой информации делают ее публичной. Власть, в свою очередь, или же субъекты экономических активностей, предприятия, отдельные деятели бизнеса, будут вынуждены реагировать на соответствующие запросы общества, "отчитываться" за обещания, за реализацию тех или иных программ, решение актуальных проблем. В ряде случаев контроль дополняется функцией критики. этом смысле не меняется - главное, донести соответствующие замечания и предложения до широких масс. А затем, в свою очередь, транслировать ответную реакцию властей или бизнесов.

Одна из специфических функций СМИ - артикуляционная. Она заключается в том, чтобы дать возможность обществу, опять же, в лице активистов, представляющих чьи-то интересы, выражать свое мнение публично, доносить его до иных аудиторий. С артикуляционной соседствует также и мобилизационная функция СМИ. Она предполагает наличие каналов, при помощи которых те же самые активисты, которые отражают чьи-то интересы, включаются в процесс политического или экономического характера. Они становятся не просто представителями чьих-то взглядов, но также и непосредственными фигурами на уровне власти или бизнеса.

СМИ и закон

Российские средства массовой информации, как и СМИ в большинстве стран мира, работают в соответствии с установленными нормами закона. Какого рода нормативными актами регулируется деятельность медиа-сферы в РФ? Основной источник права у нас - Закон "О средствах массовой информации", который вступил в силу в феврале 1992 года. Однако принят он был еще в декабре 1991-го. Поскольку тогда СССР еще формально существовал, орган, принявший этот акт, именовался Верховным Советом России. А подписывал его Президент РСФСР, Борис Николаевич Ельцин. Предшествующим данному правовому акту считается советский Закон "О печати", вступивший в силу в августе 1990 года. Эксперты отмечают тот факт, что оба источника права разрабатывали в основном одни и те же авторы.

История российского законодательства о СМИ

Какие нормативно-правовые акты предшествовали двум, что мы назвали выше? Историки отмечают, что законы, регулирующие деятельность СМИ, действовали еще до Октябрьской революции. Однако после смены власти они были отменены. Очень скоро, однако, появился Декрет о печати, подписанный в октябре 1917 года. В нем было сказано, что, как только новая политическая система обретет стабильность, какое-либо административное воздействие на работу печатных изданий будет прекращено. Предполагалось, что будет свобода слова, ограниченная лишь в возможных мерах ответственности перед судебными органами. Правда, принятие закона, который бы закреплял эти положения, так и не состоялось, вплоть до 1990 года.

Цензура и гласность

Большевики, как отмечают историки, почти сразу по факту установления своей власти закрыли несколько десятков газет, ввели цензуру. Деятельность советских СМИ не регулировалась никаким законом и находилась, как считают эксперты, под прямым контролем КПСС и Совмина СССР. Взаимодействие средств массовой информации и власти в СССР происходило фактически в одностороннем порядке. Функционеры центральных органов или же подчиненные им лица в составе структур на уровне союзных республик и входящих в их состав субъектов, как отмечают историки и юристы, принимали соответствующие постановления, касающиеся ключевых аспектов редакционной политики, назначали ведущих должностных лиц в изданиях, решали организационные вопросы. Аналогичная ситуация имела место также в сфере радио и телевидения. Таким образом, в СССР легально функционировали исключительно государственные средства массовой информации.

Однако во второй половине 80-х в стране появилась гласность. Практика прямого вмешательства властей в деятельность СМИ как-то не увязывалась со складывающейся действительностью в этой сфере. Де-факто издательства стали играть огромную роль в социально-политическом развитии СССР. Но де-юре они были бесправны. Издательства не имели возможности, как отмечают некоторые эксперты, распоряжаться прибылью от реализации огромных тиражей. В результате руководство страны приняло решение разработать закон о средствах массовой информации, который бы юридически закрепил ту значимость, которую приобрели СМИ в эпоху гласности. Необходимо было создать медиа-сферу, действующую независимо от линии партии.

Так, с 1 августа 1990 года в СССР открылась возможность для функционирования СМИ в рамках гласности. Единственным механизмом, который многие эксперты посчитали отголоском времен цензуры, стала обязательная регистрация СМИ, требовавшая соблюдения некоторых формальностей. Таких, как, например, определение лица или организации, учреждающей средство массовой информации, - закон предписывал это делать.

Новый закон о СМИ?

Принятый формально еще в СССР, правовой акт, регулирующий деятельность СМИ, в силе до сих пор. Однако за все время существования закона в него регулярно вносились периодические поправки. И сегодня дискуссии на предмет того, не подредактировать ли данный правовой акт в очередной раз, вписать ту или иную норму, не утихают. Конечно, речь о принятии принципиального закона пока не идет (во всяком случае, публичных данных, известных широкой общественности, об этом нет). Однако предложений о различного рода поправках, которые бы влияли на деятельность средств массовой информации в России, достаточно много.

В числе самых свежих, которые приняты Госдумой, та, что касается ограничения во владении долей в СМИ для иностранцев. Что конкретно здесь имеется в виду? До последнего времени в акционерных долях и уставном капитале российских СМИ иностранцы могли присутствовать в каких угодно пропорциях (исключая сферу радио и телевидения). Осенью 2014 года Госдума в трех чтениях приняла поправки к закону о СМИ, по которым с 2016 года зарубежные инвесторы смогут владеть не более чем 20% от активов российских средств массовой информации.

Ограничение доли иностранцев

С последствиями принятия закона в новой редакции может столкнуться, как считают эксперты, не одно средство массовой информации. Примеры имеются в большом количестве. Велика доля иностранцев в активах таких издательств, как Sanoma Independent Media, Bauer, Hearst Shkulev и многих других. Обойти нормы закона, полагают юристы, проблематично. Нормы, изложенные в акте, не допускают, чтобы иностранцы владели долями в медиа-активах через посредническую цепочку из разных юрлиц. К чему это может привести?

Эксперты считают, что результатом вступления поправок в силу может стать желание некоторых медиа-брендов прекратить деятельность в РФ. Во многом потому, полагают аналитики, что у владельцев СМИ не будет возможности выстраивать редакционную политику в желаемом формате. В связи с чем узнаваемость стиля медиа-бренда может потерять в качестве, читатели перестанут покупать соответствующие издания, а владелец понесет убытки. По мнению ряда экспертов, целесообразность закона может вызывать сомнения в связи с тем, что самые чувствительные для законодателя сферы медиа-пространства в России (политика, социум) иностранцами контролируются не столь значительно. Гораздо больше зарубежного влияния в "глянцевых" изданиях, практически не имеющих отношения к делам государственной важности.

Закон о блогерах

В числе других нашумевших инициатив российского законодателя - поправки, связанные с деятельностью блогеров. В соответствии с ними, владельцы Интернет-порталов (или страниц в социальных сетях и иных подобных им онлайн-проектов) в определенном выражении приравниваются к СМИ, если аудитория на соответствующих страницах превышает 3 тыс. пользователей ежедневно. Правда, в данном случае поправки касаются не закона "О средствах массовой информации", а другого правового акта, относящегося к регулированию сферы информационных технологий.

Какого рода обязательства, характерные для СМИ, должны будут выполнять Прежде всего, это предоставление настоящей фамилии, имени и отчества. Также блогер обязан указать электронный адрес, для того чтобы с ним можно было вести юридически значимую переписку. В свою очередь, ФИО и e-mail блогер или же хостинг-провайдер сайта, где размещается проект, должен перенаправить в Роскомнадзор.

В блоге не должна публиковаться информация, которая может, в силу своего содержания и направленности, противоречить нормам законодательства. Например, становятся недопустимыми необоснованные и затрагивающие в негативном выражении интересы других лиц высказывания, суждения, публикация компрометирующих и личного характера сведений.

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы окунемся в интереснейшую тему: мир средств массовой информации и его связи с политикой. Нередко в тестах ЕГЭ по обществу, особенно в части повышенной сложности, требуется рассказать о функциях средств массовой информации, их роли в политической системе.

А поскольку тема эта довольно щепетильная и обширная, мало кто в школе ее изучает. Сразу скажу, что в статье я использую «взрослые» термины. Если с ними возникли проблемы, рекомендую к изучению мой видеокурс «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов» .

Что такое — средства массовой информации?

Итак средства массовой информации иногда именуют четвертой властью. Справедливости ради стоит сказать, что на самом деле четвертой властью в начале прошлого века стали называть журналистов в частности и прессу (печатные издания) в общем. Независимую прессу, естественно. В США даже был особый «сорт» таких журналистов, которых называли макрейкерами — «разгребателями грязи».

Сегодня же под средствами массовой информации понимается периодические печатные издания, сетевые издания, телеканалы, радиоканалы, телепрограммы, радиопрограммы, видеопрограммы, кинохроникальные программы и иные формы периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) (Ст. 2 ФЗ «О СМИ»)

Функции средств массовой информации зависит от политической системы того или иного государства.

Средства массовой информации при демократическом режиме

При демократии функции СМИ полностью связаны с распространением открытой информации среди населения. Для чего нужно распространять информацию? Во-первых для того, чтобы граждане знали более-менее адекватную информацию о ситуации в стране, использовали эту информацию в повседневной жизни.

К примеру, те, кто узнали о наложении санкций в отношении России в конце прошлого года не стали покупать, например, квартиры. Зачем тебе квартира — то есть нереализуемый актив, который налагает на тебя обязанности. К тому, жилье ещё может подешеветь из-за неплатежеспособности основной массы населения страны.

Ещё одна важная функция средств массовой информации при демократии: социализация. То есть трансляция культуры, ценностей подрастающему поколению. Понятно, что в современной России эта функция вообще не реализуется.

На телевидении сплошные песни-пляски и культура потребления. Никаких ценностей, кроме этих, молодежи не транслируется. В итоге подрастает целое поколение, которое толком не умеет читать, не умеет связно выражать свои мысли, не имеет потребности к .

Творцы массовой культуры: думают над тем, что бы вам ещё такого показать

Также немаловажная функция средств массовой информации — коммуникативная. Сегодня можно позвонить на передачу и пообщаться с Президентом, или интересным человеком по телефону. Вопрос там задать…. Это клёво!

Функция критики также свойственна для СМИ. Журналисты обязаны доносить не только господствующую точку зрения на события, но и альтернативную. Без этого не никакой демократии невозможно. Понятно, что в реальности в угоду тем или иным деловым кругам часто критикуются вполне здравые вещи. В связи с этим очень показателен пример из книги Роберта Пенна Уорена «Вся королевская рать».

Одному кандидату в губернаторы штата в США (30-е годы) понадобилось морально уничтожить в глазах общественности судью Ирвина, славившегося своей неподкупностью и принципиальностью. И вот подчиненный этого кандидата — профессиональный историк — нарыл в архивах компромат на этого судью. Судья однажды в молодости споткнулся…. И этого случая хватило, чтобы средства массовой информации разорвали судью в клочья. От этого унижения последний застрелился.

Афиша фильма «Вся королевская рать», созданная по мотивам романа Роберта Пенна Уорена

Вот так средства массовой информации могут стать гильотиной и при демократической политической системе.

Ещё одна функция СМИ — формирование общественного мнения. Общественное мнение по идее должно строиться на принципах общечеловеческой морали и нравственности. А значит, такое общественное мнение легко может поставить на место любого политика. Вот к примеру, в 2011 году в Японии было землетрясение, в ходе которого возникла экологическая и гуманитарная катастрофа на Фукусиме.

Впоследствии министр экономики, труда и промышленности Японии Есио Хатиро 8 сентября на встрече с журналистами сделал вид, будто задел рукавом защитного комбинезона одного из репортеров, и тут же пошутил: «Там же радиация!». А на следующий день, 9 сентября, Хатиро назвал жилые районы вблизи АЭС «городами-призраками». Японцы такого надсмехательства над народными бедствиями нестерпели и весьма жестко выразили свою позицию. В итоге министр сам подал в отставку.

Важная функция средств массовой информации при демократии — мобилизационная. Эта функция заключается в том, что СМИ могут сыграть свою не последнюю роль в консолидации народных масс, в превращении толпы в массы. Более детально мы коснемся этой функции ниже.

Также у СМИ при демократии есть функция развлекательная, которая сегодня, по моему скромному мнению, затмила все остальные функции. Постоянно наблюдаю всякие развлекательные шоу, какие-то выдумки и просто, откровенно говоря дезинформацию. Вот например на канале Рен-TV сплошные экстрасенсы, НЛО, конец света, термоядерная война и прочая жесть.

Я вот раньше Игоря Прокопенко уважал, а сейчас не уважаю. Потому что опустился он со своими разоблачениями — ниже некуда. Тоже канал ТВ3. Раньше хоть шоу хорошее было про битву иллюзионистов, которую вел Оскар Кучера. А сейчас? Мистика? Ужас. А про другие каналы вообще молчу. Лично я теперь смотрю только два канала Discovery и National Geografic. Ну ещё можно посмотреть History.

Средства массовой информации при тоталитарном режиме

Из курса обществознания вы знаете, что есть режимы демократические, а есть недемократические. Более подробно о политических режимах — . Тоталитарный режим — один из таких. При таком режиме средства массовой информации в дополнение к предыдущим выполняют также функцию идеологическую. То есть все события и новости подаются с позиций господствующей идеологии.

Если мы говорим о сталинизме, то радио и газеты вещали о светлом будущем, о народных трудовых подвигах, о вере в непогрешимость вождя народа — И.В. Сталина. При этом, само собой, замалчивались неприглядные стороны советской сталинской действительности: голод в Поволжье, почему были поражения в первые дни Великой отечественной войны и пр.

Кроме того, идеологическая функция проявляется ещё и в том, что формируется антитеза «мы — они». Мы, советские люди свои, они — страны империализма — чужие, вражеские страны. Эта роль газет, журналов, радио и телевидения также имплицитно эксплуатируется и сегодня: понаблюдайте за тем,как информация подается в СМИ: везде кавардак, только в России всё стабильно. В принципе это нормально. Главное осознавать это 🙂

В более позднюю советскую эпоху замалчивались неудачные пуски ракет в открытый космос: Белок и Стрелок, например, было несколько.

Ещё одна функция средств массовой информации при тоталитарном режиме: мобилизационная. Благодаря возвеличиванию будущих успехов газеты, журналы, радио постоянно твердят о том, что надо поработать за бесплатно, проявить энтузиазм, быть сознательными, не поддаваться на провокации врагов народа и обо всем сообщать, куда следует.

Передовица газеты Правда

Между прочим именно благодаря этой функции российский народ создал ту самую материально-техническую базу коммунизма, которой мы сейчас и пользуемся: дорогами, заводами, поездами, самолетами и прочим.

Понятно, что при тоталитаризме у средств массовой информации есть функция контроля. Когда в газетах постоянно печатаются сообщения о врагах народа, которых обеспокоенные граждане выявили и предали честному суду. Естественно враги народа у каждого тоталитарного режима свои: другие народы (нацизм), буржуи (марксизм-ленинизм), просто интеллигенты в очках и брюках (Комбоджа, красные кхмеры).

Средства массовой информации при авторитарном режиме

При авторитарном режиме СМИ больше всего выполняют функцию контролирующую и идеологическую. При этом допускается и существование других изданий: более либерального толка. Прекрасный пример: царская Россия. Такие журналы как: Европеец, Московский Телеграф, Москвитянин и прочие были либерального толка. (презентация и классный видеоурок на эту тему есть в моем видеокурсе "История России. Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов " ) Как только газеты стали говорить о политике, их тут же закрывали. Поскольку при авторитаризме власть дает относительную свободу, но никого не пускает в сферу политики.

Таким образом средства массовой информации при всех режимах играют одну из ключевых ролей в обществе. Не зря поэтому их называют «четвертой властью». Ну а о «пятой власти» в контексте постиндустриального общества мы поговорим в другой раз. !

С уважением, Андрей Пучков

Понятие информации

В понятие «информация» (от лат. informatio – сведения, разъяснения, изложение) вкладывается различный смысл соответственно той отрасли, где это понятие рассматривается: в науке, технике, обычной жизни и т.д. Обычно под информацией подразумевают любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют (сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п.).

В литературе можно найти большое число определений термина «информация» , которые отражают различные подходы к его толкованию:

Определение 1

  • Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления («Федеральный закон РФ от $27.07.2006$ г. № $149$-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации»);
  • Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством (Толковый словарь русского языка Ожегова).

Говоря о компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символов или знаков (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т. п.), которая несет смысловую нагрузку и представлена в понятном для компьютера виде.

В информатике наиболее часто используется следующее определение этого термина:

Определение 2

Информация – это осознанные сведения (знания, выраженные в сигналах, сообщениях, известиях, уведомлениях и т.д.) об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования.

Одно и то же информационное сообщение (статья в журнале, объявление, рассказ, письмо, справка, фотография, телепередача и т. п.) может нести разное количество и содержание информации для различных людей в зависимости от накопленных ими знаниями, от уровня доступности этого сообщения и от уровня интереса к нему. Например, новость, составленная на китайском языке, не несет никакой информации человеку, который не знает этого языка, но может быть полезной для человека со знанием китайского. Никакой новой информации не будет содержать и новость, изложенная на знакомом языке, если ее содержание непонятно или уже известно.

Информацию рассматривают как характеристику не сообщения, а соотношения между сообщением и его получателем.

Виды информации

Информация может существовать в различных видах :

  • текст, рисунки, чертежи, фотографии;
  • световые или звуковые сигналы;
  • радиоволны;
  • электрические и нервные импульсы;
  • магнитные записи;
  • жесты и мимика;
  • запахи и вкусовые ощущения;
  • хромосомы, через которые передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т. д.

Различают основные виды информации , которые классифицируют по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения:

  • графическая – один из древнейших видов, с помощью которого хранили информацию об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а затем в виде картин, фотографий, схем, чертежей на различных материалах (бумага, холст, мрамор и др.), которые изображают картины реального мира;
  • звуковая (акустическая) – для хранения звуковой информации в $1877$ г. было изобретено звукозаписывающее устройство, а для музыкальной информации – разработан способ кодирования с использованием специальных символов, который дает возможность хранить ее как графическую информацию;
  • текстовая – кодирует речь человека с помощью специальных символов – букв (для каждого народа свои); для хранения используется бумага (записи в тетради, книгопечатание и т.п.);
  • числовая – кодирует количественную меру объектов и их свойств в окружающем мире с помощью специальных символов – цифр (для каждой системы кодирования свои); особенно важной стала с развитием торговли, экономики и денежного обмена;
  • видеоинформация – способ хранения «живых» картин окружающего мира, который появился с изобретением кино.

Существуют также виды информации, для которых еще не изобретены способы кодирования и хранения – тактильная информация, органолептическая и др.

Первоначально информация передавалась на большие расстояния с помощью кодированных световых сигналов, после изобретения электричества – передачи закодированного определенным образом сигнала по проводам, позже – используя радиоволны.

Замечание 1

Основателем общей теории информации считают Клода Шеннона, который также положил основу цифровой связи, написав книгу «Математическая теория связи» в $1948$ г., в которой впервые обосновал возможность использования двоичного кода для передачи информации.

Первые компьютеры являлись средством для обработки числовой информации. С развитием компьютерной техники ПК стали использовать для хранения, обработки, передачи различного вида информации (текстовой, числовой, графической, звуковой и видеоинформации).

Хранить информацию с помощью ПК можно на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются и носители информации. Все действия с информацией выполняет центральный процессор ПК.

Предметы, процессы, явления материального или нематериального мира, если их рассматривать с точки зрения их информационных свойств, называют информационными объектами.

Над информацией можно выполнять огромное количество различных информационных процессов, среди которых:

  • создание;
  • прием;
  • комбинирование;
  • хранение;
  • передача;
  • копирование;
  • обработка;
  • поиск;
  • воспринятие;
  • формализация;
  • деление на части;
  • измерение;
  • использование;
  • распространение;
  • упрощение;
  • разрушение;
  • запоминание;
  • преобразование;

Свойства информации

Информация, как и любой объект, обладает свойствами , наиболее важными среди которых, с точки зрения информатики, являются:

  • Объективность. Объективная информация – существующая независимо от человеческого сознания, методов ее фиксации, чьего-либо мнения или отношения.
  • Достоверность. Информация, отражающая истинное положение дел, является достоверной. Недостоверная информация чаще всего приводит к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Устаревание информации может из достоверной информации сделать недостоверную, т.к. она уже не будет отражением истинного положения дел.
  • Полнота. Информация является полной, если она достаточна для понимания и принятия решений. Неполная или избыточная информация может привести к задержке принятия решения или к ошибке.
  • Точность информации – степень ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.
  • Ценность информации зависит от ее важности для принятия решения, решения задачи и дальнейшей применимости в каких-либо видах деятельности человека.
  • Актуальность. Только своевременность получения информации может привести к ожидаемому результату.
  • Понятность. Если ценную и своевременную информацию выразить непонятно, то она, скорее всего, станет бесполезной. Информация будет понятной, когда она, как минимум, выражена понятным для получателя языком.
  • Доступность. Информация должна соответствовать уровню восприятия получателя. Например, одни и те же вопросы по-разному излагаются в учебниках для школы и вуза.
  • Краткость. Информация воспринимается гораздо лучше, если она представлена не подробно и многословно, а с допустимой степенью сжатости, без лишних деталей. Краткость информации незаменима в справочниках, энциклопедиях, инструкциях. Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.

Средства массовой информации (далее СМИ) - это средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию и действующее на постоянной основе, это средства осуществления единого процесса распространения общественно-значимой информации и воспитания социальных чувств, привычек, побуждений, намерений. Выполняющие агитационные, пропагандистские, информационные и организаторские функции с целью отражения и формирования общественного сознания, достижения непосредственных изменений в социальной действительности, основанные на правдивости и тесной связи с жизнью.

С течением времени рассмотрение СМИ как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «развлекающие» и даже «формирующие» (общественное мнение). Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придаёт СМИ характер не однонаправленной коммуникации. В связи с этим СМИ в социологии именуются как «средства массовой коммуникации». Понятие “средства массовой информации” не следует отождествлять с понятием “средства массовой коммуникации”(СМК). Это не совсем верно, поскольку последнее понятие характеризует более широкий спектр массовых средств. К СМК относятся кино, театр, цирк и т.д., все зрелищные представления, которые отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории, а также такие технические средства массовой коммуникации, как телефон, телеграф, телетайп и т.д.

Итак, средства массовой информации представляют сложный и многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов.

Что же представляют собой СМИ?

В Федеральном законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» под средствами массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации».

Пугачев В.П. трактует средства массовой информации как «учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам».

Средства массовой информации на практике реализуют права человека на информацию, на свободу политического выбора, на гласное выражение своей позиции.

Так, во Всеобщей декларации прав человека отмечается: «каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их, это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государства».

Конституция Российской Федерации «гарантирует свободу массовой информации, запрещает цензуру». Аналогичные принципы закреплены и в конституциях других государств.

Федеральный закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» закрепляет право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений».

Следует отметить отличительные черты средств массовой информации:

  • · публичность, то есть неограниченный круг потребителей;
  • · наличие специальных, технических приборов, аппаратуры;
  • · непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров;
  • · однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, возможность перемены их ролей;
  • · непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье.

К СМИ относятся:

  • · Печатные издания (пресса): газеты, журналы
  • · Электронные СМИ: телевидение, радио, Интернет
  • · Информационные агентства - поставщики информации

СМИ - один из важнейших институтов современного общества. Его роль велика в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Современные СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве). Отличительные черты СМИ - это публичность, т.е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории, меняющейся в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье.

С использованием развитых технических средств коммуникации -- прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника) прямо связана журналистика.

Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов -- отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей.

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (тогда как для получения радио - телевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.). Печатные издания легко иметь «при себе» и обращаться к “извлечению" информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.).

При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в соответствии с желанием избирательно, в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить необходимое, подчеркивать, делать пометки на полях (маргиналии) и т.д. и т.п. Все это определяет множество положительных сторон при контакте с печатными изданиями, что делает их на настоящий период незаменимыми и важными носителями массовой информации.

Однако и у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвитости других средств коммуникаций), но это связано с трудностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.

Следовательно, пресса проигрывает в оперативности информирования.

Вторым по времени появления средством массовой коммуникации является радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны -- эфирное вещание, осуществляемая по проводам -- проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или -- при передаче на очень большие расстояния -- с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.

Характерным для радио является вневизуальность - (лат. viceo «видение»). На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать это телевидение. Если первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов -- звучащей речи, музыки, шумов. Но “монополия" звука, разумеется, ограничивает возможности для аудитории “увидеть”, как и кем создается “звуковая картина”.

Но, особенности радио определяют и его негативные свойства. Радиовещание в некотором смысле принудительно -- передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир и в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Эти черты радио заставляют внимательно изучать возможности различных слоев аудитории и составлять программы с учетом распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки.

Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. Далее оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) вышло на первое место.

Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.

Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач как из студии, так и с места событий (хотя прямое включение имеет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием видеотехники и каналов связи). Преимущества же такой оперативной «живой» передачи, идущей прямо в эфир с места события, в значительно большем, чем у радио, «эффекте присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией.

На телевидении “аудио” и “видео” могут выступать и на равных, но в необходимых случаях передачи делаются с акцентом либо на звуковой ряд либо на видеоряд (как, например, передача из картинной галереи). Специфика телевидения определяет особенности всех типов программ -- и публицистических, и художественных, и научно-популярных.

К этим видам СМИ в последнее десятилетие присоединяется и активно развивающийся четвертый тип каналов информации -- всемирная компьютерная сеть (представленная в наше время Интернетом), в которой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это электронные версии и дайджесты газет, т.е. сетевые газеты и журналы, радио- и теле - “сетевещание”, сайты (“странички") отдельных журналистов, притом оперативно меняющие содержание и получаемые в режиме реального времени. Таким образом, компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора (и при необходимости распечатываться на собственном принтере). Важно учесть также, что наибольшая часть информации передается на иностранных языках, что затрудняет для многих полноценное освоение информации даже при наличии в компьютере программы-переводчика.

Таким образом, можно выделить основные направления деятельности СМИ:

  • 1. удовлетворение информационных интересов общества;
  • 2. обеспечение гласности;
  • 3. изучение и формирование общественного мнения;
  • 4. организация обсуждения, дискуссий по важным проблемам жизни общества;
  • 5. поддержка или критика программ и деятельности государства, партий, общественных организаций и движений, отдельных лидеров;
  • 6. воспитание политической культуры, морали и др. качеств у граждан.

Специалисты подсчитали, что современный человек перерабатывает ежедневно в два-три раза больше информации, чем среднестатистический его предок из 19-го века. Что же явилось причиной такого стремительного роста потребления интеллектуального продукта? На этот и другие родственные вопросы будут даны ответы в настоящей статье.

Что такое средства массовой информации?

Казалось бы, этот вопрос не должен вызывать затруднений. Большинство людей, скорее всего, ответят на него примерно так: СМИ - это любое издание, выходящее с какой-либо периодичностью и рассчитанное на некую аудиторию. Однако такое определение не является исчерпывающим. В 2012 году увидела свет последняя редакция закона о средствах массовой информации. Какой источник можно официально причислить к СМИ?

Согласно действующему законодательству, таковыми можно считать только те издания, которые выпускаются тиражом не менее 1000 экземпляров и выходят в свет не реже раза в год.

Если газета, журнал или другой печатный орган отвечают этим двум требованиям, то они в обязательном порядке должны быть зарегистрированы в специальной государственной организации, ведающей подобными вопросами. Она носит название Роскомнадзор.

Что касается телерадиовещания, то для получения права вести трансляцию на определенных частотах, необходимо получить лицензию.

Стенгазеты

Этот формат прессы, хоть и является весьма популярным в различных учебных заведениях, а также на некоторых предприятиях, все же не может быть причислен к средствам массовой информации. Почему? Во-первых, тираж таких изданий, как правило, ограничивается одним экземпляром, и, во-вторых, количество читателей подобных новостных бюллетеней учесть крайне сложно. Поэтому стенгазеты не подлежат обязательной регистрации.

Современные средства массовой информации

Гораздо сложнее дело обстоит с Интернетом. С момента его появления и до недавнего времени не утихали споры о том, можно ли ставить его в один ряд со средствами массовой информации традиционного типа.

Специалисты, которые склонны были причислять мировую паутину к СМИ, обычно так аргументировали свою точку зрения: информация, которая предоставляется посредством Сети, ничем не отличается от той, которая публикуется на аналоговых носителях. Особенность состоит лишь в способе ее передачи.

Такое мнение часто вызывало следующие возражения:

  • Не все материалы, публикуемые в Интернете, рассчитаны на массовую аудиторию. Например, существуют страницы, посвященные деятельности сравнительно небольших социальных формаций (коллективы коммерческих фирм, вузовских учебных групп и так далее).
  • Второе возражение связано с тем, что даже сайты, принадлежащие редакциям крупных печатных изданий и телеканалов, в большинстве своем не представляют собой самостоятельного источника информации. Материалы на них часто лишь дублируют те статьи и передачи, которые появляются в рамках основного СМИ.

Статус Интернета

В 2014 году окончательное решение было вынесено. Теперь сайты во Всемирной паутине вправе иметь статус средства массовой информации, но могут и не относиться к таковым.

Обязательной регистрации подлежат блоги, посещаемость которых превышает 3000 человек в сутки. Так называемые "трехтысячники " должны обязательно быть включены в национальный реестр. После регистрации учредители и сотрудники крупного сайта получают права и обязанности наравне с представителями остальной прессы.

Блогеры, сайт которых посещает более 3000 человек в день, могут рассчитывать на аккредитацию на различные мероприятия, как и прочие журналисты.

Таким образом, на вопрос, что такое средства массовой информации, можно ответить следующим образом: это издания, ориентированные на многотысячные массы людей и выходящие с определенной периодичностью. Что касается частоты обновления материала, то определенных правил на этот счет пока не существует. Известно, что, в отличие от газет и журналов, информационные блоги публикуют новые статьи ни с какой-либо периодичностью, а по мере накопления информации.

Российская пресса в цифрах и фактах

Может показаться странным, но на сегодняшний день число сетевых СМИ не так уж и велико - около семисот. Для сравнения можно привести цифры, относящиеся к печатным средствам массовой информации. В нашей стране зарегистрировано около 20 000 различных газет и более 10 000 журналов. Наибольшей популярностью пользуются издания, выходящие еженедельно. Максимальное количество россиян привлекают газеты и журналы, освещающие вопросы кино и телевидения, а также публикующие различные статьи про кулинарию и моду, то есть имеющие отношение к женской тематике.

Плюсы и минусы

Среди положительных тенденций последнего времени можно назвать резкое увеличение печатных изданий. Так, с конца девяностых годов 20-го века по настоящий момент количество газет и журналов возросло на несколько тысяч наименований. Однако при столь стремительном увеличении этого показателя качество прессы все же оставляет желать лучшего. Многие исследователи в области массовых коммуникаций, говорят о том, что российские СМИ практически полностью игнорируют запросы той аудитории, на которую они рассчитаны. Почти все газеты и журналы не осуществляют "обратной связи" со своими читателями. Материалы в них публикуются, опираясь на субъективное мнение учредителей и отдельных авторов.

Классификация средств массовой информации

Существует несколько критериев, согласно которым можно разделить всю прессу на подгруппы. Одним из таких пунктов является финансирование. По данному признаку принято причислять средства массовой информации к государственным или коммерческим. Доля последних в настоящий момент в нашей стране перевешивает.

Всего в России существует около 10 государственных газет и журналов и около 20 телеканалов.

Область распространения

Еще одним критерием является территория, которую охватывает конкретное средство массовой информации. По данному признаку все СМИ могут быть разделены на:

  • Общенациональные, то есть те, которые издаются большими тиражами и распространяются на всей территории страны. Примером средств массовой информации подобного рода может быть "Российская газета".
  • Второй разновидностью СМИ по территориальному признаку являются региональные. Это такие газеты, журналы и прочие издания, которые рассчитаны на жителей конкретной местности. Регион охвата не обязательно должен совпадать с официальными границами той или иной области. Существуют, например, различные издания, предназначенные для жителей Урала. Сюда же можно отнести газеты и журналы для того или иного национального меньшинства, проживающего на территории Российской Федерации.
  • Третьей группой этой разновидности являются средства массовой информации, адресованные малочисленным аудиториям, например, работникам какого-либо крупного предприятия.
  • Также классификация может происходить по тематическому признаку. Существует общепринятое деление СМИ на научно-популярные, развлекательные, посвященные искусству, различным хобби и другие.

История термина СМИ

О том, что такое средства массовой информации как совокупность периодических изданий, впервые заговорили в Советском Союзе в начале семидесятых годов. Этот термин появился в нашем языке как дословный перевод с французского. Стоит сказать о том, что на родине этого понятия словосочетание "средства массовой информации" к семидесятым годам 20-го века почти полностью вышло из обихода. Поэтому можно сказать, что советские социологи заимствовали название, которое во Франции в тот момент уже являлось устаревшим.

Что такое средства массовой информации, с точки зрения европейцев? И по какой причине термин, употреблявшийся в течение долгого времени во французском языке, вышел из обихода?

Диалог вместо монолога

К 1960-м среди европейских журналистов прочно укоренилось мнение, что пресса должна плотно сотрудничать со своей аудиторией и, вместо подачи информации по принципу монолога, вести двустороннее общение, то есть диалог. Кроме того, широко применялись новые виды взаимодействия средств массовой информации друг с другом.

Общение со зрителем, читателем и слушателем

Именно поэтому в шестидесятые-семидесятые годы появился новый термин - средства массовой коммуникации. Данное словосочетание, по мнению специалистов, гораздо точнее выражало интерактивный характер современной прессы.

Общение с теми, кому предназначались материалы, публикуемые тем или иным изданием, могло происходить открыто, с помощью писем, а также телефонных опросов и интервью, которое брали у радиослушателей и телезрителей специальные корреспонденты. Обратная связь производилась также и опосредованно. Одним из технических новшеств, с помощью которых оно происходило, являлось устройство "пиплметр". Этот прибор составлял одно целое с телевизионным пультом и отправлял данные о том, какие телепрограммы смотрят телезрители, в бюро, занимающееся изучением статистики.

СМИ на службе у бизнеса и политиков

Описанные выше измерения проводились не только с целью улучшения качества материала. Они также измеряли рейтинг каждой конкретной программы и определяли наиболее перспективное время для публикации рекламных объявлений.

Также не является большим секретом и то, что СМИ нередко выступали в качестве орудия политической пропаганды.

Технология формирования общественного мнения

Какое средства массовой информации оказывают влияние на мысли и настроения в современном обществе?

В качестве ответа на этот вопрос можно привести интересные данные об одной из теорий, касающихся прессы.

Эта гипотеза носит название "Феномен повестки дня". Согласно ей, средства массовой информации не всегда могут навязать свое мнение людям, но способны заострить их внимание на определенных проблемах. И действительно, можно с уверенностью сказать, что каким бы важным ни было то или иное событие, но если о нем нет упоминания в прессе, это явление может пройти незамеченным для большинства населения страны. Напротив, если в новостных сводках несколько раз затронута какая-нибудь незначительная тема, то многие люди по инерции начнут задумываться именно над этим вопросом. Такая методика широко использовалась и используется для отвлечения широких масс от проблем, имеющих глобальный характер, и переключения внимания на незначительные или вовсе не существующие явления.

История российской прессы

Известно, что первые отечественные газеты появились сразу же после изобретения книгопечатания Иваном Федоровым.

Наряду с российскими изданиями представители элиты прошлых веков нередко выписывали и зарубежную прессу. В некоторых дворянских семьях из поколения в поколение передавались номера газеты "Таймс", собираемые в течение десятилетий. Радиовещание в Советском Союзе появилось в первые годы правления новой власти. В начале двадцатых годов наладилась регулярная трансляция первого канала. Через 20 с лишним лет, уже после Великой Отечественной войны, появилась вторая программа, которая получила впоследствии название "Маяк". Первый телевизионный канал был открыт в начале тридцатых годов 20-го века. Так проходило развитие средств массовой информации в России.

Взаимодействие СМИ друг с другом

Кроме обратной связи, которая осуществляется посредством опросов аудитории, а также при помощи различных технических приспособлений, осуществляются также контакты между самими средствами массовой информации. Подобные кооперации могут носить как простой характер, когда отдельные сотрудники договариваются между собой об освещении одной и той же проблемы с различных точек зрения, так и более сложный, устанавливаемый путем различных договоренностей.

Например, подобное взаимодействие может применяться при освещении крупных политических и спортивных событий. Во время олимпиады население страны получит гораздо более полную информацию о проводимых состязаниях, если прямую трансляцию событий возьмут на себя телевидение и радио, в то время как более тонкий анализ произошедших соревнований, интервью с тренерами, спортсменами и т. п. будут публиковаться в печати.

Заключение

Средства массовой информации имеют многовековую историю. Время от времени появляются новые виды СМИ. Вместе с тем и традиционные газеты и журналы по-прежнему пользуются высоким спросом.