Что в духовной сфере самое важное. Духовная сфера

В качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в , научном творчестве, самообразовании, и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные сознания — нравственное, научное, эстетическое, .

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является . Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты , . Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных . Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает . Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, характером.

Духовная жизнь общества является одной из основных сфер общественной жизни, которая и определяет специфику определенного общества во всей его целостности. Данная сфера включает в себя образование и культуру, религию и науку.

Духовная сфера

Духовная сфера общества представляет собой систему отношений между людьми, которая и отражает нравственную жизнь данного общества.

Духовная сфера представлена такими многогранными подсистемами, как религия, наука, культура, образование, искусство и идеология. Почему же духовная сфера так много значит для любого развитого общества?

Прежде всего, значимость духовной сферы заключена в ее функции выявления ценностной системы общества. Именно благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.

Без развитой духовной сферы довольно тяжело представить развитое общество людей. Посредством образования люди становятся более умными и познают окружающий мир с новых сторон, благодаря культуре общество постоянно духовно обогащается, так как у людей есть возможность выразить свои личностные качества и творческий потенциал.

Культура

Культура является совокупностью духовных и материальных ценностей, способов их создания и возможностей использовать их для дальнейшего развития человечества и личности в частности. Мы можем сказать, что человеческий труд является первым источником развития культуры.

Культура – это совокупность духовных достижений человечества. Но недаром говорят, что у каждой страны или у каждой нации есть своя культура. Это связано с тем, что каждая страна развивалась по-своему и у каждой страны есть своя история.

В результате культурного развития каждая нация обладает определенным культурным и духовным наследием, которые и создают культурные обычаи. Есть культурные достижения, которые принято называть «надвременными» - это те культурные и духовные явления, которые не подвластны изменениям и времени.

Образование

Процессом и результатом усвоения человеком знаний, умений и навыков принято называть образованием. Именно таким образом развивается ум и чувства человека, формируется его собственное мнение, система ценностей, мировоззрение и познавательные процесс.

Образование – это главный путь к взрослению и пониманию окружающего мира. Детей начинают учить с ранних лет – сначала просто звукам и движениям, затем азбуке и счету, и с каждым годом ребенок познает что-то новое.

В подростковом возрасте человек не только накапливать систематизированные знания, он уже учиться мыслить критически и творчески – самостоятельно оценивать окружающие его явления и историческое прошлое.

Получить образование важно для каждого человека – ведь без системы общеобязательных знаний он не сможет полноценно общаться с людьми и комфортно ощущать себя в социуме. Образование является общественно организуемый процесс.

Религия

Религия является одной из форм общественного сознания. А в научном смысле мы говорим о религии, как об особой форме осознания мира, которая обусловлена верой в сверхъестественное. Любой вид религии включает в себя моральные нормы и типы поведения, а также представляет собой объединение людей в определенные организации.

Примером такой организации является церковь. Основу для религии представляют собой понятия о Боге, о смысле и цели жизни, о добре и зле, о нравственности и честности. Именно поэтому религия – это одна из фундаментальных подсистем духовной сферы жизни общества.

Наука

Сферой деятельности человека, направленной на теоретическую систематизацию и выработку знаний о действительности принято называть наукой. Легче всего сказать, что наука представляет собой сбор объективных знаний о мире.

Духовная сфера общества.

1. Специфика духовной сферы общества.

2. Особенности духовного производства.

3. Наука как вид духовного производства.

4. Искусство как вид духовного производства.

5. Религия как вид духовного производства.

1.Духовная сфера общества – это сфера отношений людей по поводу духовных ценностей, их создания, распространения и потребления. Духовная сфера складывается исторически и вбирает в себя географические, национальные особенности общества и проявляется в национальном характере (менталитете). Духовная сфера – это поле деятельности учреждений образования, воспитания, профессионального искусства (театр, музыка, изобразительное искусство и т.д.). В духовной сфере люди формируются эстетически и нравственно, поэтому ее трудно переоценить. В совокупности с экономической и социально-политической сферами она определяет специфику общества во всей его целостности. Духовная сфера включает в себя духовную культуру (научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную), которая формирует определенный тип человеческой личности в интересах общества, регулирует поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, с природой и окружающим миром. Из этого вытекает и другая функция духовной культуры – формирование познавательных способностей личности. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.

Элементы духовной сферы общества:

· духовные потребности людей: являются продуктом чисто социального взаимодействия

· духовные ценности: взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат

· духовное потребление

· духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения, например, на основе эстетических, религиозных, нравственных отношений.

· духовное производство

2.Духовное производство – деятельность общества по производству, сохранению, обмену, распределению и потреблению идей, представлений, идеалов, научных знаний и других духовных ценностей. В сфере распределения и освоения духовных ценностей духовное производство охватывает образование, нравственное и эстетическое воспитание и другие формы приобщения к духовной культуре.

При наличии ряда общих моментов с материальным производством духовное производство имеет свою специфику. Предметом труда в нем выступают не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием духовных ценностей. В массе своей это представители интеллигенции. Духовное производство– производство сознания, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются идеи и теории, ценности, духовные общественные отношения и сам человек как духовное существо.Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием. Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.Духовное производство в отличие от материального носит всеобщий, общественный характер, продукты духовного производства доступны всем. Пятью хлебами не накормишь тысячу, а пятью идеями или шедеврами искусств можно удовлетворить духовные потребности миллиона людей. Однако следует заметить, что само производство духовных ценностей всегда индивидуально. Примером может послужить то, что нобелевские премии в науке коллективам авторов не присуждаются. В целом, большие открытия и творения делают одиночки, ведь творчество всегда уникально и индивидуально. Творчество – основная сила духовного производства, в то время как в материальном производстве таких производительных сил множество (сырье, машины, рабочие руки, дороги и пр.). Духовная деятельность самоценна, обладает значимостью нередко безотносительно к результату. Так искусство существует ради искусства. В отличие от материальной деятельности, для которой ценно не создание, а обладание благами, в духовной деятельности ценно само создание. Функции духовного производства: 1. Духовная деятельность, направленная на совершенствование всех средств жизни общества (экономической, политической, социальной) и производство духовных ценностей.2. Производство прикладных и фундаментальных идей, причем производство последних является важнейшей функцией.3. Производство и распространение в обществе знаний об этих идеях.4. Производство общественного мнения. Эта функция тесно связана с производством и распространением знаний, однако в ней подчеркивается политический, идеологический момент.5. Формирование духовных потребностей, т.е. внутреннего побуждения человека к духовному творчеству и созданным духовным ценностям.

Виды духовного производства:

2. Искусство.

3. Религия.

    Наука как вид духовного производства. Наука 1) система знаний; 2) социальный институт.

Наука – систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д. Наука создает идеальный мир, в котором отражаются закономерности объективного мира.

Основные признаки научного познания:

  • Систематичность и логичность
  • Наличие идеализированных объектов
  • Необходимость методов, методологии и средств научного познания
  • Специализированность, предметность, дисциплинарность научного знания
  • Наличие особого языка науки
  • Строгость и объективность открываемых истин
  • Кумулятивность научного знания: накапливание, совершенствование, поступательное развитие науки

Функции науки:

  • Познавательная
  • Объяснительная
  • Практически-действенная (наука дает метод по преобразованию мира, а также служит внедрению технологий и созданию техники)
  • Прогностическая (например, предвидение природных аномалий)
  • Мировоззренческая
  • Функция социальной памяти

Дифференциация и интеграция научного знания.

Дифференциация науки – процесс, связанный с возрастанием числа специальных наук, становлением новых научных дисциплин, формированием новых научных направлений, подходов, концепций, теорий. Если во времена Аристотеля наука едва ли делилась на 20 областей знаний, то сейчас это деление не знает границ. Этому во многом способствовало открытие микроскопа и телескопа. Физика разделилась на механику, оптику, электродинамику, статистическую механику, термодинамику, гидродинамику и т.д. Появляются и новые науки, например, генетика. Дифференциация приводит к прогрессирующей специализации научных работников, отсутствию взаимопонимания представителей различных научных направлений и дисциплин, что не способствует прогрессу науки.

Интеграция науки – процесс, связанный с объединением наук на основе единства различных уровней и фрагментов универсума. Многие науки, например, химия, физика, астрономия и пр. объединяются на основе изучения элементарных частиц . Интеграция проявляется как:

· Организация исследований «на стыке» смежных научных дисциплин

· Разработка «трансдисциплинарных» научных методов, имеющих значение для многих наук (спектральный анализ, компьютерный эксперимент)

· Поиск «объединительных» теорий и принципов (например, теория эволюции)

· Разработка теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (кибернетика, синергетика)

· Комплексный характер решения проблем

Дифференциация и интеграция – две взаимодополняющие тенденции в науке.

4. Искусство – такой вид духовного производства, который представляет собой творение профессионалов (художников, музыкантов, поэтов и т.д.), т.е. специалистов в области эстетического. Эстетическое есть не только в искусстве, оно разлито по всей социальной реальности и вызывает особенные эстетические чувства у людей (например, при любовании горами). В искусстве же эстетическое носит самодовлеющий характер.

Первоначально искусство не было чисто эстетической деятельностью, оно служило магии, религии и передаче социального опыта (наскальные рисунки). В классовом обществе искусство становится самостоятельным.

Искусство имеет социальное содержание, что особенно проявляется в кризисные периоды развития общества. Конец XIX в. – начало XX в. характеризуется «дегуманизацией искусства» (термин Ортеги-и-Гассета) – дистанцированием от реальности, изгнанием из искусства непосредственности чувств, всего человеческого, живого. Искусство становится бесчеловечным, отвлеченным, холодным и ироничным. Дегуманизация затронула и все другие сферы общественной жизни.

Другой пример социального характера искусства – тоталитарное искусство XX века. Ярким примером является направление соцреализма в СССР, которое считалось главной и единственно правильной формой искусства. Тоталитарное искусство становится орудием политики, власти, идеологии. Государство монополизирует и контролирует деятельность художников, все не признанные официальными стили искусства запрещаются.

Функции искусства:

1. Познавательная: произведения искусства являются ценным источником информации.

2. Воспитательная: искусство оказывает глубокое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его совершенствование или падение.

3. Эстетическая: искусство доставляет эстетическое удовольствие и наслаждение, вызывает в человеке определенные эмоции (смех, слезы и пр.), что Аристотель назвал катарсисом (очищением души). Также оно формирует эстетическое сознание, делающее человека человеком, прививающее ему чувство прекрасного.

5.Религия – это историческая форма мировоззрения, социальный институт, а также вид духовного производства. Благодаря тщательно разработанным принципам и традициям, религия стала мостом между материальным и духовным мирами. В отсутствие социальной справедливости она позволяет обеспечить и сохранить порядок и стабильность в обществе. С позиции социальной философии, религия формирует социальное мировоззрение, позволяющее руководствоваться им в повседневной жизни – растить детей, общаться с окружающими, помогать друг другу. Религия и религиозные мистерии, культы, таинства – форма социализации, приобщающая к традициям той или иной культуры.

Будучи социальным институтом, религия имеет определенную структуру:

1. Религиозное сознание, включающее: а) религиозную идеологию – систему религиозных идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа; б) религиозная психология – совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, присущих верующим, которые формируются под воздействием носителей религиозного сознания.

2. Религиозный культ – совокупность символический действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. В качестве культа выступают обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, обряды, молитвы и пр. Главная функция религиозного культа – доведение до сознания верующих определенных религиозных идей, смыслов.

3. Религиозные организации – объединения последователей определенной религии и возникновение на этой основе общности верований и обрядов. Главной религиозной организацией выступает церковь – автономный, строго централизованный институт, обслуживаемый профессиональными священнослужителями (клиром). Религиозными организациями могут быть и секты – объединения верующих, порвавших с той или иной официальной церковью, изменивших основы ее вероучения и культа или противопоставивших себя господствующему религиозному течению. В сектах, как правило, отсутствует жесткое деление на священнослужителей и мирян, активно ведется миссионерская деятельность.

Функции религии как социального института:

1. Компенсаторная , состоящая в религиозном снятии социальных конфликтов. Реальное угнетение преодолевается свободой в духе, социальное неравенство превращается в равенство перед Богом, разобщенность заменяется «братством во Христе», смертный оказывается бессмертным, мир зла и несправедливости заменяется «Царством Небесным». Компенсаторная функция особенно отчетливо проявляется в покаянии и молитве. При их совершении наступает особое психическое состояние облегчения (удовлетворенности, радости, успокоенности).

2. Регулятивная – религиозно-нравственные идеи, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей.

3. Интегративная – через общность мыслей, действий, чувств верующих религия способствует единению и стабильности общества, а также становлению нового.

4. Коммуникативная – религия способствует расширению возможностей и потребностей людей к общению.

Духовность защищает свободу личности, свободу и независимость нации. Изучение социальной эволюции и логики социальных процессов создает возможность определить изменения в системе исторических, духовных, культурных и моральных ценностей — динамику развития общества в ситуациях рисков, вызовов и угроз. В исследовании проблемы духовной реальности особое значение имеет духовная составляющая общественной жизни.

Духовный аспект жизни общества

Духовную реальность, являющуюся основой духовной сферы жизни общества, можно представить как отражение в уме и фиксацию в психике индивида потенциального и реального бытия. При этом бытие представлено в двух своих формах — как индивидуальное, так и социальное. Индивидуальное бытие связано с психикой и сознанием конкретного человека. Его составляющими являются ощущения, восприятия, представления, а также концепции, суждения, выводы об окружающей действительности. Социальное бытие духовно фиксируется в общественном сознании и социальной психологии при участии отдельных людей и коллектива в общественной жизни.

Характеристики духовности

Понятие духовной сферы общества непосредственно связано с духовностью. Среди ее основных аспектов следует выделить:

  1. Всесторонний характер. Человеческая духовная жизнь имеет много сторон. В качестве ее составляющих рассматривают рациональную и эмоционально-эффективную стороны, гносеологически-познавательные и ценностно-мотивационные моменты, элементы внешнего и внутреннего мира человека, а также многие другие грани, уровни, условия духовной жизни человека. Это понятие включает в себя все эти аспекты человеческой жизни.
  2. Духовность как идеальность. Содержание любого явления окружающего мира интериоризовано (присвоено) человеком в чистом виде, освобождено от объективных, материальных, субъективных или пространственно-временных характеристик существования. Огромная роль в формировании и развитии идеальности принадлежит языку, категориально-концептуальной системе сознания человека. Человеческая духовность является совершенным миром, в котором живет человек, оперирующий идеальными формами.
  3. Духовность является субъективным миром человека. Ее можно определить как внутреннюю, личную жизнь человека. Она представлена во внутреннем созерцании человека, ее раскрытие происходит в границах собственного идеального пространства и времени человека. Она полностью субъективна, представляет «Я» человека, ее действия обусловлены тем, что она является бытием и особенностью «Я» индивида. Она субъективна и индивидуальна. Таким образом, ее можно определить как духовную жизнь человека, его субъективно-идеальный мир.

Основы духовности

Качественные черты духовного мира личности, социальных слоев и групп определяют состояние социальных отношений в аспекте их стабильности и нестабильности, динамики развития и воспроизводства. Социально-философский анализ духовной сферы общества фокусируется на рассмотрении универсальных значений, основных черт и характеристик, глубины — актуализированных явлений общественной жизни.

Духовные основы базируются на четырех столпах:

  • приверженности универсальным ценностям;
  • укреплении и развитии духовного наследия;
  • возможности свободной реализации человеческого потенциала;
  • патриотизме.

Система духовных ценностей

Общечеловеческие ценности — это социальная ориентация и основа духовной сферы жизни общества. Без поддержки духовных принципов и без развития человеческих качеств устойчивое развитие общества немыслимо.

Ценности — это основные принципы жизни людей. Они необходимы как ориентир поведения и действий человека в повседневной жизни, формируются на основе интересов, выбора, потребностей, желаний и предпочтений.

Основные человеческие ценности относятся к тем, которые лежат в основе человеческого бытия. Ценности, которые считаются основными неотъемлемыми значениями в человеке, включают правду, честность, лояльность, любовь, мир и так далее, потому что они раскрывают фундаментальную доброту людей и общества в целом. Кроме того, поскольку эти ценности объединяются по своей природе и затрагивают социальные, культурные, религиозные и прочие интересы отдельных людей, они считаются универсальными, вневременными и вечными, применяемыми ко всем людям.

Сущность и значение

Духовная сфера общества является некоей областью бытия, в границах которой объективную реальность можно рассматривать не как предметную действительность, а как реальность, которая присутствует в самом человеке и является частью его личности. Основой является практическая деятельность человека, при этом ее можно рассматривать как особую форму отражения окружающего мира и средство взаимодействия с ним.

К духовной сфере общества относятся многие аспекты человеческой жизни. она представлена знаниями, верой, чувствами, переживаниями, потребностями, способностями, стремлениями и целями людей. Все вместе они являются духовным миром личности.

Она предоставляет условия для объединения различных форм и уровней общественного сознания: нравственного, научного, эстетического, религиозного, политического, правового. Соответственно к элементам духовной жизни общества следует отнести мораль, науку, искусство, религию и право.

Мораль

Мораль можно рассматривать как определенные кодексы поведения, выдвигаемые обществом или группой (например, религиозной) или принимаемые индивидуумом как основы собственного поведения.

Мораль — это убеждение, что какое-то поведение является правильным и приемлемым, а другое поведение таковым считать нельзя. Она является кодексом ценностей, используемых для руководства выборами и действиями человека, которые определяют цель и ход его жизни.

Наука

Наука — это систематический и логичный подход к обнаружению того, как работают вещи во Вселенной, совокупность знаний, накопленных через открытия обо всех вещах во Вселенной.

Наука, являясь частью духовной сферы общества, может быть определена как знание, основанное на очевидных и воспроизводимых данных. Она стремится к измеримым результатам через тестирование и анализ. Наука основывается на фактах, а не на мнениях или предпочтениях. Процесс науки призван оспаривать идеи при помощи исследований.

Искусство

Основное значение этого понятия - выражение или применение человеческого творческого мастерства и воображения, как правило, в визуальной форме, например, живопись, скульптура, воспроизведение работ, которые должны цениться за красоту или эмоциональную силу. Также это создание объектов, изображений, музыки и т. д., которые считаются прекрасными или выражают чувства.

Искусство - это выражение мыслей, эмоций, интуиции и желаний. Оно раскрывает то, как человек ощущает мир, который для многих является продолжением личности. Искусство — это способ охватить мир. Не только физический мир, как это пытается сделать наука; но и весь мир, и в частности, человеческий мир, мир общества и духовный опыт. Как элемент духовной сферы общества искусство отражает окружающую действительность в художественных образах.

Религия

Религия — это набор убеждений, чувств, догм и практик, которые определяют отношения между человеком и святым или божественным. Религия определяется конкретными элементами сообщества верующих: догмами, священными книгами, обрядами, поклонением, таинством, моральным предписанием, запретами, организацией.

Религия может быть определена тремя ее основными характеристиками:

  1. Религиозные практики.
  2. Религиозные чувства, то есть вера.
  3. Единство в сообществе тех, кто разделяет одну и ту же веру, церковь.

Это то, что отличает религию от магии.

Право

Право является особой категорией, при помощи которой устанавливается и поддерживается общественный порядок. Ээто система правил, которые определенная страна или сообщество признает как регулирующие действия своих членов и которые она может применять путем наложения штрафов. Право регулирует общественные отношения: при помощи правил поведения определяются границы свободы, равенство людей в реализации и защите их интересов, регулируется борьба и согласование свободных воль в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства. Право - это государственный регулятор общественных отношений.

Духовное производство

Сравнительно недавно в современной литературе относительно духовной сферы общества начала раскрываться концепция духовного производства, под которым понимают производство сознания. Его осуществляют особые группы людей, профессии и квалификация которых так или иначе связаны с умственным трудом. Их деятельность приводит к появлению:

  • идей, теорий, образов, духовных ценностей;
  • духовных социальных связей людей;
  • духовности человека.

Духовная структура производства включает научное, эстетическое и религиозное понимание. Следует обратить внимание на то, что хотя политика, закон, мораль являются формами духовной сферы общества, их нельзя отнести к духовному производству.

Мораль не является результатом творческой деятельности идеологов. Идеологи, конечно, участвуют в изучении этических и моральных сфер жизни социума и человека. Но они не создали никаких моральных правил или принципов: их творение является результатом веков развития человеческого общества.

Политика и закон также не являются духовным производством, потому что здесь созданы социальные отношения, которые не являются прежде всего духовными. Например, если юрист развивает систему отношений с собственностью, которая является материальным объектом, следовательно, юридические отношения собственности являются не духовными, а материальными.

Политические отношения касаются власти и отношений господства и подчинения, в конечном счете являются материальными отношениями.

Наука, искусство, религия занимаются производством идей, изображений, представлений в чистой форме. В каждой из этих форм реальность общественного сознания представлена ​​в согласованном и конкретном виде.

Отличия духовного и материального производства вполне очевидны. В духовном производстве труд индивидуален, в материальном производство индивидуально и коллективно.

Духовную жизнь, вытекающую из общественной практики, невозможно отделить от других сфер жизни общества, так как она является одной из подсистем социума. Примерами духовной сферы общества могут послужить книгопечатание, церковь, научный институт, карнавал, научное открытие, конституция государства.

Духовная сфера общества: понятие, элементы, примеры на сайт.

Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался - болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться - стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе - не подходи, убьёт; шоколадка в кармане - прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.

Структура духовной сферы общества может быть представлена в виде областей, в которых осуществляется духовная жизнь, и в виде элементов духовного производства.

Области духовной сферы. Основными областями духовной сферы являются наука, искусство, религия, образование и воспитание. Каждая из этих областей обладает особенностями, о которых будет сказано ниже. Вместе с тем их объединяет то, что:

  • 1) они основываются на формах общественного сознания и удовлетворяют духовные потребности людей;
  • 2) в них создаются и распространяются духовные ценности;
  • 3) в них функционируют социальные институты, существующие для производства и распространения духовных ценностей.

Элементы духовного производства. Духовная сфера по своей структуре близка к структуре производства материальных благ: наличие духовных потребностей вызывает необходимость создания (производства) духовных ценностей, восприятие (потребление) которых приводит к удовлетворению названных потребностей.

Таким образом, структура духовной сферы общества в виде определенного производственного процесса включает в себя духовные потребности, духовную деятельность и результат данной деятельности, необходимый для удовлетворения духовных потребностей, - духовные ценности.

Духовные потребности - это нужда человека или общества в создании и усвоении духовных ценностей.

Их отличие от биологических и материальных потребностей состоит в том, что они не задаются от рождения, а формируются и развиваются в течение жизни человека.

Духовная деятельность включает в себя производство духовных ценностей и их усвоение.

Производство духовных ценностей может состоять в получении новых знаний, создании произведений искусства, разработке образовательных технологий и т.п. Усвоение духовных ценностей не всегда означает пассивное их восприятие. Чаще всего для этого требуется активная умственная деятельность (обучение, осмысление произведений искусства, выработка той или иной жизненной позиции или ценностной ориентации и др.).

Для производства и усвоения духовных ценностей общество создает специальные социальные институты (научные учреждения, учебные заведения, церковь, учреждения культуры).

Духовные ценности - это те значимые для человека и общества результаты духовного производства, которые удовлетворяют их духовные потребности.

Такими ценностями могут быть знания, произведения" искусства, религиозные представления, моральные нормы.

Одним из основных отличий духовных ценностей от материальных является то, что их потребление не приводит к их сокращению. Это свойство духовных ценностей обеспечивает им всеобщую доступность и постоянную воспроизводимость. Если исчезновение материальных ценностей чаще всего обусловлено их потреблением (расходованием природных богатств, амортизацией орудий труда и т.п.), то духовные ценности, напротив, исчезают вследствие отсутствия потребности в них. Так, в условиях засилья массовой культуры (поп-культуры) бесследно теряются многие создававшиеся веками ценности народной культуры, поскольку они остаются невостребованными.

В ходе духовного производства и усвоения духовных ценностей возникают общественные отношения, которые также входят в духовную сферу общества.

Весь процесс производства духовных ценностей, их накопление в обществе и усвоение своей конечной целью имеют формирование человека как духовного существа.

6.2. Культура: понятие и виды

Духовную сферу жизни общества чаще всего связывают с культурой, точнее, с одним из ее видов - духовной культурой. Культура - одно из самых сложных явлений социальной жизни, что обусловлено многогранностью ее проявления. Эта сфера социальной действительности является объектом изучения многих наук (философии, социологии, культурологии, политологии, истории, этнографии и т.п.). Многоаспектность самого явления культуры и множество подходов к ее изучению привели к тому, что в настоящее время термин "культура", пожалуй, самый разноречивый в обществознании. Ученые насчитывают несколько сотен определений культуры.

Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание, уход) первоначально обозначал возделывание почвы, но уже в античности он приобрел иное значение - воспитанность, просвещенность. Позднее этот термин получил более обобщенное содержание и им стали обозначать так называемую "вторую природу", то есть все созданное человеком.

В широком смысле культуру можно определить как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса.

При этом важно иметь в виду, что в понятие культуры включаются не только результаты человеческой деятельности, но и сама преобразовательная деятельность, которая также выражает уровень развития "второй природы" и в этом смысле является ценностью.

Структура культуры

Структура культуры многогранна.

1. Из определения культуры видно, что она включает в себя как материальные, так и духовные ценности, поэтому принято выделять материальную культуру и духовную культуру. Критериями деления культуры на материальную и духовную являются продукт (результат) производства и цель производства.

Материальная культура является результатом материального производства (техника, материальные ценности) и служит удовлетворению материальных потребностей человека и общества. Она выступает основой существования и развития человеческого общества, его духовной культуры.

Духовная культура связана с производством духовных ценностей (идей, теорий, социальных норм, эстетических ценностей) и удовлетворяет духовные потребности.

Основными формами существования духовной культуры являются:

  • философия, которая играет роль мировоззренческой основы культуры;
  • наука, выражающая уровень и степень познания человеком закономерностей развития природы и человеческого общества, а также умение применять эти законы в интересах развития общества;
  • мораль, ориентирующая людей на идеалы добра и справедливости;
  • право как важнейший регулятор общественных отношений, опирающийся на меры государственного принуждения;
  • религия, помогающая человеку в его духовных исканиях;
  • искусство, доставляющее человеку эстетическое наслаждение.

Следует отметить, что данное деление носит условный характер, поскольку материальная культура всегда является воплощением идей и знаний человека, а ее использование невозможно без сознания человека. Духовная культура, в свою очередь, воплощается в материальных вещах (книгах, картинах, скульптурах).

2. Культура включает в себя и саму деятельность человека, и ее способы, и ее результаты, продукты. Так, с этой точки зрения материальная культура складывается из процесса производства материальных благ, под которым в данном случае понимается сам процесс деятельности, из умений, навыков, производственного опыта людей, технологий, орудий труда и т.п., с помощью которых осуществляется эта деятельность, а также продуктов потребления как результатов материально-производственной деятельности. Духовная культура состоит из творческого процесса, способов производства духовных ценностей (методологии научных исследований, способов и техники создания художественных произведений и т.п.), результатов духовной деятельности (научные знания, идеи и открытия, моральные, правовые, религиозные нормы и ценности, продукты художественного творчества).

3. Понятие культуры может относиться к различным сферам человеческой жизнедеятельности. В этом смысле можно говорить о таких видах культуры, как производственная, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, экологическая и другие, а также о культуре труда, культуре досуга, культуре общения, физической культуре, культуре медицинского обслуживания и пр.

4. Носителями культуры могут быть как общество в целом, так и отдельный человек. Поэтому выделяют культуру общества и культуру личности. Культура общества в зависимости от содержания и субъекта ее производства и потребления представлена народной, массовой или элитарной культурой.

Народная культура опирается на систему ценностей, менталитет народа, отражает национальный характер. Чаще всего ее произведения создаются анонимными творцами, как правило, не имеющими профессиональной подготовки. Эти произведения затем могут дописываться, изменяться в процессе коллективного творчества.

Массовая культура - это культура общедоступная, которая выражает насущные духовные потребности широких масс. Она не требует глубокого осмысления, рассчитана, как правило, на непосредственное восприятие. Не обладая высокими художественными достоинствами, но будучи весьма демократичной, массовая культура способна оказывать существенное влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентации. В последние десятилетия синонимом массовой культуры стал термин "популярная культура", или "поп-культура".

Элитарная культура не рассчитана на широкую аудиторию. Ее девизом является "искусство ради искусства". Она создается элитой общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура - это творческий авангард, поэтому она опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком, широкими массами, нередко выходя за рамки общепринятого, доступного для рационального осмысления.

В повседневной жизни слово "культура" чаще всего ассоциируется с духовной культурой. Именно этот вид культуры составляет основу духовной сферы жизни общества.

Функции культуры

Культура в жизни каждого человека и общества в целом занимает исключительное место в связи с многообразием выполняемых ею функций. К числу основных функций культуры относятся:

1. Функция накопления и хранения социальных достижений: материальных носителей культуры, научных знаний, традиций, исторической и народной памяти, религиозных ценностей, нравственных устоев, образцов художественной культуры. Эта функция реализуется в двух взаимосвязанных направлениях.

  • создание все новых ценностей, каждая из которых обладает самостоятельным значением и сохраняет или даже приумножает это значение с течением времени. Например, полотнами Рембрандта вот уже в течение нескольких веков наслаждаются многие поколения людей. Непреходящей ценностью продолжают оставаться египетские пирамиды;
  • развитие достижений человека и человечества. Так, накопление научных знаний приводит к тому, что часть прежних знаний входит в качестве составных в новые знания, часть знаний уточняется, часть знаний оказывается неточной и отвергается.

2. Функция передачи (трансляции) материальных и духовных ценностей из поколения в поколение. Каждый человек, каждое поколение в течение всей своей жизни не только впитывают в себя культурные достижения человечества, обогащаются ими, но и сами являются их творцами. Накопленный культурный опыт через систему обучения и воспитания передается новым поколениям людей.

3. Функция познания и преобразования мира. Создавая культурные ценности и используя их, люди познают мир во всем его многообразии. Всякое творение культуры является преобразованной человеком частью окружающей нас действительности.

4. Коммуникативная функция. Культура - это та область общественной жизни, в сфере которой и с помощью которой люди, имеющие порой противоположные экономические, социальные или политические интересы, могут найти общий язык. Именно культура помогает людям устанавливать тесные контакты, решать возникающие между ними противоречия. Поэтому налаживание диалога различных культур - одно из важнейших условий сохранения мира и спокойствия на Земле, прогрессивного развития человечества.

5. Воспитательная (ценностно-ориентирующая) функция. Человек становится личностью, когда овладевает системой культурных ценностей. С раннего детства его вводят в мир культуры, который сопровождает человека до конца его жизни. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что сфера культуры - это та среда, в которой люди живут, а с другой - тем, что культура представляет собой систему ценностей, ориентирующих человека в окружающем мире, позволяющих ему осваивать этот мир, строить нормальные отношения с другими людьми.

6. Эстетическая функция. Эта функция культуры реализуется не только через искусство как важнейшую часть духовной культуры, но и вся культура в целом обладает эстетической значимостью. Эстетическое наслаждение человеку доставляют как творения писателей, художников, артистов, так и результаты творческой деятельности инженеров и рабочих, ученых и практиков, архитекторов и строителей, дизайнеров и программистов. Естественно, не все созданное человеком является прекрасным, но в конечном итоге человек стремится к гармонии в отношениях с природой и друг с другом. Достижение этой гармонии - то главное, что характеризует культуру.

6.3. Мораль и ее роль в обществе

Мораль (нравственность) как форма духовной жизни и как социальный регулятор возникла уже в первобытном обществе. Ее появление обусловлено прежде всего необходимостью регулирования общественных отношений, когда человек начинает осознавать себя личностью, когда зарождается потребность в защите принципов гуманизма, добра и справедливости.

Определение морали, ее сущности и специфики во все времена было одним из сложнейших вопросов. Мораль понималась и как форма общественного сознания, и как социальный регулятор, и как способ освоения действительности. Большинство исследователей были едины в одном: мораль представляет собой совокупность требований, предъявляемых к поведению человека. Но при дальнейшем анализе начинались расхождения. Каково происхождение этих требований? Чем они обусловлены? В чем их специфика? Кем они предъявляются? На эти и многие другие вопросы не было однозначного ответа. Одни полагали, что моральные требования обусловлены внешними по отношению к морали факторами (Богом, природой человека). Другие исходили из того, что источник существования морали в ней самой, мораль не зависит ни от каких внешних условий и причин.

Если все же попытаться дать определение морали, то оно могло бы быть следующим.

Мораль - это специфический способ регуляции общественной жизни с позиций гуманизма, добра и справедливости, осуществляемый при помощи требований к поведению людей и опирающийся на общественное мнение и внутренние убеждения человека.