Фракции бундестага. Бундестаг (нем
Страница 5 из 6
§ 5. Государственные органы. Местное самоуправление
А. Федеральные органы
Бундестаг
Бундестаг - это законодательный орган Федерации. Отечественная юридическая наука считает Бундестаг одной из палат германского парламента (другой является Бундесрат). Эта точка зрения не разделяется большинством немецких юристов, которые считают, что только Бундестаг можно именовать парламентом, так как только он представляет немецкий народ как единое целое.
Порядок формирования. Бундестаг состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. Основной закон ФРГ не содержит подробных постановлений об избирательной системе. Она устанавливается текущим законодательством. В настоящее время порядок выборов в Бундестаг определяется Избирательным законом от 1 сентября 1975 г. с последующими изменениями. Право избирать предоставляется гражданам, достигшим 18 лет и проживающим на территории Федерации не менее 3 месяцев. Право быть избранным имеют лица, достигшие 18 лет, состоящие не менее 1 года в гражданстве ФРГ и не лишенные активного избирательного права.
Избирательный закон устанавливает определенное число депутатов Бундестага - 656 (на практике их всегда больше в силу особенностей германской избирательной системы, о чем будет сказано ниже; например, в 1997 г. их было 672). Депутаты обладают свободным мандатом, иммунитетом и индемнитетом (последние в сравнении с российскими несколько ограничены).
При выборах депутатов Бундестага применяется смешанная система - так называемая "персонализированная пропорциональная". Половина депутатов Бундестага (328) избирается в избирательных округах, по одному депутату от каждого округа. Другая половина избирается по так называемым земельным спискам партий.
Каждый избиратель на выборах в Бундестаг имеет два голоса. Первый голос он подает за кандидата в депутаты в избирательном округе, второй голос - за земельный список кандидатов одной из партий. Оба голоса могут подаваться независимо друг от друга: избиратель вправе отдать свой "первый" голос кандидату от одной партии, а "второй" - земельному списку кандидатов от другой партии.
В избирательном округе избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем другие (мажоритарная система относительного большинства). Остальные 328 мест заполняются кандидатами из земельных списков партий.
Для определения количества мандатов, полученных партийным списком, с 1985 г. применяется система подсчета по методу Хэйра-Нимейера. Для этого все "вторые" голоса, поданные за список определенной партии, умножаются на общее количество мест, подлежащих распределению. Затем полученное кратное делится на общее количество всех "вторых" голосов, поданных за все партийные списки. Каждый партийный список получает столько мест, сколько полных чисел в результате он получит. Оставшиеся свободные места распределяются по порядку наибольших долей чисел (после запятой), которые при таком подсчете приходятся на тот или иной список. После этой процедуры все места оказывются распределенными, и устанавливается, на сколько мест может рассчитывать каждая партия.
Партия А 10 000 х 12 21000 = 5,71
Партия В 8000 х 12 21000 = 4,57
Партия С 1600 х 12 21000 = 0,91
Партия D 1400 х 12 21000 = 0,8
При первом подсчете партия А получает 5 мест и партия В - 4 места. Из 12 мест нераспределенными остались три места, по одному из них получают партии С и D, еще одно - партия А. После этого из общего числа мест, определенных таким образом для каждого земельного списка партий, вычитается число мест, уже полученных данной партией в избирательных округах земли. Какая-либо партия может получить в одной из земель больше прямых мандатов, чем ей полагается по числу ее вторых голосов. В этом случае парламент увеличивается на число упомянутых мандатов (это так называемые избыточные мандаты), а партия получает в этом случае количество мандатов сверх пропорции. Согласно избирательному закону в распределении мандатов участвуют лишь те партии, которые в масштабе всей республики собрали не менее 5 процентов голосов избирателей (5-процентная "заградительная" оговорка) или кандидаты которых избраны не менее чем в трех избирательных округах.
Организация Бундестага. Непосредственное руководство деятельностью Бундестага осуществляет его председатель (официально он именуется президентом). Он избирается из числа депутатов на весь срок легислатуры и не может быть отозван со своего поста. По сложившейся традиции председателем Бундестага избирается представитель крупнейшей фракции. Одновременно с ним избираются заместители - соответственно числу фракций, представленных в Бундестаге, а также несколько секретарей. Вместе они образуют президиум палаты, который, однако, никаких функций как коллегиальный орган не осуществляет. Напротив, Совет старейшин является важным органом Бундестага. Он состоит из председателя, вице-председателей и 24 членов, назначаемых фракциями пропорционально их численности. В задачи Совета входит согласование между фракциями численности комитетов Бундестага, распределение в них мест между фракциями, назначение председателей комитетов и их заместителей. Кроме того, Совет старейшин согласовывает повестку дня ближайших заседаний Бундестага и план его заседаний на более длительный срок. Совет старейшин принимает проект бюджета Бундестага, выносит решения по его внутренним делам.
Депутаты, являющиеся членами одной и той же партии, образуют партийную фракцию Бундестага (объединенная фракция ХДС-ХСС состоит из двух групп депутатов - ХДС и ХСС, причем последняя пользуется относительной самостоятельностью внутри фракции). Фракцию может создать только такая группа депутатов, которая насчитывает не менее 5% от общего числа депутатов. Фракции не являются официальными органами Бундестага, но играют большую роль в его работе. Они рассматривают основные вопросы перед их обсуждением на пленарных заседаниях палаты, формулируют законодательную политику партии, назначают докладчиков для выступления на пленарных заседаниях и в комитетах, определяют основное содержание этих выступлений, выделяют своих представителей для назначения на важнейшие посты в Бундестаге, определяют линию поведения депутатов при голосованиях, решают и другие вопросы.
Партийной фракцией руководит правление. В него входит председатель фракции, его заместители и секретари, а также прочие члены. В каждой фракции образуются также рабочие группы по основным направлениям внутренней и внешней политики. Члены правления фракции и руководство рабочих групп образуют ядро фракции, состоящее из профессиональных политиков. Именно они определяют линию поведения фракции и парламентскую политику партии, занимают ответственные посты в Бундестаге и чаще всего выступают на его пленарных заседаниях и в комитетах. Остальные члены фракции, так называемые "задне-скамеечники", особого влияния не имеют и лишь поддерживают политическую линию партии в Бундестаге.
Существенную роль в работе Бундестага играют его комите ты. Структурно все комитеты подразделяются на отраслевые, особые и следственные. Отраслевые комитеты подразделяются на обязательные (их три: комитет по делам Европейского Союза, иностранным делам и обороне;- образование этих комитетов предусмотрено в Основном законе) и факультативные (их число, как и профиль деятельности, меняется, в настоящее время их 23).
В компетенцию Бундестага входит развитие законодательства, утверждение федерального бюджета, избрание Федерального канцлера и парламентский контроль за деятельностью Федерального правительства, ратификация международных договоров, принятие решения об объявлении состояния обороны и некоторые другие вопросы.
Важнейшую функцию Бундестага составляет законотворчество. Законодательная инициатива принадлежит Федеральному правительству, членам Бундестага и Бундесрату. Все законопроекты вносятся на рассмотрение Бундестага, однако правительственные законопроекты предварительно направляются в Бундесрат, который может сделать свои замечания, а законопроекты Бундесрата передаются в Бундестаг через Федеральное правительство, которое должно высказать свои рекомендации. Как показывает практика, свыше 80% всех законопроектов вносится в Бундестаг по инициативе Федерального правительства.
Законодательная процедура регулируется регламентом Бундестага, предусматривающим правило "трех чтений" законопроекта. Первое чтение представляет собой информацию о законопроекте с предложением совета старейшин. На этой стадии могут обсуждаться лишь общие принципы законопроекта. Подавляющее большинство законопроектов после первого чтения передаются на рассмотрение комитетов. Бундестаг может назначить срок второго чтения и без передачи законопроекта в комитеты. Во втором чтении Бундестаг обсуждает законопроект в редакции, предложенной комитетом, вместе с докладом последнего. На этой стадии депутаты могут вносить поправки и дополнения к законопроекту. Тогда же проводится голосование по законопроекту, как правило по частям, и голосование по внесенным поправкам.
Принятый во втором чтении законопроект представляет основу для третьего чтения. На этой стадии может быть возобновлено обсуждение проекта в целом и могут вноситься новые поправки, но уже только от имени фракции. Затем следует заключительное голосование.
Государственное право ФРГ различает конституционные, "федеративные" (т. е. затрагивающие федеративную структуру государства или полномочия государственных органов земель) и обыкновенные законы. Первые принимаются Бундестагом квалифицированным большинством, а затем таким же большинством Бундесратом. "Федеративные" законы принимаются простым большинством Бундестага, но требуют обязательного согласия Бундесрата. Обыкновенные законы принимаются только Бундестагом простым большинством голосов. Однако по этим законам Бундесрат имеет право протеста, что влечет повторное голосование в Бундестаге. Если Бундестаг подтвердит прежнее решение, протест считается отклоненным.
К числу важнейших полномочий Бундестага относится утверждение федерального бюджета. Проект бюджета составляется Федеральным правительством. Бундестаг вправе предлагать свои поправки к правительственному проекту бюджета, но если они предусматривают увеличение расходов или новые расходы, то такие поправки могут приниматься лишь с согласия Правительства.
Одной из важнейших функций Бундестага является решение вопроса о главе Правительства. В начале своей легислатуры Бундестаг избирает Федерального канцлера, который затем самостоятельно формирует Правительство. Решение этого вопроса зависит от соотношения политических сил в парламенте, ибо реальный шанс быть избранным на пост Канцлера имеет кандидат той партии, которая обладает абсолютным большинством мест, либо пользующийся поддержкой коалиции партий, обладающей таким большинством.
Парламентский контроль за деятельностью Правительства носит ограниченный характер. Бундестаг и его комитеты могут требовать присутствия на своих заседаниях членов Правительства. Депутаты имеют право задавать вопросы Канцлеру и министрам, которые обязаны дать устный ответ. Для этого отводится до трех часов еженедельно (обычно по четвергам) во время сессии парламента.
Группы депутатов могут делать малые и большие запросы Правительству, на которые должен быть дан письменный ответ в течение 14 дней. Отличие большого запроса от малого состоит в том, что по ответу Правительства на первый предусмотрены дебаты.
Бундестаг работает постоянно, за исключением летних, рождественских и пасхальных каникул. Пленарные заседания проходят обычно по вторникам и средам, в остальные будние дни заседают комитеты и фракции.
Бундесрат
Бундесрат - это федеральный орган, посредством которого земли участвуют в осуществлении законодательной и исполни тельной власти Федерации, а также в делах Европейского Со юза (ст. 50). Если придерживаться традиционной точки зрения, что парламент ФРГ состоит из двух палат, тогда Бундесрат - это верхняя палата парламента. Бундесрат не является выборным органом. Он состоит из членов правительств земель.
Каждая земля располагает не менее чем тремя голосами; земли с населением свыше 2 млн. имеют 4 голоса, земли с населением свыше 6 млн. - 5 голосов, земли с населением свыше 7 млн. - 6 голосов. На конец 1997 г. земли Баден-Вюртемберг, Бавария, Нижняя Саксония и Северный Рейн-Вестфалия имели по 6 голосов, Гессен - 5, Бремен, Гамбург, Мекленбург-Верхняя Померания, Саар - по 3 голоса, остальные 7 земель имели по 4 голоса; всего в Бундесрате - 69 мест.
Каждая земля назначает столько членов в Бундесрате, сколько она имеет голосов. Члены Бундесрата назначаются и отзываются правительствами земель. Практически членами Бундесрата обычно назначаются премьер-министр и наиболее влиятельные министры правительства земли. Членство в Бундесрате исключает возможность быть одновременно депутатом Бундестага.
Бундесрат не имеет определенного срока полномочий: это постоянный орган, который не может быть распущен никаким другим органом. Состав Бундесрата на практике меняется по частям в связи с результатами выборов в ландтаги земель ФРГ и формированием новых правительств. Соответственно меняется и его партийный состав. В самом Бундесрате партийных фракций не существует, однако группы членов Бундесрата от земель, где у власти находятся представители одной и той же партии, блокируются между собой при голосованиях. Голоса земли могут подаваться только согласованно.
Бундесрат избирает своего председателя сроком на один год. Председатель созывает заседания Бундесрата, определяет повестку дня, руководит дебатами, решает вопрос о проведении голосования. Председатель обладает административной властью в здании Бундесрата. Он замещает Федерального президента, если последний временно не может выполнять своих функций.
Значительную роль в работе Бундесрата играют его постоянные комитеты. В них входят по одному представителю от каждой земли из числа членов Бундесрата или уполномоченных чиновников земли.
Полномочия Бундесрата довольно широки: они охватывают сферу законодательства, управления, а также дела Европейского Союза.
Бундесрат принимает участие в законодательной деятельности. Он обладает правом законодательной инициативы, его участие в принятии конституционных и "федеративных" законов является обязательным. Бундесрат вправе опротестовывать обыкновенные законы, принятые Бундестагом, что влечет повторное голосование в Бундестаге. По требованию Бундесрата должен быть созван согласительный комитет.
При определенных условиях Бундесрат может стать единственным законодательным органом. Согласно ст. 81 Основного закона по требованию Федерального правительства Президент ФРГ может объявить состояние законодательной необходимости в двух случаях: 1) если Бундестаг отклоняет правительственный законопроект, хотя Канцлер связал с ним вопрос о доверии; 2) если при постановке вопроса о доверии Канцлер не получил большинства голосов в Бундестаге, а последний, не будучи распущенным, отклоняет законопроект, признанный Федеральным правительством неотложным. В этих случаях для принятия закона достаточно согласия только Бундесрата. Состояние законодательной необходимости применяется не только к законопроекту, послужившему поводом для его объявления, но и к другим законопроектам в течение последующих шести месяцев.
В отличие от Бундестага Бундесрат участвует в осуществлении исполнительной власти Федерации. В согласии Бундесрата нуждаются многие постановления Федерального правительства, издаваемые на основе федеральных законов. Федеральное правительство, согласно ст. 53 Основного закона, обязано держать Бундесрат в курсе текущих дел.
Наряду с Федеральным правительством Бундесрат участвует в федеральном надзоре за землями. В согласии Бундесрата нуждаются общие административные предписания Федерального правительства, адресованные землям. По предложению Федерального правительства Бундесрат определяет нарушение землями норм федерального права. Он дает согласие Федеральному правительству на применение союзного принуждения в отношении земель, если они не выполняют своих конституционных обязанностей (ч. 1 ст. 37 Основного закона).
По ряду правовых вопросов Бундесрат уполномочен высказывать свое мнение перед Федеральным конституционным судом: при проверке конституционности того или иного закона, в случае обращения конституционного суда земли в Федеральный конституционный суд по поводу толкования Основного закона и др.
По вопросам, относящимся к ведению Европейского Союза, Бундесрат может создать Европейскую палату, решения которой приравниваются к решениям Бундесрата. При создании Европейской палаты учитывается представительство земель в Бундесрате, а также то, что голоса земли могут подаваться только согласованно (п. За ст. 52).
Согласно поправке к Основному закону, принятой в 1968 г., предусмотрена возможность создания нового органа, который может замещать парламент. Это так называемый совместный комитет, создаваемый на случай "чрезвычайного положения". Он состоит из 48 членов: на две трети из депутатов Бундестага и на одну треть из членов Бундесрата. Депутаты назначаются Бундестагом на основе пропорционального представительства фракций; они не могут входить в состав Федерального правительства. Каждая земля должна быть представлена одним членом Бундесрата, который назначается ею; эти члены не связаны указаниями правительств земель. В период "состояния обороны" совместный комитет замещает Бундестаг и Бундесрат и осуществляет принадлежащие им права. Лишь Основной закон не может быть отменен или частично изменен решением совместного комитета.
Федеральный президент
Согласно Основному закону главой Федеративной Республики Германия является Федеральный президент. В ФРГ он занимает более скромное место в государственном механизме, чем рейхс-президент в Веймарской республике. Значительная часть полномочий последнего теперь отошла к Федеральному канцлеру.
Президент ФРГ избирается специальным органом, который носит наименование Федерального собрания. Он создается только для выборов Президента. Федеральное собрание состоит из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами германских земель. Ландтаги избирают их на основе пропорционального представительства в количестве, устанавливаемом для каждой земли Федеральным правительством с учетом числа депутатов от данной земли и последних данных о численности населения.
Федеральное собрание созывается не позднее чем за 30 дней до истечения срока полномочий Президента ФРГ. Место и время созыва Федерального собрания определяет председатель Бундестага; он же руководит работой собрания.
На пост Президента ФРГ может быть избран гражданин ФРГ, обладающий правом избрания в Бундестаг и достигший 40-летнего возраста. Правом выдвижения кандидатуры на пост Президента обладает каждый член Федерального собрания. Обсуждение кандидатур не производится.
Избранным на пост Президента считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов членов Федерального собрания в первом или втором туре голосования. Если в первых двух турах ни один кандидат не получил требуемого большинства, назначается третий тур, в котором для избрания Президента достаточно относительного большинства голосов (во втором и третьем турах могут выдвигаться новые кандидаты).
Федеральный президент избирается сроком на 5 лет с правом повторного переизбрания. Однако никто не может быть избран Президентом более двух раз подряд. При вступлении в должность Президент приносит присягу (ее текст содержится в конституции) на совместном заседании Бундестага и Бундесрата.
В области внутренней политики Президент ФРГ наделен следующими полномочиями: он подписывает Федеральные законы и распоряжается об их опубликовании; может опротестовать принятый парламентом закон как антиконституционный перед Федеральным конституционным судом; выдвигает кандидатуру на пост Федерального канцлера (считаясь с соотношением партийных фракций в Бундестаге); назначает по предложению Федерального канцлера федеральных министров, обладает правом назначать и увольнять федеральных чиновников и федеральных судей, офицеров и унтер-офицеров (эти полномочия могут быть переданы федеральным министрам); осуществляет право помилования, награждение орденами и медалями и др.
Внешнеполитические полномочия Федерального президента включают в себя: представительство Федерации в международных отношениях, назначение и отзыв послов ФРГ в иностранных государствах, прием аккредитуемых при нем полномочных представителей иностранных государств. Президент имеет право заключить от имени ФРГ договоры с иностранными государствами (договоры политического характера и договоры, относящиеся к объектам федерального законодательства, нуждаются в ратификации парламента).
У Федерального президента есть также так называемые "резервные" полномочия, используя которые он может влиять на политическую жизнь. Президент вправе требовать созыва Бундестага (это требование должно быть выполнено), он может распустить Бундестаг, если последний не избрал Канцлера абсолютным большинством голосов или если Канцлер при постановке вопроса о доверии не получил большинства голосов членов Бундестага. По представлению Федерального правительства и с согласия Бундесрата Президент может объявить состояние законодательной необходимости, во время которого, как отмечалось, федеральные законы могут приниматься без участия Бундестага.
К числу чрезвычайных относится право Федерального президента объявлять с согласия Канцлера "состояние обороны", если созыву Бундестага или совместного комитета мешают "непреодолимые препятствия".
Для вступления в действие распоряжений и указаний Федерального президента необходима их контрасигнация Федеральным канцлером или компетентным федеральным министром. Это правило не действует в случаях назначения или отставки Федерального канцлера, роспуска Бундестага при избрании Канцлера относительным большинством и ходатайства об исполнении Федеральным канцлером или федеральным министром своих обязанностей до назначения их преемников.
Федеральный президент не несет политической ответственности перед представительными органами ФРГ. Он не отчитывается о своей деятельности ни перед Бундестагом, ни перед федеральным собранием. Однако Основной закон допускает возможность смещения Президента с должности до истечения срока его полномочий. Вопрос о смещении Президента с должности может быть возбужден перед Федеральным конституционным судом (который принимает окончательное решение) только в связи с обвинением его в умышленном нарушении Основного закона или другого федерального закона. Предложение о возбуждении обвинения должно быть выдвинуто не менее чем четвертью голосов депутатов Бундестага или четвертью голосов членов Бундесрата. Для решения вопроса о возбуждении обвинения требуется большинство в две трети голосов депутатов Бундестага или две трети голосов членов Бундесрата. Обвинение поддерживается уполномоченным выдвинувшего обвинение органа. До сих пор прецедента смещения Президента с должности в истории ФРГ не было.
Федеральное правительство
Исполнительную"власть в ФРГ осуществляет Федеральное правительство. По свидетельству Т \ Маунца, автора учебника по государственному праву ФРГ, "именно Правительство представляет исполнительную власть, а поскольку его полномочия более широки, чем когда-либо, можно утверждать, что Основной закон усилил исполнительную власть". Конституционный законодатель стремился создать сильную, но контролируемую парламентом исполнительную власть. Поэтому он вручил эту власть Канцлеру, а не Президенту.
Основной закон предусматривает следующий порядок формирования Федерального правительства. В начале легислатуры Бундестаг по предложению Федерального президента избирает Федерального канцлера - главу Правительства. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов членов Бундестага, после чего следует официальное назначение его на пост Канцлера актом Федерального президента. Остальные члены Правительства назначаются и увольняются Федеральным президентом по предложению Канцлера без всякого участия Бундестага.
Если предложенный Президентом кандидат не будет избран, Бундестагу предоставляется право в течение последующих двух недель избрать абсолютным большинством голосов на пост Федерального канцлера другое лицо. В этом случае Президент обязан назначить предложенную парламентом кандидатуру на пост Канцлера, если эта кандидатура получит поддержку абсолютного большинства палаты. Если же кандидат соберет относительное большинство голосов, Президент может либо назначить его Канцлером либо распустить Бундестаг.
Срок полномочий Федерального канцлера совпадает в принципе со сроком полномочий Бундестага. Они прекращаются с созывом нового Бундестага, при вынесении Бундестагом конструктивного вотума недоверия, а также при добровольной отставке, которая возможна в любое время. С прекращением полномочий Канцлера автоматически прекращаются полномочия всех федеральных министров и следует процедура формирования нового Правительства.
В Правительство кроме Федерального канцлера входят федеральные министры. Обычно все они возглавляют федеральные министерства, но могут быть и министры без портфеля (или министры по особым поручениям). Одного из министров Канцлер назначает своим заместителем (вице-канцлером); в коалиционных правительствах этот пост предоставляется партии, выступающей в блоке с партией большинства. Число членов Правительства, так же как и распределение портфелей между ними, устанавливается Канцлером (при формировании коалиционных правительств - по согласованию между блокирующимися партиями).
Руководящее положение в Правительстве занимает Федеральный канцлер. Согласно Основному закону власть Федерального канцлера значительно усилена за счет полномочий и Президента, и парламента, и министров. В результате глава Правительства - Федеральный канцлер - становится как бы политическим центром всей конституционной системы ФРГ. Неудивительно, что основным принципом этой системы признается канцлерский принцип и широко используется понятие канцлерской демократии.
Именно Канцлер, а не парламент или Правительство как коллегиальный орган определяет основной курс, общую политическую линию Федерального правительства (ст. 65). Федеральный канцлер руководит в общем плане деятельностью отдельных министров, которые самостоятельно ведут дела порученной им отрасли в рамках основной линии, определенной Федеральным канцлером. Еще более усиливается власть Федерального канцлера в период "состояния обороны", когда к нему переходит высшее командование Вооруженными силами (в мирное время главнокомандующим считается министр обороны). При осуществлении своих полномочий Канцлер опирается на непосредственно ему подчиняющийся вспомогательный аппарат. Основу его составляют три ведомства: Служба Федерального канцлера, Служба прессы и информации Федерального правительства и Федераль ная разведывательная служба. Важнейшей среди них является Служба (Ведомство) Федерального канцлера, в которой сосредоточены все нити правительственной политики. Она подготавливает решения, заявления и выступления главы Правительства, координирует и контролирует при помощи целого штата референтов работу министерств, поддерживает связь между Правительством и различными объединениями в экономике, политике, социальной жизни и т. п.
Деятельность Правительства как коллегиального органа регулируется Регламентом Федерального правительства, принятым еще в 1951 г. В компетенцию Правительства входят многочисленные и важные вопросы внутренней и внешней политики, вопросы экономического, финансового и социального характера. Федеральное правительство обладает правом законодательной инициативы и, как показывает практика, широко его использует.
Основной закон ФРГ предусматривает возможность делегированного законодательства: на основании ст. 80 парламент может уполномочить Правительство в целом или федерального министра издавать постановления общего характера. Кроме того, Федеральное правительство и отдельные министры могут издавать постановления во исполнение законов. По отдельным вопросам Правительство с согласия Бундесрата может издавать постановления, имеющие силу закона (ст. 119 Основного закона). Наконец, в сфере управления Федеральное правительство и министры могут издавать общие административные предписания.
Федеральное правительство располагает большими правами в области контроля за деятельностью органов управления в землях. Оно контролирует исполнение землями федеральных законов. С этой целью Правительство ФРГ может направлять своих уполномоченных в высшие государственные органы земель. При помощи конференций министров земель, которые проходят обычно под председательством компетентного федерального министра, Федеральное правительство осуществляет общий надзор и координацию деятельности органов управления в землях. По этим вопросам Федеральное правительство может издавать с согласия Бундесрата общие административные предписания, а на основе законов - давать обязательные указания землям.
Заседания Федерального правительства созываются по мере необходимости, обычно раз в неделю, в резиденции Федерального канцлера. Заседания Правительства закрытые. Кроме федеральных министров в заседании кабинета могут принимать участие и другие лица. Персональный круг приглашенных на заседание Правительства определяет Служба Федерального канцлера по согласованию с главой Правительства.
Правительство ФРГ опирается в своей деятельности прежде всего на федеральные министерства. Число их относительно невелико (оно колебалось от 13 в 1949 г. до 17 в 1987 г.). Возглавляющий министерство федеральный министр самостоятельно и под свою.ответственность ведет дела своей отрасли.
Парламент Федеративной Республики Германия фактически состоит из двух палат: нижней - бундестага, и верхней - бундесрата (формально в Германии бундесрат не рассматривается как палата парламента). Бундестаг олицетворяет весь народ, проживающий на германской территории, 620 его депутатов избираются всем населением сроком на четыре года. Бундесрат - это орган представительства субъектов Федерации. Он состоит из членов правительств федеральных земель. Каждая земля направляет в верхнюю палату как минимум трех членов (представителей). Земли с числом жителей более 2 млн имеют 4 голоса, более б млн - 5 голосов, а более 7 млн - 6. Земельное правительство имеет право отзывать своих представителей.
К полномочиям бундестага относятся: законотворчество, право на внутреннюю организацию и контрольная функция.
В области законотворчества бундестаг играет основную роль. Бундесрат также обладает полномочиями в законодательном процессе, однако есть законы, которые не требуют одобрения со стороны бундесрата. Верхняя палата прежде всего рассматривает законы, которые затрагивают интересы и потребности земель. Право законодательной инициативы имеет бундесрат и федеральное правительство. Члены бундестага также имеют право внесения законопроекта на обсуждение. Каждый закон подлежит рассмотрению в ходе трех чтений. Бундесрат может не согласиться с законопроектом, тогда создается посредническая комиссия, после работы которой проводится процедура повторного голосования. Окончательные этапы законотворческой деятельности - оформление, провозглашение и вступление в силу закона. Они связаны с полномочиями федерального президента.
Бундестаг собирается на пленарные заседания, которые, как правило, проводятся открыто и гласно. Кроме того, в палате создаются многочисленные комиссии, создание трех из них является обязательным: комиссия по петициям, по иностранным делам и по делам обороны.
Помимо законотворческой функции бундестаг избирает федерального канцлера, принимает участие в выборах федерального президента и федеральных судей, избирает уполномоченного по делам обороны. Смысл контрольной функции нижней палаты немецкого парламента сводится к тому, что деятельность федерального правительства зависит от доверия парламента. Согласно Основному закону федеральное правительство находится в политической зависимости от бундестага и несет перед ним ответственность. Это выражается в том, что в отношении федерального канцлера бундестагом может быть вынесен вотум недоверия. Однако если глава правительства сам поставит вопрос о доверии перед бундестагом и не получит абсолютного большинства голосов, то федеральный президент может распустить бундестаг по его предложению. Бундестаг также может быть распущен, если на заключительном туре выборов федерального канцлера он не избирает кандидата хотя бы абсолютным большинством.
Бундесрат - верхняя палата германского парламента - не имеет срока избрания, его состав частично меняется, когда в одной (или нескольких) из федеральных земель происходит смена правительства. В качестве органа законодательной власти бундесрат может одобрять или не одобрять федеральные законы, определять регламент своей работы, формировать собственные комиссии. При назначении федеральным президентом Генерального прокурора требуется его согласие. По его предложению глава государства назначает и директоров земельных банков. Бундесрат направляет своих представителей в наблюдательные советы государственных компаний и общественных учреждений. Кроме того, объявление состояния оборонительной войны требует обязательного одобрения данной палаты.
Главой государства является федеральный президент, обладающий ограниченными (преимущественно церемониально-представительскими) полномочиями. Кандидат в президенты должен быть немецким гражданином не моложе 40 лет, обладающим в полной мере избирательными правами. Он избирается не гражданами ФРГ, а специальным органом - Федеральным собранием сроком на пять лет. Одно и то же лицо может быть избрано на эту должность не более двух раз подряд. Полномочия президента в случае досрочного прекращения или обнаружения препятствий к выполнению его функций временно выполняет председатель бундесрата.
В марте 2012 г. новым главой немецкого государства преобладающим большинством голосов Федерального собрания - 991 из 1228 - избран правозащитник из ГДР, протестантский священник Йоахим Гаук.
Бывшие президенты ФРГ получают от государства почетное денежное содержание, средства на аренду бюро (офиса), оплату секретаря, персональных референтов, водителя. Как носители государственных секретов они обеспечиваются государственной охраной.
81. Бундестаг и Бундесрат в фрг: Формирование и компетенция.
Бундестаг
Бундестаг - это законодательный орган Федерации. Отечественная юридическая наука считает Бундестаг одной из палат германского парламента (другой является Бундесрат). Эта точка зрения не разделяется большинством немецких юристов, которые считают, что только Бундестаг можно именовать парламентом, так как только он представляет немецкий народ как единое целое.
Порядок формирования. Бундестаг состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. Основной закон ФРГ не содержит подробных постановлений об избирательной системе. Она устанавливается текущим законодательством. В настоящее время порядок выборов в Бундестаг определяется Избирательным законом от 1 сентября 1975 г. с последующими изменениями. Право избирать предоставляется гражданам, достигшим 18 лет и проживающим на территории Федерации не менее 3 месяцев. Право быть избранным имеют лица, достигшие 18 лет, состоящие не менее 1 года в гражданстве ФРГ и не лишенные активного избирательного права.
Избирательный закон устанавливает определенное число депутатов Бундестага - 656 (на практике их всегда больше в силу особенностей германской избирательной системы, о чем будет сказано ниже; например, в 1997 г. их было 672). Депутаты обладают свободным мандатом, иммунитетом и индемнитетом (последние в сравнении с российскими несколько ограничены).
При выборах депутатов Бундестага применяется смешанная система - так называемая "персонализированная пропорциональная". Половина депутатов Бундестага (328) избирается в избирательных округах, по одному депутату от каждого округа. Другая половина избирается по так называемым земельным спискам партий.
Каждый избиратель на выборах в Бундестаг имеет два голоса. Первый голос он подает за кандидата в депутаты в избирательном округе, второй голос - за земельный список кандидатов одной из партий. Оба голоса могут подаваться независимо друг от друга: избиратель вправе отдать свой "первый" голос кандидату от одной партии, а "второй" - земельному списку кандидатов от другой партии.
В избирательном округе избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем другие (мажоритарная система относительного большинства). Остальные 328 мест заполняются кандидатами из земельных списков партий.
Для определения количества мандатов, полученных партийным списком, с 1985 г. применяется система подсчета по методу Хэйра-Нимейера.
Компетенция:
Существенную роль в работе Бундестага играют его комитеты. Структурно все комитеты подразделяются на отраслевые, особые иследственные. Отраслевые комитеты подразделяются на обязательные (их три: комитет по делам Европейского Союза, иностранным делам и обороне;- образование этих комитетов предусмотрено в Основном законе) и факультативные (их число, как и профиль деятельности, меняется, в настоящее время их 23).
В компетенцию Бундестага входит развитие законодательства, утверждение федерального бюджета, избрание Федерального канцлера и парламентский контроль за деятельностью Федерального правительства, ратификация международных договоров, принятие решения об объявлении состояния обороны и некоторые другие вопросы.
Важнейшую функцию Бундестага составляет законотворчество. Законодательная инициатива принадлежит Федеральному правительству, членам Бундестага и Бундесрату. Все законопроекты вносятся на рассмотрение Бундестага, однако правительственные законопроекты предварительно направляются в Бундесрат, который может сделать свои замечания, а законопроекты Бундесрата передаются в Бундестаг через Федеральное правительство, которое должно высказать свои рекомендации. Как показывает практика, свыше 80% всех законопроектов вносится в Бундестаг по инициативе Федерального правительства.
Законодательная процедура регулируется регламентом Бундестага, предусматривающим правило "трех чтений" законопроекта. Первое чтение представляет собой информацию о законопроекте с предложением совета старейшин. На этой стадии могут обсуждаться лишь общие принципы законопроекта. Подавляющее большинство законопроектов после первого чтения передаются на рассмотрение комитетов. Бундестаг может назначить срок второго чтения и без передачи законопроекта в комитеты. Во втором чтении Бундестаг обсуждает законопроект в редакции, предложенной комитетом, вместе с докладом последнего. На этой стадии депутаты могут вносить поправки и дополнения к законопроекту. Тогда же проводится голосование по законопроекту, как правило по частям, и голосование по внесенным поправкам.
Принятый во втором чтении законопроект представляет основу для третьего чтения. На этой стадии может быть возобновлено обсуждение проекта в целом и могут вноситься новые поправки, но уже только от имени фракции. Затем следует заключительное голосование.
Государственное право ФРГ различает конституционные, "федеративные" (т. е. затрагивающие федеративную структуру государства или полномочия государственных органов земель) и обыкновенные законы. Первые принимаются Бундестагом квалифицированным большинством, а затем таким же большинством Бундесратом. "Федеративные" законы принимаются простым большинством Бундестага, но требуют обязательного согласия Бундесрата. Обыкновенные законы принимаются только Бундестагом простым большинством голосов. Однако по этим законам Бундесрат имеет право протеста, что влечет повторное голосование в Бундестаге. Если Бундестаг подтвердит прежнее решение, протест считается отклоненным.
К числу важнейших полномочий Бундестага относится утверждение федерального бюджета. Проект бюджета составляется Федеральным правительством. Бундестаг вправе предлагать свои поправки к правительственному проекту бюджета, но если они предусматривают увеличение расходов или новые расходы, то такие поправки могут приниматься лишь с согласия Правительства.
Одной из важнейших функций Бундестага является решение вопроса о главе Правительства. В начале своей легислатуры Бундестаг избирает Федерального канцлера, который затем самостоятельно формирует Правительство. Решение этого вопроса зависит от соотношения политических сил в парламенте, ибо реальный шанс быть избранным на пост Канцлера имеет кандидат той партии, которая обладает абсолютным большинством мест, либо пользующийся поддержкой коалиции партий, обладающей таким большинством.
Парламентский контроль за деятельностью Правительства носит ограниченный характер. Бундестаг и его комитеты могут требовать присутствия на своих заседаниях членов Правительства. Депутаты имеют право задавать вопросы Канцлеру и министрам, которые обязаны дать устный ответ. Для этого отводится до трех часов еженедельно (обычно по четвергам) во время сессии парламента.
Группы депутатов могут делать малые и большие запросы Правительству, на которые должен быть дан письменный ответ в течение 14 дней. Отличие большого запроса от малого состоит в том, что по ответу Правительства на первый предусмотрены дебаты.
Бундестаг работает постоянно, за исключением летних, рождественских и пасхальных каникул. Пленарные заседания проходят обычно по вторникам и средам, в остальные будние дни заседают комитеты и фракции.
Бундесрат - это федеральный орган, посредством которого земли участвуют в осуществлении законодательной и исполнительной власти Федерации, а также в делах Европейского Союза (ст. 50). Если придерживаться традиционной точки зрения, что парламент ФРГ состоит из двух палат, тогда Бундесрат - это верхняя палата парламента. Бундесрат не является выборным органом. Он состоит из членов правительств земель.
Каждая земля располагает не менее чем тремя голосами; земли с населением свыше 2 млн. имеют 4 голоса, земли с населением свыше 6 млн. - 5 голосов, земли с населением свыше 7 млн. - 6 голосов. На конец 1997 г. земли Баден-Вюртемберг, Бавария, Нижняя Саксония и Северный Рейн-Вестфалия имели по 6 голосов, Гессен - 5, Бремен, Гамбург, Мекленбург-Верхняя Померания, Саар - по 3 голоса, остальные 7 земель имели по 4 голоса; всего в Бундесрате - 69 мест.
Каждая земля назначает столько членов в Бундесрате, сколько она имеет голосов. Члены Бундесрата назначаются и отзываются правительствами земель. Практически членами Бундесрата обычно назначаются премьер-министр и наиболее влиятельные министры правительства земли. Членство в Бундесрате исключает возможность быть одновременно депутатом Бундестага.
Бундесрат не имеет определенного срока полномочий: это постоянный орган, который не может быть распущен никаким другим органом. Состав Бундесрата на практике меняется по частям в связи с результатами выборов в ландтаги земель ФРГ и формированием новых правительств. Соответственно меняется и его партийный состав. В самом Бундесрате партийных фракций не существует, однако группы членов Бундесрата от земель, где у власти находятся представители одной и той же партии, блокируются между собой при голосованиях. Голоса земли могут подаваться только согласованно.
Бундесрат избирает своего председателя сроком на один год. Председатель созывает заседания Бундесрата, определяет повестку дня, руководит дебатами, решает вопрос о проведении голосования. Председатель обладает административной властью в здании Бундесрата. Он замещает Федерального президента, если последний временно не может выполнять своих функций.
Значительную роль в работе Бундесрата играют его постоянные комитеты. В них входят по одному представителю от каждой земли из числа членов Бундесрата или уполномоченных чиновников земли.
Полномочия Бундесрата довольно широки: они охватывают сферу законодательства, управления, а также дела Европейского Союза.
Бундесрат принимает участие в законодательной деятельности. Он обладает правом законодательной инициативы, его участие в принятии конституционных и "федеративных" законов является обязательным. Бундесрат вправе опротестовывать обыкновенные законы, принятые Бундестагом, что влечет повторное голосование в Бундестаге. По требованию Бундесрата должен быть созван согласительный комитет.
При определенных условиях Бундесрат может стать единственным законодательным органом. Согласно ст. 81 Основного закона по требованию Федерального правительства Президент ФРГ может объявить состояние законодательной необходимости в двух случаях: 1) если Бундестаг отклоняет правительственный законопроект, хотя Канцлер связал с ним вопрос о доверии; 2) если при постановке вопроса о доверии Канцлер не получил большинства голосов в Бундестаге, а последний, не будучи распущенным, отклоняет законопроект, признанный Федеральным правительством неотложным. В этих случаях для принятия закона достаточно согласия только Бундесрата. Состояние законодательной необходимости применяется не только к законопроекту, послужившему поводом для его объявления, но и к другим законопроектам в течение последующих шести месяцев.
В отличие от Бундестага Бундесрат участвует в осуществлении исполнительной власти Федерации. В согласии Бундесрата нуждаются многие постановления Федерального правительства, издаваемые на основе федеральных законов. Федеральное правительство, согласно ст. 53 Основного закона, обязано держать Бундесрат в курсе текущих дел.
Наряду с Федеральным правительством Бундесрат участвует в федеральном надзоре за землями. В согласии Бундесрата нуждаются общие административные предписания Федерального правительства, адресованные землям. По предложению Федерального правительства Бундесрат определяет нарушение землями норм федерального права. Он дает согласие Федеральному правительству на применение союзного принуждения в отношении земель, если они не выполняют своих конституционных обязанностей (ч. 1 ст. 37 Основного закона).
По ряду правовых вопросов Бундесрат уполномочен высказывать свое мнение перед Федеральным конституционным судом: при проверке конституционности того или иного закона, в случае обращения конституционного суда земли в Федеральный конституционный суд по поводу толкования Основного закона и др.
По вопросам, относящимся к ведению Европейского Союза, Бундесрат может создать Европейскую палату, решения которой приравниваются к решениям Бундесрата. При создании Европейской палаты учитывается представительство земель в Бундесрате, а также то, что голоса земли могут подаваться только согласованно (п. За ст. 52).
Бундестаг - законодательный орган Федерации; нижняя палата парламента (Бундесрат немцы парламентом не считают. Согласно же российской доктрине, Бундесрат - одна из палат парламента). Он - представитель немецкого народа.
Порядок формирования
Депутаты в Бундестаг избираются на основе всеобщих, равных, прямых, свободных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. ОЗ ФРГ не предусматривает избирательных положений. Существует Закон «Об избирательной системе» (Wahlgesetz) от 1956 года в редакции 1975 года. Право избирать предоставлено гражданам ФРГ старше 18 лет, проживающим на территории земли не менее 3 месяцев. Избираться же может лицо, старше 18 лет, состоящее в гражданстве ФРГ не менее 1 года, не лишенное активного избирательного права.
Число депутатов в Бундестаге определено - 656. Однако фактически их всегда больше (сейчас их - 672). Депутатский мандат свободный, депутаты обладают иммунитетом и индемнитетом.
Существует т.н. “персонализированная пропорциональная” система голосования, которая схожа с российской:
половина депутатов (т.е. 328) избирается в избирательных округах по 1 депутату от каждого округа;
другая половина - по земельным спискам партий (а у нас по общефедеральному списку).
Система выборов смешанная. В избирательных округах избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов, чем другие (мажоритарная система относительного большинства).
В многомандатных округах - пропорциональная система. С 1985 года применяется система Хэйра-Нимейера (до 1985 года применялась система Донта). Все “вторые” голоса, поданные за список партии, умножаются на количество мест, подлежащих распределению в парламенте, и делятся на общее количество голосов, поданных за все партийные списки. Полученное целое число - количество мест в парламенте. Остальные места распределяются по принципу наибольшего остатка, а при равенстве остатков - по жребию.
В распределении мандатов участвуют партии, набравшие в масштабах всей страны не менее 5% голосов избирателей или кандидаты которых победили не менее, чем в 3 избирательных округах.
Организация Бундестага
Организует деятельность палаты президент Бундестага, который избирается из числа депутатов, как правило, из крупнейших партий. Президент избирается на весь срок легислатуры; его нельзя ни отозвать, ни переизбрать. Заместителей у президента - по числу фракций, представленных в Бундестаге, столько же секретарей. Президент, его заместители и секретари образуют президиум палаты - как коллегиальный орган, не имеет никаких полномочий. Напротив, Совет старейшин является важным органом Бундестага. Он состоит из президента, его заместителей и 24 членов, назначаемых фракциями парламента, пропорционально их численности. Совет согласует численность комитетов и их персональный состав, осуществляет согласование повестки дня, согласование бюджета парламента, расходов, отведенных для парламента, выносит решения по его внутренним делам.
В фракции объединяются депутаты, принадлежащие к одной партии. Во фракции ХДС/ХСС ХСС пользуется самостоятельностью. Фракция - это группа депутатов, которая насчитывает более 5% депутатов от общего их числа. Фракции - это не официальные органы Бундестага, но они предрешают итоги голосования. Партийной фракцией руководит правление, куда входят председатель фракции, его заместители и секретари, а также прочие члены. Также образуются рабочие группы по основным направлениям внутренней и внешней политики.
Комитеты Бундестага могут быть особыми, отраслевыми, следственными.
Отраслевые:
обязательные (те, которые предусмотрены ОЗ: по делам ЕС, по иностранным делам, по обороне);
факультативные (их число меняется - 23 сейчас).
Функции Бундестага
развитие законодательства;
утверждение федерального бюджета;
избрание Федерального канцлера;
парламентский контроль за деятельностью Федерального правительства;
ратификация международных договоров;
принятие решений об объявлении состояния обороны ФРГ и др.
Важнейшая функция - законодательство. В ФРГ законодательной инициативой обладает Правительство (80%), члены Бундестага и Бундесрата. Все законопроекты вносятся на рассмотрение Бундестага. Но Правительство сначала направляет все законопроекты в Бундесрат, который дает заключения. Если законопроект исходит от Бундесрата, то он направляется в Правительство, которое дает заключение, а затем передает его в Бундестаг.
Все законы рассматриваются Бундестагом в объеме 3 чтений.
1 чтение - информация о законопроекте, обсуждаются лишь общие принципы законопроекта, затем он передается в комитеты. Но Бундестаг может назначить срок 2го чтения законопроекта и без передачи его в комитеты. 2 чтение - обсуждается редакция, предложенная комитетом. Проходят дебаты, вносятся изменения. Каждая поправка голосуется. 3 чтение - поправки могут вносится только от имени фракций, затем проводится голосование по законопроекту в целом.
Государственное право ФРГ различает следующие виды законов:
конституционные - принимаются квалифицированным большинством в обеих палатах;
“федеративные” - принимаются простым большинством Бундестага при обязательном согласии Бундесрата;
и обычные законы - принимаются только Бундестагом, но могут быть опротестованы Бундесратом.
К числу важнейших полномочий относится и утверждение федерального бюджета. Проект вносится федеральным правительством. Бундестаг может предлагать поправки, но если они предусматривают увеличение расходов или новые расходы, то необходимо согласие Правительства.
Парламентский контроль за деятельностью Правительства носит ограниченный характер. Бундестаг и его комитеты могут требовать присутствия на своих заседаниях членов Правительства, депутаты могут задавать вопросы Канцлерам и министрам, которые обязаны дать устный ответ. Для этого отводится до 3 часов еженедельно во время сессии парламента. Группы депутатов могут делать большие (по ответу на них предусмотрены дебаты) и малые запросы, на которые должен быть дан письменный ответ в течении 14ти дней.
Бундесрат
Формирование
Согласно немецкой правовой доктрине Бундесрат - это федеральный орган, посредством которого немецкие земли участвуют в осуществлении законодательной и исполнительной власти, а также в делах ЕС (ст. 50). Бундесрат - не выборный орган (т.е. не вторая палата парламента). В Бундесрат входят члены Правительств земель. Каждая земля имеет не менее 3х голосов:
если население земли превышает 2 млн., то земля имеет 4 голоса;
На 1ое января 1999 года в Бундесрате 69 мест. Каждая земля «присылает» столько членов в Бундесрат, сколько она имеет голосов. Члены Бундесрата назначаются и отзываются правительствами земель. Членство в Бундесрате не может быть совмещено с депутатским мандатом Бундестага.
Бундесрат не имеет определенного срока полномочий, он также не может быть распущен. Его состав меняется в зависимости от выборов в ландтаги земель. Партийный состав не имеет значения, фракции не образуются, однако группы членов Бундесрата от земель с одной и той же партией блокируются между собой. Голоса земли могут подаваться только согласованно, единым списком.
Организация
Бундесрат избирает председателя сроком на 1 год, он созывает заседания, определяет повестку дня, руководит дебатами, решает вопрос о проведении голосования. Председатель обладает административной властью в здании Бундесрата. Он замещает Федерального президента, если тот временно не может выполнять свои функции.
Существуют постоянные комитеты, в которые входят по 1му представителю от земли или чиновники земель.
Полномочия
Компетенция Бундесрата - законодательство, управление, дела ЕС.
Участие Бундесрата в законодательной деятельности не всегда обязательно. Бундесрат обязан участвовать в принятии всех конституционных и федеральных законов. В отношении обычных законов он обладает правом протеста.
При определенных обстоятельствах Бундесрат может стать единственным законодательным органом и тем самым заменить Бундестаг, когда по требованию правительства Федеральный президент вводит состояние законодательной необходимости (ст.81). Это состояние устанавливается на определенных срок, обычно не более 6 месяцев.
Бундесрат имеет ряд полномочий в федеральном управлении. В согласии Бундесрата нуждаются многие постановления Федерального правительства, оно обязано держать Бундесрат в курсе текущих дел. Наряду с правительством Бундесрат участвует в федеральном надзоре за землями.
По вопросам, которые относятся к ведению ЕС, Бундесрат может создать Европейскую палату, решения которой будут приравниваться к решениям Бундесрата.
На время “чрезвычайного положения” специальный орган - совместный комитет - может замещать парламент. Совместный комитет состоит из 48 членов (2/3 из Бундестага и 1/3 из Бундесрата), он может осуществлять все принадлежащие парламенту права, кроме отмены или внесения поправок в ОЗ.