Что такое семинар и как его правильно проводить. Полезный семинар или посторонним вход разрешен

Для чего проводят семинары? Чтобы присутствующие получили опыт в полной мере. А, чтобы добиться этого нужно тщательно и дальновидно всё спланировать и выполнить большой объём подготовительных мероприятий, как минимум, за несколько месяцев до даты проведения самого семинара. И часто создаётся впечатление, что семинары, как хорошие часы идут чётко и без сбоя. Но на самом деле, львиная доля основных работ проводится с одной целью - создания определённой атмосферы, необходимой для более лёгкого восприятия и приобретения полезного опыты участниками. Моя цель рассказать, как организовать семинар высокого уровня.

Для начала нужно определить тему и цель мероприятия, дабы держать под контролем и направлять на верный курс возможных участников, гостей, клиентов и весь маркетинговый план. Тема же и определяет те направления маркетинга, которыми проводится рекламная компания, и позволяет точно определить целевую аудиторию.

Затем следует выбрать место проведения встречи, а оно уже напрямую зависит от количества гостей, их статуса, действий, проводимых во время семинара, например различного вида демонстраций или представлений. Поэтому до принятия решения следует рассмотреть несколько мест, сравнить их территориальное расположение, качество обслуживания, атмосферу, и, конечно, расходы.

Маркетинг - наиболее важная, с точки зрения успешности семинара, и, зачастую, весьма проблематичная часть организационной составляющей мероприятия. И, чтобы количество участников было достаточным, чтобы результат оказался прибыльным, следует во время маркетинга и рекламы, а также выбора места учесть все факторы, дабы само проведение семинара соответствовало затраченным на организацию усилиям.

Можно организовать мощную рекламную компанию, но если бюджет не резиновый, то... Эффективными способами являются: рассылка информации, интересующим вас компаниям по факсу и электронной почте; телевидение - для привлечения интересующих участников; аренда баз данных для организации массовых рассылок по электронной почте, в соц.сетях

Спонсорская поддержка не только выгодна, поскольку может облегчить ваши затраты на маркетинг, рекламу, аренду, но и повысит авторитет мероприятия.

Хороший ведущий, диктор - залог успешности мероприятия. Поэтому все подготовительные работы с диктором проведите заранее, и, по возможности, пригласите авторитетного спикера. Также необходима сплочённая, работающая по таймингу команда, знающая все тонкости семинара. Каждый должен точно знать свою роль и отрепетировать всё практически до автоматизма. Главный менеджер должен стать их режиссёром, или дирижером.

За день до проведения побывайте на месте встречи и пройдитесь по всем пунктам, проверьте технику, наличие всех составляющих. А уже в день проведения убедитесь, что весь персонал будет присутствовать минимум за час до начала, дабы проверить обстановку, занять свои места, быть готовыми.

Встречать гостей следует у дверей. Гости должны иметь возможность получить помощь со стороны персонала в течение всего мероприятия. И обязательно соберите отзывы, например с помощью анкет и форм, дабы в дальнейшем учесть пожелания и совершенствоваться, и, возможно, найти новые подходы к тому, как организовать и провести семинар.

В современном мире важно уметь проводить семинары. Это интерактивная форма передачи знаний, информации добытой в исследованиях, и т.д. притом что, аудитории даётся шанс включаться к теме, задавая вопросы или комментируя. В этой статье мы расскажем вам, как провести семинар. Существуют также услуги по проведению семинара http://bigevent.ru/delovye_meropriyatiya/organizaciya_i_provedenie_seminarov_i_konferencij_v_voronezhe/ — хорошая компания, которая может организовать работу на высоком уровне.

В следующем списке представлены предложения и рекомендации по подготовке вашего семинара:

  • Выберите интересную тему.

Хотя выбор вашей темы может показаться обычной задачей, это очень важный фактор в определении успеха вашей презентации. Темы, которые слишком широки, будут иметь так много информации, что невозможно будет успеть всё рассказать, к примеру за 40-минутный разговор. С другой стороны, будет очень сложно собрать достаточно информации, чтобы заполнить 40 минут, если ваша тема очень специфична. Лучше всего провести предварительное исследование, чтобы определить количество доступной информации, прежде чем начинать работу.

  • Собирайте информацию по выбранной теме.

Вы можете начать с поиска Google, но имейте в виду, что большая часть информации, которую вы найдете в Интернете, будет неподходящей или ненужной для вашего семинара. В большинстве случаев вы НЕ должны использовать информацию, которая появляется ТОЛЬКО на веб-сайте для вашей презентации. Интернет-научные журналы являются исключением из этого правила. Вы можете найти веб-сайты, которые показывают, какие исследователи работают в вашей области интересов, и могут даже иметь копии некоторых своих научных статей. Вы также можете найти неофициальные отчёты исследований, но их следует использовать только в качестве начальных точек для детального изучения уже в библиотеке. Когда у вас будет общий обзор темы, пришло время сосредоточиться на первичной научной литературе. Первичная литература относится к статьям, которые были тщательно изучены другими учеными до их публикации.

Большая часть ваших исследований в библиотеке может быть выполнена с помощью компьютера. Там есть несколько отличных баз данных, в которых вы можете порыться, и во многих случаях вы сможете найти полный текст статей в Интернете. Если статья, которую вы хотите, недоступна в Интернете, она может быть доступна в печатном виде в вашей библиотеке или вам может потребоваться запросить ее из другой библиотеки. Очень вероятно, что вам придется запросить несколько статей из других библиотек, поэтому вы должны начать поиск раньше.

Важно сохранить полную запись для каждого из ваших источников информации. Для каждого источника вы должны записать следующее: автор, дата публикации, название публикации, издатель и номера страниц. Для веб-сайтов также есть веб-адрес (URL) и дата, которую вы просмотрели (поскольку сайт может меняться со временем). Эта информация должна быть представлена в виде библиографии, когда вы представляете свой семинар.

Семинар практикум как сделать?

Помните, что если вид вашего семинара-практикум, то ваше мероприятие должно быть направлено на юниоров. Вы можете предположить, что ваша аудитория будет иметь базовый опыт работы в области, про которую вы хотите рассказать, например биология (если, все прошли курс), но вы не можете предположить, что все знают что-то о биохимии, биологии развития, иммунологии или экологии планктона. Поэтому введение вашего семинара должно включать раздел, в котором вы представляете справочный материал, необходимый для понимания ваших разговоров. Эта информация обычно встречается во вторичных источниках, таких как учебники, обзорные статьи и общие периодические издания. Большая часть оставшейся части вашего семинара должна быть сосредоточена на Первичной литературе, такой как статьи в журналах, материалы конференций и т. д. Ваша информация должна быть как можно более актуальной, предпочтительно в течение последних 5 лет.

Сколько ссылок нужно? Это будет варьироваться от темы к теме, но вы должны выбрать тему, в которой вы можете найти не менее 10 статей в основной литературе.

Как организовать семинар?

Собираемая информация должна быть вставлена в следующие разделы:

Введение:

  1. Краткое описание вашей темы, указывающее, почему это важная и интересная тема
  2. История вашей темы, приводящая к информации, которая будет представлена в вашем разговоре.

Основная часть:

  • Используйте информацию, которую вы собрали, чтобы рассказать о главных вопросах и проблемах, которые окружали вашу тему. Затем, расскажите про исследования, которые были проведены для того, чтобы найти ответы на эти вопросы.
  • Для большинства тем до сих пор существуют дискуссии среди ученых о том, как и почему происходят определенные вещи. Вы должны представить мнения всех сторон, а затем предоставить свою собственную интерпретацию и оценку данной ситуации или проблемы.
  1. Подведите итоги
  2. Обсудите дополнительные вопросы, на которые нужно ответить, чтобы ваша тема была более понятной

Сейчас вы знаете, как организовать семинар.

Он должен носить научный характер и основываться на первичных ссылках (оригинальные исследования, опубликованные в реферируемых журналах). Не просто сообщать о результатах исследований людей, а указывать, как наука была выполнена. Данные, экспериментальные методы и статистика должны быть важной частью вашего семинара. Как правильно провести семинар? Для этого ваш семинар должен попытаться ответить на следующие вопросы:

  • Каков механизм?
  • Откуда мы знаем?
  • Каковы доказательства?
  • Аудиовизуальные средства.

Используйте иллюстрации, диаграммы и таблицы, чтобы проиллюстрировать ваши разговоры и прояснить основные моменты. Для этого можете использовать программу Power Point.Не забудьте указать источник ваших видео и аудио, чтобы желающие могли найти и посмотреть ещё что-то из вашей темы.

  • Длина.

Ваш семинар должен длиться столько времени, сколько вам отвели. Но материалов должно быть на время, в 2 раза больше чем установленное. Это на случай, если обнаружатся какие-то технические неполадки, и вместо показа аудио и видео придется рассказывать подробнее о теме.

Как провести семинар интересно

Многие спрашивают, как сделать семинар запоминающимся. Кроме интересной темы, для этого понадобятся ваши личные качества. Такие, как: чувство юмора (особенно в начале вы можете как-то пошутить), ораторские навыки (аудитория устаёт от монотонной речи), и даже одежда. Не забывайте включать аудиторию, задавая им вопросы. А в конце можете снять групповое фото со всеми участниками семинара. Это точно сделает ваше мероприятие запоминающимся

Практика

Мы вам рассказали, как организовать семинар или тренинг с нуля.

Сейчас, с целью закрепления полученных знаний, мы предлагаем вам выбрать интересующую вас тему, провести библиотечное исследование по этой теме и представить результаты вашего расследования вашим одноклассникам или однокурсникам.

Семинар – это такая форма учебных занятий, которая дает студентам возможность практического использования теоретического знания, при этом преподаватель может моделировать условия, соответствующие различным видам будущей профессиональной деятельности обучающихся: научный диспут, круглый стол, пресс-конференция, ролевая игра и т.д.

Семинар достаточно гибкая форма обучения, так как предполагает не только организующую роль преподавателя, но и интенсивную самостоятельную работу студентов.

Семинар способен стимулировать регулярное изучение лекционного материала, основной и дополнительной литературы, интенсифицировать самостоятельную работу, расширять круг знаний, прививать навыки самостоятельного мышления, устного выступления, умения вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, развивать в себе способность к самокритике.

На семинарские занятия выносятся такие вопросы тем, которые или наиболее значимы для формирования компетенций будущих специалистов, или наиболее трудны для понимания.

Среди многообразия форм семинарских занятий можно выделить традиционные и активные формы.

К традиционным можно отнести следующие:

Развернутая беседа . Эта форма семинара предполагает рассмотрение вопросов занятия в виде беседы преподавателя со всей группой студентов. Отметим положительные стороны такого ведения занятия: преподаватель, поскольку он ведущий семинара, не теряет, заранее им намеченную нить; он может обратить внимание и на тех студентов, которые пытаются «отсидеться». Вместе с тем, налицо целый ряд негативных моментов: при недостаточной подготовленности группы к семинару, последний может вырождаться в «вопросно-ответную» форму, когда поставленные вопросы с великим трудом доходят до обучающихся; можно столкнуться и с «запланированной» активностью, когда вопросы занятия заранее распределяются между студентами. Самое главное – в структуре такого семинара, как правило, отсутствует активизация познавательной деятельности.

Широко распространен в высшей школе докладный метод . Он предполагает подготовку докладов по каждому вопросу занятия докладчиком, а также назначение оппонентов. На такой семинар выносятся 2-3 доклада по 12-15 минут каждый. Желательно. Чтобы оппоненты получили свою литературу, или были бы ознакомлены с докладом товарища заранее, что очень проблематично. Безусловно, подготовка доклада способна прививать научной, творческой деятельности, воспитывать самостоятельность мышления. При хорошей подготовленности докладчиков и оппонентов может получиться предметное обсуждение вопросов. Но кем? Только самими выступающими, группа же пассивно слушает.

Поэтому использование такой формы проведения семинара ставит перед преподавателем задачу разработки таких приемов ведения занятия, которые могли бы активизировать работу всей группы. Очень важно, чтобы студенты группы знали, что есть материал, который необходим для усвоения всеми, поэтому темы докладов не должны совпадать с вопросами занятия. Для осуществления обратной связи целесообразно перед обсуждением докладов провести:


- «интеллектуальную разминку» - беглый опрос по основным понятиям темы;

- понятийный диктант на 5-7 минут – преподаватель называет понятие, а студенты должны дать определение, или наоборот, преподаватель дает определение, а студенты устанавливают определяемое понятие;

Как элемент самостоятельной работы в ходе семинара может быть применен «викторинный метод». Метод эффективен там, где содержание изучаемого курса может быть представлено в виде кратких, четко формулируемых утверждениях. Задания должны быть различной степени сложности, расположенные по мере возрастания их трудности, Сначала предлагаются задания, для ответа на которые достаточно воспроизвести информацию, которая сообщалась на лекции. Потом даются задания, в которых надо к частному случаю применить знания теоретического курса, наиболее сложные те, в которых от студента требуется синтезировать знания, полученные в различных разделах курса. Проводя викторину, преподаватель дважды четко формулирует вопрос, который должен быть лаконичен и хорошо восприниматься на слух (если занятие проводится в оборудованной техническими средствами аудитории, то уместно задание вывести на экран). На обдумывание и запись своего ответа дается 2-3 минуты, причем студент может воспользоваться своим конспектом, но общение с товарищами запрещено. Ответ записывается, но одной из сторон листа. Ответив, студент подводит под своим текстом черту, после чего начинается свободное обсуждение, в ходе которого формулируется правильный ответ. Соотнеся его со своим ответом, студент должен на другой половине листа записать то, что не вошло в его ответ, или правильный ответ полностью, если обучающимся была допущена ошибка (в оборудованном классе на экране можно вывести правильный ответ). По заранее обговоренным с преподавателем критериям каждый студент выставляет себе оценку, которую сообщают преподавателю. Некоторые работы могут быть взяты на контроль.

Для активизации работы студентов, принимающих участие в этих традиционных формах занятий, целесообразно использовать решение познавательных задач . Например, по приведенному высказыванию философа определить к какому философскому направлению он принадлежит, на основе предложенного фрагмента текста дать оценку позиции (или позиций, если предлагается какой-либо философский спор), высказать свое отношение. Или перевести ту или иную пословицу и поговорку на язык законов и категорий и наоборот и т.д. Подробнее с задачами подобного типа можно ознакомиться в следующих пособиях (17;18; 21; 32)

Одним из очень эффективных элементов семинарских занятий, особенно на младших курсах, когда чтение философских первоисточников для студентов затруднительно, является комментированное чтение фрагментов первоисточников. Это задание предполагает, что у каждого студента есть текст, преподаватель предлагает какому-либо студенту вслух прочитать необходимый фрагмент и в совместной беседе, отвечая на вопросы преподавателя, студенты достигнут адекватного понимания.

Одной из основных форм активизации мыслительной деятельности студентов на семинарских занятиях является проблемный семинар . Особенность проблемного семинара заключается в том, что он предельно обостряет работу мысли, требует решения проблем, законченности анализа, разрешения противоречий, уточнения точек зрения.

Вопросы на проблемном семинаре не разбираются описательным способом. Отличает этот семинар то, что он позволяет соединить в себе и семинар диспут, и семинар собеседование, и метод «доклад-оппонент», семинар конференцию и другие формы.

Проблемный семинар выполняет несколько функций:

1. Познавательно-эвристическую, которая помогает студентам находить более четкие, конкретные или более глубокие и общие выводы, делать «открытия» для себя в отношении значимости известных важных положений, приходить к важным убеждениям.

2. Познавательно-синтезирующую, дающую навыки обобщения, формулирования общих выводов, положений, выделения в единичном и особенном общих и всеобщих черт, связей, закономерностей.

3. Логико-методологическую, которая в ситуации активно-творческого, группового обсуждения вырабатывает у студентов:

а) навыки четкого логического выражения своих мыслей, выявление логических несоответствий в аргументах своих оппонентов;

б) помогает выяснить взаимосвязь вопросов в рамках данного раздела, их внутреннюю логику.

Проведение проблемного семинара предполагает создание атмосферы заинтересованного, эмоционально-творческого поиска, ибо только в такой атмосфере вырабатывается личностная позиция студента по обсуждаемым вопросам, знания, способные перерастать в убеждения.

Достижение этой цели предполагает разнообразие методов активизации аудитории и достигается тогда, когда цели семинара будут целями не только преподавателя, но и всей студенческой группы: углубление знаний, постижение новых истин, выработка цельного системного видения предмета.

Можно выделить несколько уровней проблемности, которые могут быть достигнуты в проблемном семинаре:

1-й уровень – преподаватель ставит проблему и раскрывает логику ее решения;

2-й уровень – преподаватель ставит проблему, а студенты вместе с ним осуществляют поиск решения проблемы;

3-й уровень – поставленную преподавателем проблему студенты решают самостоятельно;

4-й уровень – студенты самостоятельно ставят и решают проблему.

Задачам проблемного семинара в большей степени отвечают 2-й – 4-й уровни.

Активизировать семинарское занятие можно введением в него проблемных ситуаций . (О некоторых способах создания проблемных ситуаций говорилось ранее).

Проблемная ситуация является «пусковым» элементом семинара-дискуссии – очень эффективной формой усвоения теоретических положений, а также формирования практического опыта совместного участия в разрешении проблем, что способствует выработке ряда компетенций, необходимых будущему специалисту. Иногда создать проблемную ситуацию на таком семинаре можно, подготовив по проблеме, выносимой на семинар, двух докладчиков. Их следует заранее ориентировать на изучение альтернативной литературы и поставить целевую установку на высвечивание в докладах определенных положений, которые, как предполагает преподаватель, с необходимостью вызовут у слушающих студентов ситуацию некоторого психологического затруднения: кто же из докладчиков прав. Выступления докладчиков должны быть достаточно короткими, ясными, четкими, положения доклады должны выражаться в категорической, как бы не требующей возражения, форме. На короткое время докладчик стал «рупором» автора текста. Такая ситуация бесспорно создаст очень эффективную проблемную ситуацию.

Так как подобный семинар является моделью предметных и социальных отношений членов научного коллектива, то студент должен научиться точно выражать свои мысли, активно отстаивать свою точку зрения, опровергать ошибочные мнения оппонентов. На таком семинаре возрастает значимость проблемных вопросов как средство взаимодействия участников семинара. Необходимое условие эффективности дискуссии – наличное знание каждого студента, полученное на лекциях и в процессе самостоятельной работы с литературой. Необходимо учить студентов культуре дискуссии обращая внимание на терпимость к мнениям сокурсников, необходимость слушать другого, критически переосмысливать свою позицию.

Управление дискуссией эффективно тогда, когда преподаватель опирается на систему заранее подготовленных дополнительных вопросов. Эти вопросы должны обнаруживать относительный характер истинности тезиса или антитезиса и тем самым не позволять мышлению застывать на одной из противоположных точек зрения. Так как дискуссия может развиваться по нескольким направлениям, целесообразнее использовать уже возникший в ходе дискуссии интерес к какому-либо аспекту исследуемой проблемы, чем настойчиво пытаться повернуть обсуждение в том направлении, которое было спланировано самим преподавателем. Но для этого необходимо быть готовым к самым разнообразным поворотам дискуссии.

Конечно, все предусмотреть невозможно, но чем больше у преподавателя домашних заготовок различных направлений дискуссии, тем успешнее он ею руководит.

Дискуссия может иметь два исхода: студенты могут найти решение проблемы сами или его сформулирует преподаватель в заключительном слове, оба варианта имеют свои достоинства и недостатки. Самостоятельное решение проблемы доставляет студентам наибольшее удовлетворение, внушает им веру в свои творческие возможности. Но это случается только в отношении сравнительно несложных проблем. Если же добиваться во что бы то ни стало от студентов самостоятельного решения проблемы, то это может превратить запланированную активность в ее противоположность. Если становится ясным, что аудитория не может самостоятельно справиться с проблемой, и никакая переформулировка ее не приводит к желаемому результату, то преподавателю лучше самому изложить решение проблемы, делая ставку на мысленное соучастие студентов, как это делается на проблемной монологической лекции. А по ходу изложить и метод решения подобных проблем, проанализировав методологические ошибки которые привели к неудаче.

Завершение дискуссии требует от преподавателя учета некоторых психологических моментов:1) дискуссию имеет смысл продолжать лишь до тех пор, пока не исчерпаны все аргументы, то есть наличные знания сту3дентов по данному вопросу; 2) при правильной постановке дискуссии накал ее должен возрастать и к моменту завершения достичь высшей точки.

Развитием формы семинар-дискуссия может быть «мозговой штурм». Задачей его является выдвижение на начальном этапе как можно большего количества идей по разрешению проблемы. Выдвинутые идеи не подвергаются критике. На следующем этапе отбираются наиболее адекватные идеи и подвергаются анализу и критическому осмыслению, развиваются, проводится оценка возможности их доказательства, или они отбрасываются, если не выдержали этой проверки.

Эффективной формой проведения семинара может быть семинар, проводимый силами самих студентов . Имеется в виду, что на роль ведущего семинарское занятие назначается наиболее подготовленный студент, с которым преподаватель проводит большую подготовительную работу по отбору материала, разработке сценария будущего занятия, проработке возможных проблемных ситуаций, заготовке интересных познавательных задач, созданию системы дополнительных вопросов, способствующих углублении знаний программного материала. Когда ведущий семинара будет готов, можно проводить такой семинар, в котором преподаватель может стать или рядовым участником работы группы, или сторонним наблюдателем. Функции руководителя преподаватель возвращает себе, подводя итоги работы группы, в корректной форме уточняя некоторые положения, или акцентирую внимание на тех вопросах, которые по какой-либо причине не стали предметом тщательного анализа, а по существу дела являются важными для раскрытия изучаемой темы.

Семинар пресс-конференция так же как и предыдущий, предполагает большую предварительную индивидуальную работу преподавателя с ведущими.. Их может быть два или три, в зависимости от количества вопросов, выносимых на рассмотрение. Преподаватель должен обговорить с ведущими «логику» будущей конференции, отобрать основную и дополнительную литературу по вопросам, а затем проверить глубину владения ведущими своим материалом. Каждый студент группы должен изучить основную литературу и в обязательном порядке придумать вопрос по существу изучаемой проблемы, но который мог бы поставить ведущего конференцию в затруднительное положение. Подобное задание стимулирует изучение и дополнительной литературы, так именно там можно найти «свой» вопрос. Можно использовать один из двух вариантов проведения конференции:

1. Ведущий конференции в достаточно краткой форме излагает самые основополагающие положения своего вопроса. После чего аудитория начинает задавать свои вопросы. А так как это все-таки учебный семинар, то допустимо, если на вопрос, поставивший ведущего в затруднение, ответит сам задавший вопрос. Когда вопросы иссякнут, ведущий подводит кратко итог и слово берет следующий ведущий.

2. Ведущие по очереди излагают свои вопросы, после чего аудитория задает вопросы, на которые отвечает тот из ведущих, в чьем ведении этот вопрос находится.

Преподаватель заранее сообщает студентам, как будет оцениваться и работа ведущих, и поставленные студентами вопросы, что может мотивировать желание очень хорошо подготовиться. Какие же функции отводит себе преподаватель на таком занятии? Проведя активную работу перед конференцией с ведущими, непосредственно на занятии преподаватель может занять место среди ведущих и «спасать» положение, переводя на себя наиболее сложные вопросы, которые оказались непосильными для ведущих пресс-конференцию. Или он может быть представителем тех, кто пришел на эту конференцию, и тогда его задача в поддержании эмоционального настроя аудитории, ее познавательной активности.

После окончания пресс-конференции преподаватель возвращает себе свои непосредственные функции, подводит итог и оценивает работу. При рейтинговой системе данная форма проведения семинара дает возможность достаточно адекватно оценить вклад в проведении семинара каждого студента.

Эффективной формой проведения семинарского занятия является семинар по методу «малых групп» . Он сочетает в себе методы исследования, демонстрации, критики, отвечает принципу сочетания индивидуального и коллективного в обучении, Вся группа готовится по вопросам плана семинарского занятия. Непосредственно на семинаре учебная группа разбивается на 4-5 подгрупп численностью 3-5 человек. Группы желательно формировать так, чтобы они были по качественному составу более или менее однородными. В каждой «малой группе» выбирается самими студентами или назначается преподавателем «лидер», в задачу которого входит руководство группой.

Преподаватель выносит на рассмотрение «малых групп», такие проблемы, формулировки которых не звучали в вопросах семинарского занятия, но органично присутствуют в том материале, который был вынесен на семинарское занятие. Во вступительном слове преподаватель формулирует проблемы, подлежащие рассмотрению в той последовательности, в которой они будут рассматриваться и лает краткие методические указания по решению их. Затем «малые группы» под руководством своего «лидера» обсуждают проблему, план ответа. Этот этап семинара несет очень большую смысловую нагрузку, так как студентами всеми без исключения осуществляется исследование проблемы, предлагаются свои варианты решения. В таких случаях иногда мысль товарища может подтолкнуть к рождению очень плодотворной идеи. «Лидер» выстраивает последовательность ответа группы. Очень приветствуется, чтобы каждому участнику группы нашлось что сказать. Кроме того, в этот период студенты могут задать уточняющие вопросы и преподавателю. После 2-4 минутной консультации по группам, преподаватель назначает основным выступающим одну из групп, остальные группы в это время внимательно слушают, продумывают свои вопросы выступающей группе, готовят рецензию и дополнения (но, что важно, ни одна из групп не знает, какую из них преподаватель назначит оппонирующей группой). После ответа группы «докладчика», назначенная «оппонентом» группа задает вопросы, а потом делает критические замечания, разбирает ответ и делает свои дополнения. Иногда параллельно с выступлением «малой группы» некоторым студентам выборочно, или представителям другой «малой группы» можно предложить написать короткую рецензию на выступление основной группы. Некоторые из рецензий могут быть зачитаны после выступления группы-«оппонента». После чего преподаватель ставит перед группами новую проблему.

При таком проведении семинара проблемные ситуации, альтернативные точки зрения могут возникать непроизвольно, без вмешательства преподавателя, как следствие полемической активности самих студентов. В этих случаях преподавателю остается лишь более отчетливо сформулировать перед аудиторией сущность возникших разногласий и направить дискуссию в нужное русло.

Студенты должны знать, что вызванной отвечать может оказаться и та группа, которая уже отвечала, или была «оппонентом», это поддерживает интерес и познавательную активность. Выделение же лучшей группы при частом использовании такого метода проведения семинарского занятия, создает в аудитории ситуацию здоровой конкуренции.

Обсуждается в методической литературе и семинар - ролевая игра . Предлагается, например, провести ролевую игру, имитирующую обсуждение научного доклада или диссертации (3, С.125-126). Назначается ведущий , докладчик, оппонент, логик, психолог, эксперт.

Ведущий наделяется всеми полномочиями преподавателя: руководит ходом обсуждения, следит за аргументированностью доказательств и опровержений, корректностью отношений в процессе обсуждения.

Докладчи к должен подробно осветить изучаемую проблему, показать имеющиеся альтернативные ее решения, обосновать собственную точку зрения.

Оппонент, в задачу которого входит воспроизвести процедуру оппонирования диссертации или обсуждения научного доклада, должен воспроизвести основную позицию докладчика, проявив тем самым ее понимание, а также найти уязвимые места, ошибки докладчика и предложить свой путь решения.

Логик выявляет ошибки, противоречия в высказываниях, как докладчика, так и оппонента, уточняет определения используемых понятий, анализирует и оценивает логику доказательств и опровержений

Психолог отвечает за климат на семинарском занятии, следит, чтобы дискуссия велась корректно, чтобы студенты не вступали в пререкания, не переходили на личности, должен сглаживать острые углы, следить за правилами проведения защиты диссертации или обсуждения доклада.

Эксперт должен подвести итог всего семинара, оценить предложенные и обсужденные гипотезы по разрешению исследуемой проблемы, оценить вклад каждого участника проводимого «действия».

Другие студенты, не получившие указанные роли, должны принимать активное участие в свободной дискуссии, где они могут выступить с собственным видением проблемы, выступить с критическими замечаниями в адрес как докладчика, так и его оппонентов. Иногда целесообразно вводить по два оппонента, логика, эксперта. Ролевая игра подобного типа может модифицироваться в зависимости от желаний, потребностей студентов, той будущей профессии, которую они готовятся получить (Так, на юридическом факультете возможно провести ролевую игру как «суд присяжных», где с некоторыми модификациями содержательное наполнение ролей, как правило остается прежним).

Как и в предыдущих формах проведения семинарского занятия большая организационная о подготовительная работа лежит на плечах преподавателя. Он определяет проблему и подпроблемы, подготавливает литературу для докладчика, ведущего, оппонентов, эксперта. Желательно, чтобы наряду с инвариантным содержанием, в предлагаемых источниках имелись ярко выраженные альтернативные подходы к решению изучаемой проблемы. Кроме того, преподаватель консультирует исполнителей ролей, подводит общие итоги проведенного семинара, оценив роль каждого участника и выставив ему рейтинговый балл.

Пытаясь оценить все многообразие приведенных форм проведения семинарских занятий, надо отметить, что наиболее эффективным может быть смешанный семинар, где преподаватель использует ряд методов и приемов, модифицируя их в зависимости от конкретной ситуации. Осуществить такую мобильность преподавателю дает правильная подготовка к проведению занятия.

Семинары посещали все. Или все, кто когда-то был студентом. Современные технологии позволили расширить понятие семинара, причем как тематически, так и географически. Аудитория уже давно перешагнула за стены учебных заведений. Возраст присутствующих так же не ограничивается никакими рамками. Тематика варьируется от узкопрофильной, до таинственной и абсурдной, вызывающей недоумение и замешательство. Очевидным остается одно: встречи по обмену знаниями нужны и важны.

Что такое семинар

Семинар – форма проведения обучающих занятий. Основными принципами являются диалог, обсуждение и спор. Еще в начале прошлого века философы и логики доказали, что там, где нет споров, нет и значимых достижений в науке. Если перефразировать – то не будет и личностного роста. Искусство споров рассматривалось не в плоскости банального выяснения отношений, а выводилось на высокий уровень и называлось дискуссией. Дискуссия проходит при взаимном уважении сторон и умении вести диалог. «Истина рождается в спорах». Авторство цитаты приписывают Сократу, но кто бы ее ни произнес, он был абсолютно прав.

Семинар как форма обучения был придуман еще в древнем Риме. Сегодня дискуссия и обмен мнениями востребованы в подготовке инженерных и научных кадров. Две необходимые составляющие для обмена знаниями: куратор и присутствующая аудитория. Древнее слово в переводе с латыни означает «рассадник». И такие рассадники или теплицы сегодня помогают миллионам людей обрести профессию, наладить отношения и освоить инновационные технологии. Вкус семинара невозможно узнать, не попробовав. Но для начала можно попытаться разобраться, в каком формате проходят встречи в «теплице знаний».

Виды семинаров: 7 разновидностей знаний

Вебинары

Новая форма проведения онлайн-занятий. Желание и интернет – главные составляющие участия для встречи онлайн. Аудитория расширилась до любой точки планеты, а единственной проблемой остается согласование часовых поясов. Популярностью пользуются специализированные вебинары для дистанционного обучения. Аудитория получает возможность пообщаться с профессионалом, не вставая с собственного кресла. Запись встречи часто выкладывается в сети. Веб-конференции могут сопровождаться субтитрами. Да и большое количество бесплатных вебинаров не может не радовать.

Плюсы: возможность пообщаться с лучшими людьми и профессионалами.

Минусы: Нет ощущения присутствия куратора и других людей.

Семинары по психологии

Профессионалы предпочитают закрытые мероприятия, называя их супервизией. А вот для широкой аудитории существует масса встреч и презентаций на разнообразную тематику. Заявленные темы поражают своим разнообразием. От авторских, которые ведут профессиональные психологи с большим стажем работы до откровенно абсурдных, вроде «Муж, секс и шоколад». Главным аргументом при выборе такого семинара является имя его куратора. Ведущий должен быть не просто практикующим психологом, но и личностью. Человек, умеющий захватить аудиторию и посвятить неподготовленных людей в тонкости психологии как науки, действительно способен помочь.

Психология отношений – особая тема семинаров по психологии для смешанной аудитории. Главное при выборе темы – не попасться на крючок громких обещаний. Лозунги вроде «вернете страсть в отношения за 2 дня» или «вы найдете любовь после занятия», к сожалению, не более, чем рекламный трюк. И уж конечно не стоит рассчитывать на то, что жизненные советы вам предоставит совсем молодой тренер. Он должен не просто знать. Он должен пожить. Практикующий психолог создаст атмосферу индивидуального приема. Встреча в общей аудитории способна подтолкнуть людей и к дальнейшему погружению в тему психологии и психоанализа.

Плюсы. Возможность пообщаться с профессионалом за умеренную плату.

Минусы. Вероятность попасть на дилетанта, умеющего только пересказывать заученный текст.

Женские и мужские семинары

«Как научиться быть стервой», «Стань настоящим мужиком» – названия семинаров можно читать как книгу. Темы на злобу дня раскручиваются и выносятся на аудиторию, которая пришла в зал с одной общей проблемой. Ведущий уже знает все возможные вопросы (статистика – вещь полезная) и дает присутствующим то, чего они больше всего хотят. Хотите возродить женские чакры? Пожалуйста. Женщины на встречах обучаются древнему мастерству гейш или посвящаются в сакральные тайны жриц любви. Желаете понять женскую душу за 1 день? Да без проблем. Тематика мужских встреч полна тестостерона, что, собственно и привлекает слушателей собраться в аудитории. В итоге присутствующие не получают новой информации. Из аудитории они выходят с твердым убеждением в своей правоте, ведь им сказали именно то, что они хотели услышать.

Плюсы. Посещение мероприятий становится первым шагом в работе над собой.

Минусы. Аудитория не получает никаких новых знаний.

Авторские

Медийные личности или люди, достигшие высот в бизнесе, с охотой делятся своими мыслями с аудиторией. Имя куратора на афише написано большими буквами. Как раз к нему стоит присмотреться повнимательнее. Возможно, на встречу приедет не Кумир, а люди, работающие по его методике. Но на семинарах-встречах с известными людьми залы всегда переполнены. Одно только присутствие Звезды или Личности вызывает чувство сопричастности к чему-то большому. Брайан Трейси, Тони Роббинс, Ирина Хакамада, Ксения Собчак – список лекторов и кураторов можно продолжать долго. Кто-то посвящает все свое время на то, чтобы общаться с аудиторией. Кто-то выкраивает в напряженном графике несколько часов, чтобы пообщаться с собравшимися людьми. Люди, вызывающие уважение и восторг, всегда знают, что сказать аудитории.

Плюсы: возможность увидеть Кумира, как говорится «вживую.

Минусы: семинары проводятся только в больших городах.

Бизнес-семинары

При входе в салон красоты или в юридическую контору первое, что попадает на глаза клиентам – стена, увешанная рамочками. А в рамочках находятся сертификаты о прохождении бизнес-семинара. Они необходимы для профессионального роста. Особой популярностью пользуются бизнес-семинары по технике продаж. Если рассказывать о таких собраниях в общих чертах: люди, проработавшие в продажах не один год, собирают возражения постоянных и потенциальных клиентов. Создается некая корпоративная энциклопедия, объясняющая новичку, как проще продать (или «впарить») товар или услугу покупателю, заранее предугадывая все возможные возражения. Формат бизнес-встречи – качественная стартовая площадка для новичков в сфере продаж. То есть для всех.

Плюсы: очевидны для продавца

Минусы: иногда встречи проводят люди, не проработавшие в реальных продажах ни дня. Так что передаваемые знания – чисто теоретические.

Презентационные

На рынке появляется масса новых продуктов, услуг и методик. Презентовать на занятии можно что угодно – от лечебной гимнастики до новинок в ногтевом сервисе. Цель такого собрания – чисто ознакомительная. Заинтересованную аудиторию направляют в места продаж или услуг. Новички получают возможность получить базовые знания и понять, готовы ли они развиваться в этом направлении. Профессионалы, привыкшие работать с одним продуктом, неохотно переходят на другие бренды. Чтобы переубедить их в этом и существуют семинары по ознакомлению с новинками в технологии или инновационными продуктами. Как правило, финансируются самим производителем.

Плюсы: возможность освоить новый продукт, методику или услугу.

Минусы. Такая продукция стоит дороже, ведь в стоимость заложена и цена презентационных образцов и работе самих тренеров.

Обучающие

Плюсы: возможность получить аккумулированные знания за небольшой промежуток времени.

Минусы: вероятность попасть на непрофессионала.

Как проводятся семинары

Обучающие семинары проходят под девизом: «У меня есть идея, у вас есть идея. Мы обменяемся, и у каждого будет по 2 идеи». Семинар – это уже не лекция, но еще не тренинг. На лекции ведущий вещает, а аудитория внемлет (или дремлет), не задавая лишних вопросов. На тренинге присутствующие отрабатывают и получают определенные навыки. На семинаре все ограничивается вербальным взаимодействием. Обмен идет на словесном уровне между участниками и на энергетическом с ведущим.

Популярностью пользуются семинары-лекции-тренинги. Авторские встречи более похожи на лекции, где ведущий мало общается с аудиторией, но при этом находится среди людей. Тренинги-семинары объединяют теоретическую часть и практические занятия. Вебинары исключают присутствие лектора в аудитории. Люди видят картинку на экране, хотя онлайн-режим и создает эффект присутствия. Общение ведется исключительно в чатах или в специальной программе. Практические навыки онлайн получить достаточно трудно.

Для чего нужны семинары

  • Знания. Профильные семинары просто необходимы для любой специальности. Навыков, полученных при обучении, не хватает на всю жизнь.
  • Опыт. На самом мероприятии присутствующие получают опыт взаимодействия, обмена знаниями и презентации. Важно прийти на встречу подготовленным. И не стесняться задавать вопросы.
  • Общение. Есть отдельная категория людей, посещающих все семинары, тренинги, лекции и курсы. Их цель – не получить знания. Эти люди нуждаются в простом человеческом общении.

Каждый человек заходит в аудиторию со своим опытом. С каким опытом он выйдет – зависит от ведущего и его самого. Желание познать нечто новое открывает все существующие двери и находит несуществующие. Первое, что нужно сделать – составить четкий план по реализации мечты. А посещение семинара может стать первой ступенькой на пути к ее осуществлению.