Программа построения коммунизма в ссср была выдвинута. Программа коммунистической партии советского союза

Коперник первым доказал несостоятельность представления древних о мироздании. Его труды послужили прорывом в астрономии. Мы решили вспомнить и рассказать, кто такой Николай Коперник.

Биография Коперника — кратко

19 февраля 1473г. в купеческой семье Барбары Ватценроде и Николая Коперника родился четвертый ребенок. Малыша назвали в честь отца. Торуни, прусский город где жило семейство, с 1466 года вошел в состав Польского Королевства. Ответ на вопрос, в какой стране родился Коперник, очевиден – в Польше. Этническое происхождение установить сложно. Известно, что мать – немка, отец – имел либо польские, либо немецкие корни.

Оба родителя умерли, когда Николаю было 10 лет. Дети остались на попечении дяди Лукаша, служившего каноником. До самой своей смерти будущего ученого сопровождал старший брат Андрей. С подачи воспитателя, братья изучали богословие, греческий язык, математику, медицину и астрономию в нескольких университетах Европы.

Коперник, как свидетельствует его краткая биография, получил диплом только в 1503г. В Краковском университете документ ему не дали. Другие учебные заведения Николай бросал сам. Получив ученую степень в Италии, стал заниматься медициной в городе Феррари. В 1506 году вернулся в Польшу. Дядя Лукаш уже состоял в чине епископа и сделал племянника своим доверенным лицом.

Деятельность священнослужителя в биографии Николая Коперника не мешает ему заниматься наукой. После смерти воспитателя в 1512г., он переезжает во Фромборк и приступает к обязанностям каноника.

Одну из башен крепости отводит под обсерваторию. Здесь он сводит воедино опыт и мысли. Николай активно обсуждает модель мира с друзьями и вплотную занимается написанием книги. Идеи он раскрывает в письмах. Они послужили конспектом для написания «Малого комментария о гипотезах, относящихся к небесным движениям».

Коперника сожгли на костре

Некоторые люди считают, что Николай Николаевич пал жертвой судов инквизиции. Существует такое мнение, но оно не имеет оснований. Как на самом деле умер Коперник?

Модель, предложенная ученым не совершенна, но более проста, чем у предшественника – Птолемея. Она считается революционным шагом в науке. Теория быстро распространилась в 1520-х годах, еще до выхода бумажного издания. Благодаря ученику Ретику, шесть книг с открытиями Коперника увидели свет в 1543 году.

Увидел ли эти издания автор – вопрос остается открытым. В мае того же года он скончался от инсульта. За то, что теорию пропагандировали и развивали последователи Коперника, их жгли на кострах. Сам Николай Николаевич этой участи избежал. Он просто не дожил до тех времен, когда суды инквизиции подобрались к его трудам.

Книги противоречили устоявшимся представлениям и церковным канонам, но их только рекомендовали редактировать. Многие издательства не реагировали на рекомендации, выпускали текст в полном объеме. Даже после официального запрета в 1616 году, теорией Коперника пользовались для расчета движения планет.

Гелиоцентрическая система Коперника


Новую астрономическую модель мира описывают в следующих утверждениях:

  • Отсутствие общего центра у орбит и сфер;
  • Солнце является центром орбит всех планет, следовательно – мира; Земля – центром орбиты Луны;
  • движение Солнца – это эффект движения Земли;
  • расстояние до Солнца мало относительно расстояния до неподвижных звезд.

У Николая Коперника, если обратиться к его краткой биографии, числятся и другие открытия. В одном из трудов, автор говорит о всемирном тяготении. Он представляет тяжесть, как «некое стремление» и предполагает, что этим свойством обладают все шаровидные небесные тела.

В экономике известен закон Коперника-Грешема. Два ученых, независимо друг от друга, обратили внимание на зависимость обращения денег от количества сбережений. Люди накапливают более ценные (например золотые), а в обороте находятся худшие (медные) денежные средства.

Принцип послужил основой для разработки в Польше новой монетной системы.

Музей Коперника в Варшаве

Музей был открыт в 2005г. Выставлено около 450 интерактивных экспонатов. В частности, есть планетарий, где наглядно демонстрируется гелиоцентрическая модель мира. В 2010 году заведение получило новое звание. Началось все с открытия семинара робототехники.

Сейчас это здание в Варшаве называется центром науки «Коперник». Он является крупнейшим научным центром в Польше и одним из самых больших в Европе. В 2011г. были открыты технопарк, химическая, физическая и биологическая лаборатории. Выделены объекты для изучения детьми и молодежью, проходят встречи, направленные на популяризацию науки.

В Варшаве музей Коперника разделили на несколько тематических частей:

  • Корни цивилизаций – галерея расскажет об истории человечества. Технологии позволяют окунуться вглубь веков, произвести археологические раскопки, создать макеты легендарных построек, поставить несколько опытов;
  • человек и окружающая среда – роботизированная коллекция представляет строение человеческого тела в увеличенных масштабах;
  • небо Коперника гелиоцентрическая система мира Коперника;
  • зона света – посвятит наблюдателя в законы оптики;
  • мир в движении – можно увидеть зарождение некоторых природных явлений или прочувствовать их последствия.


В научно-философских идеях Н. Коперника множество недоработок. Однако они подтолкнули последующих ученых к созданию более совершенной модели мира. Неспроста достижения Николая Николаевича считаются в научных кругах революционным шагом.

Кстати, как вы думаете, почему в нашем развитии так важен промежуточный этап между домыслами и знаниями? Напишите в комментариях.

Один из величайших ученых в истории астрономии – Николай Коперник родился в 1473 году в польском городе Торунь, на Висле. Отец Коперника - купец, выходец из города Кракова, в то время столицы Польши, - умер, когда его сыну было 10 лет. Мальчика взял к себе его дядя по матери Лука Ватцельроде, в дальнейшем епископ Вармии (Вармия - небольшая церковная область на севере Польши близ Балтийского моря). Молодой Коперник воспитывался у дяди, а затем в Краковском университете - в то время одном из крупнейших в Европе - изучал богословие, юридические науки и медицину. Преподавались здесь также и естественные науки и математика. Здесь же молодой Коперник познакомился с астрономией, которая, конечно, изучалась по Птоломею.

Птоломей - ученый, живший во втором веке нашей эры, - в своем сочинении изложил представления древних о мироздании. Древние астрономы наблюдали небо в течение многих столетий. Они знали созвездия и заметили, что среди неподвижных звезд имеются блуждающие светила - планеты. При Копернике было известно пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Кроме того, к числу их относили также Луну и Солнце.

Для земного наблюдателя представляется, что планеты движутся по очень сложным путям: то приближаются к Солнцу, то удаляются от него и при этом описывают петли. Это странное движение не вязалось с религиозным представлением о том, что небесные тела, вследствие своей совершенной природы, созданной Богом, обязательно должны двигаться по безукоризненным кругам. Птолемей воспользовался математическим правилом, позволяющим любое сложное периодическое движение представить как сумму более простых движений, и объяснил блуждания планет как результат их обращения по кругам вокруг неких точек, которые, в свою очередь, обращаются по другим кругам вокруг Земли - неподвижной, находящейся в центре Вселенной.

Последователи Птолемея, уточняя движение планет, прибавляли все новые и новые круги. Система стала необычайно громоздкой и неудобной. Но эту систему поддерживала церковь всем своим авторитетом, и она просуществовала около 1500 лет.

Окончив Краковский университет, Коперник в 1496 году поехал совершенствоваться в Италию и провел там, в Болонье и Падуе, около 8 лет, занимаясь математикой, медициной и другими науками. Это было замечательное время в истории человечества, которое мы называем эпохой Возрождения или эпохой географических открытий. Только что открыл Америку, португалец Васко де Гама нашел морской путь в : При жизни Коперника совершил первое кругосветное путешествие и доказал, что Земля - шар. Современниками Коперника были великий и разносторонний ученый и художник Леонардо да Винчи, художник и скульптор Микеланджело, живописцы Рафаэль и Тициан, поэт Ариосто, сатирик Раблэ.

Коперник был ярким представителем своей эпохи. Он сам был чрезвычайно разносторонним человеком. В его библиотеке были книги по поэзии, философии, истории, географии, филологии, медицине, естественным наукам: математике, физике, астрономии, механике, которая, кстати сказать, включала тогда все инженерные науки. Возвратившись из Италии, Коперник энергично применял на практике свои разносторонние знания. Он получил должность лейб-медика при своем дяде епископе Вармийском, кроме того, управлял имениями и землями Вармийской епархии, а после смерти дяди был назначен каноником (по существу - правителем) в небольшой городок Фрауенбург (Фромборк). Городок этот находился на самом берегу озера Фриш-Хаф, отделенного от Балтийского моря узкой песчаной косой. Как раз при жизни Коперника в осеннюю бурю 1510 года эта коса была прорвана и озеро превратилось в залив.

В бытность свою каноником Коперник продолжал заниматься медициной, живописью, ведал делами правосудия, во время войны между польским королем Сигизмундом и магистром Альбрехтом оборонял Фромборк от рыцарских отрядов, а потом принимал участие в мирных переговорах. Коперник строил инженерные сооружения, в том числе водопровод (во Фромборке) с башней, где вода поднималась на 25 метров. В этой башне была памятная доска с латинскими стихами, которые в переводе звучат так:

Здесь покоренные воды течь принуждены на гору,
Чтобы обильным ключом утолить жителей жажду.
В чем отказала людям природа, преодолело искусство Коперника.
Это творение в ряду других - свидетель его славной жизни.

Но больше всего Коперник интересовался астрономией. Известно, что к нему обращались с вопросом, как точнее определить движение Солнца и Луны. Эти определения нужны были священникам для того, чтобы назначать праздник Пасхи. Коперник отказался дать совет, так как не имел достаточно точных сведений о периодах движения этих светил. Желание получить такие сведения побудило его заняться системой Птолемея, и тогда, еще в бытность его лейб-медиком, у него мелькнула мысль о том, что, возможно, Птолемей неправ, и Земля не покоится в центре Вселенной, а движется вокруг Солнца. Развитию этой мысли Коперник посвятил последние 20 лет своей жизни.

В посвящении своей книги папе Павлу III он пишет, что убедился в несогласии математиков, которые работают по Птолемею, но не получают точности, и обратился к древним философам, где и нашел упоминание о возможном движении Земли «вокруг огня» и вращении ее, подобно колесу. Действительно, у некоторых древнегреческих ученых можно найти высказывания о вращении Земли. Один из них - Аристарх Самосский за это учение был обвинен в богохульстве. Птолемей знал об этих учениях и старался их опровергнуть.

Не следует думать, что Коперник только повторил учения Аристарха, Гераклита, Филолая и других философов древности, высказавших мысль о вращении Земли. Древнегреческие философы только высказали предположение, не подкрепляя его никакими доказательствами и не делая из него никаких выводов. Птолемей в своих возражениях против теории вращения Земли говорил, что Земля велика, и если бы она вращалась, то должна была бы разлететься на куски. Кроме того, облака, птицы и все, что находится в воздухе, отставало бы от Земли. Даже камни должны были бы падать не отвесно, а несколько отклоняясь в сторону.

Огромная сила духа, необычайная ясность ума и смелость нужны были скромному канонику Копернику, чтобы выступить против обычного представления, подтвержденного нашими чувствами, соображениями уважаемых философов древности - Аристотеля и Птолемея, бывших непререкаемыми авторитетами в средневековые времена. В своей книге Коперник разбирает все доводы против движения Земли и говорит, что чувствам доверять не стоит. Когда плывешь на корабле, кажется, что берег отходит, уплывает, а на самом деле, движется корабль. Он пишет, что Земля может вращаться, не разлетаясь на куски, ибо еще нелепее предположить, что вращается весь небесный свод с неподвижными звездами, который намного больше Земного шара, - скорость его вращения поистине была бы несуразно велика. Он говорит далее, что Земля при своем вращении увлекает воздух, и находящиеся в воздухе камни, птицы и облака участвуют во вращении Земли.

Выдвигалось еще одно возражение, с которым Копернику трудно было справиться. Противники его говорили: если бы Земля обращалась вокруг Солнца, нам, казалось бы, что звезды на небе описывают эллипсы, вследствие так называемых параллаксов, и эти эллипсы должны быть тем меньше, чем дальше звезды. Коперник ответил на это, что звезды, видимо, находятся слишком далеко, и поэтому мы не можем различить их параллаксов. По вычислениям Коперника звезды должны быть, по крайней мере, в тысячу раз дальше от нас, чем Солнце.

Параллаксы разыскивались астрономами в течение трехсот лет после Коперника, и только в 1837 году знаменитому русскому астроному Струве удалось обнаружить параллакс звезды Вега. Таким образом, было дано неопровержимое доказательство правильности теории Коперника. Оказалось, что звезды находятся от нас гораздо дальше, чем предполагал Коперник. Ближайшая из них в 270 тысяч раз дальше, чем Солнце. Во времена Коперника не было телескопов, светила наблюдались невооруженным глазом. Отсутствие точных наблюдений помешало Копернику дать подтверждение своей теории. Она оставалась лишь правдоподобной гипотезой. Но с этой гипотезы начался переворот в естествознании.

Заслуги Коперника необъятны. Поставив в центре Солнце, а вокруг него планеты - Меркурий, Венеру, Землю с Луной, Марс, Юпитер и Сатурн, Коперник с величайшей простотой объяснил движение небесных светил, времена года, определил относительное расстояние между планетами (с ошибкой не более четырех процентов!), низвел Землю с, пьедестала центра Вселенной на положение рядовой планеты и тем самым поколебал представление об ее исключительном значении. Коперник долго не решался опубликовать свое сочинение, хотя друзья уговаривали его сделать это.

Может быть, в нем говорила осторожность ученого, желающего уточнить свои исчисления и наблюдения, а может быть, просто инстинкт самосохранения – инквизиция то не дремала. Коперник выпустил сначала краткое изложение своего труда, потом более подробное изложение опубликовал ученик Коперника немецкий профессор Ретик. Только после этого Коперник решился на издание своего труда в полном виде. Книгу он увидел уже на смертном одре. Она называлась по латыни: «Nicolai Соpernici Torinernsis de revolutionibus orbium caelestium, libri VI», то есть Николая Коперника Торунского, об обращении небесных сфер, шесть книг».
За изданием книги следил богослов Осиандр. Отлично понимая на то время скандальное значение книги, он снабдил ее предисловием, где осторожно написал, что «Учение не надо принимать за истину», а лишь «считать гипотезой, предназначенной для вычисления движения планет, что новая система придумывает многое, и не для того, чтобы убедить кого-либо. Если же кто примет за правду… то через это учение сделается глупее, чем прежде».

В первые десятилетия книга Коперника была встречена равнодушно. Церковь восприняла ее как вычислительный инструмент, а сама книга была написана по латыни, доступна только ограниченному кругу специалистов. Но церковь забеспокоилась, когда у Коперника появились пропагандисты и толкователи - Джордано Бруно, а затем , подкрепивший соображения Коперника наблюдением с помощью телескопа. Галилей наблюдал пятна на Солнце, горы на Луне и четырех спутников Юпитера - наглядную модель солнечной системы. Теперь каждый мог видеть, как маленькие планетки вращаются вокруг большой. Учение Коперника начало проникать в массы, и церковь встревожилась. На последователей Коперника обрушились кары инквизиции. Книга Коперника была внесена в список запрещенных, подлежащих уничтожению. Только 200 лет спустя, когда теория движения Земли стала общепризнанной, книгу Коперника вычеркнули из этого списка.

Развитие науки полностью подтвердило идеи Коперника. Астрономия широко раздвинула границы мира, известного Копернику. Ныне астрономы раскрывают природу звезд, изучают строение звездных систем - галактик и необъятные межгалактические просторы, решают сложные вопросы происхождения звезд и планетных систем. Но вся современная астрономия является продолжением и развитием идей великого польского ученого, революционера в науке Николая Коперника.

"развернутому строительству коммунизма" прикрывал непродуманность, волюнтаризм и элементарную безалаберность в экономической политике Хрущева.

Программа "развернутого строительства коммунизма"

Вторым важным обстоятельством было то, что новые теоретические построения позволяли "подвести базу" и оправдать "с точки зрения коммунистического завтра"

целый ряд новаций последних лет . Наиболее полное выражение это нашло в развитии Хрущевым "теории коммунистического общества", выродившейся в чистой воды прожектерство, в яркий и значительный образец советского официального мифотворчества .

Концепция "развернутого строительства коммунизма" стала ядром третьей программы КПСС и была принята в октябре 1961 г. на XXII съезде. Особую торжественность событию придавало то, что делегаты впервые собрались во вновь построенном Кремлевском Дворце съездов, ставшем символом наступавшей новой эпохи. Этот съезд, вопреки заведенному порядку, не рассматривал народно-хозяйственных планов, а сосредоточился исключительно на новых программных документах - программе и уставе партии.

Съезд констатировал, что "столбовая дорога к социализму проложена. По ней уже идут многие народы. По ней рано или поздно пойдут все народы". Таким образом, наступление коммунизма признавалось неизбежным и общемировым законом, а его построение объявлялось высшей целью КПСС.Эта ситуация обязывала дать определение "всеобщему мировому завтра" и сформулировать программу его приближения. В третьей программе было записано следующее определение коммунизма:

Коммунизм - это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям". Коммунизм - это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа.

Утопизм этого текста сегодня, конечно же, бросается в глаза. Но и в начале 1960-х годов он вызывал широкую гамму чувств: искренний восторг от дерзновенности намеченных планов, но в большей степени - скепсис, многочисленные шутки и анекдоты. Тем не менее эта благая, но оторванная от жизни абстрактная идея коммунизма стала стержнем всей последующей советской пропаганды, методологической основой общественных наук и определения внутренней политики партии .

Построение коммунизма в СССР КПСС связывала с решением "триединой задачи": созданием материально-технической базы (МТБ) нового общества, развитием коммунистических общественных отношений и воспитанием нового человека. Созданию материально-технической базы коммунизма отводились ближайшие 20 лет. В первое десятилетие (с 1961 по 1970 г.) намечалось опередить США по производству продукции на душу населения. А к 1980 г. строительство материально-технической базы предполагалось завершить, создав изобилие материальных и культурных благ для всего населения.

Намечались даже конкретные, поражающие воображение цифры. Создание МТБ коммунизма включало: полную электрификацию страны и комплексную механизацию производственных процессов, развитие новых эффективных отраслей производства, рациональное использование материальных и трудовых ресурсов, высокий культурнотехнический уровень трудящихся. Самым уязвимым местом этих фантазий было, конечно, реальное состояние сельского хозяйства, которое не внушало оптимизма. Выход из ситуации виделся в реализации второго блока условий, связанного с "развитием коммунистических отношений" на селе. В результате этого должно было произойти "слияние собственностей через экономический расцвет колхозного строя", пути достижения которого, однако, не конкретизировались, а излагались в безликой формуле сочетания "материальной заинтересованности, личных и государственных интересов с задачами строительства коммунизма". Все это дополнялось ориентирами в "области повышения материального благосостояния народа". Потребности граждан предполагалось удовлетворять двумя способами - повышая индивидуальную оплату труда в сочетании со снижением розничных цен и расширяя общественные фонды потребления, темпы роста которых якобы будут все время увеличиваться.

Декларировалось "перерастание социалистических общественных отношений к коммунистические", в процессе которого современное общенародное государство должно было постепенно отмереть, а национальные различия стереться. Однако отмирание государства должно было произойти еще не скоро, поскольку для этого требовалось выполнение двух условий: построение коммунистического общества как внутреннее условие, а также победа и упрочение социализма на международной арене как внешнее. В противовес "отмирающему государству" выдвигался тезис о том, что роль партии "как испытанного авангарда и высшей формы общественной организации" будет все больше возрастать.

Особый акцент делался на воспитании нового человека. Оно предполагало формирование у всех советских людей марксистско-ленинского мировоззрения, воспитание их в духе коммунизма, трудовое воспитание и развитие коммунистического отношения к труду и т.п. Программа дополнялась "моральным кодексом строителя коммунизма", включавшим моральные заповеди всех времен и народов в сочетании с преданностью коммунистическим идеалам.

К реализации всего этого пустозвонства надлежало приступить немедленно, опираясь на имеющиеся в обществе "ростки будущего". Одним из них было "движение за коммунистическое отношение к труду".

"Движение за коммунистическое отношение к труду"

Это движение как нельзя лучше демонстрирует и попытку нового разворота общественного сознания, и менталитет хрущевского поколения руководителей, формировавшихся в годы "социалистического наступления": срочно найти в повседневной жизни "ростки коммунизма" или, на худой конец, взрастить их искусственно. "Зачинателями" движения "за коммунистическое отношение к труду" были объявлены коммунисты и комсомольцы знаменитого депо Москва-Сортировочная, где в 1919 г. состоялся первый коммунистический субботник, названный Лениным "великим почином". В октябре 1958 г. они, проводя аналогичное мероприятие, выступили с лозунгами "сочетания борьбы за высокопроизводительный труд, повышения общеобразовательных и технических знаний с укреплением социалистического коллективизма, воспитанием коммунистической морали". Был сформулирован и девиз нового движения - "Учиться работать и жить покоммунистически". "Маяками" становились не просто передовики производства, а рабочие,

сочетавшие ударный труд с учебой в вечернем институте, занятиями в самодеятельности и т.п. Движение превратилось в мощную пропагандистскую акцию. За "коммунистическое отношение к труду" должны были бороться не в одиночку, а целыми бригадами, цехами и предприятиями, что подчеркивало бы коллективистский дух и характер грядущих общественных отношений. Естественно, в подавляющем большинстве случаев дальше призывов дело не шло. О полном формализме кампании свидетельствуют темпы роста участников движения: если в конце 1958 г. в соревновании на звание бригад коммунистического труда участвовало 35 тыс. рабочих коллективов, то в мае 1960 г. - более 5 млн человек, а в 1961 г. - уже более 20 млн. Таким образом, количество участников движения в 2 раза превысило численность коммунистической партии и составило 10% от всего трудоспособного населения страны. Иными словами, в участники массовой акции записывали всех подряд, превратив ее в абсолютную профанацию. Каждый новый трудовой почин вписывался теперь в общее русло движения. Не менее быстрыми темпами росло и число "ударников коммунистического труда".

Под лозунгом "превращения труда в первую жизненную потребность каждого человека" можно было существенно понижать расценки на производстве. На селе движение "за коммунистическое отношение к труду" трансформировалось в весьма своеобразный "поход за лучшее использование сельскохозяйственной техники, за то, чтобы каждый трактор, каждая машина была в надежных руках". В этом была острая необходимость, обусловленная резким дефицитом тракторов и комбайнов. Причинами дефицита было "вбухивание" всех ресурсов в целину, а также финансовая несостоятельность колхозов, после того как их заставили выкупить технику у МТС.Посевные площади продолжали стремительно увеличиваться, особенно за счет кукурузы, нагрузка на единицу техники возрастала.

Таким образом, социалистическое соревнование должно было приобрести новую оболочку. На деле его профанация вела к выхолащиванию коммунистического мифа, превращению его из прекрасной мечты в ничего не значивший красный бархатный вымпел. Пропаганда все больше уходила в отрыв от реальной действительности, вместо оптимистической созидательной идеи люди получили очередную набивающую оскомину догму. Между трагедией прошлого, постоянными хозяйственными и продовольственными трудностями и коммунистическим мифом возникал вакуум, и эта "черная дыра" год от года стремительно увеличивалась .

Общественные настроения

1962 год знаменовал собой крах внутренней политики Хрущева. Всю первую половину года недовольство снизу нарастало. В первом полугодии органы КГБ зафиксировали в 2 раза больше листовок, чем за тот же период прошлого года. То там, то здесь возникали "антисоветские организации", участники которых подвергались аресту. Во все центральные органы шел поток писем, авторами которых были представители всех слоев общества, а 47% из них находились в возрасте до 30 лет.

Хозяйственные трудности продолжали стремительно увеличиваться, прилавки продовольственных магазинов опустели, на часть продуктов были введены карточки. В июне 1962 г. правительство повысило розничные цены на мясо, молоко, масло, мотивируя свое решение необходимостью быстро увеличить продукцию животноводства. Среди откликов на это мероприятие есть такая листовка:

Ильич, Ильич, проснись И с Хрущевым разберись:

Водка стоит 27, Сала, мяса нет совсем.

К коммунизму подойдем - И капусты не найдем.

Повышение цен вызвало выступления, которые были зафиксированы по всей стране. Основное требование людей состояло в том, что государство должно найти средства и не повышать цены, не решать экономические проблемы за счет народа. Слышалось возмущение по поводу помощи социалистическим и развивающимся странам. Митинги рабочих и служащих прошли в Ленинграде, Киеве, Москве, Риге, призывы к забастовкам были зафиксированы в Иванове, Магнитогорске. Трагедией обернулись события в Новочеркасске, где повышение цен на продукты совпало со снижением расценок на электровозостроительном заводе. 1 июня здесь возник стихийный митинг, к которому присоединялось все больше и больше рабочих. С лозунгами, красными флагами и портретами Ленина рабочие двинулись к горкому партии. Велись переговоры между митингующими и руководством города. В спешном порядке в Новочеркасск прибыли члены Президиума и секретари ЦК КПСС Козлов, Микоян, Полянский, Кириленко, Ильичев, Шелепин. По согласованию с Хрущевым к заводу были направлены танки и войска. Толпа на площади перед горкомом партии была хладнокровно расстреляна. Хотя солдаты и старались стрелять поверх голов, число жертв составило 24 человека, которых тайно захоронили. Было арестовано 49 человек, 116 привлечено к ответственности. С 14 по 20 августа 1962 г. в Новочеркасске проходил судебный процесс, который признал 14 человек виновными в организации беспорядков. 7 человек были приговорены к смертной казни, а остальные получили от 10 до 15 лет тюремного заключения. Несмотря на то что эти события тщательно скрывались, эхо трагедии прокатилось по всей стране. После событий в Новочеркасске наверху принимаются многочисленные решения по усилению политического контроля, происходит расширение функций органов КГБ, активизируется борьба с антиобщественными настроениями. В июле 1962 г. была принята 70-я статья УК РСФСР, восстановившая политические репрессии.

"Раскаченное" десталинизацией общество из-за провальной экономической политики

не вдохновилось коммунистическим мифом. Между сказкой и жизнью была слишком большая пропасть. Энергии людей не удалось придать положительное, созидательное направление. Результатом стало усиливавшееся безразличие, ощущение обманутых надежд.

Кризис внутренней политики Хрущева

После событий в Новочеркасске авторитет Хрущева еще более упал. В этой ситуации он решил воспользоваться уже проверенным ходом - вновь использовать карту десталинизации, раскрутив ее новый виток. На ХХII съезде Хрущев возвращается к разоблачениям периода "культа личности". Именно тогда из партии были исключены Молотов, Каганович, Маленков и другие члены "антипартийной группы". Но самый сильный общественный резонанс вызвало решение съезда о выносе гроба с телом Сталина из Мавзолея и захоронение его у Кремлевской стены. Однако возобновление десталинизации даже в такой форме, рассчитанной на глубокое общественное потрясение, уже не могло ничего изменить в положении самого Хрущева. Общество устало от разоблачений, люди уже много знали о массовых репрессиях, и действия Хрущева скорее уже оценивались как недостойное сведение счетов, нежели как искреннее желание справедливости и исторической правды.

XXII съезд КПСС, прошедший в октябре 1961 г., стал своеобразным водоразделом в истории «хрущевской оттепели», поскольку на этом съезде были приняты решения, которые, в конечном счете, поставили крест на партийно-государственной карьере самого Н.С. Хрущева.

Принятие новой партийной программы строительства коммунизма, несмотря на всю ее несостоятельность, практически не вызвало никаких дискуссий внутри партии. Сам текст этой программы носил сугубо ортодоксальный характер и излагал хорошо известные способы перехода к коммунистическому обществу, что вряд ли могло стать предметом горячих и острых дискуссий на съезде. Согласно этой программе для достижения поставленной цели требовалось двадцать лет напряженного труда, из которых первое десятилетие (1961-1970) отводилось на «создание материально-технической базы коммунизма», а второе десятилетие (1971-1980) - объявлялось переходным периодом от развитого социализма к коммунизму.

В тексте самой программы опять было заявлено, что только «дальнейшее развитие тяжелой индустрии», на базе которой будет проведена техническая реконструкция всех остальных отраслей народного хозяйства, приведет к созданию бесклассового общества с единой формой собственности на средства производства, к постепенному отмиранию социалистического государства и передаче всех его функций органам народного самоуправления.

Принятие нового партийного устава имело более важные политические последствия. Этот документ, формально вдохновляемый ленинскими принципами революционной легальности, внутрипартийной демократии, идеями народного контроля и коллективного руководства, подчеркивал необходимость периодической ротации всех партийных кадров и руководящих органов на всех уровнях партийного аппарата, от первичных ячеек до Президиума ЦК. На каждых отчетно-выборных собраниях, конференциях и съездах замене подлежала половина членов всех выборных партийных органов до райкома партии включительно, треть состава - на областном (краевом) и республиканском уровнях, и четверть состава - в ЦК и его Президиуме. Это положение устава было подкреплено дополнительным правилом, которое запрещало избираться в одни и те же партийные органы более определенного количества раз. Однако, не допуская исключений для первичных и региональных организаций, эти правила предусматривали исключения для членов ЦК и Президиума ЦК. Члены высших партийных органов, «авторитет которых был единодушно признан всеми членами партии», могли оставаться на своем посту более долгий период, если при тайном голосовании три четверти голосов подавались «за» их кандидатуры. Таким образом, эти новые нормы партийного устава, призванные обеспечить обновление и омоложение партийных кадров, достигли лишь частичного успеха. На самом деле быстрая ротация кадров на низших уровнях приводила к ослаблению их авторитета и ставила в еще большую зависимость от прочно сидящих на своих местах представителей вышестоящих партийных инстанций. Что же касается высших партийных иерархов, то возможность оставаться в верхних эшелонах власти практически на безграничный срок только укрепляла их положение. С другой стороны, чтобы набрать большинство в три четверти голосов, позволяющее сохранить им свои посты во властной вертикали, они, будучи заинтересованы в укреплении личной преданности нижестоящей номенклатуры, неизбежно шли навстречу их требованиям. В итоге кадровая реформа укрепляла отношения личной преданности и застой в верхах, одновременно ставя под угрозу карьеры молодых партийных кадров, поставленных в прямую зависимость от благорасположения вышестоящих партийных чиновников. Таким образом, эта уставная реформа оказалась неспособной ни покончить с консервативным сопротивлением в верхах, ни привлечь на сторону Н.С. Хрущева, главного автора этой реформы, симпатии огромной армии партийных аппаратчиков на местах.

После двух дней дискуссий по ключевым партийным документам совершенно неожиданно для большинства делегатов съезда хрущевские клевреты А.Н. Шелепин, Н.В. Подгорный, О.В. Куусинен и ряд других ораторов перевели дискуссию на, казалось бы, давно забытую тему - критику сталинского культа личности и разоблачение преступных деяний его ближайших сообщников, в первых рядах которых опять замаячили члены давно разоблаченной «антипартийной группы» - В.М. Молотов, Л.М. Каганович, Г.М. Маленков и неожиданно для многих К.В. Ворошилов. Престарелого маршала, единственного из ближайших соратников И.В. Сталина присутствовавших на этом партийном съезде, который уже не очень хорошо соображал и слышал, заставили прилюдно каяться и посыпать свою седую голову пеплом, что выглядело уж совсем омерзительно.

На волне нового разнузданного шабаша, устроенного на могиле И.В. Сталина, Н.С. Хрущев опять «пустился во все тяжкие» и стал прилюдно не только оскорблять, но и клеветать на усопшего вождя и его ближайших соратников. Теперь с маниакальным злорадством один из самых кровожадных творцов политических репрессий в стране стал в подробностях разоблачать «кровавые сталинские преступления» и недвусмысленно намекнул на то, что именно И.В. Сталин повинен в убийстве С.М. Кирова и причастен к гибели Г.К. Орджоникидзе, что было самой настоящей клеветой. Конечно, выступление Н.С. Хрущева и сновидения выживших из ума старых большевичек Д.А. Лазуткиной и О.Г. Шатуновской задали тон всей работе съезда, делегаты которого почти единогласно проголосовали за вынос тела И.В. Сталина из Мавзолея и исключение из партии его ближайших соратников - В.М. Молотова, Г.М. Маленкова и Л.М. Кагановича, которых сделали главными виновниками политических репрессий в стране. На «орехи досталось» и «примкнувшему к ним» Д.Т. Шепилову, которого тоже исключили из партии, хотя, в отличие от самого Н.С. Хрущева, никакого участия в сталинских репрессиях он не принимал.

По мнению ряда современных авторов (Ю. Аксютин, А. Пыжиков), сама атмосфера этого съезда красноречиво говорила о сложной политической ситуации в самой партии. Под видом кажущейся импровизации Н.С. Хрущев и его немногочисленные сторонники предприняли тщательно подготовленное ими наступление не столько на И.В. Сталина, сколько на своих политических противников. Используя тему разоблачения «сталинских сатрапов», Н.С. Хрущев надеялся вызвать эмоциональный отклик у делегатов съезда и повести за собой политически неопытное большинство этих делегатов, которое должно было смести оппозицию первому секретарю ЦК КПСС. В то же время избранная им тактика отражала известную слабость его позиций перед лицом новой оппозиции в высшем руководстве партии, против которой он так и не осмелился выступить с открытым забралом на самом съезде.

Сопротивление дальнейшей десталинизации продолжало оставаться довольно сильным до последних дней работы съезда, поскольку в самом его конце вокруг заключительных резолюций развернулась острая борьба. В частности, дальнейшая судьба членов «антипартийной группы» была вверена для «изучения» Центральной контрольной комиссии КПСС, хотя большинство делегатов съезда требовало их немедленного исключения из партии. Была также сглажена и резолюция, посвященная критике сталинского культа, из текста которой исчезли хрущевское предложение о сооружении памятника жертвам политических репрессий, его указание о дальнейшем расследовании всех преступлений сталинского режима, упоминания о масштабе этих репрессий и т.д.

Незавершенность нового наступления Н.С. Хрущева против наследия сталинизма помешала ему изменить баланс сил в руководящих партийных органах. Формально новый состав ЦК был обновлен почти на 60%, однако его новые члены, даже если они во многом были обязаны своим выдвижением именно Н.С. Хрущеву, не были безусловными приверженцами его антисталинского политического курса. В обновленном составе Президиума ЦК его безусловными союзниками были только два члена - А.И. Микоян, О.В. Куусинен и, возможно, Ф.Р. Козлов. Первые двое - старейшие члены партии, были идейными противниками сталинизма, а последний - рассматривался самим Н.С. Хрущевым в качестве своего преемника, хотя он и был отпетым консерватором. Остальные семь членов Президиума ЦК - Л.И. Брежнев, Г.И. Воронов, А.Н. Косыгин, Н.В. Подгорный, Д.С. Полянский, М.А. Суслов и Н.М. Шверник по разным причинам были, безусловно, скрытыми противниками хрущевского курса. Более того, спустя полгода, в апреле 1962 г. на очередном Пленуме ЦК эта внушительная когорта «консерваторов» пополнится еще одной важной персоной - первым заместителем Н.С. Хрущева по Бюро ЦК КПСС по РСФСР А.П. Кириленко, который был переведен из кандидатов в полноправные члены Президиума ЦК.

Примерно такой же расклад сил был и в Секретариате ЦК, где только два секретаря ЦК - О.В. Куусинен и Б.Н. Пономарев твердо стояли на антисталинских позициях, а остальные секретари ЦК - Ф.Р. Козлов, М.А. Суслов, А.Н. Шелепин, Л.Ф. Ильичев, П.Н. Демичев и отчасти И.В. Спиридонов олицетворяли собой консервативное крыло в центральном партийном аппарате. Таким образом, по оценкам историков (Р. Пихоя, Ю. Аксютин, А. Пыжиков), XXII съезд КПСС завершился фактическим провалом для Н.С. Хрущева, которому не удалось, несмотря на расширенный состав участников съезда и серьезное обновление ЦК, добиться усиления своих позиций и поддержки большинства в Президиуме ЦК.

Вскоре после окончания съезда в январе 1962 г. по инициативе Н.С. Хрущева была создана рабочая группа из ведущих ученых-юристов для подготовки проекта новой союзной Конституции, которую возглавил секретарь ЦК Л.Ф. Ильичев. В апреле 1962 г. постановлением Президиума Верховного Совета СССР была создана Конституционная комиссия в составе 97 человек и девять подкомиссий - по общеполитическим и теоретическим вопросам (Н.С. Хрущев), по вопросам государственного устройства (Н.В. Подгорный), по вопросам государственного управления (Л.И. Брежнев), по экономическим вопросам (А.Н. Косыгин), по вопросам национальной политики (А.И. Микоян) и другим.

Основными новшествами третьей Конституции, по предложению Н.С. Хрущева, должны были стать следующие положения:

Повышение полномочий и прав органов советской власти всех уровней;

Повышение роли общественных организаций в управлении государством и, прежде всего, коммунистической партии, за которой предлагалось юридически закрепить особый статус как ведущей и направляющей силы советского общества;

Существенное расширение прав союзных республик и т.д.

То есть, иными словами, Н.С. Хрущев задумал подвести под новую партийную программу, предполагавшую построение бесклассового коммунистического общества и постепенное отмирание социалистического государства, юридическую базу в виде новой Конституции СССР. Из-за отставки Н.С. Хрущева этот проект так и не был реализован, и к нему вернулись вновь только во второй половине 1970-х гг.

Тогда же, в январе 1962 г., по личному указанию Н.С. Хрущева был подготовлен проект постановления Президиума ЦК «Вопросы госконтроля и партконтроля», который не был поддержан большинством его членов, прежде всего, А.И. Микояном и А.Н. Косыгиным. Тогда в феврале 1962 г. Н.С. Хрущев направил в Президиум ЦК новую записку по этому вопросу - «Об улучшении контроля за выполнением директив партии и правительства», которую через полгода, опираясь на ряд самых молодых членов узкого руководства, в частности А.Н. Шелепина, он все же смог продавить на очередном Пленуме ЦК.