Какими по цели высказывания являются восклицательные. Справочный материал

Предложение - это наименьшая единица речи, которая заключает в себе законченную мысль, состоит из двух главных членов или из одного. Они имеют коммуникативную функцию. Эмоциональная окраска делает речь более выразительной. Чтобы правильно прочесть и произнести текст и на письме грамотно расставить знаки препинания, нужно определить вид его по цели высказывания и по интонации, то есть по смысловой окраске.

Классификация по цели высказывания

Предложения бывают:

  • повествовательные;
  • вопросительные;
  • побудительные.

Это самая большая группа в русском языке. Они сообщают законченную мысль, произносятся спокойным тоном. Главное по логике слово говорится повышенным тоном, к концу тон снижается, и ставится точка.

Примеры:

  1. До праздника осталось совсем мало времени.
  2. Хорошая работа достойна уважения.
  3. Зима. Снег. Солнечно и морозно.
  4. Набегались, нагулялись, устали.

Повествовательные предложения содержат:

Вопросительные предложения

  • Пример. Когда мы завтра идём в гости?
  • Если делаем упор на слово когда , то ответ будет: Сразу после завтрака.
  • Если выделяем слово в гости , то ответ будет: В гости идём, когда будем свободны.

Также используются вопросительные слова, частицы или наречия: что, где, когда, почему, зачем, разве, неужели, ли, как, какое.

Задача: узнать информацию, расспросить о событии, выяснить обстоятельства действия, допросить и выпытать.

Риторические вопросы не требуют ответа. Их используют для эмоциональной окраски речи. Например, «Могу ли я забыть тебя, мой край любимый?»

Побудительные предложения

Целью является желание говорившего заставить, призвать, побудить к действию человека или людей. Это желание выражается побудительной интонацией, применением частиц, междометий, глагольных форм.

Примеры:

  • Запишите домашнее задание.
  • Сбегай-ка за водой.
  • Давай побежим наперегонки.
  • Не смей мне перечить.

Побудительные содержат просьбу, приказ, мольбу.

По эмоциональной окраске бывают невосклицательные и восклицательные.

Большинство относятся к невосклицательным. Они произносятся нейтральным тоном, спокойно, без эмоций. Примеры:

  • Заканчивается учебный год.
  • Перед дождём низко летают ласточки.
  • Люблю Отчизну я.

В конце ставится точка. Грамотный человек должен уметь правильно выяснить вид предложения, прочитать его с нужной интонацией и поставить необходимый знак пунктуации.

Восклицательные предложения передают необычные волнения, высокие чувства и эмоциональное состояние говорящего. Их произносят громко и с повышением тона в конце или выделяют повышением голоса те слова, которые передают эмоции говорящего.

Примеры:

  • Скоро праздник! Будет ёлка! Придёт Дед Мороз!
  • Подожди! Не уходи!

В конце ставят восклицательный знак. Иногда, если хотят подчеркнуть силу своих эмоций, ставят сразу 2 или даже три восклицательных знака. Например, «Не смей меня забывать!!! Никогда!!!»

Сильные эмоции передаются:

  • интонацией, выражающей все человеческие чувства: гнев, ненависть, любовь, восторг, восхищение, возмущение, отвращение;
  • междометиями: ух, ах, ой, эх;
  • частицами: да, пускай, о, ну.

Примеры:

  • Какая красота вокруг!
  • Как здорово! Ура! Я поступила в университет!
  • Ух ты! Ах ты! Все мы космонавты!
  • Да здравствует наш союз!

В младших классах школы ученики получают знания о предложении, на какие виды они делятся. В 3 классе проводят уроки на эту тему. Младшие школьники получают знания о том, что предложение состоит из главных членов и различаются по цели высказывания и по интонации:

Для закрепления полученных сведений ученики выполняют специальные задания. Затем повторяют знания по таблице о типах предложения и о знаках препинания при них.

В конце вопросительных ставится вопросительный знак, в конце восклицательных - восклицательный знак, в конце повествовательных и побудительных ставится точка (восклицательный знак).

Умение определять типы предложений по цели высказывания и по интонации даёт возможность быть грамотным человеком, правильно пользоваться знаками препинания и выразительно читать написанное. Эмоциональная окраска речи важна при написании публичных выступлений, в диспутах, в художественных текстах.

В русском языке существует множество различных синтаксических единиц, самой часто используемой из которых является предложение. Но знали ли вы о том, что они могут очень сильно отличаться друг от друга? В этой статье подробно расскажем о том, какие существуют виды предложений по цели высказывания, чем они отличаются.

Вконтакте

Предложением называется основная синтаксическая единица, в которой имеется некая информация о чем-либо, вопрос или побуждение к действию. Предложение отличается от наличием грамматической основы, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Главной функцией этой конструкции является осуществление коммуникации.

Важно! Фраза всегда должна быть закончена как по смыслу, так и интонационно!

Для того чтобы речь была грамотной, необходимо разобраться для начала в типах и . Так будет проще понять смысл сказанного или написанного, расставить нужные знаки препинания.

Для начала нужно определить, что такое цель высказывания? Может быть, вы хотите узнать о чем-то у собеседника или, наоборот, передать ему некоторую информацию? Или же вам нужно, чтобы человек что-то сделал? Тот результат, которого вы хотите добиться от собеседника, использовав фразы определенного вида, и будет считаться целью.

Предложения различаются по типам высказывания и по интонации. Очень разнообразный предлагает их различные классификации, одной из которых является разделение этих синтаксических единиц по цели высказывания. Итак, какие же виды фраз существуют?

Конструкции по цели высказывания бывают:

  • повествовательные;
  • побудительные;
  • вопросительные.

Кроме того, они различаются по интонации и могут быть:

  • восклицательными;
  • невосклицательными

Восклицательные нужны для того, чтобы придать выражению особую эмоциональную окраску . На письме их выделяют с помощью восклицательного знака, а в устной речи произносят со специальной интонацией. Очень часто восклицание добавляется к побудительным конструкциям. Если необходимо добавить больше эмоциональности, то в конце можно поставить три восклицательных знака: «Смотри, лось бежит!!!». Такая фраза отлично украсит текст.

Невосклицательные используются для сообщения обыденной информации, фактов. Они не подразумевают наличия эмоциональной окраски и на письме выделяются просто точкой. Однако если вам хочется добавить в высказывание немного загадочности или эффекта незаконченности, то уместнее в таком случае будет использование многоточия: «Знаешь, я очень давно хотела тебе сказать…».

Виды предложений

Повествовательные конструкции

Этот вид высказываний является весьма распространенным. Они необходимы для сообщения каких-либо фактов, при этом доносимая информация может быть как утверждаемой, так и отрицаемой.

Важно! Повествовательное предложение – это всегда законченная мысль.

При произношении повествовательного высказывания главное слово необходимо выделить голосом, а к концу фразы понизить тон, сделать его более спокойным. Примеров повествовательных конструкций достаточно много: «Я сегодня ел курицу на ужин», «Весной часто можно увидеть косяки перелетных птиц».

Повествовательное можно произнести как с восклицательной интонацией, к примеру: «Сергей – отличник!», так и без восклицания, например: «Мне нравится есть мороженое». На письме восклицательные повествовательные предложения оформляются восклицательным знаком, а в конце невосклицательных высказываний ставится точка.

Побудительные конструкции

Итак, что такое побудительное предложение? Эти высказывания нужны для того, чтобы сподвигнуть человека к каким-либо действиям. При этом используются различные фразы:

  • мольба: «Умоляю тебя, не надо!»;
  • просьба: «Прошу тебя, перестань жевать!»;
  • пожелание: «Пожалуйста, побыстрее поправься».

Очень часто в высказываниях побудительного вида фигурируют такие частицы, как «пусть», «давай», «умоляю», «прошу» и так далее. В устной речи они выделяются при помощи интонации , очень часто их произносят с восклицанием, а на письме выделяют восклицательным знаком.

Существуют и невосклицательные побудительные предложения. Они, как и обычные предложения, на письме заканчиваются точкой.

Важно! Именно в конструкциях побудительного вида можно встретить (неопределенную форму глагола), глагол в повелительном или обращение к лицу, которому адресовано выражение. Такое предложение не имеет подлежащего и может состоять лишь из одного сказуемого!

Побудительные предложения

Вопросительные конструкции

Они необходимы для передачи вопросов разного вида. Каждое вопросительное предложение может иметь свое назначение, поэтому существует несколько разных групп таких выражений.

Группы вопросительных предложений

  • Общие вопросы. На них можно ответить лишь «Да» или «Нет». Примеры: «Разводите ли вы аквариумных рыбок?», «Есть ли у вас собака?».
  • Частные вопросы. Используются, если необходимо узнать побольше о каком-либо человеке, обстоятельстве или объекте. Пример: «Кто сегодня пойдет в театр?», «Когда будет открытие нового торгового центра?».

Отличаются вопросительные конструкции еще и по характеру. Учитывать характер вопроса очень важно, так как именно от него будет зависеть ответ, который вы получите от своего собеседника .

Вопросительные предложения

Классификация по характеру вопроса

  • Собственно-вопросительные. Нужны для получения неизвестной информации, от собеседника обязательно нужен ответ. Например: «Как пройти в библиотеку?»
  • Вопросительно-утвердительное высказывание необходимо использовать в том случае, если у вас уже имеется какая-то информация, и вам нужно ее подтвердить. К примеру: «Неужели он этого не знал?»
  • С помощью вопросительно-отрицательных можно выразить отрицание утверждения, которое было изначально вложено в вопрос. К примеру: «Ну и зачем я это делал?!»
  • В вопросительно-побудительных содержится требование или просьба выполнить некоторое действие: «Может быть, поедем кататься на пароме?»
  • На вопросительно-риторические высказывания не нужно давать ответ, так как уже сама фраза содержит в себе ответ на вопрос. Обычно эти предложения служат настоящим украшением речи, например: «Кому же не нравится слушать пение соловьев теплыми летними вечерами?».

Вопросительные конструкции в устной речи необходимо выделять особой интонацией. Можно также использовать специальные слова-сигналы (кто, куда, откуда и прочие), а также в вопросах можно изменить порядок слов. Например: «Он ест рыбу?», «Кто ест рыбу?», «Что он ест?». В письменной речи в конце любого вопросительного выражения ставится знак вопроса, но если вы хотите добавить фразе более эмоциональную окраску, уместнее будет использовать вместе вопросительный и восклицательный знаки, как в примере: «Неужели тебе так сложно смириться с этим?!». В этом случае восклицательный знак ставится после вопросительного.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА : Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные («Какие бывают предложения?»)

ЦЕЛИ УРОКА:

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: формирование представления о классификации предложений по цели высказывания.
  • РАЗВИВАЮЩИЕ: выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы; развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
  • КОММУНИКАТИВНЫЕ: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли; осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
  • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: привитие внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме .

Задача урока : дать представление о классификации предложений по цели высказывания .

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ :

Данный урок – урок объяснения нового материала, идёт объяснение нового материала и его первичное закрепление. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Раз, два выше голова,

Три, четыре руки шире,

Пять, шесть тихо сесть.

II.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Что из темы нашего урока вам понятно?

Что такое предложение?

Как бы вы объяснили, какие бывают предложения?

Значит, цель нашего урока разобраться, какие бывают предложения по цели высказывания.

1 слайд «Помогите Незнайке составить предложения»

После 2 слайда.

На доске карточки со словами.

Разделите слова на три группы - зачем, с какой целью мы произносим предложения.

СООБЩИТЬ, ПОВЕСТВОВАТЬ, ИНФОРМИРОВАТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ, РАССКАЗЫВАТЬ; СПРОСИТЬ, УЗНАТЬ, РАССПРОСИТЬ, ОПРОСИТЬ, РАЗВЕДАТЬ, ВЫСПРОСИТЬ; ПОВЛИЯТЬ, ПОБУДИТЬ К ДЕЙСТВИЮ, ЗАПРЕТИТЬ, ПРИКАЗАТЬ, ПОДЕЙСТВОВАТЬ, ПОСОВЕТОВАТЬ, ПОПРОСИТЬ.

3 -6 слайды. Ознакомления с классификацией предложений по цели высказывания.

ФИЗМИНУТКА.

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, а раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

  1. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ.

7 слайд. Повторение классификации предложений по цели высказывания.

Какие предложения я использовала в физминутке?

Аргументируйте свой выбор.

8 слайд. – Прочитайте повествовательные предложения. Почему вы так считаете?

- Прочитайте побудительное предложение. Объясните свой выбор.

- Какое предложение у нас осталось?

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

Работа с учебником с. 102, упр. 205

Что такое диалог?

Т етрадь с печатной основой с. 51, упр 205

Знакомство с новым словарным словом МОРОЗ.

Замените слово ПО КАТЫВАЕШЬСЯ словом-синонимом, словом близким по значению.

С. 101, упр. 204 (опустите, есть, сядьте)

  1. РЕФЛЕКСИЯ.

9 слайд

10 слайд.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

С. 100, важные сведения, с. 102, упр 206, упр 207

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предложения по цели высказывания. Какие бывают предложения?

Помоги Незнайке восстановить предложения: 1 . вывела, маленьких, берлоги, Медведица, из, медвежат. 2 . спит, медведь, зимой, Почему? 3. птицам, зимой, голодным, Помоги! Медведица вывела из берлоги маленьких медвежат. Почему медведь спит зимой? Помоги зимой голодным птицам!

Каждое предложение произносится с определённой целью.

Предложения по цели высказывания 1. Медведица вывела из берлоги маленьких медвежат. Это предложение содержит сообщение, вест ь, поэтому называется «по вест вовательное»

2. Почему медведь зимой спит? Это предложение содержит вопрос, поэтому оно называется « вопрос ительное» .

3. Помоги зимой голодным птицам! Это предложение содержит призыв, побужд ение к действию, поэтому называется « побуд ительное».

Предложения по цели высказывания ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ (повеств.) ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ (вопрос.) ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ (побуд.)

Зачем птицы весной возвраща- ются в наши края? Они вьют гнёзда. Потом в гнёздах появляются маленькие птенчики. Не разоряй птичьи гнезда!

Вспомним, чему научились. Если предложение содержит сообщение, вест ь, оно называется «по вест вовательное». 2. Если предложение содержит вопрос, оно называется « вопрос ительное» . 3. Если предложение содержит призыв, побужд ение к действию, оно называется « побуд ительное».


27. Прочитайте.

      Ребята! В предложениях
      стою я для того,
      чтоб выделить волнение,
      тревогу, восхищение,
      победу, торжество!
      Где я, те предложения
      с особым выражением
      произносить должны!
      (А. Тетивкин)

  • Как нужно произносить предложения с восклицательным знаком? Когда используются в речи такие предложения?

Обратите внимание! Предложения различаются по интонации .

28. Прочитайте.

      Москва! Как много в этом звуке
      Для сердца русского слилось!
      Как много в нём отозвалось!
      (А. Пушкин)

  • Каким чувством наполнены эти строки? Прочитайте, передавая это чувство интонацией. Скажите, какое по интонации каждое предложение? Объясните свой ответ.
  • Спишите поэтические строки.

29. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

      В тёмный лес дремучий
      Загл..нула ос..нь.
      Сколько свежих ш..шек
      У з..лёных сосен!
      Сколько алых яго..
      У л..сной рябинки!..
      (Е. Трутнева)

  • Прочитайте выразительно. Определите вид каждого предложения по интонации: восклицательное или невосклицательное?

30. Прочитайте.

1. Самолёт летит. 2. Гроза надвигается. 3. Кто сломал ветку берёзки? 4. Как жаль эту берёзку. 5. Не ломайте ветви деревьев. 6. Пусть будет мир во всём мире.

  • Определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.
  • Прочитайте предложения ещё раз, но произнесите их с восклицательной интонацией.
  • Какое чувство вы выразили в каждом из восклицательных предложений?

Виды предложений

Обратите внимание! В конце восклицательных повествовательного и побудительного предложений ставится восклицательный знак .
В конце восклицательного вопросительного предложения ставятся и вопросительный , и восклицательный знаки .

31. Прочитайте схему «Виды предложений». Расскажите, что вы знаете о видах предложений и знаках препинания в конце этих предложений. Приведите свои примеры для каждого вида предложений.

32. Прочитайте стихотворение.

Скучать некогда

      Села пчёлка на цв..ток,
      Опустила х..боток (. !)
      Под л..тает к ней комар:
      - Что ты ищешь там (? !)
      - Нектар (! ?)
      - А тебе не надоело,
      Не наскучило искать (? !)
      - Нет (! ?)
      Тому, кто занят делом,
      Просто некогда скуч..ть (! ?)
      (Г. Ладонщиков)

  • Спишите, выбирая нужный знак препинания из скобок и вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.
  • Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль стихотворения.

33. Прочитайте.

Вы были на лугу в начале лета до чего же там хорошо трава высокая и густая а сколько кругом цветов а какой запах особенно сильно пахнут белые соцветия таволги.

  • Объясните значение слова таволга.
  • Можно ли выразительно прочитать эту запись? Почему?
  • Найдите границу каждого предложения и прочитайте его с нужной интонацией. Объясните, какие знаки препинания вы употребите в конце каждого предложения.
  • Запишите, обозначая начало и конец предложений.

Предложением называется единица речи, которая представляет собой сочетание связанных между собой слов, имеющая определенное значение и интонацию. В конце предложения может стоять точка, восклицательный или вопросительный знак, многоточие. Давайте рассмотрим, какие бывают предложения, исходя из разных классификаций.

По цели высказывания

Вот какие бывают предложения по цели высказывания:

  • Повествовательные. Сообщают о происходящих процессах и явлениях. Их предназначение – передать собеседнику определенную информацию. Пример: «Это потребует немалой суммы, но, думаю, расходы окупятся».
  • Вопросительные. Формулируют вопрос для того, чтобы получить от собеседника определенную информацию. Пример: «Чего же тут непонятного?».
  • Побудительные. Служат для побуждения к определенным действиям. Ими выражают приказы, требования. Пример: «Посмотри, что он мне подарил несколько лет назад!».

По интонации

Перейдем к следующей характеристике предложений. Теперь определимся, какие бывают предложения по интонации.

  • Восклицательные. Их сопровождает особая усиленная эмоциональность, слово, выражающее определенную эмоцию, выделяется повышением тона. Пример: «Просто от всего этого у меня голова кругом идет!».
  • Невосклицательные. Не несут особой эмоциональной окраски. Пример: «Люди, на беду свою, плохо понимают друг друга».

Сложные и простые предложения

  • Простым предложением называется синтаксическая единица, у которой между подлежащим и сказуемым существует только одна синтаксическая связь. Пример: «Он пришел». в просто предложении - одна грамматическая основа.
  • Сложные предложения представляют собой несколько простых предложений, которые объединены общим смыслом или при помощи союзов. Пример: «Медяки есть, а поискать, так и серебряная денежка сыщется». В сложном предложении - две и более грамматические основы.

Двусоставные и односоставные предложения

В свою очередь, простые предложения подразделяются на:

  • Двусоставные. Простые предложения, имеющие два главных члена: подлежащее и сказуемое. Пример: «Солнце светит».
  • Односоставные. Простые предложения, имеющие только один главный член: подлежащее или сказуемое. Например: "Стемнело".

Виды односоставных предложений

Рассмотрим, какие бывают односоставные предложения в русском языке:

  • Неопределенно-личные. Примеры: «Меня пригласили в гости»; «Все сделали правильно».
  • Обобщенно-личные. Примеры: «В этом краю удачи не найдешь»; «Пойдешь направо – коня потеряешь».
  • Безличные. Примеры: «Вечереет»; «Ему нездоровится».
  • Определенно-личные. Примеры: «Лежу и читаю»; «Вот глядит на это и думает».
  • Инфинитивные. Пример: «Вперед! Нам нельзя отступать!».
  • Назывные. Примеры: "Любовь."; "Война."; "Надежда."; "Миг.".
  • Неполные предложения. В них отсутствует один или несколько главных, либо второстепенных членов, но контекст ясно на них указывает. Пример: «Вы знали? Кого? Ее».

Сложные предложения

Рассмотрим, какие бывают предложения из разряда сложных.

  • Сложносочиненные предложения составлены из простых самостоятельных предложений при помощи союзов, которые называются сочинительными: но, а, да, или, либо, и, зато, однако. Существуют также сложные сочинительные союзы: то...то, то ли... то ли, не то...не то. Пример: "Ветер унес тучи, и показалась луна"; "То дочка выглянет в окно, то сын посмотрит на часы".
  • Сложноподчиненные предложения состоят из простых предложений, причем одна из частей такого предложения в грамматическом отношении зависима от другой. Части связывают союзные слова и подчинительные предлоги: где, чтобы, что, куда, почему, который, чей. К подчинительным союзам относятся: вместо того, чтобы, несмотря на то что. Союзное слово или подчиненный союз всегда присутствуют только в придаточном предложении. Пример: "Я знаю, что они коллеги"; "Она не хочет, чтобы мы опоздали".
  • Бессоюзные предложения. Их части – бессоюзные предложения, обычно самостоятельны, но не всегда имеют равные смысловые права, союзные слова и союзы в таких предложениях отсутствуют. Примеры: "Шел дождь, по крыше стучали капли"; "Услышал стук, открыл дверь".

Распространенные и нераспространенные

В зависимости от присутствия в предложениях второстепенных членов, выделяют:

  • Нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения отсутствуют. Пример: «Лето прошло».
  • Распространенные предложения. В предложении присутствуют второстепенные члены. Пример: «Это лето прошло незаметно».

Теперь вы знаете, какие бывают виды предложений в русском языке, и больше никогда не будете их путать.