Автоматизация управления современной станцией технического обслуживания автомобилей на базе информационных технологий

Системы и устройства автоматики применяются на многих предприятиях разных отраслей народного хозяйства для автоматического управления и контроля за производственными процессами. Производственные процессы в отраслях резко различны по своим параметрам (выходная продукция, температурные режимы, физико-механичё-ские свойства исходного продукта и др.), что обусловило разработку и применение многих сотен различных систем и устройств автоматики. Значительная-часть таких систем и устройств используется в перерабатывающей промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве, на предприятиях местной промышленности и в других организациях. Ниже излагается порядок проведения работ по ТО систем и устройств автоматики,-применяемых в перечисленных выше отраслях.

Техническое обслуживание систем и устройств автоматики сводится к следующему:

ежедневно осматривают приборы контроля и средства автоматизации всего обслуживаемого объекта, проверяют правильность их показаний. Очищают корпуса приборов от пыли и грязи;

проверяют состояние импульсных и воздушных трасс, периодически их прокачивают и. осматривают. Ежедневно сливают накопившийся конденсат (с помощью кранов и вентилей) из отстойников, установленных на импульсных линиях перед датчиками расхода давления, а также из отстойников газоанализаторов и фильтров на линиях сжатого воздуха; -

проверяют наличие питания приборов и схем автоматического контроля, регулирования и управления, давления сжатого воздуха как в общем питающем трубопроводе, так и в трубопроводах после редукторов, смонтированных перед каждым прибором или группой приборов;

заменяют использованные диаграммы на самопишущих приборах и заливают перья чернилами, проверяют скорость движения диаграммы, четкость и качество записи (при необходимости перо очищают и промывают теплой водой или бензином);

заливают приборы и разделительные сссуды технической жидкостью;

проверяют приборы по нулевым или контрольным точкам, зоны нечувствительности электронных усилителей;

периодически проверяют и контролируют один раз в неделю (при необходимости чаще) показания приборов по нулевым значениям шкалы расхода и давления;

налаживают автоматические регуляторы в соответствии с требованиями технологического процесса

проверяют (вне плана) щитовые и местные приборы, клапаны, регуляторы и в случае необходимости проводят мелкий ремонт (не требующий демонтажа приборов), при котором устраняют неисправности (при невозможности быстрого устранения неисправности прибор демонтируют и заменяют резервным).

Системы измерения температуры. При ТО логометрических систем осматривают терморезисторы, очищают, проверяют исправность соединительных проводов, защитных труб и металлорукавов. Логометры осматривают, очищают от пыли, проверяют надёжность крепления соединительных проводов я контроль установки стрелки на Емсиую отметку шкалы.

Техническое обслуживание потенциометров и мостовых схем измерения темпера-Ир»* заключается в осмотре, очистке от пыли наружных поверхностей, смазке подвиж-Вяж узлов и деталей, регулировке чувствительности электронного усилителя, чистке Врхорда, заправке самопишущих приборов.

При ТО потенциометрических систем измерения температуры осматривают термопары, очищаюгих от корковых образований, прОверяют"исправность металлору-ННЁгёв, соединительных яроводов и защитных труб.

Системы измерения расхода с дифференциально-трансформаторной передачей Деформации на расстояние. При обслуживании осматривают и очищают от пыли или Марковых образований расходомеры, проверяют рукой Легкость вращения электро-Вмигателя, очищают и осматривают крыльчатую или вибролоткрвую системы, устанавливают наличие трещин, заусениц, проверяют.прочность ее-крепления на валу §Йектродвигателя, очищают от,пыли отсек с диффренциально-трансформаторным ^преобразователем, заливают демпфера маслом, проверяют надежность крепления подвесок, передающих рычагов и соединительных проводов. Системы регулирования. Регуляторы давления прямЬго действия. Для контроля да состоянием регулятора используют приборы давления (например, манометры), установленные до и после регуляторов. При нормальной работе последних давление после них должно находиться в пределах заданного значения, а до регуляторов должно М&ыть несколько большим и соответствовать давлению среды в магистрали. Чтобы убедиться в исправности показывающих приборов, перекрывают с помощью вентилей (доступ среды к месту их установки. При этом стрелки приборов должны устанавливаться на нулевую отметку, а после возобновления подачи среды - на прежние отметки "шкалы. Затем, воздействуя на задатчик регулятора, убеждаются в том, что давление после этого изменяется в нужную сторону.

При эксплуатации регуляторов давления прямого действия, особенно в первый период после монтажа трубопроводной арматуры, возможны попадания посторонних предметов (окалины, ржавчины, стружки) между клапаном и седлом регулятора и сбои в его работе. В таких случаях регуляторы разбирают, не прибегая к демонтажу, чистят и промывают клапаны, смазывают подвижные части, вновь собирают и проверяют работоспособность описанным способом.

Об исправности Статических регуляторов температуры прямого действия манометрического типа судят по показаниям термоизмерительных приборов и поведению Сальникового уплотнения регуляторов! В случае просачивания через него конденсата уплотцяющий винт сальника проворачивают по часовой стрелке. При-этом следят, чтобы охватываемый сальником шток не оказался чрезмерно зажатым. Нормальной считается затяжка, при которой шток после принудительного поднятия сам опускается на прежнее место. В календарные сроки (но один раз в год обязательно) снова набивают сальниковое уплотнение. Набивку приготовляют в составе: асбестового шнура 40 % по массе, говяжьего хала 50 % и графитового порошка 10 %

Если в процессе эксплуатации регулятора температура регулируемой среды выхо: дит за допустимые пределы и не удается снизить^ее поворотом гайки задатчика в нужную сторону, значит засорился регулирующий клапан или чрезмерно сжата сальниковая набивка. Возможна также разгерметизация термоманометрической системы регулятора, о чем может свидетельствовать повышение регулируемой температуры против заданного значения. В первых двух случаях сбои регулятора устраняют, в последнем - регулятор заменяют.

Регуляторы давленая непрямого действия. Текущий надзор за регуляторами со стороны обслуживающего персонала (дежурных ремонтников и операторов-технологов) сводится к" систематическому наблюдению за работой и состоянием отдельных элементов и регуляторов в целом, оценке качества регулирования по показаниям контрольных приборов и поведению сигнальной аппаратуры. При обнаружении неполадок в работе регулятора систему переводят на ручное управление до полного их устранения,

В регламентные сроки обслуживания проверяют и корректируют контрольные точки измерительных приборов, контакты которых используют в системах позиционного регулирования (обычно один раз в сутки)," проверяют и корректируют нулевые точки регулирующих приборов проверяют при помощи аппаратуры параметры электронными регулирующих приборов (один раз в год), меняют смазку

Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм. При меньшем значения сопротивления выясняют и устраняют причину.

Проверка контактов. Осматривают контактные соединения выводных проводов, а также перемычек с электронагревательными элементами. При обнаружении «а контактных соединениях следов подгорания, окисления или потемнения от перегревания контакты разбирают, зачищают контактные поверхности напильником с мелкой насечкой или шлифовальной шкуркой до металлического блеска, собирают и затягивают ключами. Проверяют степень затяжки остальных контактов и при необходимости подтягивают. При подтягивании для предохранения нагревательного устройства от повреждения удерживают контактный стержень нагревательного устройства от проворачивания ключом за гайку крепления^изолятора.

Проверка изоляции проводов. Осматривают изоляцию провода. Изоляция проводов не должна иметь механических повреждений и обугленных участков. Места с незначительными повреждениями изолируют изоляционной лентой. Провода с сильно поврежденной изоляцией заменяют новыми.

Проверка бака и трубопроводов водонагревателей и парогенераторов. Осмотрев бак и трубопроводы, убеждаются в отсутствии течи воды. При наличии течи бака или трубопровода через прокладку или уплотнение в местах расположения крепежных подтягивают гайки соединения. Если подтягиванием гаек крепежного сейййения устранить течь не удалось, выясняют и устраняют причину или проводят ремонт.

Проверка уровня воды в водонагревателе и парогенераторе. По водомеру проверяют уровень воды в баке водонагревателя и в котле парогенератора. При отклонении уровня воды от нормального выясняют причину и устраняют.

Проверка работы калорифера или калориферной установки. Включают калорифер (калориферную установку) в сеть. После установившегося режима работы измеряют термометром температуру воздуха на выходе из калорифера (калориферной установки). Температура должна быть в пределах, указанных в паспортных данных калорифера или установки. При другом значении температуры воздуха регулируют шибером поступление воздуха и повторяют измерение. При невозможности установить требуемый тепловой режим работы выясняют причину и устраняют неисправность калорифера или установки.

Проверка работы водонагревателя и парогенератора. Включают водонагреватель "в сеть. После отключения водонагревателя регулятором температуры термометром измеряют температуру воды на выходе водонагревателя. Температура воды должна быть в пределах, указанных в паспортных данных водонагревателя. Если температура отличается от паспортных данных, настраивают регулятор температуры»или зачищают-поверхность его контактов (при наличии доступа). Нагревание воды повторяют. Если после настройки или Чистки контактов терморегулятора температура воды отличается от требуемой, выясняют и устраняют причину или проводят текущий ремонт водонагревателя. Амперметром измеряют потребляемый электронагревателем или парогенератором ток. Потребляемый ток при номинальном напряжении не должен превышать значения, указанного в паспортных данных^Гри установившемся режиме работы измеряют температуру и рабочее давление насыщенного пара в котле. Температура пара должна быть в пределах, указанных в паспорте, а давление пара не должно превышать 10.

Введение в “ТОиР”

Вопросы технического обслуживания и ремонта оборудования всегда актуальны для любого производственного предприятия. На некоторых предприятиях количество дожидающихся ремонта станков, конвейерных линий и другого оборудования может доходить до 50%. Это не только недопустимо с точки зрения бережливого производства, но и приводит к существенному увеличению себестоимости продукции, так как в результате поддержка оборудования добавляет к её стоимости от 10% до 40%. Особенно актуальны вопросы ремонтов для предприятий стран СНГ, так как у многих из них технический парк остался еще со времен СССР. Устаревшее физически и морально оборудование, давно выработавшее свой ресурс, постоянно нуждается в ремонте и простаивает.

Одним из вариантов решения проблемы правильной организации технического обслуживания и ремонтов оборудования является внедрение программного комплекса . Внедрение современных технологий управления ресурсами предприятия, в частности, специализированного программного обеспечения, позволяет повысить эффективность управления бизнесом, отдачу вложенных средств и решить целый ряд основных производственных задач, снизив при этом себестоимость готовой продукции.

Причины возникновения программного обеспечения для автоматизации “ТОиР”

Между финансовым отделом и ремонтным всегда проходит огромное количество документации. Чаще всего эти службы говорят на таких разных «языках», что нередко понять друг друга им бывает очень трудно. Финансисты не могут разобраться в том, что говорят им механики, как учитывать и анализировать их работу, на что и зачем им требуются средства. Технические специалисты, в свою очередь, не желают тратить время на то, чтобы разбираться с особенностями работы бухгалтеров и тонкостями ведения экономического учета. В результате, их сотрудничество становится малоэффективным, отнимает много времени и сопровождается множеством непониманий и недоразумений.

С применением системы «1С:ТОиР — Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» предприятие получает возможность оптимизировать затраты, упростить внутренний документооборот, усовершенствовать учёт и анализ потребностей различных отделов и служб. Процесс выполнения инвентаризации производственных активов значительно упрощается и занимает гораздо меньше времени, делая более эффективным сотрудничество между отделами.

Не секрет, что на сферу технического обслуживания и ремонта выделяется существенная часть бюджета предприятия. При этом, в данной сфере пересекаются как прямые, так и косвенные затраты, среди которых простой производства, увеличение себестоимости продукции, потери качества и производительности и тому подобное. Благодаря созданию новой конфигурации системы «1С:ТОиР — Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» удалось добиться хороших условий для совместной работы финансовой и технической службы производства в едином информационном поле, что существенно улучшило ситуацию как с прямыми, так и с косвенными затратами предприятий.

Платформа “1С” для этого была выбрана неслучайно. Программные решения на базе “1С” уже давно и успешно используются и продолжают внедряться в различных сферах экономической деятельности предприятий. Безусловным преимуществом данной платформы является гибкость и совместимость различных решений. При этом нет необходимости искать способ интегрирования разных систем и конвертации данных между информационными базами, что могло бы стать одним из стоп-факторов при оценке стоимости внедрения системы.

Преимущества внедрения системы автоматизации “1С: ТОиР”.

Внедрение системы «1С:ТОиР — Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» приносит выгоды практически всем службам предприятия.

Финансово-экономические службы

Прежде всего, введение учета “ТОиР” с помощью программного обеспечения “1С” отражается на финансово-экономических службах. Экономисты получают возможность точно рассчитывать необходимый на ремонты бюджет и правильно разносить затраты по статьям финансового учета. Выделение средств на них становится прозрачным и понятным. В результате, существенно возрастает эффективность использования активов, изменяется в благоприятную сторону их структура.

Бухгалтера получают в срок необходимые документы, оформленные должным образом. Это не только делает их работу эффективнее, но и экономит значительно количество времени, ранее требовавшееся на согласование документации между финансовым и техническим отделами.

Говоря языком цифр, общие затраты на поддержание работоспособности оборудования, и владение им, сокращаются в среднем на 15-25%.

. Технические службы

Не менее выгодной работа с «1С: ТОиР» становится и для технических служб, в частности, для службы метрологии. Помимо облегчения сотрудничества с другими отделами предприятия, программа предоставляет им ряд других преимуществ.

Прежде всего, это простота учета, контроля и ведения статистики. Становится просто составлять и контролировать графики проверки и ремонта оборудования, наводится порядок в технической документации. Это не только удобно, но и выгодно при работе, например, с Госгортехнадзором.

Немаловажно и то, что технические службы начинают обращать больше внимания эффективности использования оборудования, его надежности. Также у них появляется возможность четко обосновать необходимость в выделении финансовых и материальных средств, основываясь на достоверной информации по состоянию оборудования. В итоге, ремонтные службы меньше простаивают, а, значит, результативность работы самого предприятия повышается.

Как показывает опыт, внедрив автоматизированную систему управления ресурсами предприятия и статистического анализа, можно добиться того, что восстановительные ремонты будут проводиться на 20% реже. А это экономия и времени, и денег, и человеческого ресурса.

. Службы материально-технического обеспечения (МТО)

Своевременно поступающая информация от служб “ТОиР” и имеющиеся данные за прошлые периоды, позволяют службам “МТО” более четко планировать свою работу и оптимизировать складские запасы. Их сотрудники могут быстрее обеспечить ремонтников необходимыми материалами, точнее определить, что может потребоваться в дальнейшем и сделать соответствующие запросы на поставки. Это, в свою очередь, позволяет сэкономить за счет приобретения крупных оптовых партий и уменьшения срочных закупок.

. Кадровые службы

Специалисты кадровых служб, пользуясь открытостью и прозрачностью системы, получают возможность разработать и внедрить эффективную кадровую политику и простую понятную систему роста мотивации персонала.

. Топ-менеджмент, владельцы и акционеры предприятия

Не стоит забывать и об акционерах или владельцах предприятия. Автоматизированные системы управления позволяют доступно и обоснованно объяснить необходимость тех или иных затрат. Снижение технологических рисков и повышение отдачи оборудования, оптимизация работы служб “МТО” позволяет сэкономить значительную часть расходов и за счёт этого увеличить прибыль.

. Другие службы

Получают выгоду от внедрения «1С:ТОиР — Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» и другие службы. Среди них можно упомянуть отделы промышленной безопасности, экологии и пожарной охраны. Своевременные ремонты снижают технологические риски и гарантируют, что состояние технических средств предприятия будет соответствовать нормативным актам.

Важна единая система и для “ИТ-служб”. «1С: ТОиР » дает возможность использовать единое ПО и для автоматизации работы служб технического обслуживания и ремонтов и автоматизации работы самих “ИТ-служб”, что уменьшает количество программного обеспечения, нуждающегося в обслуживании.

Важность статистического учета и создания единого информационного поля в автоматизации предприятия.

Возможности автоматизированной системы управления ремонтами не ограничиваются лишь сокращением количества восстановительных ремонтов. Чтобы составить статистический прогноз необходимо иметь полную информацию о том, как работает данное оборудование, насколько оно изношено, как часто ему требуются ремонты и какие. На текущий момент большинство предприятий подобный учет ведет на бумаге в специальных журналах. А в таких условиях провести качественный статистический анализ практически невозможно.

Именно статистические данные, которые собирает система автоматизации “1С: ТОиР”, во многом делают её такой эффективной в работе, а преимущества её внедрения столь экономически выгодными. В качестве примера приведем планово-предупредительные ремонты. Капитальные, средний и текущий, то есть, все планово-предупредительные ремонты, делаются на основе сроков работы оборудования. Статистика по этим ремонтам позволяет определить, целесообразно ли эксплуатировать, а значит и ремонтировать, в дальнейшем какое-то оборудование или пора задуматься о покупке нового.

Также статистический учет - одна из составляющих единого информационного поля, содержащего в себе все критически важные данные по оборудованию.

Сейчас многие отечественные предприятия объединяет общая проблема - недостаток технической документации на оборудование. В то же время, на западных заводах системы автоматизации собирают и систематизируют всю информацию - когда оборудование было приобретено, как эксплуатировалось, как часто отказывало и требовало ремонта в связи с эксплуатацией, конструкторскими или технологическими недоработками. На основании этих данных выстраивается теория рисков, которая попадает как к специалистам (производителям, технологам, конструкторам), так и к заказчикам данного оборудования. Ну а ремонтникам эта информация требуется в режиме реального времени, чтобы оперативно реагировать на внештатные ситуации и разрабатывать графики плановых ремонтов.

Вопросы внедрения автоматизации технического обслуживания и ремонтов на предприятии

Начиная работы по внедрению автоматизации процессов “ТОиР”, прежде всего, следует разобраться - что они в себя включают. То есть, что мы, собственно, автоматизируем.

В техническое обслуживание и ремонт на предприятии обычно входят:

Сбор и хранение информации, касающиеся технологического парка предприятия - в нее входят данные по оборудованию, в том числе, о ресурсах, которые необходимы для его ремонта.

Управление “МТО”, в том числе, планирование работы части этих служб, занимающихся обеспечением ремонтных подразделений - необходимо для обеспечения оптимальной деятельности служб “МТО” и склада по снабжению ремонтников запчастями и прочими материалами.

Непосредственное управление проведением ремонтных работ.

Управление финансовыми вопросами, касающимися “ТОиР” - в том числе, формирование количественных показателей по производственным фондам с использованием статистической информации.

Чаще всего, чтобы автоматизировать процессы “ТОиР” используют две системы - ремонтные модули “ERP-систем” или полноценная “ЕАМ-система”. И те и другие позволяют реализовывать как плановые (календарные, по состоянию, сервисные, самостоятельные, капитальные, текущие и т.д.), так и внеплановые (из-за внезапного отказа оборудования) ремонты.

В пользу ремонтных модулей “ERP-систем”, как правило, свой выбор делают те, кто проводит автоматизацию всех процессов предприятия одновременно. При этом необходимо помнить, что “ERP-системы” не способны охватить все бизнес-процессы и максимум, который можно от них добиться равен - 60%. В любом случае, такие системы впоследствии придется дорабатывать и расширять набор интегрированных решений.

Внедрение специализированной “ЕАМ-системы” не автоматизирует все процессы управления производством сразу, в дальнейшем придётся интегрировать все решения в единую систему.

Практическая сторона внедрения системы автоматизации “ТОиР”

Чаще всего, первым препятствием на пути к реализации проекта являются затраты на автоматизацию и различные дополнительные расходы, образующиеся при возникновении новых функций, к примеру, функции учета. Проекты по внедрению любых систем автоматизации на предприятии предполагают большой объем работ. Во время их выполнения может возникнуть ряд проблем, которых можно избежать, если изначально правильно подойти к вопросу.

При комплексном подходе к автоматизации предприятия с наименее затратным способом реализации, наиболее очевидным становится выбор программного обеспечения на базе платформы «1С: Предприятие 8», которая, можно сказать, является “золотой серединой” и в дальнейшем позволит избежать множества дополнительных затрат связанных с доработками системы. Выбор платформы «1С: Предприятие 8» позволяет сэкономить время и деньги уже на первом этапе, а также позволяет планомерно определиться с концепцией автоматизации, разработать единую стратегию управления предприятием и провести подготовку необходимой проектной документации на будущую систему.

Далее работу начинает техническая служба предприятия. С ее стороны необходима различная нормативная документация, в частности, сами нормативы и паспорта на станки и прочее оборудование технического парка. Нередко, на этом этапе привлекают консультантов, которые имеют опыт подготовки документов и формирования нормативной базы для подобных проектов.

Нелишним будет обратить внимание на переподготовку технического персонала. Может сложиться ситуация, когда пользователи ранее не работали с управленческими системами и плохо понимают - как работать с установленным программным обеспечением. При автоматизации “ТОиР” часть функций, которые ранее лежали на “МТО” и бухгалтерии, придется выполнять технических службам. Это позволит сделать сотрудничество с другими отделами предприятия проще и прозрачнее, но, в то же время добавит техникам работу, с которой раньше они не сталкивались.

Перед внедрением системы определяются показатели работы технических служб, которых необходимо добиться, утверждаются необходимые регламенты и реальные сроки получения необходимых результатов. Проект разделяется на ключевые этапы, которые периодически контролируются его участниками, соответствующими лицами, отделами или службами.

Внедрение «1С:ТОиР — Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» - выводы:

Используя автоматизацию ТОиР можно добиться:

Формирования реального бюджета на обслуживание и ремонт оборудования.

Высокого уровня планирования и оптимизации затрат и работ.

. “Прозрачности” работы всех подразделений.

Эффективного использования активов предприятия на всех стадиях их жизненного цикла - от приобретения или планирования и создания, до списания или реализации.

Возможность вести качественный учет затрат и надежности по каждой единице оборудования.

Автоматического составления графиков плановых ремонтов и обслуживания, генерации нарядов на проведение работ.

Возможности составления службами МТО графиков реальных потребностей и поставок.

Улучшения дисциплины среди технологических служб.

Увеличение конечной прибыли предприятия.

Достоинства «1С:ТОиР — Управление ремонтами и обслуживанием оборудования» уже оценили на многих предприятиях, среди которых различные российские предприятия, в том числе работающие в сферах металлургии, энергетики, машиностроения, нефтегазовой промышленности и другие.

Отметим, что внедрения только одной системы на предприятии - мало. Чтобы в полной мере охватить понятие «бережливого производства», необходимо автоматизировать весь производственный процесс, а не только его часть.

Автоматизация “ТОиР” может стать одним из шагов на пути к современному предприятию. Но только четкая стратегия, охватывающая правильно поставленные цели и задачи, сможет вывести такое предприятие на лидирующие позиции рынка.

Вы можете получить больше информации о продукте у наших консультантов, а также заказать бесплатную демонстрацию «1С:ТОиР» . Для этого достаточно оформить заявку , заполнив форму обратной связи на сайте ГК "Эффективные решения".

Сергей Сергеев - Руководитель отдела отдела Бизнес Консалтинга

Роман Петровский - Руководитель отдела маркетинга и PR

Группа Компаний “Эффективные Решения” (www.efsol.ru)

  • Как база знаний сокращает издержки на плановый ремонт
  • Какая хитрость мотивирует сотрудников быстро перейти на работу в новой информационной системе
  • Зачем включать медсестер в службу техподдержки

Мы используем сложное импортное оборудование. Среди приборов – 3D-томографы, аппараты для лазерной терапии, электрокардиографы, стоматологические и литейные установки, компрессоры. Каждый месяц техническая служба получает от 100 заявок на ремонт и обслуживание техники. Каждую заявку нужно включить в график работ с учетом срочности, сложности и времени исполнения. При этом ремонт приходится планировать с учетом загрузки врачей и коротких интервалов для проведения работ.

Три года назад мы поняли, что необходима автоматизация технического обслуживания и ремонта оборудования. «Ручной» режим организации ремонта технического оборудования сопровождают четыре проблемы.

4 проблемы «ручной» организации ремонта оборудования

  1. Конфликты сотрудников техслужбы и медперсонала. Инженеры медленно обрабатывали заявки, иногда вовсе теряли их. Приезжали на вызовы с опозданием, вынуждая врачей прерывать прием пациентов. Врачи жаловались и манипулировали руководством: «мы это не сделали, потому что оборудование не работало месяц, его никто не чинил».
  2. Непрозрачность загрузки техслужбы. Повторные неактуальные заявки парализовали техслужбу. Работа инженеров перешла из режима «заявка – ремонт» в режим «я забыл об этом, потому что выполнял другую сложную работу».
  3. Непрозрачность учета ремонта. Мы купили рентгеновский аппарат. Документации по его ремонту никто не вел. Информация об оборудовании и методах устранения поломок хранилась в блокнотах инженеров. Через некоторое время мы перестали понимать, где оборудование, в каком оно состоянии и почему на его ремонт приходят счета с такими крупными суммами.
  4. Сознательное затягивание инженерами неудобных работ. Отсутствовала база истории ремонтов оборудования. Инженеры не выполняли планово-предупредительный ремонт, списывали работающие запчасти.

Как выбирали продукт для автоматизации технического обслуживания

Проанализировали, какие решения для автоматизации учета медицинского оборудования, автоматизации заявок на ремонт предлагает рынок. Выяснили, что западные продукты дороги, сложны во внедрении и громоздки, а российских нет. Тогда обратили внимание на продукт «1С:ITIL Управление информационными технологиями предприятия».

Интегратор «1С-Рарус» продемонстрировал возможности программы. Однако предупредил: хотя программа и подходит для медицинского учреждения, на практике ее никто не применял.

Нам предложили купить коробочную версию, обещали предоставить необходимые инструкции, но адаптировать продукт пришлось бы самостоятельно. Взвесив плюсы и минусы, мы решили рискнуть. Программа совместима с другими продуктами «1С», что позволит легко вести базы данных, к тому же ее цена ниже западных аналогов.

7 этапов автоматизации технической службы

В проектную группу включили IT-директора, исполнительного директора, инженера, главного врача, старшую медсестру и бухгалтера. Я выступал куратором. Проект реализовали в семь этапов.

Этап 1. Анализ бизнес-процессов. Описали путь заявки на ремонт медицинского оборудования: кто создает, кому передает, каковы требования к оформлению, в какие сроки инженеры обязаны выполнить. На выходе получили процесс «как есть».

Этап 2. Создание новых бизнес-процессов. Опираясь на процесс «как есть» и требования продукта «1С:ITIL Управление информационными технологиями предприятия», разработали процесс «как надо».

Две линии техподдержки. В первую линию попадают заявки, которые не связаны с поломкой. К примеру, сотрудник не знает, как включить или перезагрузить оборудование. Это не поломка, а нарушение правил эксплуатации. Такие заявки выполняет старшая медсестра. Вторая линия – заявки на ремонт. Их выполняет инженер. Две линии техподдержки позволили не перегружать инженеров.

Новые виды отчетов и уведомлений. Некоторых отчетов в программе не было. Например, учета запчастей, учета качества ведения поломок, учета ремонтов. Их дописали своими силами. Также самостоятельно добавили функцию рассылки уведомлений об инцидентах по электронной почте и т. д.

Единая база данных активов и знаний. Сведения об оборудовании, комплектующих, запчастях, инструментах и методах устранения поломок содержатся в единой базе данных активов. Пользователь базы получает полную информацию, чтобы провести быструю диагностику оборудования (размещение, жизненный цикл, техническая документация). В базе накапливаются примеры эффективного устранения инцидентов.

Этап 3. Разработка регламентов для техслужбы. Мы создали регламенты для:

  • процесса управления поломками;
  • процесса управления медицинским оборудованием;
  • работ по регистрации и оформлению заявок;
  • работ по плановому ремонту.

Этап 4. Установка, настройка и тестирование информационной системы. Сначала установили сервер. Затем – клиентское приложение на рабочие станции задействованных сотрудников. Настроили дополнительные отчеты. Заполнили справочники: модели и производители оборудования, регламентные задачи, списки пользователей, типы услуг. Проверили маршруты движения заявок.

Этап 5. Обучение сотрудников. Провели общий инструктаж. Затем устроили деловую игру, в которой объяснили персоналу, как оформлять и вводить заявки в программу. Отдельно отработали создание заявок по внеплановым инцидентам. Объяснили, что больше не принимаем заявки в устной и письменной форме.

Этап 6. Стимулирование сотрудников к работе в программе. Побудить коллектив быстрее переходить на оформление электронных заявок вместо звонков по телефону помогла хитрость. Не выполняли заявки, не оформленные в информационной системе. Когда сотрудник жаловался, что инженер не реагирует на заявку, мы говорили, что не видим ее в программе. Другими словами, если врач не получил своевременный ремонт техники – это его проблема.

Этап 7. Техническая и методическая поддержка. После установки и настройки системы в течение месяца (раз в три дня) ежедневно проверяли маршруты движения заявок.

Как теперь проходит прием заявок и ремонт оборудования

Если оборудование выходит из строя, пользователь обращается за помощью. Указывает логин в системе и номер телефона, называет проблему, описывает инцидент.


Сначала заявку получает первая линия техподдержки. Если специалист первой линии находит решение, он отправляет инструкции сотруднику на почту.

Если проблема серьезная и первая линия не может помочь, заявка уходит к инженерам на единый монитор потока заявок.

Каждой заявке программа присваивает соответствующий статус сервисных работ, цветом определяет приоритет задачи, стоимость и сроки устранения инцидента. Так, зеленым цветом помечаются планово-предупредительные работы. Красный цвет означает критическую поломку. Пример критической поломки: сбой ПО, который влечет некорректную диагностику больного. Инженер видит новую заявку на мониторе, ее приоритет и важность, получает уведомление по электронной почте. Ищет решение проблемы в базе знаний. Устранив проблему, закрывает инцидент. Затем он отправляет письмо сотруднику с разъяснениями и отчетом о выполненной работе.

Добавлю, что инженер видит в программе историю выполнения заявки. Сотрудник же получает на рабочий компьютер уведомление каждый раз, когда заявка меняет статус. Например, заявка принята, заявка в работе, заявка выполнена и т. д.


Инженеры фиксируют сбои техники отдельно по каждому виду оборудования. При повторном сбое программа присваивает проблеме статус «системная». Это помогает вовремя выполнять планово-предупредительные ремонты, выявлять и устранять системные ошибки, предотвращать выход техники из строя.

Кроме того, программа предупреждает инженеров о приближающихся сроках профилактического ремонта оборудования. На монитор инженера и компьютер медицинского работника, в чьем ведении находится оборудование, приходит напоминание.

Четыре ключевых результата

Проект длился шесть месяцев. После его завершения мы сразу почувствовали эффект. Коллектив отмечает, что «стало лучше».

Число невыполненных или выполненных с опозданием заявок свелось к нулю. Теперь инженеры получают зарплату не за ремонт, а за бесперебойную работу оборудования. Чем дольше техника не ломается, тем выше зарплата. Для расчета премии инженеров используем четыре KPI:

  • качество ведения заявок;
  • средняя оценка качества устранения ошибки;
  • доля закрытых нарядов из числа зарегистрированных в системе;
  • бюджет, потраченный на ремонт и на внеплановые инциденты.

Затраты на содержание медицинского оборудования и прочих технических систем сократились до 20%. Программа показывает, кто и какие узлы и детали оборудования снимал, что отправляли на ремонт и т. д. Раньше случалось, что мы оплачивали ремонт техники, когда она еще была на гарантии. Теперь видно, какое оборудование на гарантии, а какое – нет. Благодаря базе данных есть информация о самых используемых запчастях и комплектующих. Теперь мы приобретаем только то, что требуется в конкретный момент, или то, что используем чаще всего.

Нагрузка на техслужбу снизилась на 15%. В регламент планово-предупредительных ремонтов включили ответственность врачей и медсестер за бесперебойную работу оборудования. Теперь медицинский персонал сам выполняет часть работ по эксплуатационному обслуживанию оборудования. Инженерам стало проще планировать рабочее время.

Количество внеплановых инцидентов сократилось до 40%. Программа хранит истории поломок и перемещений, ремонтов и обслуживаний, сопроводительную документацию. Эта информация позволяет заранее планировать ремонт и замену техники.

Автоматизация технического обслуживания и ремонта оборудования:

  • избавила коллектив от конфликтов;
  • снизила нагрузку на техническую службу, тем самым позволив сотрудникам повысить качество работы;
  • сократила затраты на ремонт оборудования и техники;
  • увеличила выручку, так как теперь мы не отменяем прием пациентов.

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу



Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Разработка программного обеспечения, предназначенного для автоматизации учета и расчетов с клиентами, пользующимся услугами автосервиса. Определение требований к вычислительной системе. Семантическое моделирование данных, ER-диаграммы приложения.

    дипломная работа , добавлен 02.02.2016

    Обоснование необходимости систем управления базами данных на предприятиях. Особенности разработки программного обеспечения по управлению базой данных, обеспечивающего просмотр, редактирование, вставку записей базы данных, формирование запросов и отчетов.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2010

    Разработка базы данных и клиента для управления базой данных с целью автоматизации рабочего места менеджера по клининговым услугам для ООО "Мастер блеск". Обоснование выбора программного обеспечения для создания базы данных. Заполнение данных в таблицы.

    дипломная работа , добавлен 13.04.2014

    Деятельность отдела информационных технологий. Сопровождение аппаратных средств, баз данных и локальной вычислительной сети. Обслуживание телекоммуникаций и защита информации. Разработка программного средства, работающего с базой данных Oracle.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2012

    Цементирование обсадных колонн нефтяных скважин. Состав информационного обеспечения программного комплекса автоматизированного проектирования. Реализация инфологической модели и организация взаимодействия программного обеспечения с базой данных.

    дипломная работа , добавлен 22.07.2013

    Порядок проектирования и разработки базы данных и программного обеспечения. Информация о структуре базы данных, созданных таблицах, формах, отчетах, запросах, хранимой информации. Логическая и концептуальная модели данных; выбор программного обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2010

    Анализ информационных потоков. Разработка структуры таблиц базы данных. Выбор CASE-средства для проектирования информационной системы и среды программирования. Разработка программных модулей (программного обеспечения). Подготовка справочных баз данных.

    дипломная работа , добавлен 19.11.2013

    Совершенствование документационного обеспечения деятельности на основе автоматизации. Создание базы данных сотрудников ИП "Беспалова Е.В.". Разработка программного кода для обеспечения связи БД с web-страницей. Исследование форматов построения таблиц.

    дипломная работа , добавлен 12.03.2013