Удивительно что творческая атмосфера в. Создание в школе атмосферы творческого содружества взрослых и детей

Вопрос создания атмосферы является важнейшим вектором режиссуры вне зависимости от ее отраслевой принадлежности (театр, кино, телевидение, театрализованные представления и праздники). Само понятие атмосферы было рассмотрено многими исследователями в области режиссуры.

Так, М. А. Чехов в своей книге «О технике актера» признает за атмосферой главенствующее положение в сценической иерархии элементов, считая ее душой и сердцем театрального произведения .

Исследование А. Д. Попова показывает, что «через взаимодействие человека с окружающими людьми и обстановкой возникает сценическая атмосфера. Характер мышления человека, темпо-ритм его жизни, и, наконец, психофизическое самочувствие способствуют выделению атмосферы времени, в котором он живет…». Вместе с тем, надо понимать, что в жизни каждому сопутствует своя атмосфера, и она не однозначна, в ней всегда происходит борьба различных мотивов, так называемая «борьба атмосфер»- где люди носители различных атмосфер, где наша личная атмосфера может подчиняться общественной и т.д..

А.Я. Зися в отношении атмосферы утверждает, что «художническое видение объекта как живого многогранного целого создаёт плотную атмосферу произведения искусства, сопротивляющуюся тому анатомированию, которое может иметь место в теории».

А Э.Золя, художественно осмысливая понятие атмосферы, замечал, что она «неопределима, но определяема. Мы всегда её чувствуем, ощущаем… Интересный как будто бы спектакль (книга, фильм, картина, музыкальное произведение), но чего-то не хватает. Это отсутствие чего-то важного, это раздражающая нас пустота спектакля сводит на нет все усилия актёров, режиссёра, художника, композитора. То, что отсутствует, мы называем по-разному: воздухом спектакля, его особенным излучением, обаянием».

Многие практики в области режиссуры утверждают, что нет более загадочного и неуловимого понятия в режиссерской технологии, чем атмосфера. Другие элементы театрально-зрелищного искусства можно определить и проверить на площадке с той или другой степенью точности. А атмосфера создается постепенно и складывается из множества элементов, заданных автором или сочиненных режиссером. Это понятие почти невозможно определить, уложить в словесные формулы. Оно ускользает от однозначной прямолинейности, дразнит своей изменчивостью, непостоянством и зыбкостью. Верно найденная атмосфера и точно решенные средства ее выражения – всегда плод соединения творческих усилий режиссера, актера и художника. В ней должно быть выражено все: идея спектакля, ритмы сценической жизни, с ней связаны образы героев, их взаимоотношения.

Каждое произведение требует своей особой атмосферы, которая должна подчеркнуть основную мысль и действие на сцене. Поиски атмосферы зависят от жанра продукта труда режиссера. Большую роль при создании атмосферы играет знание быта, эпохи, традиций. Все это создает колорит и единый стиль произведения. Таким образом, атмосфера – это одно из главных направлений в замысле режиссера и создается с общим постановочным решением.

Вместе с тем, формирование атмосферы – это сложный динамический процесс, лежащий на плечах режиссера, целью которого является создание единого, гармонически целостного художественного произведения, на создание которого, обычно, направлены не только все выразительные средства режиссуры, но и усилия всего творческого коллектива. Таким образом, атмосфера – объемный показатель, детерминирующий в себе атмосферу внутреннюю – «творческую» (настрой исполнителей, творческого коллектива в целом) и атмосферу внешнюю – сценическую (выразительные средства режиссуры – декоративно-художественное оформление, музыка, свет, звук, видео, электронные и цифровые постановочные технологии и т.д.).

Вопросом формирования внутренней, так называемой «творческой» атмосферы занимались в свое время М.Чехов, К.С. Станиславский, В.И Немирович-Данченко, Г.Товстоногов, А. Попов и многие другие корифеи в области режиссуры.

Творческая атмосфера - это один из могучих факторов в искусстве, и создать рабочую атмосферу необычайно трудно. Это не в состоянии сделать один руководитель - создать ее может только коллектив. Разрушить ее, к сожалению, может любой человек.

Атмосфера – явление глубоко человеческое, и в центре ее находится человек, пристрастно вглядывающийся в мир, действующий, мыслящий, чувствующий, ищущий. Сложный комплекс взаимоотношений с окружающей действительностью, мир наших мыслей, чувств, желаний, настроений, мечтаний, фантазий, то без чего немыслимо было бы наше существование, это и есть атмосфера жизни, без нее наша жизнь была бы обескровлена, автоматична, а человек напоминал бы робота.

Вместе с тем, весь сложный творческий процесс создания актером образа - это не только репетиция с руководителем и труппой. Этот процесс не вмещается только в рамки репетиций. Актер, готовящий роль, должен быть целиком захвачен ею на всем протяжении работы надпроизведением.

Атмосфера относится к чувственной сфере, как и искусство. Но это не значит, что если спектакль или представление насыщено индивидуальными чувствами артистов, то в нём есть атмосфера. Отдельные актёры с их чувствами – не более как часть целого. Они должны быть объединены и гармонизированы, и объединяющим началом в этом случае является атмосфера спектакля.

По-настоящему хорошее произведение искусства может вырасти только в условиях хорошей морально-творческой атмосферы. Значит, чтобы создать хорошее произведение, то есть выполнить свою прямую режиссерскую функцию, режиссер обязан заботиться о создании хорошей атмосферы в коллективе ничуть не меньше, чем, скажем, о хорошем качестве мизансцен или декораций. В коллективе, где морально-творческая атмосфера находится на должной высоте, работа над спектаклями протекает быстрее и дает лучшие плоды .

Формирование творческой атмосферы в режиссуре театрализованных представлений и праздников основывается на этих же базисах. И процесс этот может быть реализован только в результате целеустремленного, целенаправленного действия исполнителей в предлагаемых обстоятельствах и той общей атмосферой праздника, которой заражены и зрители, и участники – чувством радости каждого от сопричастности к творчеству, от встречи со зрителем, от участия в праздничном действе и т.д.

Вместе с тем, внутренний настрой исполнителя рождается:

В результате целеустремленного, целенаправленного его действия в предлагаемых обстоятельствах.

Его увлеченностью исполняемым номером.

Доверительным, верным общением со зрительным залом.

Общей атмосферой праздника, которой заражены и зрители и исполнители – одни – чувством радости творчества, другие – сопричастности к творчеству.

Выражается же внутренняя творческая атмосфера в режиссуре театрализованных представлений и праздников через темпоритм номера, эпизода, блока; психофизическое самочувствие исполнителей, их поведение на сцене; темпоритме, в котором идет действие.

Что касается внешней «сценической» атмосферы, то она являлась и является коренным, природным, неотъемлемым свойством и качеством русского театра переживания. Это самый заразительный, эмоциональный и духовно активный, сущностный компонент действия, так такового, реализующий его художественный смысл. Её поиск и подробное, живое построение, должны стать одной из главных задач постановщика с первых же дней репетиций.

Сценическая атмосфера зависит от характера событий, развертывающихся перед нами, от места и времени действия. Атмосфера не только порождается основными событиями – она является одновременно и причиной и следствием этих событий.

Так, А.Д. Попов, утверждал, что верно найденная атмосфера и точно решенные средства ее выражения в сценическом действии – всегда плод соединения творческих усилий режиссера, актера и художника…ей должно быть выражено все: идея спектакля, ритмы сценической жизни, с ней связаны образы героев, их взаимоотношения .

Формирование сценической атмосферы в режиссуре театрализованных представлений и праздников, в отличие от режиссуры театра, процесс не мене сложный и многоступенчатый. Сценическая атмосфера в данной предметной области создается и выражается: оформлением, музыкой, светом, звуками, шумами и другими постановочными средствами.

Создавая сценическую обстановку номера, эпизода, всего представления, режиссеру необходимо помнить и о том, что каждой эпохе, каждому времени, каждому событию присуща своя особая атмосфера. Атмосфера времен гражданской и Отечественной войн не одна и та же; атмосфера послевоенных лет не похожа на атмосферу наших дней. Каждый город, каждое село, каждая семья тоже имеют свою атмосферу, которая зависит от социального, общественного, бытового уклада, от природных особенностей, места расположения и т.п..

Естественно, что и каждое событие тоже имеет свою собственную неповторимую атмосферу. Вот почему еще на стадии изучения материалов, связанных с той или другой датой, которой посвящается массовое действие, идет и процесс постижения условий, в которых это событие происходило, что и приводит к возникновению у режиссера ощущения связанной с ним (событием) атмосферы.

Процесс создания верной сценической атмосферы - это, прежде всего, поиск и сознательный отбор средств, которые наиболее точно ее выражают: световой и цветовой палитры, бытовых деталей, музыки, шумов, звуков и т.п.. Поскольку средства, выражающие сценическую атмосферу, весьма разнообразны, то верно найденная атмосфера и точно решенные выразительные средства режиссуры являются комплексом творческих усилий режиссера, актера и других участников режиссерско-постановочной группы. Каждый из них, через ощущение личной причастности, вносит свой вклад в практическое осуществление массового действа. И именно в результате их совместной работы рождается зримый образ массового действа.

Образ - это результат и идеальная форма отражения режиссерского замысла. А сама образность – изобразительность, яркость, наделенность образами. Необходимо отметить, что найденный режиссером образ, не может быть сведен к какому-то единому правилу или условию, ибо он заложен в том богатстве художественных индивидуальностей, какими являются режиссерские стили, их неповторимость. В театрализованных представлениях и праздниках специфика образа состоит в том, что он определяется конкретным событием, с которым связана и представляет собой художественное осмысление, обобщение реального факта, оказывающее воздействие на массу именно силой художественного обобщения реальности.

Различают символическую образность, историческую образность и персонифицированную образность.

Символическая образность – совокупность художественных образов символического значения. Она используется для выражения идеи массового действа:

Как принцип построения (найдя образ, адекватный идее, режиссер выявляет действенный ход построения всего представления – ход-прием);

Как движущая сила (символ становится сюжетным стержнем всего представления);

Для усиления эмоционального фона восприятия реального жизненного материала.

Символическая образность предполагает поиски условно-знаковой системы, ассоциирующейся у участников театрализованного действия с идеей по содержанию и эквивалентной ей по форме.

Историческая образность -это живое, наглядное представление событий, имеющих в своей основе близкие зрителю аналогии в прошлом. Сюда же относятся и фольклорные истоки, опирающиеся на народные традиционные основы, использующие аллегорические и мифологические персонажи, костюмированные, художественно-спортивные состязания.

Персонифицированная образность дает возможность апробировать себя как личность в различных ролях, подражая избранным героям. Порой по замыслу организаторов праздника в рамках такой образности «оживают» предметы, которым придается характер одушевленных персонажей в театрализованном действе.

Вместе с тем, создание сценической атмосферы – это путь не только к целостному образу сценического действия, но и его стилевому единству, коррелирующее с режиссерским замыслом представления и детерминирующее в себе всю палитру выразительных средств режиссуры.

Основными диффинициями отражения спектра выразительных средств режиссуры, с помощью которых создается сценическая атмосфера в театрализованном представлении и празднике являются:

Одно из самых действенных выразительных средств, создающее верную и прежде всего броскую, яркую праздничную сценическую атмосферу представления. Ведь декорационное решение, соответствующее определенному времени, создает среду, в которой присутствуют точные приметы времени.

2)Музыкальное оформление.

Музыкально-шумовое оформление создает на сцене точную атмосферу того или другого исторического времени, вызывает у зрителей ассоциации, связанные с определенной эпохой, определенным временем, определенным событием. Основными приемами использования музыки в театрализованном представлении и массовом празднике можно считать:

Лейтмотив всего представления, помогающий развитию действия, объединяющий одной музыкальной темой все эпизоды, погружая их в определенную музыкальную среду.

Как характеристика действующего лица (определенная мелодия, возникая при появлении персонажа, становится его личной музыкальной характеристикой, раскрывающей какие-либо его внутренние качества.

Как раскрытие внутреннего состояния действующих лиц в происходящем на сцене событии. Или как контраст, разоблачающий истинную цель героя.

Как заставка, как связка между номерами, эпизодами, блоками.

Важное место в создании сценической атмосферы занимают звуки и шумы. Верно прозвучавший на сцене звук (скрип двери, вой ветра, шум дождя, перестук вагонных колес и др.) несет в себе действенно-эмоциональный заряд и придает физическую достоверность сценическому действию, обстановке, в которой оно происходит.

3) Световое оформление.

При работе над световым решением режиссеру необходимо помнить, что каждое изменение света, каждая его переброска, каждый световой эффект должен нести в себе определенный смысл, понятный зрителю и служить выявлению содержания номера, эпизода в театрализованном представлении и празднике.

Однако, режиссер театрализованных представлений и праздников обязан помнить: любые постановочные приёмы (мизансцены, свет, кино, музыка, декорационное оформление) должны служить главному – созданию такой эмоциональной обстановки на сцене, которая поможет участникам наиболее выразительно исполнить свой номер, а зрителям воспринять их не только умом но и сердцем. Главной задачей режиссёра театрализованных представлений является создание праздничного поля энергетической среды – наполнить пустое пространство, создать атмосферу, в которой будет всё жить: все, что создаёт атмосферу (декорации, музыка, свет и т.д.) и всё что создано атмосферой (целостный образ представления, люди).

  • Зись А.Я. В поисках художественного смысла. М., 1991.;
  • Кнебелъ М.О. Школа режиссуры Немировича-Данченко. М.: Искусство, 1966. 168 с.;
  • Конович А.А Театрализованные праздники и обряды в СССР, М 1990. 45 с;
  • Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. М.: ВТО, 1959. -292 с.;
  • Станиславский, К.С. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 3 / К.С. Станиславский. – М.: Искусство, 1990.;
  • Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2-х томах. – Л., 1984. 34 с.;
  • Черкашенинов Л.Ф. Вопросы подготовки режиссеров массовых праздников и концертно-зрелищных программ в институтах искусств и культуры. Барнаул, 2002. 45 с.;
  • Чехов М.А. Об искусстве актера. М.: Искусство, 1999. - 271 с.;
  • Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. – М.: Советская Россия, 1988 56 с.;
  • Шароев И. Режиссура массовых театрализованных представлений. – М. : Просвещение, 1992. – 25, 65 с.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Не секрет, что многие великие художники имели не менее великолепные художественные студии. Ведь развитое чувство эстетики у человека, несомненно, отражается на том, как он организовывает свое личное пространство. Существует также и обратная связь. Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус являются нашими проводниками для общения с внешним миром. Поэтому чем богаче эти восприятия, тем ярче наша фантазия.

    Леонардо да Винчи, как один из высочайших ценителей эстетики и красоты, в свое время был известен не только как выдающийся художник, но и как талантливый музыкант, танцор, и даже повар. Совершенствование остроты всех чувств было краеугольным камнем в его способе познания мира. Он хорошо понимал, что информация, которую мы получаем нашими органами чувств из повседневности, несомненно, отражается на наших мыслительных способностях. Заглянув к нему в мастерскую, вы бы никогда не увидели слабое освещение, безвкусно окрашенные стены или убогий вид из окна.

    Чтобы создать собственную студию необходимо, прежде всего, выбрать помещение, в котором вы сможете спокойно работать. Идеальным вариантом будет, конечно, снимать отдельную комнату или найти родственников с пустующей квартирой. Однако такую роскошь не каждый может себе позволить, особенно . Поэтому мы остановимся на том варианте, когда мастерская будет находиться в вашей квартире.

    Давайте рассмотрим основные составляющие, которые помогут нам создать собственный эквивалент креативной студии.

    Помещение

    Это может быть любая просторная комната с белым или бежевым цветом стен. Однако если вы поклонник стиля лофт, то кирпичная стена тоже вполне подойдет. Уберите из комнаты все лишнее, что может вас отвлекать: старую мебель, сломанную технику, лишние стулья или стол, заваленный бумагами.

    Беспорядочным скоплениям сувениров и прочей мелочи здесь тоже не место – лучше сложить их в шкаф или унести в другую комнату. В этой комнате не должно быть телевизора и даже компьютера (если только вы не используете его для работы), которые притягивают к себе внимание как магниты. По возможности в вашей студии должны находиться только мебель и предметы, которые необходимы для занятия творчеством. Это может быть стеллаж для хранения красок и кистей, комод с холстами, полка для подрамников, вешалка для рабочего халата, небольшой столик и естественно мольберт. Простота и минимализм дадут простор для мыслей и полета фантазии, а грамотная организация пространства позволит не отвлекаться по мелочам.

    Lisa Madigan

    Освещение

    Освещение для таких целей лучше всего подходит естественное, поэтому ищите комнату с большими окнами. Слишком яркое освещение также не годится как для фотографии, так и для живописи, поэтому южная сторона в доме для мастерской не желательна. Если же все-таки нет другого варианта, то придется приобрести однотонные рольшторы, желательно белого или кремового цвета. Для зимнего варианта освещения используйте флуоресцентные лампы широкого спектра, галогенные лампы, лампы накаливания или качественные светодиодные лампы с высоким индексом цветопередачи.


    Студия Brian Rutenberg

    Звук

    Независимо от того, предпочитаете ли вы работать в тишине или под музыку, качественная стереосистема будет здесь не лишней. Вы сможете включать музыку и наслаждаться ей во время перерывов в работе или использовать в качестве фона во время работы. Для таких целей лучше всего подойдет классическая музыка или джаз. Можно проводить эксперименты и работать под любые стили музыки, а затем анализировать и записывать результат, чтобы понять, что для вас наиболее подходит. В любом случае, не стоит ограничивать себя уже привычными и знакомыми мелодиями. Изучая стили и различные стили и направления всех эпох, возможно, вы откроете для себя неожиданно новый мир ощущений.

    Эстетика

    Мастерская – это своеобразный храм творчества, поэтому здесь должно быть то, что вдохновляет художника, подпитывает его и помогает создавать шедевры. Развесьте на стенах ваши любимые фотографии, картины и время от времени меняйте экспозицию, чтобы сохранить свежесть восприятия. Декорируя комнату, вход может пойти все- что угодно: лепнина из гипса, красивый календарь, декоративные тарелки.

    Главное не перестараться и не превратить студию в склад. В дополнение к этому обязательно обзаведитесь живыми растениями, которые не только круглый год радуют глаз своей зеленью, но и заодно будут очищать воздух в помещении и насыщать его кислородом. Кроме того, приобретите большое зеркало, которое не только украсит комнату, но и станет вашим незаменимым помощником при рисовании. Как советовал в своих заметках Леонардо да Винчи, просто взгляните на свою работу через зеркало, и вы увидите ее словно чужими глазами, что обязательно поможет в поиске и устранении ошибок.


    Fia Cielen

    Воздух

    Для хорошей мастерской очень важно регулярно проветривать помещение. Воздух не должен быть слишком сухим или наоборот влажным – это влияет на качество хранения ваших работ. Зимой особенно важно помнить, что деревянные подрамники могут перекоситься, когда они близко стоят к батарее.

    Для регулировки влажности приобретите увлажнитель воздуха, а если есть возможность, то и очиститель воздуха в комплексе и ионизатором. После того как комната будет наполнена чистым и свежим воздухом, можно попробовать наполнить ее различными ароматами. В вашем арсенале могут быть благовония, сухие духи или эфирные масла. Смешивая их между собой, вы можете создавать неповторимые ароматы и сами исследовать их влияние на психику человека. А если вы дополните свою мастерскую живыми букетами цветов, то получите не только приятный аромат, но и дополнительный источник для вдохновения природной красотой.


    Laura Jones

    Всем вдохновения и удачной планировки собственной студии!

    Лана Майер
    Статья: «Создание творческой атмосферы на занятиях объединений технической направленности в дополнительном образовании детей.»

    Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании » основное предназначение дополнительного образования – «удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей » и «создать условия для творческой самореализации личности».

    В рамках озвученной темы мне хотелось бы остановиться на трех моментах, от которых напрямую зависит эффективность работы педагога дополнительного образования с детьми .

    1. Каким должен быть педагог дополнительного образования , чтобы эффективно справиться с возложенной на него задачей?

    2. Что вообще скрывается под термином «техническое творчество » и что такого особенного развитие этого творчества может дать ребенку ?

    3. Как, какими способами педагог дополнительного образования может создать необходимые условия для творческой самореализации личности?

    Основной способ взаимодействия с детьми – это общение. В. А. Кан-Калик установил и охарактеризовал такие стили педагогического общения, как :

    * общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельностью педагогов и учащихся;

    * общение, в основе которого лежит дружеское расположение

    * общение-дистанция;

    * общение-устрашение

    * общение-заигрывание.

    Рассмотрим эти стили чуть детальнее.

    Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью . В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.

    Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск.

    Общение, в основе которого лежит дружеское расположение. Дружественность должна быть педагогически целесообразной , не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

    Общение-дистанция. Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей , она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.

    Превращение «дистанционного показателя» в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности.

    В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам.

    Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности . И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку. Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

    Общение – устрашение. Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя , связан в, основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы , обеспечивающей творческую деятельность , но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то , что можно делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности .

    Заигрывание опять-таки характерно, в основном, для молодых учителей и связанно с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей , что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

    Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции при отсутствии у педагога коммуникативных умений, необходимых для создания творческой атмосферы сотрудничества , при их частом использовании становятся штампами, воспроизводя малоэффективные способы педагогического общения.

    Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом, который сразу обращает внимание на то ,

    что его классификация демонстрирует то, что педагог избирает свою роль, модель поведения, исходя из своих потребностей, но не из потребностей учеников.

    Приведу эти модели с их кратким описанием. Каждый может оценить, какие роли ему доводилось играть по мере профессионального педагогического роста и какая позиция из представленных, наиболее соответствует ему сейчас.

    Модель I – «Сократ» . Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях . Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; обучающиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

    Модель II – «Руководитель групповой дискуссии» . Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

    Модель III – «Мастер» . Учитель выступает как образец для подражания , подлежащий безусловному копированию, и, прежде всего, не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

    Модель IV – «Генерал» . Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец , должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

    Модель V – «Менеджер» . Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

    Модель VI – «Тренер» . Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.

    Модель VII – «Гид» . Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

    Техническое творчество определяют как вид деятельности обучающихся, результатом которой является технический объект , обладающий признаками полезности и субъективной (для обучающихся) новизны. Т. т. развивает интерес к технике и явлениям природы , способствует формированию мотивов к учёбе и выбору профессии, приобретению практических умений, развитию творческих способностей и др .

    Основной путь организации Т. т. - создание проблемной ситуации и формулировка творческих задач конструкторского характера. Процесс Т. т. включает ряд

    последовательных этапов : анализ исходных фактов и формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, логическое развитие идеи и детализация проекта, его воплощение в рисунке, чертеже, модели, наконец, материальное воплощение. Центральный момент Т. т. - нахождение гл. идеи технического решения , требующей обоснования, расчётов и экспериментальной проверки. (Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 289)

    Давно замечено, что люди делятся на «технарей » и «гуманитариев» . Техническое творчество и его разнообразные направления привлекают в наши объединения детей с разными способностям и склонностями к познанию мира. Как преподавателю фотографии и компьютерной графики, мне приходится ежедневно подавать один и тот же учебный материал как для «технарей » , так и для «гуманитариев» . Здесь очень важная сторона образовательного процесса – это творческие способы подачи материала на занятиях , такие как – творческий отчёт , дискуссия, диспут, конференция, экскурсия, ролевая игра, исследование, круглый стол, визуализация информации и развитие визуального мышления методом интеллект-карт, скетчбуков и скетчноутинг (создание визуальных заметок ) . Почему это работает? Да потому, что на вербальный канал получения информации приходится только 7%, а остальные 93% - на невербальные каналы, из которых зрительное восприятие дает около 55% информации, получаемой сознанием.

    Так что если задействованы эти 2, то и в памяти остается значительно больше, что доказано научными экспериментами. Двум группам по 20 человек предложили прослушать 2-х минутное сообщение и запомнить его содержание. При этом первая группа могла только слушать текст, участники второй были вправе делать пометки или рисовать. Как вы думаете, кто запомнил больше?

    Вы правы, рисовавшие помнили на 29% больше информации, чем остальные.

    Также эти методы помогают «технарям » развивать креативное мышление, а «гуманитариям» - лучше запомнить технические стороны освоения искусства фотографии, графики или видео.

    Иногда, чтобы понять как надо, следует привести пример от обратного или как не надо делать, так вот кандидат психологических наук Л. М. Митина выделяет наиболее типичные ошибки преподавателей, мешающие созданию атмосферы творчества :

    1. Излишняя строгость общения в тоне и лексике.

    2. Многословие в общении, монологизм, что в англоязычных странах известно как учительский синдром ТТТМ (teacher talks too much – учитель говорит слишком много) .

    3. Слабость эмоционального контакта педагога с учащимися.

    4. Частое указание на недостатки , подчеркивание застенчивости ученика.

    5. Нетребовательность, тон неуверенности в общении педагога с учащимися.

    Также Л. М. Митина дает такие советы преподавателю, который хочет создать творческую атмосферу :

    1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрировать учащимся полное доверие к ним.

    2. Целесообразней исходить из того , что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению и большие потенциальные возможности.

    3. Хотелось бы, чтобы преподаватель был для учащихся источником разнообразного опыта (нравственного, эмоционального, интеллектуального, к которому можно обратиться за помощью в решении той или иной проблемы.

    4. Для продуктивности общения необходимо развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой учащегося, группы и принимать его. Для развития творческого мышления имеет смысл наряду с традиционными методами использовать метод проблемного обучения, который является аналогом научного творчества : ставится проблема, осуществляется поиск путей ее решения, а результат решения проблемы – новое знание.

    Могу сказать, что эти советы нахожу полезными, хотя бы потому, что сама лично наступила на ряд граблей, набираясь педагогического опыта. Так вот, прочитав постфактум эти советы, я увидела, что могла если не избежать, то хотя бы смягчить действие этих граблей, попадись мне это издание в нужное время в нужном месте.

    Мастер-класс «Создание творческой атмосферы на занятиях в учреждении дополнительного образования детей»
    Алексеев Андрей Иванович,
    педагог дополнительного образования,
    МБУ ДО «ЦДО «Перспектива»,
    г. Старый Оскол, Белгородская область

    Цель мастер-класса: развитие практических умений педагогов дополнительного образования, направленные на создание творческой атмосферы на занятиях.
    Форма проведения: игровые тренинги.

    План мастер-класса
    Вводный этап
    -информационный блок – 2 мин.
    -мотивационный блок (теоретическая часть) – 5 мин.
    2. Основной этап
    - проблемный блок (практическая часть) – 25 мин.
    Заключительный этап
    - рефлексивный блок – 3 мин.
    Ход мастер-класса
    Вводный этап
    Информационный блок
    (Перед началом мастер-класса раздают карточки со словами: моделировать ситуацию, прятать, прыгать, считать, передразнивать, наблюдать)
    - Добрый день, дорогие друзья! Перед началом мастер-класса вы получили карточки со словами, я попрошу зачитать их вслух.
    (Читают слова)
    Как вы думаете, какое действо объединяет все эти понятия?
    (Педагоги в ходе общения приходят к мысли, что это игра)
    Совершенно верно - это игра. Тема моего мастер-класса звучит так: «Игровые технологии в образовательной деятельности педагога дополнительного образования».
    Мотивационный блок
    Известный педагог Януш Корчак сказал, что игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной.
    Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда на занятия приходят дети и не могут настроиться на творческую работу. Игра, становится своеобразным «переключателем» психологии ребенка на освоение нового материала.
    Родоначальником теории игры в отечественной науке считается К.Д.Ушинский. Он противопоставляет стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания.
    Игра - вечная школа поведения. Давайте рассмотрим детские игры, которые копируют повседневные жизненные ситуации. (Примеры)
    Я хочу предложить тренинги, с помощью которых вы сможете настроить детей на творческий лад и преодолеть психологическую инерцию.
    Основной этап
    Тренинги:
    Преображение предмета
    Участникам мастер-класса предлагается преобразовать обычную линейку в разные предметы. Использование различных уровней ассоциаций.
    Предметы не связанные логической цепью
    Особый порядок предметов, которые не присутствуют в аудитории. Участникам предлагается выполнить упражнение в разных темпо-ритмах.
    Передача «маски» по кругу
    Все участники стоят в круге лицом друг к другу. Первый делает гримасу, фиксирует ее мышцами и затем «снимает» рукой и «бросает» партнеру. Тот в свою очередь обязан «поймать» эту гримасу и зафиксировать то же выражение на лице. Затем он меняет ее на новую гримасу и передает другому партнеру. Предложить несколько уровней выразительности гримасы: начать с резкой, гротесковой мимики, затем переходить на меньшую выразительность и заканчивать упражнение минимальными выразительными средствами. Ловить не только пластику лица, но и подтекст, мотивацию выражения, темпо-ритм партнера, его пластику, добиваться включения всего тела в задание. Обсудить с учениками разницу воздействия на психику мимики резкой выразительности и мимики с минимумом выразительных средств. Сочетать высокий темпо-ритм и минимум выразительных средств.
    Жесты по кругу
    Работа в круге. Один из участников посылает жест по кругу. Каждый из участников его повторяет. Важно, не прекращая упражнения, соблюдать точную очередность и темп передачи жестов, их энергетику.
    Тарабарщина
    Вызывается пара, задается ситуация, предлагается общаться на придуманном языке. Общение идет с максимальной эмоциональной выразительностью.
    Заключительный этап
    У индейцев, коренных жителей Америки, был метод слушания друг друга посредством говорящей палочки. Поскольку наше занятие начиналось с обычной линейки, то мы воспользуемся методом индейцев. И говорящей у нас будет линейка. Тому, у кого она окажется в руках, предоставляется право говорить, а всем другим – слушать. Тот, кто не желает говорить, просто передает ее дальше.
    (Линейка передается по кругу)
    Говорить мы будем вот о чем:
    -Как вы восприняли наше занятие?
    -Что вы чувствовали?
    -С какими трудностями столкнулись, при выполнении задания?
    -Вы узнали для себя что-либо новое и неожиданное?
    15


    Приложенные файлы

    «Вдоль длинных столов на выстроенных в шеренги вешалках была полностью представлена коллекция будущего сезона, включая обувь, сумки и ювелирные украшения. Только для того, чтобы разложить одежду в нужном порядке, могло потребоваться трое ассистентов. Студия Аведона на Манхэттене была тесна для таких проектов, поэтому иногда ему приходилось арендовать студию «Силверкап» в Куинсе размером с полквартала, где позже снимали «Клан Сопрано».

    Донателла вместе с несколькими ассистентами с утра до вечера занималась реквизитом, в то время как портные из манхэттенского ателье Versace подгоняли одежду по фигурам. Каждый день самые искусные парикмахеры и визажисты не менее шести часов проводили с манекенщицами перед зеркалом, пока не добивались сходства с Донателлой 1980-х и 1990-х годов - гипертрофированная подводка глаз и очень тёмный загар при неяркой бежевой помаде напоминал макияж богатых кинодив 1960-х. Гримеры старательно покрывали тела девушек тональным кремом - липкой смесью нескольких оттенков, - после чего фиксировали его пудрой, чтобы крем не впитывался в ткань. Каждой модели полагалось три-четыре пары накладных ресниц. Сама Донателла могла и пять пар использовать - однажды визажист, желая ей угодить, отыскал для неё накладные ресницы времен 1960-х годов из меха норки.

    «Она была максималисткой, - говорил Франсуа Нар, известный визажист, работавший с Аведоном. - И в конце концов все девушки становились похожи на неё. Чем больше, тем лучше». Пока шли длительные приготовления, Донателла сбегала из студии прогуляться по нью-йоркским магазинам, частенько возвращаясь с подарками для манекенщиц и своих сотрудниц. Однажды она обнаружила новый крем на основе плаценты животных и купила каждой по баночке. В следующий раз она вернулась с дорогими побрякушками для себя.

    «Если она приобретала кольцо с бриллиантами или изумрудами, она демонстрировала его всем и каждому, - вспоминала Норма Стивене, бизнес-партнёр Аведона. - Блондинка, с отличной фигурой, в обтягивающей одежде, она была натурой необузданной».

    Донателла делала всё для того, чтобы и за пределами сценической площадки сохранялась роскошь театрализованных фотосессий.

    Джанни из года в год приглашал одних и тех же супермоделей, и атмосфера во время съемок напоминала большой семейный сбор. Весь день официанты пополняли запасы еды на столах. Как-то раз на лос-анджелесском пляже Донателла заказала суши для всей группы у знаменитого шеф-повара Нобу Мацухисы. Она нанимала для девушек массажистов и врубала громкую музыку для поднятия тонуса. Иногда приезжали бойфренды моделей - так, Джонни Депп прибыл понаблюдать за работой своей подруги Кейт Мосс.

    Умопомрачительные наряды, великолепные мужчины и женщины, приятное творческое возбуждение - фотосессии превращались в зажигательные тусовки.

    После каждого скрупулёзно подготовленного кадра ассистент приносил Аведону увеличенный снимок, и он обсуждал его с Донателлой. Фотограф делал на снимке пометки чёрным маркером, отмечая те места, где локоть или контуры платья нарушали гармонию. «Моя роль сводилась к тому, чтобы объяснять ему, какие вещи и как мы хотим снять, - рассказывала Донателла. - Он показывал мне эта гигантские поляроиды, а я соглашалась или нет. Жутковатые были картинки».

    Педантичный Аведон за день мог одобрить не больше одного-двух кадров. В наши дни, с развитием цифровой фотографии и компьютерных технологий, фотографы ежедневно обрабатывают множество снимков, доводя их до совершенства, и фотосессии укладываются максимум в три дня. Те съёмки стоили целого состояния. «У нас было что-то вроде бюджета, - говорила Донателла. - Но Аведон привык иметь дело с моделями самого высокого класса, с лучшими постановщиками и стилистами, и все они стоили дорого. Потом мы просто подводили итог».

    По мере того как сгущалась мистическая атмосфера вокруг бренда Versace, жизнь Донателлы до такой степени стала напоминать помпезную оперу, что могло показаться, будто она специально наняла режиссера для воплощения своих замыслов. Она сама превратилась в раззолоченное подобие персонажа «Маппет-шоу». Едва ли её можно было назвать первой красавицей - к немалому её огорчению, - но она обладала некой таинственной харизмой, благодаря чему всегда была в центре внимания. Обтягивающие топы сочных цветов на молнии, неоново-оранжевый лак для ногтей, зеленовато-жёлтые бикини и туфли на платформе с 12-сантиметровыми каблуками определяли её вызывающий стиль, в котором Лас-Вегас смешивался с Сен-Тропе».

    Дебора Болл, Дом Versace, М., «Слово», 2011 г., с. 154-155.