Завораживающее возвращение пленочной фотографии. Какая фотография лучше – аналоговая или цифровая


Есть несколько извечных вопросов фотографов, ставших риторическими: «Никон или Кэнон?», «Ч/б или цвет?», «Плёнка или цифра?». Давайте подробнее остановимся на последнем.

Когда на смену чёрно-белой плёнки пришла цветная - фотографы её не признавали, считая, что фотография должна быть чёрно-белой. Но прошло время и многие стали снимать только на цветную плёнку, но были и те, кто оставался верен чёрно-белой плёнке. То же самое произошло и цифровой и пленочной фотографией. Сейчас снимать на пленку - удел немногих.

Быстрая и надежная цифровая технология хорошо подходит профессиональным фотографам и тем любителям, кто не хочет тратить слишком много денег, времени и сил на свое увлечение. У плёночной фотографии более длинный и интересный путь к результату, поэтому она больше подходит для творческой съёмки. Плёнка помогает лучше понять основы фотографии, научится пользоваться фотоаппаратом и впустую не щёлкать затвором.

В идеале, хорошо иметь цифровую и пленочную камеры для разных задач - для себя и для дела. Некоторые фотографы придерживаются такого мнения - цифра для клиентов, плёнка - для себя. Но это не говорит о том, что плёнкой нельзя зарабатывать - просто на цифру это делать проще. Скорость, с которой можно получить фото с цифры, стоимость получения фотографии (особенно в электронном виде) в разы превосходят пленку. Поэтому цифра в этом плане куда больше подходит для коммерческой фотографии.

Снимая на цифру репортаж у вас есть возможность сделать 100 снимков, а потом выбрать один. Но на плёнку - вы не сделаете 100 снимков, вам нужно будет выверить каждый снимок, продумать всё до мелочей, продумать всё так, чтобы потом не сожалеть о потраченном в пустую кадре. Плёнка дисциплинирует - заставляет думать, анализировать, оценивать будущий снимок. Она заставляет быть профессиональнее, а значит заставляет расти. Это не значит, что с цифрой не возможен рост - всё во многом зависит от человека.

По скорострельности хорошая плёнка и цифра мало чем отличаются - топовая плёночная и зеркальна камеры Canon выдают по 10 кадров в секунду (EOS 1V и EOS 1D Mark IV).

По разрешению плёнка при наличии хорошего сканера - далеко впереди цифры.

Проявка цветной пленки —сложный процесс. Сейчас найдется не много людей, которые занимаются этим у себя дома. Цветную плёнку отдают в фотолабы. Проявка черно-белой пленки - несложна и увлекательна. Химия дешева и практически нетоксична, поэтому возможна самостоятельная проявка. Подробнее про проявку чёрно-белой плёнки можно почитать здесь

Как ж обстоят дела с пленкой в Барнауле? В последнее время в городе появляется всё больше плёночников. Это своеобразная мода, которая очень стала заметна за последний год. Кто то пытается угнаться замодой, а кого-то привлекают дешёвые советские зеркалки типа Зенит, Киев и т.д.

Многие начинающие фотографы думают, что если взяли плёнко-зеркалку то у них получатся крутые фотографии, но это далеко не так. Они тупо щёлкают даже не разобравшись, что к чему и после пары плёнок бросают это дело. Но есть люди которые постепенно разбираются в азах фотографии и их постепенно затягивает пленочная фотография.

Существует миф о том, что плёночный фотоаппарат стоит дёшево. Это не так - хороший плёночный зеркальный профессиональный фотоаппарат стоит столько же, сколько зеркальный полупроф. цифровой. Приобрести подержанный пленочный фотоаппарат не проблема - есть пара комиссионных магазинов, там можно купить в основном только советские фотоаппараты. Есть так же много объявлений о продаже старых аппаратов. А так же я занимаюсь продажей плёночной фототехники, у меня есть не только советская техника, но заграничная (Германия, Япония) и есть на продажу несколько профессиональных плёночных камер от Nikon и Canon.

Неужели в наше время кто-то еще снимает на пленку? Ведь на дворе 2017 год и цифровые технологии должны были уничтожить аналоговую фотографию… Вполне ожидаемое развитие событий, однако по факту этого не произошло - также, как не ушли в прошлое бумажные книги, ламповая техника и виниловые проигрыватели. Более того, последние годы аналоговая фотография стремительно возвращается в жизнь современных фотографов.

Начиная с начала 2000-х мы только и слышали о том, как умирает пленка. Одна за одной закрывались некогда многочисленные минилабы, а производители день за днем объявляли о снятии с производства пленочных камер и самих пленок. В 2006 году Nikon выпустил последние сканеры (которые и по сей день остаются непревзойденными), примерно в то же время окончательно сгинули оптические печатные машины, уступив место цифровым. Сложно было даже представить, что аналоговая фотография способна еще просуществовать хоть какое-то время.

Однако прошло 10 лет и человечество затосковало по физическому материалу, все больше и больше возвращаясь мыслями и делом к аналоговым технологиям. Постепенно стали появляться новости о возрождении пленочных производств и выходе новых материалов. Поначалу эти новости выглядели как безумие отдельных энтузиастов (что недалеко от правды), но со временем к ним начали подключаться все более громкие бренды.

Возможно, все началось в 2008-ом, именно тогда, когда по законам эволюции все должно было закончиться. В это тяжелое для аналоговой фотографии время возникает компания Impossible, которая выкупает и восстановиает фабрику по производству кассет для Polaroid. Безумный, казалось бы проект, остается живым и активно развивается до сих пор.

Значительный рост интереса к моментальной фотографии также предвосхитила (а возможно, сформировала) компания Fujifilm, которая в 2010-ом году начала с новой силой развивать некогда популярное Instax-направление. На сегодняшний день их продукция завоевала львиную долю рынка моментальной фотографии во всем мире. Ходят слухи, что к 2017 году прибыль Fujifilm от моментальных кассет/камер чуть ле не превысила прибыль от продажи цифровых фотоаппаратов, но это, конечно лишь слухи.

Тем не менее продажи камер Fuji Instax неуклонно ростут, начиная с 2013 года. По итогам 2016 года компания продала более 5 млн. камер. Согласно исследованиям, которые провела Fujifilm и на которые ссылается журнал «European CEO» , основные пользователи камер это представители молодого поколения - те, кто родился и вырос в эпоху цифровых технологий. В этом же источнике указывается, что согласно исследованиям компании Ilford 30% пользователей их фотопленки младше 35 лет, при этом 60% всех пользователей впервые начали снимать на плёнку в последние 5 лет.


Несколькими годами позже, в 2012-ом, в США энтузиасты создают компанию CineStill , которая занялась перепаковкой кинопленки Kodak для нужд фотографов. Стоит отметить, что производство киноматериалов Kodak не останавливал никогда, потому что это основной доход их аналогового подразделения, т.к. для кино пленку закупают километрами.


Создатели CineStill изобрели и запатентовали уникальную технологию удаления сажевого слоя с кинопленок. Это позволило им наладить масштабное пере-производство кинопленок, проявляемых по процессу C-41. В 2016 году CineStill внедрили новые технологии и выпустили среднеформатную кинопленку 120-го типа, которая наравне с узкоформатной 35 мм успешно продается во всем мире через налаженную сеть дистрибуции производимых ими товаров.

Тогда же, в 2012-ом группа других энтузиастов начала восстановление итальянской фабрики Ferrania по производству фотопленки. В 2015 году фабрика выпустила первые пробные партии ч/б фото и кинопленки, в 2016-ом пробные партии пленок Scotch Chrome и Solaris, а в феврале 2017-го объявила о выходе с конвееров первой партии новой ч/б фотопленки P30.

Для того, чтобы стартовать восстановительные работы, Ferrania объявили на Kickstarter’е сбор средств и вместо требуемой суммы $250,000 собрали $322,000.

Еще одна ласточка пропела летом 2013-го, когда компания Ilford впервые открыла лабораторию по проявке и аналоговой печати в Калифорнии. Даже во времена расцвета пленки Ilford ограничивали свою производственную деятельность исключительно Великобританией.

Но основной бум аналоговых технологий начался в 2015-ом, когда новости о возвращении пленочной фотографии стали сыпать как из рога изобилия.

Осенью того года сеть британских драгсторов Boots объявила о старте продаж ч/б пленки Ilford в 450 своих точках.

Вспомним, что Boots позиционируют себя не просто как аптеки, но и магазины товаров самой первой необходимости. Кроме пленок Ilford во всех Boots’ах продаются 35-миллиметровые пленки Fujifilm и Lomography.


Один из магазинов Boots, декабрь 2016 г

В том же году на экраны кинотеатров вышла ставшая уже легендарной «Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино, даже титры для которой делались с помощью ножниц и бумаги. Этот фильм был снят на 65-миллиметровую пленку Kodak Vision 3, а прокатные копии напечатаны в форматах 35 мм и 70 мм. Для демонстрации своей ленты Тарантино восстановил более 50 среднеформатных кинотеатров в США. В России прокат плёночной копии шел в к/т «Октярь» в январе 2016-года и каждый сеанс неизменно набирал полный зал зрителей, желавших оценить качество фильмокопии в отличие от цифрового изображения.


К/ф «Омерзительная восьмерка», 2015

Но Тарантино - не единственный режиссер, снимающий на пленку. В том же 2015-ом году на пленку были сняты многие другие ленты, включая «Звездные войны. Эпизод 7», «Мир юрского периода», «Миссия невыполнима», «Номер 44» (Child 44), «007: Спектр», «Ночной беглец», «Стив Джобс» и т.д.

Возможно, именно благодаря Тарантино и поддержке Голливуда 2015-й год стал переломным для компании Kodak, продажи которой выросли впервые за много лет.


По данным statica.com на середину 2016 года

Следующий, 2016-й год продолжил динамику, подарив миру такие пленочные фильмы, как «Отряд самоубийц», «Ла Ла Ленд», «Джейсон Борн», «Американский мёд», «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», «Специальный полуночный выпуск», «Да здравствует Цезарь!», «Касл», «Джейн берет ружье», «Синг Стрит», «Патерсон» и многие-многие другие.

Казалось бы, причем здесь кино, если речь о фотографии? Дело в том, что производство фотопленок и кинопленок базируется на схожих технологиях и частично на одинаковом оборудовании, поэтому киноиндустрия в значительной степени поддерживает фотоиндустрию.

Любопытно, что на пленку снимаются не только полнометражные ленты, но и сериалы - например, «Во все тяжкие» начиная со 2-го и до последнего сезона в 2013-ом году.


Сериал «Во все тяжкие», 2008-2013

Еще один интересный факт - в том же 2015 году феноменальный рост испытывает рынок виниловых проигрывателей и пластинок. Вот так выглядит график на середину 2016 года согласно данным Ассоциации потребительской электроники Consumer Technology Association
:

В 2016-ом году на аналоговую фотографию вновь обратила внимание компания Leica, которая объявила о начале производства камер моментальной фотографии Leica Sofort, использующей в качестве расходных материалов кассеты Fuji Instax Mini.

Не обошли новости стороной и российское пленочное сообщество. В 2016 году один членов клуба «Дальномер» Денис Кораблев на производственных мощностях одного из заводов военной промышленности (на каком именно, он держит в строгом секрете) начал производство собственной ч/б фотопленки, известной среди любителей как «Тип Д». Он сам разработал эмульсию этой пленки и продолжает ее совершенствовать.

И вот наступает 2017-й, который за первые два месяца приносит сразу несколько свежих новостей из мира аналоговой фотографии.

5 января KODAK объявляет о восстанавлении производства легендарной позитивной фотопленки Kodak Ektachrome , которая была снята с производства в 2012 году. Причина, которая при этом называется - неуклонный рост продаж профессиональных фотопленок на протяжении последних нескольких лет, вызванный всплеском популярности аналоговой фотографии во всем мире. Kodak обещает появление этой пленки на прилавках магазинов в формате 35 mm и Super 8 (кино) уже в IV квартале 2017 года.

В этом же месяце, то есть в январе 2017-го итальянская Film Ferrania доложились о выходе с конвеера первой альфа-партии P30.

А в середине февраля 2017-го французская компания Bergger выпускает свеже-изобретенную фотопленку Pancro400. Эта пленка стала их первой новой разработкой за последние 15 лет, и должна поступить в продажу уже в марте этого года. Обладая классической эмульсией, Pancro400 отличается выгодным расположением антиореольного слоя между подложкой и эмульсией со стороны эмульсии, что в значительной степени снижает переотражения в слоях фотопленки и повышает степень детализации изображения.

В копилку хороших новостей и фактов можно добавить скромную статистику пленочной лаборатории SREDA film lab , которая работает на российском рынке пленочной фотографии с осени 2015 года.

Несмотря на бурное возрождение интереса к аналоговым технологиям во всем мире, конечно, пленочная фотография была и остается уделом узкого круга эстетов, арт-фотографов и прогрессивной молодежи. Однако, количество фотолюбителей, предпочитающих абсолютно непрактичные, но невероятно вдохновляющие процессы аналоговой магии, растет с каждым днем. Вполне возможно, пленочная фотография только начинает свое возрождение, и в ближайшие годы мы увидим нечто весьма неожиданное с точки зрения эволюции развития человечества. Поживем - увидим!

Не забудьте подписаться на аккаунты Творческой лаборатории «СРЕДА» в соцсетях!

10.03.2013

Преимущество пленочной фотографии

В течении последних нескольких лет многие не только профессиональные фотографы, но и фотолюбители все чаще обращаются в сторону пленочной фотографии. Пленки раскупаются нарасхват, во многих фотолабораториях стоят длинные очереди, а адепты цифровой фотографии ведут горячие дискуссии, пытаясь доказать преимущества DSLR системы, над "устаревшими системами" пленочного фотоаппарата. В чем же кроется причина не угасающей популярности пленочной фотографии в нашем современном цифровом мире?

1. Качество. По многим своим возможностям плёнка значительно опережает самую современную цифровую матрицу.
В мире фотографии есть простое правило: чем больше размер матрицы - тем больше информации она сможет зафиксировать, и, естественно, тем информативнее и качественнее получится кадр.
Здесь преимущество пленки на лицо: размер матриц большинства среднестатистических цифровых фотоаппаратов меньше, чем формат самого стандартного кадра 35 мм пленки.
Соответственно, при сканировании пленочной фотографии даже стандартного формата (не говоря уже о пленках большого формата) вы получаете фотографии, по качеству намного превосходящие фотографии, сделанные на цифровом фотоаппарате.

2. Цветопередача. Никто не спорит, что цвета у пленочной фотографии получаются более насыщенными и художественными. Дело в том, что обработка пленочной фотографии происходит автоматически и соответствует параметрам выбранной пленки, а фотография, сделанная на цифровой фотоаппарат - это необработанный, "голый" кадр, цветопередачу которого еще необходимо "подтянуть", хорошо с ней "поиграться" в различных редакторах. Отсюда и возникает видимость того, что цвета только что отсканированной пленочной фотографии изначально более красивые, чем цвета необработанной цифровой фотографии.

3. Шум и зерно. Пленочное зерно и цифровой шум - это понятия принципиально разные по своей природе. В отличии от цифровой, на пленочной фотографии не бывает шума. На ней есть зерно, которое в большинстве случаев только выгодно дополняет изображение, и не в коем случае не вредит цветам.

4. Качество и дешевизна. Пленочные фотоаппараты и оптика в наше время стоят намного дешевле, чем цифровой фотоаппарат и объективы соответствующего уровня. Мало того, множество легендарных, проверенных временем объективов сейчас уже не выпускается, но стоят довольно дешево и пользуются большой популярность даже у ярых защитников цифровой фотографии. Но, к сожалению, не все старые объективы при помощи переходников можно "одеть" на современный цифровой фотоаппарат, да и работают они не так качественно, как на родной пленочной системе.

5. Ощущения. Многие фотографы, снимающие на пленочный фотоаппарат, говорят о некой особой теплоте и жизненности фотографии.
Из-за ограниченности кадров на пленке при съемке на пленочный фотоаппарат приходится дорожить каждым кадром, подходить к композиции, освещению более внимательно и осмысленно. Вы учитесь видеть кадр еще до того, как вы его сделаете. Естественно это дисциплинирует, улучшает навыки и учит снимать более профессионально.

На пленочном фотоаппарате нельзя удалить, просмотреть получившиеся кадры. Это вносит некую таинственность в процесс съемки, и приносит незабываемую радость от удачно сделанных фотографий.

Снимать на плёнку, когда балом правит цифровая фотография - что это? Архаизм? Откровенное фрондёрство? Или это стиль жизни и творчества?

Думаю, у каждого есть своё определение плёночной фотографии в современном мире, но это никак не может повлиять на факт её существования. Несмотря на многочисленные предсказания ухода плёнки с фотографической сцены количество её приверженцев растёт.

Когда я начинал заниматься фотографией, само понятие «аналоговая фотография» не существовало. Фотография была просто фотографией. Иного способа получить фотографическое изображение, кроме как снять объект или событие на фотоплёнку, проявить её и напечатать на фотобумаге просто не было. Но прогресс не стоит на месте, и сегодня появилось поколение фотографов, никогда не снимавших на плёнку. «Да и зачем вся эта возня с плёнками да химикатами», - логично размышляет цифровой фотограф. На самом деле всё не так просто.

Фотографы всегда стремились поскорее увидеть результат съёмки, хотя бы предварительный. Но всё что у них было до цифры - Polaroid со всеми его минусами.

Возможность моментального получения изображения и быстрого просмотра отснятого материала - основная заслуга цифровой фотографии. Что делает цифровой фотограф после короткой серии снимков? Правильно - просматривает отснятые кадры. Мечта фотографов сбылась? Да!

Однако, ни в коем случае не покушаясь на очевидные достоинства цифровой фотографии, вынужден констатировать: цифра напрочь лишила фотографию некоей магии, тайны… и ответственного к ней отношения. Возможность существенной коррекции и лёгкого качественного монтажа на компьютере расхолаживает человека с цифровой камерой донельзя.

С приходом цифры фотографы шутили: щёлкнул, посмотрел, удалил… К сожалению, съёмка действительно превратилась в бесконечный процесс просмотра и удаления никчёмных изображений. Но это уже мало похоже на фотографию.

Привычная поза современного фотографа. На просмотр отснятого материала мы стали тратить слишком много времени. Может, лучше тратить его на создание фотографий?

Если вы снимаете на цифру, и вам никогда не доводилось работать с плёнкой, попробуйте на ближайшей съёмке встать на место плёночного фотографа. Выключите дисплей камеры, визируйте только через видоискатель. Жёстко ограничьте себя количеством кадров, например 180 (ровно столько умещается на 5 роликах 35-мм плёнки, и примерно с таким запасом любой репортёр спокойно отправлялся на задание). Ни в коем случае не просматривайте и не удаляйте только что отснятые кадры: вы же наверняка считаете себя хорошим фотографом, так зачем сомневаться в результате? Отложите столь приятное занятие, как просмотр готовых шедевров, до следующего утра или хотя бы до конца съёмки.

Уверен, большинство из фотографов цифрового поколения на такой эксперимент даже не решится, особенно когда речь идёт о коммерческом заказе.

Сегодняшним фотографам, которые получают качественное цветное (!!!) изображение простым нажатием на кнопку, процесс создания аналоговой, даже чёрно-белой фотографии может показаться невероятно сложным. Но эти сложности как раз и воспитывают взвешенный подход к каждому кадру, учат внимательно относиться к мелочам.

Опыт съёмки на плёнку поможет оптимизировать работу с цифровой камерой. Поверьте, просмотр десятков и сотен одинаковых цифровых изображений на мониторе после съёмки, на которой вы жали на кнопку, не считая кадры, отнимает у вас не только время… А уж многочасовая возня в Photoshop с целью исправления явных ошибок, допущенных при съёмке, может оказаться значительно дольше чем процесс проявки и печати грамотного аналогового снимка.

И если это не убеждает, вот вам аргумент с которым спорить бессмысленно. Шарм ручного отпечатка на барритовой бумаге - тема для высокой литературы. Факт: при ручной печати с негатива невозможно сделать два идентичных отпечатка. Каждый такой отпечаток - уникален! А если он ещё напечатан лично автором, то цена его существенно возрастает. Вспомните, разве не ради создания шедевров вы взяли в руки камеру?

Ну что, не терпится наконец-то заняться созданием действительно нетленных произведений? Тогда начнём с выбора достойного инструмента.

Определяемся с форматом

Два основных формата фотоплёнки. Средний - тип 120 (слева), и узкая плёнка - тип 135, формат 35 мм (справа).

Прежде чем начать выбирать аналоговую фотокамеру, необходимо определиться, с каким форматом плёнки вы будете работать, так как от этого зависит и выбор камеры. Конечно, можно идти и от обратного, сначала выбрав подходящую камеру. Но лучше заранее знать, на что вы себя обрекаете, так как именно формат кадра определяет и качество снимка, и, что важно, стиль съёмки. Тут стоит отметить момент, о котором в цифровой фотографии никто не задумывается - себестоимость кадра.

«Клиент, снимающийся на Polaroid, моргает за свой счёт». Когда-то фотографы вежливо смеялись над этой правдой жизни, так как стоимость каждого полароидного снимка была невероятно высока в сравнении с привычной плёнкой. Сегодня времена изменились. Увы, каждое нажатие на спуск затвора автоматически списывает деньги со счёта плёночного фотографа. Помните: чем больше формат кадра, тем дороже он обходится.

Фотоплёнка бывает трёх видов: чёрно-белый негатив, цветной негатив и цветной слайд (чёрно-белый слайд и раньше был редким явлением, а сегодня и вовсе исчезает с прилавков). Об особенностях негативов и диапозитивов-слайдов мы обстоятельно поговорим позже, а сейчас разберёмся в плёночных форматах.

Оставив в стороне листовые материалы большого формата (9×12 и более), вы увидите, что фактически плёнка существует двух форматов:

  • тип 135, формат 35 мм
  • тип 120, средний формат

Формат 35 мм, тип 135, (узкая плёнка)


Узкая фотоплёнка продаётся роликами в светонепроницаемых кассетах. Кассеты с плёнкой находятся в герметичных пластиковых коробочках, надёжно защищающих плёнку от влаги и пыли.

Самый распространённый формат плёнки, так как использовался и профессионалами, и фотолюбителями. Сочетает необходимое качество, компактность, оперативность, минимальную себестоимость конечного кадра и большое количество кадров на одном ролике. Стандартный размер кадра - 24×36 мм. Количество кадров на ролике - 36 (в зависимости от камеры и способа зарядки на стандартном ролике может помещаться 37-38 кадров, но подробнее об этом позже).

Конечно, были и есть камеры с размером кадра 24×65, 24×18, 24×24 или даже 24×32 мм, но сегодня оставим нестандартные варианты в стороне.

Плёнка формата 35 мм выпускалась компанией Eastman Kodak с 1916 года, однако как таковой тип 135 (35-мм плёнка в стандартной кассете) появился лишь в 1934 году - благодаря набравшим заметную популярность камерам Leica, конкурировавшим с ними камерам Contax и самой компании Kodak, решившей выйти на рынок массовых киноплёночных фотоаппаратов. Но прежде всего именно благодаря невероятно компактным для 30-х годов прошлого века камерам Leica формат 35-мм киноплёнки с размером кадра 24×36 мм стал стандартом в фотографии, и не только плёночной.

Узкая плёнка продаётся роликами в светонепроницаемых кассетах. После того как плёнка отснята, она перематывается обратно в кассету, что позволяет оперативно перезаряжать камеру в любых световых условиях.

35-мм фотоплёнка продаётся не только в кассетах, но и в рулонах по 17 и 30,5 метров.

Плёнку 35 мм можно покупать в рулонах по 17 и 30,5 метров, и самостоятельно наматывать её в многоразовые кассеты. Какой смысл?

Во-первых, кадр станет существенно дешевле (практически вдвое). Во-вторых, в кассету можно наматывать чуть больше плёнки, увеличив количество кадров на ролике до 40, а в плёночной фотографии каждый кадр имеет не только денежную стоимость.

Средний формат, тип 120/220 (широкая плёнка)

Среднеформатная (широкая) плёнка продаётся в роликах, закрытых светонепроницаемым бумажным ракордом. Ролики находятся в запечатанных герметичных пакетах и упакованы в коробки.

Широкая плёнка - удел профессиональных фотографов. Именно такой имидж был у этого формата во второй половине ХХ века. Почему? Об этом чуть ниже, а сейчас посмотрим, что даёт нам этот формат. Прежде всего - качество, которое обеспечивается большим размером кадра, и, в неменьшей степени, оптическими особенностями объективов камер среднего формата.

Широкая плёнка бывает двух типов: 120 и 220 (количество кадров в два раза больше). Количество кадров зависит от формата кадра используемой камеры: на одном ролике плёнки типа 120 поместятся 8/10/12/16 кадров форматов 6×9, 6×7, 6×6 и 6×4,5 см соответственно.

Широкая плёнка продаётся в роликах, закрытых светонепроницаемым бумажным ракордом, точнее бумажный ракорд служит защитным слоем по всей длине плёнки. У плёнки типа 220 для сохранения объёма ролика при увеличенном количестве кадров защитный ракорд приклеен к началу и концу ролика. Плёнка типа 220 практически исчезла из продажи.

Во время съёмки широкая плёнка наматывается на приёмный ролик, который и вынимается после съёмки. Перезаряжать среднеформатную камеру при прямом солнечном свете не рекомендуется, есть риск засветить края плёнки.

Ну что же, с особенностями плёночных форматов мы познакомились. Пора посмотреть на плёночные камеры.

Производители камер лишь около 15 лет назад подвели нас к заре цифровой фотографии. Поползли слухи, что пленка умерла. Хотя большинство профессионалов перешли от пленки к «цифре», пленка все еще остается очень популярным форматом, который стоит изучения.

С чего начать работу с пленкой

Для тех, кто втянулся в фотографию лишь недавно, пленка может показаться устаревшим форматом, который более не имеет смысла. Но я не собираюсь посвятить остаток статьи попыткам сравнить цифровую и пленочную фотографию, дабы переубедить вас! Для них требуются различные техники, но многое из того, что вы узнаете через пленочную фотографию, может помочь вам в работе с «цифрой».

Хотя мой фотографический опыт начался с цифровой камеры, только когда я однажды взял в руки пленочный аппарат, я действительно начал понимать, что такое ISO, экспозиция, диафрагма и затраты времени на то, чтобы получить правильный снимок!

Пленка и «цифра»

Хотя выбор между пленочной и цифровой камерой всегда остается за фотографом, в пленочной фотографии есть несколько фундаментальных элементов, которые я считаю серьезными преимуществами ее перед цифровой. С пленочной камерой всю работу делаете вы сами, так что вы обязаны понимать физический процесс создания кадра и должны корректно настраивать экспозицию.

Там нет возможности щелкнуть на кнопочку, посмотреть на дисплей и попытаться снова. Для меня это значит, что я гораздо сильнее вовлечен в процесс создания снимков. Я также знаю, что электронные мозги цифровой камеры не сделают за меня всю работу.


Затраты

Цена также заслуживает рассмотрения. Многие люди считают, что пленочная фотография гораздо более затратна из-за необходимости покупать пленку и платить за проявку и печать, но хорошая пленочная камера останется с вами на всю жизнь. Мой старенький Pentax старше, чем я сам, а работает прекрасно и не собирается устаревать.

В случае с цифровыми камерами обновление происходит практически ежегодно. Производители стремятся сделать так, чтобы вы шли в ногу с технологией, имели больше пикселей, новейшие характеристики и наирезчайшие кадры. Конечно, эти обновления очень полезны, но в итоге выливаются в дополнительные траты.


Форматы пленки

Существует несколько разных видов пленки, подходящих для разных целей. Основные типы - негативная (черно-белая и цветная) и обращаемая (слайдовая). Наиболее популярная размерность пленки - 35 мм. Многие однообъективные зеркальные фотоаппараты (SLR) и дальномерные камеры используют этот тип пленки. Она обычно продается в виде катушек на 24 или 36 кадров.

Два других основных формата - среднеформатная пленка и широкоформатная пленка. Среднеформатная пленка намного больше 35-мм пленки и предназначена для среднеформатных камер. Считается, что средний формат обеспечивает лучшее качество, чем 35мм, и потому все еще используется многими профессиональными фотографами. Она бывает 120 или 220 формата.

Почти все среднеформатные камеры могут работать с 120 форматом, т.к. эта пленка покрыта слоем непрозрачной бумаги по всей длине (ракорд). Пленка 220 нет, она покрыта бумагой только в начале и в конце, так что только некоторые камеры могут с ней работать, но отсутствие ракорда по всей длине позволяет включить в катушку больше пленки, если быть точным, в 2 раза больше.

Широкоформатная пленка отличается от 35мм и среднеформатной тем, что она выпускается в отдельных листах 4 x 5 дюймов (или даже больше), и заправляется в специальные держатели для пленки. Заправляться она должна в темноте. В каждый держатель помещается только два кадра. Традиционный фотожилет со всеми этими карманами изначально был создан для пользователей большого формата. Вам действительно нужно много карманов, чтобы распихать все эти держатели для пленки.

Типы пленки

Когда вы определились, с каким форматом вы будете работать, вам нужно выбрать из множества доступных видов пленки. Помимо типов, упомянутых выше, такие компании как Fuji, Ilford, Kodak и Agfa выпускают огромное разнообразие пленок. Каждая имеет разные возможности в зависимости от светочувствительности, назначения и контраста.

На эту тему можно написать отдельную статью, но прежде чем вы поспешите покупать кучу катушек, ознакомьтесь с описанием на веб-сайте производителя пленки, чтобы понять, какая из них больше соответствует вашим потребностям. Также постарайтесь не использовать самую дешевую пленку; если у вас есть хорошая камера, и вы хотите получить потрясающие снимки, тогда стоит использовать пленку профессионального качества.


Пленочные камеры

Если вы погружаетесь в царство пленочной фотографии, вы столкнетесь с выбором пленочной камеры. Так же, как и в мире цифровой фотографии, существуют разные виды камер для разных целей. Наиболее популярные камеры, как я и упоминал выше, это 35мм. Они выпускаются в диапазоне от автоматических «мыльниц» и простых (но профессиональных) дальномерных камер до SLR камер с полным ручным (или полностью автоматизированным) управлением.

Дальше идут среднеформатные камеры, которые немного более громоздки, зато с их помощью можно создавать бóльшие кадры с более высоким «разрешением». Если вы действительно хотите начать с чего попроще, вы можете даже попробовать Lomo или игрушечную камеру, очень модные на сегодняшний день и сконструированные так, чтобы ими было очень легко пользоваться.

Терпение, дисциплина и правильные настройки

Одно из основных отличий между съемкой на цифру и на пленку состоит в том, что в случае с пленкой у вас нет возможности оценить ваши кадры во время работы. Некоторым из вас может быть тяжело к этому привыкнуть. Вы больше не сможете использовать метод проб и ошибок. Мне кажется, это неплохо.

Когда вы снимаете на пленку, вам нужно потратить немного больше времени, чтобы убедиться, что вы настроили экспозицию корректно, в соответствии с доступным светом, для чего очень полезен будет экспонометр. Вам нужно будет проверить, что вы выстроили композицию именно так, как вы хотите, и что вы будете довольны снимком, который собираетесь сделать. Для всего этого вам необходимо хорошо разбираться в своей камере. Так что убедитесь, что ознакомились с инструкцией или потратили достаточно времени на ее освоение.

Дисциплина и терпение приведут к тому, что гораздо больший процент сделанных вами пленочных кадров будет хорошего качества, а практика помогла мне значительно улучшить мою фотографию в целом, поскольку я стал тратить на каждый кадр время, а не просто щелкать в надежде, что получу тот снимок, который мне хотелось.


Проявка

Когда вы отсняли пленку, вам нужно набраться терпения до того, как вы сможете увидеть результат. Для меня это часть удовольствия. Когда вы решите проявить пленку, убедитесь, что делаете это правильно. Если вы не знакомы с процессом проявки, или у вас нет для этого ресурсов, отнесите его в лабораторию, чтобы ее проявили за вас.

Помните, что если вы доверяете кому-то проявку своих пленок, лучше отнесите ее туда, где, вы уверены, с ней обойдутся аккуратно, вместо того чтобы заплатить пару долларов в местной лавочке. Если есть возможность, попробуйте научиться проявлять самостоятельно. Это очень важная часть пленочной фотографии, и это обеспечит вам как фотографу гораздо более высокий уровень контроля над результатом.


Сканирование и загрузка в интернет

Когда вы получите отпечатки, вам, скорее всего, захочется как-нибудь перенести их в компьютер. Некоторые фотолаборатории смогут записать для вас фотографии на диск, но, пожалуйста, не рассматривайте это как альтернативу отпечаткам. Это сильно ослабит весь процесс. Это волшебный момент, когда вы впервые просматриваете ваши новые отпечатки.

После этого вы также сможете отсканировать кадры, чтобы сохранить их в компьютере, что в общем здорово, только помните, что плохой сканер сильно повредит качеству изображений. После сканирования вы сможете загрузить ваши новые красивые пленочные кадры в интернет и показать миру, как здорово они выглядят. И не нужно просто оставлять отпечатки пылиться где-нибудь в коробке!


Творческий подход

Теперь ваша очередь дать шанс пленочной фотографии. Надеюсь, вы стали лучше понимать, что такое пленочная фотография, но есть еще множество вещей, которые вам только предстоит узнать. Попробуйте заполучить пленочный фотоаппарат. Сэкономьте пару пенни и найдите один на Ebay, или пойдите и поищите на чердаке в доме родителей.

Вы можете отправиться на съемку с цифровой и пленочной камерой, и испытать оба варианта в одно время. Сравните результаты и продолжайте экспериментировать с пленкой. Скоро вы будете готовы попробовать самостоятельную обработку результатов своих экспериментов!