Патриарх Иерусалимский Феофил III: «Частные лица… не могут диктовать Патриархату, что делать. Низложенный иерусалимский патриарх за заключенными дверями

Во вторник главы и представители поместных православных церквей приняли решение о смещении патриарха Иерусалимского Иринея I. Причиной отставки главы одной из самых древних православных церквей стало обвинение Иринея I в продаже зданий, принадлежащих Иерусалимскому патриархату. Внутрицерковный конфликт обрел отчетливые политические черты.

Скандал, связанный с именем патриарха Иерусалимского Иринея I, разразился в середине марта, когда израильским СМИ стали известны подробности сделки, касающейся собственности Иерусалимского патриархата на Святой земле. Два отеля в старой части Иерусалима и земельные участки, на которых они расположены, были сданы в долгосрочную аренду (до 199 лет) еврейской компании. Большинство православных арабов Святой земли, которые являются паствой Иерусалимской церкви (при том что большинство иерархов - греки по происхождению), восприняли факт продажи земли в Восточном Иерусалиме, населенном преимущественно арабами, как "предательство". Суть дела в том, что Иерусалим является яблоком раздора между палестинцами и израильтянами: палестинцы считают, что он должен стать столицей независимого палестинского государства, израильтяне же считают своей столицей весь Иерусалим, включая его арабскую часть.

В конце марта генеральный секретарь Иерусалимской патриархии архиепископ Аристарх призвал патриарха Иринея уйти в отставку. "После долгих раздумий и с чувством глубокой скорби я заявляю, что патриарх Иерусалимский должен оставить кафедру, чтобы патриархат мог вернуть себе авторитет и продолжать нести миссию в Святой земле", - заявил архиепископ Аристарх. Сам патриарх Ириней отрицает обвинения в свой адрес, перекладывая всю вину за случившееся на бывшего финансового менеджера патриархии Никоса Пападимаса.

6 мая синод Иерусалимской церкви большинством голосов низложил патриарха Иринея. "Достигнув предельно критической ситуации в нашей Иерусалимской патриархии, мы пришли к окончательному решению низложить патриарха Иринея и постановили считать его лишенным Иерусалимского патриаршего престола", - говорится в письме, адресованном главам всех поместных православных церквей. После низложения Иринея оперативное управление церковью взял на себя временный комитет в составе трех митрополитов: Кесарийского - Василия, Петрского - Корнилия и Капитолиадского - Исихия.

По правилам отставку Иерусалимского патриарха должны одобрить правительства Израиля, Иордании и Палестины. 11 мая палестинское руководство это сделало официально. На прошлой неделе соответствующий декрет издал и король Иордании Абдалла II. Израильское правительство, по сути дела, не стало бороться за низложенного главу Иерусалимской патриархии, заявив, что не станет вмешиваться во внутрицерковные дела.

После решения синода иерархи Иерусалимской церкви обратились за помощью к Вселенскому Константинопольскому патриарху Варфоломею, который на прошлой неделе призвал низложенного патриарха Иринея оставить свой пост "ради мира в церкви и его собственного достоинства". Но Ириней не согласился добровольно оставить патриаршую кафедру, поэтому для урегулирования ситуации 17 мая было принято решение созвать 24 мая Всеправославный собор в Стамбуле, который и должен был
решить судьбу патриарха. Русскую православную церковь на соборе представляли митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, епископ Егорьевский Марк и протоиерей Николай Балашов.

Собравшись в кафедральном соборе Святого Георгия Победоносца в Фанаре, представители поместных православных церквей утвердили низложение патриарха Иринея. "Собор представителей православных церквей, собравшийся в Константинополе, обсудив положение в Иерусалимской церкви, призвал блаженнейшего патриарха Иринея ради церковного мира пожертвовать собой и уйти в добровольную отставку, - рассказал Ъ епископ Егорьевский Марк. - Но патриарх Ириней отказался, тогда Собор признал решение синода о низложении своего предстоятеля".

Почти все православные иерархи высказались за низложение патриарха Иринея. Поддержал его только представитель Грузинской церкви, а представители Антиохийского патриархата и Польской православной церкви воздержались. Теперь, по словам владыки Марка, начнется процесс избрания местоблюстителя патриаршего престола, а затем и патриарха. По мнению главного редактора православного журнала "К Единству!" Дениса Алексеева, наибольшие шансы стать новым первоиерархом Иерусалимской церкви имеет архиепископ Тиранский и всея Албании Анастасий, который станет компромиссной фигурой для греков, арабов и израильтян.

Правда, сам низложенный патриарх сдаваться не собирается и не признает решение Собора. Как сообщил его адвокат Францискос Рагуссис, патриарх Ириней намерен обратиться в международные судебные инстанции - Европейский суд по правам человека и даже ООН.

ВНИМАНИЕ! ПАТРИАРХА-ИСПОВЕДНИКА ИРИНЕЯ СТРЕМЯТСЯ УНИЧТОЖИТЬ (видео )

Дорогие отцы, братья и сестры!

.

Иерусалимский Патриарх Ириней не подписал в марте 2016 года, как этого требовали экуменисты-захватчики Иерусалимской Церкви, отказ от патриаршества. За это его начали уничтожать физически. Редакция сайта «Москва третий Рим» получила свидетельства от близких ему людей и о грозящей Патриарху-исповеднику опасности.

Просим всех, буквально всех наших отцов, братьев и сестер, возносить молитвы о мученике и исповеднике Патриархе Иерусалимском Иринее! Господи помилуй верного раба Твоего и Господина нашего Патриарха Ириней! Господи, защити и изми из лап антихристовых слуг исповедника Иринея! Помоги нам Господи!

Отцы, братья и сестры!

Ниже размещена видеозапись, которую смонтировали редакторы сайта «Москва третий Рим», она состоит из фрагментов видеосъемок, присланных из Иерусалима. Видеофильм повествует о творящемся ныне на Святой Земле беззаконии в отношении Патриарха Иринея.

В настоящее время Патриарх Ириней находится в очень тяжелом физическом и психическом состоянии. Причем буквально недавно он пребывал в бодром состоянии духа и практически в полном физическом здравии, встречался с паломниками, священниками и никто не замечал в его поведении и внешнем виде чего-либо неадекватного или странного.

В марте 2016 года во время встречи с самозванцем-экуменистом Феофилом последний требовал от Патриарха Иринея подписать согласие с тем, что Патриархом является слуга антихриста – Феофил. Патриарх Ириней категорически отказался и заявил, что он является каноническим Патриархом, а не самозванец Феофил.

Встреча Патриарха Иринея с самозваным патриархом-экуменистом Феофилом (март-2016 г.)

После этого отказа, а также накануне Волчьего Собора, который критиковал Патриарх Ириней (см. ссылку ), врагами Церкви и Христа было принято решение уничтожить Исповедника-Патриарха, но не сразу, а постепенно, чтобы в народе не возникло подозрение об умышленном убийстве заговорщиками доброго пастыря. Нет сомнений, что сейчас на Патриарха Иринея оказывается сильнейшее воздействие: предположительно химическое, психическое, психотропное или все вместе взятое.

В фильме отснят сюжет, как Патриарх Ириней смотрит вниз и создается четкое ощущение, что он с трудом понимает, что происходит. Он силится сложить пальцы для благословения, но у него это не получается. Как же больно на это смотреть! Далее ближайшая к нему м.Фотина рассказывает о том, свидетелем чего она явилась сама. Несомненно, что эти заговорщики и слуги диавола его намеренно губят.

Господи! Запрети врагам Твоим издеваться и губить нашего родного и любимого Патриарха Иринея! Помоги нам! Вразуми, как нам поступить в этой ситуации! Спаси и сохрани Твоего верного Пастыря Иринея!

Рассказ р.Б. Ростислава

Последняя встреча в гостях у патриарха Иринея

.
Зимой после возвращения Патриарха Иринея из клиники режим его содержания несколько смягчился, и к нему можно было попасть на встречу. Открыли заветную дверь внутри патриархии, которую мы видим в фильме Галины Царевой «Молчанием предается Бог», за которой благословляет Патриарх Ириней.

Объясняется это, прежде всего, широким резонансом, который прошел в СМИ по поводу попадания Патриарха Иринея в больницу Израиля. Феофил делает вид, что он Патриарха Иринея не держит взаперти, но это не так. Все под контролем.

Впервые за 8 лет к нему попадают близкие и паломники. Наконец смогла по-человечески пообщаться со своим духовником мать Фотина. На улицу впервые выходит сам Патриарх Ириней. Ему всюду кричат «Аксиос» и просят благословения. Никто не считает его бывшим или простым монахом, кроме, конечно, подчиненных главному пирату, захватившему Корабль-Церковь Иерусалима, предводителю Феофилу. Но и среди подчиненных немало сочувствующих и по-настоящему любящих Блаженнейшего Иринея. На воротах с арабами-секьюрити часто дежурит о. Мелетий. Он помогает паломникам попадать к патриарху-узнику за благословением. Патриарх Ириней снова стал служить.

.
Но все меняется после посещения Патриархом Иринеем дня рождения Феофила. Верные псы Феофила доносят на о. Мелетия, и его переводят подальше от патриархии с запретом появляться у патриарха Иринея. Заветная дверь запирается и к патриарху Иринею строго настрого приказано никого не пускать. Приехали к Патриарху паломники на конец Великого поста в предвкушении счастливой Пасхи. Среди них и мы.

Наша настоящая мечта – попасть на Благодатный Огонь не на Гроб Господень, а к патриарху Иринею, чтобы со своим Патриархом, Златоустом нашего времени, мучеником и исповедником встретить Святой Свет. Так это делали счастливые паломники из Египта и Сербии, которые были свидетелями, как в домовом храме Патриарха Иринея на Пасху сходит Благодатный Огонь и сами вспыхивают свечи у присутствующих паломников.

.
Матушка Фотина привела паломников из разных стран, надеясь на чудо, что ей удастся как-нибудь провести всех к Патриарху. Она еще сама не знает, как это произойдет, чтобы можно было так много людей беспрепятственно провести к Патриарху Иринею после недавнего усиления режима контроля посещаемости. Предварительно договариваются с Блаженнейшим Иринеем, который должен будет сам выйти к двери и открыть ключом дверь гостям. Задача м.Фотины только подвести их к этой двери. Но это самая тяжелая задача, ведь охранники туда не пропускают никого.

.
Кто-то предварительно отомкнул дверь или просто забыли её замкнуть по милости Божией. М.Фотина обнаружила, что секьюрити нет на месте. Она быстро скомандовала, и все, кого предварительно со всех концов Израиля собрала матушка, легко прошмыгнули к Владыке под благословение. Это было настоящее чудо! Мы потом целый месяц пытались провернуть тот же трюк, но нам даже не удавалось подойти к заветной двери, которая потом очевидно уже была замкнута. Нам не представилась даже возможность дернуть за ручку, чтобы проверить так это или нет.

.
Среди счастливчиков, попавших к Патриарху с визитом, были паломники из Германии, из Японии молодые православные японцы, монахини из Украины, священники из РПЦЗ, не соединившиеся с РПЦ МП, паломники из России, Болгарии и Греции.

.
Мать Фотина по-хозяйски осмотрела, всегда чистую и уютную, большую приемную Патриарха. Осмотрела кухню и увидела, что продуктов у Патриарха почти нет. Холодильник был бы пустым, если бы она не поставила там принесенные нами продукты. Еще раз она убедилась, что отправленные через араба продукты до Патриарха не доходят почти совсем.

Она что-то почувствовала, но не могла отчетливо понять, что ее тревожит. Присмотревшись к Владыке, она заметила, что он как-то неестественно выглядит, но отогнала плохие мысли прочь. Стала говорить по делу, ведь время для свидания ограничено.

.
«Владыко, вы мне просфору дадите?» «Нет», – последовал ответ. «Вам просфоры нужны?» – спросила она, ведь Патриарх регулярно служит. «Нет» – опять последовал ответ. «Вы сейчас не служите?» – «Нет» – совсем обескуражил ее ответ. Она подумала, – что-то не ладно с ним! Он давно не служил, раз просфору не дает, и не будет служить, раз просфоры не взял! Тревога не покидала ее.

.
Она села с ним рядом. Паломники суетились вокруг, кто-то брал благословение, кто-то фотографировал, кто-то дописывал записки. Матушка спрашивала Патриарха дальше. «Как Ваше здоровье?» «Вы себя хорошо чувствуете?» Он не отвечал. Она перевела на английский, на греческий. Ответа не последовало. Потом спросила опять по-русски: «Владыка, у вас со здоровьем все в порядке? Я не расслышала Вас». Ответ последовал: «Да». Она уточнила: «Вы себя хорошо чувствуете?» Он ответил: «Да».

Он взял её за руку и незаметно для всех крепко-крепко сжал её, как будто что-то хотел сказать этим только ей. Она не успокаивалась: «Владыка, у Вас все нормально?» Ответ последовал сразу: «Да». И он сжал ей руку так сильно, что ей было так больно, что она прекратила расспрашивать далее. Она терпела и не подавала виду, что испытывает боль. Она поняла, что он хочет ей что-то сказать, но не может, не знает, как сказать или сомневается, стоит ли что-то объяснять. Когда словами и не передать, что тут происходит…

.
И Патриарх долго держал ее за руку. Она поняла, что он все сказал. Она вспомнила, что ей надо взять благословение. Ведь это надо сделать именно сейчас. Кто может дать гарантию, что они смогут встретиться на Пасху. «Владыка, мне надо скоро будет уезжать в Австралию! Вы меня благословите? Я Вам говорила, мне необходимо уехать в Австралию!» Он молчит. Она попыталась сказать по-английски: «Я не уверена, что вернусь, у меня билет только в один конец. Но я могу уехать только с Вашего разрешения. Итак, Вы отпустите меня или нет? Я жду вашего ответа. Да или нет?» – отчеканила она на чистом британском диалекте. Он ей ответил по-русски: «Но ты вернешься обратно!» И ей стало легче.

Она совсем его не узнавала. Ей показалась, он прекратил понимать языки. Она за более чем 15 лет такого его еще не видела: “Да-Нет” – и весь разговор. Чтобы Патриарх Ириней так разговаривал? Его как-будто чем-то опоили. Определенно что-то не так, он даже не служит, совсем чувствует себя плохо. Только крайне тяжелое состояние может ему мешать служить, без службы он не живет. Значит, он настолько плох… Но он ее благословил! И даже предсказывает, что она благополучно вернется. Его слова всегда сбываются как закон. Она это знает. Он никогда не ошибается. Но что такое происходит? М.Фотина взмолилась: «Господи! Дай знак, что происходит».

.
Вдруг двери квартиры Патриарха открываются извне, и в его покои заходит араб Обумар. Он проходит в зал и с удивлением обходит всех присутствующих. Остановившись взглядом на м.Фотине, он задает ей вопрос по-английски: «А как вы все смогли пройти сюда такой толпой? Кто вас провел?» Матушка отвечает ему: «Я провела. А как проходишь ты сюда? У тебя, что есть свои ключи?» «Да!» – как бы само собой разумеющееся отвечает араб. «И от первой двери у тебя свой ключ?» – полюбопытствовала матушка. «Ну да, конечно, я ведь кормлю его каждый день». И откуда только столько ему доверия, если Феофил выдал ему собственные ключи от всех дверей? И охрана пропускает его беспрепятственно. Вскоре все попрощались с Патриархом и удалились, оставив охрану удивленной, как столько народу могло пройти незаметно.

.
После посещения Патриарха м.Фотина никак не могла прийти в себя. Что происходит? Всегда жизнерадостный и темпераментный Патриарх показался ей неподвижной куклой, еле отвечающий «да-нет». Но он все прекрасно понимает, и ему известно, что с ним происходит. Только вот более никому неизвестно, что же происходит в покоях Патриарха, в которых он поневоле уже сидит заложником 11 лет. У нее из головы не выходит пустой холодильник… Это значит, что Патриарх может есть только то, что принесет ему сегодня этот араб? А к чему такие неудобства, ведь удобнее же когда полностью холодильник забит и можно лишний раз не беспокоить старца?

.
Как патриарха Иринея обложили со всех сторон на Пасху 2016, не допустив к нему народ, а так же о схождении Благодатного Огня в келье Патриарха Феофила и несхождении Благодатного Огня в 2016 году на Гроб Господень

.
В 2006 и 2007 годах к Патриарху Иринею смело можно было пройти без препятствий. Он спокойно служил себе в храме святой Феклы, который находится рядом с его кельей, и в котором алтарь настолько мал, что между Царскими вратами и Престолом почти нет места. Но Патриарх Ириней там служил так благодатно, что паломники никогда не хотели его покидать и целыми сутками дежурили у него. А когда Благодатный Огонь по молитвам Блаженнейшего Иринея сходил одновременно у него в келье и на Гробе Господнем , присутствующие это видели и были в восторге от такого великолепного явления.

.
Заговорщикам это сильно не нравилось. По городу шли слухи, что настоящий Патриарх теперь не в Храме Гроба, а в своем домашнем храме Благодатный Огонь вымаливает. И когда драгоман добегал до патриаршего храма, то недоумевал, как его люди уже с Огнем встречали. И в 2008 году они храм совсем закрыли, и Патриарх больше в нем служить не мог.

.
В этом году очевидцы вспоминают, как отчаянные верующие, уцепившись за дверь у Патриарха, были сильно избиты полицией. Одному африканцу и сербке, которые, не взирая на пинки и удары, рук не разомкнули, все же удалось остаться у Патриарха Иринея в этом году на молитве. И бедный этот христианин, плача и рыдая, был утешен Господом чудом. Во время молитвы, изломанные полицейскими свечи в его пучке вдруг сами зажглись! И это тогда, когда в этом же, 2016 году на самом Гробе Господнем во всем храме ни у кого уже ни одна свеча сама не воспламенилась !

.
В храме же на Гробе Господнем наши паломники попрятались в храме Константина и Елены, чтобы попасть на ночную службу и получение Благодатного огня. Но Феофил дал распоряжение всех выгнать. Ночью в храм ворвались полицейские с оружием и собаками, обошли весь храм и заходили с собаками даже в алтарь. Люди были шокированы – ведь это патриарший храм, как может «патриарх» посылать туда евреев-полицейских, чтобы они выгоняли людей, да еще и входили в храм с собаками? Понятно, что после такого осквернения храм не стали освящать заново. Никому это уже не стало важным, что собаки в храме и в алтаре. Для отступника Феофила это не страшно и не важно.

.

В годы своего служения Патриарх Ириней строго-настрого запрещал полицейским выгонять людей из Храма Гроба Господня. А когда узнавал, что полиция все-таки будет выгонять, то молился в храме до утра, чтобы паломники могли прибывать в храме. До прихода Феофила было железное правило: кто из паломников оставался на ночь в Храме, тот оставался там до Схождения Благодатного Огня. Сейчас Феофил дает указ выгонять всех.

.
В Великую Субботу Старый город полиция обложила так, что о посещении Патриарха Иринея никто и мечтать не мог. Матушка Фотина сказала, и мы это тоже наблюдали, что в этом году на схождении Благодатного Огня не было ни одного всполоха, не загорелась в храме ни одна лампадка, тем более не зажигался ни у кого огонь сам . Это можно увидеть и в репортаже телеканала НТВ о схождении Благодатного Огня в 2016 г.

.
Мне хорошо знакомый оператор телеканала НТВ сказал, что действительно, когда служил Ириней, они, телеоператоры, помнят как направляли камеру в нужное место, откуда должен был появиться Огонь. Но каждый раз недоумевали, когда обнаруживали появление Огня раньше на несколько секунд, а то и минуту где-то в другой части храма. И только потом ему уже объяснили, что это самое настоящее чудо Летание Огня в Великую Субботу. И он искренне вопрошает, почему на протяжении стольких уже лет при Феофиле он такого явления не замечает ?

Огонь в 2016-м по мнению опытных людей был более красным, а обычно Благодатный Огонь сначала нежно голубого цвета и теплый. Запах свечей в этом году, вопреки обычно сладко-приятному, был особенно вонючий, как будто все нарочно сговорились и купили самые дешевые и некачественные свечи. Так что у некоторых верующих возникли сомнения относительно того, сошел ли в этом году Благодатный огонь на Гроб Господень?

.
Накануне низвержения патриарха Иерусалимского Иринея в 2005 г. было зафиксировано ряд особых знаков в Святом Граде. На Вербное Воскресение, на праздничное богослужение Патриарх Ириней обходил храм с пальмою. Дойдя до придела столба бичевания Господня или возложения тернового венца, Патриарх Ириней вдруг остановился и воскликнул: “Как обильно мироточат иконы в приделе возложения венца!” Такое же мироточение было видно и в пределе Сотника-Лонгина. Следы мироточения на иконах легко можно заметить до сих пор.

Второе необычное явление, которое заметили православные: накануне низложения Патриарха Иринея, Голгофа, часть которой видна внизу между пределами Адама и возложения тернового Венца, вдруг стала обильно кровоточить, да так обильно, что вскоре ее закрыли под стекло.

.
И третье необычное явление, которое видели православные христиане в 2005 году на Пасху. Благодатный Огонь сходил всполохами и спонтанно зажигались свечи в течении 10 пасхальных дней в Храме Гроба Господня и в Храме Гроба Божией Матери в Гефсимании. Это явление было настолько очевидно и необычно, что греки на Гробе Божией Матери специально гасили и долго не включали электрический свет, чтобы понаблюдать такое необычное явление ранее в Гефсимании не наблюдаемое. Также несколько раз видели самовозгорание свечей.

В пасхальной радости люди не понимали, что это предзнаменование, ниспосланное нам. После десяти дней это явление резко прекратилось и больше никогда не повторялось.

.
На 6-й день Пасхи начался революционный переворот в Иерусалимском Патриархате. Спустя годы, православные предполагают, что этот знак был своеобразным предзнаменованием для Иерусалима, что Господь таким образом предупредил: «Даю вам 10 лет на вразумление, если не покаетесь – после истечения 10-ти лет Благодатный Огонь прекратит сходить». 10 лет прошли и на 11-й год утверждают, что Благодатный Огонь не сошел, что Феофил просто обманул в этом году людей .

.
Надо всем христианам довести до сведения, что все эти годы Кувуклия уже никем не обыскивается, и Феофила никто не обыскивает. Это же он косвенно подтверждает сам, когда говорит что Благодатный Огонь для нас не Милость Божия, не чудесное явление, а всего лишь ритуал, которым мы вспоминаем о том, что Господь когда-то воскрес.

.
После схождения (или не схождения) Благодатного Огня мы попытались попасть в патриархию, надеясь на то, что в праздничной суете можно будет-таки проникнуть к Патриарху Иринею. Но наткнулись на такой обложенный барьерами и полицейскими кордон у его двери, что стало ясно, что пройти не удастся. Феофил дал жёсткое и твёрдое распоряжение, чтобы к Патриарху Иринею не проскочила и мышь!

.
Матушка Фотина все же каким-то образом прошла к кордону и решила зафиксировать историческое событие – как еще ни разу не обкладывали Патриарха кордоном полицейских с полковником во главе. На своем совершенном английском она ненавязчиво попросила зевающих полицейских сфотографировать себя на память со страшим офицером. Он любезно ей позирует.

.
Последнее свидание с патриархом Иринеем

.
Все пасхальные дни мы пытались пройти к патриарху Иринею. Но не то, что к нему, даже в храм Константина и Елены, храм патриарха Иерусалимского, на территорию патриархии пройти так и не удалось. Это даже было для меня удивительно. Прежние годы я посещал это место беспрепятственно. Но после Пасхи 2016 года так ни разу попасть не смог.

.
Матушка Фотина пыталась дозвониться до Патриарха. Он не брал трубку. Если ранее такое происходило, то он обязательно ей звонил сам. Но последние недели не звонит и не отвечает. Что-то с ним не так, – констатирует она.

.
Более 15 лет, являясь его первой помощницей и правой рукой, она с первых дней его патриаршества с ним. И не оставляла его даже после всеобщего отречения от него всех. Она выучила все его привычки и понимает его и чувствует его уже как родного. Они понимают друг друга с полуслова. Так что теперь, повидавшись с ним лично, она стала понимать, что над Патриархом Иринеем тучи сгущаются.

.
Еще когда только начиналась его травля и издевательства бывших ему подчиненных, она спрашивала его – может лучше уйти, оставить их. Он ответил ей так: «Это мой Крест, и я его донесу до конца, чего бы мне это не стоило!» И она поняла, Иерусалим он не оставит до смерти. «Хорошо, и я буду с ним, покуда будет это угодно Господу!» – решила она про себя.

.
Но последние недели м.Фотина не находит для себя место. Началось то, чего она боялась с самого начала. Теперь совсем невозможно уследить, что они с ним там делают. Единственная связь – телефон, и тот не отвечает. А последние разговоры с ним вывели из равновесия ее совсем. Она напрочь отказывается признать в этом человеке своего Иринея. Его как будто подменили, как будто травят какой-то химией, не приведи Господи! Ответы его: Да – Нет! Совсем нет никаких точек соприкосновения, выработанные годами уже до малейшей интонации и вздоха. Просто так не бывает.

.
Слуги Феофила её и били, и проклинали, и выталкивали и пинали ногами, материли и плевали ей в лицо! Но это все мелочи, в сравнение с той болью, которую она чувствует сегодня.

Наконец мы собрались к Патриарху Иринею. Матушка Фотина жалеет, что не всех взяла с собой тогда, когда попала к нему в последний раз. Сегодня это совсем невозможно. И она берет с собой меня и еще одного человека, надеясь хоть как-то просочиться к нему сквозь охрану. Патриарх отвечает сразу. Договариваются о том, что он нам откроет.

Задача матушки незаметно подойти к двери. Заходим в патриархию и натыкаемся на охранника араба, который преграждает нам дорогу. М.Фотина объясняет ему, что ей необходимо провести пожилую женщину в туалет. Секьюрити провожает женщин до туалета и стоит, дожидаясь, пока выйдут. Какой ужас! Мусульмане отрабатывают свой хлеб Феофилу до абсурда. По всем законам он обязан был остаться на проходной. После туалета женщины неторопливо выходят из храма и их сопровождают назад уже два араба.

М.Фотина не лезет за словом в карман: «Как в тюрьме, вы сопровождаете нас как преступников, как террористов, словно мы представляем какую-то угрозу! Курам на смех! Или вам совсем нечего делать?» По дороге встречается священник, узнавший о. Мелетия. Он проходит мимо и направляется к заветной для нас двери, открывает ее ключом и входит. Затем закрывает ее на ключ изнутри. Так мы определяем, что дверь теперь закрыта наглухо.

Монахи-киприоты, сумевшие ранее попасть к Патриарху, тоже рассказали, что заметили в нем сильные изменения, особенно на этот факт обратил внимание иеродиакон Димитрий, который неразлучно находился с патриархом в госпитале. Он сообщил м.Фотине, что П.Иринея как будто подменили. Он более похож на куклу. Они подозревают, что ему добавляют в пищу какие-то препараты.

Когда после всех неудачных попыток пройти в Патриарху, мы договорились, чтобы он вышел на крышу, то мы его совсем не узнали! На нем черная простая монашеская шапочка. Видно, что он очень слаб. Он едва-едва выглядывал из-за стены, как будто чего-то боясь. Лицо его сильно опухло. Он пытался нас благословить, но не взял с собой креста. И он благословил нас руками архиерейским благословением, при этом было видно, как он старается сложить правильно пальцы, но они не слушаются его. Это было очень больно видеть. Что они с ним делают и как его спасти?

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

Жгучий коктейль из земельных, финансовых интересов и национализма стал причиной серьезного кризиса в Иерусалимском Патриархате, хранителе наиболее значимых православных святынь на Святой Земле.

В эксклюзивном интервью газете «Афинские новости» Патриарх Иерусалимский Феофил III заявил, что за решением аннулировать его признание, принятым правительством Иордании 12 мая этого года (правда, еще не утвержденным королем Абдаллой), стоят частные финансовые интересы. Этот шаг был сделан незадолго до того, как 21 мая этого года Верховный суд Израиля готовился рассмотреть петицию Патриарха о признании его государством Израиль.

Патриарх Феофил III утверждает, что назвавшие себя «представителями 70-и арабских православных общин», требующие отменить его признание Иорданией, в действительности представляют собой небольшую группу деятелей, большей частью из Назарета, преследующих свои собственные интересы. От одного из епископов газете «Афинские новости» известно, что эти же люди в течение многих лет требуют от Иерусалимского Патриархата предоставления им прав на часть церковных землевладений.

По заявлению ежедневной газеты «То Вима» от 15 мая этого года, племянник короля Абдаллы принц Гази ибн Мухаммад оказывал давление на Патриарха Феофила III в надежде получить права на значительный участок земли на берегу реки Иордан, где паломники совершают омовение, для его коммерческой эксплуатации. Подтверждая это, церковные источники сообщили «Афинским новостям», что принц также стремился добиться возведения в епископский сан архимандрита Христофора, араба по национальности.

Патриарх Феофил III отказался обсуждать поведение принца, но твердо заявил, что будет противиться любым попыткам со стороны министерств иностранных дел как Иордании, так и Греции давлением добиться поставления во епископы тех или иных лиц в надежде тем самым разрешить кризисную ситуацию.

Правительство Иордании и отступники обвиняют Патриарха в том, что он не сдержал обещаний, которые были им даны перед патриаршими выборами 2005 года, последовавшими после лишения сана патриарха Иринея, его предшественника, обвиненного в незаконной продаже части земель Восточного Иерусалима, являющихся греческой собственностью, Израильскому государству. Тогда шла речь о поставлении еще одного епископа из арабов, введении второго арабского клирика в Священный Синод и восстановлении особого Совета из клириков и мирян, дающего арабской пастве значительные права в управлении церковной собственностью (инициатива, которой особенно противится Израиль).

Патриарх напомнил, что им был рукоположен во епископы Феодосий (Аттала Анна), известный националист, теперь поддерживающий отмену признания Иорданией Патриарха Феофила III; второй же арабский епископ, ныне преставившийся, пока не замещен. Патриарх также заявил, что в его планы входит назначение второго арабского представителя в Священный Синод, но не под внешним давлением.

Патриарх заявил, что притязания на коммерческую эксплуатацию земель Иерусалимского Патриархата на берегу Иордана «имеет самую прямую и тесную связь» с попыткой правительства аннулировать его признание. «Вопрос не в том, что эти земли представляют некую материальную ценность. Собственность Патриархата неразрывно связана со святынями, и поэтому мы никогда не использовали и не будем использовать ее в коммерческих целях».

Говоря о попытках добиться заключения земельной сделки под угрозой аннулирования его признания, Патриарх отметил, что в свое время такое же давление на него пытался оказывать Израиль; теперь же эту израильскую модель отношений пытается применить Иордания.

«Патриархат подвергался давлению со стороны Израиля в связи с признанием меня патриархом. Мы всегда ясно давали понять израильским властям, что не поступимся интересами Патриархата, – сказал предстоятель Иерусалимской Церкви. – Патриархат должен почитаться как священный институт – духовный и религиозный. Нельзя обращаться с ним как с агентством недвижимости. Я подчеркиваю еще раз: я не бизнесмен, и если кого-то это не устраивает – это их проблема».

«К несчастью, теперь, когда власти Израиля стали уважительно относиться к Патриархату, возникли осложнения в отношениях с арабской стороной, на поддержку которой мы всегда опирались», – сказал Патриарх.

Патриарх Феофил III «не сомневается» в том, что Верховный суд Израиля примет наконец решение о его признании, при этом он не стал подробно объяснять причины своей убежденности в этом, будучи уверенным, что необходимое взаимопонимание между Православной Церковью и государством Израиль будет достигнуто.

Патриарх считает, что он пользуется полной поддержкой арабской паствы, которой Церковь оказывает весьма ощутимую социальную поддержку. «Паства чувствует нашу любовь. У меня нет проблем в отношениях с ней, потому что верующие знают меня лучше, чем я сам. Патриархат проявляет заботу об этих людях. С тех пор как я был избран патриархом, я много своих сил отдал и Иордании. Мы посетили множество общин, некоторые из которых не видели патриарха по 30 или даже 50 лет. В иорданском городе Зарка мы построили школу. Были восстановлены игуменские здания, а до этого здешний игумен был вынужден проживать в гостинице. Восстановлены и другие строения. На все это были потрачены значительные средства, хотя Патриархат и испытывал серьезные финансовые трудности из-за того, что Израиль тянул с утверждением меня как патриарха . В Фесе (Иордания) мы построили игуменский корпус и реорганизовали общину», – рассказал он.

По утверждению Феофила III, критикующие его православные из арабов – это защищающее свои интересы меньшинство, движимое поиском своей финансовой выгоды. «Это люди из Назарета, которые в свое время выступали против Иринея, а сейчас вдруг встали на его защиту. Они хотят отмены решения суда по вопросу церковной собственности, вынесенного в пользу Патриархата: речь идет о 100 акрах земли в Каср эль-Мутране в Назарете, на которые местная община хочет получить права».

Патриарх Феофил напомнил, что в тот день, когда иорданское правительство приняло решение аннулировать его признание патриархом, более 200 православных арабов собрались в Фесе и выступили с требованием отмены данного решения. «Слухи о том, что арабские общины могут продемонстрировать согласие с этим решением и отказать мне в приеме, просто ложь и злословие», – заявил он. Он напомнил о своих недавних визитах в арабские православные общины – Кану, Акру, Сачнин, Наблус и Рафидию, где ему был оказан «радушный прием».

Патриарх обратился ко всем правительствам с призывом уважать независимость Иерусалимского Патриархата. «Мы заявили генеральному секретарю греческого МИДа, встреча с которым состоялась за день до принятия Иорданией своего решения, что вне зависимости от обстоятельств мы не поддадимся никакому давлению, с какой бы стороны оно ни исходило. В любом случае никто не может диктовать нам, кого поставлять в тот или иной сан, определять на то или иное место. К сожалению, по этому вопросу мы имеем разные мнения», – добавил Патриарх, имея в виду послание Министерства иностранных дел Греции, в котором говорится о необходимости принятия Патриархом некоторых мер.

«Мы категорически отвергаем внешний инструктаж администрации Патриархата. Никто не может нам навязывать определенных лиц для рукоположения в епископы. Это должно быть понятно всем и каждому», – заявил он, подразумевая священника, которого принц Иордании хотел бы видеть епископом.

«До сих пор не прекращаются попытки вторгнутся во внутренние дела Патриархата, что совершенно неприемлемо. Это проявление неуважения к священному институту Патриархата и его независимости. Это вопиющее нарушение свободы Церкви. Частные лица, защищающие личные и иные интересы, не могут диктовать Патриархату, что делать», – подчеркнул он.

Отвечая на вопрос о рукоположении второго арабского епископа, патриарх Феофил сказал: «Мы исходим не из национальных или этнических критериев. Что значит арабский или неарабский? Мы уже рукоположили епископа из арабов. В то время среди епископов был и еще один, араб по национальности, но он позже преставился. Конечно же, мы изберем и еще одного архимандрита из арабов в Священный Синод. Но протежирование кого-либо для нас неприемлемо. Мы не можем подчинять церковные структуры служению чьим-то целям».

«В свое время подобные заслуживающие порицания действия предпринимало израильское правительство, и вот теперь точно так же действуют другие… Разве они не признают наше служение? Разве они не видят, что мы подвергались давлению со стороны Израиля и до сих пор не поддались? Выдвигаются бесстыдные и безосновательные претензии… Это спланированная кампания, не лично против меня, но против Патриархата», – заявил Патриарх.

Патриарх Феофил III отметил, что у него прекрасные отношения с королем Абдаллой, «который уважает Патриархат», и сказал, что приглашен посетить Международный экономический форум в Иордании. Патриарх указал и на то, что к вопросу независимости Иерусалимской Церкви проявили интерес и американские дипломаты.

«Мы абсолютно и полностью доверяем королю, имеющему первое и последнее слово в решении любых дел, и всегда заявляли, что Иордания была примером уважения независимости Церкви для всех общин. Эти действия исходят от других кругов», – такими словами завершил свое интервью Патриарх Иерусалимский Феофил III.

По израильским законам, патриарх не имеет доступа к банковским счетам Иерусалимской Церкви, пока не будет признан государством.

Джордж Гилсон

«Athens new», May 18, 2007
Перевел с англ. Василий Томачинский

141-й Патриарх Иерусалимский с 22 августа 2005, предстоятель Иерусалимской Православной Церкви

Биография

С 1964 года - в Иерусалиме, в Святогробском братстве. Учился в патриаршей школе в Иерусалиме. 28 июня 1970 пострижен в монахи патриархом Иерусалимским Венедиктом I.

В 1975-1978 учился на богословском факультете Афинского университета, возведён в сан архимандрита. В 1981-1986 учился в Даремском университете (Англия). В 1986-1988 ведал внешними связями Иерусалимского Патриархата. Затем архимандрит Феофил представлял патриарха при ряде организаций, в частности, при Московской патриархии (2001-2003), но в Москве, по свидетельству прихожан Иерусалимского подворья в Москве, бывал нечасто. Был старшим хранителем Гроба Господня.

В епископы рукоположён всего за полгода до избрания в патриархи, 14 февраля 2005. Назначен архиепископом Фаворским. В мае того же года его предшественник Патриарх Ириней I , замешанный в ряде скандальных сделок с недвижимостью, был отрешён от должности сперва Синодом, а потом Всеправославным собором в Фанаре.

22 августа 2005 года был единогласно избран Священным Синодом и интронизован 22 ноября того же года. В течение 2-х лет не мог получить официального признания от правительства Израиля.

Израильская полиция в настоящий момент расследует дело по обвинению Патриарха Иерусалимского и всея Палестины Феофила III в покупке признания своего титула за 13 млн долларов с помощью бывшего министра по делам пенсионеров Израиля Рафи Эйтана.

Взгляды и оценка

Некоторыми представителями Московского Патриархата, в частности диаконом Андреем Кураевым , совершившими паломничество в Иерусалим в начале апреля 2008 года по линии Фонда св. апостола Андрея Первозванного, высказывания Патриарха Феофила о исторических притязаниях России на Палестину и негативной роли архимандрита Порфирия Успенского (основателя Русской духовной миссии в Святой земле) были расценены как «русофобские».

Архиепископ Марк (Арндт) в июле 2008 года дал высказал следующую оценку: «Все прежние Иерусалимские Патриархи интересовались Россией, даже в какой-то мере говорили по-русски, любили русский народ и его благочестие, были благодарны за огромный вклад Русской Церкви в укрепление православия на Ближнем Востоке, ценили присутствие русских монашествующих в Святой Земле… Нынешняя политика для меня непонятна. Она резко отличается от политики всех предшественников нынешнего Патриарха Иеруcалимcкого.»

10 лет назад был интронизирован патриарх Ириней. Ныне 140-й преемник брата Христа ожидает смерти в иерусалимском заточении

«С оставившие заговор и созвавшие незаконный собор выбрали рукоположенного Нами Архиепископа Фаворского Феофила, который, зная о своём антиканоническом положении и будучи неблагодарным по отношению к Нам, начиная с 2008 года держит Нас в изоляции в Нашем доме с запертыми внешними воротами расположенного вокруг дома двора, запрещает всякое общение с приходящими к Нам Нашими духовными чадами и святогробскими отцами, которые остались верными Нашей Мерности, их пожизненному Патриарху, и делает этой с единственной целью - явственной из того, что Нас лишили даже лекарств и врачебного обслуживания - в надежде на «естественную» Нашу смерть…» - рука седобородого чернеца время от времени отрывалась от бумаги, чтобы прижаться к сердцу. Липкий пот катился градом по измождённому лицу - сентябрьские вечера в Иерусалиме не приносят прохладу.
Старец привычно писал в третьем лице, от имени «Нашей Мерности», как он привык за годы своего патриаршества. Он бросал гневные упреки в адрес Феофила, которого все поместные патриархаты признали главой Иерусалимской православной церкви (ИПЦ). Колыбель христианства, мать христианских Церквей, хранительница священных для христиан сокровищ Святой Земли в третьем тысячелетии оказалась в руках «заговорщиков». Как такое могло произойти?..
Это послание датировано 15 сентября 2010-го, в девятую годовщину интронизации. А пятью годами ранее Синод лишил сана бывшего Патриарха Иринея I: «…Архиерейский суд постановил извергнуть бывшего Патриарха Иерусалимского из патриаршего и епископского сана и низвести его в достоинство монаха». (Ириней отказался присутствовать на заседании архиерейского суда.) «Заговорщики» заявляли: «Данное решение явилось вынужденной канонической мерой против антиканонических и антицерковных действий бывшего Патриарха, поставивших Церковь на грань раскола». Несколькими днями раньше Ириней объявил, что снимает со своих постов тех членов Синода, которые организовали его отстранение от власти, но интрига уже затянулась тугой петлёй.
…Владыка Ириней (в миру Мануил Скопелитис, 1939 г. р.) был избран патриархом Иерусалимским в августе 2001 года. В марте 2005-го некоторые СМИ впервые обвинили его в финансовых махинациях с церковной недвижимостью в Старом городе Иерусалима. Затем злопыхатели пустили слух, будто он когда-то пообещал за своё избрание $400 тысяч международному авантюристу Апостолосу Вавилису.
6 мая 2005 года Синод ИПЦ двумя третями голосов объявил о недоверии патриарху Иринею. Говорили о его причастности к сделке со сдачей в аренду земельного участка в Старом городе около Яффских ворот, заключённой с еврейской организацией «Атерет коаним». Ириней отрицал, что являлся инициатором сделки, заявляя, что за нею стоит финансовый менеджер Патриархии Николас Пападимас, который в то время уже ударился в бега. Патриарх отказался подчиниться Синоду, сославшись на церковные каноны, которые недвусмысленно определяют пожизненный статус предстоятеля Церкви. Но созванный в Стамбуле Всеправославный Собор подтвердил отрешение Синода.
Спустя всего лишь месяц Палестинская национальная администрация опубликовала в газете «Аль-Кудс» доклад, в котором утверждается, что Ириней «не принимал участия в сделке ни на одной из её стадий и не получал каких-либо денег», а сама сделка является незаконной, потому что не была закреплена решением Синода.
Анонимный источник в руководстве Палестинской автономии заявил агентству Associated Press, что низложенный патриарх «не был вовлечен в сделку по продаже еврейским инвесторам арабского участка земли в Иерусалиме, который палестинцы рассматривают как столицу своего будущего государства». Сам патриарх, низведенный в простые монахи, заявил, что является невинной жертвой «мятежников» в собственном Патриархате, возглавляемых нынешним Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Корнилием, которого Ириней назвал «человеком с сущностью Люцифера».
Но вскоре Авда Каввас, председатель комиссии палестинского парламента, специально созданной для расследования дела Иринея, обвинил министра палестинского кабинета Самира Халайла в чрезмерной задержке официальной ратификации ранее принятого решения правительства автономии о признании Иринея низложенным. А Синод поспешил заявить, что низложение «не зависит от результатов расследования его причастности к земельным сделкам». Иринею вменялось «поведение в целом, разрушившее доверие и нормальное функционирование Священного Синода, а вовсе не те или иные сделки с недвижимостью». Патриарха обвинили в создании «паутины лжи и церковных недоразумений, разрушении всей церковной системы, безответственном обращении с имуществом Патриархата».
Но еще три года, до 2008-го, израильские полицейские дежурили в помещениях Иерусалимского Патриархата, охраняя бывшего патриарха Иринея. (Патриаршая резиденция находится в Иерусалиме, главными святынями Иерусалимской Церкви являются Голгофа и Гроб Господень в храме Воскресения Христова.)

«Святогробское братство»
«Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввёл в храм и осквернил святое место сие... Весь город пришёл в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери». Так написано в библейской книге «Деяния апостолов» об аресте и заточении великого апостола народов, непревзойденного проповедника и богослова - «сосуда избрания». Две тысячи лет назад апостол Павел в полной мере испытал человеческую несправедливость, интриги коррумпированных чиновников и ненависть религиозных фанатиков. Клеветой ненавистники апостола возмутили толпу, которая едва не растерзала Павла. И только вмешательство римского тысяченачальника предотвратило немедленную расправу христианского подвижника.
Впоследствии некоторые богословы возлагали ответственность за судьбу Павла на Иерусалимскую Церковь, с апостолом Иаковом (умер в 62 г.) во главе. Иаков - брат Господень - был сыном праведного Иосифа Обручника (мужа Девы Марии) от первой жены. Как повествует Священное Писание, Христос особенно возлюбил святого Иакова. Воскреснув из мертвых, Христос явился особо брату Своему по плоти. Святой Иаков председательствовал на Первом Апостольском соборе в Иерусалиме. По свидетельству древних писателей, ближайшие к Христу апостолы избрали Святого Иакова первым епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви. В Библии Иерусалимская Церковь больше не упоминается. Мы ничего не знаем о её общении с апостолом Павлом после заключения в узы. Сделали ли что-нибудь её руководители для облегчения его положения?
За два тысячелетия в череде преемников святого апостола Иакова сменился сто сорок один патриарх, владыка Ириней был (и есть?) 140-й. Библейская история вновь завязалась в узел людских противоречий и недомыслий, которые может разрешить лишь Божественный промысел. Одно очевидно: мы являемся свидетелями разворачивающейся драмы великого масштаба, за которой стоит и Святая Земля, и судьба европейской цивилизации.
…«Святая Земля есть колыбель всего христианства, место святое и одинаково дорогое решительно для всех православных, к какому бы народу они ни принадлежали; её значение не местное, но общехристианское и в особенности общеправославное, чем православный Иерусалимский Патриархат резко выделяется из других православных патриархатов. Обязанность поддерживать Святой Гроб и все другие святые места лежит не на греках только или православных туземцах Палестины, а решительно на всех православных народностях безо всяких исключений; греки же являются только представителями и, так сказать, уполномоченными их при Святом Гробе», - писал профессор Николай Фёдорович Каптерев (1847 - 1917), церковный историк и общественный деятель («Богословский вестник», 1897).
Вот уже несколько веков высшее духовенство и монашество Иерусалимского Патриархата представляют исключительно этнические греки. При этом паства православного Патриархата состоит в основном из арабов-палестинцев (как из числа граждан Израиля, так и Палестинской автономии — около 15% всех арабов-палестинцев являются православными христианами). Иерусалимский Патриархат - богатейший в мире собственник недвижимости, ему принадлежат около 18 процентов «золотых» земель Иерусалима. Даже земля под зданием израильского кнессета является его собственностью.
В средние века Иерусалимская патриархия была крайне бедна. Но когда власть перешла в руки патриархов-греков, появилась и драгоценная церковная утварь, и деньги для перестройки ветхих зданий. Греки принялись скупать грузинские и сербские монастыри на Святой Земле, свои владения они расширяли преимущественно за счёт других православных Церквей.
«Так ловкие и практичные греки сумели с течением времени не только окончательно закрепить за собой Иерусалимский патриарший престол, все архиерейские кафедры Патриархата и заполнить собой Святогробское братство, но и завладеть теми Святыми Местами и монастырями, которыми ранее владели арабы, грузины и сербы, и так, что с течением времени греки оказались единственными обладателями и распорядителями всех святых мест и учреждений, какими только владели ранее православные», - писал профессор профессор Николай Каптерев.
Греки не только взяли в своё владение многие святые места, но всегда готовы были бороться буквально не на жизнь, а на смерть «за каждую пядь земли, за каждый вершок той или другой священной постройки, за каждый её камень». Во время этой борьбы страсти иногда разгорались до того, что самой жизни энергичных патриархов угрожала серьёзная опасность.
Когда патриарх Феофан (1608 — 1644) по решению иерусалимского судьи отнял у Ватикана Святую Пещеру и Голгофу, католики подкупили иерусалимского пашу, который заключил Феофана в городскую тюрьму. Паша просил кадия (судью) вынести Феофану смертный приговор. К счастью, евнух, получивший от правителя поручение убить патриарха, ранее был христианином и потому, получив от Феофана сто золотых, отпустил его с миром, и патриарх бежал в Константинополь.
У патриарха Паисия (1645 — 1660) была митра, привезённая им из Москвы и украшенная драгоценными камнями. Враги донесли турецкому правителю, будто Паисий сделал корону для московского царя. Тогда правитель бросил патриарха в тюремную яму, предназначенную для убийц.
«Понятно отсюда, как тяжело и трудно было подчас иерусалимским патриархам правильно и с пользой вести сложные и запутанные дела патриархии, когда даже их ближайшие лица - члены Святогробского братства - иногда открыто противодействовали им в их благой деятельности, порицали и хулили их по своему невежеству, зависти и дерзости, вносили смуту и беспорядки во всю жизнь патриархии», - отмечал русский церковный историк.

«Апостолос» криминала
По многовековой традиции, избранного Собором и Синодом кандидата на патриаршем престоле утверждают светские власти Иордании, Израиля и Палестины. С точки зрения Израиля, патриарх Ириней был самым нежелательным кандидатом на опустевший в 2000 году Иерусалимский престол.
В августе 2001 года правительство Иордании признало нового патриарха Иерусалимского, но израильское правительство сделало это только в январе 2004-го. Кабинет министров Израиля подозревал Иринея в проарабских настроениях, в слишком тесной дружбе с палестинским лидером Ясиром Арафатом и допускал возможность передачи церковной собственности в руки Организации освобождения Палестины. Действительно, новый Патриарх всегда заявлял о своей поддержке палестинской борьбы за независимость, дружил с Арафатом и осуждал как теракты палестинцев, так и действия израильской армии на палестинских территориях. С началом иракской кампании подчиненные ему клирики Вифлеемской базилики призвали паству не пускать в храм Буша, Блэра и Рамсфелда. Поэтому Иордания и Палестина утвердили его кандидатуру сразу, Израиль — только после многомесячного сопротивления.
Слухи о сделке с земельными участками, принадлежащими Иерусалимскому Патриархату, мгновенно перевернули отношение палестинцев к Иринею. Они усмотрели в этом потворство «экспансионистским устремлениям» Израиля. Дело в том, что участки расположены в той части Иерусалима, на которую претендуют и израильтяне, и палестинцы. И арабская улица, по сути, довершила дело потасовками и демонстрациями у патриаршей резиденции. Патриарх Ириней получил удар с той стороны, с какой менее всего мог его ожидать
Такую же роль «информационного фона» сыграл в этом скандале известный международный авантюрист. В Греции публичный ажиотаж вокруг фигуры Апостолоса Вавилиса окрестили «вавилонским столпотворением» по созвучию с его фамилией. В апреле 2005-го он был арестован в итальянском городе Болонья как главный фигурант дела о коррупции в Греческой Православной Церкви. По данным полиции, Вавилис являлся международным авантюристом, который разыскивался Интерполом по обвинению в торговле наркотиками.
Вавилису приписывались связи с коррумпированными иерархами Церкви и политиками, мафией, спецслужбами различных стран. С его именем связывались аферы с поставками оружия, организацией финансовых пирамид, а также сомнительные коммерческие предприятия во многих странах.
На короткое время фигура Вавилиса оказалась и в центре коррупционного скандала вокруг Иринея. СМИ утверждали, что в 2001 году Вавилис был послан из Греции в Израиль с тайной миссией по избранию Иерусалимского патриарха. Сам Вавилис в интервью, данном в бегах, утверждал, что за избрание Иринея он должен был получить 400 тысяч долларов, но так и не увидел этих денег.
Вавилиса вскоре экстрадировали в Грецию, и сейчас он спокойно размышляет в тюрьме о прошлом, уже не вспоминая о секретной «миссии». Тем временем в Иерусалимской Церкви назревает другой коррупционный скандал. Летом 2011-го израильская газета «Макор Ришон» опубликовала сенсационное журналистское расследование, в котором утверждалось, что нынешний глава ИПЦ Феофил III якобы предлагал многомиллионную взятку чиновнику правительства Израиля за официальное признание его патриархом.
Как пишет газета, в марте 2007 года был подготовлен тайный договор между патриархом Феофилом и Земельным фондом Израиля («Керен каемет ле-Исраэль»). По этому договору, патриархия должна выплатить Земельному фонду 13 миллионов долларов в том случае, если правительство Израиля признает нового патриарха. Этот пункт был исполнен: 16 декабря 2007 года, спустя больше двух лет после низвержения Иринея, израильские власти признали избрание Феофила патриархом Иерусалима. Однако, указывает газета, Феофил отказался платить…
Русскоязычный израильский ресурс IzRus так прокомментировал «сделку»: «Если же членам правительства было известно о вышеупомянутом соглашении между Феофилом III и Земельным фондом, то напрашивается другой вопрос: каким образом члены правительства могли принять объективное и взвешенное решение о назначении нового человека на должность, после того как стало известно, что он заплатил за это решение 13 миллионов долларов?»
- Мы будем требовать от Феофила, чтобы он соблюдал закон, прекратил передавать землю израильтянам и вернул обратно земли, проданные предыдущими патриархами, - заявил генеральный секретарь Совета православных организаций Палестины Элиас Саид.
Представители православной общины Палестины обвиняли Патриархат в «иудаизации» палестинских земель «за тридцать сребреников» и требовали от него прекратить выполнять «функции агентства недвижимости».
- В течение последних 62 лет Иерусалимский Патриархат постоянно продавал и передавал Израилю земли в аренду. Даже израильский парламент (Кнессет) и резиденция президента Израиля построены на территории Иерусалимской Православной Церкви, - отметил заместитель министра туризма Палестины Марван Тубаси.

«Помните мои узы»
«Насильственное Наше удаление с престола Иерусалимского Патриархата после Пасхи 2005 года произошло вследствие угроз и агрессии со стороны составивших заговор клириков, явившихся орудием беспрецедентного в церковной истории неприкрытого дипломатического греческого политического вмешательства, давления и руководства к тому, что и совершилось». Слышно, как скрипит перо в руках седобородого чернеца с измождённым лицом. Скандалы последних новостей ему не ведомы, яростный шум уличных пикетов не доносятся сюда, в сердце Старого Иерусалима. В комнатке на втором этаже нет ни света, ни телефона. На окнах решётки. Пищу раз в день приносит старый араб и привязывает пакет к концу спущенной вниз бельевой верёвки. Вода лишь та, что по трубам идёт в санузел.
140-й патриарх вспоминает, как в самый разгар земельного скандала говорил митрополит Тимофей, один из претендентов на патриаршество: «Патриархи уходят в отставку добровольно. Никто не может сместить или отозвать Патриарха, тем более те, кто находятся вне Церкви».
На Пасху старый араб кричал в ужасе, что якобы Благодатный Огонь не сошёл к патриарху Феофилу. В глухих церковных уголках поползли смутные слухи о том, что огонь не сходит к людям в пасхальное празднество. Лето принесло другое страшное известие: Греция на грани разорения, в Европе кризис, Америка бомбит Ближний Восток. Всё ближе Господень День: «Отеческое Наше сердце не выносит более вида Тела Церкви Христовой, кровоточащего по вине преступников и отступников…»
Апостол Павел писал: «Помните мои узы». Тайна христианского учения открылась ему в страдании за Христа. Он и раньше знал, что идёт в своём служении путём Христовым. Страдая за Христа, он радовался страданию: ему казалось, что он в прошлом недостаточно пострадал.
…Заточение Иринея будто окружено облаком недомолвок, невнятных намёков и странных пророчеств. Его лицо едва проглядывается сквозь редкие разрывы. Никак не удаётся прояснить, как человек (монах тоже человек!), живущий в центре Иерусалима, оказался недоступным никому из помнящих и любящих его.
- Бывший патриарх находится, по сути, в самозаточении в одном из церковных зданий в Иерусалиме, - утверждает секретарь ОВЦС Московского Патриархата протоиерей Игорь Якимчук. - Ириней был извержен из сана за совокупность нарушений. Его поддерживают только маргинальные группы.
Предположим. Но почему и кем наглухо закрыт вход в его келью?!
Известно, что представители Свято-гробского братства согласились передать ключи от Тронного зала Патриархии начальнику иерусалимской полиции в обмен на обещание Иринея не созывать Синод в новом составе. А что было потом?
События, предшествующие заточению патриарха Иринея, обросли множеством слухов. Его сторонники говорили, что он стремился вернуть в монашескую жизнь строгий устав Святогробского братства. Предполагали, что патриарх мешал принятию экуменических решений на Всеправославных Соборах.
Представители греческого правительства неоднократно призывали самого Иринея взять на себя политическую ответственность за происходящий скандал. Негативно отнеслись к действиям Иринея и власти Палестинской автономии. Правительство Иордании направило Иринею письмо, в котором потребовало от него возвратить дипломатический паспорт. Израиль дистанцировался от скандала.
Но в России помнят, что первый патриарх из греков, Герман (1537 — 1579), завязал прямые отношения с царем Иваном Грозным. В середине XIX века на Святой Земле была основана Русская духовная миссия. Позже, в 1882 году, было образовано Православное палестинское общество, переименованное в 1889 году в Императорское православное палестинское общество. Их трудами на Святой Земле было построено множество храмов, школ, больниц...
Сейчас один учёный клирик Русской Православной Церкви обвиняет Иерусалим-
ский Патриархат, например, в связях с большой политикой: «А именно с очередным натиском международного сообщества на Восток, с приближением предвыборной кампании в России и стремлением Запада через унижение Русской Православной Церкви в очередной раз дестабилизировать ситуацию внутри России».
Православный мир, по его мнению, выглядит сейчас весьма разобщённым «на уровне согласования действий между различными Патриархатами и Церквами». Вспоминаются горькие слова древнего палестинского старца: «Чада, ереси и расколы возникают только от того, что мы очень не любим друг друга».
…Апостол Павел находился под домашним арестом и пользовался относительной свободой, хотя был прикован цепью к солдату. Эта цепь тянулась от руки солдата к руке узника. Солдаты часто менялись, и подвижник имел все основания сказать: «Узы мои о Христе сделались известными целой претории и всем прочим». Согбенный чернец Ириней пишет: «Мученичество нашей совести - знак откровения всем и каждому…»