Православная деревня. Созидание православной общины-поселения

Уважаемый Владимир Владимирович!

Обращаюсь к Вам прежде всего как к православному христианину. Хотя и должность Ваша в нашем разговоре немаловажна - рычаги власти в Ваших руках сосредоточены колоссальные, одним росчерком пера Вы вправе разрешить самый "неподъемный" вопрос, в том числе тот, который далее собираюсь Вашему вниманию представить (на его разрешение, откровенно говоря, надеюсь очень, в противном случае - чего ради письма писать, воздух сотрясать?). И все же первостепенно для меня, что Вы - православный.

Правда, Ваши неприятели по обе стороны границы уверяют, что православие Президента - не более чем жест, "пиар"-ход, рассчитанный на невзыскательную публику, коей, в их трактовке, русский народ является. Однако тех, кто разбирается, какие храмы и когда Вы посещаете, к каким святыням прикладываетесь, не обманешь. Кроме того, Вы делаете заявления, под которыми православному человеку нельзя не подписаться.

Так, 1 февраля этого года на ежегодной расширенной пресс-конференции к Вам обратилась журналистка из Сарова. Она напомнила, что "атомный" Саров известен, с одной стороны, как центр науки и обороны, с другой - как одно из святых православных мест, и поинтересовалась: какое место Вы отводите Православию в будущем России? Вы указали на две составляющие, которые крепят российскую государственность, гарантируют ее безопасность - это ядерный щит и традиционные конфессии. "Традиционные конфессии" - Вами был употреблен этот термин, но в контексте вопроса и ответа было понятно...

И кстати - все-таки традиционные ! Кое-кто из Вашего окружения, скажем, министр образования и науки РФ А.Фурсенко, упорно навязывают и Вам, и всей России другой термин - "укоренившиеся религии". Термин этот не нов, им оперирует Госдеп США, анализируя свободы вероисповедания в "интересующих" их странах... Владимир Владимирович, если только допустим подмену основополагающих понятий, то - далеко зайти можем! Мало ли кто в минувшие 15 бесовских лет у нас "укоренился"!

А потому... Не можете Вы не разделять ту боль, скорбь, что вселилась в сердца православных верующих в связи с убийствами служителей Русской Православной Церкви, случившимися в последнее время.

Особенно потрясает, разумению не поддается чудовищный поджог дома священника в с. Прямухино Тверской области в декабре прошлого года: в огне погиб иерей Андрей Николаев , настоятель местного храма Святой Троицы, его супруга Ксения и трое их маленьких детей. Была еще одна душа, тем поджогом загубленная, не родившаяся - матушка ждала четвертого ребенка... В канун нынешнего Рождества Христова ночью в храме святых Апостолов Петра и Павла в поселке Нейво-Шайтанский Свердловской области убили его настоятеля иерея Олега Ступичкина. У погибшего осталась вдова и четверо детей... 4 марта в Воронеже на территории Никольского храма совершено покушение на его настоятеля протоиерея Петра Петрова: священник шел на богослужение, когда к нему с ножом в руках бросился неизвестный - 60-летний батюшка тяжело ранен, чудом избежал смерть... 7 марта убит Владимир Кудрявцев, сторож храма Казанской иконы Божьей Матери в подмосковных Котельниках...

Вообще говоря, мы, православные, привычны к нападкам всякого рода.

Вот, например, сказал недавно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (дословно следующее): "Если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны - пусть так считают, но не навязывают этих взглядов другим". Сказал, заметим, на религиозном мероприятии - ежегодных Международных Рождественских образовательных чтениях. И сказал, признаем, взвешенно: действительно, если кто-то считает, ну, так и пусть, никто ж ему в этом не препятствует... Что, однако, началось! "Просвещенные" круги буквально взвыли!

О накале страстей можно судить хотя бы по реплике, брошенной в интервью, то есть ПУБЛИЧНО, известным физиком, академиком, лауреатом Нобелевской премии: "...эти, мягко говоря, сволочи церковные, хотят заманить души детей" . По мнению академика: "Современная наука с полной определенностью, как дважды два четыре, показывает, что человек произошел не от Бога".

Лукавит академик! Проблема-то как раз в том и состоит, что ничегошеньки "современная наука с полной определенностью", "как дважды два ", не показывает! А если и "показывает ", так то, что мироздание наше устроено самым чудесным образом, удивительно продуманно, цельно и гармонично. На это прямо указывали не менее, думается, известные, чем упомянутый лауреат, великие русские ученые Дмитрий Менделеев и Иван Павлов: один открыл Периодическую систему элементов, другой изучал физиологию животных и человека, и оба были людьми глубоко верующими (та еще, по выражению академика, "сволочь церковная "). Только если христианин полагает, что не обошлось здесь без Творца, то есть промысла Божьего, то атеист верит в обратное - в отсутствие какого-либо смысла!

Кроме того, у верующего человека есть четкие внутренние моральные, нравственные правила, заповеди, преступить которые права не имеет. А что есть у атеиста, кроме убежденности в собственной исключительности? Отсюда, вероятно, и своеобразная, подпадающая под действие сразу нескольких статей УК РФ фразеология.

Или возьмем ситуацию вокруг Патриаршего подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в московских Сокольниках . В 1998 г. Распоряжением Правительства РФ и Указом Патриарха Московского и вся Руси Алексия II здесь было создано Патриаршее подворье. С самой благой целью - возрождение традиций благотворительности и милосердия, социального служения обществу (на основе переданных Церкви земель и строений дореволюционного Московского работного дома). Так вот: путем махинаций и подлогов, опираясь на коррумпированное чиновничество, группа мошенников украла у Церкви большую часть ее собственности в Сокольниках, и все эти годы и храм, и Подворье влачат полунищенское существование.

А еще, Владимир Владимирович, православные храмы у нас взрывают (подрыв часовни в Смоленской области на "Поле Памяти" воинам, павшим в боях с фашизмом, ноябрь позапрошлого года), сжигают (храм Святой Троицы на хуторе Вертячий под Волгоградом, январь этого года)...

Но убийства, покушения на жизнь православных служителей, членов их семей... Это не то чтобы крайность, или аномалия какая-то. Это, господин Президент, - предел! Предел в том числе и православному нашему долготерпению!

То, что массово не протестуют православные, не устраивают грозных шествий под стенами Московского кремля, ни о чем не говорит. Как сами понимаете, достаточно одного пламенного слова кого-то из православных пастырей, призыва любой из известных православно-патриотических организаций, и на улицы городов выйдут десятки, сотни тысяч людей! Однако не выходят, не протестуют. Почему? Да потому, что велико и чувство нашей ответственности за судьбу родного Отечества!

Мы живем в непростое время. И всякое обострение, дестабилизация положения в стране тут же будут использованы внешними и внутренними врагами России против нас же самих.

В то же время ситуация, как никогда, требует: Русскую Православную Церковь, ее служителей защитить! Как, каким образом? Над этим сегодня ломают головы многие мои коллеги - журналисты, политики, правозащитники, общественные деятели.

Предлагаются меры законодательного характера:

- принятие Федерального закона о святынях и символах России; в соответствии с этим законом осквернение не только Государственного флага РФ, но, например, православного креста или мусульманского полумесяца (как символов), церкви или мечети (как святынь) станет деянием уголовно наказуемым;

Кража этих святынь (например, икон, церковной утвари), любое корыстное на них поползновение по строгости наказания должно приравниваться к хищениям госсобственности в особо крупных размерах;

Покушение на жизнь, убийство священнослужителя любой из традиционных российских конфессий следует считать преступлениями столь же тяжкими, что и аналогичные, совершенные в отношении государственного деятеля;

Ужесточить административно-правовое и уголовное законодательство за разжигание межрелигиозной розни.

Предлагается также создание на местах православных народных дружин по образцу ДНД или казачьих формирований по охране общественного порядка, существующих на Юге России.

Скажу сразу: лично я эти предложения поддерживаю. Более того, считаю, что необходимость данных мер назрела давно. Приведу лишь один пример.

В эти дни, когда пишу Вам письмо, в так называемом центре им. А.Сахарова в Москве открылась и работает выставка "Запретное искусство-2006" . Среди ее экспонатов - матерщина на фоне распятия Господа нашего Иисуса Христа, других христианских символов, сцены порнографии, в том числе содомии, и т.д., и т.п.. "Выставка" широко освещается в печатных и электронных СМИ. На недоуменные вопросы некоторых журналистов, мол, что это за искусство такое, искусство ли вообще, устроители, искусствоведы-галеристы, мило улыбаются: "Но ведь запретное!"... Ясно, что устроителей нужно привлекать к ответственности, по суду. Но парадокс: кое-кто из них совсем недавно перед судом уже представал - за предыдущую кощунственную выставку "Осторожно - религия!", проводимую здесь же, в Сахаровском центре. Суд тогда признал их деятельность провокационной, направленной на разжигание межрелигиозной розни. Отделались сатанисты крупным штрафом. И вот очередная антихристианская выходка...

Они всё цинично просчитали. Даже если и получит кто-то на сей раз лагерный срок, то небольшой (таково законодательство и судебная практика). Зато шуму-то, шуму будет - про "права", про "свободы"! Особенно в западных СМИ. Освободится сиделец в ореоле "мученика", на Запад мигрирует в статусе политбеженца, "мемуары" настрочит тут же... Мировая слава и безбедная старость обеспечены!

Но давайте рассуждать здраво: примем мы вышеназванные меры, утвердим законы, ужесточим наказания - остановит ли это разграбление православных храмов, убийства их служителей?

На протоиерея Петра Петрова в Воронеже напал явный сатанист, при задержании так и сказал сотрудникам милиции: "Черт попутал!". За трагедиями же в Тверской и Свердловской областях четко прослеживается чей-то алчно-корыстный след.

Иерей Андрей Николаев неоднократно предупреждал, через средства массовой информации тоже, что его жизни угрожает опасность - однажды дом семьи о.Андрея уже спалили. И хотя убийцы пока не найдены, есть все основания полагать, что охотились они за ценными иконами, которые были переданы храму дарителями. Убийцы иерея Олега Ступичкина в Нейво-Шайтанском по горячим следам задержаны: двое местных жителя, ранее неоднократно судимые, русские, убив священника, похитили два десятка икон... Не буду ахать и охать, мол, как деградировал, во что превратился русский народ! Мы живем не только в непростое, но и страшное время, когда, действительно, в душах многих не осталось ничего святого. Но - что же делать?!

Как защитить, уберечь сельского священника, сельский храм? Именно они, сельские, в отличие от более в материальном плане благополучных городских, столь уязвимы и так порой бедны, что не в состоянии нанять сторожа для охраны. Ясно и то, что к каждому храму, к каждому батюшке по милиционеру или дружиннику не приставишь.

Да и не верится, по правде говоря, в какие-то добровольные, пусть и православные, дружины. Кто, позвольте спросить, в них вступать будет? В иных селениях трезвых мужиков уже и не осталась (дачники не в счет), а кто трезв, тот в поте лица с утра до ночи добывает своей семье хлеб насущный.

И вот, упершись в своих рассуждениях в непробиваемую, казалось бы, стену, я, Владимир Владимирович, вдруг вспомнил... Вспомнил рассказы деревенской моей бабушки о деревенской, сельской общине!

Даже и не знаю, зачем она мне, городскому внуку, рассказывала - был я совсем малец. Видимо, посчитала, что пригодится. И ведь пригодилось!

А рассказывала вещи удивительные.

Что была община сплоченной и дружной, не в пример советским колхозам, - люди вместе, сообща и по доброй воле трудились, вместе праздники справляли, а праздники были православные. Что жили скромно, но в достатке. Что стоило только позвать, и шла со всей округи "помочь": дом, например, ставили всем миром всего за день ("Наш-то пятистенок, - рассказывала бабушка, - так-то собрали"). Что в беде никого, ни увечных, ни больных, ни вдов-сирот не оставляли. Что пьяница считался распоследним человеком - грех это был большой, пьянство. Да и не было их почти, пьяниц. И стояли во главе общины два человека - батюшка, то есть местный священник, и церковный староста. Первый духовно общину окормлял, осуществляя, так сказать, идеологическое руководство, а второй отвечал за административно-хозяйственную деятельность.

Оказывается, издавна мужчины в нашем роду были церковными старостами. И неплохо со своими обязанностями справлялись. Последний из них, мой двоюродный дед Александр Петрович, в 30-е годы в самый пик репрессий, как "служитель культа", погиб в энкавэдэшных застенках. И старостой сельский сход избрал... мою бабушку. В отсутствие административно-хозяйственных части (всех загнали в колхоз), священника и Божьего храма (судьба священника неизвестна, но предсказуема, а в храме был размещен склад) бабушка стала отправлять православные обряды, а наш пятистенок превратился в молельный дом. Она меня в двухмесячном возрасте и крестила...

К чему я все это?

Убежден: православная община - это ключ к пониманию того, что происходит сегодня с русским селом, русской деревней ! Имею в виду Нечерноземье, Русский Север, Урал, Сибирь, Дальний Восток, то есть зоны так называемого "рискованного земледелия", где общинный уклад жизни испокон веков был продиктован не чьей-то прихотью, но условиями выживания - суровым климатом, скудным плодородием почв и проч., проч.. А происходит в деревне, Владимир Владимирович, - катастрофа!

Годы "демократических реформ" половину сельхозугодий вывели из оборота, зарастают поля сорняком. Поголовье крупного рогатого скота сократилось втрое. Дошло до того, что картошку, на наших суглинках исконно доходный продукт, из Израиля завозим (сам в магазине видел)! Но это - в целом по России. А где-нибудь в Поветлужье, откуда мои корни, положение и того хуже! Но самое ужасное, то, от чего попросту опускаются руки, - сколько тракторов, комбайнов, какое высокотехнологичное оборудование теперь сюда не завози, какие деньги не вваливай, реанимировать, вернуть к жизни русскую деревню по большей части уже некому! В связи с чем иные горячие головы предлагают: что ж, если у нас - некому, китайцев давайте завозить, корейцев, уж они справятся...

Есть какая-то надежда на переселенцев-соотечественников из Ближнего зарубежья (принята недавно соответствующая программа). Надежда призрачная: вполне возможно, что российскую глубинку, где они, получив подъемные, поселятся, будет ими рассматриваться как плацдарм, чтобы рано или поздно перебраться в город. И потом: что их, соотечественников, ожидает в этой глубинке? Все то же - безработица, праздность, воровство, пьянство, умопомрачительное падение нравов, с которыми столкнулся погибший в Тверской области о.Андрей Николаев, с которыми не на жизнь, а на смерть он боролся, но так и не преодолел...

В то же время мне известны горожане - рабочие, инженеры, врачи, учителя, которым опостылела жизнь в городе, с его загаженностью, скученностью, всеобщей "конкурентной" озлобленностью. Это русские люди, многие из них не просто верующие, но воцерковленные. Они лелеют мечту - перебраться в деревню. Но куда? Агонизирующая деревня их поодиночке раздавит! А православных общин, которые бы хозяйствовали на селе, сегодня в стране наперечет. К тому же, материальное положение этих общин не блестяще, поскольку чаще всего зачинались они "с нуля", а попробуй нынче "с нуля", при отсутствии самого элементарного - доступных кредитов...

Словом, предлагаю государству проект! Суть его в следующем.

При сельских храмах, там, где у священников и прихожан есть желание, а также имеются к тому объективные предпосылки-возможности (например, наличие в данной местности неиспользуемых посевных площадей), создаются сельхозобщины. В этих целях государство:

а) совместно с Русской Православной Церковью разрабатывает и утверждает типовой устав (базирующийся, само собой, на действующем российском законодательстве);

б) обеспечивает эти общины селхозугодиями (на первых порах - в долгосрочную аренду);

б) перераспределяет в их пользу часть госбюджетных средств (это две уже действующие программы: Национальный проект, касающийся развития отечественного сельхозпроизводства, и уже упомянутая программа по переселению соотечественников из стран Ближнего зарубежья);

в) наделяет общины, хотя бы на первые годы, дополнительным льготным кредитованием.

Спешить, впрочем, не стоит. На первоначальном этапе, в порядке эксперимента, создадим лишь несколько очагов сельской общинности в разных регионах России. Через год-два посмотрим: учтем и отрицательный опыт (куда ж без него!), и положительный, всё сопоставим, взвесим, а уж потом...

Кто и что от проекта выигрывает?

Государство обеспечивает село трезвыми, добросовестными работниками, гарантирующими прирост производства сельхозпродукции. Причем все это - как бы и без затрат, поскольку встраиваются они в имеющееся бюджетное финансирование.

Как минимум, десятина от возможных доходов общин пойдет на нужды Церкви - на восстановление порушенных храмов, строительство новых. В любом случае члены таких общин будут самоотверженно и бескорыстно на благо Церкви трудиться.

Люди, оставив города, заживут в гармонии сами с собой и окружающим миром - не только в единении с природой, но и в коллективе единомышленников, духовных сестер и братьев.

Оздоровится духовно-нравственная обстановка в глубинке. Уверен, что многие из "местных" к общинам в конечном итоге "прибьются".

Община дружно, всем миром сможет противостоять вору, грабителю, любому злодею, в том числе инородцу, который изо дня в день травит деревню дешевой "паленой" водкой или же хищнически вырубает оставшиеся в округе леса.

Наконец, борьба за спасение той или иной русской деревни перестанет быть личным и героическим делом отдельно взятого православного священнослужителя.

С уважением,

Сергей СКАТОВ ,
православный журналист,
координатор Движения "Народный Собор"

Д ля православных христиан жизнь общиной является самым естественным и правильным образом жизни, хотя многие современные христиане об этом подзабыли. Вводит в заблуждение дух индивидуализма окружающего мира, слабое знание истории Церкви, восприятие христианства на уровне обрядов, которые лишь "дополняют" материалистический строй жизни. Но если поинтересоваться, как жили первохристианские общины, а затем и общины монастырей; как выживали в борьбе с суровым российским климатом деревенские общины наших предков; если почитать омельничной общине прп. Серафима Саровского - то образ жизни современного "раздробленного" общества уже не будет восприниматься как единственно правильный.

П рихожане городского храма, среди которых зарождается духовное единство, ощущают желание больше общаться и в бытовых вопросах, проводить вместе больше времени. Но в городских условиях это трудно сделать, ведь у всех разный режим работы, свои маршруты, семейные обязанности. Совсем другое дело - совместный труд и близкое соседство при жизни в деревне, когда двое, трое или более собраны вместе во имя Господа Иисуса Христа не только в праздник, но ежедневно.

К онечно, нельзя идеализировать жизнь православной общины в деревне. Такая жизнь нелегка, требует постоянного труда и молитвы, обуздания самости, терпеливого ношения немощей друг друга. Но ведь лёгкий путь не приводит к спасению души. А в нынешнее тревожное время жизнь общиной в деревне может оказаться одним из немногих путей ко спасению.

Н екоторые христиане стали возвращаться из городов в деревни ещё в 90-х годах прошлого века. Одни обустраивались индивидуально. Для примера можно познакомиться с историей жизни в деревне Владимира Киприянова, около 20 лет назад вместе с семьёй переехавшего из Москвы в село Кажирово Костромской области. РАДУГА НАД КАЖИРОВО

Ещё одна статья В.Киприянова: ПЕРВЫЙ ЭШЕЛОН. ИСХОД ПРАВОСЛАВНЫХ ОБЩИН (от эйфории до…реальности).

Н еоднозначная личность Германа Стерлигова и его семейный хутор, а затем и целая "слобода" привлекают постоянное внимание СМИ. Этот опыт (как позитивный, так и негативный) можно также принять во внимание. Фильм "Слобода свободы".

С уществуют сейчас и общины, стемящиеся жить максимально автономно и удалённо. Одни из них никак не дают о себе знать в СМИ, о жизни других кое-что известно, как, например, об общине иеромонаха Евстратия Филиппова, которая жила сначала в Костромской области, а затем вынуждена была переселиться в Пермский край. Смотрите на YouTube ролики: "Опыт исхода в православные поселения" и "Давление силовых структур на православное поселение".

Н екоторые общины обвиняются в сектантстве. Об опасности попасть в секту никогда не следует забывать, а поэтому необходимо твёрдо помнить Православный Катехизис и заповеди Св. Евангелия. Если есть сомнения в чистоте учения, приносимого каким-либо пастырем, необходима особая осторожность. Для примера приведём обсуждение жизни общины о. Михаила Агеева (Псковская обл.), а также последователей схимонаха Симона Ширяева, живущих в Шуйском районе Ивановской области (противоположные точки зрения: ruskline.ru и

При обсуждении прихода Антихриста многие ориентированы на переезд из города в деревню, видя в этом спасение. Это хорошо в качестве временной, предварительной меры. Но, когда действительно придет Антихрист, его слуги вряд ли кого оставят в покое в самой отдаленной деревне. Более того, уже сейчас наступает период преследований или существенного осложнения жизни православных.

В ближайшее время всем будет присвоен сквозной идентификационный номер, заменяющий все бумажные документы. Очевидно, что исходя из существующих тенденций, он будет в форме электронной карточки с чипом. Параллельно власти собираются вводить снятие биометрических параметров людей, пока добровольно. Но закон № 157752-7 не ограничивает возможности введения обязательного предоставления биометрических параметров для получения госуслуг и работы с банками.

Ни принятие электронных карт со сквозным идентификационным номером, ни биометрия не приемлемы для православных. Может быть в деревне некоторое время и можно будет прожить без госуслуг и обращения в банки, но скорее всего потребуется оплачивать электроэнергию и налоги. А это, весьма вероятно, сделают в такой форме, что потребуется электронная карта со сквозным идентификационным номером, а потом и биометрические данные. Да и, вообще, весьма вероятно, что и до прихода Антихриста власти введут уголовное преследование тех, кто откажется от принятия идентификационных номеров и биометрии.

Поэтому возникает вопрос о более полном уходе от слуг Антихриста, например, в леса или горы. Я озаботился этим с 2015 года. Я достаточно опытный турист, много раз бывал на Кавказе. Поэтому я решил поискать возможность убежища в низкогорной лесистой части Кавказа, в том районе, где бывал несколько раз. Я изучил по интернету топографические карты и туристские отчеты и выбрал такой район, где между ближайшими селениями более 40 км горных лесов и не очень много лесовозных дорог.

Однако, когда я приехал на место, то увидел, что топографические карты не полностью отражают ситуацию. Лесовозные дороги есть в почти каждой щели, лесовозные Уралы и Камазы могут и без дорог подниматься по руслу почти любого ручья, а трелевочные трактора спокойно поднимаются почти по любому склону. Лесоразработки ведутся даже в зоне Сочинского национального парка.

С большим трудом за 3 месяца поисков мне удалось отыскать такое ущелье, где лесоразработки давно закончились. Я сделал ямы и завез туда продукты, упакованные в несколько полиэтиленовых мешков. По предварительному осмотру я решил, что сам смогу вырыть небольшую землянку и прикрыть ее буреломом. Решение не очень надежное, так как буковые леса не имеют зарослей кустарников и просматриваются насквозь на десятки метров.

Осенью у меня возникло опасение, что мои мешки могли прогрызть мыши, и я отправился проверить. Действительно, часть мешков мыши начинали грызть, но часто не догрызались до крупы. Хуже другое - пять черных мешков из полиэтилена не предохраняют от промокания. (впоследствии я стал использовать 5 литровые пластиковые бутыли для воды, обернутые металлической сеткой для защиты от мышей и крыс).

Но все это не самое страшное. Когда я переупаковывал свои запасы, на меня вышли лесник и егерь с собаками. Особых претензий ко мне у них не было. Другое дело, что я понял - чтобы эффективно организовывать охоту богатеньким, егеря регулярно осматривают всю свою территорию с собаками, проверяя следы зверей. И человеку от них никак не укрыться!

В 2016-2017 я все-таки попробовал организовать схроны у себя вблизи Ростова-на-Дону. Как турист я достаточно хорошо знал Ростовскую область, те редкие среди полей и населенки участки, где можно пытаться как-то спрятаться самому и запрятать запасы продуктов. Сразу скажу, что почти безуспешно. Из 2 наиболее перспективных мест одно оказалось почти безнадежно под контролем местного егеря - он 3 раза находил мои заброски. В другом месте, вроде мои захоронки не находили, но место очень малонадежно, в километре от жилья.

Насчет других районов разочарую. В России диких мест нет! Вся территория России поделена между охотничьими хозяйствами. И чем более дикое место, тем более оно интересно для охоты. Самое дикое место - район падения Тунгусского метеорита. Там между поселками по 40 км тайги. Но, если посмотреть в интернете топографическую карту, то окажется, что в тайге через каждые 5 км стоят охотничьи избы. Так что, и в таких диких местах местные охотники и егеря прочесывают тайгу насквозь регулярно и с собаками. Я здесь не говорю о проблемах выживания в тайге. Если у вас нет многолетнего туристского опыта или вы не спецназовец, не охотник, то это тоже трудно решаемая задача.

Так что же делать православным? Одну из версий я обсуждаю в теме "Православные поселения как убежища для отказников".

Православные поселения как убежища для отказников


С 2019 года явно, юридически наступают "последние времена" для православных. Всем будет присвоен сквозной идентификационный номер, заменяющий все бумажные документы. Очевидно, что исходя из существующих тенденций, он будет в форме электронной карточки с чипом. Параллельно власти собираются вводить снятие биометрических параметров людей, пока добровольно. Но закон № 157752-7 не ограничивает возможности введения обязательного предоставления биометрических параметров для получения госуслуг и работы с банками.

Ни принятие электронных карт со сквозным идентификационным номером, ни биометрия не приемлемы для православных. В современном российском обществе нет достаточных сил, чтобы предотвратить эти события. Даже патриотическая оппозиция (во многом атеистическая) в большинстве своем не ставит во главу угла активное сопротивление созданию в России "электронного концлагеря". Большинство верующих покорно подчиняется церковному священноначалию, которое все больше готово к полной капитуляции.

В этой ситуации имеет смысл обсудить вопрос об отступлении "на заранее подготовленные оборонительные позиции". По крайней мере, до прихода к власти истинно православного царя, на которого бы, согласно пророчеств, указал Серафим Саровский. По предсказаниям старцев он должен воскреснуть и предложить России царя. (При этом надо быть очень осторожными к идее монархии вообще, так как некоторые предлагают в качестве царя Путина, другие - Георгия, сына Марии Гогенцоллерн, дочери фашистского генерала).

Такими оборонительными позициями могли бы стать "православные поселения с особым статусом". Все равно, по мере приближения власти Антихриста, православных бы начали высылать эшелонами на Север. Лучше опередить такое развитие событий и управлять им в своих интересах.

Предлагается в имеющихся и вновь образуемых православных поселениях ввести особый статус, предполагающих право проживания без принятия электронных документов, без принятия "сквозного идентификационного номера", без сдачи биометрии. Взамен граждане, проживающие в таких поселениях, не имели бы права покидать их без особого разрешения администрации поселения.

Свободное проживание бы касалось не только самого поселения, но и некоторой зоны вокруг него (в радиусе 30-50 км) для возможности участия в полевых работах, рыбной ловли, сбора грибов и ягод для самообеспечения. По разрешению администрации можно было бы выехать в другие части России на определенный срок (например, на похороны родственников, переоформление каких-либо юридических документов и прав и т.п.). О таком разрешении давалась бы справка, что позволяло бы ездить по территории страны со старым бумажным паспортом после введения обязательных электронных документов.

Это было бы некоторым упрощенным, облегченным аналогом колоний-поселений. Сейчас такие колонии-поселения используются для содержания осужденных за легкие преступления. Вокруг них нет никаких ограждений, некоторые заключенные живут в общежитиях, некоторые имеют право арендовать жилье в обычном поселке. Государству выгодно такое содержание заключенных для обеспечения рабочей силой деревообрабатывающих предприятий в отдаленных районах Севера.

Аналогично и желающие верующие, отказывающиеся от электронных документов и биометрии, могли бы добровольно выехать для постоянного проживания в "православные поселения с особым статусом".


Одни из них могли бы работать на местных предприятиях, другие, сохранившие право на получение пенсии, жить на пенсию, оплачивая из нее аренду жилья или место в общежитии. Третьи бы арендовали или купили участок земли, который бы использовали для самообеспечения продуктами. При этом им бы разрешалось жить, например, в вагончике на своем участке, имея прописку при администрации поселения. В подобных поселениях надо сохранить или наличные деньги, или право пользоваться безналичными деньгами на вкладе по предъявлению старого бумажного паспорта.

Сейчас есть православные поселения (пока без особого статуса), в которых поселенцы, продав дорогие городские квартиры, купили участки и построили дома. К сожалению, это доступно для немногих. Да и времени не остается. Хорошо бы, если бы в таких православных поселениях была какая-то возможность принять небогатых православных в арендуемые квартиры или предоставлять в аренду небольшие участки земли с возможностью жить на них во временном жилье типа вагончиков.

Во многих районах Севера, возможно, есть заброшенные и полузаброшенные поселки, деревни. Наверное, некоторые православные согласились бы жить в старых домах, которые еще можно подремонтировать. Часто это просто вопросы, требующие небольших юридических усилий по передаче заброшенного жилья в муниципальную собственность, а из муниципальной собственности - новым поселенцам. Наконец, власти иногда могут быть заинтересованы в привлечении дополнительной рабочей силы и приложить некоторые организационные и материальные усилия для создания таких "православных поселений с особым статусом".

В России есть районы, где в большом количестве, концентрированно живут православные. Например, казачьи станицы Дона и Кубани. Может быть в этих районах массово ввести принцип "православных поселений с особым статусом"?

Власти должны понять, что насильственное установление "электронной диктатуры" рано или поздно неизбежно приведет к росту социального напряжения и в их интересах максимально его ослабить.

С уважением,

Перед въездом в Потеряевку стоит табличка "На территории деревни курить запрещено". Добавлю ещё, что в деревне не только не курят — и не пьют, и не сквернословят. Да и всё дурное, что человека не красит, кажется, осталось там — в затерянном для Потеряевки, почти что виртуальном далёком мире "цивилизации".

Прежде, чем Потеряевке обрестись в её нынешних чертах и облике, она должна была исчезнуть. Исчезала зажиточная деревня долго, с 1930-го года, когда первые семь раскулаченных семей отправили по этапу. Их имущество, скот, амбары с зерном, добротные дома стали общественными. Добило Потеряевку в 71-м году постановление об укрупнении сёл, практически превратившееся в насильственное выселение. Методы известные — закрывают школу, магазин, отключают электричество… В числе последних уезжала многодетная семья Лапкиных. Покидали, чтобы вернуться.

Только спустя 20 лет после изгнания потеряевцев, благодаря братьям Лапкиным пришло время вновь отыскаться Потеряевке на этой земле.

С тех пор, как уехали последние жители Потеряевки, на месте деревни обосновался православный лагерь-стан. Трудным было его существование в советские времена — постоянное преследование привело к нелегальной жизни в подземелье. Мы совершаем своеобразную экскурсию, спускаемся в подвал — раньше сюда был сделан тайный лаз, заваленный землёй, дровами и брёвнами. Каждый год сотрудники КГБ ходили с щупом, пытаясь найти лагерь, но брёвна им сдвигать не хотелось. «Уж больно они ленивые», — смеётся Игнатий Тихонович Лапкин.

Даже сдвинув брёвна, раскидав дрова и землю, найдя лаз, они обнаружили бы самый обыкновенный погреб с картошкой. Но стоило выбрать картошку, как с одной стороны поворачивалась стена, и открывался сводчатый подземный тоннель с деревянным полом и светильниками на стенах. Тоннель заканчивался большим помещением — подземной церковью, где можно было молиться. Всё это делалось верующими по ночам. Землю долбили и вытаскивали наверх вёдрами. Сегодня здесь всё обыденно и похоже на обычное овощехранилище

Другой Лапкин — Иоаким Тихонович, — отслужив срочную службу в армии, в 1978 году после окончания Московской духовной семинарии стал священником. «Никогда не покидало меня желание вернуться в родные края, — рассказывает Иоаким Тихонович. — Приезжал сюда и видел, как земля зарастает бурьяном. Тогда-то мы и решили: пора начинать возрождение посёлка».

Весной 1991 года он приехал на свою малую родину. Началом новой Потеряевки стали две палатки и участок земли, вскопанный под огород. Поселенцы стали готовить простейший строительный материал — саман-кирпич из глины. Заготовили около семи тысяч кирпичей и за две недели сложили стены. Вот где Иоакиму Тихоновичу пригодилась служба в стройбате (там он был каменщиком). До осенних дождей успели поставить крышу, а осенью соорудили баню, скотный двор, выкопали колодец. В тот год первый раз после двух десятилетий в Потеряевке зимовали её жители: братья Иоаким и Павел Лапкины, их мама Мария Егоровна, племянник Ося да ещё живность на скотном дворе.

И хотя стоял только один дом, весть о возрождении посёлка уже пошла по России, стали приходить письма с заявлениями на жительство от близких по духу и вере людей. Прослышали о возрождении Потеряевки даже в Америке. Из Калифорнии приехал потрудиться на благо деревни земляк, Никита Феоктистович Орлов.

Сегодня Потеряевка — настоящая деревня, где появились электричество и телефоны, медпункт, начальная школа, церковь, добротные дома, у многих из которых стоят автомобили, тракторы. Среди живущих в деревне, люди разных специальностей — врач, учитель, священник, агроном, электрик, компьютерщик, механизатор… Но все они живут своим подсобным хозяйством, для всех действует общинный устав. Работают здесь много, до позднего вечера. Отдыхают по воскресеньям и религиозным праздникам.

Д ля православных христиан жизнь общиной является самым естественным и правильным образом жизни, хотя многие современные христиане об этом подзабыли. Вводит в заблуждение дух индивидуализма окружающего мира, слабое знание истории Церкви, восприятие христианства на уровне обрядов, которые лишь "дополняют" материалистический строй жизни. Но если поинтересоваться, как жили первохристианские общины, а затем и общины монастырей; как выживали в борьбе с суровым российским климатом деревенские общины наших предков; если почитать о мельничной общине прп. Серафима Саровского - то образ жизни современного "раздробленного" общества уже не будет восприниматься как единственно правильный.

П рихожане городского храма, среди которых зарождается духовное единство, ощущают желание больше общаться и в бытовых вопросах, проводить вместе больше времени. Но в городских условиях это трудно сделать, ведь у всех разный режим работы, свои маршруты, семейные обязанности. Совсем другое дело - совместный труд и близкое соседство при жизни в деревне, когда двое, трое или более собраны вместе во имя Господа Иисуса Христа не только в праздник, но ежедневно.

К онечно, нельзя идеализировать жизнь православной общины в деревне. Такая жизнь нелегка, требует постоянного труда и молитвы, обуздания самости, терпеливого ношения немощей друг друга. Но ведь лёгкий путь не приводит к спасению души. А в нынешнее тревожное время жизнь общиной в деревне может оказаться одним из немногих путей ко спасению.

Н екоторые христиане стали возвращаться из городов в деревни ещё в 90-х годах прошлого века. Одни обустраивались индивидуально. Для примера можно познакомиться с историей жизни в деревне Владимира Киприянова, около 20 лет назад вместе с семьёй переехавшего из Москвы в село Кажирово Костромской области. РАДУГА НАД КАЖИРОВО

Ещё одна статья В.Киприянова: ПЕРВЫЙ ЭШЕЛОН. ИСХОД ПРАВОСЛАВНЫХ ОБЩИН (от эйфории до…реальности).

Н еоднозначная личность Германа Стерлигова и его семейный хутор, а затем и целая "слобода" привлекают постоянное внимание СМИ. Этот опыт (как позитивный, так и негативный) можно также принять во внимание. Фильм "Слобода свободы".

С уществуют сейчас и общины, стемящиеся жить максимально автономно и удалённо. Одни из них никак не дают о себе знать в СМИ, о жизни других кое-что известно, как, например, об общине иеромонаха Евстратия Филиппова, которая жила сначала в Костромской области, а затем вынуждена была переселиться в Пермский край. Смотрите на YouTube ролики: "Опыт исхода в православные поселения" и "Давление силовых структур на православное поселение".

Н екоторые общины обвиняются в сектантстве. Об опасности попасть в секту никогда не следует забывать, а поэтому необходимо твёрдо помнить Православный Катехизис и заповеди Св. Евангелия. Если есть сомнения в чистоте учения, приносимого каким-либо пастырем, необходима особая осторожность. Для примера приведём обсуждение жизни общины о. Михаила Агеева (Псковская обл.), а также последователей схимонаха Симона Ширяева, живущих в Шуйском районе Ивановской области (противоположные точки зрения: ruskline.ru и ortho-rus.ru ).

В заключение этого раздела упомянем и совершенно неправославные общины в деревне, которые существуют сейчас в России. Это, например, общины староверов-безпоповцев или так называемые "экопоселения" последователей известного неоязыческого писателя. Конечно, не о таких общинах идёт речь на нашем сайте.