Плюсы и минусы правления Александра III. Внутренняя и внешняя политика Александра III

Основные направления внутренней политики. В эпоху царствования Александра III в России сохранялась строгая административная регламентация социальной жизни общества. Враги государственной власти подвергались преследованиям, арестам, высылкам. Такие факты имелись и до и после правления Александра III.

В период его царствования страна динамично развивалась, социальные и экономические показатели заметно изменялись. Бюджет России к концу 1880-х гг. стал сбалансированным, что позволило через несколько лет (уже при Николае II) перейти к введению золотого обращения.

Стремясь пополнить доходы, правительство повысило пошлины на импортные товары. Вводились новые прямые налоги, ставки старых налогов повышались. Эти меры затрагивали в первую очередь состоятельные слои населения. В1882 г. был введен налог на имущества, переходившие от владельца к владельцу в результате завещаний и дарений. В 1885 г. были повышены налоги на промышленные предприятия» поземельный налог, а также налог на недвижимое имущество в городах (дома, магазины, склады).

Одновременно власти пошли на снижение налогообложения крестьянства. В 1882 г. был снижен на 12 млн руб. размер ежегодных выкупных платежей. В 1883 г. появился царский указ, предписывавший приступить к отмене подушной подати.

Во время царствования Александра III произошло и еще одно примечательное событие. В 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк. Его задача состояла в кредитовании отдельных крестьян и крестьянских общин. За первые 10 лет на ссуды банка крестьяне приобрели в собственность более 2 млн десятин земли.

Политика поощрения индустрии, проводимая правительством Александра III, приносила экономические результаты и изменяла социальную структуру населения. Если в 1881 г. в России на фабриках и заводах трудилось около 771 тыс. рабочих, то в 1893 г. - уже почти 1,5 млн человек.

Появление значительной категории наемных тружеников ставило перед властью задачу правового регулирования их положения. Именно при Александре III были приняты законы, ставшие основой российского рабочего законодательства. В 1882 г. в структуре Министерства финансов возникла Фабричная инспекция, взявшая под свой контроль исполнение фабричного законодательства и разрешение конфликтов между рабочими и работодателями.

В 1882 г. появился закон, запрещавший использовать труд детей (до 12 лет) на фабриках и заводах. Рабочий день подростков (до 15 лет) длился не более 8 часов с перерывом после четырех часов, или 6 часов без перерыва. Запрещалось использовать труд несовершеннолетних (до 16 лет) на ночных работах, в выходные и праздничные дни.

В 1886 г. были приняты важные нормативные акты - «Правила о найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры» и «Особенные правила о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих». Они регулировали взаимные обязательства рабочих и нанимателей и предусматривали заключение договора о найме с обозначением его условий в расчетной книжке (величины заработной платы, стоимости аренды жилья и т.д.); размеры штрафов за нарушение трудового распорядка» обязывая хозяев направлять штрафные суммы в особый капитал для выдачи пособий рабочим. Закон запрещал выдавать зарплату продуктами или товарами, взимание платы на врачебную помощь.

Происходившие изменения форм управления социальной жизнью отражали трудный поиск правительством приемлемого соотношения между по­требностями времени и возможностями страны. В числе особо значимых и показательных шагов в этом ряду явилось преобразование местного самоуправления, учебного дела и судопроизводства.

Местное управление сформированное при Александре II, наделяло земства и города большими правами в деле решения местных нужд. Однако в законах о земском и городском самоуправлении оставалось много правовых неясностей и во взаимоотношениях между самими местными органами, и в их отношениях с государственной властью. Сенаторские ревизии некоторых губерний, проведенные в 1880-1881 гг., выявили множество проблем и злоупотреблений.

После отмены крепостной зависимости в 1861 г. крестьянство имело местное самоуправление в виде особых крестьянских органов, сельских и волостных (старосты, сельский и волостной сход), в ведении которых находились повседневные, текущие дела крестьянской общины. Они подчинялись государственному должностному лицу - мировому посреднику имевшему право утверждать и отрешать от должности избранных крестьянством лиц (волостного старшину, сельского старосту), решать крестьянские судебные тяжбы (при иске не выше 30 руб.), заключать под арест сроком до 7 дней и наказывать розгами.

Мировые посредники назначались губернатором по согласованию с губернским предводителем дворянства из числа местных дворян.

Следующими инстанциями государственного крестьянского управления являлись съезды мировых посредников и особые уездные и губернские по крестьянским делам присутствия. Важнейшая задача мировых посредников состояла в урегулировании земельного раздела между крестьянами и их бывшими хозяевами - землевладельцам и.

Был создан институт земских начальников, которые назначались губернатором из числа дворян, владевших недвижимостью в данном районе, имевших среднее или высшее образование. В их руках сосредоточились административная власть над органами крестьянского самоуправления, контроль за деятельностью волостных и сельских управлений, утверждение избранных лиц в уезде. Земскому начальнику передавалась и функция мирового судьи.

Преобразование крестьянского управления вызвало необходимость корректировки и земского управления. Всесословные выборные органы земского самоуправления возникли в 1864 г., им принадлежали дела, касающиеся местных хозяйственных польз и нужд.

Привлечение к управлению местных жителей по выбору являлось важным шагом в развитии социальной самодеятельности населения. Однако со временем выявились и крупные недостатки в организации всего начинания. Средства для своих целей земства могли получать путем введения особого (земского) налогообложения. Закон четко не очерчивал ни пределы этих сборов, ни их соотношение с государственными повинностями. Земства сетовали, что у них не хватает средств для строительства и содержания больниц, школ, что нет денег на ремонт и строительство дорог. В свою очередь, состоятельные местные жители, особенно предприниматели, постоянно жаловались на финансовый произвол, на «земскую обдираловку», уверяли, что получаемые средства земствами разбазариваются, что значительная их часть расходуется на оплату труда служащих земской управы.

После длительных обсуждений и согласований Александр III в июне 1890 г. утвердил новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Суть изменений сводилась к следующему: система распределения земских избирателей по роду имущества заменялась распределением их по трем сословным группам - дворянской, городской и крестьянской с предоставлением дворянству численного преобладания в земских собраниях.

Высшее наблюдение за деятельностью земских собраний возлагалось на министра внутренних дел, текущее - на губернатора и особую при нем коллегию - губернского по земским делам присутствия. Все постановления земских собраний предоставлялись теперь на утверждение губернатору, который в случае своего несогласия с решением обращался к министру внутренних дел.

Губернатор получал право на время приостанавливать решение земского собрания, если считал, что оно не соответствует закону. Однако земства имели возможность отстаивать свою правоту в суде, обжаловать решения губернатора и министра в высших инстанциях.

Вслед за земским подверглось переустройству и городское общественное управление, действовавшее на основании Городового положения 1870 г. После его появления развитие городского хозяйства добилось заметных успехов - дело благоустройства городов значительно продвинулось. Однако выявились и недостатки Положения. Они во многом проистекали из системы городских выборов и устройства органов управления, от бесконтрольности в Избирательные права сохранялись лишь за собственниками недвижимых имуществ, а так­же за лицами, приобретавшими купеческие свидетельства в данном месте: первой гильдии для столичных городов и первой и второй гильдий для всех прочих. В отношении утверждения должностей, контроля и обжалования решений местных органов самоуправления вводились нормы, сходные с Земским положением.

При Александре III произошла корректировка и некоторых сторон судопроизводства.

Запрещался доступ в судебное заседание малолетним и учащимся. Двери судебного заседания закрывались для публики в случае, если суд признавал, что обстоятельства разбирательства дела могут оскорблять религиозное чувство и нравственность, затронуть достоинство государственной власти и нанести вред общественному порядку. К тому же никаких подробных отчетов, а уж тем более стенограмм судебных разбирательств публиковать не разрешалось.

Еще одно важное нововведение касалось самого проведения процесса. Тяжкие преступления, в том числе касавшиеся покушения на политические устои страны, изымались из ведения окружных судов и передавались в судебные палаты, где дела рассматривались судьями с участием сословных представителей (председателя дворянского общества, городского головы, волостного старшины местного уезда).

Несмотря на ряд нововведений, все основополагающие принципы судебной реформы 1864 г. (несменяемость судей, независимость судопроизводства, суд присяжных, право на защиту) пересмотру не подлежали.

Преобразования коснулись и организации учебного дела в империи. Власти пришли к выводу, что автономия высших учебных заведений, их обособленность от государства, которые они обрели по Университетскому уставу 1868 г., привели к тому, что многие учебные заведения превратились в центры антиправительственной пропаганды. Нелегальная литература распространялась здесь почти свободно, а студенческие научные общества свое главное внимание уделяли обсуждению жгучих политических вопросов.

Еще в 1880 г. тогдашний министр просвещения граф Д. А. Толстой внес в Государственный совет проект нового Университетского устава предусматривавший усиление государственного контроля над высшими учебными заведениями. Министр настаивал на введении единых государственных экзаменов, назначении ректора Министерством народного просвещения, ликвидации университетского суда и др. Но тогда дело заглохло.

В ноябре 1882 г. министр просвещения И. Д. Делянов внес в Государственный совет проект изменения Университетского устава, в основном совпадавший с проектом Толстого. После длительных обсуждений в мае 1884 г. дело дошло до голосования. Мнения разделились. Поддержавших предложения по введению контроля над высшими учебными заведениями оказалось меньшинство. Большинство в Государственном совете настаивало на продолжении изучения вопроса.

Через три месяца царь созвал особое совещание высших должностных лиц империи для подробного обсуждения проекта Университетского устава. В августе 1884 г. он утвердил мнение меньшинства Государственного совета. В России начала действовать новая редакция Университетского устава.

Россия и международные дела. Пережив унижения и потери Крымской войны, Россия возвращала себе статус полноправной великой державы. Хотя на Черном море флот еще не был воссоздан, а на Берлинском конгрессе 1878 г. русская дипломатия потерпела поражение, ни один сколько-нибудь важный вопрос международной жизни не решался без участия Российской империи.

Представления императора Александра III о международной деятельности России были весьма просты и практичны: политика правительства должна проводиться исключительно в интересах России.

Между тем отношения с Австро-Венгрией оставались по-прежнему напряженными. Противоречия между дву­мя монархиями выглядели непреодолимыми, т. к. касались интересов каждой из них в Восточной Европе и на Балканах. Впрочем, Петербург не особенно стремился сближаться с империей Габсбургов, понимая, что в концерте мировых держав она лишь младший партнер.

Отношения России с тремя же ведущими мировыми державами - Англией, Германией и Францией - также не отличались стабильностью.

Великобритания придерживалась стойкой антирусской позиции. Центром англо-русских противоречий являлась Средняя Азия. Российская граница не имела там четкого обозначения, поскольку Россия утвердилась в Туркмении и верховьях Амударьи лишь недавно. Афганистан, формально независимый, англичане рассматривали как свой протекторат. Россия же намеревалась урегулировать пограничный вопрос с правительством Афганистана и первоначально не хотела обсуждать эту тему с Лондоном. Но правитель Афганистана находился в полной зави­симости от англичан и никаких самостоятельных действий предпринять не мог. В конце концов России при­шлось проводить обозначение русско-афганской границы при участии англичан.

Отношения с Великобританией доставляли немало хлопот русской дипломатии, но особых головоломок тут не было. Куда сложнее развива­лись отношения с Германией, которая во второй половине XIX в. уверенно выдвинулась в число мощнейших держав. В России антипрусские настроения начали заметно усиливаться после провозглашения Германской империи в 1871 г. и особенно после Балканской войны и Берлинского конгресса. Качественное же изменение русско-германских отношений наступило при Александре III. Германия и Россия как формально, так и фактически перестали быть союзниками.

С первых дней правления внутренняя и внешняя политика Александра 3 была направлена на пересмотр главных начинаний Александра 2. И основным двигателем этой политики стал Д. А. Толстой, когда-то либеральный бюрократ, а теперь - новоиспеченный министр внутренних дел. Его мероприятия, названые «контрреформами» ставили целью укрепить власть царя и сохранить привилегии дворян. Но хотя эти преобразования и поддерживал Александр 3, внутренняя политика его все же была представлена не только ими. Император участвовал в решении всех вопросов, касающихся его империи. Александр 3 хорошо знал историю России, любил ее, верил в связь обычного народа со своим монархом. И в то же время он и слушать не хотел о Конституции и принесении присяги «каким-то скотам» (народу).

Внутренняя политика Александра 3 как поистине «мужицкого царя» была направлена на улучшение положения дел в деревне. Проводя мероприятия, он стремился улучшить условия хозяйствования крестьян. Через год после восхождения на престол он учредил который выдавал ссуды и крестьянским товариществам, и самостоятельным крестьянам на покупку земли. Также банк занимался регуляцией перехода крестьянам некоторых помещичьих земель. В 1886 году отменили и которую установил еще

Также внутренняя политика Александра 3 проявилась в проведении такого, пожалуй, важнейшего мероприятия, как учреждение института земских начальников в 1889 году. Из потомственных дворян, выбирался подходящий по конкретному образовательному и имущественному критерию участковый земский начальник. Он должен был надзирать за деятельностью сельских учреждений, а также волостных. В его власти было изменить то решение, которое принял сельский сход, наказать крестьянина плеткой, штрафом, арестом. Причем указ обжалованию не подлежал. То есть восстановилась полицейская власть над крестьянином, которую отменил предыдущий правитель в 1861 году.

Внутренняя политика на самом деле была направлена в пользу дворян. И это еще раз подтвердила следующая реформа в 1890 году (земскя). Согласно ей в городской курии отныне становилось в два раза меньше избирателей, ограничивалось количество крестьян, имеющих право участвовать в выборах, тем самым обеспечивалось преобладание в земских учреждениях дворян.

В 1892 году контрреформу провели и в городе. Отныне городские низы не могли принимать участие в местном самоуправлении. Значительно повысился и имущественный критерий. В результате чего даже в таких больших городах, как Петербург и Москва, в выборах участвовало всего около 1% населения. Такая реформа входила в острое противоречие с бурно развивающимся процессом урбанизации.

Внутренняя политика Александра 3 в направлении ограничилась устранением несменяемости следователей и судей, сужением того круга дел, которые рассматривают присяжные заседатели. Однако полностью судебный устав в 1864 году так и не поменяли.

Реформы нового правительства коснулись и народного просвещения. Автономия университета была ликвидирована самим фактом принятия нового университетского устава. Теперь студенты обязаны были носить форму. Существенно поднялась плата за обучение. При одобрении И. Д. Дилянова, Министра народного просвещения, были закрыты многие женские курсы. А детей лакеев, кучеров, прачек и прочих мелких людей вообще запретили принимать на обучение в гимназию.

Но все проведенные реформы в целом не изменили политическую и социальную картину империи. Это случилось по той причине, что, пытаясь сломить общественную структуру, сложившуюся при Александре 2, новые реформаторы действовали непоследовательно и противоречиво по отношению к ходу развития экономики. В результате чего создавалось обманчивое впечатление нерушимости монархического строя.

Внутренняя политика Александра III (кратко)

Внутренняя политика Александра III (кратко)

Начальный период правления царя Александра Третьего пришёлся на эпоху борьбы двух партий: монархической и либеральной, которая желала от правителя продолжения реформ Александра Второго. Сам же правитель отменил всякую возможность конституционности России и стал укреплять самодержавие.

Четырнадцатого августа 1881 года правительство принимает закон, согласно которому для пресечения беспорядков и террора могло вводиться чрезвычайное положение, а также применяться карательные средства. Уже спустя год появляется секретная полиция.

При этом, Александр Третий был уверен, что все разногласия и беды в государстве произрастают из образованности низших сословий и вольнодумства его подданных, что было последствием реформ его отца. Так началась эпоха политики контрреформ.

В качестве основного очага террора считались университеты и поэтому в 1884 году вышел так называемый университетский устав, которым резко ограничивалась автономия учебных заведений, а в стране введена жёсткая цензура.

В начале апреля царь издаёт Манифест, который составил один из его приближённых, реакционер К. Победоносцев. Данный документ существенно ограничивал земские права, а их фактическая работа бралась под пристальный контроль губернаторов. Отныне в городских думах было большинство заседателей из чиновников и купцов, а в земских думах было до 90% дворян. Это стало возможным из-за повышения имущественного ценза.

В 1890 году правитель России Александр Третий принимает обновлённое положение о земствах. Теперь суд стал зависимым от правительства, а мировые суды были на грани ликвидации.

Тогда же были отменены общинное землепользование и подушная подать, а также введён обязательный выкуп земли. При этом цены были снижены. В 1882 году открывается Крестьянский банк, целью которого являлась выдача крестьянам ссуд на приобретение частной собственности и земли.

Царь понимал всю важность армейских резервов и по этой причине формировал резервные полки и пехотные батальоны. Кроме того, он создал кавалерийскую дивизию, которая способна вести бой, как в пешем, так и конном строю.

Для ведения сражений в горной местности формировались артиллерийские осадные батальоны, а также мортирные полки и батареи горной артиллерии. А для транспортировки войск создаётся особая железнодорожная бригада.

В 1892 году также появляются речные минные роты, военные голубятни, воздухоплавательные отряды, а также крепостные телеграфы.

26 февраля 1845 года у будущего императора цесаревича Александра Николаевича родился третий ребёнок и второй сын. Мальчика назвали Александром.

Александр 3. Биография

В течение первых 26 лет он воспитывался, как и другие великие князья, для военной карьеры, так как наследником престола должен был стать его старший брат Николай. К 18 годам Александр Третий уже был в чине полковника. Будущий российский император, если верить отзывам его воспитателей, не отличался сильно широтой своих интересов. По воспоминаниям педагога, Александр Третий "всегда был ленив" и начал наверстывать упущенное, только когда стал наследником. Попытка восполнить пробелы в образовании осуществлялась под пристальным руководством Победоносцева. Вместе с тем из источников, оставленными воспитателями, мы узнаем, что мальчик отличался усидчивостью и старанием в чистописании. Естественно, его образованием занимались отменные военные специалисты, профессора Московского университета. Особенно мальчик увлекался русской историей, культурой, что со временем переросло в настоящее русофильство.

Александра члены его семьи иногда называли тугодумом, иногда за излишнюю застенчивость и неуклюжесть - «мопсом», «бульдожкой». По воспоминаниям современников, внешне он не выглядел тяжеловесом: хорошо сложен, с небольшими усиками, рано появившейся залысиной. Людей привлекали такие черты его характера, как искренность, честность, благожелательность, отсутствие излишнего честолюбия и большое чувство ответственности.

Начало политической карьеры

Его безмятежная жизнь закончилась, когда в 1865 году скоропостижно скончался старший брат Николай. Александр Третий был объявлен наследником престола. Эти события ошеломили его. Ему сразу же пришлось приступить к обязанностям цесаревича. Отец начал приобщать его к государственным делам. Он выслушивал доклады министров, знакомился с официальными бумагами, получил членство в Государственном Совете и Совете министров. Он становится генерал-майором и атаманом всех казачьих войск России. Вот когда пришлось наверстывать пробелы в юношеском образовании. Любовь к России и российской истории сформировал у него курс профессора С.М Соловьева. сопровождало его всю жизнь.

Цесаревичем Александр Третий пробыл довольно долго - 16 лет. За это время он получил

Боевой опыт. Участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг, получил за это ордена «Св. Владимира с мечами» и «Св. Георгия 2-й степени». Именно на войне он познакомился с людьми, которые впоследствии стали его соратниками. Позже он создал Добровольный флот, который в мирное время был транспортным, а в военное - боевым.

Во внутриполитической жизни цесаревич не придерживался взглядов своего отца императора Александра II, но и не противостоял курсу Великих реформ. Его отношения с родителем осложнялись и Он не мог смириться с тем, что отец при живой жене поселил в Зимнем дворце свою фаворитку Е.М. Долгорукую и их троих детей.

Сам цесаревич был примерным семьянином. Он женился на невесте своего умершего брата принцессе Луизе Софии Фредерике Дагмаре, которая после свадьбы приняла православие и новое имя - Мария Федоровна. У них родилось шестеро детей.

Счастливая семейная жизнь закончилась 1.03.1881 года, когда был совершен террористический акт, в результате которого погиб отец цесаревича.

Реформы Александра 3 или необходимые для России преобразования

Утром 2 марта новому императору Александру III принесли присягу члены Госсовета и высшие чины двора. Он заявил, что постарается продолжить дело, начатое отцом. Но у самого твёрдого представления о дальнейших действиях долго не появлялось. Победоносцев, ярый противник либеральных преобразований, писал монарху: «Или теперь спасать себя и Россию, или никогда!»

Наиболее точно политический курс императора был изложен в манифесте от 29 апреля 1881 г. Историки его прозвали «Манифестом о незыблемости самодержавия». Он означал серьёзные корректировки Великих реформ 1860-1870-х гг. Первоочередной становилась такая задача правительства, как борьба с революцией.

Были усилены репрессивный аппарат, политический сыск, секретно-розыскные службы и др. Современникам правительственная политика казалась жестокой и карательной. Но тем, кто живет в настоящее время, она может показаться весьма скромной. Но сейчас мы не будем останавливаться на этом подробно.

Правительство ужесточило политику с сфере образования: были лишены автономии университеты, издан циркуляр «О кухаркиных детях», введен особый цензурный режим, касающийся деятельности газет и журналов, было свернуто земское самоуправление. Все эти преобразования были проведены, чтобы исключить тот дух свободы,

Который витал в пореформенной России.

Экономическая политика Александра III была более успешна. Промышленно-финансовая сфера была направлена на введение золотого обеспечения рубля, установление протекционистского таможенного тарифа, строительство железных дорог, которые создавали не только необходимые внутреннему рынку пути сообщения, но и ускоряли развитие местных отраслей промышленности.

Второй успешной сферой была внешняя политика. Александр Третий получил прозвище "император-миротворец". Сразу после вступления на престол он разослал в депешу, в которой объявлялось: император желает сохранить мир со всеми державами и особенное своё внимание сосредоточить на внутренних делах. Он исповедовал принципы сильной и национальной (русской) самодержавной власти.

Но судьба отпустила ему недолгий век. В 1888 г. поезд, в котором ехала семья императора, потерпел страшное крушение. Александр Александрович оказался придавленным рухнувшим потолком. Имея огромную физическую силу, он помог жене, детям и выбрался сам. Но травма дала о себе знать - у него появилась болезнь почек, осложненная после «инфлуэнции» - гриппа. 29.10.1894 он скончался, не дожив до 50 лет. Жене он сказал: «Чувствую конец, будь спокойна, я совершенно спокоен».

Не знал он, какие испытания придется пережить его горячо любимой Родине, его вдове, его сыну и всему роду Романовых.

Я не боялся турецких пуль на фронте, и вот должен прятаться от революционеров в своей собственной стране...

Несмотря на разные точки зрения историков на правление императора Александра 3, ученые сходятся в одном – внутренняя политика Александра 3 была последовательной (этоже можно сказать и внешнеполитических событиях). В основе этой политики была идеология консерватизма. На этот выбор императора повлияло воспитание, окружение, а также судьба его отца-реформатора Александра 2, убитого террористами. Это отложило сильный след в его сознании и, придя к власти, Александр 3 делал все, чтобы укрепить власть и оказать максимальное давление на всех "недовольных". Во многом по этой причине часть внутренней политики Александра 3 вошла в историю под названием «контрреформы», поскольку были противоположностью либеральных реформ его отца, Александра 2. В статье описываются основные составляющие внутренней политики российского царя-миротворца Александра 3, который правил с 1881 по 1894.

Предпосылки и идеология правления

В 1881 году был убит отец Александра 3, император-реформатор Александр 2. Главной виной часть императорского окружения считало именно проведение либеральных реформ, которые распространили среди радикально настроенных кругов чувство вседозволенности. Именно поэтому Александр 3 начал свое правление с устранения от участия в управлении страной таких либералов как М.Лорис-Меликов и Д.Милютин. Главным советником Александра 3 стал известный консерватор К.Победоносцев. Именно его советы и наставления окончательно сформировали идейный фундамент взглядов нового императора на государственное правление. Можно выделяют следующие ключевые моменты, в которых видна вся внутренняя политика Александра 3:

  1. Укрепление самодержававия.Основа стабильности любого государства – это сильная и надежная власть, которая может гарантировать порядок;
  2. Пересмотр либеральных реформ. Свобода должна быть контролируемой, иначе оппозиционно настроенные круги могут начать насилие. Фактически часть свободы общества ограничивается для его же безопасности.
  3. Решение ключевых проблем аграриев и рабочих.Общество – это одна большая семья, которой нужен отец. Власть отца в стране представляет император, его мнение неоспоримо.
  4. Поддержка дворянства. Власть должна опираться на кого-то, кто эту васть будет защищать. Александр 3 сделал ставку на дворянство, которое вновь начало получать существенные привеллегии.

Основные принципы правления были сформулированы в Манифесте о незыблемости самодержавия, принятом 11 мая 1881 года. Таким образом, главной идей внутренней политики Александра 3 стала вера в то, что самодержавная власть может помочь нестабильному обществу обрести уверенность и почувствовать себя в безопасности.

Контрреформы

Часть внутренних преобразований в годы Александра 3 вошли в историю как Контрреформы. Они были направлены на преодоление негативных последствий либеральных реформ Александра 2. Большая часть контрреформ проходила в период с 1889 по 1892. Более подробно об этих преобразованиях Александра 3 читайте


Укрепление самодержавия


Политика по отношению к крестьянству и рабочим

В отношении крестьянства Александр 3 предпринял ряд нововведений, которые являлись либо дополнением к крестьянской реформе 1861 года, либо исправлением ее основных недостатков. Можно выделить такие основные мероприятия:

  • С 1883 по 1886 годы была ликвидирована подушная подать. Этот вид налогов был введен еще при Петре и являлся частью утверждения крепостнической системы.
  • В 1881 году обязал крестьян выкупить свои наделы. Фактически это было ликвидацией статуса временно обязанных, когда фактически свободные крестьяне продолжали отрабатывать панщину. На деле это нововведение так и не было реализовано до падения монархии в 1917 году.
  • В 1889 году Крестьянский земельный банк разрешал крестьянам брать земли в аренду.

Главным событием для крестьянства был указ 1893 года, который окончательно закрепил общину как основной экономический и социальный элемент села. По этому закону было запрещено продавать или сдавать в залог надел земли. С помощью этого император пытался обезопасить крестьянство от разорения и превращения в нищий пролетариат. Кроме того, передел общинной земли можно было проводить не чаще, чем раз в 12 лет. Именно в крестьянской общине император видел основу стабильности и порядка в селе. Таким образом, политика Александра 3 по отношению к крестьянству характеризуется с одной стороны защитой и опекой от новых экономических вызовов (например, рынок, конкуренция), но с другой стороны, эти законы поощряли пассивность крестьянства, не стимулировали инициативу в селе.

Укрепление позиций дворянства


Национальная и конфессиональная политика

Александр 3 понимал, что для империи частичная опасность исходит от некоторых наций, в первую очередь поляков. Началась политика введения русского языка в польских гимназиях и школах. Учителя из центральных регионов империи получали надбавку к зарплате в случае, если соглашались ехать преподавать в западные регионы. Такая же политика была по отношению и к другим языкам. В этом плане Александр 3 полностью продолжал политику своего предшественника. Такую политику Александр 3 считал основой безопасности империи.

Кстати, в 1883 году был принят закон, который спустя несколько столетий признавал за старообрядцами легальный статус.

Экономические нововведения

Во-первых, Александр 3 не только ликвидировал старые налоги, но и утверждал новые:

  • в 1894 году впервые был введен квартирный налог. Его собирали со всех собственников жилья. Города были разделены на 5 классов, отсюда и сумма предполагаемой платы.
  • Началось усиление косвенного налога – это надбавка к стоимости товара или к отдельному тарифу.

Кроме того, в 1891 году был принят новый тариф на таможенные пошлины. Его историки называют одним из самых высоких за последние 50 лет. Однако несмотря на это, казна пополнилась новыми средствами, что стало основой для дальней промышленной модернизации, а также укрепления военной мощи страны.

Кстати, именно в период Александра 3 начал свою карьеру знаменитый министр финансов, а позже председатель совета министров, граф С.Витте.

Таким образом, внутренняя политика Александра 3 характеризуется консерватизмом, который был направлен на усиление стабильности и безопасности страны.