День войск фапси. На страже самых важных секретов

С появлением в ХIХ веке средств электрической связи и вплоть до конца 20-х годов ХХ века электросвязь для нужд государственного управления в нашей стране обеспечивалась в основном по сетям связи общего пользования. Основным видом электросвязи являлась телеграфная связь. При огромных пространствах России важное значение приобрёл «беспроволочный телеграф» по каналам радиосвязи. При этом скрытность телефонных разговоров практически не обеспечивалась. Исходя из этого, Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ) при Совете Народных Комиссаров СССР в 1928 году приступило к созданию собственной сети междугородной высокочастотной связи. Её условно назвали «ВЧ-связь». Впервые она была установлена в 1930 году с Харьковом, тогда столицей Украины, затем с другими городами и вскоре стала активно использоваться для управления государством, получив официальное наименование «правительственная ВЧ-связь». Официальной датой создания правительственной междугородной связи – основы будущей системы правительственной, а затем и президентской связи принято считать 1 июня 1931 года. 30-е годы – первые годы истории правительственной связи. Главным являлось решение проблемы защиты информации в основном путём создания простейших устройств маскировки речи от прямого прослушивания в линии связи. Одновременно с производством аппаратов маскирующего действия велись разработки сложной шифрующей аппаратуры. Кроме того, разработка для ВЧ-связи первой отечественной автоматической междугородной телефонной станции (АМТС) положила начало автоматизации процесса соединения абонентов.

В 1941-1945 годах подразделения правительственной ВЧ-связи во взаимодействии со специалистами Наркомата связи, связистами Красной Армии участвовали во всех операциях Великой Отечественной войны, а затем Дальневосточной кампании и выполнили возложенные на них задачи. Работа ВЧ-связи неоднократно отмечена в приказах Верховного Главнокомандующего, высоко оценена видными военачальниками. Маршал Советского Союза А.М.Василевский: «Будучи начальником Генерального штаба, я ни одной минуты не мог обойтись без ВЧ-связи, которая, благодаря высокой сознательности и мастерству воинов-связистов, наилучшим образом обеспечивала оперативное руководство действующими фронтами и армиями». Маршал Советского Союза И.С.Конев: «Надо вообще сказать, что эта связь, как говорится, нам была Богом послана. Она так выручала нас, что надо воздать должное и нашей технике, и нашим связистам, специально обеспечивавшим эту связь ВЧ и в любой обстановке буквально по пятам сопровождавшим при передвижениях всех, кому было положено пользоваться этой связью». В первые послевоенные годы велась напряжённая работа по восстановлению и развитию правительственной связи. Создавалось новое оборудование связи, шифрующая аппаратура, работающая на совершенно новых принципах. Сеть кремлёвской АТС стала выделенной, не сопрягающейся с сетями общего пользования сетью правительственной городской связи.

В 50-х годах организацией канала ВЧ-связи Москва-Пекин началось создание правительственной международной связи. В эти годы активно создавалась новая техника для обеспечения связи в полевых условиях. С этой целью первоначально разработаны портативные системы передачи, маскирующая (в дальнейшем и шифрующая) аппаратура. В 60-е годы с разработкой искусственных спутников Земли появилась возможность использования орбитальных ретрансляторов, снизивших зависимость от проводных и радиорелейных линий. Октябрь 1962 г. вошёл в историю как время «Карибского кризиса», что явилось кульминацией «холодной войны» и поставило человечество на грань ядерной катастрофы. Тогда проблема была решена политическими средствами, но стало очевидным, что при подобных ситуациях длительный обмен мнениями по дипломатическим каналам неприемлем. Исходя из этого, 31 августа 1963 года начала действовать так называемая «горячая линия» прямой документальной связи Москва – Вашингтон. Позже подобные линии были организованы со столицами ряда других государств. С целью подготовки офицерских кадров для системы правительственной связи 27 сентября 1964 г. в Багратионовске Калининградской области было создано Военно-техническое училище (ВТУ) КГБ при СМ СССР с трёхгодичным сроком обучения.

В 70-е годы завершилась автоматизация процесса соединения абонентов стационарной сети правительственной связи, появились более совершенные шифраторы, перевозимые узлы связи, резервная сеть КВ-радиосвязи. Руководители государства стали обеспечиваться связью при их перемещении, как в пределах страны, так и практически в любой точке Земли. В 80-е и последующие годы, несмотря на трудности экономического характера, продолжалась разработка новых технических средств, в частности, коммутационной техники междугородной и городской связи, шифраторов нового поколения, станций и отдельных технических средств спутниковой, тропосферной, коротковолновой и УКВ связи, многофункциональных узлов связи на бронетехнике и других средств.

26 июня 1990 года в составе правительственной связи была создана система связи для Президента СССР. После известных событий августа 1991 г. правительственная и президентская связь действовали сначала в составе Комитета, а затем Федерального агентства правительственной связи и информации – ФАПСИ. По решению главы государства в 1992 году система президентской связи стала выделенной: её технические средства и обслуживавший их личный состав были переданы из ФАПСИ в Главное управление охраны (ГУО) России (с июня 1965 г. Федеральная служба охраны – ФСО России).

В 1992 г. на базе ОВВКУС был создан Военный институт правительственной связи (ВИПС). 19 февраля 1993 г. главой государства был подписан Закон Российской Федерации «О федеральных органах правительственной связи и информации». Тем самым была создана комплексная (совместно с другими законами) правовая база для деятельности органов правительственной связи и информации. С 1999 г. началась подготовка специалистов в Воронежском военно-техническом училище (ВВТУ), созданном постановлением Правительства России от 15 декабря 1998 г. на базе отдельного учебного центра войск правительственной связи. 12 апреля 2000 г. Правительство России преобразовало Военный институт правительственной связи в г.Орле в академию (ныне Академия ФСО России). Согласно распоряжению Правительства России от 3 декабря 2008 г. ВВТУ преобразован в Институт правительственной связи (филиал Академии ФСО России). История правительственной связи богата многими событиями. Поистине бесценен опыт работы в «горячих точках» (Афганистан, Северный Кавказ), в экстремальных ситуациях техногенных катастроф, стихийных бедствий. Например, после аварии на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года правительственная связь была экстренно организована непосредственно с районом аварии, другими пунктами пребывания государственной комиссии. С 1 июля 2003 года Президент России упразднил ФАПСИ, создал при ВСО России новый федеральный государственный орган – Службу специальной связи и информации, а с 7 августа 2004 года включил её в состав ФСО России. Президентская и правительственная связь вновь стали функционировать в рамках единой системы связи в составе одного федерального органа исполнительной власти. Таким образом, в современных условиях специальная связь – это электросвязь специального назначения (президентская и правительственная связь) для нужд государственного управления, то есть осуществления полномочий Президентом России, должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, организаций. С учётом тенденций развития электросвязи, шифраторостроения, компьютерной техники специальная связь будет совершенствоваться, чтобы соответствовать своему предназначению, оставаясь надёжным средством межведомственного и межгосударственного информационного обмена.

1931 года официально считается Днем создания правительственной связи в СССР, когда в стране была пущена в эксплуатацию собственная сеть междугородной высокочастотной связи. Над ее созданием объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при Совете народных комиссаров СССР работало с 1928 года. Новый вид связи получил условное название «ВЧ-связь».

Необходимость создания специальной связи для нужд государственного управления была вызвана тем, что все существовавшие ранее виды связи – телеграфная с середины 19 века, затем телефонная, проходившая по сетям связи общего пользования, - не могли обеспечить передаваемым сообщениям должную конфиденциальность.

Проверка ВЧ-связи в тестовом режиме состоялась в 1930 году - было установлено соединение с Харьковом, на тот момент бывшим столицей Украины. Проверка прошла успешно. Вскоре высокочастотная связь стала активно использоваться в работе по управлению государством.

Главной особенностью конструкции телефонных аппаратов стало наличие простейшего устройства маскировки речи от прямого прослушивания. Одновременно с производством таких «аппаратов маскирующего действия» специалисты активно вели разработку сложной шифрующей аппаратуры. Специально для ВЧ-связи была пущена в работу и первая отечественная автоматическая междугородная телефонная станция (АМТС), что ускорило развитие телефонной связи общего пользования, положив начало автоматизации процесса соединения абонентов.

ВЧ-связь очень пригодилась в годы Великой Отечественной войны - по ней осуществлялось оперативное руководство действующими фронтами и армиями, а воины-связисты были практически в каждом подразделении Красной Армии. Важность и необходимость ВЧ-связи была подтверждена и позднее - при работе в «горячих точках», в экстремальных ситуациях техногенных катастроф и стихийных бедствий.

В послевоенные годы была создана шифрующая аппаратура, основанная на совершенно новых принципах, стала выделенной сеть кремлевской АТС. В 1950-х годах была опробована международная ВЧ-связь (организован канал связи Москва–Пекин). В 1960-е годы - с запуском искусственных спутников – для развития ВЧ-связи стали использоваться орбитальные ретрансляторы. В 1963 года начала действовать так называемая «горячая линия» прямой документальной связи Москва–Вашингтон, позже такие линии организовали со столицами ряда других государств. В 1970-е годы руководство страны получило возможность пользоваться «правительственной связью» практически в любой точке Земли.

1990 года была создана система связи для президента СССР. В 1991 году соответствующим указом главы государства под деятельность органов правительственной связи была подведена правовая основа - было создано Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ). Этот специальный орган просуществовал в период с 1991 года по 2003 года. Затем все обязанности ФАПСИ были распределены между ФСО России, ФСБ России, СВР России и Службой специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации.

Сегодня президентская и правительственная связь страны представляет собой электросвязь специального назначения, которая используется должностными лицами для нужд государственного управления.

С появлением в Х1Х веке средств электрической связи и вплоть до конца 20-х годов ХХ века электросвязь для нужд государственного управления в нашей стране обеспечивалась в основном по сетям связи общего пользования. Основным видом электросвязи являлась телеграфная связь. При огромных пространствах России важное значение приобрёл «беспроволочный телеграф» по каналам радиосвязи. При этом скрытность телефонных разговоров практически не обеспечивалась.

Исходя из этого, Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ) при Совете Народных Комиссаров СССР в 1928 году приступило к созданию собственной сети междугородной высокочастотной связи. Её условно назвали «ВЧ-связь».

Впервые она была установлена в 1930 году с Харьковом, тогда столицей Украины, затем с другими городами и вскоре стала активно использоваться для управления государством, получив официальное наименование «правительственная ВЧ-связь».

Официальной датой создания правительственной междугородной связи - основы будущей системы правительственной, а затем и президентской связи принято считать 1 июня 1931 года.

30-е годы - первые годы истории правительственной связи . Главным являлось решение проблемы защиты информации в основном путём создания простейших устройств маскировки речи от прямого прослушивания в линии связи. Одновременно с производством аппаратов маскирующего действия велись разработки сложной шифрующей аппаратуры. Кроме того, разработка для ВЧ-связи первой отечественной автоматической междугородной телефонной станции (АМТС) положила начало автоматизации процесса соединения абонентов.




В 1941-1945 годах подразделения правительственной ВЧ-связи во взаимодействии со специалистами Наркомата связи, связистами Красной Армии участвовали во всех операциях Великой Отечественной войны, а затем Дальневосточной кампании и выполнили возложенные на них задачи.

Работа ВЧ-связи неоднократно отмечена в приказах Верховного Главнокомандующего, высоко оценена видными военачальниками.

Маршал Советского Союза А.М.Василевский: «Будучи начальником Генерального штаба, я ни одной минуты не мог обойтись без ВЧ-связи, которая, благодаря высокой сознательности и мастерству воинов-связистов, наилучшим образом обеспечивала оперативное руководство действующими фронтами и армиями».

Маршал Советского Союза И.С.Конев: «Надо вообще сказать, что эта связь, как говорится, нам была Богом послана. Она так выручала нас, что надо воздать должное и нашей технике, и нашим связистам, специально обеспечивавшим эту связь ВЧ и в любой обстановке буквально по пятам сопровождавшим при передвижениях всех, кому было положено пользоваться этой связью».


В первые послевоенные годы велась напряжённая работа по восстановлению и развитию правительственной связи. Создавалось новое оборудование связи, шифрующая аппаратура, работающая на совершенно новых принципах. Сеть кремлёвской АТС стала выделенной, не сопрягающейся с сетями общего пользования сетью правительственной городской связи.




В 50-х годах организацией канала ВЧ-связи Москва-Пекин началось создание правительственной международной связи .

В эти годы активно создавалась новая техника для обеспечения связи в полевых условиях . С этой целью первоначально разработаны портативные системы передачи, маскирующая (в дальнейшем и шифрующая) аппаратура.


В 60-е годы с разработкой искусственных спутников Земли появилась возможность использования орбитальных ретрансляторов, снизивших зависимость от проводных и радиорелейных линий.

Октябрь 1962 г. вошёл в историю как время «Карибского кризиса», что явилось кульминацией «холодной войны» и поставило человечество на грань ядерной катастрофы. Тогда проблема была решена политическими средствами, но стало очевидным, что при подобных ситуациях длительный обмен мнениями по дипломатическим каналам неприемлем. Исходя из этого, 31 августа 1963 года начала действовать так называемая «горячая линия» прямой документальной связи Москва - Вашингтон . Позже подобные линии были организованы со столицами ряда других государств.

С целью подготовки офицерских кадров для системы правительственной связи 27 сентября 1964 г. в Багратионовске Калининградской области было создано Военно-техническое училище (ВТУ) КГБ при СМ СССР с трёхгодичным сроком обучения.



В 70-е годы завершилась автоматизация процесса соединения абонентов стационарной сети правительственной связи, появились более совершенные шифраторы, перевозимые узлы связи, резервная сеть КВ-радиосвязи. Руководители государства стали обеспечиваться связью при их перемещении, как в пределах страны, так и практически в любой точке Земли.


В 80-е и последующие годы , несмотря на трудности экономического характера, продолжалась разработка новых технических средств, в частности, коммутационной техники междугородной и городской связи, шифраторов нового поколения, станций и отдельных технических средств спутниковой, тропосферной, коротковолновой и УКВ связи, многофункциональных узлов связи на бронетехнике и других средств.




26 июня 1990 года в составе правительственной связи была создана система связи для Президента СССР .


После известных событий августа 1991 г. правительственная и президентская связь действовали сначала в составе Комитета, а затем Федерального агентства правительственной связи и информации - ФАПСИ.

По решению главы государства в 1992 году система президентской связи стала выделенной: её технические средства и обслуживавший их личный состав были переданы из ФАПСИ в Главное управление охраны (ГУО) России (с июня 1965 г. Федеральная служба охраны - ФСО России).


В 1992 г. на базе ОВВКУС был создан Военный институт правительственной связи (ВИПС).

19 февраля 1993 г. главой государства был подписан Закон Российской Федерации «О федеральных органах правительственной связи и информации». Тем самым была создана комплексная (совместно с другими законами) правовая база для деятельности органов правительственной связи и информации.

С 1999 г. началась подготовка специалистов в Воронежском военно-техническом училище (ВВТУ), созданном постановлением Правительства России от 15 декабря 1998 г. на базе отдельного учебного центра войск правительственной связи.

12 апреля 2000 г. Правительство России преобразовало Военный институт правительственной связи в г.Орле в академию (ныне Академия ФСО России).

Согласно распоряжению Правительства России от 3 декабря 2008 г. ВВТУ преобразован в Институт правительственной связи (филиал Академии ФСО России).


История правительственной связи богата многими событиями. Поистине бесценен опыт работы в «горячих точках» (Афганистан, Северный Кавказ), в экстремальных ситуациях техногенных катастроф, стихийных бедствий. Например, после аварии на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года правительственная связь была экстренно организована непосредственно с районом аварии, другими пунктами пребывания государственной комиссии.


С 1 июля 2003 года Президент России упразднил ФАПСИ, создал при ВСО России новый федеральный государственный орган - Службу специальной связи и информации, а с 7 августа 2004 года включил её в состав ФСО России. Президентская и правительственная связь вновь стали функционировать в рамках единой системы связи в составе одного федерального органа исполнительной власти.


Таким образом, в современных условиях специальная связь - это электросвязь специального назначения (президентская и правительственная связь) для нужд государственного управления, то есть осуществления полномочий Президентом России, должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, организаций.

С учётом тенденций развития электросвязи, шифраторостроения, компьютерной техники специальная связь будет совершенствоваться, чтобы соответствовать своему предназначению, оставаясь надёжным средством межведомственного и межгосударственного информационного обмена.

1 июня официально считается Днем создания правительственной связи России. Именно в этот день в 1931 году в Советском Союзе была запущена в эксплуатацию сеть междугородной высокочастотной связи, которой предстояло обслуживать правительственные структуры советской страны. Важность правительственной связи для безопасности и обороны государства, для бесперебойного и оперативного управления всеми процессами, происходящими в политической и экономической жизни страны, сложно переоценить.

Необходимость в создании системы оперативного управления государством, его учреждениями и вооруженными силами советская власть осознала практически сразу после окончания Гражданской войны. Однако, решение этой задачи требовало серьезной технической модернизации имеющихся в распоряжении советского государства средств связи. Уже в 1921 году инженеры радиолаборатории Московского завода «Электросвязь» приступили к экспериментам по организации многоканального телефонирования, которые завершились успехом – по кабельной линии одновременно удалось передать три телефонных разговора.

Спустя два года, в 1923 г., П.В. Шмаков успешно провел опыты по одновременной передаче телефонных переговоров на высоких и низких частотах по кабельной линии протяженностью в 10 километров. В 1925 г. была представлена первая аппаратура высокочастотного телефонирования для медных цепей, разработанная коллективом Ленинградской научно-испытательной станции под руководством П.А. Азбукина. К этому времени принцип высокочастотного телефонирования считался наиболее безопасным при проведении телефонных переговоров. В конечном итоге именно высокочастотное телефонирование было утверждено руководством коммунистической партии и советского государства в качестве основы системы государственного управления советской страной.

Поскольку управление посредством телефонной связи имело стратегическую значимость для советского государства, общую организацию системы многоканальной телефонной связи сразу же взяло на себя Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ), отвечавшее в то время за государственную безопасность страны. Именно стратегическая важность системы правительственной связи и объясняла ее включение в систему не Наркомата связи СССР, а именно органов государственной безопасности советского государства.

В конце 1920-х гг. правительственная связь была подчинена 4-му отделению Оперативного отдела ОГПУ СССР. Учитывая повышенную важность системы правительственной связи, обеспечивавшие ее инженерные и технические кадры набирались исходя из двух основных критериев – высочайшей профессиональной компетентности и полной лояльности советской власти. То есть, критерии отбора были теми же, что и при комплектовании других подразделений и отделов органов государственной безопасности СССР.

Первые линии высокочастотной связи были проведены между Москвой и Ленинградом и Москвой и Харьковом. Междугородной связью обеспечивалось высшее партийно-государственное руководство страны. 1 июня 1931 года в составе ОГПУ было выделено 5-е отделение Оперативного отдела ОГПУ. Его возглавил кадровый сотрудник ОГПУ – НКВД Иван Юрьевич Лоренс (1892-1937), который руководил отделением почти шесть лет. Когда ОГПУ было включено в состав НКВД, органом управления правительственной связью осталось 5-е отделение Оперативного отдела Главного управления государственной безопасности НКВД СССР.

Задачи по обеспечению страны правительственной связью требовали усиленного и ускоренного строительства магистральных постоянных воздушных линий связи средней и большой протяженности, которое развернулось с начала 1930-х годов. Каждая линия выделяла две цепи в компетенцию органов государственной безопасности, которые оборудовали промежуточные и оконечные станции правительственной связи. В течение 1931-1932 гг. правительственная связь была установлена между Москвой и Ленинградом, Харьковом, Минском, Смоленском. В 1933 г. линии правительственной связи связали Москву с Горьким и Ростовом-на-Дону, в 1934 году – с Киевом, в течение 1935-1936 гг. была установлена связь с Ярославлем, Тбилиси, Баку, Сочи, Севастополем, Воронежем, Камышином и Краснодаром, а в 1938 г. в эксплуатацию были запущены сразу 25 новых высокочастотных станций, включая станции в таких крупных и важных в стратегическом отношении городах как Архангельск, Мурманск, Сталинград, Свердловск. В 1939 году в эксплуатацию ввели еще 11 высокочастотных станций в Новосибирске, Ташкенте, Чите и целом ряде других городов. Тогда же в Люберцах был построен выносной линейно-аппаратный зал Московской высокочастотной станции. К 1940 году в стране действовали 82 станции правительственной связи, которые обслуживали 325 абонентов по всему Советскому Союзу. Самой протяженной в мире воздушной магистральной линией связи стала линия Москва – Хабаровск, построенная в 1939 году и имеющая протяженность в 8615 километров.

Таким образом, к концу 1930-х годов организация системы правительственной связи в Советском Союзе была в целом завершена. Высокочастотная связь стала использоваться для обеспечения контактов высшего руководства страны с руководителями республик, областей и краев Советского Союза, администрацией важнейших промышленных предприятий и других хозяйствующих объектов, военным командованием и руководством силовых структур.

В 1930-е годы советскими инженерами были разработаны и основные способы автоматического засекречивания телефонных переговоров. Так, в 1937 году завод «Красная Заря» начал выпуск аппаратуры засекречивания ЕС-2, разработанной инженерами К.П. Егоровым и Г.В. Старицыным. Затем были выпущены более развитые и совершенные аппараты МЕС-2М и МЕС-2А, ПЖ-8, ЕИС-3. В результате к концу 1930-х гг. с помощью инверторов ЕС-2 и МЕС-2 удалось засекретить все основные каналы советской правительственной связи.

После ареста И.Ю. Лоренса отделение специальной связи ГУГБ НКВД СССР возглавил Иван Яковлевич Воробьев (на фото), который прежде работал на телефонном заводе «Красная Заря», а затем в 1931 г. был принят на службу в органы государственной безопасности и занимал должности сначала главного механика АТС НКВД, затем начальника отделения связи Административно-хозяйственного управления НКВД, а уже потом возглавлял отделение правительственной связи. В 1939 году Воробьева сменил на посту начальника отделения правительственной связи инженер капитан госбезопасности Михаил Ильинский. Он был одним из разработчиков аппаратуры МА-3 и ЕИС-3. Иван Воробьев и Михаил Ильинский были теми людьми, под руководством которых осуществлялось становление и развитие отечественной правительственной связи, вводились в эксплуатацию новые станции. После гибели Ильинского отдел правительственной связи НКВД СССР в 1941 году вновь возглавил Иван Воробьев.

Следует отметить, что во второй половине 1930-х – начале 1940-х гг. действовали четыре структуры, занимавшиеся организацией и управлением правительственной связью. Во-первых, это было уже упомянутое отделение правительственной связи в составе Главного управления государственной безопасности НКВД СССР. Во-вторых, это был созданный на основе бывшего отдела связи ВЦИК отдел технической связи Управления коменданта Московского Кремля, который обеспечивал обслуживание телефонных связей городской правительственной связи Москвы и Московской области, кабельной сети, часов и кино в Кремле, звукоусиления во время заседаний Верховного Совета СССР. В-третьих, собственный отдел связи действовал в составе Главного управления охраны НКВД. Это подразделение отвечало за обеспечение правительственной связи в кабинетах и местах проживания членов Политбюро ЦК ВКП (б) и за звукоусиление на партийных и правительственных торжественных мероприятиях. В-четвертых, отдел связи действовал в составе Административно-хозяйственного управления (АХОЗУ) НКВД СССР и выполнял задачи по обеспечению специальной связи оперативных подразделений НКВД, станции городской связи.

В годы Великой Отечественной войны правительственная связь играла важнейшую роль в обеспечении оперативного управления войсками, государственными учреждениями и промышленными предприятиями, партийными структурами страны. Без эффективно действующей правительственной связи победа над немецко-фашистскими захватчиками была бы значительно затруднена. Большую роль правительственная связь играла в обеспечении международных переговоров лидеров советского государства. Годы Великой Отечественной войны с полным правом можно назвать наиболее серьезной проверкой эффективности советской правительственной связи. С поставленными задачами связисты от НКВД справлялись отлично, хотя были и многочисленные проблемы, и сложности, в том числе административного характера.

Маршал Советского Союза Иван Степанович Конев вспоминал:

Надо вообще сказать, что эта связь, как говорится, нам была Богом послана. Она так выручала нас, что надо воздать должное и нашей технике, и нашим связистам, специально обеспечивавшим эту связь ВЧ и в любой обстановке буквально по пятам сопровождавшим при передвижениях всех, кому было положено пользоваться этой связью.

После победы в Великой Отечественной войне продолжалось дальнейшее совершенствование и укрепление системы правительственной связи в советской стране. В 1950-е годы, в частности, были созданы каналы международной правительственной связи, соединявшие Москву и Пекин – столицы двух ключевых государств социалистического лагеря. 31 августа 1963 года начала действовать линия правительственной связи между Москвой и Вашингтоном – решение об ее создании было вызвано ростом международной напряженности во время Карибского кризиса.

В течение 1970-х – 1980-х гг. продолжались научно-исследовательские разработки в сфере повышения эффективности правительственной связи. Руководители государства и партии стали обеспечиваться средствами связи при перемещении в любую точку земного шара, что также требовало от службы правительственной связи значительных усилий.

Параллельно с развитием самой связи, совершенствовались и формы управления органами правительственной связи, развивалась подготовка личного состава. Вплоть до распада СССР правительственная связь входила в состав Комитета государственной безопасности СССР как 8-е Главное управление правительственной связи КГБ СССР. Для подготовки специалистов – офицеров войск правительственной связи к 1 июня 1966 г. в г. Багратионовске Калининградской области было создано Военно-техническое училище КГБ СССР, а в 1972 году, в связи с необходимостью дальнейшего развития системы специального образования, училище было передислоцировано в Орел и переименовано в Орловское высшее военное командное училище связи, которое начало подготовку офицеров с высшим образованием для войск правительственной связи. Срок обучения в училище был повышен с трех до четырех лет.

Когда в 1991 г. прекратил свое существование Советский Союз, серьезные изменения претерпела и система правительственной связи страны. В связи с ликвидацией КГБ СССР правительственная связь была выделена в отдельную структуру. 24 декабря 1991 г. было создано Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ), включившее в свой состав бывшие отделы 8-го Главного управления правительственной связи КГБ и 16-е Главное управление КГБ, отвечавшее за радиоэлектронную разведку.

Директором ФАПСИ был назначен генерал-лейтенант (с 1993 г. – генерал-полковник, а с 1998 г. – генерал армии) Александр Владимирович Старовойтов – известный специалист в сфере правительственной связи, долгое время проработавший инженером и руководителем на крупнейших предприятиях страны, занимавшихся разработкой и производством оборудования для нужд правительственной связи. ФАПСИ как отдельная структура, отвечавшая за правительственную связь, просуществовала с 1991 по 2003 гг. и занималась обеспечением правительственной связи, безопасности шифрованной связи, ведением разведывательной деятельности в сфере шифрованной и засекреченной связи, информационным обеспечением органов власти Российской Федерации. Личный состав готовили в Военном институте правительственной связи, который в 2000 г. был преобразован в Академию ФАПСИ.

В 2003 г. ФАПСИ было упразднено, а его функции распределены между Федеральной службой безопасности, Службой внешней разведки и Федеральной службой охраны. При этом большинство подразделений ФАПСИ, включая правительственную связь и Академию ФАПСИ, было передано в структуру Федеральной службы охраны. Таким образом, в настоящее время за правительственную связь в России отвечает Федеральная служба охраны, в состав которой входит Служба специальной связи и информации. Руководитель СССИ ФСО по должности является заместителем директора Федеральной службы охраны.

В современных условиях, учитывая постоянное развитие информационно-коммуникационных технологий, эффективность правительственной связи зависит от регулярного совершенствования, отслеживания самых современных тенденций и разработок. Вместе с тем, большую роль продолжает играть и человеческий фактор – от сотрудников правительственной связи требуются высочайшая квалификация, исполнительность, готовность и умение хранить государственную тайну.

24 декабря 1991 г. в соответствии с указом президента Бориса Ельцина было создано Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (сокращенно - ФАПСИ). С этого времени и до 2003 года, на протяжении одиннадцати с небольшим лет, эта специальная служба обеспечивала безопасность информации и правительственную связь Российской Федерации. Соответственно, 24 декабря отмечался и ушедший в прошлое праздник - День ФАПСИ. В начале 2003 г. президентом РФ Владимиром Путиным был подписан указ, в соответствии с которым предусматривалось упразднение Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. Функции ФАПСИ были переданы трем другим российским спецслужбам - Федеральной службе безопасности (ФСБ), Службе внешней разведки (СВР) и Федеральной службе охраны (ФСО). Тем не менее, хотя ФАПСИ нет уже 12 лет, о существовании агентства не стоит забывать, ведь это достаточно интересная страница в отечественных спецслужб, выпавшая на нелегкие для страны «лихие девяностые».

В современном информационном обществе вопросы защиты информации, обеспечения специальной связи правительственных структур и главы государства, играют важнейшую роль в общей системе национальной безопасности. Соответственно, со времени развития систем связи, возникла и необходимость в существовании специальной структуры, которая могла бы эффективно обеспечивать как защиту передаваемой информации, так и перехват информации противника (или вероятного противника). История российской правительственной связи уходит своими корнями в советскую эпоху. Сформированное в 1991 г. Федеральное агентство правительственной связи и информации стало преемником Комитета правительственной связи при Президенте РСФСР, который, в свою очередь, возник после прекращения существования Комитета государственной безопасности СССР (КГБ СССР) и включил в свой состав управления и отделы КГБ, отвечавшие за правительственную связь, шифрование и дешифрование, ведение радиоэлектронной разведки.

От Спецотдела до Главка

Еще в мае 1921 г. Постановлением Малого Совнаркома был создан Специальный отдел ВЧК (Всероссийской Чрезвычайной Комиссии) - криптографическая служба страны. Его возглавил Глеб Бокий (1879-1937) - известный большевик с дореволюционным стажем, участник Октябрьского вооружённого восстания в Петрограде и член Петроградского военно-революционного комитета. Несмотря на то, что подразделение, которым руководил Глеб Бокий, входило в структуру ВЧК, фактически оно было автономным и подчинялось непосредственно ЦК РКП (б). Автономность Спецотдела объяснялась сверхважными и секретными задачами, которые он выполнял. Естественно, что советские руководители подходили очень тщательно и к подбору кадрового состава Спецотдела. Кстати, в своей работе отдел опирался на изучаемый опыт спецслужб Российской империи, а также зарубежных спецслужб. Специалистов для нового отдела готовили на специальных полугодовых курсах, но, тем не менее, в начале своего существования отдел испытывал значительный дефицит квалифицированных кадров. В 1925 г. Глеб Бокий смог занять пост заместителя председателя ОГПУ. Под его руководством была организована эффективная деятельность по криптографии и радиоразведке, а в 1927 г. создана Радиопеленгаторная станция, с которой берет начало военно-морская радиоразведка Советского Союза. В 1929 г. было создано отделение правительственной связи ОГПУ, а в 1930 г. начали функционировать первые линии высокочастотной связи Москва - Ленинград и Москва - Харьков. В следующем 1931 г., в соответствии с Приказом ОГПУ №308/183 от 10 июня 1931 года было создано 5-е отделение Оперативного отдела ОГПУ, в компетенцию которого входила эксплуатация междугородной правительственной телефонной связи. Тридцатые годы стали временем закладки основ отечественной системы правительственной связи.

Фактически, именно в этот период был заложен фундамент мощнейшей системы правительственной связи, шифрования и дешифрования, существовавшей в Советском Союзе и унаследованной затем постсоветской Россией. Именно в 1930-е годы началось строительство магистральных воздушных линий связи для обеспечения нужд междугородной правительственной высокочастотной связи. В 1935 г. был образован отдел технической связи Управления коменданта Московского Кремля, а в следующем 1936 г. - образованы отдел связи Главного управления охраны (ГУО) НКВД СССР и отдел связи Хозяйственного управления (ХОЗУ) НКВД СССР. Главной задачей органов правительственной связи в 1930-х гг. стала защита информации от прямого прослушивания - с помощью устройств маскировки речи. Была разработана и изготовлена для высокочастотной связи первая отечественная автоматическая междугородная телефонная станция (АМТС).

Годы Великой Отечественной войны стали серьезным испытанием и для структур, отвечавших за шифрование и дешифрование, за обеспечение защиты информации. Перед подразделениями правительственной связи были поставлены серьезные задачи по обеспечению коммуникации правительства, командования фронтов, соединений Красной Армии. В феврале 1943 г., для обеспечения задач по поддержанию и защите высокочастотной связи, были созданы войска правительственной связи. Первым командующим войсками, который оставался на своем посту шестнадцать лет - до августа 1959 г., был Павел Федорович Угловский (1902-1975). В прошлом телеграфист железнодорожной станции, Павел Угловский в 1924 г. был призван на службу в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а как человек, имеющий образование телеграфиста и опыт работы, был направлен в войска связи. В 1925 г. Угловский окончил курсы военного голубеводства, стал начальником опытной военной станции голубеводства в составе пограничного округа ГПУ Белорусской ССР. Затем Павел Федорович продолжил образование, окончив курсы при Киевской военной школе связи и академические курсы усовершенствования технического состава при Ленинградской военной электротехнической академии. Он занимал должность начальника технического отдела Московской пограничной школы связи НКВД СССР, а в 1937 г. возглавил отделение отдела связи, а затем отдел связи Главного управления пограничных войск НКВД СССР. В январе 1943 г. Угловский был поставлен во главе войск правительственной связи СССР. В 1944 г. ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта войск связи. Под командованием генерала Угловского войска правительственной связи с честью прошли боевой путь в годы Великой Отечественной войны. Как справедливо отметил Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, ««использование средств правительственной связи в годы войны произвело революцию в управлении войсками» (Цит. по: http://www.fso.gov.ru/struktura/p2_1_2.html).

В послевоенные годы развитие войск правительственной связи и органов правительственной связи, шифрования и дешифрования СССР вышло на новый уровень. Усовершенствовались технические средства, запускалось новое оборудование связи и защиты информации, разрабатывались инновационные методики организации службы. Правительственная связь стала автономной от сети связи общего пользования. После создания Комитета государственной безопасности СССР в его составе были созданы профильные управления, ответственные за информационную безопасность. К ним относились Восьмое Главное управление КГБ СССР, отвечавшее за шифрование, дешифрование и правительственную связь, и (с 1973 г.) Шестнадцатое управление, отвечавшее за ведение электронной разведки, дешифровальной работы и радиоперехват. В составе войск КГБ СССР были войска правительственной связи, подчиненные Восьмому Главному управлению КГБ СССР, и части радиоразведки и радиоперехвата, подчиненные Шестнадцатому управлению КГБ СССР. Естественно, что новый уровень развития правительственной связи и защиты информации требовал и совершенствования системы подготовки кадрового состава органов и войск правительственной связи. С этой целью в Багратионовке Калининградской области 27 сентября 1965 года, на базе военного городка 95 пограничного отряда и первого корпуса Высшего пограничного командного училища, было создано Военно-техническое училище КГБ СССР с трехгодичным сроком обучения. Училище стало выпускать офицеров для войск правительственной связи КГБ СССР. 1 сентября 1966 г. в училище начался учебный процесс. 1 октября 1972 г. училище было переведено в г. Орёл и преобразовано в Орловское высшее военное командное училище связи (ОВВКУС), в котором началась подготовка офицеров с высшим образованием для войск правительственной связи. До 1993 г. училище осуществляло подготовку офицеров по четырехгодичной программе.

История советской специальной связи в годы «Холодной войны» - это история отчаянного и практически неизвестного обществу противоборства в сфере информационной разведки и защиты информации. Спецслужбы противников Советского Союза и КГБ СССР действовали с переменным успехом, причем серьезной проблемой для Советского Союза оставались поступки предателей и перебежчиков. Так, известные успехи советской разведки в сфере изучения секретов западных спецслужб были поставлены под удар в октябре 1979 г. Во время командировки в Польшу 33-летний майор Виктор Шеймов, служивший в отделе защиты шифровальной связи 8-го Главного управления КГБ СССР, по собственной инициативе установил контакт с американскими разведчиками. Вернувшись в Советский Союз, майор Шеймов несколько раз встречался с представителями резидентуры ЦРУ, которым передавал сведения о своей работе. Затем Шеймов, с женой Ольгой и малолетней дочерью, сумел тайно покинуть Советский Союз и выехать в США, воспользовавшись помощью американских спецслужб. Благодаря полученной от Шеймова информации, американская радиоэлектронная разведка в ФРГ смогла организовать в апреле 1981 г. операцию по организации прослушивания автомобилей советского военного атташе и его помощников, работавших в ФРГ. В шасси автомобилей, которые были произведены на заводе фирмы «Опель», установили аппаратуру, которую нельзя было обнаружить без разрушения автомобилей. Результатом проведенной американцами операции стало выявление нескольких советских агентов и расшифровка кодов советской военной разведки. Еще одной неприятной историей было предательство лейтенанта Виктора Макарова, служившего в 16-м Управлении КГБ СССР. В мае 1985 г. лейтенант по собственной инициативе предложил свои услуги разведывательной службе Великобритании МИ-6 и передал информацию о дешифрованных канадских, греческих и немецких сообщениях, относившихся к деятельности НАТО в Европе.

С другой стороны, к числу известных побед советских спецслужб в сфере прослушивания можно отнести прослушку посольства Франции в Москве в начале 1980-х гг. В январе 1983 г. посольство Франции в Москве сообщило об обнаружении постороннего электронного устройства, которое могло передавать получаемую телеграфную информацию во внешнюю электросеть. Также в начале 1980-х гг. сотрудниками КГБ СССР и МГБ ГДР был взломан код НАТО, после чего они получили возможность читать сообщения переписки командования бундесвера и западных союзников ФРГ.

Создание ФАПСИ

После событий августа 1991 г. в системе государственной безопасности страны произошли трансформационные изменения. Комитет государственной безопасности прекратил свое существование. 26 ноября 1991 года Президент РСФСР Борис Ельцин издал указ № 233 «О преобразовании Комитета государственной безопасности РСФСР в Агентство федеральной безопасности РСФСР». Однако в сфере управления правительственной связью масштабные преобразования начались несколько раньше.
Практически сразу же после августовских событий 1991 г. был создан Комитет правительственной связи при Президенте СССР, председателем которого 25 сентября 1991 г. был назначен генерал-лейтенант Александр Владимирович Старовойтов (р.1940), прежде занимавший должность заместителя начальника Управления войск правительственной связи по вопросам технического оснащения Комитета государственной безопасности. Александр Старовойтов был одним из наиболее грамотных специалистов, с большим опытом научно-технической и руководящей деятельности как в профильных научно-технических организациях, так и в Комитете государственной безопасности. После окончания Пензенского политехнического института, Александр Старовойтов работал на заводе «Калугаприбор», где прошел путь от инженера до заместителя начальника цеха. Затем перевелся в Пензу - на предприятие «почтовый ящик 30/10» Министерства радиопромышленности СССР. После того, как на базе предприятия был создан Пензенский научно-исследовательский электротехнический институт Министерства промышленности средств связи СССР, Александр Старовойтов стал сотрудником этого института и проработал в нем двадцать лет - до 1986 года. С декабря 1982 г. он занимал должность первого заместителя генерального директора Пензенского производственного объединения «Кристалл» по науке - директора Пензенского научно-исследовательского электротехнического института, а в феврале 1983 г. возглавил Пензенское производственное объединение «Кристалл» Министерства промышленности средств связи СССР. Как крупный специалист в своей области, Александр Старовойтов, числившийся подполковником действующего резерва КГБ СССР, был призван на военную службу и в мае 1986 г. назначен на должность заместителя начальника Управления войск правительственной связи по вопросам технического оснащения, с присвоением звания «генерал-майор». В мае 1988 г. генерал-майору Александру Старовойтову было присвоено очередное воинское звание «генерал-лейтенант».

24 декабря 1991 года Указом Президента РСФСР № 313 от 24 декабря 1991 года «О создании Федерального агентства правительственной связи при Президенте РСФСР» было создано Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РСФСР. В состав новой специальной службы вошли органы Комитета правительственной связи при Президенте РСФСР, включавшего структуры бывшего 8-го ГУ КГБ СССР, Государственный информационно-вычислительный центр при Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям, а также бывшее 16-е управление КГБ СССР - Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи. Генеральным директором Федерального агентства правительственной связи и информации был назначен генерал-лейтенант Александр Старовойтов. Первым заместителем генерального директора ФАПСИ - начальником управления по работе с личным составом был назначен Владимир Викторович Макаров. Заместителем генерального директора ФАПСИ был назначен генерал-майор Анатолий Иванович Куранов.

Самая секретная спецслужба

Под руководством Александра Старовойтова началось превращение Федерального агентства правительственной связи и информации в мощную специальную службу, которая на протяжении 1990-х годов постоянно развивалась и совершенствовалась, оставаясь едва ли не самой засекреченной из российских силовых структур. 19 февраля 1993 года был подписан Закон Российской Федерации «О федеральных органах правительственной связи и информации», принятый Верховным Советом страны и заложивший основы нормативно-правового обеспечения деятельности органов правительственной связи Российской Федерации. В 1994 г. в состав ФАПСИ на некоторое время было включено Управление информационных ресурсов Администрации Президента Российской Федерации, которое в структуре ФАПСИ существовало под названием «Главное управление информационных ресурсов». Затем оно вновь было возвращено в Администрацию Президента РФ - на этот раз под названием «Управление информатизации и документационного обеспечения Администрации Президента». 3 апреля 1995 г., в соответствии с Указом Президента РФ № 334 «О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации», в составе ФАПСИ был создан Федеральный центр защиты экономической информации. Вместе с тем, следует отметить, что функции обеспечения президентской связи с 1992 г. были выделены из компетенции ФАПСИ в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 28 сентября и от 29 октября 1992 года. Технические средства президентской связи и личный состав, задействованный в их обслуживании, был передан из Федерального агентства правительственной связи и информации в состав Главного управления охраны Российской Федерации. В составе ГУО Российской Федерации было создано Управление президентской связи, которое возглавил заместитель начальника Главного управления охраны Российской Федерации Ю.П. Корнеев. После преобразования Главного управления охраны в Федеральную службу охраны Российской Федерации, Управление президентской связи осталось в составе новой спецслужбы. Что касается органов ФАПСИ, то они внесли огромный вклад в обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в 1990-е гг. Военнослужащие ФАПСИ участвовали в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, выполняли многие другие важные государственные задачи, включая и информационное обеспечение выборов Президента Российской Федерации в 1996 г. За эффективную деятельность на посту генерального директора ФАПСИ, указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, 23 февраля 1998 года генерал-полковнику Александру Старовойтову присвоено воинское звание генерал армии.

В 1990-е гг. серьезные изменения произошли и в сфере подготовки офицерского состава Федерального агентства правительственной связи и информации. Прежде всего, следует отметить, что приказом генерального директора ФАПСИ Александра Старовойтова, 23 апреля 1992 года Орловское высшее военное командное училище связи им. М. И. Калинина преобразовано в Военный институт правительственной связи (ВИПС). Начальником института был назначен генерал-майор В. А. Мартынов. С первых дней существования в обновленном виде, учебное заведение стало одним из наиболее престижных военных вузов России. 6 марта 1994 года Военный институт правительственной связи первым из военных вузов России получил лицензию на право ведения образовательной деятельности по установленным специальностям. В 1998 г., в целях организации профессиональной подготовки военных специалистов для федеральных органов правительственной связи и информации, в Воронеже было создано Воронежское военно-техническое училище. Оно было создано для покрытия потребности Федерального агентства правительственной связи и информации в технических специалистах с качественным средним профессиональным образованием, способных работать с системами связи и коммуникации. В Воронежском военно-техническом училище срок обучения был рассчитан на 2,5 года, а после окончания училища присваивалось воинское звание «прапорщик». Учебное заведение вело подготовку специалистов со средним профессиональным образованием по специальностям «сети связи и системы коммутации», «многоканальные телекоммуникационные системы», «радиосвязь, радиовещание и телевидение».

ФАПСИ в конце 1990-х гг.

7 декабря 1998 г. первый директор ФАПСИ генерал армии Александр Старовойтов был отправлен в отставку с должности, с формулировкой «в связи с переходом на другую работу». В 1999 г. Александр Старовойтов был уволен с военной службы в запас. В дальнейшем «отец-основатель» ФАПСИ занимал различные руководящие должности в российских научно-технических учреждениях, вплоть до настоящего времени активно сочетает научно-практическую работу и научно-педагогическую деятельность. На посту директора ФАПСИ Старовойтова сменил генерал-полковник Владислав Петрович Шерстюк (р.1940). Уроженец Краснодарского края, Владислав Шерстюк получил образование на физическом факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, затем поступил на военную службу в органы Комитета государственной безопасности при Совете министров СССР. Он проходил службу в 8-м Главном управлении КГБ СССР (шифрование, дешифрование и правительственная связь). В 1992 г., после создания ФАПСИ, продолжал службу в Главном управлении радиоэлектронной разведки средств связи, а в 1995 г. был назначен начальником Главного управления радиоэлектронной разведки ФАПСИ. С 1998 г. он также занимал должность заместителя генерального директора ФАПСИ. Однако, на посту руководителя спецслужбы генерал Владислав Шерстюк пробыл недолго. Он был назначен на пост 7 декабря 1998 года, а уже 31 мая 1999 года, всего через полгода после назначения, был переведен на должность первого заместителя Секретаря Совета Безопасности РФ. Эту должность он занимал до мая 004 г., а затем, на протяжении шести лет, был помощником Секретаря Совета Безопасности РФ. Как и Александр Старовойтов, Владислав Шерстюк - не только видный государственный и военный деятель, но и ученый. Он - член-корреспондент Академии криптографии РФ и действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН).

К концу 1990-х гг. структура ФАПСИ выглядела следующим образом. В состав Федерального агентства входило пять главных управлений. Главное административное управление ФАПСИ (ГАУ ФАПСИ) включало в себя штаб ФАПСИ и занималось организацией управления и прочими штабными функциями. Главное управление правительственной связи ФАПСИ (ГУПС ФАПСИ) было сформировано на основе подразделений Управления правительственной связи КГБ СССР и выполняло задачи по обеспечению безопасности абонентов президентской связи и правительственной связи, правительственной междугородней связи. Главное управление безопасности связи ФАПСИ (ГУБС ФАПСИ) было создано на базе 8-го Главного управления КГБ СССР (шифрование и дешифрование) и продолжало его деятельность. Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи ФАПСИ (ГУРРСС ФАПСИ) было создано на базе 16-го Управления КГБ СССР, занимавшегося организацией электронной разведки, радиоперехвата и продолжило его функции. Главное управление информационных ресурсов ФАПСИ (ГУИР ФАПСИ) отвечало за информационное и информационно-технологическое обеспечение органов государственной власти и управления Российской Федерации, начиная от Совета безопасности РФ и Федеральной службы безопасности и заканчивая региональными органами власти и управления. В компетенцию ГУИР входила и работа с открытыми источниками информации, включая средства массовой информации. В задачи ГУИР входило обеспечение органов власти и управления «достоверной и независимой от других источников специальной информацией». Естественно, что именно на основе ГУИР строили свои информационные базы и структуры президентской администрации. Также, помимо главных управлений, в состав ФАПСИ входили Криптографическая служба, в компетенции которой находились шифрование и первичная обработка разведывательной информации, направляемой затем в другие спецслужбы и органы власти, и Служба собственной безопасности, обеспечивающая охрану сотрудников ФАПСИ, помещений спецслужбы, а также борьбу с коррупцией и шпионажем.

Федеральное агентство правительственной связи и информации принимало активное участие в контртеррористических операциях федеральных сил на территории республик Северного Кавказа, в первую очередь - в Чеченской республике. Важную роль выполняли подразделения радиоэлектронной разведки ФАПСИ, а также подразделения правительственной связи. Ряд военнослужащих ФАПСИ погиб во время боевых действий на территории Чечни - при исполнении своих служебных обязанностей. В то же время, ряд источников обращает внимание на недостаточный уровень организации защиты информации, в первую очередь - связи, во время первой Чеченской кампании, что привело к многочисленным трагическим ситуациям и внушительным человеческим потерям среди федеральных сил. Представители боевиков неоднократно демонстрировали журналистам, как они перехватывают переговоры российских военнослужащих и милиционеров, данная тема постоянно поднималась в средствах массовой информации, но никто из высокопоставленных ответственных лиц так и не дал внятных объяснений.

После ухода с поста генерал-полковника Владислава Шерстюка, новым, третьим и последним, Генеральным директором Федерального агентства правительственной связи и информации, был назначен генерал-полковник Владимир Георгиевич Матюхин (род.1945). Он, как и его предшественник, был ветераном органов государственной безопасности и начал службу в КГБ СССР еще в конце 1960-х гг. В 1968 г. Владимир Матюхин окончил Московский энергетический институт и в 1969 г. начал службу в 8-м Главном управлении КГБ СССР (шифрование, дешифрование, правительственная связь). Параллельно со службой в органах КГБ, молодой офицер повышал свой образовательный уровень - в 1973 г. он окончил механико-математический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, а в 1983 г. - аспирантуру при Высшей школе КГБ СССР. В составе ФАПСИ Владимир Матюхин в 1991 г. возглавил Научно-исследовательский центр Главного управления безопасности связи ФАПСИ, а в 1993 г. стал заместителем генерального директора ФАПСИ. 31 мая 1999 г. он был назначен на должность Генерального директора Федерального агентства правительственной связи и информации. Как генеральный директор ФАПСИ, Владимир Матюхин был включен в состав Оперативного штаба по управлению контртеррористическими действиями в Северо-Кавказском регионе, также входил в состав Совета безопасности Российской Федерации и Комиссии Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам. Под руководством Владимира Матюхина, значительные преобразования произошли в системе высшего профессионального образования органов правительственной связи и информации. Так, в конце марта 2000 г., в соответствии с распоряжением Президента РФ от 30 марта 2000 года № 94-рп и постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2000 года № 336, для совершенствования качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере правительственной связи, специальной связи, радиоэлектронной разведки средств связи и защиты информации, Военный институт правительственной связи был преобразован в Академию Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (сокращенное наименование - Академия ФАПСИ). Данное образовательное учреждение продолжало подготовку высококвалифицированных кадров для органов правительственной связи по специальностям, связанным с обеспечением информационной безопасности.

Ликвидация ФАПСИ

В начале 2000-х гг. изменившаяся политическая и экономическая ситуация в стране заставила руководителей российского государства задуматься о дальнейшем совершенствовании системы обеспечения национальной безопасности страны. Как известно, после распада СССР и ликвидации КГБ СССР, бывшей единственной и всесильной спецслужбой Советского Союза, в постсоветской России существовало сразу несколько спецслужб, возникших на основе КГБ - 1) Федеральная служба безопасности, отвечавшая за контрразведку, экономическую безопасность и защиту конституционного строя; 2) Служба внешней разведки, отвечавшая за внешнюю разведку; 3) Федеральная служба охраны, отвечавшая за охрану первых лиц государства и стратегических государственных объектов; 4) Федеральное агентство правительственной связи и информации, отвечавшее за правительственную связь и защиту информации, за радиоэлектронную разведку; 5) Федеральная пограничная служба, отвечавшая за охрану государственных границ и являвшаяся преемником Пограничных войск КГБ СССР. Теперь же, в соответствии с изменившейся обстановкой, было решено значительно изменить структуру российских специальных служб. В частности, был взят курс на укрупнение и укрепление Федеральной службы безопасности и Федеральной службы охраны. В результате начавшегося реформирования, было принято решение об упразднении Федеральной пограничной службы и переподчинении ее структур, органов и войск Федеральной службе безопасности, в составе которой создавалась Пограничная служба ФСБ. Также было принято решение и о ликвидации Федерального агентства правительственной связи и информации - одной из самых закрытых и эффективно действовавших специальных служб Российской Федерации. По мнению некоторых экспертов, одной из причин решения о включении подразделений этой спецслужбы в состав других органов безопасности, стал ряд громких скандалов второй половины 1990-х гг., связанных с деятельностью некоторых высокопоставленных сотрудников организации. Кроме того, стала очевидна потребность в единой структуре, способной собирать и анализировать информацию, либо - обеспечивать безопасность высших лиц государства - не только физическую, но и информационную. Этими задачами и объяснялось грядущее разделение ФАПСИ между ФСБ и ФСО.

11 марта 2003 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ об упразднении Федерального агентства правительственной связи и информации. Функции ФАПСИ были распределены между Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации. Генеральный директор ФАПСИ генерал-полковник Владимир Матюхин был переведен на должность председателя Государственного комитета Российской Федерации по государственному оборонному заказу при Министерстве обороны Российской Федерации - первого заместителя министра обороны Российской Федерации. Тогда же, 11 марта 2003 г., Владимиру Матюхину было присвоено воинское звание генерал армии. Значительная часть личного состава и имущества ФАПСИ была передана Федеральной службе охраны Российской Федерации, в составе которой была создана Служба специальной связи и информации, начальник которой получил ранг заместителя директора Федеральной службы охраны Российской Федерации. Службу специальной связи и информации ФСО возглавил генерал-полковник Юрий Павлович Корнев (1948-2010), который прежде, с 1991 по 2003 гг., возглавлял Управление президентской связи ФАПСИ (с 1992 г. - ГУО, затем - ФСО), а в 2003-2010 гг. - Службу специальной связи и информации ФСО. После безвременной кончины Юрия Павловича Корнева в 2010 г., в 2011 г. Службу специальной связи и информации возглавил Алексей Геннадьевич Миронов.

В подчинение Федеральной службы охраны Российской Федерации были переданы и военно-учебные заведения ФАПСИ. Академия Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2003 г., была переименована в Академию Службы специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации (сокращенно - Академия спецсвязи). Воронежское военно-техническое училище ФАПСИ было переименовано в Воронежское военно-техническое училище ФСО РФ. 15 ноября 2004 г. было принято решение о переименовании Академии Службы специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации в Академию Федеральной службы охраны Российской Федерации (сокращенно - Академия ФСО РФ). В 2008 г. к Академии ФСО в качестве филиала было присоединено Воронежское военно-техническое училище Федеральной службы охраны. В настоящее время учебное заведение продолжает подготовку квалифицированных специалистов по специальностям: многоканальные телекоммуникационные системы; радиосвязь, радиовещание и телевидение; сети связи и системы коммутации; информационная безопасность телекоммуникационных систем; автоматизированные системы обработки информации и управления; юриспруденция (правовое обеспечение национальной безопасности). Филиал, созданный на базе Воронежского военно-технического училища, осуществляет подготовку специалистов со средним профессиональным образованием, срок обучения составляет 2 года и 9 месяцев, а по окончании учебного заведения выпускникам присваивается воинское звание «прапорщик». Для Федеральной службы охраны передача в ее структуру учебных заведений ФАПСИ стала особым событием, поскольку до этого ФСО не имела собственных военно-учебных заведений. Традиции службы специальной связи сохраняются - теперь уже в Федеральной службе охраны Российской Федерации. Но для многих людей, проходивших службу в органах и войсках ФАПСИ в 1991-2003 гг., день образования ФАПСИ по-прежнему имеет значение, поскольку с этой службой, просуществовавшей все первое и столь тяжелое десятилетие постсоветской российской государственности, для них связано очень многое - молодость, профессиональное становление и совершенствование, нелегкие будни службы и даже героические подвиги.