Кто является автором концепции сверхчеловека. Учение ницше о сверхчеловеке

Фридрих Ницше:
"Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ.
ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НЕЧТО, ЧТО ДОЛЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ.
ЧТО СДЕЛАЛИ ВЫ, ДАБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ ЕГО?"

Когда речь заходит о творчестве Ницше, первое, о чем мы вспоминаем, - это сверхчеловек, с которым связаны нацистские проповеди превосходства арийской расы и мечты о «высоких, стройных и белокурых» людях, наполняющих собой города всей земли. Однако на поверку оказывается, что первоначально идея о сверхчеловеке представляла собой нечто иное, и лишь позднее была извращена идеологами фашизма.

Идея о сверхчеловеке закономерно родилась в тот момент, когда философия стояла на распутье, не зная, куда двигаться дальше. До этого момента считали, что любой индивид может бесконечно совершенствоваться и развиваться, что он добр и справедлив по своей природе - и рано или поздно достигнет предела всех совершенств. Однако в XIX веке философы пришли к выводу, что это вовсе не так и что человек принципиально несовершенен, ничтожен, неразвит. Как раз на волне подобных упадочнических настроений и появилось учение Ницше о сверхчеловеке.

Первое, о чем он поспешил заявить, - это смерть Бога. Не стоит понимать данную фразу буквально. Речь в ней идет не о факте смерти, а о том, что на момент, когда Ницше писал свою книгу, размышления о Боге были практически уже невозможны (то есть умер философский бог, бог метафизики, равняясь на которого, человек стремился к совершенству). Что же пришло на смену несуществующему уже божеству? Конечно же, это не мог быть просто человек, так как он - всего лишь недоразвитое животное. Новым Богом могло стать только существо, действительно наделенное совершенством, то есть сверхчеловек.

На вопрос, что такое сверхчеловек у Ницше, довольно просто ответить, опираясь на книгу «Так говорил Заратустра». Именно в ней философ поместил свое учение о существе, призванном служить образцом для подражания и целью развития всех простых людей. Сверхчеловек - это существо, разум которого настолько совершенен, что позволяет управлять телом и волей. Это существо, презирающее мир простых людей и уходящее от него в горы, чтобы достичь предельного совершенства мыслей и поступков.

Образцом такого сверхчеловека Ницше считает древнего персидского пророка и основателя религии зороастризма Заратустру, который и становится главным героем книги. Философ рекомендует всем, кто решил подняться над обыденностью и превзойти свою ущербную человеческую природу, равняться на великого пророка и совершить скачок через пропасть, отделяющую просто человека от сверхчеловека.

Для того чтобы стать сверхчеловеком, необходимо изменить свое мировоззрение, посмотреть вокруг себя и увидеть, что мир людей достоин только презрения. Удалившись от этого мира, будущий сверхчеловек сосредоточивается на себе, на своих мыслях. Его дух проходит три этапа развития:

1) «верблюд» - человек, нагруженный традициями и установками культуры и традициями предыдущих поколений;

2) «лев» - человек, отрицающий себя как «верблюда», то есть отказывающийся абсолютно от всего того, от чего он зависит;

3) «ребенок» - человек, открытый для всего нового, чистый лист, сам создающий себе законы и управляющий своей волей.

Основной характеристикой сверхчеловека является наличие у него воли к власти. Воля к власти представляет собой стремление к тому, чтобы быть выше всех, быть самым лучшим, возвыситься благодаря своему уму и талантам и властвовать ущербными людьми. Воля к власти управляет миром и заставляет в борьбе доказывать свою силу и право на существование. Однако воля к власти - это не естественный отбор, о котором говорил Дарвин. Путем естественного отбора выживают только приспособленцы, то есть не всегда самые сильные и талантливые. Напротив, это могут быть самые слабые особи, наделенные хитростью. Ницше же проповедует не хитрость и изворотливость, а настоящую мощь разума и несгибаемую волю, редкостную личность, способную на подвиги.

* * *
НИЦШЕ О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ:

"СЛУШАЙТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ!
СВЕРХЧЕЛОВЕК - СМЫСЛ ЗЕМЛИ.
ПУСТЬ ЖЕ И ВОЛЯ ВАША СКАЖЕТ:
ДА БУДЕТ СВЕРХЧЕЛОВЕК СМЫСЛОМ ЗЕМЛИ!"

"ПОИСТИНЕ, ЧЕЛОВЕК - ЭТО ГРЯЗНЫЙ ПОТОК.
НАДО БЫТЬ МОРЕМ, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ ЕГО В СЕБЯ И
НЕ СТАТЬ НЕЧИСТЫМ.
И ВОТ - Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ:
ОН - ЭТО МОРЕ, ГДЕ УТОНЕТ ПРЕЗРЕНИЕ ВАШЕ."

Первое, что приходит на ум, когда мы слышим имя Фридриха Ницше – цитата о бездне или о смерти Бога. Второе – идея о сверхчеловеке. Эта концепция немецкого философа была весьма популярна в его время, и сегодня ее также поддерживают многие. Но в ней есть парочка загвоздок.

Сама теория о сверхчеловеке (сразу оговорюсь, что буду рассматривать ее не с биологической, но философской точки зрения) Ницше проходит через все творчество философа, а впервые возникает в произведении «Так говорил Заратустра». Говоря кратко, смысл идеи в том, что человек несовершенен, но надо создать нового сверхчеловека, способного победить низменную природу существ нашего вида. Он должен быть выносливым, волевым и свободным от кого и чего бы то ни было, включая Бога (его место как раз и займет сверхчеловек) и других людей. Это новый смысл существования, венец творения и эволюции.

Как же, по мнению Ницше, обычному человеку перейти в категорию сверхчеловека? Немец считал, что такими титанами могут стать лишь немногие – например те, кто сможет победить в себе мораль, отбросить ее нормы. Нужно помогать не другим людям, но себе. Таким образом, мы видим, что философия Ницше – это в некотором смысле философия анти-Просвещения, обратная его сторона. Тут смешались и богооставленность, и одиночество, и и попрание авторитетов и общепринятых норм. Отменяется понятие объективной истины, у каждого она теперь своя. Это индивидуализм и в то же время разобщенность общества, презрение к обычному, среднестатистическому человеку.

Может, я сейчас напишу дешевую психологическую истину, но, кажется, эта идея – отражение комплексов и затаенных желаний, болезненных амбиций самого Ницше. Некоторые профессора и философы считают Ницше человеком, «придумавшим» весь XX век (и это при том, что умер он в 1900 году). Он был очень образованным человеком, таланты его заметили еще в молодости, при этом с ранних лет он страдал от слабого здоровья – физического и психического. Головные боли и бессонница сопровождались (или же были следствием) периодическими помрачениями рассудка, во время которых Ницше вел себя, мягко говоря, неадекватно. Он вопил, танцевал, испражнялся где ни попадя, пил свою мочу. Бывали у него и приступы мании величия (некоторые утверждают, что именно в такой период он и придумал свою идею о сверхчеловеке). А в окончательное безумие, по словам биографов, он впал, когда увидел избиение лошади.

Странно это: сверхчеловеку (или стремящемуся им стать) – и вдруг стало жалко лошадку?

А вот еще мрачный анекдот: Ницше страдал от сифилиса (от него, как вы понимаете, и большинство психических недугов). Человек, похоже, сам поверил в то, что не должен придерживаться норм морали, и пошел вразнос. Сам себе разрешил – сам и отказался.

Сама идея сверхчеловека, безусловно, не может не импонировать: самосовершенствование, независимость и свобода – это прекрасно. Но Ницше доводит ее до такой крайности, что становится жутковато. Сверхчеловек представляется не титаном Просвещения, но самым что ни на есть Гитлером (по крайней мере, каким диктатор был в представлении его обожателей).

Нельзя отрицать, что Ницше – великий философ и мыслитель. Он многое предугадал (разрушение норм и ценностей, кризис рациональности в науке и культуре), а его идеи имеют влияние на умы до сих пор. Но как можно безоговорочно верить человеку, который сам не мог справиться с собой, был от своих идей настолько далек, насколько это вообще возможно? Я восхищаюсь умом этого человека, мне нравятся многие его работы (например, «Рождение трагедии из духа музыки»), но сверхчеловек – нет, не могу принять эту идею, особенно из его уст.

Философы всего мира и разных эпох бьются в настоящих интеллектуальных войнах, отстаивая своё право воспринимать мир так, как они считают нужным.

У каждого философа всегда имеется при себе не только общий взгляд на мир, на поведение людей и их взаимодействие между собой, но и индивидуальная система восприятия этого мира.

Хотя многие теории современным людям кажутся немыслимыми и неоправданными, но всё-таки некоторые из них достойны не только уважения, но и глубокого понимания философских изысканий.

Философские взгляды Ницше Учение о Сверхчеловеке

Одну из таких значимых теорий выдвинул в своё Фридрих Вильгельм Ницше, родившийся в девятнадцатом веке, конкретней, 15 октября 1844 года в городке Рекен в Саксонии. Так, например, его пылкий ум создал Сверхчеловека, описанного им в творении «Так говорил Заратустра». Этот сверхчеловек – это образ великого человека, почти Бога, настоящего гения, сильного духом, умелого, напористого, уверенного в себе, способного собрать вокруг себя настоящую армию сподвижников. Сверхчеловек способен выделиться из толпы, стать лидером, предложить человечеству новый путь развития и сдержать слово. Он – наивысшая степень морали и ответственности. Он – идол своего поколения. Это новая мысль, новый ум, сила, мощь и благодетель в одном лице. Именно к такому «виду» людей Ницше причислял Юлия Цезаря, Наполеона Бонапарта, Александра Македонского и Чезаре Борджиа.

О мире у Ницше было своё мнение. Он понимал, что мир вокруг нас именно такой, каким мы его представляем. Если объяснять эту теорию просто, то достаточно предложить посмотреть на небо. Оно голубое. Так думают все. Думают, но не знают наверняка. Все уверены в том, что небо действительно голубое, но, может быть, один-единственный человек думает, что небо зеленое. И для него оно действительно зеленое. Потому что он его так видит.

А если мыслить глобально, то теория Ницше заключается в том, что каждый человек по-разному трактует свои и чужие поступки, ситуации, происходящие в жизни, поведение людей и прочее. Таким образом на поступок одного и того же человека у каждого формируется своё особенное мнение. И нельзя сказать, что кто-то из осуждающих или одобряющих прав, а кто-то нет. Просто каждый видит происходящее по-своему.

Но, казалось бы, зачем тогда нужно осуждать мнение социума, ведь именно мнение большинства является правильным? На это у Ницше есть свой ответ. Мнение большинства создаётся из одинаковых мнений индивидуумов. А остальным, «несогласным», остаётся действовать именно по этим установленным правилам. Допустим, у социума есть определенный негативный взгляд на культуру панков. Но ведь и у людей, причисляющих себя к панкам, есть определенный взгляд на правильную модель поведения. Значит, эти два мнения условно делятся на «социум» и «панков». Социум в несколько раз превосходит противоборствующую субкультуру, поэтому все предпочитают считаться именно с этим мнением. Но что, если панков будет больше социума? Тогда за основу людям придётся принять мораль этой субкультуры, которая перерастет в полноправную культуру за счет своего численного перевеса. А мнение «социума», которое раньше имело вес, обратится в субкультуру, либо вовсе перестанет существовать, так как «социум» станет меньшинством.

Данные размышления являются всего лишь интерпретациями идей различных философов и течений. Автор стремится передать их в первозданном виде, но не застрахован от случайного домысления.

Сами по себе идеи почти ничего не могут - эти единичные смысловые конструкты слишком слабы, слишком одиноки, слишком ничтожны и поэтому не способны повлиять на человеческое общество. Но если из разрозненных идей собрать более-менее цельный конструкт, отвечающий потребностям обладающей потенциальной или фактической властью какой-либо социальной, то дело может принять дурной оборот. Идея сверхчеловека не нова для человеческой культуры, но сама по себе она ничего не несёт и слишком сильно зависит от контекста, в который её помещают. Пара ловких логических манипуляций и вот уже идею о сверхчеловеке можно найти и в Библии, и в мифах древности, и в рекламных слоганах дезодорантов и шампуней. И ваш любимый супергерой тоже может оказаться тем ещё уберменшем - нужно лишь взглянуть на него под определённым углом.

Если вам вдруг захочется узнать о концепции Ницше побольше, то, скорее всего, вы первым делом окажетесь на википедии и не факт что после этого захотите продолжить путь (хотя заглянуть на киберленинку всё же не помешает). Несмотря на то что понимание уберменша для Ницше, это в первую очередь понимание моральное (при этом императивное — сверхчеловеку не нужно общество, чтобы жить нравственно — он сам себе общество), последующие интерпретации сместили фокус на физические особенности уберменша, оставив за бортом метафизическое измерение, благо Ницше сам оставил эту лазейку, когда говорил об эволюции человека. Возможно именно этот биологический пафос и стал тем, что позволило идее о сверхчеловеке стать частью массовой культуры. Ну, а то, что идея была изначально изложена в художественном произведении, лишь дало ещё больший толчок к последующим трактовкам и интерпретациям.

«Бог мёртв» - именно эта предпосылка и создаёт базис для появления ницшеанского сверхчеловека, который оказывается один на один перед многогранным миром без этического проводника, без нормативистского сверх-Я, которое бы могло указать ему путь и оправдать (или осудить) все его деяния.

Но возможно ли существование сверхчеловека без смерти бога? - Да, возможно.

Задолго до Ницше об этом говорили гуманисты эпохи Просвещения, которые вывели, что раз человек создан по образу и подобию Бога, то сам является Богом, а значит способен действовать независимо, вне рамок, накладываемых на него Библией, священниками или господствующей моралью. Данная логическая конструкция позволяет выйти из-под власти Большого Другого, который до этого определял жизни людей, чтобы стать для себя источником морали, не зависимой от внешнего субъекта.

Нечто подобное сделали и экзистенциалисты, которые в своей массе отрицали власть идеи над человеком и оставляли его абсолютно незащищённым перед внешним миром. Если осознал эту правду жизни, что всё то, во что ты верил, - всего лишь выдумка, то можешь поверить в любую из всех возможных. Или создать свою собственную картину мира, которая будет ничем не лучше остальных. Но при этом и не хуже.

Чтобы как можно глубже понять «Мираклмена» в интерпретации Алана Мура всё вышесказанное лучше держать в голове, иначе отсылки к философии Ницше так и останутся лишь простыми отсылками, призванными придать условной глубины и ценности посредством культурной преемственности. Но что ещё более важно - именно подобное детальное рассмотрение произведения позволяет обнаружить, что как бы не пытался Мур, он всё так же остался в плену стереотипов массовой культуры и не смог преодолеть рамки биологического понимания сущности сверхчеловека (хотя может это и вина супергероического жанра, преодолеть недостатки которого раз за разом пытался Мур). Но для этого нужно чуть более детально разобрать сюжет комикса.

Внимание, Спойлеры!

Одно из самых явных достижений Мура - это перемещение Мираклмена и его чудо-семьи из Золотого Века в Бронзовый со всем сохранением ранее накопленного опыта. Всё, что происходило тогда - не более чем искусственно созданные сны в секретных правительственных лабораториях. Всё чудо-семейство - результат изучения технологии инопланетян, которая позволяет с помощью заложенных триггеров менять тела живых существ, оставляя разум на месте. Главная слабость чудо-семьи - необходимость для «превращения» использовать специальные слова, которые иногда нет возможности произнести или можно забыть. Из-за череды неудач учёным пришлось вывести чудо-людей из сна, а затем и попытаться уничтожить их атомным взрывом. Один погиб, второй потерял память, а третий познал, что он сам вершитель своей судьбы и избавился от оков своего старого миропонимания. Здесь берёт начало одна из первых попыток художественными средствами раскрыть сущность сверхчеловека. Их здесь будет много, но эта видится мне одной из самых важных.

Первое и самое популярное измерение сверхчеловека - физическое или биологическое, несмотря на то, что фактически это два разных критерия. Физически, то есть внешне, сверхчеловеком может быть любая разумная форма жизни гуманоидного типа, обладающая пониманием человеческой культуры, ведь человек - это не только биологический конструкт, но и социальный. Супермен является физическим воплощением сверхчеловека, но никак не биологическим - он представитель инопланетной расы, которая чисто случайно (и маркетингово) имеет ту же морфологию, что и мы с вами. Мираклмен Мура даже не смотря на использование инопланетных технологий является сверхчеловеком на биологическом уровне (но в отличие от своей дочери искусственно созданным). Он воплощает в себе внешние черты сверхчеловека - неуязвимость, способности к полёту, лучи из глаз и целый ворох суперсил, которыми он пока ещё не овладел. Он является сверхчеловеком по праву силы, точно так же как ими являются все члены чудо-семьи.

Молодой Мираклмен некогда был протеже главного героя, он всего лишь учился быть «супергероем». Если у Мираклмена был исключительный компас определения добра и зла (о том, что эти понятия оценочны и контекстуальны я думаю вам не нужно напоминать), то у обоих его помощников была лишь ориентация на наставника, подражание его действиям, мыслям и суждениям. Когда же главный герой потерял память (что равносильно его смерти), то Молодой Мираклмен остался без этического компаса. Это позволило ему прийти к мысли, что этики как таковой и не существует. Ну, или она существовала до тех пор, пока был жив её носитель - детали не особо важны. Нормы всего лишь выдумка, которая была призвана подчинить его чужой воле и заставить действовать иначе, чем он того хотел. Он обрёл новый тип разумности, основанной на следовании собственным желаниям, а не желаниям Большого Другого. Увы, но обида, последовавшая за осознанием этого факта, не позволила ему выстроить собственный моральный комплекс - «Бог умер», осталась нигилистическая пустота, в противовес которой Ницше некогда и выдвинул идею сверхчеловека.

Следующая точка, в которой раскрывается сущность сверхчеловека - это прибытие вернувшего себе память (и сверхсилы) Мираклмена на секретную базу. Чуть позже увидевшие его мощь немецкие солдаты воскликнут, что это и есть тот уберменш, который был их идеалом во времена Третьего Рейха. Светловолосый атлет, способный руками разрывать танки. Для Гитлера идея сверхчеловека была составной частью антисимитизма, способом ограничить людей высшей крови от людей низшей. Разграничить их права на биологическом уровне, уничтожить «слабую ветвь» человеческой эволюции. Именно таким уберменшем и был Мираклмен - ариец, во благо нации которого совершались самые ужасные деяния и чьей волей ни прикрывались. Именно на базе Мур высказывает одну из самых глубоких своих идей - не столь важно, какими силами обладает физическое воплощение сверхчеловека, главное, чтобы он был на «нашей стороне», был управляем и действовал в «наших» интересах. Его главная задача - сохранять статус-кво, оставлять одних у власти и не давать другим до неё добраться. Метафизически это, конечно, не сверхчеловек.

Следующим важным событием становится борьба Пантеона (Мираклмена (М), Мираклвумен и их друзей-инопланетян) против Молодого Мираклмена (ММ), который вновь появляется в этом мире. К тому моменту Мур накинет множество образов и смыслов к общей сюжетной линии, так что истинную суть очередного противостояния сверхчеловека (ММ) и Бога (М) очень легко упустить из виду, тем более что это сражение становится и сюжетной кульминацией. Противостояние этих существ приобретает новое значение - оно начинает отражать ещё и борьбу различных мироощущений. Не смотря на то, что сам Мур объясняет это противостояние через тягу антогониста к Тонатосу, смерти (тогда как главные герои воплощают собой Эрос, живородящее начало), производимое антагонистом разрушение носит иное символическое наполнение, состоящее из того же нигилизма и отрицания текущего миропорядка как такового. Он обладает запредельной силой и только поэтому оказывается способен совершить столь огромные разрушения. И, что самое важное, он хочет победить Бога, который и воплощает для него мораль. Только с его смертью он сможет обрести власть над своей собственной жизнью. Во всех остальных случаях его будут способны подчинить своей воле вполне реальные существа. Точно так же ведут себя атеисты, борющиеся с церковью - они хотят уничтожить источник угнетения, символически выраженный во власти бога над ними. Точно так же ведут себя подростки, бунтующие против «системы». Когда же Молодой Мираклмен оказывается повержен, начинается новая глава в истории этого мира.

Мир после лондонской резни - это мир, который понимает, что с человечеством вместе живут существа, способные к невообразимым разрушениям и неуязвимые к человеческому оружию. Единственный способ управлять ими - это идеология, но к этому моменту люди оказываются лишены и этого инструмента. Оставшиеся в живых сверхлюди принимают решение перестроить человеческое общество, но делают это исходя из на мой взгляд странных предпосылок. Главная причина их «реформ» - «действие для блага людей». Ответ на вопрос, почему не спросить у людей, что они считают благом: «Разве мы спрашиваем как дела у рыб? Хочет ли корова стать фаршем?». Главная причина, почему они считают себя выше человечества - их сила. Именно в ней заключается их сверхчеловечесность, а не в способности выйти за рамки существующих норм и создать собственный морально-этический кодекс. Они способны это сделать, но не это определяет их как сверхлюдей.

Они уничтожают всё ядерное оружие, изымают обычное, отменяют деньги и разрешают все виды наркотиков. Они позволяют себе это делать, потому что у них есть сила, потому что они считают себя выше людей эволюционно. Они делают лучшей жизнь людей, но не самих людей. Или не всех. Всё так же остаются сильны церкви, образуются новые религиозные течения, которые начинают воспевать подвиги Пантеона. Они называют себя Пантеоном и берут имена греческих богов, чтобы показать свой статус и заставить людей подчиняться. Но, с другой стороны, они позволяют людям вознестись и создать себе вторые тела. Тем людям, которые оказываются готовы выйти за рамки собственных убеждений и отказаться от путеводного голоса Большого Другого. Тем, кто способен понять их логику, согласится и впоследствии развить. Тем, кто способен сам выстраивать свой жизненный путь.

«Мираклмен» как и «Хранители» выделяется во многом и тем, что мир здесь живой. Он меняется, в первую очередь, благодаря действиям сверхлюдей. Мур на уровне концепта заложил, что герои не будут соблюдать статус-кво и перекуют под себя мир. Это то, что не удалась большинству супергероев, ведь вместо того,чтобы решать проблемы системно, они сосредотачивались лишь на устранении видимых результатов противоречий, но никак не разрешении последних. Это связано с рядом причин, в число которых входит маркетинговая необходимость постоянно получать прибыль за счёт продажи продукции с любым героям масскультуры, а также с тем, что для большего погружения читатель должен видеть в комиксах мир, похожий на тот, что находится у него на окном. У Мираклмена нет Цитадели Одиночества, в которой можно было бы уединиться и снять с себя ответственность за всё, что происходит вокруг. Он изменяет мир, но оставляет людям право наслаждаться своими заблуждениями. В действиях Пантеона видны отражения левых настроений и марксистская риторика, но построенный Мираклменом мир никак особо не конкретизируется. Прямо как у ранних Стругацких - коммунизм есть, но как его описать не понятно, ведь он качественно превосходит существующие общественные отношения. Поэтому и приходится указывать на внешние признаки, которые можно представить - отсутствие денег, например. И там же отражается новый вид деятельности, которая становится одной из важнейших для новых сверхлюдей - исследование космоса. Почти что бесконечный сверхчеловеческий потенциал у Мура находит применение в гносеологической деятельности, творческой и созидательной. И это становится ещё одной важной идейной составляющей полотна «Мираклмена».

Ф. Ницше и концепция сверхчеловека.
Ф. Ницше вполне можно назвать гением философии своего времени, смысл которой заключается в непрерывном движении процессе познания, ведущем к росту осознанности человека. Развитие сознания для Ницше - это поиск и верное истолкований заложенного философией истинного смысла, это понимание "природы вещей" и осознавание своего «я», связанное с внутренними (духовными) переживаниями человека. Ницше внимательно отмечал, что текст одного автора (или любого из писаний) может допускать многочисленные вариации истолкований, так как сознание читающих, из-за своей различной индивидуальности, склонно интерпретировать и двойственность, и даже различность смыслов, иногда, бывает, и в противоречивых формах, ведь каждый понимает смысл относительно своего восприятия. Однако, автор текста хоть и делает всё возможное для того, чтобы каждый читающий его человек правильно понял заложенную авторскую мысль, или идею, но всё же, в силу того, что восприятие у всех людей разное, как и разный уровень осознанности, автор не несет ответственности за неверное истолкование, за искаженное понимание текстов читающими. Поэтому, чтобы действительно понять заложенный автором смысл, нужно, выражаясь ницшевским языком, "слишком человеческое" перевести в духовное, то есть, мыслить не мерками человеческих представлений, а обширным, качественно иным мышлением. Часто так бывает, что по мере расширения сознания, открываются и "новые горизонты" (а точнее сказать - качественно иные) интерпретаций.
Затрагивая понятия смыслов, мы касаемся и понятия истины. Истина бывает относительной и абсолютной. Абсолютная истина незыблема (равно статична), потому что исходит от Тайны и Закона Мироздания (т.е. от Источника), это тот Великий Покой, Душа Тайны, которая является Центром Всего и Вся, и от нее исходит Божественный ток, Высшая Воля или Закон. Абсолютная Истина определяет все сущее и место каждого в матрице Мироздания. Что говорят об Абсолютной истине оккультные писания:
"Абсолютная Истина существует. Хотя мы ежедневно осознаем, что окружающие нас предметы и деятельность не абсолютны, из этого логически отнюдь не вытекает, что все относительно. Как они говорят: "Что полезно одному - вредно другому". Это утверждение справедливо в отношении почти всего в пределах феноменального, материального мира. Однако было бы ошибкой сделать из этого наблюдения вывод, что совершенно ничего не является абсолютным. Абсолютное значит "свободное" или "независимое" (от латинского слова "absolvere" - "делать свободным"). Его философское значение заключается в том, что нечто абсолютное должно быть свободным от преходящего, относительного мира и не затрагиваться никакими его воздействиями. В этом смысле абсолютное синонимично трансцендентному (от латинского transcendere - "выходить за пределы материи").
Шримад Бхагаватам.
"Существуют Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, и которые называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном". Другими словами, одна и та же субстанция, называемая нами Абсолютной Истиной, может осознаваться как безличный свет Брахмана, локализованная Параматма или Личность Бога" – Бхагаван.
Таким образом, Абсолютное статично в своем Законе. Но об абсолютной истине мы сейчас много говорить не будем, так как это относится к другой обширной теме, а вот об относительной истине внимание остановим, потому что некоторые концепции Ф. Ницше соотносимы с этим понятием.
Любое мнение изменяется с ростом сознания, и сама модальность времени накладывает отпечаток на восприятие человека, и доживи Ницше до наших дней, он возможно и сам многое видел бы уже с несколько других позиций, но однако, его не зря называют гением философии, и вот почему: он выдвинул идею о потенциальной возможности человека стать сверхчеловеком, и как это можно применить в наше время: не понимать в буквальном смысле «люби все человечество», но это в первую очередь означает, что при нормальном (здоровом/конструктивном) общении с каждым человеком, следует обращаться к наилучшей его стороне: к той части, что мы называем Божественная часть, а точнее - к той частице от Создателя, которая называется душа. Человек несовершенен, но Ницше выдвигает идею духовной эволюции, и это та красная нить, которая имеет общность и главенствует во всех духовных учениях. Что значит духовная эволюция? Это ответственность, это сознательность, это это осознавание и раскрытие своего божественного потенциала. Раскрытие лучших качеств, лучшего проявления своего «я» со стороны духовности. Да, многие люди не могут, и многие даже не хотят об этом думать, но у каждого своя стадия развития сознания, которая и определяет отношение к себе, к миру, к природе. Но есть те редкие, которые устали от себя слабого и от своего, подавляющего лицо Человека, низшего манаса, и для этих людей эволюция сознания - есть движущая сила, тенденция к росту и качественному преобразованию себя самого.
"Моя задача - подготовить человечеству момент высшего самосознания, великий полдень, когда оно оглянется назад и взглянет вперёд, когда оно выйдет из-под владычества случая и священников и поставит себе впервые, как целое, вопросы: почему? к чему? - эта задача с необходимостью вытекает из воззрения, что человечество само по себе не находится на верном пути, что оно управляется вовсе не божественно, что, напротив, среди его самых священных понятий о ценности соблазнительно господствует инстинкт отрицания, порчи, инстинкт decadence", пишет в своих заметках Ф.Ницше.
Многие, совсем не понявшие смысла философии Ницше, намекают, что «кое-кто уже хотел создать сверхрасу, сверхчеловека, и что из этого вышло?». Но концепция Ницше и бредовые идеи А. Гитлера не имеют ничего общего. И в чем здесь заключается коренное отличие: Гитлер мечтал о расе сверх людей, и он выделял арийцев. Он шел по пути внешнего воздействия, путем насилия, агрессии,захвата с применением нечеловеческих методов жестокости и силы. Но можно ли прийти к "сверхчеловеку" методом силы, или методом специально отобранного генома? Ответ однозначен: нет, как и не может быть избранной национальности. Ницше говорит не о создании сверхчеловека, как какой-то избранной расе, или нации, а о той внутренней трансформации индивидуального сознания, которое по отношению к тому каким был человек и каким он стал, условно сделает его "сверхчеловеком", но этот процесс по сути, бесконечен, ибо нет конечной точки у развития сознания. То есть, Ницше говорит о той глубокой ментальной работе, которая явит собой глубокое преображение индивидуального сознания. Кого в качестве примера можно привести как образец сверх человека? Для примера Сверхчеловеком можно назвать любого посвященного адепта, будь то Иисус Христос, великий Пифагор, Гермес, или даже кто-то из нашей современности, имя которого остается в тени. Сверхчеловек – это не только развитое сознание и развитая сознательность, это особая порода людей с присущим им внутренним благородством, которое есть эталон качества личности человека.
Возвращаясь к теме относительной истины, следует упомянуть, что она не статична, а изменчива, и качественные изменения связаны с переоценкой жизненных ценностей, и осознанность растет лишь через мышление человека, анализ и способность к интеграции. И это сильная сторона относительной истины. И относительность в том, что в своем развитии, поднимаясь на ступень выше, каждый раз человеку открываются новые горизонты реальности, той, что ранее была сокрыта. Но понять реальность, дать оценку своему движению возможно лишь через мысль. А вот шаблон мысли – есть основа статичности, косности и заблуждения. Многие люди Ницше не принимают, в качестве своего путеводителя по жизни, и почему в начале этой статьи было упомянуто об интерпретации смыслов: человеку свойственно распознавать и принимать для себя те концепции, что потакают его человеческой натуре, и здесь возможно сказать, что у каждого «своя философия». Но каждая "своя философия" чаще всего исходит от своего эгоизма, то есть, "своя философия", это удобная философия, это то, что для себя в целях самозащиты вырабатывает внутренний адвокат незрелой личности с целью оправдать свои слабости. Так, у любого вора, или опустившегося до крайности всегда найдется "своя философия", оправдывающая его слабость, негативизм, агрессивность, самость (и прочие деструктивные проявления), и то, "почему я так поступил". "Своя" философия в данном контексте подразумевает "то, что удобно мне", "то, что выгодно моему "я"", и "то, приятно моему эго". То есть, человек сам для себя вырабатывает некую удобную ему систему мировоззрения и следует ей в ходе своей жизни, а дальше передает ее своим детям (так, например, тот, кто агрессивен и зол будет учить и своих детей постоять за себя кулаками), или относительно системы своих ценностей жизни дает советы своим близким. Понятно, что у каждого человека мнения разнятся, но эту разницу и определяет так называемая "своя философия", или иначе: философия низшего эго /бытового эго/ эгоистического манаса.
И в связи с вышесказанным, затронем вопрос, касающийся учений: То учение, которое настраивает на путь духовного развития, всегда неудобно для эгоизма человека, ибо оно требует большой работы и ответственности, также терпения, поэтому, его часто не принимают, а давшего это учение нередко гонят подальше (так одного такого учителя в былые времена распяли низко-сознательные). Но есть и те редкие люди, которые устали от себя - духом слабого, и находясь в поиске, они берут такое Учение (которое, конечно Универсально, так как не потакает слабости индивидуального сознания, а напротив, взращивает его), в качестве своего путеводителя по жизни, и сродняются с ним, и вот здесь можно назвать его своим Учением (или своей Философией), той, с которой сроднился, ибо не просто читаешь его, а следуешь ему, воплощаешь его на практике, ибо плох тот духовный философ, чья философия расходится с поступками. И в этом заключается принципиальная разница между "моя философия" и "моя Философия" (с большой буквы, так как Универсальное духовное учение становится приближенным к абсолютной истине, так как взращивает сознание и не преследует целей низшего эгоизма).
Что говорят современные философы о Ницше:
«По мнению Ницше, человек - это «болезнь Земли», он мимолетен, он «в своей основе есть нечто ошибочное». Но нужно создать подлинного, нового человека - «сверхчеловека», который давал бы цель, был бы победителем «бытия и ничто» и являлся бы честным, в первую очередь перед самим собой.
Главная проблема человека, его сущности и природы - это проблема его духа.
Согласно Ницше, дух:
- это выносливость;
- отвага и свобода;
- утверждение своей воли.
Главная цель стремлений человека - это не польза, не удовольствия, не удовлетворения, не истина, не христианский Бог, а жизнь. Жизнь является и чем-то космическим, и биологическим также: она, по Ницше, есть воля к власти как принцип мирового бытия и «вечного возвращения».
В своем произведении «Так говорил Заратустра» Ницше возвещает о том:
- что человек есть нечто, что должно преодолеть;
- все существа создавали нечто, что выше их;
- люди хотят стать отливом этой великой волны, они готовы вернуться к зверям, чем преодолеть человека.
Настоящее же величие человека в том, что он мост, а не цель. Ницше писал: «Человек - это канат, протянутый между животными и сверхчеловеком».
Далее, Что такое «Сила, Могущество и Власть», о которых так часто упоминает Ницше? Конечно, это не та сила, не то могущество, и не та власть, к которой стремятся большинство мира сего. Это не власть ради власти, не власть ради подавления воли другого, не власть ради утверждения своего превосходства над более слабым. Это Сила, Могущество и Власть торжества Духа человека; это та сила намерения, когда воля личности соединяется с Высшей Волей, и становится проводником; это та власть человека в качестве высочайшей ответственности за все то, что происходит в его жизни. Это то состояние, когда ум становится Разумом, сознание – просветленным, а личность – свободной.
Как часто мы слышим фразы: «Он оказался во власти своих эмоций», «он оказался под властью стечения обстоятельств», итд, а кроме того, сознание обычного человека загрязнено и собственными деструктивными помыслами, и вторжением чужеродных мыслеформ, которые посылает низшему манасу тонкий мир и масса осознаваемых себя субстанций, которые стремятся завладеть чужой волей и действовать через нее.
Но Ницшевский сверхчеловек взрастил себя, взрастил свое сознание, и оно стало чистым, а ум человека стал светлым, а воля личности принадлежит только ему. Ницшевский сверхчеловек встал НАД своими слабостями...
Сила, Могущество, Власть: И такой человек сам творит свою жизнь (а не плывет пассивно по течению реки жизни, по принципу: «куда выведет течение, то и ладно»), сам решает выбор на перекрестках линий судьбы, и знает, что все то, что происходит с ним в его жизни, находится в зоне его ответственности и влияния на свой выбор.
Вот что такое смысл «Сила, Могущество, Власть» в ницшевской философской концепции о сверхчеловеке, и с позиции эзотерики тоже.
Разумеется, что многие фразы Ницше можно понять весьма двояко, однако, каждый читающий этого автора выберет наиболее близкую к своему восприятию трактовку. Одна из таких двойственных фраз - "падающего - да подтолкни!" Но ведь в этой фразе звучит еще и смысл "падать в мои глубины":
"О братья мои, разве я жесток? Но я говорю: что падает, то нужно еще толкнуть! Все, что от сегодня, - падает и распадается; кто захотел бы удержать его! Но я - я хочу еще толкнуть его! Знакомо ли вам наслаждение скатывать камни в отвесную глубину? Эти нынешние люди: смотрите же на них, как они скатываются в мои глубины! Я только прелюдия для лучших игроков, о братья мои! Пример! Делайте по моему примеру! И кого вы не научите летать, того научите - быстрее падать!", - "Так говорил Заратустра".
Только утратив под ногами привычную почву, человек имеет шанс взлететь... Поэтому, подтолкнуть падающего - в своем обороте, значит научить его летать... На этом моменте очень кстати будет привести в пример одно сказание:
о том, как орлица выбирает себе отца для рождения своих будущих орлят:
"Она делает такую интересную вещь. С дерева или куста она отламывает веточку, берёт её в клюв, поднимается на большую высоту и с этой веточкой начинает там кружить. Вокруг самки начинают летать орлы, тогда она бросает эту ветку вниз, а сама смотрит. И вот какой-то орёл подхватывает эту ветку в воздухе, не дав ей упасть, а затем приносит её к самке очень аккуратно, из клюва в клюв. Орлица берёт эту ветку и опять бросает вниз, самец вновь её ловит и приносит ей, а она опять бросает… И так повторяется много-много раз. Если на протяжении определенного времени и неоднократных бросаний ветки орёл каждый раз подхватывает её, то самка выбирает его, и они спариваются с ним.
Зачем она это делает, вы потом поймёте.
Затем они собираются высоко на скале, вьют гнездо из жестких прутьев, редкое, достаточно жесткое, и мама с папой начинаю выдирать из себя, из своей собственной плоти, клювом пух и перья. Этим пухом и перьями они выстилают гнездо, забивают все дырки в нём, делают его мягким и тёплым. В такое мягкое и теплое гнёздышко орлица откладывает яйца, затем они высиживают птенцов. Когда появляются орлята (а они приходят на Свет Божий такими маленькими, голенькими, немощными), родители прикрывают их своим телом, пока они не окрепнут. Заслоняют крыльями от дождя, от палящего солнца, носят им водичку, пищу, и птенцы растут. У них начинают расти перья, крепнут крылья и хвост.
И вот они уже оперились, хотя ещё маленькие. Тогда мама с папой видят, что уже пора...
Папа садится на край гнезда и начинает колотить по нему крыльями: молотит, колотит, трясёт это гнездо. Для чего? Для того, чтобы выбить все перья и пух, чтобы остался только жесткий каркас из веток, который в самом начале они сплели и сложили. А птенцы сидят в этом вытрясенном гнезде, им неудобно, жестко, и они не понимают, что же случилось: ведь мамочка и папочка были раньше такие ласковые и заботливые. Мама в это время летит куда-нибудь, ловит рыбку и садится где-то метрах в пяти от гнезда, чтобы птенчики видели. Потом на виду у своих птенцов начинает эту рыбу потихонечку есть. Птенцы сидят в гнезде, орут, пищат, не понимают, что же случилось, ведь раньше всё было по-другому. Мама с папой их кормили, поили, а теперь всё пропало: гнездо стало жёсткое, перьев и пуха уже нет, и ещё родители сами рыбу едят, а им не дают.
Что же делать? Кушать ведь хочется, надо выбираться из гнезда. И тогда птенцы начинают делать движения, которые они никогда раньше не делали. Они и дальше их не делали бы, если бы родители продолжали с ними нянчиться. Птенцы начинают ползти из гнезда. Вот орлёнок вываливается, такой неуклюжий, еще ничего не умеет, ничего не знает. Гнездо стоит на скале, на отвесном утёсе, чтобы никакие хищники не подобрались. Птенец срывается с этого склона, брюхом по нему едет, а потом летит в пропасть. И тут папа (тот, который ловил когда-то веточки) стремглав бросается вниз и ловит себе на спину этого орлёнка, не дав ему разбиться. И потом, на спине, он поднимает его опять в неудобное гнездо, опять на скалу, и всё начинается сначала. Эти птенцы падают, а отец их ловит.
А Отец ловил их, как орел, на Свою спину. У орлов ни один орлёнок не разбивается.
И вот в какой-то из моментов падения орлёнок начинает делать движение, которого никогда раньше не делал: он расправляет на ветру свои боковые отростки-крылья, попадая в поток воздуха и таким образом начинает летать. Так орлы учат своих птенцов. И как только птенец начинает летать сам, родители берут его с собой и показывают места, где водится рыба. Они уже не носят её ему в клюве.
Это очень хороший пример того, как нам воспитывать своих духовных и физических детей. Как важно не передержать их в тёпленьком гнездышке! Как важно не перекормить их рыбкой, когда они и сами уже могут её ловить! Но с какой заботой мы должны научить их летать, посвящая этому свои силы, и своё время, и мудрость, и навыки! Не зря самка выбирает самца, бросая веточку. Она же не хочет, чтобы её дети разбились. Выберешь нерадивого папашу без проверки, а потом детей не досчитаешься... У орлов и так птенцов мало, один или два...", - В. Жемчуг.
В добавление можно сказать, что фраза Ницше "падающего - да подтолкни" относится далеко не ко всем: естественно, это не об отношениях мужчины и женщины. Эта фраза относится к мужчинам именно в том контексте, чтобы иногда пинком воспитать (или взрастить) у них мужество, силу и развить умение действовать в стрессовой обстановке.

Стал ли Ницше сам сверхчеловеком? Он, разумеется в каком-то смысле сверхчеловек, по отношению к другим людям, если сам дошел то такой возможной концепции, но ни один адепт никогда сам себя таковым не назовет и таковым не считает, потому что на эволюционной лестнице развития сознания всегда будет кто-то, кто находится еще выше своим уровнем, и в этом процессе нет конечной точки.
Для Ницше очень важна духовная составляющая отношений: "По настоящему самый близкий человек – это тот, который знает твое прошлое,верит в твое будущее, а сейчас принимает тебя таким, какой ты есть".
Ницше презирает аспект самолюбования, он пишет: «даже когда человек сидит на вершине горы и занимается медитацией, он на самом деле любуется собой: «смотрите, как я возвышаюсь над всеми вами, ведь я медитирую здесь на верху, а вы все там-внизу у подножия...».
Но, чтобы на самом деле что-то изменилось в себе самом- надо очень устать от себя самого, от себя жалкого, от себя прежнего, от себя любимого. И здесь он, безусловно, прав. Ницшевский сверхчеловек часто одинок, ибо он вне толпы и вне суждений толпы. Ницшевский сверхчеловек насыщен мудростью, но в тоже время, желает передавать свою мудрость: «Великое светило! К чему свелось бы твоё счастье, если б не было у тебя тех, кому ты светишь!»
Разумеется, что концепция сверхчеловека Ницше утопическая и не может быть практическим воплощением для каждого из читающих, к тому же, те, кто своим сознанием уже прошел сложнейший путь внутренних трансформаций, тем уже не нужны никакие подобные концепции.
Кто же такой сверхчеловек в философии Ницше?
Ницшевский сверхчеловек имеет чистый и ясный взор и нет в его глазах отвращения, но есть понимание.
Ницшевский сверхчеловек несет дар людям, но не милостыню, и этот дар есть Разум.
Ницшевский сверхчеловек не теряет себя среди толпы: толпа есть река, но Ницшевский сверхчеловек есть чистые воды глубокого моря: «Поистине, человек - это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым. Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке: он - это море, где может потонуть ваше великое презрение».
Ницшевский сверхчеловек всегда странник, и это странствие есть путешествие сознания, где нет места иллюзии, ибо плоха та философия, которая оторвана от самой жизни: «Слушая речи одного мудреца, Заратустра смеялся в сердце своём: ибо свет низошёл на него. И так говорил он в сердце своём: Глупцом кажется мне этот мудрец со своими сорока мыслями; но я верю, что хорошо ему спится. Счастлив уже и тот, кто живёт вблизи этого мудреца! Такой сон заразителен; даже сквозь толстую стену заразителен он».
Ницшевский сверхчеловек - это смысл всего бытия. Это путь возвращения утраченного смысла существования, это собственная алхимия, это путь к себе истинному, к себе сильному, к себе могущественному, ибо все зло в человеческом мире происходит от слабости…, от слабости духа и черствости души обычных людей.
"Человек в конце концов находит в вещах лишь то, что он сам вложил в них".
Ф. Ницше.