Почему поэма мцыри является лиро романтической. Поэма М.Ю

Поэма «Мцыри» как романтическое произведение

В 1837 году, во время своих поездок по Кавказу, М. Ю. Лермонтов встретил в одном из грузинских монастырей монаха и узнал от него, что родом он горец, плененный генералом Ермоловым во время военной экспедиции. Генерал оставил заболевшего мальчика в монастыре, где тот и вырос, хотя долго не мог свыкнуться с неволей, тосковал и делал попытки к бегству; однако со временем он смирился со своей участью и принял монашеский сан.

Эта история легла в основу поэмы «Мцыри » (1839 г.). Но герой Лермонтова совсем не похож на свой прототип.

Поэма «Мцыри» - романтическое произведение . И его герой - герой, бесспорно, романтический. Центральная идея поэмы заключается в прославлении свободы, жизни, любви к своей родине. Поэт противопоставляет гордую, сильную, одинокую личность (Мцыри ) окружающему обществу (монахам в монастыре). Конфликт между свободолюбивой личностью и обществом, подавляющим эту личность, неизбежно приводит к гибели личности. В этом конфликте раскрывается социальная направленность поэмы: трагедия Мцыри является отражением трагедии многих молодых людей поколения 30-х годов XIX века (в том числе и самого Лермонтова), погибающих нравственно и физически в удушающей атмосфере российской действительности после декабрьского периода.

Поэма в основном написана в форме исповеди главного героя. Она начинается прологом - описанием развалин древнего грузинского монастыря. В его душных кельях прошла жизнь пленного мальчика-горца (к моменту исповеди - юноши). Вкратце передается история недолгой жизни героя (появление в монастыре - побег - возвращение), и затем следует сама предсмертная исповедь Мцыри, в которой он объясняет старому монаху причину своего побега.

Мрачный монастырь, в котором жил Мцыри, был подобен тюрьме, и сам герой чувствует себя в нем пленником. Но, попав в монастырь, лишившись свободы, Мцыри не смирился; он говорит монаху:

  1. Я мало жил и жил в плену.
  2. Таких две жизни за одну,
  3. Но только полную тревог,
  4. Я променял бы, если б мог.

Герой «знал одной лишь думы власть, одну - но пламенную страсть»: страсть к свободе. Он мечтал о побеге, мечтал вернуться в свой родной аул, увидеть родных и близких. И в бурную ночь, когда бушевала гроза и монахи, в страхе «столпясь при алтаре», «ницлежали на земле». Мцыри бежал. Он чувствовал свое родство с грозной стихией:

  • ...О, я как брат
  • Обняться с бурей был бы рад!
  • Глазами тучи я следил,
  • Рукою молнии ловил...

Упоение свободой придало ему необыкновенную силу. Встретившись с барсом, почти безоружный, он не бежит от могучего, грозного зверя, а вступает с ним в смертельную схватку.

  • Я ждал, схватив рогатый сук,
  • Минуту битвы; сердце вдруг
  • Зажглося жаждою борьбы
  • И крови...

Сцена битвы с барсом является ключевой в поэме: в ней раскрывается истинная сущность Мцыри - настоящего бойца, бесстрашного воина. Он, сложись его судьба немного по-другому, мог бы быть «в краю отцов не из последних удальцов». Из поединка с барсом Мцыри выходит победителем, но эта битва и блуждание по горам отняли у него все силы, и ему не удается найти дорогу на родину. После трех дней скитаний Мцыри оказался, сам того не желая, вновь у стен монастыря, где был найден и отнесен монахами в келью.

Перед смертью Мцыри никого не винит и никого не проклинает за свою загубленную жизнь. Он просит только, чтобы его перенесли в сад («Оттуда виден и Кавказ!»), и умирает с мыслью о любимой родине и свободе, которых так и не достиг.

Образ Мцыри был очень важен для Лермонтова. Можно сказать, что он является не только обобщением трагической судьбы всего лермонтовского поколения, но и воплощением авторского идеала. Побежденный физически, но не сломленный духовно, Мцыри олицетворяет собой торжество воли, устремленной к свободе. Преданность свободе делает образ Мцыри не только романтическим, идеальным образом, но и образом во многом героическим.

Романтизм как литературное направление сложился на рубеже XVIII и XIX вв. Фундаментом для его становления послужило предшествовавшее ему течение – сентиментализм. Именно его основные принципы были заимствованы, а в дальнейшем получили развитие в романтизме. Говоря об этом направлении, нельзя не упомянуть о "мастерах"романтиках, таких как В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов. Романтические мотивы нашли отражение даже в литературе XX в. – у А.М. Горького в "Старухе Изергиль". Произведения всех авторов этого направления объединены несколькими общими положениями, без которых романтическое творчество невозможно: во-первых, автор такого произведения концентрирует внимание на главном герое, его внутреннем мире, переживаниях, и внешний мир читатель видит глазами этого героя; во-вторых, существуют определенные черты характера, присущие романтическому герою; в-третьих, для произведений этого направления характерно изображение ситуаций нереальных, выдуманных, слишком отдаленных от действительности, и главному герою обычно приходится делать сложный нравственный выбор; также, углубляясь в описание чувств, автор мало обращает внимание на факты.

Все эти принципы можно с легкостью обнаружить в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри", которая наряду с его "Демоном", стихотворениями В.А. Жуковского, помой А.С. Пушкина "Кавказский пленник", а также некоторыми другими произведениями признана истинным образцом романтического творчества.

Доказательство того, что "Мцыри" – романтическая поэма, стоит начать с образа главного героя. Его биография до времени повествования отличается краткостью и некоторой сентиментальностью: его, шестилетнего, захватили в плен, но он "занемог" и, будучи при смерти, был оставлен в монастыре, на попечение монахов; на первый взгляд, юный пленник привык к своим "оковам" - он даже собрался принять монашеский обет, но однажды исчез, был найден через три дня израненный. С предсмертной исповеди фактически и начинается поэма. Такая ситуация действительно в некоторой степени надуманна, хотя история и отмечает подобные случаи, когда детей горцев захватывали в плен, но по состоянию их здоровья, из жалости или вследствие ненужности оставляли в монастырях. Мцыри, которому в момент повествования едва ли есть двадцать лет, приходится выбирать: остаться ли жить в монастыре и принять непонятное и вызывающее его насмешку христианство или бежать, оставить тоскливые стены. Но куда ему бежать? Ведь он фактически не существует для своих родных – они давно оплакали и забыли, и в монастыре он жить не может – тишина в его стенах давит на юного пленника. Почему он не может выносить душную атмосферу кельи, думается, точно не понимает и он сам. В шестилетнем возрасте он вряд ли мог многое запомнить, вольная жизнь ассоциируется у него с родителями, лица которых он также, скорее всего, не помнит – лишь смутные образы, соотносящиеся с какой-то лучшей жизнью, по определению романтиков – жизнью "там". Таким образом, причину его бегства можно назвать не порывом куда-то, а стремлением откуда-то, то есть из монастыря. Это движение скорее инстинктивно и некоторым образом напоминает несознательное желание зверя вырваться из клетки. Мцыри – как истинно романтическому герою – присущ так называемый романтический максимализм, для него существует разделение мира только на "черное" и "белое", поэтому и жизнь, по его убеждению, возможна только на свободе.

Вообще, говоря в свободе, нельзя рассматривать ее однозначно. Это понятие глубоко личное, и порой оно может принимать значение, противоположное общепринятому, что можно доказать на примере поэмы В.А. Жуковского "Шильонский узник". Человек, почти всю свою жизнь проживший в темнице, через много лет выпущенный на так называемую свободу, с сожалением "вздыхает" о своей тюрьме; для него как раз родился парадокс: его свобода – в тюрьме. Таким образом, вопрос о том, что есть для Мцыри свобода, спорен. В поэме есть факт, указывающий на родственное с Шильонским узником толкование этого термина, – Мцыри, побыв вне монастыря несколько дней, умирает и, умирая, оказывается в той самой келье, из которой бежал. Это говорит о том, что сама природа препятствовала его вольному порыву, что он был противоестественным.

Однако побег совершен. Мцыри оказался на лоне дикой природы, которую ранее он видел лишь из окна кельи, и она предстает перед читателем вкупе с новыми, пробуждающимися чувствами героя. Горные хребты навевали ему образ отцовского дома, сестер, качавших его колыбель… Каждое дерево, птица, каждый звук и запах возбуждали непонятные, щемящие сердце ощущения, тоска достигла своей высшей точки после того, как Мцыри увидел молодую грузинку с кувшином. Конечно, она не была одной из его сестер, но, вероятно, именно пригрезилась ему в незнакомке.

После "взрыва" чувств произошел "взрыв" силы духа – борьба с барсом. Поединок человека со зверем не стоит воспринимать буквально: он, как и вся поэма, символичен. Это не только противоборство могучего духа и физической силы; это картина души Мцыри, где ведут борьбу два начала: инстинктивное стремление к свободе и привычка выросшего в темнице "цветка". Мцыри обладает врожденным и усилившимся в период заточения мятежным духом; он, пленник, ищет общения, его тянет к молодой грузинке, к далекому курящемуся аулу.

Не стоит считать, что его попытка контакта с окружающим миром провалилась. Он нашел общий язык – с собой, он понял, испробовал жизнь; его смерть оказывается в некотором смысле и победой – он все-таки вырвался из мира "келий душных и молитв". И, хотя, в принципе, он побежден, победителя нет – монастырский уклад пошатнулся из-за возможности бежать из заточения. Довольно интересно, что поэма открывается изображением разрушенного, опустевшего монастыря. Таким образом, противоборство двух миров – мира "келий душных и молитв" и чудесного мира "тревог и битв" – противоборство, заканчивающееся ничем, является центральным действием в поэме, и Мцыри рассматривается не в качестве конкретного героя, но как любой человек вообще; монастырь, куда не проникают солнечные лучи, представляется, разумеется, не просто зданием, но символом неволи в широком понимании, его стены закрывают мир человеческой души от природы. Если сам монастырь еще может выпустить Мцыри (ведь в любом монастыре есть двери), то старик монах как бы дополняет темницу, делая ее грозным, последним пристанищем вошедшего. Именно против этого поднял бунт Мцыри – против царящего безмолвия, ведь даже монах, как и камни монастыря, хранит молчание и не дает мятежному духу героя вырваться на "родину", найти утраченный "рай".

Это стремление из неестественности к естественности есть одна из основных черт романтизма. Подчеркивая природное начало человека, романтики утверждали, что родившаяся на воле душа не может терпеть никакого ограничения своего полета; отсюда и такая неприязнь писателей (соответственно, и их героев) ко всему, что делает личность человека зависимой от чего-либо, будь то общество или обыденная жизнь.

Цель: Продолжить обучение анализу художественного текста.
Задачи:
Образовательные:
Начать изучение поэмы « Мцыри»
Определить, почему « Мцыри» романтическая поэма
Вспомнить основные черты романтизма
Познакомиться с историей создания поэмы
Понять характер главного героя поэма «Мцыри»
Представить изображенные поэтом картины природы и осмыслить их роль в идейно – художественном содержании поэмы.
Учить работать с текстом художественного произведения.
Развивающие:
Развивать мышление, умение решать поставленную проблему, обобщать, делать выводы.
Воспитательные
Воспитывать интерес к творчеству М. Ю. Лермонтова
Воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни.
Воспитывать любовь к Родине, помочь осознать понятия, что без родины нет для человека ни свободы, ни счастья.
Тип урока: проблемный урок, эвристическая беседа;
Оборудование: текст поэмы.
Пути анализа произведения: проблемно-тематический, анализ жанровых особенностей, композиции, художественных средств.
Приемы и методы изучения материала: аналитическая беседа, выразительное чтение, частично-поисковый.
Источники (литературоведческие и научно-методические): критические статьи Ю.Манна, В.Г.Белинского, литературно-методический журнал «Первое сентября».
Сведения по теории литературы: романтизм, романтический герой, поэма, лирическое отступление, композиция, исповедь.
Ход урока.
Приветствие. Орг.моментВступительное слово учителя.
М. Ю. Лермонтов был человеком необычайно одаренным. Он играл на скрипке, писал картины, слыл хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков. Но прежде всего Лермонтов был поэтом. Жизнь его оборвалась в 27 лет от пули Николая Мартынова в июле 1841года на дуэли в окрестностях Пятигорска.
Жизнь поэта оказалась не только короткой, но и глубоко трагической. Неполные 27 лет вместили в себя и раннюю смерть матери (когда будущему поэту едва исполнилось два года), и семейную тяжбу между отцом и бабушкой, две ссылки, две дуэли, из которых последняя закончилась роковым исходом.
М.Ю.Лермонтову пришлось жить в очень непростое время. Это была эпоха после разгрома декабристов. И всё основное творчество М.Ю. Лермонтова приходится на 30 годы. Это был период, о котором А.И.Герцен, один из современников М.ЮЛермонтова, писал: «Надо было с самого нежного детства приобрести навык скрывать все, что волнует душу, и не растерять того, что хоронилось в ее недрах - наоборот, надо было дать вызреть в немом гневе всему, что ложилось на сердце … надо было обладать беспредельной гордостью, чтобы высоко держать голову, имея цепи на руках и ногах».
Во многих стихотворениях Лермонтова размышления о судьбе своих современников, о разочаровании, о том, что лучшие времена России прошли.
Отсюда тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей.
История создания поэмы.
Еще пятилетним ребенком М.Ю.Лермонтов попал на Кавказ. С Кавказом связана и одна из лучших его поэм «Мцыри». История ее создания не совсем обычна.
В 1831 году Лермонтов задумал написать «записки молодого монаха» 17 лет, который с детства жил в монастыре; кроме священных книг, ничего не читал. От этой записи в дневнике поэта до появления «Мцыри» прошло 8 лет. За это время Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Свою идею он воплотил в поэме «Мцыри», написанной в 1839 год. (Запись в тетрадь)
Возникновение замысла связано с эпизодом, из жизни самого М.Ю.Лермонтова. Он не выдумал эту историю. В 1837 году, высланный из Петербурга за стихи на смерть Пушкина, поэт проезжал по делам службы Военно-Грузинской дорогой. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Он долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился с своей долей и провел жизнь в стенах монастыря.
Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари
Пребывание на Кавказе оживило замысел. М.Ю. Лермонтов перенес сюда место действия поэмы, широко использовал грузинский фольклор.
Первоначально поэма называлась « Бери» или «Быри» (по-грузински «монах»). Но герой поэмы не монах: его еще только готовят в монахи. А для таких в грузинском языке есть название – «Мцыри». И Лермонтов переменил название. (Запись в тетрадь) Запомните, что слово Мцыри не склоняется.
- Сегодня на уроке мы приступаем к изучению произведения Лермонтова «Мцыри».
Учитель: К какому литературному жанру относится данное произведение?
Ученик: Поэма.
Учитель: Что называется поэмой?
(Запись в тетрадь)
Поэма (от греческого «творить», «творение») – крупное стихотворное лироэпическое произведение с разветвленным сюжетом.
Относят поэму обычно к эпическим произведениям, т.к. в них преобладает преобладает повествование, описание исторических событий (например, поэма Пушкина «Полтава»).
Однако поэма «Мцыри» - лироэпическое произведение, т.к. рассказывая о судьбе своего героя, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания чаще всего в виде лирических отступлений.
Лирическое отступление - внесюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение.Учитель: С каким литературным направлением вы познакомились на прошлом уроке?
Ученик: Романтизм
Учитель: Назовите основные черты романтизма?
Ученик: Романтизм - литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе 19 века, для которого характерны следующие черты:
Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.)
Романтический герой – бунтарь, враждующий с миром или обществом, часто непонятый им.
Двоемирие (мир реальный и идеальный).
Антитезы, гиперболы, образы - символы.
Лирическое преобладает над эпическим, показ не событий, а переживаний
Сочувствие и близость автора романтическому герою.
Экзотические пейзажи.
Учитель: Как бы вы определили цель урока?
Как мы можем проследить принципы романтизма, доказать, что «Мцыри» -это романтическая поэма?
Ученик: Проанализируем сюжет и композицию поэмы, образ главного героя, средства выразительности.
Учитель: Итак, сегодня на уроке мы повторим знания о принципах романтизма, попытаемся доказать, что «Мцыри» - это действительно романтическая поэма и принципы романтизма проявляются и в содержании, и в художественной форме произведения.
Особенности Мцыри как романтической поэмы.
Учитель: Кто такой Мцыри? Как главный герой оказался в монастыре?
(«Мцыри» - в переводе с грузинского языка значит «неслужащий монах», нечто вроде «послушника». Послушник – человек, живущий в монастыре и готовящийся принять монашество. В шесть лет он был взят в плен русским генералом, но ребенок заболел, и его оставили в ближайшем монастыре. Там его выходил один монах, но мальчик «бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая на восток, томим неясною тоской по стороне своей родной».)
Учитель: Почему однажды Мцыри убежал из монастыря?
(Мцыри тосковал по родине и мечтал о свободе)
Учитель: Сколько дней провёл герой на свободе?
(три дня)
Учитель: А кто является рассказчиком в поэме?
Почему, по-вашему, повествование передано герою?
Ученик: сам Мцыри
Учитель: Расскажите, что вспоминает герой о своем родном доме. Почему он так стремится на родину? (цитаты из текста гл.7)
Ученик: Стремление на родину для Мцыри-это и стремление к свободе, к настоящей жизни. Он вспоминает свой аул, где он жил ребенком, картины быта, звуки, запахи. А главное-лица и голоса родных людей
Учитель: Можно ли сказать, что события, происходившие в жизни героя, обычные, житейские события? Можно ли назвать героя обычным человеком?
Учитель: Где происходит действие поэмы?
Ученик: На Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре.
Учитель: Перечитайте отрывок из 6-й главы поэмы «Мцыри». Можно ли назвать этот пейзаж обычным? Какие художественные средства использовал М. Ю. Лермонтов?
Ученик: Этот пейзаж можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична – «горные хребты, причудливы, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока- «груды тёмных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.
Учитель: Какие же основные художественные средства можно выделить в этом эпизоде?
Ученик: Олицетворение и сравнение.
Учитель: Почему в рассказе Мцыри о трех днях свободы так много пейзажных зарисовок? Какова роль картин природы в произведениях?
Ученик: Они родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви ему поёт рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» он чужд людей. И, напротив, природа чужда и враждебна монахам монастыря: Мцыри убегает «…в час ночной, ужасный час, когда гроза пугала вас, когда, столпясь при алтаре, вы ниц лежали не земле». (гл. 8)
Учитель: Как связаны картины кавказской природы с чувствами и переживаниями Мцыри?
Учитель: Пейзаж становится средством характеристики Мцыри.
Учитель: Что больше всего поразило Мцыри, когда он оказался на свободе? Какие события из его трехдневных скитаний вы считаете самыми важными? Почему?
Учитель: Вспомните сцену боя с барсом. Давайте прочтем этот фрагмент. (гл. 17, 18)
Какие качества героя проявились в этой схватке? Почему юноша победил могучего зверя?
Ученик: Этот отрывок прекрасно характеризует главного героя. Мцыри предстает здесь человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя. Жажда подвига, удаль, отвага заставляют юношу вступить бой. Поэтому поэт постоянно подчеркивает, что его герой чужд среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим.
5.Композиция поэмы
Учитель: Давайте, поговорим о композиции этой поэмы. Вспомните, что такое композиция?
Композиция – построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.
Учитель: Композиция поэмы своеобразна. Узнаем ли мы что-нибудь о биографии Мцыри, о том, как он жил раньше?
Ученик: Нет предыстории героя, в первых 2 глава (в экспозиции) намечены лишь несколько биографических фактов.
Учитель: Из скольких глав состоит поэма?
Ученик: из 26 глав
Учитель: Верно. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах?
Ученик. Потому что главными являются не события жизни.
Учитель: А если главное - это не события, то, что же главное в этой поэме? И как это главное выражается? (Гл.3)
Ученик: Главное-это то, что Мцыри чувствует. Это выражается в его исповеди.
Учитель: Что такое исповедь?
В толковом словаре мы можем найти:
ИСПОВЕДЬ. 1.В христианской церкви - покаяние в своих грехах перед священником; обряд отпущения священником грехов после опроса кающегося (церк.). 2. Искреннее и полное признание в чем-н., покаянное, откровенное изложение чего-н.(книжн.).
(Запись в тетрадь)
Учитель: В каком из значений употреблено это слово в поэме?
Ученики: во 2 значении.
Учитель: Почему Лермонтов избрал форму исповеди?
Исповедь помогает поэту психологически правдоподобно раскрыть внутренний мир Мцыри. Чтобы понять характер Мцыри, необходимо всё пережить вместе с ним: монастырскую неволю, радость свободы, упоение от боя с барсом, отчаяние от того, что не попал в родную страну; безнадёжность, когда вновь возвращается к своей тюрьме. Исповедь Мцыри занимает почти всё текстовое пространство поэмы (она лишь прерывается краткой авторской справкой)
Учитель: А к кому обращена эта исповедь?
Ученик: Исповедь обращена к определённому персонажу – старому монаху, которого Мцыри называет сначала отчуждённо - враждебно «старик», затем по-христиански – «отец».
Учитель: Скажите, Старый монах вступает в диалог с Мцыри, говорит с ним?
Ученик: Старый монах не произносит ни слова в ответ на исповедь Мцыри.
Учитель: Почему? Для чего М. Ю. Лермонтов избирает именно такую форму?
Ученик: Таким образом, читатель видит всё происходящее с героем только его глазами, что способствует характерной для романтического повествования субъективности.
Выводы
Учитель: Таким образом, мы можем сделать вывод:
В поэме преобладает лирический элемент, а эпическое повествование, включенное в монолог героя, сосредоточенно на отдельных, наиболее напряженных моментах действия (встреча с грузинкой, бое с барсом и т.д.).
И характер героя, и обстановка действия являлись исключительными.
Герой – человек, враждующий с обществом или непонятый им. Он одинок, мечтает о свободе и не может обрести ее.
В поэме везде на первом месте герой, а не события.
Все названные особенности композиции характерны для романтической поэмы.
Учитель: На следующем уроке мы с вами обратимся к этим сокровенным чувствам героя романтического произведения.
6.Домашнее задание.
1. Найти в тексте поэмы лирические отступления. Подумать, для чего их использует М.Ю. Лермонтов? Какую роль играют лирические отступления в поэме?
2. Отрывок наизусть. Выразительное чтение (необходимо проанализировать, передать все чувства, эмоции). Отрывок должен быть логически и по смыслу закончен. Объем: не менее 26-30 строк.
3. Проиллюстрировать понравившийся эпизод (по желанию).

В поэме Лермонтова "Мцыри" как романтический герой показан юноша, сбежавший из монастыря. Автор развивает в своем произведении идеи протеста и мужества. Михаил Юрьевич практически полностью исключил из своего творения любовный мотив, который играл большую роль в его поэме "Исповедь". Этот мотив в "Мцыри" отразился только в мимолетной встрече главного героя с грузинкой, произошедшей у горного потока.

Побеждая порыв своего молодого сердца, Мцыри ради идеала свободы отказывается от личного счастья. В поэме патриотическая идея неразрывно связана с темой свободы. Это наблюдается и в творчестве поэтов-декабристов. Михаил Юрьевич эти понятия не разделяет. В его произведении в "пламенную страсть" сливаются жажда воли и любовь к Отчизне. Очень привлекателен Мцыри как романтический герой. План анализа этого персонажа должен включать в себя его отношение к монастырю. Об этом мы сейчас и поговорим.

Отношение Мцыри к монастырю

Монастырь для нашего героя является тюрьмой. Ему кажутся душными кельи, а стены - глухими и сумрачными. Стражи-монахи представляются главному герою жалкими и трусливыми, а сам он - узником и рабом. Порывом к свободе обусловлено его стремление узнать, для чего мы родились на свет, "для воли иль тюрьмы". Для юноши волей оказываются несколько дней, проведенных им в мире после побега из монастыря. Вне глухих стен он жил полной жизнью, а не прозябал. Герой называет время. Именно в дни, проведенные на свободе, раскрывается в полной мере образ Мцыри. Как романтический герой он проявляет себя за стенами монастыря.

Патриотизм главного героя

Меньше всего свободолюбивый патриотизм главного героя похож на любовь к дорогим могилам и красивым родным пейзажам, хотя Мцыри и тоскует о них. Он истинно любит свою Отчизну, желает сражаться за обретение ею свободы. С несомненной симпатией Михаил Юрьевич воспевает эти юношеские мечты. Произведение не раскрывает стремлений главного героя до конца, однако в намеках они вполне ощутимы. Юноша вспоминает о знакомых и своем отце главным образом как о воинах. Этому герою не случайно снятся битвы, в которых он оказывается победителем. Недаром в мир битв и тревог влекут его мечты.

Характер главного героя

Мцыри как романтический герой показан храбрым и мужественным. Сам он убежден, что "в краю отцов" мог бы быть одним из "удальцов". И хотя изведать упоение сражением этому герою было не суждено, он настоящий воин по складу своего характера. Еще с юных лет Мцыри отличался суровой сдержанностью. Гордясь этим, герой говорит, что никогда не знал слез. Только во время побега юноша дает слезам волю, так как их не видит никто. Волю главного героя закалило одиночество в монастырских стенах. Не случайно именно в грозовую ночь Мцыри решился на побег: боязливых монахов пугал разгул стихии, но только не этого юношу. К грозе у него возникало лишь чувство братства.

Стойкость и мужественность юноши

Стойкость и мужественность Мцыри проявляется с наибольшей силой в эпизоде битвы с барсом. Могила его не пугала, так как он понимал, что возвращение в монастырь будет продолжением страданий. Созданный автором трагический финал показывает, что дух героя не ослабевает из-за приближения смерти. Его вольнолюбивый патриотизм перед ее лицом не исчезает. Мцыри не заставляют раскаяться увещевания монаха. Он говорит, что променял бы вновь вечность и рай на несколько минут, проведенных среди близких. Нет вины Мцыри в том, что обстоятельства нельзя было преодолеть, и он не смог попасть в ряды бойцов. Герой напрасно пытался спорить со своей судьбой. Он оказался побежден, но внутренне не сломлен. Мцыри является положительным героем русской литературы. Его цельность, мужественность, смелость были укором бездеятельным и боязливым представителям дворянского общества, современного Лермонтову.

Роль пейзажа в раскрытии характера

Кавказский пейзаж служит для раскрытия образа юноши из поэмы "Мцыри". Как романтический герой, презирая окружение, он ощущает родство лишь с природой. Выросший в стенах монастыря, он сравнивает себя с тепличным листком. Вырвавшись на свободу, он поднимает свою голову вместе с цветами на восходе. Будучи дитем природы, Мцыри припадает к земле и, подобно герою сказок, узнает тайну вещего щебетания птиц, загадки их песен. Ему понятна дума жаждущих встречи разъединенных скал, спор с камнями потока. Обострен взор юноши: он замечает, как шерсть барса отливает серебром, как блестит чешуя змеи, видит бледную полосу между землей и небом и зубцы далеких гор. Мцыри как романтический герой поэмы думает, что сквозь синеву неба он мог бы разглядеть полет ангелов.

Традиции романтизма и новые черты поэмы Лермонтова

Безусловно, поэма Михаила Юрьевича продолжает традиции романтизма. Об этом говорит, в частности, центральный образ произведения. Полный пламенных страстей Мцыри как романтический герой, одинокий и сумрачный, в рассказе-исповеди раскрывает свою душу. В этом Михаил Юрьевич следовал традиции. Все это типично для романтизма. Тем не менее Лермонтов, который писал свою поэму в годы, когда работал над реалистическим произведением "Герой нашего времени", в "Мцыри" внес черты, не свойственные более ранним его поэмам. Действительно, прошлое героев "Боярина Орши" и "Исповеди" остается неизвестным нам. Мы не знаем, какие социальные условия повлияли на становление их характеров. А в произведении "Мцыри" мы находим строки о том, что детство и отрочество главного героя были несчастливыми. Это помогает нам глубже понять его мысли и переживания. Следует отметить и то, что форма исповеди, столь характерная для поэм в стиле романтизма, связана с желанием "рассказать душу", то есть максимально глубоко раскрыть ее. Такая детализация переживаний, психологизм произведения естественны для Лермонтова, поскольку он создавал одновременно и социально-психологический роман.

Сочетание в исповеди многочисленных метафор, имеющих романтический характер (образы пламени, огня), с поэтически скупой и точной речью вступления, свойственной реализму, весьма выразительно. Поэма начинается строками: "Однажды русский генерал..." Произведение, романтическое по своей форме, свидетельствовало о том, что в творчестве Лермонтова становились все более отчетливыми реалистические тенденции.

Новаторство Лермонтова

Итак, мы раскрыли тему "Мцыри как романтический герой". Лермонтов вошел в отечественную литературу как продолжатель поэтов-декабристов и традиций Пушкина. Однако он внес и новое в развитие русского художественного слова.

Белинский говорил о том, что можно вести речь о так называемом лермонтовском элементе. Критик пояснял, что под ним подразумевается прежде всего "самобытная живая мысль". Безусловно, она ощущается и в создании такого образа, как Мцыри. Как романтический герой, кратко этот юноша был охарактеризован нами. Вы увидели, что в произведении имеются и некоторые реалистичные черты.

По сей день гениальное произведение М. Ю. Лермонтова «Мцыри» восхищает и будоражит умы читателей. Свободолюбивый герой поражает воображение своим желанием жить полной жизнью, любить, ошибаться, но чувствовать.

Романтизм произведения легко раскрывается таким художественным приемом, как тайна исповеди, рассказанная от первого лица. Читатель как будто бы выступает в роли духовника юного горца-сочувствует и сопереживает ему, проникается его любовью к жизни, не осуждая и не упрекая его. Для романтического героя характерно перерождение его внутреннего мира через трагизм ситуации.

В произведении описаны переживания молодого послушника. Кажется, он готов принять постриг, смирившись с судьбой пленного сироты. У него нет ни дома, ни родных. Что ждёт его там, за стенами монастыря? Мятежный неспокойный мир, к жизни в котором он не приспособлен. Сильный зов крови свободолюбивых предков не дает ему покоя. Он готов умереть, лишь бы вкусить волю полной грудью хотя бы на мгновение:

Жил-и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней…

говорит Мцыри своему духовнику и, в итоге, трагически погибает. В этой гибели нет горя-в ней есть ощущение острого, пережитого юным и страстным сердцем счастья.

Лишь прочитав гениальную поэму до конца, читатель понимает, что юноше нужно не сочувствовать, а радоваться за него. За три дня, проведенные вдали от стен ненавистного монастыря, ставшего для него тюрьмой, он познал любовь, радость борьбы и вольный дух свободы. Романтический мальчик так и не принял рабской философии монахов, живущих долгой и пресной жизнью, лишенной острых ощущений.

Готов ли главный герой променять эти дни на спокойную, размеренную, долгую жизнь? Нет! Дух вольного горца не дает ему покоя и гонит в родные края…

Несколько интересных сочинений

  • Анализ пьесы Горького На дне 11 класс

    Жизнь Максима Горького необычна. Посвятил он себя творчеству, его произведения глубоки по смыслу. Значительная книга писателя – это пьеса «На дне», написанная в 1902 году.

  • Тема любви в творчестве Куприна - сочинение

    А. И. Куприн ярчайшим образом ворвался в русскую прозу начала двадцатого века. Его творчество является привлекательным в первую очередь из-за своей многогранной глубиной и заинтересованностью человеческой сущностью.

  • Сочинение Мой любимый актер (Хабенский, Депп, Никулин)

    В наше время мало кого можно удивить очередным фильмом. И все мы избалованны количеством выпускаемых картин. Немаловажными факторами отличных работ являются правильно подобранные актеры, сценарий и режиссура.