Что такое душа человека? душа человека и духовное развитие.

Основные моменты предыдущего урока:

1. Совесть свидетельствует о том, УГОЖДАЕМ мы Богу или нет.
2. Если не подчиняемся голосу очищенной совести, то потеряем мир и временно будем отрезаны от общения с Богом. Так неверующие люди с оскверненной совестью не желают слышать ничего о Боге.
3. Чем меньше желание у человека познавать Бога и учиться у Духа Святого (проповеди, учение), тем СЛАБЕЕ у него совесть.
4. Чем слабее совесть, тем менее правильные позывы совести.
5. У людей с пораженной совестью истина заменена ложью.
6. По поведению и активности верующего в делах Церкви можно судить о силе совести.
7. Совесть не может осуждать то, что в ней не записано, т.е. чего она сама не знает.
8. Непонимание истин Божьих, которые НЕ ЗАПИСАНЫ еще в совести, НЕ ПОЗВОЛЯЕТ верующему делать много хорошего пред Богом, т.к. он по-младенчески принимает правильные вещи за грех.
9. Сильная совесть позволяет делать многое в совершенной свободе пред Богом, а младенцы не могут, принимая многие откровения за грех.
10. Надо быть очень осторожными в своих поступках на виду у неверующих или духовных младенцев, чтобы они НЕ СОБЛАЗНИЛИСЬ.
11. Бог открывает тайны мироздания каждой личности в соответствии с границами ее духовных знаний в совести.
12. Те, кто обладают большим количеством знаний, имеют более сильную совесть, а имеющие слабую совесть, имеют более ограниченный опыт и свободу действий.
13. Возрастание в духовных знаниях может УВЕЛИЧИВАТЬ осуждение совестью, но также может ПОНИЖАТЬ осуждение, расширяя поле духовного воздействия для верующего.
14. По мере очищения совести, Бог начнет позволять соприкасаться с такими делами, где младенец начинает грешить, но более утвержденный в истине, научившийся побеждать похоть, сможет устоять и не согрешить.
15. Часто бывает, что жаждущие христиане по мере духовного возрастания начинают охладевать и терять чувствительность к Духу Святому. Начинают двигаться не по воле Бога, а по своему опыту и знанию, теряя свежесть в отношениях с Богом и порою становятся духовно слепыми.
16. Если разум говорит, что все хорошо, а совесть не спокойна, значит, человек вышел из воли Божьей.
17. Предпочтение надо отдавать чистой совести и интуиции духа, а не разуму.
18. Бог смотрит на наше сердце (совесть), т.е. на послушание Ему, а не на наше мнение о правильности принимаемых решений.
19. Соприкасаясь с людьми, имеющими оскверненную совесть, чистая совесть верующего начинает тоже засоряться.
20. Внимательно смотрите на поступки людей и не следуйте за духовными наставниками с нечистой совестью:
21. Если рожденный свыше человек пренебрегает позывами совести, то неминуемо потерпит духовный крах.
22. Голос совести для детей Божьих являет волей Бога на данный момент времени.
23. Нужно поддерживать совесть в чистом состоянии, не пачкая ее грехами.
24. Если начали ходить по плоти, то НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО нужно покаяться и следовать интуиции нашего духа, наполняясь Святым Духом. Совесть начнет освящаться и чувствительность к голосу Бога увеличится.
25. Нельзя судить и принимать решения, основываясь только на умозаключениях разума, надо сопоставлять все с совестью и интуицией нашего духа.
26. Чем чувствительнее совесть, тем выше духовный уровень.
27. Люди, пренебрегающие позывами совести, постепенно скатятся к мертвой букве закона, становясь современными фарисеями.
28. Не бойтесь постоянно упражняться в анализе своей совести, но бойтесь пренебрежения позывам совести.
29. Совесть рожденного свыше человека всегда подтверждает волю Бога в его личной жизни.
30. Чем раньше человек обратится к совести и поступит по ней, тем меньше духовных разрушений последует в его жизни.

В каком месте человеческого естества находится разум?

Нам нужно узнать точное место обитания разума из единственного источника истины – из Слова Божьего.

Прит.8:12 Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания

Рассудительное знание - это БЛАГОРАЗУМНЫЕ знания, которые обработаны разумом с помощью логики мышления и несут БЛАГО (счастье) в жизнь человека, они сложены в совесть и память, после чего являются образом жизни.

Благоразумные (рассудительные) знания - это образ жизни, который формируется в процессе познания Слова Божьего.

1. от Бога (из духовного мира) – информация добра
2. от демонов и бесов (из духовного мира) – информация зла
3. логически обработанная разумом информация из совести, памяти, от эмоций, из плоти от телесных чувств.

1 и 2 – это внешние источники наших мыслей и знаний, 3 – внутренний источник.

Истинная мудрость исходит от Мудрости Божьей и является ИСТИНОЙ. Все остальное - это ЛОЖЬ. От нечистых духов проистекает практически всегда Ложь, а от человека – в зависимости от того, чьи знания он говорит или как мыслит: если это Слово Божье, то говорит истину, если нет, то душевное и плотское (чаще всего имеет бесовское происхождение):

Иак.3:
13 Мудр ли и РАЗУМЕН кто из вас, докажи это на самом деле ДОБРЫМ поведением с мудрою кротостью.
14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину <не производите ЛОЖЬ>.
15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но ЗЕМНАЯ, ДУШЕВНАЯ, БЕСОВСКАЯ <мирской образ жизни и большинство мыслей у человека исходят от нечистых духов>,
16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое.
17 Но МУДРОСТЬ, СХОДЯЩАЯ СВЫШЕ, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир

Бог хочет, чтобы плодом или образом нашей жизни стала Его ИСТИНА.

Любой поступок происходит от РЕШЕНИЯ РАЗУМА – поступить по Слову Божьему (по истине) или нет.

Теперь надо определить место существования разума. Сначала установим, в каком мире он находится: в физическом мире или духовном?

Иов.28:
12 Но где премудрость обретается? и где место разума <у человека>?
13 Не знает человек цены ее <мудрости>, и она НЕ ОБРЕТАЕТСЯ на земле живых <мудрость Божья и разум человека, истинные знания обо всем находится в духовном мире, а ДОСТОВЕРНОЕ описание духовного мира – только в Библии, т.к. это инструкция от СОЗДАТЕЛЯ-Отца всех духов>.

Премудрость Божья и РАЗУМ – это субстанции, не принадлежащие физическому миру (не находятся на земле живых), а значит, они принадлежат духовному миру. Где находится мудрость Божья, там находится и разум.

Как мы увидели выше: благоразумие – это добрые дела, следовательно, и избегание любого зла, что подтверждается Писанием:

Иов.28:28 … и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная ПРЕМУДРОСТЬ, и удаление от зла - РАЗУМ.

Страх Господень – это истинная Мудрость Божья, т.е. так поступает Бог. И удаление от любого зла – это благоразумие любой личности, включая Бога.

Прит.8:13 Страх Господень – НЕНАВИДЕТЬ ЗЛО; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я <Мудрость Божья> ненавижу.

Пс.110:10 Начало МУДРОСТИ - страх Господень; РАЗУМ верный у всех, ИСПОЛНЯЮЩИХ [заповеди Его]. Хвала Ему пребудет вовек.

Иметь разум – это значит поступать по Его Слову, по Его закону и НЕ ПРОИЗВОДИТЬ НИКАКОГО ЗЛА – иметь страх Господень или начало МУДРОСТИ:

Искать и познавать Бога постоянно – это благоразумие:

Прит.9:10 Начало мудрости - страх Господень, и ПОЗНАНИЕ Святаго - РАЗУМ;

Прит.47:7 Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай РАЗУМ <т.е. познавать Бога и исполнять Слово Божье>.

Иис.Нав.1:8 Да не отходит сия КНИГА ЗАКОНА <Божьего> от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности ИСПОЛНЯТЬ все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать БЛАГОРАЗУМНО.


! Иметь разум, поступать благоразумно – это значит жаждать познать Бога, ЗНАТЬ Слово Божье и ИСПОЛНЯТЬ Его заповеди, все остальное в глазах Бога - глупость.
==========================================================

Разум может быть как источником жизни, так и смерти, в зависимости от того, поступаем ли мы по Слову или нет:

Втор.11:
26 Вот, я предлагаю вам сегодня БЛАГОСЛОВЕНИЕ и ПРОКЛЯТИЕ:
27 благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня,
28 а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете.

Поэтому образ жизни человека в духовном мире тоже имеет всего два направления:

1. разумное (согласно законам Бога)
2. глупое (основанное на человеческих пониманиях и учениях, противоречащих Слову Божьему)

Следовательно, в вечном духовном мире, где живет душа человека, глупо жить без Бога:

Прит.16:22 РАЗУМ для имеющих его – источник жизни, а ученость глупых - ГЛУПОСТЬ.

Пс.52:2 Сказал БЕЗУМЕЦ в сердце своем: "нет Бога"…

Прит.8:5 Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму.

Благоразумию можно НАУЧИТЬСЯ, познавая Бога и Его законы (изучить Инструкцию-Библию).

В какой части человека находится Разум? Раз он является духовной субстанцией, то не может быть частью физического мозга. Сначала надо понять, где в человеке происходит мыслительный процесс: в мозгах или в разуме?

Мозг и центральная нервная система принадлежат телу (ФИЗИЧЕСКОМУ миру). Поэтому наши мыслительные способности не зависят от размеров мозга, т.к. думаем мы НЕ С ПОМОЩЬЮ МОЗГА (материя физического мира), а с помощью РАЗУМА (материя духовного мира).

==========================================================
! Человек мыслит не физическими мозгами, а разумом, который существует в духовном мире.
==========================================================

Сравним:

Прит.4:23 Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.

Прит.16:22 Разум для имеющих его – источник жизни, а ученость глупых - глупость.

Из этих мест Писания хорошо видно, что «источник жизни» – это РАЗУМ человека. А находится «источник жизни» в сердце, т.е. в ДУШЕ человека.

Следующие места Писания конкретно говорят о том, что разум находится в душе (сердце) человека:

Прит.23:7 потому что, каковы МЫСЛИ В ДУШЕ его, таков и он; "ешь и пей", говорит он тебе, а сердце его не с тобою.

Ис.10:7 Но он не так подумает и не так ПОМЫСЛИТ СЕРДЦЕ его; у него будет на сердце - разорить и истребить немало народов.

Прит.20:5 ПОМЫСЛЫ В СЕРДЦЕ человека - глубокие воды…

Прит.19:21 Много ЗАМЫСЛОВ В СЕРДЦЕ человека, но состоится только определенное Господом.

Иез.38:10 Так говорит Господь Бог: в тот день придут тебе НА СЕРДЦЕ МЫСЛИ, и ты задумаешь злое предприятие

Матф.9:4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы МЫСЛИТЕ худое в СЕРДЦАХ ваших?

==========================================================
! Разум – это мыслительный орган, созданный из духовного материала, и находящийся в душе человека
==========================================================

Между мозгом и разумом есть связь.

Преобразование информации из мозга (из физического мира) в разум (в духовный мир) и наоборот происходит по закону, вложенному в человека Создателем-Богом. Это своего рода «программа» обмена информацией в человеке между физическим миром (центральной нервной системой) и духовным миром (разумом).

Как это происходит, знает только Бог. Библия не дает точного описания этого процесса. Нам пока это полностью не открыто. Хотя ученые уже расшифровали все электрические сигналы мозга, которые поступают в разум.

Сигналы духовного мира ученые не могут зарегистрировать физическими приборами, но электрические сигналы мозга и преобразованные в электрический сигнал команды из разума ученые смогли уловить и расшифровать.

Они сделали устройства, которые имитируют эти сигналы, чтобы управлять человеком с помощью компьютера, как телом, так и разумом. Ученые научились излучать сигналы идентичные сигналам мозга. Разум человека воспринимает их, как сигналы мозга, и разум принимает решение по информации уже не из своего мозга, а из компьютера.

Например, можно имитировать головную боль, когда человек думает о Боге. Так все люди, которые примут число 666 (микрочип на руку и на лоб), станут управляемыми марионетками от компьютера через сотовую связь, т.к. в чип вмонтирован GSM-модем для связи с компьютером.

Но в Библии все же есть некоторые сведения о связи мозга с разумом:

Евр.4:12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до РАЗДЕЛЕНИЯ души и духа <поэтому мы не можем видеть духовный мир - Бог временно закрыл эту функцию духа человека>, СОСТАВОВ и МОЗГОВ, и судит помышления и намерения сердечные.

Слово «составов» (a;rmo/v) имеет значения: СВЯЗЬ, скрепление, сустав, сочленение.

Тогда, учитывая, что речь идет о мозге и суставы здесь ни при чем, мы понимаем, что переводчиками использовано неверное смысловое значение слова в первоисточнике. Более точно можно написать:

..."до разделения души и духа, СВЯЗЬ с мозгом, и судит ПОМЫШЛЕНИЯ <разум> и НАМЕРЕНИЯ сердечные <РЕШЕНИЯ разума>"

Расширенное толкование текста принимает вид:

..."до разделения души и духа, [есть] СВЯЗЬ [разума] с [физическим] мозгом, и [Слово Божье] судит ПОМЫШЛЕНИЯ <разум> и НАМЕРЕНИЯ сердечные <РЕШЕНИЯ разума>, принимаемые в следствии полученной информации"

Эта связь может быть отключена или разорвана и тогда душа, принадлежащая духовному миру, перестанет принимать информацию из мозга, живущего в физическом мире. Что мы и имеем, когда душа человека покидает свое земное тело, но разум, память и мыслительные способности ВСЕГДА остаются с душой. Поэтому люди помнят все, когда выходят в астрал из своего физического тела, когда связь разума с мозгом прерывается.

Таким образом, душа «видит» своим разумом окружающий физический мир с помощью дополнительных «приборов»: через глаза физического тела и мозг. Точно так же душа воспринимает духовный мир через духовное тело – дух человека.

Самостоятельно душа не может видеть и нуждается в «подключенных» к ней приборах видения окружающего мира. Бог может временно «подключить» к человеческой душе и духовные глаза (прибор видения духовного мира). Тогда в наш разум будет передана информация об окружающем нас духовном мире.

Сейчас наша душа не может видеть духовный мир, т.к. Бог закрыл наши духовные глаза после падения Адама и Евы, чтобы люди не наделали много зла еще и в духовном мире, как это делают колдуны, выходя в астрал. Когда необходимо Бог может открыть наши духовные глаза:

4Цар.6:
15 Поутру служитель человека Божия встал и вышел; и вот, войско вокруг города, и кони и колесницы <видение через глаза физического мира>.
И сказал ему слуга его: увы! господин мой, что нам делать?
16 И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними.
17 И молился Елисей, и говорил: Господи! ОТКРОЙ ЕМУ ГЛАЗА, чтоб он увидел <Елисей просит Бога подключить к душе слуги духовные глаза, чтобы видеть вокруг и духовный мир, т.к. слуга видел только реальный мир и не знал, что делается в духовном>.
И ОТКРЫЛ Господь глаза слуге <Бог подключает духовные глаза>,
и ОН УВИДЕЛ, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея <видение через духовные глаза духовного мира>.

Точно также разум получает информацию от плоти через уши, глаза, центральную нервную систему и другие соматические органы чувств.

Предыдущий: Урок 19. Дух, душа и тело. Душа 12 ч. Совесть.

Следующий: Урок 21. Дух, душа и тело. Душа, 14ч. Разум

Основные моменты:

1. Благоразумные (рассудительные) знания - это образ жизни, который формируется в процессе познания Слова Божьего.
2. Существует 3 источника знаний или мыслей: от Бога, от нечистых духов и от умозаключений самого человека. 1 и 2 – это внешние источники, 3 – внутренний источник.
3. Истинная мудрость исходит от Мудрости Божьей и является ИСТИНОЙ. Все остальное - это ЛОЖЬ.
4. Мирской образ жизни и большинство мыслей у человека исходят от нечистых духов
5. Бог хочет, чтобы плодом или образом нашей жизни стала Его ИСТИНА.
6. Любой поступок происходит от РЕШЕНИЯ РАЗУМА – поступить по Слову Божьему (по истине) или нет.
7. Премудрость Божья и РАЗУМ – это субстанции, не принадлежащие физическому миру (не находятся на земле живых), а значит, они принадлежат духовному миру.
8. Благоразумие – это добрые дела и избегание любого зла.
9. Иметь разум, поступать благоразумно – это значит жаждать познать Бога, ЗНАТЬ Слово Божье и ИСПОЛНЯТЬ Его заповеди, все остальное в глазах Бога - глупость.
10. Образ жизни человека в духовном мире тоже имеет всего два направления: разумное (согласно законам Бога) и глупое (основанное на человеческих пониманиях и учениях, противоречащих Слову Божьему).
11. Благоразумию можно НАУЧИТЬСЯ, познавая Бога и Его законы (изучить Инструкцию-Библию). Следовательно, в вечном духовном мире, где живет душа человека, глупо жить без Бога
12. Человек мыслит не физическими мозгами, а разумом, который существует в духовном мире.
13. Разум – это мыслительный орган, созданный из духовного материала, и находящийся в душе человека
14. Преобразование информации из мозга (из физического мира) в разум (в духовный мир) и наоборот происходит по закону, вложенному в человека Создателем-Богом.
15. Когда душа человека покидает свое земное тело, то разум, память и мыслительные способности ВСЕГДА остаются с душой. .

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Тело и душа — ожидается всеобщее воскресение, потому что человек бессмертный, создан Господом для вечной жизни.
Ожидаю воскресения мертвых

Тело и душа будут вместе

Человек создан Богом существом бессмертным поэтому наше тело воскреснет в будущем.
После грехопадения Адама, человеческое тело стало болеть, стареть, разрушатся, оно утратило свои бессмертные свойства. Люди рождаются, живут на земле, а потом умирают.

Бессмертная душа разлучается с телом, после телесной смерти Господь судит все дела земной жизни человека и определяет место пребывания души до дня страшного суда.

При кончине мира, в день Последнего Суда, Бог воскресит, восстановит тела умерших людей, чтобы вынести Свой окончательный суд над человечеством и отделить достойных Вечного Царства Блаженства с Богом, от тех, кто по своим грехам недостоин Царства Божия.
Нераскаянные грешники пойдут в муку вечную (Мф.25:46 ),

в огонь вечный, уготованную дьяволу и ангелом его (Мф.25:41 ),

то есть в место лишенное божественного света, где они будут пребывать в вечных муках, вместе с сатаной и его служителями.

Человек это когда душа и тело вместе

Нынешнее состояние усопших, то есть существование души без тела является не окончательным и неполным. Человек это не только душа, но душа и тело вместе. И поэтому для Суда над всеми людьми и дальнейшей вечной жизни, Господь воскресит усопших в теле. Те люди, которые на момент второго пришествия Христова будут живы, также предстанут на суд Божий.

Понятие бессмертии души есть почти у всех народов, ибо в человеке, как существе изначально бессмертном, существует чувство, ощущение своей вечности.

Христос воскрес и мы воскреснем.

Господь Иисус Христос, пройдя полным путем человеческой жизни от рождения до смерти, показал нам путь, который ожидает всех усопших людей. Он воскрес, и Его душа соединилась с телом.
Об этом говорит апостол Павел:

«если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших о Иисусе, Бог приведет С Ним.

Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших;

потому что Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божии, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых,

вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Сол.4:14-17 ).

Библия о всеобщем воскресении

В Священном Писании как Нового, так и Ветхого Завета много раз говорится о будущем воскресении мертвых. Господь дал пророку Иезекиилю видение, которое имеет и историческое значение

повествует о восстановлении израильского царства ,

но также является прообразом всеобщего воскресения тел.

Пророк видел поле, полное мертвых, сухих человеческих костей. И вот Бог говорит, что введет в них дух, обложит жилами, нарастит на них плоть и обтянет кожей. И все происходит по слову Господню, потом «вошел в них дух и они ожили и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище» (Иез.37:1-10 ).

Для Бога нет ничего невозможного

Человеческому сознанию, привыкшему мыслить земными, ограниченными категориями, сложно представить, как может произойти воскресение давно умерших людей и восстановление распавшейся плоти. Но мы знаем, что Господь создал первого человека из «праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни» (Быт.2:7 ), то есть дал ему бессмертную душу. Земля, «прах земной», это набор химических элементов из которого состоит вся природа, в том числе и человек.

Умирая, тело разлагается и возвращается в состояние праха. После грехопадения Бог говорит Адаму, что «ты … возвратишься

Конечно же, Бог, Который некогда создал человеческое тело из естества земли, сможет и восстановить обратно истлевшее тело человека.

Образ воскресения.

Чтобы уверить нас в будущем воскресении тел, апостол Павел использует образ зерна, брошенного в землю:

«Скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело… Так и при воскресении мертвых» (1 Кор.15:35-33,42 ).

Если семена прежде не умрут, не сгниют и не истлеют,- не произрастят колоса. И как ты, когда замечаешь, что семя подвергается порче и тлению, не только не сомневаешься, но тем самым еще тверже убеждаешься в его воскресении, ибо если бы семя осталось целым без повреждения и разрушения, то и не воскресло бы, так рассуждай и о своем теле, – также говорит Святитель Иоанн Златоуст.

ПРИТЧА О ЗВАННЫХ НА БРАЧНЫЙ ПИР ЦАРСКОГО СЫНА (Матф. 22:1-14 )

Эта притча, по содержанию и основной мысли, сходна с притчей о званных на вечерю, изложенной в 14 главе Евангелия от Луки (16-24).

Но эти притчи несомненно произнесены в разное время. Притча о званных на вечерю была рассказана Господом в доме фарисея в день субботний, задолго еще до Его торжественного входа в Иерусалим, а эту притчу Господь изложил после Своего входа в Иерусалим, вернее всего во вторник.

Главная мысль притчи

Главная мысль притчи о званных на вечерю та, что многие, ради житейских попечений, откажутся от Царства Божия. Притча же о браке Царского сына находится в связи с притчей о злых виноградарях. В обеих этих притчах, при том и следующих одна за другой непосредственно, говорится о слугах, из которых одни были Подвергнуты оскорблениям, другие убиты, а также о злой гибели оскорбителей и убийц.

И здесь, как в первой притче, под образом званных Надо понимать народ Иудейский, а под слугами Царя — ветхозаветных пророков. Под истреблением убийц и сожжением их города необходимо разуметь гибель Иудейского народа и разрушение Иерусалима.

Призывание на брачный пир всех кто встретится, это — призвание в Царство Божие всех людей, которое последовало тогда, когда Иудеи отвергли апостольскую проповедь (Деяния 13:46 ).

На брак — в Царствие Божие — призываются все: и добрые и злые, ибо для вступления в него не нужна ни святость, ни заслуги: в него призываются не за дела, а по милосердию Призывающего.

Суд — установление различия между добрыми и злыми, достойными пребывать в Царствии Божием и недостойными — будет потом, позже. Поэтому, кто раз призван, должен ходить достойно своего звания, быть облеченным в брачную одежду.

В древности цари и князья на Востоке имели обычай давать приглашенным специальную парадную одежду, в которой те и должны были являться на пир. Так и каждому призываемому в Царство Христово дается при крещении светлая одежда чистоты духовной . Пренебрегший этой одеждой и вошедший на духовный пир в одежде, оскверненной грехами, достоин осуждения и наказания.

По толкованию св. Златоуста:

«войти в нечистой одежде означает, имея нечистую жизнь, лишиться благодати. Поэтому и сказано: он же молчал. Не имея, чем защитить себя, он осудил самого себя и подверг чрезвычайному наказанию».

Как не пожелавшего надеть предложенную ему от Царя одежду выгоняли из ярко освещенных палат царского пира наружу во внешнюю кромешную тьму, где он от холода и досады скрежетал зубами, так на Страшном Суде будут извергнуты из сонма спасаемых в Церкви Христовой нераскаянные грешники, загрязнившие своей греховной нечистотой одежду крещения.

Общая заключительная мысль этой притчи с притчей св. Луки:

«Мнози бо суть звани, мало же избранных»

означает то, что призываются в Царство Христово многие, все, кто отзовутся на проповедь Евангелия, но истинными членами этого Царства делаются не все званные, только избранные из них.

Важно понять, что после Крещения каждый человек всё равно в жизни согрешает много и чтобы быть в числе избранных и не быть отвергнутым, мы каждый день анализируем свои действия, и каемся во грехах, если видим свои нечестивые поступки. Исповедуемся мы и перед Причастием и в самом Таинстве Причастия наши одежды вновь обновляются убеляются милосердием Божьим.

Поэтому надо понять, что исповедь это неотъемлемая часть в жизни христианина.

Группа вконтакте

Душа — ее природа и предназначение

Люди так устроены биологически, что их мозг воспринимает окружающую действительность при помощи имеющихся у них чувств, не подвергают сомнениям и считают реальным только видимую, осязаемую и воспринимаемую другими чувствами ее часть. А может ли существовать иная, нематериальная часть Вселенной, другие измерения, где есть разумная жизнь и не действуют привычные для нас физические законы? И существует ли в окружаемом нас физически мире некая связующая оба мира субстанция, способная существовать по обе стороны бытия?


Ценности верующих в Бога находятся не в этой жизни, а в . Справедливости ради заметим, что большинство из них далеко не ангелы, воспылавшие чистой, бескорыстной любовью к Богу и ничего не ожидающие получить взамен своей любви. Они простые люди, которые стремятся получить свое главное благо, но только по окончании земной жизни и в бесконечном эквиваленте. Логика их действий продиктована выбором в пользу обещанного Господом вечного блаженства и нормальной боязнью потерять это «райский бонус».

Как мы видим, у каждого человека имеется своя жизненная стратегия, но вот каким «местом» прежде всего он ее выбирает? Ответ очевиден - умом. И это нормально. Разум в опасном материальном мире должен играть решающую роль, иначе человек попросту может не выжить. А любое разумное существо стремится к благу и хочет обезопасить свое существование. Все сводится к тому, что одни выбирают кратковременную жизнь с очевидным исходом, другие сделали ставку на Абсолют — бессмертие души.

Хотя по большому счету, если люди верят в Бога и не совершают зла, лишь только из за страха наказания в ином мире, то это по сути корысть, и выбор, основанный на страхе, далек от выбора который делается с душой. На первый взгляд, выбор то вроде одинаков, а вот причины побудившие к такому выбору, кардинально отличаются.

Подводя итог вступительной части, можно сказать, что нет смысла кого-то переубеждать в вопросах веры. Но, порассуждать на вечные темы, оперируя не только домыслами исходящими из религиозных воззрений, но и предположениями которые опираются на реальные технологии, можно и нужно.

Суть человеческой души – информация

Итак, скорей всего никто не будет отрицать очевидного факта, что человек - это биологический носитель неопределенного объема информации, неизвестный процент которой приходится на его сознание и личность. Говоря по другому, личностное «Я» можно выразить как информацию, которая является ядром нашей сущности. Зарождение, формирование и эволюция данного «Я», происходит в синтезе с некой иной, происходящей не из нашего бытия субстанцией, которая имеет предположительно энерго-информационную природу.

«Все замещает мозг» - можете сказать вы. Нет, не все! Человеческий мозг - это только биокомпьютер находящийся в черепной коробке, «логическая машина», которая исключает все, что нельзя чувственно зафиксировать или имеет иррациональную природу. Мозг человека, вне всякого сомнения мощный инструмент, но не следует забывать, что он наделяет нас только рассудком, дает возможность мыслить рационально-логически, но вот некоторые чувства… сомнительно, что мозг способен автономно продуцировать безрассудное состояние любви, ненависти или желание спасти чужую жизнь, ценою своей, и т. д.

Человека делает человеком не его физическое тело, но и нечто еще. Возможно это нечто вроде программного кода, вносящего какую-то подсознательную коррекцию, и как результат, мы осознаем себя и становимся разумными, в полном смысле этого слова, живыми существами которые наделены эмоциями, свободой, желанием творить? Возможно по-разному называть этот код, в религии эта таинственная субстанция называется просто - душа.

Так что такое душа человека? Какова ее сущность? Из различных источников, в том числе и из Библии, следует, что душа суть есть человек. Под определением человека понимается не биологическая, а его нравственная, информационная (духовная) сущность. Тело это смертная оболочка, вместилище души. Душа в свою очередь, - это информационный канал, который связывает этот мир и высший, тот, откуда мы черпаем любовь, творческую энергию и куда переходит наше сознание.

Или, душа - это инсталлированный «пакет» высших чувств и законов, делающими нас людьми, а не биороботами с холодным рассудком, некое хранилище жизненной энергии, Слова и Света Божьего, всего, что возможно отнести к понятиям божественной категории. Душа - это навигатор который указывает высший путь развития. Может быть, душа одновременно и навигатор и хранилище и мостик между реальностями.

Напрашивается грубая аналогия с компьютерной операционной системой и набором других системных подпрограмм, а также необходимой для работы компьютера электроэнергии. Без души и божественного духа человек, как «мертвый» компьютер без каких-то цифровых данных и электропитания.

Наука пока не может понять структуру души и выделить ее в отдельную от тела матрицу. Неясно даже где в нас находится душа. Но несмотря на отсутствие научных знаний, глупо в теории отрицать ее наличие, а также потенциальную возможность в будущем научиться «упаковывать» человеческое «Я» в некий «файл».

Конечно, может найтись немало скептиков, которые посчитают аналогию человека и компьютера некорректной или категорично определят все вышесказанное как бред. На всякий случай «воинствующим атеистам» хочется сказать, что все излагаемое можно принимать как фантазию, имеющую право на существование. Она не более бредовая, чем любая научная гипотеза о случайном происхождении Вселенной, не приближающая к пониманию истины. В науке вообще версии по этому вопросу нередко меняются.

Приняв за истину мысль о том, что душа - суть информация, а тело человека - ее носитель, зададимся вопросом: «А возможно ли перемещение души вне тела и существование скрытого в нас механизма обеспечивающего эту транзакцию, активация которого запрограммирована и происходит, к примеру, при полном отключении или разрушении мозга»? Вопрос по сути риторический. Ответ на него очевиден - конечно да! Наличие подобной биотехнологии вполне вероятно.

Есть множество подтверждений сознательного « » в Астрал, людей которые побывали в критическом состоянии. Люди о сохранении своего сознания и путешествии через темный тоннель, в конце которого был свет. Объяснение такого явления галлюцинациями, возникающими якобы по причине интоксикации организма медикаментами и так называемым трубчатым зрением, не выдерживает критики.

Сомнительно, что в результате интоксикации «умершие» будут испытывать один и тот же «визуальный эффект» (видеть себя со стороны), рассказывать как проходила операция или что делали другие люди находящиеся на значительном удалении, к примеру, от операционной где проходила операция, просматривать свою жизнь как некий фильм, встречаться с умершими родственниками, а случаи когда от рождения слепые люди описывали то что они по сути не способны описать (например попробуйте слепому от рождения объяснить что такое красный цвет!)…

Так почему тогда атеисты так категоричны в отрицании души и ее перемещения после смерти в иной мир или измерение? Неужели разумная жизнь возможна только в одной привычной нам форме? А может быть мы - создания высшей бессмертной расы, которая существует вне времени и материи, а на Землю нас отправляют для прохождения обучения, созревания душ в школе жизни и те, кто достойно прошел «обучение» получит шанс на вечную жизнь? Ответы на эти вопросы вы можете дать только сами себе…

Путь души после смерти

Попробуем представить, ведь у нас есть воображение, тот посмертный мир, куда по утверждению верующих, попадает после земной жизни душа. Говорится не о поиске доказательств реальности загробного мира - при жизни этого сделать нельзя в принципе, как говорится: «Пока не умер, не проверишь есть ли «. Все соображения относительно «загробной темы» людьми не религиозными воспринимаются как чистая абстракция. Но, любая мысль, какой бы она не казалась фантастической, может оказаться объективной реальностью. Больше того, не исключено, что наша реальность в действительности только жалкая, искаженная копия настоящего Идеального Бытия. Каким же может быть , который после смерти физической становится вечным пристанищем души?

Начнем с главного. У всего есть первопричина. Без нее ничего не может возникнуть само по себе. Какие бы операции с нулями не совершали, без единицы результат всегда будет нулевым. То есть, в абсолютном изначальном Небытие не могло само по себе появиться из ниоткуда «число», должна была быть первопричина выступающая единицей, некая сила, которая заставила двигаться частицы. Исходя из этого, допустим существование Автора, Сверхразума или Творца всего сущего, имен у Него много, но есть одно обобщающее емкое понятие - Бог. Примем Его как данность. С какой целью Им был создан Мир?

Наверно с той же самой, с какой творческий человек создает свое творение, посредством которого он выражает внутреннюю созидательную энергию, любовь или некие другие переживания, вытекающие из души. Может быть Творец пожелал создать подобие того идеала, бесконечного счастья, каким Он сам является и малая копия этого Оригинала вовсе не тело материальное, а какие-то другие субстанции находящиеся внутри нас и составляющие нашу сущность - дух, душа, разум. Ведь если человек-творец захочет создать свое подобие, под ним будет подразумеваться прежде всего разумная основа, наиболее близкая к оригиналу (искусственный интеллект) и заключенная в рамки человеческой логики. Оболочка в которую создаваемая сущность будет помещена вторична.

Не будем углубляться в осмыслении Божьего Замысла, которого человеку понять наверно не дано. Эта тема - попытка представить Путь и суть души.

Практически во всех религиозных источниках сказано, что на Том свете жизнь вечная. Почему бы и нет. Человек в земной жизни тоже стремится к бессмертию и одна из гипотетических концепций в этом направлении заключена в переносе сознания из умирающего тела, во что-то новое, в идеале - в вечное. А что не способно разрушить время? Только нематериальное не боится времени.

Если загробный мир нематериален, тогда там царит другая логика, которая не подчиняется физическим законам нашего бытия. Возможно там отсутствует привычное для нас течение времени, все вечное исключает необходимость этой категории.

Земную жизнь следует воспринимать как некую школу, где личность проходит испытания. И лишь достойно прошедший этот путь человек, попадает в царство Божие называемое раем. Чем больше душа на «выходе-входе» сохранит в себе от Бога, тем выше и ближе к Господу она вознесется. И напротив - индивидуум, накопивший на протяжении жизни критическую массу грехов (зла), тот, в ком искажение абсолютного эталона (Бога) будет очень большим, отправится в ад. Говоря по другому, все мы проходим через фильтр, предназначение которого - не допустить проникновение зла в рай. Устройство этой модели бытия с рациональных позиций вполне понятно и объяснимо.

Подведя черту под вышесказанным, можно просто сказать, человек наделен свободой выбора и каждый сам волен решать, что такое душа, и есть ли она у него или нет. Так что выбор за Вами…

Из чего же состоит Душа Человека? Впервые об этом очень подробно рассказал Янис Калнс в книге «Душа»
Вот что он пишет: «Медес - так звучит слово, означающее Душу на том уровне ментального мира, из которого я получаю информацию. Медес - одна из двух главных составных частей Человека, энергоинформационное проявление жизни. Вторая главная составляющая часть - нам всем известное физическое тело. Душа - это нематериальная часть Человека - так считают представители многих религий, но вернее сказать - это результат синтеза различных единиц энергии и информации.
Изображение Души Человека представлено на рис.1 .

Рис.1. Изображение Души Человека
Если существует Душа, то она, разумеется, из чего-то состоит. Главная составная часть физического тела - клетка, а Души - Мегастон. Количество Мегастонов тем больше, чем более развита Душа. Это число беспрерывно меняется. В нем содержится информация о событиях в прошлом, настоящем и будущем.
Изображение Мегастона Души Человека представлено на рис.2 и на обложке книги.
МЕГАСТОН гуманоида 1 уровня

Рис.2. Изображение Мегастона Души Человека

Оболочка мегастона обеспечивает необходимую среду для всех процессов в мегастоне. Она используется также в качестве экрана, на котором можно визуально показать имеющуюся в мегастоне информацию о событиях в прошлом, настоящем и будущем, а так же трансформировать с ее помощью информацию из параллельных миров.
Невоны — сжатый газ, который возгорается и, взрываясь, уничтожает мегастоны, когда ядрышко невона получает соответствующую информацию от отанита. Приходит в действие в ситуациях, когда в отаните запрограммирована очень опасная астроноидическая информация. Они могут уничтожить один мегастон, но могут вызвать и цепную реакцию во всех мегастонах или их части.
Микролон — дополнительный защитный экран, который оберегает отан и его частицы, если по той или иной причине испорчена оболочка мегастона. Микролон для каждого мегастона вырабатывает цвет, который необходим, или который соответствует внутренней информации.В микролон введены программы, которые сами меняют цвет мегастона на черный или фиолетовый, если мегастон начинает принимать в себя информацию астроноидов.
Хусторы аккумулируют энергию, которую производят скантеры, чтобы использовать ее для нужд души и тела в случаях, когда подача энергии от общего энергетического поля прекращается. Но чаще всего эта энергия применяется, когда происходят нападения в астральном плане, для нанесения контрудара большей мощности, т.к. внутренние резервы суммируются с поступающей энергией.
Скантеры генерируют энергию, возбуждение для которой берут от общего энергетического поля Вселенной. Генерированная энергия в среднем в 1,5 раза больше полученной, и направляется к хусторам. Одновременно скантеры производят скантериозу. Скантеры состоят из внутренней и внешней пары скантеров, они вращаются в противоположных направлениях и таким образом обеспечивают баланс мегастонов и спиралей. Скантеры выполняют также функции вентиля протока информации.
Скантериозы — составные части скантера, выделенные отдельные частицы, которые в случае гибели скантеров (причин может быть очень много) соединяются и образуют новые скантеры.
Отан — защитный экран информативного центра, состоящий из отанол. Отанолы — составные части отана. Отанолы в ситуации, когда отанит наполнен информацией, кроме защитной функции выполняет также функции запасной базы накопления информации до того момента, когда образуется новый мегастон для накопления информации.
Отанит — база накопления информации, которая состоит из 18 тысяч информативных единиц, последние в свою очередь делятся на еще более мелкие единицы и их называют мастилы, митроны, алферы, алменовы, инфезы, инекезы, фезии, анталы, силии, касталы и т.д.
Мастилы отвечают за правильное размещение спиралей в душе, а также участвуют в приведении спиралей в порядок, если возникли отклонения от нормы. Митроны обеспечивают сеансы связи между представителями ментальной и медесной систем, а также с любой другой галактикой в физическом плане. Митроны находятся в мегастонах всей души и обеспечивают связь с высшими мирами каждому отдельному мегастону и в тех случаях, если душа разделилась. Митроны всех мегастонов могут объединиться в передаче одной информации, увеличивая таким образом мощность передачи.
Алферы — 600 информативных единиц в отаните. Они образуют зрительную систему каждого мегастона. Вся совокупность алферов мегастонов души называется триалбой — зрением души. Они окрашены так же, как отанит, только в другой оттенок.

На языке Бога «три» означает три, «алба» — глаз. Имеются в виду два глаза физического тела и один глаз души.
Алменовы — 960 информативных единиц в отаните, образующих слуховую систему каждого мегастона. Вся совокупность алменов мегастона называется апситоном — слухом души. Цвет алменова тот же, что и отанита, только другого оттенка.

Мегастоны с огромной скоростью, примерно такой же, как скорость света, кружатся спиралеобразно, чтобы скорее и точнее перемещаться и моментально доставлять информацию гелию - «мозговому» центру Души.





Гелий — «мозговая» система души — главный центр обработки информации. Состоит из спирали мегастонов и матона.
Гелиевая спираль мегастонов — важнейшая спираль, осуществляющая защитные функции матона. В мегастонах этой спирали в концентрированном виде имеется важнейшаяинформация всех мегастонов души. Следовательно, гелиевая спираль мегастонов — одна изнескольких баз данных души, где в концентрированном виде дублируется важнейшаяинформация. Она необходима на случай, если какая-нибудь из информативных баз портится и информация стирается.

Душе спиралеобразное кружение Мегастонов обеспечивает перемещение во Вселенной с огромной скоростью и способность моментально передавать физическому телу необходимую информацию даже на расстоянии миллионов световых лет.

Мегастоны в Душе сгруппировываются в спирали. Каждая пара Мегастонов, которая кружится по своей спирали, по этому же пути кружит совместно со многими другими парами Мегастонов, образуя большую спираль с очень большим количеством Мегастонов.

Эти большие спирали в свою очередь образуют форму Души в соответствии с потребностями конкретного тела. Количество Мегастонов определяет уровень развития Души, воплотившейся в Человека.
В Душе Человека может находиться от 500 до 10000000 Мегастонов. Количество Мегастонов определяет уровень развития Души.

Порядок группировки Мегастонов в спиралях организует гелий по определенным признакам:

а) спирали Мегастонов, ответственных за поддержание всех жизненных процессов в физическом теле;
б) спирали, в которых запрограммирована информация высокого уровня для выполнения конкретных задач. Эта информация или уже выражается как таланты, или по каким-то причинам ещё не используется;
в) спирали, ответственные за эмоции Человека;
г) спирали, в которых содержится вся информация о том, как уберечь Душу и физическое тело от нападений разного характера;
д) спирали, в которых есть и продолжает накапливаться вся информация о теперешней жизни, работе, высказанных словах и мыслях. Вся информация без исключения: и добрые, и плохие дела, речи и помыслы;
е) и другого характера информация.
В случае разрыва спиралей возникает проблема в передаче информации. Эти проблемы проявляются как разного рода болезни.
Главным центром обработки информации является гелий, который состоит из спиралей Мегастонов и Матона.
Матон - ядро мозговой системы Души. Он состоит из мастилов. В Матоне столько же мастилов, сколько Мегастонов в Душе. Мастилы - это представители каждого Мегастона в Матоне. Их делегирует отанит.
Мастилы отвечают за передачу информации в Мегастон, а также за прием информации от него. Задачи Матона следующие:
1. фильтровать всю входящую и выходящую информацию;
2. поддерживать все жизненные процессы в Душе;
3. организовывать все функции;
4. передавать и принимать информацию на неограниченном расстоянии.

Матон точно функционирует только в том случае, если в «мозговой» системе Души нет ни одного перепрограммированного Мегастона. В противном случае можно сказать, что «мозговая» система Души больна.

Различия людей проявляются не только в разделении на расы, национальности, классы, мужчин и женщин, в характере и внешнем виде каждого индивида, но и в состоянии их Души. Крайняя поляризация: гуманоиды - принадлежащие к Божественной иерархии и астроноиды - принадлежащие к дьявольской иерархии. Имеется еще много промежуточных стадий, которые возникают, когда гуманоид погрязает в дьявольских поступках.


Наши различия зависят не только от принадлежности к гуманоидам или астроноидам, но и от уровня развития каждой Души. Если в человеческой Душе возможное количество Мегастонов колеблется от 500 до 10000000, то на уровне физического тела эта огромная разница проявляется независимо от возраста физического тела, будь оно пяти или пятидесяти лет. Человеку, в Душе которого малое количество Мегастонов, очень трудно освоить вещи, которые кажутся простыми Человеку с большим количеством Мегастонов. В этом кроется ответ на извечный вопрос, почему в интеллектуальных тестах у индивидов, выросших и учившихся в одинаковых условиях, столь разные показатели.
Изначально дьявольская иерархия образовалась из падших Душ - таких, которые не выполняли божественных обязанностей. Позднее дьявольские силы научились создавать стопроцентные дьявольские Души, ибо переманить к себе Божественные было очень трудно. Надо сказать, что трудно это было до того момента, когда в мире стали появляться средства массовой информации. Божественные Души называются гуманоидами - существами высшего уровня, а дьявольские - астроноидами - существами низшего уровня. Существенное отличие таково, что гуманоиды служат другим, соблюдая Божьи законы, а астроноиды же любыми средствами стараются все подчинить своим интересам. Астроноид - человеческая Душа - представитель дьявольской иерархии. Они живут только для себя. Их цели связаны с борьбой за обеспечение энергоресурсами и за информацию, как лучше реализовать это обеспечение. Типичное проявление эгоизма - также один из главных признаков, характеризующих астроноидов, или в очень большой степени перепрограммированного гуманоида, руководимого дьявольскими программами».


Из вышесказанного можно сделать вывод, что Душа Человека - одна из двух главных составляющих частей Человека, энергоинформационное проявление жизни.
В Мегастонах Души содержится вся информация о событиях в прошлом, настоящем и будущем. В Мегастонах Души Человека содержится также и негативная информация (информация о его негативных мыслях, делах и поступках), а также негативные программы, введенные астроноидами Человеку с целью подчинения его своим эгоистическим интересам. Каждая Душа при её вселении в Человека имеет свою личную программу, которую она должна выполнить в этом своем воплощении. Эта программа записана в личном числовом коде Души.
Помочь Человеку выполнить его личную программу этого воплощения можно, произведя аннигиляцию (устранение) негативной информации в Мегастонах его Души и перепрограммировав их на выполнение задач Божественной Иерархии.
На рисунках из книги Яниса Калнса «Душа» дано изображение частей, составляющих Душу Человека-Гуманоида. Рисунки опубликованы с личного разрешения автора.
Где же находится Душа в теле Человека? Конечно Душа (мозговой центр Души - Гелий) должна находиться в районе Священного пространства Сердца. Некоторым из нас в повседневной жизни из-за происходящих событий часто бывает как-то нехорошо на Душе, некомфортно. Это происходит из-за того, что Душа Человека не находится в Священном пространстве Сердца и не может эффективно реагировать на происходящие события. Некоторые люди на уровне интуиции чувствуют, что его Душа находится не на своём месте. И это действительно так. Душа у некоторых людей может находиться в разных частях тела: эпифизе, мозжечке, продолговатом мозге, в районе коры головного Мозга и других местах. От места нахождения Души в Волновой Форме Человека сильно зависит его психическое и физическое здоровье.

По современным представлениям понятие души восходит к анимистическим понятиям об особой силе, существующей в теле человека и животного, а иногда - и растения. С древних времён человек задавался вопросом о различии живого и неживого. В ходе развития мифологического мышления сформировалось понятие о душе как о некотором атрибуте живого существа. Наблюдение за дыханием живого, которое после его смерти исчезало, способствовало возникновению древних представлений о душе, как о дыхании, происходящем извне. Соответствующие наблюдения над кровью и прекращении жизни при большой её потере привели к тому, что в крови видели носительницу души. Сновидения привели к представлению о душе как о субстанции, существующей независимо от тела.

В связи с тем, что душа понимается как субстанция , ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, находящегося в крови, как было у большинства досократиков в греческой философии (Эмпедокл , Анаксагор , Демокрит). По Платону , душа является бессмертной и нематериальной и предшествует существованию в физическом теле. До рождения человека душа созерцает идеи в нематериальном мире, а после того, как вселяется в тело, «забывает» их. Отсюда суждение Платона о том, что все знания - лишь воспоминание забытых идей, познанных душой до рождения. Аристотель называет её первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной.

Понятие души в философии

Средоточием душевной жизни человека является самосознание , сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью.

Душа начала рассматриваться в качестве философского понятия, доступного рациональному анализу, у древних греков . Все досократики задавались вопросом о душе и особенно о связи её и тела - двух фундаментальных измерений человеческого существования. С точки зрения Платона , душа и тело существуют отдельно друг от друга, в то время как для Аристотеля они неразрывно взаимосвязаны. «Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью. (…) Итак, душа неотделима от тела ; ясно также, что неотделима какая-либо часть её, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей», - пишет Аристотель , для которого «все естественные тела суть орудия души».

Душа в авраамических религиях

Иудаизм

Согласно пониманию некоторых христианских писателей (например, Тертуллиана), душа материальна (трактат De anima ), другие же - Отцы Церкви, (например, Августин) считают её духовной, как и в классической патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции.

Против такого понимания, являющегося господствующим в христианстве , выступал Иммануил Кант . Апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно Канту, «прибежище ленивого разума». Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, а не субстанция; теория же субстанциальности души должна уступить место теории о её актуальности.

Бессмертие души

Учение о бессмертии души является составной частью вероучения всех христианских конфессий, за исключением адвентистов седьмого дня , свидетелей Иеговы и некоторых немногочисленных деноминаций.

Основная идея этого вероучения заключается в том, что душа продолжает сознательное существование в период времени между смертью и всеобщим воскресением. Она либо сразу идет в рай или ад , либо же некоторое время пребывает в некотором промежуточном месте. Это может быть либо так называемое лоно Авраама , либо чистилище (для некоторых душ, учение католической церкви). Согласно этим взглядам судьба души при этом решается на так называемом частном суде, непосредственно после смерти человека. А после всеобщего суда душа соединяется с воскресшим телом и её ждет или вечная жизнь или вечное мучение в аду (геенне огненной).

Отрицание бессмертия души

Отрицание безусловного бессмертия души (как присущего самой природе человека) иногда встречается в ранней патристике. В частности, Татиан писал в своей «Речи против эллинов»:

Душа сама по себе не бессмертна, эллины, но смертна. Впрочем она может и не умирать. Душа, не знающая истины умирает и разрушается вместе с телом, и получает смерть через нескончаемые наказания. Но если она просвещена познанием Бога, то не умирает, хотя и разрушается на время. Сама по себе она есть ни что иное, как тьма, и нет в ней ничего светлого. К этому относятся слова: «тьма не объяла света». Ибо не душа сохранила дух, но сама им сохранена, и свет объял тьму. Слово есть Божественный свет, а тьма душа чуждая ведения. Посему если она живёт одна, то уклоняется к веществу и умирает вместе с плотию; а когда она соединена с божественным духом, то не лишена помощи, но восходит туда, куда возводит её дух. Ибо жилище духа на небе, а душа имеет земное происхождение. (Татиан. Речь против эллинов 1:17)

Представления об условном бессмертии души содержатся в произведении Феофила Антиохийского «Послание к Автолику»:

Но кто-нибудь спросил нас: смертным ли по природе сотворен человек? нет. Значит, - бессмертным? Не скажем и этого. Но скажет кто-нибудь: итак, он сотворен ни тем, ни другим? и этого не скажем. Он сотворен по природе ни смертным и ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом; если же наоборот сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти. Итак, Он сотворил его ни смертным и ни бессмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие, и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог создал человека свободным и самовластным. Итак, что человек навлек на себя своим нерадением и непослушанием, то Бог ныне прощает ему по Своему человеколюбию и милосердию, если человек Ему повинуется. Как непослушанием человек навлек на себя смерть, так повиновением воле Божией желающий может доставить себе вечную жизнь. Ибо Бог дал нам закон и святые заповеди, исполняя которые всякий может спастись и, достигнув воскресения, наследовать нетление. (Феофил 2:27)

Во время Реформации отрицание бессмертия души встречалось среди некоторых анабаптистов. Известным сторонником убеждений об условном бессмертии души (представления о «спящей душе») был Мартин Лютер , за что он подвергался критике со стороны Жана Кальвина .

В настоящее время некоторые религиозные направления, в числе которых Адвентисты седьмого дня и Свидетели Иеговы , имеют отличные от других христианских конфессий представления о природе души. Главная особенность этих представлений - душа сама по себе не обладает бессмертной природой, душа смертна .

Свидетели Иеговы верят, что душа перестает существовать, когда человек умирает. Эти взгляды обосновывают следующими стихами из Библии: «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают» (Еккл. ); «Всё,что найдет рука твоя сделать, делай по силам твоим; потому что в преисподней, куда ты пойдешь,нет ни дела, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. ), «Душа согрешающая, та умрёт» (Иез. ),

Спасение души

В христианстве понятие «душа» неразрывно связано с понятием спасения . Спасение души человека понимается как спасение самого человека и от смерти, которая тоже считается последствием греха, и от вечного наказания за грех (в аду или геенне огненной). Большинство христиан считает, что после воскресения умерших души спасённых воссоединятся с телами и в этих телах спасённым будет гарантирована вечная жизнь .

О душе в Библии

В богословии выделяются следующие значения слова «душа» в Библии:

  1. Человек.

    И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою

    Быт.2:7(сродни Пет.3:20; Рим.13:1; Деян.2:41)

  2. Живое существо.

    И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной

    Быт.1:20(сродни Быт.1:24)

  3. Жизнь.

    Сберегший душу (жизнь) свою потеряет её; а потерявший душу (жизнь) свою ради Меня сбережет её

    Мф.10:39(сродни Лев.17:11; Мф.2:20; 16:25; Ин.13:37; 15:13)

  4. Внутренний мир человека.

    У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее

    Деян.4:32(сродни Пс.102:1)

  5. Одна из трёх сущностей человека.

    Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

  6. Дух (жизненная сила) тяготеет к Богу, а душа (человек) - к вещественным началам :

    Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

  7. Бессмертный дух человека. Душа, в качестве духа, мыслится и без тела:

    Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.

    2Кор.12:2(сродни:2Пет.1:14)

Душа, в качестве духа, вечна и бессмертна:

Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется… видимое временно, а невидимое вечно.

2Кор.4:16,18(сродни Мф.22:32)

И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить.

Отношение к смерти Апостолов:

Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас.

Флп.1:21-23(сродни: 2Кор.5:8)

Душа и царь Соломон

Книга Екклесиаста (Соломона) в Библии уникальна в своём роде, так как здесь даётся много промежуточных и ограниченных рассуждений, взглядов на жизнь плотского человека-скептика, который принимает только то, что «делается под солнцем», всё испытывает, опираясь исключительно на собственный ум. Первоначальные предпосылки Екклесиаста о душе пессимистичны и приземлённы: И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться (Еккл.8:15). Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому (Еккл.9:2). Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению (Еккл.9:5).

И всё-таки после философских размышлений окончательные выводы, к которым приходит Екклесиаст, следующие: Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд (Еккл.11:9). Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл.12:13). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его (Еккл.12:7).

Душа в других религиях и учениях

Буддизм

Теософия

Попытки обнаружения материального проявления души

В 1854 году с гипотезой о существовании особой «субстанции души» на физиологическом конгрессе в Геттингене выступил немецкий анатом и физиолог Рудольф Вагнер (англ.) русск. , что, впрочем, не имело никаких последствий в научном мире.

В 1901 году американский врач Дункан Макдугалл поставил серию экспериментов по прямому взвешиванию души в полном соответствии с научной методологией своего времени. Макдугалл использовал напольные рычажные весы, позволявшие взвешивать грузы от одной унции (28,35 г) до 250 фунтов (113,4 кг). Врач выполнил 6 измерений души умирающих людей с их согласия. В пяти измерениях он обнаружил посмертную потерю веса в диапазоне от 15 до 35 г. Один раз ему не удалось точно зафиксировать момент смерти и эксперимент был отбракован. Позднее Макдугалл 15 раз повторил свой эксперимент на собаках - и на этот раз с нулевым результатом. Макдугалл сделал вывод, что при жизни человек обладает материальной душой, в то время как животные души не имеют. Результаты своих экспериментов Макдугалл опубликовал только через 6 лет. Их напечатали в известных журналах, таких как American Medicine и American Journal of the American Society for Psychical, а позднее эти публикации пересказала Washington Post и New York Times . При этом Макдугалл подчеркнул, что для научной оценки его выводов нужны новые точные эксперименты в большом количестве. Однако новых научных экспериментов в этой области опубликовано не было.

О душе в художественных произведениях

Виктор Гюго в книге «Человек, который смеется» написал:

В воздухе чувствовалось приближение бури… Наступила минута того тревожного предчувствия, когда кажется, будто стихии вот-вот станут живыми существами и на наших глазах произойдёт таинственное превращение ветра в ураган… Слепые силы природы обретут волю, и то, что мы принимаем за вещь, окажется наделённым душою. Кажется, что все это предстоит увидеть воочию. Вот чем объясняется наш ужас. Душа человека страшится встречи с душою вселенной

Виктор Гюго, собрание сочинений в 10 томах, М.1972, Т.9, стр. 55-56

См. также

  • Диалог Платона