Новая онтология. Онтология

Мышление Нового времени видело основную философскую науку в теории познания. При этом предполагалось, что мы знаем больше о познании, чем о его предмете; однако не замечали, что познание само является большой загадкой, так как отношение, с которым оно имеет дело, трансцендентное, т.е. буквально - «выходящее за пределы сознания». Ибо предмет познания существует независимо от самого познания.

Реакцией на это в наши дни является антропология. Оказалось, что познание является лишь одной из многих связей сознания с окружающим миром. Реагирование, действие, любовь и ненависть являются другими, параллельными трансцендентными отно- шениями, и притом первичными, тогда как познание вторично и во временном отношении образуется также лишь в зависимости от них. В этом виделось указание на устройство человеческого существа, и поэтому науку о человеке пришлось поместить перед теорией познания.

Но и это оказалось половинчатым. К истинному пониманию человеческого существа относится, очевидно, знание о тех бытийных отношениях, в которых находится человек. Ибо человек - существо, зависящее от тысячи условий. Эти бытийные отношения суть полнота мира. Итак, надо было понять человека, включая его сознание, исходя из его встроенности в целостность реального мира. Таким образом, дошли до старой проблемы онтологии, т. е. той науки, которую когда-то ради теории познания отодвинули и от которой в конце концов совсем отказались.

Таким образом, мы сегодня стоим перед задачей создания новой онтологии. Вполне ясно, что после всех успехов науки старой онтологии больше быть не может. Речь уже не идет «о форме и материи» сущего. И не о «потенции и акте». Ибо уже не целевое соотношение «субстанциальных форм» господствует над миром, никакая телеология не может нам больше помочь; нейтральные «законы» оказались господствующими силами природы, и отношение причины и следствия управляет мировыми событиями снизу.

Новая онтология исходит из других соображений. Она усматривает «строение» (то, что обычно называют объектами) и «процессы» не раздельно, а вместе. Все реально сущее находится в становлении, оно имеет свое возникновение и уничтожение; первичные динамичные образования от атомов вплоть до спирального тумана являются настолько же процессными, как и членными (Gliedgefüge) и оформленными (Gestaltgefüge) образованиями. В еще большей степени это имеет место относительно органических образований, начиная от сознания как душевной целостности, и относительно порядков человеческого общества.

В этих образованиях действует иной способ сохранения, чем субстанциальность: сохранение через внутреннее равновесие, регулирование, самодеятельное воссоздание или даже самодеятельное превращение. В отличие от субсистенции его можно назвать консистенцией. Ее результатом является хотя и не вечная, но достаточно долгая длительность для того, чтобы придать образованиям свойство быть носителем изменяющихся состояний (акциденций).

Ее каузальностью является не causa immanens, которая сохраняет себя в действии, a causa transiens, которая исчезает в своем действии. Ее действие поэтому не содержится в причине, а возникает заново. Каузальный процесс в этом новом смысле не является развитием чего-то, что уже содержалось в причине, а представляет собой производительное созидание (produktives Hervorbringen).

Строение реального мира имеет форму наслоения. Каждый слой является целым порядком сущего. Главных слоев четыре: физически-материальный, органический-живой, душевный, исторически-духовный. Каждый из этих слоев имеет свои собственные законы и принципы. Более высокий слой бытия целиком строится на более низком, но определяется им лишь частично.

Метафизика, построенная на одном-единственном принципе или на одной-единственной группе принципов (как ее раньше всегда конструировали), является поэтому невозможной. Все сконструированные картины единства мира неверны - как «метафизика снизу», так и «метафизика сверху» (исходя из материи или из духа). Существует естественная система мира, которая не является сконструированной. Ее структуру можно найти в феноменах. Но она не сводима ни к точечному или централизованному единству, ни к первопричине или наивысшей цели.

То, что можно установить, - закономерность самого строения. В нем можно охватить последовательность (Überhöhung) слоев, а также противодействие зависимости и самостоятельности. Характер самой реальности при восхождении не меняется. Душевные и духовно-исторические события не менее реальны, чем вещи и животные, процессы вообще не менее реальны, чем образования. Новое понятие реальности не связано с материальностью и пространственностью, а всего лишь со временностью, процессностью и индивидуальностью.

III

Само бытие нельзя ни определить, ни объяснить. Но можно отличить виды бытия и анализировать их модусы. Тем самым их можно осветить изнутри. Это осуществляется модальным анализом реального и идеального бытия. Здесь все связано с внутренними отношениями возможности, действительности и необходимости. Эти отношения в каждой из сфер бытия совсем разные; более того, они разные в логической сфере и в познании. Их нахождение составляет предмет целой, и притом новой, науки: модального анализа. Модальный анализ - ядро новой онтологии.

Все остальное относится к учению о категориях. Оно охватывает совместные принципы (фундаментальные категории) и специальные принципы отдельных слоев бытия. Из последних не все ограничены одним из слоев, некоторые проникают в более высокие порядки сущего, другие обрываются на границах слоев. Так, пространство, субстанция (включая материю) и математическая структура завершаются на органическом, тогда как время, процессность, каузальность и др., простираются далее вверх и внутрь духовного бытия: душевная жизнь непространственна, нематериальна, нематематична, но временна и процессна, имеет свою собственную причинность и взаимодействие.

С другой стороны, на каждой границе слоев возникают новые принципы. В органической природе все основывается на новом типе процесса, на морфогенетическом процессе, на саморегулирующемся равновесии процессов, на стихийном самовоссоздании (Selbstwiederbildung) индивида. К этому прибавляется (исходя из системы задатков) надкаузальная форма детерминации процесса самообразования. Но в душевное бытие эти категории не проникают. Они остаются связанными с пространственным миром.

Совсем иные формы бытия обнаруживает душевный мир: «субъект» и отличающийся от внешнего «внутренний мир», замкнутость индивидуальных внутренних сфер по отношению друг к другу, поток переживаний со своей своеобразной формой процесса, предметное сознание, а также противодействие акта и содержания (представления). Сюда же относится и трансценденция таких актов, как хотение, действие, познание, любовь и ненависть, в сущности которых заложен выход из внутреннего мира и связывание его с пространственно-предметным миром.

С этой же трансценденцией одновременно начинается духовная жизнь, которая не сводится к сознанию индивида и составляет над ним собственную плоскость бытия, плоскость исторически объективного духа. Язык, право, нравственность, мораль, оформление общества, религия, искусство, техника составляют объективный дух. В нем нет актов, нет сознания (которое соответствовало бы ему как целому), нет наследственности; его продолжение безличностно, он передает себя таким образом, что индивиды врастают в него, его перенимают и передают. Это его форма сохранения, консистенция особого рода.

Индивиды же, из-за того, что они охвачены им, являются чем-то большим, чем субъекты, они - личности. Основные категориальные определения личности опять-таки нового рода: предвидение и предопределение (целевая деятельность), свобода и сознание ценностей. Только находясь в обществе и в объективном духе, личность является нравственным и способным к ответственности существом.

В строении мира нет свободного парения более высоких слоев. Они существуют, лишь накладываясь на более низкие, носимы ими. Способ накладывания (das Aufruhen) различный. Органическая жизнь носима неживой природой, так как имеет своими кирпичиками ее образования (атомы и молекулы). Душевная же жизнь не имеет своими кирпичиками образования и процессы, а поднимается над ними как совершенно новый мир. В первом случае мы имеем дело с отношением переоформления, в последнем - с отношением надстройки. Притом категории более низкого слоя проникают в более высокий, и существенная их часть остается там. Строение мира из слоев определяется отношением категорий (принципов и законов) надстраивающихся друг над другом слоев

Повторение более низких категорий в более высоких слоях бытия составляет единство мира; появление новых категорий на более высоких слоях (категориальное novum) составляет его несводимое разнообразие. Нельзя все в мире свести к одному знаменателю. Отсюда крах всей монистической метафизики.

Самостоятельности более низких по отношению к более высоким слоям соответствует частная зависимость последних от первых. Появлению (der Einschlag) категориального novum в более высоких слоях соответствует их автономия (свобода) от более низких. Даже в отношении переоформления более низкие принципы только «по материи» определяют более высокие формы. Свое особое своеобразие последние получают из самих себя.

Основной онтологический закон мировой взаимосвязи содержится в следующих двух положениях: 1) более низкие принципы являются более сильными, всёносящими, они не могут быть сняты более высокой формой и 2) хотя высокие принципы являются более слабыми, они тем не менее в своем novum являются самостоятельными и имеют неограниченный простор для воздействия на более низкие.

«Свобода» имеется на каждой ступени, в каждом более высоком слое по отношению к более низкому. Многодекларируемая свобода воли человека как моральной личности является лишь специальным случаем. Ее как таковую можно понять, лишь исходя из основного онтологического закона. Все индетерминистские понятия свободы так же неверны, как и все детерминистские отказы от свободы. Индетерминизм не нужен, так как свобода является не снятием существующей определенности, а началом более высокой.

***

Без критической онтологии Н. Гартмана трудно представить картину развития философской мысли XX в. Наряду с учениями Э. Гуссерля, М. Шелера, М. Хайдеггера вариант философии бытия Гартмана является одним из самых глубоких пересмотров традиции.

Публикуемый текст представляет собой доклад, сделанный Н. Гартманом на философском конгрессе в Испании (Mendoza, 1949). Это сжатое изложение основ его онтологического учения тем более интересно, что относится к позднему периоду творчества философа.

Перевод выполнен Д. Мироновой по изданию: Hartmann N. Kleinere Schriften. В., 1958. Bd. III. S. 333-337.

В современной европейской философии проблема бытия по-прежнему остается фундаментальной. Занимаясь поисками бытия, философия, как и прежде, отстаивает свое отличие от науки, религии, искусства, обнаруживая уникальный и своеобразный предмет своих исследований, не сводимый ни к знанию, ни к вере. Занимаясь бытием, философия выявляет своеобразный характер такого мышления, в котором бытие может для нас открыться. Поиски бытия – это поиски корней, прикоснувшись к которым человек может найти в себе силы для понимания смысла окружающего мира. Эти поиски составляют незримый фундамент того, что человек называет наукой, искусством, религией, любовью, стремлением к счастью, совестью, долгом.

Николай Гартман (1882-1950) - основоположник критической или новой онтологии. Неразрешимые проблемы или непознаваемые остатки проблем и составляют собственно предмет метафизики. Познание окружено метафизической зоной непознаваемости, это иррациональное не исчезает с развитием наук, в которых всегда будут ставиться вечные проблемы метафизики. Философские системы приходят и уходят, но все они вращаются вокруг одних и тех же проблем. Сознание проблем – это знание о незнании. С точки зрения неопозитивистов, метафизические проблемы – плод неправильного употребления языка. По Гартману метафизические проблемы созданы не мыслью, а бытием.

Гартман выделял четыре слоя реального мира: мертвое, живое, психическое и духовное; и соответственно три разреза в строении реального мира: первый – между материальным (физическим) и психическим. Раньше он неточно обозначался делением на природу и дух. Великая загадка в том, что разрез проходит через человеческое существо, не разрезая его самого. В этой проблеме проявляется предел человеческого познания.

Второй разрез (ниже первого) – между живой и неживой природой. Сущность жизни, саморегулирующийся обмен веществ – также предел и загадка познания.

Третий разрез между духовным и психическим. Духовная жизнь – не совокупность психических актов, так же как она и не совокупность чистых идей. Духовное бытие проявляется в трех формах – личностного, объективного и объективированного духа.

Между слоями четкие границы, а между ступенями – скользящие переходы, например, роды, виды, семейства, классы в органической природе.

Б) Идеальное бытие

Идеальное не зависит от мышления, оно не реально, но его нельзя отождествлять с ирреальным, ибо ирреальное также является сферой мысли: фантазии, мечты и т.д. Само же мышление – один из процессов реального мира. Это бытие без реальности, потому что оно без времени. Числа, треугольники, ценности – нечто совсем другое, чем вещи, события, личности, ситуации. Основные типы идеального «в себе» бытия: математические сущности и ценности, им соответствуют науки: математика, этика, эстетика.


Идеальное ошибочно представляется имманентным (пребывающим внутри) сознанию. Часто бывает нелегко отделить друг от друга мышление и предмет мысли. Эта близость к сознанию загадочна и не поддается расшифровке. Идеальное представляет собой парадоксальный синтез: оно ирреально и в то же время сущее.

Особенности способов бытия не поддаются человеческому сознанию, они глубоко иррациональны. Нет естественного сознания, идеального бытия, есть только вторичное сознание на ступени высокоразвитого познания в науке. Идеальное бытие в силу большой общности является неполным и потому низшим бытием. Изменчивый реальный мир есть высший способ бытия.

Заключение.

1. В представлении современной психологии «психе», по выражению К. Юнга, или психика человека совершенно не соответствуют представлению о душе, которое сложилось среди философов, в общественном сознании и в религиозных учениях за последние две с половиной тысячи лет.

2. В современном обществе господствует взгляд на человека как на биосоциальную сущность, а душа и духовность объявляется чем-то эфемерным и не существующим. Если научных доказательств души не существует, то духовность в человеке распознается сразу. Человек, интересы которого не выходят за пределы материальной сферы, чужд высокому искусству, альтруизму и многому другому, что делает его гуманным. У него может быть чрезвычайно развит интеллект, он может быть воспитан и любезен, но внутри он черствый эгоист, которому не нужна любовь, семья, дети. Таких типов в современном обществе много. Не случайно общепризнанным является определение нашего общества как бездуховного. Отличительными чертами человека духовного является потребность познания, альтруизм и высокая нравственность, а также стремление служить людям. Без восстановления популяции духовных людей невозможно построить великую Россию и успешно бороться с коррупцией, преступностью и решать другие грандиозные задачи.

3. Мы не пытаемся сделать вывод, что есть душа и дух, так как это невозможно. По степени сложности он приближается к космогонической проблеме «Большого взрыва», который нельзя ни смоделировать, ни повторить, но по своим идейно-нравственным последствиям ответ на этот вопрос имеет важнейшее значение, так как он объясняет сущность человека и лежит в основе его духовности, на которой созидается этика.

4. Религиозные философы, видя тупик, в который попала западная материалистическая цивилизация, упорно трудятся над разработкой проблемы человека и этики. Конечно, им не удается переломить существующие тенденции, но труды многих из них влияют на мировоззрение довольно широкого круга представителей интеллигенции.

Онтология от др.-греч. ьн - род. Падеж, ьнфпт - сущее

Учение о бытии, то что существует, как устроен мир

А). Древнейшая тема, древнее Греческой философии. Восходит к до сократикам.

Вклад Платона и Аристотеля

Термин ОНТОЛОГИЯ начинается в философской школе древней Греции элиатов как осмысление природы вещей, совокупности общих законов действительности, субстанции бытия, в творениях Ксенофона, Парменида, но потом выродился в крайний онтологизм (экзистенциализм) с преимущественно обожествленной идеей и предопределяющей вещественный аспект действительности. ИЗМ как приоритетность.

А как в других древних философиях, в мировоззрениях Индии, Китая и др.?

Б). Научное понятие ОНТОЛОГИЯ сформировалось в ХУ1 веке.

Рудольф Гоклениус 1613 «философский словарь» Онтология, Психология, Антиномия.

Иоганн Клауберг 1656 « Metapfusika de ente, quae rectius Ontosophia» Заложил основы онтологии как учения о бытие как эквивалент понятия метафизика

Христиан Вольф онтологию отделил от метафизики:

«В состав метафизики входят четыре науки: первая философия или онтология (наука о первых основаниях сущего вообще и человеческого познания); психология или пневматология (эмпирическая и рациональная наука о душе); рациональная космология (учение о мире в целом); естественная теология (рациональное учение о Боге, его бытие, сущности и т.д.)».

В средневековье - проблема абстрактных универсалией

Николай Гартман «Новая онтология» исходит из позиции «понять человек, включая его сознание, исходя из его встроенности в целостность реального мира. Поэтому «старая проблема онтологии, которую ради теории познания отодвинули или отказались» не приемлема, а «новая онтология, учитывающая строение и процессы (как носители изменяющегося состояния - акциденции) не раздельно, а вместе … для конструирования закономерной картины мира исходя сверху - от духа, или снизу - от материи … то есть осуществлять модальный анализ действительности как ядро новой онтологии».

Мартин Хайдеггер « Фундаментальная онтология» Исходя из ранних работ «Бытие и время» («Sein und Zeit»), рассмотрения проблем «онтологии ничто», «смысла бытия» трасцендетно-философская интерпретация фундаментальной онтологии Хайдеггера отражает что такое бытие, охватывающее все сущее в возможной реальности, и проникновение человека в бытие, концептуальное владение его смыслом, то есть бытие и сущность человека как связанная самобытность человека, конструктивность выбора сущего. Отсюда модус бытия сущего, в качестве которого выступает человек воспринимающий, и сущность вопрошения о бытии - Dastin определяются экзистенцией - важнейшим конструктивным признаком самопонимания и способа выхода за пределы реальности.

Карл Поппер - концепция трех миров. Метафизичская концепция как атитеза физикализму, редукционализму,

Онтологический компонент К. Поппера - концепция трех миров выражает концепцию рационализма, оперируя только реальность без познающего субъекта, «субъект изначально отделен и противопоставлен трем мирам», поэтому доклад «Теория познания без познающего субъекта»

Концепция трех миров обеспечивает взаимосвязь онтологических постулатов К. Поппера объективной действительности, ментальности психического состояния сознания и эпистимологических принципов объективного содержания мышления.

  • 1 мир - мир физических объектов типа атомы, поля и силы, материальные объекты, их состояний реально существующих объективно. В реальности нет иных сущностей кроме физических, а все остальные как реликты психологического восприятия - идеалистические.
  • 2 мир - мир состояния сознания или мир побудительных мотивов. Ментальность, психика. Ощущения пространства, времени.
  • 3 мир - мир объективного содержания мышления, продукт человеческого духа через посредства его деятельности, Это гипотезы, проблемы, научные теории, проекты. Реализуемы в идее машин, зданий и т.п., книги. Эпистемология как две стороны субъективно - объективного отношения, но без познающего субъекта. Критицизм - источник роста третьего мира. Принцип фальсификации (опровержения) теорий.

Связи трех миров итерационные по принципу обратной связи. Задача - понимания картины мира.

У. Куайн объекты теории Онтология как функция эпистемологии. Ставит онтологию в зависимость от семантики.

Онтологический критерий «существовать - значит быть значением квантифицированной переменной»

Принцип онтологической относительности.

Холистический тезис - при интерпритации существенно важно иметь в теории полную картину поведения, инвариантную в одинаковых теориях, взаимосвязанности между различными формами знания, взаимосвязи установок и поведения.

Модальный анализ Н.Гартмана как способ моделирования действительности; конструктивный признак самопонимания сущности - экзистенция М. Хайдеггера; концепция трех миров Познера как отношение к онтологии: реальность - познаваемость - осознание действительности; и принципы онтологической относительности и холистические установки У. Куайна даже при рассмотрении онтологии в зависимости от семантики.

Служат наработкой идей теоретической онтологии.

  • В). ОНТОЛОГИЯ как наука о сущном. Теоретическая постановка.
  • Г). НАЗНАЧЕНИЕ ОНТОЛОГИИ

Обоснование закономерностей функционирования действительности.

Д). ПРЕДМЕТ ОНТОЛОГИИ

Достаточно определенно принято: Онтология - наука о том что существует.

Е). МЕТОД ОНТОЛОГИИ

Пока вербальные описания того что существует, а того как обосновать существующее и существование не упорядочено.

Даже обще принятое положение о закономерностях существования реальности не обобщено, а только обособленные разработки групп методов по отдельным наукам.

Ж). Недостатки современных представлений

Онтологии как специализированной общетеоретической дисциплины в науке не существует, так как обособление этого аспекта рассмотрения реальности не практикуется из-за само собой разумеющейся данности или в в результате слияния онтологии с гносеологией в одно учение, следуя гегелевской идеи тождества мышления и бытия. Однако теория систем прошла путь от механического представления до теоретических обобщений, получив признание во всех областях научных исследований. И в настоящее время теоретическая концепция онтологического отображения действительности получило должную проработку для формирования специализированной общетеоретической дисциплины, хотя еще не проработанность ряда вопросов вынуждает прибегать к таким представления как «системная ориентация» или « онтологическое освещение»?

Нет целостной концепции онтологии как мировоззренческой дисциплины.

Нет основной практической необходимой концепции законов науки как основы онтологического отображения научного действительности.

Нет метрологии как основы параметрического отображения онтологии.

Нет даже проработанных достижений моделирования действительности как обобщения моделирования.

И). В теоретике принимается термин ОНТОЛОГИЯ как теоретическое обоснование параметрического отображения мира на основе единиц измерения; для единообразия терминологии МИРОВОЗЗРЕНИЯ как сочетание ГНОСЕОЛОГИИ, ОНТОЛОГИИ и МЕТОДОЛОГИИ в конечной ПРАКСИОЛОГИИ. И более подходящей терминологии не представляется. Что также сформировалось еще в философии Платона, включающей четыре основных части: онтологию, космологию, гносеологию и этику, а также отмеченных в метафизике Аристотеля.

В силу необходимости представления действительности в удобной для человека форме, в модели, благодаря которой чрезмерно большое уменьшается для обозримости, малое увеличивается, туманное очерчивается до воспринимаемого человеком, в рамках развивающихся системных исследований в методологию системных исследований как сугубо онтологическую концепцию теоретического мировоззрения, нуждающуюся в упорядочении.

Для завершения разработки представления действительности как онтологической системы необходимо в качестве системообразующего фактора теории аксиоматического типа основываться на принципе закономерности сущего, вытекающего из Порядка Природы:

«все существующее подчиняется определенным законам функционирования в пределах области существования рассматриваемого явления», на чем основывается все пареметрическое моделирование действительности.

К). Таким образом надо поднять целый пласт специальной отдельной дисциплины мировоззрения, который надо изложить заново.

Надо начать с математики как основы методологии теоретической, т.к. только параметрическое описание сущности явлений в прирде позволит теоретически обосновать закономерности сущного.

  • 1) метрология как основа онтологии - основы метрологии
  • 2) комплексы моделей описания закономерного функционирования действительности - система законов науки
  • 3) Онтология в целом как дисциплина мировоззрения - изложение онтологии как дисциплины мировоззрения.

Постановка метрология как основа онтологии.

Наряду с общим вербальным описанием событий в целях практического использования необходимо логическое интерпретирование, идентификация явлений природы и как факты оценивать количественно на основе специальной системы единообразного измерения, чтобы получить точные параметры изучаемого явления, охарактеризовать его в системе мироздания, получить квантифицированную модель конкретную для последующего получения подробных практических выводов, что и изучается специализированной общетеоретической дисциплиной ОНТОЛОГИЕЙ как наукой о законах функционирования действительности.

А). В основе онтологии лежит метрология - наука об измерении явлений, служащая для количественной оценки параметров явлений с помощью системы мер, обеспечивающих точное и единообразное измерение.

Б. Метрология наименее развитая область обеспечения коммуникаций людей. Есть боги письма, счета; нет бога измерения. Но применение различных мер известно с давних пор.

В теоретическом плане в настоящее время пространство и время рассматривается как нечто принадлежащее Природе, а не как средство измерения людей.

И. Кант пространство и время рассматривал как трасцендтальное знание, характеризующие не мир, а нашу способность воспринимать его.

В. Система принципов построения моделирования нужна аксиоматического типа.

Исходной посылкой научного моделирования является постулат принципиальной закономерности функционирования действительности, что реализуется путем выявления возможностей отображения неисчерпаемого многообразия реальности посредством нескольких основополагающих принципов. Начинать изложении онтологии следует с освещения системы количественного измерения явлений, их параметров - МЕТРОЛОГИИ.

Метрология как составная часть знакового отображения действительности, необходима для количественного описания закономерностей.

  • Г). Метрология ВРЕМЕНИ изменения.
  • Д). Метрология МАССЫ объектов.
  • Е). Метрология ПРОСТРАНСТВА связей.
  • Ж). Логика ИЗМЕРЕНИЯ РАЗМЕРНОСТЬ

Три аспекта рассмотрения удобны практически как комплекс необходимых и достаточных аспектов для взаимоперпендикуляного пересечения бесконечных параметров. Но они и методологически удобны в соотношении постоянно продолжающимся с прежними качествами, как в голографическом подходе. Сочетание одного - это не сочетание. Сочетание двух захлопываются на двух, Сочетание трех постоянно воспроизводят сами себя в различных вариантах, Сочетание более трех воспроизводят возрастающее само сочетание.

Подлежит взаимосокращение физических (и других) величин одной размерности даже при различной интепритации происхождения по уровням, по структуре, по продолжительности применения, так как единицы измерения имманентны проявлениям любой конкретной природы.

И). Описание моделей размерности как способов отражения законов природы. Общие принципы построения системы законов науки.

В природе все закономерно функционирует. Восприятие закономерностей осуществляется при обнаружения некоторого постояства проявлений в постоянно изменяющимся мире. Цикличности астрономических событий. В общественных делах как тенденции временной последовательности, законы организации структуры. Постоянство соотношений в естествознании. Инвариантность системы законов описывающих явления, которая выражается в неизменности соотношения характерных показателей при изменении самих показателей в определенных пределах существования рассматриваемого явления.

СРТ теорема - в случае лоренц-инвариантности произведение всех главных симметрий должен оставаться неизменной величиной. Внутренние симметрии связаны со степенями свободы системы элементарных частиц. От преобразования по внутренним координатам таких свойств частиц как спин, заряд, масса, странность и т.п. _ SU (3) симметрия (В. Гейзенберг)

Идеальные условия, абсолютные показатели, замкнутая система для одного и того же явления.

Учесть, что при всей объективности законов, они есть плод субъективной абстракции объективной реальности и всегда несут условность формулировки, личного влияния, поэтому следует учитывать относительность применения законов.

Отработанные формальные модели, уже без апелляции к моделям реального мира, а лишь на основе обобщенных отработанных положений используется далее методологии как математические приемы.

Закономерности соотношения свойств:

t). Ввиду поэтапного развития - «первичное - вторично» Принцип взаимозаменяемости во времени.

То. Что исторически, технологически вторичное, при непосредственном применении становится первичным по важности.

При низких единовременных затратах относительно велики текущие издержки.

Наиболее прогрессивная новая, но ее неподготовленность делают ее мало эффективной.

m). По организации - «толщина - крепость» Принцип взаимозаменяемости организационный

Чем абсолютно толще, тем относительно слабее, а чем относительно тонче при организации тем относительно прочнее. Крученые нитки.

Самые надежные системы состоят из множества относительно ненадежных составляющих.

Чем масштабнее проблемы, тем проще требуются законы их описания: космические описания и расчеты, конкретно начные модели параметрические, статистические модели описания отдельных проявлений действительности.

l). По структуре разнообразия - «подробнее - полнее» Принцип взаимозаменяемости структурный

Чем больше разнообразие, тем мельче каждое составляющее.

Высокие затраты капитал при низких трудовых затратах

F). Комплексная система - инвариантность сочетания по t, m, l и Const сочетания t * m * l.

Системе одного назначения рациональное сочетание и увеличение одного составляющего влечет соответствующее снижение других.

Модель это сведение фактов к закону, но приводит к некоторой потере информации за счет абстракции, упрощения отображения, влияния способа измерения.

В настоящее время далеко не каждая область науки имеет развитую систему законов, останавливаются на подмеченных, выявленных законах; зачастую пропаганда закономерности, подчеркивая не природность законов (закон тока), а их персонализацию (закон Ома).

Построение рядов законов, подобие законов - Побиск и предшественники. На онтологическом уровне описания законов просматривается некоторая упорядоченность, независимая от природы изучаемых явлений.

К). Переход к изложения системы законов науки.

Установление единой системы измерения для всех явлений мира позволяет создать систему взаимосвязанных законов, описывающих функционирование действительности во всех ее проявлениях с единых онтологических позиций. Система законов это закон законов, котрый устанавливает какие законы вообще могут быть и когда они правоверно применяются.

Следовательно эра романтической науки закончилась, авторство открытия законов в прошлом, сейчас важна технологически постановка, а романтика теперь связана с открытием способов теоретического обоснования нового, т.е. теорий. Конечный пункт науки - законы, обощение которых, система законов есть начало теории, выявление принципов построения системы законов.

Всегда иметь в виду T, L и M. Так в формуле S = l / t имеется в виду и m как некоторая постоянная для данного явления величина, условно принимаемая за единицу.

Законы природы системно целесообразно изложить по уровняв качественного отображения реальности и формирования комплекса законов по каждому уровню: комплекс моделей адаптивных, детерминированных и моделей статистических. А затем подытожить изложение системы комплексов по специфическим симплексам моделей, что в целом и дает симплексно - комплексную систему моделей функционирования онтологии, как специализированной дисциплины мировоззрения теоретического по разделам:

  • - Комплекс имитационных моделей, изложенных на уровне вербально качественного отображения действительности,
  • - Комплекс детерминированных, аналитических моделей, основанных на параметрическом представлении исследуемого явления,
  • - Комплекс стохастических, вероятностных моделей на основе статистических количественных данных,

Которые в целом и составляют систему симплексно-комплексную моделей функционирования реальности.

Законы это теоремы и требуют доказательства: почему это закономерно, в каких условиях эти законы девствуют, область их применимости, учесть уровень действия законов.

Генезис изменения. Индукция, редукция

Генезис (греч. ГЭнедйт, ГЭнеуз) - происхождение, возникновение, рождение, зарождение.

Изменение вообще.

Континуальное - процесс, эволюция, Глобалистика - всемирное.

Квантовое - эпигенез, этап, революция, Применяется по наукам:

Физ, хим, био, соц, космо.

Фрактальное - прирост Дt.

Комплексной моделирование как основе построения единственной возможной модели рассматриваемого членения, входящего в общую картину мира

Логика относительного пропорционального соотношения параметров явления.

Формула размерности это формула представления закона

T ф * L л * M м = W щ

Комплекс имитационных экспертных моделей

Комплекс аналитических детерминированных моделей

Комплекс стохастических, вероятностных (статистических) моделей

На основе логики универсальной системы измерения и параметрического моделирования системы законов природы. Реквизиты параметры, квантование действительности как инвариантность моделирования,

ОДНОЗНАЧНСТЬ - водном месте, в одно время один объект.

Онтология как логика параметрического представления реальности на основе законов, логика метрологии.

ЗАКОН = связь фактов непременная, всеобщая, универсальная, однозначная в пределах области существования явления.

Закон в науке это высшее достижение исследовательской деятельности, позволяющее на практике?

Однако до сих пор законы науки являются объектом индивидуального поиска и открытий в определенной области знаний, а требования практики: устанавливать законы в рабочем порядке для практического применения в любой области исследования. Поэтому задача теоретики в упорядочении формирования законов науки и теоретическое обобщение априорной системы законов.

Примеры: равенство числа молекул в равных объемах газа; закон Авогадро - 1811.

Угол падения равен углу отражения с учетом преломления на грани изменения сред.

Начать с упорядочивания представления о законах науки:

  • - накопление фактов,
  • - построение отношений между фактами как законjмерные,
  • - принципы инвариантности отношения между законами для установления системы законов,
  • - комплексы соотношения законов - Const.

ИНДУКЦИЯ

Один из них - все изменяется во времени, что обуславливает изменение явлений во времени, их гензиса, выявления тенденций изменения, что используется для обоснования неизвестных ранее и последующих событий. Закономерное изменение явлений во времени, обуславливающее их последовательность, этапируемость, наличие некоторого постоянного кванта для ряда родственных процессов и другие особенности, изучаются специальной дисциплиной онтологии - теорией ГЕНЕЗИСА.

Научное мировоззрение в отличи от предшествующих рассматривает естественно научные процесс как развивающиеся, а в биологических процесса непременно учитывается эволюция, а в социальных и периодически необходимые революционные преобразования.

ХРОНОЛОГИЯ, ИНФОРМАТИКА, ДЕДУКЦИЯ

Другой принцип - все состоит из частей и само является частью общего, что влечет за собой требование отражать иерархию организации изучаемых явлений, установление порядка которой позволяет практически конструировать и создавать рациональную организацию.

Вопросы сложности, порядка и хаоса организации.

ТЕКТОЛОГИЯ, СИНЕРГЕТИКА, АНАЛОГИЯ

Следующий принцип - все взаимосвязано в пространстве, что предполагает обязательное моделирование структуры взаимосвязанных компонентов, закономерностей разнообразия, выявления морфизма отношений которых дает возможность определить их эффективное взаимодействие.

Вопросы полноты разнообразия и состоящую из элементарных составляющих.

  • А). Онтология в полном ее изложении
  • Б) Метрология наименее развитая область обеспечения коммуникаций людей. Есть боги письма, счета; нет бога измерения. Но применение различных мер известно с давних пор.
  • В). КОНКРЕТНОЕ представление действительности как раздел мировоззрения - на основе параметрического измерения
  • Г). Конкретная система измерения - логика вербального описания ИЗМЕРЕНИЯ
  • Д). МОДЕЛИ онтологии - логика пропорций функционирования действительности для отражения СИСТЕМЫ ЗАКОНОВ науки
  • Е). Универсальные ЕДИНИЦЫ измерения - логика построения единиц измерения
  • Ж). ЛОГИКА онтологического представления действительности

Онтология + гносеология + методология = МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

- (от греч. ón, род. падеж óntos - сущее и...Логия) раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия (См. Бытие), его структура и закономерности. По своему существу... Большая советская энциклопедия

  • онтология - орф. онтология, -и (филос.) Орфографический словарь Лопатина
  • ОНТОЛОГИЯ - ОНТОЛОГИЯ (греч. on, ontos - сущее, logos - учение) - учение о бытии: в классической философии - учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др. Новейший философский словарь
  • онтология - Онт/о/ло́г/и/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  • - (< др.-греч. ον (οντος) сущее +…логия) Философское учение о принципах, основах, строении и закономерностях бытия, в отличие от учения о познании (гносеология). Например: Онтологический статус "языковой картины мира". Словарь лингвистических терминов Жеребило
  • онтология - ОНТОЛОГИЯ -и; ж. [греч. on (ontos) - сущий, logos - учение] Книжн. Раздел философии, изучающий основы, принципы бытия, мироустройства, его структуру. Толковый словарь Кузнецова
  • онтология - Онтологии, ж. [от греч. on (род. п. ontos) – сущий и logos – учение] (филос.). В идеалистической философии – учение о бытии, об основных началах всего существующего. Большой словарь иностранных слов
  • онтология - ОНТОЛОГИЯ греч. ученье о существе или о сущности, бытии, сути. Толковый словарь Даля
  • ОНТОЛОГИЯ - ОНТОЛОГИЯ (от греч. ontos - бытие и iogos - учение, слово) - англ. ontology; нем. Ontologie. Учение о бытии; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие категории сущего. см. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, МЕТАФИЗИКА. Социологический словарь
  • онтология - Онтология, онтологии, онтологии, онтологий, онтологии, онтологиям, онтологию, онтологии, онтологией, онтологиею, онтологиями, онтологии, онтологиях Грамматический словарь Зализняка
  • онтология - ОНТОЛ’ОГИЯ, онтологии, ·жен. (от ·греч. on (род. ontos) - сущий и logos - учение) (филос.). В идеалистической философии - учение о бытии, об основных началах всего существующего. Толковый словарь Ушакова
  • онтология - сущ., кол-во синонимов: 1 философия 40 Словарь синонимов русского языка
  • Онтология - (οντολογια) - вообще учение о сущем; в особенности так обозначается основная, формальная часть философии в системе Христиана Вольфа, который, следуя Аристотелю, называет ее также "первой философией". Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • онтология - онтология ж. Раздел философии, изучающий бытие, его основы, принципы, структуру и закономерности. Толковый словарь Ефремовой
  • ОНТОЛОГИЯ - ОНТОЛОГИЯ (от греч. on, род. п. ontos - сущее и...логия) - раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии - учения о познании) - в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613). Большой энциклопедический словарь
  • онтология - ОНТОЛОГИЯ, и, ж. Философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой. | прил. онтологический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • В своем изначальном понимании онтология это учение о бытии, а онтика это учение о сущем. Любые попытки сказать как-то иначе - «наука о бытии» или «теория о бытии» - уже основаны на той или иной онтологии. Под онтологией в современно информатике понимают также детальную формализацию некоторой области знаний при помощи концептуальной схемы: иерархической структуры данных, содержащих все классы объектов, их связи, правила преобразования, теоремы.

    В широком смысле онтологией называют самые фундаментальные представления в той или иной области мышления и деятельности бытия наравне. Онтикой называют фундаментальные представления в той или иной области мышления и деятельности, которые относятся к существующему.

    Онтологии допустимы к различению по разным основаниям:

    Фундаментальные или метаонтологии, которые описывают наиболее общие представления, не зависящие ни от предметной области, ни от какой бы то ни было структурной упорядоченности;

    Средовые онтологии (естественного языка, музыки, танца, мимики, жеста и т.п.);

    Формальные онтологии, то есть способы знакового и/или схематического выражения фундаментальных представлений, связанные с соответствующими содержательными онтологиями;

    Региональные онтологии, то есть онтологии предметных регионов, представляющие то или иное направление области знаний (например, онтологии физики, химии и т.д.);

    Предметные онтологии, которые используются для выражения самих предметностей, обладающих концептуальным содержанием (объектная, субъектная, деятельностная, социальная, и т.д);

    Системные онтологии (описывающие систему относительно связей, процессов, функций, морфологии, материала);

    Онтологии формальной онтологизации в СМДМ (рабочая или ядерная, объемлющая, предельная);

    Онтологии конкретной проблемы или задачи, которые определяют терминологическую базу конкретной проблемы или задачи;

    Когнитологические онтологии (отличающие себя от эпистемологических онтологий, имеющих дело со знаниями, как имеющие дело с фундаментальными представлениями);

    Онтологии картин мира (природная (эволюция), культурно-человеческая (генезис), мыследеятельностная (развитие), конструктивная (негэнтропия));

    Соответственно онтологии атропоцентристские и неантропоцентристские;

    Онтологии доминирующие и поглощенные;

    Нормативные онтологии ТВ (структурные: объектная, процессная, структурно-континуумная и структурно-лингвистические: структуризационная, структурификационная, пропозициональная, сигнификационная);

    С точки зрения сложности схем сборки: онтологии одно- и многоуровневые, одно- и многофакторные.

    Виртуальная онтология - новая онтология, где есть новые свойства: 1) онтологическая позиция конструирования (виртуальность, инаковость) и онтологическая позиция истолкования (актуальность, очевидность); 2) контрафлексия как новый тип мышления сопоставляет эти две позиции; 3) в содержательной онтологизации онтология выражается через метасемиозис, а в формальной онтологизации через конструкт-семиозис; 4) инаковость виртуальности связана с новыми чисто умозрительными онтологическими представлениями - «структурным видением»; 5) базовым процессом виртуальной онтологии является негэнтропия безотносительно к пространству-времени, и в ряду других онтологических картин мира - эта онтология суть не картина, а конструкция мира.

    Сетевая онтология - топологическое выражение структурно-континуумной нормативной виртуальной онтологии.

    Основной вопрос ТВ - фундаментальная реонтологизация как преодоление постмодернизма, основанного на плюрализме позиционных знаний. ТВ производит переход от эпистемологического понимания и объяснения к когнитологическому пониманию через постижение в фундаментальных представлениях, и онтологическое обоснование через онтологические позиции. вместо традиционных для философии сред и средств (мышление, речь-текст, деятельность, логика, язык, опыт) ТВ предлагает новую среду реонтологизации - семиозис.

    Онтологизация когнитологическая суть выражение самых фундаментальных представлений: через особые понятия в содержательной онтологизации и через знаки-символы (символизацию) в формальной онтологизации. Сам подход к тому, из какой онтологической позиции происходит формальная онтология, что мы делаем - описываем-истолковываем или выражаем-конструируем, - тоже является онтологичным. В ТВ мы говорим о «выражении онтологии» в семиозисе.

    Онтологии с точки зрения онтологической позиции ТВ являются конструктивными и истолковательными; контрафлексивными и неразличенными . Поскольку создатели онтологий следуют всегда той или иной цели понимания для той или иной онтологизации при произвольной нерефлексируемой смене онтологических позиций, то исподволь для самих создаталей они получают слабо различенные онтологии. Строгое различие создателями онтологий онтологических позиций в той или иной онтологии создает сильно различенные онтологии.

    «АВ»-моделирование имеет онтологический статус. «АВ»-модели не имело бы смысла создавать, если бы они не обладали некоторым дополнительным преимуществом перед понятиями, мышлением, языком, системой, онтологической символизацией и формализацией, чистым структурированием без структуризации, то есть преимуществом не только с точки зрения фундаментальности, но и эвристической мощности. Преимущество «АВ»-моделей в том, что они, как уже было нами замечено, позволяют выразить не только имеющиеся знания на онтологическом уровне, но и показать такую онтологизацию этих знаний, как это будет описано дальше, которая позволяет наметить пути разрешения некоторых проблем и сформулировать принципиально новые представления о мире - виртуальные представления. «АВ»-модели - онтосхемы ТВ.

    Сегодня мы находимся в ситуации, когда уже накоплен богатый теоретический опыт не только по онтологизации, но и по переходу от одной онтологии к другой. Мы решили обобщить этот опыт в онтоаксиологемах, которые суть теоретический и ценностный опыт онтологизации и реонтологизаци. Онтоаксиология построена нами как описание некоторых подходов внутри онтологической работы, то есть работы на уровне онтологий.

    Онтологизация - выражение фундаментальных представлений. У нас есть не одна (Куайн), а четыре ситуации онтологической относительности: 1) отношение онтологии и онтики; 2) разрыв разных онтологий; 3) Взаимодействие метаонтологий; 4) реонтологизация и фундаментальная реонтологизация (фундаментализация).

    1) Отношение онтологии и онтики.

    Указать или задать онтологию можно негативно или описательно через когнитивную метафору. Но выразить онтологию можно лишь особым образом. Онтология выражается в представлениях, а не в понятиях или категориях. Онтология более адекватно выражается в семиозисе, а не в языке. Онтология должна быть независимой от онтики и от иных онтологий за счет специальных средств выражения - принцип независимости онтологии от онтики и иных онтологий.

    Онтологии выражаются в онтологемах и онтосхемах. Всякая онтика предполагает выражение онтологем: 1) в системах аксиом - в истолковательных теориях, в наборе принципов - в конструктивных теориях; 2) в законах - в имманентных теориях, в постулатах - в концептуальных теориях.

    2) Разрыв онтологий - общая для разных онтологий ситуация.

    В попытке преодолеть разрыв онтологий существуют такие проблемы. Первая проблема - есть одна онтология, есть другая, между ними - разрыв: как при этом задается позиция, из которой рассматриваются принципиально разные онтологии. Вторая проблема - разрыв может быть постигнут в 1-ой и во 2-ой онтологиях: как при этом допустим к преодолению такой онтологический разрыв, в какой онтологии или внешней позиции. Третья проблема - если разрыв преодолевается, представление одной онтологии о другой является позиционным (1-я о 2-ой и 2-я о 1-ой): как допустимы представления (а не знания) одной онтологии о другой.

    Находясь в одной онтологии, понять иную невозможно. Понимание не работает с онтологией. С онтологией работает постижение, которое разрушает старое и создает новое понимание.

    Различные способы онтологизаций в рамках одной и той же онтологии называются нормативными онтологиями. Нормативные онтологии внутри одной метаонтологии не взаимоисключающи.

    3) Взаимодействие метаонтологий.

    Метаонтологии выражают свое отношение к Абсолюту и имеют выражение друг друга (друг в друге).

    Метаонтология может иметь более, нежели одну, онтику. Всякая онтика связана со своим реальностным существованием.

    Конфликты внутри метаонтологий не разрушают эти онтологии. Целенаправленное разрушение какой-либо из метаонтологий со стороны иной метаонтологии, опасно для всех метаонтологий.

    4) Реонтологизация и фундаментальная реонтологизация (фундаментализация).

    Все мыслители в процессе мышления и деятельности всегда находятся уже в какой-либо онтологии. Понимают это немногие. Произвести фундаментальную реонтологизацию способны единицы. Меняется онтология раз в эпоху одним мыслителем.

    Представление одной онтологии в другой через онтологический переход называется реонтологизацией. Реонтологизация всегда является проблемно адекватной, поскольку связана с искажением и потерей некоторого содержания онтологии при переходе к иной онтологии.

    Новая онтология не является продуктом чистого воображения. Чтобы мы допускали новую онтологию в воображении, мы должны хоть в каком-либо виде наблюдать ее проявления.

    Допущение новой онтологии является гипотетическим, пока не возникает проблема на уровне фундаментальных представлений.

    Онтология рождается в ситуации теоретического кризиса, который совпадает с жизненным кризисом человека-теоретика, для которого новая онтология в теории - это в том числе выход из жизненного кризиса.

    При смене онтологии меняются представления о мышлении, понимании, рефлексии и о самой онтологии.

    При смене онтологий всегда меняются представления людей, носителей той или иной онтологии, об их жизни.

    Фундаментальная реонтологизация это такая реонтологизация, когда ее производят при помощи более простых онтологических единиц и более сложных схем сборки одной онтологии по отношению к другой онтологии. Тем не менее фундаментальная реонтологизация не порождает выражение одной онтологии в другой адекватное само по себе. Адекватность фундаментальной реонтологизации является набором специально решаемых проблем и результатом затрачиваемых на это продолжительных интеллектуальных усилий.

    Фундаментальная реонтологизация есть уникальный (раз в эпоху) случай онтологического обоснования. Онтологическое обоснование как задачу философии сформулировал и описал Хайдеггер: найти среду, подход, способ и средства для адекватного выражения оснований. Однако язык как онтологическая среда, сопоставление дазайн-аналитики и дазайн-анализа как подход, указывание-«вот» как способ истолкования бытия и экзистенциалы как средства такого указывания у Хайдеггера не являются универсальными и фундаментальными раз и на всегда.

    Соединение простоты и универсальности - главная проблема фундаментальной реонтологизации - с одной стороны, представления онтологии должны быть максимально просты, чтобы быть неделимыми онтологическими единицами и обеспечить простоту выражения для онтологического обоснования, с другой стороны, должны быть достаточно сложны, чтобы обеспечить универсальную бъемлемость иных онтологий. В ТВ эта проблема решена через многоуровневое нормирование, где каждый уровень прост, а их конфигуративное отношение - сложно.

    Более фундаментальная онтология имеет более простые онтологические единицы. Это качество называется простота фундаментальной онтологии.

    Более фундаментальная онтология имеет более сложные схемы сборки простых онтологических единиц. Такое качество называется универсальность фундаментальной онтологии.

    Более фундаментальная онтология в функциональном плане выражает более широкий набор ситуаций.

    Теоретический компромисс старой и новой онтологий недопустим. Конфликт онтологий за фундаментальность завершается онтологическим поглощением - новая становится доминирующей и поглощает старую через ее онтологическую реконструкцию на новых основаниях.

    Старые онтологии не умирают, пока живут ситуации, их породившие. Старые онтологии продолжают жить в качестве поглощенных как источники представлений для новых онтологий.

    Онтология является новой, пока она не «обжита». Новая онтология «обживается», позволяет структурировать ранее неструктурируемые онтологические единицы, создавать еще более сложные схемы сборки и тем самым формирует предусловия для появление еще более новой онтологии.

    Онтологии знаний должны быть фундаментальнее знаний, чтобы знания были адекватными. Когда знания начинают строится на более фундаментальных представлениях, нежели все существующие онтологии, возникает необходимость фундаментальной реонтологизации и пересмотре знании внутри новой онтологии.

    Кантовская онтология подвергается реонтологизации в ТВ - в технологических процессах апперцепции. Гегелевская онтология подвергается реонтологизации в метасемиозисе ТВ. Гуссерлевская онтология реонтологизирована в конструкт-семиозисе ТВ. Относительно хайдеггеровской онтологии ТВ конструируирует естественный язык посредством лингвистического нормирования из структурного нормирования. Структуралистская текстовая онтология («мир как текст» Деррида) подвергается реонтологизации в базовой структуре реальности и в лингвистическом нормировании, а сетевая онтология Делеза - становится основанием структурно-континуумной нормативной онтологии. ТВ имеет существенные отличия по отношению к СМДМ, где проблема онтологии и онтологизации исследовалась подробно.

    Во-первых, онтологическая позиция в ТВ предшествует онтологическим представлениям. Различаются конструктивная и истолковательная онтологические позиции.

    Во-вторых, онтологически неделимые структурные единицы (онтологические эдиницы) - связь, дирекция, подобие - являются далее делимыми по своим функциям в четко различаемых уровнях нормирования - в той и в другой онтологических позициях.

    В-третьих, онтологические представления, лежащие в основе конструирования онтологических единиц, не выводятся из знаний, а получаются в конструктивной онтологической позиции из чистого концептуального умозрения - «структурного видения».

    В-четвертых, схемы сборки онтологических единиц, то есть формальная онтологизация (в ТВ - уровни нормирования), не являются методологизируемыми. Схемы сборки задаются дважды - в конструкт-семиозисе («АВ»-модели) и в метасемиозисе как зависимая от конструкт-семиозиса таксономия.

    В-пятых, онтологические представления формируют не онтологическую картину, а онтологическую конструкцию мира, что существенно в разрушении понимания для перехода к постижению.

    В-шестых, в ТВ возникает представление об онтологической рефлексии, которая делает ТВ фундаментальной по отношению к иным онтологиям. Именно против рефлексии в отношении фундаментальных вопросов - например, выражения бытия - возражал Хайдеггер. Его позиция понятна - нельзя рефлексировать над основаниями, поскольку невозможен переход мышления на более фундаментальный уровень. Однако в ТВ мы предлагаем принципиально новые подходы, когда в концептуальном умозрении как конструктивно-рефлексивном шаге мышления проявляет себя онтологическая рефлексия:

    1. Новая онтология является более фундаментальной по онтологическому обоснованию, а не по пониманию или по объяснению.

    Онтологическое обоснование ТВ - контрафлексивная сопоставленность конструктивной и истолковательной онтологических позиций в выразительном отличии от онтологических позиций только истолкования или только конструирования, только понимания или только объяснения.

    У нас возникает интересная проблема контрафлексивности разных онтологий. Контрафлексивность зависит от сопоставимой сложности. Парадигмально разные онтологии неконтрафлексивны. ТВ контрафлексивна внутри себя и неконтрафлексивна иным онтологиям.

    2. Нова онтология построена в инаковости через постижение, а не понимание, в представлениях, а не в знаниях.

    Через концептуальное усмотрение построено особое «структурное видение» как новый инаковый опыт.

    3. Онтология ТВ выражена более назависимым от онтики и иных онтологий «языком» (семиозисом), чем предыдущие онтологии.

    В ТВ применены дирекционально-позиционно-структурные установления понятий метасемиозиса и дирекционально-позиционно-структурное «АВ»-моделирование конструкт-семиозиса как независимый от онтики семиозис.

    Конструкт-семиозис и метасемиозис контрафлексивно сопоставлены как онтологическая позиция конструирования и онтологическая позиция конструктивного истолкования в один и тот же момент. Их в то же время контрарефлексия - реализация в ТВ принципа онтологической относительности Куайна.

    4. Онтология ТВ как инаковая является функционально-дофеноменологически-доапперцептивно фундаментальной для всех онтологий в теории апперцепции, в феноменологии или в языке.

    В ТВ это означает, что ее онтологический уровень нормирования находится до континуумного и функционального. Это позволило выразить структурно-континуумную, объектную и процессную нормативные онтологии, которые представляют собой разные большие философские традиции.

    Базовая структура реальностей ТВ (эмпирическая, логическая, языковая, мысли, речи-текста, деятельности) является также функционально-феноменологически-апперцептивно фундаментальной.

    В ТВ функционально-феноменологически-апперцептивная фундаментальность также представлена как различие имманентной и концептуальной апперцепции.

    В концептуальной апперцепции оказывается допустимым моделировать сами отношения пространства-времени и выражать непоследовательные и/или внепространственно-вневременны́е (позиционные) процессы.

    5. Онтология ТВ является фундаментальной для предыдущих с точки зрения горизонта смысловой рефлексии.

    ТВ как онтология интерпретирует предыдущие парадигмы философского знания (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Гуссерль, Хейдеггер, структуралисты, СМД-методология) и допускает их конструктивное истолкование как в метасемиозисе, так и в конструкт-семиозисе - через многоуровневое нормирование.

    6. Онтология ТВ является фундаментальной для предыдущих с точки зрения глубины смысловой рефлексии.

    ТВ вводит новые представления о континуум-апперцепции, «АВ»-моделировании, о дирекциональной дистанции и трансструктурности и т.п.

    7. Онтология ТВ является более эвристически мощной по отношению к знаниям в глубине смысловой рефлексии предыдущих онтологий.

    ТВ осуществляет на основе представлений «структурного видения» онтологическую реконструкцию в областях знаний, интерпретируемых предыдущими онтологиями - теории множества, теории апперцепции, теории истинности, теории модальности, теории альтернативной последовательности событий и т.п. ТВ является междисциплинарной теорией.

    8. Онтология ТВ имеет некоторые новые свойства, не выставляемые как требования в предыдущих онтологиях.

    ТВ как новая онтология обладает свойством рефлексивного трафика, то есть свободного двухстороннего (туда и обратно) переноса уровней рефлексии между конструкт-семиозисом и метасемиозисом в позиции равновесия сложности онтологически и в контрарефлексивной позиции онтически.

    ТВ как новая онтология различает ранговую (интерпозиционную) рефлексию, используя ее в позиционно-структурном установлении понятий, и смысловую (уровневую) рефлексию, используя ее в метасемиозисе по отношению к конструкт-семиозису.

    ТВ как новая онтология выражает приращение мерности мира и мерности структуры - о чем мы будем говорить далее.

    ТВ различает структурное и лингвистическое нормирования.

    9. Онтология ТВ имеет другое название и предлагает новый тип виртуального мышления. И как сверхзадача - предлагает более общие смыслы, нежели предыдущие онтологии.

  • Фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций человека была разработана Л. С. Выготским (1896–1934). 4 страница