Основы управления экологическими рисками. Управление экологическими рисками

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

по дисциплине:

«Техногенные системы и экологический риск»

«Управление экологическим риском на предприятии «Астраханьгазпром» »

Введение

Любая производственная деятельность связана с определенными рисками - финансовыми, природно-естественными, экологическими, политическими, транспортными, имущественными, производственными, торговыми, коммерческими, инвестиционными, рисками, связанными с покупательной способностью денег, инфляционными и дефляционными, валютными, рисками ликвидности, упущенной выгоды, снижения доходности, прямых финансовых потерь, процентными, кредитными, биржевыми, селективными и др. Наибольший интерес в природоохранной практике представляют техногенные и экологические риски.

Экологический риск - это вероятность возникновения отрицательных изменений окружающей среды или последствий этих изменений, возникающих вследствие отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду (Захарова, 2003).

Техногенные и экологические риски есть у каждого предприятия и производителя, что обуславливает необходимость их анализа, учета и управления. При управлении экологическими и техногенными рисками решается целый комплекс задач, связанных с регулированием эффектов воздействия на человека и окружающую среду.

Управление экологическими рисками в последнее время является очень актуальной проблемой, поскольку направлено на охрану благосостояния общества и благополучие окружающей природной среды.

Цель данной работы: рассмотрение основных способов управления риском.

Задачи работы:

1. Дать определение понятию риска и классификацию рисков.

2. Привести характеристику основных методов управления.

3. Рассмотреть методы управления рисками, используемые на предприятии «Астраханьгазпром».

1. Концепция риска - новый подход к экологической политике России

1.1 Классификация риска

Экологический риск - это вероятность возникновения отрицательных изменений окружающей среды или последствий этих изменений, возникающих вследствие отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду.

Экологический риск, как один из видов риска, можно классифицировать, опираясь на базовую классификацию рисков, по масштабу проявления, по степени допустимости, по прогнозированию, по возможности предотвращения, по возможности страхования. Исходя из причин возникновения, можно представить такую классификацию экологических рисков:

1) Природно-экологические риски - риски, обусловленные изменениями в окружающей природной среды.

2) Техникo-экологические риски - риски, обусловленные появлением и развитием техносферы.

3) Риск устойчивых техногенных воздействий - риск, связанный с изменениями окружающей среды в результате обычной хозяйственной деятельности.

4) Риск катастрофических воздействий - риск, связанный с изменениями окружающей среды в результате техногенных катастроф, аварий, инцидентов.

5) Социально-экологические риски - риски, обусловленные защитной реакцией государства и общества на обострение экологической обстановки.

6) Эколого-нормативный риск - риск, обусловленный принятием экологических законов и норм или их постоянным ужесточением.

7) Эколого-политический риск - риск, обусловленный экологическими акциями протеста.

8) Экономо-экологические риски - риски, обусловленные финансово - хозяйственной деятельностью.

На основе классификации экологических рисков можно выделить субъекты, чья деятельность является источником повышенной опасности для окружающей среды, и предпринять мероприятия по предотвращению реализации рисков, по защите объекта от воздействия на него экологических факторов риска (Коробкин, 2000).

1.2 Краткая характеристика способов анализа риска

В настоящее время методология количественной оценки риска, первоначально разработанная для ядерной энергетики, все более широко используется в других областях человеческой деятельности. Это достаточно сложная методология, которая при современном уровне развития науки и техники уже может быть освоена большинством стран мира. В то же время, для совершенствования методологии и расширения области ее применения необходимо усиление научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности по накоплению базы данных по вероятности тех или иных событий, по функциям «доза-эффект», методам алгоритмизации описания сложных технических систем и природных событий. Построение унифицированной методологии анализа риска представляет собой сложную социально-экономическую проблему. Одна из ее важнейших черт заключается в том, что ее решение определяется характером взаимодействия экономических, социальных, экологических и демографических факторов, характеризующих развитие того или иного общества. При этом необходимо учесть, что развитие техники, направленное на повышение материального уровня жизни, одновременно ведет и к появлению тех или иных видов опасности, как для здоровья человека, так и для окружающей среды. На устранение этих видов опасности техногенного происхождения необходимо расходовать определенную долю материальных ресурсов общества, которые независимо от того, велики они или малы, ограничены. Непропорционально большие затраты на повышение безопасности промышленности означают, что в условиях ограниченности ресурсов необходимо будет отказаться от ускоренного развития социальной и культурной сфер, материальной базы, образования и воспитания и т.д. На таком пути в обществе будут накапливаться экономические и социальные проблемы, которые в конечном итоге могут привести к снижению безопасности в обществе и даже к пределу устойчивости всей социальной системы. В связи с этим важное значение в проблеме обеспечения безопасности приобретает проблема оптимального распределения ограниченных материальных ресурсов на снижение риска от тех или иных видов опасности, воздействию которых могут быть подвержены человек и окружающая среда. Оценка риска включает, как правило, анализ риска источника опасности и измерение этой опасности по уровню последствий воздействия на человека и окружающую среду. В связи с тем, что методы количественной оценки риска развиты недостаточно для существующего широкого спектра факторов опасности, в качестве временного количественного выражения может приниматься система показателей опасностей. При управлении риском решается целый комплекс задач, связанных с регулированием эффектов воздействия на человека и окружающую среду, и главными способами их решения являются методы анализа эффективности мер (экономических и административных) по уменьшению величины эффектов до определенного уровня. Как правило, применяются методы анализа «риск-выгода», «затраты-выгода», «стоимость-эффективность» и некоторые другие специальные методы. Для получения количественной оценки риска требуется наличие достаточно мощного инструментария в виде комплексов расчетных кодов, опирающихся на базы данных, обобщающих накопленную информацию о возможных сценариях поведения рассматриваемой системы при различных граничных и начальных условиях. Кроме того, должны существовать базы знаний и базы данных по механизмам распространения, попадания в организм человека и воздействия на него биологически опасных веществ и соединений, а также расчетные программы управления риском экономической эффективности мероприятий и мер по снижению риска. Таким образом, в состав такого «инструментария» для анализа риска должны входить по крайней мере три группы расчетных методов и программ с необходимыми базами данных:

1) методы и программы для вероятностной оценки путей возникновения и процессов развития нежелательных событий (аварий, стихийных бедствий и катастроф);

2) методы и программы, описывающие последствия нежелательных событий, например выход, поведение и распространение в окружающей среде опасных веществ и механизмы поражения этими веществами организма человека;

3) методы и расчетные программы оценки экономического ущерба и оптимизации расходования средств на предотвращение или уменьшение последствий нежелательных событий.

К настоящему времени в стране создан некоторый научный потенциал в этой области. Существуют математические модели и расчетные программы для численного моделирования процессов распространения различных веществ в атмосфере (газов, аэрозолей, радионуклидов) и водных средах. Накоплен и определенный опыт по оценке поведения в экосистемах различных классов загрязнителей, аккумуляции и воздействия на здоровье населения. Существуют методы, основанные на реализации другого подхода, который также условно можно охарактеризовать как «от объекта безопасности». В данном случае на первое место ставятся человек и природа, которые накладывают независимые от источника опасности ограничения, исходя из принципов приемлемости и устойчивого долговременного развития. Источником воздействия ставится система ограничений, которая по сути дела задает допустимое пространство техногенных воздействий, в рамках которого возможно само существование потенциально опасного объекта. Предлагаемая схема является основой методологии и методов теории безопасности человека и природы в анализе риска. Таким образом, должна быть выделена отдельным элементом независимая экспертиза безопасности человека, общества и окружающей среды, в которой базисными элементами являются критерии безопасности человека, общества и окружающей среды. Вводимые критерии должны быть определены независимым от схемы анализа риска способом на основе наиболее общих целей развития общества, его безопасности, защищенности природной среды, принципов приемлемости техногенного воздействия и принципов долговременного устойчивого развития цивилизации. Анализ риска для человека и окружающей среды в широком смысле (с использованием принципов устойчивого долговременного развития цивилизации) представляет собой по существу предмет исследований теории безопасности человека, общества и окружающей среды. По принципу антропоцентризма, присутствующего в практике управления воздействиями на природные объекты, согласно которому: защищен человек защищена природа многие годы природные объекты вообще не рассматривались и единственным объектом для анализа являлся человек. В последнее время иногда приходится слышать другие крайние утверждения: защищена природа - защищен человек. Есть определенные основания для подобных утверждений, но достаточно веского доказательства данного тезиса в настоящее время не существует. В предлагаемом подходе человек и природная среда рассматриваются как независимые объекты, подлежащие обеспечению в смысле безопасности в соответствии с внутренними, присущими им критериями. Из этого вытекает, что должны быть защищены как человек, так и природа (Буянов, 2002).

1.3 Объекты анализа риска и критерии безопасности

Объектами, на защиту которых направлен анализ риска, являются: человек; животные; растения; экосистемы; функции и свойства окружающей среды. Воздействия, которые рассматривают в этой связи, оказывают влияние на: здоровье (смерть, заболевания, генетические изменения, неприятные ощущения, как для отдельных людей, так и для популяций растений и животных в экосистемах); экономику (потеря функций окружающей среды, коррозия, неэффективное использование земель, порча имущества, потери скота и урожая); благосостояние общества и благополучие окружающей природной среды, которое не всегда можно выразить непосредственно в количественных показателях (снижение качества жизни из-за нехватки разнообразия ландшафта, потеря зон отдыха и др.). При оценке опасности воздействия всегда могут иметь значительную неопределенность. Методология анализа риска начала развиваться в мире более 20 лет тому назад. Нужно помнить, что влияние каких-либо воздействий может стать очевидным только через значительный промежуток времени. Примерами таких ситуаций могут служить аккумуляция вредных веществ, развитие рака или генетические последствия, проявляющиеся спустя долгое время после воздействия. Защита благополучия направлена не только на защиту отдельных людей, но также на предотвращение нарушения общественного равновесия и благополучия экосистем. Такие риски и опасности также можно выразить в соответствующих показателях и использовать в оценке и управлении риском (Медведев, 2002).

Для каждого выделяемого объекта безопасности необходимо ввести систему критериев безопасности (не обязательно иерархическую), которая будет являться основой для суждения о степени безопасности и ее приемлемости для данного уровня. Набор таких критериев в свою очереди будет являться основой для разработки критериев безопасности следующего, более низкого уровня, роль которых в настоящее время выполняют нормы, правила, регламенты. Здесь уже можно проследить иерархическую структуру: каждый критерий более низкого уровня является следствием критерия более высокого уровня. Одной из задач, возникающих при анализе риска, является установление количественных показателей риска. При проведении анализа риска рекомендуется использовать в качестве критериев следующие величины: максимально допустимый риск (предельный уровень), который не должен превышаться, независимо от экономического или социального вида деятельности; может быть задан как следствие системы критериев безопасности; область приемлемости риска, в рамках которой производится поиск оптимальных экономических решений по системам или мерам безопасности. Иногда используется также значение пренебрежимого риска. Пренебрежимый риск - уровень, ниже которого бессмысленно дальнейшее снижение риска, ввиду того, что человек и окружающая среда уже подвергаются другим рискам, возникающим из-за самой природы общества и окружающей среды. В настоящее время часто используют уровень пренебрежимого риска как 1% от максимально допустимого (Акимова, 2001).

1.4 Основные положения методологии оценки экологического риска, вызываемого химическим загрязнением

Ключевое звено данной методологии - здоровье человека и его охрана от неизбежного риска, связанного с воздействием токсических веществ, где бы они не находились: в воде, воздухе, почве.

Концепция риска включает в себя два элемента - оценку риска (Risk Assessment) и управление риском (Risk Management). Управление риском является логическим продолжением оценки риска и определяет административно-правовые меры, регулирующие решения по уменьшению риска.

Оценка риска - научный анализ генезиса и масштабов риска в конкретной ситуации. Риск для здоровья человека (или экосистемы) связанный с загрязнением окружающей среды, возникает при следующих необходимых и достаточных условиях:

1) существование источника риска (токсичного вещества в окружающей среде или продуктах питания, либо предприятия по выпуску продукции, содержащей такие вещества, либо технологического процесса и т.д.);

2) присутствие данного источника риска в определенной, вредной для здоровья человека дозе или концентрации;

3) подверженность человека воздействию упомянутой дозы токсичного вещества.

Перечисленные условия образуют в совокупности реальную угрозу или опасность для здоровья человека.

Такая структурализация самого риска позволяет выделить основные элементы (или этапы) процедуры оценки риска. Всего различают четыре основных этапа:

Первый - идентификация опасности - включает учет всех химических веществ, загрязняющих окружающую среду, определение токсичности химического вещества для человека или экосистемы. Например, используя данные фундаментальных исследований, можно установить, что временное или постоянное присутствие определенного вещества может вызвать неблагоприятные эффекты: канцерогенез, нарушение репродуктивной функции и генетического кода у человека или обострение экологической проблемы с последующими негативными последствиями для его здоровья.

На рассматриваемом этапе процедуры оценки риска анализ ведется на качественном уровне.

Второй этап - оценка экспозиции - это оценка того, какими путями и через какие среды, на каком количественном уровне, в какое время и при какой продолжительности воздействия имеет место реальная и ожидаемая экспозиция; это также оценка получаемых доз, если она доступна и оценка численности лиц, которые подвергаются такой экспозиции и для которой она представляется вероятной.

Таким образом, оценивается не только уровень экспозиции, но и фактор времени, что дает основания для косвенного суждения о получаемой дозе, даже если она не может быть определена непосредственно (например, с помощью химического анализа крови или других биосред).

Численность экспонированной популяции является одним из важнейших факторов для решения вопроса о приоритетности охренных мероприятий, возникающего при использовании результатов оценки риска в целях «управления риском».

В идеальной варианте оценка экспозиции опирается на фактические данные мониторинга загрязнения различных компонентов окружающей среды (атмосферный воздух, воздух внутри помещений, почва, питьевая вода, продукты питания). Однако нередко этот подход не осуществим в связи с большими расходами. Кроме того, он не всегда позволяет оценить связь загрязнения с конкретным его источником и недостаточен для прогнозирования будущей экспозиции. Поэтому во многих случаях используются различные математические модели рассеивания атмосферных выбросов, их оседания на почве, диффузии и разбавления загрязнителей в грунтовых водах и / или открытых водоемах. Опираясь на результаты мониторинга или модельные данные такого рода, иногда используют также биокинетические математические модели, дающие оценку накопления: токсического вещества в организме человека (например, концентрация свинца в крови детей разного возраста) с учетом всех путей поступления.

Третий этап - оценка зависимости «доза-зффект» - это поиск количественных закономерностей, связывающих получаемую дозу веществ с распространенностью того или иного неблагоприятного эффекта, т.е. с вероятностью его развития.

Подобные закономерности, как правило, выявляются в токсикологических экспериментах. Однако экстраполяция их с группы животных на человеческую популяцию связана со слишком большим числом неопределенностей. Зависимости «доза-ответ», обоснованные эпидемиологическими данными, более надежны, но имеют свои зоны неопределенности. Например, при построении некоторой зависимости ответа высоких уровней экспозиции (в основном производственной), ее экстраполяция на диапазон менее высоких уровней может оказаться ошибочной; зависимость, найденная для одной человеческой популяции, не обязательна, справедлива для другой, имеющей какие-то генетические или другие отличия, подвергающейся воздействию другого комплекса факторов, сопутствующих изучаемой экспозиции, и т.п.

Опасность ухудшения здоровья по причине негативных изменений среды и условий обитания количественно можно оценить на основе теоретических расчетов, а также статистических данных по результатам медико-экологических обследований.

Как теоретические расчеты, так и оценки, основывающиеся на статистическом материале, проводятся по схеме «доза-эффект». Под дозой здесь понимается количественная мера вредного воздействия на организм, под эффектом - патологические и иные последствия этого воздействия.

В принципе эта схема является приемлемой для всех видов организмов живой природы: человека, животных, птиц, обитателей водной среды, растений и микроорганизмов. Однако наибольшее практическое применение она находит при оценке ухудшения здоровья человека.

Эффекты действия загрязняющих веществ всегда зависят некоторым образом от количества загрязняющего вещества или его дозы в организме. Величина дозы, в свою очередь, зависит от путей поступления в организм. Загрязняющие вещества могут иметь различные эффекты в зависимости от того, поступают ли они при вдыхании (ингаляционно), с водой и пищей (перорально) или абсорбируются через кожу, или воздействие происходит путем внешнего облучения.

Кривые «доза-эффект» характеризуют зависимость между дозой загрязнителя и ответной реакцией (эффектом организма).

Пороговые эффекты воздействия загрязняющих веществ или другого техногенного фактора характеризуются тем, что некоторые количества загрязняющего вещества ниже определенного уровня концентраций - порога - не вызывают никаких отрицательных последствий для здоровья населения. Функции реакции организма на воздействие выше порогового уровня, как правило, имеют S - образную форму и характеризуются дозой LD 50 или концентрацией LС 50 .

Рис. 1. Возможные формы зависимостей «доза-эффект»

Кривая 1 (рис. 1) показывает, что если подобная S-образная зависимость эффекта от дозы имеет место, то никаких изменений в метаболизме человеческого организма не наблюдается, пока не будет достигнута критическая концентрация или доза. Это критическое значение и называется практическим порогом и обозначено ПП. ПП характеризует границу статистически регистрируемого эффекта, когда последний превышает колебание существующего фонового уровня эффектов.

На рисунке также изображены четыре основные формы возможных кривых при действии специфических химических загрязняющих веществ и других техногенных факторов и реакции (отклика) организма. Кривые 2, 3 и 4 относятся к беспороговым зависимостям. Предполагается, что существуют эффекты (которые, правда, не всегда можно зарегистрировать) при любой конечной концентрации загрязняющего вещества или сколь угодно малом нехимическом воздействии. Подобные кривые отражают главным образом класс стохастических эффектов для здоровья.

Наиболее широко используется линейная беспороговая форма зависимости «доза-эффект», поскольку часто суждения о форме зависимости «доза-эффект» в области малых значений дозы, получается, посредством линейной экстраполяции из области больших доз.

Кривая 4 - нелинейная зависимость «доза-эффект» с выпуклостью вниз - также характерна для реакции организма на действие многих факторов. Ее иногда называют «подлинейной» зависимостью «доза-эффект». Хотя кривая 4 не имеет четко определенного порога, точка на дозовой оси, при которой эффект может быть зарегистрирован, определяет практическое значение ПП.

Руководящие принципы ограничения профессионального воздействия часто основываются на наборах значений ПП с определенными коэффициентами «запаса», которые и определяют пределы доз профессионального воздействия. Кривая 2 - нелинейная зависимость, «доза-эффект» с выпyклостью вверх - представляет собой так называемую «надлинейную» зависимость, которая наблюдается, когда малые дозы вызывают непропорционально большие эффекты.

Наряду с функцией «доза-эффект» при оценке риска может использоваться и зависимость «воздействие-эффект». Под воздействием здесь понимается, по существу, уровень техногенного воздействия, выражаемый через концентрацию (количество) твердого вещества в той или иной среде, например, в воздухе, воде. Пользоваться таким понятием, как концентрация, при оценке риска удобней, так как ее величина может быть измерена или достаточно просто рассчитана. Однако здесь есть определенные ограничения. Дело в том, что доза, являющаяся основным параметром, от которого, в конечном счете, зависит ущерб здоровью человека, связана с концентрацией далеко не однозначно. При определенном уровне воздействия, характеризуемого, например, концентрацией веществ в воздухе, доза зависит от скорости дыхания, характера метаболических и фармакологических процессов, в которых участвуют вредное вещество, и от других факторов. Доза может быть обусловлена не непосредственно теми веществами, которые содержаться в потребляемом воздухе или воде, а с их метаболитами.

Наконец, заключительный этап это результат предыдущих этапов - характеристика риска, включающая оценку возможных и выявленных неблагоприятных эффектов в состоянии здоровья; установление коэффициента опасности развития общетоксических эффектов, анализ и характеристику неопределенностей, связанных с оценкой, и обобщение всей информации по оценке риска.

Оценка риска является - одной из основ принятия решения по профилактике неблагоприятного воздействия экологических факторов на здоровье населения, а не самим решением в готовом виде, т.е. представляет собой необходимое, но недостаточное условие для принятия решений. Другие необходимые для этого условия анализ не рисковых факторов, сопоставление их с характеристиками риска и установление между ними их с характеристиками риска и установление между ними соответствующих пропорций (пропорций контроля) - входят в процедуру управления риском. Решения, принимаемые на такой основе, не являются ни чисто хозяйственными, ориентирующимися только на экономическую выгоду, ни чисто медико-экологическими, преследующими цель устранения даже минимального риска для здоровья человека или стабильности экосистемы без учета затрат. Другими словами, сопоставление медико-экологических (или социально-экологических) и технико-экономических факторов дает основу для ответа на вопрос о степени приемлемости риска и необходимости принятия регулирующего решения, ограничивающего или запрещающего использование того или иного конкретного вещества.

В оценке экологического риска возможны два пути: определение вероятностных характеристик экологической опасности теоретическим путем с помощью формул либо на основе обработки данных экологического мониторинга по частоте возникновения тех или иных негативных изменений в окружающей среде, в зависимости от вида определяемого экологического риска (Аношкина, 2006).

1.5 Планирование и применение мер по снижению риска

Планирование и применение мер по снижению риска направлено на поддержание приемлемых уровней риска и по возможности достижение состояния минимального риска из области приемлемости. В целом можно сказать, что использование методологии риска в процессе принятия решений по конкретным проектам или комплексному региональному анализу позволяет: определять приоритетные направления стратегий развития региона, эффективно вкладывать средства в те проекты, которые позволяют оптимизировать уровень безопасности региона; учитывать комплексно все существующие в регионе виды риска для населения и окружающей среды, создаваемые в результате выбросов предприятий при нормальном режиме работы и возникновении внештатных и аварийных ситуаций, транспортировке материалов, захоронении и утилизации отходов, природных опасностей и др.; произвести системный анализ стратегии управления состоянием окружающей среды и здоровья населения с учетом инженерно-технических, социальных, экономических, экологических, организационных и законодательных аспектов. Процесс анализа риска при разработке стратегии управления риском включает следующие процедуры: экспертизу существующих рисков для здоровья и окружающей среды в больших промышленных районах, определение приоритетных рисков, которыми необходимо управлять или которые необходимо уменьшать; разработку стратегий управления интегральным риском для населения и окружающей среды, которая основывается на следующих принципах:

1) идентификация всех источников риска для здоровья населения и окружающей среды в регионе;

2) анализ и ранжирование источников риска с учетом размеров ущербов для населения и окружающей среды;

3) разработка предложений по эффективному уменьшению риска на основе обобщенного анализа затрат на снижение риска и выгод от снижения фактических или возможных ущербов;

4) оптимизация материальных затрат с учетом социальных факторов и создание комплексной системы управления промышленным и природным риском в регионе;

5) прогнозирование состояния окружающей среды при планировании стратегий промышленного развития регионов, оптимизацию мер по обеспечению приемлемых уровней безопасности населения и охраны окружающей среды;

6) оптимизацию транспортировки опасных веществ и материалов;

7) лицензирование производств, оказывающих воздействие на окружающую среду;

8) разработка законодательных, нормативных и других документов, регламентирующих деятельность опасных производств.

Лица, принимающие решения, часто сталкиваются со сложными проблемами, обусловленными экономическими и социальными причинами. Необходимо, чтобы здоровье населения не подвергалось чрезмерной опасности при выбросах в окружающую среду и иных воздействиях промышленных предприятий или при возникновении природных катастроф, чтобы сохранялись благополучие экосистем, благосостояние общества, чистота природной среды (Кузьмин, 1998).

2 Управление экологическим риском

2.1 Общие понятия управления рисками

По мере развития цивилизации, техники, технологий, повышением роли человеческого фактора значение управления рисками только возрастает. Управление рисками так же влияет на эффективность операции и системы как и управление получением целевого эффекта, управление ресурсами, что позволяет рассматривать управление рисками как одну из составляющих общеорганизационного процесса управления.

Для предприятия в равной мере важно управлять политическими, финансовыми технологическими, кадровыми рисками, обеспечивать противопожарную безопасность, управлять действиями в условиях чрезвычайных ситуаций, экологическую защиту и др.

Управление рисками должно быть интегрировано в общеорганизационный процесс, должно иметь свою стратегию, тактику, оперативную реализацию. Отмечается, что важно не только осуществлять управление рисками, но и периодически пересматривать мероприятия и средства такого управления. Высокая эффективность расходования ресурсов при выполнении программы управления рисками может быть обеспечена только в рамках системного подхода. Этот подход в риск-менеджменте является самым распространённым.

Управление риском становится актуальным после обнаружения риск-проблемы. При этом должны использоваться результаты анализа и моделирования риска.

Вообще же по отношению к риску, как вероятной неудаче, возможны следующие управляющие действия: предупреждение, снижение, компенсация ущерба, поглощение. Предупреждением (устранением) называют исключение источника риска в результате целенаправленных действий субъекта риска. В предупреждении риска же выделяют два подхода: широкий и узкий. Узкий подход состоит в предупреждении риска за счет конкретных мероприятий, проводимых за счет страховых сумм и по инициативе страховщика.

Широкий подход реализуется вне рамок страхования. Снижением (контролем) риска называется снижение вероятности реализации источника риска в результате действия субъектов риска. Снижение рисков может осуществляться различными методами, в том числе посредством применения таких методов, как диверсификация, секьюритизация, лимитирование. Дивесификация - распределение риска между несколькими, объектами, направлениями деятельности и др.

Секьюритизация - разделение операции кредитования на две части (разработки условий кредита и заключение договора; кредитование) с выполнением каждой из этих частей различными банками.

Лимитирование - установление предельных размеров инвестиций, партий закупаемых товаров, выдаваемых кредитов и др.

Финансовым инжинирингом же называют использование финансовых деривативов для управления рисками.

За рубежом считается, что финансовый инжиниринг уже достаточно оформился как отдельная финансовая специальность. Вместе с тем известные зарубежные исследования методов управления риском оставляют вне поля зрения такие важных направления, как использование специальных форм сделок (факторинг, аккредитив и др.), использование организационно-правовой формы для снижения риска субъекта рыночной деятельности и др. Это позволило выделить нефондовое страхование. При нефондовой форме страхования расходы на страхование включают в цену при первичном распределении цены.

Нефондовое страхование - это замкнутые отношения между участниками коммерческой сделки или проекта по уменьшению возможного ущерба за счет снижения уязвимости объектов риска посредством специально разработанных финансовых инструментов, видов сделок, исполнения ролей и др. При этом представляется возможным считать, что если фондовое страхование - это порождение защитной функции риска, то нефондовое страхование - это порождение конструктивной стимулирующей функции риска. Фондовое страхование экономически более целесообразно, если меры по предупреждению и снижению риска недостаточно эффективны и(или) дороги.

Страхованием (фондовым страхованием) называют перераспределительные замкнутые отношения участников договора страхования в денежной форме по поводу компенсации ущерба. Самострахование - принятие риска на себя, создание субъектом риска специального фонда для возмещения вероятного убытка. Поглощением риска называют принятие его без дополнительных мер предупреждения, снижения или страхования. Необходимо делать принципиальное отличие между самострахованием и отказом от страхования без принятия каких бы то ни было мер (поглощением риска). Часто на поглощение риска идут, если крупное государственное или муниципальное предприятие имеет возможность включить большую часть убытков в текущие расходы.

Поглощение риска характерно для современной социально-экономической ситуации в России по следующим основным причинам:

1) отсутствия финансовых ресурсов для страхования как у юридических, так и у физических лиц;

2) относительной ненадежности части страховщиков в условиях политической нестабильности, инфляции, отсутствия доходных и надежных инвестиционных инструментов.

Эти обстоятельства делают для предпринимателей управление риском особенно актуальным. Управление риском должно рассматриваться на иерархических уровнях: государства и его подсистем (политической, социальной, региональной, отраслевой), финансово-промышленных групп и холдингов, предприятий, семьи и гражданина.

Процесс управление рисками включает целеполагание, маркетинг, менеджмент.

Риск-целеполагание при управлении рисками - процесс и результат выбора наилучшей цели в управлении риском с учетов располагаемых ресурсов и ограничений текущей социально-экономической, рыночной ситуации.

Риск-маркетинг - выбор методов и инструментов управления рисками при определенных целях управления с учетом реально существующих ограничений на использование конструктивных, технологических, организационных (охрана труда и техника безопасности), финансовых инструментов доступных для субъекта риска в конкретной ситуации. Риск-менеджмент - поддержание баланса между ресурсами, людьми, целями в процессе достижения определенных риск-целей с использованием найденных в процессе риск-маркетинга конструктивных, технологических, организационных (охрана труда и техника безопасности), финансовых инструментов.

Риск-менеджмент как и любой менеджмент, должен включать планирование, мотивацию, организацию и контроль. Важно помнить, что управление рисками одновременно является как наукой, так и искусством. Чем более оригинальным является проект, тем выше роль искусства в управлении рисками. Поэтому эффективность управления рисками может быть повышена не только за счет применения научных методов, но и творческих удач субъекта риска. Существенным для управления рисками является и то обстоятельство, что субъект, а иногда и объект такого управления, как правило, находится в стрессовом состоянии.

Управление рисками возможно как в направлении увеличения возможного выигрыша, так и в направлении снижения возможного проигрыша (Глущенко, 1999).

2.2 Системный подход в управлении рисками

В связи с усложнением условий производственно-хозяйственной деятельности, нарастающим многообразием источников и возможных последствий иска их необходимо рассматривать в системной связи с другими факторами и параметрами хозяйственной и производственной деятельности субъектов рынка. Необходимость системного подхода связана и с ростом расходов на контроль и управление рисками на всех иерархических уровнях (государство, предприятие, индивидуум). Эти расходы снижают эффективность общественного производства, а также могут влиять на социально экономическую ситуацию в стране.

Системный подход в управлении рисками основывается на том, что все явления и процессы рассматриваются в их системной связи, учитывается влияние отдельных элементов и решений на систему в целом. Системный подход может находить свое выражение в том, что:

1) целью обеспечения безопасности деятельности должна быть системная параллельная защита геополитических, политических, социальных, экономических, финансовых процессов, защита окружающей среды, конструкторских и технологических структур экономики от чрезмерных (недопустимых) рисков. Одновременно должны использоваться техника безопасности, охрана труда, управление конфликтами. Если не удается обеспечить баланс целей при управлении рисками, то положительный эффект не будет достигнут. Если не удастся обеспечить безопасность хотя бы по одному фактору, то не удастся обеспечить и безопасность в целом. Например, если отсутствует экологическая безопасность, то одного этого уже достаточно, чтобы население чувствовало себя незащищенным;

2) риски (различной физической природы и имеющие различные источники), связанные с одним объектом или операцией, рассматриваются как единый комплекс факторов, влияющих на эффективность и расход ресурсов; рассматривается связь управления рисками с эффективностью систем и расходом ресурсов на нескольких иерархических уровнях: государство; территория; финансово-промышленная группа или холдинг; предприятие или предприниматель без образования юридического лица; семья и гражданин. Должен соблюдаться баланс и предусматриваться возможность создания или выделения необходимых для управления риском резервных ресурсов на различных иерархических уровнях. Если будет отдаваться приоритет управлению рисками только на одном из иерархических уровней, то это снизит безопасность в системы управлении рисками в государстве в целом;

3) как некоторая единая система рассматриваются мероприятия по управлению рисками на различных этапах жизненного цикла товара (разработка, производство, эксплуатация, утилизация) и цикла разработки товара (эскизный проект, технический проект, опытные образцы).

4) мероприятия по подготовке, проведению, расчетам, учету операции (сделки) формируются и рассматриваются таким образом, чтобы разумно снизить риски этой операции. Например, при подготовке операции необходимо убедиться в состоятельности партнеров, выделить в условиях сделки положения снижающие риск (вплоть до применения приемов нефондового страхования специальных видов сделок аккредитив, факторинг, лизинг и др.); при проведении сделки нужно уделить особое внимание транспортным рискам; при проведении расчетов исследуются факторы, способные повлиять на возможность отказа от платежа и его своевременность; 5) на этапе учета важно правильно отразить полученные финансовые результаты и др.; разрабатывается комплекс мероприятий, ограничивающих риск на различных циклах предприятия (создание, развитие, зрелость, старение; инвестиционный, текущих операций, денежный) в их взаимной связи для защиты от рисков деятельности предприятия в целом;

5) определяется множество (совокупность) действий объединенных целью повышения безопасности деятельности за счет использования ограниченного объема ресурсов, распределенных во времени и пространстве, рассматривают операции по предупреждению, снижению, страхованию и поглощению различных по своей природе рисков.

6) речь идет о том, что каждая из существующих альтернативных возможностей по использованию некоторых ограниченных ресурсов на предупреждение (исключение) риска, его ограничение (контроль) или страхование рисков имеет свое отношение «эффективность / затраты». Поэтому важно определить, какая из альтернатив даст больший эффект в конкретной ситуации, и использовать именно эти наиболее эффективные действия или их комбинацию;

7) некоторое множество взаимосвязанных элементов рассматривают как систему управления рисками с использованием: законодательных мер; экономического и финансового воздействия; конструктивных и технологических решений; организационных мер (техника безопасности и охрана труда), природоохранных мероприятий. Для государства важно обеспечить баланс и эффективность разносторонних действий по снижению рисков деятельности. Для этого законодательно запрещают определенные опасные и вредные для общества виды деятельности (например, производство и захоронение особо опасных веществ), лицензируется определенная деятельность и др.

8) одновременно и параллельно с этим государство, местные органы власти устанавливают специальные налоги (например, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы), создают и руководят деятельностью различного рода санитарно-эпидемиологических, технических и др. инспекций;

9) рационально обеспечить некоторый баланс расхода ресурсов, интенсивности мер по управлению рисками и другими направлениями производственно-хозяйственной деятельности. Особенно важно соблюдать такой баланс в отношении управлении рисками и целевой деятельностью при ограничении на выделенные ресурсы;

10) в управлении целесообразно исследовать риск целей, определения способов и средств их достижения (риск-маркетинга), менеджмента;

11) в менеджменте могут рассматриваться риски изучения и действия; риски планирования, организации, мотивации и контроля; риски тайны и конфиденциальности; риски управления конфликтом.

12) всегда существует разумный баланс между стремлением к безопасности и необходимыми для ее обеспечения ресурсами. Управление рисками должно иметь свою стратегию, тактику и оперативную составляющие (Бляхман, 1999).

2.3 Классификация решений управления рисками

Решение - центральное звено любого управления. Классификация решений по управлению рисками позволяет выделить характерные для них особенности, предусмотреть возможность снижения рисков при принятии решений. По области принятия могут быть выделены геополитические, внешнеполитические, внутриполитические, экономические, финансовые, технологические, конструкторские, эксплуатационные риск-решения. Эти типы решений находятся в системной связи и могут влиять друг на друга. По месту в процессе управления риском могут быть выделены решения:

1) риск-целеполагания по выбору целей управления риском. Это решения, которые в наименьшей мере могут быть исследованы и формализованы. Формальные методы синтеза целей не разработаны;

2) риск-маркетинга по выбору способов (предупредить, снизить, страховать, поглотить) или инструментов (конструктивные, технологические, финансовые и т.п.) управления риском. Эти решения допускают формализацию, в частности, использование функционально-логических методов;

3) риск-менеджмента по поддержанию баланса в треугольнике «люди - ресурсы - цели» в процессе достижения поставленных риск-целей при выбранных на этапе риск-маркетинга инструментах управления риском.

Снижение риска возможно:

1) на этапе планирования операции или проектирования образцов - введением дополнительных элементов и мер;

2) на этапе принятия решений - использованием соответствующих критериев оценки эффективности решения, например, критериев Вальда («рассчитывай на худшее») или Седвиджа («рассчитывай на лучшее») или критерия, при котором показатель риска ограничен по величине (при этом альтернативы, не удовлетворяющие ограничению на риск, не рассматриваются);

3) на этапе выполнения операции и эксплуатации технических систем - посредством строгого соблюдения и контроля режимов эксплуатации.

В рамках каждого из направлений принимаемые меры будут иметь различное отношение эффективности (снижения вероятности недопустимого ущерба) к затратам на их обеспечение. Эти меры связаны с расходами и требуют их увеличения при росте сложности систем, поэтому в определенных условиях экономически может оказаться более целесообразно расходовать денежные средства не на предупреждение или снижение риска, а на возмещение возможного ущерба. В последнем случае используют механизм страхования. Таким образом, если в процессе подготовки решения будет выяснено, что меры по снижению риска малоэффективны и дороги одновременно, то может оказаться экономически более целесообразно застраховать свои действия. При этом ставится задача не предотвращения, а возмещения ущерба.

В соответствии с подходами в менеджменте можно выделить риск-решения традиционного, системного, ситуационного, социально-этичного менеджмента. По прогнозной эффективности в управлении рисками можно выделить: ординарные, синергические и асинергические варианты решений и систем. Ординарные варианты риск-решений - это такие варианты решений, при которых эффективность расходования ресурсов на единицу полученного эффекта при управлении риском соответствует нормам и нормативам, принятым для рассматриваемой отрасли, вида деятельности.

Синергические варианты риск-решений - это варианты решений, при принятии которых эффективность расходования ресурсов при управлении рисками резко возрастает, то есть эффект носит явно выраженный непропорционально возрастающий характер. Синергические решения появляются при разработке новых безопасных технологий (в сельском хозяйстве - это новые виды удобрений и пищевых добавок), поиске и устранении или защите наиболее уязвимых мест конструировании оригинальных устройств и др. Поскольку синергический эффект в управлении рисками в любом случае в конце концов выражают в денежной форме, то синергический эффект технологий, организации труда и т.п. обнаруживается в финансовой сфере.

Асинергическими называют варианты решений, не позволяющие получить нормативный эффект от инвестированных в управление рисками средств. В числе наиболее частых причин таких решений можно назвать: запаздывание при исполнении решения, отсутствие необходимых ресурсов, отсутствие организации, мотивации, порождаемых решениями конфликтов и др.

По степени важности учета временных ограничений на разработку, принятие и исполнение риск-решений выделяют системы, работающие в реальном масштаба времени - такие системы, в которых решения принимаются и реализуются достаточно быстро, чтобы контролировать и управлять объектом, в том числе и при возникновении нештатных ситуаций управления, принятии кризисных решений. Такое положение наиболее характерно для растениеводческой отрасли сельского хозяйства, в частности, при принятии решений о начале сева и уборки при наличии соответствующих природных условий и ресурсов. Представляется возможным выделить из решений в реальном масштабе времени «кризисные решения». Известен перевод слова «кризис» как «момент принятия решений». Кризисным решением называется решение, принимаемое в момент, соответствующий моменту перехода объекта управления в область неуправляемых или недопустимых состояний. Управление рисками занимает особое место в инвестиционных решениях.

Причины, обуславливающие необходимость экономических инвестиций, - это обновление материально-технической базы, наращивание объемов производственной деятельности, освоение новых видов деятельности (Егоров, 2002).

2.4 Типовые алгоритмы риск-решений

экологический риск управление решение

Если проблема хорошо структурирована на основе предметной и статистической информации, то возможно применение запрограммированных решений. Тогда методические особенности различных типов менеджмента находят отражение при разработке алгоритмов подготовки и принятия риск-решений. Разработка специальных алгоритмов принятия риск-решений может обеспечить необходимый уровень качества организационных решений, снизить роль субъективных факторов. Очень важно, что это может ускорить процесс управления рисками. Вообще говоря, для каждой из типичных для организации риск-проблем может разрабатываться конкретный алгоритм принятия решений. Вместе с тем представляется возможной разработка алгоритма принятия риск-решений для различных типов менеджмента. Алгоритм принятия риск-решений при традиционном менеджменте может включать следующие операции:

1) обнаружение риск - проблемы;

2) сбор информации об источниках, особенностях вредных факторов, уязвимости объекта риска, порожденных воздействием вредных факторах последствиях и ущербах;

3) отображение этой информации в удобном для анализа виде;

4) анализ этой информации о рисках, уязвимости объекта, возможной тяжести ущерба;

5) определение целей управления при решении риск-проблемы;

6) идентификация риск-проблемы с ранее практически имевшей место;

7) изучение применявшихся при этом приемов управления рисками и их последствий;

8) выбор варианта действий на основании аналогии и здравого смысла;

Алгоритм принятия решений при системном риск-менеджменте может включать следующие операции:

1) контроль и обнаружение риск - проблемы;

2) сбор информации;

4) анализ информации о рисках в системе;

5) исследование соотношений рисков отдельных элементов системы;

6) исследование соотношений рисков различной физической природы;

7) исследование соотношений частоты и тяжести рисков отдельных элементов;

8) генерация перечня возможных управляющих воздействий по отношению к каждому из рисков каждого элемента системы и прогноз эффективности этих

9) воздействий для более высокого иерархического уровня - уровня системы;

10) оценка и верификация вариантов решений;

11) принятие, оформление, доведение до исполнителей, исполнение, контроль выполнения решений.

Алгоритм принятия решений при ситуационном риск-менеджменте может включать следующие операции:

1) обнаружение (контроль) риск-проблемы;

2) сбор информации о рисках, вредных факторах, уязвимости в конкретной ситуации;

3) отображение информации в удобном для анализа виде;

4) анализ информации о рисках ситуации (источники, объекты риска; возможные управляющие воздействия; прогноз их эффективности);

5) диагностика проблемы и ранжирование рисков ситуации;

6) определение целей управления риском в конкретной ситуации с учетом располагаемых ресурсов;

7) разработка критерия оценки эффективности управления рисками в конкретной ситуации;

8) верификация и оценка вариантов риск-решений;

9) принятие, оформление, доведение до исполнителей, исполнение, контроль выполнения решений.

Алгоритм принятия решений при социально-этическом менеджменте. Суть этого типа менеджмента в недопущении катастрофического воздействия на объекты и субъекты менеджмента. Один из возможных вариантов такого специального алгоритма принятия риск - решений включает:

1) сбор информации относительно: источников риска, их физической природы, частоты, состояния и уязвимости объекта управления, располагаемых управляющих воздействий, параметров недопустимых состояний объекта управления;

Подобные документы

    Современные подходы к определению, анализу и оценке экологического риска. Общая классификация рисков, их источники и факторы. Функциональная модель развития рисков. Общие затраты на снижение техногенного риска. Методики оценки экологического риска.

    презентация , добавлен 28.04.2011

    Структура экологического риска. Федеральное и региональное законодательство в области промышленной и экологической безопасности. Инвентаризация и классификация объектов повышенного экологического риска. Базы данных по авариям.

    курс лекций , добавлен 24.05.2007

    Подходы к управлению экологическими рисками. Параметры концепции приемлемого риска. Информационные, административно-правовые и экономические мероприятия по управлению риском в РФ. Структура системы управления природоохранной деятельностью ОАО "Газпром".

    презентация , добавлен 00.00.0000

    Оценка уровня экологического риска от теплоснабжения поселка "Мирный" котельной малой мощности, работающей на твердом топливе. Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и степени их рассеивания. Мероприятия по снижению экологического риска.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2012

    Анализ степени и механизмов воздействия ракетного топлива на окружающую среду. Обоснование приоритетных токсичных соединений ракетного топлива. Проведение оценки экологического риска, связанного с использованием космического ракетного комплекса "Союз-2".

    дипломная работа , добавлен 25.05.2014

    Экологический аудит как инструмент для систематической проверки внутрифирменного экологического потенциала и потенциального экологического риска, его функции и методы реализации, цели и разновидности. Результаты экологического аудита и их применение.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Особенности управления экологическими рисками на предприятии. Методологические подходы и принципы оценки экологического ущерба. Экологические риски и экологический ущерб от деятельности ОАО "ИСКО-Ч". Повышение экологической безопасности предприятия.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2017

    Оценка экологического состояния среды в Томской области: атмосферного воздуха, земельных, водных, лесных ресурсов, радиационной обстановки, животного мира. Математические модели и методы анализа экологических рисков аварий на магистральных трубопроводах.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2013

    Изучение понятия экологического риска - нежелательных событий, вызывающих отклонения состояния здоровья человека и состояния окружающей среды от их среднестатистического значения. Факторы влияния человека на экологию. Предмет и задачи социологии риска.

    дипломная работа , добавлен 17.08.2011

    Функции экологического страхования. Страхование жизни, здоровья, имущества граждан, а также имущественных интересов природопользователей от действия природных явлений в соответствии с гражданским законодательством. Понятие страхового экологического риска.

Управление экологическими рисками промышленного предприятия должно осуществляться в рамках системы экологического менеджмента на стадиях планирования, организации и реализации экологических действий и мероприятий, способствуя оптимизации принимаемых управленческих решений.

Объективной основой для построения системы управления экологическими рисками на предприятии является концепция приемлемого риска. В основу содержания данной концепции входят три разновременных уровня экологического риска:

· начальный уровень экологического риска , т. е. уровень риска идеи, замысла по развитию хозяйственной деятельности без учета мер по его анализу; это риск непознанный, неоцененный и, следовательно, достаточно высокого уровня вследствие неготовности менеджера к возникающим экологическим событиям;

· оцененный уровень экологического риска с учетом мер по его анализу, в результате которых получена реальная оценка уровня риска; это риск проанализированный и, следовательно, более низкого уровня вследствие готовности менеджера к экологическим последствиям;

· конечный (финальный, приемлемый) уровень экологического риска с учетом разработанных и проведенных активных и пассивных мероприятий по снижению его начального уровня.

Основные положения концепции приемлемого экологического риска, можно представить следующим образом:

· экологический риск – это зачастую управляемый параметр, на уровень которого можно и нужно оказывать воздействие;

· высокий уровень начального экологического риска не должен служить основанием для отказа от принятия какого-либо хозяйственного решения;

· детальный анализ экологического риска и разработка мероприятий, уменьшающих его отрицательные последствия, как правило, позволяют принимать хозяйственные решения, фактически реализуемые при приемлемом или допустимом уровне экологического риска;

· задача экологического риск-менеджмента заключается в том, чтобы уравновесить получаемую от реализации хозяйственного решения выгоду и возможные при этом потери.

Таким образом, управление экологическим риском промышленного предприятия – это балансирование между уровнем возможных потерь и потенциальной выгодой от реализации экологически рискового хозяйственного решения с помощью применения разнообразных способов воздействия на уровень экологического риска.

В качестве способов воздействия на уровень экологических рисковпромышленного предприятия предлагается использовать такие, как: уклонение от рисков; снижение рисков; сохранение (принятие) рисков; передача (перенос) рисков.

Уклонение от экологических рисковозначает отказ от технико-технологических действий и мероприятий, влекущих за собой реализацию неприемлемого уровня рисков.

Сохранение экологических рисков на существующем уровне может означать:

1. отказ от любых действий, направленных на компенсацию возникающего при реализации рисков ущерба («без финансирования»);

2. создание на предприятии специальных резервных фондов (фондов самострахования или фондов риска), из которых будет производиться компенсация убытков при наступлении неблагоприятного экологического события;

3. получение государственных дотаций, кредитов и займов для компенсации убытков и восстановления производства.

Передача экологических рисков подразумевает сохранение их существующего уровня с переносом полностью или частично на третьих лиц. Сюда относится страхование (имущественное, личное, страхование ответственности), которое подразумевает передачу экологических рисков за определенную плату страховой компании, а также разного рода финансовые гарантии и поручительства. Передача экологических рисков может быть осуществлена и путем внесения в текст документов (например, договоров на поставку продукции) специальных оговорок, уменьшающих собственную ответственность предприятия при наступлении непредвиденных неблагоприятных событий или передающих риски контрагенту после реализации экологических рисков. Полная передача экологических рисков может произойти в результате аутсорсинга, означающего, в данном случае, продажу опасных в экологическом плане сфер бизнеса.

Из всех выше перечисленных способов воздействия на уровень экологических рисков определяющую роль играет их снижение, котороеподразумевает уменьшение либо размеров возможного экологического ущерба, либо вероятности наступления экологических событий. Этот способ базируется на экологизации промышленного производства, связанной с осуществлением превентивной экологической деятельности и организацией экологически чистого производства (в английской транскрипции «cleaner production»), которое представляет собой логичное завершение многоэтапного процесса преобразований в системе экологических мер: технологии «конца трубы» – малоотходные, ресурсосберегающие технологии – производство, ориентированное на предотвращение образования отходов в местах их возникновения.

В связи с многообразием способов воздействия на экологические риски промышленного предприятия требуется анализ их сравнительной эффективности, основными методами которого выступают: метод «затраты – выгоды» (другое название – затратно-прибыльный анализ) и метод «затраты – эффективность» (другое название - анализ эффективности затрат). В основе метода «затраты – выгоды» лежит сопоставление ожидаемых от реализации мероприятий выгод (результатов) с затратами на их осуществление. Метод «затраты – эффективность» применяется в том случае, если принято решение о целесообразности достижения конкретной цели в области управления экологическими рисками. При этом основной задачей является отбор таких мероприятий (сценариев), которые обеспечивают достижение поставленной цели наименее затратным путем. Анализ самих экологических рисков промышленного предприятия и способов воздействия на них способствует оптимизации управленческих решений в данной сфере.

Управление эколого-экономическим риском подразумевает ряд мер, связанных с организационными изменениями, инвестициями в обновление оборудования, финансовыми решениями.

На основании анализа литературных источников, а также обобщения и систематизации информации об экологическом аудировании и управлении рисками на многих предприятиях, в работе предлагается выделить по принципу действия следующие методы по управлению группами рисков: информационно-просветительские, нормирующие, проверяющие, контролирующие, стимулирующие, взыскательно-возмещающие методы, а также методы исключения риска, технологические методы снижения негативного воздействия и методы передачи риска другим объектам. При этом предлагается разделять методы управления эколого-экономическими рисками по уровню субъекта управления на административные и рыночные, поскольку методы управления рисками на региональном уровне и на уровне предприятия различаются. Предложенная классификация рыночных методов управления эколого-экономическими рисками приведена в табл. 1.


Таблица 1.

1. Информационно-просветительские: · подготовка и экологическое просвещение кадров (тренинги, семинары, курсы повышения квалификации и пр.); · прогнозирование эколого-экономических рисков; · использование услуг экологического консалтинга. 2. Нормирующие: · разработка и проведение открытой экологической политики; · разработка и совершенствование регламентной базы; · разработка и конкретизация должностных инструкций; · внедрение систем экологических стандартов 3. Проверяющие: · экологический аудит; · совершенствование систем измерения и анализа (компьютерные системы, измерительные приборы и пр.)
4. Контрольные: · автоматизированные системы управления безопасностью технологического процесса; · создание экологической службы предприятия; · отладка и проверка опасного оборудования; · предъявление требований к наличию лицензий и экологических сертификатов партнёров; · организационные меры по очистке территории. 5. Стимулирующие: · Системы мотивации персонала. 6. Взыскательно-возмещающие: · Рекультивация земель; · Добровольное оперативное устранение последствий загрязнения; · Создание ликвидных доходных резервов на возмещение возможного ущерба.
7.Технологические: · установка, реконструкция и совершенствование систем очистки выбросов и сбросов; · альтернативные более чистые технологии; · обустройство и озеленение территории; · принятие мер, локализующих вредное воздействие (размещение опасных объектов, строительство специальных сооружений); · экономия ресурсов за счёт использования отходов других предприятий. 8. Методы исключения риска: · исключение опасных технологических процессов; · отнесение технологических процессов из зоны опасности; · Внедрение экологически безопасных и безотходных технологий. 9. Передача риска: · добровольное страхование; · передача опасных технологических процессов другим предприятиям; · передача отходов другим предприятиям.

Методы управления эколого-экономическими рисками на уровне предприятия

Управление риском проводится с целью снижения его вероятности. Заблаговременное предвидение риска и своевременное принятие мер по его снижению (усилению его защищенности) и является управлением риском. Под управлением риском понимается процесс рационального распределения затрат на снижение различных видов риска, обеспечивающий достижение такого уровня безопасности населения и природной среды, какой только достижим в существующих в данном обществе экономических и социальных условиях.

Этапы управления рисками:

Описание экологического риска

Определения приемлемого уровня риска

Выбор необходимых действий для надзора и снижения рисков, в зависимости от экологического состояния факторов окружающей среды, показателей здоровья населения

Анализ затрат-выгод существующих рисков и планируемых мер по их наблюдению, предотвращению и сокращению

Определение приоритетов, в зависимости от описания факторов риска

Принятие решений по предотвращению, наблюдению и уменьшению экологических рисков

Осуществлению решений

Контроль над осуществлением данных решений, который проводится Гос.Экол. Инспекциями

Подведение итогов полученных результатов

Существует три метода по управлению экологическими рисками

1. Метод предотвращения риска , основывается на контроле экологического риска и может осуществляться следующими путями:

Предотвращение ситуаций риска, посредством устранения всех его предпосылок

Сокращение экологических затрат, посредством соблюдения всех экологических нормативов

Передача контроля над экологическими рисками, посредством передачи прав собственности компаниям, которые загрязняют окружающую среду, а также передача ответственности риска другим лицам, в особенности страховым компаниям

2. Метод компенсации экологических рисков, относится к деятельности, которая уже произошла и повлекла за собой ущерб, который должен быть восстановлен.

3. Метод страхования экологических рисков , включает в себя самострахование. Направлен на создание страховой защиты на случай причинения страхователям ущерба в результате внезапного сверхнормативного загрязнения окружающей среды (земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна). Компенсация ущерба возможна только в виде денежных сумм.

Тема 3

Экологические субсидии

Экономический механизм по защите окружающей среды, включает в себя совокупность инструментов по управлению природными ресурсами, которые влияют на расходы и доходы пользователей и загрязнителей ресурсов окружающей среды.

Система экономических инструментов природоохранной

деятельности включает в себя:

Налоговую политику;

Субсидии и льготное кредитование;

Ускоренную амортизацию фондов природоохранного назначения;

Продажу прав на загрязнение;

Использование принципа «залог-возврат»;

Платежи за загрязнение и размещение отходов.

Экологическая субсидия – это выплата или налоговая льгота, предназначенная для покупки природоохранного оборудования или реализации природоохранных мероприятий. В отличие от налогов и штрафов, которые являются инструментом наказания субъектов, загрязняющих окружающую среду, субсидии предназначены для поощрения их природоохранной деятельности. Они могут выступать в виде прямых выплат, дотаций, налоговых льгот и займов с пониженной процентной ставкой. Экологическая субсидия выступает в двух основных формах: субсидия на приобретение природоохранного оборудования и субсидия на единицу снижения уровня загрязнения.

Типы экологических субсидий:

Безвозмездных пособий для иностранных грантов и бюджетные пожертвования

Кредиты на длительный период погашения

Кредиты с низкой процентной ставкой

Субсидирование процентных выплат по банковским кредитам

Сокращение экологических налогов для определенных загрязнителей

Снижение на некоторые категории налогов

Дополнительный доход от реструктуризации налоговой системы в неблагоприятной экологической зоне

Гарантии по кредитам (коммерческие кредиты) для загрязнителей, которые неответственность лишь за часть затрат на оборудование по очистке

Помощь частным загрязнителям, что является пропорциональным со снижением уровня загрязнения

Затраты на исключительные случаи

Источники субсидий

1. Экологические налоги, собираются с владельцев и загрязнителей окружающей среды

2. Внебюджетные экологические фонды

3. Международные кредитные институты, которые финансируют программы и экологические проекты

4. Государственный бюджет, к которому обращаются, тогда, когда собранная сумма налогов является меньшей по сравнению с расходами, которые затрачены на обеззараживание, поддержание и улучшение факторов окружающей среды

5. Местные бюджеты и фонды

6. Коммерческие банки и другие финансовые и банковские учреждения

7. Добровольные фонды

Из международных кредитных учреждений, которые предоставляют экологические субсидии можно выделить: Всемирный Банк, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк.

Преимущества экологических субсидий.

Поучается двойной эффект – поддерживается ритм роста продукции, для удовлетворения потребностей потребителя, в особенности тех продукций, которые имеют низкую степень замещения (пищевая продукция, определённые металлы и др), а также максимальное уменьшение или устранение ущерба окружающей среде.

Недостатки

Основной недостаток субсидий состоит в нестимулировании затрат интернализации загрязнения окружающей среды или чрезмерного ее использования.

Субсидии являются дорогостоящими и требуют средств, которые часто не возмещаются, увеличивая в несколько раз разницу между предельно-социальными и предельно-частными издержками, отрицательные экологические экстерналии

Привлечение большого количества экономических агентов, в последствии возрастает объем загрязнения, и возрастают затраты на дальнейшее восстановление окружающей среды

Плохо стимулируют новые технические инновации

Под субсидиями понимается возможность загрязнения, использовать природные ресурсы в недопустимых пределах

Распределение субсидий требует разработку нормативных актов, которые должны обеспечивать надлежащий контроль по их использованию,постоянный контроль над неправительственными организациями по защите окружающей среды и местного населения.

Субвенции -вид государственного финансового пособия местным органам власти или отдельным отраслям хозяйства, предоставляемые на определенные цели на безвозмездной основе

Субвенции – это некоторые суммы средств, которые выделяются из бюджета высшего уровня по решению государственного органа власти на безвозмездной и безвозвратной основе в бюджет низшего уровня. Однако данные денежные суммы должны быть израсходованы на определенные цели.


Похожая информация.


Люди управляют риском уже около четырех тысячелетий. Известно, что примерно 3900 лет назад в древней Месопотамии уже проводилось страхование имущества. В своде законов царя Хамураппи, датируемым 1950 г. до нашей эры, были записаны правила выдачи ссуд под залог корабля, которые предусматривали страховой риск и выплату соответствующей суммы в случае гибели судна и потери его груза. Этот вид страхования был развит позже в Древней Греции. Первый страховой полис, страховавший человеческую жизнь, появился много позже - в 1583 г. в Англии.

Первым законодательным актом, нацеленным на снижение экологического риска, можно считать указ английского короля Эдуарда I, подписанный им более семисот лет назад, в 1285 г. Этот указ запрещал сжигать в печах, служивших для обжига и сушки кирпича, так называемый “мягкий” уголь, в котором много загрязняющих воздух примесей.

Для процессов управления экологическим риском важное значение имеют результаты исследования его восприятия. Выявленные приоритеты в обеспокоенности общества состоянием окружающей среды должны быть учтены при подготовке необходимых экологических мероприятий. Предотвращение риска или его снижение должны принимать во внимание не только количественные, но и качественные характеристики риска, которые обусловлены различными факторами и механизмами восприятия риска (см. гл. 3). Данные по исследованию восприятия риска существенны для адекватной коммуникации риска, поэтому вовлеченные в процесс управления риском менеджеры должны быть заинтересованы в расширении использования таких данных.

С целью предотвращения или уменьшения риска разрабатываются многочисленные и разнообразные документы, сферы действия которых могут ограничиваться каким-нибудь одним предприятием, а могут распространяться и на всю страну. К таким документам относятся законодательные акты и нормативы, направленные на охрану здоровья, улучшение условий труда, снижение загрязнения среды обитания, обеспечение безопасности на дорогах, стандартизацию качества продаваемых товаров и т.д. Всем известная надпись на сигаретных пачках «Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья» представляет собой пример простейшей меры по снижению риска.

В последние годы определилась тенденция регулировать экологический риск законодательным путем, причем на самых высоких уровнях. Так, в 1995 г. Конгресс США постановил, чтобы все будущие законодательные акты в области здравоохранения и экологической безопасности основывались на таких научных данных, которые, во-первых, содержат оценки соответствующих рисков, и в которых, во-вторых, сочетаются эффективные меры снижения рисков с лежащими в разумных пределах затратами .

7.1. Допустимые и пренебрежимые риски угрозы здоровью

Использование в законодательстве параметров риска требует точного количественного определения двух важнейших понятий - максимально допустимого риска и пренебрежимо малого (безусловно приемлемого) риска . Риск признается пренебрежимым, если его уровень в силу своей малости не может быть надежно выявлен на фоне уже имеющихся рисков. В большинстве стран Западной Европы индивидуальный риск, которому подвергается население (а не работающий на производстве персонал), считается пренебрежимым, если его уровень не превышает величину 10 6 за год. Исключение составляют Нидерланды, где значение 10 6 в год считается максимально допустимым риском, а пренебрежимый риск зафиксирован на уровне 10 8 год 1 . В США индивидуальный допустимый риск, составляющий 10 6 , установлен не для одного года, а для всей жизни человека, средняя продолжительность которой принимается равной 70 годам. Следовательно, ежегодный индивидуальный допустимый риск составляет в США величину, равную 10 6 /70 = 1,4310 8 год 1 .

Следует отметить, что приведенные значения индивидуального риска являются теоретическими. Практические значения допустимых индивидуальных рисков могут быть гораздо выше. Например, Верховный Суд США установил нижний предел значимого индивидуального риска, обусловленного присутствием в окружающей среде канцерогенов, равным величине 110 –3 . Следовательно, в данном случае незначимым надлежит считать любой индивидуальный риск меньше 110 –3 . Согласно нормативам Агентства США по окружающей среде, допустимый (приемлемый) риск от веществ с канцерогенными свойствами лежит в интервале от 10 –4 до 10 –6 .

Верхняя граница допустимого риска (максимально допустимый риск) различна у населения и персонала, работающего во вредных условиях. В России максимально допустимый индивидуальный риск для техногенного облучения лиц из персонала принят равным 1,010 3 за год, а для населения - 5,010 5 за год (последняя величина в 50 раз превышает уровень пренебрежимого риска, который в Российской Федерации принят равным 10 6 за год).

Рис. 7.1. Индивидуальный риск смерти, отнесенный к одному году

(по статистическим данным Англии).

Сплошная кривая - для мужчин, штриховая - для женщин. Горизонтальные линии указывают средний риск смерти в результате: 1 - загрязнения воздуха; 2 - транспортной аварии; 3 - удара молнии. Заштрихована область между уровнями приемлемого (А ) и недопустимого (Б ) рисков.

На рис. 7.1 представлены уровни недопустимого (10 –3) и допустимого (10 –6) рисков вместе с возрастной зависимостью индивидуального риска смерти, отнесенного к одному году жизни.

Эта зависимость отражает статистические данные по населению Англии, значения недопустимого и допустимого рисков усреднены по возрастам и считаются и одинаковыми для мужчин и женщин. На этом же рисунке показаны уровни аналогичным образом усредненные значения индивидуальных рисков смерти в результате загрязнения воздуха, транспортной аварии и удара молнии.

На рис. 7.2 показано, как зависят установленные правительством Нидерландов предельные значения социального риска от числа возможных жертв в результате техногенных аварий. Напомним, что социальный риск выражается величиной f - отнесенной к одному году частотой таких аварий на одном объекте, количество жертв которых не превышает значение N .

Рис. 7.2. Уровни предельно допустимого и пренебрежимого рисков, принятые в Нидерландах.

График относится к социальному риску, а левая вертикальная ось - к индивидуальному; все значения отнесены к одному году.

Значения допустимого риска используются в качестве критериев в процессе управления экологическими рисками. Цель этого процесса - снизить уровень риска до приемлемого. На рис. 7.3 представлены стадии процесса управления риском.

Определение параметров имеющейся или планируемой ситуации

Оценивание риска

Определение критериев

принятия решений

Сравнение результатов оценки риска с критериями принятия решений

Поиск вариантов снижения риска

Оценки затрат и эффективности снижения риска для каждого из вариантов

Сопоставление вариантов

Выбор оптимального варианта

Рис. 7.3. Схема процесса управления риском

Процесс управления риском базируется на результатах количественного оценивания риска, которое позволяет

    сопоставлять альтернативные проекты потенциально опасных объектов и технологий

    выявлять наиболее опасные факторы риска, действующие на данном объекте

    создавать базы данных и базы знаний для экспертных систем поддержки принятия технических решений и разработки нормативных документов

    определять приоритетные направления инвестиций, направленных на снижение риска и уменьшение опасности.

Как следует из рис. 7.3, сначала осуществляется сравнение результатов оценки риска для рассматриваемой ситуации и соответствующих критериев. После этого сравнения находятся варианты снижения риска, каждый из которых оценивается с учетом затрат на его реализацию. Оценка вариантов является итеративной операцией, она повторяется до тех пор, пока не будет выбрано оптимальное решение.

Управление экологическими рисками

Задача управления экологическими рисками является, наверное, самой сложной задачей в теории рисков. Это обусловлено сложным механизмом формирования экологических рисков всех родов, включающим взаимодействие экономической деятельности человека, биотопов и биоценозов на некоторой территории. До настоящего времени формальные методы анализа, оценки и прогноза риска оказались зачастую неприменимыми из-за малого объема исходной информации о потенциальных ущербах и их связями с экологическими и энвиронментальными факторами. В таких условиях должны использоваться, и используются, универсальные эвристические методы управления рисками.


В первую очередь должен использоваться метод уклонения от риска. Это означает, что нельзя проводить рискованные в экологическом отношении эксперименты по внедрению чужеродных организмов для их экономической эксплуатации. Это может привести и часто приводит к непредсказуемым экологическим рискам первого рода. Яркими примерами являются завоз кроликов в Австралию и переселение африканских пчел в Южную Америку. Оба эксперимента диктовались экономическими соображениями, и их стоит описать подробнее.


Кролики были завезены в Австралию и выпущены в дикую природу вскоре после ее колонизации. Основным движущим мотивом было стремление развести их на новых территориях в условиях дикой природы с целью развития меховой индустрии в новой английской колонии, которая тогда рассматривалась как возможный локомотив экономики колонии. На первых порах дело развивалось великолепно. Кролики очень быстро размножились в Австралии, поскольку у них не оказалось доминирующих хищников. Популяция кроликов росла взрывообразно. Добыча пушнины кроликов приносила колоссальные доходы. Однако так продолжалось недолго. Спрос на мех кроликов в Англии резко упал, и кролики потеряли свое экономическое значение. Локомотивом экономики колонии стало сельское хозяйство, которому популяция кроликов стала наносить огромный ущерб. Попытки уничтожить теперь уже вредного зверька успехом не увенчались. До настоящего времени сельское хозяйство Австралии несет колоссальные ущербы от популяции кроликов, которые стали фактором экологического риска первого рода. Первоначальная экономическая выгода оказалась намного меньше, чем последующие ущербы.


История с завозом семьи африканских пчел в Бразилию также начиналась с благих экономических пожеланий: желания спасти медовую индустрию Бразилии от экономической катастрофы. В этой индустрии затраты были слишком велики, а отдача меда от пчел казалась слишком малой. Надо было увеличить процент отдачи меда от пчел любым путем, например путем использования более медоносных пчел. Существует два основных подвида медоносных пчел: европейская медоносная пчела и африканская медоносная пчела. Африканская пчела приносит много меда, но крайне агрессивна и в пчеловодстве не использовалась. Европейская пчела дает намного меньше меда, но менее агрессивна, не нападает на человека и животных. В пчеловодстве используется именно европейская пчела. Попытки селекционеров получить гибрид африканской и европейской пчелы с полезными качествами в виде повышенной отдачи меда и приемлемой агрессивности к успеху не привели.


В этих условиях в 1956 г. один-единственный бразильский биолог и пчеловод завозит семью африканских пчел в Бразилию, уверенный, что в природных условиях такой гибрид образуется сам собой. То, что не получилось у биологов в лаборатории, по его мысли, получится автоматически в условиях дикой природы в Бразилии. Он выпускает эту семью на волю и начинает наблюдения за ней. Его надежды не оправдались. Гибрид не получался. Более того, африканские пчелы начали активное вытеснение европейских пчел по всей Бразилии. Причины крылись в биологических различиях размножения африканских и европейских пчел, которые не были известны на момент переселения африканских пчел в Бразилию. Эти различия были выяснены путем тонких исследований значительно позднее, когда угрозу африканской пчелы осознали в США.


Через десяток лет в Бразилии уже не было европейских пчел, и бразильским пчеловодам вынужденно пришлось учиться управлять дикими африканскими пчелами. За последующие сорок лет они этому научились ценой сотен человеческих жизней и огромного количества погибшего домашнего скота. Медовая промышленность Бразилии вышла с 27 места в мировой табели о рангах на шестое. Вроде бы эксперимент удался, хоть и дорогой ценой. Однако все оказалось не так просто. Африканские пчелы начали свою экспансию на север, распространяясь на территории соседних государств, где вовсе не было нужды в замене европейских пчел на африканских. Более того, в некоторых из них медовая индустрия отсутствовала вообще, и африканские пчелы представляли фактор чистого экологического риска первого рода для жизни и здоровья людей.


Началась ожесточенная борьба с африканскими пчелами с целью ограничить их продвижение на север. Использовались хитроумные методы и ловушки, затрачены были десятки миллионов долларов и задействованы тысячи людей. Финансировались эти работы многими государствами, но в основном США, которые понимали опасность выхода африканских пчел на их территорию. Ничего не помогло. К началу 90-х годов африканские пчелы достигли территории США и стали значимым фактором чистого экологического риска первого рода в южных штатах. Появились первые человеческие жертвы. К настоящему времени их число исчисляется сотнями. Африканские пчелы внушают панический ужас населению США и серьезно мешают бизнесу. В частности, некоторые аэропорты оказались заселенными африканскими пчелами и потребовались серьезные затраты по их вытеснению. Целые города и городки оказались подверженными этой экологической угрозе первого рода. Возникла индустрия борьбы с африканскими пчелами в южных штатах США. В своем интервью через 50 лет, биолог, осуществивший завоз африканских пчел в Бразилию, признал результаты своего эксперимента крайне неудачными и просил прощения у семей погибших людей. Он неоднократно повторял, что хотел только хорошего для своей страны и никогда не повторил бы своей ошибки, если бы догадывался о ее последствиях.


Безусловно, существуют примеры и удачных экспериментов по завозу чужеродных организмов для их последующей экономической эксплуатации. Практически все сельское хозяйство активно использует селекцию и разведение прежде чуждых растений и животных на новых территориях. Однако в подавляющем числе случаев такая работа идет под наблюдением компетентных органов власти, и экологические риски первого рода находятся под контролем специалистов. Серьезный риск появляется в случае волюнтаристских решений в погоне за сиюминутной экономической выгодой. К сожалению, переходный экономический период в России способствует проведению именно таких экспериментов. Появляется также значительное количество самостоятельных предпринимателей, готовых рискнуть внедрением новых, чужеродных организмов, не представляя последствий таких действий.


Экологические риски делятся по своему происхождению на риски первого, второго, третьего и четвертого рода. Управление ими осуществляется различными способами. Вместе с тем, для них имеется одно общее обстоятельство. Управление экологическими рисками должно вписываться в общую систему управления экономической деятельностью некоторой территории, т.е. этот вопрос является прерогативой сектора власти, который устанавливает правила игры для коммерческого сектора и населения. В таких условиях основным методом управления экологическими рисками является репрессивное направление. Однако в России в настоящее время именно экологическое законодательство практически отсутствует и подменено законодательством по охране окружающей среды. Более того, концепция экологических рисков не включена в концепцию общего управления территориями, что имеет негативные последствия для всех секторов субъектов риска. В процедуры принятия управленческих решений для территорий в пределах РФ вообще не предусмотрена оценка экологических рисков, т.е. в этом отношении управление отсутствует.


Коммерческий сектор несет фактическую ответственность за само наличие экологических рисков второго, третьего рода и должен был бы нести их в полной мере. Однако на практике такая готовность отсутствует. Более того, зачастую в коммерческом секторе отсутствует само понимание именно экологических ущербов, и признаются только энвиронментальные риски. Предприятия выражают готовность платить за загрязнения и только. За последствия воздействий этих загрязнений на экосистемы, жизнь и здоровье человека они платить не готовы. Очевидно, что в таком случае им пришлось бы возмещать гораздо большие ущербы, обоснованность которых могла бы быть намного выше. Принятие концепции возмещения именно экологических, а не энвиронментальных ущербов для многих предприятий означало бы крах.


Важным методом управления экологическими рисками второго и третьего рода для коммерческого сектора является экологическое страхование. Оно может быть обязательным и добровольным. В России для опасных производств существует перечень деятельности и объектов, на которые распространяется обязательное экологическое страхование. Однако практика такого страхования наталкивается на трудности адекватной оценки экологических рисков, а также на надежность самих страховых компаний.


Население, для которого экологические риски второго и третьего родов могут быть достаточно высокими, обладают различными способами управления этими рисками. В странах с развитым гражданским обществом, где правительство вынуждено считаться с общественным мнением, огромную роль играют целенаправленные кампании и акции. Сила этих управляющих воздействий может достигать и международной арены. В условиях авторитарных или коррумпированных правительств палитра законных действий населения, отстаивающих свои права, гораздо уже, если не отсутствует вообще. Для населения основным методом управления экологическими рисками является уменьшение негативных последствий экономической деятельности предприятий за счет выбора места жительства, воздействия на коммерческий сектор и сектор власти путем акций, в том числе и с помощью некоммерческих экологических организаций. Можно сказать, что в России за последние 10 лет экологическое самосознание населения значительно выросло и продолжает расти.


Управление экологическими рисками четвертого рода осуществляется на основе компенсационных методов, среди которых основное место занимают судебные иски виновникам негативных событий, приведших к экономически ущербам через ухудшение экологических характеристик в окрестностях экономических объектов. Такие иски являются основным оружием в туристической индустрии, охотничьих угодьях, рыбопромышленной индустрии. Возможно также страхование экологических рисков четвертого рода при наличии развитой системы страхования в пределах страны.