Васко Да Гама: открытие морского пути в Индию. Мореплаватель васко да гама и его трудный путь в индию

Эпоха Великих географических открытий - чрезвычайно важная веха в истории человечества. Конечно, народы Южной и Северной Америки вряд ли согласятся с этим утверждением, но для нашей цивилизации в целом значение тех исследований огромно. Имена отважных капитанов славной эпохи навеки запечатлены в исторических документах, а потому их сегодня знает каждый школьник.

Но далеко не все могут перечислить истинные достижения этих великих людей. Не каждый, к примеру, ответит на вопрос о том, что открыл Васко да Гама. Это мы и рассмотрим в статье.

Основные вехи биографии

Ва́ско да Га́ма (1460-1524) - всемирно известный португальский мореплаватель, чья жизнь пришлась как раз на эпоху Великих открытий. Известен тем, что первым в истории проложил морской путь в Индию. В свое время даже занимал высокий пост Индии. Словом, биография Васко да Гама богата выдающимися событиями.

Многие историки подчеркивают, что первооткрывателем в строгом понимании этого слова он не был (в отличие от того же Магеллана). В то время как пришлось в поте лица убеждать сильных мира сего в необходимости организации экспедиции, Васко да Гама подобными вопросами не занимался. Объясняется это тем, что монарх попросту назначил его «открывателем морского пути в Индию».

Мореходу здорово повезло и с организаций похода: его и команду снабдили всем самым лучшим, прекрасно понимая важность всего мероприятия.

Как же начиналась биография Васко да Гама? О матери его много не известно, но отец принадлежал к древнему и состоятельному рыцарскому сословию. У будущего покорителя океанов было пятеро братьев и сестра.

Судя по «да» в его имени, его род точно принадлежал к высшему дворянскому сословию. Как утверждают португальские историки, один из предков Васко да Гама (биография путешественника это подтверждает) в свое время отличился в битве с маврами, за что ему и было пожаловано рыцарское звание.

Где же будущий первооткрыватель морского пути в Индию получал образование? Увы, здесь приходится судить только по косвенным следам. Более-менее достоверно известно лишь то, что математику и навигацию юный Васко да Гама постигал в Эворе. Учитывая, что сведения сохранились только об этих науках, можно предполагать, до чего португальцы уважали людей, которые были способны прокладывать курс и обращаться с секстантом.

Следует заметить, что у португальских дворян не было особенного выбора в вопросах, касающихся рода их занятий. Если человек принадлежал к дворянскому сословию, да еще и был рыцарем, то путь его - исключительно воинское дело. Учитывая, что более-менее серьезных сухопутных войн Португалия ни с кем не вела, но активно осваивала земли за океаном, практически все дворяне становились морскими офицерами.

Не избежал той же стези и молодой Васко да Гама: биография (открытия в том числе) его наглядно показывает, что более талантливых капитанов у Португалии в то время фактически не было.

Жизнь Васко да Гама до его путешествия в Индию

В далеком 1492 году некие французские корсары сумели перехватить богатый груз, шедший в Португалию. Монарх сей славной страны не стерпел такого нахальства, а потому поручил одному молодому дворянину пройтись с карательным рейдом вдоль берега, захватывая все суда французов, найденные в том районе. Порученец выполнил задание настолько быстро и эффективно, что разбойникам пришлось все вернуть. Как вы уже догадались, этим смелым рыцарем и был Васко да Гама. За свою решительность и храбрость он быстро приблизился к королевскому двору.

В 1495 году на трон Португалии взошел Мануэл I, который не только с удвоенным рвением продолжил дело морской экспансии уже известных земель, но и всерьез задумался об открытии мореходного пути в Индию. Первоначально предводителем эскадры был назначен Бартоломео Диаш. Но король понимал, что в экспедиции понадобятся таланты не только мореходного, но и сугубо военного толка. А потому на это место был назначен наш герой. Так что открыл Васко да Гама в дальнейшем?

О морском пути в Индию

Следует заметить, что предшественник деятельного монарха к тому времени уже успел попытать счастья в деле поиска сухопутного маршрута. Сделать это было непросто, так как вся северная часть Африки находилась в руках у вышеупомянутых мавров. Только лишь пройдя южнее Сахары, можно было выйти на искомый путь.

В 1487 году в поход отправилась серьезная экспедиция. Руководили ею опытные офицеры - Перу да Ковильяна и Афонсу ди Пайву. Первому удалось достичь желаемой Индии и передать на родину сообщение о возможности такого перехода. Уже в 1488 году проводит подробнейшее исследование южной оконечности Черного Континента. Казалось, что у Жуана II вот-вот будет сильнейший козырь на руках - путь в Индию гарантировал бы постоянный приток богатств. Так почему же Васко да Гама и открытие морского пути в Индию стали столь важной вехой в истории как Португалии, так и всей человеческой цивилизации?

Судьбе было угодно иное: у короля умирает единственный наследник, а потому он практически полностью отстраняется от занятий политикой. Впрочем, сделать он успел немало: так, для сопровождения экспедиции была выстроена целая эскадра первоклассных морских судов, чье проектирование в свое время возложили на небезызвестного Бартоломео Диаша.

Когда монарх скончался в 1495 году, Мануэл I - его преемник - сперва меньше всего думал об Индии. Но международная политическая обстановка сложилась таким образом, что без этого вскоре стало нельзя. Быстрая подготовка к великому походу продолжилась.

Снаряжение первой экспедиции

На каких кораблях провел свое путешествие Васко да Гама? Во главе эскадры встал «Сан-Габриэл». Аналогичный по классу корабль, «Сан-Рафаэл», перешел под командование Паулу - брата Васко да Гамы. Оба парусника относились к так называемому классу нао. Это были весьма крупные суда, водоизмещение которых достигало 120-150 тонн. За счет широких прямоугольных парусов они могли развивать приличную скорость, но были достаточно неповоротливы, а мореходы не слишком любили использовать их для длительных переходов без привязки к берегу.

Противоположностью флагману стала «Берриу». Судно это - верткая маневренная каравелла. Оно было оснащено косыми парусами, командовал им Николау Коэльо. Наконец, в состав эскадры входил некий транспортник, ни названия, ни прочих сведений о котором не сохранилось.

О навигации

Неудивительно, что при таком внимании к организации экспедиции для ее оснащения выделялись лучшие навигационные приборы того времени. Обер-штурманом стал Перу Аленкер. Сей выдающийся мореход уже успел прекрасно себя зарекомендовать в походе с Диашем (о котором мы говорили выше). Кроме основного офицерского состава на борту были священник, писарь и астроном. Позаботились и о нескольких переводчиках, которые помогли при общении с туземцами. По мнению некоторых историков, численность экипажа достигала 170 человек.

Человеколюбивая традиция

В те времена существовала одна любопытная традиция. На борт при подобных походах брали осужденных преступников. Разумеется, делали это не ради того, чтобы познакомить арестантов с красотами заморских земель. Их использовали в качестве разведчиков, десанта и в прочих ситуациях, когда не хотелось рисковать жизнями штатного экипажа. Впрочем, для самих узников был и «свет в конце туннеля». Каким бы тяжелым ни было прегрешение, которое человек совершил на воле, он получал свободу в конце плавания. Если доживал, разумеется.

Вопросы питания

Помните, мы упоминали о некоем транспортном судне? Включать его в составы экспедиций стали со времен Диаша, когда подобный подход к делу доказал высочайшую эффективность. На складском судне хранился огромный запас провизии, формы, запасного такелажа, инструментов. Рацион команды изобилием не блистал: каши, солонина, сухари. Кроме того, в стандартную пайку входил небольшой объем вина. Зелень и фрукты, рыба и свежее мясо добывались силами самих матросов на стоянках.

Все матросы и офицеры получали неплохое жалованье (за исключением «штрафбата»). Ради романтики морских странствий в походы никто не ходил. Впрочем, путешествие Васко да Гама являлось сугубо коммерческим мероприятием, так что удивляться точно не приходится.

Чем были вооружены корабли эскадры?

К тому времени вооружение на кораблях уже далеко ушло от тех примитивных мортир, которые повсеместно встречались в начале эпохи. Каждый из «нао» имел не менее 20 орудий, а каравелла была вооружена двенадцатью пушками. Личное оружие команды напоминало испанское: те же кирасы и алебарды, кортики и шпаги. Имелось также несколько мушкетов и пистолей. Качество и распространенность личного огнестрельного оружия были так малы, что серьезного влияния на исход схватки оно обычно не оказывало.

8 июля 1497 эскадра с великими почестями отчалила от порта Лиссабона. В путь отправился той эпохи - Васко да Гама. Открытие Индии (точнее, морского пути туда) было не за горами!

Начало похода

Процесс проходил в штатном режиме: корабли плыли вдоль Съерра-Леоне. Воспользовавшись добрым советом Диаша, экспедиция сильно отклонилась к западу от намеченного курса, дабы избежать сильнейшего встречного ветра. Сам он, к слову сказать, к этому времени уже отошел от армады на отдельном корабле, направляясь к крепости Сан-Жоржи-да-Мина. Там Диаш заступил на должность коменданта.

Тем временем, наша эскадра уже сделала впечатляющий крюк в атлантическом океане, после чего португальцы вновь увидели берега Черного Континента. 4 ноября 1497 произошел знаменательный спуск якоря в бухте, которая сразу же получила имя Святой Елены. Команды судов получили приказ для долговременной стоянки, так как корабли все же сильно потрепало в открытом океане, но выполнить все работы не получилось. По пути все же удалось отыскать несколько клочков суши, на которых подлатали отчаянно текущие корабли. Вот как Васко да Гама открыл

Местное население оказалось крайне враждебно настроенным. Впрочем, учитывая количество работорговцев в тех местах, ничего удивительного в этом не было. Сам Васко да Гама получил в одной из стычек стрелу в ногу, после чего эскадра двинулась дальше.

Но главные испытания были еще впереди. С огромным трудом обогнув Мыс Бурь (Доброй Надежды), флотилия бросила якоря в бухте Моссел Бей. Неповоротливое грузовое судно непогода потрепала так сильно, что пришлось его сжечь. К счастью, местные туземцы оказались куда добрее к путникам, а потому удалось не только без помех произвести ремонт кораблей, но и пополнить запасы воды и провианта. Дальнейший путь лежал на северо-восток.

Арабское коварство

16 декабря 1497 года моряки увидели последний памятный столб, который оставила экспедиция Диаша еще в 1488 году. Все сочли это за доброе предзнаменование, причем предчувствия оправдались: целый месяц плавание шло без задержек и происшествий. Во многом это объясняется тем, что корабли экспедиции проплывали вдоль вполне цивилизованных берегов.

Дело в том, что восточный берег Африки с давних пор был арабской вотчиной, а уж они-то, в отличие от полудиких племен западного побережья, прекрасно знали европейцев. Во многом из-за этого и прошла довольно мирно (для тех лет) экспедиция Васко да Гама. Морской путь в Индию отнял жизни многих моряков, но погибли они из-за некачественного питания и инфекционных болезней.

Несмотря на Крестовые походы, отношение к ним было вполне приемлемым, но без сложностей все же не обходилось.

Так, в Мозамбике начались трения с местной администрацией. И дело было вовсе не в религии, которой весьма циничные арабы вообще уделяли мало внимания, а в том, что местные купцы заподозрили в португальцах конкурентов. Васко да Гама в долгу не остался, слегка обстреляв негостеприимные берега.

В портах Момбаса и Малинди экспедицию встретили не в пример лучше. Как ни странно, но местный шейх приветствовал их как лучших друзей. Впрочем, у него были свои причины: польщенные португальцы легко подписали союзнический договор против некоторых общих врагов. В Малинди экспедиция наконец-то встретила индийских купцов. Огромных трудов и немалых денег обошлась процедура поиска надежного лоцмана. 20 мая 1498 корабли флотилии наконец-то достигли берегов Индостана.

Сперва Васко посетил город Каликут (нынешний Кожикоде). Градоначальник встретил гостей очень торжественно. Но и тут мусульманские купцы начали вновь вставлять им палки в колеса. Отношения с градоначальником резко ухудшились, торговля шла плохо. Впрочем, удалось наторговать немало драгоценных камней и специй. По старой традиции, Васко да Гама отплатил неблагодарным горожанам, всадив в городские стены несколько ядер и захватив пару-тройку ценных заложников. В Гоа португальцы попытались основать купеческую факторию, но и здесь их постигла неудача.

Морской путь к берегам Индии - вот что открыл Васко да Гама!

Обратный путь

Пришлось разворачиваться и плыть домой. Впрочем, жаловаться было грех: местность разведана, торговые отношения, пусть и плохо, налажены. Впоследствии это оказалось важным фактором установления владычества португальцев в тех краях, чему немало способствовал сам Васко да Гама. Великие путешественники тех лет нередко становились талантливыми политиками и военачальниками, так что ничего поразительного в данном факте его биографии нет.

Но это было впереди, а пока мореплавателям предстоял длинный и опасный обратный путь. Их донимали (как мало изменилась с тех пор обстановка в том районе), страшная жара и пищевые инфекции. Второго января 1499 город Могадишо был «для профилактики» обстрелян из пушек, после чего эскадра взяла курс на Малинди.

Отдых

7 января 1499 они достигли уже знакомого города, в котором наконец-то смогли отдохнуть от опостылевшего моря и корабельной тесноты. И на сей раз шейх предоставил прекрасную еду и апартаменты, а потому всего за пять дней команда изрядно приободрилась.

Путь продолжался, но не без потерь: 13 января около Момбасы из-за сильной течи снова пришлось распрощаться с одним из судов. К середине апреля сильно поредевшая флотилия все же смогла достичь Зелёного мыса. Дом был уже рядом. Чтобы приободрить членов семей и короля, вперед выслали корабль, который должен был первым доставить весть об удачном завершении экспедиции. В то же время брат Васко, Паулу, серьезно заболел, а потому сам капитан задержался.

И только в конце августа (или уже в сентябре) 1499 года остатки армады гордо пришвартовались в порту Лиссабона. Вот что открыл Васко да Гама. Марко Поло и прочие великие мореходы прошлых лет могли бы с полным правом гордиться делами своего коллеги!

Возвращение и награда

К родным берегам пришли только два судна и 55 человек экипажа. Но с финансовой точки зрения успех был просто феноменальный: выручка от торговли с арабами и индусами в 60 раз (!) превысила все затраты на организацию самой экспедиции. Неудивительно, что имя Васко да Гама и открытие морского пути в Индию стали синонимами на долгие годы вперед!

Мануэл I был в восторге. Васко получил высокий титул дона, немалую пенсию и огромный земельный надел. Учитывая, что Васко да Гама открыл путь в Индию, которая издревле славилась своими богатствами, такие почести легко объяснимы. Кроме того, наш герой стал приближенным советником короля, так что все тяготы не были напрасны. В Индию он отправится еще не раз, отстаивая интересы родной земли на дальних берегах.

В конце 1524 года Васко да Гама скончался, уйдя из жизни на индийской земле. Он все же сумел основать факторию на Гоа, которая оставалась под протекторатом Португалии вплоть до середины 20-го века. Соотечественники и по сей день высоко чтут память о легендарном мореплавателе, а открытия и жизнь Васко да Гама изучают в школах. В его честь назван мост в Лиссабоне, а уж количество посвященных ему произведений искусства и вовсе не поддается исчислению.

Мы рассмотрели, что открыл Васко да Гама. Надеемся, представленная выше информация будет вам полезна.

Васко да Гама родился в 1469 году в городе Синиш, в благородной семье солдата, который верно служил королю Португалии Жуану II. Карьера исследователя у Васко да Гамы началась, после того как умер его отец, возглавлявший экспедицию планирующаяся для открытия морского пути в Азию.

флагманское судно «Сан-Габриель»

Васко да Гама принял команду из 170 человек и отправился из Лиссабона 7 июля 1497 года в составе трех судов «Сан-Габриэль », «Беррио » и флагманским кораблем « Сан-Рафаэль» . Его задачей было отыскать морской путь в Индию для установления торговых отношений, которые обеспечат Португалию дешевыми товарами. На то время товары из Азии поступали на европейский рынок, благодаря купцам из Венеции, Каира и Александрии по сухопутным путям, которые оказывались дорогими. Португалии нужен был свой собственный путь.

судно «Батавия»

судно «Сан-Рафаэль»

Плавание до мыса Доброй Надежды было благополучным. Море было спокойным, а ветер дул в нужном морякам направлении. Но как только обогнули Зеленый мыс, обрушился ураганный ветер с дождем. Лишь на короткое время буря стихала, и затем начиналась вновь. Всё это усложняло продвижение экспедиции. Заканчивались запасы провизии и питьевой воды. Несколько матросов умерло от истощения. Экипаж начал требовать развернуть корабли и взять курс на Португалию. Обессиленная, но обозленная команда подняла мятеж. Моряки хотели заковать Васко да Гаму в цепи, но ему удалось вырваться и успокоить бунтарей.

путешественник Васко да Гама

Корабли сделали стоянку у берегов Восточной Африки недалеко от Мозамбика для починки такелажа и парусов. Там у команды завязались первые торговые отношения с местными жителями. Но это продлилось не долго, так как из-за враждебного настроя туземцев, появились попытки захвата кораблей. В связи с этим экспедиция вынуждена была покинуть побережье. Вскоре 20 мая 1498 года Васко да Гама наконец прибыл в порт Каликут (сейчас Калькутта). Это город на восточном побережье Индии, где была сосредоточена торговля купцов с двух материков - Африки и Индостана. Васко да Гама проявил дипломатические способности во время проведения переговоров с индийским правителем Заторином. После вручения подарков вождю, постепенно начали меняться отношения к путешественникам. Кроме этого товары, закупленные в Африке, практически не имели никакой ценности у местных жителей. Вскоре к начали проявлять враждебность. Васко да Гама был заключен в тюрьму как пират. Едва избежав смертной казни, он смог собрать богатый груз, состоящий из драгоценных камней, золота и кораллов. Окончательно договорился вести торговые отношения между народом Заморина и португальцами (правителю очень понравились специи). После корабли отошли от берегов Индии и взяли курс на Португалию вдоль берегов Африки. Мореплаватель постепенно наносил на карту очертания материка.

возвращение мореплавателей домой

В сентябре 1499 года экспедиция в составе двух кораблей и 55 человек обессиленной команды прибыли в порт Лиссабон. Их встречали как героев. И действительно, ведь кроме ценностей, которые принесли большой доход экономике государства, Васко да Гама нанес на мировую карту более 4000 км побережья Африки от устья реки Грейт-Фиш до порта Малинди, вписав свое имя в мировую историю как первооткрывателя проложившего морской торговый путь из Европы в Индию.

После этого Васко да Гама получил статус лорда. Он совершил еще два похода в Индию, но они были больше враждебными, чем торговыми. Его визиты несли месть за португальских торговцев, которых убили местные жители в 1502 году. А третья экспедиция сделала Васко да Гаму вице-королем Индии в 1524 году. По возвращению из походов он привозил всё больше и больше пряностей и драгоценностей. Это очень радовало короля, и вскоре великий мореплаватель стал адмиралом. Умер Васко да Гама во время третьего путешествия от какой-то болезни, находясь на территории Индии. Его прах в 1538 году был перевезен на родину.

портрет «Васко да Гама»

Васко да Гама внес большой вклад в развитие экономики своей страны и всей Европы, совершил революцию в торговле и положил конец развитию мусульманского превосходства торговли в Индийском океане.

карта походов Васко да Гамы

Первое путешествие Васко да Гамы: как европейцы открыли Индию.

Предыстория

Была торговым партнером Европы с древнейших времен. Самые искусные золотые украшения, богатые ткани, драгоценные камни, пряности, невиданные плоды — это далеко не полный перечень того, в чем остро нуждалась Европа, вернее её правители, короли, герцоги, князья.

Исторически сложилось так, что посредниками в торговле с Востоком выступали арабы. Путь в сказочную страну был им отлично известен, а после возникновения ислама и многочисленных войн в Азии, Индия и вовсе стала частью мусульманского мира.

На протяжении тысячелетия все товары с Востока приходили в Византию, умевшую ладить с соседями, а иногда и надавить на них. Времена расцвета прошли, и теперь соседи уже с удовольствием давили на дряхлеющую и постоянно уменьшающуюся империю.

С приходом монголов, которые смысла в торговле с Европой не видели, всё усложнилось еще больше. Старые караванные пути пустовали, товары в Старый Свет попадали через множество посредников, что, разумеется, цены на индийские изыски совсем не уменьшало.

Сама Европа остро нуждалась в золоте, которого становилось катастрофически мало. Общий язык с мусульманами сумели найти только хитроумные венецианцы и генуэзцы, взвинтившие цены настолько, что товары из Индии стали доступны только королевским особам, да и то не из каждого монаршего дома.

Начало

Долгое время была последней страной, куда привозили восточные роскошества. Все "сливки" уже снимали в Северной , на юге , в . Поэтому португальским грандам доставалось что попроще. Мириться с подобным положением было нельзя.

Есть еще одно обстоятельство подтолкнувшее португальских монархов к организации многочисленных экспедиций в экзотические страны. После окончания реконкисты (отвоевания территории у мусульман на Пиренейском полуострове) многочисленные дворяне, умеющие только воевать, создавали все больше проблем в королевстве. Кормить их всех было накладно, постоянно с кем-то воевать было еще накладней. Эту силу и энергию необходимо было каким-то образом направить и организовать. Опасные путешествия — отличный вариант: в случае успеха — доходы намного превысят расходы, в случае неудачи — особо плакать никто и не будет.

Интересы Лиссабона в первую очередь были направлены на Африку, сулившую и золото, и рабов, и множество других выгод. На пути к богатству, правда, стояли мавры, изгнанные, но непокоренные, нашедшие приют на севере Черного континента. Но их ведь можно обойти. Индия долгое время была лишь мечтой. Но и её время настало.

До Васко да Гамы , открывшего-таки путь в Индию, попыток обнаружить морской путь к пряностям было несколько. Отважные португальские моряки и капитаны довольно хорошо изучили западное побережье Африки. Самый удачливый и отважный из них — Бартоломеу Диаш — достиг (названного так позднее, как напоминание о поисках Индии). Однако, был вынужден вернуться, не достигнув цели. Моряки взбунтовались, да и офицеры были за возвращение, напуганные расстоянием и продолжительностью путешествия. История ждала Васко да Гаму, по-настоящему сильного человека.

Подготовка

Самый опытный моряк в Португалии, был готов повторить попытку достичь Индию морем. Король же был другого мнения. Оценив опыт и знания Диаша, монарх здраво рассудил, что посылать такого человека в опасное плаванье — непрактично. А тут как раз была получена депеша о победе молодого капитана да Гамы, что отправился выполнять приказ короля вместо своего отца и отвоевал галеру с золотом у французских корсаров. На него и пал выбор короля.

В помощь не слишком опытному капитану были выделены лучшие офицеры, опытные моряки, несколько переводчиков и десяток каторжников для выполнения опасных поручений — всего около 170 человек. Подготовкой кораблей занимался лично Диаш, знавший толк в этом деле. Он же и наставлял Васко да Гаму , делился опытом и давал советы.

Вперед!

Летом 1497 года началось судьбоносное плавание, открывшее путь португальцам к вожделенной Индии. Три военных корабля и один транспортный. Все суда вооружены самым серьезным образом, даже на самом маленьком суденышке располагалась дюжина мощных пушек, призванных помочь в осуществлении грандиозного замысла. Общее количество орудий на кораблях — 52! Впереди был путь длинною в два года.

Решив не совершать ошибок предшественников, ведет корабли вдали от берегов Африки. Это избавило экспедицию от ненужных встреч с маврами, местным населением и испанскими конкурентами. Впрочем, по пути португальцам всё же удалось захватить и разграбить арабское торговое судно. Но это так, случай.

Интересно, что на пути к югу Африки, Васко да Гама едва не открыл Бразилию, никому тогда еще неизвестную. Проплыви корабли несколько миль западнее и Кабрал, открывший эту землю три года спустя, следуя по маршруту да Гамы, стал бы лишь вторым европейцем, побывавшим в Южной Америке. Случилось так, как случилось.

Вокруг Африки

Пополнив запасы воды и пищи на Островах Зеленого Мыса, корабли под командованием амбициозного и молодого путешественника Васко да Гамы отправились на Запад, чтобы "поймать" нужный ветер, так необходимый для того, чтобы достичь сложного и неприступного южного мыса.

Три месяца в открытом море не лучшим образом повлияли на команду. Когда, наконец, корабли пристали к берегу, матросы бросились искать себе любовных приключений. Местные племена терпеть выходки каких-то странных и агрессивных людей были не готовы. Начались стычки, в результате которых эскадра была вынуждена убираться восвояси. А затем начался шторм, страшный и многодневный.

Мыс Доброй Надежды был преодолен, но команду свалила цинга. Остановка была необходима. Матросы приключений уже не хотели, поэтому местное население приняло чужестранцев благожелательно. Удалось пополнить запасы воды и провианта, а также выгодно выменять у аборигенов украшения из слоновой кости.

Матросы умирали от цинги. Скоро людей стало не хватать, было принято решение уничтожить наиболее пострадавший корабль. Команду перераспределили на три оставшиеся.

Путь к Индии

Попав в Индийский океан, португальцы оказались в водах, неизвестных европейцам. Вот тут и понадобились каторжане. Эту практику использовали с незапамятных времен. Когда перед мореплавателями возникал неизвестный берег, на него высаживали приговоренных к смерти преступников. Через несколько дней подплывали к берегу снова. Если преступник был жив, значит ему удалось найти общий язык с местным населением — команда может высаживаться. Если несчастный исчезал, то просто плыли дальше. Такая вот методика.

Неизвестность пугала команду. На судах начался ропот. Многие офицеры также были настроены на возвращение. Но не таков да Гама. Он демонстративно выбрасывает в море навигационные приборы. Демонстрируя этим, что ни при каких условиях не вернется, не достигнув цели. Напуганные такой фанатичностью, матросы замолчали.

В те времена все Восточное побережье Африки было вотчиной арабских купцов. Они были уважаемыми людьми, их охотно принимали местные правители. Активно посещали это место и индийские торговцы. Все они были конкурентами португальцев, поэтому редко где их ждал хороший прием.

Правитель Мозамбика принял португальцев торжественно и красиво. преподнес подарки от своего короля. Здесь всё гостеприимство и закончилось. Правитель был оскорблен "убогостью" подношений. Арабские конкуренты португальцев нашептывали о пришельцах всевозможные пакости. Команду Васко да Гамы обвиняли в пиратстве. Пришлось уносить ноги.

Следующая остановка — Момбаса. Здесь также контакта не получилось. Обиженный путешественник Васко да Гама даже захватил небольшое судно с экипажем и обстрелял город.

Счастливым случаем стало то, что правитель следующего портового города Малинди был заклятым врагом Момбасы. Здесь португальцам наконец удалось немного отдохнуть, подкормиться, справиться с цингой. Правитель был столь любезен, что помог найти лоцмана до Индии. Разумеется не просто так, а в обмен на обещание хорошенько потрепать Момбасу обстрелами на обратном пути.

В стране чудес

В Индию (Каликут) португальцы прибыли в конце мая 1498 года. Здесь их снова ждет пышный прием, затем неприязнь со стороны местных властей. Виной всему "бедность" подарков и интриги конкурентов. Но Васко да Гаме удается добиться главного — открытия торговой фактории.

Португальские товары продавались плохо. Арабы и индийцы часто затевали споры о том, какие пошлины должны платить пришельцы. Спустя три месяца пребывания в Индии, эскадра снова вышла в море.

Путь домой

На этот раз ведет себя как самый настоящий пират: захватывает пару десятков рыбаков в плен, грабит суда, встречающиеся на пути. Самим португальцам приходится отбиваться от пиратов.

И снова небольшая передышка в Малинди. И снова море. Теперь в эскадре только два корабля. К моменту возвращения на родину в команде Васко да Гамы осталось только 55 человек, измученных, обессилевших. На Анзорских островах да Гама оставляет могилу родного брата, служившего у него офицером.

Итог

31 августа 1499 перед королем Португалии стоял изможденный, постаревший человек, в котором трудно было узнать молодого и амбициозного офицера из старинного рода да Гама. Рядом с ним лежал золотой идол весом в 30 килограмм. На груди идола сверкал огромный алый рубин. В глазницы были вставлены два зеленых изумруда, сверкающих алчно... Индия была открыта.


Васко да Гама был мореплавателем, который открыл путь в Индию. Он родился в 1469 году в небольшом португальском городе Синиш, но о его ранних годах существует не очень много информации. Он получил неплохие знания в математике, астрономии и навигации. Его отец был моряком. Васко был с ранних лет привязан к морю и часто участвовал в сражениях на воде. Его жизнь была насыщенной, и в своём докладе я расскажу о биографии известного первооткрывателя.

Первая поездка

Правительство Португалии решило всерьез заняться налаживанием торгового сообщения с Индией, но для этого было необходимо найти туда морской путь. Колумб уже пробовал отыскать его, но его открытие оказалось ложным. Индией для Колумба ошибочно стала Бразилия.

Васко да Гама отправился на поиски пути в Индию с командой на четырёх кораблях.

Сначала его корабли отнесло течением к Бразилии, однако Васко не повторил ошибки и нашёл верный курс.

Экспедиция заняла много времени. Корабли были в пути несколько месяцев. Судна пересекли экватор. Они шли по направлению к южному полюсу вдоль берегов Африки и обогнули её через мыс Доброй Надежды.

Оказавшись в водах Индийского океана, корабли, спустя некоторое время, сделали остановку в африканской стране Мозамбике. Здесь Васко решил взять с собой проводника. Им стал арабский путешественник, который хорошо ориентировался в близлежащих водах и территориях. Он-то и помог экспедиции закончить путешествие и привел её прямо к полуострову Индостан. Капитан остановил корабли в Каликут (сейчас он называется Кожикоде).

Сначала мореплавателей встретили с почётом и приняли ко двору. Васко да Гама договорился с правителями о налаживании торговли в их городе. Но другие торговцы, приближённые ко двору заявили, что не испытывают доверия к португальцам. Товары, привезённые экспедицией, продавались очень плохо. Это привело к возникновению споров между моряками и правительством города. В итоге корабли Васко отплыли обратно на родину.

Дорога домой

Обратный путь оказался трудным для всего экипажа. Морякам пришлось несколько раз сражаться с пиратами, защищая себя и товар. Они везли домой пряности, медь, ртуть, драгоценности, янтарь. Многие люди из корабельных команд начали болеть и умирали. Потребовалось сделать небольшую остановку в Малинди, портовом городе, расположенном в Кении. Путешественники смогли отдохнуть и набраться сил. Да Гама был очень благодарен местному шейху, который тепло принял их и оказал помощь. Дорога домой заняла более 8 месяцев. За это время была потеряна часть команды и одно судно. Его решили сжечь его, потому что оставшиеся моряки не справлялась с управлением и просто пересели на другие корабли.

Несмотря на то, что торговля не задалась, экспедиция окупила себя выручкой, полученной в Индии. Поездка считалась успешной, за что руководитель экспедиции получил почётный титул и денежную награду.

Открытие морского пути в Индию предоставило возможность постоянно отправлять туда суда с товарами, чем и стали регулярно заниматься португальцы.

Последующие визиты в Индию

Спустя некоторое время португальские власти решили отправить в Индию несколько кораблей, чтобы подчинить себе страну. В составе команды был и Васко да Гама. Португальцы напали на несколько индийских городов на берегу океана: Онор, Мири и Каликут. Такую реакцию повлекло несогласие властей Каликута на создание фактории. Факториями назывались торговые поселения, основанные иностранными торговцами в каком-либо городе. Команда жестоко обошлась с местными жителями и захватила большую добычу.

В третий раз Васко отправился в Индию, чтобы разобраться с администрацией португальских колоний в Африке и Индии. Были подозрения, что управляющий состав злоупотреблял своим положением. Но эта поездка оказалась менее удачной для мореплавателя. Он заболел малярией и умер. Его тело было привезено на родину. Он похоронен в Лиссабоне.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Поиск морского пути в Индию был для Португалии очень важной задачей. Страна, расположенная в стороне от главных торговых маршрутов того времени, не могла полноценно участвовать в мировой торговле. Экспорт был невелик, а ценные товары Востока португальцам приходилось покупать по очень высоким ценам. При этом географическое положение Португалии очень даже благоприятствовало открытиям на западном берегу Африки и попыткам найти морской путь в «страну пряностей».

В 1488 году Бартоломеу Диаш открыл мыс Доброй Надежды, обогнул Африку и вышел в Индийский океан. После этого ему пришлось повернуть обратно, так как матросы требовали возвращения в Португалию. Основываясь на открытиях Диаша, король Жуан II собирался отправить новую экспедицию. Однако подготовка к ней затянулась и сдвинулась с мертвой точки только после вступления на престол Мануэла I в 1495 году.

Начальником новой экспедиции стал не Бартоломеу Диаш, а Васко да Гама, которому на тот момент было 28 лет. Он родился в приморском португальском городке Синиш и принадлежал к старинному аристократическому роду. В его распоряжении были два тяжелых корабля «Сан-Габриэл» и «Сан-Рафаэл», легкое быстроходное судно «Берриу», а также транспортное судно с припасами. Экипаж всех судов достигал 140−170 человек.

2 Плавание

Суда прошли мимо Канарских островов, разделились в тумане и собрались у островов Зеленого Мыса. Дальнейший путь затруднили встречные ветры. Васко да Гама повернул к юго-западу и, немного не дойдя до Бразилии, благодаря попутному ветру сумел наиболее удобным путем дойти до мыса Доброй Надежды. 22 ноября флотилия обогнула мыс и вышла в незнакомые воды.

На Рождество корабли вошли в бухту, которую назвали Гаванью Рождества (порт Наталь). В конце января 1498 года экспедиция достигла устья реки Замбези, где пробыла около месяца, ремонтируя корабли.

Двинувшись дальше вдоль восточного побережья Африки, 2 марта португальцы достигли Мозамбика. Здесь начинались территории, которые контролировали арабы. Переводчиков у Васко да Гама хватало, так что дальнейшее плавание проходило уже по вполне понятному для португальцев маршруту: им были известны расстояния, основные порты, в которых надо было остановиться.

3 Индия

В богатом сомалийском городе Мелинда Гама сумел договориться с шейхом, и тот предоставил ему лоцмана. С его помощью экспедиция в мае 1498 года добралась до Индии. Корабли остановились у города Каликут (Кожикоде). Местный правитель — заморин — радушно принял посла португальского капитана. Однако Гама отослал правителю подарки, которые не имели никакой ценности, отношения между ним и правителем охладились, а обстановка в городе, наоборот, накалилась до предела. Мусульманские купцы настраивали горожан против португальцев. Правитель не дал Васко да Гама разрешения на основание фактории.

9 августа, перед отъездом, да Гама обратился к заморину с письмом, в котором напоминал об обещании направить посольство в Португалию и просил послать в дар королю несколько мешков пряностей. Однако правитель Каликута в ответ потребовал выплаты таможенных пошлин. Он приказал задержать нескольких португальцев, обвинив их в шпионаже. В свою очередь, Васко да Гама взял заложниками нескольких посетивших суда знатных каликутцев. Когда заморин вернул португальцев и часть товаров, Васко да Гама отправил на берег половину заложников, а остальных взял с собой. 30 августа эскадра отправилась в обратный путь.

Обратная дорога была не из легких. 2 января 1499 года матросы да Гама увидели сомалийский порт Могадишо. В сентябре 1499 года Васко да Гама вернулся на родину героем, хоть и потерял два корабля и две трети экипажа, включая любимого брата Паулу.

4 Второе плавание в Индию. Отплытие

Сразу после открытия морского пути в Индию португальское королевство стало организовывать туда ежегодные экспедиции. Экспедиция 1500 года, возглавляемая Педру Алвариш Кабралом, заключила торговый договор с заморином Каликута и основала там торговую факторию. Но португальцы вступили в конфликт с арабскими купцами Каликута, фактория была сожжена, и Кабрал отплыл из города, обстреляв его из пушек.

Начальником новой большой экспедиции, снаряженной после возвращения Кабрала, был снова назначен Васко да Гама. Часть флотилии (15 судов из 20) оставила Португалию в феврале 1502 года.

5 Плавание

За экватором Гама, вероятно, с целью разведки пошел, не удаляясь далеко от суши, вдоль берегов Аравии и Северо-Западной Индии до Камбейского залива, а оттуда повернул на юг.

У Каннанура корабли Гамы напали на арабское судно, идущее из Джидды (гавань Мекки) в Каликут с ценным грузом и 400 пассажирами, главным образом паломниками. Разграбив судно, Гама приказал матросам запереть в трюме команду и пассажиров, среди которых было много стариков, женщин и детей, а бомбардирам — поджечь судно.

6 Индия

Заключив союз с правителем Каннанура, Гама в конце октября двинул флотилию против Каликута. Начал он с того, что повесил на реях 38 рыбаков, предлагавших португальцам рыбу, и бомбардировал город. Ночью он приказал снять трупы, отрубить головы, руки и ноги, свалить туловища в лодку. К лодке Гама прикрепил письмо, в котором говорилось, что такова будет судьба всех граждан, если они будут сопротивляться. Прилив вынес лодку и обрубки трупов на берег. На следующий день Гама опять бомбардировал город, разграбил и сжег подходившее к нему грузовое судно. Оставив семь кораблей, для блокады Каликута, он отослал в Каннанур за пряностями два других корабля, а с остальными пошел за тем же грузом в Кочин.

После двух «победоносных» стычек у Каликута с арабскими судами Васко да Гама в феврале 1503 года повел корабли обратно в Португалию, куда и прибыл в октябре с грузом пряностей огромной ценности. После этого успеха пенсия и другие доходы Гамы были значительно увеличены, позднее он получил графский титул.

7 Третье плавание

В 1505 году король Мануэл I, по совету Васко да Гамы, учредил должность вице-короля Индии. Сменявшие друг друга Франсишку д’Алмейда и Аффонсу д’Албукерки жестокими мерами укрепляли власть Португалии на индийской земле и в Индийском океане. Однако после смерти Албукерки в 1515 году его преемники стали намного хуже справляться со своими задачами, больше думая о личном обогащении.

Король Португалии Жуан III решил назначить вторым вице-королем 54-летнего сурового и неподкупного Васко да Гаму. В апреле 1524 года адмирал отплыл из Португалии. Васко да Гаму сопровождали двое сыновей — Эштеван да Гама и Паулу да Гама.

8 Индия. Смерть

Сразу же по прибытии в Индию, да Гама принял твердые меры против злоупотреблений колониальной администрации. Но 24 декабря 1524 года Васко да Гама умер от малярии в Кочине.