Уроки географии тема карта по фгос. Технологическая карта урока по географии "тэк"

Технологическая карта урока географии

в 6 классе по теме: «Температура воздуха».

Шилова Ольга Николаевна,

учитель географии

МБОУ «Ясеновская средняя

общеобразовательная школа»

Тема: Температура воздуха

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Форма проведения урока :

Цель: Обеспечить восприятие материала об изменениях температуры с высотой, причинах нагрева воздуха, связи географической широты и температуры воздуха, изменениях температуры воздуха во времени; познакомить с терминами «амплитуда», «среднее значение температуры».

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания, выводить следствия и причино-следственные связи, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, оценивать правильность выполнения действия.

Личностные УУД: развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.

Основные понятия: температура, амплитуда температур, максимальная температура, минимальная температура, суточная амплитуда температур, годовая амплитуда температур, среднесуточная температура, среднемесячная температура, средняя многолетняя температура, средняя годовая температура.

Оборудование:

Учебник для 6 класса «География. Физическая география» Домогатских Е.М., Алексеевский Н.И.;

Атлас по географии для 6 класса;

Термометр;

Тематические рисунки;

Конверты с бланками ответов;

Карандаши, цветные ручки

Содержание учебного материала .

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

I . Этап мотивации к учебной деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнять нормативные требования учебной деятельности

Учитель приветствует учеников.

Добрый день, ребята!

Тема сегодняшнего урока очень важная в разделе: «Температура воздуха».

К нам на урок пришёл необычный гость Градус из географического государства Атмосферии. (на доске изображение Градуса) Его к нам послала сама королева Атмосферии Тропосфера I . Вернуться на родину Градус сможет лишь в том случае, если мы ответим на шесть волшебных вопросов Тропосферы I и решим её задачи. Поможем Градусу?

Приветствуют учителя, настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

установка на сопереживание

Регулятивные УУД

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

II . Этап актуализа

ции и пробного учебного действия

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действия

Ребята, познакомимся с волшебными вопросами Тропосферы I . (Вопросы записаны на доске)

5. Что такое амплитуда?

Как вы думаете, ребята, почему королева Тропосферы I . пожелала, чтобы мы ответили на её вопросы?

Диалог с учителем

Работают с информацией , представленной на доске , с целью поиска и выделения необходимой информации.

(Эти вопросы являются важными при изучении раздела «Атмосфера». Они выявляют закономерности распределения тепла по поверхности Земли)

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

принимать и сохранять учебную задачу

I 1 I . Этап выявления места и причины затруднения

Цель: осознание того, в чём именно состоит недостаточность знаний, умений или способностей

Ребята, на каждой парте лежат 6 конвертов. (Работа по парам) Каждый конверт пронумерован. Номера соответствуют вопросам написанным на доске. Как вы уже догадались, эти письма-ответы Градус заберёт для королевы Тропосферы I .

Отложите конверты вправо, на ваш взгляд, те, которые вы легко заполните. Влево положите конверты, которые пока заполнить не получится.

Откладывают конверты вправо, с вопросом, на который могут ответить, влево с вопросами, ответ на которые не знают.

Регулятивные УУД

IV . Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств их реализации

Учитель ставит проблемный вопрос:

Что поможет ответить на вопросы, которые вызывают затруднения.

Ученики отвечают:

Необходимо обратиться к учебнику (П.16)

Регулятивные УУД

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

V . Этап реализации построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действия и формирование умений его применять

Учитель даёт установку найти в тексте учебника ответы на вопросы, вызывающие затруднения, проверить, имеющиеся знания.

Ученики работают с текстом учебника. (Работа по парам).

Познавательные УУД

смысловое чтение и извлечение необходимой информации.

VI . Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: усвоение учащимися нового способа действия

Итак, сможем ли мы помочь Градусу, вернутся в Атмосферию? Для этого нам необходимо ответить на 6 волшебных вопросов, которые выявляют закономерности распределения тепла по поверхности Земли.

Ученики читают вопросы и отвечают на них.

Вопросы:

1. Как изменяется температура с высотой?

2. От чего зависит нагрев воздуха?

3. Как связана географическая широта и температура воздуха?

4. Как изменяется температура воздуха во времени?

5. Что такое амплитуда?

6. Как определить среднее значение температуры?

Ответы:

1.При подъёме над поверхностью Земли температура воздуха в тропосфере понижается на 6 градусов на каждом километре подъёма.

2. Солнечные лучи нагревают не атмосферу, а поверхность Земли.

3. Количество света и тепла, получаемое земной поверхностью постепенно убывает в направлении от экватора к полюсам из-за изменения угла падения солнечных лучей.

4. В течении суток температура воздуха повышается с рассвета до двух часов дня, а потом начинает понижаться и достигает минимума за час до рассвета.

5. Амплитуда температур – разность самой высокой и самой низкой температуры.

6. Если сложить результаты всех измерений температуры за сутки и разделить на количество этих измерений, то получим среднесуточную температуру. (Подобным способом можно найти среднемесячную, среднегодовую и т.д. температуры).

Коммуникативные УУД

слушание собеседника, выражение своих мыслей

Познавательные УУД

Выведение следствий и причино-следственных связей,

Извлечение необходимой информации.

VI 1.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: интерпретация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия

Сейчас вы должны заполнить конверты. Задача ваша непростая. Королева Атмосферии Тропосфера I не любит читать тексты без иллюстраций, поэтому каждый ответ необходимо превратить в занимательный рисунок.

Для этой работы вам будут нужны не только ручки, а и цветные карандаши, линейка.

(Учитель помогает распределить работу в парах).

Когда каждый из вас завершит работу, проверьте друг друга. Соответствует ли рисунок товарища эталону.

Ученики заполняют бланки в конвертах с помощью рисунков и схем.

Проверяют друг друга. При необходимости исправляют ошибки.

Познавательные УУД

использование знаково-символических средств, в том числе модели и схемы для решения задач

Коммуникативные УУД

Стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Контролирование действий партнёра

Личностные УУД

осуществление взаимопомощи

VI 11.Этап включения в систему знаний и повторения

Цель: включение нового способа действия в систему знаний, повторение изученного материала, закрепление

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с работой. Но у нас остались задачи, которые так же необходимо решить, иначе Градус не вернётся на Родину. Решить их поможет атлас (климатическая карта).

Учитель раздаёт карточки детям с задачами. Сильные ученики получают карточку с несколькими задачами, слабые с одной.

Примерные задачи:

1.Определите температуру воздуха на высоте 3 км, если у поверхности Земли она составляет +26 градусов.

2. Рассчитайте среднее значение температуры по данным, представленным в таблице.

День наблюдения

Температура воздуха

3. Используя приведённые в задании 2 табличные данные, определите амплитуду температур за указанный период.

4. Используя приведённые в задании 2 табличные данные, постройте график изменения температур за указанный период.

5. Измерьте температуру воздуха в помещении. Зарисуйте шкалу термометра и его показания.

(После того, как ученик решит задачи, учитель даёт ответы для самопроверки).

Познавательные УУД

владение общими приёмами решения задач

Регулятивные УУД

IX . Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Отправится ли нами полюбившийся Градус в Атмосферию?

Молодцы! Не печальтесь о расставании с Градусом. Ведь каждый раз, измеряя температуру воздуха, вы будете вспоминать о нём.

Скажите, ребята, пригодятся ли знания темы: «Температура воздуха» в жизни. Объясните свой ответ.

Ребята, для того, чтобы изучить более глубоко эту тему, дома вам необходимо будет ответить на вопросы (В. 1-7 стр. 112). Запишите домашнее задание в дневник.

Хочу поблагодарить вас, ребята, за хорошую работу и задать вопрос: Знаете ли вы, сколько весит воздух? На следующем уроке вы обязательно об этом узнаете! Жду вас. А на сегодня всё. Урок наш окончен. До свидания.

Да. Потому что мы ответили на все 6 волшебных вопросов Тропосферы I , которые выявляют закономерности распределения тепла по поверхности Земли, решили задачи на определение температур воздуха, средних значений температур, амплитуд температур.

Оценивают самостоятельно свою работу, с помощью листа самооценки.

Да, эти знания пригодятся. (Объясняют почему).

Записывают домашнее задание

Прощаются с учителем.

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

оценивать правильность выполнения действия

Познавательные УУД

Выведение следствий и причино-следственных связей

Личностные УУД

Шепелева Ольга Фёдоровна
Учебное заведение: Филиал Мбоу "Большеокуловской СШ" - "Поздняковская ОШ".
Краткое описание работы: Урок направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.Цели и задачи урока сформулированы с учётом особенностей учебного материала. Тип урока-открытие нового знания. Специфика урока состоит в организации индивидуальной работы на деятельностной основе.

Котов Алексей Леонидович
Учебное заведение: МДЦ "Артек"
Краткое описание работы: В рамках практического блока учащиеся получают теоретические знания о Космических (климатических) ресурсах, а также изучают ресурсы Мирового океана, Географию мировых природных ресурсов, применяя полученные теоретические знания в творческой деятельности. Выполняя практические задания, обучающиеся углубят знания о, космических (климатических) ресурсах, водных, минеральных и земельных ресурсах. Главная проблемная задача, которую решают обучающиеся: как сократить добычу исчерпаемых ресурсов на нашей планете, и как нам повлиять на ухудшающуюся экологическую обстановку?

Невядомская Наталья Васильевна
Учебное заведение: МБОУ " СОШ №41" п. Новогорный Челябинская область
Краткое описание работы: Цель сформировать представление о ледниках и многолетней мерзлоте, видах ледников, причинах их возникновения, роли ледников и многолетней мерзлоты в природе и хозяйственной деятельности людей

География — эта наука, изучающая земли и их обитателей. В России география преподается в 5-11 классах школ. На нашем сайте материалы по географии представлены в следующих разделах: Конспекты уроков Технологические карты Контрольные и проверочные Лабораторные и практические Самостоятельные Тесты Подготовка к ЕГЭ Подготовка к ОГЭ Олимпиадные задания Викторины и игры Внеклассные мероприятия Рабочие программы Поурочное […]

Технологические карты уроков географии по ФГОС

В данном разделе сайта Конспектека представлены технологические карты уроков географии, присланные читателями нашего портала. Все технологические карты открыты для просмотра, также вы можете скачать любой материал либо в ознакомительных целях, либо в целях подготовки собственного учебного занятия.

Технологическая карта урока географии, как и любого другого предмета школьной программы в Российской Федерации, является современной формой представления урока в виде таблицы, которая позволяет учителям географии эффективнее организовывать образовательный процесс, а также помогает реализовать образовательные принципы, которые были заложены во ФГОС второго поколения.

В отличие от конспекта урока географии, технологическая карта отражает не только содержательную сторону урока, но и такие важные аспекты образовательного процесса, как методы и средства учебной деятельности, цели урока, планируемый результат, форму организации занятия. Технологическая карта становится незаменимым атрибутом профессиональной деятельности учителей, как на этапе подготовки занятия, так и при последующем анализе.

Технологическая карта

урока географии в 5 классе МБОУ «Рыбинобудская СОШ»,

данного учителем географии Ивановой Л. А.

Тема урока _ Путешествие по Африке

Тип урока _ изучение и первичное закрепление

Задачи урока : Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры природных «рекордсменов» материка. Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка.

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.

Методы обучения, используемые на уроке:

словесные, наглядные, практические;

методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

информационные методы – работа с картой, учебником, дополнительной литературой.

Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение заданий, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;

Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей. Понимание специфических черт природы и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка

Основные понятия : Африка, Сахара, Килиманджаро, Нил, Конго, Нигер, Замбези, Виктория, Танганьика, саванна, оазис.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.Организационный момент

Цель:
мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

Приветственное слово учителя:

Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. Давайте узнаем, с каким настроением мы пришли на урок. На доске висит изображение трех лиц : веселое, нейтральное и грустное ,

Прошу вас прикрепить свой лучик к тому лицу, какое у вас настроение сейчас на душе. (Звучит красивая музыка , пока дети прикрепляют свои лучики)

Спасибо большое за вашу честность рассказать нам о своем настроении. И я надеюсь, что солнышко, которое у нас получилось, будет нам светить в нашем путешествии.

Приветствуют учителя,

Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по планете Земля.

Для начала вспомните:

    Какой материк крупнейший по площади?

    Какое озеро является самым глубоким в мире?

    Чем знаменит Васко да Гама?

    Кто такие финикийцы?

    Какие путешествия совершили финикийцы?

А теперь посмотрите на экран…..

Диалог с учителем.

Отвечают на вопросы

просмотр клипа из мультфильма «Доктор Айболит»
Работают с информацией , представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации;

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

3. Этап изучения новых знаний и способов действий
Постановка учебной цели.

Поискинформации.

Физкульт-ка

Давайте, определим тему нашего урока.

Итак, тема нашего урока « Путешествие по Африке». И в путешествие мы отправимся по Африке. (слайд2)

Подумайте, какова цель нашего путешествия? (слайд 2) Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания? Запишите тему урока в тетрадь. Вы узнаете: (слайд 3)

    Об особенностях природы Африки.

    О природных «рекордсменах» материка.

    О закономерностях изменения природы на материке.

    О том, что такое оазис.

    О том, как выглядят жители Африки.

Нам предстоит ответить на главный вопрос:

Бывает ли в Африке холодно?

И так своё путешествие по Африке мы начнём?

Верно с Географического положения материка.

(слайд3) План ГП. 1. Размеры.

2. Океаны и моря омывающие материк.

3. Соседние материки

Адрес материка нам известен. Давайте теперь познакомимся с природой материка.

Задания по группам:

1группа - Особенности рельефа материка

2группа – Особенности климата

3 группа – Внутренние воды Африки

4 группа – Особенности растительного и животного мира Африки. Оазисы.

5 группа – Население материка.

Слово предоставляется представителям из групп.

Во время рассказа 4 группы показ презентаций учениками: Гориллы , Баобаб

Давайте немножко отдохнём.

Гимнастика для глаз

Север-юг, запад-восток.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Покорчим рожи.

Изобразить мордочки различных животных, обитаемых на материке.

Рисование носом.

Посмотреть на контур материка, острова, моря, экономического района. Закрыть глаза. Начертить в воздухе объект носом. Открыть глаза, сравнить с оригиналом.

Раскрашивание.

Представьте белый контур материка. Мысленно раскрасьте разным цветом природные зоны материка. Раскрашивать не торопясь, не допуская пробелов.

Круг.

Представить большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. При этом можно мысленно называть соседей экономического района или повторить береговую линию какого-либо материка.

Прослушав все сообщения, давайте попробуем ответить на главный вопрос нашего урока:

Бывает ли в Африке холодно?

Целеполагание.

Отвечают на вопросы

Работают с физической картой полушарий

и учебником.

Ученик у доски даёт характеристику ГП.

Учащиеся отмечают на к/карте океаны и моря.

Работают с картой атласа.

Получение информации из текста учебника и дополнительной (информации раздаёт учитель.)

Представитель каждой группы отвечает у доски, показывая необходимые объекты. Учащиеся отмечают их в к/картах.

Задают дополнительные вопросы.

Выполняют упражнения

Пытаются ответить на вопрос

Формулируют собственное

мнение и аргументируют его.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения).

познавательные: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника.выполнять логические операции самостоятельно...

Коммуникативные
Регулятивные УУД
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

4. Этап информации о домашнем задании

П.22. вопр стр.119, Отметить на контурной карте географические объекты

По желанию Составить кроссворды по теме « Африка»

Записывают д/з.

5.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации

1.Какое место по площади занимает Африка?

2.Частью, каких океанов являются моря, омывающие Африку?

3. Как называется высочайшая вершина материка?

5.Озёра рекордсмены?

6. Почему на материке жаркий климат? Кака он изменяется с удалением от экватора?

7.Что такое лианы?

8.Как называются тропические степи Африки?

9Что такое оазис?

По каким внешним признакам можно отличить жителя Африки от жителя Европы?

Отвечают на вопросы

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

Личностные: формирование мотивации

Регулятивные : целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)

Познавательные : анализ, синтез.

6.Этап подведения итогов

Выставление оценок за урок

7.Этап рефлексии

сегодня я узнал…(слайд 10)
было интересно…
было трудно…
я приобрел…
я научился…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях.

Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №8

Тип урока : урок «открытия новых знаний» в игровой форме (урок-путешествие)

Цель

Содержательная (формирование системы понятий) – познакомить с вкладом русских путешественников и землепроходцев в исследование Евразии.

Деятельностная (формирование умений новых способов действий) – создавать простейшие презентации по материалам учебника.

Задачи

Образовательные: сформировать представление развития географии через историю географических открытий.

Развивающие: создать условия для развития познавательных интересов к предмету.

Воспитательные: формирование культуры общения при работе на уроке.

Планируемые результаты

Предметные:

- учащийся научится: называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время;

называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты;

- учащийся получит возможность научиться:

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации.

Метапредметные:

1) Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

2) Познавательные:

    Логические: решать учебные проблемные задачи, систематизировать информацию, выявлять причинно-следственные связи.

    Общеучебные : работа с текстом и внетекстовыми компонентами: перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу).

    Знаково-символические: работа с иллюстрацией, географическими картами.

3) Коммуникативные: кратко формулировать мысли в письменной и устной форме, развитие навыков сотрудничества, толерантного отношения к чужому мнению, освоение основных социальных ролей и правил.

Личностные: формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемой теме, осознание практической и личностной значимости изучаемого материала.

Основные понятия и термины

Персоналии: Афанасий Никитин, Ермак Тимофеевич, С.И. Дежнев.

Межпредметные связи

География, история, обществознание.

Ресурсы:

    основные

    дополнительные

ПК, презентация, интерактивная доска, раздаточный материал, атлас география 5 класс, электронное приложение, учебник «География. Начальный курс». Авторы: Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И.-М. : «Дрофа», 2014.

Форма урока

Формы учебной деятельности : индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы и приёмы: беседа, рассказ учителя, самостоятельная работа с учебником, атласом, контурной картой

Технология

«Технология деятельностного метода обучения»

Дидактическая технологическая карта

Этапы урока

Базовое содержание урока

(Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы)

Учебно-познавательные и учебно-практические задания

Деятельностный компонент урока на уровне учебных действий

(Деятельность учащихся, ее содержание, формы и методы)

УУД

1 . Самоопределение к деятельности.

Мотивационный

Приветствие учащихся. Включение в деловой ритм.

Проверка всего необходимого к уроку.

1.На прошлом уроке мы знакомились с эпохой «Великих» географических открытий. Вспомним некоторые события того времени.

2. Наша страна – самая большая в мире, она занимает значительные территории в двух частях света – Европе и Азии. Посмотрите на карту, какие океаны омывают Россию? Не одно поколение отечественных землепроходцев и путешественников посвятило свою жизнь исследованию территории России.

Взаимодействуют с учителем во время беседы. Включаются в деятельность.

    Выступают с презентацией.

Личностные: мотивация учения,

смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на этот вопрос),

нравственно-этического оценивания.

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

1. Каких русских путешественников вы знаете? Используя атласы, назовите несколько географических объектов, названных в честь отечественных землепроходцев.

2. В конце XVI столетия Ермак Тимофеевич «со товарищи» «пробили и отворили широкую дверь в Сибирь», как писал русский историк XIX в. Афанасий Щапов. Преодолевая Большой Каменный Пояс (Урал), туда ринулись «встречь солнца» в погоню за счастьем русские торговые люди, охотники-промысловики и казаки. Всего лишь за 60 лет, оставив позади многие тысячи километров, они пробирались к берегам Тихого океана и Амура, достигнув на востоке и северо-востоке края Сибирской земли.

- Почему в это время было начато изучение территории России?

Какие у вас гипотезы? Как их проверить?

3. Сформулируйте тему урока.

4. Что бы вам хотелось узнать по теме урока?

5. Какой ожидаете результат?

    Называют географические объекты, названные в честь отечественных землепроходцев.

    Выходят с помощью учителя на тему « Открытия русских путешественников », записывают в тетрадь.

    Высказывают свои предположения.

    Высказывают свои предположения.

Личностные: формирования границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

Познавательные: общеучебные – освоение начальных форм познавательной рефлексии.

Коммуникативные: кратко формулировать мысли в устной форме.

3. Постановка учебной задачи, проблемной ситуации

1. Какую ставим цель урока?

2. Для достижения цели урока, необходимо:

Рассмотреть важнейшие маршруты русских путешественников и землепроходцев;

Отметить на контурной карте.

    Определяют цель урока – познакомиться с вкладом русских путешественников и землепроходцев в исследование Евразии.

    Называют задачи:

    Изучить

    Определить

    Повторить

    Составить…

Личностные: воспитание культуры на уроке.

Регулятивные: контроль ответов сверстников.

Познавательные: общеучебные – выдвижение цели, умение делать умозаключение.

Коммуникативные: выработка общего решения, взаимопомощь, выражение собственного мнения.

4. Построение проекта

выхода из проблемно

ситуации затруднения

    Организация деятельности учащихся, в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий: учитель совместно с учащимися определяет, как будут добывать знания.

    Включаются в самостоятельную деятельность по созданию новых знаний.

Регулятивные: планирование -определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и

последовательности действий.

5.Реализация построенного проекта

(изучение нового материала)

Организует деятельность учащихся по работе с новой информацией.

    Продолжает работать «Школа географа-следопыта». Мы отправляемся в путешествие по следам русских путешественников и землепроходцев.

    Работаем в группах: выбираете средство передвижения, определяете название своей экспедиции.

Используя § 7 (пункт 1, 2, 3 до Камчатской экспедиции) учебника, атласы, энциклопедии, контурные карты, каждая команда отправляется открывать новые русские земли:

1 команда : открытие и освоение Севера;

2 команда: «Хождение за три моря»;

3 команда: «Освоение Сибири» Ермаком;

4 команда: «Освоение Сибири» С.И. Дежневым.

Каждая команда заполняет бортовой журнал (таблицу) свое путешествие: «Открытия русских путешественников».

    Презентация своего путешествия.

    Заполнение колонок таблицы других команд и намеченных маршрутов.

Физкультминутка.

    Практическая работа.

Название экспедиции:_________________________

«Открытия русских путешественников»

    Пользуясь текстом учебника §7 , заполните таблицу:

Обозначьте на контурной карте маршруты русских путешественников и землепроходцев.

    Какие методы географических исследований вы использовали, выполняя эту работу?

2. Внимательно слушают, комментируют, корректируют и фиксируют ответы в таблицу.

Выполнения упражнений общего воздействия согласно СанПиН 2.4.2.2821-10

Личностные: взаимопомощь.

Регулятивные: оценивание объективных трудностей, формулирование выводов.

Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Коммуникативные:

Осознанно строить речевое и

письменное высказывание;

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

6. Первичное закрепление учебного материала

1. Какой вклад в освоение русских земель внесли новгородцы и поморы?

2. Объясните фразу «Хождение за три моря»?

3. Кто открыл русский путь в Сибирь?

4. В чем заслуга С.И. Дежнева?

Отвечают устно на вопросы.

Регулятивные: коррекция- внесение необходимых дополнений.

7. Самостоятельная работа (первичная проверка умений)

Организует индивидуальную работу – работа на контурной карте.

Нанесите на контурную карту все географические объекты, упомянутые в тексте параграфа.

    Использование индивидуальной формы работы:

самостоятельное выполнение учащимися задания на применение нового

способа действия;

осуществление самопроверки, пошагового сравнения с образцом;

оценивание своей самостоятельной работы.

Регулятивные : умение оценивать свою работу.

8. Включение новых знаний в систему

и повторение

(рефлексия содержательная)

Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного материала.

    Прием «Закончи фразу»: «работа на уроке позволила мне…»;

Включение новых знаний в систему знаний.

Какова цель экспедиций, совершенных русскими людьми?

Коммуникативные: построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества.

Познавательные: самостоятельное построение новых учебных целей, на основе ранее усвоенных способов действий.

Личностные: формирование эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей.

9. Рефлексия деятельности (итог урока)

Рефлексия эмоционального состояния

    Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Все ли нам удалось? Что интересного вы узнали?

2. Какие действия вы совершили на уроке , чтобы доказать следующее утверждение…

3. Какими источниками информации мы пользовались для того, чтобы узнать (по теме урока)?

Прием «Зарядка».

    Присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение;

    Присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;

    Согнуть руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение;

    Подняться на цыпочки, поднять руки вверх, похлопать в ладоши – очень высокая оценка, восторженное отношение.

Ι. Актуализация знаний.

* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.

ΙΙ. Открытие нового знания.

* Отметить учеников, которые хорошо работали с таблицей.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.

    Ответы обучающихся.

    Письменная рефлексия, на уроке я:

    Располагают каравеллы на настенной карте.

Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: умение выражать свои

мысли; формулировать

собственное мнение и позицию.

Личностные:

осуществление личностной рефлексии при подведении итогов.

10. Домашнее задание

1. Обязательное для всех:

- §7.

2.Дополнительное (по желанию или на выбор):

А) Задания электронного приложения и рабочей тетради;

Б) Презентация (сообщение) о русском путешественнике и его экспедиции.

    Определяют объем и содержание домашней работы, относящейся к следующему этапу обучения.

    Записывают д/з в дневник.

Регулятивные : планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.


▫ Спасибо!
▫ Добрый вечер! Участие в школьных, городских научных конференциях, дистанционное обучение, создание детьми презентаций, работа с цифровым микроскопом....-это внеурочная деятельность моих обучающихся.
▫ - Ты чувствуешь? Вокруг весна Зеленый трепет ожиданья И непонятные желанья Разлила в воздухе она. - Послушай, это все обман, смешные выдумки поэтов. Что с этого, в итоге, нам? Без разницы весна и лето - Ты понимаешь, я весной Дышу как будто по-другому Брожу в волнении по дому, И удивляюсь, что со мной! - Наверно, авитаминоз Ешь фрукты, просыпайся позже, а, может, это от мимоз, будь с аллергией осторожней. - Я очень радуюсь весне И чувствую ее круженье, Тепло лучей, планет движенье, И днем, и по ночам во сне. - Не забивай себе мозги, Подумай лучше о зарплате, или попей пивка с тоски. И говорить об этом хватит Нам не понятен мир чужой - У каждого своя ментальность. Но воздух напоён весной И это главная реальность! Петр Давыдов 6056349-a1238795 Добрый вечер, Ниночка! Это первый московский первоцвет, а у нас еще сугробы и температура минусовая! Спасибо, что заходишь на мою страничку мой верный Дружочек! Извини, что не могу должным образом отвечать на твои замечательные комментарии нещадно меня выбрасывает с портала
▫ Конечно же политика! Например, политика государства в области образования. Там столько всего - заслушаешься и голова закачается. От ново и от введений. От полёта, так сказать, чьих-то мыслей и сбычи чьих-то мечт. Через призму, опять же так сказать, объективной реальности. Чем не тема для педагогического Портала? Например: ликвидация образовательных учреждений в Карелии. Тут не жаловаться надо - тут `деяния` оглашать! Сетевая публичность порой ну так смуШЧает некоторых рукой водителей, так смуШЧает - что они даже от докладов прятаться начинают. Значит, действует! Действует сетевая огласка-то! Или взять, например, религию. Отчего б не обсудить темы её и её адептов сосуществования в окружающем нас мире? А нет причин не обсуждать. И поводов не делать достоянием гласности (если кто не помнит - то в России свобода слова. Конституционно закреплённое право, да)) - поводов не делать достоянием гласности суть и сущность того, чьи `основы` изучают в школах и не только. И даже более: некоторые очень хотят, чтобы её изучали долго... Всю школьную жизнь! - Почему? - А потому! - Но... Как же так?! - А вот так! Отчего б не обсудить соответствие заявленных целей - и действительное воплощение этих `заявлений`, а? Это же интересно! Это прям по краю основного закона РФ! Это, я бы сказал, гражданский долг всех нас - оценивать через призму законов нашу бытность... правда? А жалобы на жизнь? Это совершенно естественно: люди хотят жить нормально, а им нате, выньте в стиле `Ну мы хотели ж как лучше... А чёй-то вышло, как всегда...`. Есть повод для жалоб? А чего ж нет?! Вот и делятся наболевшим - среди граждан нашего общества. Так что совершенно замечательно, что есть где, есть что и есть кому сказать.