Нормативные требования к проектированию пандусов. Нормативы длины и ширины пандусов для инвалидов

Это специальные дорожки, которые служат для соединения поверхностей разной высоты. Они предназначены для облегчения подъёма и спуска людей в инвалидных креслах и перемещения детских колясок. Их располагают под небольшим углом к основной горизонтальной площадке, чтобы движение как вверх, так и вниз, было достаточно комфортным.

Стоимость и порядок заказа смотрите на странице Пандусы →

Конструктивно пандус состоит из трёх частей:

  1. — горизонтальная зона в нижней части;
  2. — наклонная аппарель;
  3. — горизонтальная зона в верхней части.

Рампы для инвалидов часто устанавливаются на различных объектах общественного пользования (подземные переходы, больницы, магазины) и в жилых домах. Причём это касается не только возводимых зданий, но и существующих построек. Действующие строительные стандарты предусматривают принципы «универсального проекта» и «разумного приспособления» -- то есть гарантируют инвалидам равные условия жизнедеятельности с другими гражданами.

Установка пандусов проводится согласно определённым правилам (ГОСТ и СНиП). Так, угол наклона рампы, дублирующей лестницу, не может быть более 5% при длине марша в пределах 9 метров. Если протяжённость лестницы превышает это расстояние, то в конструкции обязательно наличие горизонтальной поверхности длиной от 1,5 метров через каждые 8-9 метров спуска. Уклон винтовых пандусов может достигать 8% при подъёме на высоту до полуметра. Однако если разность высот более 0,8 метра, то максимальный угол наклона должен быть равен 5%.

Помимо правил, касающихся величины уклона, протяжённости и высоты подъёма, есть требования, которые оговаривают размеры горизонтальных площадок с обеих сторон наклонной поверхности.

Они нужны, чтобы обеспечивать удобный подъезд и спуск инвалидного кресла или коляски.

Габариты площадок должны быть достаточными для разворота и стабильного размещения коляски. Если начало или конец наклонной дорожки расположены слишком близко от какого-либо препятствия, то пользование ею будет затруднено. Рекомендуемые минимальные размеры свободных зон 1,5×1,5 метра.

На удобство использования пандуса влияет также и его конструкция. Например, ступени на входах в здания нередко оборудуют металлическими швеллерами. Даже если их длина и уклон соответствуют нормам, люди в инвалидных креслах будут не в состоянии ими воспользоваться. Причина в том, что передние колёса кресел некоторых моделей не находятся в одной плоскости с задними. Передние колёса монтируют ближе к продольной оси, в то время как задние располагаются гораздо шире. Таким образом, по пандусу из двух швеллеров можно катить только детскую коляску. Для специальных инвалидных кресел необходимы широкие цельные аппарели.

Ширина пандусов по СНиП

Ширина пандусов - параметр, который закладывается на стадии проектирования конструкции. Минимально допустимое значение, указанное в СНиП о доступности зданий для маломобильных групп населения, - 90 см. Этой ширины достаточно для движения одного инвалидного кресла при наличии поручней по обеим сторонам дорожки. Уклон поверхности не может превышать 8%.

Для примера изображен пандус с шириной в свету 1000 мм. Однако, определяется она разными способами. Расстояние между ограждающими бортиками - 1000 мм, а между поручнями - 960 мм. Полный габарит при этом составляет 1000 мм.

Если требуется дорожка для одновременного проезда в обе стороны, то она должна быть не уже 1,8 м. При этом инвалид может пользоваться поручнем только с одной стороны, поэтому допустимый уклон поверхности составляет 5-6%. В случае если ширина пандусов превышает 2 метра, рекомендуется размещать поручни как по бокам, так и в центре дорожки.

Это необходимый элемент пандуса, который предотвращает соскальзывание колёс во время подъёма и спуска. Бортик располагается на всей протяжённости дорожки с внешней стороны. Минимально допустимая высота, которая указана в действующих строительных нормативах, составляет 50 мм.

Данный элемент может являться дополнением к конструкции. В этом случае используют металлические полосы или трубы небольшого диаметра, которые монтируют на высоте 50-70 мм от основной поверхности.

На рисунке изображён поперечный разрез пандуса с ограждающим бортиком, когда ни одна из сторон не граничит со стеной.

Необходима, если дорожка для проезда инвалидного кресла не оборудована ими изначально. Продольные борта значительно повышают безопасность пользования пандусом как съёмного, так и несъёмного типа.

Установка бортиков обычно заключается в приваривании металлического профиля (полоса, пруток, круглая труба) к ограждающим стойкам на небольшом расстоянии от полотна пандуса.

Второй вариант монтажа - крепление квадратной или прямоугольной стальной трубы непосредственно на опорной поверхности при помощи болтов. В этом случае нужно убедиться, что высота трубы соответствует нормам. Оба варианта подходят как для бетонных, так и для металлических пандусов. Конкретный способ следует выбирать исходя из удобства проведения работ.

Проектирование лестничной площадки с аппарелью для инвалидных кресел предполагает увеличение площади свободной зоны в соответствии со взаимным расположением дверей и пандуса.

В качестве примера, на схеме изображён пандус, примыкающий к боковой, относительно входа, стене. Чтобы проехать дальше, человеку в коляске нужно первым делом обогнуть дверь. Для облегчения данного манёвра глубину площадки необходимо увеличить на 30-50 сантиметров. Желательно, чтобы направление открывания двери было противоположно положению пандуса. Это гарантирует инвалиду лёгкий и удобный проезд.

В формате свода правил проведена в рамках выполнения Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент "О безопасности зданий и сооружений", а также п. 2 Плана мероприятий по созданию безбарьерной среды для целей проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи.

Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Впервые в российский нормативный документ введен новый прогрессивный принцип "универсальный проект (дизайн)", который заявлен в Конвенции, как обязательный. Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.

Свод правил разработан с учетом требований Международного олимпийского комитета, Международного паралимпийского комитета и международного опыта в системе других документов в области стандартизации, устанавливающих требования по доступности зданий, сооружений и объектов инфраструктуры для маломобильных групп населения.

В настоящем нормативном документе реализованы требования от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Актуализация выполнена авторским коллективом: "Национальное объединение строителей" (руководитель темы - канд. экон. наук С.В. Пугачев); ОФСОО "PAСC" (зам. руководителя темы - д-р психол. наук В.Б. Мяконьков, технический директор Л.Б. Гутман, ведущий специалист И.П. Камчаткин); ОАО "Институт общественных зданий" (зам. руководителя темы по научной работе, общая редакция - канд. архитектуры A.M. Гарнец); ООО "ПожМонтажГрупп" (инженер А.В. Апаков); Департамент социальной защиты населения г. Москвы (специалист А.В. Варсанофьев); ГУП "МНИИТЭП" (нач. электроотдела А.В. Кузилин); ФГОУ ВПО Госуниверситет по землеустройству (д-р архитектуры М.Ю. Лимонад); ОАО "МосОтис" (инженер С.М. Ройтбурд); Минрегион России (канд. экон. наук, нач. отдела технического регулирования и нормирования в строительной отрасли Департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики К.А. Жиляев); ОАО "ЦНИИПромзданий" (канд. архитектуры Д.К. Лейкина); ООО "ИСС" (ведущий научный сотрудник Э.Н. Асылгараева); АНО "Оргкомитет "Сочи 2014" (директор функционального подразделения по подготовке олимпийских объектов и инфраструктуры С.А. Красноперов, старший менеджер по подготовке Олимпийских объектов Д.Б. Шишонков), при участии Всероссийского общества инвалидов (зам. председателя О.В. Рысев).

1.1 Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее - маломобильных групп населения - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах "универсального проекта" (дизайна).

1.2 Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

1.3 Возможность и степень (вид) адаптации к требованиям настоящих норм зданий, имеющих историческую, художественную или архитектурную ценность, следует согласовывать с органом по охране и использованию памятников истории и культуры соответствующего уровня и с органами социальной защиты населения соответствующего уровня.

своевременного получения МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и обучающем процессе и т.д.;

1.6 Проектные решения объектов, предназначенных для маломобильных групп населения, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять права и возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный материал отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

4.1.2 На путях движения МГН не допускается применять непрозрачные калитки на навесных петлях двустороннего действия, калитки с вращающимися полотнами, турникеты и другие устройства, создающие преграду для МГН.

4.1.3 В проектной документации должны быть предусмотрены условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения МГН по участку к доступному входу в здание с учетом требований . Эти пути должны стыковаться с внешними по отношению к участку транспортными и пешеходными коммуникациями, специализированными парковочными местами, остановками общественного транспорта.

Система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН на все время (в течение суток) эксплуатации учреждения или предприятия в соответствии с ГОСТ Р 51256 и ГОСТ Р 52875.

Ширина и длина пандуса — важные критерии, нормативы по которым закрепленны в СНиПах и ГОСТах на проектирование и строительство пандусов в Российской Федерации. Рассмотрим эти понятия подробно.

Расчет длины пандуса

Длина пандуса состоит из суммы длин его наклонных поверхностей и поворотно-разворотных площадок. Максимальная длина пандуса для инвалидов — 36 м (что соответствует 3 м высоты подъема) — данный норматив определен СП 59.13330.2012. Если рассчетная длина инвалидного пандуса получается более 36 метров, то необходима установка подъемных платформ — электрических подъемников для инвалидов.

Важный элемент пандусов для маломобильных групп населения — поворотно-разворотные горизонтальные площадки, которые проектируются при изменении направления пандуса, а также просто горизонтальные площадки — длина подобных площадок должна быть не менее 1,5 м. Длина одного марша наклонных поверхностей пандуса не должна превышать 9 м — то есть как минимум через каждые 9 м устанавливают горизонтальные или поворотно-разворотные площадки.

С формулой расчета длины пандуса можно ознакомиться .

Ширина пандуса для детских и инвалидных колясок

Ширина пандуса для инвалидных колясок (ширина между поручнями пандуса) регламентируется СП 59.13330.2012 и составляет от 0,9 м до 1 м. Таким образом, минимальная ширина пандуса для инвалидных колясок — 0,9 м. Нашей компанией принята стандартная ширина пандуса — 1 м. По желанию заказчика данная ширина может меняться в допустимых СНиП пределах.


Ширина откидных пандусов для детских колясок

Откидные пандусы для детских колясок изготавливаются под размеры заказчика. Производится замер детских колясок и устанавливается необходимая ширина пандуса. Обычно в многоквартирных домах мы изготавливаем пандусы для детских колясок со следующими размерами.