§29. Внутренние воды

Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений

Под общей редакцией П.С.Лопуха

Общее количество страниц –

§ 1. Введение. География материков и стран – комплексный страноведческий курс

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЗЕМНОГО ШАРА

ТЕМА 1. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ

§2. Географическая оболочка

§3. Глобальные черты рельефа

§4 . Тектоническое строение земной коры

§5. Рельеф равнин и гор Земли

§6. Климат Земли. Солнечная радиация

§7. Циркуляция атмосферы

§8. Основные типы воздушных масс. Циклоны и антициклоны

§ 9. Климатические пояса Земли

§10. Почвы и почвенно-земельные ресурсы мира

§ 11. Природные зоны Земли. Природные зоны экваториальных и тропических

широт

§ 12. Природные зоны Земли . Природные зоны умеренных и арктических широт

§13. Проблемы сохранения природного разнообразия на Земле

ТЕМА 2 СОВРЕМЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ МИРА И ЕГО ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

§14. Население мира. Современные демографические тенденции

§15. Мировой процесс урбанизации

§16. Этнический состав населения. География религий мира

§17. География материальной и духовной культуры

§18. Динамичность политической карты мира

§19. Понятие о мировом хозяйстве. Основные этапы формирования хозяйства

§20. Факторы размещения производства

§21. Показатели уровня социально-экономического развития стран

§22. Понятие о мировом рынке. Международное экономическое сотрудничество

РАЗДЕЛ 11. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР

ЗЕМНОГО ШАРА

ТЕМА 3. ОКЕАНЫ

§23. Тихий океан

§24. Атлантический океан

§25. Индийский океан

§ 26 . Северный Ледовитый океан

ТЕМА 4 А ФРИКА

§27. Географическое положение. Географические открытия и исследования

Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые

§28. Климат

§29. Внутренние воды

§30. Природные зоны

§31. Население. Политическая карта

§32. Хозяйство

§33. Арабская Республика Египет

§34. Южно-Африканская Республика

§35. Экологические проблемы

ТЕМА 5. АВСТРАЛИЯ ОКЕАНИЯ

§36. Австралия: географическое положение. Географические открытия и исследования. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые

§37. Австралия: климат. Внутренние воды

§38. Австралия: природные зоны

§39. Австралийский Союз

§40. Океания

Тема 6. АНТАРКТИДА

§41. Географическое положение. Географические открытия и исследования. Геологическое строение, рельеф

§42. Основные черты природы

§43. Современные исследования. Охрана природы

Тема 7. ЮЖНАЯ АМЕРИКА

§44. Географическое положение. Географические открытия и исследования

§45. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые

§46. Климат

§47. Внутренние воды

§48. Природные зоны

§49. Население. Политическая карта

§50. Хозяйство. Экологические проблемы

§51. Аргентина. Венесуэла

§52. Бразилия

Тема 8. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

§53. Географическое положение. История открытия и географические исследования

§54. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые

§55. Климат

§56. Внутренние воды

§57. Общие закономерности природной зональности. Природные зоны

§58. Природные зоны. Экологические проблемы

§59. Население. Политическая карта

§60. Соединенные Штаты Америки

§61. Канада

§62. Мексика

Приложение 1. Типовые планы описания географических объектов

Приложение 2. Словарь терминов

Приложение 3. Страны мира

Дорогие ученики!

Курс «География материков и стран» рассчитан на изучение в течение двух лет. В разделе «Общий географический обзор земного шара» вы будете изучать материал о закономерностях развития природы Земли, современном населении мира, его хозяйственной деятельности, международном сотрудничестве. Особое значение придается особенностям культуры и религий различных территорий и стран, проблемам сохранения природного разнообразия и устойчивого развития.

В разделе «Региональный обзор земного шара» изучается природа, население, особенности его хозяйственной деятельности на материках и странах. При изучении открытий и исследований материков вы познакомитесь с известными путешественниками. Мы надеемся, что их судьбы зажгут ваши сердца жаждой новых познаний, стремлением к поискам и открытиям, воспитают добрые помыслы и сильные характеры. Знание политической карты поможет вам ориентироваться в информации о происходящих в мире событиях, самостоятельно анализировать и давать им объективную оценку. Изучение географии населения и географии культуры позволит больше узнать о самом человеке, задуматься о ценностях людей на Земле, воспитывать в себе уважение к чувствам людей различных культур и вероисповеданий. Комплексное страноведение раскрывает многообразие связей между природой, человеком и обществом. Это способствует восприятию многоликой географической картины мира. Комплексное страноведческий курс «География материков и стран» - это словно окно в многоликий мир, с которым человек неразрывно связан.

Уроки географии раскрывают неизведанную ранее неповторимую красоту, величие, уникальность и многообразие природы Земли, дают понимание ценности и хрупкости этого творения перед всемогущим разумом человека. Природная среда, культура, образ жизни людей, их хозяйственная деятельность определяют своеобразный и неповторимый облик каждой страны. Все природные процессы на Земле неразрывно связаны между собой и находятся под воздействием человека. Чтобы понять взаимосвязи между природой и деятельностью людей, необходимо много читать, размышлять, анализировать, сравнивать, уметь выделять главное, делать выводы и, наконец, учиться прогнозировать. Мы надеемся, что в этом вам поможет данное учебное пособие.

«Опережающие задания», помещенные перед каждой темой, приглашают вас в библиотеки к чтению книг, к целенаправленному просмотру телепередач, использованию ИНТЕРНЕТА. Эти задания не являются обязательными, однако, выполнение их, готовит фундамент для возведения очередного этажа знаний. Задания, предложенные по тексту изучения параграфа, потребуют умения пользоваться картами различного масштаба и содержания, а также рисунками и схемами учебного пособия.

Параграфы начинаются рубрикой «Основные вопросы», которые нацеливают вас на выделение главного, на суть изучения новой темы. Определения выделены курсивом, наиболее важные положения выделены жирным, а дополнительный текст напечатан мелким шрифтом. В конце каждого параграфа выделенным шрифтом отражены «основные мысли» в основном в соответствии с поставленными вопросами в начале параграфа. Таким образом, изучение параграфа вы будете начинать «основными вопросами» и заканчивать «основными мыслями». В конце параграфа вам предлагаются вопросы трех уровней: без звездочки – на воспроизведение знаний, с одной звездочкой – более сложные с использованием карты, с двумя звездочками – требующие применения знаний в новой ситуации или творческого характера. Рубрика «Обобщаем» после изучения всей темы поможет самостоятельно привести знания в систему, подумать, как применить их в различных жизненных ситуациях.

В конце учебного пособия помещены словарь терминов, типовые планы описания географических объектов, таблицы, которые можно использовать при выполнении заданий. Вместе с учителем вы изучите оглавление учебника: основные разделы, темы, параграфы и поставьте задачи, что вы должны знать и уметь в результате изучения данного курса географии.

Мы надеемся, что каждый из вас на уроке географии задумается об основных человеческих ценностях: проблеме мира на Земле, здоровье человека, сохранении и разумном использовании окружающей природы, уважении и признании людей различных национальностей и вероисповеданий, умении жить с ними в согласии и взаимопонимании.

Даже самый современный учебник географии не может отразить все явления и события в быстро меняющемся мире. Поэтому следует постоянно следить за сообщениями в средствах массовой информации, географических изданиях литературы и карт, что вместе с учебным пособием предоставит простор для раздумий и самостоятельной оценки происходящих явлений и событий.

Северная Америка – третий по площади материк после Африки и Евразии. Чтобы дать полную информацию о континенте, необходимо составить план описания Северной Америки. Прежде всего необходимо выяснить географическое положение, климатические условия, сведения о рельефе и его размеры.

Общая характеристика

Северная Америка – материк, включающий в себя 23 государства. Самые крупные страны – Канада, Соединенные Штаты Америки и Мексика.

Протяженность материка Северная Америка с севера на юг составляет 7326 км. Находится материк в Западном полушарии севернее экватора. Его крайние точки:

  • северная – мыс Мерчисон
  • западная – мыс Принца Уэльского
  • восточная – мыс Сент-Чарльз
  • южная – мыс Марьято

Северную Америку омывают Тихий, Атлантический и Северный Ледовитый океан. От Южной Америки она отделена Панамским каналом, а от Евразии – Беринговым проливом.

В северной части берега материка имеют сильно изрезанную структуру. Крупнейшими полуостровами являются Лабрадор, Калифорния, Флорида. Крупнейшим островом является – Гренландия (крупнейший в мире) и острова Канадского Арктического архипелага.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Гренландия – крупнейший остров в мире (общая площадь 2,2 млн кв. км). Этот остров принадлежит Дании. Столицей является город Нуук с населением всего 17000 чел.

Рис. 1. Гренландия

Рельеф и полезные ископаемые

В Северной Америке на Западе преобладают горы, а на Востоке – равнины. В основании большей части континента лежит Северо-Американская платформа, на которой расположена Миссисипская низменность, Центральные равнины и ступени “гигантской лестницы” Великих равнин и равнины северного побережья.

На западе материка расположены Кордильеры. Если говорить кратко, то Кордильеры – это самая большая на Земле горная цепь, простирающаяся вдоль окраин Северной и Южной Америк. Наибольшая высота приходится на гору Мак-Кинли (6194 м.), которая является высшей точкой Кордильер и всей Северной Америки.

Рис. 2. Гора Мак-Кинли

Аппалачи – горная цепь, находящиеся на востоке. По сравнению с Кордильерами здесь расположены совсем невысокие горы, высота которых колеблется от 600 м. до 1200 м.

В Северной Америке также много полезных ископаемых. На Великих равнинах и Миссисипской низменности расположены месторождения нефти, газа, каменного угля. Кордильеры богаты рудами цветных металлов, золотом, урановыми рудами. В Аппалачах залегают железные руды, каменный уголь.

Климат

Экваториальный климатический пояс – единственный пояс, в котором не располагается Северная Америка. Огромное значение для климата играют множество факторов: долгота, широта, наличие или отсутствие гор, удаленность от океана.

Необходимо запомнить следующие сведения: чем дальше местность находится от Атлантического океана, тем меньше количество осадков. В то же время влажные воздушные массы Тихого океана влияют на прибрежные склоны Кордильер.

В арктическом поясе кроме северного побережья находятся Гренландия и Канадский Арктический архипелаг.

В Гренландии зимой бывает настолько холодно, что температура опускается до -50 градусов.

В субарктическом поясе находятся полуостров Аляска, полуостров Лабрадор, побережье Гудзонова залива. Отличительной чертой этого пояса является многолетняя мерзлота.

Для умеренного пояса характерен муссонный тип климата на востоке, морской – на Тихоокеанском побережье. Температура здесь зависит от времени года: летом тропический воздух приносит жару, а зима отличается резкими похолоданиями.

На восточном побережье климат влажный субтропический, а на западном – средиземноморский. В центральной части материка климат континентальный.

Вся Центральная Америка, исключая юг, расположена в тропическом климатическом поясе. Юг – в субэкваториальном. Климат в этих областях определяют пассаты.

Внутренние воды

В Северной Америке много рек и озер. К бассейну Северного Ледовитого океана относится крупнейшая река – Маккензи. Реки, относящиеся к этой местности в основном равнинные и покрыты льдом 8-9 месяцев в году.

Реки бассейна Атлантического океана достаточно длинные. Самой главной рекой этой территории является Миссисипи (3778 км). Миссисипи является равнинной рекой, из-за обильных дождей часто переполняется, что вызывает наводнения.

Класс

Начальный курс географии

1. Галай, И. П. Начальный курс географии, 6 класс / И. П. Галай, Б. Н. Крайко, Е.И. Галай. – Минск: Нар. асвета, 2010.

№ урока Дата проведения Тема раздела, урока Практические работы Основные изучаемые вопросы
Раздел ІІІ. Природа Земли (19 ч)
Тема 3. Литосфера и рельеф Земли (8 ч)
Внутреннее строение Земли. Понятие о литосфере Изучение земных глубин. Внутренние оболочки Земли. Ядро Земли, мантия, земная кора. Строение и мощность земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Литосфера § 14 Вопросы 1 - 5 с. 70
Внутренние силы Земли. Землетрясения, вулканизм Внутренние силы Земли. Землетрясения, вулканизм. Очаг и эпицентр землетрясения. Вулканы, магма, лава, жерло, кратер, вулканический конус § 15 Вопросы 1, 3, 4, с. 78
Внешние силы Земли. Выветривание Внешние силы Земли. Выветривание, физическое, химическое, биологическое выветривание § 16 Вопросы 1, 2, 3, с. 82
Горные породы и минералы, слагающие земную кору Разнообразие минералов и горных пород. Горные породы: магматические, осадочные метаморфические. Полезные ископаемые § 17 Вопросы 1, 2, с. 85
Основные формы рельефа. Горы и горные страны. Основные формы рельефа: равнины и горы. Горы, горные страны, Различие гор по высоте (низкие, средние, высокие). Горный хребет, вершина, горная долина § 18 Вопросы 1 - 3, с. 89
Равнины. Практическая работа № 5*. Описание по карте отдельных равнин и горных стран Равнины. Плоские и холмистые равнины. Различия равнин по высоте –впадины,низменности, возвышенности, плоскогорья § 19 Вопросы 1 - 5 с. 92
Рельеф дна Мирового океана.Практическая работа № 6. Определение глубины морей и океанов по карте Рельеф дна Мирового океана. Изучение дна Мирового океана. Основные формы рельефа дна океанов: материковая отмель (шельф), материковый склон, ложе океана, океанический желоб § 20 Вопросы 1, 2, 4, с. 95
Использование и охрана недр Земли Охрана богатств литосферы. Окультуривание нарушенных земель § 21 Вопросы 1 - 5 с. 98
Тема 4. Гидросфера (10 ч)
Основные части гидросферы и Мирового океана Вода на Земле. Мировой океан и воды суши. Соотношение воды и суши на поверхности земли. Моря (внутренние и окраинные), заливы, проливы § 22 Вопросы 1 - 4 с. 100
Температура и соленость вод Мирового океана Соленость вод. Температура вод. § 23 Вопросы 1, 2, 4, с. 105
Движение воды в Мировом океане Морские волны, цунами. Океанические течения. Теплые и холодные течения. Приливы и отливы § 24 Вопросы 1 - 3, с. 109
Воды суши. Подземные воды и их роль в формировании рельефа Воды суши. Подземные воды (грунтовые и напорные (артезианские) и безнапорные воды). Родники. Роль подземных вод в формировании рельефа. Оползни, карстовые явления § 25 Вопросы 1 - 4 с. 113
Поверхностные воды. Река и ее части Поверхностные воды. Части реки: исток, устье, дельта, приток. Речная долина и ее элементы: русло, пойма, склон, терраса. Речная система, речной бассейн, водораздел § 26 Вопросы 1 - 4 с. 117
Равнинные и горные реки. Уклон и падение рек. Питание и режим рек Равнинные и горные реки. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги, водопады, плёсы. Уклон и падение рек Питание рек (снеговое, дождевое, ледниковое, подземное, смешанное) и режим рек (половодье, паводок, межень) § 27 Вопросы 1 - 5 с. 122
Озера и болота Озера и болота. Озера сточные и бессточные, пресные и соленые. Образование озерных котловин. Тектонические, вулканические, ледниковые, запрудные, карстовые, старичные озера. Водохранилища § 28 Вопросы 1 - 4 с. 126
Ледники Ледники и их образование. Материковые и горные ледники. Воздействие ледников на рельеф. Значение ледников § 29 Вопросы 1 - 5 с. 130
Значение Мирового океана в жизни людей. Охрана океанических вод и вод суши Значение Мирового океана в жизни людей. Океан – человеку. Человек – океану. Охрана вод суши § 30 Вопросы 1 - 4 с. 135
Практическая работа № 7 Экскурсия. Изучение природного объекта своей местности Повторить § 22 - § 30
Обобщающее повторение § 31
Резервное время

Класс



Начальный курс географии

(35 часов в год, 1 час в неделю)

1. Андриевская, З. Я. Начальный курс географии. 7 класс / З. Я. Андриевская, И. П. Галай. – Минск: Изд. центр БГУ, 2004.

3. Атлас: Начальный курс географии. 6 - 7 классы/под общ. ред. И.П. Галая. – Минск: РУП «Белкартография», 2010.

Номер урока Дата проведения Тема раздела, урока. Практические работы Основные изучаемые вопросы Материал учебного пособия Домашнее задание
Раздел IV. Население и его хозяйственная деятельность (22 ч)
Тема 7. Население Земли (3 ч)
Численность населения и ее динамика. Человечество – неотъемлемая часть биосферы. Численность населения земного шара, ее динамика. Основные человеческие расы. Структура населения (возрастной и половой состав). Трудовые ресурсы § 13 Вопросы 3 - 7
Движение населения Практическая работа № 3* Определение изменения численности населения с учетом естественного и механического движения Естественное движение населения (рождаемость, смертность, естественный прирост) и механическое (миграции) движение населения. Решение задач на определение изменения численности населения с учетом естественного и механического движения § 14 Вопросы 1, 4
Размещение и расселение населения Размещение населения. Плотность и расселение населения. Города и сельские поселения § 15 Вопросы 1, 2, 3, 4, 6
Тема 8. Полическая карта мира (2 ч)
Понятие о политической карте мира Политическая карта мира. Изображение стран и их столиц на карте. Государственная граница, Суверенные государства и зависимые территории § 16 Вопросы 1, 2, 3, 5
Типы стран Практическая работа № 4 Обозначение на контурной карте пяти крупнейших по площади и по численности населения стран мира, их столиц и границ; определение плотности населения этих стран Различия стран мира по формам правления(республика, монархия), политико-территориальному устройству (унитарное, федеративное), размерам территории, численности населения § 17 Вопрос 1 - 5
Тема 9. Природные ресурсы и хозяйственная деятельность (2 ч)
Природные ресурсы Понятие о природных ресурсах. Виды природных ресурсов. Исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы. Природные ресурсы как основа жизни человека § 18 Вопросы 1, 2
Хозяйство Понятие о хозяйстве. Предприятие – самостоятельная единица хозяйства. Отрасль и сфера хозяйства. Производственная (отрасли промышленности, сельского хозяйства и строительство) и непроизводственная (отрасли услуг) сферы. Промышленность, сельское хозяйство, транспорт § 19 Вопросы 1, 3, 4, 6
Тема 10. Отрасли промышленности (9 ч)
Энергетика. Топливная промышленность Энергетика и ее значение в хозяйстве. Топливная промышленность и электроэнергетика. Сырье (каменный уголь, нефть, природный газ и др.) § 20. Вопросы 1, 2, 4 § 21. Вопросы 1, 3
Электроэнергетика Понятие об электроэнергетике. Типы электростанций: ТЭС, ГЭС, АЭС. Экологические проблемы § 22 Вопросы 1, 3, 5
Черная металлургия Понятие о металлургии. Черная металлургия. Металлургические комбинаты. География черной металлургии) § 23 Вопросы 1, 2, 3, 4, 6
Цветная металлургия Понятие о цветной металлургии. Алюминиевая, медеплавильная, свинцово-цинковая промышленность, драгоценные (благородные) металлы, сырье и продукция § 24 Вопросы 1, 2, 3
Машиностроение Понятие о машиностроении. Отрасли машиностроения. Продукция, значение в хозяйстве, связь с другими отраслями § 25 Вопросы 1 -5
Химическая промышленность Понятие о химической промышленности. Главные отрасли, сырье и продукция химической промышленности. Экологические проблемы § 26 Вопросы 1, 3
Лесная промышленность Лесные ресурсы. Состав и продукция лесной промышленности. Особенности размещения. Лесная промышленность и охрана природы § 27 Вопрос 1 - 4
Легкая промышленность Понятие о легкой промышленности. Отрасли, сырье и продукция легкой промышленности § 28 Вопросы 1 - 4
Пищевая промышленность Понятие о пищевой промышленности. Отрасли, сырье и продукция пищевой промышленности § 29 Вопросы 1–4
Тема 11. Сельское хозяйство (3 ч)
Сельское хозяйство Отрасли сельского хозяйства Понятие о сельском хозяйстве. Сельское хозяйство, его назначение, связь с природными условиями. Отрасли сельского хозяйства. Структура растениеводства и животноводства § 30 Вопросы 1, 2
Растениеводство. Технические культуры. Овощи и фрукты Растениеводство. Понятие о зерновом хозяйстве. Главные зерновые культуры (пшеница, рис, кукуруза). Технические культуры (волокнистые, масличные, сахароносные, тонизирующие). Выращивание картофеля, овощей и фруктов § 30 Вопрос 3
Животноводство Понятие о животноводстве. Отрасли животноводства: скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство § 31 Вопросы 1 - 4
Тема 12. Транспорт (2 ч)
Транспорт. Виды транспорта Понятие о транспорте. Состав и виды транспорта: сухопутный транспорт (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный), водный транспорт (морской и речной), воздушный транспорт § 32. Вопросы 1, 2 § 33 Вопросы 1 - 4
Практическая работа №5* Описание хозяйственной деятельности населения своей местности (на основе наблюдений и местных источников информации) Понятие о хозяйстве. Производственная (отрасли промышленности, сельского хозяйства и строительство) и непроизводственная (отрасли услуг) сферы. Отрасли промышленности.Отрасли сельского хозяйства. Состав и виды транспорта Творческие задания
Обобщающее повторение § 34
Резервное время – 1 час

Класс

География материков и стран

70 часов (2 часа в неделю)

1. Зыль, Е. А. География материков и стран. 8 класс / Е. А. Зыль [и др.]; под общ. ред. П. С. Лопуха. – Минск: Нар. асвета, 2009.

2. Атлас: География материков и стран. 8–9 классы / под общ. ред. П. С. Лопуха. – Минск: РУП «Белкартография», 2007.

№ урока Дата проведения Тема раздела, урока. Практические работы Основные изучаемые вопросы Материал учебного пособия. Домашнее задание
Введение Что изучает география материков и стран. Особенности содержания учебных разделов и тем. География материков и стран – комплексный страноведческий курс § 1
Тема 4. Африка (9 ч)
Географическое положение. Географические открытия и исследования. Материки Южного полушария. Географическое положение. Географические открытия и исследования материка (Н. Радзивилл, Д. Ливингстон, В. Юнкер, Н. Вавилов). Геологическое строение. Разломы земной коры. Запасы полезных ископаемых. Особенности рельефа § 27 Опережающие задания (по выбору)
Практическая работа № 4* Составление характеристики географического положения и нанесение на контурную карту элементов, характеризующих географическое положение материка на примере Африки § 27
Климат Климат. Африка - самый жаркий материк. Климатические пояса и типы климатов. Роль климатических ресурсов в развитии хозяйства § 28
Внутренние воды Поверхностные и подземные воды. Крупные речные системы, озёра, водопады. Влияние внутренних вод на жизнь и деятельность людей § 29
Природные зоны Природные зоны. Африка – материк саванн Растительность, почвы, животный мир, природные зоны: влажные экваториальные леса, саванны и редколесья, тропические пустыни и полупустыни и субтропические вечнозеленые жестколистные леса и кустарники § 30
Население, его динамика. Социально-демографические проблемы Африки. Этнический и религиозный состав. География материальной и духовной культуры народов материка. Политическая карта Африки. Наименее развитые страны мира § 31
Хозяйство Хозяйство. Особенности отраслевой структуры хозяйства стран Африки. Ведущая роль сельского хозяйства. Страны монокультурного хозяйства. Промышленность: ориентация на добычу минерально-сырьевых ресурсов. Транспорт § 32
Арабская РеспубликаЕгипет Комплексная характеристика страны. Географическое положение. Население. Сельское хозяйство. Промышленность. Города § 33
Южно-Африканская Республика Комплексная характеристика страны. Географическое положение. Население. Промышленность. Сельское хозяйство. Города § 34
Экологические проблемы Экологические проблемы: зона Сахеля. Проблемы устойчивого развития стран материка. Проблема сохранения природного разнообразия материка. Национальные парки и заповедники § 35
Тема 5. Австралия и Океания (5 ч)
Австралия: географическое положение. Географические открытия и исследования. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые Австралия. Географическое положение. История открытия и исследования материка (Д. Кук, А. Тасман, Э. Эйр, Дж. Стюарт). Геологическое строение. Особенности рельефа. Богатство полезными ископаемыми § 36 Опережающее задание (по выбору)
Климат. Внутренние воды Климатические пояса и типы климатов. Самый засушливый материк. Роль климатических ресурсов в развитии хозяйства. Внутренние воды. Богатство подземными водами. Крики § 37
Австралия: природные зоны Практическая работа №5 Сравнительная физико-географическая характеристика Восточной и Западной Австралии Природные зоны. Австралия – материк тропических пустынь. Природные зоны влажных и переменно-влажных экваториальных лесов, жестколистных лесов субтропического пояса. Экологические проблемы § 38
Австралийский Союз Австралийский Союз. Население. Этнический и религиозный состав. Особенности материальной и духовной культуры населения Австралии. Хозяйство. Промышленность. Сельское хозяйство. Города § 39
Океания Океания. Географическое положение. Особенности природы. Политическая карта. Хозяйственная деятельность населения § 40
Тема 6. Антарктида(3 ч)
Географическое положение. Географические открытия и исследования. Геологическое строение, рельеф Особенности географического положения Антарктиды и Антарктики. Размер и береговая линия. Океаны и моря, омывающие материк. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями (Ф. Белисгаузен, М. Лазарев). Исследования материка (Р. Амундсен, Р. Скотт) § 41 Опережающее задание (по выбору)
Основные черты природы Основные черты природы. Геологическое строение и рельеф. Особенности климата. Полюс холода. Климатические пояса § 42
Современные исследования. Охрана природы Современные исследования. Роль белорусских ученых в исследованиях материка. Влияние Антарктиды на природу Земли. Охрана природы. Проблема озоновых дыр § 43
Обобщающее повторение Задания учебного пособия
Тема 7. Южная Америка(9 ч)
Географическое положение. Географические открытия и исследования Географическое положение. Америка – одна часть света и два материка. Географическое положение Южной Америки. История открытия и географические исследования (А. Веспуччи, А. Гумбольдт, Н. Вавилов). Вклад выходцев из Беларуси в исследование природы материка (И. Домейко, К. Ельский) § 44 Опережающее задание (по выбору)
Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые Геологическое строение и особенности рельефа. Полезные ископаемые. Горы Анды – самая протяженная горная цепь на суше. Плоскогорья и равнины. Вулканы и землетрясения § 45
Климат Общие черты климата. Самый влажный материк. Климатические пояса: экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения § 46
Внутренние воды Практическая работа № 6 Сравнительная характеристика рек Амазонки и Нила по плану. Особенности использования рек в хозяйственной деятельности Внутренние воды. Обеспеченность водными ресурсами. Основные речные бассейны § 47
Природные зоны Природные зоны. Южная Америка – материк влажных тропических лесов. Высотная поясность Анд § 48
Население. Политическая карта Население. Расы и расовые группы. Этнический состав. Религии. Особенности материальной и духовной культуры населения. Размещение населения. Города и мегалополисы. Проблемы «ложной» урбанизации. Политическая карта материка § 49
Хозяйство. Экологические проблемы Хозяйство.Страны Южной Америки в современном мире. Промышленность. Ускоренное развитие обрабатывающей промышленности. Сельское хозяйство. Транспорт. Экологические проблемы § 50
Аргентина, Венесуэла Комплексная географическая характеристика стран. Аргентина, Венесуэла. Особенности географического положения, природы, населения, хозяйства, внешних экономических связей. Аргентина – страна экспорта сельскохозяйственной продукции. Венесуэла – особенности экономического развития § 51
Бразилия Практическая работа № 7* Комплексная характеристика страны (Бразилия) Бразилия – лидер среди стран Южной Америки по уровню экономического развития. Комплексная географическая характеристика Географическое положение. Население. Промышленность. Преобладание отраслей тяжёлой промышленности. Сельское хозяйство. Значение растениеводства. Транспорт. Внешние экономические связи § 52
Тема 8. Северная Америка (10 ч)
Географическое положение. История открытия и географические исследования Географическое положение. История открытия и географические исследования (Эйрик Рыжий, Дж. Кобот, Г. Шелихов). Особенности геологического строения. Северо-Американская платформа и складчатые области. Рельеф материка. Полезные ископаемые § 53 Опережающие задания (по выбору)
Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые Особенности геологического строения. Северо-Американская платформа и складчатые области. Рельеф материка. Полезные ископаемые § 54
Климат Климат. Климатические пояса и типы климата. Особенности расположения климатических поясов § 55
Внутренние воды Внутренние воды. Особенности режима и хозяйственного использования рек. Озера и их типы. Хозяйственное использование озер. Ледники. Горное оледенение § 56
Общие закономерности природной зональности. Природные зоны Природные зоны. Отличительные особенности расположения природных зон § 57
Природные зоны. Экологические проблемы Природные зоны. Характеристика природных зон. Изменение природы под воздействием человека. Экологические проблемы § 58
Население. Политическая карта Население. Характер размещения населения. Урбанизация. Миграции. Этнический и религиозный состав населения. География материальной и духовной культуры. Состав населения. Политическая карта § 59
Соединенные Штаты Америки Соединенные Штаты Америки. Комплексная географическая характеристика § 60
Канада Канада. Комплексная географическая характеристика § 61
Мексика Практическая работа № 8* Сравнительная экономико-географическая характеристика Мексики и Канады с использованием дополнительных источников знаний Мексика. Комплексная географическая характеристика § 62
Обобщающее повторение
Резервное время
Резервное время

«География материков и стран» рассчитана на изучение в 8-х и 9-х классах. В 8-м классе в разделе «Общий географический обзор земного шара» вы будете изучать общие закономерности природы Земли, современное население мира, его хозяйственную деятельность, международное сотрудничество. Бы узнаете особенности материальной и духовной культуры народов различных стран, изучите проблемы сохранения природного разнообразия и устойчивого развития.

Географическая оболочка и ее границы.
Географическая оболочка - это целостная, непрерывная оболочка Земли, среда деятельности человека, в пределах которой соприкасаются, взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют между собой нижние слои атмосферы, верхние слои литосферы, вся гидросфера и биосфера (рис. 1). Все сферы географической оболочки непрерывно обмениваются между собой веществом и энергией, образуя целостную и равновесную природную систему.

Географическая оболочка не имеет четких границ, поэтому ученые проводят их по-разному. Верхнюю границу совмещают с границей тропосферы (8-18 км) или с озоновым экраном (25- 30 км). За нижнюю границу принимают границу земной коры (от 5 км под океанами до 70 км под горными сооружениями материков) или нижнюю границу ее осадочного слоя (до 5 км). Вещество в географической оболочке находится в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном. Это имеет огромное значение для развития жизни и происходящих природных процессов на Земле.

СОДЕРЖАНИЕ
От авторов 6
§1. География материков и стран. Предмет изучения и его особенности 7
Раздел I Общий географический обзор земного шара
Тема 1. Общие закономерности природы Земли
§2. Географическая оболочка 11
§3. Глобальные черты рельефа 15
§4. Тектоническое строение земной коры 19
§5. Равнины и горы материков 22
§6. Солнечная радиация. Тепловые пояса Земли 25
§7. Циркуляция атмосферы. Атмосферные осадки 29
§8. Типы воздушных масс. Циклоны и антициклоны 33
§9. Климатические пояса Земли 38
§10. Почвы и почвенно-земельные ресурсы мира 42
§11. Природные зоны Земли. Природные зоны экваториальных и тропических широт 46
§12. Природные зоны умеренных и полярных широт 50
§13. Проблемы сохранения природного разнообразия на Земле 54
Тема 2. Современное население мира, его хозяйственная деятельность
§14. Население мира. Современные демографические тенденции 57
§15. Мировой процесс урбанизации 61
§16. Этнический состав населения. География религий мира 64
§17. География материальной и духовной культуры 67
§18. Динамичность политической карты мира 72
§19. Понятие о мировом хозяйстве. Основные этапы формирования хозяйства 76
§20. Факторы размещения производства 78
§21. Особенности социально-экономического развития стран 81
§22. Понятие о мировом рынке. Международное экономическое сотрудничество 84
Раздел II Региональный географический обзор земного шара
Тема 3. Океаны
§23. Тихий океан 89
§24. Атлантический океан 92
§25. Индийский океан 96
§26. Северный Ледовитый океан 98
Тема 4. Африка
§27. Географическое положение, открытия и исследования материка. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые 101
§28. Климат 105
§29. Внутренние воды 108
§30. Природные зоны 111
§31. Население. Политическая карта 117
§32. Хозяйство 120
§33. Южно-Африканская Республика 123
§34. Арабская Республика Египет 127
§35. Экологические проблемы 130
Тема 5. Австралия и Океания
§36. Австралия: географическое положение, открытия и исследования. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые 133
§37. Австралия: климат. Внутренние воды 136
§38. Австралия: природные зоны 139
§39. Австралийский Союз 144
§40. Океания 148
Тема 6. Антарктида
§41. Географическое положение, открытия и исследования материка. Геологическое строение и рельеф 152
§42. Основные черты природы 156
§43. Современные исследования. Охрана природы 159
Тема 7. Южная Америка
§44. Географическое положение. Географические открытия и исследования материка 163
§45. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые 166
§46. Климат 168
§47. Внутренние воды 171
§48. Природные зоны 175
§49. Население. Политическая карта 179
§50. Хозяйство. Экологические проблемы 182
§51. Аргентинская Республика. Боливарианская Республика Венесуэла 186
§52. Федеративная Республика Бразилия 189
Тема 8. Северная Америка
§53. Географическое положение, история открытия и географические исследования материка 194
§54. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые 197
§55. Климат 200
§56. Внутренние воды 204
§57. Природные зоны 207
§58. Природные зоны. Экологические проблемы 210
§59. Население. Политическая карта 217
§60. Соединенные Штаты Америки 219
§61. Канада 225
§62. Мексиканские Соединенные Штаты 227.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу География материков и стран, 8 класс, Лопуха П.С., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Предметом изучения географии материков и стран является природа земного шара в целом, материки и океаны, народы и страны.

Современная география как комплексная наука состоит из физической географии и экономической и социальной географии, т. е. из природоведческой и общественной частей. Физическая география изучает особенности природы материков, океанов, отдельных их районов, закономерности развития природы Земли в целом. Физическая география тесно связана с геологией - самостоятельной наукой, которая изучает состав, строение и историю развития земной коры и Земли.

Физическая география состоит из нескольких самостоятельных наук, изучающих отдельные компоненты природы. Так, например, геоморфология изучает рельеф рассматриваемой территории, климатология - особенности ее климата, гидрология - воды суши и Мирового океана, особенности их гидрологического режима и т. д.

Экономическая и социальная география объединяет ряд других географических наук: географию населения, географию промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы услуг, географию культуры народов и др. Экономическая и социальная география изучает население, его состав, виды его деятельности, хозяйство, глобальные процессы в мире, формирование мирового рынка и международного экономического сотрудничества, особенности материальной и духовной культуры народов разных материков и стран. Для оценки уровня экономического и социального развития стран используются специальные показатели.

Любое изучение географии прошлого является предметом изучения исторической географии, будь то изучение ландшафтов или культуры народов. Трудно представить современного человека без географических знаний о природе стран, культуре и хозяйстве народов, особенностях их деятельности в разных природных условиях. Изучением конкретных стран и районов Земли занимается географическое страноведение. Это отдельная самостоятельная ветвь географии, занимающаяся комплексным изучением материков, стран и крупных районов Земли. В древности географию понимали как «землеописание». Современное географическое страноведение использует комплекс географических знаний из области других, в том числе гуманитарных, наук: истории, языкознания. Знания истории развития разных народов, их культуры, религий, обычаев и традиций помогают современному человеку разобраться во многих общественных процессах, происходящих в мире.

Основным объектом изучения географического страноведения является конкретная страна - особое комплексное географическое понятие. С одной стороны, страна включает определенную природную и историческую территорию, особенности ее природы, историческое и культурное своеобразие народа или народов, населяющих ее, особенности их языка, нравов, обычаев, хозяйства, а с другой - территорию отдельного государства. В этом случае изучается территория страны, находящаяся под суверенитетом определенного государства. Это суша в пределах государственных границ, ее внутренние воды (реки, озера, водохранилища, внутренние моря, подземные воды) и территориальные воды государства, включающие 12-мильную полосу Мирового океана, примыкающую к ее берегам. Для каждого государства большое значение имеет экономическая зона, которая включает морскую зону шириной 200 морских миль, в пределах которой государства разрабатывают природные ресурсы и заботятся о их рациональном использовании и охране. Таким образом, в страноведении изучается обозначенная границами определенная территория.

Материальная и духовная культура людей неотделима от природы, она отражает в себе природные особенности различных стран и материков. Географическую картину мира и географию мирового развития создают не только страны-гиганты. Много интересного и поучительного характерно для малых и средних стран мира.

Современная география использует многочисленные источники страноведческой информации, включая телевидение и Интернет. Чтобы не запутаться в большом объеме информации, придерживаются строгого порядка географической характеристики стран. Сначала определяют особенности географического положения страны, затем изучают природу, население и хозяйственную деятельность. Географическое положение - это положение географического объекта (территории) на поверхности Земли относительно других объектов, с которыми он взаимосвязан.

При оценке географического положения территории важно выявить характерные ее особенности, а также те черты, которые делают ее похожей на другие территории. Различают физико-географическое (положение относительно природных объектов) и экономико-географическое положение территории (относительно объектов, определяющих жизнь и деятельность человека). Географическое положение может благоприятствовать или затруднять развитие страны, облегчать или осложнять связи с другими странами. Географическое положение может меняться с развитием самой страны, ее окружения.

Общие географические закономерности природы Земли конкретизируются на примерах материков, океанов и стран. Особое внимание обращается как на природные процессы, так и на процессы развития населения и хозяйства. В современной географии комплексно рассматриваются основные закономерности развития природных условий, современного населения мира и его хозяйственной деятельности, экологические проблемы. При применении комплексного подхода учитываются географические, экономические, социальные и экологические взаимосвязи природы и общества.

Разнообразная страноведческая информация позволяет сравнивать, оценивать природные особенности разных территорий, их ресурсный потенциал, состояние хозяйства и населения. Знания о далеких странах, особенностях их развития помогают понять природу нашей страны, особенности развития хозяйства и использовать более эффективно ее ресурсы.

В настоящее время потребность в знаниях страноведческого характера резко возрастает. Все проблемы, с которыми столкнулось человечество (загрязнение окружающей природной среды, продовольственная, энергетическая и др.), касаются всех стран или большей их части. Расширяются мировые экономические связи, торговля, туризм. Все это требует специальных страноведческих знаний.

Республика Беларусь реализует программу создания социально ориентированной рыночной экономики. Поэтому опыт развития экономики других стран, решения различных проблем, в том числе экологических, интересен для нашей страны. Это может оказать помощь, например, в разработке и реализации различных хозяйственных проектов и целевых программ по охране природы.