Среда управления в социальной организации. Сущность понятия «среда управления» и ее типы

Социальная среда управления - совокупность социальных стандартов, норм и ограничений, общественных, групповых и индивидуальных интересов. управление агрессивный социальный

Естественно, что поведение внешней среды оказывает неизбежное влияние на любую управленческую систему. Это влияние может быть положительным или отрицательным. Число положительных и отрицательных воздействий может взаимно компенсироваться, и тогда позволительно говорить о «нейтральности» внешней среды.

В зависимости от того, в какой среде приходится осуществлять процесс управления, варьируется значение устанавливаемых руководителем организацией целей и методов по их достижению.

Понятие «внутренняя / внешняя среда» субъективно. Руководитель, может полагать внешней средой по отношению к себе все, что видит перед собой. Он может отделить себя как личность даже от собственной должности, и его внутренний мир станет еще уже. А может раздвигать границы внутренней среды до своего кабинета, цеха, завода, до всего человечества. И если при этом рассматриваются вопросы взаимодействия человечества с другими формами жизни, с природой, то такой подход справедлив и уместен. Любая форма жизни стремится заполнить собой окружающее пространство, охватить окружающий мир, включить его в себя или соединиться с ним.

Однако для коммерческого директора, планирующего сбыт продукции, вряд ли уместно раздвигать границы внутренней среды до уровня общества. Вряд ли общество будет разделять его точку зрения. Общество в целом выходит за границы его зоны управляемости.

Т.о., внутренняя среда - это часть социальной организации, которая разделяет общую цель, претендует на часть общего результата; сотрудники, чьи индивидуальные цели являются совместными и взаимозависимыми, вкладывающие собственные ресурсы и принимающие на себя риск от срыва совместных проектов.

Руководитель имеет реальную возможность расширить объективные границы внутренней среды его организации, если ему удается перенести указанные условия на аппарат управления, коллектив, общество путем согласования целей, анализа, прогноза и выявления общих интересов, привлечения к риску и ответственности за успехи и неудачи организации.

Но отнесение части пространства к внешней среде не обязательно делает его враждебным. Внешняя среда не может быть однородно бесстрастна к деятельности организации. Она одновременно объединяет в себе разные отношения - от поддержки до резкого неприятия.

Укрупненная типология различает инертную, оптимальную и агрессивную среды.

Основанием к позиции внешней среды в отношении организации являются их цели:

  • * нейтральная среда управления предполагает отсутствие взаимопересекающихся и взаимосвязанных целей субъектов взаимодействия;
  • * оптимальная - согласованность, однонаправленность или дополняемость целей;
  • * агрессивная - наличие взаимоисключающих целей.

Сферы, в которых могут соприкасаться цели организации и внешней среды, тождественны сферам, в которых осуществляется человеческая деятельность.

Столь же общи и факторы, определяющие реакцию внешней среды:

  • * экономические - конкуренция, цикличность развития, состязательность;
  • * политические - классовая и партийная борьба;
  • * технологические - научно-технический прогресс и возможности преобразования;
  • * природно-климатические - стихийные бедствия, неблагоприятные естественные условия;
  • * организационные - правовые, нормативные противоречия;
  • * демографические - половые и возрастные объективные и субъективные различия, стандарты, возможности;
  • * идеологические - соответствие мировоззрений и другие.

С точки зрения решения конкретной задачи и получения максимального результата оптимальной является благоприятная среда управления.

Гармоничное сочетание собственных целей организации, коллектива, руководителя с интересами общества, потребителей, партнеров позволяет избегать многих косвенных затрат, связанных с преодолением правовых барьеров, этических ограничений, негативного психологического отношения. По мере снижения степени внешнего благоприятствования соответственно снижаются потенциальные результаты работы организации.

В агрессивной среде косвенных, не имеющих отношения к основной деятельности расходов, становится больше. Возникает социально-психологическая напряженность, может усилиться общественное давление, выраженное публичной критикой, пикетированием, иными формами проявления общественного недовольства. Нельзя забывать, что ни одна организация не может достичь абсолютной социально-психологической изоляции от внешней среды. Все ее сотрудники одновременно являются жителями определенного населенного пункта, членами каких-либо партий и общественных объединений, пользователями общественными благами, единицами разнообразных социальных общностей и групп. Все эти переплетения социальных отношений ведут к тому, что любые конфликты с внешней средой с течением времени неизбежно перетекают во внутреннюю напряженность и внутриорганизационные конфликты. Тем самым внешняя среда проникает вовнутрь организации, зона управляемости резко сокращается, руководитель утрачивает прежние права и полномочия и т. д.

С одной стороны, ему следует расширять зону собственного устойчивого влияния, захватывая все новые и новые сегменты, ранее относившиеся к «внешней среде». Естественно, что при этом следует соблюдать известную долю осмотрительности, чтобы в погоне за масштабом не забыть про содержание; чтобы расширение организации не носило формальный характер, а отражало растущее качество взаимодействия руководителя с подчиненными, подчиненных с клиентами и т. д.

С другой стороны, руководитель и организация должны постоянно анализировать соответствие собственных целей целям внешней среды. Собственные цели должны формироваться и формулироваться таким образом, чтобы в них проявлялось и социальное значение любой организационной деятельности. Бывают случаи, когда подобное согласование интересов объективно невозможно, например - несовершенство технологий не позволяет обеспечить абсолютную экологическую безвредность производства; или когда противоречия интересов распространяются не на все общество, а на отдельные слои, например - организация элитных форм досуга на фоне низкого уровня жизни большинства населения. В подобных ситуациях на руководителя и организацию налагаются дополнительные задачи по преодолению очевидных столкновений интересов, по разъяснению собственных интересов оппонентам, включению дополнительных мероприятий, удовлетворяющих их интересам. Расходы на рекламу, на поддержку в средствах массовой информации, на приобретение политической поддержки и покровительства в этой ситуации неизбежно возрастут. Могут оказаться востребованными и мероприятия, направленные на обеспечение простой физической безопасности сотрудников и имущества организации.

Вина в таких противоречиях с внешней средой может лежать на любой из сторон этого взаимодействия. Нередко прогрессивные, опережающие свое время идеи наталкиваются на отсталость, консерватизм или пристрастность своих современников. Многие идеологические, технологические, экономические проекты пробивали себе дорогу в непрекращающейся борьбе и конфронтации с внешним миром.

Сама организация еще чаще оказывается виновницей агрессивности внешней среды, если выбирает цели, находящиеся в явном противоречии с системой общественных ценностей или ущемляющие чьи-то права. Наиболее яркие конфликты и противоречия с внешней средой возникают у организаций, занятых нелегальной, противоправной деятельностью. Мафиозные структуры, преступные формирования испытывают постоянную и всестороннюю агрессивность внешней среды, но эта агрессия является естественной здоровой реакцией на их собственную агрессию.

УПРАВЛЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

УПРАВЛЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ планомерная охрана и преобразование окружающей среды в интересах человека, но без разрушения механизмов саморазвития самой природы.

Экологический энциклопедический словарь. - Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии . И.И. Дедю . 1989 .


Смотреть что такое "УПРАВЛЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ" в других словарях:

    управление окружающей средой - 1) то же, что и экологическое управление; 2) (для целей Национального стандарта Российской Федерации Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или экологического менеджмента. ГОСТ Р ИСО 19011 2003) то же, что и экологический… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    ГОСТ Р ИСО 14050-99: Управление окружающей средой. Словарь - Терминология ГОСТ Р ИСО 14050 99: Управление окружающей средой. Словарь оригинал документа: 3.16 Аудит системы управления окружающей средой (environmental management system audit) <внутренний> систематический документально оформленный… …

    ГОСТ Р ИСО 14031-2001: Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования - Терминология ГОСТ Р ИСО 14031 2001: Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования оригинал документа: 3.4 воздействие на окружающую среду (environmental impact): По ГОСТ Р ИСО 14001. Определения термина из … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р ИСО 14040-99: Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура - Терминология ГОСТ Р ИСО 14040 99: Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура оригинал документа: 3.6 Входной поток (input) материалы или энергия, которые поступают в единичный процесс. Примечание Материалы могут… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р ИСО 14043-2001: Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация жизненного цикла - Терминология ГОСТ Р ИСО 14043 2001: Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация жизненного цикла оригинал документа: 3.1.3 оценивание (evaluation) <интерпретация жизненного цикла>: второй шаг фазы интерпретации… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р ИСО 14042-2001: Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия жизненного цикла - Терминология ГОСТ Р ИСО 14042 2001: Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия жизненного цикла оригинал документа: Значение показателя Эквивалентное количество СО2,кг Определения термина из разных документов:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р ИСО 14041-2000: Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели, области исследования и инвентаризационный анализ - Терминология ГОСТ Р ИСО 14041 2000: Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели, области исследования и инвентаризационный анализ оригинал документа: 3.12. анализ неопределенности (uncertainty analysis): Системная… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Система управления окружающей средой - часть обшей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Аудит системы управления окружающей средой - систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных для определения соответствия системы управления окружающей средой, принятой в организации, критериям аудита такой системы, установленным… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    система управления окружающей средой (СУОС) - 3.5 система управления окружающей средой (СУОС) (environmental management system): По ГОСТ Р ИСО 14001. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книги

  • Открытые системы. СУБД № 03/2011 , Открытые системы. В номере: Элементарен ли Watson? Годы работы сотен ученых плюс огромные инвестиции позволили создать работающую в реальном времени вопрос-ответную систему контентной аналитики. Altix UV на… электронная книга
  • Управление подсознанием. Часть 1. Лечение удовольствием (DVD) , . Саморегуляция в широком смысле - это естественное стремление всего живого к жизни и гармонии. Мы постоянно находимся во взаимодействии с окружающей средой, людьмии информацией. Большинство…

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики (ГОСТ Р ИСО 14050.)

  • - сопоставление полученных данных о состоянии окружающей среды с установленными критериями и нормами техногенного воздействия или фоновыми параметрами с целью оценки их соответствия...
  • - система мероприятий, обеспечивающих определение параметров, характеризующих состояние окружающей среды, отдельных ее элементов, видов техногенного воздействия, а также за происходящими в окружающей среде...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • Экологический словарь

  • - систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия системы управления окружающей средой,...

    Экологический словарь

  • - планомерное наблюдение за состоянием и изменением экологически, медико-биологически и социально-психологически важных компонентов окружающей среды: качества воды и воздуха, радиации,...

    Экологический словарь

  • - планомерная охрана и преобразование окружающей среды в интересах человека, но без разрушения механизмов саморазвития самой природы...

    Экологический словарь

  • - измеряемые результаты системы управления окружающей средой, связанные с контролированием организацией экологических аспектов, основанных на ее экологической политике, а также на...

    Экологический словарь

  • - систематический и документально оформленный процесс проверки, объективно полученных и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия системы управления окружающей средой, принятой в...
  • - оценка состояния окружающей среды с целью выявления основных определяющих параметров и критериев безопасности, характеризующих это состояние и позволяющих систематизировать и обобщить фактическую...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - Систематический и документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия системы управления окружающей средой, принятой в организации,...

    Словарь бизнес терминов

  • - Систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых данных для определения соответствия системы управления окружающей средой в организации критериям аудита такой...

    Словарь бизнес терминов

  • - сопоставление полученных данных о состоянии окружающей среды с установленными критериями и нормами техногенного воздействия или фоновыми параметрами с целью оценки их соответствия.См. также: ...

    Финансовый словарь

  • - система мероприятий, обеспечивающих определение параметров, характеризующих состояние окружающей среды, отдельных ее элементов, видов техногенного воздействия.См. также: Наблюдения  ...

    Финансовый словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - прил., кол-во синонимов: 3 изолировавший лишавший соприкосновения с окружающей средой обосабливавший...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 3 изолировавший лишавший связи с окружающей средой обосабливавший...

    Словарь синонимов

"СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ" в книгах

Система управления

Из книги Древняя Индия. Быт, религия, культура автора Эдвардс Майкл

Система управления Практически во всех работах по государственному управлению монархам советуют назначать мудрых советников и всячески к их советам прислушиваться. Конечно, в реальной жизни очень многое зависело от личности правителя. Иногда назначенный правителем

Система управления

Из книги Основы управления малым бизнесом в сфере парикмахерских услуг автора Мысин Александр Анатольевич

Система управления В управлении необходимо использовать системный подход, предполагающий поиск путей и методов эффективного воздействия на общесистемные цели и критерии с учетом множества факторов.Система управления обладает следующими признаками: наличие

Глава 1 (I–VII, X) Введение. - Миролюбивая система Антонинов. - Военная система. - Общее благосостояние. - Новые принципы управления. - Преторианская гвардия, ее бесчинства. - Тридцать тиранов. - Начало упадка империи

Из книги История упадка и крушения Римской империи [без альбома иллюстраций] автора Гиббон Эдвард

Глава 1 (I–VII, X) Введение. - Миролюбивая система Антонинов. - Военная система. - Общее благосостояние. - Новые принципы управления. - Преторианская гвардия, ее бесчинства. - Тридцать тиранов. - Начало упадка империи ВведениеВо втором столетии христианской эры

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ Империю Моголов не следует считать бюрократическим государством. Она была прежде всего военной организацией. Все служащие имели воинский чин и в соответствии с ним должны были получать содержание в виде либо жалования из казны, либо возможности

Из книги Исследование истории. Том I [Возникновение, рост и распад цивилизаций] автора Тойнби Арнольд Джозеф

XV. Потеря господства над окружающей средой

Система управления

Из книги Древняя Русь. IV–XII вв. автора Коллектив авторов

Система управления Киевская Русь в 9–11 вв. была государством раннефеодального типа. Здесь были налицо все признаки феодального общества, но находились они еще на стадии формирования. Существовала община, игравшая, важнейшую роль в жизни Древнерусского государства. Она

Система управления

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СИ) автора БСЭ

8. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления

Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий

8. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления Расширение территории государства и усложнение его деятельности обусловили постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового приказного управления.Система управления подразделялась на

15. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления

автора

15. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления Под дворцово-вотчинной системой управления понимается деление органов управления в зависимости от территории. При этой системе управления органы управления во дворце являлись одновременно органами

29. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

29. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии Приказы – органы системы централизованного управления, которые первоначально развились из единоличных и временных правительственных поручений, издаваемых

Глава II. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Глава II. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СТАТЬЯ 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере

ГЛАВА ВОСЬМАЯ рассказывает о толстяках, которые приходят в баню, чтобы похудеть, о том, что баня помогает спастись от гриппа. Читатель узнает, как японцы избегают простуды и что такое равновесие с окружающей средой

Из книги Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родичах (Издание 2-е) автора Галицкий Алексей Васильевич

ГЛАВА ВОСЬМАЯ рассказывает о толстяках, которые приходят в баню, чтобы похудеть, о том, что баня помогает спастись от гриппа. Читатель узнает, как японцы избегают простуды и что такое равновесие с окружающей средой Чем уже талия… Из уст спортсменов и тренеров мы уже

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

Из книги Книга о ветре для стрелков из винтовки автора Каннингем Кейт

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ Есть и другие точки наблюдения на стрельбище, который могут оказаться очень полезными. Одним из наиболее часто используемых индикаторов является движение травы, кустов и деревьев; есть таблицы перевода обычного поведения растительности

Из книги Серьезный разговор об ответственности [Что делать с обманутыми ожиданиями, нарушенными обещаниями и некорректным поведением] автора Паттерсон Керри

Источник 5. Мотивация окружающей средой Как все это мотивирует нас? Довольно просто. Например, мы знаем, что людей мотивируют деньги и блага, которые они могут получить. Представьте себе, что будет, если направить деньги на противоречивые цели. Например, менеджеров

2.1. Реактивная система управления корабля Apollo. Общая характеристика системы управления

Из книги Пилотируемые полеты на Луну автора Шунейко Иван Иванович

2.1. Реактивная система управления корабля Apollo. Общая характеристика системы управления Все 3 отсека корабля Apollo – командный отсек, служебный отсек и лунный корабль – имеют самостоятельные реактивные системы управления (рис. 21.1). Рис. 21.1. Корабль Apollo: 1 – лунный корабль; 2 –

Введение

Тема данной курсовой работы – анализ среды управления. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям, вырабатывает стратегию взаимодействия с элементами внешней среды, обеспечивающую ей наиболее комфортное существование.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что современная среда управления, характеризуется сложностью, динамизмом, неопределенностью и для определения дальнейших действий, стратегий развития и нужен анализ факторов, воздействующих на нее.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о факторах, влияющих на организацию изнутри, их потенциале и тенденциях развития, так и о факторах, влияющих извне.

Эффективная и рациональная организация цепи процессов управления на предприятии возможна только при постоянном изучении и контроле над изменениями многочисленных факторов внешней и внутренней среды хозяйствования.

Самым распространенным методом анализа среды управления является SWOT-анализ, т.к. он позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны организации, а также потенциальные возможности и угрозы. Именно он и положен в основу данного исследования.

Объектом исследования данной курсовой работы является продуктовый магазин – ООО «Розница-1» магазин №458 (Мария-Ра). Предмет исследования – среда управления данного магазина.

Целью данной исследовательской работы является анализ составляющих среды управления и выработка путей и целей дальнейшего развития магазина.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

1. Изучить структуру среды управления.

2. Выяснить, в чем заключается анализ среды управления и выбранный метод анализа – SWOT-анализ.

3. Дать характеристику объекта исследования.

4. Проанализировать внутреннюю и внешнюю среды объекта исследования.

5. На основе методологии SWOT-анализа выявить слабые, сильные стороны объекта исследования, а также возможности и угрозы.

6. Определить дальнейшие цели развития объекта исследования и пути их достижения.

Данная курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава является теоретической, в ней изложены теоретические аспекты выбранной темы, основные понятия. Вторая глава – практическая часть исследования. Она включает в себя описание объекта исследования (магазина №458), анализ его среды управления и пути повышения эффективности деятельности.

При написании курсовой работы использовались работы следующих авторов Астаховой Н.И., Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П., Зуба А.Т., Медведева В.П., Ермалович Л.П., различные интернет-ресурсы, а также такие документы, как Стандарт обслуживания покупателей и Лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в магазинах торговой сети Мария-Ра.

Глава 1. Теоретические аспекты анализа среды управления

Структура среды управления, основные понятия

Для начала следует дать определение понятия, составляющего тему исследования и раскрыть его структуру.

Среда управления – это совокупность субъектов и факторов, активно действующих и влияющих на положение и перспективы организации, на эффективность управления.

Различают микро- и макросреду управления. Макросреда включает факторы широкого социального плана: политические, правовые, демографические, экономические, географические, национальные и другие. А микросреда представлена отдельными субъектами, имеющими непосредственное отношение к данному субъекту управления и его возможностям.

Микросреда подразделяется на:

Ø факторы, не контролируемые организацией (потребители, конкуренты, посредники, поставщики)

Ø факторы, контролируемые руководством организации (выбор сферы деятельности, технологий, персонала)

Ø факторы, контролируемые подразделениями организации

Также среду управления делят на внешнюю и внутреннюю.

Внутренняя среда управления

Внутренняя среда управления – это совокупность характеристик организации и ее внутренних субъектов (сил, слабостей ее элементов и связей между ними), влияющих на перспективы и положение организации.

Внутренняя среда объединяет элементы, которыми располагает субъект и объект управления, т.е. заключает в себе потенциал, необходимый для ее функционирования. Основными составляющими внутренней среды являются цели, структура, задачи, технология и люди. Рассмотрим эти элементы немного подробнее:

Цели - это конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Основной целью работы большинства организаций является получение прибыли, ведь прибыль это ключевой показатель организации. Гражданский кодекс РФ, принятый в 1995 г., зафиксировал, что извлечение прибыли является основной целью всех коммерческих организаций.

Некоммерческие организации (церкви, благотворительные фонды и т.п.), вероятно, будут уделять больше внимания социальной ответственности, т.к. получение прибыли в таких организациях не главная цель.

Цели разрабатываются руководством фирмы и доводятся до сведения управляющих всех уровней, которые в процессе координации совместной деятельности используют разнообразные средства и методы для их достижения. Ориентация, определяемая целями, пронизывает все последующие решения руководства. Цели разрабатываются также и в подразделениях организации, они не должны противоречить с целями руководства и целям других подразделений.

Структура организации – это логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, направленное на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации. Структура предприятия отражает внутри организации выделение отдельных структурных подразделений, которые связаны между собой в единое целое.

Задачи – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

С определенной точки зрения задачи предписываются не самому работнику, а его занимаемой должности. На основе решения руководства о структуре, каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Если задача будет выполнена определенным образом в определенные сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно.

Технология как фактор внутренней среды имеет гораздо большее значение, чем многие думают. Социолог Чарльз Перроу, много писавший о влиянии технологий на организацию и общество, описывал технологию как средство преобразования сырья – будь то люди, информация или физические материалы – в искомые продукты и услуги.

Технология подразумевает стандартизацию и механизацию. Использование стандартных деталей может существенно облегчить процесс, например, производства и ремонта.

Люди определяют окончательную пригодность данной технологии, когда они делают свой потребительский выбор. Внутри организации люди являются важным решающим фактором при определении относительного соответствия конкретной задачи и содержания операций избранным технологиям. Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества людей, которые являются пятой внутренней переменной.

Важнейшая задача деятельности в области трудовых ресурсов состоит в обеспечении того, чтобы организация располагала требуемым количеством персонала необходимого уровня, и чтобы персонал соответствовал потребностям стратегии.

Взаимосвязь внутренних переменных в организации изображена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Взаимосвязи составляющих внутренней среды

Выделяют также пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента. Данными функциональными группами являются:

Ø производство

Ø маркетинг

Ø финансы

Ø работа с кадрами

Ø эккаунтинг

Управление производством представляет собой управление разработкой и проектированием продукта, выбор технологического процесса, расстановку кадров и техники по процессу производства, управление закупкой сырья, материалов, контроль качества и т.д.

Управление маркетингом призвано увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов. Для этого осуществляется управления такими процессами и действиями, как изучение рынка, реклама, ценообразование, создание систем сбыта, распределения созданной продукции и сбыт.

Управление финансами заключается в управлении процессом движения финансовых средств в организации. Для этого осуществляется составление бюджета и финансового плана, формирование денежных ресурсов и их распределение, и т.п.

Управление персоналом связано с обеспечением производственной и других сфер людскими ресурсами (найм, подготовка, переподготовка), а также оплатой, благосостоянием, условиями найма.

Управление эккаунтингом предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации. Это позволяет организации вскрыть проблемы и выбрать лучшие пути осуществления деятельности.

Внешняя среда управления

Внешняя среда управления – это совокупность внешних субъектов и факторов, активно влияющих на положение и перспективы развития организации.

В свою очередь внешнюю среду делят на среду прямого и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия (непосредственное окружение) это поставщики, потребители, конкуренты, а также законодательство и органы государственной власти.

Поставщики – один из главных факторов прямого воздействия. Ведь именно они обеспечивают полное удовлетворение потребности предприятия в различных ресурсах. Перечислим основные виды ресурсов: трудовые, информационные, материальные, финансовые.

Обеспечение материальными ресурсами включает в себя такие виды как поставки сырья и полуфабрикатов, комплектующих, оборудования многого другого. Обеспечение финансовыми ресурсами включает обоснование объема необходимых ресурсов, коммерческими структурами и финансовыми организациями, бюджетом, частными лицами и формирование взаимоотношений с инвесторами. Обеспечение качественной информацией является одним из важных элементов современной организации. К такой информации можно отнести и информацию о рынках сбыта, о планах конкурентов или о новых разработках продукции. И особое место обеспечения предприятия занимают трудовые ресурсы, которые соответствуют ей по структуре, количеству, уровню профессиональной подготовки, возрасту. В приоритете – привлечение высококвалифицированных кадров, в особенности, менеджеров высшего и среднего звена.

Потребители приобретают те товары и услуги, которые производит организация. В зависимости от спроса потребителей делят на две категории: мелкие и крупные. В зависимости от отношения к потребителям можно сказать о разных стратегиях организации: продавать только ту продукции, которая уже производится; производить ту продукцию, в которой нуждается потребитель; формировать своего покупателя, уверяя его в необходимости покупки именно той продукции, которая будет производиться.

Конкуренты традиционно ведут борьбу за ту или иную часть рынка, то есть за рынок сбыта продукции. Конкуренты влияют на деятельность организации. Руководство каждого предприятия должно четко понимать, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву.

Объектами конкуренции могут быть трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

Законы, государственные и муниципальные органы также оказывают значительное влияние на организацию. Как бы ни относилось руководство к законам, ему приходиться придерживаться их или же пожинать плоды отказа от законопослушания в форме штрафов или даже полного прекращения деятельности. Организации обязаны соблюдать требования государственных органов, налоговых инспекций, санитарных инспекций, органов статистического учета и других.



Рисунок 2 – Среда прямого воздействия

Среда косвенного воздействия (общее внешнее окружение) включает такие факторы, как технология, состояние экономики, а также социокультурные, политические факторы, отношения с местным населением, международные факторы.

Технология, что нетрудно заметить, является одновременно внутренней переменной и внешним фактором. В качестве внешнего фактора она отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на организацию, например, в областях автоматизации, информатизации и др.

Состояние экономики в мире оказывает сильное влияние на цели фирмы, а также способы их достижения. Под этими факторами понимают темпы инфляции, уровни занятости населения, международный платежный баланс, ставки кредитовании бизнеса и многое другое. Каждый из этих факторов может представлять либо определенную угрозу, либо новую возможность для организации. Экономические факторы должны быть правильно оценены.

Социокультурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы и условия труда, а также продукцию и услуги, предлагаемые компанией. При организации деятельности предприятия невозможно не учитывать ту культурную среду, в которой она происходит. Здесь речь идет о преобладающих традициях и жизненных ценностях в обществе. На основе данного фактора базируется стандарт поведения.

В качестве фактора социокультурного окружения выделяют также и средства массовой информации, которые могут сформировать имидж фирмы и ее товаров и услуг.

Политические факторы. Политическая стабильность в стране и в мире имеет огромное значение для любого бизнеса. От данного фактора зависит уровень притока инвестиций, а также другого рода ресурсов в регион.

Отношения с местным населением имеет одно из первостепенных значений, т.к. у местного населения существуют свои «законы» и установки по отношению к бизнесу, предприятиям, определяющие, где можно развернуть деятельность той или иной организации, а где нет.

Внимание международным факторам раньше уделяли только те компании, которые работали на экспорт. Сейчас изменения в мировом сообществе затрагивают почти все организации. Уже довольно долгое время на мировом рынке присутствует тенденция глобализации. Это означает то, что практически все границы «стираются» между бизнесом в разных странах. Это способствует более низким издержкам ведения бизнеса за границей, стремлению уйти от ограничений в торговле внутри страны, а также производственные и инвестиционные возможности других стран.

Рисунок 3 – Среда косвенного воздействия

Таким образом, нетрудно заметить, что внешнюю среду составляют вся макросреда, единая для субъектов управления, и элементы микросреды.

Анализ среды управления

Анализ – это метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

Соответственно, анализ среды управления – это метод исследования субъектов и факторов, определение критически важных элементов внешней и внутренней сред, влияющих на организацию и ее управление. Т.е анализ внешней и внутренней среды.

Одной из ключевых ролей любого управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация вовлечена в три процесса:

Ø получение ресурсов из внешней среды (вход);

Ø превращение ресурсов в продукт (преобразование);

Ø передача продукта во внешнюю среду (выход).

Управление призвано обеспечивать баланс входа и выхода. Как только в организации нарушается этот баланс, она встает на путь умирания. Современный рынок резко усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса. Это как раз и находит отражение в том, что в структуре стратегического управления первым блоком является блок анализа среды.

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме достичь своих целей.

Анализ внутренней среды управления проводится по переменным этой среды, а также функциональным группам процессов. Анализ внешней среды управления проводится также, по ее переменным.

Исследование среды управления производится с помощью ряда современных методов анализа. К ним, в частности относятся методы PEST-, SWOT-, SNW- анализа. По результатам исследования можно получить ответы на следующие стратегические вопросы: каково нынешнее положение организации? В каком положении организация могла бы оказаться в будущем? Какие препятствия могут возникнуть, и что благоприятствует организации на пути к поставленным целям? Какие возможности необходимо реализовать, чтобы достигнуть целей? Как управлять реализацией стратегии?

По результатам PEST- и SWOT-анализа формируются варианты стратегического развития управляемой системой.

Но в данной курсовой работе, будет рассмотрен такой более распространенный и известный метод, как SWOT-анализ.


Похожая информация.


СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

На международном уровне в последние годы нашли широкое применение стандарты, разработанные международной организацией по стандартизации (ISO). В области охраны окружающей среды ISO пред-ложила стратегический подход к решению экологических проблем, раз-вивая семейство стандартов ISO 14000 на системы экологического ме-неджмента.

Отличительной чертой ISO 14000 служит то, что они являются не техническими стандартами, а стандартами процесса. Они ориентирова-ны не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации веществ и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не ис-пользовать определенные технологии, требование использовать "наи-лучшую доступную технологию"). Основным предметом ISO 14000 яв-ляется система управления окружающей средой (СУОС).

Включенные в стандарты руководящие указания применимы к любой организации независимо от ее масштаба, типа и уровня подго-товленности, которая заинтересована в том, чтобы создать, внедрить или улучшить систему управления окружающей средой. Организация обладает свободой и гибкостью в определении своих пределов и может внедрить эти стандарты в рамках всей организации, либо ее отдельной функциональной единицы, либо отдельных видов деятельности. Уро-вень детализации и сложности СУОС, объем документации и выделяе-мые ресурсы будут зависеть от масштаба организации и характера ее деятельности.

Центральным документом стандартов серии ISO 14000 является ISO 14001 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению». Данный стандарт не содержит никаких «абсолютных» требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам в области охраны окружающей среды.

В настоящее время в Беларуси принят ряд стандартов ИСО серии 14000 в качестве национальных.

Согласно определению, приведенному в стандарте СТБ ИСО

14001, система управления окружающей средой – часть общей систе-

мы управления, которая включает в себя организационную структуру,

планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресур-сы, обеспечивающие выполнение природоохранных требований.

На рисунке 12.2 приведена обобщенная модель системы управле-ния окружающей средой.

Рисунок 12.2 – Обобщенная модель системы управления окружающей средой

Модель системы управления окружающей средой отражает схе-матически позицию организации, которая признает следующие принци-пы.

Принцип1 . Обязательства и политика . Организация должна определить свою экологическую политику и принять на себя обязатель-ства в отношении СУОС.

Экологическая политика –основные направления и цели органи-зации в области охраны окружающей среды, официально сформулиро-ванные ее высшим руководством.

Экологическая политика должна включать в себя следующие ос-новные обязательства:

обеспечение соответствия действующему законодательству и инструкциям;

непрерывное совершенствование всех работ, влияющих на ок-ружающую среду;

недопущение загрязнения и т.п.

Принцип2 . Планирование . Основываясь на знании определенно-го состояния окружающей среды организации, указанные выше обяза-тельства должны быть детализированы в программах и направлены на улучшение управления отдельными аспектами окружающей среды – элементами деятельности организации, ее продукции или услуг, кото-рые могут взаимодействовать с окружающей средой. Таким образом, организация должна разработать план реализации своей экологической политики.

На стадии планирования необходимо, во-первых, выбрать эколо-гические аспекты, которые будут учитываться при работе СУОС. Необ-ходимо, чтобы на предприятии постоянно производилось обновление информации по следующим аспектам:

выбросы в воздух; сбросы в воду;

удаление и очистка сточных вод; радиоактивное заражение местности;

использование сырья и природных ресурсов; другие локальные экологические и общественные проблемы.

Во-вторых, организация должна создать и поддерживать в рабо-

чем состоянии систему «отслеживания» постоянно изменяющихся тре-бований законодательных актов, касающихся экологических аспектов ее деятельности, продукции и услуг.

В-третьих, в организации должны быть определены целевые и плановые экологические показатели. При установлении и анализе целе-вых показателей необходимо учитывать требования действующих зако-нодательных актов. Целевые и плановые экологические показатели должны быть согласованы с экологической политикой организации. В соответствии с требованиями стандарта СТБ ИСО 14001 целевые пока-затели должны быть конкретными, а плановые показатели – по возмож-ности, измеряемыми количественно.

В-четвертых, на стадии планирования должна быть выработана программа управления окружающей средой. Эта программа должна включать:

распределение ответственности за достижение целевых и пла-новых экологических показателей;

средства и сроки, в которые они должны быть достигнуты.

Принцип3 . Внедрение и функционирование . С целью эффектив-

ной реализации организация должна создать возможности и разработать механизмы поддержки, необходимые для осуществления своей эколо-

гической политики и достижения целевых и плановых экологических показателей.

Первым этапом стадии внедрения является распределение между конкретными людьми обязанностей, ответственности и полномочий.

Далее организация должна определить свои потребности в обуче-нии персонала. Это обусловлено тем, что персонал, выполняющий ра-боты, которые могут оказать значительное воздействие на окружающую среду, должен обладать компетентностью, и поэтому необходимо, что-бы он прошел соответствующее обучение.

Следующим этапом внедрения является установление внутренних связей между различными уровнями и подразделениями организации. Должна быть разработана и внедрена система управления документами, относящимися к экологической деятельности предприятия. Эта система должна обеспечить быстрый поиск необходимого документа, облегчить проведение периодического анализа и его пересмотра на предмет адек-ватности.



Организация должна построить и обеспечить функционирование системы, позволяющей предупредить возникновение катастроф и ава-рийных ситуаций.

Принцип4 . Измерение и оценка . Организация должна проводить измерение, контроль и оценку своей экологической эффективности.

При переходе к этому этапу необходимо создать и поддерживать в рабочем состоянии систему регулярного мониторинга операций и видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружаю-щую среду. На основе данных мониторинга проводятся проверки и кор-ректировки в технологических процессах, направленные на снижение или устранение выявленного значительного воздействия на окружаю-щую среду. Любое корректирующее или предупреждающее действие, предпринятое для устранения причин выявленного несоответствия, должно быть пропорционально важности проблемы и соразмерно выяв-ленному воздействию на окружающую среду.

Вся информация, относящаяся к функционированию СУОС и к состоянию окружающей среды должна документироваться в форме за-регистрированных данных.

На предприятии должна быть составлена программа и представ-лены процедуры периодических аудитов системы управления окру-жающей средой.

Принцип5 . Анализ со стороны руководства . Завершающей ста-

дией этапа проверок и корректировок является анализ СУОС со сторо-ны руководства. Высшее руководство организации должно анализиро-вать систему управления окружающей средой через определенные про-межутки времени. Цель такого анализа состоит в том, чтобы обеспечить постоянную адекватность и эффективность системы. В результате ана-лиза возможно внесение изменений в экологическую политику, в целе-

вые экологические показатели и в другие элементы системы управления окружающей средой.

Если построенная система экологического менеджмента функ-ционирует нормально, то это неизбежно приводит к повышению уровня экологической эффективности предприятия. И, наоборот, по уровню экологической эффективности предприятия можно оценивать адекват-ность функционирования системы экологического менеджмента.

Организация должна анализировать и постоянно улучшать СУОС с тем, чтобы повышать свою общую экологическую эффективность.