Можно ли включать кондиционер зимой? Как работает кондиционер на обогрев в зимнее время? Температурный режим работы кондиционера на обогрев зимой.

Давайте разберемся, как работает кондиционер на обогрев воздуха. Со школьных лет каждому известно, что при испарении жидкость аккумулирует в себе тепловую энергию тела при взаимодействии и охлаждает его. Так, налив на руку воды, в скором времени вы почувствуете ощущение холода. Разработчики задались вопросом, может ли кондиционер также работать обогревателем и изобрели систему, берущую в свою основу обратный эффект и позволили использовать кондиционер для обогрева зимой.

Принцип работы

Для того чтобы понять принцип работы устройства зимой на обогрев, необходимо разобраться, как проходит работа в режиме охлаждения. Эти два процесса очень похожи с технической точки зрения, с точностью до наоборот, поэтому поняв один, можно с легкостью понять и другой.

Стационарные кондиционеры в профессиональных кругах называют также сплит-системами . Это объясняется тем, что такое устройство состоит из двух основных блоков. Внешний блок включает в себя вентилятор забора наружного воздуха, компрессор и наружный змеевик, а также картер с маслом. Внутренний блок представляет собой совокупность электроники и змеевик с радиатором.

Между этими двумя составляющими происходит постоянная циркуляция газообразного вещества, называемого фреоном . Оно обладает свойствами, которые позволяют ему одинаково легко греться и охлаждаться за счет возможности нахождения в четырех состояниях: конденсация, испарение, сжатие, расширение. Сжатие осуществляется устройством, называемым компрессор, когда как расширение происходит в капиллярной трубке. Конденсация осуществляется конденсором .

Компрессор напоминает обыкновенный электрический насос. Только перегоняет он не воздух, а газообразный фреон. По сути, именно от скорости работы компрессора зависит, насколько интенсивно будет проходить охлаждение. Главная задача - нагнетать давление фреона и отправлять его прямиком на радиатор, осуществляющий отвод тепла - конденсор.

За счет повышения давления, сам газ становится нагретым. Затем он стекает уже в жидком состоянии под сильным давлением по металлической трубке, называемой капиллярной. Ее внутренний канал специально сужен, чтобы фреон мог проходить только малыми порциями. В итоге, на другом конце трубки происходит разряжение, благодаря постоянной работе компрессора.

Ключевой момент процесса охлаждения настает на следующем этапе циркуляции фреона. Сразу после того, как вещество в жидком состоянии попадает на уже нагретый змеевик, находящийся во внутреннем блоке, происходит мгновенное испарение. При этом газ забирает львиную долю тепловой энергии из окружающей среды, и начинается охлаждение.

Принцип работы кондиционера на обогрев аналогичен работе на охлаждение. Тут все происходит с точностью до наоборот, за исключением пары деталей. Кондиционер работать на обогрев заставляет фреон, двигающийся в обратном направлении. В таком случае, змеевики, которые расположены в наружном и внутреннем блоке, меняются ролями. Наружный забирает тепло из уличного воздуха, а внутренний отдает его в помещение, за счет чего и происходит нагрев.

Внимательный читатель может заметить, что для реверса фреона, достаточно заставить работать сам компрессор в обратном направлении. Однако, на практике все оказывается несколько сложнее. Внутренний блок оборудуется электронным клапаном, который имеет возможность работать в два направления и обладает четырьмя ходами. Сам клапан оборудован специальным блоком микросхем, который отвечает в ручном или автоматическом режиме за переключение охлаждения на нагрев и обратно. Такое решение позволяет освободить компрессор от постоянного переключения режимов работы и, таким образом, продлевает его ресурс.

Можно ли использовать кондиционер в сильные морозы?

Давайте рассмотрим, что происходит, когда работает кондиционер зимой. Сам змеевик и картер с маслом вынесены в наружный блок. Если температура за окном слишком мала, смазка начинает густеть. За счет этого работа механизмов становится затруднительной, и их износ возрастает в разы.

Вторым камнем преткновения работы кондиционера зимой для обогрева становится потеря эффективности фреона и сильное снижение КПД кондиционера. Если температура экстремально низкая, никакого нагрева уже не происходит, и с улицы в помещение поступает ледяной воздух. Выходом из такого положения является использование фреона особой марки, который позволяет пользоваться кондиционером зимой при температуре до -25 градусов.

Решением проблемы с густеющим маслом будет использование специальных зимних комплектов. Они включают в себя подогреватель масляного картера, греющий кабель для наружного патрубка с отводимой жидкостью и специальную плату, которая искусственно понижает напряжение на двигателе вентилятора и понижает скорость его работы. Без этого комплекта, который, к слову, поставляется как дополнительная опция, пользоваться кондиционером зимой при температуре ниже нуля категорически не рекомендуется.

Преимущества и недостатки

Работа кондиционера на обогрев зимой требует от техники особых свойств, не присущих обычным, «летним» моделям. К примеру, использование высокого давления воздуха для выделения тепловой энергии подвергает используемые для патрубков материалы немалым нагрузкам и требует использовать лишь особо прочные, редкие и дорогостоящие материалы. Количество используемой электроники также серьезно возрастает. Следом возрастает и сложность устройства, подвергающая серьезным испытаниям надежность всей системы в целом.

Обогревающие модели обладают следующими преимуществами:

  • Автоматическое поддержание заданной температуры, изменяя ее в одном из двух направлений;
  • Низкое потребление электроэнергии;
  • Использование безвредных для окружающей среды технологий;
  • Минимальное сжигание кислорода внутри помещения и сведенное к минимуму выделение угарного газа, в отличие от использования ТЭН;
  • Высокий КПД кондиционера.

И все же, чтобы оставаться до конца объективными, отметим некоторые недостатки таких систем, которые не позволят им полностью заменить обычные электрообогреватели на рынке:

  • Высокая стоимость;
  • Сложное устройство;
  • Дорогостоящий, сложный ремонт;
  • Высокая чувствительность к перепаду температур;
  • Необходимость периодического включения, во избежание простоя смазки.

Особенность работы мобильных кондиционеров

Помимо стационарных устройств, на рынке широко представлены так называемые мобильные установки, представляющие собой монолитный корпус, и не предусматривающие выносного блока забора наружного воздуха. Рассмотрим вопрос возможности использования таких устройств в холодное время года.

Сама система находится в помещении, что снимает вопрос о необходимости подогрева масла и фреона. Конструкцией предусмотрен выводящий патрубок , который отводит лишнюю воду из воздуха, за счет чего и происходит охлаждение. Если патрубок планируется вывести на улицу, необходимо внедрить систему, которая не позволит воде замерзнуть и закупорить выводящий канал.

Выходом из сложившейся ситуации может стать использование специального греющего кабеля, который способен автоматически включаться при достижении водой критической температуры и, таким образом, не допускать ее частичного или полного замерзания. Недостаток такого решения в энергозатратах на обогрев - при отключении электроэнергии вода замерзнет и неизбежно приведет к выходу устройства из строя. Еще в морозы кабель будет работать постоянно и потребит большое количество киловатт.

Видео о работе кондиционера на обогрев

Дополнить приведенную статью может видео, в котором подробно рассказывается о том, как работают обогревающие кондиционеры:

Вконтакте

Основная задача любого кондиционера – это охлаждение помещения в летнее время. Существует большое количество моделей, среди которых есть кондиционеры с функцией нагрева помещения. Часто люди интересуются, можно ли включать кондиционер зимой на обогрев в квартире или лучше приобрести дополнительное устройство, которое будет работать в зимний период. Какой вариант подойдет больше всего - попробуем разобраться.

Включение кондиционера зимой — актуальный вопрос для владельцев прибора

Подробнее о системе кондиционирования

Самые первые кондиционеры – это советские БК, оконные модели. Они работали только на охлаждение. Они спасали людей от жары, но издавали сильный шум. Через время простые кондиционеры начали заменять на сплит-системы, которые изготовлены из 2 блоков. Сплит-системы удобны и не сильно шумят. И также они начали работать на обогрев и на охлаждение.

Многие считают, что сплит-система вбирает воздух с улицы, а в помещение отдает его в охлажденном виде. Это не так. Практически каждый агрегат использует комнатный воздух. Режим для наружного кислорода есть, но только в самых дорогих моделях.

Применение устройства в морозы

Для начала стоит понять, как работает устройство и что с ним происходит во время работы зимой. Такие детали, как змеевик и картер, находятся во внешнем блоке. Если температура на улице маленькая, смазка может сильно загустеть. Из-за этого механизму трудно работать и он может испортиться.

Во время функционирования системы зимой может ухудшиться качество фреона и резко уменьшиться КПД устройства. Если на улице сильный мороз, нагрев не сможет включиться, а в помещение будет идти холодный воздух.

Есть только один выход: покупка агрегата, в котором предусмотрено два положения - обогрев и охлаждение. Такие устройства могут работать при температуре до -25 °C.

Классический вариант может нагревать помещение, но только в осенний период и в весенний. Устройство работает, пока температура на улице не упадет до 0 °C. Как только на улице становится холоднее, кондиционер включать нельзя.

Плюсы и минусы

Многие не знают, какое устройство будет эффективнее. Работа агрегата в зимнее время заключается в наличии специальных деталей, которых нет в летних моделях. Например, если использовать сильное давление воздуха для переработки его в тепло, то механизм будет подвержен сильной нагрузки и в итоге может сломаться. Число использованной электроэнергии также может сильно увеличиваться, поэтому лучше сразу приобретать модель устройства с 2 режимами. Такие модели имеют много плюсов в использовании:

  1. Автоматический контроль и сохранение заданной температуры в квартире, а также переключение ее в любое из 2 направлений.
  2. Малое количество потребляемой электроэнергии.
  3. Техника никак не сможет навредить жильцам дома.
  4. Малое сжигание воздуха в квартире. Выделение угарного газа сводится к минимуму, в отличие от моделей ТЭН (трубчатый электронагреватель).
  5. Хороший КПД.

Кроме хороших качеств, сплит-система имеет и негативные стороны. Эти качества не позволяют им до конца обойти классические электрообогреватели:

  • высокая стоимость кондиционеров;
  • сложный механизм;
  • если произойдет поломка, будет тяжело и дорого ее исправить;
  • резкие перепады температуры могут сломать устройство;
  • чтобы смазка не испортилась, нужно время от времени включать устройство.

Адаптация оборудования для обогрева

Чтобы кондиционер работал на обогрев зимой, лучше всего приобрести тот, который рассчитан для зимы. Однако, стоимость таких устройств велика. Чтобы решить имеющеюся проблему и обогревать помещение при минусовой температуре, специалисты разработали специальные механизмы, которые можно дополнительно установить, и тем самым уменьшить вероятность поломки. Для нормальной работы обычного устройства при минусовой температуре используют особые элементы:

  1. Дополнительные детали, которые уменьшают количество вращений вентилятора. Это устраняет образование льда на его пропеллере.
  2. Блок для тепла. Он увеличивает степень теплоты масла во фреоне. Продолжительный по времени процесс включения, но вероятность поломки уменьшается.
  3. Обогрев водостока и дренажный нагреватель.

Важно правильно установить эти детали. Демонтаж устройства на лето переделывать не придется, так как кондиционер просто не будет включаться в этом режиме летом.

Виды устройств с зимним режимом

Стоит понимать, что установить дополнительные зимние детали не всегда можно успешно. Дальнейшая работа устройства зависит от самих деталей, габаритов кондиционера и метода установки, поэтому лучше сразу приобрести кондиционер, который будет работать в зимний период на обогрев, а летом на охлаждение. Можно назвать две модели, которые работают хорошо в зимний период:

  1. Cooper&Hunter CH-S09FTXLA Arctic Inverter – подходящий вариант для того, чтобы обогревалась комната площадью 25 м². Средняя мощность двигателя составляет 2,8 кВт. Хорошо работает при -25 °C.. В устройство входит деталь, которая проверяет все параметры перед тем, как запустить двигатель.
  2. GREE GWH12KF-K3DNA5G – эта модель хорошо работает при оптимальной температуре -18 °C.. Помещение в 35 м² можно полностью обогреть. Сплит-стстема защищена от замерзания внешнего блока, которая состоит из частиц подогрева, картера и водостока.

Cooper&Hunter CH-S09FTXLA Arctic Inverter хорошо работает в сильные морозы

Подготовка оборудования к холодам

Чтобы защитить агрегат от сильных морозов, необходимо подготовить систему, т. к. короткий запуск устройства в сильный мороз может привести к поломке. Чтобы летом нормально пользоваться кондиционером, нужно сделать следующее:

  • перелить полностью хладагент во внешний блок;
  • поставить козырек - защиту от снега;
  • не использовать устройство зимой слишком часто.

После зимы не стоит спешить включать кондиционер без диагностики. Специалисты настаивают на дополнении трубок фреоном и проведении полной чистки.

Основные проблемы

Если случайно или специально включать обычный кондиционер при сильном морозе, это может привести к большим проблемам. Сложности поломок зависят от режима использования, от того, какая температура была на улице в момент включения. Если включить устройство для отопления квартиры тогда, когда на улице -5 °С, то наружный блок начнет покрываться льдом, поскольку он будет выделять конденсат. Ухудшится теплообмен, уменьшится производительность тепла. Хладагент может попасть в компрессор и сломать устройство.

Если на улице + 5 °С, а кондиционер включен на охлаждение, то наружный блок и трубка может промерзнуть.

Упадет производительность компрессора, что приведет к серьезной поломке.

Проверка работы зимой

Важно знать, как проверить кондиционер зимой на отопительную работу. Начинать проверку устройства можно тогда, когда на улице температура спадет до -5 °С. Если решили поставить кондиционер зимой, то желательно дождаться небольшого потепления.

Если его уже установили, то запускать устройство лучше постепенно, когда температура на улице будет 0 °С. Лучше не рисковать и осторожно проверить отопительные функции, потому что шансы на поломку велики.

Заключение

Работа кондиционера на обогрев зимой может показывать положительные результаты, если сплит-система имеет 2 режима работы. А также можно приобрести комплект деталей для дополнительной установки, чтобы можно было обогревать помещение зимой. Однако, стоит все равно контролировать температуру воздуха на улице, поскольку от сильного мороза может произойти поломка, которую исправить будет очень тяжело. Поэтому так важно знать, какой агрегат лучше подобрать, чтобы использование было простым и эффективным.

В автомобиле данная система заключает в себе несколько основных элементов, которые перечислены ниже:

  • компрессор;
  • салонный радиатор или испаритель;
  • дренажные отверстия;
  • ресивер-осушитель;
  • наружный радиатор (конденсатор);
  • расширительный клапан;
  • соединительные трубки и уплотнительные элементы.

Принцип работы такого кондиционера в автомобиле мало отличается от аналога, который устанавливается в холодильники. Работа обоих механизмов основана на переходе фреона из жидкого в газообразное состояние. Фреоны - это насыщенные углеводороды, содержащие фтор и повсеместно применяемые в качестве хладагентов в холодильных системах. Эти углеводороды постоянно циркулируют по системе кондиционирования, поглощая большое количество тепла. Система может работать и в обратном направлении, то есть отдавать тепло.

В этом случае тёплый воздух будет поступать из кондиционера в салон автомобиля. Углеводороды по пути к компрессору должны находиться строго в газообразном состоянии. Самые малые объёмы жидкого фреона чаще всего приводят к поломке конструкции. Различные датчики, внедрённые в систему, контролируют нагрев и предотвращают появление жидкого фреона. Система в случае угрозы принудительно отключает компрессор.

Уровень фреона в системе также является немаловажным показателем. За зимний период его объём может сократиться на целых 10 %. Чтобы возобновить потери, автомобиль подключается к специализированному стенду, где система тщательно проверяется на наличие утечек, а затем закачивается возобновляемый хладагент. Стоимость услуги на СТО довольно невысокая - 1 000 рублей за замену и диагностику.

Климатическая установка со временем изнашивается. Особенно сильно износ ускоряется из-за простоя. Чем дольше кондиционер не работает, нагнетая тёплый или холодный воздух, тем выше риск того, что система выйдет из строя. Многие автомобилисты предпочитают использовать кондиционер без обогрева. Таким образом система кондиционирования воздуха оказывается неактивна в период с конца сентября до конца апреля. Это оказывает на неё негативное воздействие. Все узлы климатической установки покрываются масляной плёнкой.

Масло при простое скапливается в нижней точке системы. Элементы кондиционера после долгого простоя работают всухую. Срок простоя напрямую влияет на количество утраченной смазки в системе. На месте исчезнувшей смазки появляется пыль и выработка. Она быстро распространяется по всем элементам, ускоряя их износ. Она настолько прочно оседает, что порой остаётся даже после промывки. Альтернативной системой кондиционирования воздуха является сплит-система. Она состоит из компрессорно-конденсаторного агрегата и испарителя.

Важными элементами системы являются различные трубки и уплотнители. Простой также негативно влияет на их срок эксплуатации. При простое трубки пересыхают и трескаются. Возникает конденсат. Запах из кондиционера после простоя может быть крайне неприятный. Для предотвращения его появления придётся обрабатывать испаритель антисептиками. Добираться до узла крайне непросто, так как необходимо разбирать переднюю панель автомобиля.

Использование системы кондиционирования воздуха зимой

Максимальная длительность простоя системы кондиционирования воздуха составляет 2 недели. Далее начинаются описанные выше неблагоприятные процессы. Однако не стоит включать кондиционер и оставлять его на несколько часов. Достаточно раз в неделю включить его на 10 минут, и тогда исключится появление неприятного запаха, масляного голодания и растрескивания трубок. Уровень масла во время работы системы возобновляется, а накопившийся конденсат устраняется.

Рассматривая вопросы «Можно ли включать кондиционер зимой на обогрев?» и «Можно ли включать кондиционер зимой на охлаждение?», стоит помнить, что система может функционировать корректно лишь при температуре не ниже -5 градусов по Цельсию. При этом не рекомендуется включать кондиционер с непрогретыми печкой и двигателем. При низких температурах на испарителе начинает оседать влага, которая замерзает. В результате в системе возникают кристаллы льда. Льдинки проникают в систему и приводят к немедленной поломке.

Режим циркуляции также необходимо использовать наряду с кондиционером. Но этот режим использовать нельзя, если в салоне присутствуют пассажиры, иначе возникнет парниковый эффект. Режимом циркуляции нельзя пренебрегать, поскольку в этом случае воздух в кондиционер будет поступать не с улицы, а из салона автомобиля. Поскольку в салоне воздух теплее, система будет быстрее прогреваться.

Как быть, если большую часть осени, зимы и половину весны температура ниже 5 градусов по Цельсию? Окружающая среда не позволяет пользоваться системой круглый год. Профилактику необходимо производить в любом случае. Для этого стоит загнать автомобиль в отапливаемое помещение. Это может быть гараж или подземная парковка.

Включение кондиционера в сухом тёплом месте позволит предотвратить появление поломок. Срок эксплуатации системы значительно возрастёт.

Расход топлива

Системой кондиционирования воздуха в автомобиле многие пренебрегают, поскольку принято считать, что данная система очень топливоёмкая. Часть энергии, вырабатываемой двигателем, действительно потребляется данной системой. Однако показатель потребления редко превышает 0,5 — 1,5 литра в час. Если вместо включения кондиционера открывать окна, то аэродинамика автомобиля снижается, и расход топлива может увеличиться до 2 литров в час. Не рекомендуется пренебрегать данной системой в летнее время.

Можно ли включать кондиционер зимой на обогрев в мороз? Как это правильно сделать? Какие могут возникнуть проблемы? Как их решить и избежать их появления?

В этой статье мы расскажем о том, как работает сплит-система при низких температурах. Вы узнаете, как правильно эксплуатировать его зимой. Мы расскажем, какие проблемы могут вас подстерегать и как их легко решить.

Можно ли включать кондиционер зимой на обогрев?

Ответ: можно. Но только если:

  • Подготовить кондиционер;
  • Его вас устроит;
  • Правильно его эксплуатировать;
  • Температура на улице соответствует режиму работы сплит-системы на обогрев.

Минимальная температура

При какой температуре можно включать кондиционер на обогрев? – на этот вопрос нет однозначного ответа. Все зависит от модели и производителя. Некоторые модели могут работать на обогрев при -10, а некоторые только при +5.

У инверторных кондиционеров минимальная рабочая температура ниже. чем у неинверторных. Ниже приведена таблица минимальных температур для наиболее популярных моделей кондиционеров (значком ** мы заменили мощность модели):

Модель кондиционера Минимальная температура для работы на обогрев
Cooper&Hunter CH-S**FTXLA -25
Toshiba RAS-**U2KH3S-EE / RAS-**U2AH3S-EE -5 / -10
Mitsubishi Electric MUZ-FH**VE -15 / -16
Panasonis CS-HE**QKD/CU-HE**QKD -15 / -16
Midea MSR-**ARDN1
DAIKIN FTXB20/RXB20 -15

Эффективность обогрева

Не всегда сплит-система сможет работать на полную мощность в мороз. Например, в спецификации указано что он может работать до -20. Это не значит, что кондиционер прогреет воздух до +24.

Как правило, при минимальной температуре воздух прогревается не выше +16…+18 °С. Чем холоднее на улице, тем хуже работает кондиционер.

У каждого кондиционера есть (Coefficient of performance). Это аналог КПД. Чем он выше, тем более экономно работает оборудование. Например, при COP 3, на каждый 1 кВт электроэнергии вы получите 3 кВт тепла.

Чем больше разница температуры на улице и в квартире, тем ниже COP и хуже работает кондиционер на обогрев.

Эксплуатация

Большой разницы между эксплуатацией кондиционера зимой и летом нет. Вам достаточно просто включить его и следить за состоянием наружного блока. Он со временем обледеневает, из-за чего ухудшается производительность кондиционера.

У многих моделей есть режим оттаивания. Если у вас он не включается автоматически – придется это делать вручную. когда такого режима нет – нужно будет скалывать наледь и проливать наружный блок теплой водой.

Нелишним будет установить козырек над наружным блоком. Весной вода будет падать с сосулек на блок, где она будет замерзать. Это приведет к его обледенению.

Если температура «за бортом» слишком низкая, нельзя отключать кондиционер. Иначе масло в поддоне компрессора станет слишком вязким и вам не удастся запустить его

Проблемы и решения

Возможные проблемы, которые могут возникнуть при эксплуатации кондиционера пи минусовой температуре:

  • Замерзание воды в дренажной трубке;
  • Обледенение наружного блока;
  • Слишком низкая температура;
  • Повышение вязкости масла в поддоне;
  • Промерзание подшипников вентилятора.

Если зимой ваш кондиционер начал плеваться водой, или из него начал капать конденсат – проблема в дренаже. В дренажной трубке может образоваться ледяная трубка и влага не будет стекать наужу. Решить проблему легко – прогрейте наружную часть дренажной трубки.

Если эффективность сплит-системы упала, или она вовсе перестала холодить, нужно выполнить следующие шаги:

Банально посмотрите на термометр. Если на улице температура ниже минимальной, указанной в инструкции – делать нечего. Придется ждать потепления или устанавливать зимний комплект (речь о нем пойдет ниже).

Проверьте, не покрыт ли наружный блок льдом. В особенности, радиатор (конденсатор). Он расположен с тыльной стороны наружного блока. Если он обледенел – промойте его теплой водой и просушите, а лучше – высушите строительным феном.


Обледеневший наружный блок. Он не сможет дать кондиционеру на полную мощнось, и может привести к его поломке.

Иногда промерзает смазка в подшипнике радиатора или он покрывается льдом. Если вентилятор не вращается – попробуйте раскрутить его вручную. Если и это не помогло – прогрейте подшипник феном.

Иногда в поддоне картера компрессора масло становится слишком вязким. Это может произойти по трем причинам:

  1. На улице слишком низкая температура;
  2. В компрессор во время обслуживания или ремонта залили несоответствующее масло;
  3. Кондиционер долго стоял выключенным.

В таком случае вам нужно будет снять корпус наружного блока и прогреть нижнюю часть компрессора. Для этого используйте строительный фен.

Зимний комплект

Существует зимний комплект для кондиционера. которые помогает избежать проблем (в некоторых моделях кондиционеров он установлен изначально). В его задачи входит:

  • Автоматическое включение/отключение зимнего комплекта;
  • Прогрев поддона картера компрессора;
  • Подогрев дренажной трубки;
  • Регулировка скорости вращения вентилятора.

Работает зимний комплект от электропитания. Но потребление у него незначительное. Гораздо меньше, чем у кондиционера. Потребляемая мощность может колебаться в пределах 25-70 Вт.


Кондиционер с зимним комплектом и без него — сразу видна разница.

Тепловой насос или кондиционер?

А вы знали. Что тепловой насос воздух-воздух по принципу работы не отличается от кондиционера? Их основное отличие – в характеристиках и цене.

Современные воздушные тепловые насосы могут работать при температурах ниже -35. Для кондиционера минимальная температура (некоторых моделей) -28. По принципу установки они не отличаются, разница только в цене и стоимости обслуживания.

Если вы решили отапливать дом кондиционером, а температуры в вашем регионе могут опускаться ниже -20, задумайтесь о покупке теплового насоса. У него есть еще одно важное преимущество – коэффициент COP теплонасоса гораздо выше. Чем у кондиционера.

Вместо заключения

Теперь вы знаете ответ на вопрос можно ли включать кондиционер зимой на обогрев в мороз. Подведем итоги вышесказанного:

  1. Минимальная температура работы кондиционера должна соответствовать температуре на улице;
  2. Эффективность кондиционера зависит от разницы температур на улице и в доме;
  3. При минимальной рабочей температуре кондиционер не сможет эффективно прогреть помещение;
  4. Чтобы обезопасить себя от проблем – установите зимний комплект;
  5. Если в вашем регионе температуры опускаются ниже -25, лучше установить тепловой насос.

Зима приближается семимильными шагами. Ощущается это не только на улице, но и в наших собственных квартирах: к сожалению, система отопления часто оставляет желать лучшего, и приходится обогревать дом своими силами. Бывает и другая ситуация: порой батареи топят слишком активно, и охладить воздух в помещении просто необходимо. В связи с этим у многих возникает вопрос: можно ли пользоваться кондиционером зимой? Отвечаем – можно. Но с некоторыми условиями.

На рынке представлен широкий ассортимент кондиционеров, имеющих различные технические характеристики, поэтому не очень-то просто. Но кое-что все-таки объединяет сплит-системы, моноблоки и прочие устройства: в зимний период их используют крайне редко. Но почему?

Дело в наших знаменитых русских морозах. Когда температура воздуха меняется, меняется и его влажность – поэтому при работе кондиционера возникают излишки влаги (конденсат). В большинстве кондиционеров установлена дренажная система для удаления влаги: видимая часть этой системы – трубка, которая, как правило, выходит на улицу. Если на улице слишком холодно, трубка дренажной системы замерзает, и в ней образуется ледяная пробка, которая не дает конденсату выйти наружу. Тогда у влаги остается два выхода: либо она просачивается в Ваш дом через внутренний корпус, либо выводит прибор из строя.

От холодов страдает и наружный блок, в частности компрессор – «сердце» кондиционера, сжимающее холодильный агент (особое вещество, необходимое для работы кондиционеров) и поддерживающее его движение по остальным частям прибора. Выполнять свои прямые обязанности ему помогает специальное масло, свойства которого как раз зависят от температуры воздуха. Если она опустится ниже границы, утвержденной производителем, масло загустеет, и детали компрессора будут изнашиваться.

Существует еще одна опасность. В режиме обогрева холодильный агент, несмотря на свое название, должен не охлаждаться, а нагреваться. При чрезмерно низкой температуре этого не происходит. При поступлении охлажденного, т.е. жидкого, хладагента в компрессор происходит гидравлический удар – он-то и может привести прибор в негодность.

Поэтому зимой следует использовать кондиционер с осторожностью и следовать инструкции по эксплуатации.

Правда, есть один вид кондиционеров, который можно приспособить для работы в зимних условиях, – это мобильный моноблочный кондиционер. Это передвижное напольное устройство можно использовать во всех комнатах, брать с собой на дачу или перевезти при переезде: монтажа прибор не требует. Единственный элемент прибора, который не должен находиться в помещении, – это воздуховод для отвода теплого или холодного воздуха. Чтобы устранить риск промерзания воздуховода, стоит вывести его в вентиляционное отверстие.

В целом работа кондиционера строится только на одном принципе, знакомом нам с уроков физики: поглощается тепло при испарении, а выделяется – при конденсации.

Первоначально прибор предназначался для охлаждения, но современные технологии шагнули далеко вперед, так что сейчас обогрев – самая обычная функция для климатической техники. Чтобы понять, как работает кондиционер на обогрев, давайте сначала рассмотрим, как он работает на охлаждение:

  1. Хладагент в газообразном состоянии поступает в компрессор.
  2. В компрессоре хладагент сжимается под давлением и нагревается до очень высокой температуры.
  3. Из компрессора хладагент попадает в конденсатор, где происходит переход хладагента в жидкое состояние.
  4. Далее давление хладагента понижается, и он попадает в испаритель внутреннего блока кондиционера, где снова переходит из жидкого состояния в газ. Происходит вскипание хладагента, он «забирает» тепло из помещения, проходит обратный путь до внешнего блока и «выбрасывает» забранное тепло на улицу.
  5. Хладагент в газообразном состоянии вновь поступает в компрессор, и цикл замыкается.

Пользоваться режимом обогрева позволяет специальный клапан – он разворачивает поток хладагента и как бы меняет местами конденсатор и испаритель. В остальном принцип тот же самый.

Прежде чем пользоваться режимом обогрева, убедитесь, что прибор обладает такой функцией. Это указано в инструкции, а также на самом устройстве – режим обогрева, как правило, обозначен пиктограммой солнца.

Если режим обогрева предусмотрен, смотрите на нижний порог температуры, при которой можно включать обогрев, – обычно это также пишут в инструкции.

Помните: у каждого термометра может быть погрешность. Порой она достигает нескольких градусов. Поэтому лучше не пользоваться кондиционером, если Ваш термометр показывает критическую отметку, заявленную производителем.

До какой температуры кондиционеры работают на обогрев

Как правило, кондиционеры исправно работают в режиме обогрева, когда температура воздуха выше -5°C. При более низких температурах, во-первых, мощность обогрева значительно падает, а во-вторых, возникает риск обледенения конденсатора или дренажной системы устройства. Так что не рекомендуем включать режим обогрева во время сильных морозов, иначе из-за неправильной эксплуатации Вы рискуете потерять своего климатического «друга».

Однако некоторые модели сплит-систем нагревают воздух и при -10°C, и при -15°C. Нижняя граница температур зависит от типа хладагента. Также при -15°C работают инверторные модели – в них есть функция регулировки интенсивности работы компрессора, что позволяет ему быть более гибким в отношении наружных температур. Конечно, цена инверторного кондиционера значительно выше обычного.

Самая простая причина, по которой не работает обогрев, – клиент купил устройство, не разобравшись в его возможностях. Скажем, сплит-системы без режима обогрева очень популярны в широтах с теплым климатом. Поэтому будьте внимательны ко всем мелочам при покупке климатического оборудования.

Любимый прибор не греет в холодное время? Это неудивительно. Мы уже писали про возможные опасности работы кондиционера на морозе: проблема может быть связана и с поломкой компрессора, и с маслом, и с дренажной системой. Мастер поможет детально разобраться в проблеме.

Если обогрева не происходит, не спешите бить тревогу. Особенно когда дисплей показывает, что прибор нормально работает. Возможно, просто долго прогревается внутренний блок – это нормально в холодную погоду. Температура в помещении может начать подниматься в течение 15 минут после запуска устройства.

Еще одна распространенная проблема – утечка холодильного агента. Утечка происходит, например, из-за некачественной спайки межблочных трубок, по которым циркулирует хладагент. В этом случае понадобится заправка хладагентом, которая производится сервисными службами.

Даже если Вы знаете, не стоит забывать, что после установки за ним нужно правильно ухаживать. Если Вы не успели своевременно очистить фильтры, то поломки не избежать.

Точно определить проблему поможет и небольшой экран индикации. В современных моделях он, как правило, выводит код ошибки. Значение каждого кода отображено в инструкции.

Если Вы не можете определить причину поломки или не уверены, что можете починить его самостоятельно, стоит вызвать мастера.

Можно ли включать кондиционер зимой на охлаждение

Ответ будет таким же, как и ответ на вопрос про обогрев, – можно. Но только если зима теплая.

Как правило, минимальная температура, при которой кондиционер работает нормально в режиме охлаждения, – это -5°C. При более низкой температуре прибор подвержен всем тем опасностям, о которых мы писали в начале статьи. Поэтому внимательно изучите технические характеристики устройства, прежде чем пользоваться режимом охлаждения.

Чтобы не отвлекаться на работу кондиционера, можно установить : с ним прибор будет включаться и отключаться автоматически по расписанию, которое Вы составите.

Тем не менее у Вас всегда есть возможность «усилить» кондиционер, поставив зимний комплект.

Зимний комплект для кондиционера

Порой кондиционер оснащают так называемым зимним комплектом. В комплект входит несколько устройств. Они подогревают дренажную систему, предотвращают загустение масла и переохлаждение хладагента.

Принципы работы зимнего комплекта заключаются в следующем:

  • Благодаря температурному датчику регулируется скорость вращения вентилятора внешнего блока. Когда температура становится ниже, скорость замедляется. Тем самым предотвращается замерзание (и загустение) масла и образование наледи в корпусе.
  • Значительная часть нагрузки компрессора приходится на его запуск. А если компрессор еще и промерзший, кондиционеру точно несдобровать. Поэтому зимний комплект обеспечивает обогрев картера компрессора. Так компрессор всегда готов к запуску.
  • Чтобы не возникало ледяных пробок, а конденсат выводился без проблем, обогревается дренажная система.

Казалось бы, все проблемы решены, а опасности преодолены, если бы не одно но. Действительно, зимний комплект позволяет включать кондиционер при более низких температурах, чем заявлено производителем, но только в режиме охлаждения !

При включении кондиционера с зимним комплектом в режиме обогрева прибор все равно не сможет работать должным образом. Более того, значительно возрастает риск гидроудара.