Организация ремонта сложных автоматических систем управления. Целесообразным видится выполнение таких видов анализа. Главный механик: Передовые технологии управления ремонтами

  • поддержание оборудования в работоспособном состоянии в течение всего срока эксплуатации;
  • обеспечение надёжной работы оборудования;
  • обеспечение производительности и качества выпускаемой продукции;
  • выполнение требований по охране труда и защите окружающей природной среды.

Организация системы ТОиР предприятия осуществляется на основе принятия (явным образом или в соответствии со сложившейся практикой) решений по следующим фундаментальным вопросам ():

Система представляет собой инструмент для планирования и управления роботами, выполняемыми на объектах и ​​устройствах, создания технологических моделей процедур и процессов, связанных с инвестициями, эксплуатацией, ремонтом и снятием с эксплуатации объектов и оборудования. Система генерирует необходимые анализы для принятия оптимальных решений о трафике и снижает затраты на техническое обслуживание и ремонт до минимума.

Планирование работает путем анализа активных заказов на основе ваших собственных ресурсов или интегрированных системных ресурсов. Система создает личную потребность в сотрудниках. Планы резервирования материалов и материальных закупок основаны на данных управления материалами и документах поставщиков.

  • выбор стратегии ТОиР оборудования;
  • определение способа организации ремонтного обслуживания производства;
  • разработка критериев оценки эффективности ремонтного обслуживания производства.

Рисунок 1.1 — Фундаментальные вопросы при организации системы ТОиР

1.2. Стратегии технического обслуживания и ремонтов оборудования

Под стратегией ТОиР подразумевается обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путём координации и распределения соответствующих ресурсов предприятия . По существу, стратегия ТОиР есть набор правил для принятия решений, которыми ремонтная служба (РС) предприятия руководствуется в своей деятельности по обеспечению работоспособности оборудования.

Использование машин и оборудования на предприятии. Производители и пользователи должны убедиться, что оборудование находится в хорошем состоянии и подготовлена ​​вся новая техническая документация. Несоблюдение вышеуказанных обязательств в установленные законом сроки повлечет за собой серьезные последствия - от штрафов, прекращение производства до закрытия завода. Использование машин и оборудования на предприятии - это программное обеспечение, поддерживающее учет и контроль технического состояния.

Программа позволяет контролировать техническое состояние производственного оборудования на каждом предприятии и рационализация учета машин и оборудования в компании, подготовка документации, оценка технического состояния производственного оборудования, ведение истории ремонта и ремонта машин в компании, контроль сроков и разработка планов инспекции для каждого устройства.

Краткая характеристика основных стратегий ТОиР приведена в .

Таблица 1.1 — Краткая характеристика основных стратегий ТОиР
Модель информационного обеспечения Характер осуществляемых мероприятий
РЕАКТИВНЫЕ ПРЕВЕНТИВНЫЕ
СТОХАСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
(на основе вероятностных, статистических показателей)
I. Эксплуатация до отказа: * максимальное использование ресурса оборудования;
+ минимальные затраты на содержание РС;
– отказы и затраты по ликвидации аварий велики и непредсказуемы.
II. Планово-предупредительные ремонты (ППР): * фиксированная вероятность аварийных отказов;
+ наилучшее условия для планирования ТОиР;
– значительные затраты на ТОиР из-за замены работоспособных узлов и деталей.
ДЕТЕРМИНИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ
(на основе сведений о фактическом техническом состоянии (ТС) оборудования)
III. По ТС: * информационное обеспечение процесса принятия решений о ТОиР;
+ близкое к полному использование ресурса оборудования;
– низкая эффективность при долгосрочном планировании ресурсов;
IV. Проактивная: * активное упреждающее воздействие на ТС оборудования;
+ увеличение срока службы оборудования;
+ урациональный выбор времени, видов и объёмов ТОиР;
+ минимальная вероятность аварийных отказов;
– высокие требования к культуре труда и квалификации персонала.

Под реактивными подразумеваются стратегии ТОиР, необходимость ремонтных воздействий в которых обуславливается наступлением некоторого критического в рамках этой стратегии события (отказа, достижения предельных величин регламентируемых параметров). Превентивные стратегии ТОиР направлены на предупреждение возникновения критического события и характеризуются возможностью осуществления предварительного планирования и подготовки ТОиР (заказ ремонтных бригад, материально-технического обеспечения) в противоположность реактивным стратегиям, когда необходимость проведения ТОиР, а, соответственно, и обеспечение их подготовки, до наступления критического события непредсказуемы.

Программа состоит из 11 модулей, которые обрабатывают описания процессов и записи, относящиеся к устройствам. Затем вы можете создать файл на устройстве и не отставать от его технического состояния. Основным модулем является База данных машин, которая записывает информацию об устройстве. Эта база данных содержит информацию о сотруднике, включая его квалификацию и квалификацию. Модуль «Отзывы» записывает информацию, относящуюся к отзывам.

Модуль уведомлений дает вам возможность планировать напоминания о машинах и оборудовании. Программа также позволяет вам контролировать затраты, связанные с управлением парком машин. Каждый модуль позволяет создавать отчеты вместе с распечаткой записей часов, перегруженных устройством. Кроме того, программа включает в себя отпечатки, необходимые для адаптации машин к европейским требованиям, а также информацию о машинных директивах.

Исторически первой (как наименее требовательная к уровню организации и культуры труда) сложилась стратегия эксплуатации до отказа , которая подразумевает осуществление операций по ТОиР оборудования по достижению критического состояния, которое, как правило, характеризуется невозможностью выполнения заданных функций, то есть утратой работоспособности. К основным достоинствам данной стратегии ТОиР следует отнести наибольшую длительность межремонтного периода, соответствующую сроку службы оборудования, и минимальные затраты на содержание ремонтной службы, доминирующей функцией которой в этом случае становится восстановление работоспособности оборудования после выхода его из строя. С другой стороны, отсутствие возможности планирования ресурсов (финансовых, временных, рабочей силы и прочих), необходимых для выполнения ТОиР, приводит к значительному увеличению продолжительности последних и к повышенным издержкам на ликвидацию аварий, в том числе к потерям производства. Создание складских запасов товарно-материальных ценностей, как правило, не является удовлетворительным решением, поскольку влечёт за собой снижение ликвидности предприятия. Объём таких запасов в ряде случаев (особенно в отраслях, где используется уникальное единичное оборудование) превышает экономически обоснованные пределы. Несмотря на указанные недостатки, в случае недорого резервируемого, а также типового оборудования, отказ которого не оказывает критического влияния на технологический процесс, не представляет опасность для окружающей среды, здоровья и жизни человека , данная стратегия успешно применяется и поныне.

Обслуживание и техническое управление объектом

Мы также предлагаем комплексную перестройку управления объектами в форме концессии как со стороны затрат, так и с точки зрения доходов. Таким образом, мы берем на себя полную ответственность за эксплуатацию объекта, обеспечение доходов, техническое обслуживание и полный расчет в обмен на плату за концессию, включенную в договор.

Оптимизация стоимости содержания объектов

На уже существующих подразделениях с техническими командами мы можем выполнять оптимизацию затрат, включая персонал. Управляя несколькими свойствами в данном регионе, мы можем обеспечить обслуживание по более низкой цене. В рамках оптимизации затрат мы предлагаем следующие услуги.

В первой половине ХХ века с ростом серийности производства и повышением производительности промышленных предприятий потери в результате отказов оборудования приобрели критическое значение. На смену стратегии эксплуатации до отказа пришла стратегия ППР или ремонтов по регламенту , подразумевающая превентивные ТОиР на основании статистических сведений о сроке службы оборудования. Снижение количества аварийных отказов относится к основным достоинствам данной стратегии, хотя вероятность их возникновения не исключается полностью, а фиксируется в задаваемых пределах. Стратегия ППР обеспечивает наилучшие условия для планирования ресурсов, «однако основной недостаток ППР перевешивает все его достоинства, он заключается в проведении ремонтов фактически исправного оборудования, а также принудительной замене деталей независимо от их остаточного ресурса (в сложном оборудовании разница ресурсов отдельных деталей может достигать 500%). Все это приводит к неоправданному росту эксплуатационных затрат. В недостатки ППР также нужно отнести снижение остаточного ресурса оборудования и увеличение вероятности отказа при вводе в работу после ремонта» . Данная стратегия обеспечила наилучшую интеграцию в рамках плановой экономики и позволила устранить ряд недостатков исторически сложившейся ранее стратегии эксплуатации до отказа. Более полное использование ресурса оборудования достигалось за счёт снижения вероятности повреждения деталей с потенциально большим ресурсом , что могло иметь место при выходе из строя элементов, определявших срок службы оборудования в целом при эксплуатации до отказа. В настоящее время стратегия ППР продолжает использоваться на многих предприятиях, в первую очередь, для ответственного оборудования и оборудования, выход которого из строя может представлять опасность для окружающей среды, здоровья и жизни человека. В остальных случаях стратегия ППР применяется зачастую только декларативно, что обусловлено возросшими требованиями к эффективности системы ТОиР предприятия в условиях рыночной экономики.

Установка собственных источников энергии

Оптимизация всех затрат на объект, Оптимизация потребления электроэнергии, Оптимизация потребления тепловой энергии. Текущие цены на электроэнергию, доступные из сети, по сравнению с затратами на создание этой энергии на месте для собственного потребления, делают экономически выгодными собственные источники потребления.

Внедрение концепции на основе профиля потребления и возможностей установки, Внедрение технического проекта, Получение необходимых разрешений, Внедрение и ввод в эксплуатацию установки, Оптимальное использование источников в рамках оптимизации потребления энергии. Поддержка получения внешнего финансирования. . Географическая диверсификация приводит к тому, что наши эксплуатационные расходы всегда будут конкурентоспособными по сравнению с созданием выделенных команд на месте размещения объекта. Мы работаем с интеграторами и производителями аппаратного и программного обеспечения.

На границе 70-80-ых годов ХХ века в ремонтном обслуживании производства нашла применение мобильная и переносная виброизмерительная аппаратура, позволяющая осуществлять вибромониторинг оборудования на основе частотного анализа. В то же время происходило ускоренное развитие теории надёжности и исследований в области эксплуатационных свойств оборудования. Всё это предопределило возникновение новой научно-прикладной области знаний — технической диагностики , достижения которой были использованы как основание для реализации стратегии ТОиР по ТС . В первую очередь, стратегия ТОиР по ТС направлена на устранение недостатков истрически предшествовавшей ей стратегии ППР, а именно на снижение количества необоснованных ремонтных воздействий с целью максимального использования ресурса оборудования . При применении данной стратегии за счёт мониторинга ТС вероятность аварийных отказов оборудования сводится к возможному минимуму. Девиз данной стратегии звучит так: «Оборудование должно быть остановлено на ремонт за мгновение до предполагаемого выхода из строя» . Уменьшение затрат на ТОиР оборудования, минимизация количества неплановых отказов, снижение числа плановых простоев, обусловленных монтажно-сборочными операциями, — неоспоримые преимущества, которые сопровождают внедрение стратегии ТОиР по ТС. Стратегия ТОиР по ТС выдвинула новые требования к уровню культуры труда. В рамках ремонтных служб и контролирующих органов выделяются подразделения технической диагностики, увеличивается значение личного профессионализма, квалификации и опыта рабочих, руководителей и специалистов. С другой стороны, поскольку регламентация ТОиР обуславливается стохастическим фактором – фактическим ТС оборудования — снижается эффективность долгосрочного планирования ресурсов (ориентировочный срок предупреждения отказов, а значит и планирования проведения ТОиР в случае использования средств технической диагностики преимущественно не превышает двух-трёх месяцев).

Опыт, полученный среди других. В музеях, спорте, образовании и бизнес-центрах мы можем предложить профессиональные и комплексные услуги по установке и обслуживанию для нескольких устройств. Создание специализированных информационных продуктов для мероприятий, ярмарок, конференций, а также массовых мероприятий. У нас есть команда из более чем двадцатилетнего опыта в разработке информационных систем для таких мероприятий, как ярмарки, конференции, другие массовые мероприятия. Эти системы позволяют автоматизировать процессы, связанные с организацией вышеупомянутых систем.

С целью обеспечения высоких показателей работоспособности оборудования промышленных предприятий в последнее время всё большую популярность приобретает проактивная стратегия ТОиР. Анализ, проведенный в работе , позволяет определить проактивную стратегию ТОиР как наиболее эффективную и целесообразную для внедрения в современных экономических условиях. Проактивная стратегия объединяет в себе достоинства превентивных ремонтных воздействий системы ППР и информационное обеспечение процесса принятия решений, характерное для ТОиР по ТС оборудования.

Консалтинг и надзор на этапе проектирования и строительства

События с момента продажи на этапе «после события», когда проект будет урегулирован. Все элементы управления сложными объектами лучше всего работают при надлежащем проектировании и предполагаемом использовании. Поэтому очень важным элементом непосредственного влияния на стоимость обслуживания объекта является его надлежащий дизайн. Наша компания, используя свой опыт в обслуживании объектов, может правильно подготовить проектные допущения на этапе инвестиционного планирования.

1.3. Проактивная стратегия технического обслуживания и ремонтов оборудования

Сущность проактивной стратегии ТОиР оборудования заключается в выполнении необходимых ремонтных воздействий, направленных на снижение скорости развития или устранение неисправностей, которые выявлены на основе сведений о фактическом ТС оборудования.

Каждый молочный фермер, который отправляется в автоматизированную систему доения или кормления, получает помощь как по техническим вопросам, так и по управлению. Все сделано в соответствии с предопределенным планом. Благодаря этому вы знаете, чего ожидать, и с самого начала вы можете достичь оптимальной производительности наших продуктов.

Во время этого процесса специалисты по техническому обслуживанию тесно сотрудничают с сотрудниками службы поддержки фермерских хозяйств. Они получают руководство и участвуют в тренингах по автоматическим системам, используемым в сарай, поле и системах управления.

Теоретические основы проактивной стратегии ТОиР оборудования постулируют, что изначально все виды неисправностей присутствуют в зачаточном или явном виде во всех пускаемых в эксплуатацию машинах. Различные факторы, сопровождающие эксплуатацию (проектные и непроектные нагрузки, воздействие факторов окружающей среды и близлежащего оборудования, условия эксплуатации, проведения ТОиР и прочие), в той или иной мере приводят к развитию различных видов неисправностей. Определяющее воздействие совокупности факторов вызывает ускоренное развитие одной или нескольких неисправностей, которые становятся детерминирующими по отношению к работоспособности машины. Выбирая ремонтные воздействия таким образом, чтобы уменьшить влияние определяющих факторов, можно снизить скорость развития неисправностей, поддерживая работоспособное состояние машины. Рациональный выбор и качественная реализация этих и только этих ремонтных воздействий является задачей РС.

После того, как вы собрали и запустили машину, вы все равно можете воспользоваться помощью техников и задать им вопросы об эксплуатации и оптимизации технических параметров. Сервисные специалисты регулярно посещают фермы, где наши системы используются для профилактического обслуживания. Профилактическое обслуживание помогает избежать неожиданных сбоев и планировать основные ремонтные работы. Это облегчает прогнозирование и управление расходами на использование.

В случае технической проблемы автоматически отправляется сигнал тревоги. Если вы не можете решить проблему самостоятельно, позвоните технику, который быстро доберется туда. В румынских специальностях работает только термин обслуживания, относительно новый, определяющий виды деятельности, которые относятся к категории наиболее распространенных и наиболее известных ежедневных практик в промышленной среде с самых старых времен. Однако техническое обслуживание, известное в Румынии как «техническое обслуживание и ремонт оборудования», - это не только название, новый термин, но и превосходный подход к конкретным видам деятельности, направленным на поддержание эффективности использованного имущества, дополненный конкретными методами и интегрированный в системную концепцию с логистической, административной и управленческой деятельностью, чтобы экономическая эффективность постоянно улучшалась.

Проактивная стратегия ТОиР () базируется на оценке ТС оборудования , которая может осуществляться следующими методами:

  • мониторинг технологических параметров;
  • визуальный осмотр;
  • контроль температуры;
  • акустическая и вибрационная диагностика;
  • обследование с применением методов неразрушающего контроля (магнитного, электрического, вихретокового, радиоволнового, теплового, оптического, радиационного, ультразвукового, контроля проникающими веществами).


Дефектные системы приводят к непредсказуемым и непредсказуемым результатам, которые, хотя и не катастрофичны, создают дискомфорт, вызывают неудобства и приводят к убыткам, которые в конечном итоге материализуются за счет дополнительных затрат, незначительных. Мы не можем развертывать военные технологии, ракетные установки, системы аэрокосмического комплекса или спутниковые системы, но мы не можем игнорировать последствия неисправного кондиционера в офисе: сотрудники работают без работы, компьютеры останавливаются.

Сравнительное исследование между британскими и немецкими компаниями показывает, что оборудование и оборудование на английском языке не поддерживаются должным образом и чаще являются дефектными, в том числе непроизводительные дополнительные периоды времени. Неверная организация оборудования приводит к оценкам ежегодных потерь в 550 миллионов, а восстановление существующей ситуации и увеличение производительности может быть достигнуто только путем координации некоторых многодисциплинарных мероприятий, которые включают: проектирование, строительство, монтаж, эксплуатацию, логистику, ремонт и управления этими видами деятельности.

Рисунок 1.2 — Ремонтное обслуживание оборудования в рамках проактивной стратегии ТОиР

Основанием для принятия решения о необходимости выполнения ремонтного воздействия является ситуация, когда ТС одного элемента (детали, узла, механизма) оборудования приводит к ухудшению ТС смежных (пространственно и/или функционально) элементов.

Фактически, физические ресурсы, которые могут помочь поддерживать производительность оборудования и оборудования, идентифицируются и отбираются, а современная техника связана с рядом мер безопасности в области безопасности машин и продуктов на основе подробных знаний о системном отсеке и действиях для поддержания производительности, определяемой надлежащим профилактическим обслуживанием.

Техническое обслуживание на английском языке без лингвистической значимости во французском знаменательном обслуживании представляет собой комплекс мероприятий, направленных на сохранение оборудования и их свойств в условиях, когда они позволяют более уместно удовлетворять цели предприятия. Техническое обслуживание часто воспринимается как система профилактического обслуживания, которая в конечном итоге минимизирует затраты на эти виды деятельности, но техническое обслуживание также должно отвечать очень сложным смешанным задачам: обеспечение безопасности и надежности системы, устранение или снижение рисков в работе, стабильность функциональных характеристик в жизненном цикле системы, непрерывности и мотивации деятельности сотрудников, экономическом выживании и конкурентоспособности предприятия путем контроля расходов, связанных с соответствующей деятельностью.

Перечень возможных ремонтных воздействий :

  • уход за оборудованием (уборка, очистка, противокоррозионная обработка);
  • регулировка, настройка, наладка (центровка, балансировка);
  • обеспечение соединений (восстановление целостности сварных швов, затяжка резьбовых соединений);
  • смазывание поверхностей трения;
  • замена быстроизнашивающихся деталей;
  • восстановление или замена базовых деталей, в том числе корпусных.

Ремонтные воздействия осуществляются в рамках следующих групп мероприятий по ТОиР оборудования :

  1. Профилактическое техническое обслуживание — комплекс мероприятий, проводимых периодически, которые направлены на предупреждение или снижение скорости развития дефектов путём обеспечения проектных условий взаимодействия узлов оборудования (очистка от технологических отходов, продуктов износа, коррозии, осадков, отложений и прочие; удаление пыли, грязи, масла, шлака, окалины, просыпи сырья, мусора и прочие; доливка, дозаправка рабочих жидкостей, досыпка, замена расходных материалов; замена или восстановление сменного оборудования и другие).
  2. Корректирующее техническое обслуживание — комплекс мероприятий, проводимых по необходимости, которые направлены на предупреждение или снижение скорости развития дефектов путём обеспечения проектных условий взаимодействия узлов оборудования (регулировка и наладка оборудования, в том числе центровка, балансировка; восстановление соединений деталей, обеспечение целостности металлоконструкций и трубопроводов; восстановление покрытий, окраски и другие).
  3. Прогностическое техническое обслуживание — комплекс мероприятий, направленных на установление фактического ТС оборудования с целью прогнозирования его изменения в процессе дальнейшей эксплуатации и выявления наиболее целесообразного момента применения и требуемых видов ремонтных воздействий (измерение технических и технологических параметров, отбор проб; контроль, испытание, проверка режимов работы оборудования; контроль ТС оборудования, в том числе методами технической диагностики; дефектоскопия методами неразрушающего контроля; технический осмотр оборудования, освидетельствование, обследование, ревизия и другие).
  4. Текущий ремонт — комплекс мероприятий, направленных на обеспечение работоспособности оборудования путём замены или восстановления отдельных его узлов, не являющихся базовыми, кроме сменного оборудования.
  5. Капитальный ремонт — комплекс мероприятий, направленных на обеспечение работоспособности оборудования путём замены или восстановления базовых его узлов и деталей.

Выбор проактивной стратегии ТОиР позволяет обеспечить :

  • увеличение срока службы оборудования за счёт снижения скорости развития или устранения зарождающихся неисправностей на начальной стадии их возникновения;
  • исключение вторичных повреждений элементов оборудования, вызванных выходом из строя смежных (пространственно и/или функционально) элементов;
  • обоснование и выполнение только необходимых ремонтных воздействий, что уменьшает затраты и нагрузку на РС, а также снижает вероятность возникновения отказов, вызванных ошибками монтажа и вмешательством в функционирование работоспособного оборудования;
  • сокращение затрат на ремонтное обслуживание производства, обусловленное изменением структуры ТОиР в пользу увеличения количества недорогостоящих профилактических воздействий вместо затратных ремонтных операций (замена, восстановление);
  • рациональный выбор времени, видов и объёмов ТОиР вследствие ранних сроков предупреждения возникновения неисправностей при использовании методов и средств технической диагностики и неразрушающего контроля;
  • снижение вероятности аварийных отказов, обусловленных неудовлетворительным ТС оборудования;
  • повышение коэффициента готовности оборудования, что обеспечивает возможность увеличения объёмов производства и снижения себестоимости продукции;
  • формирование доверия к производителю со стороны потребителя за счёт своевременного выполнения договорных обязательств и улучшения качества продукции как комплексный результат повышения культуры труда.

1.4. Способы организации ремонтного обслуживания производства

Способ организации ремонтного обслуживания производства обусловливает структуру РС предприятия, что оказывает непосредственное влияние на эффективность системы ТОиР в целом.

На уровне продукта ремонтопригодность - это свойство, которое машина, оборудование или установка должны оставаться в состоянии эксплуатации простым обслуживанием, обслуживанием и ремонтом, легко выполняться на протяжении всей своей жизни. Основными целями деятельности по техническому обслуживанию являются.

Минимизация экономических потерь из-за перерывов и оптимизации затрат на техническое обслуживание и ремонт. Предотвращение случайных перерывов и их последствий для ритма и непрерывности производственной деятельности. Чтобы быть уверенным, что выдвинутые цели будут достигнуты, необходимо выполнить ряд конкретных мероприятий, наиболее важными из которых являются.

Классические способы организации РС характеризуются диапазоном форм от децентрализованной к централизованной, которые отличаются степенью концентрации управления силами и средствами в рамках единой специализированной структуры на предприятии ().


Рисунок 1.3 — Классические способы организации ремонтного обслуживания производства

Способ организации ремонтного обслуживания, характеризующийся распределением сил и средств РС между производственными подразделениями предприятия, называется децентрализованным .

Централизованная организация РС подразумевает наличие специализированной структуры в составе предприятия, на которую возложен весь объём функций по ТОиР оборудования производственных и вспомогательных подразделений, а также несущей всю полноту ответственности за обеспечение работоспособности оборудования.

Способ построения РС на основе широкого диапазона промежуточных форм, отличающихся различной степенью централизации, называется смешанным .

Наиболее распространёнными на отечественных предприятиях являются смешанные формы организации РС, в то время как зарубежная практика свидетельствует о высокой эффективности централизованных форм ТОиР оборудования , в том числе построения системы ТОиР на основе альтернативных способов организации РС.

Альтернативные способы организации ремонтного обслуживания производства () подразумевают привлечение внешних ресурсов (сил и средств) для обеспечения и выполнения ТОиР оборудования предприятия. В зависимости от степени использования ресурсов внешних предприятий и передачи им соответствующей ответственности за обеспечение работоспособности оборудования различают подрядный и сервисный способы выполнения работ по ТОиР.


Рисунок 1.4 — Альтернативные способы организации ремонтного обслуживания производства

Для обеспечения требуемого уровня результативности системы ТОиР оборудования распространено совместное использование классических и альтернативных способов организации ремонтного обслуживания производства на предприятии.

1.5. Критерии оценки эффективности ремонтного обслуживания производства

Оценка эффективности ремонтного обслуживания производства выполняется на основании критериев, принятых на предприятии. Действенная система критериев позволяет осуществлять анализ не только фактической результативности имеющейся системы ТОиР, но и оперативно выявлять её недостатки, определять пути дальнейшего совершенствования и развития.

Различают технические и экономические подходы к оценке эффективности РС предприятия. Технические подходы отличаются преимущественной направленностью на оценку критериев, характеризующих работоспособность оборудования, возможность его использования для реализации заданного технологического процесса. Экономические подходы позволяют выполнять оценку результативности РС путём сопоставления затрат на ТОиР и потерь производства, обусловленных ТС оборудования.

В настоящее время вопрос обобщённой технико-экономической оценки эффективности ремонтного обслуживания производства, которая бы позволяла выполнять комплексный анализ результативности системы ТОиР оборудования, следует отнести к разряду проработанных недостаточно, что оставляет предприятиям простор для выработки собственных подходов к его решению. Указанное, например, предпринято в работах [ , ].

Необходимо отдельно обратить внимание на распространённую ошибку. Для оценки эффективности системы ТОиР недопустимо использование критериев, характеризующих деятельность, осуществляемую РС (объёмы выполняемых работ: в количественных, временных, натуральных, стоимостных и прочих подобных показателях). Интенсивность выполнения ремонтных работ зачастую не свидетельствует о достижении основной цели ремонтного обслуживания производства – обеспечения работоспособности оборудования. Оценка эффективности системы должна выполняться на основании внешних, а не внутренних показателей её работы.

Только действенная методика оценки эффективности ремонтного обслуживания производства позволяет качественно выполнить анализ системы ТОиР, результативности деятельности РС, обеспечить информационное сопровождение процесса принятия решений.

1.6. Аварийность

Аварии промышленного оборудования приводят к прерыванию технологического процесса, что сопровождается неминуемыми материальными потерями, а также может являться причиной техногенных катастроф и гибели людей. Обеспечение работоспособности оборудования с переходом от устранения следствий аварий к предупреждению их причин является основной задачей РС предприятия.

Для оценки аварийности оборудования могут быть выбраны эксплуатационные (суммарное время простоев) или экономические (потери производства, стоимость ликвидации аварий) показатели. При этом в общем случае для предприятия целесообразно оценивать не абсолютные величины, а скорее динамику изменения выбранных параметров во времени.

С другой стороны интерес может представлять сравнительный анализ взвешенных показателей аварийности (предположим, суммы потерь производства и стоимости ликвидации аварий за некоторый референтный период, отнесённой к сумме затрат на ТОиР оборудования) предприятий отрасли для выявления наиболее эффективных форм организации и методов совершенствования РС.

Оценка показателей аварийности может быть успешно использована как индикатор эффективности мероприятий по реформированию РС, для оценки внедряемых технических и организационных решений. На основе сравнения экономических потерь от аварий и средств, выделяемых на финансирование РС, могут быть установлены их оптимальные объёмы. То же справедливо и для оценки численности ремонтного персонала.

Положения и системы, определяющие порядок расследования аварий на промышленных предприятиях, как правило, разрабатываются на основании «Порядка расследования и учёта несчастных случаев, профзаболеваний и аварий на производстве», утверждённого постановлением Кабинета министров Украины №1112 от 25.08.2004г. Однако часто нерешённой остаётся главная задача. Речь идёт о полноценном и эффективном использовании полученной в ходе расследования информации, причём не столько для устранения, сколько для предотвращения последующих аварий на том же или однотипном оборудовании.

Расследование аварии подразумевает поэтапное решение следующей последовательности задач:

  1. Сбор фактической информации о происшествии и оперативных действиях персонала, визуальный осмотр места и объекта аварии.
  2. Изучение технологических и технических характеристик объекта аварии.
  3. Анализ истории объекта (аналогичных аварий, проведенных работ по техническому обслуживанию и ремонтам).
  4. Формирование рабочей гипотезы , проведение дополнительных исследований по необходимости (если дополнительные исследования опровергают гипотезу, выдвигается новая, достоверность которой подвергается проверке).
  5. Определение причин аварии, сопутствовавших ей технических факторов, виновных (развитие подтверждённой рабочей гипотезы).
  6. Разработка противоаварийных мероприятий .
  7. Мониторинг выполнения противоаварийных мероприятий .

Полученная информация может быть использована при решении ряда технических и технологических вопросов, вопросов материального снабжения, управления персоналом, развития РС.

Целесообразным видится выполнение таких видов анализа:

  • причинно-факторный , который заключается в выявлении характерных проблем предприятия (например, недостаточная квалификация эксплуатационного персонала, отсутствие стабильного и своевременного материально-технического обеспечения, несоответствие объёмов и периодичности ремонтов оборудования интенсивности его эксплуатации и прочие);
  • пространственный , целью которого является определение «уязвимых мест» как отдельных машин, так и агрегатов, комплекса оборудования предприятия в целом;
  • временной , который направлен на выявление сезонных закономерностей, цикличности аварийных ситуаций, тенденций и прогнозов их возникновения.

Результаты проведенного анализа являются основанием для разработки мероприятий, направленных не только и не столько на борьбу со следствиями аварий, но в большей степени на устранение их причин и предотвращение возможности повторения в дальнейшем.

Перечень ссылок

  1. ГОСТ 18322-78. Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения. — М.: Стандартинформ, 2007. — 12 с.
  2. Проект « » (первая редакция) [Государственный институт труда и социально-экономических исследований: Ж. Водопьян, Л. Гончарук, В. Коваль, Т. Сыркина (к.э.н., руководитель разработки), Л. Тарасенко, В. Шевченко]. - Харьков: ГИТ СЭИ, 2011. - 204 с.
  3. / . — .

Вопросы для контроля

  1. Дайте определение, назовите цели и основные составляющие системы ТОиР оборудования.
  2. Дайте краткую характеристику основных стратегий ТОиР оборудования.
  3. В какой последовательности осуществляется ремонтное обслуживание оборудования в рамках проактивной стратегии ТОиР?
  4. Приведите классификацию основных способов организации ремонтного обслуживания производства.
  5. По каким критериям может быть оценена эффективность ремонтного обслуживания производства?
  6. Какие задачи позволяет решить анализ аварийности на предприятии?

Денис Сушко, заместитель генерального директора ЗАО «Ключевой элемент»

Задача сокращения издержек стоит сегодня перед любым предприятием, а значит, ему приходится «открывать» свои бизнес-процессы, делать их максимально прозрачными, чтобы видеть всю структуру и эффективность расходов. В первую очередь это касается планирования ремонтных работ, одного из самых затратных и непрозрачных бизнес-процессов на предприятии. Информационная система управления ТОиР выводит этот процесс из тени и, тем самым, обеспечивает компании оптимальный режим функционирования производства.

Планирование работ и ресурсов наряду с ведением нормативно-справочной информации (НСИ) относится к ключевым бизнес-процессам предприятия. Производственные предприятия принимают решение о его автоматизации в первую очередь. В то же время функционал планирования является частью информационной системы, неотделимой от других бизнес-процессов. На рис. 1 представлена схема процесса ТОиР, причем его основные операции (подпроцессы) одинаковы для всех предприятий независимо от использования средств автоматизации.

Ниже мы рассмотрим, какие возможности могут предоставить предприятию информационные системы управления ТОиР при планировании ремонтных работ и ресурсов для их проведения.

Рис. 1. Схема процесса ТОиР

Горизонты планирования

Основой планирования в системах управления ТОиР является процесс автоматического формирования графиков ремонтных работ на определенный период, совпадающий с принятым на предприятии горизонтом планирования. Для использования функционала планирования в системе ведется следующая НСИ:

  • объекты ТОиР, их основные параметры,
  • типовые ремонтные работы, в том числе нормативные для объектов ТОиР,
  • нормативы использования ресурсов для типовых ремонтных работ.

На основании нормативной информации в системе формируется календарный график планово-предупредительных работ (ППР) в необходимом аналитическом разрезе. В наиболее распространенных системах управления ТОиР реализованы возможности формирования графиков ППР на любой горизонт планирования: месяц, год или несколько лет с требуемой разбивкой по всевозможным периодам. Процедура планирования может быть произведена как для всех объектов ТОиР предприятия, так и для относящихся к отдельному подразделению, местонахождению либо закрепленных за ответственным лицом. Это позволяет вводить регламенты процедуры планирования для крупных производственных компаний с распределенной структурой.

При планировании ППР без использования информационных систем на предприятиях обычно применяется методика формирования планов «по календарной периодичности» (в виде временного интервала, например, каждые 2 месяца), реже - методика «по наработке» (как правило, она применяется для подвижного состава, значительно реже - для промышленного оборудования). Однако далеко не для всех предприятий эти методики являются оптимальными.

В современных системах управления ТОиР реализованы другие эффективные методики управления бизнес-процессами ремонта оборудования, в частности, метод планирования ремонтных работ «по состоянию». Он предполагает инициализацию процессов ремонта при достижении оборудованием неких контрольных показателей или их превышении. Наиболее эффективным может оказаться комплексное применение подходов к проведению ТОиР, в зависимости от конкретного вида оборудования. Например, для оборудования, использование которого регламентируется производителем, необходимо использовать планирование по календарной периодичности, а для оборудования с загрузкой, близкой к 100%, простой которого критически важен для предприятия - комбинацию методов «по наработке» и «по состоянию» (последнее - в случае возможности постоянного контроля ключевых показателей, например, с использованием данных АСУ ТП).

Применение информационных систем управления ТОиР является единственным эффективным средством контроля планирования и фактического выполнения ремонтных работ для предприятий с большим количеством объектов ремонта. В большинстве данных систем реализован удобный интерфейс, отображающий календарный график ремонтных работ в необходимом разрезе (рис. 2 - пример из системы «1С:ТОиР»). Возможно, например, отображать данный график для начальника цеха - с отбором цехового оборудования, а для главного инженера - с отбором оборудования по предприятию в целом, сгруппированным по цехам.


Рис. 2. Пример из системы 1С:ТОиР

Дополнительной возможностью систем управления ТОиР является интеграция с системами управления проектами, например, MS Project, что особенно актуально при проведении длительных и сложных ремонтных работ с большим количеством ресурсов.

План ремонтных работ является основополагающим для формирования связанных подробных плановых показателей и бюджетов, например:

  • Плановых запасов ремонтного фонда;
  • Плана (бюджета) закупок запасных частей и материалов;
  • Плана необходимых трудозатрат;
  • Плана (бюджета) привлечения подрядчиков на ремонтные работы.

Постановка автоматизированного планирования и учета ресурсов, контролируемых при помощи данных бюджетов, дает существенный экономический эффект, о чем будет подробнее сказано ниже.

Функции управления на одном приводе

Использование для управления процессами ТОиР информационных систем дает предприятию качественно новые возможности по учету ключевых ресурсов, таких как: материальные (запчасти, ремонтные материалы, ГСМ), трудовые (конкретные сотрудники, трудовые единицы по должностям или ролям, ремонтные бригады), подрядчики (выполняемые виды работ, повременные работы).

Функциональность систем управления ТОиР, используемая на производственных предприятиях наряду с календарным планированием ремонтных работ - это оптимизация материально-технического снабжения и управления запасами.

Что включает в себя данный «функционал» и за счет чего обеспечивается оптимизация? Во-первых, в результате планирования ППР в системе формируется потребность в материальных ресурсах на конкретные работы, согласно календарю плановых ремонтных работ. Во-вторых, если в системе ведется актуальное состояние склада ремонтного фонда, эти данные учитываются при формировании плановой потребности в запчастях и материалах. Здесь стоит упомянуть особый эффект автоматизации данных бизнес-процессов для предприятий, представляющих из себя распределенную сеть производственных площадок. Централизованный складской учет в этом случае без систем автоматизации практически невозможен. В-третьих, при использовании функциональности материально-технического снабжения в системе ведется информация о сделанных заказах поставщикам, что позволяет учитывать планируемые к поступлению материалы и запчасти при расчете потребности на ремонтные работы.

Кроме того, современные системы управления ТОиР позволяют учитывать возможности поставщиков по поставке конкретных номенклатурных позиций, а также учитывать их аналоги, что дает возможность формирования плановых заказов поставщикам автоматически. Причем при необходимости возможно указание для ряда позиций (например, часто и много используемых для ремонта) ведения планирования по страховому запасу. То есть при планировании данных позиций на складе всегда будет поддерживаться минимально необходимый запас.

Стоит упомянуть еще об одной интересной особенности некоторых информационных систем. Это возможность ведения номенклатурных позиций с разными наименованиями на разных производственных площадках (возможно, даже на разных языках), что актуально для распределенных международных компаний с необходимостью единого планирования и учета.

Отдельно отметим возможности ведения суммового учета материальных затрат. В системах управления ТОиР реализованы возможности формирования планируемых и фактических суммовых затрат на основе плановых цен, а также расчета фактических затрат (при ведении складского учета или при интеграции с информационной системой бухгалтерского учета). Это позволяет получить оценку плановой и фактической себестоимости ремонта в части материальных затрат.

Функциональность управления трудовыми ресурсами применяется, как правило, на предприятиях с высокими затратами на собственный ремонтный персонал. Использование информационных систем позволяет учитывать при планировании ремонтной работы доступность трудовой единицы, необходимой для ее выполнения. Речь может идти и о конкретном сотруднике, и о сотруднике ремонтного подразделения с конкретной должностью или заданной ролью (применяется, скажем, при проведении длительных ремонтных работ, для которых формируются проектные команды из разных подразделений). Кроме того, для крупных предприятий возможно планирование целых ремонтных бригад или подразделений. Аналитические возможности системы позволяют контролировать наличие запланированных трудовых ресурсов и оперативно регистрировать необходимость привлечения дополнительных или замены. Стоит заметить, что наиболее эффективно данная функциональность применима при наличии на предприятии информационной системы управления персоналом и интеграции с ее бизнес-процессами.

Суммовой учет трудовых затрат применяется, как правило, в двух случаях:

  • необходимость расчета полной себестоимости ремонта, в том числе в части затрат на собственный персонал;
  • данные о проведенных ремонтах используются в целях начисления заработной платы работникам ремонтных подразделений.

Во втором случае в системе ведется информация о стоимости нормочаса работы сотрудников соответствующей квалификации или должности. В первом случае возможно указание стоимости работы в целом в справочнике ремонтных работ.

Управление подрядными работами необходимо для предприятий, существенная часть оборудования которых находится на техническом обслуживании внешних подрядчиков. В этом случае возможно нормативное указание данных работ, если они выполняются на постоянной основе. Кроме того, данная функциональность применяется при проведении больших и сложных ремонтов, для выполнения которых привлекаются сторонние организации.

Для работ, выполняемых сторонними организациями, указывается стоимость конкретной работы, либо стоимость нормочаса работника сторонней организации. По результатам проведения ремонтов формируется их себестоимость в части подрядных работ, а также рассчитывается кредиторская задолженность для учета в системе бухгалтерского учета.

В каждой отрасли - свой секрет

Для бизнес-процессов управления ТОиР, в частности, календарного и ресурсного планирования, большую роль играют отраслевые особенности предприятия.

Пример 1. Строительная отрасль.

Рассмотрим предприятия, осуществляющие производство и доставку товарного бетона и бетонных растворов. Данная отрасль активно развивалась в последние годы, причем рост предприятий отличался следующими особенностями:

  • активно приобреталось новое производственное оборудование (бетоносмесительные узлы - БСУ), преимущественно зарубежного производства;
  • активно расширялся автопарк предприятий, как за счет приобретения спецтехники российского производства, так и зарубежного;
  • предприятия в крупных городах расширялись за счет строительства распределенных производственных площадок (сети БСУ).

С точки зрения использования систем управления ТОиР на предприятиях отрасли видны следующие особенности.

1. Эксплуатируется производственное оборудование и спецтранспорт (бетоновозы). Специфика производства требует минимальных простоев БСУ, что связано, во-первых, с непрерывностью процесса отгрузки продукции, а во-вторых, со спецификой самого продукта производства. Причем планирование простоев в обязательном порядке должно учитывать логистические процессы (заказы на производство часто планируются с точностью до нескольких минут). Оптимальная стратегия планирования ППР в данном случае - по наработке, поскольку ключевой показатель загрузки производства - кубометры произведенной продукции. Причем интеграция с системами АСУ ТП (повсеместно используемыми для управления новыми БСУ) дает возможность производить корректировку планируемых ремонтных работ автоматически и практически ежедневно.

Для спецтранспорта применяется метод планирования ППР по наработке, то есть по количеству моточасов. Однако для бетоновозов как спецтехники необходимо дополнительно учитывать наработку бетоносмесителя, то есть количество перевезенных кубометров бетона. Для данного оборудования наработка также может определяться автоматически при интеграции с информационной системой учета отгрузки и доставки продукции. В то же время для бетоновозов зарубежного производства необходимо учитывать требования производителя по проведению планового технического обслуживания (комбинация с методом планирования по календарной периодичности).

2. Существенен эффект от централизованного управления ремонтным фондом для распределенных производственных площадок. Еще больший плюс достигается, если большинство эксплуатируемых производственных мощностей однотипны, или закуплены у одного производителя.

3. Внедрение систем управления ТОиР существенно облегчается, если спецификации оборудования предоставлены в электронном виде, поскольку введение данной информации в систему является одной из наиболее трудоемких операций. Такую информацию может предоставить поставщик нового оборудования (как правило, зарубежного производства, реже - российского).

Пример 2. Судоремонтная отрасль.

Рассмотрим предприятия, осуществляющие эксплуатацию и ремонт судов речного и морского флота. Этой отрасли, также как и судостроению, в последние годы уделяется повышенное внимание государства, ставится цель повышения конкурентоспособности в глобальном масштабе, поэтому сокращение издержек является приоритетной задачей. Особенности ремонтных работ на предприятиях отрасли:

  • высокий процент судов с высокой степенью износа;
  • большое количество номенклатурных позиций ремонтного фонда;
  • большое количество поставщиков запчастей и материалов;
  • сезонный характер ремонтных работ (для речного флота);

С точки зрения использования систем управления ТОиР на предприятиях отрасли необходимо учитывать следующие особенности.

1. Большое количество типовых ремонтных работ и связанных с ними нормативов использования материалов и трудозатрат

2. Планирование использования инструмента при проведении работ

3. Широкое использование аналогов при планировании запчастей и материалов, учет вариантов большого количества поставщиков

4. Строгое планирование исполнителей работ, учет уровня квалификации

5. Максимально удобная процедура расчета вариантов плана ремонтных работ (сложность и большая стоимость ремонта заставляет находить максимально эффективные варианты для минимизации сроков и стоимости)

6. Предприятия данной отрасли можно смело отнести к тем, где использование информационных систем управления ТОиР жизненно необходимо. Ведь высокая сложность ремонтных работ делает управление им в ручном режиме крайне неэффективным.

Данные примеры показывают, что при схожести бизнес-процессов управления ТОиР на предприятиях различных отраслей отраслевые особенности играют значительную роль. Это необходимо учитывать как при выборе системы, так и при ее внедрении.

Подсчет эффективности

Не будет преувеличением сказать, что за счет автоматизации процессов календарного и ресурсного планирования достигается основной эффект использования систем управления ТОиР. Для примера рассмотрим основные процедуры планирования (рис. 3).

Рис. 3. Основные процедуры планирования

Схема на рис. 3 показывает взаимосвязь всех процессов планирования на предприятии, относящихся к управлению ТОиР. Конечно, регламентация данных процессов возможна и без использования средств автоматизации, но как показывает практика, ответственные за эти процедуры при расчетах используют неполные данные, как по причине их отсутствия, так и по причине ответственности разных структурных подразделений. Автоматизация планирования реализует сквозной бизнес-процесс, состоящий из взаимосвязанных подпроцессов. Это, во-первых, минимизирует трудозатраты на подготовку плановой отчетности, а, во-вторых, минимизирует планируемые ресурсы - за счет использования реализованных в системе алгоритмов.

Основными источниками экономической эффективности от внедрения календарного и ресурсного планирования в системах управления ТОиР являются:

  • Снижение складских запасов материалов: уменьшение затрат на хранение,
  • Снижение трудоемкости ТОиР: исключение избыточных работ,
  • Уменьшение времени простоев: снижение времени сверхнормативного простоя,
  • Уменьшение избыточных закупок: снижается благодаря более точному определению потребностей и обоснованному выбору уровня минимальных запасов,
  • Предотвращение авральных закупок: снижение расходов на снабжение,
  • Увеличение прозрачности плановых и фактических затрат на ТОиР: максимальные возможности контроля всех бизнес-процессов планирования и учета со стороны руководства,
  • Уменьшение потребности в оборотных средствах: снижение кредитной нагрузки на предприятие.

Проекты внедрения информационных систем управления ТОиР являются экономически эффективными. Срок окупаемости подобных проектов составляет от 4 месяцев.