Внутренняя декоративная отделка. Декоративные штукатурки: от фресок до современных технологий

Лазурью принято называть голубой цвет, цвет неба. Лазурным может быть и море. Применительно к строительству и декорированию часто говорят о лазурном цвете краски. Но в некоторых случаях у этого термина появляется совсем иной смысл. О лазури говорят как о самостоятельном виде лакокрасочного материала. В этой статье речь пойдет о том, что такое лазури и как их применяют на практике.

Что такое лазурь применительно к малярному делу

Собственно говоря, употребление термина «лазурь» применительно к лессирующим краскам было введено с подачи немецкого концерна Meffert AG Farbwerke. Здесь не было бы ничего странного, если бы речь шла о красках голубых и синих оттенков, но немецкие производители постепенно поменяли смысл и стали относить термин ко всем прозрачным краскам, имеющим декоративное назначение.

Разработанная изначально линия прозрачных пропиток для дерева, которые можно колеровать в определенных пределах, была противопоставлена появившимся тогда прозрачным пропиткам «Пинотекс», выпускаемых и по сей день финско-эстонским объединением «Садолин». Высокая популярность Пинотекса подвигла маркетологов «Дюфа» к радикальному шагу. Они стали позиционировать на рынке пропитки для дерева как лазурные краски.

Такой ход оказался правильным, так как у людей лазурь ассоциируется именно с чем-то прозрачным, воздушным. Что соответствует специфике этих красок, которые зачастую вообще не колеруют. А если цвет и вводится, то он играет второстепенную роль, подчеркивая текстуру древесины и придавая ей некоторый шарм.

Со временем разработчики Дюфа решили пойти дальше и применили термин «лазурь» к лессирующим покрытиям на акриловой основе, предназначенных для финишной окраски декоративных штукатурок собственного производства. Теперь перечень материалов, имеющих отношение к лазури, значительно расширился. А после того как остальные производители стали приписывать к своим похожим краскам лазурные названия, ничего не оставалось кроме как выделить лессирующие краски на водной или органорастворимой основе в отдельный класс.

Основные виды лазурей от Дюфа

Концерн Meffert AG Farbwerke выпускает следующие виды лазурей для дерева:

  • ЛАЗУРЬ ДЛЯ ДЕРЕВА (HOLZLASUR) – самая простая прозрачная краска для дерева. Содержит множество защитных компонентов, имеет легкий тонирующий эффект, предназначена для обработки деревянных конструкций как снаружи, так и внутри помещений. Быстро впитывается, практически не изменяет цвет древесины, но очень хорошо выделяет её фактуру. Если покрыть этой лазурью окрашенную деревянную поверхность, то основной цвет станет немного светлее.
  • ДЕКОРАТИВНАЯ ЛАЗУРЬ (HOLZVEREDLUNG) – усовершенствованная версия предыдущей краски. Главное её отличие – глянец. Краска обладает, благодаря этому более насыщенным оттенком, подчеркивающем текстуру дерева в большей степени.
  • ЛАЗУРЬ ДЛЯ ОКОН И ДВЕРЕЙ (FENSTER UND TURENLASUR) – колерованная прозрачная краска, придающая деревянным окнам и дверям благородный вид ценных пород и одновременно защищающая их от всех возможных негативных воздействий.
  • ЛАЗУРЬ ДЛЯ ДЕРЕВЯННЫХ ЗАБОРОВ (HOLZZAUN-LASUR) – колерованная особо прочная и плотная краска, способная проникать глубоко в древесину, создавая на её поверхности защитный слой от грязи, воды, грибков и плесени. Лазурь для заборов можно наносить и внутри помещений. Она очень хорошо подходит для декорирования мебели из натурального дерева.
  • ЛАЗУРЬДЛЯСТЕНDUFA (EFFEKTDESIGNWANDLASUR) – предназначена для прозрачного покрытия поверх декоративных штукатурок или поверх базового красочного слоя на обоях под покраску. Создает впечатление объема, гармонии и завершенности. Допускает добавление блесток и красящих контрастных частиц.
  • ЛАЗУРЬ 3-Д-БРИЛЛИАНТ (WANDLASUR 3DBRILLANT) –используется в тех же целях, что и предыдущая лазурь, но в её состав уже ведены пигментированные частицы, которые придают поверхностям трехмерный вид. Используется как самостоятельное покрытие при работе с декоративными штукатурками или как финишное при работе с флизелиновыми обоями под окраску.

Правила нанесения лазурей

Существует разница между способами нанесения обычных красок и лессирующих. Для дерева требования таковы: если детали были пропитаны олифой, то от момента обработки до момента применения лазури должно пройти не менее полугода. Чтобы быть уверенным в том, что лазурь хорошо ляжет поверх олифы, стоит сделать пробу при помощи уайт-спирита. Если растворитель впитается, то можно начинать окраску.

Чтобы добиться хорошего, ровного покрытия следует нанести два слоя колерованной лазури, поверх которой нужно положить слой прозрачной. Обновлять покрытие в этом случае будет достаточно раз в два года только прозрачной лазурью.

Несколько иначе обстоит дело с нанесением лазури на декоративные штукатурки. В случае, если используются фирменные штукатурки Дюфа, например, Modellierputz, поверхность можно декорировать после высыхания состава. При этом в лазурь можно добавить немного воды (порядка пяти процентов). Если использовалась декоративная штукатурка на основе жидкой макулатуры иных производителей, то лазурь нужно наносить по влажной основе, чтобы снизить расход краски. Лазурь по декоративной штукатурке наносят в один слой кистью из специальной синтетической щетины движениями крест-накрест. Если текстура штукатурки гладкая, то для декорирования можно использовать меховую варежку или маленький поролоновый валик. Для придания блеска можно добавить в лазурь блестки и цветные пигментированные частицы, которые продаются отдельно.

Иначе наносят лазурь на обои под покраску. Сначала нужно выкрасить обои в цвет, соответствующий цвету лазури, но несколько светлее. После того как краска полностью высохнет, можно накатать лазурь тонким слоем при помощи маленького валика, выкрасить кистью или воспользоваться декорирующей перчаткой. Чем выше рельеф обоев, тем больше уйдет краски и тем сложнее получить ровное заполнение лазурью пространства во впадинах.







Значение лазурирования для стен и человека

Благодаря совершенствующимся технологиям и цивилизованным отношениям монотонность постепенно исчезает из нашей жизни, уступая место разнообразию. Человек вкладывает в материальное все больше духовного. Взглянем в прошлое и увидим, что еще древние египтяне выражали настоящее вдохновение, которое позже переняли греки, римляне, средневековье и новое время, вплоть до настоящего времени.

Будучи людьми разумными, мы сегодня вновь обращаемся к такому духовному пространству. Техника лазурирования стен даёт нам множество возможностей, с помощью которых можно создать свой, особый мир - в квартире или на рабочем месте - который постоянно радует глаз, и мы чувствуем себя намного бодрее.

Оживленная структура стен оказывает воздействие через зрительное восприятие на психику и тем самым непосредственно влияет на здоровье. Помещение приобретает другое качество. Опыт использования лазурей на производстве и в общественных учреждениях снова и снова показывает, что люди чувствуют себя лучше и бодрее, им приятно находиться на своем рабочем месте.

Основная идея использования техники лазурирования основана на понимании того, что в помещении со слегка оживленной структурой стен приятно находиться, гораздо приятнее смотреть на рисунок, чем на монотонно окрашенные поверхности. Оживленность покрытой лазурью стены поднимает настроение и способствует хорошему самочувствию.

Раньше подобных технологий оформления стеновых покрытий не было.

В средние века работали с фресками, то есть рисовали по свежей штукатурке. При этом собирали изображение кусочек за кусочком, столько, сколько можно было сделать за один день, а на следующий день работа продолжалась, и так далее. Изображение появлялось постепенно.

Техника лазурирования, напротив, представляет собой совершенно противоположный метод. Тонкий слой придает помещению нежность, свет и тепло, и картинка появляется не по частям, а концентрированно. Можно также сделать переход от центра к периферии, от легкого к яркому.

Влияние красок - Палитра Гете




С помощью красок люди переносятся в пространство, в котором хочется творить.

Палитра Гете сегодня все еще актуальна, так как в ней есть качество красного, желтого и голубого. Желтый - лучистый цвет. Достаточно посмотреть на солнце, чтобы понять, что свет хочет сиять изнутри наружу. Голубой цвет создает впечатление, что свет направлен снаружи внутрь.

А когда эти полюса, наружный и внутренний, вступают во взаимодействие, возникает зеленый, нейтральный. Зеленый - успокаивающий цвет. Пассивность и активность нейтрализуются в зеленом. Поэтому листья, которые имеют более или менее округлую форму или растут остро вверх, зеленые. Так работает природа.

Если в офисном здании промышленного предприятия решаются нейтральные или технические задачи, зеленый - подходящий цвет. Однако предпосылка такова, что отдельные части соответствуют общему состоянию. Зеленый - идеальный цвет для принятия деловых решений, красный - возбуждающий цвет, голубой, напротив, успокаивает.

Пурпурно-красный - кардинальский цвет, сакральный цвет, играющий большую роль в церкви. Карминно-красный - это цвет, в котором живет активный человек, например, человек высшего класса, холерик, сильный и волевой человек, центр вселенной.

Таким образом, любые помещения, в которых осуществляется движение, например, детские комнаты, коридоры, столовые, кухни, должны оформляться в красных, оранжевых и желтых тонах. В торговых помещениях необходимо создавать такую атмосферу, которая соответствует предлагаемой продукции или эффективности.

Зелено-голубой, голубой, фиолетово-голубой - цвета замкнутости. В помещении, в котором люди собираются, например, музыкальный зал, хотят отдохнуть, а не развлечься, оформляют в голубых тонах.






Какую задачу выполняет поверхность, покрытая средством для лазурирования?

Оживленность возникает благодаря архитектуре - когда оформление выполнено соответствующим образом. Душа просится в здание, если оно оформлено разными цветами, нечто красочное покрывает его стены. Поэтому здание должно, подобно человеку, иметь внутреннюю структуру.

Здание характеризуется покрытием и структурой стен. В помещении достигается соответствующее настроение не только с помощью цвета, но и с помощью определенных картин, которые должны соответствовать ситуации, в которой находится его обитатель.

Стена должна иметь естественный и декоративный характер. Так, в общественных зданиях стены оформляются эстетически. Такая стена оказывает совершенно иное воздействие, нежели непонятное произведение живописи, которое вешают на нее. Стена - это средоточие и одновременно часть маленького мира, который имеет целостную структуру.

Внимание: Правильная основа для покраски

В качестве основы для техники лазурирования лучше всего подходят обои с шероховатым волокном и штукатурка. При использовании обоев из шероховатого волокна предпочтение следует отдавать обоям со средней зернистостью. При использовании штукатурки рекомендуется штукатурка мелкого помола, которая наносится в различных направлениях. При использовании штукатурки руководствуются размерами поверхности. Для очень больших поверхностей стен целесообразнее использовать штукатурку более грубого помола. Однако здесь нужно учитывать и целевое назначение помещения. В детских садах для малышей нужно использовать штукатурку мелкого помола, чтобы дети не получили повреждений.


Малярные работы


Среди приёмов декорирования поверхностей окрашиванием наряду с «торцовкой» и «накаткой» существует и такой приём, как «размывание» краски. Эта техника нанесения второго цвета сильными мазками кисти создаёт очень впечатляющую текстуру.

Для выполнения данной операции нужны прежде всего уверенность в себе и сильная рука. И тогда даже новичок способен получить отличные результаты. Работать следует всегда в одном направлении, не увлекаясь деталями - мелкие недочёты не имеют большого значения.

Наилучшие результаты даёт использование прозрачной лаковой лазури, которую наносят на загрунтованную краской насыщенного цвета основу, а затем неравномерно растушёвывают кистью. Вместо лазури можно взять и разведённую водой дисперсную краску, которая, правда, не даёт глянца, как лазурь.

«Размывание» лазурью применяют прежде всего на стенах, дверях и крупной габаритной мебели. На небольших поверхностях невозможно делать большие грубые мазки кистью и, соответственно, не удаётся добиться столь характерного эффекта.

Лазурь наносят тонким слоем на подложку краски другого цвета движениями во всех направлениях кистью с прочной щетиной. Затем ещё влажную краску разгоняют сухой кистью или щёткой. Чем сильнее нажим на кисть и чем больше «художественного беспорядка» в мазках, тем отчётливее и красивее будет рисунок. Когда лазурь высохнет, можно повторить операцию, нажимая на кисть ещё сильне, чтобы подложка проступала более явственно.

Цвет покрытия можно делать более насыщенным или изменять, нанося друг на друга дополнительные слои лазури. Каждый слой следует «размывать», пока краска ещё не высохла. Следующий слой наносят после высыхания предыдущего. Однако при нанесении более трёх слоёв лазури теряется характерный просвечивающий эффект. Новый слой лазури можно «размывать» не кистью, а скрученной тряпкой.

Для такой отделки подойдут лаковые лазури на основе синтетических смол, а также разбавленные дисперсные краски. Первые состоят из разбавленных красок на основе синтетической смолы. После высыхания они дают матовую или полуматовую поверхность. Наносят их на непрозрачный грунт. Лазури можно купить в готовом виде или сделать самому, смешав 1 часть краски с 3 частями уайт-спирита.

Дисперсные краски, чтобы получить просвечивающий эффект, следует разбавлять водой (примерно 1 часть краски на 3 части воды). Работать лучше всего вдвоём: один красит, в то время как другой растушёвывает влажную краску. Разбавленную водой краску можно наносить только на грунт из дисперсной краски.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЛАЗУРИ НА ЛАКОВОЙ ОСНОВЕ


Полуматовые лазури на основе синтетических смол продаются в готовом виде как прозрачные, так и пигментированные. Ими можно красить, не разбавляя, но лучше разбавить уайт-спиритом в соотношении 1:1.

Для первого (базового) слоя подойдёт грунт из дисперсной виниловой, акриловой или синтетической красок.

Для работы понадобится: покрывочный материал, тряпки, уайт-спирит и ведро для краски, а также две широкие (10-15 см) малярные кисти. ВЫБОР ЦВЕТА

Сначала делают пробу, нанеся краску на большой обрезок обоев. Приложив его к стене, определяют пригодность данного цвета. Краски мягких тонов хорошо сочетаются с обстановкой 8 сельском стиле и лучше всего выглядят на светлой подложке. Солнечно-жёлтый цвет, а также коралловые и розовые тона создают бодрящую атмосферу, в то время как аквамарин, цвет мха или голубой привносят в светлое помещение атмосферу покоя.

При работе с красками насыщенных цветов нажим на кисть при мазке должен быть особенно сильным. Краску наносят тонким слоем и можно не опасаться потёков. Лучше всего смотрятся краски, гармонично сочетающиеся друг с другом, например, нанесённые последовательно бледно-розовая грунтовка, красная маджента и багряно-красная. Неплохо выглядит изумрудно-зелёный цвет поверх бирюзового или лазурный поверх красного.

КАК ДЕЛАЮТ ДЕКОРИРОВАНИЕ


1. Нанесение слоя грунта. Стену красят в выбранный цвет виниловой дисперсной краской или краской на основе синтетических смол. На следующий день наносят второй слой того же цвета и вновь оставляют его сохнуть на ночь.


2. Смешивание лазури. Смешивают в ведре одну часть краски на основе синтетической смолы с тремя частями уайт-спирита. (При желании состав можно сделать более густым или жидким.) Важно тщательно перемешать краску, иначе подложка в разных местах будет просвечивать по-разному.

3. Нанесение лазури. Лазурь наносят неравномерно. Чем хаотичнее выглядит покрытие, тем более впечатляющим окажется результат. Мазки кистью делают во всех направлениях.

Декоративная штукатурка - одна из самых старинных технологий отделки помещений. Благодаря её стойкости, до наших дней сохранились многие памятники искусства - фрески знаменитых соборов и небольших сельских церквей, гробницы фараонов и многие-многие другие.

Фото 1. Фреска Софийского собора, Киев

Фото 2. Фреска «Уверение Фомы», собор Протата в Карее (Афон)

Классическая фреска - один из самых сложных видов штукатурки, поскольку штукатурка наносится фрагментами, а затем очень быстро, что называется, по сырому, делается роспись. При этом роспись должна быть сделана в один слой, и здесь нельзя ошибаться, так как в процессе, и после рисунок исправить уже невозможно. При окрашивании используются прозрачные краски. Высыхая, фреска меняет цвет и становится на порядок светлее. То есть художник должен заранее предугадать, сколько той или иной краски взять, чтобы в итоге работа не потеряла яркость. Такую сложную и требующую опыта работу на протяжении многих веков могли выполнять только мастера-виртуозы и необычайно талантливые художники.

С тех времён и берут начало современные декоративные покрытия с их огромным разнообразием. Как и в любом мастерстве, талант исполнителя и его опыт работы с различными материалами расширяют творческие возможности, но тем не менее любой новичок может выбрать технику по силам и с помощью своей фантазии, реализовать творчество в необыкновенный результат.

С течением времени технологии развиваются, расширяется спектр материалов. Все материалы и знания доступны сейчас каждому и, что очень важно, современные технологии отделки уже не так сложны, как раньше.

В самых распространенных видах современной декоративной штукатурки, проистекающих из классической фрески, можно выделить несколько направлений. В статье вкратце расскажем о них, а также опишем приёмы современных декораторов-технологов. Можно только посетовать, что фотографии образцов, к сожалению, не передают реальную красоту и эстетику материалов.

Венецианская штукатурка очень мало менялась за последние века. Это, пожалуй, самый технически трудоёмкий вид современной штукатурки. Венецианскими штукатурками отделывали виллы в Италии. В Италии, богатой мрамором, массу для штукатурки стали замешивать из мраморной пыли. Мрамор - самый мягкий камень, он легко шлифуется вручную. Именно это его свойство использовали для получения глянцевого полированного эффекта поверхности. Кроме того, мрамор как камень обладает некой визуальной прозрачностью, как бы светится изнутри, особенно если наносить его в несколько слоёв. Сам рисунок штукатурки можно делать с помощью различных инструментов и приёмов.

Фото 3. Материал нанесён простым стальным шпателем в несколько слоёв, а затем отполирован тем же шпателем.

Фото 4. Материал нанесен натуральной губкой на золотой фон, а затем выпуклости рельефа отшлифованы до блеска.

Фото 5. Венецианская штукатурка с нанесением разноцветных глазурей и восков.

Эта штукатурка у разных фирм может иметь разный состав, основным наполнителем может быть и целлюлоза, и синтетические волокна.

Фото 6. Структурная штукатурка, сверху нанесена глазурь.

Фото 7. Цветная стуктурная штукатурка, нанесена шпателем в один слой.

Для достижения принципа кракле используется как основной материал специальный клей-подложка, им красят стены перед тем, как нанести тот или иной материал для растрескивания. А затем, в зависимости от материала и метода нанесения, верхний слой краски трескается из-за разной скорости высыхания слоёв.

Эта техника создаёт в интерьере впечатление стиля кантри. Очень часто её используют не только для стен, но и для мебели, например кухонных шкафчиков.

Фото 8. Так трескается латексная краска, если её наносить кистью в одном направлении.

Фото 9. Так трескается латексная краска, если её наносить кистью в разных направлениях.

Фото 10. Так трескается декоративная штукатурка, если её наносить на специальный клей для создания эффекта кракле. Далее штукатурка шлифуется, красится, и на неё наносится глазурь.

Фото 11. Использован тот же принцип, что и на предыдущем образце, но здесь штукатурка нанесена на оранжевый фон, он проглядывает через трещины.

Многослойная декоративная штукатурка + глазури

Эта штукатурка часто применяется для большего домашнего уюта или создания неординарных акцентных стен.

Фото 12. На свеженанесённую штукатурку накидывается рыболовная сеть с мелкими ячейками, затем поверхность покрывается тонкой плёнкой и прокатывается специальным гладким валиком. Затем поверхность отшлифовывается, окрашивается, покрывается глазурями и на неё переводится специальная типографская фольга.

Фото 13. В материале отжаты лоскуты грубой мешковины. Далее технология та же, но вместо обычной краски штукатурка покрашена золотой латексной краской для стен, а затем на неё нанесены глазури, имитирующие патину и чёрную ржавчину.

Фото 14. Штукатурка декоративно нанесена шпателем, а затем, для придания фактуре пористости, обработана щёткой.

Фото 15. Поверх материала, нанесённого на стену, наброшен, а затем вжат валиком тонкий скомканный полиэтилен. Здесь использована штукатурка на цементной основе, высыхающая без доступа воздуха.

Фото 16. В материале отпечатаны кружева.

Фото 17. На сырую штукатурку наброшен и впечатан гладким роликом полиэтилен, а затем, снят, пока материал не высох.

Фото 18. Структура сделана расческой.

Фото 19. Структура создана при помощи мешковины, затем на разные сегменты нанесены разные типы золота.

Фото 20. В текстуре штукатурки отпечатана газета. Затем продукт отшлифован, покрашен, нанесена глазурь, и с помощью плоской широкой кисти, очень осторожно, местами нанесено полупрозрачное серебро, так называемый перламутр.

Фото 21. Поверх готовой штукатурки приклеена мозаика.

Фото 22. Штукатурка очень крупной текстуры. Здесь материал наносится шпателем вручную слой за слоем после высыхания предыдущего слоя. Тем самым рельеф штукатурки как бы доращивается.

Фото 23. В материале отжаты листья березы.

Есть штукатурки, которые не нужно шлифовать и где рельеф после нанесения размывается кистью. Пример - образец на Фото 24.

Цементные штукатурки

Фото 27. Тонированная цементная штукатурка с грубой текстурой нанесена на стену, приглажена и чуть размыта мокрой кистью, пока материал не высох (так как позднее цемент нельзя отшлифовать), а затем материал покрашен латексной краской, а сверху оксидирован, то есть на него нанесены специальные декораторские кислоты для создания эффекта старины и зелёной ржавчины.

Фото 28. Белый цемент окрашивается в несколько оттенков, затем эту массу наносят на стену на специальный грунт и растушёвывают её шпателем.

Фото 29. На грунт с песком шпателем фрагментарно нанесён сначала белый мелкофракционный цемент, а затем кистью местами нанесено полупрозрачное золото.

Современные штукатурки - их преимущества

Такое творческое оформление стен придаёт дому необычную оригинальность. Каждый может придать своему жилищу любой классический или индивидуальный стиль. В зависимости от вида и способа нанесения декоративной штукатурки, можете создать на стене текстуру жатой ткани, любого камня или дерева и даже передать их свойства с помощью современных материалов - холодный глянец каменных покрытий, теплоту и матовость велюра или глубину текстуры.

Известно, что природные мотивы действуют на человека успокаивающе, поэтому в оформлении помещений так популярны песок, имитация под дерево, камень. Материалы декоративных штукатурок пластичны, это позволяет фрагментам стены придать неповторимый эффект, подчеркнув тем самым дизайнерское решение, и все предметы в доме заиграют совсем иными красками.

Декоративная штукатурка может быть использована в любом, даже влажном помещении, таком как ванная, кухня. Для этого используется штукатурка на цементной основе. Единственный минус - при высыхании такую поверхность гораздо сложнее отшлифовать, чем обыкновенную штукатурку (имеется в виду, штукатурка для выравнивания внутренних стен помещений). Это может быть масса, предварительно замешанная или сухая, расфасованная в мешки, и здесь выбор фирмы и степень готовности материала не имеют значения. Но не стоит забывать, что штукатурки на цементной основе, несмотря на влагостойкость и большую устойчивость к механическим воздействиям, тоже могут разрушаться, поэтому стоит оберегать их от очень сильных ударов и устойчивого контакта с водой.

Преимущества:
- эксклюзивность и разнообразие дизайнерских решений;
- долговечность (в среднем, при бережном отношении, материал сохранится без больших изменений лет 80, а венецианские штукатурки - ещё дольше);
- возможность реставрации;
- «бесстыковая» в отличие от обоев поверхность;
- декоративная штукатурка не требует особой подготовки стен, так как структурные массы скроют все дефекты.

Недостатки:
- для некоторых видов отделки относительно высокий расход материала на единицу площади;
- относительно высокая стоимость некоторых видов материала;
- некоторые виды штукатурки в процессе работы приходится шлифовать, что приводит к образованию пыли.

Заключение

Техника декоративных поверхностей даст вам возможность принять непосредственное участие в оформлении вашего жилья. Напоминаем, что штукатурка, помимо общеизвестных приёмов и распространенных стилей, может имитировать практически любой материал. Это и фарфор, любая ткань, разные виды кожи, любые естественные текстуры - барханы пустыни или дно Средиземного моря. Такую поверхность можно дополнить и кораллами, и ракушками, камнями сваровского, нанести или оттеснить трафаретом рисунок, и многое другое.

Только ваша фантазия может придать красоту и изысканность вашим стенам.

Желаем творческих успехов!

Марианна КАРНАУХ

Оксана ВИНОГРАДОВА

Декоративная штукатурка в интерьере всегда смотрится необычно и привлекает внимание. Домашние мастера еще не успели опробовать все новинки готовой декоративной отделки, появляющиеся с завидной регулярностью, а уже хочется чего-то эксклюзивного. Для того чтобы придать своему дому неповторимый облик, уникальную штукатурку несложно сделать и своими руками.

Вместо традиционного декора стен получить оригинальное украшение можно двумя методами: самому изготовить нужный состав или провести ряд смелых экспериментов по художественному нанесению смеси.

Как это делается?

Способов изготовить своими руками декоративную штукатурку немало. Разные материалы придадут ей особенные свойства и оригинальный внешний вид. Структурное покрытие или рельефную фактуру своими силами сделать проще всего.

В первом случае понадобится только достаточное количество прочного и мелкого наполнителя, который при нанесении сам создаст определенную структуру поверхности. А рельеф прекрасно формируется при помощи обычного инструмента, сделанных своими руками трафаретов или просто предметов, оказавшихся под рукой. Можно смело экспериментировать с наполнителями и пигментами, а за основу взять самый простой состав, приготовленный по нашей инструкции.

1. Гипсовая.

На 6 кг обычной гипсовой смеси понадобится 2 литра воды с растворенным в ней клеем ПВА (200 г). Тщательно размешать строительным миксером, при желании добавить колоранты для получения нужного оттенка. В состав разрешено добавлять песок, деревянные волокна, каменную крошку – все, что есть.

2. Из шпаклевки.

Это самый простой раствор, который не требует от мастера никаких ухищрений. За основу можно взять сухую смесь из гипса или цемента, если предстоят фасадные работы. В качестве наполнителей подойдут гранулы из любого прочного материала или песок крупностью до 3 мм. Но чаще всего декоративное покрытие из шпаклевки формируют с помощью различных схем нанесения.

Празднично будет выглядеть минеральная декоративная штукатурка, но для нее придется подыскать несколько видов каменной крошки разного цвета и толченого стекла. Зато с ее помощью делают роскошные однородные «шубки» уникальной расцветки для фасадов и отделки цоколя.


Создание рельефов

Это возможно только с применением достаточно пластичных масс. Лучше взять готовую штукатурку, а оригинальный рисунок получают при помощи особой техники нанесения разными инструментами. Так создаются интересные эффекты:

На свежую штукатурку уложить предварительно помятую полиэтиленовую пленку – процедура напоминает оклейку обоями. Делать это лучше вдвоем, так как самому трудно «приклеивать» пленку к стене и одновременно придерживать свободный край полиэтилена, чтобы он не прилип раньше времени. Второй лист переносится на следующий участок стены, и так продолжается пока вся оштукатуренная поверхность не будет покрыта мятыми «обоями». Через 15 часов пленки снимаются, а плоскость приобретает оригинальную фактуру с мелкими складками.

Чтобы сделать рисунок более четким и аккуратным, необходимо краем кельмы снять со стены излишки и смести пыль. После окрашивания и покрытия воском с шелковистым блеском или перламутром даже декоративная штукатурка из обычной шпаклевки приобретет роскошный вид.


2. Выветренный камень.

Такой эффект тоже создается с помощью полиэтилена. Для этого по поверхности еще не застывшей штукатурки нужно просто пройтись смятым пакетом, после чего легкими движениями пригладить рельеф. Здесь важно правильно подобрать консистенцию раствора, возможно, воды для разведения смеси понадобится чуть больше, чем указано в инструкции производителя. Получившаяся штукатурка должна достаточно прочно держаться на вертикальной плоскости, но при этом хорошо тянуться вслед за пакетом.

Штукатурка своими руками из шпаклевки с цветочным узором выполняется по похожей схеме. Нужно только изготовить «штамп» из смятой и скрученной в шарик газеты. Чтобы бумага не размокла от контакта с влажной шпаклевкой, ее оборачивают тонким целлофаном и вдавливают в поверхность. Делать все необходимо быстро – на каждый участок отводится всего 20-30 минут, пока шпаклевка не схватилась. Края смежных областей лучше оставить без узора, чтобы при нанесении следующего слоя не нарушился рельеф. Подсохшую смесь останется только зашкурить наждаком или мелкой сеткой и окрасить.

Эта декоративная штукатурка своими руками сразу может и не получиться, хотя технология довольно проста и требует только ловкости. Но немного потренировавшись на небольших участках в углах комнаты и набив руку, получится стать настоящим мастером.

Сразу накладывать шпаклевку на всю стену не нужно, достаточно нанести толстый слой на площадь в полквадрата. После этого плоская гладилка плашмя укладывается на свежее покрытие. Под ней останутся небольшие пузырьки воздуха, которые и помогут в формировании скального рельефа. Хаотичными движениями гладилку провести по зашпаклеванной поверхности, постепенно приподнимая край. Когда инструмент оторвется от стены, на ней будут фактурные разводы.

Так, участок за участком оформляется вся стена. «Скала» смотрится реалистичнее, если разводы имеют разную направленность. В конце можно окрасить стену в два тона.

Нанести на стену любой штукатурный состав толстым слоем в 3-5 мм. Небольшим шпателем сделать мазки в несколько рядов, стараясь двигаться в одном направлении. Получившиеся «чешуйки» после высыхания нужно окрасить. Для полного сходства в качестве покрытия используют декоративный финишный лак с металлическим блеском.

6. Узоры и орнаменты.

Здесь не понадобится никаких особых навыков, но необходимо будет купить специальный валик для нанесения узоров. Толстый слой финишной шпатлевки просто прокатывается таким валиком в нужном направлении, и на стене остаются объемные цветы, звезды или фантазийные кружева.

Изготовить похожий инструмент можно и самостоятельно, только в этом случае рисунок окажется попроще. Для этого обыкновенный малярный валик обшивается куском кожзаменителя, сложенного в складки, и точно так же прокатывается по свежей шпаклевке. Вместо кожзама используют и любой другой фактурный материал: витки из шнуров, ткань с крупными узлами, кожаную бахрому – на что хватит фантазии. Сделать рельеф более гладким выйдет с помощью обычной жесткой щетки.


Окрашенная в массе декоративная штукатурка после высыхания становится темнее на один-два тона. Поэтому при колеровании пигмент нужно добавлять постепенно и очень небольшими порциями, тщательно размешивая состав строительным миксером. Чтобы увидеть будущий результат, на куске плотного картона или фанеры можно сделать образец. Это позволит подобрать желаемый рисунок и определиться со схемой нанесения декоративного покрытия еще до начала отделочных работ. Окончательный оттенок тоже определяют по образцу после его полного высыхания.

Даже самую простую отделку, выполненную самостоятельно, изменяют до неузнаваемости с помощью краски, цветных лазурей, лаков или восков. Они наносятся на уже застывшую штукатурку, защищают от влаги и загрязнений и придают ей нарядный внешний вид. Подчеркнуть фактуру поверхности можно двумя приемами окрашивания:

  • Сухая кисть.

Декоративная текстурная штукатурка визуально станет более выпуклой, если ее прогрунтовать и окрасить в светлый тон. Для этого широкую малярную кисть окунают в краску и тщательно вытирают об край емкости. Излишки слегка промакиваются картоном, в результате на ворсе остается минимум краски. Легкими хаотичными движениями кисточкой обмахивают декоративный рельеф, так чтобы краска не попадала в углубления рисунка.

  • Размывка.

С помощью цветных составов покрытие можно сделать более объемным и глубоким. Для этого лазурь наносят на стену меховым валиком с длинным ворсом, а через некоторое время размывают поверхность губкой. Краска остается в углублениях рисунка, а рельеф приобретает более светлый оттенок.

Если стена получилась слишком светлой, нужно покрасить ее еще раз и дать краске чуть больше времени перед размывкой. Естественно, что краска должна быть на водорастворимой основе. Размывка делается преимущественно темными или насыщенными тонами, а после высыхания покрывается защитным прозрачным лаком.

Если за день домашний мастер успевает выполнить оштукатуривание сразу двух стен, то выбираются противоположные поверхности. В противном случае есть риск повредить шпателем свежий декоративный слой на смежной стене и нарушить фактуру.


Распространенные ошибки

1. Не нанесен грунт.

Декоративная штукатурка может «простить» некоторую неровность стен и даже скрыть небольшие огрехи. Но использование грунта перед началом работ строго обязательно, так как тяжелая отделка без надежного сцепления с поверхностью в скором времени начнет отслаиваться. Грунт глубокого проникновения под шпаклевку подбирается в соответствии с материалом стен. Для фактурной штукатурки с наполнителем применяют специальную краску с кварцевым песком. После адгезионному слою нужно дать время до полного высыхания.

2. Видимая граница рисунка.

Штукатурка стен своими руками – процесс творческий, но трудоемкий. Однако при нанесении декоративного слоя на пути от угла к углу останавливаться надолго нельзя. При возобновлении работ станет заметна разница между свежим и уже застывшим материалом.

3. Искусственное высушивание штукатурки.

Если технология работы с составом не предусматривает ускоренную сушку, нарушать ее нельзя. Штукатурка высыхает неравномерно, но нужно дать ей не меньше суток для застывания в нормальных условиях. Применение калориферов, фенов или вентиляторов приведет к появлению трещин.