Вербальная агрессия и психологическое давление: как дать отпор хаму или манипулятору. Психологическое насилие: сущность, причины, последствия

Культура

Психологическое или эмоциональное насилие - это систематическое разрушительное воздействие на другого человека. В отличие от других видов насилия, психологическое насилие менее очевидно, так как не оставляет физических доказательств, но его сложнее выявить и определить. Оно основывается на силе и контроле над другим человеком и наиболее пагубно. Вот несколько признаков того, что ваш партнер злоупотребляет своим положением в отношениях.

1. Изолирует вас от семьи и друзей

Супруги, практикующие психологическое насилие, хотят, чтобы вы полностью принадлежали только им и прилагают все усилия, чтобы так оно и было. Они не понимают, что у вас есть жизнь вне отношений, что включает в себя семью и друзей. Вполне нормально встречаться с другими людьми, и если ваш партнер предотвращает эти встречи, то это может быть признаком психологического злоупотребления в отношениях.

2. Использует оскорбления

Если кто-то называет вас унизительными прозвищами, даже если говорит, что это шутка, то человек хочет вас задеть и держать в узде. Психологические насильники часто покрывают себя, обвиняя вас в том, что вы чересчур чувствительны, и вам нужно проще ко всему относиться. Часто они заставляют вас думать, что такое поведение является нормальным, и проблемы именно у вас. Но это не так, и вы вправе думать, что с вами обращаются не так, как нужно.

3. Обвиняет других в своих проблемах

Если ваша вторая половинка все время обвиняет во всем других, а именно вас, это плохой признак. Если он или она закатывает истерику и нападает на вас словами, он или она может заявить, что это происходит из-за вас. Если ваш партнер никогда не берет на себя ответственность и никогда не признает своей вины, то это не является признаком здоровых отношений.

4. Злоупотребляет алкоголем и наркотиками

Не все эмоциональные насильники - алкоголики и наркоманы, но многие принимают эти вещества. Зависимость может привести к неуправляемому и некорректному поведению, а злоупотребление этими веществами является выходом для эмоционального насилия и нездоровых отношений.

5. Вселяет страх

Если вы испытываете страх, находясь рядом с вашим супругом или партнером, то в ваших отношениях что-то не так. Психологические насильники пытаются унизить вас с помощью жестокости, доминирования и тактики силы. Например, если человек заведомо ставит вас в опасную ситуацию, показывая вам свою коллекцию оружия и заявляя, что он не побоится его использовать в случае чего.

6. Наказывает вас за время, проведенное вне дома

Это часто используется в сочетании с техникой изоляции, когда человек хочет, чтобы вы принадлежали только ему. Если же вы куда-то выходите или делаете что-то без вашего партнера, может последовать наказание. Такой человек может повышать голос, оскорблять, запугивать и использовать другие методы только потому, что вы не находитесь полностью в его или ее распоряжении.

7. Ожидает, что вы будете покорно ждать его или ее

Психологический насильник идет по жизни, чувствуя, что имеет право на обращение, как с лицом особого положения, и хочет, чтобы вы выполняли его желания. Он или она ожидает, что вы будете выполнять все, без всякой помощи.

8. Показывает крайнюю степень ревности

Отличительной чертой такого человека является его ревность. Партнер, использующий психологическое давление, часто ревнует вас к другим и даже к вашим увлечениям и целям. Источником такой ревности является недостаток контроля, который они чувствуют над разными аспектами вашей жизни.

9. Контролирует вас через свои эмоции

Такой обидчик является большим манипулятором. Он будет сердиться, угрожать уйти и стремится эмоционально наказать вас за то, что вы не соглашаетесь с его или ее принципами. Такой человек заставит вас чувствовать себя виноватым каждый раз, когда вы проявите свою волю и будете утверждать, что для вас является правильным. Временами будет казаться, что партнер сожалеет о содеянном, но его раскаяния не длятся долго. Вновь начинается давление и он или она чувствует, что вновь заполучил вас.

10. Применяет физическую силу

Если вы находитесь в отношениях, где используется психологическое насилие, есть большой риск того, что, в конце концов, будет применена и физическая сила. Вначале, партнер может дернуть вас за волосы, толкнуть вас или схватить и это может быть признаком того, что ситуация обострится еще больше. Партнер с взрывным характером, который реагировал насилием и раньше (разбивая вещи, стуча по стене, вступая в пререкания с другими) может с большой вероятностью злоупотребить и физической силой с вами.

Важно помнить, что психологическое насилие могут применять как мужчины, так и женщины и такое положение вещей недопустимо в отношениях. Если вы столкнулись с такой ситуацией, вы можете попросить помощи у психолога или другого специалиста, который поможет вам понять воздействие психологического насилия и научится здоровому способу строить отношения с заботой о собственных нуждах.

Если проанализировать мотивы людей, которые вступают в брак, то главной потребностью семейной жизни является чувство безопасности, в котором нуждается едва ли не каждый человек. Но, увы, не всегда чувство безопасности нам абсолютно гарантировано, более того, часто партнер не очень-то готов обеспечивать нам безопасность или не знает, как это сделать. А в некоторых случаях может отыгрывать собственные сценарии, в которых безопасность партнера не является ценностью.

Под безопасностью мы понимаем не только физический ее аспект, но и психологический. Часто психологическое почти не заметно и выглядит как желание «улучшить» партнера, «сделать ему добро», дать ему свое понимание, что есть «правильно», а что «неправильно» в его жизни. При этом психологическое насилие могут применять как мужчины, так и женщины и по отношению друг к другу, и по отношению к детям. Важно уметь распознать его на ранней стадии, считает Екатерина Гольцберг, психолог проекта #Небийдитину ГО «Бітьківська спілка».

Обесценивание

Обесценивается все: вклад в семью («ты не зарабатываешь», «сидишь дома», «суп пересолен»), личность партнера («ты не развиваешься»), внешность («ты толстый/-ая»). Партнер или ребенок постоянно подвергается критике, ему постоянно указывают на его недостатки и просчеты, часто это выглядит как высмеивание при других людях, где целью является вызов чувства вины и стыда, которые развиваются в комплексы неполноценности. Часто человеку очень сложно восстановиться после таких отношений, теряется как вера в партнерство, так и вера в себя.

Контроль

Как правило, партнер или родитель устанавливает очень жесткий контроль над тем, что делает, с кем общается, куда ходит и как одевается его партнер или ребенок. Он настаивает на том, чтобы с ним всегда советовались по поводу принятия даже самых незначительных решений, он контролирует финансы, телефонные разговоры, соцсети, контакты, увлечения. В случае неподчинения его воле – старается наказать, усилив все формы ограничений и подавляя волю жесткими запретами, часто сопровождающимися шантажом или истериками.

Газлайтинг

Одна из самых жестких и непереносимых форм психологического насилия скрывается за таким элегантным словом. Человек, который использует , отказывает своему партнеру или ребенку в адекватности: «тебе показалось», «этого не было», «ты просто не понимаешь этого». Часто отрицаются события, чувства, эмоции. Человек, который подвергся газлайтингу, чувствует, словно он сходит с ума. Очень часто газлайтингу подвергаются жертвы сексуального насилия, когда насильник постоянно внушает жертве, что она что-то не так понимает, или вообще отрицает факт насилия. Точно так же могут поступать и близкие люди, которые не верят жертве, обвиняя ее в странных фантазиях и отказываясь верить в происходящее.

Игнорирование

Эмоциональное отстранение очень тяжело переносят дети, так как значимость привязанности к взрослому для них является ключевым для возникновения базового доверия к миру в целом. Ребенок ощущает, что если самому важному и значимому человеку наплевать на его чувства, эмоции и дела, то уж чужим людям он точно не будет нужен. Игнорирование часто становится причиной возникновения суицидальных мыслей и других радикальных форм привлечения к себе внимания. Взрослые тоже сложно справляются с постоянным игнорированием их потребностей и чувств, что вызывает чувство вины и безысходности.

Изоляция

Изоляция отличается от игнорирования тем, что не сам насильник отстраняется от партнера, а заставляет его исключить из своей жизни близких и друзей, всех, кроме него. Таким образом насильник замыкает на себе все коммуникации партнера или ребенка. Лишаясь поддержки, а как правило, жертве запрещается любое общение с родственниками, насильник делает жертву полностью эмоционально зависимой от себя. Так же исключаются из общения друзья и коллеги, что приводит к потере даже теоретической возможности попросить кого-либо о помощи.

Шантаж и запугивание

Задачи этих форм психологического насилия – лишить жертву собственной воли, собственного мнения, подчинить полностью своим желаниям и образу жизни. Часто при данных формах насилия человеку предъявляется материал интимного характера, который используется как компромат: «вот будешь себя плохо вести – расскажу, что ты мочишься в постель», «не будешь делать то, что я хочу – покажу всем твои фото ню». Чувство стыда и неловкости заставляет жертву отказываться от собственных планов в угоду желаниям насильника.

Как поступать

Какой бы ни была форма психологического насилия, важно знать, что справиться с насилием, находясь в отношениях с насильником, очень сложно. Поэтому очень важно сначала выйти из ситуации насилия, а потом уже разбираться с партнером. Выйти – это в буквальном смысле уйти от насильника, убежать или даже исчезнуть из его поля зрения. Ведь если вы будете находиться рядом, то насильник найдет способы влиять на вас, как делал это всегда. Очень сложно в этой ситуации детям, если психологическое насилие практикуют их собственные родители. Часто они интуитивно уходят из дома, пытаясь таким образом противостоять насилию.

В качестве профилактики психологического насилия важно развить в себе и в детях два, на мой взгляд, самых необходимых умения: умение критически мыслить и умение доверять своим чувствам.

Критическое мышление поможет распознать вовремя психологическое насилие, в процессе которого часто происходит огромное количество искажений фактов и событий.

Доверие своим чувства м помогает понять, что то, что происходит – действительно насилие, если в тот момент, когда рядом с вами насильник, вы чувствуете себя плохо. Важно уметь называть свои чувства, иметь близких людей, которые могут вас услышать и отрефлексировать ваши чувства, возможно, это будет профессиональный психолог.

И помните: просить о помощи не стыдно, скорее, это важная составляющая инстинкта самосохранения – базового инстинкта человека.

Психологическое насилие в семье – фраза, которую нередко можно услышать с экранов телевизоров или увидеть на страницах газет. Насилием принято считать агрессивное поведение, нанесение физических увечий, регулярные побои со стороны отца или брата, и тому подобное.

Но это не единственный вид насилия, с которым встречаются многие люди. Психологическое насилие – это форма насилия, при которой агрессор воздействует на психику жертвы, путем оскорблений, унижений, пренебрежения, принуждения к исполнению определенных действий или высмеивания.

Огромное количество людей сталкивается с такими психологическими атаками и получает ущерб от них. Что такое психологическое насилие, и как от этого защититься? Какие средства может порекомендовать прикладная психология?

Психологическое насилие заключается главным образом в воздействии на психику определенного человека, для того, чтобы в дальнейшем сломить его силу воли в принятии решений, установить контроль над его действиями или лишить собственных взглядов и интересов.

Распознать психологическое насилие бывает не просто, так как оно не имеет определенных физических последствий, которые можно предъявить в полиции или в суде. Часто бывает так, что эмоциональная агрессия является дополнением к проявлению других видов насилия, но иногда она существует изолированно или выражается в изощренной, скрытой форме.

Какие симптомы ощущает жертва?

Если хотя бы один из членов семьи переживает состояния, характерные для жертв психологического насилия, атмосферу уже нельзя назвать здоровой. Признаки психологического насилия, с которыми сталкивается большинство пострадавших:

  1. Страх или тревога, которые часто кажутся безосновательными.
  2. Чувство бессилия, тупика и растерянности, безысходность.
  3. Чувство вины и стыда, ощущение собственной никчемности, неполноценности.

Особенно ярко эти симптомы проявляются у тех, кто пережил опыт насилия в детском и подростковом возрасте. Даже после того, как контакт с агрессором прекратился, человек все еще имеет дело с последствиями психологического насилия и переживает неприятные состояния.

Корни и предпосылки проблемы

На пустом месте, разумеется, ничего не возникает. Как правило, человек, ставший агрессором, тоже имеет глубокую эмоциональную травму.

Пережитое эмоциональное давление в той семье, где он взрослел, либо физическое насилие со стороны родственников или близких, способны годами пожирать человека изнутри, формируя в его сознании обиду, жестокость и желание отомстить. Такой ребенок растет закомплексованным и озлобленным на весь мир, что в дальнейшем приводит к патологиям в отношениях.

Уже в зрелом возрасте, получив власть над другим человеком, например, своим супругом или ребенком, агрессор понимает, что он может отыграться за свои детские травмы.

Весь накопившийся негатив начинает выходить наружу, что приводит к зарождению психологического насилия в семье. Часто человек не понимает, какой ущерб он наносит другим людям или понимает, но не вполне способен себя контролировать в моменты ярости, при высмеивании или отвержении.

Многие агрессоры говорят о том, что испытывают муки совести, но не могут остановиться и перестать издеваться, кричать, игнорировать или осыпать оскорбительными насмешками жертву.

Есть те, кто не осознает причины своего поведения, есть также и те, кто догадывается, что с ними что-то не в порядке.

Во всех случаях у агрессоров есть большая или меньшая степень садистического удовольствия от своих поступков. Доминирование над членами семьи становится способом унять собственную тревогу, получить злую радость, сбросить напряжение или поразвлечься.

Формы психологического воздействия

Виды психологического насилия можно разделить на две группы: прямое подавление и манипуляции (скрытая агрессия).

Прямое принуждение

К этой форме психологического воздействия относятся приказы в стиле «Сделай это, потому что я сказал!», насильственное принуждение, грубый шантаж, например, «или ты сделаешь это, или я тебя ударю!»

Агрессоры не всегда осознают, что именно и почему они делают, лишь некоторые из них причиняют ущерб сознательно. При этом они не учитывают интересы и желания жертвы, или использует их, как инструмент для манипуляции. Таких людей отличает стремление командовать, распоряжаться, указывать, подавлять волю к сопротивлению.

Манипуляция

Это форма психологического насилия, при которой агрессор побуждает жертву к совершению тех или иных поступков, но не прямым принуждением, а косвенными действиями.

Какие способы применяет манипулятор:

  1. Ложь в любой форме, начиная от вымысла, заканчивая искажением или сокрытием фактов. Ложь нужна для того, чтобы жертва получила недостоверные сведения и вынуждена была действовать на основании этой информации так, как нужно агрессору.
  2. Определенное поведение. Например, некоторые делают вид, что они заболели, чтобы жертва о них заботилась, а некоторые – притворяются рассерженными, чтобы жертва испугалась и стала послушной. При этом манипуляция отличается от обычных поступков тем, что агрессор не сообщает прямо о своих целях и мотивах, а с помощью разных уловок подводит к нужным действиям.

Часто манипулятор имитирует чувства, чтобы получить что-либо, но не испытывает их в действительности. При этом симптомы, которые ощущает жертва, полностью соответствуют картине психологического насилия.

Инструментом манипуляции часто становятся чувства жертвы, например, чувство ревности, злости или обиды, ощущение собственной неполноценности или страх.

Искусственно вызывая эти состояния, манипулятор добивается выполнения собственных целей, но не заботится о том, что это вредит другому человеку.

Как проявляется психологическое насилие в отношениях

По статистике, каждая четвертая женщина становится жертвой насилия в семье. Самый распространенный вид насилия в отношениях – сексуальный, при таком раскладе мужчина выступает в роли мучителя, насильно побуждающего женщину к занятию сексом против ее воли.

Здесь используется сразу два вида насилия, и физический, и психологический.

Часто женщина вынуждена вступать в интимные отношения, потому что супруг угрожает изменой, провоцирует ревность или обижается. Есть категория мужчин, уничтожающих самооценку женщин, а затем – принуждающих к исполнению супружеского долга.

Существуют явные признаки насилия в отношениях, на которые каждой женщине следует обратить внимание:

  • оскорбления и унижение;
  • изолирование от друзей и близких;
  • наказание за время, проведенное вне дома;
  • обвинение во всех проблемах;
  • чрезмерная ревность;
  • нагнетание страха и чувства вины;
  • применение физическое силы.

Нередко психологическое насилие в отношениях сочетается со злоупотреблением алкоголем или наркотиками. К сожалению, многие женщины вынуждены всю жизнь терпеть подобное обращение, так как не видят выхода из сложившейся ситуации по ряду причин:

  • зависимость от мужчины в материальном плане;
  • отсутствие собственного жилья;
  • низкая самооценка и нерешительность;
  • страх одиночества;
  • нежелание оставить детей без отца.

Важно подчеркнуть, что дети в семьях, где один из родителей подавляет и унижает другого, получают колоссальный ущерб для психики. С этим не нужно мириться! Выход есть даже из самых сложных ситуаций.

Если вы стали жертвой насилия в семье и не видите выхода из сложившейся ситуации, обязательно посетите психолога или обратитесь в кризисный центр.

Психологическое насилие над детьми

Очень остро стоит вопрос физического или психологического насилия над ребенком. Если даже взрослый часто не в состоянии отстоять свои права и дать агрессору отпор, то ребенок и подавно не в силах защититься самостоятельно.

Родители, изначально имеющие власть над детьми, по разным причинам начинают подавлять его личность. В стремлении к полному контролю, они лишают детей возможности принимать самостоятельные решения, ограничивают свободу, игнорируют потребности и чувства, предъявляют завышенные требования.

Спектр вредоносных действий родителя в каждом случае индивидуален, кто-то больше контролирует внешний вид ребенка, кто-то – поступки, а кто-то – учебу или хобби. Садист может превратить жизнь малыша в настоящий ад, из которого ребенку сложно выбраться.

Психологическое насилие над детьми спровоцированно следующими проблемами родителей:

  1. Ощущение собственной неполноценности. Проявляется, как желание скрыто или явно самоутвердиться за счет ребенка, унизить его, обесценить его достижения. При этом агрессор ощущает удовлетворение от чужих слез, от испорченного настроения или от скандала.
  2. Чувство страха. Проявляется, как чрезмерная забота, якобы во благо. Этим злоупотребляют и отцы, и матери. Для нормального развития ребенку нужна определенная автономия, количество самостоятельных действий и решений увеличивается с возрастом. И не каждый родитель готов дать малышу возможность благополучно развиваться. Часто за счет детей компенсируют собственную тревогу, используя контроль, как способ успокоиться.
  3. Садистические наклонности. Все агрессоры в той или иной степени имеют садистические черты, но есть категория людей, испытывающих острую потребность в подавлении другого человека. Обычно это нарушение сочетается и с низкой самооценкой, и с чувством тревоги.

Многие родители не замечают, что оказывают угнетающее воздействие на психику своих детей, или считают, что в воспитательных целях этот процесс необходим.

К семейному психологу большинство агрессоров не обращаются, потому что не видят проблемы в своем поведении, а ущерб других людей их мало интересует. К счастью, есть семьи, где хотя бы один из двух родителей имеет достаточное количество здравого смысла, чтобы что-то изменить.

Психологическое насилие над детьми в школе

Психологическое насилие в школе очень распространено. Практически в каждом классе всегда имеется лузер, на котором отыгрывается весь класс. Факты эмоционального прессинга в школах не скрываются, об этом много говорят, но ситуация в лучшую сторону не меняется.

Нежелание учителей и родителей прививать с рождения детям чувства гуманизма, толерантности, уважения к инвалидам негативно сказывается на воспитании и восприятии мира. Они растут жестокими, озлобленными, с желанием самоутверждаться за счет всех, кто слабее.

Чтобы сократить и свести до минимума психологическое насилие в школах, с детьми должен в обязательном порядке работать психолог, а также учителя, которые часто игнорируют суть и масштабность проблемы или сами являются агрессорами.

О фактах психологического насилия, высмеивания или травли со стороны учителей или одноклассников нужно сообщать школьному психологу. Если ребенок жалуется на предвзятое отношение со стороны учителя, следует поддержать его и помочь найти выход из ситуации, а не говорить: «Учитель всегда прав».

Как защититься от психологического насилия?

Защищенность от психологического насилия и безопасность – это важная составляющая для эмоционального здоровья человека. Чтобы дать отпор агрессору, жертва психологического насилия должна не только знать методы борьбы с ним, но и в первую очередь найти в себе силы и смелость для реализации этого.

Поэтапный план, по которому следует начать выходить из зоны насилия:

  1. Проанализировать ситуацию. Самое главное – признать, что проблема есть и от нее не надо бежать. Многие люди настолько долго находятся в нездоровых отношениях, что им уже трудно представить какой-то другой опыт.
  2. Сообщить родственникам или друзьям. Не стоит пытаться пережить насилие в одиночку, родные должны быть в курсе сложившейся ситуации.
  3. Обратиться к специалистам. Не надо стесняться или бояться прибегнуть к помощи профессионалов. Существуют горячие линии, по которым можно позвонить бесплатно и анонимно, и рассказать консультанту о том, что происходит. Кроме того, есть бесплатные службы психологической помощи, где каждый желающий может проконсультироваться с психологом по своей проблеме.

Домашнее насилие в семье – это не норма! В большинстве случаев жертва не в состоянии защитить себя или находится в зависимости от агрессора, не видит в себе сил или мужества изменить ситуацию.

Толчком к решительным действиям может стать забота о счастье своего ребенка, страх смерти или достаточное количество полученного ущерба. К сожалению, большое количество людей погибает раньше, чем успевает что-либо предпринять.

Если среди ваших знакомых, родственников или друзей, есть человек, переживший психологическое насилие или прямо сейчас страдающий от агрессора, то вы можете рассказать ему о вариантах бесплатной (и платной) помощи психолога.

1.3. Насилие: виды и формы

Очевидно, что индивидуальная виктимность, или «комплекс жертвы», всегда реализуется в ситуации, оказавшейся для этого достаточной. Такие ситуации предъявляют к людям требования, которые превышают их адаптивный потенциал и описываются в разных терминах: жизненные трудности, критические ситуации, негативные жизненные события, стрессовые жизненные события, травматические события, нежелательные события, жизненные кризисы, экономическая депривация, бедствия, катастрофы. Каждая из этих ситуаций таит в себе либо вызов, либо угрозу жизнедеятельности человека, а то и вызывает невосполнимые потери (McCrae, 1984).

Как уже говорилось во введении, в настоящем справочнике рассматривается ограниченный набор критических ситуаций, в которых человек может демонстрировать поведение жертвы. Это:

1. различные виды криминальных преступлений (покушение на убийство и тяжкие телесные повреждения, хулиганство, кражи, мошенничество, вымогательство), а также террористические акты, в первую очередь захват заложников;

2. различные виды насилия (домашнее, школьное, моббинг) и изнасилование;

3. различные варианты аддиктивного поведения (алкологлизм, наркомания, компьютерная и игровая зависимость, участие в деструктивных культах).

В данном справочнике мы не рассматриваем ситуации, когда человек становится жертвой несчастного случая или бытовой травмы, хотя такие рамки обусловлены исключительно ограниченностью объема справочника. Вопросы же аддиктивного поведения как проявления «комплекса» жертвы также рассматриваются в рамках столкновения личности с различного рода внешними и внутренними кризисами, или критическими ситуациями.

Когда употребляют термин «жертва», то очень часто, если не всегда, подразумевают насилие против этой жертвы. Рассмотрим основные классификации видов и форм насилия.

В самом общем виде насилие определяется как принудительное воздействие на кого-либо. Наиболее распространена классификация видов насилия, основанная на характере насильственных действий. Она включает: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное), экономическое и т. д. насилие (Алексеева, 2000).

Физическое насилие - это толчки, пощечины, удары кулаком, ногой, использование тяжелых предметов, оружия и другие внешние воздействия, которые приводят к болевым ощущениям и травмам. Такие деяния (оскорбление действием), согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, квалифицируются как преступление.

Психологическое (эмоциональное) насилие - это угрозы, грубость, издевательства, оскорбление словом и любое другое поведение, вызывающее отрицательную эмоциональную реакцию и душевную боль. Эмоциональные оскорбления идентифицировать гораздо труднее. Они, хотя и не оставляют синяков на теле, могут быть намного разрушительнее и вкупе с другого рода воздействиями, в том числе физическими, сильнее травмируют психику.

Сексуальное насилие - вид домогательства, выражаемый в форме как навязанных сексуальных прикосновений, сексуального унижения, так и принуждения к сексу и совершения сексуальных действий (вплоть до изнасилования и инцеста) против воли жертвы.

Домашнее, бытовое насилие, или насилие в семье, включает в себя физические, психические, эмоциональные и сексуальные оскорбления. Оно распространяется не только на замужние пары, но и на сожителей, любовников, бывших супругов, родителей и детей. Оно не ограничивается гетеросексуальными отношениями.

Экономическое насилие в семье, такое как единоличное распределение средств семейного бюджета доминирующим членом семьи и строгий контроль за расходом денег с его стороны, является одной из форм выражения эмоционального давления и оскорбления.

Таким образом, насилие - форма проявления психического и/или физического принуждения по отношению к одной из взаимодействующих сторон, которая заставляет эту сторону делать что-либо вопреки своей воле, желаниям, потребностям. Под стороной в данном случае может пониматься отдельная личность или группа людей (Христенко, 2004).

Понятия «насилие» и «насильственное преступление» в юридической и психологической практике не совпадают. Зарубежные специалисты пришли к заключению, что понятие «насилие» по отношению к человеку очень широко, и кроме тех действий, на которые распространяется Уголовный кодекс, также включает следующие действия:

Принуждение или поощрение совершать действия или поступки, которые человек совершать не хочет;

Вовлечение человека в деятельность с помощью обмана, шантажа, манипуляции, угрозы физической расправы или материального ущерба, препятствие к выполнению того, что человек хочет сделать;

Злоупотребление властью, причем власть рассматривается широко, как власть возраста (например, взрослого над детьми), власть силы, власть популярности, власть принадлежности к полу (например, власть мужчины над женщиной) и другие виды власти.

Достаточно широко распространенным является такое явление, как домашнее насилие (Осипова, 2005).

На основании опроса населения в США (подобное исследование было проведено в ряде европейских стран с теми же результатами) были определены коэффициенты тяжести различных преступлений (табл. 1.1). Как видно из таблицы, наиболее значимым для людей является сексуальное насилие, которое по тяжести занимает второе место после смерти жертвы (Христенко, 2005).

Таблица 1.1.

Признаки преступлений и коэффициенты тяжести преступлений по индексу Селлина-Вольфганга.

Насилие может иметь индивидуальный или коллективный характер и всегда направлено на нанесение кому-либо физического, психологического, нравственного или иного ущерба.

Насилие подразделяется на уровни:

Уровень всего общества, страны;

Уровень отдельных социальных групп;

Уровень малой социальной группы;

Уровень отдельного индивида.

Количество пострадавших на разных уровнях различно. Самым опасным уровнем, как отмечают различные авторы (Антонян), является вертикальное проявление насилия, т. е. на уровне государства. В этом случае любой человек, даже занимающий высокое социальное положение, становится потенциальной жертвой.

Как уже говорилось, в настоящем справочнике мы рассматриваем преимущественно насилие на уровне отдельного индивида.

По характеру насилие можно подразделить на:

Явное (открытое проявление насилия);

Скрытое (насилие, завуалированное различными способами), часто достигается с помощью финансового воздействия (лишение субъекта материальной помощи, ассигнований и т. п.).

Практически любое насилие имеет вид психологического насилия, в том числе и физическое - боязнь получить еще большие повреждения, чем уже имеются. Физическое насилие можно рассматривать как продолжение психологического насилия. Исключение составляет неожиданное физическое насилие: неожиданное нападение, смерть, повреждение каких-либо органов, приведших к невозможности сопротивления.

Таким образом, в современной психологии под понятие «насилие» попадает любой поступок, основная цель которого - управлять поведением партнера, навязывая ему свою волю без учета его собственных интересов, желаний, чувств и т. п. Насилие - это любой способ поведения (простой или сложный, вербальный или невербальный), используемый для того, чтобы управлять мыслями, чувствами и поступками другого, против его желания, воли или убеждений, но с психологической (а часто и материальной) выгодой для насильника.

Несмотря на то что термин «насилие» применяется очень широко, существует некоторая неоднозначность в трактовке смыслового содержания этого понятия. Например, в юриспруденции насилие - это применение определенным классом или другой социальной группой различных форм принуждения с целью приобретения или сохранения экономического или политического господства, завоевания тех или иных привилегий.

Очень часто термин «насилие» заменяют термином «агрессия». Однако хотя эти термины и имеют сходное смысловое содержание, они не являются полностью тождественными (Христенко, 2004). Термин «агрессия» обычно употребляется для описания каких-либо активных, атакующих, разрушающих действий. Термин «насилие» употребляется очень широко, часто как синоним агрессии, имея при этом несколько иное толкование.

Агрессия - это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному; агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии (Реан, 1999).

Агрессия - любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Бэрон, Ричардсон, 1999). Это определение включает два разных типа агрессии. Оба они свойственны животным: это социальная агрессия, для которой характерны демонстративные вспышки ярости, и молчаливая агрессия, подобная той, что проявляет хищник, когда подкрадывается к своей жертве. Социальная агрессия и молчаливая агрессия связаны с функционированием разных отделов мозга (Майерс, 1998).

У людей различают два типа агрессии: враждебная агрессия и инструментальная агрессия. Источник враждебной агрессии - это злость. Ее единственная цель - причинить вред. В случае инструментальной агрессии причинение вреда не самоцель, но средство достижения какой-либо иной позитивной цели.

Зильманн (Zillmann , 1979) заменил термины «враждебная» и «инструментальная» на «обусловленная раздражителем» и «обусловленная побуждением». Агрессия, обусловленная раздражителем, относится к действиям, которые предпринимаются прежде всего для устранения неприятной ситуации или ослабления ее вредного влияния. Агрессия, обусловленная побуждением, относится к действиям, которые предпринимаются прежде всего с целью достижения различных внешних выгод.

Додж и Койи (Dodge, Coie , 1987) предложили использовать термины «реактивная агрессия» и «проактивная агрессия». Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Проактивная агрессия, как и инструментальная, порождает поведение (например, принуждение, влияние, запугивание), направленное на получение определенного позитивного результата.

Фрейд (Майерс, 1998) полагал, что источник человеческой агрессии - перенесение индивидом энергии примитивного влечения к смерти (которое он называл «инстинктом смерти») с самого себя на внешние объекты. Лоренц, изучавший поведение животных, рассматривал агрессию как адаптивное, а не саморазрушительное поведение. Но оба ученых единодушны в том, что агрессивная энергия имеет инстинктивную природу. По их мнению, если она не находит разрядки, то накапливается до тех пор, пока не взрывается или пока подходящий стимул не выпустит ее наружу. Лоренц также считал, что у нас нет врожденных механизмов торможения агрессии, так как они сделали бы нас беззащитными.

Критика всех эволюционных теорий агрессии основывается на таких аргументах:

Не обнаружено генов, напрямую связанных с агрессивным поведением;

Все доводы основываются на наблюдениях за поведением животных;

Вызывает сомнение сама логика рассуждений о проявлениях адаптивности какого-либо поведения.

Тем не менее, хотя склонность людей к агрессии не обязательно квалифицировать как инстинкт, агрессия все-таки обусловлена биологически. И у животных, и у человека учеными обнаружены участки нервной системы, отвечающие за проявление агрессии. При активации этих структур мозга враждебность возрастает; дезактивация их ведет к уменьшению враждебности. Также и темперамент - то, насколько мы восприимчивы и реактивны, - дан нам от рождения и зависит от реактивности симпатической нервной системы. Химический состав крови - еще один фактор, влияющий на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии. Находящихся в состоянии алкогольного опьянения гораздо легче спровоцировать на агрессивное поведение. На агрессивность также влияет мужской половой гормон тестостерон.

Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшее распространение среди теорий этого направления получила теория фрустрации-агрессии, предложенная несколько десятилетий тому назад Доллардом и его коллегами (Бэрон, Ричардсон, 1999). Существующая теория фрустрации-агрессии предназначена для объяснения враждебной, а не инструментальной агрессии. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию (т. е. блокирование целенаправленного поведения), возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный порыв встречает какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако и в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут нацелены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно, т. е. в этом случае может появиться смещенная агрессия.

Когнитивные модели агрессии рассматривают процессы (эмоциональные и когнитивные), лежащие в основе этого типа поведения. Согласно теориям данного направления, характер осмысления и интерпретации человеком чьих-то действий, например, как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение. В свою очередь, степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой человеком, влияет на когнитивные процессы оценки угрожающей опасности. У каждого человека существуют устойчивые шаблоны реализации агрессии, то есть принципы сортировки. Это зоны значения. Для сортировки окружающего человек использует Я-концепцию: только с помощью последней сигнал из внешнего мира вызывает резонанс так называемых «струн души».

И последнее теоретическое направление рассматривает агрессию прежде всего как явление социальное, а именно - как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения. В соответствии с теориями социального научения, глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при оценке того:

1. каким путем агрессивная модель поведения была усвоена;

2. какие факторы провоцируют ее проявление;

3. какие условия способствуют закреплению данной модели.

Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также пассивного наблюдения. Если агрессия - это инстинкт или побуждение, это значит, что на соответствующее поведение человека толкают внутренние силы либо внешние стимулы (например, фрустрация). Теории же социального научения утверждают, что агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях.

Все многообразие форм агрессивности можно также разделить на гетероагрессию (направленность на других) и аутоагрессию (направленность на себя). В свою очередь, и гетеро- и аутоагрессия подразделяются на прямую и косвенную формы. Прямая гетероагрессия - это убийство, изнасилование, нанесение побоев и т. д.; косвенная гетероагрессия - угрозы, имитация убийства, оскорбление, ненормативная лексика и т. д. Крайнее проявление прямой аутоагрессии - самоубийство. К категории косвенной аутоагрессии следует отнести все психосоматические заболевания, болезни адаптации, все неспецифические заболевания внутренних органов, имеющих гладкую мускулатуру и вегетативную иннервацию.

В свою очередь, насилие, так же как и агрессия:

Является прежде всего действием, а не желанием действовать;

Вносит какие-либо изменения в структуру объекта приложения вне его желания.

Насильственные действия всегда имеют внутренний смысл, совершаются ради достижения какой-то цели, которая не всегда осознается окружающими и даже самим насильником.

Таким образом, в некоторых случаях, когда целью насилия было причинение вреда, понятия «агрессия» и «насилие» являются тождественными и их применение в качестве синонимов правомерно.

Как уже говорилось, агрессия и насилие могут иметь физический и психологический характер.

Считается, что основными способами психологического насилия чаще всего являются:

Изоляция (информационная и даже физическая депривация; лишение информации или строгий контроль за ней);

Дискредитация (лишение права на собственное понимание и мнение; осмеяние и неконструктивная критика);

Монополизация восприятия (принудительная фиксация внимания на агрессоре, так как он является основным источником угроз);

Усиление тривиальных требований (множество мелких правил, не нарушить которые невозможно; следовательно, возникают постоянные поводы для придирок, что вызывает хроническое чувство вины);

Демонстрация «всемогущества» насильника (в любых делах насильник старается продемонстрировать и подчеркнуть свою сверхкомпетентность, сравнивая себя с «неумехой»-жертвой; причем сравниваются как бытовые, так и профессиональные умения, и даже физическая сила. Цель таких сравнений - внушить страх, чувство несостоятельности в противовес «авторитетности» насильника);

? «случайные индульгенции» (насильник иногда награждает свою жертву вниманием и теплыми чувствами, но делает это или редко, или невпопад, или для того, чтобы подкрепить поведение, нужное агрессору, или парадоксальным и неожиданным образом - так, чтобы вызвать дезориентацию и ошеломление);

Унижение и издевки, осмеяние в присутствии других людей;

Контроль за удовлетворением физических потребностей (в пище, сне, отдыхе и т. п.), что ведет к физическому истощению жертвы;

Постоянные угрозы по поводу и без повода, легко переходящие в физическое насилие;

Использование психоактивных веществ (например, алкоголь);

Непоследовательные и непредсказуемые требования;

Частые и непредсказуемые перепады настроения агрессора, в которых «виновата» жертва;

Принуждение делать нелепую и бесцельную работу.

Если рассматривать психологическое насилие более широко, то в него также могут быть включены различные методы психологического воздействия (влияния): психологическое принуждение, нападение, манипуляция и ряд других. Это те действия, которые также относятся к категории «стратегий контроля сознания». Цель «стратегий контроля сознания» заключается в манипулировании мыслями, чувствами и поведением других в данном контексте в какой-то период времени, имеющем своим результатом относительно большую выгоду для манипулирующего, нежели для тех, кто подвергается воздействию. Производимые изменения могут точно фокусироваться или действовать на широкую сферу человеческих отношений. Они могут проявляться внезапно или развиваться постепенно, могут вызываться с осознанием какого-либо манипулятивного или убеждающего намерения агента влияния или без него, и они могут выливаться во временные или устойчивые перемены.

Хотя некоторые типы контроля сознания используют то, что называется «экзотическими» методиками: такие как гипноз, наркотики и назойливые атаки непосредственно на мозг, большинство форм контроля сознания являются более обыденными (Schwitzgebel, Schwitzgebel , 1973; Varela , 1971; Weinstein , 1990). Они опираются на использование фундаментальных человеческих потребностей, чтобы добиваться уступчивости или подчинения желаемым правилам и поведенческим указаниям агента влияния (Deikman , 1990; Milgram , 1992). Хотя некоторые агенты влияния являются «профессионалами по (достижению) уступчивости», работающими внутри институционального обрамления, особенно государственного, религиозного, военного или делового, многие из них также являются «интуитивными убеждающими», которые регулярно используют «метод тыка», тактику домашних средств достижения податливости для личной выгоды и контроля над другими, часто своими коллегами по работе, друзьями и родственниками (Cialdini , 1993; Zimbardo, Leippe , 1991).

Механизм уступчивости (побуждение одного человека подчиниться требованию другого) можно понять, если учесть склонность людей к автоматическому, основанному на стереотипах реагированию (Asch , 1951; Barker , 1984; Cialdini , 1993; Franks , 1961; Zimbardo , 1972). Представители большинства социальных групп «создали» набор качеств (или черт), играющих роль спусковых механизмов в процессе проявления уступчивости, то есть набор специфических элементов информации, которые обычно «сообщают» человеку, что согласие с требованием вероятнее всего является правильным и выгодным. Каждый из этих элементов информации может быть использован в качестве орудия влияния, чтобы побудить людей согласиться с требованием.

В классической работе по психологии влияния Р. Чалдини (Чалдини, 1999) рассматривает несколько основных принципов (правил), которые наиболее часто используются в качестве орудия влияния.

Принцип взаимного обмена. В соответствии с этим правилом человек старается определенным образом отплатить за то, что ему предоставил другой человек. Правило взаимного обмена часто вынуждает людей подчиняться требованиям других. Суть одной из излюбленных «доходных» тактик определенного рода «профессионалов уступчивости» заключается в том, чтобы что-нибудь дать человеку перед тем, как попросить его об ответной услуге.

Известен другой способ вынудить человека пойти на уступки с помощью правила взаимного обмена. Вместо того чтобы первым оказать услугу, которая приведет к ответной услуге, индивид может изначально пойти на уступку, которая подтолкнет оппонента к ответной уступке.

Принцип обязательства и последовательности. Психологи давно обнаружили, что большинство людей стремятся быть и выглядеть последовательными в своих словах, мыслях и делах. В основе этой склонности к последовательности лежат три фактора. Во-первых, последовательность в поведении высоко оценивается обществом. Во-вторых, последовательное поведение способствует решению самых разных задач в повседневной жизни. В-третьих, ориентация на последовательность создает возможности для формирования ценных стереотипов в сложных условиях современного существования. Последовательно придерживаясь ранее принятых решений, человек может не обрабатывать всю имеющую отношение к делу информацию в стандартных ситуациях; вместо этого он должен просто вспомнить ранее принятое решение и отреагировать в соответствии с ним.

Принцип социального доказательства. Согласно принципу социального доказательства, люди, для того чтобы решить, чему верить и как действовать в данной ситуации, ориентируются на то, чему верят и что делают в аналогичной ситуации другие люди. Склонность к подражанию обнаружена как у детей, так и у взрослых. Эта склонность проявляется при совершении самых разных действий, таких как принятие решения что-либо купить, пожертвование денег на благотворительные нужды и даже освобождение от фобий. Принцип социального доказательства может быть применен с целью побудить человека подчиниться тому или иному требованию; при этом данному человеку сообщают, что многие люди (чем больше, тем лучше) соглашаются или согласились с этим требованием.

Принцип социального доказательства является наиболее действенным при наличии двух факторов. Одним из них является неуверенность. Когда люди сомневаются, когда ситуация представляется им неопределенной, они в большей степени склонны обращать внимание на действия других и считать эти действия правильными. Например, когда люди сомневаются в необходимости оказания помощи кому-либо, действия других влияют на их решение помочь гораздо больше, чем в очевидной критической ситуации. Второй фактор, при наличии которого принцип социального доказательства оказывает наибольшее влияние, это сходство. Люди в большей степени склонны следовать примеру тех, кто на них похож.

Принцип благорасположения. Люди предпочитают соглашаться с теми индивидами, которые им знакомы и симпатичны. Зная об этом правиле, «профессионалы уступчивости» обычно стараются выглядеть как можно более привлекательными.

Вторым фактором, влияющим на отношение к человеку и на степень уступчивости, является сходство. Людям всегда нравятся те люди, которые похожи на них, и они более охотно соглашаемся с требованиями именно таких людей, часто неосознанно. Также замечено, что благорасположение вызывают люди, расточающие похвалы. Выслушивание комплиментов, в том числе говорящихся из корыстных соображений, может повлечь за собой неприятные последствия, так как делает людей более уступчивыми.

Еще один фактор, который, как правило, влияет на отношение к какому-либо человеку или предмету, - это близкое знакомство с ним.

Принцип авторитета. Тенденция подчиняться законным авторитетам обусловлена многовековой практикой внушения членам общества мысли о том, что подобное повиновение является правильным. Кроме того, людям часто бывает удобно повиноваться приказам истинных авторитетов, поскольку те обычно имеют большой запас знаний, мудрости и силы. По этим причинам почтение по отношению к авторитетам может возникать неосознанно. Повиновение авторитетам часто представляется людям рациональным способом принятия решения.

Принцип дефицита. Согласно принципу дефицита, люди в большей степени ценят то, что менее доступно. Этот принцип часто применяется с целью извлечения выгоды в таких методиках достижения уступчивости, как тактика ограничения количества или тактика установления крайнего срока, с помощью которых «профессионалы уступчивости» стараются убедить нас, что доступ к тому, что они предлагают, строго ограничен.

Принцип дефицита оказывает на людей сильное влияние по двум причинам. Во-первых, поскольку вещи, которые трудно приобрести, обычно бывают более ценными, оценка степени доступности предмета или переживания часто является рациональным способом оценки его качества. Во-вторых, когда вещи становятся менее доступными, мы утрачиваем часть своей свободы.

Согласно теории психологического реактивного сопротивления, люди реагируют на ограничение свободы усилением желания иметь ее (наряду с товарами и услугами, с ней связанными) в полном объеме.

Принцип «быстрорастворимого» влияния. В условиях современной жизни особое значение приобретает умение быстро принимать правильные решения. Хотя все люди отдают предпочтение хорошо обдуманным решениям, разнообразие форм и быстрый темп современной жизни часто не позволяют им тщательно анализировать все относящиеся к делу «за» и «против». Все чаще люди вынуждены использовать другой подход к процессу принятия решений - подход, в основе которого лежат стереотипные способы поведения, вследствие чего решение уступить (или согласиться, или поверить, или купить) принимается на основании отдельного, обычно заслуживающего доверия, элемента информации.

Ниже даны определения различных видов психологического влияния (Доценко, 1996; Steiner , 1974; Jones , 1964; Сидоренко, 2004).

Аргументация - высказывание и обсуждение доводов в пользу определенного решения или позиции с целью формирования или изменения отношения собеседника к данному решению или позиции.

Самопродвижение - объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества на выборах, при назначении на должность и др.

Внушение - сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и создания предрасположенности к определенным действиям.

Заражение - передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно, усваиваться - также непроизвольно или произвольно.

Пробуждение импульса к подражанию - способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть произвольным и непроизвольным.

Формирование благосклонности - привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.

Просьба - обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.

Игнорирование - умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям. Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, однако в некоторых случаях выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловкости, допущенной партнером.

Нападение - внезапная атака на чужую психику, совершаемая с сознательным намерением или без такового и являющаяся формой разрядки эмоционального напряжения. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека; грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков; напоминание о постыдных или прискорбных фактах его биографии; безапелляционное навязывание своих советов и др.

Психологическое нападение несет в себе многие черты нападения физического, являясь символическим его замещением.

Нападение может совершаться:

С определенной целью;

По определенной причине;

По определенной причине и с определенной целью.

В первом случае можно говорить о целенаправленном, во втором - об импульсивном, в третьем - о тотальном нападении. Операция нападения может совершаться в трех формах:

Деструктивная критика;

Деструктивные констатации;

Деструктивные советы.

1. Деструктивная критика - это:

Пренебрежительные или оскорбительные суждения о личности человека;

Грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков, значимых для него людей, социальных общностей, идей, ценностей, произведений, материальных объектов и т. п.;

Риторические вопросы, направленные на обнаружение и «выправление» недостатков.

2. Деструктивные констатации - это:

Упоминания и напоминания об объективных фактах биографии, которые человек не в состоянии изменить и на которые он чаще всего не мог повлиять (национальная, социальная и расовая принадлежность; городское или сельское происхождение; род занятий родителей; противоправное поведение кого-либо из близких; их алкоголизм или наркомания в семье; наследственные и хронические болезни; природная конституция, прежде всего рост; черты лица; близорукость или другие нарушения зрения, слуха и т. п.);

3. Деструктивные советы - это:

Безапелляционные указания, повеления и инструкции, неподразумеваемые социальными или рабочими отношениями партнеров.

Принуждение - это стимуляция человека к выполнению определенных действий с помощью угроз (открытых или подразумеваемых) или лишений.

Принуждение возможно только в том случае, если принуждающий действительно обладает возможностями реализации угроз, то есть полномочиями в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. Такие возможности можно назвать контролирующими. Принуждая, инициатор угрожает применением своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата нужного ему поведения.

В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором - как собственное давление, адресатом - как давление на него со стороны инициатора или «обстоятельств».

Формы принуждения:

Объявление жестко определенных сроков или способов выполнения работы без каких-либо объяснений или обоснований;

Наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений;

Запугивание возможными последствиями;

Угроза наказанием, в наиболее грубых формах - физической расправой.

Принуждение - это способ влияния, который ограничен в области своего возможного применения, так как инициатор влияния должен обладать рычагами непсихологического давления на адресата.

Одним из наиболее распространенных видов психологического воздействия является манипуляция . Психологическая манипуляция - это вид психологического воздействия, которое ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его существующими желаниями. Под манипуляцией также обычно подразумевается скрытое (или подсознательное) психологическое воздействие на собеседника с целью добиться выгодного манипулятору поведения. То есть манипуляция - это скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения.

Оксфордский словарь определяет манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими или вещами с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка» (Доценко, 2003).

Метафора психологической манипуляции содержит три важнейших признака:

Идею «прибирания к рукам»,

Обязательное условие сохранения иллюзии самостоятельности решений и действий адресата воздействия,

Искусность манипулятора в выполнении приемов воздействия.

Также выделяют пять групп признаков, в каждой из которых выделен обобщенный критерий, претендующий на то, чтобы войти в определение манипуляции:

1. родовой признак - психологическое воздействие;

2. отношение манипулятора к другому как средству достижения собственных целей;

3. стремление получить односторонний выигрыш;

4. скрытый характер воздействия (как факта воздействия, так и его направленности);

5. использование (психологической) силы, игра на слабостях. Кроме того, еще два критерия оказались несколько обособленными:

6. побуждение, мотивационное привнесение;

7. мастерство и сноровка в осуществлении манипулятивных действий.

Существует и ряд уточняющих определений манипуляции.

Манипуляция - это вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент.

Манипуляция - это психологическое воздействие, нацеленное на изменение направления активности другого человека, выполненное настолько искусно, что остается незамеченным им.

Манипуляция - это психологическое воздействие, направленное на неявное побуждение другого к совершению определенных манипулятором действий.

Манипуляция - это искусное побуждение другого к достижению (преследованию) косвенно вложенной манипулятором цели.

Степень успешности манипуляции в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического воздействия и насколько манипулятор гибок в их использовании. Обычно средства манипуляции сводятся к нескольким группам (даны в порядке, соответствующем частоте их упоминания):

1. оперирование информацией;

2. сокрытие манипулятивного воздействия;

3. степень и средства принуждения, применения силы;

4. мишени воздействия;

5. тема роботообразности, машиноподобия адресата воздействия.

Существуют следующие средства, с помощью которых производится разворачивание манипулятивного воздействия.

1. Определение вектора воздействия, исходя из подзадач. Например, отвлечение внимания адресата от некоторой области, ограничение внимания на требуемом содержании, снижение критичности адресата, повышение собственного ранга в его глазах, внедрение в сознание адресата требуемого желания, намерения, устремления, изоляция от влияния со стороны других людей, контроль других возможных помех и т. п.

2. Подбор вида силы (оружия воздействия) для оказания давления. Например, перехват инициативы, введение своей темы, сокращение времени для принятия решения, приведение в состояние (или выбор момента), когда критичность адресата снижена, рекламирование себя или намек на широкие связи и возможности, демонстрация (или имитация) собственной квалификации, апелляция к присутствующим, создание мифического большинства и т. п.

3. Поиск мотива, через который можно проникнуть в психическую сферу, «влезть в душу». Совсем не обязательно это будет стремление к успеху, деньгам, славе или сексуальному удовлетворению. «Струнами души» может оказаться любой значимый мотив: переживания из-за невысокого роста (полноты, болезней, размера обуви), гордость, что он интеллигент в четвертом поколении (старший сын, донской казак), хобби, любопытство, нетерпимость к какому-то типу людей и т. д.

4. Постепенное наращивание давления по различным линиям (если требуется):

Повышение плотности (ряд близких по содержанию или форме воздействий);

Тотальность воздействия - его разноплановость, разнообразие каналов и мишеней воздействия;

Постоянство - настойчивость, доходящая до назойливости;

Интенсивность - повышение силы влияния.

Наиболее часто встречающимися последствиями любого вида насилия являются:

Заниженная самооценка жертвы, крайне искаженная Я-концепция;

Эмоциональная дезадаптация и дезориентация (хроническое чувство вины; «выгорание» - неспособость переживать положительные эмоции; частые депрессии; гиперсенситивность; высокая тревожность; вытесненная потребность в любви - хотят тепла, но боятся близких отношений; пессимизм, чувство неудавшейся, «несчастной» жизни);

Интеллектуальные дисфункции (негибкость, некритичность, узость мышления; низкая концентрация внимания; плохая память и т. п.; «умственные блоки» в личностно значимых ситуациях; иногда вплоть до дереализации, когда ситуации насилия вытесняются - «это все сон»);

Выученная беспомощность, неспособность к самостоятельным решениям и ответственным действиям;

Ждут, что кто-то решит их проблемы, подтолкнет к верному жизненному выбору и поступку, отсюда безынициативность жертв насилия в работе и личной жизни;

Разнообразные и обширные психосоматические нарушения. Перечисленные выше последствия ведут к постоянному воспроизведению зависимых отношений «насильник - жертва». Жертва бессознательно ищет себе «сильного человека» или сама становится насильником (идентификация с агрессором); могут быть и смешанные варианты. У женщин-матерей склонность к насилию часто переносится на детей.

Из книги Гендерная психология автора Автор неизвестен

«Насилие в семье»/«Семейное насилие»: общая характеристика Насилие в семье/Семейное насилие/Домашнее насилие – это реальное действие или угроза умышленного физического, сексуального, психологического или экономического воздействия, принуждения со стороны одного

Из книги Психология эмоций [Я знаю, что ты чувствуешь] автора Экман Пол

Насилие Подобно тому как каждая эмоция имеет насыщенное ею родственное настроение, для каждой эмоции существует также родственное психопатологическое состояние, в котором эта эмоция играет важную роль. Распространенное словосочетание «эмоциональное расстройство»

Из книги Анатомия страха [Трактат о храбрости] автора Марина Хосе Антонио

4. Школьное насилие В последнее время школьное насилие стало распространенным явлением. Здесь тоже действует коварный и точный механизм страха. Классическим примером может служить судьба Хокина С., ученика из Ондаррибии, который покончил жизнь самоубийством, не в силах

Из книги Психология управления: учебное пособие автора Антонова Наталья

5.2. Виды и формы управленческого общения

Из книги Виктимология [Психология поведения жертвы] автора

4.1.4. Сексуальное насилие Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. К сожалению, в нашей стране не существует достоверных данных о распространенности насилия над детьми, поскольку

Из книги Обратная сторона власти. Прощание с Карнеги, или Революционное руководство для марионетки автора Штайнер Клод

Насилие Рассмотренные нами запугивающие игры власти эффективны за счет того, что вызывают чувство покорности и вины. По мере того как игры власти становятся все более откровенными и грубыми, они все в большей степени начинают эксплуатировать страх людей перед

Из книги Школа выживания в условиях экономического кризиса автора Ильин Андрей

НАСИЛИЕ Это тот случай, когда избежать нападения, откупаясь от преступника ценностями, невозможно. Его интересуете вы, точнее, ваше тело, а не купюры в кошельке. С их помощью он удовлетворить свою страсть не сможет. Отсюда вынужденно более жесткая и бескомпромиссная

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Из книги Экстремальные ситуации автора Малкина-Пых Ирина Германовна

6.1 ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ Эмоциональное насилие над ребенком это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни.Обычно на успех ребенка родители реагируют похвалой,

Из книги Социально-психологические проблемы университетской интеллигенции во времена реформ. Взгляд преподавателя автора Дружилов Сергей Александрович

6.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ Психологическое насилие, несмотря на схожесть с эмоциональным, выделяется в отдельную категорию (Соонетс, 2000). Психологическое насилие - это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит развитие его потенциальных

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

6.3 ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ Физическое насилие это вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически и психотески уязвимое положение, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения.Определить, что ребенок

Из книги автора

6.4 СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. К сожалению, в нашей стране не существует достоверных данных о распространенности насилия над детьми, поскольку

Из книги автора

6.5 НАСИЛИЕ В ШКОЛЕ Школьное насилие это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или - что в нашей культуре встречается крайне редко - учениками по отношению к учителю.Школьное насилие подразделяется на

Из книги автора

Виды, формы и последствия безработицы Как и любое сложное социальное явление, безработица подразделяется на несколько видов. Дифференциация производится на основе нескольких параметров: времени нахождения в статусе безработного, характеру безработицы и, самое главное,

Из книги автора

Часть VI. Отдельные формы и виды психотерапии

Насилие не всегда наносит нам физический ущерб, а телесный ущерб не всегда является самым страшным видом насилия. Психологическое насилие приводит к психологической травме, а она, к подорванной уверенности в себе. В результате, общество получает неполноценное звено, а вы (то есть, звено) лишаетесь полноценной общественной жизни.

Последствием психологического насилия может быть , стресс, страх, посттравматическое расстройство, а может быть и физическое насилие (обычно одно порождает другое). Во всяком случае, помните: люди, являющиеся психологическими насильниками, почти в 100% случаев сами когда-то пострадали от эмоциональных ударов других. Это могут быть незалеченные детские обиды, подростковые комплексы, которые чутко оберегаются, а затем приводят к мести, насилию, издевкам, и даже катастрофам. В биографии каждого диктатора (если хорошо поискать), можно найти тот момент, когда абсолютно нормальный человек затаил глубочайшую обиду, пообещав себе, вырасти «властным и сильным», чтобы отомстить тем, кто его оскорбил.

Виды психологического насилия

Эмоциональное насилие всегда проявляется по-разному, индивидуально. Но если собрать все случаи воедино и сделать выводы, получиться следующая классификация видов психологического насилия:

  • унижение – осуждают, критикуют, высмеивают, дразнят;
  • доминирование – обращаются с жертвой как с ребенком, напоминают, что такое поведение неприемлемо, контролируют траты, слишком часто напоминают о промахах;
  • выдвигают требования – к жертве обращаются не по имени, а используя клички, насильник обвиняет жертву в своих промахах и неудачах;
  • игнорирование – используют бойкот как наказание;
  • созависимость – жертва становится «жилеткой».

Самый страшный вид психологического и эмоционального насилия – это глайзинг. Этот термин означает, что в голове у жертвы сеют сомнения в собственном здравомыслии. Когда насильник обижает, а вы обижаетесь, он говорит, что вы слишком чувствительны. Если человеку из раза в раз повторять одно и то же, он действительно засомневается в адекватности своего восприятия. Основные признаки глайзинга:

Чаще всего признаки психологического насилия отчетливо заметны в супружеских парах, отношениях начальник – подчиненный, среди друзей (друг «жилетка»), а также в больших масштабах – «власть и народ».

Самое тяжелое, справиться с психологическим насилием дома, когда речь идет о дорогом вам человеке. Последнее, к чему нужно прибегать – это , а наиболее благоприятный вариант – в разговоре, «разборках» сделать акцент не на том, как вам кто-то портит жизнь, а на том, как вы (лично вы) хотите улучшить ваши отношения.