Что такое социальные институты общества. Социальные институты

Понятия «социальный институт» и «социальная роль» относятся к центральным социологическим категориям, позволяя ввести новые ракурсы в рассмотрение и анализ социальной жизни. Они обращают наше внимание в первую очередь на нормативность и ритуалы в социальной жизни, на социальное поведение, организованное по определенным правилам и следующее установленным образцам.

Социальный институт (от лат. institutum - устройство, установление) - устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни; устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов.

Такие, казалось бы, не имеющие ничего общего между собой события, действия или вещи, как книга, свадьба, аукцион, заседание парламента или празднование Рождества, в то же время обладают существенным сходством: все они - формы институциональной жизни, т. е. все организованы в соответствии с определенными правилами, нормами, ролями, хотя цели, которые при этом достигаются, могут быть различны.

Э. Дюркгейм образно определял социальные институты как «фабрики воспроизводства» социальных отношений и связей. Немецкий социолог А. Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей подобно тому, как инстинкты руководят поведением животных.

Согласно Т. Парсонсу, общество предстает как система социальных отношений и социальных институтов, причем институты выступают в качестве «узлов», «связки» социальных отношений. Институциональный аспект социального действия - такая область, в которой выявляются действующие в социальных системах нормативные ожидания, коренящиеся в культуре и определяющие, что надлежит делать людям в различных статусах и ролях.

Таким образом, социальный институт - пространство, в котором индивид приучается к согласованному поведению, жизни по правилам. В рамках социального института поведение каждого члена общества становится достаточно предсказуемым по своим ориентациям и формам проявления. Даже в случае нарушения или значительных вариаций ролевого поведения основной ценностью института остаются как раз нормативные рамки. Как заметил П. Бергер, институты побуждают людей идти проторенными путями, которые общество считает желательными. Трюк удастся потому, что индивида убеждают: эти пути - единственно возможные.

Институциональный анализ социальной жизни представляет собой изучение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передающихся из поколения в поколение. Соответственно неинституционализированные или внеинституциональные формы социального поведения характеризуются случайностью, спонтанностью, меньшей управляемостью.

Процесс становления социального института, организационного оформления норм, правил, статусов и ролей, благодаря чему становится возможным удовлетворение той или иной социальной потребности, получил название «институционализация».

Известные американские социологи П. Бергер и Т. Лукман выделили психологические, социальные, культурные источники институционализации.

Психологическая способность человека к привыканию , запоминанию предваряет любую институционализацию. Благодаря этой способности у людей сужается поле выбора: из сотни возможных способов действия закрепляются лишь немногие, которые становятся образцом для воспроизводства, тем самым обеспечивается направленность и специализация деятельности, экономятся усилия по принятию решений, освобождается время для тщательного обдумывания и новаторства.

Далее, институционализация имеет место всюду, где существует взаимная типизация привычных действий со стороны действующих субъектов, т.е. появление конкретного института означает, что действия типа X должны исполняться деятелями типа X (например, институт суда устанавливает, что отрубать головы будут специфическим образом при определенных условиях и что этим будут заниматься определенные типы индивидов, а именно палачи или члены нечистой касты, или те, на кого укажет оракул). Польза типизаций - в способности предсказывать действия другого, что снимает напряженность неопределенности, экономя силы и время как для других действий, так и в психологическом смысле. Стабилизация отдельных действий и отношений создаст возможность разделения труда, открывает дорогу инновациям, требующим более высокого уровня внимания. Последние ведут к новым привыканиям и типизациям. Так возникают корни развивающегося институционального порядка.

Институт предполагает историчность , т.е. соответствующие типизации создаются в ходе общей истории, они не могут возникать мгновенно. Важнейший момент в становлении института - возможность передать привычные действия следующему поколению. Пока зарождающиеся институты еще только создаются и поддерживаются лишь благодаря взаимодействию конкретных индивидов, всегда сохраняется возможность изменения их действий: эти и только эти люди ответственны за конструирование этого мира, и они в состоянии изменить или аннулировать его.

Все меняется в процессе передачи своего опыта новому поколению. Укрепляется объективность институционального мира, т. е. восприятие этих институтов как внешних и принудительных, причем не только детьми, но и родителями. Формула «мы это делаем снова» заменяется формулой «так это делается». Мир приобретает устойчивость в сознании, становится гораздо более реальным и не может быть легко изменен. Именно к этому моменту становится возможным говорить о социальном мире как о данной реальности, противостоящей индивиду, подобно миру природы. Он имеет историю, которая предшествует рождению индивида и недоступен его памяти. Он будет существовать и после его смерти. Индивидуальная биография понимается как эпизод, помещенный в объективную историю общества. Институты существуют, они сопротивляются попыткам изменить или обойти их. Их объективная реальность нс становится меньше от того, что индивид может

нс понимать их цели или способа действия. Возникает парадокс: человек создает мир, который впоследствии сам воспринимает как нечто отличное от человеческого продукта.

Развитие специальных механизмов социального контроля оказывается необходимым в процессе передачи мира новым поколениям: более вероятно, что кто-либо будет отклоняться от программ, установленных для него другими, чем от программ, которые он сам помогал создавать. Дети (впрочем как и взрослые) должны «учиться себя вести» и, научившись, «придерживаться существующих правил».

С появлением нового поколения возникает потребность в легитимации социального мира, т.е. в способах его «объяснения» и «оправдания». Дети не могут осмыслить этот мир, опираясь на воспоминания о тех обстоятельствах, при которых этот мир был создан. Возникает необходимость в интерпретации этого значения, в том, чтобы задать смысл истории и биографии. Так, господство мужчины объясняется-оправдывастся либо физиологически («он более сильный и потому может обеспечить свою семью ресурсами»), либо мифологически («бог сотворил вначале мужчину, а уж затем из его ребра женщину»).

Развивающийся институциональный порядок вырабатывает навес из таких объяснений и оправданий, с которыми новое поколение знакомится в процессе социализации. Таким образом, анализ знания людей об институтах оказывается существенной частью анализа институционального порядка. Это может быть знание как на до теоретическом уровне в виде собрания максим, поучений, поговорок, верований, мифов, так и в виде сложных теоретических систем. При этом не имеет особого значения, соответствует оно реальности или иллюзорно. Более существенно то согласие, которое оно привносит в группу. Значение знания для институционального порядка вызывает потребность в особых институтах, занимающихся выработкой легитимаций, следовательно, в специалистах-идеологах (жрецах, учителях, историках, философах, ученых).

Принципиальный момент процесса институционализации - придание институту официального характера, его структурирование, техническая и материальная организация : юридические тексты, помещения, мебель, машины, эмблемы, бланки, персонал, административная иерархия и т. п. Тем самым институт наделяется необходимыми материальными, финансовыми, трудовыми, организационными ресурсами для того, чтобы он мог реально выполнять свою миссию. Технические и материальные элементы придают институту осязаемую реальность, демонстрируют его, делают видимым, заявляют перед всеми. Официальность, как заявленность перед всеми, по сути означает, что все как бы берутся в свидетели, призываются контролировать, приглашаются к коммуникации, тем самым делается заявка на стабильность, солидность организации, независимость ее от частного случая.

Таким образом, процесс институционализации, т. е. образование социального института, предполагает несколько последовательных этапов:

  • 1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
  • 2) формирование общих идей;
  • 3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
  • 4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;
  • 5) институционализация норм и правил, процедур, т. е. их принятие, практическое применение;
  • 6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
  • 7) материальное и символическое оформление возникшей институциональной структуры.

Процесс институционализации можно считать завершенным, если пройдены все перечисленные этапы. Если правила социального взаимодействия в какой-либо сфере деятельности нс отработаны, подвержены изменениям (например, правила проведения выборов в местные органы власти в ряде регионов России могли меняться уже в ходе избирательной кампании), либо не получают должного социального одобрения, в этих случаях говорят, что данные социальные связи имеют неполный институциональный статус, что этот институт не полностью развился или даже находится в процессе отмирания.

Мы живем в высоко институциализированном обществе. Любая сфера человеческой деятельности, будь это экономика, искусство или спорт, организована по определенным правилам, следование которым более или менее жестко контролируется. Разнообразие институтов соответствует разнообразию человеческих потребностей, таких, например, как потребность в производстве продуктов и услуг; потребность в распределении благ и привилегий; потребность в безопасности, защите жизни и благополучия; потребность в социальном контроле за поведением членов общества; потребность в коммуникации и др. Соответственно к числу основных институтов относят: экономические (институт разделения труда, институт собственности, институт налогообложения и др.); политические (государство, партии, армия и др.); институты родства, брака и семьи; образование, массовые коммуникации, наука, спорт и др.

Так, центральное назначение таких институциональных комплексов, обеспечивающих экономические функции в обществе, как договор и собственность, - регулирование отношений обмена, а также прав, относящихся к обменам товарами, включая деньги.

Если собственность - центральный экономический институт, то в политике центральное место занимает институт государственной власти, призванной обеспечивать выполнение обязательств в интересах достижения коллективных целей. Власть связана с институционализацией лидерства (институт монархии, институт президентства и т.п.). Институционализация власти означает, что последняя перемещается от правящих лиц к институциональным формам: если раньше правители осуществляли власть как собственную прерогативу, то с развитием института власти они предстают как агенты высшей власти. С точки зрения управляемых, ценность институционализации власти в ограничении произвола, подчинении власти идее права; с точки зрения правящих групп, институционализация обеспечивает выгодные им стабильность и непрерывность.

Институт семьи, исторически возникающий как средство ограничения тотальной конкуренции мужчин и женщин друг за друга, обеспечивает ряд важнейших человеческих погребностсй. Рассмотреть семью как социальный институт означает, выделив ее основные функции (например, регулирование сексуального поведения, воспроизводство, социализация, внимание и защита), показать, как для выполнения этих функций семейный союз оформляется в систему правил и норм ролевого поведения. Институту семьи сопутствует институт брака, предполагающий документальное закрепление сексуальных и экономических прав и обязанностей.

Большинство религиозных сообществ также организуется в институты, а именно функционируют как сеть относительно устойчивых ролей, статусов, групп, ценностей. Религиозные институты различаются в зависимости от размеров, доктрин, членства, происхождения, связи с остальным обществом; соответственно выделяют церковь, секты, культы как формы религиозных институтов.

Функции социальных институтов. Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, то можно считать, что его основной функцией является удовлетворение той социальной потребности, ради которой он был создан и существует. Эти ожидаемые и необходимые функции получили в социологии название явных функций. Они записываются и декларируются в кодексах и уставах, конституциях и программах, закрепляются в системе статусов и ролей. Поскольку явные функции всегда оглашены и в каждом обществе этому сопутствуют довольно строгая традиция или процедура (например, клятва президента при вступлении в должность; обязательные ежегодные собрания акционеров; регулярные выборы президента Академии Наук; принятие специальных сводов законов: об образовании, здравоохранении, прокуратуре, социальном обеспечении и т.п.), они оказываются более формализованными и подконтрольными обществу. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, ему грозит дезорганизация и изменения: его явные функции могут быть переданы другими институтами или присвоены ими.

Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов могут иметь место и другие не запланированные заранее результаты. Последние получили в социологии название латентных функций. Такие результаты могут иметь большое значение для общества.

Наиболее выпукло существование латентных функций институтов показано Т. Вебленом, который писал, что было бы наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хотят утолить голод, и покупают роскошный «кадиллак» потому, что хотят приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приобретаются не ради удовлетворения явных насущных потребностей. Т. Веблен делает вывод о том, что производство предметов потребления может выполнять скрытую, латентную функцию, например, удовлетворять потребности определенных социальных групп и индивидов в повышении собственного престижа.

Нередко можно наблюдать, на первый взгляд, непонятное явление, когда какой-то социальный институт продолжает существовать, хотя он не только не выполняет своих функций, но даже препятствует их реализации. Очевидно, в этом случае имеет место наличие скрытых функций, позволяющих удовлетворять незаявленные потребности тех или иных социальных групп. Примерами могут быть торговые организации без покупателей; спортивные клубы, не демонстрирующие высокие спортивные достижения; научные издания, не пользующиеся репутацией качественного издания в научном сообществе и т. п. Изучая латентные функции институтов можно более объемно представить картину социальной жизни.

Взаимодействие и развитие социальных институтов. Чем сложнее общество, тем более развитую систему институтов оно имеет. История эволюции институтов подчиняется следующей закономерности: от институтов традиционного общества, основанных на предписанных ритуалом и обычаем правилах поведения и родственных связях, к современным институтам, основанных на достиженческих ценностях (компетентность, независимость, личная ответственность, рациональность), относительно не зависимых от моральных предписаний. В целом общей тенденцией является сегментация институтов , т. е. умножение их числа и сложности, в основе которой лежат разделение труда, специализация деятельности, вызывающая, в свою очередь, последующую дифференциацию институтов. Вместе с тем, и в современном обществе имеют место так называемые тотальные институты, то есть организации, охватывающие полный дневной цикл своих подопечных (например, армия, пенитенциарная система, клинические больницы и т. п.), оказывающие существенное воздействие на их психику и поведение.

Одним из следствий институциональной сегментации можно назвать специализацию, достигающую такой глубины, когда специальное ролевое знание становится понятным лишь посвященным. Результатом может стать усиление социальной разобщенности и даже социальные конфликты между так называемыми профессионалами и непрофессионалами из-за опасения последних, что ими могут манипулировать.

Серьезной проблемой современного общества становится противоречие между структурными составляющими сложноорганизованных социальных институтов. Например, исполнительные структуры государства стремятся к профессионализации своей деятельности, что неизбежно влечет их определенную закрытость и труднодоступность для лиц, не имеющих специального образования в области государственного управления. В то же время представительные структуры государства призваны обеспечить возможность заниматься государственной деятельностью представителям самых разнообразных групп общества без учета их специальной подготовки в области государственного управления. Как следствие создаются условия неизбежного конфликта между законопроектами депутатов и возможностью их реализации исполнительными структурами власти.

Проблема взаимодействия между социальными институтами возникает и в том случае, если система норм, свойственная одному институту, начинает распространяться на другие сферы социальной жизни. Например, в средневековой Европе церковь господствовала не только в духовной жизни, но и в экономике, политике, семье, или в так называемых тоталитарных политических системах подобную роль пыталось играть государство. Следствием этого может быть дезорганизация общественной жизни, растущее социальное напряжение, уничтожение, утрата какого-либо из институтов. Например, научный этос требует от участников научного сообщества организованного скептицизма, интеллектуальной независимости, свободного и открытого распространения новой информации, формирования репутации ученого в зависимости от его научных достижений, а не от административного статуса. Очевидно, что если государство будет стремиться превратить науку в отрасль народного хозяйства, централизованно управляемую и обслуживающую интересы самого государства, то неизбежно должны измениться принципы поведения в научном сообществе, т.е. институт науки начнет перерождаться.

Некоторые проблемы могут вызываться различной скоростью изменений социальных институтов. Примерами могут служить феодальное общество, обладающее современной армией, или сосуществование в одном социуме сторонников теории относительности и астрологии, традиционной религии и научного мировоззрения. В результате возникают трудности общей легитимации как институционального порядка в целом, так и конкретных социальных институтов.

Изменения социальных институтов могут быть вызваны внутренними и внешними причинами. Первые, как правило, связаны с неэффективностью существующих институтов, с возможным противоречием между существующими институтами и социальными мотивациями различных социальных групп; вторые - со сменой культурных парадигм, сменой культурной ориентации в развитии общества. В последнем случае можно говорить об обществах переходного типа, переживающих системный кризис, когда изменяются их структура и организация, происходит изменение общественных потребностей. Соответственно меняется структура социальных институтов, многие из них наделяются не свойственными им ранее функциями. Современное российское общество дает множество примеров подобных процессов утраты прежних институтов (например, КПСС или Госкомплан), появления новых, не существовавших в советской системе социальных институтов (например, институт частной собственности), серьезное изменение функций институтов, продолжающих свою работу. Все это определяет нестабильность институциональной структуры общества.

Таким образом, социальные институты выполняют в масштабе общества противоречивые функции: с одной стороны, они представляют «социальные узлы», благодаря которым общество «связано», в нем упорядочено разделение труда, направлена социальная мобильность, организована социальная трансляция опыта новым поколениям; с другой стороны, появление все новых институтов, усложнение институциональной жизни означает сегментацию, фрагментацию общества, может привести к отчуждению и взаимонепониманию между участниками социальной жизни. Вместе с тем растущая потребность в культурной и социальной интеграции современного постиндустриального общества может быть удовлетворена лишь институциональными средствами. Эту функцию связывают с деятельностью средств массовой информации; с возрождением и культивированием национальных, городских, государственных праздников; с появлением особых профессий, ориентированных на ведение переговоров, согласование интересов между различными людьми и социальными группами.

Что такое "социальный институт"? Какие функции выполняют социальные институты?

Специфическими образованиями, которые обеспечивают относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества, являются социальные институты. Сам термин "институт" используется в социологии в разных значениях.

Во-первых, под ним понимают совокупность определенных лиц, учреждений, обеспечены определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию.

Во-вторых, с содержательной точки зрения "институт" - это определенный набор стандартов, норм поведения лиц и групп в конкретных ситуациях.

Когда речь идет о социальных институтах, имеется в виду в общем и целом определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, включая как стандарты, нормы поведения, так и соответствующие организации, учреждения, которые "регулируют" эти нормы поведения. Например, если мы говорим о праве как социальный институт, то имеем в виду как систему правовых норм, определяющих правовое поведение граждан, так и систему правовых учреждений (суд, милиция), которые регулируют правовые нормы и правовые отношения.

Социальные институты - это формы совместной деятельности людей, исторически сложившиеся устойчивые, или относительно устойчивые типы и формы социальной практики, с помощью которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Различные социальные группы вступают между собой в социальные отношения, которые определенным образом регламентируются. Регламентация этих и других социальных отношений осуществляется в рамках соответствующих социальных институтов: государство (политические отношения), трудовой коллектив (социальные и экономические), семья, система образования и т.

Каждый социальный институт имеет определенную цель деятельности и в соответствии с ней выполняет определенные функции, обеспечивая членам общества возможность удовлетворять соответствующие социальные нужды. В результате этого стабилизируются социальные отношения, вносится согласованность в действия членов общества. Функционирование социальных институтов, выполнение людьми в их рамках определенных ролей обуславливаются наличием социальных норм во внутренней структуре каждого социального института. Именно эти нормы определяют стандарт поведения людей, на их основе оцениваются качество и направленность их деятельности, определяются санкции в отношении тех, кому свойственна отклоняющееся поведение.

Социальные институты выполняют следующие функции:

закрепление и воспроизводство общественных отношений в определенной области;

интеграции и сплоченности общества;

регулирования и социального контроля;

коммуникации и включение людей в деятельность.

Роберт Мертон ввел в социологию различение между явными и латентными (скрытыми) функциями социальных институтов. Явные функции института заявлены, официально признаны и контролируются обществом.

Латентные функции - это "не свои" функции, выполняемые институтом скрыто или нечаянно (когда, например, система образования выполняет не свойственные ей функции политической социализации). Когда расхождение явных и латентных функций велика, возникает двойной стандарт социальных отношений, угрожает стабильности общества. Еще более опасная ситуация, когда вместе с официальной институциональной системой формируются так называемые "теневые" институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших публичных отношений (например, криминальные структуры). Любые общественные трансформации осуществляются через изменение институциональной системы общества, формирования новых «правил игры». Прежде всего изменении подвергаются те социальные институты, которые определяют социальный тип общества (институты собственности, институты власти, институты образования).

Социальный институт - относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, санкционируются и поддерживаются с помощью социальных норм и с помощью которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений. Эмиль Дюркгейм называл социальные институты "фабриками воспроизводства общественных отношений".

Социальные институты организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья - роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения. Эти отношения регулируются набором специфических норм и предписаний. Некоторые важнейшие нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением.

Любой социальный институт включает систему санкций - от правовых до морально-этических, которые обеспечивают соблюдение соответствующих ценностей и норм, воспроизводство соответствующих ролевых отношений.

Таким образом, социальные институты упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер, обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях. Когда та или иная деятельность людей упорядочивается описанным образом, говорят о ее институционализацию. Таким образом, институционализация - это превращение спонтанного поведения людей в организованную ("борьбы без правил" в "игру по правилам").

Институционализуються практически все сферы и формы общественных отношений, даже конфликты. Однако в любом обществе существует определенная доля поведения, не подчиняется институциональном регулированию. Обычно выделяют пять основных комплексов социальных институтов. Это институты родства, связанные с браком, семьей и социализацией детей и молодежи; институты политические, связанные с отношениями власти и доступа к ней; экономические институты и институты стратификации, определяющие распределение членов общества по различным статусных позициях; институты культуры, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью.

Исторически институциональная система изменялась от институтов, основанных на отношениях кровного родства и аскриптивных признаках, характерных для традиционного общества, в институты, основанных на формальных отношениях и статусах достижения. В наше время важнейшими становятся институты образования и науки, обеспечивающие высокие социальные статусы.

Институцюнализация означает нормативное и организационное укрепление, упорядочение социальных связей. При появлении института оформляются новые социальные сообщества, занятые специализированной деятельностью, производятся социальные нормы, которые эту деятельность регулируют, а новые учреждения и организации обеспечивают защиту определенных интересов. Например, образование становится социальным институтом, когда появляется новое общество, занятия профессиональной деятельностью по обучению и воспитанию в массовой школе, согласно специальных норм.

Институты могут устаревать и препятствовать развитию инновационных процессов. Например, качественное обновление общества в нашей стране потребовало преодоления влияния старых политических структур тоталитарного общества, старых норм, законов.

В результате институционализации могут появляться такие явления, как формализация, стандартизация целей, обезличивание, деиндивидуализация. Социальные институты развиваются через преодоление противоречий между новыми потребностями общества и устаревшими институциональными формами.

Специфика социальных институтов, конечно же, в основном определяется типом общества, в рамках которого они функционируют. Однако существует и преемственность в развитии различных институтов. Например, институт семьи при переходе от одного состояния общества к другому может менять какие-то функции, но суть его остается неизменной. В периоды "нормального" развития общества социальные институты остаются достаточно стабильными и устойчивыми. Когда же наблюдается рассогласованность действий различных социальных институтов, их неспособность отражать общественные интересы, наладить функционирование социальных связей, это говорит о кризисной ситуации в обществе. Решается она или социальной революцией и полной заменой социальных институтов, или же их реконструкцией.

Существуют различные виды социальных институтов:

экономические, которые занимаются производством, распределением и обменом материальных благ, организацией труда, денежным обращением и тому подобное;

социальные, которые организуют добровольные объединения, жизни коллективов, регулирующие все аспекты социального поведения людей по отношению друг к другу;

политические, связанные с выполнением функций власти;

культурные и воспитательные, утверждающие, развивают преемственность культуры общества и передачу ее следующим поколениям;

Религиозного, которые организуют отношение людей к религии.

Все институты связаны вместе в интегрированную (объединенную) систему, в которой только и могут гарантировать равномерное, нормальный процесс коллективной жизни и выполнять свои задачи. Именно поэтому все перечисленные институты (экономические, социальные, культурные и другие) в целом относят к институтам социальных. Самыми фундаментальными из них являются: собственность, государство, семья, производственные коллективы, наука, система массовой информации, системы воспитания и образования, право и другие.

Как известно, социальные отношения - основной элемент социальной связи, который обеспечивает устойчивость, сплоченность групп. Общество не может существовать без социальных связей и взаимодействий. Особую роль играют взаимодействия, которые обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей общества или индивида. Эти взаимодействия институционализовани (узаконенные) и обладают устойчивым, самооновлюючим характером.

В повседневной жизни социальные связи достигаются именно через социальные институты, то есть - через регламентацию регулирования взаимоотношений; четкое распределение (функций, прав, обязанностей участников взаимодействия и регулярность их действия. Отношения длятся так долго, как долго его партнеры выполняют свои обязанности, функции, роли. Чтобы обеспечить устойчивость социальных отношений, от которых зависит бытия общества, люди создают своеобразную систему учреждений, учреждений, контролирующих поведение их членов. Передаваясь из поколения в поколение, нормы и правила поведения и деятельности в различных общественных сферах становились коллективной привычкой, традицией. Они направляли образ мышления и образ жизни людей в определенное русло. Все они со временем институциювалися (устанавливались, закреплялись в виде законов и учреждений). Все это сформировало систему социальных институтов - базисный механизм регулирования общества. Именно они выводят нас на понимание сути человеческого общества, его составляющих элементов, признаков и стадий эволюции.

В социологии существует немало трактовок, определений социальных институтов.

Социальные институты - (от лат. Institutum - учреждение) - исторически установленные формы организации совместной деятельности людей. Понятие "социальный институт" заимствовано из юридической науки, где оно определяет совокупность юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения.

Социальные институты - это и относительно стабильные и интегрированные (исторически сложившиеся) совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, благодаря которым управляются различные сферы социальной жизни: семья, экономика, политика, культура, религия, образование и др. это - своего рода, мощные инструменты, средства, помогающие бороться за существование и успешно выживать и отдельной личности, и обществу в целом. их назначение - удовлетворять важные общественные потребности группы.

Важнейшей чертой институционального связи (основа социального института) является обязательность, обязательства соблюдать отведенных индивиду обязанностей, функций, ролей. Социальные институты, а также организации в системе социальных связей не что иное, как своего рода скрепить, на которых держится общество.

Первым, кто начал термин "социальный институт" и ввел в научный оборот и разработал соответствующую теорию, был Г. Спенсер, английский социолог. Он изучил и описал шесть типов социальных институтов: промышленный (экономический), политический, профсоюзный, обрядовый (культурно-церемониальные), церковный (религиозный), домашний (семейный). Любой социальный институт, по его теории, - это устойчивая структура социальных действий.

Одну из первых попыток объяснить природу социального института в "отечественной" социологии сделал профессор Ю. Левада, трактуя его как центр (узел) деятельности людей, который сохраняет свою стабильность в течение определенного времени и обеспечивает стабильность всей социальной системы.

В научной литературе существует много трактовок и подходов к пониманию социального института. Часто он рассматривается как устойчивое комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности.

Социальные институты - это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения своих социальных ролей в рамках ценностей, образцов поведения.

В него входят:

■ определенная группа людей, которые выполняют общественные функции;

■ организационный комплекс функций, которые выполняют отдельные лица, члены группы от имени всей группы;

■ совокупность учреждений, организаций, средств деятельности;

■ некоторые социальные роли, особенно важные для группы, - то есть все, что нацелено на то, чтобы удовлетворить потребности и регулировать поведение людей.

Например, суд - как социальный институт - выступает как:

■ группа людей, которые выполняют определенные функции;

■ организационные формы функций, которые выполняет суд (анализирует, судит, разбирает)

■ учреждения, организации, средства функционирования;

■ социальная роль судьи или прокурора, адвоката.

Одним из необходимых условий появления социальных институтов есть определенные социальные нужды, которые всегда возникали, существовали и видоизменялись. История развития социальных институтов показывает постоянную трансформацию институтов традиционного типа в современный социальный институт. Для традиционных (в прошлом) институтов характерны жесткие ритуалы, циркуляры, веками овеяны традициями, а также родственными связями и отношениями. Исторически первыми ведущими институтами были род и семейная община. Далее появились институты, регулирующие отношения между родами, - институты обмена продуктов (экономические). Впоследствии появились так называемые политические институты (регулирования безопасности народов) и др. В жизни общества на протяжении исторического развития доминировали те или иные социальные институты: вожди племен, совет старшины, церковь, государство и т. Д.

Институты должны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей.

Каждый институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, которые обеспечивают достижение этой цели, набором социальных позиций, ролей, типичных для данного института, системой норм, санкций, стимулов. Эти системы обусловливают нормованисть поведения людей, всех субъектов социального действия, согласовывают их стремление, устанавливают формы, способы удовлетворения их потребностей и интересов, решают конфликты, на время обеспечивают состояние равновесия в рамках того или иного общества.

Процесс образования социального института (институционализации) достаточно сложный и длительный, состоит из нескольких последовательных этапов:

Любой институт имеет функции и круг задач в общественной жизни, которые имеют разный характер, но основные из них - это:

■ создание возможности членам группы удовлетворять свои потребности;

■ регулирования действия членов группы в определенных рамках;

■ обеспечение устойчивости общественной жизни.

Каждый человек пользуется услугами множества структурных компонентов социальных институтов, она:

1) рождается и воспитывается в семье;

2) учится в школах, учреждениях разного рода;

3) работает на различных предприятиях;

4) пользуется услугами транспорта, жилья, распределения и обмена благ;

5) черпает информацию из газет, ТВ, радио, кино;

6) реализует свой досуг, использует свободное время (развлечения)

7) использует гарантии безопасности (милиция, медицина, армия) и т. Д.

В течение жизни, удовлетворяя свои потребности, лицо включается в сеть социальных институтов, выполняя в каждой свою определенную роль, долг, функции. Социальный институт является символом порядка и организованности в обществе. Люди, в течение исторического развития, всегда стремились институционализировать (регламентировать) свои отношения, связанные с актуальными потребностями в различных сферах деятельности, поэтому по роду деятельности социальные институты подразделяются на:

Экономические - те, которые занимаются производством, распределением, регулировкой благ, услуг (удовлетворяя потребности в получении и регулировании средств существования)

Хозяйственные, торговые, финансовые объединения, рыночные структуры, (система собственности)

Политические - удовлетворяющие потребности в безопасности и налаживании социального порядка и связанные с установлением, исполнением, поддержкой власти, а также образования, регулирования моральных, правовых, идеологических ценностей, поддержка сложившейся социальной структуры общества;

Государство, партии, профсоюзы, другие общественные организации

Воспитательные и культурные - созданные для обеспечения развития культуры (образования, науки), передачи культурных ценностей; в свою очередь они подразделяются на: социокультурные, воспитательные (механизмы и средства морально-этической ориентации, нормативно-санкционирующие механизмы регуляции поведения на основе норм, правил), общественные - все остальные, местные советы, церемониальные организации, добровольные объединения, регулирующих повседневные межчеловеческие контакты;

Семья, научные институты, художественные учреждения, организации, культурные учреждения

Религиозные - регламентирующие отношения людей с религиозными структурами, решая духовные проблемы и проблемы смысла жизни;

Церковнослужители, обряды

Брака и семьи - которые удовлетворяют потребности в воспроизводстве рода.

Отношения родства (отцовства, брачности)

Такая типологизация не является полной и единственной, но включает основные из них, которые определяют регулирование основных общественных функций. Однако утверждать, что все эти институты отделены - нельзя. В реальной жизни их функции тесно переплетаются.

Об экономических социальных институтов, то экономика как социальный институт имеет сложную структуру. ее можно представить как совокупность более конкретных институциональных элементов производства, распределения, обмена и потребления, как совокупность институционализированных секторов экономики: государственного, коллективного, индивидуального, как совокупность элементов экономического сознания, экономических нормативных установлений и экономических отношений, организаций и учреждений. Экономика как социальный институт выполняет ряд функций:

■ распределительная (поддержка и развитие форм общественного разделения труда);

■ стимулирующее (обеспечение усиления стимулов к труду, экономической заинтересованности)

■ интеграционная (обеспечение единства интересов работающих);

■ инновационная (обновление форм и организаций производства).

В зависимости от формализации и легализации социальных институтов они делятся на: формальные и неформальные.

Формальные - те, в которых функции, средства, методы действий нашли выражение [в формальных правилах, нормах, законах, имеют гарантию устойчивой организации.

Неформальные - те, в которых функции, средства, методы действий не нашли выражения в формальных правилах, нормативах и т.д. (группа детей, которые играют во дворе, временные группы, клубы по интересам, митингующие группы).

Разнообразие общественных отношений и многогранность человеческой природы видоизменяют как структуру социальных институтов, так и динамизируют их развитие (отмирание, ликвидация одних, появление других). Социальные институты, постоянно развиваясь, меняют свои формы. Источниками развития являются внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы. Поэтому современное развитие социальных институтов происходит по двум основным вариантам:

1) возникновение новых социальных институтов в новых социальных условиях;

2) развитие и совершенствование уже сложившихся социальных институтов.

Эффективность деятельности социальных институтов зависит от большого количества факторов (условий), среди которых:

■ четкое определение целей, задач и объема функций социального института;

■ четкое соблюдение выполнения функций каждым членом социального института;

■ бесконфликтность включения и дальнейшего функционирования в системе общественных отношений.

Однако может наступить такая ситуация, когда изменения социальных потребностей не найдут отражение в структуре и функциях социального института, и в его деятельности может возникнуть дисгармония, дисфункция, выражается в неясности целей деятельности института, неопределенные функций, снижении его социального авторитета.

Введение

1.Понятие «социальный институт» и «социальная организация».

2.Виды социальных институтов.

3.Функции и структура социальных институтов.

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт" связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов: 1) Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т.д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации. 2) Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством.

Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

3) Третьим важнейшим элементом институционализации

является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию.

Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты - это организованные объединения людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Следует различать и такие понятия, как “социальный институт” и “организация”.


1.Понятие «социальный институт» и «социальная организация»

Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной (“ материальной”) структуры, так и внутренней, содержательной.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т. д.).

Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Следовательно, социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребностями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.

Под социальным институтом ученые понимают комплекс, охватывающий, с одной стороны, совокупность нормативно-ценостно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, и с другой - социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции для удовлетворения этой потребности.

Социальные институты и социальные организации тесно связаны между собой. Среди социологов нет единого мнения по поводу того, как они соотносятся друг с другом. Одни считают, что вообще нет необходимости различать эти два понятия, употребляют их как синонимы, так как многие социальные явления, такие, например, как система социального обеспечения, образование, армия, суд, банк, могут одновременно рассматриваться и как социальный институт, и как социальная организация, другие же приводят более или менее четкое их разграничение. Трудность проведения четкого “водораздела” между этими двумя понятиями связана с тем, что социальные институты в процессе своей деятельности выступают как социальные организации - они структурно оформлены, институционализированы, имеют свои цели, функции, нормы и правила. Сложность заключается в том, что при попытке выделить социальную организацию как самостоятельный структурный компонент или социальное явление приходится повторять те свойства и черты, которые характерны и для социального института.

Также следует отметить, что, как правило, организаций значительно больше, чем институтов. Для практической реализации функций, целей и задач одного социального института часто формируется несколько специализированных социальных организаций. Например, на базе института религии созданы и функционируют различные церковно- культовые организации, церкви и конфессии (православие, католицизм, ислам и др.)

2.Виды социальных институтов

Социальные институты отличаются друг от друга своими функциональными качествами: 1) Экономическо-социальные институты -собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различном типа - обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2)Политические институты - государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально- классовые структуры. 3) Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм. 4) Нормативно-ориентирующие - механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель - придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения. 5) Нормативно-санкционирующие - общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций. 6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

Социальные институты классифицируют по разным критериям. Наиболее распространенной является классификация по целям (содержанию заданий) и сферы деятельности . В таком случае принято выделять экономические, политические, культурные и воспитательные, социальные комплексы институтов:

- экономические институты – наиболее устойчивые, подлежащие строгой регламентации социальные связи в сфере хозяйственной деятельности, - это все макроинституты, которые обеспечивают производство и распределение социального богатства и услуг, регулируют денежный оборот, занимаются организацией и разделением труда (промышленность, сельское хозяйство, финансы, торговля). Макроинституты строятся из таких институций как собственность, управление, конкуренция, ценообразование, банкротство и т.д. Удовлетворяют потребности в производстве средств существования;

- политические институты (государство, Верховная Рада, политические партии, суд, прокуратура и т.д.) – их деятельность связана с установлением, исполнением и поддержанием определенной формы политической власти, сохранением и воспроизводством идеологических ценностей. Удовлетворяют потребность в безопасности жизни и обеспечении социального порядка;

- институты культуры и социализации (наука, образование, религия, искусство, разные творческие учреждения) – это наиболее устойчивые, четко регламентированные формы взаимодействия с целью создания, укрепления и распространения культуры (системы ценностей), научных знаний, социализации молодого поколения;

- институт семьи и брака – способствуют воспроизводству человеческого рода;

- социальные – организующие добровольные объединения, жизнедеятельность коллективов, т.е. регулирующие повседневное социальное поведение людей, межличностные отношения.

Внутри главных институтов скрываются неглавные или не основные институты. Например, внутри института семьи и брака выделяются не основные институты: отцовства и материнства, родовой мести (как пример неформального социального института), имянаречения, наследования социального статуса родителей.

По характеру целевых функций социальные институты делятся на:

- нормативно-ориентирующие, осуществляют морально-этическую ориентацию поведения индивидов, утверждают в обществе общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения;

- нормативно-регулирующие, осуществляют регулирование поведения на основе норм, правил, специальных приписок, закрепленных в юридических и административных актах. Гарантом их выполнения является государство, ее представительские органы;

- церемониально-символические и ситуативно-конвенционные, определяют правила взаимного поведения, регламентируют способы обмена информацией, коммуникативные формы неофициальной субординации (обращение, приветствие, утверждения/не утверждения).

В зависимости от количества выполняемых функций выделяют: монофункциональные (предприятие) и полифункциональные (семья).

По критериям способа регулирования поведения людей выделяют формальные и неформальные социальные институты.

Формальные социальные институты. Основывают свою деятельность на четких принципах (правовых актах, законах, указах, регламентах, инструкциях), осуществляют управленческие и контрольные функции на основе санкций, связанных с поощрением и наказанием (административным и криминальным). К таким институтам принадлежат государство, армия, школа. Их функционирование контролирует государство, которое охраняет силой своей власти принятый порядок вещей. Формальные социальные институты определяют прочность общества. Они регулируются не только писаными правилами – чаще всего речь идет о переплетении писанных и неписанных норм. Например, экономические социальные институты функционируют на основе не только закона, инструкции, приказа, но и такой неписанной нормы, как верность данному слову, которая зачастую оказывается сильнее десятков законов или постановлений. В некоторых странах взяточничество стало неписанной нормой, настолько распространенной, что является достаточно устойчивым элементом организации экономической деятельности, хотя оно преследуется законом.

Анализируя любой формальный социальный институт, необходимо исследовать не только формально зафиксированные нормы, правила, но и всю систему стандартов, в том числе морально-нравстенных эталонов, обычаев, традиций, которые устойчиво участвуют в регулировании институализированных взаимодействий.

Неформальные социальные институты. Они не имеют четкой нормативной базы, то есть взаимодействия в рамках этих институтов не закреплены формально. Являются результатом социального творчества на основе волеизъявления граждан. Социальный контроль в таких институтах устанавливается с помощью норм, закрепленных в гражданской мысли, традициях, обычаях. К ним относят разные культурные и социальные фонды, объединения по интересам. Примером неформальных социальных институтов может быть дружба – один из элементов, который характеризует жизнь любого общества, обязательное устойчивое явление человеческого сообщества. Регламентация в дружбе достаточно полная, четкая и подчас даже жестокая. Обида, ссора, прекращение дружеских связей – своеобразные формы социального контроля и санкций в этом социальном институте. Но эта регламентация не оформлена в виде законов, административных уложений. У дружбы есть ресурсы (доверие, симпатия, длительность знакомства и т.д.), но нет учреждений. Она имеет четкое отграничение (от любви, взаимоотношений с коллегами по службе, братских отношений), но не имеет четкого профессионального закрепления статуса, прав и обязанностей партнеров. Другой пример неформальных социальных институтов – соседство, которое является значимым элементом социальной жизни. Примером неформального социального института может быть институт кровной мести, который частично сохранился у некоторых народов востока.

Все социальные институты в различной степени объединены в систему, которая обеспечивает им гарантии равномерного, бесконфликтного процесса функционирования и воспроизводства общественной жизни. В этом заинтересованы все члены сообщества. Однако надо помнить, что в любом обществе существует известная доля аномичного, т.е. не подчиняющегося нормативному порядку поведения населения. Это обстоятельство может послужить основой дестабилизации системы социальных институтов.

Среди ученых идет спор о том, какие социальные институты оказывают наиболее существенное влияние на характер общественных отношений. Значительная часть ученых считает, что наиболее существенное влияние на характер изменений в обществе оказывают институты экономики и политики. Первый создает материальный базис развития общественных отношений, так как нищее общество не в состоянии развивать науку и образование, а следовательно, повышать духовный и интеллектуальный потенциал общественных отношений. Второй создает законы и реализует властные функции, что позволяет выделять приоритеты и финансировать развитие определенных сфер общества. Однако к не меньшим социальным изменениям может привести развитие институтов образования и культуры, которые будут стимулировать экономический прогресс общества и развитие его политической системы.

Институциализация социальных связей, обретение последними свойств института приводит к глубочайшим преобразованиям социальной жизни, которая приобретает принципиально иное качество.

Первая группа последствий - очевидные последствия.

· Формирование института образования на месте спорадических, спонтанных и, может быть, экспериментальных попыток передачи знаний приводит к существенному повышению уровня овладения знаниями, обогащению интеллекта, способностей личности, ее самореализации.

В результате происходит обогащение всей общественной жизни и ускорение общественного развития в целом.

Фактически каждый социальный институт, с одной стороны, способствует более качественному, надежному удовлетворению потребностей индивидов, а с другой – ускорению общественного развития. Поэтому чем больше общественных нужд удовлетворяется специально организованными институтами, тем более многогранно развито общество, тем оно качественно богаче.

· Чем шире область институциализированного, тем больше предсказуемости, устойчивости, упорядоченности в жизни общества и личности. Расширяется зона, в которой личность свободна от своеволия, неожиданностей, надежды на «авось».

Не случайно степень развитости общества определяется степенью развитости социальных институтов: во-первых, какой тип мотивации (а значит нормы, критерии, ценности) составляет основу институализированных взаимодействий в данном обществе; во-вторых, насколько в данном обществе развита система институализированных систем взаимодействий, насколько широк круг социальных задач, решаемых в рамках специализированных институтов; в-третьих, насколько высок уровень упорядоченности тех или иных институциональных взаимодействий, всей системы институтов общества.

Вторая группа последствий – возможно, самые глубокие последствия.

Речь идет о тех последствиях, которые порождены обезличенностью требований к тому, кто претендует на определенную функцию (или уже выполняет ее). Эти требования облекаются в форму четко фиксированных, однозначно толкуемых образцов поведения – норм, поддерживаемых санкциями.

Социальные организации.

Общество как социальная реальность упорядочено не только институциально, но и организационно.

Термин «организация» употребляется в трех смыслах.

В первом случае организацией может называться искусственное объединение институциального характера, занимающее определенное место в обществе и выполняющее определенную функцию. В этом смысле организация выступает как социальный институт. В таком значении «организацией» можно назвать предприятие, орган власти, добровольческий союз и т.д.

Во втором случае термин «организация» может обозначать определенную деятельность по организации (распределении функций, налаживанию устойчивых связей, координации и т.д.). Здесь организация выступает как процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект, с присутствием организатора и организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление», хотя и не исчерпывает его.

В третье случае под «организацией» может пониматься характеристика степени упорядоченности какого-либо социально объекта. Тогда этим термином обозначают определенную структуру, строение и тип связей, выступающих как способ соединения частей в целое. С этим содержанием термин «организация» употребляется, когда речь идет об организованных или неорганизованных системах. Именно это значение подразумевается в понятиях «формальная» и «неформальная» организация.

Организация как процесс упорядочивания и согласования поведения индивидов присуща всем общественным образованиям.

Социальная организация – социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирования высокоформализованных структур.

Согласно убеждений П.Блау, собственно к организациям могут быть причислены лишь социальные образования, которые в научной литературе обычно обозначаются как «формальные организации».

Черты (признаки) социальной организации

1. Четко определенная и декларированная цель, которая объединяет индивидов на основе общего интереса.

2. Имеет четкий общеобязательный порядок, систему ее статусов и ролей – иерархичную структуру (разделение труда по вертикали). Высокий уровень формализации отношений. Согласно правила, регламенты, распорядок охватывают всю сферу поведения ее участников, социальные роли которых четко определены, а отношения предполагают власть и подчинение.

3. Должна иметь координирующий орган или систему управления.

4. Выполняют достаточно устойчивые функции по отношению к социуму.

Значимость социальных организаций заключается в том, что:

Во-первых, любая организация стоит из людей, включенных в деятельность.

Во-вторых, ориентирована на выполнение жизненно важных функций.

В-третьих, изначально предполагает контроль над поведением и деятельностью людей, входящих в состав организаций.

В-четвертых, использует средства культуры в качестве инструмента этой регуляции, ориентирована на достижение выдвигаемой цели.

В-пятых, в наиболее концентрируемом виде фокусирует некоторые базовые социальные процессы и проблемы.

В-шестых, сам человек пользуется разнообразными услугами организаций (детский сад, школа, поликлиника, магазин, банк, профсоюз и т.д.).

Необходимым условием функционирования организации является: во-первых, соединение разнородных деятельностей в единый процесс, синхронизация их усилий во имя достижения поставленных общих целей и задач, продиктованных потребностями более широкого социума. Во-вторых, заинтересованность индивидов (групп) в сотрудничестве как средстве реализации собственных целей и решения своих проблем . Это в свою очередь, предполагает установление определенного социального порядка, разделения труда по вертикали, что является третьей предпосылкой для формирования организации. Выполнение управленческой функции предполагает наделение лиц, специализирующих на этой деятельности, определенными полномочиями – властью и формальным авторитетом, т.е. право отдавать указания подчиненным и требовать их выполнение. С этого момента лица, выполняющие базовую деятельность, и лицо, выполняющее управленческие функции, вступают в отношения руководства – подчинения, что предполагает ограничение части свободы и активности первых и передачи им части суверенитета в пользу вторых. Признание необходимости отчуждения работником части своей свободы и суверенитета в пользу другого лица во имя обеспечения необходимого уровня согласованности действий и социального порядка – условие и предпосылка формирования организации и ее деятельности. В связи с этим обязательным является выделение в группе людей, наделенных властью и авторитетом. Такой тип работника именуется руководителем , а тип выполняемой им специализированной деятельности – руководством . Руководители берут на себя функции целеполагания, планирования, программирования соединения, синхронизации и координации базовых деятельностей, контроль за их результатами. Установление и признание власти одного человека над другим – один из важных компонентов формирования организации.

Следующим компонентом формирования организационных отношений, дополняющим и одновременно ограничивающим власть руководителя, является формирование общих универсальных правил и социальных норм, социокультурных стандартов , предписаний , регулирующих деятельность и организационные взаимодействия. Формирование и интернализация единых правил и социальных норм, регулирующих поведение людей в организации, позволяет повысить устойчивость социальных взаимодействий поведения участников деятельности. Связано с формированием предсказуемых и устойчивых отношений, обеспечением известного уровня стабильности поведения людей. Предполагает закрепление властных полномочий, системы прав, обязанностей, подчиненности и ответственности в системе безличных позиций (официальных статусов) – должностных и профессиональных, подкрепленных системой юридически закрепленных норм, создающих основания для законности власти конкретного должностного лица. В то же время власть нормы ограничивает власть и произвол руководителя, позволяет обеспечить уровень социального порядка без вмешательства руководителя.

Следовательно, можно назвать два взаимосвязанных, но принципиально различающихся источника регламентации поведения людей: власть человека и власть социальной нормы. При этом власть социальной нормы противостоит власти личности и ограничивает его произвол по отношению к другим.

Основной критерий структурирования социальных организаций – степень формализации существующих в них отношений. С учетом этого различают формальные и неформальные организации.

Формальная организация – это базовая подсистема организации. Иногда термин «формальная организация» употребляется как синоним понятия организация. Термин «формальная организация» был введен Э.Мэйо. Формальная организация – это ориентированная на достижение общеорганизационных целей, искусственно и жестко структурированная безличная система регуляции деловых взаимодействий, закрепленная в нормативных документах.

Формальные организации строят социальные отношения на основе регламентации связей, статусов, норм. К ним относятся, например, промышленные предприятия, фирмы, университеты, муниципальные органы (мэрия). В основе формальной организации лежит разделение труда, его специализация по функциональным признакам. Чем развитее специализация, тем многостороннее и сложнее административные функции, тем многограннее структура организации. Формальная организация напоминает пирамиду, в которой задания дифференцированы на нескольких уровнях. Кроме горизонтального распределения труда, ей присуща координация, руководство (иерархия служебных позиций) и разные специализации по вертикали. Формальная организация рациональна, для нее характерны исключительно служебные связи между индивидами.

Формализация отношений означает сужение диапазона выбора, ограничение, даже подчинение воли участника безличному порядку. Следование установленному порядку означает: изначальное ограничение свободы, активности каждого участника деятельности; установление определенных правил, регулирующих взаимодействие и создающих поле для их стандартизации. В результате следования четкому порядку возникает понятие «бюрократия».

М.Вебер рассматривал организацию как систему власти и разрабатывал теоретические основы ее управления. По его мнению, требованиям специализированной и многогранной организации больше всего соответствует бюрократическая система. Преимущества бюрократии наиболее заметны, когда ей во время исполнения служебных обязанностей удается исключить личностные, иррациональные, эмоциональные элементы. Согласно этому бюрократии присущи: рациональность, надежность, экономичность. Эффективность, нейтральность, иерархичность, законность действий, централизация власти. Главный недостаток бюрократии – отсутствие гибкости, шаблонность действий.

Однако, как показывает практика, построить деятельность организаций целиком на принципах формализации отношений невозможно, так как:

Во-первых, реальная деятельность бюрократии не столь идиллична и порождает ряд дисфункций.

Во-вторых, деятельность организации предполагает не только строгий порядок, но и творческую активность работника.

В-третьих, существует множество ограничений на тотальную формализацию отношений:

· всю сферу человеческих взаимодействий нельзя свести к деловым;

· формализация деловых отношений возможна только в том случае, если способы деятельности и задачи повторяются;

· в организации существует масса проблем, требующих инновационных решений;

· высокий уровень формализации отношений возможен лишь в той организации, ситуация в которой относительно стабильна и определена, что позволяет четко распределить, регламентировать и стандартизировать обязанности работников;

· для установления и юридического оформления норм необходимо, чтобы эти нормы соблюдались в неформализованной сфере

Существуют разные классификации формальных организаций: по форме собственности; типу реализуемой цели и характеру выполняемой деятельности; возможности сотрудников влиять на организационные цели; масштабу охвата и сфере организационного контроля; типу и степени жесткости организационных структур и степени формализации отношений; степени централизации принятия решений и жесткости организационного контроля; типу используемой технологии; размеру; числу выполняемых функций; типу внешней среды и способу взаимодействия с ней. По разным основаниям организации классифицируют на социетальные и локальные; скалярные (жестко структурированные) и латентные (менее жестко структурированные); административные и общественные; деловые и благотворительные; частные, акционерные, кооперативные, государственные, общественные и др. Несмотря на существенные различия, все они имеют ряд общих черт и могут быть рассмотрены в качестве объекта изучения.

Часто служебные отношения не вмещаются в сугубо формальные связи и нормы. Для решения ряда проблем работникам иногда приходится вступать между собой в отношения, не предусмотренные никакими правилами. Что совершенно естественно, т.к. формальная структура не может предусмотреть всю сложность отношений.

Неформальные организации – это альтернативная, но не менее действенная подсистема социальной регуляции поведения, стихийно возникающая и действующая в организации на уровне малых групп. Этот тип регуляции поведения ориентирован на реализацию общих целей и интересов малой группы (зачастую несовпадающих с общими целями организации) и поддержания социального порядка в группе.

Неформальные организации появляются не по приказу или решению администрации, а стихийно или сознательно для решения социальных потребностей. Неформальная организация это спонтанно сложившаяся система социальных связей и взаимодействий. В них действуют свои отличные от формальных структур нормы межличностного и межгруппового общения. Они возникают и действуют там, где формальные организации не выполняют каких-либо функций важных для общества. Неформальные организации, группы, объединения компенсируют недостатки формальных структур. Как правило, это самоорганизованные системы, создаваемые для реализации общих интересов субъектов организации. Член неформальной организации более самостоятелен в достижении индивидуальных и групповых целей, располагает большей свободой в выборе формы поведения, взаимодействия с другими индивидами организации. Эти взаимодействия в большей степени зависят от личных привязанностей, симпатий.

Неформальные организации функционируют по неписанным правилам, их деятельность строго не регламентирована приказами, установками руководства, предписаниями. Отношения между участниками неформальных организаций складываются на основе устных соглашений. Решение организационных, технических и других задач чаще всего отличаются творчеством оригинальностью. Но в таких организациях или группах нет жесткой дисциплины, поэтому они менее устойчивы, более пластичны и подвержены изменениям. Структура и отношения во многом зависят от складывающейся ситуации.

Возникая в процессе деятельности, неформальная организация может действовать как в сфере деловых, так и неделовых отношений.

Взаимоотношения формальной и неформальной организаций сложны и диалектичны.

Очевидно, что несовпадение целей и их функций часто провоцируют конфликты между ними. С другой стороны эти подсистемы социальной регуляции взаимодополняют друг друга. Если формальная организация, объективно ориентированная на достижение общеорганизационных целей, часто провоцирует конфликты между участниками совместной деятельности, то неформальная организация снимает эти напряжения и укрепляет интеграцию социальной общности, без чего деятельность организации невозможна. Кроме того, по утверждению Ч.Барнадра, связь этих систем регуляции очевидна: во-первых, формальная организация возникает из неформальной, т.е. образцы поведения и нормы, создаваемые в процессе неформальных взаимодействий, являются основой для конструирования формальной структуры; во-вторых, неформальная организация – полигон для проверки создаваемых образцов, при отсутствии которой юридическое закрепление социальных норм в формальной подсистеме регуляции ведет к их недействительности; в-третьих, формальная организация, заполняя собой лишь часть организационного пространства, неизбежно порождает неформальную организацию. Неформальная организация оказывает значительное влияние на формальную, и стремится изменить существующие в ней отношения согласно своим потребностям.

Таким образом, каждая из разновидностей организации имеет свои достоинства и недостатки. Современный менеджер, юрист, предприниматель должны иметь об это мясное представление, чтобы умело использовать в практической работе их сильные стороны.

Выводы

Современное общество не может существовать без сложных социальных связей и взаимодействий. Исторически они расширяются и углубляются. Особую роль играют взаимодействия и связи, обеспечивающие самые важные потребности индивида, социальных групп, общества в целом. Как правило, эти взаимодействия и связи институционализированы (узаконены, ограждены от влияния случайностей), носят устойчивый самовозабновляющийся характер. Социальные институты и организации в системе социальных связей и взаимодействий – это своего рода опоры, на которых держится общество. Они обеспечивают относительную устойчивость социальных отношений в рамках общества.

Определение роли социальных институтов в социальных изменениях и развитии можно свести к двум взаимосвязанным действиям:

Во-первых, они обеспечивают переход к качественно новому состоянию социальной системы, ее прогрессивного развития.

Во-вторых, могут способствовать разрушению или дезорганизации социальной системы.

Литература

1. Соціологія: Навч. Посібник / За ред. Г.В. Дворецької – 2-ге вид., перероб. і доповн. – К.: КНЕУ, 2002.

2. Социология: Уч. пос. под ред. Лавриненко В.Н. – 2-е узд, перераб и доп. – М.: ЮНИТИ, 2000.

3. Соціологія / За ред.. В.Г.Городяненка. – К., 2002.

4. Общая социология: Учебн. пособие / Под ред. А.Г.Эфендиева. М., 2002.

5. Харчева В. Основы социологии: учебник для студентов. – м.: Логос, 2001.

6. Оссовський В. Соціальна організація та соціальна інституція // Соціологія: теорія, метод, маркетинг. – 1998 - №3.

7. Резник А. Институциональные факторы стабильности слабоинтегрированного украинского общества // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2005 - №1. – С.155-167.

8. Лапки В.В., Пантин В.И. Освоение институтов и ценностей демократии украинскими российским массовым сознанием // Полис – 2005 - №1. – С.50-62.


Похожая информация.