Евгений Ямбург. Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога? Новый профессиональный стандарт педагога

НОВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА

Три оценки – два прогноза.

На прямо поставленный вопрос «Что принесет учителю новый стандарт профессиональной деятельности педагога?» надо иметь мужество дать честный ответ. Как показало обсуждение документа, сегодня педагоги, руководители образовательных организаций дают три разных ответа , каждый из которых нуждается в осмыслении.

Сценарий первый (скептический): введение стандарта ничего не даст. Как работали, так и будем работать. Очередной «девятый вал» реформирования сначала накроет, как цунами, а затем схлынет, как и многие предыдущие модные инициативы, оставив после себя горы «подмоченной» отчетной документации.

Сценарий второй (пессимистический): станет гораздо хуже, чем было. Новые, непомерно высокие требования к профессиональным компетенциям педагога в руках чиновников и администрации образовательных организаций станут дополнительным инструментом угнетения учителя как при проведении процедуры аттестации.

Сценарий третий (сдержанно оптимистический): новый стандарт профессиональной деятельности педагога вернет нас к сути педагогической деятельности.

Но произойдет это не вдруг и не сразу, поскольку для овладения тонкими современными инструментами педагогического воздействия на ребенка потребуется время, а главное, желание самого педагога их изучать и применять на практике. Перед нами три оценочные суждения, а на деле два прогноза развития перспектив образования в стране: консервативная стратегия, призывающая к вынужденной фиксации в профессиональном стандарте существующего уровня подготовки педагогов, и конструктивная, нацеленная в будущее.

Ни больше и ни меньше. Первый ответ фиксирует стагнацию отечественного образования и убеждение в том, что ее нельзя преодолеть в наших условиях. Второй предрекает углубление кризиса. Аргументы не лишены оснований. Возможности педагогов не беспредельны, они еще толком не успели разобраться с ФГОСами, а тут появляется новый документ, предъявляющий повышенные требования уже к учителю.

Оба ответа свидетельствуют о неверии значительной части профессионального сообщества, включая практиков и теоретиков, в возможность выхода отечественного образования из углубляющегося кризиса.

Вместе с тем реальные потребности системы требуют педагогов, обладающих новыми профессиональными качествами и компетенциями. Если таковых нет и не будет, остается лишь, плывя по течению, «сушить весла», тихо присутствуя при автаназии российского образования. Но перемены неотвратимы. Они уже наступили. На память приходят известные строки Бориса Пастернака:

За поворотом, в глубине

Лесного лога,

Готово будущее мне

Верней залога.

Его уже не втянешь в спор

И не заластишь.

Оно распахнуто, как бор,

Все вглубь, все настежь.

Конечно, можно еще некоторое время втягиваться в бессодержательный спор, пытаться «заластить», уговаривать не входить на нашу суверенную школьную территорию уже наставшее будущее. Однако более профессиональной представляется позиция тех коллег, кто готов бесстрашно идти навстречу переменам. Последний ответ предполагает возможность преодоления кризиса.

Продвижение к профессиональному стандарту осуществляется в условиях дефицита педагогических кадров, скрытого или явного саботажа со стороны значительной части сотрудников.

В наших городах 93% учителей – женщины. По доле учителей со стажем более 20 лет Россия превышает Германию в два раза. Отсюда известная ироническая характеристика типичного российского учителя: «уставшая бабушка».

Опасность использования административного ресурса – прямого давления на педагогов для обеспечения форсированного режима продвижения профессионального стандарта.

Почти полное отсутствие, за редкими исключениями, комплекса условий, необходимых для качественного освоения педагогами новых профессиональных компетенций.

На этих условиях следует остановиться подробнее. Перечислим их:

Создание системы подготовки будущих педагогов и переподготовки ныне действующих;

Наличие профессиональной команды, включающей специалистов, психологов, дефектологов и медиков – иными словами, службы сопровождения, помогающей педагогам организовать работу с усложняющимся диверсифицированным контингентом учащихся;

Наличие методического шлейфа: разработанных методических рекомендаций, позволяющих педагогам работать с разными категориями учащихся;

Наличие разработанных индикаторов оценки квалификации педагогов, дающих возможность объективно оценить степень овладения ими требуемыми педагогическими компетенциями.

Все это еще предстоит создавать, и на это, разумеется, потребуется время. Однако острота ситуации заключается в том, что его нам отпущено не слишком много.

И наконец, четвертая проблема, связанная с освоением профессионального стандарта, носящая наиболее деликатный и, не побоюсь этого слова, болезненный характер:

Отсутствие разработанной процедуры объективной независимой аттестации, позволяющей по достоинству оценить чрезвычайно усложнившийся труд педагогов, не на словах, а на деле обеспечить их профессиональный и карьерный рост.

Ныне действующая процедура аттестации, построенная целиком на квалификационных характеристиках, зачастую носит формальный характер и отличается излишней громоздкостью. (гигантский портфолио, компьютерное тестирование, вопросы на знание текста нового Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Вместе с тем необходимо объективно и по достоинству оценить труд педагогов, обучающих сложных, проблемных и не вполне здоровых детей. Ведь ими затрачено ничуть не меньше усилий, а результат работы не менее важен для общества. В этой связи в стандарте появилось требование к учителю: уметь отслеживать динамику развития ребенка. (Однако сегодня 90% учителей не умеют этого делать).

Успеха следует ожидать только там, где будет

Осознано, что утверждение стандарта профессиональной деятельности педагога – лишь начало масштабного образовательного проекта. Для его реализации потребуются слаженные усилия администраторов всех уровней, руководителей вузов, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадров, а также добрая воля самих педагогов, осознавших необходимость менять себя. В конце концов, главное качество педагога – это умение учиться самому.

КАК ОМОЛОДИТЬ «УСТАВШУЮ» БАБУШКУ?

Некогда Н.Бор произнес довольно зловещую фразу: «Для того чтобы в физике победили новые идеи, нужно, чтобы умерли старые физики». Не берусь судить о путях продвижения новых идей в фундаментальных науках, но в нашем непрерывном педагогическом производстве наивно уповать только на смену поколений, тем более, что мы имеем дело с профессией с неконкурентоспособной зарплатой на единицу труда. Как показали исследования социолога В.С.Собкина, в эту профессию приходят через «двойной негативный отбор»: в педвузы абитуриенты идут не по воле сердца, а поскольку больше некуда, а учителями становятся не лучшие выпускники.

Не скрою, эта горькая ироничная характеристика вызывает у меня внутреннее отторжение. Во-первых, потому, что в эту категорию попадают сегодня люди, чей стаж – больше двадцати лет, среди них сорока- и пятидесятилетние педагоги. А на мой взгляд, это именно тот возраст, когда достигаются вершины профессионального мастерства. Накопленный опыт, серьезное отношение к делу, нацеленность на получение образовательных результатов – все это характеризует данную категорию профессионалов, которая, пережив многочисленные реформы, до сих пор держит на своих плечах все еще несовершенную конструкцию отечественного образования.

(Очень много сегодня детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Необходимо овладеть педагогической технологией коррекционно-развивающего обучения.

В качестве наглядного примера привожу фрагменты урока истории на тему «Начало Крестовых походов», рельефно обнажая специальные приемы обучения, которыми при желании способен овладеть любой педагог вне зависимости от стажа и возраста (урок почетного работника образования РФ Т.П.Аненковой, стаж работы – 35 лет).

«Шифровка» - упражнение, направленное на развитие внимания, логического мышления и восприятия.

ЗАДАНИЕ: Расшифруйте численный ряд и ответьте на вопрос: где папа римский выступил с призывом к Крестовому походу?

Н Е А Р Л К О М Т Ш

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Правильный ответ: КЛЕРМОН

«Зашумленный» текст – упражнение, направленное на развитие зрительной перцепции и внимания.

ЗАДАНИЕ: Расшифруйте надпись на доске и назовите причины Крестовых походов.

1.Ткрестьянеумткмоглиивткшкуйтицоттнгосподй.

2.Вакжаждадцынаживыфычфеодаловзд.

3.Бсбезземельещлврыцарейзлаю.

4.Фчусилениерсвлиянияджкатолическоймицерквир.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

1.Крестьяне могли уйти от господ.

2.Жажда наживы феодалов.

3.Безземелье рыцарей.

4.Усиление влияния католической церкви.

Работа со стрелками – упражнение, направленное на развитие пространственного восприятия, внимания, зрительно-моторной перцепции.

ЗАДАНИЕ: Соотнесите даты и события

Правление папы Иннокентия III

Сколько длилась борьба пап с германскими императорами?

Появление католической и православной церквей

Данные фрагменты лишь иллюстрируют суть предлагаемой педагогической технологии. Разумеется, овладение данной технологией потребует от учителя усилий и времени, но зато она позволит ему организовать работу на уроке в зоне ближайшего развития этих детей и тем самым облегчить жизнь и себе, и им.

Итак, профессиональный стандарт – это набор требований к педагогу, обусловленных реальными потребностями системы.

МОЦАРТИАНСТВО ИЛИ РЕМЕСЛО?

Вопреки стороннему взгляду, педагогическая среда по своему составу неоднородна. В ней, наряду с консервативной частью учительства, существует крайне значимый слой педагогов, добившихся выдающихся успехов в своей деятельности. В наиболее резкой форме эту позицию выразил Сергей Рукшин, научный руководитель лицея №239 Санкт-Петербурга: «Какого лешего мы пишем стандарт учителя, если это ничего не изменит реально в нашей школе в лучшую сторону? Мы занимаемся несвоевременными вещами и не анализируем того, что происходит…»

С.Рукшин – единственный в мире педагог, воспитавший двух филдовских лауреатов, его ученики завоевали более 90 медалей на международных олимпиадах.

Так сложилось, что в общественном сознании профессиональный стандарт воспринимается как шаблон, от которого запрещено отступать. В таком превратно понимаемом качестве стандарт может легко превратиться в очередную удавку для педагога. Но одновременно существует и иной, конструктивный взгляд на профессиональный стандарт.

Сравним 2 диаметрально противоположных взгляда

СКЕПТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД

Антитеза творчества;

Ограничитель свободы учителя;

Инструмент тотального контроля;

Признак восстановления административно-командной системы управления образованием.

КОНСТРУКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ

Инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире;

Инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень;

Объективный измеритель квалификации учителя;

Симбиоз ремесла и творчества;

Средство отбора педагогических кадров в учреждении образования.

Стандарт обеспечивает симбиоз ремесла и творчества в любой сфере деятельности (так, например, если фигуристы затрудняются выполнить обязательную программу, предполагающую безукоризненное выполнение неизменных технических элементов, то вряд ли стоит ожидать от них полета в произвольной программе).

Профессиональный стандарт педагога предполагает разные его уровни усвоения: стартовый (базовый) – это планка, опускаться ниже которой просто неприлично, и высокий уровень мастерства.

По отношению к минимальным требованиям к педагогу (знать свой предмет, уметь планировать свой урок и т.п.) в стандарте звучат категорические требования: «педагог должен». Стандарт на то и стандарт, чтобы выдвигать требования. Профессиональный стандарт нацеливает педагогов на решение реальных, а не выдуманных проблем.

Сам же С.Рукшин замечает: «Но дети, правда, серьезно изменились, причем в худшую для обучения сторону. Во-первых, это клиповое сознание. У меня студенты теряют нить лекции, логические связки за 2-3 минуты. Из-за этого они не в силах что-то выучить. То есть их можно механически научить дифференцировать, а вот развить мышление – уже нет». Меняется мир – меняются дети – меняется стратегия образования.

Изменение стратегии образования невозможно без модификации условий: материальных, финансовых, кадровых.

Сегодня реальная ситуация требует, чтобы учитель овладел компетенциями, которые включены в новый профессиональный стандарт педагога:

Работа с одаренными учащимися;

Работа в условиях реализации школой программ инклюзивного образования;

Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;

Работа с учащимися массовых школ, имеющими проблемы в развитии;

Работа с девиантными социально запущенными учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении;

Мониторинг и экспертиза качества обучения, соответствующие международным стандартам.

Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? Три оценки - два прогноза. На прямо поставленный вопрос «Что принесет учителю новый стандарт профессиональной деятельности педагога?» надо иметь мужество дать честный ответ. Показать полностью.. Как показало широкое обсуждение документа, сегодня педагоги, руководители образовательных организаций дают три разных ответа, каждый из которых нуждается в осмыслении, поскольку возник не на пустом месте, а опирается на печальный опыт истекших десятилетий и отражает непростые, объективные, противоречивые реалии, в контексте которых разворачивается реформирование отечественного образования. По сути дела, каждый из них предполагает свой сценарий развития событий, связанных с введением в действие стандарта педагогической деятельности. 1. Сценарий первый (скептический): введение стандарта ничего не даст. Как работали, так и будем работать. Очередной «девятый вал» реформирования сначала накроет, как цунами, а затем схлынет, как и многие предыдущие модные инициативы, оставив после себя горы «подмоченной» (в смысле сомнительности с точки зрения достоверности) отчетной документации с рапортами и статистическими отчетами об успешном внедрении прогрессивного начинания. 2. Сценарий второй (пессимистический): станет гораздо хуже, чем было. Новые, непомерно высокие требования к про¬фессиональным компетенциям педагога в руках чиновников и администрации образовательных организаций станут дополнительным инструментом угнетения учителя как при проведении процедуры аттестации, так и при начислении денег из стимулирующего фонда оплаты труда педагогических работников. 3. Сценарий третий (сдержанно оптимистический): новый стандарт профессиональной деятельности педагога вер¬нет нас к сути педагогической деятельности. Овладение новыми профессиональными компетенциями поможет педагогу адекватно ответить на новые вызовы, с которыми он уже сегодня сталкивается в своей повседневной практической деятельности, облегчит решение необычайно сложных задач обучения, воспитания и развития детей в изменившихся условиях. Но произойдет это не вдруг и не сразу, поскольку для овладения тонкими современными инструментами педагогического воздействия на ребенка потребуется время, а главное, желание самого педагога их изучать и применять на практике. Перед нами три оценочных суждения, а на деле два прогноза развития перспектив образования в стране: консервативная стратегия, призывающая к вынужденной фиксации в профессиональном стандарте существующего уровня подготовки педагогов, и конструктивная, нацеленная в будущее. Ни больше и ни меньше. Первый ответ фиксирует стагнацию отечественного образования и убеждение в том, что ее нельзя преодолеть в наших условиях. Второй предрекает углубление кризиса. Аргументы не лишены оснований. Возможности педагогов не беспредельны, они еще толком не успели разобраться с ФГОСами, определяющими новое содержание общего образования, его цели и приоритеты (одни метапредметные компетенции, которые предстоит научиться формировать учителям у своих воспитанников, дорогого стоят), а тут появляется новый документ, предъявляющий повышенные требования уже к учителю. Зная медвежью хватку чиновников от образования, использующих для внедрения инноваций преимущественно административный ресурс, легко представить себе, какой жесткий прессинг обрушится на головы педагогов. Из книги Евгения Ямбурга "Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога?

Размышления учителя о новом профессиональном стандарте педагога

Кто-то сказал: «Самое страшное, что человек, защитивший кандидатскую, думает, что он и вправду кандидат наук». Я всего лишь учитель. Самый обыкновенный. Каких большинство в наших школах.

И меня волнуют те же проблемы, что и вас. Китайцы говорили: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». А мы живем именно в такую эпоху.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Утверждены и введены в действие ФГОС.

Эти документы, в первую очередь, направлены на улучшение качества образования.

Но вы все прекрасно понимаете, что никакие качественные изменения не произойдут без … личности учителя.

Еще К. Д. Ушинский писал: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Дошли и до нас.

В 2013 году приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации утвержден Профессиональный стандарт педагога.

С 1 января 2015 года Стандарт работает в режиме «пилотно-экспериментального применения». Оценку дал Министр образования России Дмитрий Ливанов: «Стандарт состоялся, он отвечает всем требованиям, которые сегодня предъявляет общество профессии учителя». В эксперимент включились 21 регион и 24 вуза. Полный переход на стандарт планируется с 2018.

Чего нам, учителям, ожидать от Профессионального стандарта педагога?

Еще на стадии обсуждения проекта разгорелись споры. Предполагались 3 сценария развития событий:

    Введение стандарта ничего не даст. Как работали, так и будем работать. (скептический)

    Станет гораздо хуже. Чем было. Непомерно высокие требования к проф. компетенциям педагога станут дополнительным инструментом угнетения учителя. (пессимистический)

    Овладение новыми проф. компетенциями облегчит решение сложных задач обучения, воспитания и развития детей в изменившихся условиях. (сдержанно оптимистический)

Думаю, большинство из вас стандарт прочитали. Образ учителя, описанный в документе, безусловно, хорош. Но сегодня он кажется фантастическим. Специалисты отмечают: чтобы подготовить таких педагогов, нужно лет двадцать.

Есть мнение, что к учителям предъявляются слишком высокие требования (как к идеальному преподавателю, которому можно сразу присвоить звание заслуженного учителя России). Судите сами. Один из главных навыков, прописанных в документе, - это умение работать во всех типах классов и со всеми детьми. Таких учителей в России не больше 100 чел.

Цитирую «Российскую газету»: «Если сейчас спросить … по всей строгости стандарта, большинство школ останутся без учителей».

Признаюсь, меня появление профессионального стандарта педагога насторожило.

Разобраться в сути Стандарта и перспективах его введения помогла встреча с руководителем группы разработчиков концепции профстандарта педагога, директором Центра образования №109 Москвы Евгением Александровичем Ямбургом.

По словам Ямбурга, главная задача реформирования образования в целом и вводимого стандарта в частности – это повышение квалификации педагога.

Реальные потребности системы образования требуют специалистов, обладающих новыми профессиональными качествами. Потому стандарт педагога - это ответ на угрозы и вызовы XXI века.

Одна из таких угроз человечеству – проблема генетической усталости . Растет количество детей с отклонениями в состоянии здоровья, с проблемами в развитии. Для воспитания и обучения таких детей нужны определенные методики и определенные специалисты, не только предметники, но и психологи, дефектологи, социологи…

Сегодня школы по закону «Об образовании» обязаны взять ребенка с любыми отклонениями. Значит, знание основ коррекционной педагогики необходимо учителям любой специальности.

Поднимается проблема инклюзивного образования, то есть совместного обучения разных по состоянию здоровья детей. Решение ее требует новых компетенций от учителя.

Другая проблема. Происходящие демографические сдвиги приводят к тому, что в одних и тех же классах сидят дети разных национальностей (это разный менталитет, разные культуры, разные религии), а значит, учитель должен быть вооружен необходимыми знаниями культурологии, этнологии, религиоведения, которые помогут ему избежать многих роковых ошибок в работе.

Уже сегодня в школах Москвы и других крупных городов для значительного количества первоклассников русский язык неродной. Значит, необходимо другое преподавание русского – как иностранного. А это уже другая компетенция учителя.

Ни одна из этих проблем не является надуманной. Их неотвратимо ставит перед школой сама жизнь. «Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога».

Согласно документу, от российского учителя ждут не только умения «планировать и проводить учебные занятия».

В стандарте неоднократно подчеркивается, что теперь любой учитель обязан уметь работать со всем категориями детей: особо одаренными, отстающими в развитии, с ограниченными возможностями здоровья, социально запущенными и теми, «для кого русский язык не является родным».

Уточняется, что каждый педагог должен «владеть методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий»,- вести «проектную деятельность», «полевую практику», а также организовывать экскурсии и походы.

Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

Разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.

Подразумевается, что каждый учитель должен знать иностранный язык, чтобы «совместно с учащимися использовать иноязычные источники информации».

Учитель будущего прекрасно владеет компьютером, может проводить видеоконференции, видеопрезентации, разбирается в социальных сетях.

В области воспитания педагогам необходимо регулировать поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды, проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка. Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

В области развития особо выделяется готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья; способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития; способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

Учитель должен понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). Осваивать и адекватно применять специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу.

Вот какому учителю доверяется будущее государства, общества и, если угодно, мира.

Вы скажете, что наиболее яркие успешные педагоги, волшебная встреча с которыми оставляет неизгладимый след в жизни юного человека, - всегда выходят за рамки стандартов, воспитывая прежде всего масштабом своей личности.

Настоящей удачей является для ребенка и родителей встреча с неординарным учителем!

Однако давать современный уровень образования призвана каждая школа, вне зависимости от того, трудятся в ней педагогические звезды или нет.

Да и, согласитесь, уникальные творческие педагоги всегда являются образцами высочайшего профессионализма.

Это как в фигурном катании, где исполнение обязательной программы нисколько не противоречит, а, напротив, является базой для творческих прорывов, выходящей за рамки стандартов в программе произвольной.

Профессиональный стандарт определяет нижнюю планку квалификации , несоответствие которой свидетельствует о непригодности работника.

Вам кажется, что эта планка завышена?

Да, Стандарт мог быть и таким, как в шутку предложил доктор пед. наук Исаак ФРУМИН: всего три позиции: «детей надо любить; детей не надо бить; не позволяй, чтобы они били тебя».

Любая реформа в образовании идет только «через голову» педагога, не может быть высокого качества образования без высокого уровня подготовки учителя.

Таким образом, Стандартом закладывается в образовательную систему идея саморазвития педагога. В преамбуле к профессиональному стандарту педагога сказано, что нельзя требовать от учителя то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации»

Будем ждать: пересмотр существующих стандартов содержания профессионального педагогического образования; качественную реорганизацию системы переподготовки учителей.

Дорогу осилит идущий.

Профессиональный стандарт - часть масштабного системного образовательного проекта, включающего изменения в сфере высшего педагогического образования, переподготовки педагогов и способов их аттестации, и этот проект находится в стадии разработки и уточнения.

Пугает ли нас, учителей, этот документ?

Цитирую Е. А. Ямбурга: «В христианстве самый страшный грех- это уныние, и тогда давайте повесимся и ничего не будем делать. Я общаюсь с учителями, и не только столичными. И в глубинке люди хотят работать. Поэтому, если будут учить не формальным вещам, люди будут переучиваться».

Внедрение стандарта педагога может принести неисчислимые бедствия при глупом подходе, а может дать импульс движению вперед – при умном.

Если рассматривать профстандарт как набор новых завышенных требований к педагогам, не подкрепленный системой постепенного обучения и переобучения, тогда это пустой и даже опасный документ.

Цель применения: обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.

Профессия учителя массовая: в России это почти миллион триста тысяч человек, и таких по-настоящему творческих, выдающихся среди них мало. Многое мешает учительской креативности: пресловутый бумажный вал, множество правил и ограничений. Кроме того, усредненный статистический портрет российского учителя - это «уставшая дама»: 93% - женщины, большинство из них – немолоды. Доля возрастных учителей у нас в два-три раза больше, чем в других странах. Это не так уж страшно: скажем, финские исследователи обнаружили, что наиболее результативными педагогами являются женщины со стажем более двадцати лет. Но с ожидаемым образом творца, успешного, креативного профессионала, артиста и художника этот портрет мало вяжется, и в этом основная причина некоторого общественного раздражения по отношению к школе.

    ""Стандарт позволяет точно определить направление профессионального развития, личностного роста".

    "Стандарт четко определяет обязанности и сферу приложения творческих сил учителя и одновременно отвечает требованиям сегодняшнего дня".

    "Стандарт - веяние времени, есть к чему стремиться, есть чему учиться".

    "Профессиональный стандарт позволяет провести самоэкспертизу профессиональной деятельности, определить сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального роста".

    "Профессиональный стандарт педагога даёт понять, кто может носить высокое звание “учитель”, каким он должен быть, к чему стремиться молодому педагогу".

Вслед за Е. А. Ямбургом цитирую одного из руководителей министерства: «Мы еще не едем, мы только запрягаем». Жизнь и наши совокупные усилия покажут, куда и как мы поскачем в этой упряжке.

Мне очень трудно оказалось написать отзыв на эту книгу. Я педагог с 20-летним стажем преподавания, поэтому всё, что написано в книге, важно для меня. Я с огромным уважением отношусь к автору книги и, читая то, что он пишет (не только в этой книге), утрачиваю способность критически мыслить, потому как просто доверяю его опыту, его профессионализму. Я просто голосую "за". Хотя, конечно, делаю это не бездумно: я действительно разделю профессиональную позицию автора книги. И да, текст профессионального стандарта педагога я изучила задолго до чтения этой книги.

Книга состоит из двух разделов.
Первый раздел называется "My way", или опыт профессионального самоопределения" . В нём автор в формате разговора с читателем рассуждает о причинах введения профессионального стандарта педагога, о его критике оппонентами, об отношении к стандарту педагогов, о необходимых условиях внедрения стандарта. Глава начинается с предъявления читателям трёх возможных прогнозов в формате ответа на вопрос, вынесенный в заголовок книги. Что принесёт стандарт? Автор описывает три сценария на основе результатов обсуждения стандарта.

  • Введение стандарта ничего не даст.
  • Станет гораздо хуже, чем было.
  • Стандарт вернёт нас к сути педагогической деятельности.


Мне стало любопытно: а что думают по этому поводу коллеги в Сети? Я создала опрос в Google-форме и кинула ссылку в свою ленту в Фейсбук, а также в сообщество Педагогического клуба сетевого взаимодействия в Google+. На данный момент на вопросы ответили 36 человек. Практически все из ответивших читали профессиональный стандарт педагога.



На ключевой вопрос анкеты голоса распределились следующим образом.


Первое, что меня сильно зацепило в этой части книги — то, с каким трепетом Ямбург относится к учителям. Очень бережно, с уважением. Мне кажется, он их где-то даже идеализирует. С одной стороны, это очень приятно. Учителей часто делали заложником множества экспериментов, перекладывая на них все риски, "недоделки" и ответственность. А потому, когда руководитель коллектива разработчиков стандарта вступает в открытый диалог с педагогами, диалог конструктивный, — это здорово. С другой стороны, складывается ощущение, что автор искренне считает всех учителей подвижниками, почти святыми людьми, ну, пусть слегка неразумными и неправильно с точки зрения вызовов современного общества выученными, но в любом случае удивительными людьми — профессионалами с большой буквы и высоконравственными личностями. Однако, ни то, ни другое не соответствует действительности. Как сегодня колоссален разрыв между образовательными учреждениями, так велик он и между педагогами — даже работающими в одном образовательном учреждении.

Второе — я искренне не понимаю, почему такой негатив идёт в отношении стандарта. Когда я запускала свою анкету, то мне, как учителю, было интересно, какой вариант отношения к стандарту наиболее популярен у ответивших на опрос коллег. Так вот, более половины выбравших ответ, что введение стандарта ухудшит текущую ситуацию — это как раз учителя школы. Что это: страх перед неизвестностью, боязнь не соответствовать ожиданиям, что-то ещё? Не знаю. Но мой вариант — скептический. Как-то с трудом верится, что с введением стандарта последуют серьёзные качественные изменения в системе подготовки и повышения квалификации, в понимании изменения своей роли. Конечно, мне бы очень хотелось быть оптимистом, но...

+Marina Kurvits в Google+ недавно написала , как, определяя тему выступления на конференции, воспользовались лингвистическим конструктором, при помощи которого смысл меняется в зависимости от места, где стоит запятая — "Менять нельзя работать как прежде". И в каком месте поставит запятую большинство учителей? Особенно те, кого Ямбург нежно называет "уставшими бабушками" (кстати, я по возрасту и стажу тоже попадаю в эту категорию). Они всю жизнь работали-работали, а теперь что — меняться? Да гораздо проще у детей мобильные телефоны отнять, интернет запретить, а самим в шали и с мелом. Я утрирую, конечно.

Но я искренне не вижу для себя каких-то проблем в тексте стандарта. И не вижу поводов для того, чтобы его бояться. Да, я не всё знаю и не всё умею — из тех требований, что стандарт предъявляет к учителю. Но я также понимаю, что у школ разная специфика, а потому, наряду с общими требованиями к педагогам, существуют и такие, которые будут востребованы в одном образовательном учреждении, и не востребованы в другом.

Кроме того, на мой взгляд, стандарт, в отличие от многих нормативных документов, написан "человеческим языком". То есть, для учителя, прочитавшего стандарт, не составит труда понять, какие компетентности у него "западают" и, при необходимости, "дотянуть" их до необходимого уровня.


Второй раздел — "Что делать, или Технология медленного чтения документа" . В ней не только приведён текст стандарта (причём, в двух вариантах: развёрнутая концепция проф.стандарта и вариант, утверждённый Минтруда России), но дан чуть ли не подстрочный комментарий к каждому его разделу: то есть, если вы выше не согласитесь со моим мнением о человеческом языке стандарта, то, читая комментарии Ямбурга, будете вынуждены отступить. Как для меня (думаю, и не только для меня) +Olga Bryksina является переводчиком ФГОСов на человеческий язык, так теперь Ямбург — не только автор, но и переводчик своего же текста — настолько, чтобы сделать его понятным для любого учителя. С удовольствием прочла текст профстандарта ещё раз, комментарии помогли его более глубокому осмыслению.

А ещё я с восторгом читала текст профстандарта учителя математики и информатики (прежде просто опустила эту часть). Среди профессиональных компетенций, которыми должен владеть учитель, особенно восхитило следующее. Итак, учитель должен:
содействовать формированию у учащихся позитивных эмоций от математической деятельности <...>
Скажете, слишком обще? А вот и нет! Далее следует подробное описание: за счёт каких свойств предмета учитель математики должен содействовать мотивации и результативности каждого учащегося.

Для меня этот вопрос был и остаётся больным. Я уже не раз писала: что у меня в детстве с математикой была любовь без взаимности (причём, не в том варианте, который обычно случается: здесь всё наоборот — математика меня очень любила, а я её — нет), что моя дочь сейчас испытывает похожие проблемы. У меня любовь к математике пришла только после того, как я официально закончила её изучать, что будет у дочери — сказать сложно. Не раз размышляла над причинами, а сейчас вот задумалась с этой стороны. Мне очень везло с учителями математики, считаю, что везёт и моей дочери. Однако того, что учитель прекрасно знает свой предмет и может передать эти знания учащимся, ещё недостаточно для того, чтобы полюбить предмет. Может, дело действительно в недостатке на уроке позитивных эмоций от математической деятельности ?

В общем, пока повсеместное введение профстандарта откладывается, учителя имеют возможность подробно изучить текст этого документа, а также соотнести его со своей педагогической деятельностью. Очень не хотелось бы, чтобы введение профстандарта превратилось в формальность, породило очередное очковтирательство и бумагопачкательство. А то как бы не получилось, как в известной присказке (не знаю, чьи слова, я впервые услышала их более 15 лет назад от А. А. Аузана):
любое новое дело проходит три стадии. Первая стадия — шумиха. Вторая — неразбериха. Третья — наказание невиновных, награждение непричастных.

Купить книгу на Озоне

До 2015 года в России должно быть разработано 800 профстандартов, которые придут на смену квалификационным справочникам. Сегодня проект профессионального стандарта педагога широко обсуждается педагогическим сообществом и общественностью 1 . По словам министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, после того как профстандарт учителя будет внедрен в полном объеме, он станет основой и для проведения аттестации, и для выстраивания траектории повышения профессионального уровня каждого учителя 2 . Сегодня мы предоставляем слово председателю рабочей группы по разработке концепции и содержания профессионального стандарта педагога Евгению ЯМБУРГУ, директору Московского центра образования №109.

ЯМБУРГ Евгений Александрович - известный педагог и общественный деятель, директор Московского центра образования № 109, доктор педагогических наук.
Родился в 1951 году в Москве. Окончил Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина (ныне - Московский педагогический государственный университет). Разработчик и автор адаптивной модели школы. В разное время занимал официальные и общественные ответственные посты: руководителя Управлением образования Юго-Западного округа г. Москвы, советника министра РФ по вопросам образования, члена коллегии Московского департамента образования. Участник многих телевизионных и радиопередач по вопросам воспитания и обучения детей, развития культуры и общества. Главный редактор и автор проекта «Антология выстаивания и преображения. Век ХХ». Автор книг «Эта скучная наука управления», «Школа для всех» (лучшая педагогическая книга России 1997 года), «Педагогический дека мерон», «Школа и ее окрестности», «Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации». Опыт востребован в России и за рубежом, работы изданы в США, Израиле, Германии, Китае.
Заслуженный учитель РФ, член-корреспондент РАО. Сопредседатель Общественного совета при Минобрнауки РФ. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

О необходимости нового стандарта

Очень изменилось время. Реальные угрозы и вызовы нового тысячелетия сегодня остро ощущаются российской школой.

Одна из первых угроз человечеству - проблема генетической усталости. Она возникает в популяциях, где нарушается естественный отбор, и нарастает во всех цивилизованных странах - не только в России. Как любая европейская страна мы сегодня даже пятисотграммовых детей «вытаскиваем» в роддомах. Но это означает, что в их дальнейшем развитии могут возникнуть (и возникают) очень серьезные проблемы: например, минимальные мозговые дисфункции, синдром дефицита внимания. Поэтому следует отдавать отчет в том, что, говоря корректно, ребенок, рожденный в искусственной среде, без нее жить уже не может. Ему требуется специализированное сопровождение: медицинское, психологическое, дефектологическое.

Сегодня учитель, как правило, к работе в таких условиях не готов, его этому не учат - ни в педагогическом вузе, ни в институте повышения квалификации. В результате он оказывается беспомощным, например, перед ребенком с синдромом дефицита внимания, который более четырех-пяти минут умственно работать продуктивно не может. Таких детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, сегодня много. Вывод: в полный рост поднимается проблема инклюзивного образования, то есть совместного обучения разных по состоянию здоровья детей. Решение ее требует новых компетенций от учителя, очень серьезного расширения психолого-педагогического контента подготовки педагогов.

Даже по данным Минздрава РФ, к первой группе здоровья детей, то есть практически здоровым, относится 20 процентов. Не склонен полагаться на эти цифры, поскольку Союз педиатров России, с которым мы сотрудничаем, относит к этой группе только 2,5 процента. В связи с этим в профессиональный стандарт педагога введен огромный и, по сути, новый раздел - психолого-педагогический контент развития.

Во всем мире сегодня идут и весьма мощные демографические сдвиги. У народов с традиционной (архаической) культурой продолжает действовать естественный отбор (как когда-то в русских деревнях: родилось десять детей, четверо умерли, остальные здоровы), и за ними, если быть беспристрастными, - генетическое будущее. Их представители массово переселяются в те среды, где условия жизни более комфортны.

В европейских же странах среди коренного населения рождаемость, как известно, падает. Не так давно в странах Северной Европы прошла дискуссия на тему «Дети крадут счастье». Реалии таковы: современной европейской женщине, для того чтобы почувствовать себя матерью, достаточно иметь одного ребенка или, лучше, собачку. Дети у европейских женщин появляются, как правило, ближе к сорока, когда решены проблемы построения карьеры. Вполне реально, что к 2015 году в Германии немцев будет меньше, чем других народов. Такая же картина во Франции. В России, вероятно, если тенденция сохранится, к 2052 году представителей некоренных народов также будет больше, чем русских. Следовательно, нужно понимать, что речь идет о другой этнопсихологии.

Уже сегодня в школах Москвы и других крупных городов для значительного количества первоклассников русский язык неродной. Значит, необходимо другое преподавание русского - как иностранного. Кто этому учит?

И все эти проблемы уже сегодня присутствуют в современной школе, представляющей собой кипящий котел. Поэтому необходимы новые профессиональные компетенции, которыми мы раньше учителя не вооружали. Этим объясняется необходимость нового стандарта педагога.

О принципе неформального реформирования

Много заблуждений по поводу стандарта возникает потому, что документ читается невнимательно. Это беда наших людей: словесники читают про словесность, математики - про математику. Между тем, в стандарте педагога выверена каждая фраза, и она судьбоносна.

Любой стандарт у нас воспринимается как ограничение свободы. В немецком языке «стандарт» - это шаблон: «шаг влево, шаг вправо» недопустимы. В английском «стандарт» означает: ниже определенного уровня нельзя, выше - можно.

По нашему мнению, до сих пор в России никакой реформы образования не происходило. Была реформа экономики образования, управления, которая основывалась на бухгалтерском подходе. Однако «подушевое финансирование» никакого отношения не имеет к содержанию и способам реформирования школы сущностным образом.

Неслучайно, концепция и содержание профессионального стандарта педагога предваряются словами К.Д. Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Разработанный стандарт - это попытка неформального реформирования, именно через голову учителя. Иначе никакой реформы не будет - это постулат.

В преамбуле к профессиональному стандарту педагога сказано, что нельзя требовать от учителя то, чему его никто никогда не учил. Поэтому вслед за обсуждением и внедрением стандарта, еще лучше - параллельно, должна идти разработка стандарта подготовки педагогов: и в высшей школе, и в институтах повышения квалификации учителей. В противном случае получится иллюстрация к истории «пойди туда - не знаю куда».

К сожалению, сначала были приняты стандарты высшего педагогического образования - три года назад, потом - новый стандарт содержания образования, тогда как сначала нужно сделать стандарт подготовки педагогов и при этом изменить стандарт содержания педагогической деятельности.

Что в реальности? Согласно существующим педагогическим стандартам, сегодня высшая школа выпускает учителей русского языка без права преподавания литературы, учителей математики - без права преподавания информатики. Как это соотнести с реальной жизнью, скажем, сельской школы?

Довольно существенную «лепту» в педобразование внесло зачастую формальное внедрение принципов Болонской декларации. Вот характерный пример. В школу приходит бакалавр, филолог, сам еще допускающий ошибки. Молодому педагогу предлагают, «давай учиться, есть хороший методист». Ответ: «неинтересно, лучше пойти в магистратуру по психологии». Вывод: и филологом этот бакалавр не стал, и квалифицированным психологом за два года не станет.

В стандарте прописано, что «педагог должен» и что «педагогу рекомендуется». Например, в приложении по информационной подготовке учителя есть внятное уточнение: «при наличии и создании необходимых условий». Споры и критику вызывает также положение о том, что педагог должен иметь высшее образование. Но это вовсе не означает немедленной ликвидации педагогических училищ.

Особенность предложенного документа в том, что это стандарт не только учителя-предметника, а стандарт педагога. В практике других стран мира, чем меньше ребенок, тем выше квалификация пестующего его педагога, потому что самые сложные вопросы, связанные с ранней диагностикой и коррекцией, решаются позитивно в самом младшем возрасте - детского сада. Компенсировать проблемы в развитии детей можно до девяти-десятилетнего возраста, пока не сформировались лобные доли мозга. Поэтому, если дошкольную ступень понимать не только как уход и присмотр за детьми, а как очень тонкую работу, для нее необходима, безусловно, высочайшая квалификация педагогов.

Необходимость высшего образования педагогов - это цель. И для ее достижения нужно предпринимать очень серьезные усилия. Есть молодые люди, особенно в сельской местности, которые сознательно выбирают профессию педагога. Их необходимо из педучилищ, как это было и при советской власти, без экзаменов принимать на второй курс вузов, возможно, на очно-заочное обучение - создавать условия вхождения в профессию.

О структуре

За основу разработанного документа взята структура педагогической деятельности - это обучение, воспитание и развитие.

По сути, с обучением и воспитанием все более-менее понятно, что предполагает традиционные разделы: «учитель должен это и это». Смущает слово «должен», но это стандарт - учитель должен знать свой предмет, школьную программу... В нашей стране стандарт разрабатывается впервые. Однако в прошлом году аналогичный документ появился в Англии. Он состоит всего из 15 страниц - и там на каждом шагу: «учитель должен».

Самый сложный раздел касается развития, и он наиболее полно прописан, потому что на угрозы и вызовы сегодняшнего дня должен быть адекватный ответ.

Одна из серьезных претензий к разработчикам стандарта: «учитель не корифей всех наук», ему не под силу одному выступать в нескольких лицах. Однако в стандарте прописано, что учитель совместно с дефектологом, психологом решает проблемы ребенка. Глубоко убежден, что в существующих реалиях на любом факультете, где готовят, например, физиков, математиков или историков, нужно давать основы дефектологии: чтобы, работая совместно, педагоги разных специальностей, по крайней мере, понимали друг друга. Никто не даст учителю заниматься диагностикой - это не его работа. Но понимать, в чем проблема ребенка, уметь читать протоколы дефектологов и переводить их на язык конкретных педагогических действий педагог обязан уметь.

Эта проблема теснейшим образом связана с другим серьезным вопросом. Зарплата учителям повышена, это замечательно, потому что нищий учитель, как говорил Чехов, - это позор для России. Но за счет чего? За счет оптимизации штатного расписания. Грубо говоря, из школ погнали медиков, дефектологов, психологов. Они оказались «непрофильными активами». Это катастрофа!

О «дополнительных степенях свободы»

Стержнем документа является принцип деятельностного подхода. В этом его революционность. Разработчики стандарта настояли на абсолютной гласности: проект концепции был опубликован для широкого обсуждения всеми заинтересованными сторонами. Далее необходим период апробации, когда добровольно территории, педагогические вузы, центры переподготовки учителей начнут реализовывать пилотные проекты.

В стандарт введено понятие «региональный компонент» идаже «школьный». В нашей стране есть и Якутия, и Ставрополь, и Москва, и Татарстан - все это разные «планеты». Стандарт же - это еще и договор работодателя с учителем, но в каждом регионе свои особенности. Региональное наполнение стандарта - с учетом собственной специфики, сельская школа или городская, мононациональный регион или полиэтнический - должно быть разработано на местах.

Сами школы тоже разные. В выдающейся математической, где учатся победители всех мыслимых и немыслимых международных олимпиад, сумрачный доцент, витающий в формулах, будет замечательно воспринят. Но в инклюзивной школе - такого, наверняка, очень скоро «попросят из класса». В зависимости от тех программ, которые реализует школа, и возникают дополнительные требования к учителю.

К слову, у нас лежит уже довольно большое количество заявок из разных регионов, представители которых готовы включиться в работу по апробации стандарта. Педагоги жаждут живого дела, они устали от формализма. При этом вопрос о финансировании даже не стоит, хотя оно, конечно, тоже необходимо - дайте свободу творчества.

Об «уроках» на завтра

Предложенный стандарт не только фиксирует то, что существует сегодня, фактически он ставит цели и задачи, указывая направление, куда нужно двигаться. Это стандарт на вырост. Подчеркнем, одна из задач документа - отсечь все, что не относится к профессиональной деятельности учителя.

В качестве аргумента: сравните новый стандарт и сегодняшние тома Квалификационных характеристик должностей работников образования. Не являясь идеалистом и понимая, что все можно превратить в собственную противоположность, убежден - сегодня необходимо сделать три вещи: стандарт педагога (он уже существует), стандарты подготовки педагога (изменение высшего образования) и новую схему аттестации учителя, чтобы не было «насилия» над ним. Вот тогда - по принципу системного подхода - документы заработают.

Согласно проекту стандарта, наряду с внешним аудитом должен быть внутренний - это международная практика. Все крупнейшие профессиональные ассоциации боятся как раз последнего. Возьмем мощнейшее профессиональное сообщество Америки - психотерапевтов. Для того чтобы туда не проникали шарлатаны, чтобы не очень нравственные доктора не решали свои проблемы за счет больного, ассоциация один раз в два года проводит переаттестацию собственных кадров. Но такой принцип может торжествовать только в условиях развитого гражданского общества.

До тех пор, пока единственным игроком на поле образования будет чиновник, все будет извращаться: не потому, что в профильном министерстве работают некомпетентные люди, а потому, что давно надо переходить к государственно-общественному соуправлению.

Что в связи с этим предложено в качестве «дорожной карты» к стандарту? Уже на стадии обсуждения документа запустить государственно-общественный механизм управления внедрением профстандарта учителя. С этой целью создать общественную ассоциацию «Профессиональный стандарт учителя - 2013». Ассоциация ни в коем случае не может быть политизированной - входным билетом должны стать не взносы, а репутация учителя и его профессиональный статус.

Позиция заявлена

Согласитесь, в реформировании системы образования было совершено и продолжает совершаться большое количество ошибок. Выступивший с инициативой «Наша новая школа» президент Д.А. Медведев предложил «влить свежую кровь» в систему образования. Предполагалось, что доценты и аспиранты, обладающие современным видением, массово придут в школы. Практика показала, аулам и деревням это не грозит.

В январе 2013 года в Ставропольском государственном педагогическом институте состоялось выездное заседание рабочей группы Общественного совета при Минобрнауки РФ с участием главы ведомства на тему «Педагогическое образование: профессиональный стандарт и подготовка учителя». По его итогам Дмитрий Ливанов пришел к выводу о необходимости разработки нового стандарта педагога.

Мне было доверено самостоятельно набрать группу разработчиков. На заседаниях сначала кропотливо обсуждалась структура стандарта, далее - детально каждый раздел, каждое предложение. Министр присутствовал на всех заседаниях, интересовался, вникал. Так родился документ - профессиональный стандарт педагога.

Стандарты по всем профессиям будут - есть соответствующее решение правительства. Опыт многолетней работы подсказывает: профессиональные стандарты лучше разрабатывать непосредственно «заинтересованным» лицам, чем ждать, когда их «спустят сверху». Первый сделали специалисты в области гостиничного и ресторанного бизнеса, второй - педагоги.

Позиция заявлена. Если есть возражения, дайте свой стандарт. Пожалуйста, обсуждайте, добавляйте, критикуйте. Но критика должна быть конструктивной.

  1. В июньском номере журнала «АО» эту тему раскрывает академика РАО Б.М. Бим-Бада (№64, 2013), в сентябрьском (№65, 2013) - ректора Волгоградского государственного социально-педагогического университета Н.К. Сергеева.
  2. http://минобрнауки.рф/пресс-центр/3625