Продажа алкогольной продукции – основные нормы и правила. Федеральный закон об алкоголе, свод правил, установок Фз о продажи алкогольной продукции

Правила продажи алкогольной продукции строго регламентируется существующим законодательством нашей страны.

Торговые точки, которые осуществляют такой вид деятельности, должны строго соблюдать существующие законы, поскольку их нарушение может спровоцировать привлечение к административной ответственности и наложение штрафов на большую сумму.

Закон о продаже алкоголя 2018

В текущем году существующий закон, определяющий правила реализации и оборота алкогольной продукции, претерпевает некоторые изменения – введен запрет на выпуск и продажу спиртосодержащей продукции, которая расфасована в ПЭТ-тару вместимостью более 1,5 литра.

Конкретно, с начала года нельзя продавать и покупать такой вид алкоголя в объемах опта, а с 1 июля вводится запрет и на розничную продажу продукции.

С таким запретом одновременно введена и ответственность за его нарушение.

Примите к сведению: с начала 2018 года при осуществлении производства и оптовой торговли запрещенной продукции, а с 1 июля и розничной, будет накладываться штраф с возможностью конфискации имеющегося на балансе алкоголя.

Использование системы ЕГАИС

Осуществление реализации алкоголя с использованием кассового аппарата

По новым правилам продавать алкогольные напитки с этого года в России можно только, используя систему ЕГАИС.

Система ЕГАИС создана и внедрена с целью регулирования продажи и выпуска алкогольных товаров, чистого спирта этилового, спиртосодержащей продукции.

Осуществление контроля за оборачиваемостью продукции начинается еще с этапа ее выхода с производства – заказа поставки у ее производителя.

На компьютеры выпускающих заводов, оптовых фирм и кассовые аппараты точек, осуществляющих продажу, устанавливаются программы, поддерживающие ЕГАИС.

Одним из важных аспектов возможности установления данной системы является наличие присоединения к интернету. В случае перебоев в работе интернета программа сохраняет все данные о получении и реализации товара, и после восстановления работы сети сохраненные данные автоматически передадутся на общий сервер.

Замечание специалиста: находящиеся в продаже алкогольные напитки обязательно должны иметь марку с нанесенным на нее штрих-кодом. Каждый штрих-код несет в себе информацию о производителе, лицензии на изготовление и прочую необходимую информацию.

При получении товара розничной точкой производится занесение данных о количестве и наименовании в специализированную программу, только после этого этапа алкоголь может выставляться на продажу.

При осуществлении продажи алкоголя чек, выданный покупателю, содержит в себе полную информацию о товаре, а данные о произведении операции с товаром фиксируются системой ЕГАИС.

Требования к торговой точке

Наличие склада на торговой точке является строго обязательным

Одним из самых важных моментов, на который особенно стоит обратить внимание, если вы являетесь начинающим предпринимателем, это то, что форма деятельности лица, осуществляющего продажу спиртных напитков, может быть оформлена только как открытое или закрытое акционерное общество.

Исключение составляет торговля и пивными напитками – владелец может зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Также торговая точка, осуществляющая продажу спиртной продукции, должна отвечать следующим требованиям:

  1. Не может размещаться вблизи каких-либо спортивных и культурных учреждений (кроме точек общественного питания), на остановках транспорта, заправках, а также в местах массового скопления людей.
  2. Обязательным условием является наличие зарегистрированного кассового аппарата, посредством которого происходит фиксация факта продажи любого товара.
  3. На территории торговой точки запрещается реклама любого вида спиртосодержащей продукции.
  4. Обязательно наличие склада для продукции в размере не менее 50 квадратных метров.

Важно знать: по закону РФ запрещено продавать алкогольную, табачную продукцию и пиво молодым людям до 18 лет.

Правила продажи


Ограничение реализации алкоголя в ночное время

Реализация алкогольной продукции регламентируется следующими нормами и правилами:

  1. Запрещена продажа товара несовершеннолетним лицам. Этот пункт закона является одним из самых важных и значимых, поскольку за его нарушение предусмотрена наиболее большая сумма штрафа и другие взыскания с юридического лица. При возникновении сомнений в возрасте покупателя, продавец имеет право отказать в продаже в случае нежелания клиентом предоставить документ, подтверждающий истинный возраст.
  2. Запрещена продажа такого товара с 23 до 8 часов по местному времени. Исключениями могут являться сельскохозяйственные производители и ИП, осуществляющие продажу пива и аналогичных напитков при оказании услуг, попадающих под определение общественного питания;
  3. Торговля алкоголем разрешается только в случае наличия лицензии на осуществление данного вида деятельности, в котором указано юридическое и физическое лицо, имеющее право торговли, физическое место осуществления операций, а также сроки действия разрешения.

Ответственность за нарушение

По закону РФ запрещено продавать алкогольную, табачную продукцию и пиво молодым людям до 18 лет

Нарушение правил продажи алкоголя может повлечь за собой привлечение к административной ответственности.

Наложение штрафа и изъятие реализуемой алкогольной продукции с аннулированием лицензии может производиться в случае:

  • несоблюдения требований, предъявляемых к размещению торговой точки;
  • реализации товара без лицензии на торговлю;
  • отсутствия кассового аппарата на торговой точке;
  • не осуществление кассовой операции (не пробивается чек) при отпуске алкоголя;
  • при продаже алкоголя в неустановленное для этого время;
  • отпуск алкоголя лицу, не достигшему совершеннолетнего возраста.

Обратите внимание: являясь владельцем торговой точки, реализующей алкоголь, очень важно инструктировать своих работников по основным пунктам нарушений, поскольку законом предусмотрено, что штраф накладывается именно на бизнесмена, а не на нанятых работников.

Как получить лицензию


Получить лицензию на торговлю алкоголем имеет право юридическое лицо.

Для этого необходимо подать в соответствующий налоговый орган необходимые документы:

  • заявление на получение лицензии;
  • документы о регистрации и становлении на налоговый учет;
  • реквизиты счетов в банке;
  • подтверждение отсутствия задолженностей по оплате налогов;
  • договор на аренду или право собственности торговой точки;
  • документы, подтверждающие наличие соответствующего требования уставного капитала;
  • заключения соответствующих служб о том, что торговая точка соответствует санитарным, пожарным и экологическим нормам.

Примите во внимание: продолжительность действия получаемой лицензии на продажу алкоголя может составлять от одного до трёх лет. Если приближается срок окончания действия разрешения, нужно подать документы на ее продление.

Штраф за продажу без лицензии

За осуществление продажи алкоголя без наличия лицензии физические и юридические лица могут облагаться штрафом, определенным в соответствии с существующим Федеральным законом, регламентирующим правила торговли алкоголя.

Для индивидуального предпринимателя может быть наложен штраф в размере от десяти до пятнадцати тысяч рублей, для открытых и закрытых акционерных обществ эта сумма может достигать трехсот тысяч рублей.

Стоит отметить: кроме наложения штрафа за торговлю алкоголем без лицензии весь реализуемый спиртосодержащий товар может быть конфискован.

Торговля алкоголем считается весьма выгодным бизнесом, приносящим стабильную прибыль значительного размера. Однако, в погоне за еще большим заработком, не стоит пренебрегать существующими законами, нормами и запретами, иначе последствия могут не лучшим образом сказаться на вас и вашем бизнесе.

Предлагаем Вашему вниманию видеорепортаж, посвященный правилам продаж алкогольной продукции и новым требованиям в 2018 году:

Запрет на продажу алкоголя в определенные вечерние и ночные часы установлен на основании Федерального Закона N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Посредством данного временного ограничения государство всерьез намерено бороться с чрезмерным потреблением алкогольных напитков россиянами. Об основных правилах и положениях, принятых данным запретом на продажу алкоголя, читайте в этой статье.

Согласно статистическим данным, в России на протяжении последних лет сложилась не очень благоприятная обстановка с употреблением алкогольной продукции. Количество спиртного, употребляемого из расчета на одного гражданина, по сравнению с началом 20 века увеличилось в разы. Но главным удручающим фактом является то, что проблема существенно «помолодела», все чаще наблюдаются случаи подросткового алкоголизма. Именно поэтому обеспокоенные депутаты вносят и принимают ряд законодательных инициатив, накладывающих определенные ограничения и запреты на свободную продажу алкоголя в определенные часы и определенным группам граждан.

Закон о запрете продажи алкоголя в определенные часы и дни

Статья 2 в пункте 7 Федерального Закона N171-ФЗ подробно разъясняет, какие именно напитки относятся к категории алкогольных: водка, вино (в том числе игристое, ликерное, яблочное или любое фруктовое), винная продукция, пиво и напитки, произведенные на его основе (медовуха, сидр и проч.), а также другие напитки, содержащие более 0,5% этилового спирта из расчета на объем готового продукта.

Что касается правил потребления и реализации спиртосодержащих напитков, то они установлены статьей 16 Федерального Закона 171-ФЗ. Напомним, что торговля алкоголем запрещена в следующих общественных местах:

  • На военных объектах;
  • На территории детских, учебных, медицинских и спортивных учреждений и рядом с ними;
  • В общественном транспорте городского и пригородного сообщения, а также на его остановках;
  • В учреждениях культуры, за исключением реализации слабоалкогольных напитков в точках общественного питания;
  • В местах большого скопления людей, таких как рынки, вокзалы, аэропорты, а также рядом с ними;
  • На автозаправочных станциях (АЗС);
  • В передвижных торговых павильонах.

Отдельно стоит отметить, что законом категорически запрещена продажа алкоголя лицам, не достигшим совершеннолетия. Если невозможно определить возраст покупателя визуально, то продавец имеет право просить предъявления документов, чтобы удостовериться, что покупателю более 18 лет.

За продажу алкоголя несовершеннолетним лицам согласно статьи 14.16 (КоАП) РФ предусмотрено административное наказание в виде штрафа: для простых граждан - от 30 до 50 тысяч рублей; для должностных лиц - от 100 до 200 тысяч рублей; организаций - от 300 до 500 тысяч рублей.

Пункт 5 статьи 16 закона N171-ФЗ накладывает определенные ограничения на часы продажи алкогольных напитков и спиртосодержащей продукции. Так например на федеральном уровне реализация алкоголя в магазинах розничной торговли запрещена с 23.00 до 08.00 часов. Правило не распространяется на заведения общественного питания (бары, рестораны, кафе и тд) и беспошлинной торговли (магазины Duty Free в аэропортах и на таможенных пограничных пунктах).

Кроме этого, закон наделяет правами региональные власти и даёт им возможность вводить собственные временные ограничения по части отпуска алкогольной продукции населению в Субъектах Федерации.

Для примера рассмотрим временные рамки, установленные некоторыми регионами Российской Федерации:

  • Москва - часы продажи алкогольных напитков в столице законодательство утверждены в период с 8.00 до 23.00 часов.
  • Московская область ограничивает торговлю спиртосодержащей продукцией с 23.00 вечера до 8.00 часов утра.
  • В Санкт-Петербурге установлен запрет на продажу алкоголя с 22.00 до 11.00 (Закробрание «Об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции в Санкт- Петербурге».
  • Псковская область запрещает продажу спиртосодержащей продукции с 21.00 до 11.00 утра.
  • Астраханская область - запрещена продажа алкогольной продукции с 22.00 до 10.00 утра.
  • В Якутии запрещенные временные рамки с 20.00 до 14.00 часов.
  • Безалкогольные часы в Кировской области: будни с 23.00 до 10.00, в выходные запрет начинает действовать с 22.00 часов вечера.
  • Ульяновская область ограничивает продажу спиртного в будни с 23.00 до 8.00 (при этом не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 % с 20:00 - 23:00).
  • Саратов и область не реализует алкоголь с 22.00 до 10.00 часов.
  • В Тульской области можно приобрести алкоголь с 14.00 до 22.00 часов в будни, а в выходные продажа алкоголя разрешена с 12 дня до 22 вечера.
  • Самые жесткие условия продажи алкоголя установлены в Чеченской республике. Здесь продажа горячительных напитков осуществляется всего два часа – с 8.00 до 10.00 часов утра.

Как можно заметить, власти многих российских регионов применяют более жесткие ограничительные рамки, чем те, что установлены федеральным законом 171-ФЗ. Напомним, что на региональном уровне данные запреты также не касаются общепита (бары, кафе, рестораны), но распространяются относительно торговли спиртными напитками на вынос.

Дни запрета продажи алкоголя в регионах РФ

Еще одна особенность, установленная законом, дает право регионам и субъектам федерации вводить собственные запреты по местам и условиям реализации «горячительных» напитков. Местные власти поспешили воспользоваться данными правами: многие города и области официально обозначили дополнительные «дни трезвости», в течение которых отпуск алкоголя гражданам полностью запрещен:

  • 25 мая – день последнего звонка;
  • 1 июня – день защиты детей;
  • общегородские дни выпускных балов;
  • день молодежи – летом, 27 июня;
  • день знаний – 1 сентября;
  • день трезвости, ежегодно празднуемый 11 сентября.

В вышеозначенные дни полностью запрещена продажа алкоголя например в Курской, Саратовской, Омской и Псковской областях, а Ульяновская область к этим датам дополнительно объявила безалкогольными: 12 июня день России и день семейного общения – 12 сентября. В Астраханской области не отпускают спиртное в региональный день трезвости, который ежегодно отмечается 15 декабря.

Кроме того ограничения на продажу алкогольных напитков касаются мест массового скопления людей. Торговля спиртным запрещена на пляжах, городских зонах отдыха, в храмах и монастырях. Реализация алкогольной продукции допускается не ближе 150 метров от вышеназванных объектов.

Всероссийский День Трезвости - 11 сентября

Уверены, что немногие в России знают, что 11 сентября в нашей стране отмечается день трезвости. Что примечательно, имеет глубокие корни. Его начали отмечать еще в 1911 году, в городе Санкт-Петербург, а немногим позже начинание официально поддержала православная церковь. Изначально праздник нес важную созидательную миссию с некоторым религиозным оттенком. Во времена Советского Союза об этой дате благополучно забыли и вернулись к ней только в конце 2005 года.

В настоящее время день трезвости носит скорее информационный характер, пропагандирующий необходимость воздержания от употребления алкогольных напитков и ведения здорового образа жизни. Многие российские города проводят в этот день тематические мероприятия, спортивные праздники, направленные на борьбу с алкогольной зависимостью. Священнослужители тоже не остаются в стороне: для всех желающих проводятся специальные службы. И хотя продажа спиртных напитков 11 сентября запрещена только в некоторых областях и регионах России, тем не менее, это отличный повод задуматься о состоянии собственного здоровья и сделать первые шаги к отказу от злоупотребления алкоголем.

Действенны ли ограничения продажи алкоголя?

Введя запрет на реализацию спиртного в определенные часы и дни, законодатели надеются, что данная мера поможет сократить употребление алкоголя населением. Однако, хотя новая редакция закона и прошла голосование в Государственной Думе, не все чиновники придерживаются подобного мнения.

Одни считают эту меру эффективной, полагая, что создаваемые препятствия для приобретения спиртного в определенные дни и часы заставят граждан употреблять алкоголь в гораздо меньшем количестве. Другие же настроены скептически относительно целесообразности этих ограничений. Оппоненты уверены, что запрет не является панацеей, утверждая, что ограничения не сработают, ведь спиртное можно закупить впрок и в гораздо большем количестве. А это в свою очередь может только усугубить ситуацию – вероятность того, что человек, имеющий алкогольную зависимость, не сможет себя контролировать и выпьет все приобретенное спиртное сразу, повышается в разы. Следствием подобной невоздержанности могут стать серьезные отравления и интоксикация организма. Кроме того, противники запрета не без основания полагают, что данная мера может привести к развитию теневого алкогольного рынка и производства суррогатных продуктов. Мало того, что это незаконно, но и еще и смертельно опасно.

Запрет определенно решает только одну проблему из великого множества – делает алкоголь максимально недоступным к приобретению. Но, в тоже время, ни для кого не секрет, что некоторые торговые объекты, в погоне за прибылью не соблюдают закон, предпочитая откупиться от проверок или заплатить возможный штраф. Учитывая подобные неблагоприятные факторы, специалисты считают наиболее целесообразным проведение разъяснительной работы в подростковой среде, пропагандируя здоровый образ жизни на государственном уровне. Причем заниматься этим необходимо на регулярной основе и на федеральном уровне, с другой стороны, без популяризации спорта и строительства дополнительных спортивных и оздоровительных центров не обойтись.

1. Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляются организациями.

Розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями.

Крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляют розничную продажу произведенных ими вина, игристого вина (шампанского).

2. Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах и настоящей статьи, не допускаются:

1) в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении, распоряжении и (или) пользовании:

образовательных организаций;

индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) организаций, осуществляющих обучение;

юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области культуры.

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, указанный в настоящем подпункте, действует в отношении зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для непосредственного осуществления соответствующих видов деятельности;

2) на спортивных сооружениях, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке;

3) на оптовых и розничных рынках;

4) на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;

5) на боевых позициях войск, полигонах, узлах связи, в расположении воинских частей, на специальных технологических комплексах, в зданиях и сооружениях, предназначенных для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, а также в зданиях и сооружениях производственных и научно-исследовательских организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации;

6) на вокзалах, в аэропортах;

7) в местах нахождения источников повышенной опасности, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

8) в местах массового скопления граждан в период проведения публичных мероприятий, организуемых в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", и на прилегающих к таким местам территориях, границы которых устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при согласовании проведения таких мероприятий;

9) в нестационарных торговых объектах, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

10) на территориях, прилегающих:

к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования);

к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних;

к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;

к спортивным сооружениям, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке;

к местам, указанным в подпунктах 5 - 7 настоящего пункта.

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленный абзацами вторым - четвертым настоящего подпункта, распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, в которых непосредственно осуществляются соответствующие виды деятельности;

11) несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

12) без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 настоящего Федерального закона, без деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со настоящего Федерального закона;

13) без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения по перечню, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего Федерального закона;

14) дистанционным способом;

15) в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров.

1) в подпункте 3 пункта настоящей статьи, - не распространяется на розничную продажу сельскохозяйственными товаропроизводителями на сельскохозяйственных рынках и сельскохозяйственных кооперативных рынках произведенных ими вина, игристого вина (шампанского);

2) в подпунктах 6 и 9 пункта настоящей статьи, - не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую в магазинах беспошлинной торговли.

4. Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее - водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.

Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.

Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).

Осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в условиях выездного обслуживания (далее в настоящем пункте - выездное обслуживание) допускается только при условии соответствия места, в котором осуществляется выездное обслуживание, требованиям пункта настоящей статьи. Осуществление выездного обслуживания (за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на воздушных судах, водных судах и железнодорожном транспорте, а также в жилых помещениях жилищного фонда) организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, допускается только при условии представления в соответствии с формой и правилами, установленными Правительством Российской Федерации, такой организацией в лицензирующий орган уведомления о дате, времени и месте осуществления выездного обслуживания. По усмотрению организации общественного питания уведомления могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в форме электронных документов.

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на случаи продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания через мини-бары, находящиеся в гостиничном номере.

5. В объектах общественного питания, в вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), на водных судах и воздушных судах не допускается розничная продажа алкогольной продукции, за исключением:

розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

розничной продажи алкогольной продукции, связанной с оказанием услуг общественного питания.

На бортах воздушных судов допускается розничная продажа алкогольной продукции по месту осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Организации, осуществляющие перевозки пассажиров на воздушных судах, вправе осуществлять розничную продажу физическим лицам алкогольной продукции от имени и по поручению организации, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, в случае, если указанная продукция размещена на бортах воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Организации, осуществляющие перевозки пассажиров на воздушных судах, вправе осуществлять розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания для потребления на борту воздушных судов физическими лицами алкогольной продукции от имени и по поручению организации, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, полученной по договору, заключенному между этими организациями.

6. Запрет на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в местах, указанных:

1) в абзаце пятом подпункта 1 пункта настоящей статьи, - не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в концертных и театральных залах, парках;

2) в подпунктах 3 и 9 пункта настоящей статьи, - не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента готовой продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания;

3) в подпункте 4 пункта настоящей статьи, - не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания на железнодорожном, водном и воздушном транспорте общего пользования междугородного и международного сообщения, а также на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, не относящемся к транспорту общего пользования;

4) в подпункте 6 пункта настоящей статьи, - не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания;

5) в абзаце пятом подпункта 10 пункта настоящей статьи, - не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, за исключением времени проведения детско-юношеских спортивных мероприятий.

7. Не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, указанных в подпунктах 1 - 9 пункта настоящей статьи, в других общественных местах, в том числе во дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), за исключением потребления (распития) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, у крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями, потребления (распития) пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, приобретенных у индивидуальных предпринимателей, при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг, а также несовершеннолетними.

Потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.

8. Границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта настоящей статьи, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, если соответствующие полномочия переданы органам местного самоуправления в соответствии с пунктом 2 настоящего Федерального закона, информируют органы местного самоуправления о расположенных на территории соответствующего муниципального образования организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также об организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателях, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и о признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих розничную продажу вина (игристого вина), при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления одновременно с официальным опубликованием муниципального правового акта об определении границ прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта настоящей статьи, информируют о нем расположенные на их территориях организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу вина (игристого вина), при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.

Порядок информирования, предусмотренного абзацами вторым и третьим настоящего пункта, устанавливают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по запросу данного органа сведения о прилегающих территориях, указанных в подпункте 10 пункта настоящей статьи, в форме электронных документов в трехдневный срок со дня получения запроса.

9. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, розничной продажи алкогольной продукции в случае, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в магазинах беспошлинной торговли.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по запросу данного органа сведения об установлении дополнительных ограничений времени, условий, мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе о полном запрете розничной продажи алкогольной продукции, в форме электронных документов в трехдневный срок со дня получения запроса.

10. Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских населенных пунктах, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.

Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских населенных пунктах, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.

Организации, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения.

Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями и осуществляющие розничную продажу произведенных ими вина, игристого вина (шампанского), должны иметь для таких целей в собственности или в аренде стационарные производственные помещения и (или) торговые объекты.

Розничная продажа вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, может осуществляться в стационарных производственных помещениях по месту нахождения производства этой продукции и (или) в торговых объектах.

Требования о наличии отдельных складских помещений по каждому месту нахождения обособленного подразделения, указанные в абзацах первом - третьем настоящего пункта, не распространяются на розничную продажу алкогольной продукции в магазинах беспошлинной торговли.

Требования к стационарным торговым объектам и складским помещениям, указанные в абзацах первом - третьем настоящего пункта, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Организации (за исключением бюджетных учреждений), осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции), при оказании услуг общественного питания должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные объекты общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности.

Организации (за исключением бюджетных учреждений), осуществляющие в городских и (или) сельских населенных пунктах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объект общественного питания, который планируется использовать для оказания услуг общественного питания, по каждому месту осуществления указанной деятельности.

Бюджетные учреждения, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции) при оказании услуг общественного питания, должны иметь для таких целей в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные объекты общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности.

Бюджетные учреждения, осуществляющие в городских и (или) сельских населенных пунктах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции при оказании услуг общественного питания, должны иметь для таких целей в оперативном управлении, безвозмездном пользовании или в аренде объект общественного питания, который планируется использовать для оказания услуг общественного питания, по каждому месту осуществления указанной деятельности.

Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

11. Если место нахождения стационарного торгового объекта организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, или место нахождения объекта общественного питания организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в период действия лицензии перестает соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции, указанным в подпункте 10 пункта настоящей статьи, такие организации вправе продолжать осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции или розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в данных стационарном торговом объекте или объекте общественного питания и возникшие ограничения к ним не применяются. В этом случае дальнейшее продление срока действия лицензии производится лицензирующим органом без учета возникших в течение срока действия лицензии ограничений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для выдачи, продления и переоформления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, но не более чем на пять лет.

Открыть статью

  • Государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
    2) государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 настоящего Федерального закона, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов;
  • Лицензионный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
  • Ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
    розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона;
  • Особенности применения отдельных положений настоящего Федерального закона на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополя
    3. До 1 января 2017 года в отношении юридических лиц (лицензиатов или соискателей лицензий на розничную продажу алкогольной продукции), сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", а также в отношении юридических лиц (лицензиатов или соискателей лицензий на розничную продажу алкогольной продукции), которые были созданы до 1 января 2015 года в Республике Крым или в городе федерального значения Севастополе, не применяются положения абзаца седьмого пункта 2, абзацев первого и второго (в части требования иметь...
  • В России правила розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции устанавливаются федеральным законодательством. Москва, Московская область и другие регионы вправе эти нормы корректировать в сторону ужесточения, например, сокращать время продажи алкоголя.

    Расскажем подробнее, со скольки и до скольки продают алкоголь в Москве и Московской области в 2019 году и что грозит нарушителям правил реализации вина, водки и других «горячительных» и слабоалкольных напитков.

    Федеральный контроль алкогольного оборота

    Основным документом, вокруг которого строится вся нормативно-правовая система регулироваться производства и продажи алкоголя, является Федеральный закон от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции (в редакции Федерального закона от 07.01.1999 N 18-ФЗ) (с изменениями на 27 декабря 2018 года) (редакция, действующая с 1 января 2019 года)»

    К алкогольной и спиртосодержащей продукции закон относит товары, концентрация в которых этилового спирта выше 0,5% от готового объёма. Определение понятий:

    • алкогольная: крепкие напитки (водка, коньяк, виски), вино, шампанское, ликёры, пиво, сидр, медовуха и др.;
    • спиртосодержащая: пищевая (виноматериалы, сусло) и непищевая с долей этилового спирта выше 0,5% от готового объёма.

    Сбыт в розницу крепкого алкоголя в точках по предоставлению услуг общественного питания производится только организациями. Это зарегистрированные в Москве и области юридические лица. Розничная продажа пива, вина, шампанского, сидра в магазинах и в точках по предоставлению услуг общепита разрешена организациям и ИП.

    Для свободного сбыта алкоголя реализатор обязан оформить лицензию на проведение данного вида деятельности. Покупатель обладает правом запросить у продавца предоставить документ со штрихкодом, несущим информацию о регистрации в ЕГАИС.

    Противозаконна продажа алкоголя несовершеннолетним (п.2 ст.16 ФЗ). Продающая сторона вправе потребовать у молодого покупателя предоставить любой документ, определяющий возраст: паспорт, водительское удостоверение, вид на жительство, диппаспорт, временное удостоверение личности и др.

    Нормы закона запрещают продавать алкоголь в зданиях, если там выполняется:

    • образовательная работа (д/с и школы муниципальные и частные, профлицеи и др.);
    • медицинская работа;
    • культурные или спортивные мероприятия;
    • на территориях, примыкающих к перечисленным строениям. Границы прилегающей зоны размечаются на месте органами региональной власти.

    Запрещен сбыт алкоголя:

    • в транспорте, на остановках, в зонах воздушного и железнодорожного пассажиропотока, на АЗС и прилегающих к ним участках;
    • в местах с большой численностью людей при проведении массовых мероприятий.

    Актуальный в наше время вопрос для продавцов и покупателей: со скольки часов продают в 2018 году алкоголь, прописан в п.9 ст.16 ФЗ. Ограничение розничной продажи наступает с 23 ч до 8 ч следующего дня по местному времени.

    Не затрагивает запрет ФЗ:

    • места, предоставляющие услуги общепита. Продажа алкогольных напитков происходит обязательно в распакованной таре или на разлив;
    • на бортах кораблей и самолётов с использованием прав ЕАЭС;
    • в торговых точках беспошлинной продажи товаров.

    Бытующее мнение, что в больших торговых центрах, таких как Ашан, Перекрёсток, Бристоль, Магнит, Лента и др., разрешен ночной сбыт алкоголя, противоречит действительности. Все организации, занимающиеся оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязаны подчиняться закону и выполнять его.

    ФЗ даёт право региональной законодательной власти вводить усиливающие запреты на время продажи алкогольного товара. Чтобы узнать, до скольки продают алкоголь в Москве и Московской области и со скольки продают алкоголь в Москве (2019 год), необходимо обратиться к местному региональному законодательству.

    Ограничение продажи алкоголя в Москве

    Опорным документом, регулирующим правила и время продажи алкоголя в Москве в 2018 году, является постановление Правительства Москвы от 28.12.2005 г. № 1069-ПП о мерах по соблюдению и контролю правовых актов РФ в сфере оборота алкоголя. Постановление обязывает к принятию и исполнению на территории Москвы закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 г. и на его основе регулируется продажа алкоголя в Москве. Время запрета продажи в столице: с 23 ч вечера и до 8 ч утра следующего дня.

    Постановление не только регламентирует, со скольки продают алкоголь в Москве, но и лимитирует расстояние, на котором запрещена розничная торговля алкогольной продукции:

    • до детских садов, школ, профлицеев - 100 м. Расстояние для пунктов, осуществляющих услуги общепита - 25 м;
    • до спортивных сооружений, медучреждений, мест входа/выхода в подземное метро, железнодорожных станций, зданий аэропортов и вокзалов - 25 м.

    Обновление информации: в канун майских праздников московские власти приняли решение ограничить продажу алкоголя в Москве с 29 апреля по 2 мая, а также 9 мая в местах массового скопления людей - на праздничных мероприятиях, в парках, скверах и пешеходных улицах.

    Ограничение продажи алкоголя в Московской области

    Рабочим нормативным документом, регламентирующим розничную продажу алкоголя в Московской области, является закон МО № 40/2012-ОЗ от 27.04.2012 г. с изменениями на 21.12.2017 г.

    В предыдущей версии закона статья 6 вводила дополнительное вето на сбыт алкоголя с 21 ч до 11 ч следующего дня по местному времени.

    В декабре 2017 г. ст.6 была упразднена и время продажи алкоголя в Московской области закрепилось на федеральном уровне. Продажа алкоголя в МО ограничена ночными и утренними часами, как и продажа алкоголя в Москве. Время в 2018 году, запрещающее розничную реализацию «горячительных» и слабоалкогольных напитков в области, установлено с 23 ч до 8 ч утра следующего дня.

    Ответственность за нарушения

    Игнорирование норм реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции (если не влечёт за собой уголовного деяния) попадает под административную ответственность ст.14.16 КоАП РФ № 195-ФЗ от 30.12.2001 г. Данные нормы

    За распространение алкоголя в местах продаж в ночное время (касается всех регионов, включая Москву и Московскую область), штраф:

    • должностным лицам - 20 000 - 40 000 руб. плюс полное изъятие алкогольной продукции;
    • юридическим лицам - 100 000 - 300 000 руб. плюс полное изъятие алкогольной продукции.

    Продажа алкоголя несовершеннолетним накладывает штраф:

    • должностным лицам - 100 000 - 200 000 руб.;
    • юридическим лицам - 300 000 - 500 000 руб.

    Алкогольная реализация без разрешающих на то документов:

    • должностные лица - 10 000 - 15 000 руб. плюс полное изъятие алкогольной продукции;
    • юридические лица - 200 000 - 300 000 руб. плюс полное изъятие алкогольной продукции.


    Стоит ли сокращать время продажи?

    Практически каждый год поднимается вопрос об ужесточении требований к продаже алкоголя в Москве. Время хотят сократить в расчете на снижение потребления алкогольной продукции населением. Минздрав РФ неоднократно выступал и с более радикальными предложениями, в частности, полностью запретить продажу алкоголя по выходным.

    Однако эксперимент, который проходил в Московской области, где время продажи алкоголя сократили, показал, что ужесточение требований на объемах потребления водки и пива сильно не сказывается, а наоборот питает рынок нелегальной продажи алкоголя.

    А как вы считаете, со скольки необходимо продавать алкоголь в Московской области и Москве и до скольки? Напишите свое мнение в комментариях.

    Закон о продаже алкоголя, он же Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ, был принят в России не случайно. Как не прискорбно, наша страна находится в топе мировых рейтингов по употреблению алкоголя. Ни для кого не секрет, что алкоголизм является одной из важнейших проблем нашего общества, и различные представители власти также регулярно акцентируют на этом внимание.

    Одним из наиболее эффективных рычагов снижения количества алкоголя, в среднем потребляемого по стране, является ограничение его продажи на законодательном уровне. В связи с тем, что подобного рода меры уже были приняты, вопрос о том, когда запрещено продавать алкоголь, интересует и лиц, которые занимаются его сбытом, и лиц, которые планируют его потреблять. Конечно, существует специальный закон о продаже алкоголя, однако далеко не все удосуживаются открыть его и разобраться во всем. Ниже приведена вся информация в более доступной и понятной форме.

    Понятие «алкоголь»

    Для того, чтобы грамотно использовать и руководствоваться законом о продаже алкоголя, необходимо четко уяснить, что именно подпадает под понятие «алкогольный напиток». Интересующий нас закон — это Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ. По факту, все напитки, в которых содержится 0,5 % этилового спирта или же продукты его брожения, официально являются алкогольными — ст. 2 ФЗ-171. Однако, есть небольшое поступление. Под это понятие не попадает вся продукция, в которой процентная доля спирта не превышает 1,2%. В примеру, в подобных незначительных количествах алкоголь может содержаться в кисломолочной продукции(кефир, тан, кумыс), а также в квасе. Стоит отметить, что некоторые виды кваса содержат даже больше спирта, чем 1,2%, однако к алкогольным напиткам их все равно не причисляют.

    По видам продукции

    Кроме того, под действие закона о продаже алкоголя не подпадает вся продукция, которая официально позиционируется, как безалкогольная, и прошла соответствующую проверку. Наиболее распространенными вариантами таковой являются безалкогольное пиво и безалкогольное вино. В них, обычно все же присутствует этанол, однако его доля редко превышает половину процента, а потому под действие указанного ФЗ такие напитки не подпадают.

    Основной перечень алкогольных напитков указан в вышеназванном федеральном законе и иных подзаконных актах. Если проще — любая жидкость, в которой содержится спирт, официально является сферой действия закона о продаже алкоголя. В частности:

    • вино;
    • ликер;
    • портвейн;
    • виски;
    • коньяк;
    • водка;
    • бренди;
    • абсент;
    • текила;
    • кальвадос;
    • любые настойки на спирту;
    • пиво.

    Пиво

    На пиве стоит остановиться отдельно. Многие, почему то, полагают, что пиво не подпадает под действие закона о продаже алкоголя по причине низкого содержания спирта в нем. Тоже самое часто думают и о различной слабоалкогольной продукции, энергетических напитках на основе алкоголя, и так далее. Как правило, содержание спирта в таких напитках находится на уровне 3-4% или даже выше, так что никаких оснований делать для них исключение нет. С юридической точки зрения именно рассматриваемого закона продажа 3,5-процентного пива равнозначна продаже 70-процентной чачи. Но нужно понимать, что для продажи пива есть исключения, указанные в других нормах. Поэтому если решили заняться розничной торговлей пива — изучайте законодательство более внимательно, в частности ФЗ-289 .

    Нормативная база

    Закон о продаже алкоголя, в который в 2019 году, кстати, были внесены новые поправки (вступили в силу с 06.08.2017), является основным нормативным актом, который регламентирует реализацию любых спиртных напитков.

    Одним из самых важных пунктов этого закона является ограничение возраста лиц, которым можно продавать алкоголь. В любых инстанциях он составляет 18 лет. Исключение сделаны лишь для тех случаев, когда человек официально вступил в брак, или же открыл собственное частное предприятие. В таких случаях он официально считается взрослым, и способным нести ответственность за свои действия. Однако даже в случае предъявления, например, свидетельства о браке продавцы в магазинах очень часто отказывают клиенту в продаже спиртного.

    Требования к помещению и документам

    Еще одним весьма интересным пунктом закона является ограничение площади помещений, в которых может реализовываться алкоголь. Закон о запрете продажи алкоголя возбраняет реализацию спиртных напитков в заведении, площадь которого меньше 50 метров квадратных. Вне городской черты это ограничение уменьшается до 25 метров квадратных. Эту информацию регулируют разные статьи закона, но фактически для понимания стоит сразу изучать 278-ФЗ — именно в нем прописаны основные поправки, касающиеся изменений в части помещений.

    Стоит отметить, что желающих обойти закон о продаже алкоголя в России всегда хватало. Распространенной схемой является попытка купить алкоголь через интернет. При этом, курьер привозит клиенту не только непосредственно напиток, но также договор об аренде, который является прикрытием. Согласно этому документу алкоголь якобы передается лицу в прокат в качестве декоративного элемента. При этом, согласно договору получатель не имеет право повреждать или вскрывать его. Тем не менее, сейчас эта схема уже без проблем раскусывается сотрудниками правоохранительных органов. Договор об аренде признается тем, что составлялся для сокрытия реального договора купли-продажи, после чего компанию – реализатора привлекают к ответственности. В некоторых случаях привлечь могут даже покупателя, если он непосредственно принимал участие в осуществлении схемы, полностью осознавая тот факт, что это незаконно.

    Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.