Аристотель: краткая биография, философия и основные идеи. Философская система Аристотеля

Который жил в классический период. Его учителем является Платон. Аристотель - воспитатель Александра Македонского.

Философия Аристотеля сложна и полезна. Великий философ задавался не только вопросами мироустройства, но и самого человека. Много времени он посвятил искусству выступлений - риторике.

С семнадцатилетнего возраста великий мыслитель трудился и учился в Академии Платона. Платон был его непосредственным учителем. Пробыв в Академии двадцать лет, он переехал в город Пеле, где его воспитанником и стал Александр Македонский. Далее он основал собственную школу, в которой работал до самой смерти. Школа эта называлась - Ликей.

Самые известные работы данного философа:

  • "Риторика";
  • "Метафизика";
  • "Политика";
  • "Поэтика";
  • "Органон".

Философия Аристотеля

Он оставил немало работ, которые помогли данной науке не только развиться, но и перейти на более высокий уровень. Философия Аристотеля может быть разделена на три вида:

  • теоретическую - она изучает проблемы бытия, его всевозможные сферы, причины разного рода явлений, происхождение сущего;
  • практическую - изучает устройство государства, а также деятельность человека;
  • поэтическую.

Также выделяют и четвертый вид - логику.

Философия Аристотеля имеет много общего с Часто первый критиковал своего учителя. Особенно это касалось вопросов бытия - Аристотель был против чистых идей, так как считал, что вещи напрямую зависят от того, в каком состоянии находится мир, а так же полагал, что в мире все уникально, а подобного не существует.

  • тиранию;
  • монархию;
  • аристократию;
  • крайнюю олигархию;
  • охлократию;
  • политию.

Все типы государства он подразделял на «дурные», также на «хорошие». Стоит отметить, что самой лучшей формой государства он считал именно политию.

Философия Аристотеля кратко

Великий философ Аристотель вкратце

Введение

Философия Аристотеля родилась из его стремления трансформировать сократо-платоновскую философию познания в объясняющую окружающий мир теорию. Отправной точкой его философии, являлась убеждённость в том, что цель науки можно достичь лишь указанным Сократом способом — посредством состоящего из понятий познания. Он относил себя к платоновской школе именно вследствие этой убеждённости. Однако Аристотель превзошёл Платона, так как осознал, что учение об идеях не может в полной мере объяснить практическую действительность. С точки зрения Аристотеля идеи не могут рассматриваться в отрыве от явлений воспринимаемой действительности. Он считает, что идеи надлежит рассматривать как сущность, определяющую содержание вещей и изначально находящуюся в них.

Бэкон полагал, что основной целью Аристотеля было опровергнуть философов прошлого, и что именно для этого он рассматривал их учение. На деле же критика Аристотеля достаточно сдержанна и беспристрастна, так как он стремится не исказить мысли великих философов прошлого, но дать им верную трактовку.

Взгляды Аристотеля на материю и её формы
В аристотелевской философии форма и материя — основы, дающие начало всем вещам. Сталь — материя относительно меча, из которой его выковывают, при этом сталь является формой для элементов её образующих.
Взгляды Аристотеля на строение мира чем-то схоже на китайскую концепцию единства противоположностей инь-ян, а также на концепцию 5 первоэлементов, образуемых различным сочетанием этих противоположностей. Иными словами, Аристотель называет основой мира первоматерию, образованную противоположностями тепло-холод и сухо-влажно. Соединяясь в разных вариациях эти свойства, порождают 4 первоэлемента — воздух, огонь, воду и землю. К ним Аристотель добавляет новый элемент — эфир, образующий небо и небесные тела.

Эти элементы, как и всё в природе, постоянно двигаются и изменяются. Движение это, Аристотель подразделял на такие формы, как:
1. по сути (рождение и смерть);
2. по качеству (трансформация);
3. по количеству (больше и меньше);
4. по расположению (изменение положения в пространстве).

События в природе
По аристотелевской философии, каждое событие в природе включает в себя цель своего возникновения. В философии существует такое понятие, как теология (от греч. «talos» - цель). Согласно этому понятию всё в мире имеет цель. Рассматривая это понятие, Аристотель пришёл к умозаключению, что форма существует прежде материи, примерно как чертёж архитектора появляется раньше, чем само здание.
Также Аристотель выводит понятие некоего космического разума, который является первопричиной всего и приводит мир в движение, как мы заводим часы. Однако при этом Аристотель не даёт ему никакой этической оценки, а связывает с движением небесных тел.
Платон полагал, что первична идея, а Аристотель считал, что невозможно существование идеи без материи к ней относящейся.

Логика и познание
С точки зрения Платона познание возможно либо через чувства, либо посредством ума. С точки зрения аристотелевской философии познание тоже возможно посредством чувств, однако, объективно знание невозможно постигнуть посредством одних лишь ощущений, так как мир постоянно меняется, а формой абсолютного знания являются только те понятия, которые способны полностью постигнуть суть вещи.
Аристотель смог сформулировать теоретические аспекты мышления, применив три категории: понятие, суждение, умозаключение. Причём он разделял знание на два типа: точное знание и мнение. Точное знание возможно получить только с помощью логики.
Считается, и не без оснований, что именно Аристотель сформулировал основные положения формальной логики. Согласно Аристотелю, логика — это приход к одним умозаключениям от других согласно их логической форме. Он исследовал терминологию логики, теорию выводов, обоснований, логических действий и пришёл к тому, что смог вывести основополагающие правила мышления.

Сформулированные им принципы логики гласят:
1)принцип схожести — понятие не должно менять значение в ходе рассуждений;
2)принцип противоречия — не противоречь сам себе;
3)принцип исключённого третьего — «истинно либо рассуждение А либо рассуждение В и третьего не дано».

Этические взгляды в философии Аристотеля
Название этики происходит от слова «этос» - обычай, нрав, характер, образ мыслей. Само это название принадлежит Аристотелю, так, трактат «Никомахова этика» адресованный сыну был посвящён этике.
Согласно Аристотелю благо — это цель, желание человека, а так как люди разные, то и понятии блага для каждого своё, например, для грубого человека благо заключается в удовольствиях, для мудреца в познании, а для честолюбивых благо заключается в славе.

Изучив неудачный опыт Платона в плане создания совершенного государства Аристотель пришёл к выводу, что нравственность и морально-этические качества следует воспитывать с раннего возраста. Согласно его воззрениям образование должно дать знания, с помощью которых человек сможет различить ложное и истинное, а нравственное воспитание позволит отличить добро от зла.

Также Аристотель вычленил 11 этических качеств, нужных для развития гармоничной личности. Это такие качества как: мужество, достоинство, скромность, великодушие, искренность, предупредительность, постоянство, доброжелательность, беспристрастность, честолюбие, доброта, благородство. Согласно Аристотелю нравственным можно назвать человека, который применяет разум, используя добродетели.

Политика в философии Аристотеля
В аристотелевской философии главной целью нравственного развития провозглашается государство, при этом основой государства считается семья. Отношения в семье по Аристотелю должны быть такими: глава семьи муж, но это не должно ущемлять жену в бытовых вопросах. Также согласно аристотелевской философии власть мужа над детьми должна быть больше чем власть над женой. При этом философ оправдывает рабство и вменяет рабам покорно выполнять приказы хозяина, так как, по его мнению, племена варваров в отличие от эллинов являются существами низшего сорта.

Разрастаясь, семьи начинают образовывать общины, а общины, объединяясь, образовывают государство. Высшая цель государства — счастье всех граждан, однако, так как счастье может дать только добродетель, то государство обязано воспитывать в своих гражданах добродетельность и нравственность. Исходя из этого государство — это сообщество людей, объединённых для общей нравственной деятельности с тем, чтобы выработать идеальное жизненное устройство.

Труд Аристотеля «Политика»
В своём труде «Политика», посвящённом политическому устройству, Аристотель выступает против крайнего идеализма, также он пропагандирует частную собственность, воспитание юношества, а также считает, что для выработки добродетели и нравственности людям нужен досуг, а значит, физическую работу стоит переложить с полноправных граждан государства на рабов.

Также в «Политике» Аристотель описывает три основные формы устройства государства: монархия (власть одного человека), демократия (управляет народ) и аристократию (государством управляет группа избранных граждан). Помимо этого он указывает, что каждая из трёх указанных форм государственного устройства имеет свои преимущества и недостатки. Причём, если начинают преобладать недостатки, то каждая из форм превращается в свою «неправильную» версию. Так, монархия вырождается в тиранию, демократия во власть толпы или охлократию, а аристократия превращается в олигархию.

Философ также упоминает три основные социальные группы: очень богатые, зажиточные и очень бедные люди. При этом он враждебно относится к первой и третьей социальной группе, так как они антагонистичны по своей сути и при достижении перевеса той или иной группы устанавливается соответствующий государственный строй (олигархия или же охлократия).

С особенной враждебностью Аристотель относится к очень богатому социальному слою. По его мнению, эта прослойка стремиться не к счастливой жизни, а к жизни вообще, делая своей целью наживу и нарушая при этом все и всяческие законы. По мнению философа идеальным является такое государство, в котором средний социальный слой представлен в подавляющем большинстве. Самое же главное при этом не давать ни одному гражданину чрезмерных прав и власти. Заслуживает внимания мысль философа о невозможности создать совершенное государство, не создав совершенных граждан.

Значимость Аристотеля для потомков
Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод, что заслуга Аристотеля заключается, не только в дополнении философских идей Платона материалистическим взглядом на происхождение и устройство мира, но и в формировании фундамента философской науки. При этом стоит отметить, что и Аристотель и Платон намного опередили своих современников. Особо стоит упомянуть труды Аристотеля, посвящённые политическому устройству, которые можно смело назвать актуальными и сейчас, в частности заслуживают внимания мысли философа относительно чрезмерной власти в руках какой-либо социальной прослойки общества. Восхищает и то, что философия Аристотеля пронизывает буквально все его исследования: от физики и метафизики, до этического воспитания и политического устройства.

Но не только в философии и политике известны труды Аристотеля, немало он сделал и для литературы, описав еще в античности все актуальный и сегодня роды литературы. По сути, им было создана система родов и жанром в том виде, в котором она существует и поныне, за это один из великих мыслителей также заслуживает отдельной благодарности.

Еще мнение по поводу гениального философа

Среди разнообразных учений античного мира философия Аристотеля, кратко изложенная, стоит на особом месте. С одной стороны, на ее формирование большое влияние оказали труды Платона, которого великий ученый считал для себя главным авторитетом. С другой стороны, Аристотель полностью переработал теорию своего учителя и во многом был не согласен с ним. Вступая в полемику с учением Платона, он в первую очередь подвергает критике созданную им теорию «эйдосов» - нематериальных воплощениях, прообразах вещей. Таким образом, философию Аристотеля, кратко изложенную, следует рассматривать в неразрывном единстве с теориями других философов.
Для Аристотеля первичным всегда был именно материальный, объективный мир. По его мнению, сущность находится только в самой вещи, и смысл познания - в изучении, познании вещи через нее. Для этого Аристотель вводит специальную антитезу между материей и формой. Вся природа поэтому для ученого - это череда последовательных переходов из материи в форму и обратно. При этом материя у Аристотеля пассивна, активной он считал только форму. Первоисточник любого движения для него - бог.
Интересно разделение Аристотелем существования (бытия) на единичное и общее. Единичное - существующее в данный момент времени в данном месте, общее - то, которое находится везде в пространстве, и в любое время. Постигнуть общее бытие можно только посредством ума, и именно оно (бытие) является предметом изучения науки.
Главный труд Аристотеля, в котором он излагает свои взгляды на понимание сущности философии - это «Метафизика». В нем он ставит следующий вопрос: «Какими причинами должна заниматься философия?». По мнению Аристотеля, высказанному в этом труде, предметом философской науки является существующая реальность как единое целое. Он считал, что многие науки намного важнее и нужнее для людей, чем философия, но отмечал, что она стоит выше всех наук.
Аристотель первым разделил науки на три категории:
1. практические - политика, этика;
2. теоретические - математика, физика, метафизика;
3. творческие - поэзия, риторика.
Он дал полное объяснение событию или явлению, которое, как считал Аристотель, обусловлено четырьмя причинами: материальной, целевой, формальной и движущей.
Наследие Аристотеля огромно, значение его неоценимо. Он создал логику и заложил начало других наук. Творческий размах великого ученого античного мира поражает до сих пор.

Имя великого грека Аристотеля знает каждый школьник и студент. Оно встречается им на страницах учебников по математике, философии, истории, геометрии. Также Аристотель знаменит своими сочинениями, собственной философской системой и прогрессивными идеями, а также личным знакомством с Александром Македонским.

Детство и юность

Аристотель появился на свет в македонском городе Стагире в 384 или в 383 году до нашей эры в семье врача Никомаха, который служил при дворе царя Аминты Третьего. Отец был родом с острова Андрос, а мать будущего философа – Фестида – с Халкиды Эвбейской. Род отца был одним из самых древних в Элладе. Никомах настоял на том, чтобы Аристотеля и остальных детей обучали с ранних лет, что считалось нормальным для знатных семейств того времени. Благородное происхождение и высокий статус отца сослужили ему службу, когда его родители в 369 году до нашей эры умерли. Аристотеля усыновил муж его старшей сестры, которого звали Проксен. Именно он настоял на том, чтобы племянник продолжил свое обучение, и всячески этому способствовал. От отца Аристотель унаследовал интерес к медицине, биологии и естествознанию. Проводя много времени при дворе Аминта Третьего, мальчик общался с его сыном – Филиппом, который позже стал новым македонским царём под именем Филипп Второй.

Отец оставил сыну приличную сумму денег, которые пошли на обучение Аристотеля. Проксен покупал мальчику книги, в том числе и самые редкие. Опекун и воспитанник были очень близки, и эту дружбу Аристотель пронес через всю жизнь. После смерти опекуна он делал все, чтобы семья Проксена ни в чем не нуждались.

Формирование мировоззрения и философских идей

Отец Аристотеля написал несколько сочинений по медицине, которыми зачитывался мальчик в юности. Также среди наследия Никомаха были его личные наблюдения, описывавшие органическую и неорганическую природу. Эти сочинения способствовали формированию мировоззрения мальчика, которое продолжало развиваться под влиянием следующих факторов:

  • Аристотель постоянно слушал при дворе и в семье рассказы о , и других мудрецах из Афин.
  • Проксен заставлял мальчика много читать книг по естествознанию и передавал ему свои личные знания и мудрость.
  • После переезда в Афины в 367 году до нашей эры Аристотель стал изучать труды Платона.
  • Также он знакомился с философскими сочинениями других греческих философов и мудрецов.
  • Продолжая своё образование, Аристотель учился в Афинах – центре политической, общественной, культурной и научной жизни древней Эллады.

Аристотель обладал острым умом и отличной памятью и довольно скептически относился к философским концепциям и идеям Платона. Молодой человек не поддался обаянию старого грека, несмотря на то, что в детстве восхищался Платоном и считал его своим учителем.

Огромное влияние на Аристотеля оказывала среда, в которой он вырос. С юных лет Аристотель привык жить красиво, ни в чем себе не отказывая. Поэтому его кодекс поведения отличался от образа жизни древнегреческих философов и историков.

В первую очередь, Аристотель делал все, что хотел, не терпя никаких ограничений. Он ел и пил, что хотел, одевался совсем не так, как другие греки, увлекался женщинами, тратил на них большие средства. При этом женщин он не оценивал слишком высоко и этот факт совсем не скрывал.

Отказ от аскетического образа жизни философа, к которому так привыкли афиняне, отвернули от Аристотеля жителей Афин. Они отказывались признавать его настоящим философом, не считая его равным Платону. Последний, впрочем, несмотря ни на что, отдавал должное острому уму и идеям Аристотеля.

Подобный образ жизни привел к тому, что грек потратил состояние, которое осталось от отца. Биографы Аристотеля говорят о том, что философ решил стать дрогистом. То есть, заняться собиранием лекарственных трав и изготовлением зелий на продажу. По другой версии, Аристотель не тратил состояние, а занимался медициной и зельями, поскольку хотел помогать больным. Скорей всего, это и вызвало зарождение слухов о том, что Аристотель спустил все деньги на кутежи и женщин.

Платоновский период

Два великих грека познакомились уже тогда, когда Аристотель сформировал собственную философскую концепцию, а Платон уже был знаменит в эллинском мире. Его авторитет был неопровержим, но это не мешало Аристотелю критиковать своего учителя, спорить с ним и любить его. Рядом с Платоном Аристотель был 17 лет, которые были наполнены разными событиями. Ученика часто упрекали в неблагодарности к Платону, но сам Аристотель говорил, что вынужден выступать против своего учителя. В его стихах и сочинениях биографы находят подтверждение этой версии.

В одном из своих сочинений Аристотель говорил, что ради истины обязан критиковать Платона и оспаривать его тезисы. При этом в каждой полемике ученик всегда был почтителен с учителем. Насмешки доставались другим. Например, старцу-софисту Исократу, в лице которого Аристотель изобличал всех софистов и насмехался над ними.

Почти двадцать лет ученик находился в Академии Платона. В это время он практически не интересовался политической жизнью Афин. После смерти Платона в 347 году до нашей эры Аристотель и Ксенократ решили покинуть город, поскольку имущество и управление Академией перешли в руки Спевсиппа.

За пределами Афин

Греки отправились в Малую Азию, где остановились в городе Атарнея, которым управлял тиран Гермий. Это был ученик Аристотеля, воспитанный на его идеях и философии. Гермий, как и его учитель, стремился избавить греческие полисы в Малой Азии от владычества Персии. Некоторые современники Аристотеля считают, что философ приехал к тирану не с личным визитом, а с дипломатической миссией.

Тирана Гермия вскоре убили по приказу персидского царя Артаксеркса. Убийство Гермия стало ударом для Аристотеля, который потерял не только друга и ученика, но и союзника в борьбе за независимость полисов. В дальнейшем он посвятил ему два стихотворения, в которых воспел добродетели Гермия.

В Атарнее Аристотель провел три года, женился на приёмной дочери Гермия – Пифиаде, сблизившись с ней после смерти её отца. Вместе с ней, спасаясь от персов, Аристотель бежал из Атарнеи на остров Лесбос в город Митилен. В браке философ с Пифиадой прожил всю жизнь, пережив ее на несколько лет. У пары была дочь, которую назвали в честь матери. Друг Аристотеля Ксенократ в это время вернулся в Афины. Пребывание на Лесбосе не продлилось долго. Философ вскоре получил письмо от Филиппа Второго, который после смерти своего отца возглавил Македонию. Филипп приглашал Аристотеля стать воспитателем его сына – Александра.

Македонский период

Точная дата приезда Аристотеля в Пеллу – столицу Македонии – неизвестна. Скорей всего, это произошло в конце 340-х гг. до нашей эры. Здесь философ пробыл восемь лет, из которых три года отдал воспитанию наследника престола. Аристотель в обучении Александра отдавал предпочтение героическим эпосам и поэзии того времени. Особенно македонскому принцу нравилась Илиада, в которой идеальным героем для Александра стал Ахиллес. Процесс воспитания и обучения закончился в тот момент, когда Филиппа Второго убили, и Александр стал новым правителем Македонии.

Одновременно с обучением, Аристотель занимался наукой, развивал свои идеи, наблюдал за природой. И Филипп, и Александр выделяли большие деньги для того, чтобы грек ни в чем не нуждался. Став правителем, Александр отдал распоряжение о том, чтобы придворные доставляли ученому редкие виды животных, растений, трав, деревьев. При дворе македонского царя Аристотель пробыл до тех пор, пока правитель страны не отправился в поход в Азию. После этого философ собрал свои вещи и отправился в Афины. В столице вместо грека остался его племянник Каллисфен, который был воспитан в духе аристотелевской философии и мировоззрения.

Как и все, что связано с Аристотелем, пребывание в Македонии опутано слухами и тайнами. Современники философа говорили о том, что он много времени проводил в походах с Александром, когда тот стал завоевывать мир. Биографы же утверждают, что таких поездок не было, а все наблюдения за редкими животными, жизнью других народов Аристотель делал во время пребывания при македонском дворе.

Возвращение в Афины

После Македонии Аристотель в возрасте 50 лет в сопровождении жены, дочери и воспитанника Никанора вернулся в родной город Стагир. Он был полностью разрушен во время греко-македонских войн. Стагир восстановили на деньги Александра Македонского, отец которого и приказал сравнять Стагир с землей. За это жители города построили здание для Аристотеля, чтобы он тут учил своих сторонников. Но Аристотель отправился дальше – в Афины. Здесь философ открыл собственную философскую школу, которая находилась за чертой города, поскольку Аристотель не был полноправным гражданином этого греческого полиса. Школа находилась в Лике, где занимались афинские гимнасты. Школа располагалась на территории рощи и сада, в котором были построены специальные крытые галереи для прогулок. Такое строение в Древней Греции называлось перипатос, отсюда, скорей всего, и возникло название школы Аристотеля – перипатическая.

В Афинах, вскоре после переезда, умерла Пифиада, что стало ударом для философа. В ее честь он построил мавзолей, куда приходил оплакивать почившую супругу. Спустя два года он снова женился на рабыне Гарпимиде, в браке с которой у него родился сын Никомах.

Занятия в школе Аристотель проводил два раза в день – по утрам, беседуя с учениками о самых трудных предметах и философских проблемах, и по вечерам, обучая тех, кто находился только в начале философского познания. Были в школе банкеты, куда ученики приходили только в чистой одежде.

Именно в Афинах были написаны основные произведения и сочинения Аристотеля, который получил прекрасный шанс излагать свои идеи ученикам.

В конце правления Александра Македонского произошло охлаждение в его отношениях с Аристотелем. Македонский царь провозгласил себя богом и требовал соответствующих почестей от приближенных. Не все соглашались делать это, и Александр казнил их. Среди жертв гордыни Александра был и Каллисфен, который после отъезда дяди в Афины стал личным историографом царя.

Смерть Александра Македонского вызвала в Афинах восстание, философа обвинили в неуважении к греческим богам. Над греком должен был состояться суд, но его Аристотель не дождался и уехал в Халкид. Здесь он скончался в 322 году через два месяца после приезда. Управление школой в Афинах перед путешествием философ оставил Теофрасту.

Практически сразу после кончины Аристотеля появился слух о том, что грек совершил самоубийство. Эта неправдоподобная версия возмутила учеников философа, которые знали, что Аристотель всю жизнь выступал против самоубийства.

Похоронили философа в Стагире, где местные жители построили выдающемуся земляку шикарный мавзолей. К сожалению, здание до наших дней не сохранилось. Никомах – сын Аристотеля – готовил сочинения отца к изданию, но умер в молодом возрасте. Пифиада три раза была замужем, воспитывала троих сыновей, младшего из которых звали Аристотель. Именно он длительное время возглавлял школу своего знаменитого деда, заботился об учениках, сторонникахи сочинениях Аристотеля-старшего.

Наследие философа

Грек писал очень много трудов, о чем свидетельствуют записи в античных каталогах. До наших дней сохранилась совсем небольшая часть произведений философа. К ним относятся:

  • «Политика».
  • «Законы».
  • «Государственные устройства».
  • «Этика Никомаха».
  • «О философии».
  • «О справедливости» и другие.

Философские идеи Аристотеля

Его считают универсальным ученым, человеком энциклопедических знаний, который изучал логику, этику, психологию, физику, биологию, математику. Он изучал место, которое философия занимает среди наук. Под философией Аристотель понимал комплекс научных и теоретических знаний о действительности. Среди основных идей, которые в своем учении разрабатывал Аристотель, стоит отметить:

  • Человеческое мышление и мир – сложные, многосторонние явления.
  • Суть человеческого мышления – самый главный предмет философии как науки.
  • Существуют понятия «первая философия», под которой Аристотель понимал метафизику, и «вторая философия», ставшая потом физикой. Метафизику интересует только то, что существует всегда и везде. Любопытно, что метафизика – это все сочинения, написанные Аристотелем после произведения «Физика». Термин «метафизика» использовал не сам философ, а его ученик Андроник, дословно это слово так и переводится «после физики».
  • Все сущее состоит из двух начал – материи и формы, которая является действующим и ведущим элементом.
  • Бог – это источник всего творческого и всего активного. Также Бог – это цель, к которой все сущее все время стремиться.
  • Душой обладают и люди, и растения, и животные, у которых душа имеет чувства. У растений душа – стимулирует рост. У людей душа обладает разумом.
  • Душа бестелесная, это форма живого тела, но не его внешняя форма, а внутренняя. Душа неотделима от тела, из-за чего не существует переселение душ.
  • Бог и первоматерия определяют границы мира, а также задают их.

В политической сфере Аристотель понимал человека как общественное животное. Его сферу жизни формируют государство, общество и семья. Государство у философа – это государственный деятель, который управляет людьми так, как того требуют обстоятельства, заботясь об их духовном, моральном и физическом развитии. Для государства самыми лучшими формами могут быть только:

  • Аристократия.
  • Монархия.
  • Умеренная демократия.

Обратными негативными сторонами таких государственных форм считаются охлократия, тирания и олигархия.

Существующие науки Аристотель поделил на три группы:

  • Поэтические, способные внести в жизнь человека прекрасное.
  • Теоретические, обучающие знаниям. Это математика, физика и первая философия.
  • Практические, отвечающие за поведение человека.

Благодаря Аристотелю в науке появилось понятие «категория». Философ выделял такие категории, как материя, которая рождается из первоэлементов; форма; время; цель; время, бытие; дедукция и индукция.

Аристотель считал, что знания человек получает, основываясь на собственных ощущениях, опыта и умений. Все эти категории можно проанализировать и сделать потом выводы (умозаключения). Знания человек получает только тогда, когда может применить их на практике. Если этого не происходит, то такие знания стоит называть мнение.

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) – ученик Платона. Аристотель занимался многими направлениями философии и является создателем: этики, логики, биологии. Основной труд – «Метафизика»:

Аристотель разработал учение о сущем и сущности. Сущее – совокупность единичных предметов, а каждое единичное имеет свою сущность, которая постигается умом, а не чувством. Сущность – вечна, неизменна; - ключ к пониманию сущего.

Аристотель разработал учение о четырёх первоосновных и высших причинах. Любая вещь обладает всеми четырьмя причинами:

1) Материальная причина – то, из чего сделана вещь;

2) Формальная причина – что это есть?

3) Движущая причина – откуда начало движения;

4) Целевая причина – ради чего сделана вещь.

Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались её признаками. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект - 9 предикатов.

На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности - индивидуального бытия, и второй сущности - бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание.

Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признавал среди основных девяти категорий только три - время, место, положение (или сущность, состояние, отношение).

Краткие выводы, сделанные Аристотелем:

Все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

Изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

Реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

Потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;

Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Классификация философии, данная Аристотелем

Теоретическая, изучающая проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);

Практическая – о деятельности человека, устройстве государства;

Поэтическую,

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика

Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души:

Растительная душа;

Животная душа;

Разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

По биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

Отличается от животных наличием мышления и разума;

Имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

Аристотель выделяет шесть типов государства:

Монархия;

Тирания;

Аристократия;

Крайняя олигархия;

Охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

Полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

1 внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;

2 дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

3 выделил 10 философских категорий;

4 дал определение бытия через категории;

5 определил сущность материи;

6 выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии;

7 внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).

Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.). Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой.

Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма - это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя - своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар - бог (или ум - перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства.

Краткие выводы, сделанные Аристотелем:

  • все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;
  • изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;
  • реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;
  • потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное;
  • высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Классификация философии, данная Аристотелем

  • теоретическая, изучающая проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);
  • практическая – о деятельности человека, устройстве государства;
  • поэтическую,
  • считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия

Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого – высказывания).

Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:

  • сущность (субстанция);
  • количество;
  • качество;
  • отношение;
  • место;
  • время;
  • положение;
  • состояние;
  • действие;
  • страдание.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.

По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и наличие единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия божия. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. И в самом деле: ведь ряд причин не может быть бесконечным или безначальным. Есть причина, сама себя обусловливающая, ни отчего не зависящая: причина всех причин. Ведь ряд причин никогда бы не закончился, если не допустить абсолютного начала всякого движения. Этим началом является божество как общемировая сверхчувственная субстанция.

Проблема души и человека в философии Аристотеля

Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души:

  • растительная душа;
  • животная душа;
  • разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

  • по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;
  • отличается от животных наличием мышления и разума;
  • имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

Именно последнее качество – потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

Аристотель дал анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него - к обобщенному представлению; от мнения через понятие - к знанию, а от непосредственно ощущаемого желания - к разумной воле. Душа различает и познает сущее, но она «немало времени проводит в ошибках» - «добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях безусловно труднее всего». Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта - в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики.

Классификация Аристотеля форм государства

Аристотель выделяет шесть типов государства:

  • монархия;
  • тирания;
  • аристократия;
  • крайняя олигархия;
  • охлократия (власть толпы, крайняя демократия);
  • полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).

Историческое значение философии Аристотеля

  • внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;
  • дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
  • выделил 10 философских категорий;
  • дал определение бытия через категории;
  • определил сущность материи;
  • выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии;
  • внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).