Дионис бог древней греции. Дионис - греческий бог виноделия

Культ Диониса

Дионис - в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза.

Культ вина в ходе европейской истории претерпевал самые фантастические трансформации. И одной из самых ярких его вариаций был культ Диониса в Древней Греции, а его кульминацией – менадизм, движение менад, самых верных и неистовых фанаток Диониса. Кроме того, что это было связано с вином, тут интересен тот факт, что это было проявление именно женской активности.

Менады («безумствующие»), они же фиады («неистовые»), они жевакханки (от римского имени Диониса - Вакх, или Бахус) – это главная армия Диониса, его самые верные, самые фанатичные последовательницы.

Почти всё последнее тысячелетие до нашей эры культ Диониса был неимоверно распространен по всему греческому миру. И особым энтузиазмом в служении ему отличались именно женщины. Мужчины присоединились к нему лишь в конце, когда дионисии стали официальными государственными праздниками. В VI в. до н.э. они были узаконены властями, чтобы хоть как-то обуздать эту женскую стихию. Собственно, менадами были обычные женщины - матери, жены, дочери, уходившие время от времени в отрыв, и повальный женский эскейп очень волновал всё мужское население Древней Греции.

Несколько раз в год греческие женщины собирались в толпы и бежали в леса и горы. Главное своё паломничество, раз в два года, зимой, менады совершали на гору Парнас.

Неистовое веселье, пляски, оргии

Чем они там занимались, в своих походах? Главная цель вакханалий, конечно, не разгул как таковой, это всё же религиозное движение, и менады в лесах совершали служения своему богу, молились, пели и плясали в его честь. Но на посторонний взгляд выглядело это довольно устрашающе.

В полуобнаженном виде, в шкурах животных и венках из виноградных листьев, с тирсами наперевес (тирс - длинный жезл, атрибут Диониса, обвитый лозой или плющом, с шишкой пинии сверху) – они носились по окрестностям, пугая стада и местное население. Опьяненные вином и безумными плясками, в полубессознательном состоянии они выхватывали голыми руками угли из костра, играли с живыми змеями, совершали ритуалы жертвоприношения животных, а также устраивали сексуальные оргии. Иногда с захваченными, а иногда и с добровольно присоединившимися к вакханалиям представителями противоположного пола. Хотя греки были уверены, что – с сатирами.

Жестокие и кровавые ритуалы

Танцы, пляски, скитания по горам и сексуальные игрища – этим, однако не исчерпывалась активность менад. Культ требовал отказа от всех и всяческих запретов, пробуждения в себе природных, животных начал. Все они были опьянены вином, но помимо этого, как считают историки, они находились под влиянием и более сильных наркотиков, подмешиваемых в вино. И плюс эффект толпы. В припадке массовой истерии они могли разорвать голыми руками быка и съесть сырым.

Кровожадность обезумевших вакханок, однако - это не какое-то природное качество греческой женщины, крови требовал сам культ Диониса, который руками своих последовательниц расправлялся со своими врагами. Греки верили, что боги активно вмешиваются в дела смертных, и жестоко мстят за свое непризнание. И Диониса, в общем-то, боялись, может быть даже больше, чем многих других богов. Это был не только бог вина и веселья, но и – бог, насылающий одержимость и безумие. Все, кто был вне культа, кто не поддерживал его, подвергались опасности, в том числе и со стороны его неистовых поклонниц, менад. Их ярость к врагам Диониса отражена во многих мифах. Вот, например, миф о гибели Орфея - они убивали не только быков.

По одной из версий, он воспевал богов, но пропустил Диониса, и мстительный бог наслал на него своих менад. По другой версии, Орфей стал свидетелем тайных мистерий менад. Но в любом варианте – они его растерзали на части. Как и царя Пенфея, который преследовал менад в лесах, чтобы вернуть свою одурманенную Дионисом мать. Знаменитая древнегреческая трагедия Еврипида «Вакханки» – об этой чудовищной истории – как менады растерзали Пенфея.

Причины менадизма

Почему они предавались культу Диониса так страстно? Существует несколько версий.

Психиатрическая версия Историки объясняют менадизм, во-первых, по аналогии с женским алкоголизмом – женская психика и физиология более уязвимы для наркотического и психогенного влияния, они легче попадают в зависимость. Менадизм иногда даже истолковывают как тип истерии. На сотнях найденных древних изображений - на красно-фигурной керамике и в скульптуре – танцующая менада напоминает человека в истерическом припадке. Тело и шея конвульсивно изогуты назад, голова сильно запрокинута.

Версия социо-психологическая А второе объяснение менадизма ещё проще. Вакхический культ освобождал женщин от повседневных забот, снимал с них путы размеренного быта, рвал оковы, связывающие их с обыденностью и скукой. Именно женщины, всё остальное время в году будучи достаточно законопослушными, в дни вакханалий бросали свои домашние обязанности, оставляли дом, мужа, детей, чтобы плясать до изнеможения и славить своего бога.

Этих версий недостаточно Эти версии причин менадизма не объясняют, однако, мистических, религиозных основ дионисийского культа. Видеть в вакханалиях только безумие или только эскейп – это видеть только внешнюю сторону дела. Менадизм вовсе не был случайным, эпизодическим явлением эдакого отпадения от цивилизованности отдельных «бесноватых» представителей греческого общества, склонных, например, к разврату и оргиям. И довольно поверхностным было бы истолковывать эти побеги женщин в леса исключительно как желание противостоять запретам и установленному порядку. Что-то от протеста тут было, но не это главное.

Должна быть ещё религиозно-мистическая версия менадизма Вакханалии были именно религиозным ритуалом, имели под собой очень мощную мистическую подоснову.

Жестокости требовал сам ритуал

Между неистовостью отправления культа Диониса и опьянением вовсе не было прямой связи. Люди становились безумными и рвали животных на части вовсе не в порыве первобытной дикости, и не потому, что они были «пьяны до безумия». С точностью до наоборот – жестокость кровавых акций была специально, сознательно, встроена в культ как важнейший ритуал, отправляемый менадами. Они рвали животных - как символ ужасной, жестокой смерти, которую когда-топретерпел их бог. Это было что-то вроде театрализованной инсценировки мифологических событий. Диониса разорвали и съели титаны, когда он принял облик быка – и столетия греческой истории прошли под знаком ритуала жертвоприношения быков и поедания их сырой плоти.

Смысл ритуала – религиозный экстаз

Но инсценировать смерть своего бога – не конечная цель ритуала, а лишь его внешняя сторона. Смысл его – глубже. Они пили вино и как «дар бога» («сок Диониса», «услада Вакха»), и - как «кровь бога». Они поедали мясо жертвенных животных - как «плоть бога». Это довольно сильно напоминает ритуалы причастия в христианстве. И не только в христианстве – во многих древних религиозных культах отправлялись подобные ритуалы, с одной и той же целью - напрямую соединиться со своим богом. Соединиться почти буквально, осязаемо – через его «кровь» и «плоть». Пить вино – «пить бога». Стремление более чем понятное - во все времена, во всех религиях самое сильное переживание верующего – почувствовать в себе бога, войти в контакт с богом, услышать «глас бога». (В христианстве - чудо «богоявления».) Естественно, что в обычном, нормальном, рассудочном состоянии духа невозможно добиться такого мистического восприятия реальности, необходимы были, как сейчас сказали бы, практики достижения «измененного состояния сознания». И для этого, в частности, им и нужно было вино - в функции опьяняющего напитка, освобождающего от оков разума и принятых норм поведения. Но не только вино.

Веселый и жизнерадостный бог Дионис пользовался у древних греков особой популярностью. Праздники, посвященные ему, отмечались с поздней осени и до весны. Часто эти они имели характер мистерий, а еще чаще плавно перетекали в банальные оргии.

Появление Диониса

Бог Дионис появился на свет от союза бессмертного и земной женщины. Некогда Зевс-громовержец не устоял перед красотой дочери фиванского царя, Семелы. Пребывая в романтическом настроении, пообещал он своей пассии выполнить любую ее просьбу. Поклялся он священными водами подземной реки Стикс, что исполнит волю Семелы, в чем бы она ни заключалась.

Прослышала о Семеле Гера. Яростью вспыхнули глаза бессмертной жительницы Олимпа. Явилась она Семеле и приказала:

Проси Зевса предстать перед тобой во всем величии бога-громовержца, правителя Олимпа. Если он действительно тебя любит, то не откажет в этой малости.

Не посмела Семела противиться приказу Геры и обратилась к Зевсу с этой просьбой. Поклявшемуся водами реки Стикс Зевсу выбора не осталось. Предстал перед Семелой отец богов во всем великолепии повелителя бессмертных и людей, весь в блеске своей славы. А в руках его сверкали молнии. Содрогнулся от ударов грома дворец фиванского царя. Вспыхнуло все вокруг, зажженное молнией правителя Олимпа. Понеслось пламя по дворцу, поглощая все на своем пути, зашатались стены, потрескались каменные плиты.

С криком упала на землю Семела, охваченная пламенем. Погубила ее просьба, внушенная супругой Зевса. У умирающей фиванской принцессы родился сын, слабый, неспособный к жизни. Он должен был бы погибнуть в пламени пожара, но божественная кровь спасла его. Как по волшебству из земли потянулся к нему со всех сторон густой плющ, укрывший несчастного мальчика от огня, тем самым сохранив ему жизнь.

Подобрал Громовержец спасенного сына, но, видя, что тот настолько слаб и мал, что явно обречен на погибель, то, по легенде, зашил он его себе в бедро. Проведя некоторое время в теле своего родителя, появился Дионис на свет второй раз, окрепшим и сильным.

Повелел тогда Зевс-Громовержец быстроногому Гермесу отнести маленького сына к Ино, сестре фиванской принцессы Семелы, и ее мужу, правителю Орхомена, наказав воспитать ребенка.

Гера еще долго преследовала Диониса, не считая его ни равным богам, ни достойным этой чести. Пал ее гнев на Ино и ее супруга Атаманта за то, что приняли она под свой кров ребенка ненавистной ей земной женщины. Для Атаманта выбрала Гера безумие в качестве кары.

В припадке безумия убивает правитель Орхомена своего собственного сына Леарха. Ино со вторым ребенком чудом успевает спастись бегством. Потерявший разум супруг преследовал ее и почти настиг – у крутого, скалистого морского берега.

Не было у Ино спасения – позади настигает безумный супруг, впереди – морская пучина. Выбрала женщина стихию, отчаянным рывком швырнув себя вместе с сыном в морскую воду. Однако она не погибла. Приняли ее и ее сына в море прекрасные нереиды. Воспитательница Диониса и Меликерт, ее сын, были обращены в божества моря и с тех пор остались там.

Примчавшийся же на помощь Гермес спас от обезумевшего Атаманта Диониса. Быстрее ветра примчал он его в Нисейскую долину, перепоручив заботам нимф.

Бог вина и веселья вырос прекрасным и могучим. Гуляет он, делясь с людьми силой и радостью. А воспитавшие Диониса нимфы были в награду помещены на звездное небо. Появились они в одну прекрасную темную ночь среди других созвездий в образе Гиад.

Алчный царь

Одна из самых известных историй о Дионисе – легенда о Мидасе. Забрел шумный Дионис со своей многочисленной свитой в лесистые скалы Фригии. Отсутствовал лишь Силен, мудрый его учитель. Изрядно охмелевший, брел он, спотыкаясь по фригийским лугам. Заметили его крестьяне, без труда связали и отвели к правителю Мидасу. Узнал царь учителя бога вина и принял его со всем почетом, на протяжении девяти дней устраивая роскошные пиры. На десятый день царь лично сопроводил Силена к Дионису. Обрадовался бог вина и веселья и милостиво предложил Мидасу выбрать себе в награду любой дар за оказанный учителю почет.

Попросил царь, чтобы все, чего он не коснется, превращалось в золото. Прищурился Дионис, посетовал, что не придумал Мидас для себя лучшей награды, и сделал, как он просил.

Осчастливленный, удалился алчный Мидас. Идет он, срывая с деревьев листья, и превращаются они в золото, касается колосьев в полях, золотыми становятся даже зерна в них. Дотрагивается до яблока – и оно сияет, точно плод из сада Гесперид.

Даже капли воды, стекающие по его рукам, становились золотыми. Пришел он в свой дворец, переполненный радостным возбуждением. Накрыли ему роскошный ужин. И вот тут-то осознал алчный царь Мидас, какой ужасный дар попросил он у бога вина. Все превращалось в золото от его прикосновения – а, значит, ждала Мидаса голодная . Взмолился он к Дионису, умоляя забрать назад такой дар.

Не отказал ему Дионис, якобы в назидание, появился перед ним и научил, как избавиться от «золотого» прикосновения. Поехал царь по велению бога к истокам реки Пактол. Чистые воды избавили его от подарка, приняв его в себя.

Культ Диониса

Вечно юный Дионис, (Вакх или Бахус) в греческой мифологии плодоносящих сил земли, виноградарства и виноделия. За то, что любил он обращаться в могучего быка, стал он известен как «бог с бычьими рогами».

Бог вина и веселья в венке из винограда и с тирсом, украшенным плющом, путешествует по свету в обществе менад, сатиров и селенов, открывая людям секрет виноделия. Обрадованные и благодарные греки устраивали в его честь пышные «дионисии», или же вакханалии.

Со временем от дионисий произошел театр, а от хвалебных гимнов в четь бога вина – дифирамбов, исполняемых певцами, обряженными в шкуры козлов, появилось слово «трагедия» от τράγος - «козёл» и ᾠδή, ōdè - «песнь». Философ древности Аристотель указывал, что изначально трагедия была шутливой, исполняемая хором сатиров, козлоногих спутников Диониса, а свой мрачный оттенок приобрела позднее.

Бога вина и веселья Диониса славили, как приносившего освобождение от заботы и ослаблявшего путы размеренной жизни и быта, поэтому шествие этого бога Древней Греции носило экстатический характер. Неутомимо плясали менады и вакханки, дико бесновались и хохотали сатиры. Опоясанная змеями шумная свита Диониса крушила все на своем пути, упиваясь кровью растерзанных диких животных и таща за собой толпы смертных.

Некоторые исследователи стараются доказать, что культ бога вина имел восточное происхождение, а в Древней Греции стал популярен гораздо позже, чем культы других божеств, причем утвердиться смог с некоторым трудом.

Имя Диониса попадается уже на табличках критского линейного письма, датируемых примерно XIV веком до нашей эры, однако расцвет его культа приходится только на VII-VIII века нашей эры. К этому времени бог вина и веселья стал вытеснять других богов с пьедесталов популярности.

В число двенадцати олимпийцев бог вина и веселья тоже попал не сразу. Однако затем его стали почитать наравне с Аполлоном в Дельфах. В Аттике дионисии стали проводиться с поэтическими состязаниями. В период эллинизма культ бога Диониса поглотил (или был поглощен) культ фригийского бога Сабазия, получив себе новое постоянное имя - Сабазий.

Поделись статьей с друзьями!

    Бог вина и веселья Дионис

    https://сайт/wp-content/uploads/2015/05/dionis-150x150.jpg

    Веселый и жизнерадостный бог Дионис пользовался у древних греков особой популярностью. Праздники, посвященные ему, отмечались с поздней осени и до весны. Часто эти они имели характер мистерий, а еще чаще плавно перетекали в банальные оргии. Появление Диониса Бог Дионис появился на свет от союза бессмертного и земной женщины. Некогда Зевс-громовержец не устоял перед красотой дочери...

Зевс был весьма похотливым богом, так что у ревнивой Геры было достаточно поводов, чтобы оправдывать свое имя. Другая возлюбленная Зевса по имени Семела, будучи от него в положении, по наущению ревнивой Геры просит своего желанного явиться к ней в полном своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепеляет Семелу огнём, успев выхватить из пламени явившегося на свет раньше времени малютку Диониса, будущего бога вина по прозвищу Вакх (в латинском произношении Бахус). Культ Диониса впоследствии охватил всю Грецию. С особой страстностью ему поклонялись женщины-вакханки, устраивая дикие оргии - вакханалиии.

В одной из таких вакханалий обезумевшие от выпитого вакханки отрывают вещему певцу Орфею голову, которая, Прибитая волнами к острову Лесбос, продолжает пророчествовать. Вот такая грустная история.

Семела по-арабски означает "хмель" . Что же порождает хмель? Арабский корень ВКХ означает "грубость, хамство, бесстыдство". Кто станет спорить против того, что хмель как раз и порождает названное состояние? А вот корень ДНС значит "нечисть, порок, грех". Фактически в имени бога Диониса содержится моральная и даже юридическая оценка тому состоянию, которое наступает в результате неумеренного употребления хмельного.

Юридическая оценка совсем здесь не лишняя, тем более что мученически убиенный Орфей происходит от арабского корня ЪРФ "знать". Чтобы понять имя Орфея правильно, надо его первую букву прочитать по-финикийски, Айном, тогда получим арабский корень ЪРФ или в финикийском начертании ОРФ "знать, узнавать, угадывать". Знания - вот что убивают во время оргии распоясавшиеся вакханки. Как видно, древние греки совсем не понимали своих мифов, коль скоро поклонялись зелью в специально сооруженных для этого дела храмах. Не это ли одна из причин того, что древнегреческая цивилизация без времени канула в Лету?

Но отчего же вакханки оторвали греческому ведуну голову? Забегая вперед, скажу, что познание бывает двух видов. Познание женщины и познание Истины (Бога). Известная всему миру звезда Давида (любви) к реальному еврейскому царю имеет лишь то отношение, что арабское таваддуд "любовь", производное от вудд "любовь", созвучно имени царя, которое евреи тоже переводят как "любовь". Это - звезда Любви. Эта шестконечная (!) звезда состоит из двух треугольников, каждый из которых указывает на один из органов любви, органов познания. Один - на лоб, другой - на лобок. Одновременно звезда представляет собой принципиальную схему двух энергетических контуров, работающих в противофазе. Когда энергия циркулирует в одном контуре, другой затухает. У Орфея, главным образом, работал верхний контур, отчего удовлетворить сексуальные домогательства пьяных женщин он не мог. Мешала голова. Ведь работает либо голова, либо головка. Либо чело, либо член. Вместе как-то плохо получается. Пришлось Орфею головы лишиться.


Итак, отчлененную голову Орфея прибило к острову Лесбос. Опять уместен вопрос, почему именно к лесбиянкам? А вот почему. Навание острова Лесбос происходит от сложения арабского ласа"а "быть близким" и би"са "плохое", "бесовское", т.е. "бесовская близость". Бесовская-то бесовская, но для головы безопасная. Их занятия не дионисовские попойки, сопровождавшиеся трагедиями.

Дионису посвящались особые религиозно-культовые обряды с участием козлов, по-гречески трагосов. Козлы пели песни, так называемые трагодии. Современные ученые считают, что слово трагедия произошло как раз от названия козлиных песен. Похоже все-таки, что трагедии не от козлиных песен, а от злоупотребления спиртным. Что же касается этимологии этого слова, то оно происходит от арабского та:ригат "беда", "несчастье", "трагедия". Это не заимствование из греческого, как сказали бы мои оппоненты из числа арабистов, а от арабского глагола ТРК (ТРГ) "приходить неожиданно". По этому признаку трагедия и называется трагедией, а не потому, что греческие актеры облачались перед выступлением в козлиные шкуры. Как раз наоборот, актеры облачались в шкуры козлов, поскольку арабского происхождения слово трагедия оказалось созвучным названию козлов в древнегреческом языке. Ну, а то, что трагедии (не козлы) и в самом деле являются спутниками зеленого змия, так в этом сомневаться не приходится. И то обстоятельство выписано в греческой мифологии с достаточной тщательностью. Трагедия случилась не только с Орфеем.

Вот другая трагедийная история. Некий Икарий получил в дар от Диониса мешок с вином и отнес его пастухам, чтобы научить их виноделию, но те, опьянев, убили нашего героя, заподозрив, что он их отравил. На этом история не кончается. Дочь Икария Эригона, узнав о смерти отца, с горя повесилась. Имя отца по-арабски означает "снадобье": , буквально "отнимающий ноги", а имя дочери созвучно с арабским ъарагон "водка", "арака". Вот она трагедия - спутница Диониса.

Другими спутницами Диониса были музы. Их было девять сестер. Не очень, на первый взгляд, понятно, что у них общего с козлами. Какой им смысл с ними тусоваться. Но когда пролаз по У (в древнеарамейском так обозначался Ъайн) вернуть к первоисточнику, то получается, что музы (по-арабски- мъз) -это козы. Козлы и музы - это от лукавого. Козлы и козы -понятно и ежику. Ну, а количество муз - это все та же цифра девять, цифра любви. Перевернутая шестерка. Слово тусоваться, ворвавшееся в наш мир из молодежного языка, происходит на самом деле от арабского та:ву:с "фазан". Тусоваться значит "фазаниться", т.е. "играть брачные игры". В арабском языке это слово означает "прихорашиваться", "наряжаться". В конечном итоге слово восходит через арабское ситт "шесть", "женщина" к тисъ "девять". Тусовка - элемент механизма воспроизводства, все равно, фазанов или людей.

Не только главные герои греческих мифов носят говорящие имена. Даже второстепенные персонажи расшифровываются таким же способом. Так, кормилицу Диониса зовут Рода, что по-арабски как раз и означает "кормилица": . Его воспитательница Ино тоже не случайно носит имя, созвучное и с вином, и с виной.

Любопытно, что названия многих алкогольных напитков выражают либо констатирующую идею грубости, хамства, записанную в прозвище Вакх, либо осуждающую идею вины, порока, записанную в имени Дионис. Судите сами. Вот значения арабских корней, созвучных с названиями спиртных напитков. ВДР "грязь, нечисть" (водяра, водка). ВСХ "грязь, нечисть" (виски). ДЖНЙ - "совершать уголовное преступление" (джин), что как нельзя лучше подходит в качестве квалификации деяний вакханок. ГРХ - "совершать грех". По поводу корня ГРХ важно отметить, что арабская Х8, как мы убеждались многократно, может читаться как русское И8, так что корень дает и горилку (ГРИ), и горькую (ГРХ). Ром восходит к арабскому слову хара:м "грех", в котором первая гортанная пала вместе со своей огласовкой, а долгая А, которая в иных языках (иврит, персидский да и в египетском диалекте арабского языка) произносится как О, и здесь дала О. Даже наш самогон только на первый взгляд кажется непричастным к описываемой здесь закономерности. Корень СМГ является почти полным синонимом корню ВКХ. Самигон - арабское слово, означающее "хам, грубиян". Это может показаться невероятным, поскольку в русском сознании название самодельной водки предстает строго мотивированным словом. Никто не сомневается в том, что самогон называется так потому, что его гонят сами. Это самодельный напиток. Такое понимание стало возможным потому, что первая часть слова оказалась созвучной с русским сам (арабское соответствие - ъыса:ми "самостоятельный"). После этого ничего не оставалось, как приписать оставшейся части гон значение изготовления спиртного. Так появилось русское слово гнать, что по-арабски опять же означает "совершать преступление" (того же корня, что и джин). От правды не уйдешь, как ни маскируйся.

Пример изощренной маскировки порока за благонравными словами являет собой слово спирт, связанное с идеей дыхания. Дело зашло так далеко, что даже арабы спиртные напитки называют духовными. Духовная, так сказать, пища. При сравнении с арабскими корнями выясняется, что в случае со спиртом мы имеем ложную кальку с арабского. Просто кто-то перепутал джина по-арабски, джинний "джин, дух" (или гиншш, откуда гений - корень. ГНН) с корнем ГНИ "уголовное преступление", который пишется точно так же как и джин "дух". В результате из бутылки вылез не зеленый змий, злой преступник, матерый убийца, уголовник-рецидивист, а добрый гений, чародей, маг-волшебник, говорливый старикашка Хоттабыч («ХТБ - "говорить речи"), который видения белой горячки выдает за чудесную магию. Обратите внимание при этом, как у нас называется состояние полной замороченности рассудка: белая горячка, не черная, или какая-нибудь там синяя, а именно белая, как белая магия. То, что это состояние называется горячкой - понятно. Это перевод арабского, хумма "жар, лихорадка, бред", а вот в белую горячка, как мы уже выяснили, превратилась в русском языке. Напомню, что стоит лишь прочитать гласную Е по-арабски (так арабы изображают букву Ъайн:), как слово бел превращается в БЪЛ "голова". От этого же корня балбес, что по-арабски означает "плохая голова" и болван буквально: "слабая голова" и балда, что и по-арабски означает "дура". Понятно, что белизна в названии этой страшной болезни появилась в русском для того, чтобы хоть сколько обелить болезнь головы под названием "головная лихорадка". Согласитесь, что это все же болезнь головы. Согласитесь также, что мы оказались в гораздо более замороченном состоянии, чем древние греки, заморочка которых касалась исключительно названий порока, сам же порок представал перед ними в описаниях античных авторов в обнаженном виде. В древнегреческих трагедиях - откровенные бесчинства и смерть, в наших сказках - те же герои, но уже в благообразных масках, творят добрые чудеса, внедряя в детское подсознание ядовитую идею о безобидности потомков Семелы.

Люто ненавидела Диониса и старалась находить все новые и новые способы отомстить незаконнорожденному сыну Царя Богов. Однако впоследствии Дионис сумел утвердиться среди двенадцати олимпийских богов, в качестве отражения таких черт человеческого характера, как безумие, опьянение, веселье и т.п., и Гере пришлось смириться.

Возлюбленной Диониса стала прекрасная Ариадна - дочь критского царя Миноса. По известному мифу Ариадна помогла Тесею выбраться из Лабиринта и научила того, как победить Минотавра . Вместе с Тесеем они сбежали из чертогов царя Миноса, но по пути в Афины герой Тесей бросил бедную девушку. От страшного горя Ариадна готова была расстаться с жизнью, но её спас Дионис. По другой версии, Дионис пришёл во сне Тесею и сказал ему о том, что Ариадна предназначена в жёны ему, Дионису. Тесей подчинился воле богов и оставил Ариадну на острове, где после она встретила Диониса. Зевс из любви к своему сыну сделал Ариадну бессмертной богиней. От Ариадны родились Энопион и Фоант.

Из других возлюбленных Диониса известна Эригона - дочь Икария. Её история очень печальна, Дионис подарил отцу Эригоны вино, которым тот угостил пастухов. Впервые отведав вина, пастухи подумали, что Икарий их отравил и убили его. Эригона покончила с собой, но перед смертью выкрикнула проклятье - чтобы все девушки Афин умирали такой же смертью до тех пор, пока убийцы отца не будут наказаны. Так и случилось. Зевс превратил Эригону после смерти в созвездие Девы.

Авра, миф о которой изложен в XLVIII песне поэмы Нонна "Деяния Диониса", дочь титана Леланта и океаниды Перибеи, родила Дионису близнецов Дидимов. Есть версия, что Гименея от Диониса родила Афродита . Сыном Диониса является и бог пиршеств и веселья - Ком (или Комос).

Неизменными спутниками Диониса являются менады ("безумствующие"). Их называют по-разному: от римского имени Диониса Вакх их называют вакханками; по одному из эпитетов Диониса "Бассарей" - бассаридами; фиадами ("нистовые") их называют как участниц фиаса, то есть шествующих за Дионисом. Менады - это "безумные" женщины, всегда следовавшие за Дионисом и участвующие в его безудержных пиршествах и празднествах.

Среди спутников Диониса были и Мелии (нимфы), Корибанты, Сатиры, Титиры. Они неотступно следовали за Дионисом во время его путешествия.

Нечто почти неуловимое связывает Диониса с его дядей Аидом . Диониса убивают, но он вновь возрождается, он спускается в аид за своей матерью Семелой , чтобы сделать ее бессмертной богиней Фионой. Самому Аиду Дионис дарит мирт (вечнозелёное растение).

Диониса также часто противопоставляют его брату Аполлону . Тогда как Аполлон представляет собой рациональное начало, соблюдение границ и рамок, духовное развитие, Дионис представляет собой начало животное, не знающее меру, предающееся безграничным удовольствиям и экстазу. Дионис - божество земледельческого круга, связано со стихийными силами земли, тогда как Аполлон - прежде всего божество родовой аристократии.

Мифы

Один из самых известных мифов о Дионисе повествует о его рождении . Гера узнав о том, что Семела ждёт от Зевса ребёнка страшно разозлилась. Она обратилась в служанку и внушила Семеле , что её возлюбленный может быть мошенником. Гера уговорила Семелу попросить у Зевса явиться перед ней во всём своём величии. И так как Громовержец пообещал Семеле исполнить любое её желание, он не смог ей отказать. Зевс предстал перед Семелой в ярком сиянии молний и пламени, которые испепелили простую смертную девушку. Остался лишь недоношенный ребёнок, которого его отец зашил в своё бедро, чтобы доносить его до срока. Когда же срок подошёл, Зевс распорол бедро и оттуда появился хорошенький мальчик, которому он дал имя - Дионис.

Согласно сказаниям Брасийцев, Семела всё таки родила Диониса, но Кадм заключил её с сыном в бочку. Бочка была выброшена морем на землю Брасий, Семела умерла, а Диониса воспитала в пещере его кормилица Ино. Согласно же ахейцам, Дионис был воспитан в городе Месатис, где его подстерегли титаны .

Зевс отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам (по Вакхилиду) или сестре Семелы Ино (по Апполодору). Следующий миф рассказывает о том, что Гера не смогла успокоиться и решила отомстить маленькому ни в чём не повинному Дионису. Так, она наслала безумие на Диониса и на всех, кто его окружал, а после натравила на него титанов из самого Тартара , чтобы они разорвали Диониса на части. Но бабушка Рея -Кибела воскресила малыша и отдала его на воспитание престарелому учителю - Силену. Однако мальчик по-прежнему был безумен. Он нашёл виноградную лозу и научился делать напиток из винограда, вселяющий безумие в любого, кто его выпьет. Силен и Дионис отправились странствовать по Египту и Сирии, чтобы учить людей виноделию, когда же он пришёл во Фригию, Рея -Кибела исцелила его безумие и просила его вернуться на Олимп.

Но Дионис через Фракию отправился в Индию. Из восточных земель он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники-тирренцы. Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Диониса. Тогда они заковали пленника в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Диониса; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Дионис явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов. В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Диониса. На острове Наксос Дионис встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак.

Повсюду, где был Дионис, он учил людей выращивать виноград и делать вино. Однако сам Дионис не знал меры - его сопровождали безудержное пьянство и насилие. Он требовал признания своего божественного происхождения и мог свести с ума, если его не признавали, или даже убить. Так, например, царь Ликург (сын царя эдонов) отверг Диониса, не признав в нём бога. В безумстве он убил топором своего сына, будучи убеждён в том, что срубает виноградную лозу. После же он был растерзан своими же лошадьми. Сошли с ума и дочери Миния, а в Аргосе Дионис поверг в бешенство женщин. Так же он поступил со своим двоюродным братом фиванским царем Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан менадами под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное.

Дионис все таки вернулся на Олимп , где был встречен отцом. Он заявил свое право на правление в числе олимпийских богов и тогда Гестия с радостью отдала Дионису своё место. Так Дионис стал одним из двенадцати правящих богов Олимпа.

Имя, эпитеты и характер

Имя Диониса встречается на табличках критского линейного письма еще в 14 в до н.э. Дионис (др.-греч. di-wo-nu-so-jo, лат. Dionusus) или Бахус (Вакхос) - божество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившегося в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там.

Дионис славится как Лиэй (или Лисей) ("освободитель"), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены. Дионис Бромий ("шумный"), Эвий ("ликующий"), Иакх ("вопль, призыв"), Мельпомен ("поющий"), Никтелий ("ночной"), Ойнос ("вино") путешествует по миру, ведя за собой шумную толпу последователей и почитателей.

Дионис был отождествлён с растениями, особенно виноградом. Он часто изображался в виде столба в плаще, лицом которому служила бородатая маска с лиственными побегами. Он был покровителем культурных растений и деревьев. Растительное прошлое Диониса подтверждается эпитетами Эвий ("плющ") и Дендрит ("древесный"), а также тем, что Дионис являлся умирающим и воскресающим богом также, как и растительная природа.

Зооморфное прошлое Диониса отражено в его эпитетах Бассарей ("лисица") и Эгобол ("поражающий коз"). Диониса часто изображали как быка или человека с рогами (Дионис Загрей), к нему часто применялись эпитеты "бык", "быковидный", "быколикий", "двурогий" и т.д. Возможно из-за этой символической связи появилось убеждение, что именно Дионис первым запряг быков в плуг, а до этого времени люди тащили плуг сами. Существует связь Диониса и с козлом, например, в мифе о воспитании Диониса у Ино Зевс превратил мальчика в козлёнка, чтобы спасти от ярости Геры , также на связь Диониса с козлом указывают и спутники Диониса - сатиры.

Символом Диониса, как бога продородных сил земли, был фаллос, его эпитет Орфос ("прямой"), жертвенник Дионису Орфосу находился в святилище Ор.

В эллинистическое время культ Диониса сливается с культом фригийского бога Сабазия (Сабазий стало постоянным прозвищем Диониса). В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса. Отождествлялся с Осирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Амоном, Либером.

Дионис совершенно безумен, он пьяница, жёсткий и безнравственный. Он жестоко мстит своим недоброжелателям. Но Дионис - это сильный и храбрый молодой бог. Он даже отправился в Аид , чтобы вывести свою мать из царства теней. Дионис щедрый и милосердный, он всех одаривает талантом виноделия, он простил царя Мидаса и избавил его от своего же дара (царь Мидас попросил Диониса, чтобы все к чему он прикасался превращалось в золото и чуть не погиб от голода).

Дионис дает вдохновение, возбуждает человека петь, создает поэзию; но поэзия, исходящая от него, имеет характер более страстный, чем поэзия Аполлона . Дионис дает мыслям восторженность, возвышающуюся до дифирамба, дает им живость, силой которой создается драматическая поэзия и сценическое искусство. Но вызываемая богом виноделия экзальтация доводит и до затемнения рассудка, до оргиастического безумия.

Культ и символика

Распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к 8-7 вв. до н.э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии. В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев.

Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.

Повсюду, где появляется Дионис, он учреждает свой культ; везде на своем пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Диониса, носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями, они все сокрушали на своем пути, охваченные священным безумием. С воплями "Вакх, Эвое" они славили Диониса - Бромия ("бурного", "шумного"), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мед и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин (по Вакхиллиду). Участники культа, одетые в звериные шкуры, в массовых радениях доводили себя до исступления (экстаза), разрывали на части и пожирали в сыром виде воплощавшее бога животное (чаще всего быка или козла), приобщаясь таким образом к божеству и достигая "богоодержимости", становясь "вакхами". Радения Диониса осуществлялись в значительной мере женщинами, которые в "богоодержимости" становятся "вакханками", "менадами" (т.е. исступленными), они и терзают Диониса и одновременно пестуют воскресающего бога-младенца. Эта преобладающая роль женщин объясняется тем, что в самые ранние периоды земледелия, когда радения возникли, оно находилось почти исключительно в руках женщин, совершавших таким образом магический обряд укрепления жизненной силы нового бога, от которого, по их верованиям, зависел новый урожай.

В число 12 олимпийских богов Дионис вошел поздно. Почитание Диониса перешло из Фракии в Грецию, где для религии Диониса существовала благоприятная почва благодаря распространению сельских культов и обрядов аграрной магии. Однако воспринятая крестьянским населением Греции фракийская религия с ее первобытным недифференцированным характером встретила сильное противодействие со стороны аристократии, идеология которой строилась на "благоразумии" и "умеренности", на уважении к установленным социальным граням. Но со временем в Дельфах Дионис стал почитаться наряду с Аполлоном . Именно тогда Диониса приняли как сына Зевса , что было обычной формой ассимилирования чуждых божеств с олимпийскими богами. На Парнасе каждые два года устанавливались оргии в честь Диониса, в которых участвовали фиады - вакханки из Аттики. В Афинах устраивались торжественные процессии в честь Диониса и разыгрывался священный брак бога с супругой архонта басилевса (по Аристотелю).

В Аттике Дионису были посвящены Великие, или Городские, Дионисии, включавшие торжественные процессии в честь бога, состязания трагических и комических поэтов, а также хоров, исполнявших дифирамбы (проходили в марте-апреле); Ленеи, включавшие исполнение новых комедий (в январе - феврале); Малые, или Сельские, Дионисии, сохранившие пережитки аграрной магии (в декабре - январе), когда повторялись драмы, уже игранные в городе.

Дионис в искусстве и культуре

О Дионисе повествуют XXVI и XXXIV гимны Гомера. Он действующее лицо трагедии Эсхила "Эдоняне", трагедии Еврипида "Вакханки", комедии Аристофана "Лягушки" и "Дионис, потерпевший кораблекрушение". Существовала сатировская драма Эсхила "Кормилицы Диониса", сатировская драма Софокла "Младенец Дионис", трагедия Херемона "Дионис".

Античное театральное здание в городе Афины, располагающееся на юго-восточном склоне Акрополя - Театр Диониса - один из самых древних театров в мире. Он был построен в V в. до н.э. и был деревянным. Выступления в театре проходили дважды в год - во время малых Дионисий и Великих Дионисий. Фактически эти мистерии дали начало древнегреческому театру. Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису возникла древнегреческая трагедия (греч. tragodia, букв. "песнь о козле" или "песнь козлов", т.е. козлоногих сатиров - спутников Диониса).

Сюжеты мифов о Дионисе отображены в скульптуре, вазописи, литературе и живописи (в особенности эпохи Возрождения и Барокко). Художники изображали вакхические празднества, полные веселья и дикого разгула, в котором принимала участие вся свита Диониса. К этому сюжету обращались А. Дюрер, Тициан, Джулио Романо, Пьетро де Кортона, Питер Пауль Рубенс, Якоб Йорданс, Николя Пуссен и другие. Наиболее известные статуи 18-19 в.в. - "Вакх" И.Г. Даннекера и Б. Торвальдсена.

К культу Диониса обращались и композиторы 19-20 веков - А.С. Даргомыжский "Торжество Вакха", К. Дебюсси "Триумф Вакха" и опера "Дионис", опера Ж. Масне "Вакх" и др.

Мифы о Дионисе оказали огромное влияние на творчество Фридриха Ницше, где открывается особое представление дионисийского начала (см. "Рождение трагедии из духа музыки").

В современности

(3671) Дионис - околоземный астероид из группы "аполлонов", орбита которого пересекает орбиты Земли и Марса. Был открыт 27 мая 1984 года американскими астрономами Кэролин и Юджином Шумейкерами в Паломарской обсерватории.

Николай Кун

Рождение и воспитание Диониса

Зевс-громовержец любил прекрасную Семелу, дочь фиванского царя Кадма. Однажды он обещал ей исполнить любую ее просьбу, в чем бы она ни заключалась и поклялся ей в этом нерушимой клятвой богов, священными водами подземной реки Стикса. Но возненавидела Семелу великая богиня Гера и захотела ее погубить. Она сказала Семеле:

Проси Зевса явиться тебе во всем величии бога-громовержца, царя Олимпа. Если он тебя действительно любит, то не откажет в этой просьбе.

Убедила Гера Семелу, и та попросила Зевса исполнить именно эту просьбу. Зевс же не мог ни в чем отказать Семеле, ведь он клялся водами Стикса. Громовержец явился ей во всем величии царя богов и людей, во всем блеске своей славы. Яркая молния сверкала в руках Зевса; удары грома потрясали дворец Кадма . Вспыхнуло все вокруг от молнии Зевса. Огонь охватил дворец, все кругом колебалось и рушилось. В ужасе упала Семела на землю, пламя жгло ее. Она видела, что нет ей спасения, что погубила ее просьба, внушенная Герой.

И родился у умирающей Семелы сын Дионис , слабый, неспособный жить ребенок. Казалось, он тоже обречен был на гибель в огне. Но разве мог погибнуть сын великого Зевса. Из земли со всех сторон, как по мановению волшебного жезла, вырос густой зеленый плющ. Он прикрыл от огня своей зеленью несчастного ребенка и спас его от смерти.

Зевс взял спасенного сына, а так как он был еще так мал и слаб, что не мог бы жить, то зашил его Зевс себе в бедро. В теле отца своего, Зевса, Дионис окреп, и, окрепнув, родился второй раз из бедра громовержца Зевса. Тогда царь богов и людей призвал сына своего, быстрого посланника богов, Гермеса , и велел ему отнести маленького Диониса к сестре Семелы, Ино, и ее мужу Атаманту, царю Орхомена , они должны были воспитать его.

Богиня Гера разгневалась на Ино и Атаманта за то, что они взяли на воспитание сына ненавистной ей Семелы, и решила их наказать. Наслала она на Атаманта безумие. В припадке безумия убил Атамант своего сына Леарха. Едва успела бегством спастись от смерти Ино с другим сыном, Меликертом. Муж погнался за ней и уже настигал ее. Впереди крутой, скалистый морской берег, внизу шумит море, сзади настигает безумный муж - спасения нет у Ино. В отчаянии бросилась она вместе с сыном в море с прибрежных скал. Приняли в море Ино и Меликерта нереиды. Воспитательница Диониса я ее сын были обращены в морские божества и живут они с тех пор в морской пучине.

Диониса же спас от безумного Атаманта Гермес. Он перенес его в мгновение ока в Нисейскую долину и отдал там на воспитание нимфам. Дионис вырос прекрасным, могучим богом вина, богом, дающим людям силы и радость, богом, дающим плодородие. Воспитательницы Диониса, нимфы, были взяты Зевсом в награду на небо, и светят они в темную звездную ночь, под названием Гиад , среди других созвездий.

Дионис и его свита

С веселой толпой украшенных венками менад и сатиров ходит веселый бог Дионис по всему свету, из страны в страну. Он идет впереди в венке из винограда с украшенным плющом тирсом в руках. Вокруг него в быстрой пляске кружатся с пением и криками молодые менады; скачут охмелевшие от вина неуклюжие сатиры с хвостами и козлиными ногами. За шествием везут на осле старика Силена, мудрого учителя Диониса. Он сильно охмелел, едва сидит на осле, опершись на лежащий около него мех с вином. Венок из плюща сполз набок на его лысой голове. Покачиваясь, едет он, добродушно улыбаясь. Молодые сатиры идут около осторожно ступающего осла и бережно поддерживают старика, чтобы он не упал. Под звуки флейт, свирелей и тимпанов шумное шествие весело двигается в горах, среди тенистых лесов, по зеленым лужайкам. Весело идет по земле Дионис-Вакх, все покоряя своей власти. Он учит людей разводить виноград и делать из его тяжелых спелых гроздей вино.

Ликург

Не везде признают власть Диониса. Часто приходится ему встречать и сопротивление; часто силой приходится покорять ему страны и города. Но кто же может бороться с великим богом, сыном Зевса? Сурово карает он тех, кто противится ему, кто не хочет признать его и чтить, как бога. Первый раз пришлось Дионису подвергнуться преследованиям во Фракии, когда он в тенистой долине со спутницами своими менадами весело пировал и плясал, охмелев от вина, под звуки музыки и пения; тогда напал на него жестокий царь эдонов Ликург. В ужасе разбежались менады, бросив на землю священные сосуды Диониса; даже сам Дионис обратился в бегство. Спасаясь от преследования Ликурга, он бросился в море; там укрыла его богиня Фетида. Отец Диониса, Зевс-громовержец, наказал жестоко Ликурга, осмелившегося оскорбить юного бога: Зевс ослепил Ликурга и уменьшил срок его жизни.

Дочери Миния

И в Орхомене, в Беотии, не хотели сразу признать бога Диониса. Когда явился в Орхомен жрец Диониса-Вакха и звал всех девушек и женщин в леса и горы на веселое празднество в честь бога вина, три дочери царя Миния на пошли на празднество; они не хотели признать Диониса богом. Все женщины Орхомена ушли из города в тенистые леса и там пением и плясками чествовали великого бога. Увитые плющом, с тирсами в руках, они носились с громкими криками, подобно менадам, по горам и славили Диониса. А дочери царя Орхомена сидели дома и спокойно пряли и ткали; не хотели и слышать они ничего о боге Дионисе. Наступил вечер, солнце село, а дочери царя все еще не бросали работы, торопясь во что бы то ни стало закончить ее. Вдруг чудо предстало перед их глазами, Раздались во дворце звуки тимпанов и флейт, нити пряжи обратились в виноградные лозы, и тяжелые грозди повисли на них. Ткацкие станки зазеленели: их густо обвил плющ. Всюду разлилось благоухание мирта и цветов. С удивлением глядели царские дочери на это чудо. Вдруг по всему дворцу, окутанному уже вечерними сумерками, засверкал зловещий свет факелов. Послышалось рыканье диких зверей. Во всех покоях дворца появились львы, пантеры, рыси и медведи. С грозным воем бегали они по дворцу и яростно сверкали глазами. В ужасе дочери царя старались спрятаться в самых дальних, в самых темных помещениях дворца, чтобы не видеть блеска факелов и не слышать рыканье зверей. Но все напрасно, нигде не могут они укрыться. Наказание бога Диониса этим не ограничилось. Тела царевен стали сжиматься, покрылись темной мышиной шерстью, вместо рук выросли крылья с тонкой перепонкой, - они обратились в летучих мышей. С тех пор скрываются они от дневного света в темных сырых развалинах и пещерах. Так наказал их Дионис.

Тирренские морские разбойники

Изложено по гомеровскому гимну и поэме Овидия "Метаморфозы"

Дионис покарал и тирренских морских разбойников, но не столько за то, что они не признавали его богом, сколько за то зло, которое они хотели причинить ему как простому смертному.

Однажды стоял юный Дионис на берегу лазурного моря. Морской ветерок ласково играл его темными кудрями и чуть шевелил складки пурпурного плаща, спадавшего со стройных плеч юного бога. Вдали в море показался корабль; он быстро приближался к берегу. Когда корабль был уже близко, увидали моряки - это были тирренские морские разбойники - дивного юношу на пустынном морском берегу. Они быстро причалили, сошли на берег, схватили Диониса и увели его на корабль. Разбойники и не подозревали, что захватили в плен бога. Ликовали разбойники, что такая богатая добыча попала им в руки. Они были уверены, что много золота выручат за столь прекрасного юношу, продав его в рабство. Придя на корабль, разбойники хотели заковать Диониса в тяжелые цепи, но они спадали с рук и ног юного бога. Он же сидел и глядел на разбойников со спокойной улыбкой. Когда кормчий увидал, что цепи не держатся на руках юноши, он со страхом сказал своим товарищам:

Несчастные! Что мы делаем? Уж не бога ли мы хотим сковать? Смотрите, - даже наш корабль едва держит его! Не сам ли Зевс это, не сребролукий ли Аполлон или колебатель земли Посейдон ? Нет, не похож он на смертного! Это один из богов, живущих на светлом Олимпе. Отпустите его скорее, высадите на землю. Как бы не созвал он буйных ветров и не поднял бы на море грозной бури!

Но капитан со злобой ответил мудрому кормчему:

Презренный! Смотри, ветер попутный! Быстро понесется корабль наш по волнам безбрежного моря. О юноше же мы позаботимся потом. Мы приплывем в Египет или на Кипр, или в далекую страну гипербореев и там продадим его; пусть-ка там поищет этот юноша своих друзей и братьев. Нет, нам послали его боги!

Спокойно подняли разбойники паруса, и корабль вышел в открытое море. Вдруг совершилось чудо: по кораблю заструилось благовонное вино, и весь воздух наполнился благоуханием. Разбойники оцепенели от изумления. Но вот на парусах зазеленели виноградные лозы с тяжелыми гроздьями; темно-зеленый плющ обвил мачту; всюду появились прекрасные плоды; уключины весел обвили гирлянды цветов. Когда увидали все это разбойники, они стали молить мудрого кормчего править скорее к берегу. Но поздно! Юноша превратился в льва и с грозным рычаньем встал на палубе, яростно сверкая глазами. На палубе корабля появилась косматая медведица; страшно оскалила она свою пасть.

В ужасе бросились разбойники на корму и столпились вокруг кормчего. Громадным прыжком лев бросился на капитана и растерзал его. Потеряв надежду на спасение, разбойники один за другим кинулись в морские волны, а Дионис превратил их в дельфинов. Кормчего же пощадил Дионис. Он принял свой прежний образ и, приветливо улыбаясь, сказал кормчему:

Не бойся! Я полюбил тебя. Я - Дионис, сын громовержца Зевса и дочери Кадма, Семелы!

Икарий

Награждает Дионис людей, которые чтут его, как бога. Так он наградил Икария в Аттике, когда тот гостеприимно принял его. Дионис подарил ему виноградную лозу, и Икарий был первым, разведшим в Аттике виноград. Но печальна была судьба Икария.

Однажды он дал вина пастухам, а они, не зная, что такое опьянение, решили, что Икарий отравил их, и убили его, а тело его зарыли в горах. Дочь Икария, Эригона, долго искала отца. Наконец с помощью своей собаки Майры нашла она гробницу отца. В отчаянии повесилась несчастная Эригона на том самом дереве, под которым лежало тело ее отца. Дионис взял Икария, Эригону и ее собаку Майру на небо. С той поры горят они на небе ясною ночью - это созвездия Волопаса, Девы и Большого Пса.

Мидас

Изложено по поэме Овидия "Метаморфозы"

Однажды веселый Дионис с шумной толпой менад и сатиров бродил по лесистым скалам Тмола во Фригии . Не было в свите Диониса лишь Силена. Он отстал и, спотыкаясь на каждом шагу, сильно охмелевший, брел по фригийским полям. Увидали его крестьяне, связали гирляндами из цветов и отвели к царю Мидасу. Мидас тотчас узнал учителя Диониса, с почетом принял его в своем дворце и девять дней чествовал роскошными пирами. На десятый день Мидас сам отвел Силена к богу Дионису. Обрадовался Дионис, увидав Силена, и позволил Мидасу в награду за тот почет, который он оказал его учителю, выбрать себе любой дар. Тогда Мидас воскликнул:

О, великий бог Дионис, повели, чтобы все, к чему я прикоснусь, превращалось в чистое, блестящее золото!

Дионис исполнил желание Мидаса; он пожалел лишь, что не избрал себе Мидас лучшего дара.

Ликуя, удалился Мидас. Радуясь полученному дару, срывает он зеленую ветвь с дуба - в золотую превращается ветвь в его руках. Срывает он в поле колосья - золотыми становятся они, и золотые в них зерна. Срывает он яблоко - яблоко обращается в золотое, словно оно из сада Гесперид. Все, к чему ни прикасался Мидас, тотчас обращалось в золото. Когда он мыл руки, вода стекала с них золотыми каплями. Ликует Мидас. Вот пришел он в свой дворец. Слуги приготовили ему богатый пир, и счастливый Мидас возлег за стол. Тут-то он понял, какой ужасный дар выпросил он у Диониса. От одного прикосновения Мидаса все обращалось в золото. Золотыми становились у него во рту и хлеб, и все яства, и вино. Тогда-то понял Мидас, что придется ему погибнуть от голода. Простер он руки к небу и воскликнул:

Смилуйся, смилуйся, о, Дионис! Прости! Я молю тебя о милости! Возьми назад этот дар!

Явился Дионис и сказал Мидасу:

Иди к истокам Пактола