Какой агроприем на нем показан. Строение и многообразие покрытосеменных растений

Все мы ухаживаем за своими растениями, используя различные методы и агроприёмы и чаще всего не задумываемся о их назначении. Ведь так делали всегда. Но у каждого приема есть своя цель. Давайте сегодня рассмотрим значение и правильное применения приемов, для того чтобы создать хорошие условия для роста растений.

Агроприёмы: Прореживание

Этот приём обеспечивает растение площадью, где оно могло бы свободно расти, питаться и никто бы ему не мешал. Растения таких семейств как: пасленовые (томаты, перец, картофель), тыквенные (огурец, кабачки) и капустные нужно сразу садить свободно, не больше 2-3 семечек в один контейнер, затем при посадке в грунт рассадить по одному.

Для защиты растений от механических повреждений, от повреждений насекомыми и болезнями, при высадке в грунт можно вместе посадить по два-три растения, на расстоянии 5 см друг от друга. Затем через несколько недель, нужно оставить только одно, наиболее сильное. Остальные удалить.

Свеклу, морковь, редис и другие корнеплоды, а также лук, чеснок нужно прореживать ни один раз, пока расстояние между ними не будет оптимальным. Приступать к этому агроприёму нужно всякий раз, как только листочки соседних растений, сильно налегать друг с другом, закрывая от света.

Помните, что прореживание растений не заканчивается при посадке его в грунт. По мере его роста нужно удалять у растения желтые и подсохшие листья. Листья, которые располагаются к земле слишком близко, так как они могут стать причиной заражения различными болезнями, например, фитофторой.

Не бойтесь прореживать растения, вы улучшаете условия жизни оставшимся. Они получают место для роста, хорошее питание и начинают быстрее расти.

Агроприёмы: Рыхление

Агроприём, который разрушает корку на поверхности земли. Она чаще всего образуется после полива или дождей. Корка не пропускает к корням воздух, в результате они развиваются медленно и плохо функционирует, а это приводит к тому, что растение не дополучает питательные вещества, растворенные в воде, которые корни при нормальном развитии должны всасывать из земли.

Кроме того, без кислорода умирают полезные микроорганизмы, которые разлагают органику до усвояемых растением элементов. А также корка образует пустоты, через которые вода быстрее испаряется. в результате земля быстро высыхает, и на почве появляются трещины в которых селятся вредители.

С помощью рыхления вы разбиваете корку и трещины. Пропускаете к корням воздух. Ведь не зря рыхление ещё называют сухим поливом.

После каждого полива и дождя рыхлить почву нужно обязательно. Для каждого вида растения своя глубина рыхления. У растений с поверхностными корнями, в самом начале рыхлить нужно на

глубину 15-20 см, а затем по мере роста не глубже 2-3 см. А вот для растений с глубокими корнями первое рыхление мелкое, а последующие глубже.

Полив

Значение этого агроприёма думаю понятно, обеспечить растение водой. Для полива лучше всего использовать дождевую воду. Для этого расставьте по всему участку бочки. Но если дождевой воды нет, то её можно заменить водопроводной. Единственное её нужно отстоять, чтобы хлор испарился.

Любую воду перед поливом нужно прогреть. Её температура должна быть такой же, как и окружающей среды. Холодной или горячей водой растения поливать нельзя.

Поливать нужно редко, но обильно. Частый и малый полив не принесёт результатов. Во-первых, вода будет находиться только в поверхностном слое почвы и быстро испаряться. Во-вторых, такой полив способствует образованию поверхностных корней, так как корни будут тянуться к воде.

Сохранить влагу в почве поможет мульча. Для мульчирования используют солому, опавшие листья, кору деревьев, скошенную траву (газонную) т.е. любые органические остатки. Мульчу раскладывают между рядами слоем 8-10 см. Мульча сохраняет влагу, а также и защищает почву от перегрева и не дает расти сорнякам.

Прополка

Прополка – это борьба с сорной травой. Сорняки борются с растениями за свет, питание, воду, место. Они более приспособлены к окружающим условиям, и просыпаются раньше, чем культурные растения. Поэтому борьбу с ними нужно начинать рано, до прорастания ваших растений, что бы они не угнетали ещё слабые сеянцы.

Перед посевом можно обработать участок гербицидами. Когда растения уже взошли применять ручное пропалывание. Лучше всего сорняки удалять в начале их роста, когда они ещё маленькие и слабые. По мере роста они быстро распространяются, и подавляют рост культурных растений.

Окучивание

Этот прием способствует формированию сильных корней у растений. Чем сильнее корни, тем лучше питание. Во время окучивания стебель засыпается землей и это делает растения более устойчивыми к сильному ветру. Так же этот прием защищает растение от насекомых-вредителей. Так как они откладывают яйца у основания стебля, а образующиеся в результате окучивания холмики, сделать им этого не дают.

У картофеля и подобного ему культур, окучивание способствует образованию большого количество клубней, т.е. повышает урожайность растения на 15%.

У корнеплодов окучивание не позволяет растению выйти из земли т.е. верхушки корнеплодов не становятся зелеными.

Этот агроприём нужно использовать аккуратно, не повреждая стебли растений. А также проводить только по влажной почве. Так как сухая земля не приводит образованию корней, и может обжечь корни.

Агроприёмы: Пасынкование

Пасынкование – это удаление побегов, которые образуются между листом и стеблем. Этот приём используют для увеличения урожайности растения. Так как на пасынках плодов не образуется, но им тоже нужно питание, как и всему растению.

Пасынки удаляют, когда на них сформировалась 2-3 листа. Их лучше осторожно сломать, а не отрезать, при этом оставляя небольшой пенёк.

Кроме побегов у растения можно удалить и верхние кисти, особенно если их очень много, чтобы на нижних сформировались плоды.

У тыквенных растений (арбуз, тыква, дыня, кабачок) удаляют лишние пасынки и на боковом и на основном побеге, оставляя всего 4-5 плодов, не больше.

Агроприёмы: Прищипка

Это прием помогает растением быстрее сформировать плоды. Для этого у растения прищипывают верхушку, т.е. верхнюю точку роста, для того чтобы все питательные вещества шли к плодам. Прищипывать можно верхушки главных и боковых побегов. Чаще всего прищипывание используются для пасленовых и тыквенных семейств растений. У тыквенных прищипывают, когда на стебле образовалось 5-6 листьев. В результате будут формироваться боковые побеги, на которых формируются женские цветки. Как только на побегах сформировалась по 2-3 плода, верхушку прищипывают.

57. Заполните схему.
Органы покрытосеменного растения:
Вегетативные - корень, побег;
Генеративные - цветок, плод с семенами.

58. Выполнив лабораторную работу «Строение семян двудольных растений» (см. с. 93 учебника), на рисунке подпишите части семени фасоли.

59. Выполните лабораторную работу «Строение зерновки пшеницы» (см. с. 94 учебника). На рисунке подпишите части зерновки пшеницы.

1 - околоплодник, сросшийся с семенной кожурой;
2 - эндосперм;
3 - семядоля;
4 - почечка;
5 - стебель;
6 - корешок;
7 - зародыш;
Вывод: В зародыше содержится много органов. Зародышевый корешок, стебелек, почечка и семядоли.

60. Заполните таблицу «Сравнение семян двудольных и однодольных растений».


61. Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка.

Вывод: Зародыш - зачаток будущего растения. Каждый из органа зародыша очень важен, из него развиваются органы будущего растения.

62. Рассмотрите рисунки. Укажите тип корневых систем изображенных растений.
1 - стержневая;
2 - мочковатая.

63. Выполнив лабораторную работу «Стержневая и мочковатая корневые системы» (см. с. 97 учебника), заполните таблицу.

Вывод: У двудольных корневая система стержневая, а у однодольных мочковатая.

64. Какой агроприем изображен на рисунке? С какой целью его применяют?
Больше клубней, больше боковых корней создается при окучивании. И становится больше урожая. Окучивание очень полезно для растений.

65. Рассмотрите изображение продольного разреза молодого корня. Укажите, какие части корня обозначены цифрами.
1- корневой чехлик;
2 - зона деления;
3 - зона роста;
4 - зона всасывания;
5 - зона проведения;
6 - корневые волоски.

Выполнив лабораторную работу «Корневой чехлик и корневые волоски» (см. с. 101 учебника), укажите, что обозначено цифрами.

1 - оболочка;
2 - вакуоль;
3 - глазок;
4 - корневой чехлик.

66.Сравните строение клеток кожицы лука и корневого волоска, изображенных на рисунке. Соедините стрелками одинаковые части этих клеток.

Вывод: У них схожий: глазок, вакуоли, цитоплазма и оболочка.

67. Заполните таблицу «Связь строения зон корня с выполняемыми функциями».

Вывод: У корня много зон, и каждая зона выполняет свою работу.

68. Рассмотрите рисунок. Какой агроприем на нем показан? С какой целью он применяется?
Пикировка - отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений с помощью заостренного колышка - пики.

69. Заполните таблицу «Видоизменения корней».


70. Закончите определение.
Побегом называют стебель с расположенными на нем почками.

71. Подпишите части побега, обозначенные на рисунках.

1 - верхушечная;
2 - пазушная;
3 - междоузлие.

72. Выполнив лабораторную работу «Строение почек. Расположение почек на стебле» (см. с. 109 учебника), зарисуйте расположение почек на стебле.
1 - очередное;
2 - супротивное.

Подпишите части почек на рисунке. Укажите, какая из них вегетативная, а какая - генеративная.

1 - почечная чешуя;
2 - листья;
3 - почка;
4 - стебель.
Вывод: у генеративной почки, почка размером больше.

73. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?
Почечные чешуйки.

74. Закончите заполнение схем.
Виды почек по строению: Вегетативные и генеративные.
Виды почек по расположению на стебле: Очередное, супротивное и мутовчатое.
Строение вегетативных почек: Почечная чешуя, листья зачат. , почка и стебель.
Строение генеративных почек: Почечная чешуя, листья зачат., почка, стебель зачат.

75. Рассмотрите рисунок. Сравните строение почки и побега. Соедините стрелками соответствующие части почки и побега.

Вывод: Каждый орган почки вырастает и становится органом будущего растения.

76. Рассмотрите рисунок. Подпишите, какие это листья по способу приклепления к стеблю и каковы их части.


77. Рассмотрите рисунок. Выпишите отдельно цифры, которыми обозначены простые листья и сложные листья.
Простые листья: 1, 4, 6, 8, 7.
Сложные листья: 2, 3, 5.

78. Рассмотрите рисунок. Определите, какой тип жилкования имеют эти листья.


79. Выполните лабораторную работу «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» (см. с. 115 ученика), заполните таблицу.


80. Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? Подпишите, что обозначено цифрами.

Устьице с окружающими его клетками кожицы.
1 - Замыкающая клетка;
2 - Устьичная щель;
3 - Хлоропласт;
4 - клетки кожицы.

81. Выполнив лабораторную работу «Строение кожицы листа» (см. с. 116-117 учебника), сделайте рисунки и подписи к ним.
Вывод: в состав кожицы листа входят устьичная щель, клетки кожицы, хлоропласт, межклетник.

82. На рисунке изображён поперечный срез листа. Выполнив лабораторную работу «Клеточное строение листа» (см. с. 118-119учебника), сделайте подписи.


83. На рисунке изображены световой и теневой листья. Какие особенности строения характерны для каждого из них?
1 – световой лист
2 – теневой лист.
Теневые листья более тонкие и имеют более тёмную зелёную окраску.
У световых листьев окраска более светлая.

84. Укажите, какие растения представлены на рисунке и во что превращены их видоизменённые листья.


85. Рассмотрите рисунок. Укажите виды стеблей по направлению роста.


86. На рисунке подпишите слои на стволе спиленного дерева.


87. На рисунке рассмотрите поперечный срез ветки. Подпишите его основные части.


88. Заполните таблицу.


89. Выполнив лабораторную работу «Внутреннее строение ветки дерева» (см. с. 128-129 учебника), сделайте рисунки и подписи к ним.


90. Выполнив лабораторную работу «Строение клубня» (см. с. 131-132 учебника), на рисунке соедините стрелками срез клубня с поперечным срезом стебля. На рисунке подпишите соответствующие слои.

Вывод: на обоих рисунках строение одинаковое, хотя выглядят они по-разному.

91. Выполните лабораторную работу «Строение луковицы» (см. с. 133 учебника). На рисунке подпишите её основные части.

1 – чешуя
2 – видоизменённые листья
3 – почки
4 – донце
5 – придаточные корни
Вывод: у лука довольно простое строение, это: чешуя, видоизменённые листья, почки, донце, придаточные корни.

92. Заполните таблицу «Функции видоизменённых побегов».


93. На рисунке подпишите названия частей цветка.


94. На рисунке сравните цветки вишни и тюльпана. Подпишите их основные части. В чём сходство строения этих цветков? В чём различие?

Вывод: у первого цветка двойной околоцветик, а у второго – простой.

95. Выполнив лабораторную работу «Строение цветка» (см. с. 138 учебника), зарисуйте части цветка и подпишите их названия.

Формула цветка Ч5 Л5 Т∞ П1

96. Сравните на рисунке цветки капусты и виолы. В чём их различие? Подпишите, как называют такие цветки.

В првильном можно провести несколько плоскостей симметрии, а в неправильном - только одну.

97. Впишите пропущенные слова.
Цветки, имеющие как тычинки, так и пестики, называют обоеполые.
Цветок, имеющий только тычинки, называют тычиночный, а цветок, имеющий только пестики, называют пестичным.
Если на растении развиваются как тычиночные, так и пестичные цветки, то его называют однодомные.
Если тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других, то такие растения называют двудомными.

98. Заполните таблицу «Особенности строения соцветий».


99. Выполните лабораторную работу «Соцветия» (см. с. 141 учебника).

Вывод: биологическое значение соцветий в том, что мелкие, часто невзрачные цветки, собранные вместе

100. Закончите заполнение схемы «Классификация плодов».
Плоды:
1) сухие – односеменные, многосеменные;
2) сочные – односеменные, многосеменные.

101. Выполните лабораторную работу «Классификация плодов» (см. с. 146 учебника). По результатам работы заполните таблицу.


102. Заполните таблицу.


103. Решите кроссворд №4.

57. Заполните схему.

Органы покрытосеменного растения:

  • Вегетативные - корень, побег;
  • Генеративные - цветок, плод с семенами.

58. Выполнив лабораторную работу «Строение семян двудольных растений» (см. с. 93 учебника), на рисунке подпишите части семени фасоли.

59. Выполните лабораторную работу «Строение зерновки пшеницы» (см. с. 94 учебника). На рисунке подпишите части зерновки пшеницы.

1 - околоплодник, сросшийся с семенной кожурой;
2 - эндосперм;
3 - семядоля;
4 - почечка;
5 - стебель;
6 - корешок;
7 - зародыш;

Вывод : В зародыше содержится много органов. Зародышевый корешок, стебелек, почечка и семядоли.

60. Заполните таблицу «Сравнение семян двудольных и однодольных растений».

61. Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка.

Вывод : Зародыш - зачаток будущего растения. Каждый из органа зародыша очень важен, из него развиваются органы будущего растения.

62. Рассмотрите рисунки. Укажите тип корневых систем изображенных растений.

1 - стержневая;
2 - мочковатая.

63. Выполнив лабораторную работу «Стержневая и мочковатая корневые системы» (см. с. 97 учебника), заполните таблицу.

Вывод : У двудольных корневая система стержневая, а у однодольных мочковатая.

64. Какой агроприем изображен на рисунке? С какой целью его применяют?

Ответ : Больше клубней, больше боковых корней создается при окучивании. И становится больше урожая. Окучивание очень полезно для растений.

65. Рассмотрите изображение продольного разреза молодого корня. Укажите, какие части корня обозначены цифрами.

1- корневой чехлик;
2 - зона деления;
3 - зона роста;
4 - зона всасывания;
5 - зона проведения;
6 - корневые волоски.

  • Выполнив лабораторную работу «Корневой чехлик и корневые волоски» (см. с. 101 учебника), укажите, что обозначено цифрами.

1 - оболочка;
2 - вакуоль;
3 - глазок;
4 - корневой чехлик.

66. Сравните строение клеток кожицы лука и корневого волоска, изображенных на рисунке. Соедините стрелками одинаковые части этих клеток.

Вывод : У них схожий: глазок, вакуоли, цитоплазма и оболочка.

67. Заполните таблицу «Связь строения зон корня с выполняемыми функциями».

Вывод : У корня много зон, и каждая зона выполняет свою работу.

68. Рассмотрите рисунок. Какой агроприем на нем показан? С какой целью он применяется?

Ответ : Пикировка - отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений с помощью заостренного колышка - пики.

69. Заполните таблицу «Видоизменения корней».

70. Закончите определение.

Побегом называют стебель с расположенными на нем почками .

71. Подпишите части побега, обозначенные на рисунках.

1 - верхушечная;
2 - пазушная;
3 - междоузлие.

72. Выполнив лабораторную работу «Строение почек. Расположение почек на стебле» (см. с. 109 учебника), зарисуйте расположение почек на стебле.

1 - очередное;
2 - супротивное.

  • Подпишите части почек на рисунке. Укажите, какая из них вегетативная, а какая - генеративная.

1 - почечная чешуя;
2 - листья;
3 - почка;
4 - стебель.

Вывод : у генеративной почки, почка размером больше.

73. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?

Ответ : Почечные чешуйки.

74. Закончите заполнение схем.

Виды почек по строению: Вегетативные и генеративные .
Виды почек по расположению на стебле: Очередное, супротивное и мутовчатое .
Строение вегетативных почек: Почечная чешуя, листья зачат. , почка и стебель .
Строение генеративных почек: Почечная чешуя, листья зачат., почка, стебель зачат .

75. Рассмотрите рисунок. Сравните строение почки и побега. Соедините стрелками соответствующие части почки и побега.

Вывод : Каждый орган почки вырастает и становится органом будущего растения.

76. Рассмотрите рисунок. Подпишите, какие это листья по способу приклепления к стеблю и каковы их части.

77. Рассмотрите рисунок. Выпишите отдельно цифры, которыми обозначены простые листья и сложные листья.

Простые листья: 1, 4, 6, 8, 7.
Сложные листья: 2, 3, 5.

78. Рассмотрите рисунок. Определите, какой тип жилкования имеют эти листья.

79. Выполните лабораторную работу «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» (см. с. 115 ученика), заполните таблицу.

80. Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? Подпишите, что обозначено цифрами.

Устьице с окружающими его клетками кожицы.

1 - Замыкающая клетка;
2 - Устьичная щель;
3 - Хлоропласт;
4 - клетки кожицы.

81. Выполнив лабораторную работу «Строение кожицы листа» (см. с. 116-117 учебника), сделайте рисунки и подписи к ним.

Вывод : в состав кожицы листа входят устьичная щель, клетки кожицы, хлоропласт, межклетник.

82. На рисунке изображён поперечный срез листа. Выполнив лабораторную работу «Клеточное строение листа» (см. с. 118-119учебника), сделайте подписи.

83. На рисунке изображены световой и теневой листья. Какие особенности строения характерны для каждого из них?

1 - световой лист
2 - теневой лист.

Теневые листья более тонкие и имеют более тёмную зелёную окраску.
У световых листьев окраска более светлая.

84. Укажите, какие растения представлены на рисунке и во что превращены их видоизменённые листья.

85. Рассмотрите рисунок. Укажите виды стеблей по направлению роста.

86. На рисунке подпишите слои на стволе спиленного дерева.

87. На рисунке рассмотрите поперечный срез ветки. Подпишите его основные части.

88. Заполните таблицу.

89. Выполнив лабораторную работу «Внутреннее строение ветки дерева» (см. с. 128-129 учебника), сделайте рисунки и подписи к ним.

90. Выполнив лабораторную работу «Строение клубня» (см. с. 131-132 учебника), на рисунке соедините стрелками срез клубня с поперечным срезом стебля. На рисунке подпишите соответствующие слои.

Вывод : на обоих рисунках строение одинаковое, хотя выглядят они по-разному.

91. Выполните лабораторную работу «Строение луковицы» (см. с. 133 учебника). На рисунке подпишите её основные части.

1 - чешуя
2 - видоизменённые листья
3 - почки
4 - донце
5 - придаточные корни

Вывод : у лука довольно простое строение, это: чешуя, видоизменённые листья, почки, донце, придаточные корни.

92. Заполните таблицу «Функции видоизменённых побегов».

93. На рисунке подпишите названия частей цветка.

94. На рисунке сравните цветки вишни и тюльпана. Подпишите их основные части. В чём сходство строения этих цветков? В чём различие?

Вывод : у первого цветка двойной околоцветик, а у второго - простой.

95. Выполнив лабораторную работу «Строение цветка» (см. с. 138 учебника), зарисуйте части цветка и подпишите их названия.

Формула цветка Ч5 Л5 Т∞ П1

96. Сравните на рисунке цветки капусты и виолы. В чём их различие? Подпишите, как называют такие цветки.

В правильном можно провести несколько плоскостей симметрии, а в неправильном - только одну.

97. Впишите пропущенные слова.

  • Цветки, имеющие как тычинки, так и пестики, называют обоеполые .
  • Цветок, имеющий только тычинки, называют тычиночный , а цветок, имеющий только пестики, называют пестичным .
  • Если на растении развиваются как тычиночные, так и пестичные цветки, то его называют однодомные .
  • Если тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные - на других, то такие растения называют двудомными .

98. Заполните таблицу «Особенности строения соцветий».

99. Выполните лабораторную работу «Соцветия» (см. с. 141 учебника).

Вывод : биологическое значение соцветий в том, что мелкие, часто невзрачные цветки, собранные вместе

100. Закончите заполнение схемы «Классификация плодов».

Плоды :

1) сухие - односеменные, многосеменные;
2) сочные - односеменные, многосеменные.

101. Выполните лабораторную работу «Классификация плодов» (см. с. 146 учебника). По результатам работы заполните таблицу.

102. Заполните таблицу.

103. Решите кроссворд №4.

По горизонтали:
4. Многоклеточное образование, из которого развивается семя.
6. Внутренний слой коры.
7. Питательная ткань, развивающаяся в семени растений.
10. Пигмент зеленого цвета.
12. Основня часть цветка, участвующая в образовании плода.
13. Стебель с расположенными на нем листьями и почками.
14. Клетки проводящей ткани древесины.
15. Вегетативный орган высших растений, служащий для закрепления в субстрате, поглощения из него воды и растворенных в ней веществ.
16. Слой клеток образовательной ткани древесного стебля.

По вертикали:
1. Орган растений, развивающийся из семязачатка.
2. Часть побега растений, на которой образуются лист, почка и иногда придаточные корни.
3. Часть пестика.
4. Части семени, в кото, расположенных снаружи от камбия.
8. Центральная часть стебля.
9. Покровная ткань, состоящая из мертвых клеток.
11. Листочки венчика цветка.

12. Выполнив лабораторную работу «Корневой чехлик и корневые волоски» (см. с. 18 учебника), укажите, что обозначено цифрами.

Лабораторная работа: Корневой чехлик и корневые волоски

1. Рассмотрите корешок редиса или проростка пшеницы невооружённым глазом, а затем в лупу. Найдите на конце корешка корневой чехлик.

Рассмотрим корень проростка пшеницы.

2. Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика. Найдите выросты в виде пушка - корневые волоски. Прочтите в учебнике. какое они имеют строение и значение.

Корневые волоски — недлинные тонкие выросты наружной клетки корня. Они необходимы растению для того, чтобы значительно увеличить всасывающую поверхность корня. Корень, обладающий большей всасывающей поверхностью, способен получать из почвы большее количество воды с растворёнными в ней питательными веществами, а значит и обеспечить растению лучшее питание и рост.

Корневые волоски имеют следующее строение: под клеточной оболочкой в нём находится цитоплазма, ядро, вакуоль с клеточным соком и бесцветные пластины. Длина корневых волосков редко превышает 10 мм.

3. Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом. Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком учебника, зарисуйте и сделайте надписи.

4. Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме?

Рассмотрим в микроскоп корневой волосок и клетки кожицы лука:

И у корневого волоска, и у клетки кожицы лука есть оболочка, вакуоль, ядро и цитоплазма. Но у корневого волоска ещё есть пластиды, а у клеток кожицы лука — поры оболочки.

Корневой волосок имеет более вытянутую форму по сравнению с клеткой кожицы лука, так как назначение корневого волоска — это всасывание воды и растворённых в ней минеральных веществ из почвы. Для большего объема всасывания необходима как можно большая поверхность оболочки корневого волоска. Вытянутая форма позволяет создать большую поверхность всасывания.

Сравните строение клеток кожицы лука и корневого волоска, изображённых на рисунке. Соедините стрелками одинаковые части этих клеток.

Вывод:

Клетки растений имеют сходное строение, а их различие объясняется функциями, которые выполняют те или иные клетки.

13. Заполните таблицу «Связь строения зон корня с выполняемыми функциями».

Название зоны корня

Какой тканью образована

Какую выполняет функцию

Корневой чехлик

Покровная ткань защищает верхушку корня от повреждений твёрдыми частицами почвы.
Зона деления Образовательная ткань

Деление клеток корня.

Зона роста

Образовательная ткань В этой зоне клетки вытягиваются, в результате чего корень растёт в длину.
Зона всасывания Образовательная ткань, покровная ткань

Всасывание из почвы воды с растворенными в ней питательными веществами

Зона проведения

Покровная ткань, проводящие ткани, механическая ткань, основная ткань.

Проводит воду с растворёнными в ней питательными веществами от кончика корня дальше вверх к стеблю.

Вывод:

В зависимости от выполняемых задач каждая из зон корня имеет собственное особое строение.

14. Рассмотрите рисунок. Какой агроприём на нём показан? С какой целью он применяется? Использовали ли вы его когда-то?

На рисунке изображен метод пикировки — отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений. Этот метод позволяет увеличить количество придаточных корней у растения и сделать корневую систему более мощной и разветвлённой.

Такая мощная корневая система способна всасывать из почвы максимальное количество воды с растворёнными в ней минеральными веществами, то есть растение становится более сильным и здоровым.

Я видел, как моя бабушка пикирует рассаду помидор и болгарских перцев перед их высадкой в грунт. Она говорит, что после пикирования кустики растений будут крепче и выносливее.