Объект и предмет научного исследования примеры. Например, научная гипотеза будет звучать так

Чаще всего при написании научной работы проблемы возникают с формулировкой предмета, объект исследования определить гораздо проще. Объект – это область, явление, сфера знаний, процесс, в рамках которых будет осуществляться исследование. Иными словами, это часть реальности, которую исследователь будет изучать. Объект может иметь не только научная работа, но и любая другая деятельность или научное направление. Например, в социологии объектом является общество, – психика человека, – человек.

Объект исследования должен быть тесно взаимосвязан с темой научной работы, его характеристики и определения должны быть рассмотрены и изучены в ходе исследования. Объект, как можно понять из этого названия, всегда существует объективно, вне зависимости от исследователя и точки зрения.

Предмет исследования

Предмет исследования – более детализированное и узкое понятие, которое обязательно должно быть частью объекта и не может выходить за его рамки. Предмет – конкретная проблема в выбранном поле деятельности, рассмотренная под определенным углом в определенных условиях. Научная работа не может изучать сразу весь объект исследования, она рассматривает его с каких-либо сторон, выявляет его характеристики и свойства. В зависимости от этих особенностей и определяют предмет исследования.

Например, дом как объект исследования может рассматриваться под разными углами: архитектор может изучать его структуру и архитектурный стиль, будет выявлять соответствие грунта выбранному типу фундамента и инженерные характеристики, экономист будет рассматривать сметы, а человеку, проживающему в этом доме, интересна планировка и качество жилья. В зависимости от точки зрения на объект выделяется предмет исследования.

Предмет исследования не всегда существует объективно, он может представлять собой отношения, взаимосвязи, условия, причинно-следственные связи. Он может находиться только в голове исследователя и зависит от его знаний об объекте. Например, если изучается влияние музыки на рост растений, то объектом в таком случае будут растения, а предметом – зависимость их роста от определенной музыки.

В предметом выступают закономерности психики в различных условиях и ее влияние на поведение и жизнедеятельность человека. В предмет – это биологическая система человека, его физиология, рассмотренная при участии категорий здоровья и болезни.

Объект и предмет исследования являются одними из основных категорий, отражающими методологию процесса научного познания.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения .

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения (там же). Предмет исследования рассматривается как сторона объекта, который непосредственно вычленяется в нем сквозь призму проблемы .

Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Предмет вычленяется из объекта как его часть, которая становится наиболее важной в процессе исследования.

Очень важно обратить внимание на соответствие темы, объекта, предмета и цели исследования. Именно предмет исследования определяет тему и цель курсовой и дипломной работы.

В качестве предмета психологического исследования могут выступать: психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и интенсивностные характеристики явления и т.д. .

Примеры формулировок объекта и предмета психологического исследования:

Пример 1:

Объект исследования – личность старшеклассника

Предмет исследования – самоотношение как фактор копинг-стратегий личности в ситуации профессионального самоопределения

Пример 2:

Объект исследования – организация

Предмет исследования – корпоративная культура как фактор мотивации труда сотрудников организации.

Пример3:

Объект исследования – межличностные отношения в подростковой группе

Предмет исследования – самооценка и тревожность как факторы социометрического статуса подростка в группе.

Цель, задачи и гипотезы исследования

Цель психологического исследования – желаемый конечный результат, благодаря достижению которого разрешается научная проблема, имеющая теоретико-познавательный или прикладной характер.

Обычно в рамках курсовых и дипломных работ формулируются следующие виды целей :



Выявление взаимосвязи или взаимовляиния психических явлений.

Важно обратить внимание, что при постановке подобной цели недостаточно установления только факта наличия взаимосвязи. Необходимо конкретизировать данную цель в задачах: определение ее тесноты, направленности устойчивости; выявление целостной структуры взаимосвязей и места той связи, которая находится в центре внимания исследователя.

Пример 1: Выявить взаимосвязь мотивации труда сотрудников с типом корпоративной культуры организации.

Пример 2: Изучить влияние имиджа руководителя на групповую сплоченность и социально-психологический климат в организации.

Создание классификации, типологии

Разработка классификации предполагает, прежде всего, определение критериев (оснований) классификации, которые формулируются на основании анализа психологической литературы. Выделенные типы (группы) должны отражать существование значимых различий в проявлении изучаемого явления.

Пример 1: Определить типы представлений об успешном и удачливом человеке.

Пример 2: Построить типологию сотрудников в зависимости от уровня приверженности организации.

Определение характеристик явления

Основанием для постановки такой цели могут быть: 1) обнаруженная исследователем или отмеченная в литературе неполнота описания психического явления, изучение которого достаточно актуально в данный момент; 2) противоречия между эмпирическими данными разных авторов.

Пример: Изучить социальные представления об успешном и удачливом человеке.

Открытие новой (другой) природы явления

Исследователь очерчивает класс явлений, которые будут предметом его рассмотрения, отмечает противоречивость, недостаточность объяснения их сущности, вводит новые термины, понятия, связанные с изучаемым явлением.

Пример: Определить личностные детерминанты копинг-поведения в ситуации потери работы.

Изучение динамики явления

Чаще всего в психологических исследованиях студентов изучается возрастная динамика определенного явления. Важно помнить, что данного рода исследования сочетают в себе использование двух типов организационных методов: 1) метода «поперечных срезов», позволяющего изучить возрастные особенности определенного явления; 2) метода «продольных срезов» (лонгитюда), направленного на изучение динамики явления в ходе развития личности.

Пример: Изучить динамику ответственности в младшем школьном возрасте

Кроме выше перечисленных в качестве целей психологического исследования более высокого уровня (исследования в кандидатской диссертации) могут быть выбраны:

ü Описание нового феномена, эффекта.

ü Выделение общих закономерностей функционирования явления.

ü Адаптация психодиагностической методики.

ü Создание психодиагностической методики.

Задачи исследования

Определение задач – это выбор путей и средств для достижения цели исследования. Задачи делят цель исследования на подцели (цели второго порядка). Последовательность задач отражает логику и характер эмпирического исследования курсовой (дипломной) работы.

Важно обратить внимание на то, что формулировки параграфов эмпирической части, посвященных описанию результатов, являются идентичными формулировкам отдельных задач исследования. Количество параграфов эмпирической части, посвященных представлению результатов, как правило, соответствует количеству выдвинутых задач.

Обычно формулировки задач исследования начинаются с глаголов: «выявить», «определить», «изучить» и т.п.

Пример 1

1. Определить преобладающий вид трудовой мотивации сотрудников организации.

2. Изучить доминирующий тип корпоративной культуры, а также соотношение имеющегося и предпочитаемого типов корпоративной культуры в организации.

3. Изучить влияние имеющегося и предпочитаемого типов корпоративной культуры организации на различные виды трудовой мотивации сотрудников (внутренней, внешней положительной, внешней отрицательной).

Формулировка параграфов эмпирической части, посвященных описанию результатов, соответствующих задачам исследования:

1. Исследование трудовой мотивации сотрудников организации.

2. Изучение корпоративной культуры организации.

3. Изучение влияния корпоративной культуры на трудовую мотивацию сотрудников организации.

Пример 2

Формулировка задач исследования:

1. Изучить уровень тревожности супругов.

2. Исследовать степень удовлетворенности браком супругов.

3. Определить взаимосвязь уровня тревожности и степени удовлетворенности браком супругов.

Формулировка параграфов эмпирической части

1. Изучение уровня тревожности супругов.

2. Исследование удовлетворенности браком супругов.

3. Изучение взаимосвязи уровня тревожности и степени удовлетворенности браком супругов.

Таким образом, названия параграфов эмпирической части в оглавлении курсовой или дипломной работы указывают на поставленные автором задачи и последовательность их решения (см. Приложение 2).

Гипотезы исследования

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией .

В курсовых и дипломных работах студентов, как правило, выдвигаются теоретические, эмпирические и статистические гипотезы.

Теоретическая гипотеза – научное теоретическое предположение, отражающее определенные закономерности функционирования психических явлений. Это положение может касаться взаимосвязи, взаимовлияния, структуры явлений и т.п. Теоретическая гипотеза формулируется на основании глубокого анализа объекта и предмета исследования, с использованием имеющихся психологических знаний. В теоретической гипотезе отражен недостаточно теоретически доказанный психологический факт, закономерность, что является основанием для формулировки эмпирических гипотез.

Пример 1: Тип корпоративной культуры является фактором формирования трудовой мотивации сотрудников организации.

Пример 2: Представления о профессиональной успешности детерминируют реальную профессиональную успешность личности.

Эмпирическая гипотеза – это научное предположение, проверяемое опытным (эмпирическим) путем. С помощью комплекса эмпирических гипотез осуществляется пошаговая проверка обоснованности выдвинутой теоретической гипотезы. Формулируются эмпирические гипотезы на основании задач исследования: желательно, чтобы каждой задаче соответствовала как минимум одна (может быть и более) эмпирическая гипотеза.

Эмпирические гипотезы формулируются в вероятностном виде, должны быть краткими и лаконичными.

Пример формулировки эмпирических гипотез:

1. У сотрудников организации будет преобладать внешняя положительная трудовая мотивация.

2. Доминирующим типом корпоративной культуры организации будет иерархически–рыночный тип.

3. Будут выявлены значимые различия имеющегося и предпочитаемого типов корпоративной культуры организации.

4. Адхократический тип корпоративной культуры будет оказывать значимое влияние на внутреннюю трудовую мотивацию сотрудников организации.

5. Рыночный тип корпоративной культуры будет оказывать значимое влияние на внешнюю положительную трудовую мотивацию сотрудников организации.

6. Клановый и иерархический типы корпоративной культуры будут оказывать значимое влияние на внешнюю отрицательную трудовую мотивацию сотрудников организации.

С информацией о статистических гипотезах можно ознакомиться в параграфе, посвященном представлению результатов эмпирического исследования.

Формулирование проблемы влечет за собой выбор определенного объекта исследования . Объектом может быть все то, что явно или неявно содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект психологического исследования - это то, на что направлен процесс познания. Под объектом понимается конкретное психичес­кое явление: процесс, состояние, свойство, отношение, особенности личности, деятельность.

Ошибочным является указывать в качестве объекта категорию испытуемых («учащиеся начальных классов», «супружеские пары», «больные с алкогольной зависимостью» и т.п.). С формальной точки зрения это кажется правильным, однако становится непонятным, какую психологическую реальность изучает психолог. Неопределен­ность и размытость в описании объекта ведет к аналогичным деформациям и в определении предмета исследования.

Объектом исследования могут быть определенные формы поведения, деятельности лю­дей (или животных), психические явления (процессы, состояния, свойства). Например, объектом исследования может быть самооценка младшего школьника. В таком случае предметом исследования станут факторы формирования самооценки младшего школьника. Объектом исследования может быть учебный процесс, учебная деятельность школьника, процесс психического развития на определенной возрас­тной ступени.

Предмет исследования - те или иные стороны, свойства, характе­ристики объекта, которые представляют научный интерес в связи с решаемой проблемой. Предметом исследования могут стать оп­ределенные психологические факторы, механизмы, закономерности. Если объекты исследования - психические процессы, то предметом могут стать структура, взаимосвязи, механизмы. Если объектом иссле­дования будут психические состояния, то предметом его будут их про­явления, причины, механизмы возникновения, последствия. Если объектом исследования оказываются психические свойства, то его предметом могут стать факторы и механизмы развития, связь с други­ми свойствами.

Предмет исследования определяет цель и назначение работы, уточняет позицию, точку зрения, взгляд на то или иное психическое явление.

Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное. Объект исследования всегда шире, чем предмет. Объект исследова­ния формулируется кратко, двумя-тремя словами, предмет - расши­ренно. И объект, и предмет должны быть обязательно отражены в названии темы исследования.

Например: Название темы: Стратегии преодоления жизненных трудностей в пожи­лом возрасте.

Объект: стратегии преодоления жизненных трудностей. Предмет: особенности, проявления стратегий преодоления жизненных трудностей у пожилых людей. Название темы: Особенности индивидуального стиля деятельности учи­теля начальных классов в зависимости от стажа работы. Объект: индивидуальный стиль деятельности учителя начальных классов. Предмет: особенности индивидуального стиля деятельности учителя на­чальных классов в зависимости от профессионального стажа.

3.4. Определение цели, задач и гипотез исследования.

На основе изучения литературы по проблеме студент ставит цель и задачи эмпирического исследования.

Цель работы характеризует ее ожидаемый результат. Какие же результаты научной и практической работы могут ожидаться в психо­логии? Вот некоторые из них, достаточно типичные:

1. Изучение психического явления.

2. Описание психологического феномена.

3. Изучение структуры психического явления (или факторов, на него влияющих).

4. Выявление психологических различий у испытуемых, относя­щихся к разным группам.

5. Выявление взаимосвязи психических явлений у одних и тех же испытуемых.

6. Изучение динамики возрастного развития определенных пси­хических процессов, свойств, состояний.

7. Изучение изменений психического явления в определенных условиях, например, в результате коррекционной работы.

8. Обобщение, классификация, типологизация каких-либо дан­ных.

9. Разработка и апробация (или адаптация) методики научного исследования.

10. Разработка или адаптация к новым условиям психодиагности­ческой процедуры.

11. Разработка или адаптация к новым условиям методики кон­сультирования, коррекционной или развивающей психологи­ческой работы.

Цель работы обычно заключается в том, чтобы: «Изучить...», «Вы­явить...», «Рассмотреть...», «Определить...», «Дать характеристику...», «Доказать...». В любом случае работа должна содержать определен­ную новизну (поиск новых знаний, новых методов исследований или психологической практики либо применение существующих знаний, методов исследования к новым условиям) и творческий подход к ре­шению проблемы.

Стилистически цели могут также формулироваться как «Ана­лиз...», «Изучение...», «Выявление...» и т.п. В любом случае цель работы должна содержать определенную новизну (поиск новых знаний, или но­вых методов исследований, или новых методов практической психо­логической работы либо применение существующих знаний, методов исследования или практической психологической работы к новым ус­ловиям).

Цель исследования - это представление о том, каким будет ре­зультат, что именно будет получено в конце исследования: теорети­ческая модель, описание нового явления, выявление структуры, ме­тодика и т.п. Цель - это генеральное направление, путь, в конце ко­торого имеется конечный пункт назначения - результат.

Если цель формулируется как теоретическая, тогда основное вни­мание уделяется изучению научной литературы по данному вопросу (обзорно-аналитическое исследование); если цель связана с исследо­ванием новых феноменов или явлений, разработкой оригинальных методик диагностики или психокоррекции, то она приобретает более прагматический характер. Иными словами, цель работы опре­деляет ее вид (см. раздел «Виды курсовых и дипломных работ»).

Цель в научной работе лингвистически формулируется как суще­ствительное.

1. Исследование особенностей интеллектуальной готовности детей к школе.

2. Выявление основных трудностей в межличностном общении, возникающих у подростков-воспитанников детского дома.

3. Определение типов акцентуаций характера у девиантных подростков.

Достижение цели исследования возможно посредством последо­вательных шагов, логически связанных друг с другом в цепочку, в которой каждое звено служит средством удержания других звеньев. Такие последовательные шаги называются задачами. Каждому этапу исследования соответствуют свои задачи. Они ориентируют исследо­вателя на достижение цели. Задачи служат для проверки гипотезы, при этом их выдвигается столько, сколько необходимо для ее про­верки.

Задачи работы конкретизируют цель исследования или инновацион­ной работы в области практической психологии и подразделяют ее до­стижение на определенные этапы. Последовательно решая постав­ленные задачи, исследователь продвигается к достижению цели. Обычно в дипломном исследовании рекомендуется формулировать не более 5 задач. Формулируются задачи в том же стиле что и цель: изу­чить.., выявить... и т.п.

Задачи исследования подразделяются на две группы: теоретичес­кие и эмпирические.

Теоретические задачи обычно решаются путем анализа, синтеза, поиска сходного и различного, абстрагирования и обобщения, классифи­кации и систематизации теоретических и эмпирических данных, име­ющихся в литературе. Теоретические задачи могут решаться также с помощью логических умозаключений, когда исследователь на основе имеющихся в литературе знаний логическим путем выводит новое на­учное знание. Следует отметить, что далеко не любой обзор литерату­ры может быть назван теоретическим исследованием. Дипломная ра­бота содержит обычно одну теоретическую задачу - выявление проблемы, которая может быть решена эмпирическим путем. Поэто­му обоснование гипотезы или цели исследования - по сути и есть ре­шение этой теоретической задачи путем анализа, сравнения и обобще­ния литературы. Основной вывод при решении данной задачи заключается в том, чтобы определить, каких знаний недостает в современной науке; на их поиск и будет направлено ваше эмпирическое ис­следование.

Эмпирические задачи решаются путем сбора и анализа данных, по­лученных с помощью эмпирических методов, таких как наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, измерение, а также методов ка­чественной и количественной обработки этих данных, таких как ти-пологизация, корреляция, сравнение, факторизация.

Формулируя задачи или исследовательские вопросы исследования, целесообразно присваивать им порядковые номера. Это облегчает вос­приятие соответствующего материала читателями.

Формулирование задач предполагает их четкость и ясность. Они должны быть конкретными и сформулированы таким образом, что­бы под них можно было подобрать или разработать соответствующие методики (например, психодиагностические тесты или психокоррекционные техники).

Задачи в лингвистической форме прописываются как глаголы («описать», «объяснить», «изучить», «установить», «провести срав­нение», «разработать» и т.п.).

1. Провести сравнительный анализ концепций переноса в современной психо­динамической терапии.

2. Описать основные характеристики личности детей, злоупотребляющих вды­ханием летучих органических веществ.

3. Установить, какие ценности являются ведущими для студентов-психологов.

4. Показать каким образом социометрический статус ребенка определяет уро­вень его тревожности.

Частой ошибкой студентов является подмена задач планом исследования. В этом случае задачи формулируются примерно так:

1. Изучить литературу по заявленной теме.

2. Подобрать соответствующие методики.

3. Сформировать выборку испытуемых.

4. Провести математическую обработку полученных данных.

5. Сделать выводы.

Это принципиально неверно. Здесь не только нет научной новиз­ны, но и не понятен сам ход мысли исследователя, нет связи с про­блемой исследования, объектом и предметом, выдвигаемыми гипоте­зами. Чаще всего это возникает при бездумном, механистическом подходе к подготовке курсовой работы, когда аналитический обзор подменяется компиляцией, в лучшем случае - рефератом, а иссле­довательская часть сводится исключительно к тестированию, кото­рое также проводится абы как, а потом полученные данные «подго­няются» под теорию. Делать так категорически не рекомендуется! Мало того, что при защите к вашей работе возникнут вопросы, на которые вы не сможете ответить, но и те практические рекоменда­ции, разработанные вами, введут в заблуждение людей, которые бу­дут их придерживаться.

Гипотеза - главный и самый важный методологический инстру­мент исследования.На ос­нове анализа научной проблемы и поставленной цели исследования формулируется исследовательский вопрос (или гипотеза). Исследова­тельский вопрос определяет, что предполагается изучить в процессе исследования. Он может быть также поставлен в виде научной гипо­тезы, которая формулируется как предполагаемое решение проблемы. Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фалъсифицируемости (если в ходе исследования она опровергается) и верифицируемости (если в ходе исследования она подтверждается). Для того чтобы удовлетворять этим требованиям, она должна быть полностью рас­крыта в простых эмпирических гипотезах. Построение общей науч­ной гипотезы не является обязательным для исследования. Чтобы от­ветить на вопрос, поставленный в исследовании, эмпирической гипотезы (или двух-трех эмпирических гипотез) может быть вполне достаточно.

Гипотеза описывает результат, который исследователь ожидает получить. В сущности - это предсказание. Гипотеза должна быть ве­рифицируемой, то есть проверяемой (подтверждаемой). Поэтому по­нятия (конструкты), которые она использует, и соответствующие суж­дения предположительного характера должны быть достаточно четкими, конкретными и операционализируемыми. Необходимо оп­ределить экспериментальные и математико-статистические крите­рии, при которых исследователь может утверждать, подтвердилась ги­потеза или нет. Подтверждение гипотез основывается на фактах, аргументах и логических выводах.

Эмпирические (или экспериментальные) гипотезы подлежат про­верке путем сбора и обработки данных. Соответственно эксперимен­тальные (эмпирические) гипотезы описываются как характеристики определенных переменных и их связи. Эти переменные должны быть операционализированы, то есть сформулированы в терминах конк­ретной экспериментальной процедуры и измеряемых показателей. Всегда можно провести эксперимент (или исследование другого типа) по их непосредственной проверке.

Рассмотрим несколько принципов построения простых эмпири­ческих гипотез.

Эмпирическая гипотеза должна обозначить две переменные и тип отношений, ожидаемый между ними. Например, рассмотрим пере­менные «психомоторная координация» и «самооценка». Исследова­тель ожидает выявить высокую самооценку у людей с хорошей психо­моторной координацией и низкую самооценку среди тех, кто имеет худшую координацию. Гипотеза может быть сформулирована следую­щим образом: «Существует прямая связь между уровнем психомотор­ной координации и степенью самооценки». При этом слово «позитив­ная» может использоваться вместо слова «прямая» при сохранении смысла гипотезы.

Рассмотрим другой пример гипотезы: «Студенты различаются по уровню общей тревожности и по способности завязывать дружбу». Как видим, две переменные названы, но ожидаемое отношение между ними не формулируется. Улучшенная версия этой гипотезы может прояснить, что исследователь верит, что те, у кого выше общая тре­вожность, имеют меньшие способности завязывать дружбу: «У сту­дентов существует обратная зависимость между уровнем общей тре­вожности и способностью завязывать дружбу». Вместо слов «обратная зависимость» может использоваться слово «негативная» при сохране­нии смысла гипотезы.

Когда есть независимая переменная, назовите конкретную зависи­мую переменную. В некоторых исследованиях независимые перемен­ные представляют собой набор действий, совершаемых исследовате­лем. Результат, который из этого следует, является зависимой переменной. Цель такого исследования (эксперимента) заключается в определении влияния независимой переменной на зависимую пере­менную. В гипотезе в этом случае должна называться конкретная зави­симая переменная. В качестве примера рассмотрим следующую гипоте­зу: «Целенаправленное развитие пространственных представлений младших школьников является важным фактором успешного усвое­ния ими учебных знаний» В этом примере независимая переменная - целенаправленное развитие пространственных представлений. Одна­ко выражение «важным фактором» предполагает, что существует зави­симая переменная, которая не конкретизирована. Улучшенная версия гипотезы должна указывать, что в качестве зависимой переменной рассматриваются определенные показатели эффективности усвоения знаний. Например: «Учащиеся, принимающие участие в занятиях, направленных на развитие пространственных представлений, будут показывать более высокие результаты учебной деятельности по таким показателям, как.., чем учащиеся, не принимающие участие в таких занятиях». Цель экспериментов - определить эффект воздействия независимой переменной на зависимую. Поэтому недостаточно ска­зать «влияние» или «большее влияние».

Если связь переменных ожидается только среди определенной кате­гории людей, необходимо назвать эту категорию в гипотезе. В следую­щем примере «дошкольники» определены как категория, интересую­щая исследователя: «У детей дошкольного возраста существует прямая связь между уровнем психомоторной координации и степе­нью самооценки».

Эмпирическая гипотеза должна быть достаточно конкретной. Рассмотрим следующую гипотезу: «Существует прямая связь между компьютерной грамотностью администраторов и использованием ими компьютеров». Улучшенный вариант данной гипотезы может быть такой: «Среди администраторов существует прямая связь между объемом тренинга, который они имели в использовании компьюте­ров, и количеством административных задач, которые они выполня­ют с использованием компьютеров». Улучшенный вариант гипотезы конкретнее, чем первый. В нем указывается смысл терминов «компь­ютерная грамотность» (то есть тренинг в использовании компьюте­ров) и «использование компьютера» (то есть количество администра­тивных задач, которые выполняются с использованием компьютеров).

Эмпирическая гипотеза формулируется в одном предложении. В следующем примере это правило нарушено: «Социальная тревож­ность ухудшает показатели коммуникации у студентов на занятиях. В результате студенты с высокой тревожностью будут менее успеш­ны на этих занятиях». Скорректированный вариант гипотезы может быть такой: «Студенты с высоким уровнем социальной тревожности будут проявлять более низкие показатели коммуникации на занятиях, чем студенты с низким уровнем социальной тревожности».

Если в гипотезе делается сравнение, сравниваемые элементы должны быть названы. В сравнениях обычно используются такие термины, Как «больше», «меньше», «выше», «ниже». Следующий пример гипотезы неудачен: «Первоклассники с низкими учебными достижениями более зависимы от психологической поддержки взрослых». В данном примере сравнение не завершено, поэтому вынуждает читателя делать предположения о группе (или группах), с которой первоклассники с низкими учебными достижениями сравниваются. Улучшенные вари­анты гипотезы:

«Первоклассники с низкими учебными достижениями более зави­симы от психологической поддержки взрослых, чем учащиеся со сред­ними успехами»;

«Первоклассники с низкими учебными достижениями более зави­симы от психологической поддержки взрослых, чем учащиеся с высо­кими успехами»;

«Первоклассники с низкими учебными достижениями более зави­симы от психологической поддержки взрослых, чем учащиеся с высо­кими и средними успехами».

Данные варианты лучше, поскольку в них используется слово бо­лее. В приведенных выше примерах обратите внимание, что возможны разные варианты сравнений (Pyrczak , В r исе, 2005, р. 13).

Поскольку большинство гипотез имеет дело с поведением групп лю­дей, то использование множественного числа является обычно предпоч­тительным. Неудачный пример: «При уходе на пенсию муж или жена будут испытывать меньший стресс, когда он или она удовлетворены браком, чем когда он или она менее удовлетворены браком». В этом примере слова единственного числа (муж или жена) обозначают учас­тников исследования. Поскольку гипотеза будет проверяться с ис­пользованием групп мужей и жен, то более целесообразна улучшен­ная версия данной гипотезы: «Супруги, которые более удовлетворены браком, будут переживать меньший стресс при уходе на пенсию по сравнению с теми, кто менее удовлетворен браком».

Гипотеза должна содержать минимум слов или фраз, которые необ­ходимы для выражения смысла (и не должна содержать лишних слов). Сравним, например, две гипотезы:

1) «Те из учителей начальных классов, которые преподают в шко­лах, занимающихся по экспериментальной программе, имеют более высокую самооценку, чем те, кто преподает в начальной школе, занимающейся по традиционной программе»

2) «Учителя начальной школы, преподающие по эксперимен­тальной программе, имеют более высокую самооценку по срав­нению с теми, кто преподает по традиционной программе».

Как видим, второй пример формулировки гипотезы короче, одна­ко его смысл достаточно ясен.

Гипотеза обычно называет переменные в том порядке, в каком они проявляются или измеряются. Неудачный пример гипотезы: «Более высокая общая тревожность будет наблюдаться среди взрослых лю­дей, которые испытали более длительные периоды сенсорной депривации». Улучшенный вариант гипотезы может быть сформулирован следующим образом: «Взрослые люди, испытавшие длительные пери­оды сенсорной депривации, будут проявлять более высокую общую тревожность по сравнению с теми, кто испытал меньшую депривацию».

Избегайте в гипотезах использования слов «значимый» или «значи­мость». Термины «значимый» и «значимость», как правило, указыва­ют на значимость статистического критерия. Поскольку большинство эмпирических исследований используют такие критерии, упомина­ние их в гипотезах излишне. Компетентные читатели обычно предпо­лагают, что вопрос о статистической значимости будет рассматривать­ся в разделе, где будут представлены количественные результаты исследования.

Необходимо \избегать в гипотезе использования слова «доказывает». Эмпири­ческое исследование не доказывает результаты по следующим трем причина. Во-первых, эмпирическое исследование обычно основывается на определенных выборках из изучаемой по­пуляции, и потому не исключено, что ни одна выборка не является полностью репрезентативной для соответствующей популяции. Во-вторых, нельзя исключить, что ни один тест или измерительная про­цедура не является совершенно валидными и надежными. И, наконец, нельзя исключать, что в исследовании в той или иной форме прояви­лась непреднамеренная необъективность (исследователя или участ­ников). Эта необъективность может иметь различные источники. На­пример, тестирование в контрольной группе случайно проходило в более шумной обстановке, чем в экспериментальной группе. Или по­мощник исследователя непреднамеренно внушил определенные отве­ты респондентам в опроснике по изучению мнений. Таким образом, исследователи не должны наивно полагать, что они доказывают что-то эмпирическими исследовательскими методами. Наоборот, они должны признать, что они собирают данные, которые дают только определенную степень уверенности относительно выводов. Чем боль­ше исследователь сделал для уменьшения ошибок, тем больше может быть его уверенность в том, что полученные результаты обоснованны. Исследовательская гипотеза должна предполагать наличие опреде­ленных отношений между переменными, а не между показателями со­ответствующих измерительных шкал. Показатели, полученные с помощью тестов, опросников, наблюдений или экспериментальных процедур, являются всего лишь показателями соответствующих пере­менных. Это значит, что, используя другие адекватные из­мерительные процедуры, исследователь получит такие же отношения между данными переменными. Научно-психологическое исследова­ние изучает отношения между переменными, а не между количествен­ными показателями. Соответственно должны формулироваться и ги­потезы. Неправильно сформулировать гипотезу так: «Чем больше показатели самооценки по методике «Лесенка» у мальчиков 4 класса, тем больше их показатели агрессивности по тесту фрустрационных реакций». Правильно сформулировать гипотезу так: «Чем выше само­оценка мальчиков 4 класса, тем выше их агрессивность».

В гипотезе следует избегать точных статистических предсказаний. Точ­ные статистические предсказания редко могут быть обоснованы. К тому же их почти невозможно подтвердить. Поэтому нецелесообразно указывать на точное процентное соотношение изучаемых показате­лей в сравниваемых выборках или на уровень значимости статисти­ческого вывода, ожидаемый исследователем при использовании опре­деленного критерия.

Эмпирические гипотезы могут быть четырех типов: А) гипотезы о наличии явления; Б) гипотезы о наличии связи между явлениями; В) гипотезы о наличии причинной связи между явлениями; Г) гипотезы о наличии различий в явлениях. Классификация, включающая первые три типа, была предложена В.Н. Дружининым (2001). Я считаю, что достаточно характерными для эмпирических исследований являются также гипотезы типа (Г).

Проверка гипотез типа А заключается в выявлении факта суще­ствования определенного психического явления, свойства или при­знака. Существуют или не существуют феномены экстрасенсорного восприятия, есть ли феномен «сдвига к риску» при групповом приня­тии решения, сколько символов удерживает человек одновременно в кратковременной памяти? Все это гипотезы о фактах.

Гипотезы типа Б - о связях между явлениями. К таким предполо­жениям относится, например, гипотеза о зависимости между интел­лектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что экстраверты более склонны к риску, а интроверты более осторожны. Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще на­зывают корреляционным исследованием. Их результатом является ус­тановление линейной или нелинейной связи между процессами или обнаружение отсутствия таковой.

Гипотезы типа В - о причинно-следственных связях. В экспери­ментальную гипотезу включаются независимая переменная, зависи­мая переменная, отношения между ними и уровни дополнительных переменных.

Гипотезы типа Г - гипотезы о различиях (количественных или качественных) в проявлении определенного признака (или психичес­кого явления) у людей определенной категории.

Рассмотренные типы гипотез могут использоваться как основа для формулирования исследовательских гипотез. Формулировке ги­потез может помочь также знакомство с типологией Р. Готтсданкера.

Он выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез:

Контргипотеза - экспериментальная гипотеза, альтернатив­ная основному предположению. Возникает автоматически;

Конкурирующая экспериментальная гипотеза - эксперимен­тальная гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую. Проверяется только в лабораторном эксперименте;

Точная экспериментальная гипотеза - предположение об от­ношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте. Проверка требует выделения независи­мой переменной и «очищения» ее условий;

Экспериментальная гипотеза о максимальной (или минималь­ной) величине - предположение о том, при каком уровне независи­мой переменной зависимая принимает максимальное (или минималь­ное) значение. «Негативный» процесс, основанный на представлении о двух базисных процессах, оказывающих противоположное действие на зависимую переменную, при достижении определенного (высоко­го) уровня независимой переменной становится сильнее «позитивно­го». Проверяется только в многоуровневом эксперименте;

Экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорцио­нальных отношениях - точное предположение о характере постепен­ного (количественного) изменения зависимой переменной с посте­пенным (количественным) изменением независимой. Проверяется в многоуровневом эксперименте;

Экспериментальная гипотеза с одним отношением - предпо­ложение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы с одним отношением может быть использован и факторный эксперимент, но вторая независимая переменная является при этом контрольной;

Комбинированная экспериментальная гипотеза - предполо­жение об отношении между определенным сочетанием (комбинаци­ей) двух (или нескольких) независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной - с другой. Проверяется только в фактор­ном эксперименте (Готтсданкер, 1982).

В исследовании может быть несколько гипотез. В этом случае они формулируются в том порядке, в котором проверялись. Их можно включить в одно предложение, если оно при этом остается достаточ­но лаконичным и ясно выражает их смысл, или сформулировать в от­дельных предложениях. При этом целесообразно их (гипотезы) обо­значить цифрами или буквами.

Гипотеза может указывать направление связи между переменны­ми, а может и не указывать на характер этой связи. Однако гипотезы, указывающие направление и характер связи между переменными, бо­лее типичны, поскольку автор обычно имеет определенное мнение на этот счет.

Если исследователь не знает, какого характера связи между пе­ременными можно ожидать, то имеет смысл вместо гипотезы сфор­мулировать цель или вопрос, который ставится в исследовании. Пред­положим, что мы не имеем никаких научных оснований предполагать, кто более агрессивен в определенных жизненных ситуациях: мужчи­ны или женщины. Однако предполагаем, что определенные различия существуют. В этом случае можно сформулировать ненаправленную гипотезу: «Существуют различия в степени проявления агрессивнос­ти у мужчин и женщин» или цель: «Выявить различия в степени агрес­сивности у мужчин и женщин». Можно также сформулировать иссле­довательский вопрос: «Существуют ли различия в степени проявления агрессивности у мужчин и женщин?»

Если проводится исследование, основанное не на количественных измерениях, а на качественных описаниях, то формулировка цели иссле­дования или исследовательского вопроса также более целесообразна, чем формулировка гипотезы. Например, вопрос о различиях в агрессив­ности мужчин и женщин, возможно, касается не столько степени их агрессивности, сколько форм и сфер проявления агрессии. В таком случае более целесообразно не количественное исследование, а каче­ственное описание соответствующих форм поведения. В этом случае исследовательский вопрос может быть такой: «Каковы различия в проявлениях агрессии у мужчин и женщин?»

с помощью гипотезы добывается новое знание, формулируются новые идеи.

Гипотеза - это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто Гипотеза - утверждение о предполагаемой связи между двумя или более пере­менными В психо­логическом исследовании гипотеза - это обоснованное предположе­ние о структуре психологических объектов, характере связи между изучаемыми психологическими явлениями и возможных подходах к решению психологических проблем Гипотеза - это всегда допу­щение, предсказание или предположение, истинность или ложность которой еще предстоит проверить с помощью опыта. Гипотеза - это мостик между уже имеющимися фактами и теми, которые еще пред­стоит получить, известным и неизвестным.

Гипотеза не рождается на пустом месте. Ей нередко предшествуют догадки, которые еще нельзя назвать гипотезой, если они не содер­жат в себе логического обоснования, опирающегося на уже доказан­ные факты, положения или законы.

Формулируется гипотеза на основе проблемы.

Хорошо сформулированная гипотеза должна отвечать как мини­мум, трем основным требованиям:

1) она должна быть адекватной поставленному вопросу или про­блеме;

2) должна учитывать уже имеющиеся знания и не противоречить ранее установленным научным фактам;

3) она должна быть доступна для проверки.

Кроме того, гипотеза должна быть

Сформулирована корректно (т.е. изначально не может быть оце­нена как истинная или ложная, поскольку она является всего лишь проблемным утверждением относительно предмета исследования);

Отличаться простотой (не должна содержать в себе различного рода ограничений, допущений или условий);

- не быть тривиальной (т.е. не сводиться к банальностям, трюиз­мам или само собой разумеющимся фактам) типа: «Стиль родительс­кого воспитания влияет на формирование характера подростка», «Удовлетворенность браком меняется в зависимости от стадии семей­ного цикла» и др.

Гипотеза может быть общей, частной и единичной.

Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о при­чинах, законах, взаимосвязях общественных явлений, объяснение за­кономерностей психической деятельности человека. Формулирование общей гипотезы по предмету исследования происходит на основе предварительного анализа объекта.

Например, в работе В.Г.Доброхлеб «Социально-психологическая неудовлетво­ренность старшего поколения как результат экономической стратификации» выдвинута гипотеза о том, что социальная неудовлетворенность обусловлена рассогласованностью соци­альных притязаний и имеющихся ресурсов старшего поколения.

Частная гипотеза рассматривает части объектов, а единичная - предположения относительно отдельных фактов.

Пример частной гипотезы из курсовой работы студентки, изучающей учебную мотивацию учащихся профессионального лицея с дневной и вечерней формой обу­чения: «На мотивацию обучения оказывают влияние социальные ожидания, свя­занные с получением профессии: испытуемые с вечерней формой обучения, уже имеющие определенный опыт работы на предприятии, в большей степени мотиви­рованы на учебу, по сравнению с учащимися-дневниками, которым еще предстоит трудоустройство».

Различают два основных вида гипотез: описательные и объясни­тельные.

Описательные гипотезы используются в корреляционных ис­следованиях и направлены на изучение структуры изучаемого объекта (предположение о характере связей в нем, о типичном на­боре факторов) и его функций (предположение о тесноте связей).

Пример общей описательной гипотезы из дипломной работы, посвящен­ной изучению тендерных факторов при алкоголизме у женщин: «Фактор маскулинности более жестко связан с параметрами агрессивного поведения у женщин, чем фемининность».

Объяснительные гипотезы представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, характеризуют условия, при которых реализуются следствия, вытекающие из опре­деленных причин.

Пример частной объяснительной гипотезы: «Предполагается, что родительское отношение по типу «авторитарной гиперсоциализации» у детей-инвалидов, стра­дающих ДЦП, приводит к формированию у них «синдрома выученной беспо­мощности».

Выделяют следующие этапы в построении и развитии гипотезы:

1) выделение группы фактов, которые не укладываются в пре­жние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипоте­зой;

2) формулирование гипотезы, объясняющей данные факты;

3) выделение из данной гипотезы всех вытекающих из нее след­ствий;

4) сопоставление выделенных из гипотезы следствий с имеющи­мися наблюдениями, результатами экспериментов, научными зако­нами;

5) превращение гипотезы в научное знание или теорию, если под­тверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречий с ранее известными законами науки.

Гипотезы проверяются как с помощью активного эксперимента, так и путем нахождения корреляций между величинами, связь меж­ду которыми представляет научный интерес.

Лингвистически гипотезы включают следующие слова и обороты: «Предпо­лагается, что...», «Если..., то...», «По-видимому, следует ожи­дать...», «Вероятно,...», «Проверяется утверждение о...», «Следует ожидать...» и т. п.

Опыт занятий с начинающими исследователями – студентами показывает, что различение объекта и предмета научного исследования - едва ли не самое трудное, с чем они сталкиваются в попытке упорядочить свои представления о направлении и структуре работы. Выделение предмета дает возможность автору сосредоточиться на главных для него характеристиках, свойствах объекта и фактах, связанных с этим главным.

По мнению Е.П. Тавокина, формулировка проблемы предопределяет выбор объекта исследования, в качестве которого может быть всё то, что явно или неявно содержит проблемное противоречие и порождает проблемную ситуацию.

Необходимо помнить, что под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, живые организмы, социальные общности или отдельный человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали и существуют вне зависимости от того, знаем мы что-либо об их существовании или нет.

Им может быть определенный процесс, область существующей действительности или какое-либо отношение, содержащее в себе противоречие. Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект - это то, на что направлен процесс познания.

Действительность бесконечно многообразна. Студент должен получить некоторые конечные результаты в ее исследовании. Если он не выделит в том объекте, на который направлено его внимание, главный ключевой пункт, аспект или взаимосвязь, он может «расплыться мыслью по древу», пойти сразу во всех направлениях, что, понятно, ни к чему хорошему привести не может. Поэтому необходимо различать, с одной стороны, весь круг явлений, на которые направлено внимание исследователя, т.е. объект, а с другой - то, относительно чего он обязуется получить новое знание, - предмет его научной работы.

Далее выделяется предмет исследования , то есть конкретная трансформация формулировки проблемы, содержащая наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения её аспекты для данного объекта. (Например, проблема: противоречие между равными правами на трудоустройство и неравенством возможностей их реализации в различных социальных группах. Предмет: соотношение между планами на трудоустройство и реальными масштабами их реализации).

Иными словами, предмет исследования - часть, сторона объекта. Это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

Предмет исследования существует всегда только в сознании исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора - с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента - с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, журналиста – с точки зрения проблем, существующих в доме или связанных со строительством, человека, проживающего в здании, - с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет.

Точное определение предмета избавляет исследователя от заведомо безнадежных попыток «объять необъятное», сказать «все», притом новое, об эмпирическом объекте, имеющем в принципе неограниченное число элементов, свойств и отношений.

Определяя предмет, мы одновременно открываем возможность прийти к конечному (для данного этапа) результату.

Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования. Предмет исследования может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом. Выделение предмета исследования путем абстрагирования от других свойств объекта представляет собой необходимый этап в процессе научного познания окружающего нас мира. Целостное изучение объекта исследования не дает возможности охватить все его свойства и особенности. Рано или поздно появляется объективная необходимость сосредоточиться на изучении лишь отдельных его сторон (Е.П. Тавокин).

Предмет научной работы - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения иссле­дователя) признаки объекта, конкретная часть объекта. Он (предмет) определяет то, что находится в границах объекта и обусловливает содержание предстоящего исследова­ния. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений. Предмет дипломной работы чаще всего либо совпадает с ее темой, либо они очень близки по звучанию.

Мастерство в определении предмета традиционно связывается с тем, насколько исследователь приблизился при его идеальном конструировании, во-первых, к сфере наиболее актуальных динамических состояний объекта (возможность объяснить происхождение и развитие, генезис, проявляющиеся внешне противоречия явления), и, во-вторых, к области существенных связей и элементов, изменение которых оказывает влияние на всю систему организации объекта.

Соотношение объекта и предмета можно кратко охарактеризовать так: объект (и это вполне естественно) объективен, а предмет субъективен.

Наконец, самым кратким и точным, хотя и требующим некоторых специальных знаний, определением будет такое: предмет - это модель объекта.

Иногда требование выделять объект и предмет исследования считают формальным. Это неверно. В действительности оно по-настоящему содержательно, поскольку помогает исследователю еще в начале работы определить прямую дорогу к поставленной цели, сосредоточить внимание на главном направлении. Предмет, если воспользоваться метафорой, помогающей понять суть проблемы, можно сравнить с магнитом, поднесенным к груде железных опилок. Появляется структура, беспорядочное нагромождение отдельных частиц поляризуется, приобретает определенные очертания. В исследовании становится возможным отделить главное от второстепенного, заданное от данного. Уже имеющееся «старое» (данное) знание выступает как средство получения новых нетривиальных результатов (заданного) - новых теоретических положений, закономерностей, принципов, более конкретных норм профессиональной деятельности и т.п.

Определение предмета полезно еще в одном отношении. Оно снимает претензии к полноте завершенного исследования, если работа выполнена в соответствии с заявленным предметом, т.е. если та сторона объекта, которую «взял» для изучения исследователь, рассмотрена им так, как обозначено в формулировке предмета, цели и задачи.

Можно и предмет обозначить формально, не подумав как следует. Это характеризует не категорию саму по себе, а ее небрежное использование.

Как показывает практика, различение категорий объекта и предмета дается с трудом. Наиболее распространенным недоразумением, фактически ликвидирующим различение двух рассматриваемых здесь характеристик, является представление о предмете как обозначении некоторого участка или объекта, избираемого для изучения: «объект шире, а предмет более узок». Но дело вовсе не сводится к размерам того или другого. Предмет - не кусок, отрезанный от объекта, а способ или аспект его рассмотрения. Объект рассматривается весь, целостно, в определенном ракурсе. Эта мысль хорошо выражена в определении категории предмета. Нужно ещё раз подчеркнуть, что требование различать и чётко формулировать объект и предмет исследования - не пустая формальность. Характер и способ определения этих методологических характеристик служит показателем степени углубления исследователя в сущность объекта и продвижения в самом исследовательском процессе. В этих определениях находит отражение уровень всего исследования на данной стадии. Не всегда удается сразу найти нужные слова. Это не значит, что первоначальное определение было ошибочным. Просто произошел переход на следующую стадию познания изучаемого участка действительности, и это должно найти отражение в новых, уточнённых представлениях исследователя о его работе.

Таким образом,объект научной работы - эта та часть практики или научного зна­ния, с которой исследователь имеет дело, другими словами - это та крупная, относительно самостоятельная часть объектной области, в которой находится предмет исследования. Он представляет собою процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которая будет исследо­ваться.

Существует два принципиальных подхода в определении места рас­крытия объекта и предмета научной работы в последовательности раскры­тия научного аппарата:

а) после определения проблемы исследования. Цель показывает уро­вень, направленность, глубину решения проблемы. Полностью решить ту или иную, особенно гуманитарную, проблему далеко не всегда под силу студенту с учетом его возможностей и времени, отпускаемого на исследование;

б) после определения цели. В этом случае цель диктует границы иссле­дования и его содержание.

Каж­дый из указанных подходов справедлив в зависимости от проблемы и цели исследования. В одних случаях, когда из проблемы необходимо выделить границы возможно­го исследования и его объем (содержание), после определения объекта и предмета следует цель. В других, когда из проблемы полностью выделяется цель, она, в свою очередь, позволяет определить границы и содержание ис­следования.

Прежде чем приступить к какому-либо виду научной работы, нужно определиться с тем, что представляют собой объект и предмет исследования. Понятия эти некоторым образом взаимосвязаны и открывают общее направление дальнейшего поиска.

Любой вид научной или учебной деятельности, будь то просто курсовая работа или научная статья, социологические или маркетинговые исследования, предполагает описание этих элементов. Без определения того, что составляет объект и предмет исследования, претендовать на основательность проведённой работы вряд ли стоит.

Введение

В этом разделе предполагается обязанность автора сформировать общее представление о том, что представляют собой рассматриваемые понятия. Для этого он должен сначала познакомиться с одноимённой составляющей, которая предваряет любое серьёзное исследование или научную работу.

Теперь все по порядку.

Что же собой представляет объект исследования?

В общем виде это то, что предполагается изучать. В качестве объекта может выступать что угодно: предметы материального мира, процессы, явления, различные феномены, и даже просто слова. Все зависит от того, какую цель ставит перед собой исследователь, и что именно он намерен рассматривать в процессе познания окружающей нас реальности.

Вторая составляющая (то есть предмет) позволяет конкретизировать объект и выяснить, какая из его сторон подлежит изучению. Иными словами, он помогает уточнить, что именно интересует исследователя в той или иной выбранной сфере. Здесь следует помнить о том, что предмет всегда находится в рамках объекта и призван отражать какое-либо его качество или сторону. Это могут быть свойства, признаки, отношения, какие-либо аспекты или новые условия существования.

Роль и значение введения

Говоря об исследованиях, проводимых студентами в ходе учебного процесса, таких как курсовая, дипломная или магистерская, следует вспомнить, что все они начинаются с введения. Именно в нём содержится упоминание о том, что является объектом и предметом той или иной работы. Как правило, введение предваряет пояснительную записку. Оно знакомит читателя с тем, что именно рассматривается в работе, какие стороны изучаются, и как проводится исследование.

Введение имеет чёткую структуру, и все его элементы взаимосвязаны. Например, исходя из темы, формулируется цель работы. За ней следуют задания, которые формируются на основании плана, раскрывающего суть изучаемой проблемы. Также представлены здесь объект и предмет исследования. Они, как уже было сказано, находятся в тесной взаимосвязи и на основе этого должны определяться. Опираясь на тему, автор формулирует объект, на основании которого, конкретизируя, представляет предмет.

Философские истоки

Для того чтобы четко уяснить себе суть рассматриваемых понятий, нужно обратиться к науке, которая может сформировать о них целостное представление, а также раскроет форму их взаимосвязи. Речь идёт о философии, которая позволяет проанализировать объект и предмет исследования, исходя из категорий единичного и общего.

Известно, что любая вещь, процесс или явление имеет ряд характерных, присущих только ему особенностей. Например, деревья берёза, сосна, тополь или дуб имеют свои особенные, индивидуальные качества. Это и есть единичное, или частное. Но вместе с тем любое отдельное входит в состав чего-то общего. И дуб, и берёза, и сосна, и тополь - все они имеют общие качества, что позволяет объединить их одним понятием «деревья». То есть всё, что существует в этом мире, кроме своих индивидуальных признаков, вместе с тем обладает также характеристиками, присущими и другим предметам, процессам, явлениям или индивидам. Это позволяет их объединять в группы и выделять общие качества.

Объект и предмет как общее и частное

Все вышесказанное в полной мере относится к исследуемым понятиям. Соотношение между ними наиболее ярко выражается посредством философских категорий «единичное» и «общее». Или, иными словами, объект и предмет, и соотносятся они как общее и частное. Первый отображает свойства, присущие некоторой совокупности. Поэтому, для того чтобы определить объект, нужно путём обобщения выяснить, к какой группе или классу материальных предметов, явлений, процессов относится то, что подлежит изучению. Это позволит правильно описать его.

Сформулировать предмет проще, ведь он находится в рамках объекта и, как правило, содержится в названии темы исследования. Здесь уже определяются индивидуальные, частные характеристики или стороны явления, процесса и т. д. Иными словами, происходит конкретизация объекта - выяснение того, какая именно из его сторон (или которое из свойств) интересует исследователя. В качестве предмета может выступать как один, так и несколько аспектов - углов зрения, под которыми изучается тот или иной объект.

Функциональный аспект

Дополнить постижение изучаемых понятий может рассмотрение того, как они реализуют себя в познавательном процессе. Объект и предмет выполняют здесь разные функции. Первый фиксирует сам факт существования исследуемого явления или процесса, законов его развития, свойств и взаимосвязей. Второй определяет рамки, в которых изучается объект. Последний направлен на то, чтобы как можно более полно отразить существенные стороны, рассматривая их с разных точек зрения. Детальное и многогранное отражение объективных сторон в знании формирует глубину его научного содержания. В задачи предмета входит фиксирование тех законов, свойств и связей, которые уже присутствуют в науке и сформированы в виде логических форм.

Социологические исследования

Наиболее яркое представление о рассматриваемых понятиях можно получить, опираясь на примеры различных наук.

Так, объект и предмет социологического исследования приводятся в его программе. Она также содержит и ряд других элементов. Первым в программе определяется объект. В социологии им является общество как некоторая структура, состоящая из множества элементов. Все они упорядочены и находятся в строгой взаимосвязи. Эта система представляет собой единое целое.

Здесь следует вспомнить о том, что общество выступает объектом исследования и других наук: философии, истории, психологии, политологии. То есть изучается оно с разных сторон и конкретизируется с помощью предмета исследования, в качестве которого в социологии выступают связи, отношения и свойства, имеющие социальный характер. Лучше это проследить на примере. Если целью исследования является определение причин низкой успеваемости в начальных классах школы, то объектом здесь будет часть общества, социальная группа, включающая учеников 1-3 классов. В рамках этой совокупности и будет находиться предмет. В этом случае он опирается на установление связи между педагогическим и методическим мастерством учителя, эффективностью всей системы начального школьного образования в целом.

Как правильно сформулировать объект и предмет

И напоследок несколько рекомендаций о том, как лучше представить объект и предмет исследования в своей работе. В качестве примера приведём такую дисциплину, как макроэкономика. Объектом её исследования выступает экономика, рассматриваемая как единое целое. Исходя из этого, предметом исследования макроэкономики является изучение таких явлений и процессов, которые имеют отношение ко всем её отраслям. Здесь она функционирует как единый организм и характеризуется показателями подъёма, спада, безработицы или инфляции.

Если автору предстоит курсовая работа, то сразу нужно постараться для себя определить, насколько узкой или широкой является тема. В первом случае объект выбрать просто, а во втором - сложнее, хотя, все зависит от творческих способностей.

Например, тема звучит так: «Формы самостоятельной работы при изучении правоведения». Здесь объект очевиден. Им будет выступать самостоятельная работа учащихся. С предметом ещё проще. Он будет конкретизироваться за счёт второй части темы. Итак, предмет - формы самостоятельной работы учащихся, которые используются при изучении правоведения.