Авиационные магистрали. Транспортные узлы и их развитие

Транспортные коридоры - это совокупность магистральных транспортных коммуникаций различных видов транспорта с необходимыми обустройствами, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов между различными странами на направлениях их концентрации. В систему международных транспортных коридоров входят также экспортные и транзитные магистральные трубопроводы.

Транспортным узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров. Транспортный узел как система - совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыкования двух или нескольких магистральных видов транспорта. В транспортной системе узлы имеют функцию регулирующих клапанов. Сбой в работе одного такого клапана может привести к проблемам для всей системы.

Крупные транспортные узлы всегда являются крупными городами, потому что притягивают торговлю, здесь удобно развивать промышленность (нет проблем со снабжением), да и сами транспортные терминалы предоставляют много рабочих мест. Очень многие города возникли на пересечении наземных или водных путей, то есть как транспортные узлы (многие до сих пор существуют за счёт этой роли). Прежде всего это города-порты: в Великобритании - это Лондон, во Франции - Марсель, Париж, в Германии - Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Бремен, в Испании - Бильбао, Барселона, в Италии - Венеция, Милан, в Нидерландах - так называемый Ранштадт (комплекс транспортных узлов, связанных в единую сеть - Роттердам, Амстердам, Утрехт, Лейден, Гаага), в Швеции - Стокгольм, в США - Нью-Йорк, Сиэтл, Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, в Австралии - Сидней, в Японии - Токио, в Китае - Шанхай, Сингапур. Есть и менее обычные примеры. Так, город Шеннон в Ирландии в основном живёт за счёт аэропорта. Некоторые города выполняют роль не грузовых, а пассажирских транспортных узлов, например, Симферополь в Крыму, куда прибывают многочисленные туристы, пересаживающиеся там на транспорт, доставляющий их в города крымского побережья.

Крупнейший транспортный узел России - Москва. Здесь пересекаются пути пяти видов транспорта: в Москве сходятся 11 железнодорожных лучей, 15 автомагистралей, 5 газопроводов и 3 нефтепровода; здесь есть три речных порта, пять аэропортов и девять вокзалов. Другой интересный пример - Владивосток, где кончается Транссибирская железная дорога и начинаются многие морские пути.

Транспортная система и связь

Транспорт и связь могут быть взаимозаменяемы и взаимодополняемы. Хотя замена достаточно развитой связью транспорта теоретически является возможной (вместо личного визита можно было бы отправить телеграмму, позвонить по телефону, отправить факс, электронное сообщение), но было обнаружено, что эти способы коммуникации в реальности порождают больше взаимодействий, включая личные. Рост в транспортной сфере был бы невозможен без связи, которая жизненно необходима для развитых транспортных систем - от железных дорог в случае необходимости двустороннего движения по одной колее до управления полётами, при котором необходимо знание о местоположении воздушного судна в небе. Так было обнаружено, что развитие в одной области ведёт к росту в другой.

Транспортный (перевозочный) процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операции, выполняемых автотранспортными предприятиями и их подразделениями самостоятельно или согласованно с другими организациями при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов.

Структура транспортного процесса включает:

1. Маркетинг грузопотоков.

2. Разработку на основе материалов обследовании грузопотоков: рациональных маршрутных схем, предусматривающих при открытии новых и изменение направления существующих маршрутов

3. Выбор типа и определение необходимого количества подвижного состава для перевозок

4. Определение сферы целесообразного использования автомобилей и автопоездов в зависимости от конкретных условии перевозок, вида и свойств грузов, эксплуатационных показателей грузового транспорта

5. Нормирование скоростей движения автотранспорта

6. Выбор систем организации движения автотранспорта с использованием рациональных режимов труда водителей.

7. Координацию работы автомобильного транспорта с другими видами транспорта.

8. Анализ дорожных условий в целях разработки эффективных и безопасных маршрутов движения подвижного состава

9. Обеспечение эффективных и безопасных перевозок грузов автомобильным транспортом.

10 Применение экономико-математических методов и расчетовдля повышения эффективности использования подвижного состава и снижения затрат на перевозки.

11. Управление движением транспортных средств.

12. Оперативный контроль за работой автомобильного подвижного состава и его использованием.

Особое внимание в транспортном процессе уделяется использованию различных методов, обеспечивающих:

Своевременность доставки грузов партиями необходимых размеров.

Сохранность качества и количества перевозимого груза;

Выполнение требовании техники безопасности и требований безопасности движения,

Экономию топлива,

Охрану окружающей среды;

Выполнение требований трудового законодательства

Морской транспорт России, с ее огромной протяженностью морских границ (более 44 тыс. км, что втрое превышает размеры сухопутных), выходом к морям трех из четырех океанических бассейнов (Тихого, Северного Ледовитого, Атлантического), в транспортной системе страны — один из ведущих. Особенно велика его роль в перевозках экспортно-импортных грузов (на его долю приходится более 90% грузооборота в международном сообщении), в транспортном обслуживании районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и других районов, имеющих выход к морям.

По многим технико-экономическим параметрам морской транспорт превосходит другие виды: самая низкая себестоимость перевозок (вдвое ниже, чем железнодорожный, и более чем в 20 раз, чем автомобильный), самая большая единичная грузоподъемность, практически неограниченная пропускная способность морских путей и др. Главный недостаток — зависимость от природных и навигационных условий.

В составе перевозок морским транспортом преобладают нефтяные грузы, руды, строительные материалы, лес, каменный уголь, хлебные грузы. Доля перевозок пассажиров морским транспортом (особенно дальних) невысока. Их основная часть приходится на пригородные перевозки.

После распада СССР за пределами России, на территории новых независимых государств, остались такие важные и крупные морские порты, как Одесса, Ильичевск, Рига, Таллинн, Клайпеда, Вентспилс и др. Производственные мощности оставшихся 39 портов не обеспечивают полностью каботажные и экспортно-импортные операции страны. Поэтому для отправки и прибытия грузов Россия вынуждена использовать порты сопредельных государств — Украины, Литвы, Латвии, Эстонии.

Первое место в грузообороте морского транспорта России принадлежит портам Дальневосточного (Тихоокеанского) бассейна, на долю которых приходится почти 50% отправляемых и получаемых грузов.

Дальневосточный бассейн включает Берингово, Охотское и Японское моря, а также восточную часть Северного морского пути (море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря). Моря и порты бассейна имеют важное значение для осуществления внешнеторговых связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, транспортно-экономических связей с прибрежными районами Дальнего Востока. Особая важность внутрирайонных и межрайонных перевозок обусловлена здесь тем, что других видов транспорта кроме морского в большинстве приморских районов Дальнего Востока нет. По этой причине доля каботажных перевозок в бассейне (составляет 85% всего объема перевозок) выше, чем внешнеторговых сообщений. Условия судоходства трудные — geoglobus.ru. Моря на 7-8 месяцев замерзают. Исключение составляют южные части Берингова и Японского моря, свободные ото льда весь год. В составе грузоперевозок по морям бассейна преобладают рыба, лес и лесоматериалы, уголь, нефть, машины и оборудование, продовольственные товары.

Большое значение имеет морской транспорт бассейна и для перевозки пассажиров (по объему перевозок пассажиров уступает только Черноморско-Азовскому бассейну). Крупнейшие морские порты расположены на берегу Японского моря: Владивосток (незамерзающий конечный пункт Северного морского пути и Транссибирской железнодорожной магистрали); Находка и Восточный; Ванино и Холмск на Сахалине, связанные морской железнодорожной переправой; Советская Гавань. Крупными портами также являются Нагаево (Магадан), Охотск, Курильск и Корсаков (все — на берегу Охотского моря), Петропавловск-Камчатский, Провидения, Анадырь (Берингово море), Певек (Восточно-Сибирское море), Тикси (море Лаптевых).

Черноморско-Азовский бассейн обеспечивает связи нашей страны с европейскими, азиатскими и африканскими странами, а также торговые связи со странами СНГ — Республиками Грузия и Украина. Судоходство на Черном и Азовском морях ведется в течение всего года. По объему отправляемых морским транспортом грузов (примерно 25%) занимает второе место, а по пассажироперевозкам — первое. Больше половины перевозок приходится на внешнюю торговлю, однако велика доля и каботажных перевозок между портами Северного Кавказа, Украины, Грузии. В структуре грузоперевозок главное место занимают нефть и нефтепродукты, а также руды, металлы, уголь, лес, строительные материалы (цемент и пр.), продовольственные товары. Большее развитие получили морские пассажирские перевозки, особенно в курортный период и, особенно вдоль Черноморского побережья. Крупнейшие морские порты Новороссийск, Туапсе, Сочи, Таганрог. Порт Новороссийск, расположенный в незамерзающей, глубоководной Цемесской бухте, — самый крупный по грузообороту в стране (52 млн. т). Новороссийский порт, как и порт Туапсе, специализируется на вывозе (экспорте) наливных грузов — нефти. Предполагается развитие Таганрогского порта и строительство новых портов на Черноморском и Азовском побережье.

Бассейн Северного Ледовитого океана включает Белое, Баренцево и Карское моря. Основная задача флота и морских портов Северного бассейна — обеспечение внешнеторговых связей с государствами Европы и Америки, транспортно-экономическое обслуживание районов, прилегающих к западной части Северного морского пути (северные районы европейской России и Сибири). Условия плавания на морях бассейна затрудняются тем, что на большую часть года они замерзают — geoglobus.ru. Исключение — юго-западная часть Баренцева моря, находящаяся под влиянием теплого течения Гольфстрим. Самый крупный порт Баренцева моря — Мурманск не замерзает и работает круглый год. На Белом море самый крупный порт — Архангельск, специализирующийся на лесоэкспорте из России. На эти два порта приходится более половины грузооборота всего бассейна и основная доля приема и отправления экспортно-импортных грузов. В экспорте преобладают древесина, руды цветных металлов, уголь, апатитовый концентрат, пушнина, рыба. Импортируют металлы, хлебные грузы, сахар и др. Важное значение в обеспечении судоходства по каботажным линиям Белого, Баренцева и Карского моря имеют порты Онега, Мезень, Нарьян-Мар, Амдерма, Диксон, Игарка, Дудинка, Хатанга. По каботажным линиям возят лес, строительные материалы, уголь, хлеб, пушнину, нефтепродукты, продовольственные грузы и др.

Перевозка пассажиров по каботажным линиям Севера не получила большого распространения.

Балтийский бассейн так же, как и Северный, имеет важное значение в осуществлении морских связей России со странами Европы и Америки. Внешнеторговые перевозки доминирующие (более 90% грузооборота). Основные экспортные грузы — нефть и нефтепродукты, лес, металлы, апатиты. В импорте преобладают машины и оборудование, продовольственные товары. Малый каботаж между русскими портами бассейна невелик. Большое значение имеют перевозки грузов в Баренцево, Белое и Черное море (большой каботаж), перевозки пассажиров на международных линиях. Основные порты на Балтийском море — Санкт-Петербург с грузооборотом 11 млн. т и небольшие по мощности перерабатываемых грузов — Калининград (незамерзающий — geoglobus.ru) и Выборг. Санкт-Петербург — универсальный порт, он и крупнейший на Балтике из российских портов по перевозкам пассажиров. Пассажирские линии связывают Санкт-Петербург и Калининград, Санкт-Петербург — многие страны мира. На Балтике в Финском заливе ведется строительство трех современных портовых комплексов — в Лужской губе — 35 млн. т, в Приморске — 45 млн. т и в бухте Батарейной — 15 млн. т. Их наличие разгрузит Петербургский порт, улучшит возможности для внешнеторговых связей России с другими государствами.

Каспийское море в основном используется для связей России со странами СНГ (Республики Азербайджан, Казахстан, Туркменистан) и Ираном. Зимой северная часть моря, прилегающая к районам России, замерзает и навигация прекращается. В общем, грузообороте морского транспорта страны доля этого бассейна незначительна (менее 0,5% отправленных грузов). В структуре перевозок преобладают нефтяные грузы, лес, рыба, строительные материалы, хлопок. Основные российские порты — Махачкала и Астрахань.

Речной транспорт Внутренние речные судоходные пути России составляют 80 тысяч километров. Удельный вес внутреннего водного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9 %. Роль речного транспорта резко повышается в ряде регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Основным в России является Волго-Камский речной бассейн, на который приходится 40 % грузооборота речного флота. Благодаря Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому и Волго-Донскому каналам Волга стала стержнем единой водной системы европейской части России, а Москва - «портом пяти морей» . К другим важным рекам европейской России относятся Северная Двина с притоками, Сухона, Онега, Свирь, Нева. В Сибири основные реки - Енисей, Лена, Обь и их притоки. Все они используются для судоходства и сплава леса, перевозки продовольствия и промышленных товаров в отдалённые регионы. Значение сибирских речных путей весьма значительно, вследствие неразвитости железных дорог (особенно в меридиональном направлении) . Реки связывают южные районы Западной и Восточной Сибири с Заполярьем.

По Оби и Иртышу транспортируется нефть из Тюмени. Обь судоходна на протяжении 3600 км, Енисей - 3300 км, Лена - 4000 км (навигация продолжается 4-5 месяцев) . Порты нижнего течения Енисей - Дудинка и Игарка - доступны для морских судов, следующих Северным морским путём. Крупнейшие перевалочные пункты грузов с рек на железные дороги - Красноярск, Братск, Усть-Кут. Важнейшей речной магистралью Дальнего Востока является Амур. Судоходство осуществляется на всём протяжении реки.

Одним из удобных видов передвижения из одной стороны в другую является водный транспорт. И многие стали забывать о нем, а молодежь даже не знает, как отличить морской транспорт от речного и вообще каково его предназначение.

На самом деле, такой вид передвижения грузов и людей имеет большое преимущество перед поездами или самолетами. К примеру, на водном транспорте можно перевозить довольно таки тяжелый груз, который не потянет самолет.

При этом, если все правильно организовать, то разгрузка груза будет также намного быстрее, чем разгрузка с поезда.

Транспортная система России

Еще один плюс такого транспорта в том, что в местах, где находятся материки или же перевозка между островами, сухопутный транспорт не пройдет, а водный с легкостью доставит груз или пассажиров но вот минус такого водного транспорта в его скорости, поэтому сейчас мало кто соглашается на пассажирскую перевозку, но все же есть еще те, которые не забывают об этой романтике и отправляются в круизы на лайнерах.

Весь этот транспорт разделяется на две категории - морской и речной, а уже внутри этих категорий судна разделяются на пассажирский водный транспорт и грузовой.

Водный морской транспорт

В эту категорию входят суда, которые с легкостью передвигаются по океанам и морям (грузовые и пассажирские). Перевозят такие суда нефть и ее продукцию или же сжатый газ и т. п. К такому транспорту относятся танкеры и контейнеровозы, которые способны перевозить довольно таки тяжелый груз.

А пассажирский транспорт двигается по определенному пути и перевозит пассажиров. Также к категории пассажирского водного транспорта относятся паромы, яхты и круизные лайнеры.

Водный речной транспорт

В категорию речного водного транспорта можно внести те суда, которые перевозят людей и груз по каналам, озерам или рекам. Большой плюс такого транспорта в его низкой цене, поэтому его очень широко используют. Но минус у речного транспорта также есть и он идентичен морскому - это низкая скорость.

Конечно же есть суда, которые не уступают сухопутному или воздушному транспорту, но на это уйдет вдвое больше денег, поэтому их считают невыгодными и не выпускают в море. На таком дорогом транспорте могут передвигаться люди, которые не имеют проблем с финансами, поэтому для обычных пассажирских перевозок он не подходит.

В средневековье такие суда были популярны даже среди людей с высоким чином, на них могли переправляться фараоны в свой последний пусть или князья для того, чтобы добраться в другое государство, но сейчас люди стали забывать о той романтике, которая находится в море, закаты, которые уходят за горизонт, погружаясь морскую пучину.

Самый распространенный водный транспорт на данное время — экскурсионные корабли, которые курсируют по каналам или рекам. Поэтому, если вам доведется побывать в Венеции, Париже или Праге, найдите время и войдите на борт одного из таких кораблей. Вы не пожалеете, так как водная прогулка будет сопровождаться рассказами гида, и оставит в вашем сердце множество положительных эмоций и воспоминаний.

Статья в тему: Речной транспорт России

Поиск Лекций

Пассажирооборот по видам транспорта (млрд. пассажиро-километров)

Таблица 3

Грузооборот по видам транспорта (млрд. тонно-километров)

Январь- декабрь 2011 г. Январь- декабрь 2012 г. Январь-декабрь 2012 г. в % к январю-декабрю 2011 г.
Транспорт всех отраслей экономики 5012,3 5100,3 101,8
в том числе:
Транспорт отраслей Минтранса России 2590,4 2703,0 104,4
железнодорожный общего пользования 2127,8 2222,0 104,4
промышленный железнодорожный 97,9 102,2 1) 104,4
автомобильный 222,8 247,9 111,3
водный 136,91 125,85 91,9
воздушный 4,95 5,06 102,2
Транспорт других министерств и ведомств
трубопроводный 2421,9 2397,3 99,0

Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный. Роль транспорта в повышении конкурентоспособности российской экономики очевидна. Без устойчивой работы транспортной системы и, в первую очередь, без опережающего развития транспортной инфраструктуры, новых эффективных схем доставки товаров невозможно достичь гарантированной доступности транспортных услуг для всех потребителей и снижения риска хозяйственной деятельности.

Глобализация экономики и сопровождающие ее процессы развития внешнеторгового обмена требуют новых подходов к развитию транспорта, поиску новых технологий и рациональных путей освоения перевозок пассажиров и грузов. В настоящее время следует признать, что транспортная инфраструктура в России развита недостаточно. Россия отстает от США по длине железнодорожных магистралей в 2,3 раза. Аналогичное положение с сетью автомобильных дорог. По плотности автомобильных дорог на 1000 квадратных километров территории Россия значительно уступает зарубежным странам. Если обратиться к морскому транспорту, то и здесь существует ряд проблем. Во-первых, старение судов и недостаточное обновление российского флота. Во-вторых, переход части судов (как правило, наиболее современных и оснащенных) под флаги других государств. В-третьих, необходимость в модернизации российских портов. Мировая тенденция глобализации экономических связей и усложнение спроса на транспортные услуги привели к росту объемов транспортно-экспедиционных услуг, в развитии которых автомобильному транспорту принадлежит особая роль. Однако, несмотря на благоприятные изменения, в деятельности автомобильного транспорта существует ряд серьезных проблем, которые, как показывает опыт зарубежных стран, будут усугубляться по мере экономического роста. Эти дисбалансы являются не просто причиной неудобств, они не приемлемы для растущего общественного сознания, противоречат концепции устойчивого развития.

Это привело к тому, что в странах Западной Европы меняются приоритеты в пользу более экологически благоприятных, чем автомобильный, видов транспорта: железнодорожного и внутреннего водного. Авиационный и внутренний водный виды транспорта столкнулись с проблемой обновления парка транспортных средств. Для авиации ситуация усугубляется запретом ряда стран на использование отечественных самолетов, не удовлетворяющих условиям по уровню шума. Роль этого вида транспорта в пассажирских перевозках значительна, что объясняется большими расстояниями и недостаточной развитостью инфраструктуры, особенно в восточных районах страны. Для внутреннего водного транспорта, доля которого в общем объеме перевозок довольно незначительна по сравнению, например, с США, площадь которой сравнима с Россией, важнейшей задачей является создание современного флота и реконструкция ряда ключевых объектов на внутренних водных путях России. Доля трубопроводного транспорта в транспортной системе России значительна, что объясняется большим экспортным потенциалом нефте — и газодобывающей отрасли. Грузооборот трубопроводного транспорта в России превышает аналогичный показатель США более, чем в 2 раза.

Несмотря на имеющиеся проблемы в развитии отдельных видов транспорта, выгодное геополитическое положение позволяет Российской Федерации претендовать на одно из ведущих мест в транспортной инфраструктуре мира, играть важную роль в мировой экономической системе и на международной политической арене в качестве транспортного моста между Европой, Азией и Америкой (по направлениям Запад — Восток, Север — Юг). Стратегическим интересам России отвечает формирование системы международных транспортных коридоров и реализация ее транзитного потенциала. Доля трубопроводного транспорта в транспортной системе России значительна, что объясняется большим экспортным потенциалом нефте — и газодобывающей отрасли. Грузооборот трубопроводного транспорта в России превышает аналогичный показатель США более, чем в 2 раза.

Одной из главных задач транспортного комплекса России является создание безопасных условий и повышение качества жизни. Вместе с тем транспортные средства являются причиной возникновения чрезвычайных ситуаций, в результате которых травмируются и гибнут люди, повреждаются или уничтожаются транспортные средства и перевозимые грузы, наносится ущерб окружающей природной среде. (Таблицы 4, 5).

Таблица 4

Динамика роста числа смертельных несчастных случаев на транспорте

Таблица 5.

Число происшествий, погибших и раненых на транспорте в 2012 году

Основным средством для перевозки пассажиров и грузов на небольшие расстояния (100 — 200 км) является автомобильный транспорт. В нашей стране на его долю приходится более 50% объема всех пассажирских и 75% грузовых перевозок. В 2003 г. автомобильным транспортом было перевезено около 25 млрд пассажиров, что составляет 52% от общего объема перевозок всеми видами транспорта. Автомобильный транспорт занимает лидирующее положение по числу ЧС и количеству человеческих жертв. По данным ООН, в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) ежегодно в мире погибает около 1,3 млн чел., становятся инвалидами 8 млн чел., экономические потери составляют в среднем 500 млрд долл. Автодорожный травматизм занимает третье место в мире среди причин смертности населения. Каждые сутки в России происходит более 400 ДТП, в них погибает более 80 чел., травмируется около 500 чел. Ежегодно на дорогах России регистрируется более 160 тыс. ДТП, в которых участвуют транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, трамваи, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы. В ДТП ежегодно погибает в среднем 30 тыс. россиян, инвалидами становятся около 200 тыс. По данным МВД России, в 2005 г. на территории Российской Федерации было зарегистрировано 223 342 ДТП, в которых погибло 33 957 и ранено 274 864 чел. Основное количество дорожно-транспортных происшествий (160 970, или 72,1%) зарегистрировано в городах и населенных пунктах.

Морской транспорт России

На автомобильных дорогах вне городов и населенных пунктов произошло 61 763 ДТП (27,7%), в результате которых смертельные травмы получили 17 из каждых 100 пострадавших.

В России количество погибших в ДТП в 5 — 10 раз больше, чем в странах Европы. Социально-экономический ущерб от ДТП в России огромен, он исчисляется сотнями миллиардов рублей. ДТП происходят в результате столкновения — 37,9%, наезда -37,1%, опрокидывания - 16,1%.

Современный мир и общество невозможно представить без авиации. Несмотря на то, что вопросам обеспечения безопасности на авиационном транспорте уделяется первостепенное внимание, чрезвычайные ситуации все же происходят. В течение 2005 г., по данным Минтранса России, на гражданских воздушных судах Российской Федерации произошло 29 авиационных происшествий, в которых погибло 102 и пострадало 83 чел.

Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте имеют ряд специфических особенностей. Это связано с высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого количества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкнутом пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстротечностью развития событий. ЧС на авиатранспорте может возникнуть на любом этапе: взлет, полет, посадка. Поэтому очень важно знать особенности авиационных катастроф, уметь себя вести в случае их возникновения, умело пользоваться аварийно-спасательным оборудованием, которое находится на борту воздушного средства.

В транспортной системе России лидирующую позицию по количеству перевозимых грузов и пассажиров занимает железнодорожный транспорт.

Железнодорожный транспорт является потенциальным источником возникновения чрезвычайных ситуаций с большим числом пострадавших, значительным материальным ущербом, наступлением неблагоприятных экологических и санитарно-гигиенических последствий. В 2005 г. на железнодорожном транспорте произошло 11 ЧС, погибло 5 и пострадал 1 чел. Железнодорожный транспорт представляет собой угрозу не только для пассажиров, работников железной дороги, но и для населения, проживающего в непосредственной близости от железнодорожных путей, станций, вокзалов, депо. Это связано с перевозками по железной дороге большого количества легковоспламеняющихся, взрывоопасных, химических и радиационных материалов. Большое количество опасных грузов скапливается на станциях.

Миллионы людей пользуются услугами городского наземного транспорта: трамваями, троллейбусами, автобусами, маршрутными такси. Нередко городской наземный транспорт становится причиной возникновения чрезвычайных ситуаций. Это приводит к травмам и гибели людей, уничтожению материальных ценностей.

В этой связи особенно актуальной является разработка Концепции транспортной безопасности и соответствующих предложений в реализуемые и проектируемые федеральные целевые программы. Реализация Концепции транспортной безопасности, в свою очередь, должна базироваться на специализированной правовой базе — федеральном законе «О транспортной безопасности», а также соответствующих поправок в законопроектах «О борьбе с терроризмом», «О безопасности» и других законодательных актах.

ТЕМА 2.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

внутреннего водного транспорта

Внутренние водные пути обладают развитой инфраструктурой по организации и обслуживанию судоходства. На реках России функционирует 131 речной порт . Подавляющее большинство речных портов имеют подъездные железнодорожные пути и могут осуществлять перевалку грузов с речного на железнодорожный и автомобильный виды транспорта. Объем перегрузочных работ в навигацию 2007 г . в речных портах составил 225.5 млн. тонн; при этом перегрузочные мощности большинства портов в настоящее время используются лишь на 40-50%.

В целом, на долю внутреннего водного транспорта в Российской Федерации приходится около 1.5 % от общего объема перевозок всеми видами транспорта России. Ситуация с долей участия ВВТ в общем объеме перевозок страны примерно такая же, как и в Европе в целом, значительно уступая в то же время по этому показателю таким странам как Германия, Бельгия и Нидерланды. Анализ производственной деятельности судоходных компаний, рост экономики Российской Федерации позволяют прогнозировать в перспективе дальнейший рост перевозок до 215 млн. тонн .

Перевозками грузов и пассажиров на внутренних водных путях занято более 1500 хозяйствующих субъектов разных форм собственности.

Морской транспорт в России

При этом негосударственный сектор занимает в настоящее время на ВВТ доминирующее положение и им выполняется более 90% перевозок грузов и пассажиров. С начала 90-х годов государство осуществляет в отрасли, преимущественно, функции регулирования, надзора и поддержания водных путей в судоходном состоянии.

Речной флот России по своему составу многочислен и разнообразен. По состоянию на 1.06.2007 г . на учете в Российском Речном Регистре (РРР) находилось 28267 судов различной мощности и грузоподъемности. Транспортных самоходных и несамоходных судов из этого количества около 16.9 тысяч . Общая грузоподъемность транспортного флота составляет 11,03 млн. т ., в т.ч., нефтеналивных судов – 2,6 млн. т . Общая мощность буксирных судов – 1,9 млн. кВт . Средний возраст судов транспортного флота составляет около 30 лет .

Особое место во внутреннем водном транспорте России занимает флот смешанного река-море плавания.

В период спада промышленного производства резко сократился объем грузов, предъявляемых к перевозке. В этих условиях экономически выгодными оказались прямые бесперевалочные перевозки между речными российскими портами и морскими портами Европы. При росте экспортно-импортных перевозок количество таких судов за незначительный период увеличилось почти втрое, достигнув к настоящему времени 1100 единиц .

Привлекательность таких перевозок объясняется также возможностью круглогодичной эксплуатации судов смешанного (река-море) плавания. По этой причине практически все крупные судоходные компании при общем застое в обновлении флота имеют программы строительства судов смешанного река-море плавания. На российских верфях строятся в настоящее время серии таких судов грузоподъемностью до 6.5 тыс. тонн.

В целом, по данным РРР , до настоящего времени темпы обновления флота пока значительно уступают интенсивности выбытия флота, в связи с его списанием. Однако, даже при этом, значительная часть флота простаивает в связи с отсутствием грузовой базы. Особенно это касается восточных бассейнов.

Анализ возможностей расширения грузовой базы речного транспорта на перспективу показывает, что при подъеме промышленного производства и оживлении строительного комплекса в стране, значительный импульс получат перевозки минеральных удобрений, нефти и нефтепродуктов, жидких химических грузов, крупнотоннажных контейнеров и др. В ближайшие годы станет возможным участие речного транспорта в обеспечении перевозок по международному транспортному коридору “Север-Юг” , а также в развитии экономических связей со странами Среднего и Ближнего Востока, Юго-Восточной Европы, Средиземноморья через бассейны Черного и Каспийского морей , имеющих выход на внутренние пути европейской части страны.

Расширение взаимодействия со смежными видами транспорта планируется обеспечить при освоении новых грузопотоков прямыми смешанными сообщениями с железнодорожным и автомобильным транспортом, в частности, путем введения новых транспортно-технологических схем доставки грузов, новых информационных технологий транспортного комплекса и единых транспортных документов. В этих же целях часть имеющихся и вновь вводимых мощностей речных портов будет переориентирована на обеспечение интермодальных перевозок круглогодового использования.

Участие водного транспорта в расширении мировых хозяйственных связей будет обеспечиваться внешнеторговыми и транзитными перевозками в судах смешанного река-море плавания. Внутренние водные пути России планируется подготовить для интеграции в европейскую транспортную систему для бесперевалочной доставки грузов из европейских стран по водным путям в порты России и в обратном направлении. Это позволит сформировать новые транспортные коридоры и освоить перевозки по маршрутам Северное море–Балтийское море–Волго-Балтийский канал, Волга–Дон–Азовское море–Черное море–Дунай–Рейн .

Таким образом, большое значение приобретает эффективное использование Единой глубоководной системы европейской части страны. Дополнительная грузовая база может быть получена также за счет экспортных перевозок в страны Западной Европы. Ожидается рост транзитных грузов стран СНГ и на иранском направлении по Волго-Донскому судоходному каналу и Нижней Волге. Также прогнозируется незначительный рост объемов перевозок в восточных и северных бассейнах. Для повышения конкурентоспособности речного транспорта в ближайшие годы необходимо на направлениях перспективных грузопотоков выполнить большой объем работ по совершенствованию водных путей и реконструкции гидротехнических сооружений.

Вследствие особенностей развития экономики страны в последние годы значительно изменились состав и направления грузопотоков. В настоящее время сформировались два основных экспортных направления через речные устьевые порты, расположенные в Санкт-Петербурге и в Ростове-на-Дону. Концентрация грузов на этих направлениях практически привела к исчерпанию пропускной способности Волго-Балтийского водного пути и Волго-Донского канала. Время прохода по этим путям из-за значительного скопления флота и связанными с этим простоями судов увеличилось приблизительно в два раза. Дальнейшее увеличение объемов перевозок по ним без серьезной реконструкции водного пути и существенных вложений финансовых средств невозможно.

Кроме этих проблем, связанных с недостаточной пропускной способностью водных путей Единой глубоководной системы на экспортных направлениях грузопотоков, в настоящее время имеет место целый ряд других инфраструктурных ограничений. Это, прежде всего, недостаточная пропускная способность транспортного флота на устьевом участке реки Невы, обусловленная необходимостью осуществления транзитного судоходства в разводку мостов в г. Санкт-Петербурге.

Вторым существенным ограничением является судоходный участок реки Свирь в связи с недостаточными габаритами судового хода и исчерпанием пропускной способности судоходных шлюзов. Следующим проблемным участком на ЕГС является участок реки Волги, расположенный ниже створа Городецкого гидроузла . Здесь, в результате снижения уровней воды в нижнем бьефе ГЭС, судоходные глубины в настоящее время недостаточны для прохода крупнотоннажных судов и имеет место значительный простой транспортного флота.

Ограничения судоходных глубин имеют место на Нижней Волге, ниже г. Волгограда, на Волго-Донском судоходном канале, а также на целом ряде участков судоходных рек, находящихся в свободном состоянии.

Для обеспечения развития современной и эффективной транспортной инфраструктуры было принято постановление Правительства Российской Федерации № 377 от 20 мая 2008 г ., которым утверждена федеральная целевая программа “Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)” . Составной частью этой программы, является подпрограмма “Внутренний водный транспорт” . В результате выполнения этой программы намечается существенно увеличить пропускную способность Единой глубоководной системы за счет устранения имеющихся инфраструктурных ограничений, а также повысить безопасность и надежность функционирования судоходных гидротехнических сооружений.

Дальнейшее развитие внутренних водных путей на более отдаленную перспективу предусматривается “Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года” , утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г . № 1734-р.

Реализация Транспортной стратегии позволит завершить работы по увеличению пропускной способности внутренних водных путей, входящих в состав Единой глубоководной системы, выполнить комплексную реконструкцию внутренних водных путей и гидротехнических сооружений, модернизировать технический флот и обеспечить развитие связи и навигации посредством внедрения новых средств связи, спутниковой навигации и информатизации, а также обеспечить развитие международных воднотранспортных соединений на транзитных направлениях Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов.

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Положительными особенностями этого вида транспорта являются высокая провозная способность (на глубоководных реках), сравнительно невысокие себестоимость перевозок и затраты на организацию судоходства. Речной транспорт использует судоходные реки, каналы, озера и другие внутренние водоемы, поэтому его развитие и география во многом определяются природными условиями.

В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии. Сеть транспортных путей образуют следующие основные реки и каналы:

  • В Европе — Сена, Рейн с притоками, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Днепр, Волга, Дон и др.
  • В Азии — Ганг, Инд, Иравад, Янцзы, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена, Амур, Великий канал (Китай) и др.
  • В Северной Америке — Миссисипи с притоками, Св. Лаврентия, Маккензи, Береговой канал (США), Великие озера и др.
  • В Латинской Америке - Амазонка и Парана.
  • В Африке.- Конго, Нигер, Нил.
  • В Австралии - Муррей с притоком Дарлинг.

Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс. км, из которых почти половина приходится на Россию и Китай (более 100 тыс. км в каждой), США (более 40) и Бразилию (30 тыс км). По общему грузообороту внутренних водных путей первое место занимают США, второе - Китай, третье - Россия, далее следуют ФРГ, Канада и Нидерланды.

Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн и Дунай в Европе, или по реке Св. Лаврентия и Великим озерам в Северной Америке). Всего в мире 214 так называемых международных рек (Дунай, Рейн, Амазонка, Замбези, Нил, Конго и др.).

Речной транспорт википедия
Поиск по сайту.

§ 2. Каковы особенности развития транспортной системы мира?

Современная мировая транспортная система - отрасль сферы услуг, осуществляющая перевозку грузов и пассажиров, сформировалась в XX в. Транспортная система включает инфраструктуру (автомобильные и железные дороги, каналы, трубопроводы), терминалы (железнодорожные и автобусные станции, аэропорты, морские и речные порты), средства передвижения.

Транспорт обеспечивает хозяйственные взаимосвязи между территориями (рис. 169).

Рис. 169. Виды транспорта

Уровень развития транспортной инфраструктуры соответствует уровню концентрации производства и населения и особенностям специализации территорий.

Развитие транспорта само по себе влияет на прилегающую территорию, придавая ей особые импульсы ускоренного развития. Территории, обеспеченные транспортной инфраструктурой, приобретают повышенную привлекательность для многих видов человеческой деятельности. Так, крупнейшие транспортные узлы международного значения (морские и речные порты, аэропорты) притягивают промышленность, ориентированную на импортное сырьё и на экспорт готовой продукции, концентрируют предприятия обрабатывающей промышленности, капиталы банков, товарно-сырьевые биржи (рис. 170-173).

Рис. 170. Структура грузооборота порта Роттердам (Нидерланды).

Обратите внимание на различия в импортных (преобладает нефть и нефтепродукты, минеральное сырьё) и экспортных (преобладают контейнерные перевозки) грузах

Рис. 171. Роттердам - крупнейший морской порт Европы

Рис. 172. Роттердам. Космический снимок

Рис. 173. Порты как фокусы экономической жизни

Зоны, расположенные рядом с магистралями в районах нового освоения, получают дополнительные стимулы развития.

Прогресс в средствах и путях сообщения (увеличение тоннажа судов, контейнерные перевозки, механизация погрузки и разгрузки) способствовал росту мировой торговли и вовлечению в хозяйственный оборот новых видов ресурсов. Если несколько веков назад важнейшими международными грузами были дорогостоящие товары небольшого веса и объёма (драгоценности, специи, ткани, соль), то с развитием международного разделения труда, средств и путей сообщений мировая торговля приобрела глобальный характер и в торговый обмен стали вовлекаться массовые грузы и сырьё.

Транспорт - один важнейших потребителей нефтепродуктов и загрязнителей окружающей среды.

Статистическими показателями для анализа уровня развития транспорта являются густота сети (рассчитывается относительно площади обслуживаемой территории, населения, отправленных грузов), средняя дальность перевозок, грузооборот .

Наиболее высокий уровень развития имеют региональные транспортные системы Северной Америки. Они составляют около 30% общей протяжённости мировых путей сообщения, занимают первое место по грузообороту. Западная Европа имеет самую густую транспортную сеть в мире. В этих регионах происходит сокращение сети железных дорог и рост перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом.

В развитых странах по числу перевозок лидирует автомобильный транспорт (40%), на железнодорожный приходится 25%. В странах с переходной экономикой в грузообороте преобладает железнодорожный транспорт (60%), на автомобильный приходится 9%.

Карьера

Логистика

Логистика - наука об оптимальном управлении материальными, финансовыми и информационными потоками на предприятии. Существует закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и др. Грамотная логистика позволяет оптимизировать и резко сократить издержки производства.

В чём состоит работа специалиста по логистике? Специалисты по логистике отвечают за внешние связи предприятия и должны оптимальным транспортным средством по оптимальному маршруту (самому короткому, дешёвому, безопасному) доставить на предприятие сырьё и отгрузить готовую продукцию. Специалисты должны грамотно управлять запасами сырья и готовой продукции, формировать сборные заказы и работать с таможенным оформлением грузов.

Для успешной карьеры надо знать несколько иностранных языков (обязательно - английский), географию транспорта мира: географическое положение транспортных сетей, портов, аэропортов, цены и тарифы на перевозки, экономику стран мира, особенности таможенного законодательства. Эти знания можно получить, если поступить в экономический вуз на специальность «Логистика».

Рис. 174. Грунтовая дорога в Чукотском АО (Россия)

Рис. 175. Междугородные автобусные перевозки - удобный и надёжный вид транспорта в Западной Европе (Испания)

Велика роль Европы в экспорте международных транспортных услуг (около 50%), второе место занимает Азия (25%), на долю Америки приходится 13%, на долю всех других регионов - 11%.

Швейцария: железные дороги или автомобили?

Швейцария - небольшое по размерам европейское государство, не имеющее выхода к морю и не обладающее запасами полезных ископаемых мирового значения. Однако Швейцария с выгодой для развития экономики использовала особенности своего географического положения.

Расположенная в центре Европы, окружённая экономически развитыми странами, она оказалась на перекрёстке транспортных путей Евросоюза, что заставило правительство задуматься о мерах по уменьшению отрицательного воздействия автомобильного транспорта на природу. На проведённом в стране в 1994 г. референдуме население проголосовало за то, чтобы иностранные коммерческие грузы перевозились через территорию Швейцарии только по железной дороге.

Тоннель Зимплон - один из самых длинных в мире (19,5 км), соединяет Швейцарию и Италию, построен в 1905 г.

В нём и других подобных тоннелях даже автомобили перемещаются на специальных железнодорожных платформах, что уменьшает выброс выхлопных газов.

Грузовой транспорт. В грузовых перевозках в начале XXI в. лидирует морской транспорт, на его долю приходится 2/з перевезённых грузов. Морской транспорт, как самый дешёевый, связывает главные районы производства товаров, разделённые океанами: Европа - Америка - Япония и Китай. Доля железнодорожного (внутриконтинентального) транспорта в мировом грузообороте за последние 50 лет сократилась почти в 2 раза (до 15%), растёт доля трубопроводного транспорта. Во внутриконтинентальных перевозках преобладает автомобильный транспорт (рис. 174, 175).

Для всех видов транспорта характерно снижение транспортных издержек на единицу товара (они включают затраты перевозчика, страхование груза и плату за транзит). Развитие транспорта способствовало росту объёмов мировой торговли и повлияло на её географическую и товарную структуру. Так, появление супертанкеров, способных перевозить до 500 тыс. т нефти, снизило значение каналов мирового значения - Суэцкого и Панамского: танкеры не помещаются в узкое русло каналов, и основные нефтепе-ревозки идут через юг Африки - мыс Доброй Надежды. Тем не менее для Египта и Панамы оплата за провоз грузов через каналы - важнейшая часть поступлений в бюджет.

Развитие системы контейнерных перевозок, механизация погрузочно-разгрузочных работ способствовали снижению издержек на перевозки морским транспортом (рис. 176, 177).

Рис. 176. Паромное сообщение в Средиземном море (Италия)

Рис. 177. Контейнерные морские перевозки (г. Шанхай, Китай)

Эффективность работы транспорта во многом зависит от организации работы инфраструктуры портов - перегрузка и складирование товаров, ремонт судов и их снабжение топливом, водой.

Доля затрат на транспорт в стоимости товаров различается между регионами и странами мира и зависит в первую очередь от их географического положения. Стоимость транспортных услуг для стран, не имеющих выхода к морю, почти на 1/2 выше.

Кроме того, очевидно, что транспортные издержки на единицу товара гораздо больше для продукции добывающих отраслей, сельскохозяйственной продукции, требующих особых условий перевозки, чем для дорогих промышленных товаров.

Географическое положение крупнейших грузовых портов мира отражает распределение экономической мощи стран и их участие в международном разделении труда.

Задание 19. Где расположены крупнейшие транспортные узлы мира?

Важнейшая тенденция в развитии мирового грузового транспорта - формирование контейнерной системы, которая обеспечивает перевозку около 40% генеральных грузов и определяет создание транспортных коридоров, объединяющих несколько видов транспорта для перевозок грузов через территорию нескольких стран. Так, в Европе намечено создать девять таких коридоров; два пройдут через Россию: Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург; Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Киев - Одесса.

Контейнерная система унифицирует транспортный процесс и способствует развитию смешанных перевозок грузов разными видами транспорта. Обработка контейнеров ведётся на крупных терминалах, большая часть которых находится в морских портах. Крупнейшими контейнерными морскими портами мира являются Сингапур, Сянган и Шанхай. За последние годы в число крупнейших контейнерных портов мира вошли порты динамично развивающихся стран Азии, в первую очередь Китая. Европейские порты, хотя и увеличили грузооборот, в рейтинге сместились на 7-8-е места (табл. 14).

Таблица 14. Крупнейшие морские порты мира, 2008 г.

Рис. 178. Монорельсовая дорога в г. Осака (Япония)

Рис. 179. Транспортная развязка в г. Майами (штат Флорида, США)

Новая тенденция в развитии мировых грузоперевозок - это широкое распространение грузовых авиаперевозок. Этим видом транспорта стали перевозиться товары, чувствительные ко времени доставки, - скоропортящиеся продукты (например, клубника из ЮАР в Лондон, свежая рыба для японских ресторанов в Париже), срезанные цветы, электроника, детали и узлы машин. Авиаперевозки активно используются ТНК для внутрифирменных поставок грузов между подразделениями компаний.

Рис. 180. Железные дороги в Испании один из самых комфортных видов транспорта

Рис. 181. Конные повозки - традиционный вид транспорта на Принцевых островах в Мраморном море (Турция). На островах запрещено движение автомобилей, загрязняющих окружающую среду

Крупнейшие пассажирские аэропорты мира

Аэропорты - прибыльные предприятия, которые должны обеспечить чёткое расписание взлётов и посадок самолётов, безупречную работу диспетчерских служб, безопасность пассажиров. В аэропортах располагаются офисы компаний, рестораны, магазины беспошлинной торговли. По оценкам, непосредственно в аэропортах мира работают почти 350 тыс. человек, а 4,5 млн человек работают в смежных с авиаперевозками отраслях.

Крупнейшие аэропорты мира располагаются в «мировых городах» и имеют наибольшее значение для связей Европа - Америка и Америка - Юго-Восточная Азия (табл. 15).

Рис. 182. Аэропорт г. Мюнхен (Германия). В здании аэропорта располагаются офисы авиакомпаний, магазины, рестораны

Рис. 183. Аэропорт Шарль де Голль (г. Париж, Франция) входит в число крупнейших пассажирских аэропортов мира

Рис. 184. Рост количества авиапассажиров, 2000- 2009 гг.

Таблица 15. Крупнейшие пассажирские аэропорты мира, 2008 г.

Пассажирский транспорт. Глобализация мировой экономики, углубление внешнеторговых, туристских, научных связей привели к резкому росту подвижности населения. Важнейший показатель развития пассажирского транспорта - пассажирооборот (пассажиро-километры). Региональные различия по этому показателю весьма существенны: максимальный показатель в Северной Америке - 12,7 тыс. и Западной Европе - 8,2 тыс.

Основная часть пассажирооборота приходится на автомобильный транспорт - 80%, на железнодорожный и авиационный - 10% (рис. 178-181).

Транспорт наряду с промышленностью является основным источником загрязнения окружающей среды в городах.

Транспортный узел - это пункт, в котором сходятся не менее 2-3 линий одного вида транспорта. Когда в одном населённом пункте сходятся пути сообщения различных видов транспорта, он называется комплексным. Здесь ярко прослеживается взаимосвязь различных видов транспорта. В комплексных транспортных узлах осуществляется перевалка грузов и пересадка пассажиров.

Транспортные узлы бывают государственного, межрайонного, районного и местного значения. Кроме того, транспортные узлы классифицируются по назначению, сочетанию видов транспорта, по выполняемым функциям, по транспортному балансу, по величине грузооборота. Комплексные транспортные узлы могут иметь также сочетания: железнодорожно-водные (железнодорожно-речные, железнодорожно-морские), железнодорожно-автомобильные, водно-автомобильные.

Уровень развития транспортной системы экономических районов неодинаков. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км2) отличается в десять и более раз. Наиболее развитой транспортной системой выделяются Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы; наименее развитой - Дальневосточный, Восточносибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где в межрайонном масштабе разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге. Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т. е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья, топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно - пассивный, т. е. ввоз превышает вывоз.

Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:

1. Широтное магистральное сибирское направление «восток-запад» и обратно, оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги.
2. Меридиональное магистральное центральноевропейское направление «север-юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями.
3. Меридиональное волго-кавказское магистральное направление «север-юг» по реке Волга, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом.


По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, по этим направлениям особенно тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.
Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значений. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных ее районов транспортная система нуждается в постоянном совершенствовании как в отношении рационализации размещения, так и в повышении ее качественного уровня: обновлении материально-технической базы, улучшении организационно-управленческой системы, использовании новейших достижении научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации направлено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами.

Воздушный (авиационный) транспорт.

Главной функцией авиационного транспорта является перевозка пассажиров на дальние расстояния, хотя этот вид транспорта занимается и перевозкой скоропортящихся и дорогих грузов. Сегодня это дорогой , но самый быстрый вид транспорта. Его роль особенно велика в удаленных и труднодоступных регионах Севера и Сибири, где он перевозит не только пассажиров, но из-за отсутствия железнодорожных и автомобильных дорог и разнообразные грузы.

Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны. В последние годы замедлились темпы развития воздушного транспорта. В настоящее время техническая укомплектованность наземной базы составляет 60 %, а по аэровокзальным комплексам не более 30 % . Износ основных фондов оценивается в 70 %.

В России сегодня насчитывается около 800 аэропортов, из которых 50 имеют статус международных.

Таким образом, уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается по районам . Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую - Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы.

Отличаются районы и по структуре грузооборота . В районах, где разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт, и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге.

Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс , т.е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья и топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно - пассивный , т.е. ввоз превышает вывоз.

Мощности транспортных потоков также имеют существенные разли­чия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, ма­териалов и т.д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны :

1. Широтное магистральное сибирское направление "восток-запад" и обратно; оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги;

2. Меридиональное магистральное центрально-европейское направление "север-юг" с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями;

3. Меридиональное Волго-Кавказское магистральное направление "север-юг" по р.Волге, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом. По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, и тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.

Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения . Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных ее районов транспортная «система нуждается в постоянном совершенствовании как в области рационализации размещения, так и ее качественного уровня: обновления материально-технической базы, улучшения организационно-управленческой системы, использования новейших достижений научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации нацелено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами.

Транспорт является важным связующим звеном в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Стабилизация экономики и ее подъем невозможны без решения основных проблем транспортного комплекса. В настоящее время разрабатывается комплексная программа "Транспорт России" . В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту отрасль, привле­чения иностранного капитала , налаживания работы поставщиков транспортного комплекса - транспортного машиностроения, электротехнической и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом транспортном комплексе необходима более тесная координация работы всех видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства. Одной из основных задач также является восста­новление транспортно-экономических связей со странами ближнего зарубежья, так как транспортный комплекс СССР формировался как единое целое, и обособленное функционирование его отдельных частей привело к деградации транспортного хозяйства не только России, но всех бывших республик СССР. Остро стоят проблемы транспортного обеспечения сельских населенных пунктов , пассажирских перевозок в крупных городах, снижения отрицательного влияния транспорта напри­родную среду и человека.

Переход к рыночным отношениям транспортного комплекса России сложен из-за сформировавшейся ранее сильно централизованной структуры управления и созданных ранее сверхкрупных транспортных монополий. При решении проблемы разгосударствления отдельных частей транспортного комплекса, создания условий для конкуренции возникла объективная необходимость малого и среднего бизнеса. Активно идет процесс приватизации автотранспортных предприятии, создания мелких акционированных авиакомпаний, предприятий водного транспорта.

Сфера услуг России

Сфера услуг (сфера обслуживания), являясь важнейшим элементом инфраструктуры хозяйства представляет собой комплекс отраслей, удовлетворяющих социальные запросы населения. Она относится к третичному сектору экономики.

Важнейшее значение сферы услуг состоит в повышении производительности труда за счет подготовки высококвалифицированных кадров, полноценного отдыха, сокращения потерь рабочего времени по болезни и т.п. Сфера обслуживания включает :



-Жилищно-коммунальное хозяйство: (эксплуатация жилья; электроснабжение; теплоснабжение; газоснабжение и др.);

- Здравоохранение: (поликлиники; больницы; медпункты; станции «скорой помощи»; аптеки и др.);

- Бытовое обслуживание (ателье; ремонтные мастерские; прачечные, химчистки);

- Общественное питание (столовые; кафе; рестораны);

- Розничная торговля: (магазины; рынки; киоски);

- Учреждения культуры (театры; музеи; библиотеки);

- Образование: (детские сады; школы и колледжи; вузы);

- Рекреационное хозяйство (санатории; дома отдыха; турбазы);

- Кредитно-финансовое обслуживание (Страховые компании; Банки).

Размещение предприятий сферы обслуживания совпадает с географией размещения населения. Однако уровень, качество и полнота набора предоставляемых услуг различается не только по регионам, но и в пределах каждого региона – между сельской местностью и городом, и даже в пределах одного города – между центральными и окраинными («спальными» и «промышленными» районами).

Размещение предприятий определяется в первую очередь частотой и объемом спроса .

Единственная отрасль обслуживания, имеющая большие региональные различия, это рекреационное хозяйство

Рекреационное хозяйство объединяет большое количество различных предприятий и учреждений, предоставляющих населению возможность отдохнуть и восстановить свои силы, здоровье, творческие способности. Оно охватывает сеть оздоровительных учреждений, баз отдыха, разнообразные формы туризма.

Выделяют несколько видов туризма: оздоровительный (лечение, отдых), познавательный (поездки по культурно-историческим местам), спортивный (охота, рыболовство, альпинизм), приключенческий и экологический.

В России при ее уникальных потенциальных возможностях сравнительно немного мест отдыха. Крупные рекреационные районы:

Черноморское побережье с курортной зоной «Большого Сочи»;

Санкт-Петербург с окрестностями;

Москва и Подмосковье;

- «Золотое кольцо России» (Москва – Загорск – Переславль-Залесский – Ростов – Ярославль – Кострома – Суздаль – Владимир);

Круизы по рекам (Волга, Обь, Лена, Енисей и др);

Кавказские Минеральные Воды (Кисловодск, Пятигорск, Железноводск, Ессентуки).