Что делать если венчались а потом разошлись. Можно ли разводиться после венчания? Отношение церкви к разводу

В наше время для того, чтобы получить развод, достаточно желания одного из супругов. Отношение к прекращению брака стало проще, однако в то же время не все пары знают, как сейчас правильно и грамотно можно развестись с мужем или женой в России. Рассмотрим данный вопрос в этой статье.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай развода в России, то вам следует помнить, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Как происходит развод?

Прекратить брак полномочны два госоргана:

  • отдел ЗАГСа;

Как можно быстро и правильно развестись с мужем или женой?

Прежде всего, необходимо достигнуть договоренности между супругами.

Бракоразводный процесс решает два основных вопроса:

  • имущество;
  • дети.

Если супруги достигнут обоюдного согласия путем переговоров самостоятельно и без вмешательства судьи, обе стороны получат то, что им требуется. В данном случае госорганы только зарегистрируют официальное прекращение брачных уз.

В случае разногласий по поводу воспитания детей, выплат алиментов или раздела имущества, судебный орган примет решение в соответствии с действующим законодательством. В данном случае оказаться недовольными могут обе стороны.

Лучше заранее договориться о том, где и с кем будут проживать ребенок, кто останется жить в общем доме, какая сумма денег будет предназначена на содержание детей. В этом случае вероятнее достигнуть компромисса.

Судья же решит вопрос в соответствии с законодательством. Супружеская пара в любой момент могут разрешить все проблемы по поводу своей собственности и детей, зафиксировать договоренность у нотариуса и обращаться в суд за разводом в бесспорном порядке.

Как быстро получить развод через ЗАГС?

Процесс разделения семьи в отделе ЗАГСа носит упрощенный характер.

Муж и жена собирают соответствующую документацию, оформляют заявление, оплачивают госпошлину. Через 1 месяц они получают свидетельство о расторжении брачных отношений, все взаимные обязательства прекращаются.

Орган ЗАГС вправе прекратить брак при следующих условиях:

  • нет общих несовершеннолетних детей;
  • отсутствие споров по поводу имущества;
  • оба супруга обоюдно согласны на развод.

В случаях, когда один из супругов не имеет возможности явиться в орган ЗАГСа, он пишет заявление о своем согласии на прекращение брачных отношений и нотариально заверяет подпись на документе.

Обратите внимание! Одна из сторон брака должна лично присутствовать во время подачи документов - представительство в данном вопросе запрещено.

При возникновении разногласий, ЗАГС теряет все полномочия по расторжению брака - дело будет рассматриваться в суде.

Однако есть случаи, когда завершение брачных отношений осуществляется по желанию одной из сторон:

  • один из супругов признан безвестно пропавшим;
  • признан недееспособным;
  • осужден больше чем на три года к тюремному заключению.

В подобных исключительных ситуациях отдел ЗАГСа прекратит брак. Спорные вопросы о собственности и детях нужно разрешить в суде.

Как происходит расторжение брака через суд?

При общей договоренности по воспитанию детей и раздела имущества между супругами мировому судье подается исковое заявление, в котором указывают, что сохранить семейные отношения невозможно, и брак следует прекратить.

В основном иск подают по месту прописки ответчика. Однако в семейных спорах есть возможность подать иск в том месте, где живет истец.

Обратите внимание! Если подать исковое заявление при личном приеме у судьи, брачный союз могут расторгнуть быстрее.

В суд обращаются за разводом в следующих случаях:

  • имеются несовершеннолетние дети;
  • есть споры по поводу имущества;
  • одна из сторон отказывается от прекращения брачного союза.

В последнем случае судья даст семейной паре время на примирение - срок 3 месяца. Если супруги за данный период не сохранили отношения, брак прекращается, даже при нежелании одной стороны не разводиться.

Сколько времени займет развод?

В ЗАГСе - один месяц.

Бракоразводная процедура в судебном органе - от одного до трех месяцев минимально.

При этом ответчик может затянуть процесс, не являясь на судебные заседания.

Дополнительные требования по поводу имущества, для обоснования которых нужны соответствующие справки, могут растянуть бракоразводное дело на долгие месяцы.

Есть норма в СК РФ, которая защищает право беременных женщин и кормящих матерей. Если жена, находясь в положении, не желает развода, то супруг бессилен прекратить брак до того времени, пока ребенку не исполнится один год. Госорганы не вправе производить никаких юридических действий для прекращения брачных отношений.

В данном случае срок прекращения брака складывается из периодов:

  • беременность супруги;
  • достижение ребенком одного года;

Процесс развода в судебном органе - минимум 3 месяца в условиях нежелания жены на прекращение отношений.

Обратите внимание! Если беременная жена не против завершения брака, процедура осуществляется в отделе ЗАГСа в течение месяца в обычном порядке.

Получение свидетельства о расторжении брачных отношений

Органы ЗАГСа, расторгнув брак, выдадут каждому супругу свидетельства о разводе. В официальные документы будет внесена отметка о прекращении брачного союза, в паспорте проставляется штамп.

В том случае если бракоразводное дело разрешалось в суде, сотрудники этого госоргана в течение 3-х дней после вступления в силу решения о прекращении брака направят его в отдел ЗАГСа по территориальности. Работники ЗАГСА выдадут бывшим супругам документ о разводе при обращении и после оплаты госпошлины.

С момента получения свидетельств о том, что брачный союз завершен, супруги считаются свободными и имеют право вступать в новый брак.

Как проходит развод? Итоги.

  • Для прекращения семейных отношений необходимо обратиться в орган ЗАГСа либо к мировому судье.
  • Чтобы быстро и правильно развестись, следует заранее договориться по вопросам собственности, обеспечения и проживания детей.
  • Это намного ускорит бракоразводный процесс.
  • Самый короткий срок для расторжения брака - один месяц. Развестись быстрее просто нет возможности.
  • Брачный союз считается для супругов завершенным в тот момент, когда орган ЗАГСа выдает на руки свидетельство о разводе.

В нашей статье мы постараемся максимально подробно объяснить, как правильно составить заявление на развод и куда его подать.

Куда подать: в ЗАГС или в суд?

Заявление на расторжение брака подается в любую из трех указанных инстанций.

Исковое заявление о разводе, подаваемое в суд общей юрисдикции, по форме подобно тому, что пишется мировому судье, но в нем должна быть детально описана суть возникшего между супругами спора. Обычно при подаче такого заявления истицы обращаются к услугам юристов, которые помогут учесть все тонкости этих непростых дел. Не нужно писать в заявлении о своих чувствах и всех претензиях к ставшему опостылевшим супругу. Суд интересуют только факты.

Чуть-чуть статистики

По статистике сейчас распадается каждый второй брак. Десять лет назад распадался каждый третий.

После подачи заявления

Если вы подавали заявление с в органе ЗАГС, то рассмотрение занимает один месяц, после чего в назначенное время нужно повторно прийти и получить документ о разводе.

Если вы обратились в суд, то при наличии каких-либо нарушений суд сможет отказать вам в принятии заявления, возвратить его или оставить без движения. О любом из этих решений заявителя уведомят в письменной форме.

Если исковое заявление на развод составлено и подано правильно, то судья вынесет определение о принятии его к производству.

После этого идет стадия подготовки к судебному заседанию, в ходе которой подробно изучаются все обстоятельства дела и вызываются в суд участники процесса. В судебном заседании судья выясняет, имеются ли достаточные основания для расторжения брака и на самом ли деле дальнейшее совместное проживание супругов невозможно. Если один из супругов продолжает противиться разводу, судья предоставляет время до трёх месяцев для их возможного примирения, после чего назначает повторное заседание. Если примирение не происходит, суд выносит постановление о расторжении брачного союза.

Получить развод без согласия супруга немного труднее, чем при обоюдном согласии, но возможно.

При несогласии кого-либо из супругов с судебным решением его можно обжаловать в вышестоящий судебный орган.

Со вступившим в силу судебным решением нужно обратиться в орган ЗАГС и получить документ о расторжении брака.

Какие документы спросят

При разводе в органе ЗАГС с каждого из супругов потребуют:

  • заявление определенного образца;
  • паспорт;
  • свидетельство о заключении брака;
  • метрики детей (если они рождены от этого брака);
  • квитанцию об уплате госпошлины.

Если заявление подается одним супругом при наличии указанных выше обстоятельств, то нужно будет приложить дополнительно:

  • решение суда о признании супруга недееспособным или без вести пропавшим;
  • приговор суда об осуждении мужа.

Если заявление на развод подается в суд, то дополнительно требуются:

  • исковое заявление на раздел совместного имущества и определение места проживания совместных детей;
  • доверенность, если интересы разводящихся в суде защищают их представители;
  • квитанция об оплате дополнительной госпошлины, если параллельно с разводом решаются вопросы об общем имуществе и детях.

Как забрать заявление

Чтобы забрать заявление из ЗАГСа, обоим супругам достаточно прийти туда и написать другое, указав причины изменения решения. Лишь бы к тому моменту не прошел месячный срок, после которого брак уже будет читаться прекращенным.

Забрать заявление из суда о разводе вы сможете на любом этапе, но желательно сделать это до его принятия судьей в производство.

По статистике распадается порядка половины венчанных браков. Причины - измена, алкоголизм, рукоприкладство... Спасает ли семью патриархальный строй? Почему зачастую рождение детей разделяет супругов? Как абсолютное послушание духовнику может приводить к катастрофам? Об этом Валерии Михайловой рассказал протоиерей Александр Дягилев, председатель Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской епархии, руководитель Санкт-Петербургского епархиального центра Православного объединения «Супружеские встречи».

«Я заставлю тебя бояться меня, по апостолу Павлу!»

Отец Александр, вы как-то упоминали о статистике разводов среди венчанных пар. Напомните, пожалуйста, что за статистика?

Эту статистику я веду уже два года. Все приходы подают в епархиальное управление данные о том, сколько у них было крещений, отпеваний и, в том числе, венчаний. А на первом этаже епархиального управления есть приемная, где сидит батюшка, отец Фома, вынужденный принимать прошения на имя митрополита о расторжении церковного брака - он тоже ведет свою статистику: сколько прошений принято, сколько удовлетворено. Вот эти данные я и сопоставил. В 2014 году в Санкт-Петербурге было 1738 венчаний и примерно 620 разводов. В 2015 году - 1638 венчаний и 901 развод. То есть тенденция - не самая лучшая. За 2016 год, понятно, данных у меня еще нет.

- Церковный развод - это то, что на светском языке люди называют «развенчанием»?

Да, именно это слово люди, как правило, используют, хотя оно некорректно. Скажем так, на практике они приходят не к самому архиерею, а к его секретарю, или к специально поставленному решать такие вопросы священнику - к тому же отцу Фоме. Причем у отца Фомы есть свое очень мудрое требование: если пара менее года в гражданском разводе, то ее прошение не рассматривается. А с недавнего времени тех, кто хочет подать на развод, сначала стали отправлять ко мне, и лишь после разговора со мной - к отцу Фоме.


- А о чем вы говорите с ними?

Во-первых, я задаю им вопрос: «Что у вас произошло? Что заставляет вас подавать на развод?» Некоторых этот вопрос удивляет и даже возмущает, потому что люди привыкли, что это их личное дело: захотел - женился, захотел - развелся. Зачем спрашивать?

Я объясняю, что, вступая в венчанный брак, они публично обещали Богу и Церкви хранить любовь и верность друг другу всю жизнь, а тут - «здрасьте». Поэтому, я считаю, вопрос уместен: «Что у вас произошло?» Хотя бы потому, что они получат сейчас церковный развод с правом вступления во второй венчанный брак, и где гарантия, что печальная история не повторится? Но чаще всего люди потом даже благодарят за этот разговор - хотя бы кому-то действительно оказалась важна их семейная история, их семейная трагедия, и хотя бы кто-то их выслушал.

- В чем обычно причина расторжения именно церковного брака, по вашему опыту?

В основном алкоголь и наркотики. Очень часто - насилие, чаще всего мужчина бьет женщину, хотя бывает и наоборот. Ну и, соответственно, часто одно совмещается с другим. Очень распространенная вещь - супружеские измены.

Но при этом, наверное, есть и те, кто никаких прошений не подает: развелись, и ладно. Раз приходят, значит, предполагают венчаться снова в новом браке, наверное, это для людей не пустой звук?

Трудно сказать. Мне как-то рассказали об одной женщине, которая была в трех венчанных браках, и ни один из них официально не был расторгнут в епархии перед вступлением в последующий, хотя сейчас она живет одна. Как она утверждает - ни разу при вступлении в новый брак ее не спрашивали о предыдущей жизни - просто записывали на венчание и венчали.

Понятно, что в 90-е годы и в начале 2000-х было модно венчаться, часть людей так «по моде» и повенчались. Помню, в больших городских соборах венчание было поставлено «на конвейер», по несколько пар в день, я сам это видел. Венчание суеверно рассматривалось как гарантия счастливой семейной жизни. Сейчас, мне кажется, отношение к Церкви в обществе, не без участия СМИ, несколько изменилось, причем, к сожалению, не в лучшую сторону. Такой моды на венчание уже нет.

Я могу назвать еще одну цифру. Каждый год в Санкт-Петербурге регистрируется 56-57 тысяч браков и где-то 24-25 тысяч разводов.

Получается, в 2015 году 43% браков, заключенных в ЗАГСах, распались. Эти цифры я сопоставил с цифрами по венчаниям, и получилось, что в 2015 году на 56926 браков только 1638 пар приняли решение обвенчаться, то есть менее 3%. Это примерно соответствует количеству глубоко воцерковленных людей, на мой взгляд.

Даже так? Глубоко воцерковленные люди - и могут поднять руку на жену, имеют проблемы с алкоголем?

Как ни странно, да! Кто сказал, что в Церкви все здоровые? Искать в Церкви абсолютно здоровых людей - это такая же ошибка, как искать их в больнице. Люди приходят со своими немощами, они пытаются от них избавиться, но у них бывают и срывы.

Кроме того, мы должны понимать, что семейные проблемы часто даже провоцируются чрезмерной религиозностью некоторых людей, которые, например, ссылаются на «Домострой», на святых отцов, на какое-то свое понимание фразы из 5-й главы Послания к Ефесянам: «а жена да боится своего мужа» и требуют от жен абсолютно беспрекословного послушания. Это форма шантажа: «Если ты не будешь меня во всем слушаться, то я заставлю себя бояться, по апостолу Павлу имею на это право!» Бывают и угрозы, и игра на чувстве вины, чувстве долга и так далее.

За мужем, а не перед мужем

- Очень популярные слова, кстати - «жена да убоится мужа». А как их верно трактовать?

Мужья должны любить своих жен «как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф.5:28) - об этом апостол Павел говорит в той же главе. А жена да боится своего мужа, то есть жена должна сама себя сдерживать в попытках быть главной в семье. Изначально мужчина и женщина сотворены как равноценные существа, и в отношениях между мужем и женой не было субординации - она возникнет, по слову святителя Иоанна Златоуста, вследствие грехопадения. А так - они разные, но равнозначные половинки единого образа Божия.

В 3-й главе книги Бытия описывается грехопадение. Я не буду сейчас на этом подробно останавливаться, заострю лишь внимание на том, что наказание Бог изрекает отдельно змею, отдельно Еве и отдельно Адаму. Значит - мужчина и женщина равноценны перед Богом, но находятся в разных телах и несут на себе разные последствия грехопадения. И что Бог сказал Еве: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). Но самое интересное, что на иврите это звучит иначе: «אֶל הָאִשָּׁה אָמַר הַרְבָּה אַרְבֶּה עִצְּבוֹנֵךְ וְהֵרֹנֵךְ בְּעֶצֶב תֵּלְדִי בָנִים וְאֶל אִישֵׁךְ תְּשׁוּקָתֵךְ וְהוּא יִמְשָׁל בָּךְ». Это может быть переведено как: «Многократно усилю боль твою в беременности твоей, через боль будешь рожать детей, при этом будешь испытывать сильное и страстное желание быть над мужем твоим, но это он будет принимать решения относительно тебя».

Бог этим как бы говорит: «Женщина - ты можешь выскочить вперед, у тебя есть для этого все способности плюс есть сильное желание поуправлять мужем. Один раз это у тебя получилось, теперь вы оба лишаетесь Эдемского сада.

У тебя будет это получаться и в дальнейшем, но ни к чему хорошему это не приведет ни для тебя, ни для мужа. Счастливой от этого ты точно не станешь. А поэтому теперь, после грехопадения, когда вы стали смертными - просто даже ради выживания, а также для нормальных отношений между вами и для спасения ваших душ, ты сама должна держать себя ЗА мужем, а не ПЕРЕД мужем. А Адам отныне будет нести ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за тебя».

Адаму же Бог сказал: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей…» (Быт. 3:17). Бог поставил перед Адамом вопрос ответственности, как бы говоря: «Даже если согрешила твоя жена, в первую очередь, Я буду спрашивать с тебя. Я даю тебе власть над женой, но это власть с ответственностью. Ты должен ее беречь, если с ней что-то случилось - отвечаешь ты. Именно поэтому ты не обязан всегда руководствоваться волей твоей жены - взвешивай ситуацию, и последнее слово всегда за тобой. Более того, ты отвечаешь не только за жену, но и за весь материальный мир, который был когда-то тебе дан в обладание. Из-за твоего грехопадения проклятие пало на всю землю, теперь будешь питаться от нее со скорбью».

Однако, и это важно, в Библии нет заповеди о необходимости силового принуждения жены к страху и подчинению своему мужу. Это должен быть выбор самой женщины, ищущей возможности спасти душу и угодить Богу. Если же брать текст Еф. 5:20-33, который читается в таинстве Венчания - там отношения мужа и жены берутся апостолом Павлом за образец, чтобы проиллюстрировать отношения Христа и Церкви. Поэтому «как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф. 5:24).

Перед этим, в начале 4-й главы, он рассуждает о Церкви как о теле Христовом, состоящем из людей. Давайте задумаемся, как мы с вами - Церковь Христова - боимся Иисуса Христа? Мы что - забираемся под стол при виде Его иконы, и хотим быть от Него как можно дальше? Нет, конечно! А Он - разве нас бьет и заставляет Себя бояться? Нет! Напротив - мы любим Иисуса Христа: Его иконы у нас на почетном месте, мы зажигаем перед ними лампады, свечи и молимся Ему, доверяемся Ему, исповедуемся Ему, любим Его. А Он - «возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25).

Наш страх перед Господом - это страх Его огорчить, сделать что-то противное Ему, но не потому, что мы Его ненавидим; а Он, типа, как злодей - ищет повода нас наказать. Мы боимся огорчить Его - Того, Кого мы искренне любим, ибо сказано: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4:18-19).

Следовательно, слова «а жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33) однозначно следует понимать как «а жена да держит сама себя в благоговении и уважении с любовью по отношению в своему мужу, боясь его огорчить», а мужу сказано в этом же стихе: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя». Приведу еще одно место из Священного Писания на эту тему: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы». (Кол. 3:18-19).

Духовник благословил…

А почему, на ваш взгляд, вообще становится необходимым давление одного супруга на другого? Ведь в брак вступают любящие друг друга люди, вступают добровольно. Притом это люди, знакомые с христианством, которые знают, что надо уступать, любить, терпеть, смиряться друг перед другом. Зачем давить тогда?

Одна из причин, с которой я столкнулся не так давно - на выезде по программе «Семейный диалог» Православного объединения «Супружеские встречи», который был в ноябре этого года в Алма-Ате - это вступление в брак не по своей воле, а по благословению духовника. Причем, как я понял, там это часто практикуется, или практиковалось раньше… Я был этим шокирован, но боюсь, что с этим явлением можно встретиться не только там.

- То есть сам брак - не добровольное решение супругов?!

Да. Духовник говорит: «Ты - выходи за вон того, а ты - женись вот на этой, благословляю!» - и всё. Например, у нас среди участников была пара, где девушка открыто говорила о том, что она всю жизнь любила другого человека и хотела за него замуж, а духовник велел ей выйти за какого-то парня из прихода. Но чуда не произошло, отношения не выстроились.

Опять же, как у нас можно встретить во многих книгах и брошюрках: «Ослушаться духовника - это страшный грех. Живьем в аду сгоришь, если духовника ослушаешься! Если духовник благословляет, значит, так и надо! Слово духовника (или старца) - это слово Божие - его нельзя ставить под сомнение, ибо послушание превыше поста и молитвы…» Вот под этим соусом, бывает, люди выходят замуж и женятся, совершенно не думая сами. Причем, если на выезде «Супружеских встреч» мы просим супругов: «Вспомните время, когда вам было хорошо, когда вы гуляли вместе под ручку, когда смотрели друг другу в глаза, когда мечтали всю жизнь провести вместе, когда просто от того, что вы находитесь рядом, вам было хорошо», - тут получается, что у этих людей такого даже и не было никогда в их жизни.

Это одна из специфических проблем православных людей. Слава Богу, уже не такая массовая, но она есть.

Но ведь святые отцы пишут, что нужно собственную волю отсекать, действительно, что «послушание выше поста и молитвы». Казалось бы, логично: для чего тогда людям принимать собственные решения, если они могут проявить святое послушание?

Начнем с того, что на каком-то этапе истории Церкви Православной - примерно веке в пятом - монашество, которое появилось преимущественно в пустынях как отшельничество, начинает распространяться и в городах. Строятся городские монастыри. Монахи перестают быть чем-то диковинным, далеким, живущим в пустыне - они здесь, рядом, и миряне могут их видеть. Часто это люди святой жизни, которые отрешились от всего земного, которые свято блюдут устав, молятся, как никто, постятся, как никто, очень скромные, смиренные, преисполненные добродетелей…

Постепенно возникла идея, что монашество - это путь идеальной христианской жизни, что миряне должны во всем монахам подражать, что подлинные христиане - это монахи, а миряне - это как бы «недоделанные» монахи, те, кому «слабó» принять постриг.

Так что в среде мирян стал культивироваться комплекс по поводу того, что они не ушли в монахи, что они от этого как бы второсортные христиане.

Как только эта точка зрения появилась и стала культивироваться, возникла и другая: что миряне должны хотя бы стремиться уподобляться монахам во всем, насколько это возможно.

В монашеской жизни действительно существует такое важное понятие, как духовное послушание. Но в наши дни этим словом называются очень разные вещи: и административное подчинение архиерею или игумену монастыря, и просто некая трудовая повинность в духовной семинарии или монастыре (на послушание отправляют на поле, в коровник, еще куда-то).

А «послушание» в его изначальном смысле - это некое духовное руководство духовником-старцем, что важно - добровольное, когда послушник вверяет свою волю в руки своего духовного наставника, который, действительно, явил святость жития. Человек, видя эту святость жизни, хочет у него научиться, поэтому доверяется ему, живет рядом с ним, следует его примеру и регулярно, что важно, открывает ему свои помыслы. Каждый вечер послушник приходил к своему старцу и рассказывал - причем, что важно, без оценки, хорошо это или плохо - какие события происходили, какие помыслы и чувства у него при этом возникали, и уже сам старец давал оценку тому, что происходит, советовал, как послушнику себя вести. Причем у такого старца было один-два или три послушника максимум.

Практику откровения помыслов, кстати, многие путают с исповедью.

- А в реальности?

В реальности это было возможно только в монастырях, для мирян пытаться исповедь превратить в откровение помыслов - это безумие! Большинство приходских священников - вовсе не духоносные старцы, и прихожан у них - не два-три человека.

Тем не менее сама идея духовного руководства из монашества перешла и к мирянам. Правда, что это такое, они до конца так и не поняли, но поняли, что обязательно нужно иметь духовника, который за тебя все решает, а ты - исполняешь послушание. К сожалению, некоторые священники такой тип отношений чуть ли не навязывают: «Мне, а не кому иному, ты обязан послушаться, только у меня обязан исповедоваться, только мои советы выполнять…»

Кто сказал, что это так? Ведь тот же преподобный Иоанн Лествичник советует: искуси старца, прежде чем доверить ему волю свою - тот или не тот это человек, чтобы ему послушаться. Опять же, со временем этим словом стали называть еще административное подчинение начальствующему в церкви или в монастыре, что вносит еще бóльшую путаницу.

Часто советуют мужу и жене иметь одного духовника, и этот совет оказывается разумным и полезным. На ваш взгляд, какова тогда роль духовника в жизни семьи? Насколько он должен вмешиваться в вопросы семейные?

Задача духовника как священника - исповедовать пару и, если между ними возникают какие-то сложности и непонимания, помочь им их преодолеть. И то, если они согласны на его вмешательство, а лучше, если они его об этом просят. Бывает, просьба о вмешательстве есть, но только с одной стороны. Здесь не очень корректно, на мой взгляд, будет давать советы, обязательные для исполнения обоими супругами.

Даже если обе стороны готовы попросить какого-то вмешательства священника в ситуацию, он не вправе прийти к ним в дом и начать жить их жизнью. Он может помочь им понять причины произошедшего конфликта, например, и дать какие-то рекомендации по выходу из этой ситуации. А в общем, вмешиваться в личную жизнь людей, особенно в интимную сферу, это не корректно.

В наши дни по рукам православных ходят всякие «перечни грехов» от всяких тайных монахинь или «афонско-кавказских» старцев: и там пишется, что интимные отношения должны быть только в такой вот позе и лишний раз ничего трогать нельзя, что интимные отношения возможны только ради чадородия, и всякий половой акт, не закончившийся зачатием ребенка - греховен. Примерно так утверждается в этих странных письменах, и почему-то они оказываются для людей более авторитетны, чем то, что написано в официально изданных церковных книгах, чем святитель Иоанн Златоуст или апостол Павел, который писал: «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:2). То есть не только ради чадородия, но и во избежание блуда.

Во-первых, нигде в Священном Писании не сказано, в какой позе супругам вступать в интимные отношения, что им трогать при этом, а что - нет. Сказано: «ложе нескверно» (Евр. 13:4). Во-вторых, вообще подробности интимной жизни, а также блудных грехопадений, неполезно исповедовать, потому что воспоминание подробностей, вместо покаяния, рождает разжение плоти, желание вновь грех повторить, да и зачем духовнику слышать о таких вещах, особенно если он - монах? О том же пишет и преподобный Иоанн Лествичник, говоря, что подробности совершения блудных грехов не полезно ни вспоминать, ни исповедовать, ни слушать на исповеди духовнику. У каждого блудного греха есть свое название, его нужно сказать на исповеди, а в подробности лезть - не надо. В-третьих, духовник не вправе влезать в пределы супружеского ложа. Эта сфера, на мой взгляд, должна быть закрыта даже от него, если, разумеется, речь не идет о каких-то иных вещах - о насилии, например.

Зарплату отдал - ответственность снял

- Какие бы вы еще назвали «болезни» брака, особенно характерные для православных?

Здесь можно говорить о некой общей болезни, которая особенно касается российских мужчин, но отчасти и женщин: называется она словом «инфантилизм». Закладывается она, когда человеку с детства говорят, что хороший ребенок - это послушный ребенок. Ребенок, естественно, пытается искренне делать то, что от него взрослые ждут, пытается быть хорошим, послушным мальчиком или послушной, хорошей девочкой.

Для родителей послушный ребенок удобен, но послушный ребенок - это безынициативный ребенок, послушный ребенок - это безответственный ребенок, он просто хороший исполнитель того, что требует папа или мама. Потом, на каком-то этапе, начинается подростковый бунт - человек пытается выйти из-под этого тотального контроля. Но, в общем и целом, получается так, что идея «хороший ребенок - послушный ребенок» остается у такого человека в подсознании и в дальнейшей жизни.

- Как это сказывается на семейной жизни?

Ребенок вырастает, он становится уже молодым дядей, но… все время ждет, что кто-то за него примет решение, кто-то скажет, как ему поступать. Он ищет этого! Самое интересное, что порой он ищет этого в своей супруге, то есть супруга ему в каком-то смысле заменяет маму. «Мама меня поила, кормила, за меня все решения принимала, а тут появилась «новая мама», просто помоложе, с ней можно даже в интимные отношения вступать, а еще она меня напоит, накормит и все решения примет, а я ей буду зарплату отдавать» - примерно так. Это такая форма мужского инфантилизма.


Отец Александр с супругой. Фото: Андрей Петров

- Есть какие-то исторические, социальные причины, которые ее обусловили?

Об этом можно много рассказывать, но могу сказать, что главным образом на это повлияла Вторая мировая война. В нашей стране сталинские репрессии, Великая Отечественная война выкосили лучший мужской генофонд, а женщин приучили к идее «я должна быть сильной». Это форма психологической травмы у многих женщин: «что делать, жизнь такая», «я должна быть сильной», «мужики такие пошли, ничего не поделаешь!»

Получается, что, с одной стороны, мама детям говорит: «Наш папа - самый главный в семье», потому что где-то внутри у нее тоже есть понимание, что мужчина должен быть главным. Но, с другой стороны, фактически все решения принимает она, ему по-настоящему не доверяет, бразды правления, решение финансовых вопросов мужу не отдает, принуждает его отдавать ей всю зарплату. Даже если он не алкоголик, зарплату не пропивает. Таким образом, доверия нет. Особенно если папа зарплату отдавал маме, для сына это - норма жизни с детства, он так и поступает в своей собственной семье.

Это действительно принято почти во всех семьях. Но вроде бы и логично: женщина ведет хозяйство, знает, чего и сколько нужно купить, поэтому и распоряжается деньгами. Это неверно? Почему, на ваш взгляд, финансами должен ведать мужчина?

Кто сказал, что хозяйство ведет женщина? Как раз в нормальной семье хозяйство ведут все, включая детей. А тут получается психологическая ловушка, ее механизм такой: мужчина зарплату отдал - ответственность с себя снял. Женщина деньги у мужа взяла, теперь за хозяйство и выживание семьи отвечает она. Ведь тот, у кого деньги, кто контролирует их расход, тот знает, как и чем живет семья, но он же за нее и отвечает. Если деньги у папы, и он их выделяет на продукты, на тетради для детей, на одежду, на обувь, то он тоже живет жизнью семьи.

А так - деньги жене отдал, пусть она их тратит, как хочет, лишь бы меня голодным не оставила (опять же - как мама в детстве). А я - пошел пить, гулять, на рыбалку, в гараж…

Кстати, тогда же, в послевоенные годы, когда возникла традиция, что муж отдает зарплату жене, появилась идея, что воспитание детей - это женское дело, мужчины должны работать на заводе, в гараже, где угодно, а заниматься домом и воспитывать детей должны женщины. Именно это стало причиной, что девушки пошли в педагогические вузы, и сейчас в школах у нас практически везде учительницы, а учителей почти что нет. До революции было иначе, даже еще и до войны.

- Но и зарплата у педагогов соответствующая - вполне женская.

Здесь зарплата ни при чем, имеется в виду само отношение: детей воспитывать - не мужское дело.

- Какая картина - обратная тому, что вы сейчас обрисовали, как должно быть и почему?

Это очень сложный вопрос. Потому что патриархальное общество, где мужчина был главным, уже не вернешь в том виде, в каком оно было. Там, действительно, семья полностью зависела от мужчины, от его воли. Задача женщины была рожать как можно больше детей: много детей, значит, много работников, и значит, в старости о тебе позаботятся - пенсии-то не было. «Дети скинутся тебе на старость» - такая была «пенсионная система» еще лет сто назад.

Сейчас все иначе: образовательный, социальный уровень женщины значительно вырос, многие женщины зарабатывают больше, чем их мужья. Раньше без мужчины было немыслимо вести хозяйство: как построить дом, как выкопать колодец, как привезти дров, как сделать печку в доме? И обязанности были четко распределены между мужчиной и женщиной. А в наши дни это совсем не так. Вот кто должен мыть посуду в доме?

Если оба работают и приходят примерно в одно время с работы, уставшие, то совершенно не факт, что это женская обязанность…

Да, не факт, что только женская. Приходится договариваться. Опять-таки, мы живем в те дни, когда можно просто загрузить посуду в посудомойку, нажать кнопку - и все. Тип жизни изменился. В наши дни женщина запросто может заработать денег сама и нанять бригаду узбеков-таджиков, чтобы они ей дом построили или колодец вырыли…

Есть еще один важный момент: важное условие существования патриархальной семьи - не только каноническая зависимость женщины от мужчины, но еще и традиции. Скажем, девочка видит на примере своей мамы, как ей вести себя, когда она вырастет, станет женой и матерью. Мужчина видит на примере своего папы, как ему себя вести, когда он станет мужем и отцом. Потому что, как папа, мама жили в избе, так и дети, когда женятся, живут в избе; как родители пахали землю, так и они будут пахать землю; сын кузнеца становится кузнецом, сын священника - священником.

То есть существовала некая преемственность - и в плане профессии, и в плане быта. И многое в таких семьях было понятно просто по умолчанию. А в наши дни, когда профессия родителей вовсе не определяет профессию детей, когда традиции давно утеряны, и мы о них узнаем, в лучшем случае, только в музеях, нам неоткуда научиться, как выстраивать отношения друг с другом. По умолчанию это уже не работает!


Художник Иван Куликов. “Семья лесника”

Но посмотрите: к патриархальному строю пытаются вернуться как раз многие верующие люди. И не только православные: например, есть протестантские авторы, которые настаивают на том, что женщине желательно не работать, а заниматься только домом, детьми…

Мы должны понимать, что поскольку ситуация в обществе изменилась, для того, чтобы вернуться к изначальному патриархальному укладу, который был много тысяч лет на Руси и в других странах, нужно, чтобы резко упал социальный и образовательный уровень женщины. Сами женщины на это не согласятся и, в принципе, это уже немыслимо в наши дни. Значит, нужно понимать, что приходит время какому-то другому типу отношений, которому не было аналогов в истории.

В советские годы тоже возник особый тип отношений - детоцентричная семья, когда все ради ребенка, все во имя ребенка, причем чаще всего в семье ребенок один, максимум - два. Цель - поднять его и «причинить» ему счастье! Как раз из таких семей инфантильные дети потом и вырастают, на самом деле. Я вырос в такой семье, как, думаю, и большинство советских людей. Вот тебе, милый, лучший детский садик, лучшая школа, вот тебе по блату - поступление в институт, вот тебе то-се… а чего сам добился в жизни, чего сам достиг?

Более того, когда такой ребенок пытается жениться или замуж выйти, мамочка активно не пускает. Если пустила, то потом активно в жизнь новой семьи вмешивается. Особенно, если они живут вместе, в одной квартире, из-за этого долгое время не могут стать отдельной, независимой семьей. И классическая манипуляция: «Мужей у тебя может быть много, а мать у тебя одна!»

Патриархальный уклад, многодетность от детоцентризма точно спасает. Разве нет?

Патриархальный уклад - совсем не панацея от проблем, это точно. В современной ситуации, когда женщины образованы не хуже мужчин, могут зарабатывать не меньше, а то и больше них, когда есть социальная поддержка и пенсионная система, когда традиции утрачены, получается, скорее, игра в патриархальную семью. Насколько я знаю, часто и в таких патриархальных семьях, при наличии многих детей, браки распадаются, особенно когда дети подрастают. Зависимость мамы от грудного ребенка максимальная, а когда ребенок уже более или менее самостоятельный, тут-то и выясняется, что «я тебя никогда не любила» - и семьи распадаются.

Чаще, конечно же, супруги любили, но с годами уже забыли, «как это», потому что жена посвятила всю свою жизнь детям, муж - работе, карьере, потому что на эту семью нужно было зарабатывать. В итоге самих отношений между ними так и не возникло. Дети выросли и ушли, а они не понимают, зачем вообще оставаться вместе…

Брешь в отношениях размером с ребенка

А куда исчезают отношения? Люди ведь именно ради отношений женятся и выходят замуж - любят друг друга, тянутся друг к другу. Появляются дети, семья растет, жена воспитывает, «спасается чадородием», муж работает, все это естественный ход событий - а самое главное, любовь, уходит. Почему?

Насчет выражения «женщина спасается чадородием» не все так однозначно. Скажем, в свое время из-за этого сложилась скандальная ситуация, когда отец Ианнуарий (Ивлиев) - один из специалистов в области новозаветных текстов, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, очень хорошо владеющий древнегреческим языком - разбирая этот текст, показал, что там говорится немножко о другом.

По его версии, понимать текст следует так: женщина спасается, несмотря на чадородие. Не в том смысле, что чадородие вредит спасению, конечно же. Если посмотреть сам текст, там сказано: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:13-15).

В общепринятой трактовке получается, что сам факт чадородия спасает: рожай и спасешься. А отец Ианнуарий предположил другое: по тексту получается, что женщина, рожая детей, уже не может принимать такого активного участия в миссии, много молиться, оказывать поддержку неимущим, как могла бы, если бы не было детей. Она вынуждена вкладывать много сил в детей, в житейские заботы и меньше - в духовную жизнь, но, несмотря на это, она спасается. Бог проявляет к ней особую милость, учитывая сам факт того, что у нее много детей, однако при условии проявления ею веры, любви и святости с целомудрием.

Спасает же именно вера, любовь, святость и целомудрие, несмотря на чадородие и связанные с этим житейские заботы.

Кстати, греческая частица διά имеет много значений, поэтому текст может быть переведен как «за чадородие», «через чадородие», «в чадородии», «в течение чадородия», а также «для чадородия» и «несмотря на чадородие». Фраза еще может быть переведена как «ради рожденного чада» или «через рожденное чадо», то есть - если из ребенка вырастет благочестивый христианин, то благодаря этому будет спасена и мать. Речь в этом случае идет не о физиологическом процессе родов, а о рождении человеческой личности, о воспитании ребенка в вере и благочестии.


Фото: Ольга Папина / disfo.ru

- Все-таки создается впечатление, что дети часто становятся препятствием в построении и поддержании отношений между супругами, что это два разных полюса…

Просто у многих есть такое представление, что, когда появляются дети, то отношения автоматом должны стать лучше. Я знаю даже, что некоторые рассматривают появление детей как способ улучшения ситуации в семье. То есть, если что-то у нас пошло не так - надо нам ребеночка родить, Господь через ребеночка нас как-то сблизит, и у нас все станет хорошо. Но, на самом деле, если в отношениях между мужем и женой есть некая брешь, то ребенок ее скорее только усилит.

Мы живем во время глобального оскудения любви, веры и терпения, когда семейные ценности перестают восприниматься современным развращённым человеком как абсолютная и непопираемая святыня. К сожалению, не всё так гладко и в домах верующих. В последнее время приходится периодически слышать о том, что развелась очередная венчанная в храме пара.

Стараниями нашего автора Марии Сараджишвили мы собрали 5 таких историй и попросили другого постоянного автора портала , священника Павла Гумерова , прокомментировать их.

Мария Сараджишвили
ПЯТЬ ГРУСТНЫХ ИСТОРИЙ

«Все счастливые семьи похожи друг на друга,
каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»

Л.Н. Толстой

Вместо предисловия

Анжела (Москва): «...Маме перед вторым венчанием просто прочли какую-то разрешительную молитву. И в тот же день обвенчали со вторым мужем».

Раньше считалось, что раз венчались, то все, назад хода нет

Просто и легко. Двадцать лет назад считалось, что церковный получить – дело наисложнейшее, без особых причин невозможное. Причины эти толком мало кто из прихожан знал и считалось, что раз венчались, то все, назад хода нет.

А реальные причины для расторжения церковного брака были вот какими. Согласно определению Поместного собора 1917–1918 годов, поводами для расторжения брака в Русской Православной Церкви могут быть:

  1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).
  2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки.
  3. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).
  4. Заболевание проказой или сифилисом.
  5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года – если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).
  6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.
  7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий, или тяжких, угрожающих жизни побоев, или важного для здоровья вреда).
  8. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.
  9. Вступление одного из супругов в новый брак.
  10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.
  11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (ст. 10.3).

Сейчас жизнь стала стремительней, а люди – намного информированней, чем раньше. И ситуация с разводами намного упростилась.

Передо мной типографский бланк следующего содержания: «Такая-то (Ф.И. вписано от руки) дает согласие такому-то (Ф.И. прописью) жениться второй раз». Это и есть церковный развод. Под коротенькими строчками место для подписи и даты. О детях и выполнении отцовских обязанностей в бланке ничего не сказано. Затем заинтересованная сторона должна отнести свидетельство о венчании и эту расписку в Патриархию. Там поставят печать, бумаги сдадут в архив, и освященный Богом союз будет считаться расторгнутым. Над желающим вступить во второй брак прочтут разрешительную молитву. И можно тут же венчаться вторично.

Конституция Грузии признает церковное венчание, но в случае развода право на раздел имущества имеют только те, кто состоял в официальном браке. Дети, рожденные в церковном браке без официальной регистрации, получают фамилию матери и не имеют никакого права на имущество отца, если он сам того не пожелает.

По всей видимости, церковные разводы сегодня достигли такого числа, что Патриархия вынуждена была подготовить соответствующие формуляры. Что поделаешь, разводы – дух времени.

По телевизору каждый день транслируется ролик с призывом: «Отцы, помните своих детей!» Потом идут сухие строки статистики по Грузии: «Каждый третий отец не платит алиментов, каждый пятый – в розыске». Это только официальные данные, а, как известно, многие пары распадаются, не успев дойти до ЗАГСа. Причем все это происходит на фоне того, что, как говорит протоиерей Георгий (Дореули), «сегодня девять из десяти человек скажут, что имеют своего духовника, и на праздники церкви и монастыри не вмещают верующих» (Журнал «Карибче» №6 2011 г.).

Почему сейчас происходит панэпидемия разводов в мире, достаточно много написано. Интереснее проанализировать разводы людей церковных, изначально вооруженных учением Святых отцов о том, как бороться со страстями и бунтующей плотью.

История первая

Когда 18-летний Тенго и 32-летняя Эка – соседи по лестничной площадке – стали ездить по святым местам, их матери только радовались. Вдвоем не опасно и духовно полезно. Домой богомольцы возвращались с восторженными рассказами. Во Мцхета встретились со старцем, в Шиомгвиме познакомились с молодым монахом и так далее… Ездили, конечно, взяв у своих духовников благословение.

Паломники поставили родителей перед фактом: «Мы только что из Светицховели. Там обвенчались. Скоро у нас будет ребенок»

В один прекрасный день паломники поставили своих родителей перед фактом: «Мы только что из Светицховели. Там обвенчались. Скоро у нас будет ребенок».

Легко представить, что тут началось! Обе матери стали обвинять противоположную сторону в совращении своего чада.

Покричали, пошумели, потом смирились. Эка перешла жить к Тенго на правах законной супруги. Вскоре родился мальчик. После сорока дней стали приходить гости с поздравлениями. Друзья Тенго от души сочувствовали ему.

– Пропал ты, брат.

– Ты посмотри на себя и на нее...

И все в таком же духе.

А разница действительно бросалась в глаза. Высокий, атлетически сложенный Тенго с лицом киноактера и рядом низенькая толстушка Эка с самой заурядной внешностью.

Вода, как известно, камень точит. Тенго на нервах ушел из дома. Стал временно жить у друга. Эке пришлось вернуться к себе, в квартиру напротив, на исходную позицию. Брак распался...

Тенго уже давно живет в России, успешно женат, имеет детей. Эка живет все в том же корпусе. Сталкивается на лестнице с бывшей свекровью. Сын кончает школу. Бабушка посильно помогает внуку. Все же, родная кровь…

История вторая

После венчания Коба и Текле, светящиеся от радости, во всеуслышание делились планами с поздравляющими.

– Мы хотим, чтоб у нас был настоящий христианский брак. Будем рожать столько, сколько Бог даст.

Прихожане одобрительно кивали, обмениваясь замечаниями о внешнем сходстве молодоженов.

– Вместе хорошо смотрятся.

– Коба серьезный парень. Какую жизненную школу прошел! Из него хороший отец получится.

Коба – беженец из Абхазии, успевший хлебнуть войны, и, правда, завидный жених. С нуля начал дело в Тбилиси, открыл спортивную секцию для мальчиков, купил квартиру, теперь решил жениться. И самое главное, активно верующий. Каждое воскресенье приводит на службу всех своих подопечных, и они на , коленопреклоненные, хором скандируют «Мамао чвено» («Отче наш» по-грузински – Прим. ред. ), да так, что стекла дрожат. С мальчишками строг, но справедлив. Они его с полуслова слушают.

Текле смиренница, слова лишнего не услышишь. Как тень следует за своим бородатым суровым супругом.

И общее приходское мнение вынесло обнадеживающий вердикт.

– Все у них будет хорошо.

Через год родился у них мальчик. Потом – второй. Коба каждое воскресенье, рука об руку с женой, подносил малышей к Чаше. Сам тоже прислуживал по необходимости. Еще через год родилась дочка. Внешне все было по-прежнему. Только у Текле был какой-то изможденно-отключенный вид. Одна раба Божья, искоса поглядывая на семейство, заметила:

– Текле, видно, до ручки дошла. Каждый год рожать, какой организм выдержит? Где у Кобы глаза? Надо же отдых человеку дать.

Коба в этот момент распекал в довольно резких выражениях какого-то мальчишку, который при входе в церковь небрежно перекрестился.

– Наверно, тяжело с ним жить, – продолжала наблюдательница. – Командовать в армии хорошо, а в семье главное – компромисс.

Прошел еще год. У Кобы родился четвертый ребенок. Все шло своим чередом. Потом вдруг прошел слух: разошлись. Причину толком никто не знал, только предположения. Причем все четверо детей остались с отцом.

Новость эта породила массу пересудов, общий смысл которых заключался в одной фразе: «И чего ей не хватало?» Вопрос так и остался без ответа. Затем последовал церковный развод в Патриархии по всем правилам.

Это было примерно 10 лет назад. Коба все также алтарничает. Дети его выросли. Второй раз он не женился. Что сталось с Текле – неизвестно. В церкви она больше не появлялась.

История третья

К Косте, только что вышедшему из тюрьмы, отношение в приходе было заранее снисходительно-сострадательное: «С кем не бывает?» Его воспринимали не просто, как Костю, а, в первую очередь, как сына певчей Ирины. Общительная, веселая, несмотря на хромоту, она ездила на службы из Рустави. Лишь бы, как она говорила, «петь Господу». При всем этом Ирина была православной ходячей энциклопедией. Жила она на пенсию 14 лар (дело было при Шеварднадзе) и милостыню, собираемую в свою кружку.

Вскоре распространилась приятная новость: в воскресение Костя венчается. Ирина не уставала рассказывать подробности всем сопереживателям.

Духовник невесты отказывается их венчать. Говорит, что Костя сидел, а сейчас без работы и без дома. Пусть сначала жизнь наладит, потом венчается

– ... Уж так свезло, так свезло! Бог послал верующую девочку! Это наверняка наши батюшки вымолили мне утешение. ... Полюбили они друг друга с первого взгляда. Только вот проблема: ее духовник отказывается их венчать. Говорит, что Костя несколько раз сидел, а сейчас без работы и без дома. Пусть сначала жизнь наладит, потом венчается. А у кого она есть, эта работа? Таких безработных сейчас пол-Грузии. В общем, не видя, невзлюбил моего сыночка. Прости его, Господи! Священники тоже ошибаются. У моего мальчика сердце золотое. Он ее двух дочек любит, как своих.

Слушательницы сочувственно вздыхали и предлагали свои варианты.

В итоге решили венчаться у другого священника и начинать новую жизнь на территории новобрачной.

После венчания Костя и Лена накрыли маленький стол для нескольких прихожан – отметить знаменательный день. Первое время ходили вместе на службы. Потом больше порознь. Это тоже никого не удивляло. У Лены скользящий график – уборки «когда позовут». Костя вроде пристроился иконы продавать. Что-то не заладилось у него с работой. Бросил одно, взялся за другое. А в конечном итоге вышло, что на шее у Лены повис.

Через полгода они разошлись и в церкви больше не появлялись.

История четвертая

Людмила (Москва):

– Я венчалась два раза. Считаю, что никакого развода быть не может, и у меня теперь два мужа. И за обоих потом Бог спросит. Я вернулась к первому мужу через 15 лет. Женского счастья мне это не принесло. И неизвестно, чем еще кончится. Венчание – это не только обряд, но и Таинство. Оно не может сниматься чьей-то подписью. И, как и крещение, не имеет обратной силы. Второе венчание как второе крещение – только лишний крест. Вот и выходит, что я блудница.

Всячески борюсь со своим мужененавистничеством. Да, все они эгоисты. Время теперь такое. Но нам нельзя их оскорблять даже в мыслях. Иначе моего сына будет оскорблять моя невестка. А я этого не хочу...

История пятая

Вот очередная передача из цикла «Клуб бывших жен» с историей на ту же тему.

40-летний Нугзар, пять лет проживший в монастыре, вернулся в мир. Вскоре он познакомился с 38-летней Ингой. Обоюдная симпатия, зародившаяся между ними, была настолько сильной, что оба при первой же встрече стали рассказывать друг другу свою прошлую жизнь. Тут обнаружилось много общего: первый неудачный брак, разочарование в людях и робкая надежда на лучшее будущее.

Ингу Нугзар покорил своей церковностью и знанием Святых отцов. Это качество сыграло решающую роль, и после третьего свидания они решили венчаться. Ингу не смутило, что у Нугзара нет своей квартиры, что он с матерью живет у тети. Материальные блага – дело наживное, главное – это сам человек. После венчания они продали квартиру Инги в Тбилиси и купили дом в деревне, который глава семьи тут же оформил на себя. Что тоже не вызвало у Инги подозрений, а как же иначе? Вскоре начались скандалы, ревность, пьянство Нугзара и, как следствие, побои. Инга терпела, надеясь, что рождение ожидаемого ребенка все изменит. Увы, маленькая Барбаре только ухудшила ситуацию, прибавив неработающим родителям материальных проблем. Обстановка накалилась до предела, и Инге с ребенком пришлось уйти в приют для жертв семейных неурядиц и уже оттуда бороться за свои права. Нугзар с матерью остались на выигранной жилплощади, нисколько не заботясь о судьбе собственной дочери и внучки.

И таких историй много.

И снова статистика. Каждый год 3900 детей в Грузии выписывают из роддома с фамилией матери. Недавно был принят закон, защищающий интересы таких детей, родившихся в незарегистрированных браках. Теперь женщина имеет право через суд требовать установления отцовства, а затем и выплаты алиментов, если анализ ДНК окажется положительным. Стоимость анализа (2000 лар) в случае подтверждения отцовства должна выплатить обвиняемая сторона. Но закон не рассматривает случаи, когда отец хронический безработный и не имеет никакого недвижимого имущества. А таких тоже немало.

Может, стоит давать какой-то испытательный срок желающим венчаться, что-то вроде нескольких месяцев, чтобы люди могли определиться, насколько серьезны эти отношения. И при церковном разводе следует детально рассматривать проблемы каждой семейной пары.

КОММЕНТАРИЙ СВЯЩЕННИКА ПАВЛА ГУМЕРОВА ,
настоятеля строящегося храма
в честь святых Петра и Февронии Муромских в Марьино,
автора многих книг и статей о семейной жизни и воспитании детей

Все вышеизложенные в материале факты и истории очень печальны и являются иллюстрацией к словам Спасителя: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).

На тему разводов в церковной среде я уже неоднократно высказывался, в том числе и на страницах портала , поэтому заранее прошу прощения, если повторюсь. Автор материала о разводах (как, впрочем, и мы все) очень обеспокоена тем, что православные семьи, еще лет двадцать пять назад являющие пример крепости и супружеского согласия, сейчас также претерпевают немалый кризис. Я даже не представлял, что в Грузии – стране, где всегда были крепкие семейные устои и ценности, тоже все весьма неблагополучно. И Российская Федерация, и Грузия были некогда частью единой великой страны, где, несмотря на атеистическое воспитание, люди понимали, что семья – это большая ценность, ее надо создавать со всей ответственностью и беречь всю жизнь. Государство также проводило просемейную политику. Семейные ценности пропагандировались, семье оказывалась поддержка и помощь. Разводы, напротив, осуждались. Если люди все-таки разводились, об этом печаталось в газете, у них могли быть неприятности на работе, да и, вообще, большая часть общества разводы осуждала.

Молодым людям, чье детство пришлось на период безвременья, очень тяжело построить семью

Что случилось после, все мы прекрасно знаем. Государственные, семейные, нравственные устои рухнули. Как у нас, так и в Грузии. Государству стало не до семьи. Люди перестали видеть в семье высшую ценность. Все это усугубилось полной вседозволенностью и нравственной деградацией. Что показывали по ТВ, что продавалось в ларьках, какие песни слушали, какие фильмы смотрели и снимали в 90-е, тоже все помнят. Количество разводов, разрушенных семей, детей-беспризорников – просто зашкаливало. Но самое печальное, что молодым людям, чье детство и отрочество пришлось на период безвременья, очень тяжело сейчас создать и построить свою семью. Большинство из них росли в семьях неполных (в полных же семьях родителям тоже было не до воспитания детей, нужно было элементарно выжить), дети очень рано вкусили ядовитых плодов распущенности и разврата. Примеров счастливых, крепких семей они видели очень мало. Многие, вообще, потеряли веру в то, что семейное счастье возможно. У многих появилось заблуждение, что можно прожить и без семьи. Повальная мода на установилась именно тогда.

Православных детей и подростков эта беда, конечно, тоже коснулась. Тем более, что они не живут в изоляции: телевизор, радио, интернет есть у всех. Поэтому в православных семьях также случаются конфликты, семейные кризисы и разводы. Но не потому, что христианские семейные и нравственные ценности устарели и больше не работают, а потому что мы изменились. Мы поддались духу времени, не хотим работать над собой, трудится над своей семейной жизнью. Если Церковь просто ужесточит меры и сделает церковный развод очень трудным актом, думаю, это ничего не даст. У христианского брака (как и сейчас, так и в дореволюционное время) есть две стороны: духовная и гражданская, правовая. Одна без другой не существует. До революции и заключением браков, и разводами занималась Церковь. Сейчас – государство. Мы не можем не дать человеку развод, если его брак и де факто и де юре больше не существует. Да, есть страны, например Италия, где получить церковный развод весьма трудно, но там и светский развод получить очень тяжело. Бракоразводные процессы там идут иногда по 5, 10 лет.

Я считаю, что не сохранить брак невенчанный для христианина такой же грех, как расторгнуть союз, благословленный в церкви. Ведь сейчас появилась целая категория православных людей, которые, зарегистрировав брак, не спешат венчаться. Живут, как бы в пробном браке, думают, что если они разведутся сейчас, то совершат меньший грех, чем если расстанутся уже после венчания. И, конечно, такие половинчатые, неискренние отношения не добавляют их союзу прочности. Все это полное лицемерие. Ведь когда писались каноны и правила о браке, когда семьи создавались в дореволюционной России, они не могли быть никакими другими, как венчанными.

Мужской инфантилизм, безответственность – тревожный симптом нашего времени

Теперь немного о конкретных примерах, приведенных в данном материале. Конечно, на основании столь краткой информации сложно делать какие-то выводы, но можно обратить внимание на несколько моментов. Некоторые парни из приведенных выше рассказов женились (или хотели жениться) на женщинах значительно старше себя. Некоторые не хотели работать и кормить семью. Это очень яркий и характерный штрих. Мужской инфантилизм, безответственность – тревожный симптом нашего времени. Огромное количество молодых людей воспитывались матерями-одиночками, которые часто их кормили, поили, баловали, решали за них все проблемы. Нередко такой юноша ищет потом новую «мамочку», иногда старше себя. В семье матери он не только не видел работающего мужчину, но и часто сам был освобожден от всех трудовых нагрузок. Вполне естественно, что это продолжается в уже новой, собственной семье.

Женщины потеряли стыд и достоинство, стали очень доступны. И это также разрушает семью

Еще одна из причин непрочности современных, даже церковных браков – то, что будущие супруги начинают создание семьи с очень серьезной ошибки, совершают большой грех, когда начинают жить плотской совместной жизнью еще до брака. Помните, в первой истории: Тенго и Эка приехали из поездки и поставили родителей перед фактом, что повенчались и скоро ждут ребенка. То есть, как говорится, женились в вдогонку. Человеку, позволяющему себе блуд до брака, очень сложно будет хранить верность своей половинке. Это общая беда, касающееся не только мужского пола. Женщины потеряли стыд и достоинство, стали очень доступны. И это также разрушает семью и толкает молодых людей на грехи до брака и измены в семейной жизни.

Но все-таки в заключение хотелось бы сказать, что несмотря на нередкие примеры всевозможных семейных проблем и даже разводов, в том числе и перечисленные здесь, ситуация в семьях церковных гораздо лучше, чем в других. Ко мне очень часто обращались разные люди и разные семейные пары в тяжелых семейных ситуациях. Так вот, в подавляющем большинстве случаев, это были люди нецерковные, или мало воцерковленные. Да, и православные семьи захлестывают волны житейского моря, да, и их засасывает дух века сего. Но это не значит, что современная православная семья уже ничем не отличается от нецерковной.

Объективности ради, обратимся к статистике. В России на каждые 100 браков регистрируются более 50 разводов. 80% мужей, хоть иногда, но изменяют своим женам, 40% детей рождаются вне семьи, более 5 тысяч матерей каждый год отказываются от своих детей в роддомах, ежегодно делается больше 4 миллионов . Вы думаете это все сказано о православных, воцерковленных людях?

Думаю, что нам, современным христианам, несмотря ни на какое давление и тлетворное влияние извне, нужно постоянно помнить: кто мы такие и чего ждет от нас Господь. Нам очень много дано, но с нас много и спросится. Нужно не поддаваться страстям, не оправдываться тем, что живем мы, дескать, в трудное, развращенное время. А в какое время, скажите, жили первые христиане, жили мученики первых трех веков? Они-то сохраняли веру и нравственность!

Самое главное – не быть теплохладными и ленивыми, тогда все получится и удастся, с помощью Божией, наладить свою семейную жизнь и найти семейное счастье.

Количество записей: 212

Что делать, если мы разошлись с мужем, а остались венчаны? Как от этого освободиться?

Елена

Здравствуйте, Елена! «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» - говорит нам Священное Писание (Мк., 10;9). Освободить от мужа Вас теперь может только смерть. Брак по христианской в идеале традиции должен заключаться один на всю жизнь. Хотя, учитывая нынешнее падение нравов, когда многие ставят Церковь перед фактом своего развода и заключения второго брака, приходится снисходить к немощи человеческой. Если Вы соберетесь выйти замуж второй раз, то нужно будет взять на это благословение у епископа. Именно это благословение в народе часто и неверно называют «развенчиванием».

иерей Владимир Шлыков

Подскажите, как правильней поступить? Ситуация такая: у нас с женой были некоторые проблемы в отношениях, она меня выгнала и мы некоторое время не встречались, после жена взяла благословение на развод и подала заявление. Недавно узнал от нее, что в тот промежуток времени, когда мы были в несогласии, она мне изменила 2 раза. В ЗАГСе нас развели. А жена считает, что раз в ЗАГСе не зарегистрированы, значит, и венчания нет, но я-то знаю что это не так. И еще, она не чувствует греха прелюбодеяния за собой. Я люблю ее и знаю, что венчание - оно навсегда. Хочу сохранить семью. И получается, что государством разведены, а не развенчаны. Не будет ли считаться прелюбодеянием мое с ней дальнейшее сожительство? И как дальше вести себя, если она не хочет отношений со мной?

Алексей

Алексей, если вас развели в ЗАГСе и она не хочет отношений с Вами, то тут ничего уже не изменишь. Сохранять Вам уже нечего. А почему такое виктимное (жертвенное) настроение? Вам же изменили? Или была и Ваша вина?

протоиерей Максим Хижий

Если супруги развелись, а брак был венчанный, то что делать с венчанием, и возможно ли построить новые отношения с другим человеком, будучи венчанным с бывшей супругой, так как такого понятия, как "развенчание", нет.

Григорий

Здравствуйте, Григорий, с венчанием "делать" ничего не нужно, а если будете вступать в другой брак, нужно, обратившись в епархиальное управление с ходатайством, получить разрешение на второй брак и венчание, которое совершается несколько иным чином, но тоже будет благословением Божиим. Помоги Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте. Я собираюсь замуж. Мой молодой человек в первом браке был венчан. Я читала, что нет такого понятия, как "развенчание". Как нам правильно поступить?

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна! Если развод был по уважительной причине, и не по вине Вашего молодого человека, то ему нужно обратиться в епархиальное управление по месту жительства с прошением о благословении на второй брак.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Очень нужен Ваш совет! Я живу с венчаным мужчиной, он развелся с женой по причине ее измен, а также потому, что когда он хотел ребенка, она, не сказав ему, принимала противозачаточные средства, и он все время лечился, так как думал, что у него какие-то проблемы! Знакомы мы с ним давно, но когда они поженились, мы ни разу с ним не общались, но она в это не верит, и теперь, когда узнала, что он со мной, обвиняет его в том, что он все это время со мной виделся! Сейчас ее семья не дает нам спокойно жить. Я люблю его безумно, хочу прожить с ним всю жизнь, очень хочу от него ребенка, хочу просто жить с ним и сделать его счастливым! Что мне делать с этим, он же еще венчанный, возможно ли развенчаться? Извините за столь интимные подробности!

Анна

Аня, «я люблю его безумно» - это очень неумно. Это совсем не комплимент Вашим чувствам. Постарайтесь умом пользоваться. Если он разведен, то брак, по факту, уже распался. Вам надо идти на исповедь, покаяться в разводе, и обязательно в незаконном сожительстве тоже. А только после думать о создании семьи и рождении детей.

протоиерей Максим Хижий

Доброе время суток! Мы с мужем венчаны, но он подал документы на развод. Хотя инициатором венчания был он сам. Я не понимаю, как мне жить дальше. Могу ли я еще раз выйти замуж? Не скажется ли наш разрыв на будущем наших детей? Я не хочу развода, для меня очень важен церковный брак. Как мне быть?

Антонина

Здравствуйте, Антонина! Поговорите с мужем, напомните ему, что он совершает большой грех, тем самым подавая детям дурной пример, который может сказаться на их поступках в будущем. Вам нужно молиться о своей семье. Если супруг не одумается, то оставьте все на волю Божию. В случае развода Вы еще сможете выйти замуж, так как не Вы были его инициатором. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка. Я крещена в армянской церкви, сейчас вышла замуж за русского, мы хотим обвенчаться. Как мне быть? Могу ли я креститься второй раз, но уже в православной церкви?

Армина

Здравствуйте, Армина. Крещение не может повторяться, кроме тех случаев, когда было совершено в религиозных общинах, не имеющих апостольского преемства иерархии. Армянская церковь относится к числу древних восточных церквей, и различия ее вероучения с православным незначительны. Но они есть. В случаях, подобных Вашему, совершается «чин присоединения к Православию». Обычно, это бывает во время исповеди. Но Вам надо будет предварительно поговорить со священником того прихода, где Вы намерены венчаться и быть потом прихожанкой. Объясните ситуацию и следуйте его советам.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! Когда мы венчаемся, мы даем клятвы беречь друг друга, любить друг друга, что бы с нами ни произошло, и в болезни, и в здравии. После 25 лет совместной жизни муж ушел к другой женщине, а мне, венчанной жене, сказал: "Отношения между нами как мужа и жены закончились, детей двух сыновей вырастил, обязанностей у меня перед вами нет, я свободный человек, полюбил, и от вас ухожу считайте, что я для вас умер". Объясните, пожалуйста, в 50 лет моему мужу Бог подарил новую любовь, новые отношения, а мне бывшей жене, что? И ещё вопрос: нарушил ли муж клятвы данные пере Богом при венчании, или его новый брак снимет ответственность с него как мужа, как отца? Извините, пожалуйста. Заранее Благодарю Вас.

Ирина

Да, Ваш муж изменил супружеским обетам. Согрешил. Не знаю, какие оправдания у него есть для этого. К сожалению, многие люди не замечают, что семейные отношения зашли в тупик, живут годами так, будто ничего не происходит. Полагаю, что и Ваш семейный союз развалился не в одночасье. Что-то было, происходило, согласитесь, и раньше? Но одни обеты семью не сохранят. Надо было молиться друг за друга, исповедоваться, когда возникали проблемы… Теперь, увы, это уже не актуально для Вас. Остается смириться, сделать «работу над ошибками», т. е. понять, что и почему произошло. Учиться жить по-новому: стать сильной, а не «брошенной» женщиной.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте. 2 года назад вышла замуж и повенчалась, но суть в том, что бабушка сказала, у кого венчальная свеча будет короче, тот быстрей умрет, эта свеча оказалась моей. И хоть я отгоняю эти страшные мысли, они все равно возвращаются, не знаю, как быть. А еще в этом году родила сына, и страх усилился немного, и за него боюсь теперь, мы его в 2 месяца покрестили. Как страхи отогнать? Что делать?

Ольга

Ольга, это самый настоящий бред. Я такого еще не слышал. Власть над живыми и умершими находиться только у Бога, а не у свечки. Вы лучше изучайте православие, в церковь ходите, исповедуйтесь и причащайтесь, и сына вашего чаще причащайте. Все мы умрем, конечно, но когда - это только знает один Бог.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшки! Когда венчали в церкви, упала в обморок, но венчание батюшка провел до конца через какое-то время. Мамина подруга спросила у служителей церкви, как к этому относиться, они сказали, что все тяготы семейной жизни я буду нести на своих плечах и нужно набраться терпения. Так ли это на самом деле? И ещё вопрос, слышала, что по усопшим нельзя плакать, им там плохо, так ли это?

Светлана

Здравствуйте, Светлана! Думаю, такое странное объяснение дал не священник, а какая-нибудь служащая храма из разряда «церковных бабушек». Верить таким объяснениям не следует. Еще святой апостол Павел предупреждал: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1 Тим., 4;7). Семейная жизнь сама по себе является совместным несением Креста, и обмороки здесь не имеют никакого значения. По отношению к умершим мы должны скорбеть, но с надеждой на милосердие Божие и вечную жизнь. Безутешный плач может говорить только о нашем неверии.

иерей Владимир Шлыков

Мы прожили с мужем 22 года,у нас два сына. И тут я узнаю, что он стал изменять мне с моей соседкой, у которой умер муж. Он говорил, что ему плохо в семье и его держит только младший сын. Я, конечно, узнав об этом, попросила его уйти. Он быстро согласился, быстро подал на развод. Еще они собрались венчаться со своей новой спутницей. Я чуть не сошла с ума. Он несколько раз возвращался, а потом опять уходил. Он предатель, стал много врать, я ведь считала его самым честным и преданным. Батюшка в церкви запрещает ему жить с ней, но он не уходит. Пригрозили даже отлучить от церкви. У меня вопрос: после всего их могут венчать, и как быть мне?

татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Сочувствую Вам. Но крепитесь, потому что "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян.14.22). Нам следует только свой грех измерять и взвешивать на весах совести, а чужих грехов не видеть совсем. Каноническое право воспрещает виновному в прелюбодеянии, из-за которого распался брак, вступать во второй брак. Но если очень хочется, и не страшно, можно пойти в другой храм, где никто ничего не знает... Но не будем отягощать свою совесть такими рассуждениями. Нам надо свои грехи выплакать. Помилуй нас Господи.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. Мы с мужем венчаны, но это было не так, как полагается. Во-первых, мы не причащались и не исповедовались, во-вторых, опоздали после ЗАГСа,и нам венчание значительно сократили; бабуля, которая продавала свечи, орала и отчитывала, за то, что мы опоздали, и довела до слез - но церемонию все же провели. Можно долго в подробностях описывать ситуацию - в общем, мы с супругом ожидали совсем не того, что получили (хотя и нашей с ним вины ни в коей мере не умаляю). Можно ли обвенчаться повторно в другом храме, если мы этого очень хотим?

Алла

Здравствуйте, Алла! Повторно повенчаться вы не можете. Таинство совершилось, независимо от того, в какой обстановке оно происходило. Божия благодать изливается на всех одинаково, а от нас зависит, сколько мы можем вместить. На самом деле, такое важное событие как венчание, редко проходит без искушений. В вашем случае – это ваше опоздание, невоспитанность служащей в храме. А бывает, что и батюшка опаздывает на час из-за пробок на дороге. Совместная исповедь и причастие – это традиция. Если бы Вы чаще ходили в храм, то совершили бы и это. Но сейчас не нужно думать, что что-то было сделано не так. Заботьтесь больше о том, чтобы у вас была крепкая православная семья, посещайте храм и причащайтесь вместе. Так делают многие супруги.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Скажите, пожалуйста, является ли уход мужа, отца двоих детей, к другой женщине - ГРЕХОМ? Нужно ли мне, венчанной жене, молиться за мужа? Просить за него прощение у Бога? Официально у него сейчас другая жена, а я пока венчанная. Что делать, как поступить? Необходим ВАШ совет.

Ирина

Ирина, дать однозначный ответ – грех или нет – нельзя, если не знаешь причины расторжения брака. Если банальный блуд, то грех. Молиться Вы можете, мы и за врагов молимся. Вы хотите, чтобы вернулся? Подождите, помолитесь и подумайте, нужно ли Вам это. Пройдет полгода, тогда и можете подавать прошение в епархию, если ничего не изменится к лучшему.

протоиерей Максим Хижий

Доброго времени суток! Скажите, пожалуйста, насколько мне известно, венчаться можно два раза, а выходить замуж три раза, но в третий без венчания, это так? Моя знакомая говорит, что замуж можно выходить только один раз в жизни, второй раз обязательно будет несчастливым, Бог не даст счастья женщине или мужчине, если, разведясь, человек снова решит создать семью, сделала она такой вывод из своей ситуации с замужеством. Можно ли женщине надевать белое свадебное платье, если она выходит замуж или венчается в третий раз? Говорят, что ни в коем случае нельзя, иначе будешь несчастна всю жизнь, можно надевать платье любого цвета, кроме белого. И правда ли, что жениху нельзя видеть невесту в подвенечном платье до свадьбы, иначе жених разочаруется в невесте и подвенечное платье нельзя надевать просто так, например, для фото или еще чего- нибудь? Или всё это басни и суеверия?

Ксения

«Про белое платье» - без комментариев, все описанное – грубое суеверие. Церковь благословляет не более трех церковных браков (это значит, венчаний), о ЗАГСовских речи в канонах вообще не идет. Другое дело, что многих сейчас вообще нет смысла венчать и один раз. Слишком легкомысленные. Но если человек покается за ошибки первого брака, станет христианином не просто на словах, его следующий брак вполне может быть счастливым и спасительным. Примеров достаточно.

протоиерей Максим Хижий

Скажите, пожалуйста, возможно ли венчание, если я замужем четвёртый раз? Первые два брака были, когда я не была христианкой (я из мусульманской семьи). Третий брак был заключён, когда я уже была христианкой, но замуж вышла, т.к. священник отказался причащать из-за того, что жила в так называемом гражданском браке. Я, конечно, не знала на тот момент, что более трёх браков церковь не благословляет.

Анна

Анна, все решения по Вашему вопросу должны выносить епархиальные власти. Если духовник посчитает ваш союз спасительным, укрепляющим вашу веру, спасающим от блуда, серьезность вашего желания покаяться и быть в Церкви, то все, что Вы описали (прошлые мусульманские браки и т.п.) может стать основанием для снисхождения. А если он увидит ваше формальное отношение к вере, легкомыслие, то … зачем тогда вам признание Церкви? Живите так, как Вы хотите – 4-й, 5-й, 6-й брак. При чем здесь тогда православие?

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! С моей семейной жизнью все плохо. Жила в венчанном браке. Поссорились. Муж ушёл и быстро утешился с другой женщиной. Настаивает на разводе и хочет быстрее расписаться с ней. Если я буду молиться долго и усердно, чтобы он вернулся в семью, это будет считаться для меня грехом? Ведь я хочу вернуть мужа от другой женщины? А если они зарегистрируют свои отношения, то, значит, это уже не мой муж? А как же слова "то, что соединил Бог, да не разлучат люди?" Про наше венчание муж говорит, что это моральная сторона дела, и не имеет большого значения, он сходит в храм скажет:"Господи, прости!", и будет считать ничем себя не обязанным. Все ли так просто на самом деле?