Обучение за рубежом для русских абитуриентов. Образование за границей без знания языка - какие страны доступны

Иностранцы из стран, не входящих в ЕС, могут бесплатно учиться в вузах Финляндии, Норвегии и Чехии. Это право на данный момент закреплено в законах этих стран. Также бесплатно можно учиться на программах бакалавриата большинства вузов Германии.

О подробностях и условиях рассказывает консультант отдела образования учебного центра GoStudy Инес Лахмар.

Финляндия

На данный момент высшее образование в университетах Финляндии является бесплатным, независимо от степени образования и национальности студента. По многим направлениям можно учиться на английском языке.

Тем не менее, на официальном сайте об образовании в Финляндии studyinfinland.fi сообщается, что не исключена возможность, что ситуация может в скором будущем измениться.

Здание университетской библиотеки (Kaisa Talo) в Хельсинки

В ноябре 2013 года рабочая группа Министерства образования и науки Финляндии рассматривала предложение о введении платы на обучение для студентов из стран, не входящих в ЕС. В марте 2014 года этот вопрос поднимался правительством при обсуждении бюджета. На данный момент решение за или против по данному предложению не принято. Так что трудно предсказать, будет ли в Финляндии вскоре введено платное обучение для граждан стран, не входящих в ЕС.

Что однозначно стоит брать в расчет, так это стоимость жизни в Финляндии. По данным портала studyinfinland.fi, для студента это как минимум 700–900 евро в месяц.

Норвегия

В государственных вузах Норвегии иностранные студенты учатся бесплатно. Это относится к обучению на программах бакалавриата, магистратуры, докторантуры. Никаких разговоров о вводе платного обучения здесь пока не ведется. Cold country? Warm people! – сказано на официальном сайте об образовании в Норвегии Studyinnorway.no.

Здание университета в Осло

Обучение идет на норвежском языке, по ряду программ – на английском. Необходимо предоставить соответствующие сертификаты о знании языка.

Отмечу, что некоторые государственные вузы берут плату за обучение по ряду специализированных программ – обычно это касается магистратуры. В большинстве же случаев иностранцы платят только небольшой платеж 40–80 евро в семестр.

В частных вузах Норвегии образование платное, но иностранные студенты не платят больше, чем норвежцы.

Естественно, нужно быть готовым к тому, что стоимость жизни в Норвегии выше, чем во многих других странах Европы. На сайте Studyinnorway.no рекомендуется в месяц располагать 1000 евро.

Также стоит сказать, что нострифицировать школьный аттестат страны СНГ в Норвегии, как в принципе и в Финляндии, не так легко. Школьное образование здесь подразумевает больше лет обучения, чем, например, в России. Если год проучиться в вузе в своей стране, решить вопрос нострификации будет проще.

Германия

В большинстве вузов Германии учеба на бакалавриате бесплатная для всех иностранцев. До 2005 года на бакалавров обучали бесплатно абсолютно все немецкие вузы. Но после того как Конституционный суд Германии в 2005-м снял запрет на платное обучение на бакалавриате, некоторые государственные вузы ввели плату (обычно речь о 500 евро в семестр).

Обучение в магистратуре и докторантуре в Германии – платное.

Здание берлинского университет имени Гумбольдта

Помимо хорошего знания немецкого (обычно требуются сертификаты DSH или Test DaF), для того чтобы учиться в Германии, необходимо нострифицировать аттестат, что опять же проблематично для выпускников школ России и других стран СНГ. Желающие учиться в немецком вузе обычно два года учатся в вузе своей страны, а потом едут в Германию.

Если у вас уже есть диплом, то вы можете без проблем учиться в Германии на программе бакалавриата. С магистратурой сложнее – не с каждым дипломом бакалавриата российского вуза возьмут в магистратуру немецкого.

Сайт об образовании в Германии Internationale-studierende.de сообщает, что в среднем студент немецкого вуза тратит 500–800 евро на проживание, транспорт, питание и прочие расходы.

Чехия

В государственных вузах Чехии вопрос стоимости образования зависит от языка, на котором ведется обучение. Обучение на чешском языке в государственных вузах Чехии бесплатно для всех иностранцев. Учеба на английском или другом иностранном языке стоит от 1000 евро за семестр.

Здание юридического факультета Карлова университета в Праге

У русскоязычных студентов при этом есть огромное преимущество перед другими иностранными студентами. Они способны освоить чешский язык на уровне, необходимом для учебы в вузе, в довольно короткие сроки. Можно приехать в наш учебный центр на годовой курс чешского языка, после его окончания поступить в чешский вуз и бесплатно учиться на чешском языке.

К тому же нострифицировать аттестат школы России или другой страны СНГ в Чехии не так сложно, как в других европейских странах. Так как чехи учатся в школах 12 лет, абитуриентам из стран СНГ приходится сдавать дополнительные экзамены. Обычно назначается 3 предмета. Все наши студенты с ними успешно справляются.

Портал об образовании в Чехии Studyin.cz рекомендует студенту рассчитывать на сумму 300–600 евро в месяц для покрытия расходов на проживание, питание и т.д.

Гранты и стипендии

Рассмотренные мной выше страны – основные варианты школьника из СНГ, который хочет учиться в Европе бесплатно. У тех, кто уже окончил бакалавриат, занимается исследовательской работой или имеет отличное портфолио творческих работ, вариантов, конечно, больше.

Можно попробовать добиться финансирования своего обучения и учиться бесплатно в европейском вузе, где обучение в принципе является платным. Есть варианты воспользоваться грантовой поддержкой государственной институции (например, немецкой DAAD), частных фондов или получить стипендию выбранного вуза. В таком случае – география намного шире.

Например, достаточно много возможностей получить стипендию на обучение в магистратуре есть в шведских вузах. Замечу, что до 2010 года в Швеции можно было учиться бесплатно всем иностранцам вне зависимости от национальности. Но в 2010 году шведский парламент принял закон о вводе платы за обучение для граждан стран, не входящих в ЕС.

Сейчас в Швеции обучение платное в бакалавриате и магистратуре, но бесплатное в докторантуре. Как я уже отметила, шведские вузы активно предлагают стипендиальные программы. Нужно связаться непосредственно с вузом и убедить его представителей, что вы достойны стипендии.

Высшее образование во многих странах является платным, а потому доступным далеко не для всех. Однако существуют страны с высоким рейтингом образования, учеба в университетах которых является совершенно бесплатной или очень недорогой.

Норвегия

Студенты со всего мира приезжают в Норвегию за высшим образованием высокого европейского качества. Огромным плюсом является тот факт, что высшее образование в этой великолепной скандинавской стране совершенно бесплатно, причем не только для собственных граждан, но и для иностранцев. Образовательная система страны полностью финансируется из государственного бюджета.

В Норвегии восемь университетов, двадцать государственных и шестнадцать частных колледжей. Самыми популярными университетами являются Университет Осло в столице, Университет Бергена и Ставангера.

Университет Осло входит в сотню лучших университетов мира и является домом для нескольких знаменитых на весь мир ученых. Пятеро выпускников этого учебного заведения удостаивались Нобелевской премии, а в течение 42 лет ее вручение проходило в стенах Университета Осло.

Однако стоит отметить, что стоимость проживания в Норвегии очень высокая. Студенты в среднем тратят около 1000—1500 евро в месяц на проживание, включая аренду квартиры, еду, одежду, медицинское страхование, транспортные расходы и другие затраты.

Швеция

Швеция немного дешевле Норвегии, не сильно, но все же для студентов важна каждая копейка. Однако, в отличие от Норвегии, в Швеции бесплатно обучаются только граждане Европейского Союза и Европейской экономической зоны. Для других иностранных студентов с 2010 года практикуется платное обучение. Однако Швеция славится своими стипендиями, которые покрывают стоимость курсов, а нередко и выплачивают сумму, необходимую для проживания.

Несмотря на то что бесплатное обучение отменили семь лет назад, многие из университетов предлагают более дешевые программы или оплату обучения на некоторых курсах, а также полные стипендии для выдающихся студентов.

В университеты Лунда, Упсалы, Стокгольма и Хальмстада попасть сравнительно легко, и они славятся высоким качеством образования. Университет Упсалы, к примеру, был основан в 1477 году и славится своей научной лабораторией.

Дания

Третья скандинавская страна, готовая предоставить бесплатное образование гражданам Евросоюза, Европейской экономической зоны, а также тем, кто проживает в Дании на основе определенных типов виз. Жители европейского региона обладают такими же правами, как и датчане, на получение образования в самых престижных университетах и на самых престижных курсах.

Прекрасной репутацией по всему миру пользуются университеты Копенгагена и Технический университет, а также Институт теоретической физики имени Бора.

Если же вы не попадаете в категорию субсидированных датским бюджетом студентов, получение высшего образования в этой стране может недешево вам обойтись. Стоимость обучения составляет от пяти до двадцати тысяч евро в год.

Кроме того, стоимость проживания в Дании, как и в вышеупомянутых скандинавских странах, очень дорогая. В случае экономии и готовности есть заварную лапшу, среднестатистический студент потратит в месяц от 700 до 1200 евро в месяц.

Финляндия

Если вы все же намерены отправиться на учебу в северную Европу, то лучше и дешевле всего выбрать Финляндию. Обучение в этой стране полностью бесплатно для всех, исключение могут составить некоторые курсы, преподаваемые исключительно на английском языке.

Для получения вида на жительство в Финляндии достаточно предоставить документы из университета и доказательство того, что вы можете потратить на проживание 560 евро в месяц. Стоит отметить, что эта сумма занижена и не отражает действительной стоимости проживания в стране. В зависимости от выбранного места учебы вы можете потратить от 700 до 1000 евро в месяц.

Кроме отличных университетов, учеба в Финляндии привлекательна тем, что она не ограничивается стандартным временем обучения: вы можете закончить программу за четыре года, можете за два, а можете и за семь лет. Студентам разрешается работать до 25 часов в неделю, но для того, чтобы найти работу, придется подучить финский, который, кстати говоря, является одним из самых сложных европейских языков. Кроме того, студенты финских образовательных учреждений получают ощутимые скидки на транспортные средства, книги и даже билеты в кино.

Бразилия

Если вы ищете что-то теплее Скандинавии и экзотичнее Европы, то вам самое место в Бразилии. Эта страна славится своими пляжами, карнавалами и любовью к футболу, неудивительно, что мало кто знает о бесплатном высшем образовании в бразильских университетах. Государственные университеты не требуют от студентов ничего, кроме регистрационных взносов в начале обучения.

Однако не все так просто, как кажется. Обучение в Бразилии проходит на португальском языке, и студентам необходимо предоставить результаты официального теста на знание языка. Кроме того, за каждое место в университете идет борьба, и свои знания придется показать на вступительном экзамене. Если вас приняли в бразильский университет, вам становятся доступны все стипендии и программы.

Франция

Франция является одним из самых популярных направлений для студентов не только из-за Сорбонны и Пари-Тек. Конечно, обучение в одной из grandes écoles или элитных школ Франции обходится недешево, однако обучение в обычных университетах и колледжах является бесплатным.

Кроме того, что большинство университетов взымают скромную регистрационную плату в 200—300 евро в начале обучения вне зависимости от национальности студентов, Франция представляет собой уникальное культурное место, где на протяжении веков студенты со всего мира решали, как будут развиваться наука и культура будущего.

Если вы все-таки предпочитаете обучение в Сорбонне или других grandes écoles, готовьтесь расстаться с небольшим состоянием, поскольку обучение в этих известных на весь мир элитных школах стоит от пяти до пятнадцати тысяч евро в год.

Люксембург

Если вы предпочитаете крупным мегаполисам небольшие и спокойные города, Люксембург окажется идеальным местом. Здесь живет немного людей, почти половина которых приехала из-за границы. Люксембург является действительно интернациональным местом, неудивительно, что крошечное государство не делает различий между своими и чужими, когда дело доходит до высшего образования.

В Люксембурге всего один университет, зато он занимает второе место в мире по количеству международных связей. Каждый студент платит небольшую сумму в год на административные расходы. В первый год эти расходы составляют 400 евро, а в последующие годы обучения снижаются вдвое.

Германия

Получить качественное образование в Германии можно как в крупных городах, таких как Берлин, Гамбург, Мюнхен и Франкфурт, так и в небольших городках с богатой историей, таких как Марбург, Нюрнберг и Хайдельберг.

Репутация немецкого высшего образования поддерживается огромным количеством успешных специалистов, и, что особенно привлекательно для перспективных студентов, образование в Германии бесплатное. Студенты платят административные таксы, которые включают в себя и сборы за работу студенческого союза.

Кроме того, проживание в Германии сравнительно недорого, учитывая то, что студенты получают огромное количество скидок. Полностью обеспечить себя всем необходимым можно за 700—800 евро в месяц.

Образование за границей - голубая мечта многих российских студентов. Причины тому кроются в недовольстве отечественной системой образования, и, увы, на это есть основания. Вопреки стереотипам, поступить в заграничный университет несложно, главное - к этому подготовиться. И для начала нужно определиться со страной образования и бюджетом.
Высшее образование за рубежом построено по-разному в зависимости от региона - в Восточной Европе университеты несильно отличаются от России, если взять западнее - различий куда больше. Огромные сюрпризы ждут студентов в англоговорящих странах - США , Великобритании и Австралии - в них образовательный сектор является коммерческим, хоть это вовсе не означает, что без денег путь сюда закрыт - топовые университеты предлагают стипендии, покрывающие до 100% расходов.

Почему едут учиться за границу?

  • Эффективная организация учебного процесса
  • Многие знают, что система высшего образования за рубежом лучше, но мало кто знает почему - обычно это просто взгляд на соседнюю поляну, которая всегда кажется зеленее. По факту же образование за рубежом построено действительно эффективнее. В первую очередь это касается США и Великобритании - именно в этих странах расположены самые престижные университеты. Но престижными они стали не потому, что кто-то их таковыми назвал, а благодаря достижениям выпускников. В отличие от российских университетов, где преподавателями зачастую практикуется формальная и бюрократическая система, а целью студентов часто становится скорее отделаться от экзаменов, в западные университеты едут именно учиться и делают это с полной самоотдачей. Перспективы преподавателей там тоже намного радужнее, поэтому они пекутся не о низких зарплатах, а о том чтобы передать свои знания студентам. Именно эта атмосфера мотивации и взаимного стремления намного увеличивает вероятность того, что выйдете Вы из университета не только с дипломом, но и с головой, полной знаний.
  • Международное признание диплома
  • Если диплом инженера университета рядом с домом по факту не делает Вас инженером мирового уровня, то степень, полученная в Европе или США, открывает новые горизонты на карьерном пути. Рынок труда прекрасно осведомлен о системах образования различных стран, поэтому полученная на авось "корочка" не гарантирует хорошей должности даже в России, а за границей и подавно. С иностранным дипломом легче построить карьеру как на родине, так и за рубежом.
  • Возможность остаться работать в стране
  • Зарубежный диплом в сто крат увеличивает шансы остаться надолго в стране в качестве профессионала. Несмотря на распространенное мнение, что "никому вы там не нужны", это совсем не так: к примеру, в Дании развернута специальная программа по "отлову" успешных выпускников и последующему их трудоустройству в датские компании, университеты США активно способствуют тому, чтобы выпускники нашли свое место в жизни и предлагают несколько вариантов старта карьеры, а инженеров с дипломом французских политехов расхватывают самые успешные мировые компании.
  • Более высокая стартовая зарплата
  • Для тех, кто не планирует покидать родину, зарубежный диплом может сослужить еще более хорошую службу. Российские работодатели с руками отрывают обладателей заграничных дипломов, заманивая их более выгодными условиями и высокими зарплатами. Поэтому вкладывая средства в зарубежный диплом, можно быть уверенным, что они вернутся с процентами.
  • Бесценный опыт
  • Ну и помимо самого диплома, у любого, кто отправляется учиться за границу, есть возможность получить то, чего не купишь за деньги - это опыт жизни и взаимодействия в новой среде. Образование за границей, даже если это месячный курс английского, действительно меняет сознание, учит общаться с разными по культуре и ментальности людьми и делает видимыми новые грани глобальной картины мира.

    Языковые курсы за рубежом

    Изучение иностранного языка там, где на нем говорят - это самый действенный и быстрый способ им овладеть. Зарубежные языковые школы предлагают наиболее эффективные методики обучения, при которых происходит полное погружение в языковую среду. Студенты используют иностранный язык не только на уроках, но и в свободное от учебы время - с новыми знакомыми, с принимающей семьёй, в общественном транспорте, в музеях и ресторанах - повсюду.
    Языковые курсы за рубежом таят в себе нечто большее, чем просто освоение иностранного языка. Это и страноведение, и межкультурные коммуникации, и обмен опытом со студентами из разных стран, это возможность посетить исторические места, театральные премьеры, спортивные состязания и интереснейшие выставки. Языковые школы помогают своим студентам почувствовать себя частью города и насладиться программой культурных мероприятий страны. За 4-6 недель за границей студенты делают «языковой рывок», который при обучении дома достигается подчас целыми годами.

    Подготовка к поступлению в иностранный университет

    Практика показывает, что большинству иностранных абитуриентов для поступления в зарубежные вузы необходимо прохождение специальных подготовительных курсов при университете. Это объясняется различием систем образования в каждой стране, поэтому многим иностранцам необходима образовательная переориентация и языковая подготовка для успешного прохождения конкурса.
    Такие программы подготовки проводятся во многих зарубежных университетах и помогают будущему студенту адаптироваться к непривычному ритму жизни и обстановке, а также подготовиться к дальнейшему обучению в университете. Как правило, основу курса составляет изучение специальных предметов на иностранном языке. После прохождения подобных курсов многие зарубежные университеты зачисляют своих студентов на первый курс автоматически, то есть без вступительных экзаменов или конкурса.

    Варианты поступления в зарубежный университет

    Поступить за границу можно сделать несколькими способами. Требования к абитуриентам варьируются в зависимости от страны университета и программы, но в целом можно выделить несколько вариантов поступления в зарубежный университет:
    • на 1-ый курс бакалавриата по окончании 11-го класса российской школы - университеты Польши , Чехии , России
    • на 1-ый курс бакалавриата по окончании школы и 1-го курса российского университета - университеты США , Канады , Франции , Италии , Германии , Великобритании , Норвегии и еще нескольких европейских стран
    • на 1-ый курс бакалавриата по окончании подготовительных курсов или колледжа - университеты США , Великобритании , Канады , Франции
    • на любой курс по трансферной программе перевода из Вашего вуза в зарубежный - все страны (в зависимости от договоренности между университетами)
    • на 1-ый курс магистратуры по окончании программы бакалавра - все страны
    • на 1-ый курс докторантуры по окончании программы магистра - все страны
    Каждому из вышеперечисленных вариантов поступления соответствует определенный набор требований, соблюдение которых обязательно при рассмотрении заявления выбранным учебным заведением.

    Процесс поступления за границу

    Система образования каждой страны имеет свои отличительные особенности. В разных странах и в разных вузах установлены свои правила поступления, свои правила оформления документов, свои вступительные требования и сроки подачи заявок. Не зная этих особенностей, можно просто «завалить» весь процесс, будучи при этом на сто процентов «проходным» абитуриентом.
    Каждый самостоятельно выбирает для себя, каким способом ему готовиться к поступлению: самостоятельно изучить все тонкости оформления документов или обращаться к специалистам. При этом важно учитывать, что этот выбор делается раз в жизни и может повлиять на всё Ваше будущее.
    Если Вы не уверены на 100%, что сможете справиться самостоятельно и дойти до победного конца, то мы можем предложить свою

    Как поступить в один из университетов Лиги плюща, где лучше готовиться к языковому экзамену, что стоит написать в мотивационном письме и не стоит говорить на интервью, как правильно выбрать школу MBA. Редакция «Теорий и практик» подготовила несколько инструкций, рассказывающих о том, как подготовиться к поступлению в зарубежный вуз, получить грант и уехать учиться за границу.

    Шаг 1: анализ ситуации

    Когда уже понятно, что потребность в заграничном образовании есть, а денег на это нет, то стоит определиться с известными переменными. Пункты, наличие которых стоит проверить в первую очередь: наличие высшего образования, знание иностранных языков, достижения в выбранной сфере и опыт работы.

    Наиболее охотно дают гранты на обучение в магистратуре и аспирантуре, менее охотно - на обучение на уровне бакалавриата. Помимо этого гранты можно получить и на краткосрочные исследовательские программы, летние языковые курсы, участие в выездных школах и семинарах. Стипендии для обучения в магистратуре иностранным студентам предлагают большинство заграничных вузов. Найти грант для получения диплома бакалавра тоже возможно, но в 90% случаев такой грант будет покрывать либо половину стоимости обучения в первый год, либо будет давать ежегодную скидку в течение всего периода обучения. Наибольшее количество предложений доступно для тех, кто имеет степень магистра, во время обучения занимался исследовательской деятельностью, достиг определенных результатов и заручился поддержкой научного руководителя в родном вузе и имеет связи с исследовательскими группами за рубежом.

    Знание иностранных языков позволит поучаствовать в большем количестве программ. Свободное владение английским языком - обязательное требование практически для всех программ, даже тех, которые предлагают стипендии для обучения в российских вузах. Владение любым другим языком выделит кандидата среди конкурентов и позволит выбрать из большего списка университетов и стран. Обычно обучение на магистерских программах (и тем более на аспирантских) в Европе проходит на английском языке, но знание языка страны, в которую собирается ехать кандидат, хотя бы на начальном уровне - это дополнительные баллы.

    В следующем раунде стоит проверить качество полученного диплома. Для программ, которые нацелены на лидеров, а это Chevening, программы Фулбрайта, Эдмунда Маски - особое внимание обращается на качество диплома и опыт кандидата. Организаторам программ все равно, красный ли диплом у кандидатов (тем более, что в других странах нет такого понятия, как «красный диплом»), но им предельно важно знать, получал ли кандидат всегда высший балл или был согласен на любую оценку. Во внутренних грантах университетов нет строгого требования наличия только высших баллов, однако, выбирая между двумя претендентами на стипендию, предпочтение скорее всего отдадут тому, у кого средний балл в дипломе выше.

    Также при рассмотрении заявки обратят внимание и на опыт работы и участия в волонтерских программах. Важно, чтобы волонтерская деятельность была в сфере, отличной от профессиональной. Организаторы обычно отдают предпочтение разносторонним личностям, имеющим широкий спектр интересов и занятий. Еще одно из основных требований программы Chevening - это как минимум двухлетний опыт работы по выбранной специальности. Участвуя в стипендиальной программе Британского совета, подтверждать наличие опыта работы документально не надо. Однако жюри на каждой из презентаций своей программы не устает отмечать, что тех, кто лукавит по тому или иному пункту, видно сразу. Помимо работы важен опыт участия в волонтерских программах.

    Оксана Сытник

    студентка PhD Universidad de Cádiz, стипендиатка гранта Erasmus Mundus 2011–2014, Erasmus Mundus Master Grant 2009–2011:

    «Мысль об учебе за границей появилась у меня совершенно спонтанно. Однажды получаю от своего преподавателя письмо с предложением: «Есть такая программа, Erasmus Mundus называется. Не хочешь попробовать?» Я попробовала. И закончила Erasmus Mundus Master in WCM Water and Coastal Management, первый семестр в Плимуте (Великобритания), второй и третий - Кадис (Испания) и Алгарве (Португалия).

    Мой выбор этой специальности не случаен. Я родом из приморского города Новороссийска, закончила океанологический факультет РГГМУ в Санкт-Петербурге по специальности «Комплексное управление прибрежными зонами». Таким образом, будучи аспирантом Erasmus Mundus, я продолжила выбранное мной направление, связанное с морскими науками, охраной окружающей среды и менеджментом прибрежных территорий.

    За время обучения на магистерской программе у меня были и многочисленные полевые работы с выходом в открытое море и поездки в горы, лабораторные исследования по биологическому разнообразию, компьютерное моделирование прибрежных и русловых процессов, участие в тематических семинарах и конференциях. Однако больше всего запомнился курс научного дайвинга, организованный во время обучения на втором семестре в университете Кадиса. Тем, у кого не было опыта подводных погружений, представилась необыкновенная возможность не только открыть себе лицензию для последующих ныряний, но и увидеть своими глазами вселенную моря, и много больше: понять как эта вселенная функционирует, какие чудеса она в себе скрывает».

    Шаг 2: определение притязаний

    Определившись с исходными данными, можно приступать к поиску программ и примерять кандидатуру к каждой из них, анализируя, подходит ли она по критериям, которые организаторы предъявляют к кандидатам, и по уровню притязаний и интересов самого кандидата. Сначала стоит определиться, на каком уровне продолжать образование. Логично с дипломом бакалавра или специалиста подавать документы на обучение в магистратуре, выбрав программу более узкой специализации или выбрав смежную дисциплину: в таком случае в пользу кандидата будет играть опыт работы по этой специальности и умение обосновать свое решение сменить сферу деятельности и определенные достижения. Достижения должны быть скорее формальными - такими, которые можно подтвердить документально: победы в конкурсах, публикации в научных журналах.

    Магистры могут претендовать на продолжение обучения в аспирантуре (или по программе PhD) или по другой магистерской программе. Чтобы поступить на PhD, необходимо иметь опыт исследовательской деятельности и определенные достижения, которые будут говорить сами за себя, а для обучения в магистратуре - серьезное основание для смены специальности. Кандидаты наук или держатели степени PhD могут позволить себе подавать документы для участия в исследовательской программе - postgraduate.

    Определившись с тем, на каком уровне продолжать обучение, стоит подумать о стране. Отталкиваться следует от знания иностранных языков, от опыта взаимодействия со страной и от тех программ, которые данные страны предлагают кандидатам–не гражданам ЕС. Российским гражданам доступно множество грантовых программ в США, Германии, Франции, Китае, Японии.

    Также стоит обратить внимание на то, что у некоторых программ, которые организуют фонды, одно из требований - возвращение стипендиата в родную страну после окончания обучения. Выбирая программу, стоит понимать, что по некоторым из них иммигрировать в другую страну не удастся.

    Наталья Равдина

    руководитель образовательных проектов Британского Совета:

    «Одно из важных требований стипендиальной программы Chevening - это условие возвращения в родную страну после окончания обучения. Это условие связано с заинтересованностью стран, предоставляющих стипендии, в развитии сотрудничества с сильными партнерами. Обучение за рубежом открывает невероятные возможности для создания связей в профессиональном сообществе, закладывает основы для совместного бизнеса и культурных обменов. Возвращение стипендиатов в родную страну, безусловно, облегчает развитие этих партнерств и способствует их процветанию.

    Существуют разные гранты, подразумевающие разные обязательства для людей, их получивших. Стипендия «Чивнинг», которую администрирует Британский Совет, предполагает, что успешный кандидат, пройдя курс обучения в Великобритании, вернется в Россию, где он и будет применять полученные знания и умения. Поэтому, для желающих эмигрировать это, вероятно, не самый подходящий способ».

    Шаг 3: поиск программ

    Искать программы надо в четырех местах: на сайтах фондов или организаций, которые администрируют стипендиальные программы, на сайтах конкретных зарубежных университетов, на сайте программы «Глобальное образование» . Также стоит следить за той информацией, которая проходит через родной вуз.

    Практически все университеты имеют раздел Scholarships, где представлены возможности для покрытия расходов, связанных с обучением. Так, раздел Student financial services есть в Гарвардской школе права, страница Scholarships на сайте Мельбурнского университета, ограниченное количество стипендий предоставляется Датским техническим университетом. Обычно у всех университетов разные требования: кто-то покрывает расходы на обучение лишь частично, кто-то полностью, а кто даже включает небольшую ежемесячную стипендию на личные расходы. Именно на сайтах университетов с большей вероятностью можно найти стипендии для обучения на уровне бакалавриата. Так же обычно именно на сайтах учебных заведений представлены позиции для обучения по программам PhD или набор исследовательской группы для работой для конкретной, чаще всего очень узкоспециализированной, проблемой.

    Помимо зарубежных университетов стипендии предоставляют и российские вузы. Каждый год Московская высшая школа социальных и экономических наук проводит конкурс совместно с Фондом Владимира Потанина на обучение менеджменту в сфере культуры по программе двойного диплома: российского диплома о повышении квалификации и британского магистерского диплома в Манчестерском университете. Многие российские университеты являются партнерами зарубежных вузов и организуют совместные программы для своих студентов. Высшая школа экономики сотрудничает сразу с несколькими зарубежными университетами, а МГИМО партнерствует с Технологическим университетом Монтеррея, Свободным университетом Берлина, Университетом Гумбольдта, Потсдамским университетом и другими.

    Наталья Гаранина

    студентка Томского политехнического университета, стипендиатка программы Erasmus Mundus:

    «Все началось с работы над дипломом. Дело в том, что я получала одновременно три образования: основное дневное - по специальности «Прикладная математика и информатика», вечернее - «Международный менеджмент» и на базе вечернего еще дополнительное - «Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций». При выборе темы диплома я особых проблем не испытывала, так как хотела написать что-то, соединяющее математику и маркетинг. В итоге занялась темой «Математические методы для оценки эффективности рекламы».

    Однако литературы по данной теме либо вовсе не было, либо она была на английском (слава богу, проблем особых это мне не доставляло). И именно тогда я поняла, что за рубежом эта тема более актуальна. Решила, что магистерскую диссертацию я должна писать за пределами родины. Далее нашла очень интересную специальность в университете в Париже - Quantiave Methodsin Economics. Стала искать пути туда попасть. Выяснила, что специальность поддерживает Erasmus Mundus, а также консорциум. Консорциум предложил ограниченное количество стипендий, которые будут распределены в каждый из университетов. Они доступны для всех студентов (из стран ЕС и из стран, не входящих в ЕС). Размер каждой стипендии составляет половину стоимости обучения. Решила заручиться поддержкой (главным образом, финансовой) с обеих сторон и начала готовить пакет документов.

    Основное внимание необходимо было обратить на написание мотивационного письма: зачем вам нужна стипендия, программа, специальность? Писала все, как есть. Комиссия оценила мою анкету типом А, что означает принята со стипендией. Однако далее выяснилось, что QEM именно в этот год не финансируется Erasmus. А обучение, даже несмотря на жесткий конкурс, стоит 4 000 евро. И это не считая затрат на жилье и транспортные расходы. В конце концов, комиссия мне написала, что дает 2000 от консорциума, то есть оплачивает только половину стоимость обучения. Денег у родителей брать не хотелось, да и сама я на тот момент не работала, времени еле-еле хватало на образование. Сотрудники фонда длительное время, вплоть до начала занятий, писали мне письма со ссылками на другие стипендии, которые я могла бы попытать счастье выиграть».

    Шаг 4: сбор и подготовка документов

    Подача документов - самый ответственный шаг во всей процедуре получения гранта. Эксперты знакомятся с кандидатами, имея на руках только стандартный пакет документов, к которому в редких случаях можно прикрепить фотографию. Перед тем, как начать собирать документы, стоит изучить список того, что требуется для каждой конкретной программы. Обычно это копии документов о высшем образовании и их заверенный перевод, сертификаты, подтверждающие знания иностранных языков, СV и мотивационное письмо. Иногда организаторы просят приложить документы об общем среднем образовании, перевод диссертационной работы, список публикаций в научных журналах, сертификат GMAT и возможно что-то еще.

    Стипендиаты , что для таких стипендий, как DAAD, не только важно соблюсти все требования к оформлению документов, но и разложить документы именно в том порядке, в каком они перечислены на сайте программы. Иногда собеседование для получения стипендии просто не предусмотрено, и организаторы выбирают стипендиатов, опираясь только на представленные кандидатами документы.

    Ирина Добрынина

    стипендиат программы научно-исследовательских стажировок для молодых ученых Германской службы академических обменов:

    «Я получила стипендию от DAAD по программе «Научно-исследовательские стипендии для молодых ученых Германской службы академических обменов». Выбирала программу в соответствии со своими языковыми знаниями: я знаю только немецкий язык, а английский у меня на разговорном уровне. Область моих научных интересов: экология, климат, изменения климата, климат городов, экология города. В Германии я работала над оценкой микроклиматических условий Касселя и Воронежа. Стипендии хватало на все и даже больше - все-таки это 1000 евро в месяц.

    Собеседования у меня не было. Все документы отправляла в бумажном виде в Московское представительство, там уже эксперты принимают решение. Конкурс проходит в два этапа: сначала в Москве, а потом в Бонне. У меня документы - это единственный и важный этап. Просто необходимо соблюсти все требования, озвученные на сайте. Если просят положить сначала CV, а потом копию аттестата, то значит так и надо делать. Заявки, оформленные не в соответствии с требованиями, просто отбрасываются.

    У большинства претендентов на стипендию самый большой вопрос - как найти профессора в чужой стране, который сделает приглашение вместе поработать. У меня профессор был с самого начала - познакомилась я с ним благодаря участию в международных семинарах. Он приезжал в наш университет, так и познакомились. Он начал работать с моим научруком, я подключилась. Но как мне рассказывают, найти профессора несложно. Просто об этом надо подумать заранее - месяца за четыре.

    На сайте DAAD есть специальная поисковая система, которая работает неплохо. Также можно посмотреть циркуляры различных международных конференций. Просто прочитав книгу, например, можно узнать, что такой-то профессор работает в таком-то направлении и писать именно ему.

    Многие профессоры с радостью готовы работать с талантливой молодежью из стран третьего мира и России. В результате такого сотрудничества могут зарождаться консорциумы, а консорциумы получают финансирование. Европейский ученый живет грантами, а большинство грантов заточены под международное сотрудничество. После стажировки я, мой руководитель в России, руководитель в Германии, несколько коллег из Голландии планировали создать научную сеть».

    Шаг 5: интервью

    Заключительный этап в погоне за стипендией - собеседование. Собеседование или интервью чаще всего проводят крупные фонды, занимающиеся распределением грантов. На собеседовании важно продемонстрировать заинтересованность в обучении в общем и в стипендии в частности, а также убедительно рассказать о своем предыдущем опыте, не противореча собственной заявке. Львиную долю своего внимания отборочная комиссия посвящает тому, насколько кандидаты умеют себя подать и как рассказывают о себе. Также проверяются правдивость написанного в документах и общая адекватность соискателя.

    На собеседование обычно приглашают 5% кандидатов, если речь идет о крупных грантовых программах. Обычно на стипендию Chevening в Британский совет поступает около 600–800 заявок. Количество кандидатов, приглашенных на интервью, зависит от количества стипендий.

    Александр Паролов

    студент Cass Business School, стипендиат программы British Chevening Award 2011/12:

    «Cначала я поступил в британский университет, а затем уже узнал о стипендии Chevening и подал документы. Мои родители были готовы подарить мне возможность учиться дальше, потому что верили, что это изменит мою жизнь. Однако общий смысл от этого не меняется, ведь договоренностей с университетом можно достичь без оплаты каких бы то ни было взносов - это будет означать условное приглашение.

    Подавляющее число стипендиатов Chevening 2011 года (если не все) еще не поступили в университеты на момент присуждения стипендии. Уже достигнутая договоренность с университетом не является требованием, она лишь может послужить небольшим преимуществом и доказательством активности, но не более того. Поэтому в качестве общей рекомендации могу сказать, что начинать переписку с университетами лучше заранее, чтобы к моменту подачи документов на выбранную стипендию вы уже обладали какой-то историей переписки с университетом (возможно даже приглашением), что не требует от оплаты обучения и одновременно точно выделит вас из общей массы. Cтатус стипендиатов может ускорить и упростить процесс получения окончательного одобрения от университетов - эта стипендия очень уважаема в Великобритании.

    Стипендия Chevening привлекла меня потому, что она, по сути, оставалась единственным вариантом для русского студента, желающего обучаться в магистратуре в Великобритании - к тому моменту я уже определил для себя предпочтительный университет и получил условное приглашение. О стипендии я узнал от друга, а потом увидел информацию на сайте этой бизнес-школы. Проследовав на сайт Британского совета, я узнал, что стипендия не только покрывает очень большую часть расходов на обучение и жизнь в Великобритании для молодых и амбициозных лидеров своих стран, но и предъявляет серьезные требования к академическим успехам, мотивации и профессиональному опыту. Также стипендиат должен вернуться в родную страну после окончания учебы, чтобы применить полученные знания на практике и изменить какой-либо аспект жизни к лучшему. Результаты рисеча были однозначны: эта стипендия - одна из самых престижных и сложных в получении. Я увидел, что прохожу по основным критериям и, несмотря на сомнения, подал документы. Через два месяца я уже проходил интервью в Британском консульстве в Петербурге, а спустя три месяца ехал в оплаченном для меня поезде в Москву для подписания договора о присуждении стипендии.

    Я могу без тени сомнения сказать, что подготовка документов -самый важный этап во всем процессе получения гранта или стипендии. Дело в том, что личное обаяние, грамотная и богатая речь, интеллигентное поведение и опрятный внешний вид жюри сможет увидеть, только если вы пройдете первую стадию отбора - конкурс документов. А здесь, как и в любой бумажной работе (хотя сейчас все, как правило, в электронном виде), самое главное - это аккуратность, грамотность, краткость и четкость мысли. Независимо от стипендии, которую вы выбрали, и от того, заполняете вы документы в бумажном виде или же в электронном, в анкете и/или мотивационном письме не должно быть противоречий (например: очное дневное обучение и работа на полную ставку в один и тот же год) и грамматических ошибок, зато должны быть ваши достижения во всей красе, логичное личностное развитие с правильной хронологией, сильное желание получить стипендию и понимание, зачем вам это нужно и зачем это нужно тем, кто эту стипендию присуждает.

    Последнее особенно важно для мотивационного письма, значение которого в общем пакете документов трудно переоценить. К его написанию нужно подойти как к самому важному этапу всего отбора, потому что именно оно может стать билетом на корабль, если остальные параметры немного не дотягивают. Мотивационное письмо должно быть ясным, не очень длинным, приятным в чтении, честным и умным - этот момент, когда вы должны показать, что вы четко определили свои цели и понимаете, каким образом стипендия поможет их достичь. Судя по тому, что я слышал, большая часть кандидатов отсеивается именно потому, что они не могут письменно или устно сформулировать, зачем им все это надо и что они потом со всем этим будут делать. Просто и сложно одновременно.

    Когда первый этап - конкурс документов - пройден, можно расслабиться и немного погордиться собой, но потом придется опять снова собраться, потому что интервью - это тоже очень важно. Могу лишь сказать, что в случае моей стипендии на интервью было приглашено 50 из 650 кандидатов, подавших документы, но только 13 из них получили стипендию.

    Я могу попробовать перечислить то, чего, по моему мнению, не стоит делать до, во время и после интервью: не стоит поздно ложиться, плотно завтракать утром, приходить впритык, вести себя высокомерно с осознанием собственной уникальности, ссылаться на общих знакомых и связи, льстить и делать комплименты жюри, слишком много улыбаться или постоянно смеяться, класть ноги на стол и спрашивать о впечатлениях жюри сразу после окончания собеседования.

    Во-первых, прочитайте еще раз свою анкету и письмо. Если вас зовут поговорить - значит, вы понравились, но какие места в анкете могут вызвать вопросы и уточнения? Определите их и подготовьте правильные ответы. Подумайте, какая цель у вашей программы, кому они дают стипендию или грант, на что? Так вы сможете подготовиться к беседе. Я лично выписал все возможные вопросы на листок и просматривал их утром перед выходом из дома. Второй совет - разбудите в себе хорошее настроение, ведь вы уже добились очень многого и скоро обретете опыт, о котором другие могут только мечтать. Поэтому улыбайтесь, получайте удовольствие от процесса и излучайте ненавязчивый позитив - это залог успеха, я твердо в этом уверен. Не переживайте насчет обстоятельств самого собеседования: обстановка всегда располагающая и очень дружелюбная, эти люди собрались, чтобы узнать о ваших мечтах и стремлениях, они работают там, потому что им нравится помогать людям. Гораздо важнее потренироваться отвечать на вопросы и пройтись до места собеседования пешком, если, конечно, позволяет погода. И последнее - вечером накануне не поленитесь представить себе в радужных красках ваш завтрашний триумф. Не будем недооценивать значение визуализации».

    Иконки: 1) Chananan, 2) Isabel Martínez Isabel, 3) Marcos Folio, 4) Ferran Brown, 5) Rflor - from the Noun Project.

    Бесплатное обучение за границей возможно, если иностранец отлично знает английский язык или язык той страны, в которую он направляется на обучение. Если же знания по языку недотягивают до идеального, то можно воспользоваться разными программами, направленными на оказание помощи и поддержки иностранным студентам в изучении английского языка и возможности дальнейшего поступления в заграничные вузы.

    Здание университета банковского дела в Праге

    На сегодняшний день бесплатное обучение за границей возможно, однако, нужно для этого очень постараться. И это вовсе не значит, что образование студент будет получать совсем даром.

    Все равно придется раскошеливаться на различные учебники, плату за общежитие и т. д. Поэтому прежде чем отправиться за рубеж получать знания, требуется все хорошенько обдумать и взвесить свои возможности.

    Поехать за рубеж на обучение можно на трех основаниях:

    1. Являясь студентом в своем родном государстве или после окончания школы.
    2. После учебы на нескольких курсах своего вуза.
    3. После окончания своего учебного заведения.

    В каком возрасте отправить ребенка учиться в другое государство

    Можно, конечно, с первого класса учиться за рубежом, если родители не будут против.

    Вообще, европейская школьная система состоит из трех ступеней:


    То есть необязательно отправлять 6-летнего ребенка в Европу. Он может поучиться у себя на родине до 8 или до 12 лет и затем уже отправиться в иностранное государство для обретения знаний.

    Виды иностранных школ

    Ребенок может учиться в Европе в одной из следующих школ, которую выберут его родители исходя из потребностей своего отпрыска:


    Памятка родителям, отправляющим отпрысков за границу на учебу

    Чтобы удачно отправить детей учиться в иностранные школы, важно запомнить такие рекомендации:


    Подготовка к обучению в вузе США

    Обучение в Америке для украинцев и россиян покажется тяжелым, если они не пройдут курсов. Во время их посещения студенты изучают предметы, необходимые для того, чтобы в дальнейшем можно было без проблем поступить на желаемый факультет.

    Существует специальная программа для иностранных детей «Pathway Programmes».

    Преимуществом программы является то, что после ее окончания возможно зачисление абитуриента сразу на третий курс университета, при условии достижения им нужного уровня знаний.

    Магистратура в США: пути и преимущества поступления

    Учиться за границей привлекательно, а получить диплом магистра в Америке - это значит обрести престиж на рынке мирового труда. Если у человека имеется американский диплом магистра, то у него больше всего шансов получить профессию, о которой он мечтал.

    занятия на магистратуре в США

    Поступить на магистратуру в университет Соединенных Штатов можно двумя путями:

    1. Напрямую. Однако при этом человек должен быть уверенным в своих силах, в безупречном знании английского языка, а также академической подготовке по той или иной специальности.
    2. Через международный образовательный центр. В его составе расположились известные колледжи и университеты, которые оказывают отличную поддержку иностранным абитуриентам. Чтобы поступить в магистратуру, человек должен пройти специальные курсы, которые помогут ему без проблем стать магистрантом и учиться за границей в одном из лучших университетов США.

    Плюсы обучения за рубежом на магистратуре:


    Бесплатные вузы Европы

    Бесплатное обучение за границей - это реально, однако, нужно знать, в каких странах можно даром получать знания. В Германии, Дании, Франции, Чехии, Греции, Турции, Австрии и Италии можно учиться бесплатно в магистратуре. Однако важным условием для детей является отменное знание английского языка при поступлении, еще лучше будет знать язык той страны, где вы будете учиться. Так как далеко не все государственные бесплатные вузы и университеты проводят обучение на английском.

    Бесплатное обучение за границей - это относительное понятие, поскольку бесплатным является конкретно обучение. А вот за вспомогательные услуги, например, за пользование книгами из библиотеки, посещение спортивного зала при университете нужно платить. И такие взносы иногда могут доходить до 300 евро в месяц.

    Длительность и процесс обучения в европейских вузах

    Обучение за рубежом проходит по такой схеме:

    • Степень бакалавра - 3–5 лет;
    • Магистратура - 2-3 года;
    • Степень доктора наук - 2 года.

    Такие нечеткие сроки получения знаний зависят от той или иной специальности.

    Учеба за границей отличается от учебной подготовки в России или Украине. Там дневное отделение напоминает наше заочное. Русских людей, обучающихся в Европе, удивляет и умиляет тот факт, что они самостоятельно выбирают дисциплины, которые хотят знать, а в дальнейшем сами определяют сроки сдачи экзаменов.

    Однако на этом все плюсы обучения за рубежом заканчиваются. Начинаются «минусы», которые выражаются в следующем:

    Учеба за рубежом, в европейских государствах, начинается не в сентябре, как у нас, а где-то с середины осени, а заканчивается в июле.

    Обучение в Чехии

    Поступить бесплатно в один из чешских университетов реально, однако, нужно знать, что образование является бесплатным лишь в том случае, если иностранец отлично знает чешский язык. Даже английский язык, не говоря уже о русском, не дает возможности поступить на бесплатное обучение.

    Русские абитуриенты, желающие обучаться в этой стране, должны приехать туда и пройти подготовительные курсы, сдать экзамен, и только после его успешного написания у них может появиться шанс бесплатного обучения за рубежом.

    Обучение в Австрии

    А эта страна является лояльной по отношению к иностранным абитуриентам. Здесь можно бесплатно учиться и при этом знать язык в идеале необязательно. Можно подать документы и без наличия сертификата о прохождении подготовительных курсов.

    Венский экономический университет в Австрии

    То есть украинцев, россиян и подданных других держав зачисляют в университет без проблем, дают возможность в течение двух лет изучить немецкий язык, ходить на лекции и пользоваться различными льготами для студентов.

    Образование в Греции

    Один из идеальных вариантов на сегодня для того, чтобы поехать учиться бесплатно в Европу, поступить можно на многие специальности без вступительных экзаменов.

    Страна, к которой дети лучше всего приспосабливаются

    Российскими психологами не раз проводились исследования, по результатам которых стало ясно, что лучше всего иностранные дети адаптируются в Швейцарии. И все дело в том, что все школы, в которых учатся российские и украинские школьники, интернациональные, и дети чувствуют себя там как дома. В отличие от Германии или Италии, где ребятишки там «как чужие» для всех.

    Поэтому, с психологической точки зрения, если отец с матерью переживают насчет эмоционального состояния своих детей, то лучше выбрать в таком случае Швейцарию. Однако стоит учесть, что обучение здесь является самым дорогим из всех европейских стран.

    Здание университета в Цюрихе, Швейцария

    Американская программа для студентов «Global UGRAD»

    Она подразумевает обучение за границей по обмену. Учиться в США, таким образом, могут только студенты университетов, учащиеся на дневной форме. Действие программы распространяется по всей Европе, а также Центральной Азии. Поэтому россияне и украинцы могут также воспользоваться случаем и испытать свою судьбу, отправившись в США и воспользовавшись преимуществами этой программы.

    На участие в «Global UGRAD» проводится конкурс детей, и победители получают возможность обучаться один год на дневном отделении в одном из университетов Штатов.

    Финансирование программы происходит благодаря властям США.

    Программа дает участнику следующие привилегии:

    • Содействует в ;
    • Компенсируется стоимость проезда, причем в обе стороны;
    • Компенсируется стоимость обучения, питания, а также проживания в общежитии;
    • Выделяется ежемесячная стипендия.