Двери с притвором: для чего нужен дополнительный элемент.

Внутреннее устройство храма.

Несмотря на все многообразие форм и архитектурных стилей, используемых при строительстве храмов, внутреннее устройство православного храма всегда следует определенному канону, сложившемуся в период между IV и VIII веками и не претерпевшему существенных изменений. Тогда же в трудах отцов Церкви, в частности Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника, храм как здание для молитвы и Богослужения получает богословское осмысление. Этому, однако, предшествовала долгая предыстория, начавшаяся в ветхозаветные времена и продолжившаяся в эпоху раннехристианской Церкви (I-III вв.).

Как ветхозаветная скиния, а потом и Иерусалимский храм, устроенные по повелению Божию (Исх.25:1-40), разделялись на три части: святое святых, святилище и двор, так и традиционный православный храм состоит из трех частей — алтаря, средней части (собственно храм) и притвора (нартекса).

Притвор.

Площадка перед входом в храм называется паперть иногда притвор внешний , а первая от входа часть храма называется притвор или по-гречески нертекс , иногда внутренний притвор, предхрамие, трапезная. Последнее название происходит от того, что в древности, а в некоторых храмам и сейчас (как правило, в монастырских), в этой части совершалась после службы трапеза.

В древности притвор предназначался для оглашенных (готовящихся ко крещению) и кающихся (христиане, которые несли епитимию), и по своей площади почти равнялся средней части храма.

В притворе храма, согласно Типикону, должны совершаться:

1) часы ;

2) лития на вечерни ;

3) повечерие ;

4) полунощница ;

5) панихида (краткое заупокойное Богослужение).

Во многих современных храмах притвор или вовсе отсутствует, или полностью сливается с центральной частью храма. Это связано с тем, что функциональное значение притвора давно утеряно. В современной Церкви оглашенные и кающиеся не существуют в качестве отдельной категории верующих, да и перечисленные выше службы на практике чаще всего совершают в храме, а потому отпала и нужда в притворе как отдельном помещении.

Средняя часть храма.

Средней называется та часть храма, которая расположена между притвором и алтарем. Эта часть храма в древности состояла обычно из трех отделений (отделенных колонками или перегородками), называющихся нефами : средний неф, который был шире других, предназначался для клириков, южный — для мужчин, северный — для женщин.

Принадлежностями этой части храма являются: солея, амвон, клиросы, архиерейский амвон, аналои и подсвечники, паникадило, сидения, иконы, иконостас.

Солея . Вдоль иконостаса с южной стороны до северной идет возвышение пола перед иконостасом, составляющее продолжение алтаря. Отцы Церкви называли это возвышение солеей (от греч. [сόлион] — ровное место, основание). Солея служит как бы просцениумом (передняя часть сцены) для Богослужения. В древности ступени солеи служили местом сидения иподиаконов и чтецов.

Амвон (греч. «восхождение») — середина солеи перед царскими вратами выдвинутая в храм. Отсюда диакон возглашает ектении, читает Евангелие, а священник или вообще проповедник говорит поучения предстоящему народу; здесь же совершаются некоторые священнодействия, например малый и великий входы на Литургии, вход с кадилом на вечерне; с амвона произносится отпуст — заключительное благословение в конце каждого Богослужения.

В древности амвон устанавливался посреди храма (иногда он возвышался на несколько метров, напр., в храме Святой Софии (537 г.) в Константинополе). Именно на амвоне происходила Литургия оглашенных, включавшая чтение Священного Писания и проповедь. Впоследствии на Западе его заменила «кафедра» сбоку от алтаря, а на Востоке амвоном стала служить центральная часть солеи. О старых амвонах напоминают теперь лишь «кафедры» (архиерейский амвон), которые ставят в центре храма при служении епископа.

Амвон изображает гору, корабль, с которых Господь Иисус Христос проповедовал народу Свое Божественное учение, и камень у святого Гроба Господня который отвалил Ангел и с которого он возвестил мироносицам о воскресении Христа. Иногда этот амвон называется диаконским в отличие от архиерейского амвона.

Архиерейский амвон . Во время архиерейского служения среди храма устраивается возвышенное место для архиерея. Оно называется архиерейским амвоном . В богослужебных книгах архиерейский амвон называется также: «место, где облачается архиерей» (Чиновник Большого Успенского Московского собора). Иногда Архиерейский амвон называют «кафедрой» . На этом амвоне архиерей не только облачается, но и совершает иногда часть службы (на Литургии), иногда всю службу (молебен) и молится среди народа, как отец с детьми.

Клиросы . Края солеи с северной и южной сторон обычно предназначаются для чтецов и певцов и называются клиросами (греч. [клирос] — часть земли, которая досталась по жребию). Во многих православных храмах за Богослужением попеременно поют два хора, которые располагаются соответственно на правом и левом клиросах. В некоторых случаях дополнительный клирос строится на уровне второго этажа в западной части храма: в этом случае хор оказывается позади присутствующих, а священнослужители – впереди. В «Церковном уставе» клиросом иногда называются и сами клирики (священно и церковнослужители).

Аналой и подсвечники . Как правило, в центре храма стоит аналой (др.-греч. [аналогион] — подставка для икон и книг) — высокий четырёхугольный столик с покатым верхом, на котором лежит икона храмового святого либо празднуемого в этот день святого или события. Перед аналоем стоит подсвечник (такие подсвечники ставятся и перед другими иконами, лежащими на аналоях или висящими на стенах). Использование свеч в церкви — один из древнейших обычаев, дошедший до нас от первохристианской эпохи. В наше время он имеет не только символическое значение, но и значение жертвы на храм. Свеча, которую верующий ставит перед иконой в церкви, не покупается в магазине и не приносится из дома: она приобретается в самом храме, и потраченные деньги поступают в церковную кассу.

Паникадило . В современной церкви за Богослужением используется, как правило, электрическое освещение, однако некоторые части Богослужения положено совершать в полумраке или даже полной темноте. Полное освещение включается в наиболее торжественные моменты: во время полиелея на всенощном бдении, за Божественной литургией. Свет в храме полностью гасится во время чтения шестопсалмия на утрени; приглушенный свет используется во время великопостных Богослужений.

Главный светильник (люстра) храма называется паникадило (от греч. [поликандилон] — многосвечник). Паникадило в крупных храмах представляет собой люстру внушительных размеров с множеством (от 20 до 100 и даже более) свечей или лампочек. Оно подвешивается на длинном стальном тросе к центру купола. В других частях храма могут быть подвешены люстры меньших размеров. В Греческой Церкви в некоторых случаях центральное паникадило раскачивают из стороны в сторону, так чтобы блики от свечей двигались по храму: это движение, наряду с колокольным звоном и особенно торжественным мелизматическим пением, создает праздничное настроение.

Сидения . Некоторые полагают, что характерным отличием православного храма от католического или протестантского является отсутствие в нем сидений. На самом деле все древние богослужебные уставы предполагают наличие в храме сидений, так как во время некоторых частей Богослужения по уставу положено сидеть. В частности, сидя слушали псалмы, чтения из Ветхого Завета и из Апостола, чтения из творений отцов Церкви, а также некоторые христианские песнопения, например «седальны» (само название песнопения указывает на то, что слушали его сидя). Стоять считалось обязательным лишь в наиболее важные моменты Богослужения, например при чтении Евангелия, во время Евхаристического канона. Литургические возгласы, сохранившиеся в современном Богослужении — «Премудрость, прости», «Станем добре, станем со страхом» , — изначально были именно приглашением диакона встать для совершения определенных молитв после сидения во время предыдущих молитв. Отсутствие сидений в храме является обычаем Русской Церкви, но отнюдь не характерно для греческих храмов, где, как правило, предусмотрены скамьи для всех, кто участвует в Богослужении. В некоторых русских православных храмах, впрочем, имеются сиденья, расположенные вдоль стен и предназначенные для пожилых и немощных прихожан. Однако обычай садиться во время чтений и вставать только в наиболее важные моменты Богослужения для большинства храмов Русской Церкви не характерен. Он сохраняется лишь в монастырях, где для монахов вдоль стен храма устанавливаются стасидии — высокие деревянные кресла с откидным сиденьем и высокими подлокотниками. В стасидиях можно как сидеть, так и стоять, опираясь руками на подлокотники, а спиной на стену.

Иконы . Исключительное место в православном храме занимает икона (греч. [икон] — «о́браз», «изображение») — священное символическое изображение Господа, Божией Матери, апостолов, святых, ангелов, предназначенное служить нам, верующим людям, в качестве одного из наиболее действительных средств живого и близкого духовного общения с теми, кто на нем изображен.

Икона передает не внешний вид святого или священного события, как это делает классическое реалистичное искусство, а его суть. Важнейшая задача иконы – показать, с помощью видимых красок, незримый внутренний мир святого или события. Иконописец показывает природу предмета, дает зрителю увидеть то, что «классический» рисунок скрыл бы от него. Поэтому во имя восстановления духовного смысла на иконах обычно несколько «искажена» видимая сторона реальности. Икона передает действительность, во-первых, с помощью символов. Напр., нимб — символизирует святость, на тоже указывают большие открытые глаза; клав (полоска) на плече Христа, апостолов, ангелов – символизирует посланничество; книга или свиток — проповедь, и т.д. Во-вторых, на иконе разновременные события часто оказываются объединены (совмещенными) в единое целое (в пределах одного изображения). Напр., на иконе Успения Богородицы помимо собственно Успения обычно изображены и прощание с Марией, и собрание апостолов, которых принесли на облаках ангелы, и погребение, во время которого нечестивый Авфоний пытался опрокинуть одр Богоматери, и Её телесное Вознесение, и явление апостолу Фоме, которое произошло на третий день, а иногда и другие подробности этого события. И, в-третьих, своеобразной чертой церковной живописи является использование принципа обратной перспективы. Обратная перспектива создается расходящимися вдаль линиями и развертками зданий и предметов. Фокус — точка схода всех линий иконного пространства — находятся не за иконой, а перед ней, в храме. И получается, что не мы смотрим на икону, а икона смотрит на нас; она как бы окно из мира горнего в мир дольний. И перед нами не моментальный «снимок», а как бы своего рода развернутый «чертеж» предмета, дающий разные виды на одной плоскости. Для прочтения иконы требуется знание Священного Писания и Церковного Предания.

Иконостас . Средняя часть храма отделяется от алтаря иконостасом (греч. [иконостасион]; от [икон] – икона, образ, изображение; + [стасис] — место для стояния; т.е. буквально «место для стояния икон») — это алтарная перегородка (стена) покрытая (украшенная) иконами (в определенном порядке). Первоначально такая перегородка предназначалась для отделения алтарной части храма от остального помещения.

Из древнейших дошедших до нас литературных источников известие о существовании и назначении алтарных преград принадлежит Евсевию Кесарийскому. Этот церковный историк сообщает нам, что в начале IV века епископ города Тира «поместил престол посередине алтаря и отделил его великолепной деревянной резной оградой, чтобы народ не мог к нему приближаться» . Тот же автор, описывая храм Гроба Господня, построенный в 336 году святым равноапостольным Константином, сообщает, что в этом храме «полукружие апсиды (имеется в виду алтарное пространство) было окружено столькими колоннами, сколько было апостолов» . Таким образом, с IV по IX век алтарь отделялся от остальной части храма перегородкой, которая представляла собой низкий (около 1 м.) резной парапет, из мрамора или дерева, либо портик из колонн, на капителях которых покоится широкая прямоугольная балка — архитрав. На архитраве обычно размещались изображения Христа и святых. В отличие от более позднего по происхождению иконостаса в алтарной преграде отсутствовали иконы, и пространство алтаря оставалось полностью открытым для взоров верующих. Алтарная преграда нередко имела П-образный план: помимо центрального фасада, у нее было еще два боковых фасада. В середине центрального фасада размещался вход в алтарь; он был открытым, без дверей. В Западной Церкви открытый алтарь сохранился до настоящего времени.

Из жизни свят. Василия Великого известно, что он «повеле быти в церкви пред алтарем завесам и преградам» . Завеса открывалась на время службы и задергивалась после. Обыкновенно, завесы украшались вытканными или вышитыми изображениями, как символическими, так и иконографическими.

В настоящее время завеса , по-гречески [катапетасма], находится за царскими вратами со стороны алтаря. Завеса знаменует покров тайны. Открытие завесы символически изображает открытие людям тайны спасения, — то, что было открыто всем людям. Закрытие завесы изображает таинственность момента, — то, что лицезрели лишь немногие, или — непостижимость тайны Божией.

В IX в. алтарные преграды стали украшать иконами. Появился этот обычай и получил всеобщее распространение со времени VII Вселенского Собора (II Никейский, 787 года), утвердившего иконопочитание.

В настоящее время иконостас устраивается по следующему образцу.

В центре нижнего яруса иконостаса располагаются три двери. Средние двери иконостаса — широкие, двухстворчатые, против святого престола, называются «царскими вратами» или «святыми дверьми» , потому что предназначены для Господа, через них на Литургии (в образе Евангелия и Святых Даров) проходит Царь славы Иисус Христос. Также их называют «великими» , по величине их, в сравнении с другими дверями, и по тому значению, какое они имеют при Богослужении. В древности еще их называли «райскими» . В эти врата входят только лица, имеющие священный сан.

На царских вратах, напоминающих нам здесь, на земле, врата в Царство Небесное, помещаются обычно иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Потому что через Деву Марию в наш мир пришел Сын Божий — Спаситель, и от евангелистов мы узнали о Благой Вести, о наступлении Царства Небесного. Иногда на царских вратах вместо евангелистов изображают святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.

Боковые двери с левой и правой стороны от царских врат называют «северными» (левые) и «южными» (правые). Также их называют «малые врата» , «боковые двери иконостаса», «пономарская дверь» (левая) и «диаконовская дверь» (правая), «дверь жертвенника» (ведет к жертвеннику) и «дверь диаконника» («диаконник» — это ризница или сосудохранилище). Прилагательные «диаконовская» и «пономарская» могут использоваться во множественном числе и употребляться в отношении обеих врат. На этих боковых дверях обыкновенно изображаются святые диаконы (святой первомученик Стефан, святой Лаврентий, святой Филипп и др.) или святые ангелы, как вестники воли Божией, или ветхозаветные пророки Моисей и Аарон. Но бывает благоразумный разбойник, а также ветхозаветные сцены.

Над царскими вратами обычно помещается изображение Тайной Вечери. По правую сторону от царских врат всегда находится икона Спасителя, по левую — Божией Матери. Рядом с иконой Спасителя ставится икона святого или праздника в честь которого освящен храм. Остальное место первого ряда занимают иконы особо чтимых в данной местности святых. Иконы первого ряда в иконостасе обычно называются «местными» .

Над первым рядом икон в иконостасе бывает еще несколько рядов, или ярусов.

К XII веку относят появление второго яруса с изображением двунадесятых праздников. Иногда еще и великих.

В это же время появился и третий ярус «деисисный ряд» (с греческого [деисис] — «моление»). В центре этого ряда помещена икона Спасителя (обычно на троне) к Которому обращают свои молитвенные взоры Божия Матерь и святой Иоанн Креститель – это изображение собственно и есть деисис . Далее в этом ряду стоят ангелы, потом апостолы, их преемники — святители, а потом могут быть преподобные и другие святые. Святой Симеон Солунский говорит, что этот ряд: «означает союз любви и единство во Христе земных святых с Небесными… Посередине между святыми иконами, изображается Спаситель и по сторонам от Него Богоматерь и Креститель, ангелы и апостолы, и другие святые. Это научает нас, что Христос находится и на Небесах со Своими святыми, и с нами теперь. И что Он еще должен прийти».

На рубеже 14-15 веков на Руси к существующим чинам добавляется еще «пророческий ряд» , а в 16 веке «праотеческий» .

Итак, в четвертом ярусе помещаются иконы святых пророков, а посредине обычно изображение Богоматери с Младенцем Христом, о Котором, главным образом, и возвещали пророки. Обычно это образ Знамения Божией Матери, переложение пророчества Исайи: «Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:13-14).

Пятый верхний ряд состоит из икон ветхозаветных праведников, а посередине изображается Господь Саваоф или вся Святая Троица.


Высокий иконостас возник на Руси, впервые, вероятно, в Москве в кремлевских соборах; в их создании принимали участие Феофан Грек и Андрей Рублев. Полностью сохранившийся высокий иконостас (5 ярусный), исполненный в 1425-27, находится в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры (верхний (5-тый) ярус добавлен к нему в 17в.).

В 17 веке над праотеческим рядом иногда помещался ряд «страстей» (сцен страданий Христа). Верх иконостаса (в середине) увенчивается крестом, как знамением соединения членов Церкви со Христом и между собою.

Иконостас является как бы раскрытой книгой — перед нашим взором вся священная история Ветхого и Нового Заветов. Другими словами, иконостас представляет в живописных образах историю спасения Богом людского рода от греха и смерти через воплощение Бога Сына Иисуса Христа; приготовление праотцами Его явления на земле; предсказания о Нем пророков; земную жизнь Спасителя; моление святых Христу Судии о людях, совершаемое на Небе вне исторического времени.

Иконостас также свидетельствует, с кем мы, верующие во Христа Иисуса, находимся в духовном единении, с кем составляем единую Церковь Христову, с кем участвуем в Богослужении. По словам Павла Флоренского: «Небо от земли, горнее от дольнего, алтарь от храма может быть отделен только видимыми свидетелями мира невидимого, живыми символами соединения того и другого…».

Алтарь и его принадлежности.

Алтарь является наиболее священным местом православного храма — подобием святого святых древнего Иерусалимского храма. Алтарь (как показывает значение самого латинского слова «alta ara» — возвышенный жертвенник) устраивается выше других частей храма — одной ступенью, двумя или более. Таким образом, он становится видным для предстоящих в храме. Своим возвышением алтарь указывает на то, что он знаменует горний мир, означает Небо, означает место, где особо присутствует Бог. В алтаре помещаются важнейшие священные принадлежности.

Престол . В центре алтаря, напротив царских врат, располагается престол для совершения Евхаристии. Престол (с греч. «трон»; у греков он называется — [трапеза]) является наиболее священным местом алтаря. Он изображает Престол Божий (Иез.10:1; Ис.6:1-3; Отк.4:2), рассматривается как престол Господа на земле («престол благодати» — Евр.4:16), знаменует ковчег завета (главную святыню ветхозаветного Израиля и храма — Исх.25:10-22), саркофаг мученика (у первых христиан престолом служил гроб мученика), и символизирует присутствие с нами Самого Господа Вседержителя, Иисуса Христа, как Царя Славы, Главы Церкви.

По практике Русской Церкви к престолу могут прикасаться только священнослужители; мирянам это запрещено. Мирянин также не может находиться перед престолом или проходить между престолом и царскими вратами. Даже свечи на престоле зажигают только священнослужители. В современной греческой практике, однако, мирянам не запрещено прикасаться к престолу.

По форме престол представляет собой сооружение кубической формы (стол), изготовленное из камня или дерева. В греческих (также как и католических) храмах распространены прямоугольные престолы, по форме напоминающие продолговатый стол или саркофаг, поставленный параллельно иконостасу; верхняя каменная доска престола покоится на четырех столпах-колоннах; внутреннее пространство престола остается открытым для глаз. В русской практике горизонтальная поверхность престола имеет, как правило, квадратную форму и престол полностью покрыт индитией — облачением, соответствующим ему по форме. Традиционная высота престола — аршин и шесть вершков (98 см). В середине под верхней доской престола ставится столбец, в который при освящении храма архиереем вкладывается частица мощей мученика или святого. Эта традиция восходит к древнехристианскому обычаю совершения Литургий на гробах мучеников. Так же Церковь в данном случае руководствуется Откровением святого Иоанна Богослова, который видел на Небесах жертвенник и «под жертвенником души убиенных за Слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр. 6:9).

Горнее место . Место за престолом по направлению к востоку называется горним , то есть высшим. Святитель Иоанн Златоуст называет его «горним престолом» . Горнее место — это возвышение, устраиваемое обычно на несколько ступеней выше алтаря, на котором стоит седалище (греч. [кафедра]) для епископа. Седалище на горнем месте для епископа высеченное из туфа, камня или мрамора, со спинкою и локотниками устраивалось уже в катакомбных церквах и в первых скрытых христианских храмах. Архиерей на горнем месте восседает в определенные моменты Богослужения. В Древней Церкви на это же место возводился новопоставленный епископ (сейчас только патриарх). Отсюда и происходит слово «интронизация» , по-славянски «воспрестолие» — «настолование» . Трон епископа, по уставу, должен находиться на горнем месте в любом храме, не только кафедральном соборе. Присутствие этого трона свидетельствует о связи между храмом и епископом: без благословения последнего священник не имеет право совершать Богослужение в храме.

На горнем месте по обеим сторонам кафедры устраиваются сидения для служащих священников. Все это вместе взятое называется сопрестолием , оно предназначается для апостолов и их преемников, т.е. священнослужителей, и устраивается по образу Царства Небесного описанного в книге Апокалипсис св. Иоанном Богословом: «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на Небе… и вот, Престол стоял на Небе, и на Престоле был Сидящий… И вокруг Престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» (Отк.4:1-4 – это представители ветхозаветного и новозаветного народа Божия (12 колен Израиля и 12 «колен» апостольских). То, что они сидят на престолах и носят золотые венцы свидетельствует о том, что они обладают властью, но власть им дана от Сидящего на Престоле, т.е. от Бога, т.к. далее венцы свои они снимают и полагают перед Престолом Божиим Отк.4:10). Епископ и сослужащие ему изображают святых апостолов и их преемников.

Семисвечник . По традиции Русской Церкви с восточной стороны престола в алтаре ставится семисвечник — светильник с семью лампадами, по внешнему виду напоминающий еврейскую менору. В Греческой Церкви семисвечники отсутствуют. О семисвечнике не упоминается в чине освящения храма, и он не был изначальной принадлежностью христианского храма, а появился в России в синодальную эпоху. Семисвечник напоминает о светильнике с семью лампадами, стоявшем в Иерусалимском храме (см.: Исх 25, 31-37), является подобием Небесного Светильника описанного прор. Захарией (Зах.4:2) и ап. Иоанном (Откр.4:5), и символизирует Духа Святого (Ис.11:2-3; Откр.1:4-5; 3:1; 4:5; 5:6)* .

*«И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр.4:5); «Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа…» (Откр.1:4,5); «И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела…» (Откр.3:1). Здесь непривычное для нас указание на троичность Бога. Разумеется, Иоанн, живший более чем за два столетия до I и II Вселенских соборов, конечно же, не мог еще пользоваться понятиями и терминологией IV века. Кроме того, язык Иоанна особенный, образный, не скованный строгой богословской терминологией. Поэтому и упоминание Бога Троицы у него так необычно сформулировано.

Жертвенник . Вторую необходимую принадлежность алтаря составляет жертвенник, находящийся в северо-восточной части алтаря, с левой стороны от престола. Жертвенник представляет собой стол, меньший по величине, чем престол, имеющий такие же одежды. Жертвенник предназначен для совершения подготовительной части Литургии — проскомидии. На нем приготовляются дары (вещество) для священнодействия Евхаристии, то есть здесь приготовляют хлеб и вино для совершения бескровной жертвы. На жертвенник также помещаются Святые Дары в конце Литургии, после причащения мирян.

В Древней Церкви христиане идя в храм приносили с собой хлеб, вино, елей, воск и т.д. — всё необходимое для совершения Богослужения (самые бедные приносили воду), из которых лучшие хлеб и вино отбирались для Евхаристии, а прочие дары использовалось в общей трапезе (агапе) и раздавались нуждающимся. Все эти пожертвования по-гречески назывались просфорами , т.е. приношениями. Все приношения ставились на особом столе, получившем впоследствии название жертвенника . Жертвенник в древнем храме находился в особом помещении вблизи от входа, потом в комнате слева от алтаря, а в Средние века его перенесли в левую часть алтарного пространства. Это стол был назван «жертвенник» , потому что на него складывали пожертвования, а также совершали бескровную жертву. Жертвенник иногда называют предложением , т.е. столом, где полагаются Дары, предложенные верными для совершения Божественной Литургии.

(5 голосов : 4.4 из 5 )

Притво́р – западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой проход в среднюю часть храма. В притворе по уставу совершаются некоторые богослужения – обручения, лития, чин оглашения и др.

Обычно притвор отделяется от храма стеной с красными западными вратами в середине. В древних русских храмах византийского стиля притворов часто не было вовсе. Это связано с тем, что ко времени принятия Русью христианства в Церкви уже не было отделяемых по всей строгости правил оглашенных и кающихся с их различными степенями. К этому времени в православных странах людей уже крестили в младенческом возрасте, так что крещение взрослых инородцев было исключением, ради чего не было нужды специально строить притворы. Что же касается людей, находящихся под епитимией покаяния, то они стояли некоторую часть службы у западной стены храма или на паперти. В дальнейшем нужды разного характера побудили все же вновь вернуться к строительству притворов. Само название «притвор» отображает то историческое обстоятельство, когда к двухчастным древним храмам в России стали притворять, приделывать, дополнительно пристраивать третью часть. Собственное название этой части – трапеза, поскольку в ней в древности устраивались угощения для нищих по случаю праздника или поминовения усопших. В Византии эта часть называлась еще нарфикс – местом для наказанных. Теперь практически почти все наши храмы за редким исключением имеют эту третью часть.

У притвора сейчас богослужебное назначение. В нем согласно Уставу должны совершаться литии на великих вечернях, панихиды по усопшим, поскольку они связаны с приношением верующими различных продуктов, из которых не все считается приличным вносить в храм. В притворе во многих обителях совершается также последование определенных частей вечерних богослужений. В притворе дается очистительная молитва женщине по истечении 40 дней после родов, без чего она не имеет права входить в храм. В притворе, как правило, находится церковный ящик – место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений, венчаний. В притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимию от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма. Поэтому и в наши дни притвор сохраняет не только свое духовно-символическое, но и духовно-практическое значение.

Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая; в притворе находятся различные иконы.

Притвор устраивается или по всей ширине западной стены храма, или, что бывает чаще, уже нее, или под колокольней, где она примыкает ко храму вплотную.

Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней.

Вход в храм начинается раньше, чем мы переступаем порог притвора. Вот мы с молитвой дошли до ограды храма - что мы за ней увидим прежде, чем войдем в храм? Рассказывают кандидат искусствоведения Лев МАСИЕЛЬ-САНЧЕС, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ.

Михайловская Слобода, Московская обл., Храм Михаила Архангела, Святые врата, арх. А.Анисимов, 2000 год

Рыбки в центре Москвы

- Ворота в ограде храма называют святыми, - говорит Андрей Анисимов . - Их обычно делают трехчастными. Центральные ворота открываются только для архиереев и «в последний путь», а обычно мы входим через калитку рядом. Иногда делают не две, а одну калитку или врата с калиткой в них.

У традиции открывать центральные ворота только для архиерея есть исторические причины.

- Если мы углубимся в древность, - рассказывает Александр Ткаченко , - то увидим, что в базиликах было несколько входов. Связано это с тем, что христианская община города почти в полном составе собиралась на праздничные и воскресные богослужения, которые возглавлял епископ. Патриарх вместе с императором или архиерей с местным правителем входили в храм через центральные врата, которые получили название царских, а народ - через боковые двери. Такой обычай сохранялся до VII века. Потом основным типом богослужения стало приходское, тогда название царские врата было перенесено на врата иконостаса.

Войдя в калитку, мы часто попадаем на хорошо ухоженную территорию, с цветниками, лавочками, садом, детской площадкой, может быть даже пруд с рыбками.

Сретенский монастырь или подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве просто утопают в цветах, - приводит пример Андрей Анисимов. - Входишь, и запах другой. Незнающие люди говорят: «Вот монахи на наши деньги устроились, рыбки у них плавают в центре Москвы, розы…» Но это сделано не просто для какой-то красоты, этот ухоженный дворик - образ райского сада.

Идея того, что во время богослужения освящается все вокруг, выражалась архитектурными средствами.

В византийском храме внешнее и внутреннее пространства взаимопроникаемы, - говорит Лев Масиель-Санчес , - между ними нет жесткой границы. Храм - создание римского, то есть южного архитектурного мира, вокруг него были открытые портики, подходы во дворах. Византией ощущение храма было унаследовано из античности, где храмом была вся гигантская площадь в священной ограде (жесткая граница между сакральным и профанным), а здание было крошечным святилищем, куда люди даже не заходили. Раннехристианский храм был еще более «разомкнут», поскольку пришествие в мир, смерть и воскресение Христа освятили весь мир. В поздневизантийское время, в X - XI веках, когда гражданские тенденции в Церкви вытесняются монашеским мышлением, пространство церкви и пространство мира противопоставляются друг другу: храмы становятся небольшими, исчезают большие дворы, выделяется пространство притвора.

Земное и небесное

Пройдя по территории храма, мы подходим к паперти.

Словари дают разные определения этому слову, - говорит Лев Масиель-Санчес. - Одни утверждают, что это площадка перед дверями храма, другие - что крытая галерея. Чаще всего открытое пространство снаружи называют папертью, следующее за ним маленькое пространство - притвором, а расширенный притвор, в котором могут быть придельные храмы, - трапезной.

В разные эпохи, в разных архитектурных стилях паперть и лестницу выполняли по-разному. Например, поражает своим взлетом ввысь крытая лестница храма Вознесения Господня в Коломенском, а в храме Покрова на Нерли лишь небольшая ступенечка.

Ступени, ведущие к дверям храма, - это древний, еще дохристианский обычай, - поясняет Александр Ткаченко. - В Иерусалимском храме священники и левиты для совершения жертвоприношения поднимались по ступеням. Символика лестницы очевидная - наше приближение к горнему миру, она означает связь земного и небесного. В Средние века, когда приходское богослужение сосредоточилось в самом храме, не стало торжественного входа верующих во главе с епископом, значимость приобрели те ступеньки, которые ведут к алтарной части.

Лестница может быть очень красива, но как быть тем, для кого каждая ступенька - препятствие?

По современным нормам, проектируя новый храм, мы обязаны делать либо пандус, либо лифт, в который может пройти коляска с сопровождающим, - говорит Андрей Анисимов. - В старых храмах этого не было, там ищут приемлемые решения. Например, при реконструкции Казанского собора на Красной площади пандус удачно сделали, он идет вдоль стены и не выглядит случайным, не бросается в глаза.

Валаам, Свято-Владимирский скит, фронтон главного входа с Образом Спаса и молитвой мытаря.арх. А.Анисимов, худ. А.Брусов

Место для кающихся или сельский клуб

Далее мы попадаем в притвор, который еще не является собственно храмом.

На Афоне притвор составляет почти половину храма, - объясняет Александр Ткаченко. - В нем совершаются некоторые службы суточного круга, часы, туда выходят с литией, как это предписывает устав. В древности в притворе совершались таинство крещения и чин миропомазания, после чего новокрещенные переходили в основную часть храма, присоединялись к верным для совершения литургии.

В изменении размера и формы притвора большое значение имели практические причины.

Когда все стали крещеными и эта функция притвора стала неважна, - рассказывает Лев Масиель-Санчес, - он превратился в место общения или совсем исчез. На Руси еще в домонгольское время притворы соединяли с основным пространством храма. Например, в Успенском соборе в Кремле нет ни трапезной, ни притвора, вы входите прямо в храм. Эта традиция долго существовала в монастырских соборах: монастырский храм, в отличие от приходского, лишен социальной и хозяйственной функции, если в приходском храме строился огромный подклет для хранения продуктов, притвор исполнял роль сельского клуба, то в монастыре для всего это есть другие постройки. Впрочем, мы немного знаем о приходских храмах, поскольку они в основном были деревянными, а самый ранний дошедший до нас деревянный храм построен в 1464 году. В XVI веке начинают строиться каменные приходские храмы, в них есть небольшие притворы.

В русской традиции притворы маленькие, они служат для регуляции теплообмена, помогают в холодное время не выстужать основную часть храма, - говорит Александр Ткаченко.

Постепенно западная часть русского храма расширялась.

В XVII веке в связи с иноземными влияниями в России постепенно возникают разные пространства к западу от храма, - рассказывает Лев Масиель-Санчес, - притвор расширяется галереями с боковыми приделами, возникает привычная нам схема, когда из притвора мы входим в трапезную с правым и левым приделами. Это было удобно: зимой служили в приделах, а большой храм не отапливали.

В Румынии делают двойные притворы: внешний и внутренний. Один из этих притворов называется «гропница», поскольку его обширное пространство заполнено захоронениями. В Румынии и Сербии это становится обязательным элементом века с двенадцатого-тринадцатого. В Византии такого никогда не было, только на Афоне. Возможно, оттуда эта традиция пришла в Сербию, а потом в Румынию.

Небольшой притвор может иметь эстетическое значение.

В храме блаженной Ксении Петербургской в Медвежьих озерах мы сделали низкий притвор, и получилось очень хорошо, - рассказывает Андрей Анисимов. - Вы входите сначала в маленькое, тесное помещение, а потом попадаете в сам храм, с летящим вверх шатром. Люди обычно удивленно спрашивают: «Как этот объем мог поместиться в таком маленьком храме?» Храм не очень большой, если смотреть снаружи. Я сам не знаю, в чем дело, вероятно, пока мы проходим через низкий притвор, у нас немного меняется восприятие.

Узкий, но торжественный

- В идеале входы сориентированы на три стороны, - считает Андрей Анисимов. - Восток - это Христос, со всех сторон к Нему приходят люди и выходят, чтобы во все стороны нести Благую весть. Правда, градостроительная ситуация не всегда позволяет так делать.

Главный вход в храм всегда украшался очень богато. В ярославских храмах XVII века он очень интересно выполнен. Там делали гульбища, опоясывающие храм с трех сторон, а входы - расписные, многоцветные, с красивыми кокошниками, с перспективными порталами. Толщина стены и так немалая, а за счет уходящих вглубь пилястрочек и полуколоночек она кажется еще больше, это выглядит очень торжественно. Сами двери тоже декорируются очень богато. В Историческом музее хранятся двери XV века из Суздаля. На них на черном фоне золотом с помощью литья, чеканки, резьбы изображены евангельские и житийные сюжеты. Интересно, что в древней традиции, несмотря на торжественность, двери низкие и довольно узкие. Исключение царские храмы: София в Константинополе, Успенский собор в Кремле.

Врата часто увенчаны иконами Спаса Нерукотворного, Христа-Пантократора, в богородичных храмах - иконой Покрова. В византийских храмах они помещались только над входом из притвора в храм, сейчас могут находиться как над внутренними, так и внешними дверями.

Храм сам по себе является святым, это дом Божий, дом молитвы, -говорит Александр Ткаченко. - Храм, Престол, стены храма особым образом освящаются. Поскольку для нас это место свято, подходя к храму, мы совершаем крестное знамение и поклонение. И естественно, что образы Спасителя, Девы Марии, того святого, кому храм посвящен, размещаются перед входом, мы можем поклониться им перед тем, как войдем в храм.

На молитву и благоговение настраивают и надписи над входом. Это могут быть цитаты из Евангелия: «Аз есмь дверь» (Ин. 10: 7), «Аз есмь свет миру» (Ин. 8: 12), «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11: 28), слова молитвы мытаря, которую произносят перед входом в храм: «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк. 18: 13).

Ирина РЕДЬКО

Конструкция любой двери предполагает наличие тех или иных преимуществ. Особенностью одних дверей может быть экономия пространства, других – бесшумность. Эта статья посвящена интересной и функциональной разновидности межкомнатных дверей, которую называют «двери с притвором», или «двери с четвертью».

Что такое притвор и какие функции он выполняет?

Обычное дверное полотно представляет собой классический прямоугольник определенной толщины, который полностью утапливается в дверную коробку при закрытии. Двери с притвором отличаются от обычных: наружная сторона двери оснащена коротким выступом, который накладывается на дверную коробку. Толщина его обычно составляет около четверти толщины дверного полотна, откуда и появилось название «двери с четвертью».

Притвор – полезное приспособление. Когда дверь в закрытом состоянии, за счет притвора обеспечивается лучшая звукоизоляция, сохранение тепла (или прохлады) в комнате, ограничивается попадание мелкого сора и пыли из помещения в помещение.

Особенности установки и петли

При установке обычной двери приходится очень много внимания уделять точности. Любой перекос или дефект приведет к образованию слишком широкой и некрасивой щели на месте стыка двери и коробки. С притвором проблема решается очень просто. В открытом состоянии стык все равно не виден, а в закрытом он надежно закрыт притвором.

С другой стороны, установка дверей с таким приспособлением более сложная за счет некоторых особенностей петель. Выделяют две их разновидности: ввертные и распашные.

  • Ввертные петли буквально вкручиваются в дверь и коробку, в некоторых случаях даже через наличник. Их главные преимущества – высокая прочность и надежность. Но ставить такие петли можно только на действительно качественные двери и коробки, так как от них напрямую зависит эффективность работы петли. Например, если дверь или коробка будут недостаточно прочными, при вкручивании они могут треснуть. Причем это может произойти не сразу, а через некоторое время более-менее активной эксплуатации.

  • Распашные петли больше похожи на классические. Крепятся и к полотну двери, и к ее коробке, но не настолько «радикально», как ввертные, а при помощи обычных шурупов. За счет того, что проникают шурупы не так глубоко, как штыри ввертной разновидности, требования к прочности материалов в данном случае более низкие.

Двери с притвором в дизайне

Визуально двери с притвором не слишком сильно отличаются от классических моделей . С точки зрения внешнего вида они выигрывают за счет того, что закрывают место стыка двери и коробки, которые часто являются проблемными местами.

Считается, что такая разновидность дверей оптимально вписывается в современный дизайн, а для помещений, выполненных в «старинном» стиле, они станут не лучшим вариантом. Но сколько людей, столько и мнений, многое зависит от общего дизайна и цвета двери . Он может быть сам по себе настолько привлекательным или невзрачным, что наличие или отсутствие притворов не будет играть никакой роли.

Стоимость дверей с притвором

За счет более сложной конструкции и необходимости использовать нестандартные петли двери с притвором обходятся несколько дороже стандартных моделей, лишенных этого полезного приспособления. Но разница в цене не слишком велика, и ее полностью окупают несомненные преимущества в виде надежной звукоизоляции, сохранения комфортной температуры и маскировки щелей в дверном проеме. Следует учитывать, что притвор может повредить дверную коробку при закрытии. Если используется доводчик, его нужно дополнительно подрегулировать так, чтобы в конце движение было максимально плавным и медленным.

Выбор межкомнатной двери – занятие ответственное, ведь дверь не только выполняет свое прямое назначение, но и украшает помещение. При покупке, нужно учитывать не только материал и внешний вид изделия, но и конструкционные особенности. Приобретая дверь с притвором или без него, не стоит полагаться только на свои желания. Принимая такое решение, нужно знать, что представляет из себя притвор, для чего он предназначен и в каких случаях дверь с ним будет уместна.

Особенность дверей с притвором

Обычная дверь представляет собой полотно, которое полностью входит в дверную коробку так, что между ними остается зазор в 3-4 миллиметра. Дверь с притвором имеет по всему своему периметру на торце выступ, который ложится на дверную коробку при закрывании. Его толщина составляет одну четвертую от толщины дверного полотна, поэтому еще одно название притвора – четверть. Можно услышать и такой термин – двери с фальцем, потому что фреза, делая притвор, прорезает в полотне фальц.

Двери с четвертью имеют ряд особенностей:

  • Межкомнатные двери с притвором относят к классическим. Они подойдут в комнату с соответствующим стилем оформления интерьера и мебелью. Дверь без притвора относят к более современному стилю.
  • Дверь с притвором может быть выполнена из разных материалов: дерево, пластик, металл. Практически все пластиковые двери делаются с четвертью. То же самое можно сказать и о бронированных.
  • Еще одна отличительная особенность двери с четвертью – ее уплотнение. Выступающая планка отлично подходит для крепления специальной резинки, тогда как уплотнение обычной двери весьма затруднительно.

Интересно отметить, что некоторые производители выпускают двери с четвертью, у которых притворная планка есть только у вертикальных торцов полотна.

Преимущества и недостатки дверей с притвором

Двери с притвором имеют ряд преимуществ по сравнению с более современными вариантами.

  1. Шумоизоляция. Благодаря тому, что планка плотно прилегает к дверной коробке, обеспечивается отсутствие зазоров, улучшаются шумоизоляционные качества двери. Уплотнение с использованием специальной ленты будет еще больше способствовать поглощению шума.
  2. Теплоизоляция. Лучшее сохранение тепла объясняется теми же причинами, что и поглощение шума.
  3. Скрытие недочетов при установке. Дверь без притвора должна быть установлена максимально точно, чтобы зазоры со всех сторон имели одинаковую ширину. Это требует определенных навыков. Дверь с притвором установить проще, планка скроет все недочеты, допущенные при монтаже.
  4. Эстетичность. Классическая дверь с притвором подчеркнет интерьер комнаты.


Говоря о недостатках, стоит отметить более высокую стоимость. Это объясняется тем, что изготовление двери с четвертью требует больших технологических затрат по сравнению с обычной.

Петли для межкомнатных дверей с притвором

Выбирая дверь с притвором нужно учесть ее конструктивные особенности, отражающиеся на виде используемых петель. Обычная накладная фурнитура тут не подойдет, поскольку планка должна плотно ложиться на дверную коробку. Поэтому для дверей с четвертью используют петли только двух видов:

  • ввертные;
  • угловые.

Угловые петли крепятся также, как простые прямые. Отличаются они крепежной пластиной, которая изогнута под углом 90 градусов.

Ввертные петли скручиваются в коробку и полотно посредством штифтов. При этом крепление к полотну производится наискось, задевая при этом притвор.

Для дверей с притвором чаще всего используются ввертные петли. Причем их установка производится на предприятии при изготовлении конструкции. То есть в магазине вы будете иметь возможность купить уже собранную дверь с коробкой. В отличие от обычных дверей, на которые можно установить самые разные петли по выбору, двери с четвертью не дают такой возможности. Поэтому производители часто берут эту задачу на себя, облегчая процесс установки.


Зная, какую роль играет притвор двери, будет проще определиться с выбором. Удачно подобранная дверь подчеркнет интерьер, расставив все необходимые акценты.