Воспитание, школа и педагогическая мысль в древней греции. Кого в Древней Греции называли педагогами? Обязанности педагога в Древней Греции

Во времена, когда воспитание стало переходить в самостоятельную функцию общества, люди стали задумываться над синтезированием опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: "Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют". Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Еще в древности в работах философов Фалеса из Милета, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура и других хранилось много глубоких мыслей, связанных вопросами воспитания. В античной Греции впервые появился термин "педагогика", который затем укрепился в качестве названия науки о воспитании.

Также в Греции берут свое начало и многие другие педагогические понятия и термины, такие как: школа (schole), в переводе "досуг", гимназия (от греч. gymnasion [гимнасий] - школа физического развития, а позже просто средняя школа) и т. п.

Основоположником педагогики в Древней Греции считается Сократ. Он учил своих учеников диалогу, полемике и умению мыслить логически. У Сократа имелся свой метод обучения (метод поиска истины), ключевым моментом в нем была вопросно-ответная система, которая является сутью логического мышления.

Платон, ученик Сократа, читал лекции в собственной школе, которая называлась Платоновской академией. В теории Платона "восторг и познание" были неразделимы, значит, учение должно приносить радость, учитель должен сделать этот процесс приятным и полезным.

Ученик Платона Аристотель создал свою перипатетическую школу (ликей). Аристотель любил прогуливаться со своими учениками во время занятий, отсюда и название ("перипатео" - прохаживаюсь (греч.)). Он учил общей культуре человека и много принес педагогике: ввел возрастную периодизацию, полагал, что все должны получать знания одинаково, считал нужным создание государственных школ, а семейное и общественное воспитание считал как нечто неделимое. Аристотель первым сформулировал принципы природосообразности и природолюбия. На сегодняшний день мы боремся за то, чтобы любовь к природе закладывалась с ранних лет, а Аристотель преподавал это еще в древности. Аристотель немалое значение придавал нравственному воспитанию, он считал, что с привычки сквернословить вытекает привычка к плохим деяниям. На воспитание Аристотель смотрел как на некую неделимость духовного, умственного и физического воспитания, однако воспитание физическое должно предшествовать воспитанию интеллектуальному.

Однако в те времена имелся и дугой способ воспитания детей, который был использован в Спарте. Спартанское воспитание предписывало всем детям, которые были старше 7 лет, воспитание не в своей семье, а в строгих ситуациях выживания, разнообразных физических испытаний, а также всевозможных тренировочных битв и побоищ. На протяжении всего процесса воспитания требовали безоговорочного повиновения, а любой проступок влек за собой суровое физическое наказание. При обучении чтению и письму уделяли внимание только самомунеобходимому, все оставшееся обучение сводилось к безоговорочному повиновению, умению побеждать и умению стойко переносить любые трудности.

Ещё до нашей эры люди старались всеми способами изучить окружающий мир. В те времена таинства постройки архитектурных зданий крылись в математических расчетах, на которых основывался «фундамент» будущего проекта. Именно греческие математики сумели дать толчок для науки. И мало кто знает, что выходцы из этой страны построили все те систематические каноны воспитания детей, которые в дальнейшем развивали европейские ученые и философы.

О чем идет речь? Конечно же, об учителях. Греки первыми поняли, что знания не достаточно просто сохранять - их необходимо передавать дальше. Только так можно развиваться и совершенствоваться. Именно древние эллины ввели систему обязательного начального образования и активно развивали систему школ по всей стране. Даже своенравные спартанцы оценили весь потенциал педагогики и те возможности, которые она открывает перед будущими поколениями.

В данной статье рассмотрим все тонкости обучения и раскроем важный вопрос в образовательной сфере - кого в Древней Греции называли педагогами?

Недетские хлопоты

Каждая пара, которая в итоге становилась семьей, обзаводилась детьми. А с появлением младенца на супругов уже автоматически возлагались все обязанности рода: это и почитание традиций, и принятие религии, и все культовое обязанности, присущие поколению.

Рождение первенца было воистину настоящим торжеством. Двери дома, где находилась кормилица, украшали оливковыми ветвями или шерстяными нитками. Младенца купали в чане с водой, в которую добавляли оливковое масло и вино.

Но не всегда мужчины были уверены в своем отцовстве. Они выжидали около недели, чтобы распознать свои в ребенке, и уж тогда устраивали настоящий праздник для всех гостей.

Воины с детства

Воспитание в Древней Греции проводилось в сочетании с культурными традициями конкретного рода. Существовали, конечно, и общие каноны для всего народа, но каждая семья была индивидуальна и со своими желаниями.

Большинство делали упор на воспитании защитника родины, это беспрекословно относилось к мужской половине.

С самого детства родители своих чад растили на мудрых изречениях Гомера. В этих произведениях было все расписано и структурировано, в особенности правила поведения человека в обществе. Мужчина был должен отдавать долг перед родиной, подвиги должны были совершаться только для своего народа.

Развитие не по годам

Подготовка к взрослой жизни проводилась отдельно для мальчиков и девочек, для каждых делался свой акцент в обучении.

Мужчины были обязаны уметь писать, читать, знать несколько песен военного характера, изучать историю и смыслить в религиозных обрядах. Конечно же, большой уклон шел на бойцов. Испытания были не из легких. Молодые люди испытывали настоящие тяготы воина: голод, боль, невыносимая жара, холод и так далее.

После таких подготовительных «курсов» мальчиков загоняли на алтарь богини Артемиды и били розгами. Те, кто вынес это очередное испытание, отправлялись странствовать по стране без всяких средств для проживания и даже с минимумом одежды. Выдержав и это, они допускались к трапезе с и становились элитой общества.

Женская доля

Что касается прекрасной половины, то они до семи лет находились под опекунством своей кормилицы или же няньки. Далее их учили прясть, ткать, ухаживать за хозяйством. Но вот образовательным моментам из разряда «читать, писать» уделялось по минимуму времени.

К примеру, в Афинах воспитание девушек напрямую зависело от родителей и их пожеланий, а вот в Спарте юные красавицы занимались гимнастическими упражнениями и борьбой наравне с мужчинами-воинами.

Также девушек учили пению и танцам, так как женская роль в религиозных обрядах была ведущей.

Учение - свет

Первые древние школы Греции возникли в V в. до н.э. Содержание образования было весьма разносторонним, уклон уходил в разные науки.

Родители практически с рождения определяли, кем быть ребенку, и в зависимости от пожеланий отправляли в одну из школ:

1. Милетская школа - в приоритете гуманитарные, прикладные и философские науки.

2. Собрание пифагорейцев - познание свойств числа и теории единства мира.

3. Учебное заведение Гераклита Эфесского - изучение явлений природы и войны.

4. Элейская школа - открывали проблемы познания чего-либо.

5. Атомисты - изучали атомы и материальные частицы.

Древние школы Греции всё же имели общие черты: поиски первоначального существования человека, открытые философские учения и размышления и объяснения неопознанных явлений, которые возникали в окружающей среде.

Это тем самым обуславливалось единство народа, и различие между умами не было колоссальным.

Определение не по назначению

И всё-таки, кого в Древней Греции называли педагогами?

Скорее всего, вы подумаете, что это те люди, которые получали специальное образование, чтобы в дальнейшем иметь какие-то полномочия в данной сфере. Но это не совсем так.

В древнее время оборот «рабы-педагоги» содержал отождествленные по смыслу слова. Это в основном были мужчины, которые оказались непригодны для физического труда в какой-либо сфере работы, поэтому берегли домашний очаг. Культ семьи и быта стоял на первом месте.

В обязанности такого раба входило следить за детьми до семи лет. Педагог-воспитатель охранял своего подопечного при выходе из дома, сопровождал в школу и на общественные мероприятия. Также вкладывал знания о грамоте на элементарном уровне.

Всё это продолжалось до того возраста, когда дети переступали порог зрелости и некой мудрости.

Не исключали и женщин в такой профессии. Они были преподавательницами и в основном их приставляли к маленьким детям.

Концепции воспитания

Не только в наше время люди (например, при исторических исследованиях) задаются вопросом о том, кого в Древней Греции называли педагогами.

В те времена учения о воспитательных методах зарождались как особые течения философии. Теоретические концепции продвигали великие философы - Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель. Они отождествляли воспитательные процессы с законами природы и раскрывали через философские учения.

Демокрит изучал и его функции.

Сократ установил факт, что самое лучшее воспитание - это диалог с учениками, так как только с помощью обоюдного восприятия информации получится хороший результат.

Платон больше изучал проблему рабовладения в педагогике. Он написал два труда - «Государство» и «Законы».

Аристотель на всё смотрел сквозь призму природного мира. Цель воспитания в его понимании делилась на две части: развитие разумной и волевой сторон души.

В свое время Древняя Греция кратко, но четко диктовала собственные каноны в учебных процессах. И такие виды познания детской психологии распространялись не только в этой стране.

Передача знаний в поколения

В наши дни эти древние знания - и есть то, чем оперируют преподаватели, и неважно, какой предмет. Всё равно истоки приводят к Древней Греции.

Философские учения не всегда могут быть понятны обычному прохожему, но тому, кто стремится познать мир, трудности не страшны.

И людям, которые хотят и стремятся работать в сфере образования, советуем рассмотреть вопрос о том, кого в Древней Греции называли педагогами. Ведь проходит множество лет, значение некоторых слов меняется, а в итоге страдают самые ценные сокровища - дети.

Учитель вечен на земле!
Из истории образования и учительства...

В двадцатом веке и в двухсотом -
Учитель вечен на земле, -

это строчки из стихотворения И. И. Бейнаровича, учителя-историка с 50-летним стажем. А в чудесном стихотворении Вероники Тушновой сказано так:

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам так и дорого
Имя нашего учителя.

Профессия учителя действительно вечна, и возникла она очень давно.

Первую школу, по легенде, открыл после Великого Потопа Сим, сын библейского Ноя. Если же основываться на результатах археологических раскопок, то первые школы появились в странах Древнего Востока - Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии. Необходимость передачи опыта и знаний новым поколениям, подготовки их к жизни и труду привела к появлению профессии учителя и учебных заведений. С тех давних пор школа является основой для эволюции человечества.

В странах Древнего Востока существовало три основных типа школ: при храмах – жреческие школы, готовившие служителей религиозного культа; дворцовые школы - для обучения детей рабовладельческой знати; школы писцов - готовили чиновников для нужд административно-хозяйственного управления.

Более обширным было образование в жреческих школах. Здесь, кроме обучения письму, счёту, чтению, преподавалось также право, астрономия, астрология, медицина, и, конечно, большое внимание уделялось религии.

В античном мире сложились три системы воспитания: афинская (основанная на идеях разностороннего развития), спартанская (воспитывавшая сильного воина) и римская (в ней получили дальнейшее развитие многие особенности афинской и спартанской школ).

Античный период с его высокоразвитой культурой и искусством имеет большое значение для формирования учительской профессии. От человека, занимавшегося педагогической деятельностью, требовалось обладание многими знаниями и умениями: красноречием, письмом, музыкой, воинским искусством. Воспитание было направлено на разностороннее развитие личности. О дурно воспитанном человеке в эти времена говорилось: «Он не умеет ни читать, ни плавать». В Древней Греции произошло разделение деятельности по обучению и воспитанию детей и юношества. В Древней Греции появились многие педагогические термины, которыми мы пользуемся до сих пор: «педагогика», «дидактика», «педагог», «риторика» и др.

Люди, занимавшиеся педагогической деятельностью, в Древней Греции назывались:

педагог (от греч. paidagogos, что означает буквально «детоведение, детовождение» - воспитатель) - домашний раб, сопровождавший ребёнка в школу и следивший за ним дома, он оказывал большое влияние на ребёнка, и постепенно из обычного раба он превращается в домашнего учителя;

педоном (пайдоном) - воспитатель детей от 7 до 15 лет, в его задачу входила подготовка к военной службе, физическое развитие, воспитание дисциплины, терпеливости, умения переносить физические лишения;

грамматист - учитель грамоты, обучал письму, чтению, счёту;

кифарист - учитель музыки (игры на кифаре, лире), знакомил с поэзией;

дидаскал - учитель хора, хорового пения;

софист - платный учитель, обучал «мудрости управлять частными и общественными делами».

Расцвет греческой культуры во многом обязан этим учителям - грамматистам, дидаскалам, кифаристам и др.

В Древней Греции существовали различные типы учебных заведений. Мусические школы - для детей 7-16 лет, где давалось начальное образование, а также литературное и музыкальное. Гимнастические школы - для детей 12-16 лет, где занимались физической подготовкой детей и подростков. Гимнасии (или палестры) - для юношей 16-18 лет, в них завершалось образование, полученное в мусической и гимнастической школах, обучались философии, литературе, политике, совершенствовались в области гимнастики.

В период расцвета Древней Греции было три гимнасия: Ликей, Академия и Киносарг. Знаменитые античные учителя были выдающимися учёными и философами: Сократ, Аристотель, Платон.

В Древнем Риме широкое развитие получили грамматические школы для мальчиков из богатых и знатных семей. Подросток, окончивший такую школу в 15 лет, мог посвятить себя деятельности политического и судебного оратора. Подростки и юноши от 13-14 до 16-19 лет могли обучаться в риторских школах, которые можно назвать высшими учебными заведениями. После падения Римской империи (476 г.) античные школы исчезли не сразу, некоторое время ещё существовали школы грамматиков и риторов.

В средневековую эпоху появляются новые формы обучения и воспитания. Центрами образования становятся монастыри, при них создаются школы, а роль учителей выполняют лица духовного звания: священники и монахи. Но постепенно появляются и городские школы. Развитие торговли, промышленности требует образованных, грамотных людей. Для этих школ купеческими гильдиями и ремесленными цехами приглашаются наёмные учителя. Появляются и частные школы. Учителей становится всё больше и больше, учитель становится заметной, общественно значимой фигурой в обществе. Это по-прежнему лица духовного звания, позднее - выпускники университетов.

При дворах богатых аристократов были и свои домашние учителя, входившие в состав обслуживающего персонала. Так как системы профессионального образования учителей ещё не существовало, эту задачу выполняли книги. Это были педагогические сочинения Винсента из Бове («О воспитании детей знатных граждан»), Эразма Роттердамского, Мартина Лютера, Мишеля Монтеня и др.

Фундаментальным произведением, обобщившим всё, что было накоплено практикой, стала книга Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» (1632). Эту книгу можно назвать первой педагогической энциклопедией, где говорилось о цели обучения и воспитания, чему и как учить, какие требования предъявлять. С. Л. Соловейчик так сказал о нём: «Коменский впервые учил учителей преподавать... Его так и называли - «учитель учителей», как позже стали называть немецкого педагога Дистервега - «учитель немецких учителей» и русского педагога Ушинского - «учитель русских учителей».

В 1652 году Я. А. Коменским были написаны «Законы для учителей» - своеобразный кодекс профессиональной чести педагога. Коменскому принадлежит и описание школы, какой она должна быть: «Сама школа должна быть приятным местом, доставляя глазам привлекательное зрелище изнутри и снаружи. Внутри она должна быть светлой, чистой, украшенной картинами: портретами знаменитых людей, географическими картами, памятниками исторических событий, эмблемами. А извне к школе должна примыкать не только площадка для прогулок и игр, но также небольшой сад...».

Всё это справедливо и сегодня. В эпоху капитализма школьное дело продолжает бурно развиваться, а профессия учителя приобретает всё более массовый характер. Появляются многочисленные школы и училища различных типов. Наряду с классической школой появляются реальные и профессиональные школы, готовящие кадры для промышленности и торговли. Одновременно в 18-19 вв. в дворянских и буржуазных семьях было распространено домашнее воспитание и начальное обучение детей с помощью домашних наставников, домашних учителей-гувернёров (от фр. Gouverneur - управлять).

Истоки русской национальной школы берут своё начало в Древней Руси и связываются с именем князя Владимира, принёсшего на Русь христианство (988 г.). Тогда общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Первыми учителями были греческие священники, затем русские священники и монахи. Затем отдельно от людей духовного звания появилось и учительское сословие – «учительные люди». Появилась и «учительная литература»: летописи, сказания, жития, поучения... Одно из них – «Поучение Владимира Мономаха».

Уже в ту далёкую эпоху на Руси осознавали значение книги и чтения как основы всякого учения. Одной из первых печатных книг Ивана Фёдорова стала «Азбука». С течением времени количество учеников и учителей увеличивалось, школы появились в Новгороде, Смоленске, в Киеве при Андреевском монастыре была создана школа для девочек. Первое в России высшее учебное заведение – Киево-братская коллегия - было открыто в 1632 году. В 1687 году в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия, готовившая священников, переводчиков, преподавателей и редакторов книг для Печатного двора.

Дальнейший этап развития образования в России связан с именем Петра I. При нём была учреждена Школа математических и навигацких наук, готовившая кораблестроителей, капитанов и преподавателей для других школ. В ней учились мальчики и юноши всех сословий (кроме крепостных) 12-20 лет. Были созданы пушкарская, госпитальная, приказная школы. При Петре I был издан указ об открытии цифирных школ. В них учились «молодые робятки изо всяких чинов». Учителями этих школ должны были стать выпускники Навигацкой школы или Морской академии. В 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения «жениться не допускать и венечных памятей не давать».

С развитием горнозаводской промышленности открываются горнозаводские школы для обучения детей нижних чинов грамоте и «горным делам». 1724 год – Петром I подписан Указ об учреждении в Санкт-Петербурге Академии наук с университетскими курсами и гимназией. В 1755 году открывается гимназия для дворян и разночинцев при Московском университете (основан в 1755 г.). Были в России и частные школы, например училище Феофана Прокоповича, созданное в 1721 году.

Школа должна не только учить, но и воспитывать. И во времена Екатерины II в 1764 году издаётся указ об основании Воспитательного общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге - Институт благородных девиц. Девочек с 4-6-летнего возраста забирали из дома на 15 лет. Образование было в основном гуманитарным, но давались и начала математики и физики, воспитанниц усиленно учили иностранным языкам, музыке, домоводству, рукоделию. Из выпускниц института получались образованные учительницы, жёны, фрейлины.

В губерниях и уездах открывались народные училища. Но всё же школ к концу XVIII века было ещё очень мало. А учителей в 1800 году насчитывалось всего 790 человек. Но чем больше требовалось грамотных людей - для развития производства, строительства, освоения новых земель - тем больше становилось и разнообразных учебных заведений. Духовные семинарии, военные учебные заведения, элитные пансионы и лицеи (например, знаменитый Царскосельский лицей, открытый в 1811 году), вновь открытые университеты (в Казани, Харькове). Но подбор учителей и педагогов-наставников составлял большую проблему.

До конца XVIII века в России вовсе не было педагогических учебных заведений. Только в конце века, в 1786 году, в губернских городах были учреждены Главные народные училища, в которых готовились учителя для уездных училищ. Будущие педагоги учились пять лет, помимо общеобразовательной подготовки осваивая способ учения и работу с классом. По окончании сдавался экзамен на аттестат учителя. В том же году в Петербурге открылось первое специальное педагогическое учебное заведение - учительская семинария. В дворянских семьях по-прежнему продолжалась традиция нанимать детям домашних учителей, по большей части иностранцев.

В 1802 году было создано Министерство народного просвещения - первое в России ведомство, занимавшееся вопросами образования. Появилась чёткая система образования: приходская школа (1 год) - уездное училище (2 года) - гимназия (4 года) - университет. В университет можно было поступить только окончив классическую гимназию.

Реальное училище давало возможность поступить в технологический институт или сельскохозяйственную академию. Девочки учились отдельно, в женских гимназиях, затем мог ли поступить на Высшие женские курсы. Если в начале XIX века гимназий в России было 32, то к середине века уже около 100, в конце - 165, а в 1915 году средних учебных заведений уже насчитывалось 1798.

Симон Соловейчик в своей книге «Час ученичества» представляет общий ход развития народного образования в России на примере известных, знаменитых её граждан:

«Тенденция обозначается ясно, - пишет Соловейчик, - с каждым десятилетием образование всё более упорядочено. Если продолжать список, то всё чаще станут попадаться два слова: гимназия и университет (или высшее техническое училище, или институт)» .

Россия была разделена на шесть учебных округов - в каждом из них был университет (в Москве, Петербурге, Казани, Дерпте, Вильно, Харькове). Многие выпускники университетов пополняли число университетских преподавателей.

Рост числа учебных заведений требовал всё большего количества учителей, их по-прежнему катастрофически их хватало. В 1804 году создаётся Петербургский педагогический институт, на его базе в 1816 году графом С. С. Уваровым был основан Главный педагогический институт, получивший права университета. Здесь готовили учителей для гимназий, наставников для частных учебных заведений и преподавателей для университетов.

Если в начале XIX века ещё господствовало представление об учителе как о человеке приезжем, немце, или французе, или малограмотном дьячке, то к концу XIX века профессия учителя становится уважаемой, получает признание в обществе. В 1870-е годы в России создаётся сеть учебных заведений по подготовке учительских кадров. В 1874 году был введён экзамен на звание народного учителя, что повысило престиж профессии. К 1876 году было открыто 44 педагогических училища с 3-годичным обучением – учительские семинарии. В 1894-м их было уже 60, в них обучалось 4600 учащихся, в том числе 613 девушек. В начале ХХ века в стране было уже 280 тысяч учителей, 189 учительских семинарий, 48 педагогических институтов.

Постепенно в России стали появляться педагоги, которые не только обучали детей, они выдвигали новые педагогические идеи, экспериментировали. Свои педагогические убеждения они высказывали в статьях, книгах, которые вызывали живой отклик в обществе.

Тут можно назвать такие имена, как Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, Д. И. Менделеев. А в ХХ веке эту традицию продолжили А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, В. А. Сухомлинский, Б. М. Неменский, Д. Б. Кабалевский, С. Л. Соловейчик, Ш. А. Амонашвили и многие другие.

Постер: иллюстрация Николая Устинова к книге Юрия Коваля «Полынные сказки».

Прежде всего остановимся на одной школе, охватывающей три поколения. Сократ, Платон, Аристотель - эти имена вам, конечно, знакомы.

Родоначальником педагогики Древней Греции совершенно справедливо считается Сократ. Он жил в 470/469-399 г. до н.э. в Афинах и известен как один из крупнейших философов своего времени, славился неотразимостью в споре, был первым космополитом, человеком мира, гражданином мира. Будучи по профессии скульптором, Сократ имел много учеников, которых обучал не только ваянию, но и ведению диалога, полемике, беседуя с ними в процессе работы. Обладая прекрасным логическим мышлением, Сократ учил своих учеников логически мыслить (возьмем это себе на вооружение!). Он был страшным противником догматизма. Его девиз - все подвергать критическому анализу, т. е. думать и рассуждать, ничего не принимать на веру, во всем сомневаться (последнее было взято на вооружение К. Марксом).

Целью Сократа была борьба с софистами и воспитание молодежи. Слово «софист» происходит от греческого sophistes - «умелец, изобретатель, мудрец, лжемудрец». Софисты, с одной стороны, призывали изучать самого человека и его субъективные особенности, что само по себе хорошо и важно для воспитания молодежи, а с другой - занимались софистикой (от гр. sophistike - «умение хитро вести прения»), рассуждениями, основанными на преднамеренном нарушении законов логики. Вот этого-то и не мог терпеть Сократ. Он резко критиковал софистов за лжемудрствование, а заодно монархию и тиранию, аристократию и демократию, выступая против нарушения справедливости и воспитывая молодежь в том же духе. Естественно, это не нравилось власть предержащим. Сократа арестовали, заточили в тюрьму, хотели его казнить, но слишком многие ценили Сократа за его взгляды, новый подход к воспитанию молодежи, и власти решили спровоцировать его самоубийство, Сократ принял яд. Так окончилась его плодотворная, но полная трагизма жизнь.

После Сократа не осталось ни одного письменного источника (он был, так сказать, педагогом-практиком), но остались его благодарные ученики, Платон и Ксенофонт, которые слушали и записывали произносимое им. Благодаря им мы получили представление о педагогических приемах Сократа.

Вот отрывок из «Воспоминаний о Сократе» Ксенофонта. К Сократу приходит юноша Эвтидем, желающий стать государственным человеком. Между ними происходит следующий разговор:
«Сократ:
- Ты стремишься к самой высокой и самой важной добродетели. Это - добродетель царей и называется царской добродетелью. Не думал ли ты, что можно быть справедливым* не будучи добрым?

Эвтидем:
- Разумеется, нельзя, точно так же, как без справедливости невозможно стать хорошим гражданином.
- А достиг этого? - спросил Сократ.
- Я думал, Сократ, что могу считаться справедливым нисколько не меньше, чем всякий другой».

Далее Сократ показывает, как ложь, обман в одних случаях может быть справедливостью, а в других - несправедливостью.
«- Так вот, - говорит Сократ, - здесь напишем Д, а здесь А; затем то, что признаем делом справедливости, будем относить к Д, а что признаем делом несправедливости, - к А.
- Пиши, если считаешь нужным, - сказал Эвтидем.

Тогда Сократ, написавши, как сказал, спросил:
- Между людьми встречается ложь?
- Разумеется.
- Куда ее причислить?
- Конечно, к несправедливости.
- Обман также встречается?
- И очень.
- Его куда причислить?
- Тоже к несправедливости.
- Злоумышленность?
- Тоже.
- Продажу ближнего в рабство?
- Тоже.
- И к справедливости ничего не будет причислено?
- Да, и странно было бы, если бы было иначе.
- Теперь, если кто-либо, будучи избран в стратеги, обращает в рабство жителей враждебного, неприятельского города, скажешь ли ты, что он поступает несправедливо?
- Конечно, нет, - ответил Эвтидем.
- Не должны ли мы сказать, что он поступает справедливо?
- Разумеется.
- А если он во время войны с неприятелем прибегал к обману?
- Это также можно считать справедливым, - отвечал Эвтидем.
- А если бы он похищал и уносил их собственность, не было бы это справедливым?
- Конечно, было бы. Но я сначала думал, что ты спрашиваешь меня об этом только по отношению к друзьям.
- Значит, все, что ты причислил к справедливости, должно быть причислено также к несправедливости?
- Кажется, это так, - сказал Эвтидем.
- Значит, - продолжал Сократ, - мы теперь, после такого распределения, сделаем вторичное различение, именно, что подобные действия в отношении врагов справедливы, а в отношении друзей несправедливы, и что в отношении последних следует поступать как можно добросовестнее?
- Несомненно.
- Если стратег, - продолжал Сократ, - видя малодушных солдат, сообщит ложные известия, будто приближаются союзники, и этой ложью прекратит малодушие, куда причислишь.этот обман?
- Я полагаю, к справедливости.
- А если кто обманет своего сына, нуждающегося в лекарстве и не принимающего лекарства, и даст ему лекарство под видом обычной пищи и этой ложью сделает сына здоровым, куда причислишь этот обман?
- И этот туда же.
- Еще, если кто в случае малодушия друга, опасаясь, чтобы он не покончил с собой, тайно унесет или вырвет меч или что-либо подобное, это куда причислить?
- И это, разумеется, к справедливости.
- Так ты говоришь, что и в отношении друзей не во всем следует поступать без обмана?
- Разумеется, не во всем. Но я переставлю сказанное, если это можно.
- Да, это гораздо лучше, чем поставить неверно. Но из двух человек, обманывающих своих друзей с целью вреда, который тебе кажется более справедливым: нарочно обманувший или ненарочно?
- Да я, Сократ, уже не полагаюсь на то, что отвечаю, ибо все прежде сказанное выходит совсем иначе, чем я думал раньше. Впрочем, я могу сказать, что обманувший нарочно виновнее того, кто обманул ненарочно.
- Ты знаешь, что некоторых людей называют рабскими душами?
- Знаю.
- За мудрость или за невежество?
- Очевидно, за невежество.
- Но за невежество, например, в кузнечестве получают они это имя?
- Конечно, нет.
- А за невежество в плотничестве?
- И не за это.
- И за невежество в сапожничестве?
- Нет, ни за что подобное. Напротив, бывает очень много рабских душ из людей, знающих это.
- Следовательно, это название принадлежит таким людям, которые не имеют понятия о добром и справедливом?
- Я полагаю.
- Значит, мы должны всячески стараться не оказаться низкими душами.

Скажем Ксенофонту спасибо за то, что дал нам возможность побывать на беседе с Сократом.

Как видите, Сократ заставлял своего ученика развивать последовательно спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения. Затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод поиска истины и обучения получил название «сократический». Таким, на мой взгляд, не совсем благозвучным, он встречается в современной педагогической и методической литературе. Гораздо лучше, по-моему, назвать его «сократовским» или «методом Сократа».

Итак, главное в методе Сократа - это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению. Думается, что и вы пользуетесь таким же методом обучения.

Одним из самых восторженных учеников Сократа был Платон (428 или 427-348 или 347 г. до н.э.). Он был философом, но внес большой вклад и в педагогику, написав множество сочинений в форме диалогов, причем беседу в большей части ведет Сократ. Тяжело пережив смерть своего учителя, Платон уехал из Афин, посетил Кирену и Египет, Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. Вернувшись в Афины, Платон основал собственную школу, где читал ученикам лекции. Эта школа получила название Платоновской академии (слово «академия» происходит от имени мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где Платон основал свою школу). Она сыграла видную роль в развитии античного идеализма, находясь под влиянием пифагореизма, значительно способствовала развитию математики и астрономии. Как видим, Платон пошел дальше своего учителя. Важным для нас является его педагогическая теория, в основе которой лежит идея: восторг и познание - единое целое, познание он не отделяет от любви, а любовь - от красоты. Вот вам и информация к размышлению. Да если учесть, что слово «школа» (в пер. с лат. и гр.) означает «досуг», а досуг связан всегда с чем-то приятным, то нетрудно догадаться, что же должно лежать в основе высшей и средней школы. Стоит и нам задуматься над тем, как сделать познавательный процесс во всех отношениях приятным и полезным для студентов.

Продолжателем педагогического наследия Платона стал его талантливейший ученик, философ и ученый Аристотель (384-322 г. до н.э.) /4/. С 367 года в течение 20 лет он был участником Платоновской академии, вплоть до смерти Платона. В 343 г. царь Македонии Филипп пригласил Аристотеля воспитывать своего сына Александра (Македонского), будущего великого завоевателя, который с 335 г. до н.э. захватил Грецию, Персию, Египет, Среднюю Азию, дошел до Индии, Пакистана и основал огромную империю со столицей в Вавилоне. В 335 г. до н.э. Александр Великий отправился завоевывать страны, а Аристотель вернулся в Афины и создал там Ликей /5/, так называемую перипатетическую школу (от гр. peripateo - «прохаживаюсь») /б/. Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в ликее со своими слушателями, отсюда и название. Написав трактаты по философии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии и риторике, Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знаний. Как видим, он был эрудированным ученым, поэтому неудивительно, что в его школе речь шла прежде всего об общей культуре человека. Он внес много нового в педагогику: впервые в истории педагогики ввел возрастную периодизацию; рассматривал воспитание как средство укрепления государства (как современно это звучит!); считал, что школы должны быть только государственными, и в них граждане, исключая рабов (он ведь дитя своего времени), должны получать одинаковое воспитание. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого.

Главное в его системе - природолюбие. Имея двадцатилетний опыт участия в Платоновской академии, большой жизненный опыт естествоиспытателя, биолога, будучи страстным и увлеченным натуралистом, «любя природу, осмысливая отношения человека к ней, выводя их на уровень философских обобщений, он закладывал основы природосообразности образования», принцип, который дошел до нашего времени, естественно, в преобразованном виде. «Сегодня мы ратуем за экологизацию всего процесса воспитания. Стремимся, чтобы чувство природы закладывалось в каждом еще со школьных лет, а то и с самого раннего детства. Но у Аристотеля это уже было».

Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считал, что «из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков». (Не мешало бы знать это нашим студентам. Как считаете?) В целом, он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем по его мнению, «физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному».

Итак, Сократ, Платон, Аристотель - представители трех поколений одной школы (школы-досуга), в основе которой был заложен принцип свободного общения учителя и учеников в неформализованной обстановке.

Однако сведения о педагогике Древней Греции будут неполными, если умолчать о спартанском воспитании. О нем вы, конечно, слышали еще в школе. Благодаря Плутарху (ок. 46 - ок. 127 г.), выдающемуся греческому писателю той эпохи, когда Греция находилась под римским владычеством, до нас дошла научно восстановленная им картина воспитания в Древней Спарте (VI-I вв. до н.э.). Он известен, главным образом, сравнительным жизнеописанием знаменитых людей Греции и Рима. Стремясь утвердить свои идеалы, Плутарх искал образцы в истории. Он обратил внимание на то, что правители Спарты придавали большое значение рождению здоровых детей. Так, Ликург постановил, чтобы «...девицы также упражнялись в беге, в борьбе, в бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки и чтобы такими же были рождаемые ими дети». «Воспитание ребенка не зависело от воли отца - он приносил его к старшим членам филы, которые осматривали ребенка. Если он оказывался сильным и пропорционально сложенным, его отдавали на воспитание отцу..., а слабых и уродливых детей кидали в пропасть возле Тайгейта» /2, с. 9/.

«Спартанские дети не имели купленных или нанятых «дядек», и родители не могли воспитывать своих детей, как им хочется. Но все дети, которым только исполнилось 7 лет, собирались вместе и делились на агелы («кучка»). Они жили и ели вместе, приучались играть и проводить время друг с другом. Начальником агелы становился тот, кто оказывался понятливей других и более смелым в гимнастических упражнениях; остальным следовало брать с него пример и исполнять его приказания и беспрекословно подвергаться от него наказанию, так что школа была школой послушания. Старики смотрели за играми детей и нарочно доводили их до драки, ссорили их и при этом прекрасно узнавали характер каждого - храбр ли он, не побежит ли с поля битвы».

В чтении и письме учились только самому необходимому, остальное.- одна цель: беспрекословное послушание, выносливость и наука побеждать. Суровое воспитание: «Им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и играть вместе обыкновенно без одежды. На 13 году они снимали с себя рубашку и получали на год по одному плащу. Их кожа была загорелой и грубой, они не брали теплых ванн и не мазались маслом - только несколько дней в году позволялась им эта роскошь. Спали они вместе по «плам» (отделениям) и «are лам» на постелях, сделанных из тростника, который они собирали на берегах Еврота, причем рвали его руками, без ножа. Зимой клались под низ подстилки» /12, с. 10/.

«Старики выбирали себе «достойных юношей», наблюдали за ними, становились их наставниками. Воровство там процветало, но, главное, чтобы они не попадались. Хитрость высоко ценилась, «пища была всегда скудна» /2, с. 10/.

Из числа лучших, достойных граждан к ним «приставлялся еще другой воспитатель, «педоном». А сами старики выбирали из каждой агелы всегда самого умного и смелого, так называемого эйрена. «Двадцатилетний «Эйрен» начальствовал над своими подчиненными в примерных сражениях, дома же прислуживал за обедом». Эйрену разрешалось налагать наказания на детей, но в отсутствие мальчиков его самого подвергали наказанию, если он наказывал их слишком сильно или слишком слабо /2, с. 12/. Отсюда и пошло название «спартанское воспитание», оно стало нарицательным для обозначения строгого воспитания в суровых условиях. Кстати, в ряде школ и вузов Великобритании придерживаются до сих пор основных черт спартанского воспитания, не копируя его, но и не позволяя детям и студентам жить в роскоши, приучая их в учебном процессе к труду. Из спартанской школы они взяли главное: послушание, выносливость, науку побеждать.

Вот такова вкратце педагогика Древней Греции. Ее заслуга в том, что она заложила основы для формирования педагогической теории и практики обучения молодежи. Многое, как видим, в преобразованном виде сохранилось до сих пор.

Образование

Кого в Древней Греции называли педагогами? Обязанности педагога в Древней Греции

4 мая 2015

Ещё до нашей эры люди старались всеми способами изучить окружающий мир. В те времена таинства постройки архитектурных зданий крылись в математических расчетах, на которых основывался «фундамент» будущего проекта. Именно греческие математики сумели дать толчок для науки. И мало кто знает, что выходцы из этой страны построили все те систематические каноны воспитания детей, которые в дальнейшем развивали европейские ученые и философы.

О чем идет речь? Конечно же, об учителях. Греки первыми поняли, что знания не достаточно просто сохранять - их необходимо передавать дальше. Только так можно развиваться и совершенствоваться. Именно древние эллины ввели систему обязательного начального образования и активно развивали систему школ по всей стране. Даже своенравные спартанцы оценили весь потенциал педагогики и те возможности, которые она открывает перед будущими поколениями.

В данной статье рассмотрим все тонкости обучения и раскроем важный вопрос в образовательной сфере - кого в Древней Греции называли педагогами?

Недетские хлопоты

Каждая пара, которая в итоге становилась семьей, обзаводилась детьми. А с появлением младенца на супругов уже автоматически возлагались все обязанности рода: это и почитание традиций, и принятие религии, и все культовое обязанности, присущие поколению.

Рождение первенца было воистину настоящим торжеством. Двери дома, где находилась кормилица, украшали оливковыми ветвями или шерстяными нитками. Младенца купали в чане с водой, в которую добавляли оливковое масло и вино.

Но не всегда мужчины были уверены в своем отцовстве. Они выжидали около недели, чтобы распознать свои черты лица в ребенке, и уж тогда устраивали настоящий праздник для всех гостей.

Воины с детства

Воспитание в Древней Греции проводилось в сочетании с культурными традициями конкретного рода. Существовали, конечно, и общие каноны для всего народа, но каждая семья была индивидуальна и со своими желаниями.

Большинство делали упор на воспитании защитника родины, это беспрекословно относилось к мужской половине.

С самого детства родители своих чад растили на мудрых изречениях Гомера. В этих произведениях было все расписано и структурировано, в особенности правила поведения человека в обществе. Мужчина был должен отдавать долг перед родиной, подвиги должны были совершаться только для своего народа.

Видео по теме

Развитие не по годам

Подготовка к взрослой жизни проводилась отдельно для мальчиков и девочек, для каждых делался свой акцент в обучении.

Мужчины были обязаны уметь писать, читать, знать несколько песен военного характера, изучать историю и смыслить в религиозных обрядах. Конечно же, большой уклон шел на физическую подготовку бойцов. Испытания были не из легких. Молодые люди испытывали настоящие тяготы воина: голод, боль, невыносимая жара, холод и так далее.

После таких подготовительных «курсов» мальчиков загоняли на алтарь богини Артемиды и били розгами. Те, кто вынес это очередное испытание, отправлялись странствовать по стране без всяких средств для проживания и даже с минимумом одежды. Выдержав и это, они допускались к трапезе с солидными мужчинами и становились элитой общества.

Женская доля

Что касается прекрасной половины, то они до семи лет находились под опекунством своей кормилицы или же няньки. Далее их учили прясть, ткать, ухаживать за хозяйством. Но вот образовательным моментам из разряда «читать, писать» уделялось по минимуму времени.

К примеру, в Афинах воспитание девушек напрямую зависело от родителей и их пожеланий, а вот в Спарте юные красавицы занимались гимнастическими упражнениями и борьбой наравне с мужчинами-воинами.

Также девушек учили пению и танцам, так как женская роль в религиозных обрядах была ведущей.

Учение - свет

Первые древние школы Греции возникли в V в. до н.э. Содержание образования было весьма разносторонним, уклон уходил в разные науки.

Родители практически с рождения определяли, кем быть ребенку, и в зависимости от пожеланий отправляли в одну из школ:

1. Милетская школа - в приоритете гуманитарные, прикладные и философские науки.

2. Собрание пифагорейцев - познание свойств числа и теории единства мира.

3. Учебное заведение Гераклита Эфесского - изучение явлений природы и войны.

4. Элейская школа - открывали проблемы познания чего-либо.

5. Атомисты - изучали атомы и материальные частицы.

Древние школы Греции всё же имели общие черты: поиски первоначального существования человека, открытые философские учения и размышления и объяснения неопознанных явлений, которые возникали в окружающей среде.

Это тем самым обуславливалось единство народа, и различие между умами не было колоссальным.

Определение не по назначению

И всё-таки, кого в Древней Греции называли педагогами?

Скорее всего, вы подумаете, что это те люди, которые получали специальное образование, чтобы в дальнейшем иметь какие-то полномочия в данной сфере. Но это не совсем так.

В древнее время оборот «рабы-педагоги» содержал отождествленные по смыслу слова. Это в основном были мужчины, которые оказались непригодны для физического труда в какой-либо сфере работы, поэтому берегли домашний очаг. Культ семьи и быта стоял на первом месте.

В обязанности такого раба входило следить за детьми до семи лет. Педагог-воспитатель охранял своего подопечного при выходе из дома, сопровождал в школу и на общественные мероприятия. Также вкладывал знания о грамоте на элементарном уровне.

Всё это продолжалось до того возраста, когда дети переступали порог зрелости и некой мудрости.

Не исключали и женщин в такой профессии. Они были преподавательницами греческого языка, и в основном их приставляли к маленьким детям.

Концепции воспитания

Не только в наше время люди (например, при исторических исследованиях) задаются вопросом о том, кого в Древней Греции называли педагогами.

В те времена учения о воспитательных методах зарождались как особые течения философии. Теоретические концепции продвигали великие философы - Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель. Они отождествляли воспитательные процессы с законами природы и раскрывали семейные традиции через философские учения.

Демокрит изучал сознание человека и его функции.

Сократ установил факт, что самое лучшее воспитание - это диалог с учениками, так как только с помощью обоюдного восприятия информации получится хороший результат.

Платон больше изучал проблему рабовладения в педагогике. Он написал два труда - «Государство» и «Законы».

Аристотель на всё смотрел сквозь призму природного мира. Цель воспитания в его понимании делилась на две части: развитие разумной и волевой сторон души.

В свое время Древняя Греция кратко, но четко диктовала собственные каноны в учебных процессах. И такие виды познания детской психологии распространялись не только в этой стране.

Передача знаний в поколения

В наши дни эти древние знания - и есть то, чем оперируют преподаватели, и неважно, какой предмет. Всё равно истоки приводят к Древней Греции.

Философские учения не всегда могут быть понятны обычному прохожему, но тому, кто стремится познать мир, трудности не страшны.

И людям, которые хотят и стремятся работать в сфере образования, советуем рассмотреть вопрос о том, кого в Древней Греции называли педагогами. Ведь проходит множество лет, значение некоторых слов меняется, а в итоге страдают самые ценные сокровища - дети.